Снижение налогов в краткосрочном периоде приводит

Опубликовано: 26.04.2024

Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.

Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения, производство денег – сеньораж. В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами (G) и налогообложением (T) с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

Дискреционная фискальная политикасознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения G или снижения T. В период подъема создается бюджетный излишек.

Государственные расходы оказывают влияние на AD и обладают мультипликативным эффектом

где kg = 1/1-MPC – мультипликатор государственных расходов.

Действие налогов, подобно G, обладает мультипликативным эффектом

ВНП = - kt T,

где kt = MPC/MPS – мультипликатор налогов.

kg > kt, так как, например, при сокращении Т потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста G оказывает прямое воздействие на величину ВНП.

Недискреционная фискальная политикапредполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Принципы налогообложения:
– сочетание прямых и косвенных налогов;
– универсальность налогообложения;
– равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений;
– однократность налогообложения;
– использование системы налоговых льгот;
– стремление к стабильности условий налогообложения;
– запрет обратной силы налоговых законов.

Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды.

Юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис. 31.1) отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.

Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог.

Рис. 31.1. Кривая Лаффера

Ставка налога – величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу отложения, независимо от размеров дохода); пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины); прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода).

Прямые налоги – платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог, налог на землю и т.д.). Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей (акцизы, НДС, таможенные пошлины).

Чистые налоговые поступления в бюджет – разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

Одной из теоретических основ программ преодоления высокой инфляции и сопутствующей ей безработицы (сочетания, особенно характерного для стран с переходной экономикой) является концепция "экономики предложения".

Сторонники этой концепции считают, что экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса, неэффективна.

Одним из действенных факторов увеличения совокупного предложения сторонники данной концепции считают снижение налогов. При этом они опираются на кривую Лаффера.

Как известно, кейнсианцы трактуют рост налогов как снижение покупательной способности, а следовательно, как антиинфляционный феномен (сдвиг кривой AD влево). Сторонники "экономики предложения" считают, что большинство налогов переходят в издержки предпринимателей и перекладываются на потребите- лей в виде более высоких цен ("налоговый клин"), т.е.

Т- сумма налоговых поступлений г - ставка налога (в %) Л О

Снижение налоговых ставок, по мнению Лаффера и его сторонников, может создать дополнительные стимулы к труду, инвестициям, сбережениям, расширению производства и, соответ-ственно, налоговой базы. Сократится и уклонение от налогов. Все это благоприятно отразится на состоянии бюджета: рост занятости снизит выплаты пособий по безработице, а рост дохода увеличит суммарные налоговые поступления в бюджет даже при более низкой налоговой ставке1.

Критики данного подхода указывают на тот факт, что налоговые стимулы смогут привести к росту производства лишь в долгосрочном периоде. К тому же неизвестно, сработают ли эти стимулы. Во многом это зависит от чувствительности экономики к изменению налоговых ставок. Нельзя, например, однозначно утверждать, что при снижении подоходных налогов люди ста1 Проблема ликвидации "налогового клина" стала в последние годы особенно актуальной для России. Одним из факторов спада в экономике стало сочетание высокой ресурсоемкости производства и роста цен на ресурсы, причем главным образом за счет увеличения их налоговой составляющей. Уменьшение налогового пресса, по мнению многих экономистов, позволит снизить цены на ресурсы, сократить издержки производства во многих отраслях и таким образом не только ослабить инфляцию, но и создать условия для роста производства и снижения дефицита бюджета.

Глава 10. Совокупное предложение и кривая Филлипса.

Политика стимулирования предложения 225

нут работать больше, а не предпочтут отдых, если теперь тот же доход после выплаты налогов (располагаемый доход) можно будет получить, затрачивая меньше труда.

Отдача от дополнительных инвестиций будет получена не сразу, а вот увеличение потребления при снижении налогов расширит совокупный спрос.

Наконец, на практике бывает трудно определить, находится экономика справа или слева от точки А на кривой Лаффера. Если экономика стартует в точке С, то снижение налоговых ставок действительно может увеличить налоговые поступления, но если движение начнется из точки В, то неминуем рост дефицита бюджета вследствие падения налоговых поступлений со всеми вытекающими негативными последствиями.

Среди мер экономической политики, направленных на стимулирование совокупного предложения, нередко выделяют:

меры по стимулированию текущего объема производства;

меры, направленные на долгосрочное повышение темпов роста производства.

К первой группе обычно относят меры по повышению эффективности использования факторов производства, повышению эффективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их применения через реформу финансовой системы, государственного сектора, рынка труда и т.д., меры по сокращению "налогового клина" через реформу налоговой системы, сокращение дотаций, снятие торговых ограничений и другие меры, содействующие развитию конкуренции и т.д. Ко второй группе относят стимулирование сбережений и инвестиций, а также совершенствование механизма перевода первых во вторые; стимулирование нововведений в области образования и создание новых технологий; стимулирование притока иностранных инвестиций и другие структурные преобразования.

Краткосрочная кривая AS

Жесткость цен и заработной платы в краткосрочном периоде

Эффективная заработная плата

Отсутствие координации в поведении фирм

Ступенчатый характер изменения цен и заработной платы

Кривая Лаффера: оптимальные налоговые ставки

Сегодня я хочу поднять важную тему: зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня налоговых ставок, которая известна как кривая Лаффера. Что отображает данная кривая, почему она именно такая, и каковы оптимальные налоговые ставки в государстве — обо всем этом поговорим далее. Думаю, что тема должна быть интересной.

  1. К чему приводит повышение налоговых ставок?
  2. Кривая Лаффера
  3. Каковы оптимальные налоговые ставки?

К чему приводит повышение налоговых ставок?

Как вы знаете, в последние годы в России ведется политика повышения налогов и сборов. Увеличиваются ставки по действующим налогам (например, НДС), вводятся новые (на проценты по вкладам, доходы по облигациям, налог на профессиональную деятельность для самозанятых, увеличение налога «для богатых» и т.д.). Таким образом государство стремится увеличить бюджетные поступления. Однако, эти поступления по многим видам налогов не растут, а падают, и в целом — тоже падают, о чем свидетельствуют данные налоговой службы:

Почему так происходит? Дело в том, что увеличение налоговых ставок не всегда ведет к увеличению объема налоговых платежей, а может привести и к обратному эффекту. В какой-то момент налоговые платежи становятся непосильными для представителей бизнеса и граждан, и они попросту закрывают свою деятельность, либо уходят в тень, чтобы не платить налоги.

Именно такой эффект мы и наблюдали в России в 2020 году: согласно официальной статистике прекратили свою деятельность около 20% бизнес-единиц, то есть, пятая часть! Это, соответственно, привело к снижению налоговых сборов не только с бизнеса, но и с граждан, пользующихся товарами и услугами.

Чтобы увеличить налоговые поступления в бюджет, во многих случаях следует не увеличивать, а наоборот, уменьшать налоговые ставки и количество налогов. Эта экономическая закономерность выявлена аналитическими исследованиями и получила известность в своем графическом отображении как кривая Лаффера.

Кривая Лаффера

Американский экономист Артур Лаффер вывел и доказал зависимость влияния уровня налоговых ставок на объем налоговых поступлений в бюджет государства. Хотя он же утверждал, что не является основоположником данной теории, истоки которой он находил и в экономической теории кейнсианства и даже у средневековых ученых. Лаффер знаменит тем, что наглядно отобразил данную зависимость на графике, получившем название «Кривая Лаффера». Вот так она выглядит:

Кривая Лаффера

Кривая Лаффера показывает зависимость налоговых поступлений от налоговых ставок. При увеличении налоговой нагрузки объем налоговых поступлений в бюджет растет только до определенного уровня, далее — он начинает снижаться.

Точка А на графике — это идеальное соотношение между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями.

Например, если при совокупном объеме налоговых ставок 50% (в точке A) налоговые поступления в бюджет будут максимальными, то при объеме ставок 30% и 70% (в точках B и C) налоговые поступления будут ниже, причем, одинаковыми.

Из этой закономерности можно вывести важные следствия:

  1. Если после повышения налоговых ставок и начала снижения поступлений повышать ставки еще сильнее, то и поступления начнут снижаться еще сильнее.
  2. Если после повышения налоговых ставок объем поступлений снизился, для его увеличения ставки надо обратно понижать.
  3. Если ставки долгое время не менялись, и стоит задача повысить налоговые поступления в бюджет — возможно, для этого следует понизить, а не повысить ставки.
  4. Если снижать налоговые ставки, то в краткосрочной перспективе это может привести к снижению налоговых поступлений, а в долгосрочной — приведет к росту.
  5. Если повышать налоговые ставки, то в краткосрочной перспективе это может привести к росту налоговых поступлений, а в долгосрочной — приведет к снижению.

Каковы оптимальные налоговые ставки?

Теперь о главном: какими должны быть оптимальные налоговые ставки, как найти ту самую точку A на графике? На этот вопрос нет однозначного ответа: для каждой страны эта точка может быть разной. Если очень сильно усреднить, то считается, что уровень предельной налоговой нагрузки не должен превышать 40-50% от дохода, если ставки выше — интерес к заработку теряется. При этом оптимальной налоговой ставкой, устраивающей налогоплательщиков, считается ставка налога на доходы около 15%. Так или иначе, оптимальный уровень налоговых ставок в конкретной ситуации можно определить путем анализа, опытным путем.

Кривая Лаффера используется для оценки и анализа объема налоговых поступлений не только от представителей бизнеса, но и от населения. Тем более, что изначально объектом исследования был налог на доходы, применяемый как к физлицам, так и к представителям бизнеса.

В истории есть успешные примеры применения кривой Лаффера на практике, когда налоговые ставки снижали, в т.ч. и кардинально, и это приводило к росту налоговых поступлений в бюджет.

Например, еще в 1925 году в США кардинальным образом снизили налог на доходы физлиц — с 73% до 25%, примерно в 3 раза. За последующие 8 лет объем годовых налоговых поступлений в бюджет увеличился с 719 млн. до 1 млрд. долларов, то есть, на 39%.

Другой пример. В конце 90-х годов в Польше власти существенно повысили акцизы на алкогольные и табачные изделия. Это привело к резкому сокращению поступлений акцизного сбора, поскольку граждане страны перестали покупать легальные товары и начали пользоваться контрабандой. Как следствие падения объема продаж, упало и производство. Тогда власти страны вновь понизили ставку акцизного сбора с 29% до 18% и объемы налоговых сборов вновь увеличились.

Кривая Лаффера в реальных условиях не столь ровная и симметричная, как показана на графике, график является лишь упрощенным представлением этой зависимости. Но зависимость в любом случае есть.

Важно понимать, что если государство повышает налоги, а объемы налоговых платежей при этом падают, самое время вспомнить кривую Лаффера и действовать в обратном направлении. Тем более, если налоговая нагрузка в стране и так очень высока.

Однажды я подсчитывал, какие налоги в России платит человек, и получилось, что около 70% (!) своего заработка он отдает государству в виде прямых и косвенных налогов. Также я сравнивал налоги в России и в США, получилось, что в США налоговая нагрузка более чем в 3 раза ниже. При подобном и так очень высоком уровне налоговой нагрузки дальнейшее повышение налогов и сборов вряд ли приведет к увеличению наполняемости бюджета, а скорее, согласно кривой Лаффера, покажет обратный результат. Что мы уже начинаем наблюдать. Так что, в нынешней ситуации, с учетом и так нерадужного финансового положения страны и ее граждан, целесообразнее было бы снижать налоги, а не повышать их и вводить новые.

Теперь вы знаете, что отражает кривая Лаффера, и где она используется. На этом буду заканчивать. Как всегда рад услышать ваше мнение в комментариях. Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свой уровень финансовой грамотности!

Фискальная политика – это совокупность государственных мер, предпринимаемых правительством с целью воздействия на экономику посредством формирования структуры и изменения величины государственных расходов, трансфертов и налогов.

Сущность фискальной политики можно свести к формированию и расходованию государственного бюджета, поскольку налоги – это основные доходы бюджета, а государственные закупки и трансферты – его расходы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать как налогово-бюджетную. Таким образом, инструментами фискальной политики являются налоги, трансферты и государственные закупки.

Цель фискальной политики в краткосрочном периоде – сглаживание циклических колебаний и стабилизация экономики (поддержание стабильного уровня ВВП, полной занятости ресурсов и стабильности цен).

Цель фискальной политики в долгосрочном периоде – стимулирование экономического роста.

Раскроем механизм фискальной политики.

В краткосрочном периоде рост государственных закупок и трансфертов увеличивает совокупный спрос и ведёт к расширению ВВП и доходов, снижается безработица. Сокращение государственных закупок вызывает обратную реакцию: сокращение объёмов производства и рост безработицы.

В долгосрочном периоде увеличение государственных закупок повышает инвестиционный спрос, что провоцирует рост процентных ставок и ведёт к уменьшению фактических инвестиций, это в конечном итоге замедляет темпы экономического роста.

Рост налогов сокращает располагаемый доход и снижает уровень потребления, что ведёт к падению совокупного спроса, объёма производства, доходов, увеличению безработицы. Снижение налогов способствует увеличению располагаемого дохода, потребления, совокупного спроса, объёма ВВП, доходов и занятости. Однако в долгосрочном периоде, когда экономика близится к полной занятости ресурсов, рост совокупного спроса в результате снижения налогов может привести к повышению цен, стимулируя тем самым инфляцию.

Следует отметить, что государственные закупки оказывают непосредственное воздействие на величину совокупных расходов, в то время как трансферты и налоги означают лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное – через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов.

Изменение правительственных закупок и налогов влияет на величину ВВП с мультипликативным эффектом, то есть первоначальное снижение или увеличение государственных расходов и налогов приводит к более значительному конечному изменению ВВП. Данный эффект обусловлен тем, что увеличение государственных расходов и снижение налогов ведут к росту потребления, что, в свою очередь, увеличивает доход, способствующий дальнейшему увеличению потребления, и т.д. Такой переход от потребления к доходу и вновь от дохода к потреблению может продолжаться долго.

Мультипликативное влияние изменения правительственных закупок на изменение ВВП было рассмотрено ранее (см. подразд. 2.7). Обратимся к налоговому мультипликатору. Введение дополнительного налога (или повышение ставок существующих налогов) ведёт к сокращению располагаемого дохода, что в свою очередь снижает объёмы потребления и сбережения. На рисунке 5.7 показано мультипликативное сокращение объёма национального производства (ВВП) в результате введения налога (Т).

Первоначальное сокращение совокупного спроса (AD), вызванное уменьшением потребительских расходов

с [С0 + MPC Y] до [C0 + MPC (Y - T)]

в связи с введением налога, привело к более значительному сокращению величины ВВП (Y > T), что и отражает суть мультипликативного (множительного) эффекта.

Количественно мультипликативный эффект будет выражен с помощью налогового мультипликатора, показывающего во сколько раз изменение реального ВВП превысит изменение налогов:

где multt – налоговый мультипликатор; Y – изменение реального ВВП; ∆Т – изменение налогов.

В результате сокращения располагаемого дохода уменьшатся объёмы потребления и сбережения, величина этих изменений зависит от предельной склонности населения к потреблению (МРС) и предельной склонности населения к сбережению (MPS).

Рис. 5.7. Влияние налогов на объём национального производства

При введении налога потребительские расходы уменьшатся на величину Т МРС и соответственно реальный ВВП уменьшится на Y:

Тогда налоговый мультипликатор будет равен:

При условии одинакового увеличения государственных расходов и налогов равновесный объём производства увеличивается на ту же величину. В этом заключается суть эффекта сбалансированного бюджета, то есть:

Таким образом, мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Данный мультипликатор не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. В этом случае имеется в виду сбалансированность изменений в доходах и расходах государственного бюджета, то есть сохранение равенства ∆Т = ∆G.

Мультипликативный эффект от изменения налогов слабее, чем от изменения государственных расходов. Данное различие объясняется тем, что правительственные закупки непосредственно входят в совокупный спрос (AD), и их изменение полностью отражается на величине спроса, в то время как налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют и на потребление, и на сбережения. Это различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если стоит цель – расши

рение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются государственные расходы (это даёт сильный стимулирующий эффект), для сдерживания инфляционного подъёма целесообразно увеличивать налоги (это относительно мягкая ограничительная мера).

Различают следующие виды фискальной политики: дискреционную и недискреционную (автоматическую).

Дискреционная фискальная политика предполагает сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью достижения поставленных целей регулирования экономики. Целенаправленно изменяя объёмы налоговых изъятий, изменяя размеры социальных выплат и государственных закупок, государство тем самым влияет на экономическую ситуацию в стране.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика, или политика встроенных стабилизаторов, предполагает автоматическое изменение чистых налоговых поступлений и расходов государственного бюджета в периоды изменения объёмов национального производства. Данная политика основана на действиях встроенных стабилизаторов – инструментов, наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая её при перегреве. К этим инструментам можно отнести:

· прогрессивную систему налогообложения;

· систему государственных трансфертов;

· систему участия в прибылях предприятий.

Например, система прогрессивного налогообложения действует следующим образом. В период подъёма вследствие роста доходов налоги начинают взиматься по более высоким ставкам, вследствие чего темп роста располагаемого дохода начинает отставать от темпа роста национального дохода, что сдерживает рост потребления. Помимо этого, в результате роста доходов снижаются затраты государства на социальные пособия. В итоге рост совокупного спроса сдерживается. Таким образом, встроенные стабилизаторы обеспечивают естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую (экспансионистскую) и сдерживающую (рестриктивную) фискальную политику. Отличие указанных видов фискальной политики представлено на рисунке 5.8:

Рис. 5.8. Виды фискальной политики

Фискальная политика обладает рядом достоинств:

· все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину совокупного объёма национального производства;

· период времени между началом реализации мер в рамках фискальной политики и появлением первых результатов относительно короткий, результат воздействия на экономику достаточно быстрый;

· существуют встроенные стабилизаторы.

Вместе с тем, нельзя не отметить и ряд негативных моментов, снижающих эффективность фискальной политики.


К ним относятся:

· наличие «эффекта вытеснения», который проявляется в следующем: стимулирующая фискальная политика ведёт к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает процентную ставку; удорожание кредита приводит к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм в краткосрочном периоде, что может спровоцировать уменьшение запаса капитала в экономике и снижение экономического потенциала в долгосрочном периоде;

· наличие достаточно длительного периода времени между возникновением необходимости изменения фискальной политики и принятием решения о её изменении, в итоге может результат предпринимаемых действий может быть противоположный желаемому;

· проблема идентификации экономической ситуации (завершение спада или начало оживления) для принятия правильных решений;

· проблема определения величины, на которую целесообразно изменить инструменты фискальной политики.

Примеры решения типовых задач

Налоговая функция имеет вид:

Т = 0,4Y,

где Y объём национального производства.

Функция государственных трансфертов имеет вид:

F = 0,2Y.

Государственные закупки составляют 400 ден. ед.; государственный долг равен 1000 ден. ед.; ставка банковского процента i = 0,1 %; реальный объём национального производства (Y) составляет 2000 ден. ед.; потенциальный объём национального производства (Y * ) равен 2500 ден. ед.

Определить сальдо государственного бюджета и рассчитать величину структурного и циклического дефицита.

Решение:

Для определения сальдо государственного бюджета необходимо сравнить величину доходов и расходов государства. Согласно условиям задачи к доходам можно отнести только налоговые поступления, которые при реальном объёме национального производства равны:

Расходы государства будут включать трансфертные выплаты населению, государственные закупки и расходы на обслуживание государственного долга (выплату процентов по госдолгу):

Сравнивая величину доходов и расходов, определяем сальдо бюджета:

Таким образом, сальдо государственного бюджета отрицательное, имеется фактический дефицит бюджета в размере 100 ден. ед.

Для расчёта структурного дефицита необходимо определить расходы и доходы государства в условиях полной занятости ресурсов, когда имеется потенциальный объём национального производства (Y * ). Государственные расходы в условиях полной занятости ресурсов составят:

Государственные доходы соответственно будут равны:

Структурный дефицит составит:

Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим и структурным дефицитом, его величина соответственно будет равна:

Таким образом, имеется отрицательное сальдо государственного бюджета, величина фактического бюджетного дефицита составляет 100 ден. ед., структурный дефицит имеет нулевое значение, циклический дефицит численно равен 100 ден. ед.

Функция потребления имеет вид:

где Y – объём национального производства, Т – налоги, F – государственные трансферты

Величина инвестиций (I) составляет 65 ден. ед., налоги (Т) равны 50 ден. ед.; величина трансфертов (F) 10 ден. ед.; государственные закупки (G) равны 40 ден. ед.

Определить, как изменяться равновесный выпуск и планируемые расходы при увеличении налогов до 57 ден. ед., а также рассчитать величину налогового мультипликатора (multt).

Решение:

Для определения величины изменения равновесного выпуска (Ye) необходимо рассчитать его первоначальное значение и значение, изменившееся в результате проведения фискальной рестрикции (повышения налогов). Используя основное макроэкономическое тождество, отражающее равенство совокупных доходов и планируемых расходов (Y = E), определим первоначальное значение равновесного объема национального производства (Ye1):

После увеличения налогов равновесный объём национального производства составит (Ye2):

Таким образом, в результате проведения сдерживающей фискальной политики, равновесный выпуск сократился на 28 ден. ед.:

Потребительские расходы сократятся на величину ∆T , где МРС – предельная склонность к потреблению. Величина предельной склонности к потреблению составляет 0,8 (см. функцию потребления в условии задачи), тогда сокращение потребительских расходов составит:

Используя формулу налогового мультипликатора (5.6), рассчитаем его величину, принимая во внимание, что сумма предельной склонности к потреблению (МРС) и предельной склонности к сбережению (MPS) составляет единицу:

Таким образом, в результате проведения фискальной рестрикции равновесный объём национального производства уменьшился на 28 ден. ед., потребительские расходы сократились на 5,6 ден. ед. Величина налогового мультипликатора составляет -4.

Задания для самоконтроля

1. Что является недостатком концепции циклического балансирования бюджета?

а) Реализация данной концепции может привести к углублению экономического спада или усилить перегрев экономики;

б) существует опасность возникновения бюджетных дефицитов;

в) имеется несоответствие величины профицита бюджета на подъёме величине бюджетного дефицита при спаде.

2. Недостатком какого способа финансирования дефицита государственного бюджета является «эффект вытеснения»?

б) долгового – внутреннее заимствование;

в) долгового – внешнее заимствование.

3. Установите соответствие между следующими элементами налога и их характеристиками:

Характеристика элемента налога

а) Сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта

б) Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения

в) Величина налоговых начислений на единицу обложения

г) Доход, за счёт которого выплачивается налог

д) Имущество или доход, подлежащие обложению

4. Доход, не превышающий 100 тыс. ден. ед. облагается налогом, по ставке 15%. С дохода свыше 100 тыс. ден. ед. взимается налог в размере 18 %. Определите величину средней и предельной налоговых ставок для дохода 150 тыс. ден. ед.

Задания повышенной сложности

1. Объясните механизм действия встроенных стабилизаторов в период экономического спада и подъёма на примере государственных трансфертов и участия в прибылях предприятий.

2. Если целью государственной политики является ограничение государственного сектора, определите, применение какого инструмента фискальной политики позволит достичь более быстрого эффекта.

3. Объясните, почему мультипликативный эффект изменения государственных расходов сильнее мультипликативного эффекта изменения налогов.

[1. с.127-156; 2, с. 238-245; 5, с. 258-290]

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

ОГЛАВЛЕНИЕ

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет. Изменяя размеры и правила налогообложения, объемы и направления государственных расходов, правительства могут воздействовать на уровень цен и занятость, на темпы экономического роста и эффективность производства. В данной теме и рассматриваются содержание, механизм, последствия бюджетно-налоговой политики, проводимой государством.
Основные вопросы темы:

Вопрос 1. Механизм фискальной политики.
Вопрос 2. Виды и эффективность фискальной политики.

Механизм фискальной политики

Маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику называется фискальной политикой. После Второй мировой войны фискальная политика, опирающаяся на использование государственного бюджета, стала основным средством регулирования экономики в целях достижения стабильного экономического роста, полной занятости, предотвращения инфляции, обеспечения равновесия платежного баланса.
Основой фискальной политики государства являются следующие положения:

  1. рост правительственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Уменьшение правительственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы;
  2. увеличение налогов сокращает располагаемый доход и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости. Снижение налогов увеличивает совокупный спрос, объем ВНП и доходов, увеличивает занятость.

Фискальная политика, расширяя или сдерживая совокупный спрос на товары и услуги, оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки.
Напомним, что, увеличивая государственные закупки, правительство осуществляет "инъекции" в национальную экономику, ведущие к расширению объема производства.
Направленность воздействия налогов на экономику (объем производства, доходы и занятость) противоположна воздействию государственных расходов. Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление. Рост потребления вызывает расширение совокупного спроса, что в краткосрочном периоде (когда цены постоянны) стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы. Со временем, однако, когда ВНП достигнет своего потенциального уровня, рост совокупного спроса приведет к повышению цен.
Анализируя влияние налогов на экономику, необходимо иметь в виду, что изменение уровня потребления при изменении величины налогов зависит от предельной склонности к потреблению.
Рассмотрим, как изменится потребление (С), если правительство взимает: 1) аккордные налоги, не зависящие от уровня доходов; 2) пропорциональные налоги, величина которых зависит от уровня дохода.
Введение аккордного налога снижает личный доход до уровня располагаемого. Уменьшение дохода приводит к сокращению потребления:
Ci = Со + МРС х (Y) до С2 = Со + МРС х (Y - Т), где С1 - уровень потребления до введения налога;
С2 - уровень потребления после введения налога;
Со - уровень потребления при нулевом доходе;

МРС - предельная склонность к потреблению;
Y - доход; Т - налог.
Другая, более типичная ситуация наблюдается, когда налоговые изъятия зависят от уровня дохода. В этом случае общая сумма налоговых выплат равна t(Y), а величина располагаемого дохода:
Y - t(Y) = (1-t) х Y,
соответственно, потребление после введения налога составит:
Text Box: Влияние введения налога на объем национального производства представлено на рис. 27.1. Рис. 27.1. Влияние увеличения налогов на объем производства (ВНП)

С2 = Со + МРС ¦ (1-t) х Y.
Первоначально экономика находилась в состоянии равновесия при ВНП, равном Q\. Введение налога (Т) снижает потребление до уровня С0 + МРС х (Y - Т) и, следовательно, совокупные расходы до АБ2. В результате равновесный объем производства сокращается до уровня Q2. Снижение налогов вызовет противоположный эффект - объем производства будет увеличиваться.
Подобно правительственным расходам, налоги обладают множительным, мультипликативным эффектом. Однако налоговый мультипликатор отличается от мультипликатора правительственных расходов. Последний "сильнее", больше первого. Дело в том, что правительственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос, и их изменение полностью отражается на величине совокупного спроса.
Что касается налогов, то они, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение. Налоговой мультипликатор (MRT) зависит от соотношения, в котором предельный доход распадается на потребление и сбережение, т.е. он равен отношению предельной склонности к потреблению к предельной склонности к сбережению:
Text Box: MRT
MPC
Mps ’

где МРС - предельная склонность к потреблению;
MPS - предельная склонность к сбережению.
В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора меняется. Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговый мультипликатор приобретает вид:
= МРС( 1 -,) .
MPS
Следовательно, изменение ВНП в результате изменения налогов равно величине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор:
Л GNP = AT х MRT.
Подобно мультипликатору правительственных расходов, налоговый мультипликатор действует в обоих направлениях.
Дальнейший анализ предполагает объединение мультипликативных эффектов бюджетно-налоговой политики. Предположим равное увеличение правительственных расходов и налогов. Тогда под влиянием роста правительственных расходов совокупный спрос возрастет, а под влиянием увеличения налогов сократится. При этом поскольку мультипликатор правительственных расходов "сильнее" налогового мультипликатора, окончательный, суммарный результат будет состоять в приросте выпуска продукции, равном увеличению налогов и правительственных расходов.
Разберем следующий пример. Предположим, что налоги и правительственные расходы увеличились на одинаковую величину - на 100 ден. ед. Бюджет сбалансирован. Предельная склонность к потреблению - 0,8. Тогда мультипликатор правительственных налогов равен 5 [1 : (1 - 0,8)], а налоговый мультипликатор - 4 (0,8 : 0,2). В результате увеличения налогов ВНП сократится на 400 ден. ед (100 х 4), а следствием увеличения правительственных расходов станет прирост ВНП на 500 ден. ед. (100 х 5). В итоге ВНП возрастет на столько, на сколько увеличились налоги и правительственные расходы - на 100 ден. ед. (500 - 400). Следовательно, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.
Итак, фискальная политика, предусматривающая равное увеличение налогов и правительственных налогов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что равное изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного выпуска на ту же величину.

  1. В чем суть фискальной политики государства, и каковы ее основные инструменты?
  2. Каковы последствия изменения бюджетных расходов для экономики в краткосрочном и долгосрочном периодах?
  3. Как меняется потребление при введении (или отмене) налогов?
  4. Каков механизм воздействия налогов на национальный объем производства?
  5. Чему равен налоговый мультипликатор? Почему изменение в государственных расходах оказывает большее влияние на совокупный спрос, чем изменение налогов?
  6. К чему приводит равное изменение налогов и государственных расходов? Чему равен мультипликатор сбалансированного бюджета?

    Виды и эффективность фискальной политики

    В зависимости от режима функционирования фискальных инструментов выделяют политику встроенных (автоматических) стабилизаторов и дискреционную политику.
    Изменения в налогах и правительственных расходах могут происходить либо автоматически (без специальных законодательных решений) с помощью встроенных стабилизаторов, которые поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции, либо в результате целенаправленных решений правительства (дискреционная политика).
    Автоматизм фискальной политики обусловлен тем, что налоговые поступления и значительная часть правительственных расходов связаны с активностью частного сектора и изменяются автоматически с изменением дохода. Главными встроенными стабилизаторами являются:

    1. прогрессивный подоходный налог;
    2. пособия по безработице.

    Если в экономике наблюдается спад, то доходы физических лиц и доходы фирм снижаются, в результате автоматически уменьшаются и налоговые изъятия, что, при прочих равных условиях, смягчает последствия сокращения совокупного спроса, помогает стабилизировать объем производства. При этом переход к более низкой налоговой ставке (в связи с падением дохода) повышает значение мультипликатора, помогая экономике выйти из состояния спада. Однако в результате снижения налоговых изъятий возникает или возрастает бюджетный дефицит.
    Во время бума и инфляции доходы повышаются, налоговые ставки возрастают, значение мультипликатора уменьшается, что способствует сокращению совокупного спроса и объема выпуска. Таким образом, способность налоговой системы сокращать налоговые изъятия во время спада и повышать их в период инфляции является мощным автоматическим фактором, стабилизирующим экономику.
    Аналогичное воздействие на экономику оказывают пособия по безработице. Когда занятость высока, объем фонда за счет увеличения отчислений в него (вычетов из доходов) возрастает, что и оказывает сдерживающее воздействие на совокупные расходы. В период низкой занятости
    средства фонда интенсивно расходуются, поддерживая потребление и смягчая падение производства.
    Однако встроенные стабилизаторы не могут полностью разрешить макроэкономические проблемы. Они смягчают колебания цикла, но не могут устранить их причину, поэтому автоматическая фискальная политика дополняется дискреционной, которая ведет к возрастанию бюджетного дефицита в периоды спада и образованию бюджетного излишка во время инфляции. Основными инструментами дискреционный фискальной политики являются:

    1. изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки. Изменяя налоговую ставку, правительство может удержать располагаемые доходы от сокращения в период спада или, наоборот, снизить располагаемый доход в период бума. Повышение налоговой ставки может быть использовано также в целях воздействия на инфляцию;
    2. осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, цель которых - обеспечение безработных работой;
    3. реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.п. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы, падает уровень жизни.

    В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может быть:

    1. стимулирующей (экспансионистской);
    2. сдерживающей (рестриктивной).

    Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада и предполагает снижение налогов и увеличение государственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита.
    Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, предполагает увеличение налогов и сокращение государственных расходов, что ведет к появлению бюджетного излишка.
    При проведении фискальной политики упор может делаться либо на маневрирование расходами, либо на изменение налогов. Выбор инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством. Если это "либеральный" курс, предполагающий широкое участие государства в регулировании смешанной экономики, то предпочтение отдается правительственным расходам; если проводится "консервативный" курс, ориентированный на сужение роли государства и создание чисто рыночного механизма, то в целях стабилизации экономики более широко используются налоги.
    В заключение, оценивая действенность, эффективность фискальной политики, которая является важнейшим инструментом воздействия государства на экономику, необходимо отметить ее некоторые недостатки, ограниченность.
    Направление изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимых для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, может приходить в противоречие с другими целями расходования государственных средств. Например, борьба с инфляцией требует сокращения государственных расходов. В то же время необходимость укрепления обороноспособности страны, охраны окружающей среды, финансирования научных исследований может требовать увеличения бюджетных затрат.
    Необходимость поддерживать твердый обменный курс и долгосрочный внешнеторговый баланс также может приходить в противоречие с направлением фискальной политики, которая проводится исходя из существующих объемов производства, уровня занятости и цен.
    Далее, максимальный эффект фискальная политика дает в краткосрочном периоде; в долгосрочном плане фискальная политика может приводить к негативным результатам (см. выше).
    Наконец, еще один отрицательный момент связан с проведением фискальной политики - это так называемый "эффект запаздывания". Требуется определенное время, прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику. Этот временной лаг включает: время, необходимое для принятия решения о проведении тех или иных мер бюджетноналогового характера (а эти решения всегда носят законодательный характер), время, необходимое, чтобы экономика отреагировала на предложенные изменения в налогово-бюджетной сфере. К моменту, когда экономика начнет реагировать на фискальные изменения, экономическая ситуация может измениться, и меры по расширению производства начнут давать эффект в период подъема, а сдерживающие меры совпадут с периодом спада. В таком случае фискальная политика будет играть дестабилизирующую роль.
    Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей денежно-кредитной политики.

    Вопросы для самопроверки

    1. Какие существуют виды фискальной политики?
    2. Объясните механизм действия встроенных стабилизаторов.
    3. Каковы основные методы дискреционной политики? Объясните механизм их действия.
    4. Как следует изменять правительственные расходы и налоги в условиях спада? В каком состоянии будет бюджет?
    5. Как следует изменять правительственные расходы и налоги в условиях инфляции? В каком состоянии будет бюджет?
    6. В чем Вы видите ограниченность фискальной политики? Что снижает ее эффективность?

    Основные понятия и термины

    Фискальная политика,
    налоговый мультипликатор,
    мультипликатор сбалансированного бюджета,
    встроенные (автоматические) стабилизаторы,
    дискреционная политика,
    стимулирующая и сдерживающая фискальная политика,
    "эффект запаздывания".

    Читайте также: