Комментарий к налоговому кодексу республики казахстан

Опубликовано: 05.05.2024

Почему стоит приобрести
«Комментарий к налоговому кодексу Республики Казахстан»?


В разработке Комментариев были привлечены сотрудники Верховного Суда Республики Казахстан, Министерства национальной экономики Республики Казахстан, Национального банка Республики Казахстан, Министерства финансов Республики Казахстан, а также экспертов от бизнес-сообщества.


Уникальное и стандартизированное толкование статей «Налогового Кодекса РК»


Удобный и быстрый поиск
разделов и статей
(нумерация статей на каждой странице)

Преимущества и уникальность
«Комментарий к Налоговому кодексу Республики Казахстан»

— Удобный формат и высокое качество печати;

— Постатейный научно-практический комментарий к кодексу Республики Казахстан;

— Издание, которое не имеет аналогов на рынке;

— 2 тома в 1 издании.

Комментарии к Налоговому Кодексу от Портала Учёт

Комментарии к Налоговому Кодексу от Портала Учёт

Налоги 2020
Дополнение Комментария к Налоговому кодексу

Данное издание представляет собой разъяснение по изменениям и дополнениям как в сам Налоговый кодекс, так и по принятым нормативным-правовым актам в области налогообложения, которые были опубликованы в 2020 году, с целью стабилизации экономики во время пандемии COVID-19.

Издание рассчитано на широкий круг читателей, включая бухгалтеров, налоговых консультантов, сотрудников налоговых органов, а также преподавателей, студентов и иных лиц, интересующихся вопросами налогообложения

Купить набор кодексов
в интернет-магазинах:



Приобрести в розничных магазинах:

г. Алматы

Книжный Центр Эрудит - Адрес: г. Алматы, Жарокова, 137 блок В1 ЖК "Арай", уг. Мынбаева

ТОО «Издательство LEM» - Адрес: г. Алматы, ул. Мынбаева 47

ОО Палата Налоговых Консультантов - Адрес: г. Алматы, ул. Мауленова, 92.

Меломан ТРЦ «Esentai Mall» - Адрес: г. Алматы, пр. Аль-Фараби, 77/8, 3 Этаж

MARWIN ТРЦ «MEGA Park» - Адрес: г. Алматы, ул. Сейфулина 483, уг. ул. Макатаева, 2 этаж

ТРЦ «Dostyk Plaza», - Адрес: г. Алматы, Самал-2, 111, (проспект Достык, уг.ул. Жолдасбекова), 3 этаж

ТРЦ «MEGA Alma-Ata», - Адрес: г. Алматы, ул. Розыбакиева 247, 2 этаж возле кинотеатра в старом крыле

МЕЛОМАН-MARWIN на Гоголя (Grand) - Адрес: г. Алматы, ул. Гоголя, 58 (уг. ул. Панфилова)

г. Павлодар

ТОО «Стиль» - Адрес: г. Павлодар, ул.Каирбаева д.36 тел.87182 321585, сот 87762321585.

г. Нур-Султан

ТРЦ «KeruenCity», - Адрес: г. Нур-Султан пересечение Кургальджинского шоссе и пр. Туран, строение 1, бутик B5, 2 этаж

ТРЦ «Керуен», - Адрес: г. Нур-Султан ул. Достык, 9. 1 этаж, бутик 31, 32, 33

Приобрести в розничных магазинах:

Нур-Султан

MARWIN ТРЦ «Керуен»
ТРЦ «Керуен», ул. Достык, 9. 1 этаж, бутик 31, 32, 33
Телефон: +7 (7172) 79-53-63

МЕЛОМАН АСТ KeruenCity
ТРЦ «KeruenCity», пересечение Кургальджинского шоссе и пр. Туран, строение 1, бутик B5, 2 этаж
Телефон: +7 (7172) 62-02-60

MARWIN ТРЦ «Сары Арка»
пр. Туран 24, уг. ул. Сарайшык,ТРЦ «Сары Арка» 2 этаж
Телефон: +7 (7172) 79-22-67

Меломан "Проспект Республики"
пр. Республики, 17/1
Телефон: +7 (7172) 32-65-79

ТРЦ «Хан Шатыр»
ТРЦ «Хан Шатыр», пр. Туран, 37 нулевой этаж, бутик 0187
Телефон: +7 (701) 252-40-54

MARWIN ТРЦ «MEGA SilkWay»
ул. Кабанбай Батыра 62, 2 этаж
Телефон: +7 (7172) 73-83-24

Другие города

Актау:
16-й микрорайон, 2-й этаж, бутик А1
Режим работы с 10:00 до 22:00, без перерывов и выходных
Телефон: + 7 (7292) 33-63-66, +7 (7292) 30-12-53

Актобе:
ул. М. Маметовой, д. 4, бутик C3, 3-4 этаж
Режим работы с 10:00 до 22:00, без перерывов и выходных
Телефон: +7 (7132) 77-70-41 MARWIN, отдел BABY, 3 этаж; Меломан, отдел «Игромир», 4 этаж; +7 (701) 824-02-24

Усть Каменогорск:
Меломан MARWIN ЦУМ
ул. Горького, 71, ЦУМ, 1 этаж
Режим работы с 10:00 до 19:00, без перерывов и выходных
Телефон: +7 7232 28 04 41

Атырау:
MARWIN БЦ «Сары Арка»
ул. Сатпаева 13Б, БЦ «Сары Арка»
Телефон: +7 (7122) 76-36-86, Привези: +7 (701) 532-18-07

Караганда:
MARWIN ТРЦ Сити Молл
проспект Бухар-Жырау, 59/2, 3 этаж
Телефон: +7 (7212) 91-05-10

Меломан ТК МЕЧТА
Микрорайон Гульдер-1, дом 2а, ТК МЕЧТА, 1 этаж
Телефон: +7 (7212) 91-11-46, 87027768353

Павлодар
ТОО Стиль, пл. Победы 5Б, офис 205,
тел: 32-15-85

Тараз:
Меломан, ул. Айтеке Би
ул. Айтеке би, 1
Телефон: +7 (7262) 45-84-13;
факс: +7 (7262) 45-35-24

ТОО "Дом Бухгалтера Тараз"
пр. Абая 98, офис 203.
тел: 437394

Уральск:
MARWIN ТЦ Атриум
ул. Д. Нурпеисовой, 17/1,1 этаж
Режим работы с 10:00 до 21:00, без перерывов и выходных
Телефон: +7 (7112) 51-01-89

MARWIN ТЦ City Center
пр. Евразия, 101, 4 этаж
Режим работы с 10:00 до 22:00, без перерывов и выходных
Телефон: +7 (7112) 24-07-27

Шымкент:
MARWIN МегаЦентр
пр.Тауке-Хана б/н, угол ул.Кунаева, 2-й этаж
Режим работы с 10:00 до 22:00, без перерывов и выходных
Телефон: +7 (7252) 21-24-06

АЛМАТЫ

Меломан "Grand"
ул. Гоголя, 58 (уг.ул. Панфилова)
Телефон: +7 (727) 390-28-29

MARWIN ТРЦ «АДК»
ТРЦ «АДК», ул. Сатпаева, 90, 2 этаж возле кинотеатра Chaplin Cinema
Телефон: +7 (727) 338-36-96 вн. 1514

MARWIN ТРЦ «MEGA Park»
ул. Сейфулина 483, уг.ул. Макатаева, 2 этаж
Телефон: +7 (727) 338-36-96 вн. 1515

MARWIN ТРЦ «MEGA Alma-Ata»
ТРЦ «MEGA Alma-Ata», ул. Розыбакиева 247, 2 этаж возле кинотеатра в старом крыле
Телефон: +7 (727) 338-43-07

MARWIN ТРЦ «Dostyk Plaza»
ТРЦ «Dostyk Plaza», Самал-2, 111, (проспект Достык, уг.ул. Жолдасбекова), 3 этаж
Телефон: +7 (727) 338-36-96 вн. 117

Меломан ТРЦ «Esentai Mall»
пр. Аль-Фараби, 77/8, 3 Этаж
Телефон: +7 (727) 338-36-96

MARWIN ТЦ «Москва»
ТЦ «Москва», Микрорайон 8 дом 37/1, 2 этаж
Телефон: +7 (727) 338-36-96

Академкнига
Книжный магазин
Алматы, Назарбаева проспект, 91/97
+7 (727) 273–78–18
+7 (727) 273–78–21

Магазин Кiтап
г.Алматы,ул. Тимирязева 75 (уг. ул Ауэзова)
тел. 2747225

Сеть магазинов АБДИ
г.Алматы, пр. Сейфуллина, 465/191, уг. пр. Райымбека
+7 (727) 233 33 63, 299 87 99

г.Алматы, ул. Сатпаева, 11а, уг. ул. Масанчи
+7 (727) 292 03 76, 292 65 04

г.Алматы, пр. Абая, 143
+7 (727) 394 37 52, 394 41 74

г.Алматы, мкр «Аксай-4», д. 80а (район Саина - Улугбека)
+7 (727) 221 76 01, 221 76 02

г.Алматы, Оптово-розничный магазин:
ул. Казыбаева, 76/7, уг. пр. Рыскулова
+7 (727) 233 31 22, 233 31 10

НК кнопка.jpg

Традиционно в первом номере журнала публикуется материал о наиболее значимых изменениях в налоговом законодательстве РК, большая часть которых вступает в силу с 31 декабря 2020 года, 1 января и 1 апреля 2021 года, а некоторая часть – ретроспективно с 1 января 2018 года, 1 января 2019 года и 1 января 2020 года.

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” (Налоговый кодекс)» и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” (Налоговый кодекс)» от 10 декабря 2020 года № 382-VI (далее – Закон № 382-VI) внесен ряд изменений и дополнение в Налоговый кодекс и Закон РК «О введении в действие Кодекса РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” (Налоговый кодекс)» от 25 декабря 2017 года № 121-VI (далее – Закон о введении).

ВСЕОБЩЕЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ

В соответствии с Законом о введении с 1 января 2021 года вводится в действие глава 71 Налогового кодекса «Всеобщее декларирование».

На основании статьи 45-1 Закона о введении всеобщее декларирование вводится поэтапно.

В соответствии с подпунктом 1 статьи 45-1 Закона о введении в период с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года декларация об активах и обязательствах по форме 250.00 (приложение 1 к приказу министра финансов РК от 21 июня 2018 года № 617) представляется являющимися на 1 января года представления такой декларации лицами:

– занимающими ответственную государственную должность, и их супругами;

– уполномоченными на выполнение государственных функций, и их супругами;

– приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супругами;

– на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года № 2464 (далее – Закон о выборах в РК) и законами РК «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года № 410-V, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года № 2444, «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 года № 126-II, «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года № 461-II.

Указанные лица составляют декларацию об активах и обязательствах по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления декларации, если иное не установлено вышеперечисленными законами.

Декларация об активах и обязательствах подразделяется на следующие виды:

1) первоначальная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом в связи с тем, что установленная обязанность по представлению такой декларации возникла впервые;

2) очередная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом в соответствии с вышеперечисленными законами после представления таким физическим лицом первоначальной декларации об активах и обязательствах;

3) дополнительная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную декларацию об активах и обязательствах физического лица, к которой относятся данные изменения и (или) дополнения;

4) дополнительная по уведомлению – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную декларацию об активах и обязательствах, в которой налоговым органом выявлены нарушения по результатам камерального контроля по активам и обязательствам физического лица (ст. 630 Налогового кодекса).

Особенности составления декларации об активах и обязательствах и сроки ее представления определены статьями 631, 632 Налогового кодекса.

Таким образом, физические лица в первый год вхождения в систему всеобщего декларирования обязаны представить декларацию об активах и обязательствах по форме 250.00. В последующие годы представляется декларация о доходах и имуществе по форме 270.00.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ

С 1 января 2021 года вступила в силу статья 49-1 «Инвестиционный налоговый кредит».

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налогов предстоящих периодов, при котором налогоплательщикам предоставляется возможность в течение определенного срока уменьшать на 100 % свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по КПН и (или) налогу на имущество на срок до трех лет.

Порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным соглашением об инвестиционном налоговом кредите.

Если налогоплательщик имеет убыток, перенос убытка осуществляется в порядке, определенном статьей 300 Налогового кодекса. При этом срок инвестиционного налогового кредита не продлевается.

Статья 50 Налогового кодекса дополнена пунктом 3, согласно которому решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается на основании заявления налогоплательщика и оформляется соглашением установленной формы между заявителем и уполномоченным органом по инвестициям.

Соглашение о таком кредите должно содержать следующие положения:

– порядок уменьшения налоговых платежей;

– срок действия соглашения;

– запрет на реализацию или передачу во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого налогоплательщиком явилось условием для предоставления данного кредита;

Копия соглашения не позднее пяти календарных дней со дня его подачи в уполномоченный орган по инвестициям направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрационного учета налогоплательщика.

Порядок заключения соглашения об инвестиционном налоговом кредите для его получения определяется уполномоченным органом по инвестициям по согласованию с уполномоченным органом и центральным уполномоченным органом по государственному планированию.

Не имеют права на применение инвестиционного налогового кредита налогоплательщики, соответствующие одному из следующих условий:

1) применяющие специальные налоговые режимы, предусмотренные разделом 20 Налогового кодекса;

2) осуществляющие производство и (или) реализацию всех видов спирта, алкогольной продукции, табачных изделий;

3) налогообложение налогоплательщиков осуществляется в соответствии с разделами 21 и 23 Налогового кодекса (участники специальных экономических и индустриальных зон, налогоплательщики, реализующие инвестиционные приоритетные проекты, недропользователи) (ст. 51-1 Налогового кодекса).

В целях гармонизации касательно инвестиционного налогового кредита внесены поправки в пункты 1 и 2 статьи 54 Налогового кодекса о прекращении действия отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита.

Действие инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соглашения о предоставлении инвестиционного налогового кредита, в том числе досрочно, в случаях:

– уплаты налогоплательщиком всей суммы налогов и (или) плат до истечения установленного срока;

– нарушения налогоплательщиком условий предоставления инвестиционного налогового кредита;

– по решению суда.

Также статья 54 Налогового кодекса дополнена пунктом 4, определяющим обязательства в случае нарушения условий соглашения об инвестиционном налоговом кредите. Если в течение срока действия такого соглашения заключивший его налогоплательщик нарушит предусмотренные соглашением условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, этот налогоплательщик в течение налогового периода, следующего за отчетным со дня расторжения соглашения об инвестиционном налоговом кредите, обязан уплатить все неуплаченные ранее, в соответствии с соглашением, суммы налога, а также соответствующие пени, начисленные за каждый календарный день действия соглашения об инвестиционном налоговом кредите в размере 1,25-кратной базовой ставки Национального Банка РК на дату платежа за период от заключения до расторжения указанного соглашения.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ РОЗНИЧНОГО НАЛОГА

В соответствии с Законом № 382-VI с 1 января 2021 года Налоговый кодекс дополняется главой 77-1 «Специальный налоговый режим розничного налога» (ст. 696-1 и 696-2).

Специальный налоговый режим (СНР) розничного налога вправе применять налогоплательщики при условии, если они:

1) признаются субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом;

2) осуществляют один или несколько видов деятельности, определенных Правительством РК для целей применения данного режима.

СНР розничного налога предусматривает особый порядок исчисления корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.

Исчисление корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, при применении СНР розничного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 %.

Объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога, является доход, полученный (подлежащий получению) за налоговый период в РК и за ее пределами, определяемый в общеустановленном порядке:

– юридическим лицом – в соответствии с разделом 7 Налогового кодекса;

– индивидуальным предпринимателем – в соответствии с разделом 8 Налогового кодекса.

Налоговым периодом для применения СНР розничного налога является календарный квартал.

Декларации для налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, представляются в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Уплата в бюджет налогов, указанных в декларации для налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, производится не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

СНР розничного налога будет применяться в течение двух лет в период с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года.

Переход на СНР розничного налога возможен с общеустановленного порядка налогообложения или иного СНР (пп. 6 п. 2 ст. 679 Налогового кодекса).

Плательщик НДС для снятия с регистрационного учета по НДС в связи с переходом на СНР розничного налога не позднее пяти рабочих дней до начала применения такого СНР представляет налоговое заявление (приложение 11 к приказу министра финансов РК от 12 февраля 2018 года № 160) (п. 1 ст. 85 Налогового кодекса).

В целях постановки на регистрационный учет по НДС в минимум оборота не включаются обороты налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога.

Налогоплательщики, применяющие СНР розничного налога, не являются плательщиками социального налога (пп. 1 п. 2 ст. 482 Налогового кодекса).

Следует отметить, что статьей 57-4 Закона о введении установлено, что на период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года лица, применяющие СНР и признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога, уменьшают на 100 % подлежащую уплате:

1) сумму корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 695, 700 .

Разъяснения Комитета государственных доходов МФ РК к некоторым статьям Налогового кодекса РК

Статья 189. Резиденты

1. Резидентами Республики Казахстан в целях настоящего Кодекса признаются физические лица, постоянно пребывающие в Республике Казахстан или непостоянно пребывающие в Республике Казахстан, но центр жизненных интересов которых находится в Республике Казахстан.

2. Физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.

3. Центр жизненных интересов физического лица рассматривается как находящийся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:

1) физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство);

2) семья и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан;

3) наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) членам его семьи, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания членов его семьи.

Комментарий к статье 189 Налогового кодекса

1. Положения статьи 189 Налогового кодекса устанавливают критерии определения резидентства физических лиц.

Для физических лиц законодатель устанавливает два основных критерия определения резидентства:

- постоянное пребывание в Республике Казахстан в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде;

- наличие центра жизненных интересов в Республике Казахстан.

При этом физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.

Гражданин Германии постоянно проживает в Казахстане с 1 декабря 2012 года по 31 октября 2013 года. Является ли он резидентом Республики Казахстан для налоговых периодов 2012-2013г.г.?

Ответ : Согласно пункту 1 статьи 4 Конвенции между Республикой Казахстан и Федеративной Республикой Германии термин «резидент Договаривающегося Государства» означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению по причине своего местожительства, резидентства, места управления, места учреждения или любого другого критерия аналогичного характера. Гражданин Германии в соответствии со статьей 189 Налогового кодекса является постоянно пребывающим, так как пребывает в Республике Казахстан более 183 дней в период с 1 декабря 2012 года по 3 октября 2013 года. Однако он признается резидентом Республики Казахстан только для налогового периода 2013 года, при этом в 2012 году гражданин Германии являлся нерезидентом в Республике Казахстан.

Физическое лицо-резидент России с 1 февраля 2012 года по 20 июня 2013 года работает на территории Республики Казахстан. В период с 21 июля по 20 августа 2013 года он был командирован в Россию. С 21 августа по 31 декабря 2013 года он работал в Казахстане. Является ли физическое лицо в период с 1 февраля 2012 года по 31 декабря 2013 года резидентом Республики Казахстан?

Ответ : Данное физическое лицо пребывает в Республике Казахстан более 183 дней в двенадцатимесячном периоде с 1 февраля 2012 года до 1 февраля 2013 года, соответственно, приобретает статус резидента Республики Казахстан на основании постоянного пребывания за указанный период. При этом является резидентом Республики Казахстан для налоговых периодов 2012-2013г.г., так как превышение 183 дней пребывания в Республике Казахстан произошло в 2012г.

Если физическое лицо не является постоянно пребывающим в Казахстане, однако имеет центр жизненных интересов в Казахстане, то он также признается резидентом Республики Казахстан. Центр жизненных интересов физического лица рассматривается как находящийся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:

1) физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство). При этом гражданство физического лица подтверждается наличием паспорта гражданина Республики Казахстан, а вид на жительство наличием разрешения на проживание в Республике Казахстан;

2) семья и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан. Для определения круга лиц, входящих в состав семьи и близких родственников физического лица, необходимо учитывать положения Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье». Так согласно положениям Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» признаются:

близкими родственниками - родители (родитель), дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки;

семьей - круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака (супружества), родства, свойства, усыновления (удочерения) или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений;

3) наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего физическому лицу и (или) членам его семьи на праве собственности или на иных основаниях.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что понятие «место жительства» включает место жительства любого вида, основанное на любых правоотношениях (арендованные или принадлежащие на праве собственности дом, квартира, комната). При этом существенное значение имеет постоянный характер места жительства, то есть физическое лицо должно использовать это жилище для постоянного проживания, а не для целей временного пребывания, например во время туристической поездки, деловой поездки, обучения в учебном заведении и т. д.

Граждан России вместе с супругой приехал в Казахстан по трудовому договору. Семья не имеет на праве собственности квартиру, поэтому арендует жилье в г. Астана. Через 5 месяцев он получил вид на жительство в Казахстане. Его несовершеннолетние дети проживают в г. Москве у близких родственников. Является ли данное лицо резидентом Казахстана?

Ответ : Да, является, так как соблюдаются все три условия, установленные пунктом 4 статьи 189 Налогового кодекса - гражданин России имеет вид на жительство, супруга проживает с ним, у него есть постоянное место жительства в Республике Казахстан.

Разъяснения Комитета государственных доходов МФ РК к некоторым статьям Налогового кодекса РК

Статья 381. Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов (за исключением придомовых земельных участков)

Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов (за исключением придомовых земельных участков) устанавливаются в расчете на один квадратный метр площади в следующих размерах:

Категория населенного пункта

Базовые ставки налога на земли населенных пунктов, за исключением земель, занятых жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем (тенге)

Базовые ставки налога на земли, занятые жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем (тенге)

города областного значения

города районного значения

города областного значения

города районного значения

Остальные города областного значения

85 процентов от ставки, установленной для областного центра

Остальные города районного значения

75 процентов от ставки, установленной для областного центра

При этом категории населенных пунктов устанавливаются в соответствии с классификатором административно-территориальных объектов, утвержденным государственным уполномоченным органом в области технического регулирования.

Комментарий к статье 381 Налогового кодекса

1. Данная редакция действует с 1 января 2013 года.

До 1 января 2013 года редакция статьи 381 Налогового кодекса не содержала абзаца следующего содержания:

«При этом категории населенных пунктов устанавливаются в соответствии с классификатором административно-территориальных объектов, утвержденным государственным уполномоченным органом в области технического регулирования.».

2. Законодатель в комментируемой статье установил базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов (за исключением придомовых земельных участков).

При этом, для принятия решения о том, является ли участок придомовым следует руководствоваться статьей 382 Налогового кодекса, которой установлено, что придомовым земельным участком считается часть земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, предназначенная для обслуживания жилого дома (жилого здания) и не занятая жилым домом (жилым зданием), в том числе строениями и сооружениями при нем.

3. Базовые налоговые ставки установлены законодателем в расчете на один квадратный метр площади облагаемого земельного участка. Площадь земельного участка указывается в идентификационных документах на земельный участок:

при частной собственности - в акте на право частной собственности;

при постоянном землепользовании - в акте на право постоянного землепользования;

при временном безвозмездном землепользовании - в акте на право временного безвозмездного землепользования.

4. Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов установлены законодателем в зависимости от категории населенного пункта. При этом категории населенных пунктов определяются в соответствии с Классификатором административно-территориальных объектов (аббревиатура - КАТО НК РК 11-2009), утвержденным государственным уполномоченным органом в области технического регулирования. КАТО размещен на сайте Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК ( www.stat.kz ) на странице «Классификаторы».

КАТО устанавливает структуру, порядок ведения и коды административно - территориальных объектов Республики Казахстан. Для целей статей 381 Налогового кодекса КАТО используется для установления следующих категории населенных пунктов: села, поселки, города районного значения, города областного значения. Указанные категории населенных пунктов имеют следующие характеристики:

Города областного значения: Населенные пункты, являющиеся крупными экономическими и культурными центрами, имеющие развитую производственную и социальную инфраструктуру и численность населения более 50 тыс. человек. В зависимости от общей численности населения города, в этих городах также могут быть внутригородские районы.

Города районного значения: Населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, коммунальное хозяйство, государственный жилищный фонд, развитая сеть учебных и культурно - просветительных, лечебных и торговых объектов, с численностью населения не менее 10 тыс. человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют свыше двух третей общей численности населения.

Поселки: Населенные пункты при промышленных предприятиях, стройках, железнодорожных станциях и других экономически важных объектах с численностью не менее 3 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют свыше двух третей общей численности населения.

Аул/село: Населенный пункт с численностью не менее 50 человек, из которых работники, занятые в сельском, лесном и охотничьем хозяйстве, пчеловодстве, рыболовстве и рыбоводстве, члены их семей и специалисты здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и спорта составляют не менее половины населения.

Распределение административно-территориальных объектов в КАТО построено на основании соответствующей кодировки. Определение указанных категорий населенных пунктов с использованием КАТО осуществляется следующим образом:

Признак « АВ» предназначен для кодирования объектов республиканского уровня.

На областном уровне код объекта дополняется признаком « CD», предназначенным для кодирования объектов областного уровня.

« EF» - для кодирования объектов районного уровня.

Так, если EF = 10 и при 10

При level = 5, к=1 и 20 30 - города районного значения

При level = 5, к=1 и EF > 30 - поселки

При level = 5 или 6, к=2 - села, аулы

Юридическое лицо имеет в городе Риддер Восточно - Казахстанской области на праве собственности земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов.

В таблице КАТО выбираем город Риддер и рассматриваем его кодировку.

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 15 октября 2018 года на вопрос от 5 октября 2018 года № 517876 (dialog.egov.kz)

Уважаемый Тенгебаев Ардак Мырзабаевич!

В первую очередь, ТОО «ЛОР Центр «Ай-Медикус» выражает Вам свое уважение и желает Вам дальнейших успехов в работе.

ТОО «ЛОР Центр «Ай-Медикус» (далее — Центр) был основан в 2009 году и на сегодня является уникальным узкоспециализированным медицинским центром в Казахстане. Центр занимается диагностикой, реабилитацией и лечением больных с ЛОР заболеваниями (болезни уха, горла, носа) и оказывает помощь сурдологическим больным — диагностика и лечение детей и взрослых с патологией слуха и врожденными аномалиями ЛОР органов.

У нас ТОО, мы оказываем медицинские услуги населению (физическим лицам). В перечень наших услуг входят:

  • Лабораторные исследования
  • оперативное лечение ЛОР органов
  • оториноларингологическое и сурдологическое обследование (с применением аппаратов)
  • Процедуры (промывание, Массаж миндалин, т.п.)
  • Консультация ЛОР-врача (сурдолога)
  • Повторная консультация ЛОР-врача (сурдолога) высшей категории в течение 10 дней
  • Соляная шахта (в аренду сдаем на 1 час)
  • Коктейль продаем У нас нету работников в штате инвалидов.

Попадает ли Наша организация, оказывающая мед услуги под уменьшение НОД на 100% согласно ст. 290 НК РК?

Прошу Вас дать разъяснения по пункту 2 Статьи 290 Налогового кодекса РК. Каким нормативным актом нам руководствоваться?

Здравствуйте Уважаемый (ая) Нурбаева Динара!

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее — КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Налоговый кодекс) налогоплательщики, являющиеся в соответствии с данной статьей организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере, при определении суммы корпоративного подоходного налога, подлежащей уплате в бюджет, уменьшают сумму исчисленного корпоративного подоходного налога на 100 процентов.

Согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 290 Налогового кодекса в целях налогообложения к организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, относятся организации, осуществляющие оказание услуг в форме медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан (в том числе при осуществлении медицинской деятельности, не подлежащей лицензированию) субъектом здравоохранения, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, доходы от которых с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества и вознаграждения по депозитам составляют не менее 90 процентов совокупного годового дохода таких организаций.

При этом, доходы организаций, предусмотренных данным пунктом, не подлежат налогообложению при направлении их на осуществление указанных видов деятельности.

Пунктом 5 статьи 290 Налогового кодекса установлено, что при нарушении условий, предусмотренных данной статьей, полученные доходы подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Пунктом 1 и подпунктом 5) пункта 2 статьи 32 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения» (Кодекс о здоровье) установлено, что субъектами здравоохранения являются организации здравоохранения, а также физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью. При этом, организации восстановительного лечения и медицинской реабилитации относятся к организациям здравоохранения.

В соответствии с подпунктом 79) пункта 1 статьи 1 Кодекса о здоровье медицинская организация — организация здравоохранения, основной деятельностью которой является оказание медицинской помощи.

Согласно подпункту 70) пункта 1 статьи 1 Кодекса о здоровье медицинская помощь — это комплекс медицинских услуг, включающих лекарственную помощь, направленных на сохранение и восстановление здоровья населения, а также облегчение тяжелых проявлений неизлечимых заболеваний.

Подпунктом 74) пункта 1 статьи 1 Кодекса о здоровье предусмотрено, что медицинские услуги — действия субъектов здравоохранения, имеющие профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную или паллиативную направленность по отношению к конкретному человеку.

Согласно статье 44 Кодекса о здоровье медицинская помощь может предоставляться в следующих формах:

1) амбулаторно-поликлинической помощи: первичной медико-санитарной помощи; консультативно-диагностической помощи;

2) стационарной помощи;

3) стационарозамещающей помощи;

4) скорой медицинской помощи;

5) санитарной авиации;

6) медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

9) традиционной медицины, народной медицины (целительства).

Положениями пунктов 2 и 4 статьи 52 Кодекса о здоровье определено, что восстановительное лечение и медицинская реабилитация проводятся в организациях здравоохранения, а также в санаторно-курортных организациях.

Порядок восстановительного лечения и медицинской реабилитации, в том числе и детской медицинской реабилитации, устанавливается уполномоченным органом.

Согласно письму Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 12 июня 2018 года № 05-3-22/12701 восстановительное лечение и (или) медицинская реабилитация относятся к медицинской деятельности, данная деятельность должна осуществляться только при наличии лицензии на медицинскую деятельность. Лицензия на осуществление восстановительного лечения и (или) медицинской реабилитации должна быть получена по подвиду «медицинская реабилитология, восстановительное лечение: физиотерапия, массаж, лечебная физкультура и курортология» в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях».

В соответствии с пунктом 6 Правил восстановительного лечения и медицинской реабилитации, утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 98 (далее — Правила) медицинская реабилитация осуществляется в виде:

1) амбулаторно-поликлинической помощи (в случаях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

2) стационарозамещающей помощи (в условиях дневных стационаров, а также на дому, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

3) стационарной помощи (в случаях, требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения).

На основании вышеизложенного, в случае, если 90 процентов совокупного годового дохода получены от оказания медицинской помощи, осуществляемой посредством медицинских услуг в виде амбулаторно-поликлинической помощи, стационарозамещающей помощи, стационарной помощи, в том числе от проведения медицинской реабилитации, с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества и вознаграждения по депозитам, такая медицинская организация, при наличии соответствующей лицензии на медицинскую деятельность, вправе уменьшить сумму корпоративного подоходного налога на 100 процентов при соблюдении других условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 290 Налогового кодекса.

При этом в случае, если доля доходов, полученных от иной деятельности, чем от деятельности в сфере медицинской помощи, в том числе от сдачи в аренду соляной шахты и продажи коктелей, в общей сумме совокупного годового дохода составит более 10 процентов, то исчисленный корпоративный подоходный налог не подлежит уменьшению.

Читайте также: