Снижение налогов с экспортеров

Опубликовано: 23.04.2024

Елена Желенкова

Автор: Елена Желенкова главный бухгалтер-консультант

Елена Желенкова

Автор: Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант

Государство установило нулевую ставку НДС для поставщиков товаров и услуг за границу. Как в случае с любой льготой, подтверждение нулевой ставки НДС при экспорте подразумевает определенный риск для бизнеса. Что именно – отказ от льготы или неудачная попытка подтвердить обоснованность ее применения – может обернуться для бизнеса наибольшими потерями, читайте в нашей публикации.

НДС 0% – это льгота, а не освобождение от налога

Нулевая ставка освобождает экспортера в перспективе от налоговой нагрузки, но не от налоговой отчетности. Важно понимать, что ставка НДС 0% – это льгота, но при этом обязанность подготовить и сдать декларацию по НДС остается. Более того, подобная льгота подразумевает более детальный подход к подготовке налоговой и бухгалтерской отчетности, а значит, и дополнительные риски.

Сотрудники ФНС с особой тщательностью проводят камеральную проверку деклараций экспортеров, которые воспользовались предоставленной государством льготой – платить НДС по ставке 0%. Свое внимание в этом случае налоговики обратят не на отдельные экспортные операции, а на отчетность всего периода, в том числе, на соблюдение определенного регламента. Более того, инспекторы придирчиво будут изучать документы, подтверждающие фактический вывоз товаров за пределы страны, например, накладные, счета-фактуры и банковские выписки.

Если компании не удастся документально подтвердить обоснованность применения нулевой ставки, то вместо льготы она получит солидные доначисления НДС по общей ставке (10 или 20%) и штрафы. Поэтому оформлять декларацию и собирать сопроводительный пакет документов, предусмотренный законодательством, лучше доверить экспертам на аутсорсинге.

Понимая, что далеко не каждая компания-экспортер рада «бонусу» в виде ставки НДС 0%, государство предоставило возможность с января 2018 года отказаться от льготы. Если организация не видит смысла собирать и оформлять множество документов, подвергать свою отчетность более тщательной камеральной проверке, необходимо подать заявление в произвольной форме в ИФНС по месту регистрации не позднее первого числа того квартала, начиная с которого планируется отказаться от нулевой ставки.

Если клиент, находящийся на бухгалтерском обслуживании в 1С-WiseAdvice, решит применить нулевую ставку, наши специалисты тщательно подготовят декларацию по НДС, все необходимые первичные и сопроводительные документы, необходимые для подтверждения НДС 0%. Мы сами отвечаем на все дополнительные запросы со стороны налоговой. Одним словом, ведем этот процесс до его логического завершения – получения решения от ФНС: положительного или отрицательного.

Подтверждение 0 ставки НДС при экспорте

Порядок подтверждения нулевой ставки декларации регламентируется статьей 165 Налогового кодекса РФ. В ней приведен исчерпывающий список необходимых документов, который в некоторых случаях может частично зависеть от вида используемого транспорта (воздушного, морского и др.).

Принципиально перечень документов, подтверждающих применение 0 ставки НДС, зависит от того, куда именно поставляется товар – в страны Евразийского экономического союза (Белоруссию, Армению, Казахстан или Киргизию) или в другие государства.

При экспорте в государства-члены ЕАЭС применяется упрощенный таможенный режим. В этом случае понадобятся:

  • заявление (заявления) на ввоз товаров;
  • транспортные и сопроводительные документы на товар;
  • копия контракта с покупателем.

Чтобы подтвердить экспорт в другие страны, необходимо подготовить:

  • копию таможенной декларации;
  • копию внешнеторгового контракта или оферту;
  • транспортные и сопроводительные документы на товар (грузовая накладная CMR, авианакладные, коносамент и пр.).

Естественно, на всех документах должны быть пометки таможенных служб, свидетельствующие о факте вывоза товара за пределы страны.

Помимо вышеназванных документов, налоговики часто требуют счет-фактуру, банковские выписки и др. Кроме того, если в течение последних шести месяцев на предприятии проводились какие-то реорганизации, или, например, сменился юридический адрес, инспекторы наверняка захотят познакомиться с таким экспортером поближе.

Таким образом, начинается детальная ревизия компании, которая зачастую заканчивается доначислениями НДС и пени.

Возврат НДС при экспорте из России

При продаже за рубеж товаров (работ, услуг) может образоваться сумма НДС к возмещению. Такое возможно, например, когда экспортер закупает у российских поставщиков товар с НДС для перепродажи без НДС за границу или комплектующие для производства и реализации «за бугор» своих собственных товаров.

Право налогоплательщика на возврат экспортного налога на добавленную стоимость подтверждает статья 171 Налогового кодекса РФ.

Если у компании-экспортера образовался НДС к возмещению, и клиент высказал желание воспользоваться правом на возврат, эксперты 1С-WiseAdvice помогают с возмещением НДС клиентам, которые находятся на комплексном бухгалтерском обслуживании. Исходя из конкретной суммы, подлежащей возврату из бюджета, и осознавая неоднозначность данной процедуры в рамках ужесточившегося контроля со стороны налоговиков, мы предлагаем клиенту два варианта развития событий: возместить НДС, либо отказаться от возмещения и тем самым избежать углубленной «камералки».

Налоговый вычет для экспортеров несырьевых товаров

В зависимости от того, является ли экспортируемый товар сырьевым согласно постановлению Правительства от 18.04.2018 № 466 или нет, будет зависеть порядок возмещения НДС. Вычет НДС по несырьевому экспорту осуществляется в упрощенном порядке. Подавать декларацию в ИФНС можно сразу после принятия товаров (услуг) к учету, а не по факту поставки заграничному потребителю и подтверждения обоснованности применения нулевой ставки.

Для обоснования возврата НДС при экспорте сырьевых товаров, как говорится в пунктах 1 и 10 статьи 165 НК РФ, применяется общий порядок.

Раздельный учет НДС при экспорте сырьевых товаров

Компания, экспортирующая сырьевые товары, должна вести раздельный учет НДС при совершении операций, облагаемых по разным ставкам. Его задача – рассчитать налог, приходящийся на экспортные операции. Принимать эту часть НДС к вычету можно также после подтверждения нулевой ставки.

Налоговый кодекс не уточняет принципы методов ведения раздельного учета, поэтому компания должна самостоятельно их разработать и закрепить в своей учетной политике – об этом говорится в пункте 10 ст. 165 НК РФ, и, например, в письме Минфина России от 14.07.2015 № 03-07-08/40366.

Клуб директоров для компаний с ВЭД

Проблемы возмещения НДС и другие актуальные для участников ВЭД вопросы обсуждаются на заседаниях Клуба директоров.
Записаться на мероприятие можно заранее.
А здесь вы можете посмотреть отчет о заседании закрытого Клуба директоров, которое состоялось 21 марта 2019 года.

Реализация товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта за пределы таможенного союза, облагается по ставке 0% ( пп. 1 п. 1 ст. 146 , пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ , п. 1 ст. 212 ТК ТС , ч. 1, 5 ст. 195 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ).

Товаром является любое имущество, перемещаемое через таможенную границу таможенного союза ( п. 3 ст. 38 НК РФ , п. 2 ст. 2, пп. 35 п. 1 ст. 4 ТК ТС , пп. 7 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ ).

Товары, которые вывозятся с территории РФ или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, считаются реализованными в России, поскольку в момент начала отгрузки или транспортировки находятся на ее территории (или иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией) ( пп. 1 п. 1 ст. 146 , пп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ ).

Общие правила уплаты НДС при экспорте

Если переход права собственности на экспортируемый товар произошел до момента отгрузки со склада продавца, расположенного на территории РФ, то реализация должна облагаться НДС по ставке 18% или 10%.

Впоследствии, когда товар будет отгружен и вывезен из России в таможенной процедуре экспорта и у экспортера будут в наличии документы, предусмотренные п. 1 ст. 165 НК РФ , он сможет применить к данной операции нулевую ставку налога ( Письмо Минфина России от 31.01.2013 N 03-07-08/1914 ).

От реализации вывозимых товаров необходимо отличать собственно вывоз товаров, к которому могут быть применены различные таможенные процедуры (например, вывоз в таможенной процедуре экспорта).

При вывозе порядок уплаты налога зависит от таможенной процедуры, под которую помещаются товары: при одних процедурах НДС на таможне уплачивается, при других ‒ нет ( п. 2 ст. 151 НК РФ ).

Порядок налогообложения

Таможенная процедура, под которую помещается вывозимый товар

Основание

При реализации товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта, НДС взимается по ставке 0% ( пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ ).

Обоснованность применения ставки НДС 0% подтверждается представлением документов, предусмотренных п. п. 1, 2 ст. 165 НК РФ . Если в установленный срок экспорт не подтвержден, то придется придется уплатить НДС с экспортной реализации по одной из общих ставок ‒ 10 или 18% ( п. п. 2, 3 ст. 164 , п. 9 ст. 165 НК РФ ).

Для подтверждения экспорта предоставляется 180 календарных дней начиная с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта ( абз. 1 п. 9 ст. 165 НК РФ ).

Документы для подтверждения нулевой ставки необходимо представлять одновременно с налоговой декларацией ( п. 10 ст. 165 НК РФ ).

Документы, представляемые для подтверждения права на применение ставки НДС 0% при экспорте:

Контракт оформляется в виде одного документа, подписанного обеими сторонами. Это самый распространенный вариант его оформления. Он также является самым безопасным с точки зрения возможных претензий налоговых органов. У них, в частности, не возникнут сомнения по поводу факта заключения контракта.

При проведении камеральных проверок налоговые органы обращают внимание не только на форму контракта, но и на его реквизиты. Руководствуются они при этом Рекомендациями по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов, утвержденными МВЭС России 29.02.1996 (далее ‒ Рекомендации)

В частности, налоговики могут отказать в возмещении НДС, если в контракте не указаны полные наименования и адреса сторон, а также номера счетов, платежные реквизиты и т.п. Высока вероятность претензий с их стороны и в случае отсутствия в контракте расшифровок подписей сторон, заверенных печатью. Помимо этого налоговики требуют подтвердить полномочия лица на подписание контракта соответствующей доверенностью.

Поэтому, во избежание конфликта с налоговыми инспекторами, лучше все перечисленные выше требования учесть и соблюсти. Однако, если судебный спор передан в Арбитражный суд, то судебная практика складывается не в пользу налоговых органов, поскольку их требования зачастую необоснованны.

Форма таможенной декларации на товары и Инструкция по ее заполнению утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257.

Таможенная декларация должна содержать две отметки ( пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ ):

  1. «Выпуск разрешен» ‒ проставляется таможенным органом, в котором оформляется товар на экспорт;
  2. «Товар вывезен» ‒ проставляется российским пограничным таможенным органом в пункте пропуска, через который был вывезен товар за пределы Таможенного союза.

По общему правилу в числе подтверждающих экспорт документов необходимо представить копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с соответствующими отметками таможенного органа мест убытия о вывозе товаров ( пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ ). В частности, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23.12.2008 N 10280/08 подчеркнул, что международные товарно-транспортные накладные должны иметь не только отметку «Вывоз разрешен», но и отметку «Товар вывезен».

Если указанные документы оформлены на иностранном языке, то представлять их перевод на русский язык не обязательно, поскольку Налоговый кодекс РФ такого требования не содержит. Поэтому отказ в применении ставки 0% по данному основанию является незаконным ( Письмо Минфина России от 25.03.2008 N 03-07-08/67 ).

Особенности уплаты НДС при импорте в ЕЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызская республика, РФ).

Статьей 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) установлено, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.

Приложением № 18 к Договору о ЕЭС утвержден протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Правила ЕАЭС предусматривают право экспортера на корректировку (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) налоговой базы по НДС по реализованным товарам. Причинами изменения стоимости могут быть в том числе следующие (п. 11 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС, подписанному в г. Астане 29.05.2014):

  • изменение (увеличение или уменьшение) цены товаров;
  • уменьшение количества (объема) реализованных товаров в связи с их возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации.

Таким образом, Протокол о порядке взимания косвенных налогов ( Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС, подписанному в г. Астане 29.05.2014 ) не рассматривает возможность увеличения налоговой базы по экспортной операции в связи с увеличением количества отгруженных на экспорт товаров.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган необходимых документов.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы Союза.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

  1. договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров;
  2. выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера.
  3. заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее ‒ ).
  4. транспортные (товаросопроводительные) документы.

Вышеуказанные документы предоставляются в налоговый орган в течение 180 дней с момента отгрузки товаров.

Общие правила учета налога на прибыль у поставщика при экспорте.

Доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях ( абз. 1 п. 3 ст. 248 НК РФ ). Пересчет доходов, стоимость которых выражена в иностранной валюте, налогоплательщик производит в зависимости от того, какой метод признания доходов в соответствии со ст. ст. 271 и 273 НК РФ выбран в учетной политике для целей налогообложения ( абз. 3 п. 3 ст. 248 НК РФ ).

При применении метода начисления доходы от реализации товаров признаются на дату их реализации (на дату перехода права собственности) ( п. п. 1, 3 ст. 271 НК РФ ). Доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, который установлен Банком России на дату реализации товаров ( абз. 1 п. 8 ст. 271 , ).

Сумма требований к покупателю, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли на дату реализации товаров, дату прекращения (исполнения) требований и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше ( абз. 2 п. 8 ст. 271 , абз. 2 п. 10 ст. 272 НК РФ ). В связи с изменением курса иностранной валюты к рублю по расчетам с иностранным покупателем возникают курсовые разницы. Положительная курсовая разница возникает при дооценке требований, а отрицательная ‒ при их уценке. Такие разницы включаются в состав внереализационных доходов или расходов соответственно ( п. 11 ст. 250 , пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ ).

Курсовые разницы признаются в составе внереализационных доходов или внереализационных расходов на дату прекращения (исполнения) требований и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше ( пп. 7 п. 4, абз. 2 п. 8 ст. 271 , пп. 6 п. 7, абз. 2 п. 10 ст. 272 НК РФ ).

При применении кассового метода доходы от реализации товаров признаются на дату фактического получения денежных средств ( п. 2 ст. 273 НК РФ ). Сумма дохода определяется путем пересчета полученного платежа в иностранной валюте в рубли по официальному курсу Банка России на дату получения оплаты. Следовательно, при применении кассового метода курсовые разницы не возникают.

При учете налога на прибыль у поставщика при экспорте товара в Белоруссию, Казахстан, Армению, Киргизию (государства ‒ члены ЕАЭС) какие-либо особенности отсутствуют.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на группы Прайм лигал в соц. сетях и порекомендуйте нашу компанию друзьям и знакомым.

Фото: Алексей Павлишак / ТАСС

Москва, 20 мая («Рейтер»). Рубль котируется в плюсе на основной биржевой сессии четверга, и на его стороне — текущая динамика валют-аналогов, надежды на смягчение геополитической ситуации, а также важные для экспортеров предстоящие налоговые выплаты следующей недели.

Сдерживать укрепление российской валюты могут продолжающееся падение нефти и валютные интервенции Центробанка, более заметные в условиях вновь невысокой рыночной активности.

Фото:Hollie Adams / Getty Images

К 12:10 мск биржевые котировки пары доллар/рубль расчетами «завтра» были вблизи ₽73,63, и рубль дорожает на 0,2%. Котировки евро/рубль — вблизи ₽89,77, и здесь российская валюта также набирает 0,2% от уровня предыдущего закрытия.

На Форексе доллар остановил спровоцированное вчерашними протоколами ФРС восстановление и дешевеет к евро и иене, а большинство товарных и развивающихся валют сейчас в плюсе.

В протоколах апрельского заседания Федрезерва несколько высших чиновников ведомства предположили уместность сокращения объемов стимулирующей скупки активов «в какой-то момент», если восстановление экономики США продолжит набирать обороты.

Это стало сюрпризом для части участников рынков, однако заседание Федрезерва проходило до публикации слабой трудовой статистики за апрель, после которой должностные лица ведомства неоднократно говорили, что они не готовы обсуждать сокращение стимулов, а инфляционные риски описывали как временные.

«Факт дискуссии на апрельском заседании взволновал рынки», — говорится в обзоре Росбанка. По мнению аналитиков банка, это однозначно повышает значимость июньского заседания Федрезерва и приковывает внимание к публичным высказываниям голосующих членов его Комитета по открытым рынкам.

Фото:Андрей Любимов / РБК

Пока же на рынках так и не сложился консенсус в отношении сроков изменения текущей сверхмягкой ДКП ФРС, но с точки зрения привлекательности инвесторы могут посчитать более убедительными майские "голубиные" комментарии чиновников ведомства, нежели протоколы апрельского заседания.

Накануне стало известно, что Вашингтон отказался применять санкции в отношении компании — оператора проекта «Северный поток — 2» и ее руководителя. Также как позитивный был воспринят факт вчерашней встречи министров иностранных дел РФ и США в преддверии ожидаемых в июне переговоров Путина и Байдена.

В следующий вторник российские корпорации уплачивают НДС, акцизы, а также важный для экспортеров налог на добычу полезных ископаемых, который опрошенные Reuters аналитики оценили в среднем в ₽516 млрд.

В преддверии уплаты НДПИ экспортные компании могут увеличивать объем продаж валютной выручки за рубли.

«В пользу россиянина работает улучшение внешнеполитического плана. Вашингтон отказался от санкций против Nord Stream 2. Также ведется подготовка к встрече глав США и РФ, которая может пройти в Швейцарии. И, наконец, на внутреннем рынке сохраняется довольно сильный спрос на ОФЗ», — сказал Андрей Кочетков из компании «Открытие Брокер».

Минфин РФ накануне разместил весь предлагавшийся на аукционный день объем ОФЗ в составе трех выпусков на ₽48 млрд, при этом заявленный общий спрос составил ₽90,8 млрд.

Фото:Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Это вписывается в озвученный на прошлой неделе замминистра финансов Тимуром Максимовым новый диапазон еженедельных первичных размещений в ₽45–50 млрд.

Сегодня на рынке ОФЗ преобладают скромные позитивные тенденции — доходность немного снижается у большинства бумаг, у 10-летних — на 2 базисных пункта, до 7,17% годовых.

(Владимир Абрамов. Редактор Дмитрий Антонов)

Суть налогового маневра в нефтяной отрасли заключается в следующем:

- в период с 2019 по 2024 год будет происходить поэтапное снижение и отказ от акцизов на вывоз нефти и ГСМ за рубеж (в 2024 году ставка акциза должна быть равна 0, за исключением отдельных видов нефтепродуктов);

- в период с 2019 по 2021 год будет осуществляться повышение ставок НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), с сохранением действующих льгот и преференций;

- для предприятий, производящих и реализующих ГСМ на внутреннем рынке, будет введен обратный акциз на топливо, что должно устранить риски повышения оптовых и розничных цен;

- предполагается введение дополнительных мер поддержки для реализации ГСМ в пределах страны и замедления ценового роста.

Налоговый манёвр в нефтяной отрасли запускает отмену экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Параллельно с началом текущего года стартовало увеличение НДПИ на добычу нефти и попутного нефтяного газа, которое продлится до 2021 года. Такие меры в Госдуме объяснили желанием «навести порядок в системе предоставления различного рода льгот и преференций».

Ожидания от «наведения порядка» в системе льгот для нефтяников тоже оборачиваются далеко не так радужно. Так, 10-летние вычеты НДПИ были одобрены для «Роснефти» и «Газпром нефти». От первой компании федеральный бюджет будет ежегодно недополучать 46 млрд рублей, от второй – 13,5 млрд рублей.

Суммарно нефтяные гиганты получили льготы в размере около 600 млрд рублей. Чтобы компенсировать выпадающие доходы, Министерство финансов хочет увеличить налог на добычу нефти и попутного нефтяного газа.

Выходит, что льготы для отдельных нефтяных компаний придётся выплачивать всем остальным компаниям. Представители нефтяной промышленности уже сейчас обращаются с жалобами на Минфин, аргументируя своё недовольство прямым нарушением закона «О защите конкуренции».

"Повышение НДПИ автоматом влечет за собой рост внутренних цен на нефть. А это приведет к росту цены топлива на автомобильных заправках. Почему в этом году уже заметно росли цены на бензин — как раз из-за увеличения стоимости нефти внутри страны. И, вдобавок, из-за роста акцизов", — говорит Геннадий Шмаль (Президент Союза нефтегазопромышленников России).

В нефтяной отрасли налоговый маневр напрямую связан с вопросами ценообразования в нефтяной промышленности. Документ вступил в силу с 1 января 2019 г. и рассчитан на 6 последующих лет: за это время в планах правительства внести серьезные изменения в расчет экспортной таможенной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Так, планируется постепенно снижать экспортную пошлину сырой нефти до полной отмены и в то же время повышать НДПИ. Целей у законодательных изменений несколько:

во-первых, добиться более выгодного экспорта нефти и нефтепродуктов , а во-вторых, достичь роста цен на нефть для переработки на внутреннем рынке.

В США администрация Трампа поддерживает свои нефтяные компании. Прошла налоговая реформа, был снижен налог на прибыль корпораций с 35 до 21%, но именно нефтяные компании получили беспрецедентные льготы. Многие из них не платили вообще налогов в прошлом году , такие компании, как Chevron, Halliburton, получили налоговые льготы из бюджета .

В прошлом году США впервые стали экспортером газа и нефти с 1949г. (стали больше экспортировать чем импортировать), то есть они вошли на мировой рынок и очень сильно потеснили конкурентов за счет агрессивной поддержки государством своих нефтяных компаний.

Если раньше можно было продавать сырье , то сейчас это становится невозможно . Компании уходят в сложные, но наиболее доходные производства – в нефтехимию, нефтепереработку и газохимию. К примеру, Saudi Aramco более 40% своей выручки получает от нефте- и газохимии . Но развивать эти отрасли она может именно благодаря тому, что государство оставляет компании средства на развитие.

Смысл маневра в том, чтобы в России было невыгодно производить бензин, а было выгодно сырую нефть отдавать на Запад , чтобы там производили бензин и продавали его нам сюда, потому что у нас в результате этих действий повышают себестоимость сырой нефти и снижают пошлины на экспорт.

31 октября прошлого года были зафиксированы цены на бензин, а с 1 января в полтора раза увеличили налоговую нагрузку на нефтепереработку. Сюда вошло всё: и налог на добычу полезных ископаемых, то есть налоговый маневр, и повышение акцизов в полтора раза, и рост НДС, и рост тарифов на перевозку и бензина, и, естественно, сырой нефти – все вместе. Это сделало все нефтеперерабатывающие заводы в России нерентабельными, все до единого . Все 37 крупных заводов и все 22 мелких нефтеперерабатывающих завода – все стали убыточными.

Механизм экспортных пошлин, созданный в России в начале 2000-х годов, подразумевал высокие тарифы на сырую нефть и низкие пошлины на все продукты нефтепереработки, независимо от глубины переработки нефти. За счет разницы в ставках экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты компании нефтеперерабатывающего сектора получали большую субсидию из федерального госбюджета и, как следствие, наращивали первичную переработку нефти, поскольку это – наименее затратный способ получить данную субсидию. На протяжении последних 15 лет глубина переработки нефти в России оставалась на уровне 70-75% и только в 2017 году достигла 80%, в то время как во всех развитых странах она достигает 90-95%. С 2006 по 2011 годы объем первичной переработки нефти в России увеличился на 19,9%, а объем реализации нефтепродуктов за рубежом вырос на 36,3% в основном за счет мазута, доля которого в суммарном экспорте нефтепродуктов достигла 55%. При этом в Европе и США мазут используется лишь в качестве сырья для дальнейшей переработки и получения светлых нефтепродуктов .

Повышение НДПИ автоматически влечет за собой рост внутренних цен на нефть и нефтепродукты. Так, с января 2017 года по октябрь 2018 года розничные цены на бензин марки АИ-95 выросли на 18,6%. Представители бизнеса отмечают, что налоговая реформа лишает НПЗ таможенной субсидии, поскольку выравниваются экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Как следствие, снижается чистая рентабельность нефтепереработки. С 2014 по 2016 гг. средняя рентабельность НПЗ сократилась более чем в 3 раза.

«Газпромнефть» реализует на внутреннем рынке около 70% нефтепродуктов, и, в случае еще большего сокращения рентабельности НПЗ, компания может изменить структуру сбыта и переориентироваться на экспорт нефтепродуктов в близлежащие страны.

Добыча и переработка нефти крупнейшими компаниями России.

2. Регулирование внешнеэкономической деятельности в России

2.6. Экономические методы стимулирования экспортного производства

Прямое финансирование экспортеров. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Чаще всего государство выделяет до 30% средств, необходимых для проведения научных, исследовательских, конструкторских работ с целью исследования и внедрения новых товаров в экспортном производстве. Государственное финансирование направлено на поддержку не только крупных компаний в странах с рыночной экономикой, но также средних и малых фирм, способных в короткие сроки модернизировать и перестраивать экспортное производство в соответствии с требованиями мирового рынка.

Косвенное финансирование-экспортеров. Производится через сеть частных банков, которым государство выдает специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. Косвенным финансированием следует считать возврат экспортерам пошлин, выплаченных при ввозе сырья, а также передачу экспортерам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и, как правило, высоким ценам.

Снижение налогов с экспортеров. Наиболее распространено прямое снижение налогов с фирм, компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Часто применяется разрешение фирмам-экспортерам осуществлять отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли.

Кредитование экспортера. Кредитование может быть внутренним и внешним. Внутреннее кредитование осуществляется через государственные банки предоставлением кредитов среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 20–30 лет) на развитие экспортного производства в национальной и свободно конвертируемой валюте. При этом предоставление кредитов осуществляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам.

Внешнее кредитование нацелено на выделение кредитов импортерам в форме финансовых и товарных кредитов поставщиков экспортной продукции. Государство производит субсидирование из бюджета как фирменных, так и банковских кредитов, которые являются целевыми и, следовательно, должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны кредитора.

Страхование экспортера. Оно имеет два направления – внутреннее и внешнее. Внутреннее страхование осуществляется государством, помогающим за счет бюджетных средств перекрывать часть рисков при крупных капиталовложениях в экспортное производство.

Осуществляя внешнее страхование, государство за счет бюджета берет на себя часть политических и коммерческих рисков по экспорту. К политическим рискам относятся войны, правительственные перевороты, резкие изменения политической обстановки, забастовки. Все эти факторы либо затрудняют, либо вообще срывают исполнение контрактов. К коммерческим рискам относятся колебания валютных курсов, банкротства, изменения в таможенной и налоговой системах. Благодаря страхованию экспортер возмещает почти все потери от рисков.

Страхование экспортных операций в странах с рыночной экономикой осуществляют государственные организации, а также фирмы и корпорации, получающие дотации из бюджета. Страховые государственные организации, как правило, обеспечивают 80–90% суммы сделки по ставкам значительно более низким, чем частные страховые фирмы. Они составляют в США 1–2% суммы контракта, в Японии – 0,3%.

Дополнительно к административным и экономическим методам регулирования и управления ВЭД в странах с рыночной экономикой проводится организационная, статистическая, исследовательская и информационная работа. Осуществляется сбор статистических материалов, анализ состояния и оценка перспектив ВЭД, издаются справочники. С помощью посольств, торговых миссий и представительств государственные службы получают коммерческую информацию, находят иностранных контрагентов. Установлению взаимодействия между контрагентами способствуют международные симпозиумы, конференции, выставки и другие формы ознакомления представителей деловых кругов разных стран с достижениями в экономике, науке, технике.

Вопросы для повторения и контроля знаний:

1. Основные цели регулирования внешнеэкономической деятельности.

2. Принципы регулирования внешнеэкономической деятельности.

3. Перечислите основные вопросы, решением которых заняты федеральные органы в процессе регулирования ВЭД.

4. Права субъектов РФ в регулировании и осуществлении ВЭД.

5. Функции администрации Президента РФ, Государственной Думы и Совета Федерации в сфере регулирования ВЭД.

6. Перечислите основные функции Правительства РФ в сфере регулирования ВЭД.

7. Охарактеризуйте состав регулирующих функций, возложенных на МЭРТ.

8. Какие основные структурные подразделения МЭРТ осуществляют регулирование ВЭД на уровне России, в регионах и за рубежом?

9. В чем заключаются функции Министерства финансов, ЦБ РФ, Федерального агентства по науке в регулировании ВЭД?

10. Сформулируйте функции Федеральной таможенной службы в сфере регулировании ВЭД.

11. Сущность и правовой статус торгово-промышленных палат РФ.

12. Перечислите основные задачи торгово-промышленной палаты субъекта РФ в деле негосударственного регулирования ВЭД.

13. Какие основные АО, объединения, предприятия и другие организации ТПП РФ осуществляют регулирование ВЭД?

14. В чем заключаются задачи и функции ВТО в сфере регулирования ВЭД?

15. Органы управления ВТО.

16. Назовите главные преимущества участия России в ВТО.

17. В чем состоят проблемы вхождения России в ВТО?

18. Участие законодательных и исполнительных органов управления стран с рыночной экономикой в регулировании вэд.

19. Перечислите основные неправительственные международные организации, активно участвующие в регулировании ВЭД.

20. Какие услуги оказывает АО "Совинцентр" участникам ВЭД?

21. Назовите состав услуг внешнеторгового характера, оказываемых ЗАО "Экспоцентр" участникам международных выставок и симпозиумов.

22. Какие исследования и разработки в области экономики и управления для членов ТПП РФ осуществляет RBCNET?

23. Какие работы выполняет объединение патентных поверенных "Союзпатент"?

24. Перечислите состав услуг и работ, осуществляемых внешнеэкономическим объединением "Союзэкспертиза".

25. Назовите основные операции, выполняемые внешнеэкономическим предприятием "Союзрегион".

26. В чем заключаются услуги, оказываемые ЗАО "Консультационный центр ТПП РФ", деловым центром ТПП РФ, конгресс-центром ТПП РФ?

27. Какова цель заключения международных торговых договоров?

28. Какие законы положены в основу тарифных методов регулирования внешней торговли?

29. В чем заключается суть паратарифных методов регулирования, мер контроля, цен и финансовых мер?

30. Чем отличаются методы количественного контроля во внешней торговле от автоматического лицензирования?

31. Что представляют собой такие нетарифные методы регулирования, как монополистические меры, технические барьеры, импортные процедуры?

32. Какие исполнительные государственные органы осуществляют оперативное регулирование ВЭД?

33. Чем отличаются методы прямого финансирования экспортеров от методов косвенного финансирования?

34. В чем заключается целесообразность использования такого экономического метода стимулирования производства, как снижение налогов с экспортеров?

35. Что представляет собой внутреннее и внешнее кредитование экспортеров?

36. Каковы особенности внутреннего и внешнего страхования экспортеров?

Читайте также: