Смена главы представительства иностранной компании в налоговой

Опубликовано: 19.09.2024

Екатерина Гостева

Автор: Екатерина Гостева налоговый консультант

Екатерина Гостева

Автор: Екатерина Гостева
налоговый консультант

Мы подготовили для вас ответы на вопросы, связанные с сотрудниками представительства, которые чаще всего задают наши клиенты.

Вопрос: Есть ли ограничения по количеству штатных сотрудников в Представительстве?

Ответ: На территории России на трудовые отношения с участием иностранных организаций распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, если иное не предусмотрено международным договором ( ст. 11 ТК РФ ).

В силу положений статьи 20 ТК РФ работодателем может выступать физическое или юридическое лицо, а также иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Так как филиалы и представительства не являются самостоятельными юридическими (п. 3 ст. 55 ГК РФ ) лицами, работодателем, в случае найма работника, будет сама иностранная компания, а не ее представительство. Руководитель такого представительства выступает от имени иностранного работодателя на основании выданной ему доверенности.

Поэтому при заключении трудового договора между работодателем и работником, от лица работодателя будет выступать не представительство, а именно сама иностранная компания. Подписывать такой договор может и сам руководитель представительства при наличии у него полномочий.

При принятии сотрудника на работу в представительство организации в трудовом договоре обязательно указывается, что работник принимается в представительство ( ст. 57 ТК РФ ).

На все трудовые взаимоотношения, в том числе и на отношения между иностранным работодателем и работником, возникшие на территории Российской Федерации, распространяется трудовое законодательство Российской Федерации. Таким образом, иностранная компания - работодатель будет руководствоваться трудовым правом РФ.

В трудовом законодательстве РФ не существует ограничений на количество сотрудников, принимаемых в штат. Таким образом, иностранная компания вправе нанимать на работу сотрудников - граждан РФ без количественных ограничений.

Однако, существуют иные законодательные ограничения по количеству наемных иностранных сотрудников. Так, если иностранная компания, осуществляя деятельность через представительство, собирается привлекать для работы иностранных граждан, существует особый порядок их легализации на территории РФ – персональная аккредитация.

Согласно Постановлению Совмина СССР от 30.11.1989 № 1074 «Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций», персональная аккредитация иностранных работников представительства является обязательным условием их трудовой деятельности в России (п. 13, 14 Постановления). Количество работников-иностранцев в представительстве определяется при его открытии (п. 12 Постановления).

Сведения о численности работников заверяются в Торгово-промышленной палате РФ. По общему правилу, для работы в представительстве иностранной компании может быть аккредитовано не более 5 человек. При этом, при заверении численности до 4-х человек госпошлина за заверение численности составляет 5 000 руб.

Однако, если для работы в представительстве планируется трудоустроить более 5 человек, Торгово-промышленная палата РФ запросит обоснование этой численности, а тариф вырастет до 15 000 руб.

Вопрос: Если иностранным работникам представительства получать сейчас статус высококвалифицированного специалиста (ВКС), на какой срок он будет выдан? Будет ли на него влиять окончание срока действия аккредитации представительства?

Ответ: Срок аккредитации важен при получении разрешения на работу и виз. Поскольку иногда есть вероятность, что представительство не станет продлевать аккредитацию, все документы делаются исключительно до окончания аккредитации самого Представительства.

Ранее статус ВКС нельзя было получить на Представительство, но с 01.01.2015 г. ситуация изменилась. Представительствам разрешили привлекать ВКС, статус ВКС получается на 3 года. Важно понимать, что при получении ВКС миграционная служба обязательно выезжает на адрес места нахождения организации, чтобы подтвердить, что компания действительно работающая.

Поэтому, если срок аккредитации истекает, имеет смысл сначала продлить аккредитацию представительства, а потом переоформить сотрудников на ВКС.





Содержание:

  • Подписание решения головной компании о закрытии за рубежом
  • Заявление о прекращении действия аккредитации филиала/представительства
  • Снятие иностранной организации с налогового учета
  • Снятие с учета в Пенсионном фонде
  • Наши услуги

Ликвидация иностранного юридического лица – многоэтапная процедура, предусмотренная государством для того, чтобы предприятие прекратило свою деятельность. После того, как компания официально закрывается, эти сведения вносятся в соответствующий реестр и она числиться в числе ликвидированных. При этом все его дочерние отделения за рубежом также должны начать процедуру ликвидации согласно законодательству.

Закрыть иностранный филиал или представительство в России можно в следующих случаях:

  • ликвидация иностранной компании;
  • решение головной организации о закрытии;
  • решение уполномоченного налогового органа о ликвидации иностранного филиала/представительства.

В первых двух случаях процедура состоит из нескольких этапов: подписание решения о ликвидации, визирование руководителем, рассмотрения документов налоговой службой и снятием подразделения с учета. В последнем случае решение о закрытии принимают налоговые органы. Причиной может послужить нарушение иностранным предприятием Конституции, отказ предоставлять финансовую отчетность в ФНС или отсутствие любых операций в течение года.

Подписание решения головной компании о закрытии за рубежом

Чтобы начать процесс ликвидации, необходимо оформить решение о закрытии, подписанное уполномоченным лицом. Оно должно содержать положение о прекращении деятельности на территории Российской Федерации через свой филиал/представительство, даже если причиной послужила ликвидация иностранного юридического лица.

Иногда возникает ситуация, что иностранная компания уже ликвидирована, но ее отделения в России так и не были закрыты. В таком случае следует получить выписку из реестра компаний страны происхождения и приложить к ней решение руководителя подразделения о прекращении действия аккредитации в связи с ликвидацией иностранного юридического лица.

Документы, выданные или удостоверенные компетентными органами иностранных государств, представляются в МИФНС № 47 в Москве при наличии проставленного апостиля или консульской легализации указанных документов, если в международном договоре Российской Федерации не указано иных сведений.

Заявление о прекращении действия аккредитации филиала/представительства

Для закрытия подразделения в России потребуется также подготовить заявление о прекращении действия аккредитации филиала/представительства иностранного юридического лица по форме №15ПФП. Поскольку до сих пор нет установленных требований к заполнению этого заявления, следует придерживаться сложившейся практики оформления документов. Заявление о ликвидации должен подписать руководитель подразделения иностранного предприятия и представить в МИФНС № 47 вместе с остальными документами, необходимыми для закрытия подразделения.

Снятие иностранной организации с налогового учета

Не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней со дня принятия решения о закрытии филиала на территории России нужно подать документы в МИФНС. Их может подать как лично руководитель ликвидируемого подразделения, так и уполномоченное лицо, действующее по доверенности.

Затем сотрудники МИФНС № 47 в Москве проверяют документы на соответствие действующему законодательству в течение 10 рабочих дней. При успешном рассмотрении направляется запрос в налоговый орган, в котором состоит на учете ликвидируемое представительство иностранной компании. Если задолженности перед бюджетом и кредиторами отсутствуют, налоговая одобрит решение о ликвидации. На данном этапе ФНС может инициировать выездную налоговую проверку.

Обязательное условие – трудовые отношения с сотрудниками подразделения иностранной организации должны быть расторгнуты еще до его закрытия.

После окончания проверки и одобрение решения о прекращении деятельности в течение 5 рабочих дней МИФНС выдает:

  • информационный лист, подтверждающий внесение записи о прекращении действия аккредитации в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (РАФП).
  • уведомление о снятии с учета иностранной организации в налоговом органе (если было аккредитовано только одно подразделение).

Снятие с учета в Пенсионном фонде

Следом за внесением сведений о закрытии в РАФП нужно снять иностранный филиал/представительство с учета в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Федеральной службе государственной статистики. После подачи заявлений от иностранного предприятия и по результатам возможных сверок расчетов с указанными органами выдаются документы, подтверждающие снятие подразделения с учета.

Ликвидация представительства иностранной компании также может осуществляться по инициативе МИФНС. Закон предусматривает следующие случаи, при которых принимается решение о ликвидации в административном порядке:

  • Филиал иностранного юридического лица в течение двенадцати месяцев не представлял налоговую отчетность, с ним невозможно связаться по указанному в РАФП адресу и подразделение не осуществляло операции хотя бы по одному российскому банковскому счету в течение года.
  • Деятельность иностранного отделения противоречит Конституции Российской Федерации, международным договорам, законодательству, создает угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации.

Наши услуги

Компания VALEN оказывает полный спектр услуг, связанных с ликвидацией филиалов и представительств иностранных предприятий. Мы оказываем поддержку на всех этапах:

  • консультирование по всем вопросам, связанным с ликвидацией;
  • разработка необходимых документов;
  • организация переводов на иностранный и русский языки;
  • подача документов в уполномоченные органы и их получение;
  • бухгалтерское сопровождение при закрытии;
  • оформление расторжения трудовых отношений с сотрудниками при ликвидации.

ООО арендует офисное помещение по договору у филиала нидерландской компании, состоящего на налоговом учете в Москве как постоянное представительство. Основным видом деятельности филиала является сдача в аренду имущества. Из налогового органа ООО поступило уведомление о непредставлении отчетности по расчету по доходам, выплаченным иностранным организациям. ООО расчеты представляло, но в них нет данных о выплатах филиалу. ООО считает, что выплаты за аренду помещения филиалу не относятся к доходам по п.1 статьи 309 НК РФ, т.к. статья 309 относится к организациям, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство и к доходам, не связанным ее предпринимательской деятельностью в РФ.

У ООО нет нотариально заверенной копии свидетельства о постановке на учет постоянного представительства. Наличие такой копии освобождало бы организацию от обязанности исчислять и удерживать налог с доходов, выплачиваемых иностранным организациям.

Должна ли организация включать в расчет по выплатам иностранным организациям выплаты Филиалу нидерландской компании?

В соответствии с п.1 ст. 307 НК РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство, признаются:

доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом положений п. 4 ст. 307 НК РФ;

доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов;

другие доходы от источников в РФ, указанные в п.1 ст.309 НК РФ, относящиеся к постоянному представительству.

Пунктом 9 ст. 307 НК РФ установлено, что если предпринимательская деятельность иностранной организации на территории РФ в соответствии с НК РФ или положениями международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения приводит к возникновению на территории Российской Федерации постоянного представительства, то определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в Российской Федерации, производится с учетом выполняемых в Российской Федерации функций, используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков. Указанные в настоящем пункте обстоятельства принимаются во внимание при распределении доходов и расходов между иностранной организацией и ее постоянным представительством в Российской Федерации.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в п.1 ст. 309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев, когда налоговый агент:

уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации,

и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде.

Учитывая изложенное, уведомление о том, что выплачиваемый доход фактически относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации, а также нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленного не ранее чем в предшествующем налоговом периоде, являются обязательными для организации, выплачивающей доход, в целях неисчисления и неудержания ею налога на прибыль организаций с суммы этого дохода, относящегося к постоянному представительству иностранной организации в Российской Федерации.

При этом НК РФ не определено, по какой форме получатель дохода должен уведомить организацию, выплачивающую доход (налогового агента), о том, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации.

По мнению ФНС России, в случае если в самом договоре указывается о том, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству иностранной организации в РФ, то такой договор может быть рассмотрен как достаточное уведомление налогового агента. При этом в распоряжении налогового агента должна быть нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах Российской Федерации.

Таким образом, если при выплате дохода иностранной организации в распоряжении не было нужных документов (уведомления от получателя дохода и нотариально заверенной копии свидетельства о постановке на учет в налоговых органах, оформленного не ранее чем в предшествующем налоговом периоде), то с формальной позиции, организация была обязана исчислить и удержать налог с доходов от аренды имущества на территории РФ, представить расчет по выплатам иностранным организациям в налоговый орган, так как такой вид доходов включен в доходы от источников в РФ в пп.7 п. 1 ст. 309 НК РФ.

Руководитель практики по банкротству

Ликвидация компании профессионалами

Профессионализм и предоставление комплексных услуг клиентам – наши главные критерии при сотрудничестве с компаниями. Мы ценим ваше время, поэтому берем все вопросы и заботы на себя.

Обратившись в МИП, вы можете быть уверены, что ваша компания будет ликвидирована без проблем даже с крупными долгами. У нас работают только опытные юристы и адвокаты с большим стажем и огромным количеством выигранных дел.

Дубровина Светлана Борисовна руководитель юридической группы МИП

Как ликвидировать компанию: три законных способа

  • Актуально при снижении размера прибыли и уменьшения экономической рентабельности бизнеса;
  • Предприятие ликвидируется с долгами или без, по решению учредителей;
  • Производится после назначения ликвидационной комиссии;
  • Проводится комплексный бухгалтерский аудит перед налоговой проверкой;
  • Отправляются уведомления о предстоящем увольнении сотрудников в Государственную инспекцию по охране труда и миграционные органы;
  • Все документы оформляются через ИФНС;
  • Результатом ликвидации является получение свидетельства о снятии с регистрационного учета от налогового органа.
  • Возможна при наличии задолженности перед контрагентами или работниками (кредиторами) на сумму от 300000 руб. для обычных предприятий, и от 1 000 000 руб. – для стратегических компаний;
  • Дело рассматривается в арбитражном суде;
  • Правом на обращение обладают должники, конкурсы, уполномоченные органы и сотрудники организации;
  • Процесс ликвидации ООО состоит из нескольких этапов: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство;
  • На любом этапе возможно заключение мирного соглашения с целью реструктуризации долгов перед кредиторами.
  • Учитывается финансовое положение компании и размер долгов;
  • Разрабатывается индивидуальная стратегия;
  • Можно снизить размер задолженности перед контрагентами или госорганами;
  • Предприятие быстро избавляется от долговых обязательств;
  • Учредители не рискуют имуществом;
  • Все оформляется быстро и безопасно.

Цены на закрытие представительства иностранной организации в 2019 году

Юридическое сопровождение при закрытии представительства иностранной организации в 2019 году


Юридическая группа "МИП" в СМИ

Преимущества

Как мы работаем






Основания для закрытия представительства иностранной организации в 2019 году

Закрытие представительства иностранной компании в РФ может производиться по следующим основаниям:

  • Решение учредителя организации;
  • Прекращение деятельности в стране регистрации;
  • Прекращение срока действия документов, на основании которых осуществлялась деятельность в РФ;
  • Решение суда или налоговой инспекции.

Во всех вышеперечисленных случаях ликвидация происходит через ИФНС. Это довольно сложная процедура, длящаяся до трех месяцев. Если предприятие не нуждается в налоговой проверке, сроки могут быть сокращены до 1 месяца.

Как происходит закрытие представительства юридического лица (иностранной организации) в 2019 году

Ликвидация состоит из нескольких этапов:

  1. Аннулирование регистрационного учета в Министерстве юстиции. Туда должны быть направлены документы, касающиеся всех полученных компанией ранее лицензий. Они рассматриваются 2-3 недели.
  2. Снятие с учета в ИФНС. В результате в реестр вносятся изменения, согласно которым юр. лицо перестает существовать в РФ.
  3. Снятие с регистрации в ФСС и ПФР. Оповестить данные органы нужно в течение 10 дней с момента принятия решения о ликвидации.

Чтобы не допустить ошибок, рекомендуется обратиться к специалистам. Мы предоставляем полный комплекс услуг, направленных на безопасность и высокую скорость выполнения всех процедур. Доверившись нам, вы освободите свое время для более важных задач: все проблемы вместо вас будем решать мы.

Начиная рассмотрение такой темы как регистрация представительства, хотелось бы дать определение представительства иностранной организации. Представительством иностранной организации в Республике Беларусь обладает следующими признаками:

  • является обособленным подразделением данной организации;
  • имеет место нахождения на территории Республики Беларусь;
  • действует на основании разрешения (по-белорусски, «дазвола»), получаемого в территориальных органах Министерства юстиции Республики Беларусь.

В своей деятельности представительство помимо законодательства Республики Беларусь руководствуется положением о представительстве, утверждаемым головной организацией. Руководство представительством осуществляет «глава представительства»/»директор представительства», который действует на основании доверенности.

Основными задачами открытия такого представительства будут являться различные технические задачи. В настоящее время законодательство допускает следующие цели, для которых может открываться представительство:

  • содействие реализации международных договоров Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере торговли, экономики, финансов, науки и техники и т.п.;
  • изучение рынков товаров и услуг Республики Беларусь;
  • изучение возможностей для осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь;
  • создание коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов;
  • продажа билетов и бронированию мест компаний авиационного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта;
  • иная общественно полезная деятельность.

Необходимо ли представительство в Беларуси для осуществления иностранной компанией деятельности через постоянное представительство для налоговых целей?

Также необходимо сказать, что наличие представительства не является условием ведения иностранной организацией хозяйственной деятельности на территории Республики Беларусь. Так, нет необходимости открывать представительство в Республике Беларусь иностранной организации. Которая планирует выполнять функции подрядчика при строительстве объектов в Республике Беларусь (см. Российский подрядчик при строительстве объектов в Республике Беларусь).

Для целей уплаты налогов в качестве иностранной организации, имеющей постоянное представительство на территории Республики Беларусь, необходимо встать на учёт в налоговых органах Республики Беларусь. Представительство, рассматриваемое в настоящей публикации нашего блога, к представительству для налоговых целей отношения не имеет.

Шаг 1. Определяем место нахождения представительства.

Прежде всего, представительство должно иметь место нахождения на территории Республики Беларусь. Подойдет нежилое помещение административного назначения площадью порядка 4,5 кв. метров. Однако, 4,5 кв. метра это минимальная площадь, позволяющая обеспечить рабочее место только одного сотрудника с компьютером. Для полноценной оперативной деятельности обычно необходима большая площадь. Юристы рекомендуют получить гарантийное письмо от собственника помещения.

В отличие от вновь создаваемого юридического лица, регистрация иностранного представительства по юридическому адресу без размещения может создать в последующем некоторые неудобства. Смена юридического адреса представительства будет связана с утверждением нового положения о представительстве. Более того, представительству придётся самостоятельно менять орган постановки на учёт в установленные законодательством сроки. За исключении ситуации, когда новый юридический адрес находится в том же районе.

Шаг 2. Разрабатываем и утверждаем положение о представительстве.

Шаг 3. Выдаем доверенности на регистрацию представительства.

Руководитель представительства, как и филиала, действует на основании доверенности. Доверенность необходимо удостоверить у нотариуса. И, если она выдается не в Беларуси, легализовать надлежащим образом. Способ легализации может быть различным в зависимости от договорного режима между Беларусью и соответствующей страной.

В настоящее время без легализации признаются только документы, выданные государственными органами и нотариусами Российской Федерации.

Полномочия доверенности должны покрывать необходимый руководителю представительства функционал. Сюда входят, в частности, следующие полномочия:

  • осуществление оперативного руководства представительством;
  • подписание договоров;
  • ведение переговоров;
  • принятие на работу сотрудников представительства;
  • открытие счетов в банках и распоряжение материальными активами.

Важно! Полномочия главы представительства, указанные в доверенности, должны совпадать с полномочиями главы представительства, указанными в положении. Тем более важно, чтобы совпадало наименование его должности.

На открытие представительства можно дополнительно уполномочить лицо, отличное от главы представительства. Например, юриста.

Шаг 4. Уплачиваем государственную пошлину.

За выдачу разрешения об открытии представительства коммерческой организации уплачивается государственная пошлина в размере 65 базовых величин за каждый год деятельности. Поскольку по состоянию на 05.06.2020 разрешение выдаётся не менее чем на 3 года, необходимо уплатить более 2 000 Евро (1 базовая величина – 27 белорусских рублей).

Возможна оплата государственной пошлины и в иностранной валюте, для чего на сайте регистрирующего органа можно узнать соответствующие реквизиты. Пересчет в иностранную валюту производится по курсу НБ РБ на день оплаты.

Таким образом, регистрация представительства является процедурой в разы более затратной, чем, например, регистрация коммерческой организации. Однако, как показывает практика, нерезидентов это не останавливает, ежемесячно разрешение на открытие представительства получают некоторое количество иностранных организаций.

В регистрирующий орган с целью получения разрешения подаются следующие документы:

  1. Заявление на открытие;
  2. Документ, подтверждающий правовой статус головной корпорации (например, выписка из торгового реестра);
  3. Доверенность на руководителя представительства;
  4. Доверенность на лицо, уполномоченное осуществлять действия, связанные с открытием представительства;
  5. Положение о представительстве в одном экземпляре;
  6. Программа (проект) для организаций, планирующих осуществлять общественно полезную деятельность;
  7. Оригинал документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Иностранные документы должны сопровождаться переводом, подлинность подписи переводчика должна быть засвидетельствована нотариусом.

Важно! Если руководителем представительства иностранной организации является руководитель данной иностранной организации, что будет отражено в выписке из торгового реестра. Завитель доверенности на указанное лицо не предоставляет.

Срок рассмотрения документов составляет 1 (Один) месяц.

Документы предоставляются по почте либо нарочно. Разрешение выдаётся на три года с возможностью его продления. В выдаче разрешения может быть отказано при непредоставлении необходимых документов.

Образцы некоторых документов, необходимых для регистрации представительства, реквизиты для оплаты государственной пошлины, а также иную полезную информацию Вы можете найти на сайте Мингорисполкома.

В отличие от коммерческой организации иностранное представительство не становится на учёт автоматически при регистрации. Иностранное представительство обязано стать на учет в налоговых органах по месту нахождения в течение 10 рабочих дней с момента получения “дазвола”. Только после получения извещения о постановке на учёт в налоговой, руководитель представительства может открыть счет в банке. Также необходимо стать на учёт в Белгосстрах и ФСЗН.

Постановка представительства на учёт в налоговых органах.

Порядок постановки на учет в налоговом органе иностранных организаций, получивших разрешение на открытие представительства, определен подп. 2.1 п. 2 и п. 3 ст. 66 Налогового Кодекса Республики Беларусь, а также подп. 1.1.4 п. 1.1 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Совмина от 17.02.2012 N 156 (далее — Единый перечень).

Постановку на учет осуществляет налоговый орган по месту нахождения представительства. Для постановки на учет от представительства представляются следующие документы:

  • заявление установленной формы;
  • оригинал и копия разрешения на открытие представительства;
  • оригиналы и копии положения о представительстве;
  • оригинал и копия доверенности на руководителя представительства;
  • копия выписки из торгового регистра страны места нахождения головной организации не старше 3 месяцев.

Срок рассмотрения заявления и представленных документов — два рабочих дня, административная процедура бесплатная (п. 1.1 Единого перечня). Документом, удостоверяющим постановку представительства на учет в налоговом органе, является извещение о присвоении учетного номера плательщика.

Постановка представительства на учёт в ФСЗН.

Представительства иностранных юридических лиц являются плательщиками обязательных страховых взносов. Следовательно, они обязаны стать на учет в городских, районных отделах ФСЗН.

Порядок постановки на учёт установлен п. 2 Положения, утв. Указом от 16.01.2009 N 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты». Срок для постановки представительства на учет — 10 рабочих дней со дня подачи ими заявления о постановке на учет в органы ФСЗН с приложением необходимых документов.

Для постановки на учет в органах ФСЗН представительства подают следующие документы (п. 3 Положения N 917):

  • заявление о постановке на учет по форме, определяемой правлением ФСЗН;
  • устав головной организации;
  • положение о представительстве;
  • “дазвол”;
  • извещение о постановке на учёт в налоговой.

Срок выдачи извещения о постановке на учет — два рабочих дня.

В месячный срок, исчисляемый со дня создания, представительство обязано зарегистрироваться в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в БРУСП «Белгосстрах» (п. 5 Положения, утв. постановлением Совмина от 10.10.2003 N 1294).

Согласно п. 9 Положения N 1294 представительства для регистрации представляют заявление по форме, установленной Министерством финансов Республики Беларусь, и копию разрешения на открытие представительства. Зачастую с целью избежания ошибок сотрудники Белгосстрах просят также предоставить копию положения о представительстве.

Шаг 7. Открытие счета представительства в белорусском банке.

Представительства обязаны открывать счета в банках Республики Беларусь. Перечень документов для открытия счета законодательством не установлен. Следовательно, банки устанавливают его самостоятельно. Рекомендуем Вам уточнять перечень документов в зависимости от выбранного Вами банка. Однако, исходя из практики речь идёт о предоставлении следующих документов:

  • устав головной организации;
  • разрешение на открытие представительства;
  • положение о представительстве;
  • доверенность на главу представительства;
  • решение головной организации о назначении главы представительства;
  • извещение о постановке на учет в налоговой инспекции.

Наличие печати в Республике Беларусь не является обязанностью с 2018 года. Поэтому открытие счета в банке возможно без печати. Копию документов как правило заверяются главой представительства либо нотариально. Однако, в некоторых случаях банк может потребовать предоставить оригиналы документов для ознакомления. Текущий (расчетный) счет может открываться как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте.

После открытия счета в белорусском банке можно считать, что регистрация представительства завершена. Это означает, что представительство может приступать к деятельности.

Шаг 8. Направляем сведения в регистрирующий орган.

В течение месяца с момента получения дазвола руководитель представительства направляет в регистрирующий орган следующие документы:

  • штатное расписание,
  • сведения о постановке на учет в налоговых и иных органах,
  • сведения об открытых банковских счетах,
  • контактные данные представительства.

Рекомендуем главам представительств не пренебрегать данной обязанностью. Поскольку не выполнение установленных законом требований может повлечь негативные правовые последствия для представительства.

Резюме.

Целесообразность регистрации представительства в Республике Беларусь снижается для иностранных организации в последние годы. Так как запрет на осуществление предпринимательской деятельности введён в их отношении. Однако, данная форма присутствия продолжает быть престижной в глазах делового сообщества. А также подойдёт для иностранных корпораций, которым необходима техническая поддержка на территории Беларуси.

Для иностранных компаний, которым необходима структура с правом ведения предпринимательской деятельности, подойдет такая форма присутствия как дочернее (зависимое) юридическое лицо, создаваемое согласно праву Республики Беларусь.

Данное юридическое лицо не будет являться филиалом в буквальном смысле слова. Однако, оно позволит иностранной компании в качестве головной организации заниматься бизнесом в Беларуси.

Узнать подробней о регистрации дочернего юридического лица в Беларуси с иностранным участием Вы можете на нашем сайте в соответствующей публикации. Также можете обращаться к нам в индивидуальном порядке за консультацией по данному вопросу.

УСЛУГИ И КОНТАКТЫ.

По данной теме нами оказываются следующие услуги:

  • сопровождение регистрации представительства иностранной организации в Республики Беларусь;
  • консультирование по выбору оптимальной формы присутствия иностранного инвестора в Республике Беларусь;
  • разработка положения о представительстве с учётом индивидуальных требований клиента;
  • сопровождение внесения изменений и дополнений в положение о представительстве;
  • ликвидация иностранного представительства в Республике Беларусь.

Читайте также: