Снижение безработицы какая функция налогообложения

Опубликовано: 26.04.2024

Министерство труда и социальной защиты РФ рассмотрит возможность введения страхования от безработицы, однако приступит к разработке такой системы лишь после соглашений между работодателями и профсоюзами. В случае реализации с зарплат россиян станут брать взносы в специальный фонд, из которого при утрате места работы граждане смогут получать пособия. Минтруд не смог ответить на оперативный запрос NEWS.ru.

Как указано в отчёте ведомства, министерство готово к внесению в законодательство изменений в части внедрения страховых принципов защиты от безработицы. В ходе совещаний по подготовке концепции страховой защиты граждан от безработицы выяснилось, что это возможно лишь при условии, что Российский союз промышленников и предпринимателей, а также Федерация независимых профсоюзов России придут к общему мнению по вопросу, в том числе насчёт размеров страховых взносов, передаёт iz.ru со ссылкой на источники в ведомстве. В РСПП и в ФНПР не смогли оперативно ответить на просьбу NEWS.ru прокомментировать саму возможность данной договорённости.

Как уже заявлял министр Котяков, число безработных в России продолжит расти в мае и июне. В апреле оно выросло до 4,3 млн человек.

Надо заметить, что страхование от безработицы — сама по себе идея не новая даже для России. Сейчас страхование от безработицы работает в рамках добровольного страхования. Однако, что важно, страховку сейчас можно будет получить только в случае принудительного увольнения, что на практике происходит не так уж и часто.

Можно, конечно, ожидать увеличения числа уволенных не по собственному желанию из-за возросшего сейчас уровня банкротства компаний среднего и особенно малого бизнеса. Однако в силу того, что государством ещё не разработана система и соответствующее законодательство для обязательного страхования граждан на случай безработицы, этот механизм не будет действенным для оставшихся сейчас без работы.

В случае принятия этой инициативы необходимо предусмотреть возможные «подводные камни», объясняет доцент ГАУГН и старший научный сотрудник ЦЭМИ РАН Мария Никонова. Например, кто будет иметь право на получение этой страховки — сколько месяцев или лет он должен будет проработать на предприятии, будет ли страховка распространяться на работников, работающих по срочным договорам, отмечает она.

Есть и ещё один довольно важный момент — работник должен быть уволен, а не уйти по собственному желанию. Очевидно, что далеко не каждый работник согласится на это. Да и работодатели зачастую дают возможность уйти работнику «мирно».


Сергей Лантюхов/NEWS.ru

Кроме этого, важно понимать, с какого момента будет выплачиваться страховка по безработице, ведь после увольнения сотрудника предприятие должно 2–3 месяца выплачивать уволенному сотруднику компенсацию (согласно ТК). Получается, чтобы взять выплаты по страховке, человеку придется ОФИЦИАЛЬНО не работать более 3 месяцев. Какой выход? Либо не работать, либо работать не официально, а это приведёт к росту «теневой занятости».


Мария Никонова

доцент ГАУГН и старший научный сотрудник ЦЭМИ РАН

Также, говорит эксперт, необходимо иметь в виду, что при введении обязательного страхования от безработицы увеличивается и налоговое бремя работодателя, что, скорее всего, приведёт к росту «серых зарплат».

Необходимо учитывать и ещё один нюанс: имеющийся на сегодня дефицит бюджета фонда социального страхования снизит действенность данного предложения для граждан в силу задержек выплат страховок, предупреждают экономисты.

Есть ещё и моральный аспект: граждане, добросовестно проработавшие большую часть жизни без принудительных увольнений (или те, которые таким образом планируют свою трудовую жизнь), по сути, будут оплачивать страхование по безработице тех, кого раньше называли «летунами». Честно ли это?

Создание ещё одного фонда будет сопряжено со многими проблемами — как экономического, так и социального характера, потому что это сопряжено с не очень позитивным настроем как со стороны работодателей, так и со стороны работников, объясняет доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ им. Г. В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.

И ещё один фонд может быть негативно воспринят и работниками, которые не захотят делать отчисления, и работодателями, для которых это дополнительная нагрузка по бухгалтерии, по отчётности. А с экономической точки зрения — какой должен быть процент, будет ли это солидарный принцип распределения или индивидуальный, кто будет делать отчисления — работник или работодатель? Сколько нужно времени для накопления, чтобы этой суммы хватило для выплат?


Людмила Иванова-Швец

доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ РЭУ имени Г. В. Плеханова

Ну и наконец, отмечает эксперт из «Плехановки», в России в своё время был внебюджетный фонд занятости, который упразднили при налоговой реформе в 2000 году и который правительство посчитало нецелесообразным, так как ввели ЕСН в 30%.


Сергей Булкин/NEWS.ru

И это достаточно серьёзная налоговая нагрузка на бизнес. И первое, на что обращают внимание при вопросах, чем помочь бизнесу — снизить ЕСН. Позиция профсоюзов отчасти понятна — они защищают интересы работников и хотят продемонстрировать заботу о трудящихся, наверное, не вникая в механизм организации и реализации этого проекта, — указывает Людмила Иванова-Швец.

Если страхование от безработицы нужно именно для погашения кредитов и займов, такой продукт на рынке уже существует с 2005 года, и он прекрасно продаётся всеми кредиторами (так называемое кредитное страхование жизни). Правда, комиссионные по нему столь велики, а ещё выплаты по нему столь малы, что этот продукт у нас в стране так и не заработал.

В настоящее время в стране реализуется пакет мер государственной помощи предприятиям, пострадавшим от коронавирусной пандемии, которые в большинстве своем рассчитаны до конца 2020 года с возможной пролонгацией, напоминает профессор кафедры труда и социальной политики ИГСУ РАНХиГС Александр Щербаков. Многие малые и средние предприятия должны быть освобождены от значительной части налоговой нагрузки, сокращено бремя социальных страховых взносов работодателей и других подобных выплат.

В текущих условиях рассматривать возможность новых обременений для хозяйствующих субъектов представляется нелогичным и необоснованным. Уместнее будет сделать это через год, когда предприятия снова обретут экономическую стабильность и, следовательно, финансовую устойчивость.


Александр Щербаков

профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС

Работа есть, но не на бирже - в России снизилось число безработных

Минтруд доложил президенту в четверг 13 мая, что общее число безработных в России составило 4,1 миллион человек - снижение на 1% по сравнению с прошлым годом, когда началась пандемия. Число тех, кто стоит на бирже, тоже снизилось, правда большинство ищет работу с прошлого года. Найти ее все тяжелее, а расценки за труд достаточно низкие. Между тем массированные программы помощи в ЕС и США дали всходы, и получившие деньги от властей не слишком горят желанием идти на работу.

Как заявил глава Минтруда Антон Котяков на заседании правительства, безработица в марте составил 4,1 миллиона человек, что составляет 5,4% от трудоспособного населения. "Напомню, на пике в августе уровень безработицы составлял 6,4%", - сказал Котяков на совещании с президентом Владимиром Путиным.

По данным Росстата количество безработных в 2020 году составило более 4,3 млн человек, что на 24,7% что выше показателя 2019 года. Число граждан, зарегистрированных в центрах занятости, также снилось, рассказал министр, на сегодняшний день это уже менее 1 млн 530 тыс. человек. При этом почти половина из них, 700 000 человек, по словам министра, стоят на учете с прошлого года.

Это означает, что работу найти трудно, предлагаемые места и низкие ставки не устраивают соискателей. Переводчица с английского языка Екатерина, которая потеряла работу пару месяцев назад в связи с со сменой собственника издания, жалуется Finam.ru, что большинство компаний сегодня предлагает очень низкую зарплату, несмотря на ее квалификацию. Одна из международных компаний предложила ей писать оригинальные тексты на английском при оплате 15$ за почти 8000 знаков. "Да в супермаркете можно больше заработать. Такой демпинг, наверное, потому, что копирайтеров тьма тьмущая по всему миру", - говорит Екатерина.

Проблемой качества рабочих мест озаботились в Роструде. Ведомство, по данным Коммерсанта, планирует потратить 457 млн руб., чтобы доработать систему "Работа в России". Цифровая платформа должна помогать агрегировать вакансии, определять подлинность дипломов и отслеживать занятость в регионах страны.

Безработица в Сибири вдвое выше, чем по стране. Эксперт в области человеческих ресурсов компании HeadHunter Сибирь Оксана Штейнебрейс рассказала телекомпании ТВК, что если в среднем по России число вакансий увеличилось на 48%, в Сибири эта цифра составила лишь 30-32%: "Количество соискателей выросло на 10%. Этот очень болезненный разрыв для работодателей", - рассказала эксперт.

Вместо того, чтобы решать проблемы занятости системно, региональные губернаторы пытаются прибегать к административным мерам. На совещании в среду 11 мая губернатор Костромской области Сергей Ситников поручил подчиненным выявить жителей области, которые состоят на бирже труда и ездят работать в другие регионы вахтовым методом.

Котяков на совещании у Путина отметил, что "плохая динамика" со снижением количества работников наблюдается в таких регионах как Республика Коми, Марий Эл, Алтайский край и Псковская область.

Псковская область на втором месте после Петербурга по уровню безработицы в Северо-Западном федеральном округе, первое место занимает Санкт-Петербург. Большинство граждан потеряли работу в последние три месяца из-за ограничений по коронавирусу.

В соседней с Псковской областью Эстонией, которая входит в ЕС, ситуация между тем улучшилась. Как сообщили эстонские СМИ со ссылкой на соответствующие ведомства, на начало мая уровень зарегистрированной безработицы за неделю снизился с 8,6% до 8,4%, что, правда, по-прежнему значительно выше среднего.

В ЕС благодаря программам поддержки занятости смогли предотвратить резкий рост безработицы. При этом, как отмечают эксперты, показатели безработицы остаются выше, чем до кризиса, связанного с пандемией. В зоне евро уровень безработицы прогнозируется на уровне 8,4% в 2021 году и 7,8% в 2022 году. Всего же уровень безработицы в ЕС прогнозируется на уровне 7,6% в 2021 году и 7% в 2022 году.

При этом пандемия только усилила проблему безработицы среди молодежи, которая была характерна для многих европейских стран. В 2019 году в ЕС число безработных среди молодых людей было в три раза выше чем среди лиц старше 55 лет. Сегодня эта ситуация только усугубляется: "Люди были шокированы изображениями, показанными в начале 2021 года, на которых многие студенты стояли в очереди в продовольственных банках после того, как потеряли работу во Франции. В соседней Испании - с самым высоким уровнем безработицы среди молодежи в Европе, составляющим 40 процентов - если таких очередей и не было, то только благодаря поддержке cо стороны семьи…" - пишет обозреватель европейского портала Equal Times Мария Хосе Кармона.

Ситуация с безработицей молодежи в США хуже, чем в ЕС, отмечает в недавнем исследовании социологический портал Pew Research. В 2019 и 2020 году около 9,6 миллиона рабочих в США в возрасте от 16 до 64 лет потеряли работу.

Правда в настоящее время ситуация на рынке труда улучшается. По данным Минтруда США, число первичных заявок на пособие по безработице на первую неделю мая снизилось на 34000.

Улучшение ситуации происходит благодаря поддержке, которую власти оказали малому и среднему бизнесу. Небольшие компании, которые способны ужать расходы, легче адаптируются к ситуации, чем большие корпорации. Однако массированная помощь, которую администрация Байдена оказала уволенным из-за пандемии сотрудникам, сыграла злую шутку. Ряд ресторанов и сервисных предприятий пожаловались, что из-за получения пособий гражданами им сложно найти работников для своего бизнеса. При этом в плане American Rescue Plan речь идет о совсем небольших деньгах: $300 в неделю, но до сентября 2021 года.

Не исключено, что многие из тех, кто получает эти пособия, работает на "левой" работе, которой, по статистике, занимается 10% американцев. Жаль, что Костромской губернатор не сможет попасть в Америку, а то было бы где развернуться.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Трудоустройство безработных граждан

Трудоустройство безработных граждан — архиважная задача для государства

Безработные в России

Уровень безработицы в РФ в 21 столетии традиционно довольно низок, на фоне даже, казалось бы, благополучных европейских стран. В последние «допандемийные» годы этот показатель колебался в пределах 4,3%- 5,6%. Пришествие «короны» повысило число безработных россиян и их трудоустройство стало одним из важнейших вопросов. Поговорим немного про трудоустройство безработных граждан и принимаемые исполнительной властью меры.

Правительство РФ продолжает осуществлять действия, направленные на ликвидацию последствий коронавируса. Кстати, во властных кругах даже звучат заявления о том, что нужно ввести понятие «ликвидатор последствий коронавирусной инфекции», по аналогии с ликвидаторами аварии на ЧАЭС.

В целом, ничего удивительного тут нет. Безработные давно изучаются государственными структурами и даже был составлен «коллективный портрет» человека, оставшегося без работы. Здесь стоит сделать небольшую оговорку — это портрет официального безработного. А официальные данные в нашей стране не всегда совпадают с действительностью. Так вот, по мнению Минтруда и ВНИИ труда, «усреднённый» образ в 2020 году представляет собой довольно молодого городского жителя, зачастую без профобразования. А это масса реакционная, с которой обязательно нужно работать, только не по заветам дедушки Ленина, а наоборот. И работают ведь.

В частности, предлагаются всё новые и новые меры поддержки со стороны государства. Так, Правительство РФ издало два постановления, касающихся проблемы. Рассмотрим каждое из них и расскажем, какие именно меры предлагаются.

Первое — гранты на образование

трудоустройство безработных граждан нужно начинать с обучения

Часть граждан сможет получить образование или повысить свою квалификацию за счёт государства

ПП № 369 от 13.03.2021 г. обещает субсидии из федбюджета для НКО. Выдаваться они будут по специальным правилам трём юрлицам — АНО «Ворлдскиллс Россия», ФГБУ ВО «РАНХиГС», ФГАОУ ВО «НИ ТГУ», что в Томске. Субсидировать будут профессиональное образование (не высшее). Профобразование предполагает работу с конкретным оборудованием, аппаратурой, техникой и т.п., согласно закона об образовании.

Кого будут учить?

Указанные учреждения смогут получать гранты федерального бюджета, на которые будут обучать безработных граждан, планирующих трудоустройство. Помимо зарегистрированных безработных, на обучение смогут рассчитывать также:

  • предпенсионеры, а также граждане 50ти лет и старше
  • нетрудоустроенные женщины с детьми-дошколятами, а также женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком до 3 лет

Прогнозы результатов программы

Всего за период с 2021 года по 2024 годы планируется обучить более полумиллиона человек. Оценивать эффективность будут по числу новых работников, ИП и самозанятых из числа обученных — их должно стать на 127 тысяч больше. 370 тысяч останутся просто обученными, по всей видимости, но это, как говорится, издержки.

Тут уместно привести немного демографической статистики. Женщины, имеющие детей в возрасте до 7 лет находятся в явном численном меньшинстве. Такой вывод можно сделать, учитывая демографическую яму 90х, а также растущую (вопреки всему) продолжительность жизни. Так, число граждан старше 50 лет (куда входит и группа предпенсионеров) составляет порядка 35 миллионов человек. Плюс, в эту группу входят оба пола.

Вот и непонятно, обучение предлагается, преимущественно, для старших граждан, несмотря на то, что портрет безработного довольно молод. В связи с чем, возникает вопрос — действительно ли гранты будут направлены на снижение безработицы? Но это, как говорится, лирика.

Вместо вывода

Итак, будут учить. Денег на трудоустройство 127 тысяч человек потратят порядка 32,4 млрд. рублей. Такая цифра получается исходя из прогнозной стоимости обучения (59 580 руб. за 1 человека) и планируемого числа «студентов». Ссылка на документ — Постановление Правительства РФ № 369 от 13.03.2021 г.

Второе — поддержка юрлиц и ИП

работа для бывших безработных граждан будет субсидироваться

Государство взяло на себя часть обязательств по оплате труда вчерашних безработных, но, конечно же, с некоторыми нюансами

ПП № 362 от 13.03.2021 г. обещает субсидии уже непосредственно работодателям — юрлицам и индивидуальным предпринимателям. Цель — стимулирование к приёму на работу безработных граждан.

Требования к работникам

Субсидии будут выдаваться на частичную компенсацию заработной платы ряда уже трудоустроенных граждан, подходящих под следующие условия:

  • бывших официально безработными по состоянию на 01.01.2021 г.
  • бывших без работы на момент их направления на таковую службой занятости
  • не бывших ни ИП, ни самозанятыми, ни главами КФХ, ни директорами фирм

Работникам нужно соответствовать всем критериям одновременно. Тогда их работодатель сможет рассчитывать на субсидию.

Требования к работодателям

ИП, ООО и работодатели, имеющие иные организационно-правовые формы должны:

  • быть зарегистрированы до 01.01.2021 г., подать соответствующее заявление
  • не иметь долгов перед бюджетом, не быть в стадии реорганизации, офшором, дисквалифицированным,
  • не быть получателем похожей субсидии или восстановительного «коронавирусного» правительственного займа
  • устраивать вчерашних безработных на полный день, платить им не ниже МРОТ, а также не иметь долгов по ЗП перед трудящимися

Ну и последнее — у Фонда соцстраха должны быть деньги. Момент существенный, ибо, как многие уже знают, денег нет, но вы там держитесь.

Общие моменты

Возмещать будут зарплату (плюс взносы) за каждого трудоустроенного безработного, но не за весь период работы, а лишь за 1й, 3й и 6й месяцы. Не густо, конечно, с учётом того, что штат предпринимателя должен будет до 15.12.2021 г. на 80% состоять из вчерашних безработных. Помогать предпринимателям находить новых работников будут службы занятости, по своим спискам. В первую очередь, будут предлагать к трудоустройству:

  • инвалидов, предпенсионеров, пострадавших от радиационных аварий
  • только что освободившихся из мест не столь отдалённых, уволенных на «гражданку» военных, беженцев и переселенцев
  • одиноких и многодетных родителей, а также ищущих работу впервые молодых людей 18-20 лет, несовершеннолетних от 14 до 18 лет

А уже потом остальных граждан, не испытывающих трудностей с трудоустройством. Ссылка на документ — Постановление Правительства РФ от 13.03.2021 г. № 362.

Ещё по теме «Трудоустройство безработных граждан — новые меры поддержки от Правительства РФ»:

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок 20. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Занятость.
  2. Безработица.
  3. Виды безработицы.
  4. Государственная политика в области занятости.

Активная политика занятости - совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы.

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу.

Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.

Открытая безработица – внешнее проявление безработицы, включающее всех незанятых граждан.

Пассивная политика занятости - совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы.

Сезонная безработица - безработица, возникающая вследствие сезонных колебаний спроса на труд.

Скрытая безработица – внешнее проявление безработицы, которое включает работников, фактически занятых в производстве, но в действительности не работающих.

Структурная безработица — безработица, вызванная изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства.

Фрикционная безработица — это безработица, связанная с затратами времени на поиск работы.

Циклическая безработица — безработица в период экономического спада.

Ключевые слова

Занятость, безработица, сезонная безработица, циклическая безработица, фрикционная безработица, структурная безработица, открытая безработица, скрытая безработица.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014 г. – С. 104-115

Рязанцев, С. В. Мировой рынок труда и международная миграция / С.В. Рязанцев, М.Ф. Ткаченко. - М.: Экономика, 2015. – С. 304

Бочарова И.Ю. Снижение длительной безработицы и программы профилирования/И.Ю. Бочарова // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – № 25. – С. 2-7.

Интернет- ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Занятость — это деятельность, которая связана с удовлетворением личных потребностей людей и, как правило, дающая возможность иметь трудовой доход.

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором некоторая часть трудоспособных жителей не может найти деятельность, связанную с законным заработком.

Существуют следующие причины безработицы:

Структурные улучшения в экономике – появление и использование новых технологий и оборудования приводит к сокращению количества рабочих мест (машины заменяют человека);

Сезонные колебания – временные перемены в объеме производства продукции и предоставления услуг (а следовательно и в количестве рабочих мест) в некоторых отраслях производства;

Цикличность экономики – во время рецессии или состояния депрессии потребность в таком факторе производства как труд, снижается;

Демографические изменения – к примеру, увеличение лиц трудоспособного возраста может привести к тому, что спрос на рабочие места будет преобладать над предложением, что и ведет к безработице;

Политика в сфере заработной платы – действия правительства, профсоюзов или руководства предприятий по повышению минимального размера оплаты труда могут вызывать рост издержек производства и необходимость избавления от части рабочей силы.

- Структурная – невозможность найти работу из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации. Структурная безработица, при всех своих минусах, может не волновать правительство, но лишь тогда, когда общее количество свободных рабочих мест не уступает числу соискателей рабочих мест, хотя и у них могут быть другие специальности;

Фрикционная – ограниченные возможности для уволенного работника найти свободное рабочее место в соответствии со своей специальностью. Фрикционная безработица обнаруживается даже в государствах, в которых идет бурный экономический подъем. Ее причина заключается в том, что человеку, уволенному со своей работы или оставившему его по собственной инициативе, необходимо какое-то время для поиска нового вакантного рабочего места. Оно должно устроить его и по специальности, и по уровню оплаты труда.

Даже если на рынке труда свободные места существуют, то для их поисков необходимо время.

В странах с рыночной экономикой всегда есть определенное количество людей, которые по тем или иным причинам ищут себе более подходящую работу. Кроме того, на рынке труда всегда есть определенное количество безработных, которые ищут свою первую работу (молодежь, женщины, вырастившие детей, и др.). Эти люди также включаются в список при определении уровня фрикционной безработицы;

- Циклическая – бывает при экономическом кризисе, когда падают объемы производства.

Циклическая безработица характерна для стран, в которых наблюдается общий экономический спад. В этом случае проявления кризиса ощущаются не на отдельных, а практически на всех товарных рынках. Затруднения касаются большинства фирм страны, а потому многочисленные увольнения происходят почти одновременно и на всех предприятиях. В результате общее количество безработных превышает число безработных;

- Сезонная – находится в зависимости от сезонных работ в определенные периоды года. Часто к числу безработных добавляют сезонных работников. Они становятся безработными вследствие того, что некоторые виды деятельности могут осуществляться только в определенное время года.

Наиболее ярким примером является рабочие, занятый в сельском хозяйстве, работающие в период уборки урожая, а в остальное время не имеющими постоянного источника доходов.

Формы безработицы по внешним проявлениям:

- Открытая – включает всех незанятых граждан;

- Скрытая – включает работников, чей труд не является важным, например, работающие неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за трудности найти и устроиться в другом месте.

Формы безработицы по продолжительности:

- Краткосрочная - до 4 месяцев;

- Продолжительная - 4-8 месяцев;

- Длительная -8-18 месяцев;

- Застойная - более 18 месяцев.

Безработица необходима для нормального существования рыночной экономики, так как она дает резерв рабочей силы, который необходим для быстрой реакции рынка на изменения потребительского спроса.

Однако, если в странах с крепкой рыночной экономикой ее уровень несущественный и может понижаться до минимальных значений, то в отстающих странах и государствах, где экономика находится на переходной стадии, ее уровень хорошо заметен и имеет тенденцию к росту.

Поэтому для стран, в которых безработица является серьезной проблемой, необходимым становится выбор той или иной политики в области безработицы и разработка плана мероприятий в области занятости и защиты безработных.

Существует государственная активная и пассивную политику занятости населения.

- Активная политика занятости (активная политика на рынке труда)- это общее количество правовых, организационных и экономических шагов, предпринимаемых органами государственной власти для борьбы с безработицей (обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, нуждающихся в работе; активный поиск и подбор рабочих мест)

- Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) – это перечень мер, принимаемых для сглаживания отрицательных последствий безработицы (выплаты пособий по безработице, материальная помощь, выплаты и доплаты на ЖКХ и т.д.).

Государство обязано уделять особое внимание проблемам занятости населения.

Приоритет государственной политики в деле регулирования рынка труда, мониторинг процессов, происходящих в сфере труда, прогнозирование их развития должны быть направлены прежде всего на недопущение возникновения кризисных явлений, урегулирование напряженности на рынке труда.

Разбор типового тренировочного задания

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Включает всех незанятых граждан

Включает работников, фактически занятых в производстве, но в действительности не работающих

Правильный вариант/варианты: скрытая безработица.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

___________ (А) является необходимым элементом нормального функционирования рыночной экономики, ибо она обеспечивает резерв рабочей силы, необходимый для оперативного реагирования _____ (Б) на изменения потребительского спроса.

Однако, если в странах с устойчивой рыночной экономикой ее масштабы незначительны и могут снижаться до минимальных значений, то в слаборазвитых ___________ (В)с переходной экономикой ее уровень значителен и имеет тенденцию к _____ (Г).

Поэтому для государств, где безработица представляет серьезную ________(Д), важным является выбор той или иной ________ (Е) и разработка программы действий в области занятости и защиты безработных

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) рынок 4) структура 7) государство

2) экономика 5) политика 8) проблема

3) рост 6) безработица 9) кризис

Правильный вариант: безработица, рынок, государство, рост, проблема, политика.

С.Е. Елкин

Омский государственный университет, кафедра экономики и социологии труда
644077, Омск, пр. Мира, 55-А

Получена 20 сентября 1998 г.

Социально-экономические преобразования в России, начатые в конце 1980-х годов и продолжающиеся в настоящее время, имеют своей целью поиск решения важнейших общественных проблем.

Учитывая сложность и многообразие проблем, связанных с переходом к новой социальной реальности, мы рассмотрим лишь одну из них - проблему определения и предотвращения экономических и социальных последствий безработицы.

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости.

Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

Подчеркнем, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

Подобные исследования представляют несомненный интерес для России, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на наш взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

I. Социальные последствия безработицы

Отрицательные

1. Обострение криминогенной ситуации.

2. Усиление социальной напряженности.

3. Рост количества физических и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной дифференциации.

5. Снижение трудовой активности.

Положительные

1. Повышение социальной ценности рабочего места.

2. Увеличение личного свободного времени.

3. Возрастание свободы выбора места работы.

4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия безработицы

Отрицательные

1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные

1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Нами было проведено исследование последствий безработицы, в ходе которого предстояло выяснить, во-первых, приводит ли безработица как социально-экономическое явление к выявленным экономическим и социальным последствиям. Во-вторых, оценить силу и степень проявления экономических и социальных последствий безработицы. В-третьих, определить направленность влияния каждого из выявленных экономических и социальных последствий безработицы. В итоге нами были получены следующие результаты.

Тенденция снижения количества положительных выборов в зависимости от увеличения сроков продолжительности безработицы наблюдается при оценке безработными респондентами показателя "увеличение личного свободного времени" от 32,1 % в первой группе (продолжительность безработицы менее 4 месяцев) до 9,2 % в четвертой (более 18 месяцев). По всей видимости, это можно объяснить тем, что категория свободного времени определяется респондентами относительно общей картины распределения времени. Безработица воспринимается первой группой как своеобразный вынужденный отпуск, отдых и ассоциируется с большим количеством свободного времени, в то время как представители четвертой группы воспринимают период вынужденной незанятости как наказание, неудачу, что придает негативный оттенок. Из общего числа респондентов 256 безработных отметили факт увеличения личного свободного времени как положительный. Из них 63,7% составили женщины и только 36,3% мужчины. Это объясняется высокой занятостью женщин в домашнем хозяйстве и их жизненными предпочтениями. Характерно, что эта тенденция наблюдается и при ответе на вопрос об увеличении свободного времени у каждого из респондентов, когда 76,1% отмечают увеличение, а 17,9% - уменьшение величины показателя. Подтверждается также тенденция к снижению соответствующих выборов в зависимости от увеличения продолжительности периода безработицы.

"Возрастание свободы выбора места работы" 80,8% респондентов оценило как положительное последствие. Среди них оказалось 26,8% мужчин и 53,9% женщин. Однако сохранилась тенденция уменьшения положительных выборов в зависимости от увеличения продолжительности периода безработицы (от 38,2% - в первой группе до 11,8% - в четвертой). При ответе на вопрос о том, являются ли безработные резервом рабочей силы для структурной перестройки экономики, отрицательные ответы составили 23,2% от общего числа респондентов и уменьшались от 10,5% - в первой группе до 2,1% - в четвертой. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования посчитали положительным явлением 76,8% респондентов. (36,3% безработных со сроком незанятости менее 4-х месяцев и только 11,1% - с периодом более 18 месяцев). Женщины отмечали позитивность такого перерыва в два раза чаще, чем мужчины (соответственно в 50,5% и 26,3% случаев). Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду получили положительную оценку у 84,2% респондентов (29,7% мужчин и 54,5% женщин). При этом у безработных со сроком менее 4 месяцев положительных выборов было в 4 раза больше, чем у группы со сроком более 18 месяцев (соответственно 40,0% и 11,8%).

Готовность к изменению своего профессионального профиля выразили 71,1% респондентов, что свидетельствует о возможности применения этой меры предупреждения и ликвидации таких негативных последствий безработицы, как обесценивание последствий обучения и утрата квалификации. Наименьшую готовность к переобучению высказали длительно безработные - 9,2%. В то же время среди тех, кто не может найти работу менее 4 месяцев таких оказалось 31,3%. Эти результаты было бы достаточно трудно объяснить, если не принять во внимание тот факт, что наибольшую активность в поиске работы, в том числе и путем переподготовки, проявляют безработные с небольшим периодом незанятости (менее 4 месяцев). В этой группе уволившихся по собственному желанию 27,6% (из 249 респондентов, что составляет 65,5% от общего числа опрошенных) и имеющих высшее и среднее профессиональное образование 38,7% из общего количества опрошенных. При этом большую готовность проявляют женщины - 48,2% против 22,9% мужчин.

Возможности выбора места работы за последние 5 - 7 лет уменьшились у 53,4% опрошенных респондентов, не изменились - у 25,8% и увеличились только у 20,8% (в основном за счет группы респондентов с высшим и средним профессиональным образованием, составивших 17,6% от общего количества опрошенных).

На этом фоне не кажется чем-то необычным ухудшение физического и душевного самочувствия (соответственно у 49,5% и 78,9% опрошенных). Наибольшее количество из этого числа респондентов находится в группе с периодом безработицы до 4-х месяцев (45,1% и 41,3% соответственно). Причем физическое и душевное самочувствие в большей степени ухудшается у безработных, имеющих семью. Кроме того, прослеживается определенная зависимость между душевным самочувствием и уровнем образования. Из 286 респондентов, у которых самочувствие ухудшилось, 67,5% имеют среднее образование, 16,4% - высшее и 16,1% - неполное среднее и начальное профессиональное.

Безработицу в качестве причины увеличения преступлений, совершаемых с корыстной целью, назвали 87,6% опрошенных. Среди них оказалось 38,1% мужчин и 61,9% женщин. Эти данные можно сравнить с официальной статистикой. Из общей численности осужденных трудоспособные лица, не работавшие и не учившиеся, составили 43,6% (на 01.01.97). За преступления против собственности осуждено 55,2% (11 825 человек) от общего числа совершивших преступления. Доля молодежи до 30 лет - 54,9%. 68,8% от этого количества осуждено за преступления против собственности [1].

А вот как распределились ответы на вопрос о том, как изменится отношение респондентов к труду, если их материальное положение ухудшится (невыплаты, низкий уровень заработной платы и т.д.). Трудиться активнее будут 60,8% респондентов (10,8% имеют высшее образование, 71,0% - среднее; 33,8% - мужчины и 66,2% - женщины), работать как и прежде собираются 26,3% опрошенных; 22,0% - высшее образование, 62,0% - среднее, 39,0% - мужчины и 61,0% - женщины), а 12,9% снизят свою трудовую активность (38,8% с высшим образованием 57,1% - средним образованием; 32,7% - мужчины и 67,3% - женщины).

Для анализа возможных последствий безработицы большое значение имеет отношение респондентов к использованию времени, появившемуся в результате потери работы. Как показало исследование, подавляющее большинство безработных используют появившееся время для поиска новой работы (89,2%), находятся на переобучении 8,7%, повышают уровень образования 13,7%, отдыхают 18,2% респондентов. При этом активность в поиске работы с использованием всех возможностей проявляют 70,8% опрошенных безработных, надеются на помощь службы занятости - 25,3%, перестали искать работу 3,9% респондентов. Наблюдается интересная тенденция. С увеличением продолжительности безработицы уменьшается количество тех, кто надеется на помощь службы занятости (от 44,8% в первой группе, до 6,3% - в последней). Наибольшее число переставших искать работу - 2,1% - это длительно безработные. Причем у респондентов с высшим и средним образованием активность поиска работы выше, чем у других. В целом большинство безработных считают, что с увеличением продолжительности безработицы их знания и навыки ухудшаются. При этом ответы распределены равномерно между представителями, имеющими различные уровни образования. Это подтверждает наши выводы о негативном характере длительной безработицы и ее отрицательном влиянии на профессиональный уровень безработных.

Ухудшение своего материального положения отметили 81,3% респондентов. И это на фоне и без того удручающего материального положения большинства семей безработных, когда среднемесячный доход на одного члена семьи составляет: до 100 рублей - у 18,4% опрошенных, от 100 до 300 - у 42,6% и от 300 до 500 - у 23,9%. То есть более 61% безработных получают доход, не превышающий величину прожиточного минимума, который составил 362 рубля по состоянию на 01.04.98 [2].

Учитывая обеспокоенность занятого населения потенциальной возможностью потерять работу, а также на основании проведенного исследования можно прийти к выводу, что в целом в обществе сложилось понимание безработицы и ясное осознание ее социальных последствий.

Читайте также: