П 1 ст 346 23 нк рф упрощенная система налогообложения

Опубликовано: 21.04.2024

1. По итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки:

1) организации — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи);

2) индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).

2. Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.

3. Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором на основании пункта 4 статьи 346.13 настоящего Кодекса он утратил право применять упрощенную систему налогообложения.

Комментарий к Ст. 346.23 НК РФ

Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, должна представляться в налоговую инспекцию по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя:

организациями — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; индивидуальными предпринимателями — не позднее 30 апреля года.

Однако в случаях, перечисленных в п. п. 2 и 3 ст. 346.23 НК РФ, указаны несколько иные сроки представления деклараций:

а) налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с п. 8 ст. 346.13 НК РФ, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения;

б) налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором на основании п. 4 ст. 346.13 НК РФ он утратил право применять упрощенную систему налогообложения.

Приказом ФНС России от 4 июля 2014 г. N ММВ-7-3/352@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, Порядка ее заполнения, а также Формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме» утверждены:

а) форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной

б) Формат представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением

упрощенной системы налогообложения, в электронной форме;

в) Порядок заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением

упрощенной системы налогообложения.

Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, утвержденная вышеуказанным Приказом, представляется начиная с налогового периода 2014 г.

Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, состоит из: а) титульного листа;

б) разд. 1.1 «Сумма налога (авансового платежа по налогу), уплачиваемого в связи с применением

упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения — доходы), подлежащая уплате

(уменьшению), по данным налогоплательщика»;

в) разд. 1.2 «Сумма налога (авансового платежа по налогу), уплачиваемого в связи с применением

упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов), и минимального налога, подлежащая уплате (уменьшению), по данным налогоплательщика»;

г) разд. 2.1 «Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы

налогообложения (объект налогообложения — доходы)»;

д) разд. 2.2 «Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога (объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов)»;

е) разд. 3 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования».

а) разд. 1.1 заполняют только налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются

б) разд. 1.2 заполняют только налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются

доходы, уменьшенные на величину расходов;

в) разд. 2.1 заполняют только налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются

г) разд. 2.2 заполняют только налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются

доходы, уменьшенные на величину расходов;

д) разд. 3 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» является новым. Его заполняют налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства, указанные в п. п. 1 и 2 статьи 251 Налогового кодекса России. В Отчет не включаются средства в виде субсидий автономным учреждениям.

В декларации учтены изменения, связанные с введением Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО).

Так, по кодам строк 010, 030, 060, 090 «Код по ОКТМО» разд. 1.1 указывается код по ОКТМО муниципального образования, межселенной территории, населенного пункта, входящего в состав муниципального образования по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

При заполнении поля «Код по ОКТМО», под который отводится одиннадцать знако-мест, свободные знако-места справа от значения кода в случае, если код по ОКТМО имеет восемь знаков, заполняются прочерками. Например, для восьмизначного кода по ОКТМО 12445698 в поле «Код по ОКТМО» записывается одиннадцатизначное значение «12445698—«.

При этом поле «Код по ОКТМО» по коду строки 010 заполняется налогоплательщиком в обязательном порядке, а показатели по кодам строк 030, 060, 090 указываются только при смене места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя).

Если налогоплательщик не менял место постановки на учет в налоговом органе, по кодам строк 030,

1. По итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки:

1) организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи);

2) индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).

2. Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.

3. Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором на основании пункта 4 статьи 346.13 настоящего Кодекса он утратил право применять упрощенную систему налогообложения.

Комментируемая статья устанавливает порядок подачи налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением индивидуальными предпринимателями и организациями упрощенной системы налогообложения.

Статья 346.23 НК РФ действует в редакции Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утверждена Приказом Минфина РФ от 22.06.2009 N 58н (приложение N 1).

На практике возможны случаи, когда в течение календарного года налогоплательщик переходит с упрощенной системы налогообложения на патентную. В этом случае индивидуальный предприниматель обязан представить налоговую декларацию на основании комментируемой статьи без учета доходов, полученных в рамках патентной системы налогообложения, что подтверждается позицией официальных органов.

В письме ФНС России от 06.03.2013 N ЕД-4-3/3776@ разъясняется, что если индивидуальный предприниматель - налогоплательщик упрощенной системы налогообложения в течение календарного года переходит на патентную систему налогообложения по отдельному виду предпринимательской деятельности, то есть совмещает два указанных специальных налоговых режима, то он обязан представить налоговую декларацию по упрощенной системе налогообложения, в которой доходы определяются без учета доходов от предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения.

В письме Минфина России от 21.03.2014 N 03-11-11/12458 даются важные разъяснения относительно порядка заполнения налоговой декларации индивидуальным предпринимателем при уменьшении налога на страховые взносы, уплаченные им в фиксированном размере.

По коду строки 060 разд. 1 налоговой декларации указывается сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащая уплате за налоговый период с учетом суммы авансового платежа, исчисленного за девять месяцев.

Налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются доходы, значение показателя по коду строки 060 разд. 1 определяют путем уменьшения суммы исчисленного налога за налоговый период на сумму уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также выплаченных работникам в течение данного периода из средств налогоплательщика пособий по временной нетрудоспособности и авансового платежа по налогу, исчисленную к уплате за девять месяцев. Данный показатель указывается, если значение разницы между показателями по кодам строк 260, 280 и 050 больше или равно нулю.

Таким образом, уменьшение суммы исчисленного налога на страховые взносы, уплаченные индивидуальным предпринимателем в фиксированном размере, отражается по строке 060 разд. 1 налоговой декларации.

Некоммерческие организации, применяющие УСН, обязаны в общеустановленном порядке вести книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденную Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н (приложение 1).

В Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2013 N А58-3759/2012 разъясняется, что книга учета доходов и расходов, ведение которой в течение налогового периода осуществлялось в электронном виде, после выведения на бумажные носители по окончании налогового периода должна быть представлена в налоговый орган для заверения должностным лицом налогового органа не позднее срока, установленного для представления налоговой декларации по итогам налогового периода статьей 346.23 НК РФ.

В письме Минфина России от 20.02.2014 N 03-11-06/2/7291 разъясняется, что некоммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны в общеустановленном порядке вести вышеуказанную книгу учета доходов и расходов и представлять в налоговый орган налоговые декларации по итогам налогового периода в установленные статьей 346.23 НК РФ сроки.

По коду строки 030 разд. 1 налоговой декларации указывается сумма авансового платежа по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исчисленная к уплате за I квартал.

По коду строки 040 разд. 1 налоговой декларации указывается сумма авансового платежа по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исчисленная к уплате за полугодие с учетом суммы авансового платежа, исчисленного за I квартал.

По коду строки 050 разд. 1 налоговой декларации указывается сумма авансового платежа по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исчисленная к уплате за девять месяцев с учетом суммы авансового платежа, исчисленного за полугодие.

По коду строки 060 разд. 1 налоговой декларации указывается сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащая уплате за налоговый период с учетом суммы авансового платежа, исчисленного за девять месяцев.

По коду строки 070 разд. 1 налоговой декларации указывается сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, к уменьшению за налоговый период. Налогоплательщики, объектом налогообложения у которых являются доходы, значение показателя по коду 070 определяют как разность значений строки 050 и строки 260, за минусом значения по коду строки 280. Данный показатель указывается, если значение разницы между показателями по кодам строк 260, 280 и 050 меньше нуля.

(См. письмо Минфина России от 20.01.2014 N 03-11-11/1483.)

В письме Минфина России от 19.12.2013 N 07-01-06/55941 разъясняется, что в случае направления индивидуальным предпринимателем в налоговый орган запроса с просьбой подтвердить факт применения упрощенной системы налогообложения налоговый орган в информационном письме сообщает о дате перехода налогоплательщика на указанную систему налогообложения, а также о фактах представления им соответствующих налоговых деклараций. Форма данного информационного письма утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@. Указанное информационное письмо и его заверенная копия также могут являться документами, подтверждающими статус налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения.

Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, представляется религиозной организацией в налоговый орган в общем порядке, установленном статьей 346.23 НК РФ.

На практике очень часто налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, фактически не получают никакого дохода. Необходимо обратить внимание, что нормами НК РФ не предусмотрено право индивидуальных предпринимателей и организаций, не получающих доходы от предпринимательской деятельности, не представлять декларации по налогу по УСН. Данной позиции также придерживаются суды. Рассмотрим конкретный пример из судебной практики.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014 N А56-63110/2013 было отказано в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя, применяющего УСН, о признании недействительными требований налогового органа о подаче налоговой декларации по налогу при отсутствии фактически полученного дохода.

Индивидуальный предприниматель посчитал, что если он фактически не получил в налоговом периоде доход от предпринимательской деятельности, к которой он применяет УСН, а также отсутствует сумма самого налога, то у него отсутствует обязанность по подаче в налоговый орган налоговой декларации.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд по данному вопросу разъяснил, что обязанность по представлению налоговой декларации в налоговый орган возникает у каждого налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ. Исполнение данной обязанности не зависит от наличия либо отсутствия суммы соответствующего налога, подлежащей уплате.

Нормами НК РФ не предусмотрено право индивидуальных предпринимателей, не получающих доходы от предпринимательской деятельности, не представлять декларации по налогу по УСН. Обязанность по представлению налоговой отчетности связана с наличием статуса индивидуального предпринимателя, в связи с чем отсутствие у заявителя - индивидуального предпринимателя, находящегося на упрощенной системе налогообложения, по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате не освобождает его от обязанности представить налоговую декларацию за данный налоговый период.

В Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 N А13-9890/2013 было дано толкование статье 346.23 НК РФ, которым было разрешено дело о признании недействительным решения налогового органа об отказе в осуществлении зачета (возврата), и о возложении на инспекцию обязанности принять решение о возврате налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Суд разъяснил, что определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по единому налогу производится налогоплательщиком самостоятельно в налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода.

Представление налогоплательщиком налоговой декларации по единому налогу за налоговый период с указанием к уменьшению авансовых платежей по единому налогу, ранее исчисленных и уплаченных по итогам отчетных периодов, влечет возникновение у него переплаты, юридические основания для возврата которой наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления.

Таким образом, из анализа норм главы 26.2 НК РФ, судебной практики и позиции официальных органов можно сделать вывод, что обязанность налогоплательщика, применяющего УСН, по представлению налоговых деклараций не ставится в зависимость от результатов предпринимательской деятельности.

В письме ФНС России от 01.08.2012 N ЕД-4-3/12772@ рассмотрен вопрос о подаче налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, если в течение налогового периода меняются место жительства или место нахождения налогоплательщика.

По данному вопросу ФНС России дала следующие разъяснения.

Положениями главы 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения" не предусмотрено представление налогоплательщиком нескольких налоговых деклараций с разными ОКАТО в отношении одного налогового периода при изменении в течение календарного года налогоплательщиком места жительства на территориях субъектов Российской Федерации. Учитывая изложенное, декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, должна подаваться в налоговый орган по новому месту жительства налогоплательщика.

При исчислении сумм налога по УСН, подлежащих уплате по итогам налогового периода, учитываются суммы авансовых платежей, уплаченных в период до изменения места постановки на учет и отраженных в карточке "РСБ", открытой с ОКАТО по старому месту учета, а также суммы авансовых платежей, уплаченных за период после изменения места постановки на учет.

Одновременно сообщаем, что налоговой инспекции по новому месту нахождения организации необходимо будет откорректировать начисление сумм авансовых платежей в карточках "РСБ" путем уменьшения (операция "сторно") начисленных в карточке "РСБ" по новому месту постановки налогоплательщика на учет сумм авансовых платежей, исчисленных к уплате за период до изменения места его постановки на учет и отражения сторнированной суммы в карточке "РСБ", открытой в новом налоговом органе с ОКАТО по старому месту учета.

Комментируемая статья устанавливает разные сроки подачи налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, для индивидуальных предпринимателей и организаций.

Так, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 346.23 НК РФ организации обязаны подать налоговую декларацию не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 комментируемой статьи).

При этом согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 346.23 НК РФ индивидуальные предприниматели подают декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (также за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 комментируемой статьи).

В письме Минфина России от 14.04.2014 N 03-11-06/2/16942 уточняется, что обязанность поквартальной сдачи в налоговые органы отчетности нормами НК РФ не предусмотрена.

Последний день срока подачи налоговой декларации может приходиться на выходной или нерабочий праздничный день. В такой ситуации последним днем срока подачи налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Пункт 2 статьи 346.23 НК РФ регулирует сроки подачи налоговой декларации для тех налогоплательщиков, которые направили уведомление в налоговой орган о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой ими применялась УСН.

Форма уведомления о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения (форма N 26.2-8), утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@ "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения".

Такой налогоплательщик должен подать налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.

В Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 А51-14163/2012 дается следующее пояснение.

Для налогоплательщиков, утративших в течение календарного года право на дальнейшее применение упрощенной системы, налоговым периодом по единому налогу признается отчетный период, предшествующий кварталу, начиная с которого налогоплательщики считаются перешедшими на общий режим. В соответствии с пунктом 2 статьи 346.23 НК РФ налогоплательщики сдают декларации поквартально, и налоговые декларации по единому налогу, представленные за отчетный период, по итогам которого налогоплательщик утрачивает право на применение УСН, приравниваются к налоговым декларациям за налоговый период.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает сроки подачи налоговой декларации налогоплательщиками, которые утратили право на применение упрощенной системы налогообложения по основаниям, установленным пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ. Такие налогоплательщики представляют налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором они утратили право применять УСН.

Таким образом, если налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, утратил право на ее применение во втором квартале, то налоговая декларация представляется им по итогам деятельности в первом квартале.

Если индивидуальный предприниматель и организация, применяющие УСН, утратили право на ее применение в третьем квартале, то налоговая декларация представляется ими по итогам деятельности за полугодие.

Если налогоплательщик утратил право на применение УСН в четвертом квартале, то налоговая декларация представляется по итогам деятельности за 9 месяцев.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 26.2 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "УПРОЩЁННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ"
Ю.М. Лермонтов, 2014

Согласно пункту 7 статьи 346.21 НК РФ налог подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период пунктами 1 и 2 статьи 346.23 НК РФ. Таким образом, по мнению заявителя, совершая спорные платежи, он точно знал объем налоговой базы, и его действия по уплате обоснованны.

Однако соответствующие изменения в оспариваемый приказ Минфином России не были внесены. В то же время согласно статье 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщики – индивидуальные предприниматели должны были представить налоговую декларацию за 2010 год в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30.04.2011.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 23, 45, 69, 75, 346.12, 346.14, 346.18, 346.19, 346.21, 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах.

Статья 346.23. Налоговая декларация

1. По итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки:

1) организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи);

2) индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).

2. Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.

3. Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором на основании пункта 4 статьи 346.13 настоящего Кодекса он утратил право применять упрощенную систему налогообложения.

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Статья 346.23. Налоговая декларация

Порядок представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлен статьей 346.23 Кодекса. Форма указанной налоговой декларации утверждена приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н.

В связи с этим, по нашему мнению, Книга учета доходов и расходов, ведение которой в течение налогового периода осуществлялось в электронном виде, после выведения на бумажные носители по окончании налогового периода должна быть представлена в налоговый орган не позднее срока, установленного для представления налоговой декларации по итогам налогового периода статьей 346.23 Кодекса.

В соответствии с главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3021; 2003, N 1, ст. 5, ст. 6; 2003, N 28, ст. 2886; 2004, N 27, ст. 2711) и на основании пункта 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2004, N 27, ст. 2711) приказываю:

Исходя из механизма исчисления и уплаты стоимости патента, предусмотренного статьей 346.25.1 Кодекса, налоговые декларации, предусмотренные статьей 346.23 Кодекса, индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения на основе патента, не представляются.

В соответствии с главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2002, N 30, ст. 3021; 2003, N 1, ст. 5, ст. 6; N 28, ст. 2886; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 1, ст. 9; N 30, ст. 3112) и на основании пункта 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2001, N 53, ст. 5016; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711) приказываю:

пункт 1 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, по истечении налогового (отчетного) периода представляет налоговую декларацию в налоговый орган по месту своего нахождения; налоговая декларация по итогам налогового периода представляется налогоплательщиком-организацией не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; налоговая декларация по итогам отчетного периода представляется не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода;

На основании пункта 3 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации и в целях реализации положений главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3021; 2003, N 1, ст. 5, ст. 6) приказываю:

На основании пункта 3 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации и в целях реализации положений главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, вступающей в силу в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3021) с 01.01.2003, приказываю:

На основании пункта 3 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации и в целях реализации положений главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3021; 2003, N 1, ст. 5, ст. 6) приказываю:

В соответствии с Федеральными законами от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 5) и от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 6), а также на основании пункта 3 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3021) приказываю:

(Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»)

Комментируемый закон в основной части вступает в силу с 1 января 2021 года.

Право на применение УСН

Размер доходов и численность работников

В настоящее время согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение.

С 1 января 2021 года если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 200 млн рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

В соответствии с п.п. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, превышает 100 человек.

С 1 января 2021 года не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, превышает 100 человек, если иное не установлено п. 4 ст. 346.13 НК РФ.

С 1 января 2021 года если по итогам отчетного (налогового) периода средняя численность работников превысила 130 человек, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

В настоящее время согласно п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, не превысили 150 млн рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик вправе продолжать применение УСН в следующем налоговом периоде.

С 1 января 2021 года если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, не превысили 200 млн рублей, в течение отчетного (налогового) периода не было допущено несоответствие требованиям, установленным п.п. 1–11, 13, 14 и 16–21 п. 3, п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, и средняя численность работников налогоплательщика не превысила ограничение, установленное п.п. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, более чем на 30 человек (то есть не более 130 человек), такой налогоплательщик вправе продолжать применение УСН в следующем налоговом периоде.

Налоговая база

В соответствии с п. 2 ст. 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

С 1 января 2021 года если по итогам отчетного (налогового) периода сумма расходов превышает сумму доходов, то применительно к этому отчетному (налоговому) периоду налоговая база принимается равной нулю.

Налоговые ставки

В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%.

Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1% до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В случаях, предусмотренных п. 3 и 4 ст. 346.20 НК РФ, законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0%.

С 1 января 2021 года налоговая ставка устанавливается в размере 6% в случае, если объектом налогообложения являются доходы и иное не установлено п. 1, 1.1, 3 и 4 ст. 346.20 НК РФ.

Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1% до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, начиная с квартала, по итогам которого доходы налогоплательщика, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение которого средняя численность работников налогоплательщика превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, при исчислении налога применяют налоговую ставку в размере 8% в отношении части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

Если указанные превышения допущены налогоплательщиком в первом квартале календарного года, то для такого налогоплательщика налоговая ставка устанавливается в размере 8% для налогового периода, в котором допущены указанные превышения (новый п. 1.1 ст. 346.20 НК РФ).

То есть вводятся дифференцированные ставки налога.

В настоящее время в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%.

Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

С 1 января 2021 года налоговая ставка устанавливается в размере 15% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, и иное не установлено п. 2, 2.1, 3 и 4 ст. 346.20 НК РФ.

Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Согласно новому п. 2.1 ст. 346.20 НК РФ с 1 января 2021 года налогоплательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, начиная с квартала, по итогам которого доходы налогоплательщика, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение которого средняя численность работников превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, при исчислении налога применяют налоговую ставку в размере 20% в отношении части налоговый базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

Если указанные превышения допущены налогоплательщиком в первом квартале календарного года, то для такого налогоплательщика налоговая ставка устанавливается в размере 20% для налогового периода, в котором допущены указанные превышения.

Порядок исчисления и уплаты налога

Согласно п. 1 ст. 346.21 НК РФ налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

С 1 января 2021 года в отношении налогоплательщиков, у которых доходы, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение указанного периода средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, налог исчисляется путем суммирования следующих двух величин:

– величины, равной произведению соответствующей налоговой ставки, установленной в соответствии с п. 1 или 2 ст. 346.20 НК РФ, и налоговой базы, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

То есть данную налоговую базу умножить на 15% или 6%;

– величины, равной произведению соответствующей налоговой ставки, установленной п. 1.1 или 2.1 ст. 346.20 НК РФ, и части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой налогового периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

То есть полученную разницу умножить на повышенные налоговые ставки 20% или 8%.

В настоящее время согласно п. 3 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

С 1 января 2021 года налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 346.21 НК РФ.

Налогоплательщики, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы и у которых доходы, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение указанного периода средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа путем суммирования следующих двух величин:

– величины, равной произведению налоговой ставки, установленной в соответствии с п. 1 ст. 346.20 НК РФ (6% или от 1% до 6%), и налоговой базы, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников;

– величины, равной произведению налоговой ставки, установленной п. 1.1 ст. 346.20 НК РФ (8%), и части налоговой базы, рассчитываемой как разница между налоговой базой отчетного периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и у которых доходы, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) в течение указанного периода средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа путем суммирования следующих двух величин:

– величины, равной произведению налоговой ставки, установленной в соответствии с п. 2 ст. 346.20 НК РФ (15%), и налоговой базы, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников;

– величины, равной произведению налоговой ставки, установленной п. 2.1 ст. 346.20 НК РФ (20%), и части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой отчетного периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

Налоговые каникулы

Согласно п. 4 ст. 346.20 НК РФ законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания.

Указанные налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0% со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

В период действия налоговой ставки в размере 0% индивидуальные предприниматели, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог, предусмотренный п. 6 ст. 346.18 НК РФ.

Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» было установлено, что положения п. 4 ст. 346.20 НК РФ не применяются с 1 января 2021 года.

Действие нормы п. 4 ст. 346.20 НК РФ продлено до 1 января 2024 года.

  • только для ИП
  • для юридических лиц
  • для ИП

Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
При этом, индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

  • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
  • не применяют онлайн-кассу;
  • не сдают отчетность;
  • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
  • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
  • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

  • только для физических лиц и ИП;
  • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
  • без наемных работников;
  • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
  • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

Не вправе применять налоговый режим НПД:
422-ФЗ, статья 4, пункт 2

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Не признаются объектом налогообложения доходы:
422-ФЗ, статья 6, пункт 2

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Читайте также: