Смена кпп при реорганизации налоговой

Опубликовано: 15.05.2024

Наша организация (ООО) зарегистрирована и осуществляет свою деятельность на территории Ленинского района Махачкалы. В настоящий момент возникла необходимость изменения фактического места нахождения офиса организации. Офис, в котором мы планируем в дальнейшем находиться согласно договору аренды с собственником нежилого помещения, расположен в Кировском районе Махачкалы. Должна ли наша организация переходить в тот налоговый орган, на территории которого мы планируем в дальнейшем находиться?

Дмитрий Духовский

Юридическим адресом называют тот адрес, по которому зарегистрировано юридическое лицо, соответственно, такой адрес значится в ЕГРЮЛ. Однако фактически компания может находиться и по иному адресу.

В связи с этим сформировались два определения, которые официально нигде не закреплены, но широко используются.

1. «Юридический адрес» - адрес, который указан во всех учредительных документах компании. Исходя из положений п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации) местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а при его отсутствии - место нахождения другого органа или лица, которые уполномочены выступать от имени юридического лица в силу закона, другого правового акта или учредительного документа. Именно юридический адрес указывается в реквизитах компании в процессе ее деятельности (при заключении сделок и договоров).

2. «Фактический адрес» - адрес реального нахождения юридического лица, где непосредственно компания осуществляет деятельность, а также хранит всю документацию фирмы. При наличии юридического адреса фактический не фигурирует ни в одном из учредительных документов компании.

Если при этом компания не позаботилась о том, чтобы по юридическому адресу с ней могли связаться госорганы и контрагенты, то такое несовпадение чревато малоприятными последствиями: от неполучения важных писем до различных штрафов, а также принудительной ликвидации фирмы.

Смена местонахождения юридического лица при переезде в другой населенный пункт занимает больше месяца и происходит в два этапа:

1) уведомление налоговой о смене юридического адреса;

2) регистрация смены юридического адреса.

Процедура смены адреса при смене населенного пункта происходит в соответствии с Федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ, который существенно изменил положения ст. 17 Закона о госрегистрации.

На первом этапе в течение трех рабочих дней после принятия решения о смене юридического адреса необходимо сообщить об этом в налоговую инспекцию. Для этого в регистрирующую ИФНС по прежнему адресу надо подать:

- заверенную нотариусом форму Р14001;

- протокол или решение единственного участника о смене адреса.

На основании этих документов налоговая инспекция через пять рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о принятии обществом решения об изменении места нахождения. Не ранее, чем через 20 календарных дней после внесения записи в госреестр директор снова обращается в регистрирующую ИФНС, но уже по новому адресу.

На втором этапе подаются практически те же документы, что при смене адреса с изменением устава:

- нотариально заверенная форма Р13001;

- подтверждение уплаты госпошлины (на реквизиты регистрирующей ИФНС по новому адресу);

- документы, подтверждающие новый адрес;

- протокол собрания или решение единственного участника о смене адреса и внесении изменений в устав;

- устав с внесенными изменениями или приложение к нему (2 экз.).

Если в процессе смены адреса не было выявлено сведений о его недостоверности, то через пять рабочих дней ИФНС выдает лист записи ЕГРЮЛ с новым адресом.

Если новым юридическим адресом общества будет домашний адрес директора или участника с долей более 50%, то такой двухэтапный порядок смены места нахождения не применяется.

После регистрации нового юридического адреса необходимо иметь в виду следующее: если в процессе смены адреса происходит смена ИФНС или территориальных подразделений Пенсионного фонда и ФСС, то самостоятельно сниматься с учета и становиться на него в другом районе или населенном пункте нет необходимости. Снятие и постановку на учет ИФНС и фонды производят без участия компании через систему межведомственного взаимодействия. (Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092 обязывает налоговые инспекции в течение пять рабочих дней передать необходимые сведения в Пенсионный фонд, ФСС и Росстат.)

Пенсионный фонд должен снять общество с учета в течение пяти дней со дня получения сведений от налоговой об изменении юридического адреса. Далее дело компании пересылается в новое территориальное подразделение Пенсионного фонда, а организации присваивается новый регистрационный номер страхователя.

Смена ФСС при смене юридического адреса осуществляется аналогично смене Пенсионного фонда, но регистрационный номер общества не меняется.

Также в Росстат сообщать о смене адреса нет необходимости, но при переезде могут измениться коды статистики. В связи с этим можно лично обратиться в Росстат по новому адресу для получения документа о присвоении кодов с печатью, но практически везде принимают уведомление, распечатанное с сайта Росстата.

А вот сообщать банку о смене юридического адреса налоговая инспекция не обязана. Если компания решила продолжать обслуживание в том же банке, то необходимо заменить банковскую карточку и указать в ней новый юридический адрес организации.

Хотя по закону госорганы должны оформлять постановку на учет по новому адресу самостоятельно и в сжатые сроки, нельзя не учитывать человеческий фактор. Если есть заинтересованность в том, чтобы перерегистрация из-за смены юридического адреса общества произошла без проблем, необходимо процесс держать под контролем. Рекомендуем самостоятельно узнавать о том, пришли ли документы вовремя и в полном объеме, из-за сбоев во межведомственном взаимодействии порой приходится становиться на учет самостоятельно.

Подытоживая, можно сказать следующее – если организация фактически переезжает из одного офиса в другой, старый договор аренды прекращает свое действие и появляется новый договор аренды, то необходимо вносить изменения в уставные и учредительные документы общества и менять юридический адрес, тем более если при смене адреса меняется город. Если же происходит формальный переезд, а договор аренды старого офиса продолжает действовать, то менять адрес нужно по усмотрению руководителя, проанализировав риски.

Виталий Кодьев

Автор: Виталий Кодьев юрист

Виталий Кодьев

Автор: Виталий Кодьев
юрист

Собственники и руководители бизнеса зачастую сталкиваются с необходимостью изменить юридический адрес компании. Чаще всего владельцы компаний принимают решение о смене юридического адреса для перехода в другую ИФНС, полагая, что это поможет избавиться от бремени налоговых долгов или избежать налоговой проверки.

Причины смены адреса

Повод задуматься об изменении юр адреса у бизнесменов может появиться по различным причинам. Такая необходимость может быть связна с развитием бизнеса, когда возникает необходимость в более просторном помещении или, напротив, в период кризиса, когда собственники компаний пытаются экономить, в том числе, и на арендной плате.

Также смена юридического адреса может понадобиться при банальном отказе арендодателя в пролонгации договора аренды. Нередко владельцы компаний принимают решение о смене юридического адреса для перехода в другую ИФНС, полагая, что это поможет избавиться от бремени налоговых долгов или избежать налоговой проверки.

Поговорим о проблемах, которые может повлечь смена налоговой инспекции при смене юридического адреса.

Последние изменения в вопросах регистрации и проверках адресов

Широко известна практика, при которой смена юридического адреса используется как один из способов «слива» организации. Более того, под «сливом» понимается и создание организации по заведомо недействительному адресу. Как правило, это делается при создании фирм «однодневок». А потому налоговые инспекции заинтересованы в том, чтобы в их ведомстве находилось меньше организаций и ИП с огромным количеством долгов, которые признаны безнадежными, и нет возможности их взыскать.

С этой целью законодатель и предоставил налоговым инспекциям право проводить проверку таких адресов и пресекать изменение юридического адреса на «нехорошую квартиру».

Между тем, любой отказ в государственной регистрации изменения юридического адреса ООО должен быть мотивирован со стороны налоговой инспекции (см. врезку).

Что говорят суды об отказе ИФНС в смене адреса

Любой отказ в государственной регистрации изменений в части адреса места нахождения компании должен быть мотивирован со стороны налоговиков. Это подтверждается положительной судебной практикой:

  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2013 по делу N А33-5495/2013

Отказ ИФНС в государственной регистрации вследствие представления недостоверных сведений должен быть исчерпывающим образом мотивирован не только со ссылкой на соответствующую норму закона, но и на конкретные обстоятельства, которые, по мнению налоговиков, свидетельствуют о недостоверности сведений. В противном случае отказ незаконен.

  • Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.04.2015 № Ф04-17044/2015 по делу № А27-14410/2014

Наличие недостоверных сведений в документах, представленных на государственную регистрацию, инспекцией не доказано. По мнению судей, недостоверность сведений об адресе юридического лица не подтверждена. Поскольку заявитель представил на гос. регистрацию все документы, предусмотренные законодательством, отказ ИФНС в регистрации изменения адреса незаконен.

  • Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.09.2016 по делу № А60-23629/2016

Вывод налогового органа о недостоверности адреса общества ввиду отсутствия общества по заявленному адресу основан лишь на факте проведения ремонтных и строительных работ, отсутствия должностных лиц, представителей заявителя, его оборудования. А осуществление ремонтных и строительных работ по спорному адресу наоборот, говорит о том, что деятельность организации по этому адресу фактически ведется.

Подводные камни при смене адреса и ИФНС

  • Потеря документов

Это наиболее часто встречающаяся проблема при переезде из одной ИФНС в другую. При передаче дел из старой налоговой инспекции в новую часть документов может бесследно исчезнуть. Решение подобной проблемы, как правило, заключается в подаче жалобы как на старую ИФНС, так и на новую. Однако все негативные последствия при утере документов налогоплательщик почувствует на себе (например, инкассо).

  • Обязательная сверка и погашение задолженности

Смена юридического адреса ООО со сменой налоговой инспекции нередко влечет за собой обязательную сверку по налогам. Сверка с ИФНС, как правило, заканчивается выплатой задолженности перед бюджетом.

  • «Двойные» налоги

Нередко возникают ситуации, при которых организации начисляются платежи, как новой ИФНС, так и старой.

  • Переезд на «нехорошую квартиру»

Неприятная ситуация может возникнуть при переезде на адрес, который был предоставлен в качестве «юридического», но не «фактического». Иначе говоря, адрес только в документах. Многие юридические компании предоставляют такую услугу как подбор и предоставление юридических адресов. В таком случае нужно быть уверенным в том, что рано или поздно такой адрес не станет адресом массовой регистрации с вытекающими из этого последствиями.

  • Включение в список претендентов на выездную проверку

После переезда в компанию может прийти выездная проверка (см. упоминание о миграции как об одном из видов риска по концепции, одобренной приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Хотя она не гарантирована и во многом зависит от загруженности инспекции и официальной выручки налогоплательщика – чем она больше, тем выше вероятность доначислений и проверки.

Сама смена юридического адреса не является основанием для налоговой проверки. Проверка может быть, а может и не быть. Все будет зависеть от того, насколько добросовестный налогоплательщик.

Новая ИФНС придет с выездной – взыскать старый должок

Если указанные обстоятельства подтверждаются, то организация 100% попадет в план выездных налоговых проверок уже в новой ИФНС. Потому, нельзя использовать смену юридического адреса и с целью ухода от налоговых проверок. Проверку проведет новая налоговая, а компания получит статус «подозрительной».

  • Сложности при регистрации в новой инспекции

По закону новая инспекция обязана принять налогоплательщика в свои объятия. Но по жизни ИФНС может ощутимо потрепать нервы руководству компании. Например, инспекторы могут заявить, что сомневаются в достоверности адреса и на месяц приостановят регистрацию. За этот месяц налоговики свяжутся с собственником помещений, выяснят, кто там еще работает, находится ли там офис вашей компании и т.д. Если выяснится что адрес, по которому собирается прописаться компания, является массовым, или, к примеру, по спорному адресу с вами соседствуют множество фиктивных компаний – ИФНС откажется принять у себя такого «постояльца», то есть откажет в регистрации. С налоговиками может согласиться и суд (см., например, постановление АС Поволжского округа от 31.08.17 № Ф06-23538/2017).

  • Руководителя компании-«мигранта» налоговики возьмут на заметку

Уже появляются судебные дела, где налоговики отказались регистрировать фирму, поскольку ее руководитель или учредитель неоднократно участвовали в реорганизации других юрлиц (в том числе в присоединении – способе миграции). Суд инспекция проиграла (см. постановления АС Дальневосточного округа от 20.09.17 №Ф03-3383/2017). Но в любом случае компания потеряла время и деньги. Так что один из подводных камней – руководитель переезжающей компании попадает в черный список тех, кого лучше не назначать директором других предприятий и не выдвигать учредителем.

  • Риск не переехать на новый адрес даже с действующим договором аренды и реальным адресом места нахождения

Возникают ситуации, когда налоговые инспекции отказываются принимать организации в свою подведомственность. Дело в том, что налоговые инспекции обязали всех собственников нежилых помещений подавать в инспекцию списки компаний-арендаторов. Причины такого контроля логичны, нужно отследить и систематизировать поток миграции компаний из одной ИФНС в другую. С 2016 года система автоматического контроля НДС позволяет ФНС анализировать книгу продаж арендодателей и самостоятельно формировать базу данных юридических лиц, арендующих помещение по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Потому, если вдруг собственник помещения «забыл» указать информацию о юридическом лице, арендующем у него помещение в списке компаний-арендаторов, ИФНС откажет в регистрации таких изменений.

  • Миграция между налоговыми может испортить отношения с контрагентами

Если ИФНС в судебных спорах будет заявлять о признаках недобросовестности мигрирующей фирмы, очевидно, что потенциальные партнеры воздержатся от взаимодействия с такой «засветившейся» компанией.

Добрый день.
Получили из ФНС уведомление об изменении КПП нашей организации с 21.06.17. ОКТМО остался прежним.Юр адрес не меняли. Все отчеты надо сдавать с новым КПП. Платежи ИФНС перенесет на новый КПП.
КПП поменяли с этой даты в программе, соответственно счета-фактуры с этой даты с новым КПП.
Теперь не заполняется расчет по авансовому платежу по налогу на имущество за полугодие. Что нужно сделать, чтоб отчет заполнился? Спасибо!


Оцените, пожалуйста, данный вопрос:


001
0
00
000
001
0
00
000

Вам будет интересно




Author

Ирина Шаврова Profbuh8.ru Июл 16 2017 - 12:45

Добрый день, Татьяна!
Вот последовательность Ваших действий:
1. В Карточке Организации в Истории изменений добавляете данные по новому КПП в регистр История регистраций в налоговом органе

000

Ирина Шаврова Profbuh8.ru Июл 16 2017 - 12:47

2. Проверяете историю изменения налога на имущество: на каждый год соя строчка (раздел Справочники – Налоги – Налог на имущество – Ставки и льготы)

00

Ирина Шаврова Profbuh8.ru Июл 16 2017 - 12:50

3. А теперь самое главное.
Открываете там же Порядок уплаты и создаете новую строку с новыми данными ФНС по КПП: год 2017, авансы выплачивать.
Можно поставить с июня, как показано на скрине

0

Ирина Шаврова Profbuh8.ru Июл 16 2017 - 12:51

4. Закрываете июнь, регламентная операция Расчет налога на имущество рассчитывается правильно – по новому КПП.

001

Ирина Шаврова Profbuh8.ru Июл 16 2017 - 13:09

Должна сказать, что если Вы будете перезакрывать март, данные по налогу на имущество возьмутся уже по новому КПП, поэтому нужно поставить запрет редактирования на 31.03.17 как минимум.

Но я бы пошла другим путем. Это более сложно, но гарантирует правильный результат на 100%

Ко всему, что Вы сделали до этого, нужно ввести данные в особый регистр сведений Налог на имущество: объект с особым порядком налогообложения (раздел Справочники – Налоги – Налог на имущество – Налог на имущество: объект с особым порядком налогообложения).

С 21.06.2017 заводите по нужным ОС данные по ФНС с новым КПП

000

Ирина Шаврова Profbuh8.ru Июл 16 2017 - 13:11

И еще одну строчку учета ДО 21.06.2017 с данными ФНС со старым КПП.
Т.е. получается так

00

Ирина Шаврова Profbuh8.ru Июл 16 2017 - 13:12

В этом случае никакие перезакрытия месяцев Вам не страшны.
Вот перезакрываем март – данные со старым КПП

0

Ирина Шаврова Profbuh8.ru Июл 16 2017 - 13:13

А вот результат расчета за июнь. Чувствуете разницу? Все точно, как в аптеке :)

001

  • Avatar

Ирина, спасибо!
По пункт 4 включительно все сделала, получилось так, как Вы написали.
Сейчас буду двигаться дальше.

Ирина Шаврова Profbuh8.ru Июл 16 2017 - 14:31

Отлично! Успеха :)

Avatar

Для НДС и прибыли, наверное, ничего менять не надо?
А для транспортного налога сделать такие же изменения, как для налога на имущество?

Ирина Шаврова Profbuh8.ru Июл 16 2017 - 14:30

Да, по логике программы по НДС и прибыли должно хватить тех изменений, что уже сделаны. По транспортному налогу – совершенно верно – схема та же.

Если что-то будет не получаться, задавайте новый вопрос в ПРОФКЛУБе, кураторы будут смотреть ситуацию и решать.)

image_pdf
image_print

Название фирмы свидетельствует о роде деятельности, на котором она специализируется. Нередко при смене специфики работы название перестает соответствовать, а потому принимается решение о его изменении. При этом данная процедура должна быть обязательно зафиксирована в уставе предприятия. В дальнейшем это отражается на оформлении отчетов и уплате налогов.

Когда следует изменить название фирмы

Согласно ст. 54 ГК РФ, наименование фирмы напрямую указывает на род ее деятельности и закрепляется в уставном документе. Основными причинами для его изменения можно назвать:

  • кардинальную смену деятельности
  • приобретение готовой компании, название которой не устраивает новых владельцев
  • ошибочный выбор первоначального наименования
  • решение суда

Согласно ст. 5, ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, при переименовании компании информацию о ее новом названии необходимо внести в устав с сохранением сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Более простая процедура смены имени действует для компаний, которые осуществляют деятельность по типовому договору. Для этого нужно написать заявление о внесении поправок в название предприятия, сведения о котором содержатся в реестре. Участникам ООО не нужно принимать типовой указ.

Процесс изменения названия предприятия

Для проведения данной процедуры требуется зафиксировать выбранное название в акте и собрать пакет требуемых документов. К ним относится:

  • заявление, написанное по форме Р13001
  • соглашение собрания учредителей фирмы
  • устав отредактированный в соответствии с поправками
  • квитанция, подтверждающая оплату госпошлины

Государственная пошлина должна оплачиваться генеральным директором – на квитанции должны быть указаны его ФИО. Собранные документы должны быть заверены у нотариуса. При этом заявитель должен представить нотариусу все уставные документы и выписку из реестра юридических лиц.

После заверки документов их следует подать на рассмотрение в налоговую инспекцию. При этом они должны быть поданы не позднее, чем через 3 дня после принятия решения об изменении названия компании. Сотрудники налоговой инспекции регистрируют поправки в течение 5 рабочих дней.

Если фирма использует печать, то после смены наименования необходимо заказать новую. Также об изменении реквизитов необходимо уведомить банк, партнеров и клиентов и внести коррективы во внутреннюю документацию.

Переименование не является реорганизацией

Несмотря на то что смена наименования предприятия подразумевает проведение повторной регистрации в налоговой инспекции и изменение данных, содержащихся в ЕГРЮЛ, ее нельзя назвать реорганизацией. Все потому, что процесс реорганизации подразумевает передачу прав на владение компанией от одного лица другому с передачей всех прав и обязанностей.

При смене наименования все обязательства остаются прежними так же, как и организационно-правовая форма предприятия.

Оформление налоговых отчетов после смены наименования компании

При смене наименования компании отчетность в налоговую инспекцию сдается в установленный на общих основаниях период. В 2020 году ее нужно сдавать с учетом переноса периода (Подробнее в статье: «Путин подписал закон о списании налогов за II квартал 2020 года»).

Также следует помнить про правила:

  • если период, до которого нужно сдать отчет, выпадает на дату до внесения изменений в реестр, то отчетность нужно представить со старым наименованием компании
  • если срок выпадает на число месяца после внесения поправок в реестр, то нужно подавать отчет с новым названием

То же самое касается уплаты налогов и прочих взносов.

Ещё материалы по теме

Внесение изменений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Новые сроки при внесении изменений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Leave a Reply Отменить ответ

Отчетность

  • ФНС
    • 2-НДФЛ
    • Справка о доходах
    • 6-НДФЛ
    • Декларация по УСН (доходы-расходы)
    • Декларация по УСН (доходы)
    • Сведения о среднесписочной
    • Декларация по НДС
    • Декларация по ЕНВД
    • Декларация по ЕСХН
    • Единая (упрощенная) декларация
    • Налог на прибыль
    • Налог на имущество
    • Расчет по страховым взносам
  • Бухгалтерская отчетность
    • Форма 1. Баланс
    • Форма 2. Отчет о прибылях и убытках
  • ПФР
    • СЗВ-СТАЖ
    • СЗВ-КОРР
    • СЗВ-ИСХ
    • ОДВ-1
    • СЗВ-М
    • СЗВ-ТД
  • ФСС
    • 4-ФСС

Последнее

Новые требования ЭДО

Электронный документооборот счетов-фактур: новые требования

Приказ Минфина No 14н от 05.02.21 устанавливает дополнительные правила при оформлении, отправке и подтверждении счетов-фактур

Изменения счёта-фактуры 2021

Изменения в форме счёта-фактуры

Постановлением 534 внесены изменения в заполнение счетов-фактур с июля 2021, а также в журнал учёта счетов-фактур и книги продаж/покупок.

Новые разъяснения Роструда

Новые разъяснения от Роструда

Разъяснения от Роструда в 2021 году: порядок заполнения СЗВ-ТД, подарки сотрудникам вместо обязательной индексации зарплат и не только.

Окончание. Начало – в № 23, 24 «А-Э».

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Учитывая, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения новое юридическое лицо не возникает, то реорганизованное юридическое лицо, применявшее УСН, при соблюдении всех условий, установленных главой 26.2 НК РФ, вправе продолжать применять данную систему налогообложения (письмо Минфина РФ от 16.06.2009 г. № 03-11-06/2/104).

Чтобы правопреемник продолжал применять УСН, нужно соблюсти предельный размер средней численности работников (не более 100 человек), предельный размер остаточной стоимости основных средств (не более 100 млн рублей).

Ст. 346.15 НК РФ установлено, что налогоплательщики, применяющие УСН, учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

А в соответствии с п. 3 ст. 251 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.

Следовательно, остаточная стоимость основных средств, перешедших к налогоплательщику-правопреемнику на УСН в результате присоединения к нему другой организации, не учитывается в составе доходов при определении налоговой базы.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе при определении налоговой базы уменьшать полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений п. 3 и 4 ст. 346.16 НК РФ).

П. 2 ст. 346.17 НК РФ установлено, что расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.

По мнению Минфина, в связи с тем, что основные средства перешли к налогоплательщику в результате реорганизации в форме присоединения (то есть фактической оплаты указанных основных средств произведено не было), то налогоплательщик, применяющий УСН, не вправе при определении налоговой базы по налогу учитывать расходы на приобретение указанных основных средств (письмо Минфина РФ от 07.06.2010 г. № 03-11-06/2/90).

И еще один вопрос рассмотрело финансовое ведомство в указанном письме.

К налогоплательщику налога при УСН в результате реорганизации перешли обязательства присоединенной компании по погашению займов.

Минфин правомерно указал, что в связи с тем что при реорганизации, проводимой в форме присоединения юридического лица к другому юридическому лицу, к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица, то организация, применяющая УСН, вправе учесть в составе расходов, уменьшающих полученные доходы, расходы, направленные на погашение займов, обязательства по которым перешли к ней после реорганизации (присоединения).

Правопреемник применяет общую систему налогообложения

В соответствии с п. 2 ст. 346.25 НК РФ организации, применявшие УСН, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений признают в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения УСН, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления.

Указанные доходы признаются доходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.

Таким образом, разъяснил Минфин РФ в письме от 28.02.2013 г. № 03-11-06/2/5850, организация, применяющая общий режим налогообложения с использованием метода начислений и присоединяющая к себе другую организацию, применяющую УСН с объектом налогообложения в виде доходов, в месяце перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений должна учитывать в составе доходов сумму дебиторской задолженности покупателей за реализованные товары (выполненные работы, оказанные услуги, передачу имущественных прав) присоединяемой организации, переданную присоединяющей организации по передаточному акту.

Организация, применяющая общий режим налогообложения с использованием метода начисления и присоединяющая к себе другую организацию, применяющую УСН с объектом налогообложения в виде доходов, расходы в виде стоимости сырья и материалов, переданные присоединяемой организацией по передаточному акту присоединяющей организации и использованные присоединяющей организацией на производство продукции, не учитывает в расходах при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.

У организации, применяющей общий режим налогообложения с использованием метода начислений и присоединяющей к себе другую организацию, применяющую УСН с объектом налогообложения в виде доходов, основные средства присоединяемой организации амортизации не подлежат (письмо Минфина РФ от 19.01.2012 г. № 03-03-06/1/20).

В письме от 14.01.2013 г. № ЕД-4-3/104@ ФНС РФ разъяснила, что налоговые декларации присоединяемой организации за последний налоговый период должны быть представлены организацией—правопреемником в налоговый орган по месту ее учета, если указанные декларации не были представлены присоединяемой организацией в налоговый орган до снятия ее с учета в установленном порядке.

В НК РФ не определены специальные сроки представления реорганизуемыми (ликвидируемыми) организациями или их правопреемниками налоговых деклараций за последний отчетный (налоговый) период деятельности реорганизуемой (ликвидируемой) организации и сроки уплаты налогов по таким декларациям.

Учитывая положения п. 3 ст. 50 НК РФ о неизменности сроков исполнения правопреемником обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица, налоговые декларации подаются в налоговый орган, а налог уплачивается не позднее установленных в НК РФ сроков представления налоговых деклараций и уплаты налогов за отчетный (налоговый) период, в котором произошла реорганизация.

Так, налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В декларации за последний налоговый период по присоединенной организации указываются ИНН и КПП организации-правопреемника, а на титульном листе декларации указываются наименование организации, за которую она представляется.

Организация—правопреемник должна представить декларацию за налоговый период, учитывая налоговую базу, исчисленную исходя из показателей данной организации до реорганизации и показателей в целом по реорганизованной организации.

В соответствии с абз. 8 п. 7 ст. 346.18 НК РФ убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на УСН.

Убыток, полученный налогоплательщиком при применении УСН, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 283 НК РФ налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).

Таким образом, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций возможно учесть только тот убыток, который сформирован по правилам главы 25 НК РФ.

Поэтому, подчеркивает Минфин РФ в письме от 25.09.2009 г. № 03-03-06/1/617, у налогоплательщика при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не принимается убыток, полученный присоединяемой организацией, применявшей до присоединения УСН.

П. 4, 5 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлено, что если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации.

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована или реорганизована до конца этого календарного года, расчетным периодом для нее является период со дня создания до дня завершения ликвидации или реорганизации.

Предусмотренные правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

О том, как определяется база для начисления страховых взносов редакция писала в № 23 «А-Э» за 2016 г. в статье «Реорганизация в форме преобразования и страховые взносы. Суды против Минтруда».

При этом при реорганизации в форме присоединения позиция арбитражных судов аналогичная.

Согласно п. 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов — организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.

В то же время п. 15 ст. 15 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что в случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией плательщики страховых взносов обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.

Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками страховых взносов с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику страховых взносов в соответствии со ст. 26 Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в случае реорганизации страхователя — юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу он представляет сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в орган ФНС РФ документов для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В соответствии со ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов (форма 2-НДФЛ) ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае реорганизации налогового агента либо его ликвидации деятельность налогового агента прекращается до окончания налогового периода.

Сведения о доходах физических лиц должны быть представлены ликвидируемой (присоединенной) организацией за последний налоговый период, которым в соответствии с п. 3 ст. 55 НК РФ является период времени от начала года до дня завершения реорганизации в форме ликвидации (письмо ФНС РФ от 27.11.2015 г. № БС-4-11/20731@).

Читайте также: