Расчет акцизного налога узбекистан

Опубликовано: 12.05.2024

Статья 231. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками акцизного налога являются юридические и физические лица:

1) производящие товары, облагаемые акцизным налогом (подакцизные товары) на территории Республики Узбекистан;

2) импортирующие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Узбекистан;

3) участник договора простого товарищества, на которого возложено ведение дел простого товарищества, при производстве простым товариществом подакцизного товара.

2. По отдельным видам подакцизных товаров по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан налогоплательщиком акцизного налога может быть определено лицо, не являющееся производителем подакцизных товаров.

Статья 232. Объект обложения

1. Объектом обложения акцизным налогом являются следующие операции:

1) реализация подакцизных товаров в том числе:

продажа (отгрузка) товара;

передача заложенных подакцизных товаров залогодателем при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;

передача подакцизных товаров безвозмездно;

передача подакцизных товаров работодателем наемному работнику в счет заработной платы в случаях, предусмотренных законодательством, либо учредителю (участнику) в счет начисленных дивидендов;

передача подакцизных товаров в обмен на другие товары (работы, услуги) в случаях, предусмотренных законодательством;

2) передача подакцизных товаров в качестве вклада или паевого взноса в уставный капитал юридического лица, либо вклада товарища (участника) по договору простого товарищества;

3) передача подакцизных товаров участнику (учредителю) при его выходе (выбытии) из юридического лица или в связи с ликвидацией (банкротством), реорганизацией, а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках простого товарищества, участнику указанного договора при выделении его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

4) передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе; передача производителем подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья и материалов, в том числе подакцизных, собственнику этих давальческого сырья и материалов;

5) передача произведенных и (или) добытых подакцизных товаров для собственных нужд;

6) импорт подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Узбекистан.

2. Не подлежит обложению акцизным налогом:

1) реализация подакцизных товаров на экспорт их производителями, за исключением отдельных видов подакцизных товаров, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

2) передача подакцизных товаров ? продуктов переработки, произведенных из товаров, помещенных под таможенный режим ?переработка на таможенной территории?, при условии их последующего вывоза с таможенной территории Республики Узбекистан;

3) импорт на таможенную территорию Республики Узбекистан подакцизных товаров для оказания помощи в результате стихийных бедствий, вооруженных конфликтов, несчастных случаев или аварий, в качестве гуманитарной помощи и безвозмездного технического содействия, а также на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций;

4) импорт подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Узбекистан физическими лицами в пределах норм ввоза товаров, не подлежащих обложению акцизным налогом. Предельные нормы ввоза физическими лицами на территорию Республики Узбекистан товаров, не подлежащих обложению акцизным налогом, устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 233. Дата совершения операций с подакцизными товарами

1. Датой совершения облагаемых операций с подакцизными товарами, если иное не предусмотрено настоящей статьей, является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров получателю.

2. При передаче заложенных подакцизных товаров залогодателем датой совершения оборота по реализации для залогодателя является дата перехода права собственности на предмет залога.

3. Датой совершения операции по импортируемым подакцизным товарам является дата их таможенного оформления.

Статья 234. Налогооблагаемая база

1. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые ставки акцизного налога, налогооблагаемая база определяется исходя из объема подакцизных товаров в натуральном выражении.

2. По производимым подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизного налога, если иное не предусмотрено частями третьей и четвертой настоящей статьи, налогооблагаемой базой является стоимость реализованных подакцизных товаров, не включающая акцизный налог и налог на добавленную стоимость.

3. По подакцизным товарам, передаваемым в счет заработной платы, начисленных дивидендов, безвозмездно либо в обмен на другие товары (работы, услуги), а также при реализации товаров по ценам ниже себестоимости налогооблагаемой базой является стоимость, рассчитанная исходя из цены, устанавливаемой налогоплательщиком на момент передачи товаров, но не ниже фактической себестоимости.

4. По подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья и материалов, налогооблагаемая база включает стоимость работ по производству подакцизных товаров и стоимость давальческого сырья и материалов.

5. По импортируемым подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизного налога, налогооблагаемая база определяется на основании таможенной стоимости, определяемой в соответствии с таможенным законодательством Республики Узбекистан.

Статья 235. Корректировка налогооблагаемой базы

1. Корректировка налогооблагаемой базы у налогоплательщика производится в случаях:

1) полного или частичного возврата товаров;

2) изменения условий сделки;

3) изменения цены, использования скидки покупателем.

2. Корректировка налогооблагаемой базы, предусмотренная частью первой настоящей статьи, производится в пределах годичного срока, а по товарам, на которые установлен гарантийный срок, ? в пределах гарантийного срока.

Статья 236. Подтверждение экспорта подакцизных товаров

Документами, подтверждающими экспорт подакцизных товаров, являются:

1) контракт на поставку экспортируемых подакцизных товаров;

2) грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в режиме экспорта;

3) товаросопроводительные документы с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе Республики Узбекистан, подтверждающие отправку товаров в страну назначения.

Статья 237. Перечень подакцизных товаров и ставки акцизного налога

1. Перечень подакцизных товаров и ставки акцизного налога утверждаются решением Президента Республики Узбекистан.

2. Ставки акцизного налога устанавливаются в процентах к стоимости товара (адвалорные) и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении (твердые).

Статья 238. Порядок исчисления налога

Исчисление акцизного налога производится исходя из установленных ставок акцизного налога и налогооблагаемой базы, определяемой в соответствии со статьей 234 настоящего Кодекса.

Статья 239. Вычет из налога

Сумма акцизного налога, исчисленная в соответствии со статьей 238 настоящего Кодекса, уменьшается на сумму вычета, установленного настоящей статьей.

Вычету подлежит сумма акцизного налога, уплаченного на территории Республики Узбекистан при приобретении или при импорте подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Узбекистан, если указанные товары в дальнейшем использованы в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

Поставщики подакцизного товара (сырья) должны выделять в счетах-фактурах сумму акцизного налога по данному товару (сырью). В случае, если сумма акцизного налога по приобретаемому подакцизному товару (сырью) в счете-фактуре не выделена, данная сумма акцизного налога не подлежит вычету.

Вычет производится на указанную в счете-фактуре или грузовой таможенной декларации сумму акцизного налога, определенного исходя из объема подакцизного товара (сырья), приходящегося на объем реализованных подакцизных товаров в налоговом периоде.

Положения настоящей статьи применяются также при передаче подакцизных товаров, изготовленных из давальческих подакцизных сырья и материалов, при условии подтверждения уплаты акцизного налога собственником давальческих подакцизных сырья и материалов.

Статья 240. Налоговый период

Налоговым периодом является:

для микрофирм и малых предприятий ? квартал;

для налогоплательщиков, не относящихся к микрофирмам и малым предприятиям, ? месяц.

Статья 241. Порядок представления расчета

Расчет акцизного налога представляется в органы государственной налоговой службы по месту регистрации:

1) микрофирмами и малыми предприятиями, являющимися налогоплательщиками акцизного налога, ? ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом;

2) налогоплательщиками, не относящимися к микрофирмам и малым предприятиям, ? ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Статья 242. Порядок уплаты налога

1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, сумма акцизного налога, исчисленная в соответствии со статьями 238 и 239 настоящего Кодекса, уплачивается в бюджет в следующие сроки:

не позднее 13-го числа текущего месяца ? за первую декаду текущего месяца;

не позднее 23-го числа текущего месяца ? за вторую декаду текущего месяца;

не позднее 3-го числа следующего месяца ? за остальные дни отчетного месяца.

2. Акцизный налог по импортируемым подакцизным товарам уплачивается импортером до или во время их таможенного оформления.

3. По импортируемым подакцизными товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, акцизный налог уплачивается до приобретения акцизных марок.

Статья 243. Маркировка подакцизных товаров акцизными марками

Производимые на территории Республики Узбекистан, а также импортируемые на ее таможенную территорию табачные изделия и алкогольные напитки подлежат обязательной маркировке акцизными марками, в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

База данных "Законодательство Узбекистана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Узбекистана

Общие сведения

Основным законом, регулирующим налоговые правоотношения в Республике Узбекистан, является Налоговый кодекс .

Именно Налоговый кодексустанавливает, изменяет и отменяет налоги и иные платежи в государстве. Другие акты законодательства, которые регулируют вопросы налогообложения, не могут быть противоречащими Кодексу.

Особенностью налогового законодательства Узбекистана является то обстоятельство, что ставки по налогам устанавливаются не Налоговым кодексом, а решением Президента Республики Узбекистан ежегодно. Кроме того, подзаконными актами устанавливаются различные списки и перечни, необходимые для целей исчисления налогов, например, перечни видов деятельности, подлежащих упрощенному налогообложению, подакцизных товаров и т.п. Поэтому иные нормативные правовые акты являются важной составной частью налогового законодательства, поскольку именно от них зависит конечная сумма, подлежащая уплате, тогда как Налоговый кодекс устанавливает общие правила налогообложения, а также их особенности для некоторых категорий плательщиков.

Налоговым законодательством Узбекистана предусмотрено чрезвычайно большое количество налогов и сборов.

В целом налоговую систему можно охарактеризовать как двухуровневую, поскольку все налоги делятся на: общегосударственныеи местные

Общегосударственные налоги

Налог на прибыль юридических лиц. Плательщики – юридические лица (кроме некоммерческих организаций). Объект – прибыль, база – разница между доходами и расходами в определенном периоде. В 2016 году ставка составляет от семи с половиной до тридцати пяти процентов.

Налог на доходы физических лиц. В 2016 году ставка является прогрессивной (зависящей от величины дохода), минимум составил семь с половиной процентов.

Налог на добавленную стоимость. Плательщики – предприятия, имеющие обороты, подлежащие обложению данным налогом, а также импортеры товаров. В 2016 году ставка налога составляет двадцать процентов от стоимости товаров.

Акцизный налог. Плательщики –лица, которые производят или ввозят подакцизную продукцию. Перечень подакцизных товаров утверждается Президентом. В 2016 году к подакцизным были отнесены: из товаров местного производства – алкогольная, табачная, спиртосодержащая продукция, нефтепродукты, драгметаллы и ювелирные изделия, автомобили и т.д. Из импортируемых к подакцизным отнесен широкий спектр товаров и продуктов питания. Необходимо отметить то обстоятельство, что в республике к подакцизным отнесено очень большое количество товаров по сравнению с другими странами СНГ.

Налоги и специальные платежидля пользователей недрами: налог за пользование недрами, налог на сверхприбыль, бонусы (подписной и коммерческого обнаружения). База налога за пользование недрами – стоимость добытых ископаемых. В 2016 году ставка зависит от вида полезного ископаемого и составляет от трех с половиной до тридцати процентов. Подписной бонус взимается в твердой сумме, в 2016 году его размер установлен кратным минимальной заработной плате и зависит от вида ископаемого. Ставка бонуса коммерческого обнаружения составила 0.1 процента от стоимости добытого объема. Ставка налога на сверхприбыль составила 50 процентов.

Налог за пользование водными ресурсами. Плательщики – лица, осуществляющие водопотребление и водопользование. Объект – водные ресурсы на поверхности земли и под ней, база – объем потребленной воды. Ставка на 2016 год зависит от цели использования, вида источника воды и личности плательщика, минимальный размер за кубометр составил 20.6 сум, максимальный – 11500.

Налог на имущество юридических лиц. Плательщики – юридические лица-собственники имущества (за исключением некоммерческих организаций). Объект налогообложения - основные средства, объекты незавершенного строительства, оборудование и т.п. База – стоимость объекта. Ставка на 2016 год равняется пяти процентам.

Налог на имущество физических лиц. Плательщики – собственники недвижимости. База – его инвентарная стоимость. Ставка зависит от характеристик недвижимости, на 2016 год колеблется в пределах от полутора до двух с половиной процентов.

Земельный налогс юридических и физических лиц. Плательщики - собственники и законные владельцы земельных участков. База – площадь участка. Ставка на 2016 год ставится в зависимость от местонахождения и назначения земель. Налог, уплачиваемый физическими лицами, поступает в местный бюджет.

Налоговым законодательством установлен целый ряд обязательных платежей в социальные фонды, а также различных сборов (госпошлина, таможенные платежи).

Законом предусмотрено несколько упрощенных налоговых режимов, таких как единый налоговый платеж, единый земельный налог, фиксированный платеж.

Местные налоги и сборы

Земельный налог с физических лиц.

Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры. Плательщики – юридические лица (кроме некоммерческих). Объект – прибыль, которая осталась у предприятия после уплаты налога на прибыль. Ставка на 2016 год составляет восемь процентов.

Налог на потребление бензина, дизельного топлива, газа для транспортных средств. Плательщики – юридические лица, осуществляющие продажу данных продуктов потребителю. На 2016 год ставка колеблется от двухсот тридцати до трехсот тридцати пяти сум за литр проданного топлива.

Сбор за право розничной торговлиотдельными видами товаров и оказание отдельных услуг, перечень которых устанавливается дополнительно. Ставка зависит от вида товаров и услуг.

Налоговое законодательство Узбекистана: достоинства и недостатки.

Характеризуя узбекскую систему налогового законодательства, необходимо отметить, что сам по себе главный налоговый закон является современным, прогрессивным. Он не только устанавливает перечень обязательных платежей в бюджет, но и провозглашает принципы налогового законодательства, детально регламентирует различные процедуры налогового учета и контроля, устанавливает ответственность участников налоговых правоотношений за нарушение законодательства. Если все написанное в Кодексе не остается просто "на бумаге", а неукоснительно соблюдается, то, с учетом достаточно высокого налогового бремени, это благоприятно сказывается на собираемости налогов и наполнении бюджета. А подробная и тщательная детализация процедур налогового контроля со стороны государства обеспечивает плательщикам прозрачность налоговой системы, ясность и простоту прочтения и применения закона.

Но все же при всех вышеперечисленных положительных характеристиках налоговой системы Узбекистана нельзя не отметить и ее отрицательную особенность, к коей можно отнести отсутствие четкого закрепления в основном законе налоговых ставок, а также понятий, перечней и списков, необходимых для целей налогообложения. Их частое изменение в любую сторону не способствует созданию условий, благоприятных для налогоплательщиков, поскольку является признаком нестабильности налоговой системы. Налогоплательщик никогда не может быть уверен, что через некоторое непродолжительное время налоговое бремя не увеличится настолько, что станет непосильным, тем более, при сравнительном анализе налоговых ставок за последние три года наблюдается тенденция их постепенного повышения.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Сумма растаможки в Узбекистане рассчитывается индивидуально. Зависит от марки, цены приобретения, страны происхождения, возраста автомобиля. В список обязательных выплат для физических лиц входят: акциз, НДС, сбор за оформление и ряд мелких сборов.

Для легковых авто

Суммы сборов установлены постановлением Кабинета Министров Узбекистана от 30.04.1999 г. № 204 «О ставках таможенных сборов».

Виды и размеры таможенных сборов и налогов:

  1. Таможенная пошлина. 30-40% + 1,8-3,0 $ за каждую единицу объема мотора.
  2. Акцизный налог. От 2% до 3,1%.
  3. НДС – 20% от полной стоимости ТС (стоимость авто, включающая затраты на его покупку и перевозку + акцизы).
  4. Сбор за таможенное оформление. Для любых иномарок: 0,2% от таможенной стоимости ТС, не меньше 25$ и не больше 3000 $ США.
  5. Сбор в Республиканский дорожный фонд – 3%. Для подержанных автомобилей сбор составит 6-11%.
  6. Утилизационный сбор – 3%. Вступил в силу с 16 февраля 2020 года.

авто в узбекистане

Льготы для российских автомобилей

Узбекистан предоставляет льготы для предъявителей сертификата СТ-1, в котором указана страна происхождения ТС Россия, Украина, Казахстан:

  1. Не нужно уплачивать таможенную пошлину.
  2. Акцизный налог для авто младше 3 лет – 2% от стоимости ТС.

На практике на льготных условиях в Узбекистан ввозятся ZAZ, Lada, УАЗ. С остальными марками есть сложности. Сертификат СТ-1 выдается заводом-изготовителем или торговой палатой на автомобили, собранные стране более чем на 50% по циклу CKD.

Автомобиль может быть собран в России, однако если это не сборка по полному циклу, а крупноузловая, права на получение льготы он не имеет. На некоторые марки, локализованные более чем на 50% в РФ, торговая палата сертификат СТ-1 не выдает.

Размер таможенной пошлины

Для новых авто составляет 30%, для старых – 40%. К этой сумме нужно будет прибавить расчетный платеж.

Рабочий объем двигателя, куб. см. Новые авто, $ за 1 куб. см. Б-у авто, $ за 1 куб. см. Примеры марок
Меньше 1000 1,8 3,0 Микрокар Smart ForTwo.
1000-1500 2,0 3,0 Kia Picanto, Hyundai Solaris, Peugeot 2008, Nissan Qashqai, Ravon R2.
1500-3000 2,5 3,0 Toyota Prius, Lexus NX, Renault Duster, Citroen C4 Picasso, Lada Vesta CNG.
3000 3,0 3,0 Hyundai Palisade.

Пример: в Узбекистан ввозится новый UAZ Patriot, куплен за 7500$, он имеет двигатель 2693 см3. Пошлина будет: 30% от 7500 + 2,5*2693 = 8982,5$

авто в узбекистане

Акцизы

Ставки акцизного налога в Узбекистане для физических лиц приводятся в таблице

V двигателя, куб. см. Новые машины, $ за куб. см. Старые машины, от 3 до 7 лет с момента выпуска, $ за куб. см. Старые машины, старше 7 лет с момента выпуска, $ за куб. см.
Меньше 1000 2,4 4,8 7,2
1000-1500 2,5
1500-1800 2,6
1800-3000 2,9
3000 3,1


Для машин с дизельным/полудизельным двигателем, вне зависимости от возраста:

  1. V двигателя меньше 2500 куб. см. – $2,9
  2. V двигателя больше 2500 — $3,1

Цена таможенного оформления

Приводится в таблице:

Стоимость ТС, тыс. руб. Цена оформления в 2020, тыс. руб.
До 200 0, 5
До 450 1
До 1200 2
До 2500 5, 5
До 5000 7, 5
До 10 000 20
До 30 000 50
Выше 30 000 100

Ввоз подержанной иномарки в Узбекистан из всех стран, с которыми не заключены договоры о зоне свободной очистки, обойдется в 120-150% от стоимости ТС. С Россией, а также с 10 странами СНГ такой договор подписан.

авто в узбекистане

Пример расчета

Задача: сколько стоит ввоз в Узбекистан машины из России, марки Лада Веста, 2019 года выпуска, рабочий объем двигателя 1774 куб. см., стоимость покупки – $9400.

Таможенные платежи рассчитываются от таможенной стоимости товара. Она формируется разными способами. Для транспортных средств это сумма по договору. В случае самостоятельной перегонки ТС — это сумма по договору купли-продажи + расходы на перевозку.

Если покупатель не получил сертификат СТ-1, то льготный режим к нему не применяется.

  1. Пошлина будет равна 30% от цены ТС + $2,5 за каждый 1 куб. см. объема двигателя. Или: 30*9400/100 + 2,5*1774 = $7255
  2. Акциз составит 2,6*1774= $4612
  3. Оформление на таможне – 1 тыс. руб., или $13,44
  4. НДС – 20% от стоимости ТС+акциз – 20*(9400 + 4612)/100 = $2802
  5. Платеж в Республиканский дорожный фон – 3% — 3*9400/100 =$282

Итого затраты на ввоз Лады Веста составят $14964

Если тот же покупатель предоставит сертификат СТ-1, то он воспользуется льготным режимом. Акциз составит 2*1774 = $3548.

НДС – 20*(9400 + 3548)/100 = $2590

Итого затраты на въезд — $6433

авто в узбекистане

Последние новости

С 1 января 2019 не нужно было уплачивать импортную пошлину владельцам новых машин (младше 2 лет с года выпуска) от $40 тыс. и электромобилей. Но эта мера была отменена с 1 января 2020 года. Власти снова ввели ограничение, чтобы поддержать автопром Узбекистана.

Калькулятор

Быстро посчитать сумму платежа можно на сайте таможни Узбекистана по запросу «таможенный калькулятор» — http://tarif.customs.uz/?lang=ru_Ru. Для расчетов необходимы следующие данные:

  1. Стоимость транспорта.
  2. Возраст.
  3. Страна выпуска.
  4. Тип и объем мотора.

Для грузовиков и спецтехники

Грузовые транспортные средства облагаются пошлиной 5-30-70% в зависимости от вида ТС.

При въезде в Узбекистан таможенная пошлина на новые грузовые 4-гусеничные машины, предназначенные для транспортировки крупных объектов через сложные участи (снег, болото) облагаются пошлиной 5%. А «прочие средства для перевозки грузов» (код 8704 90 000 0) потребуют оплаты суммы в размере 70% от стоимости ТС + $3 за каждый куб. см. двигателя.

До 1 января 2021 года пошлины и акцизы отменены на тракторы, грузовики до 20 тонн, прицепы. Закон призван поддержать производство и экспорт овощей и фруктов в Узбекистане.

Документы для растаможки

Документы подаются на таможне ВЭД, по месту регистрации покупателя. По окончанию процедуры выдается удостоверение ввоза ТС. С ним следует обратиться в отделение ГСБДД МВД РУз чтобы поставить машину на учет.

Документы, необходимые для оформления

  1. Декларация на транспортное средство.
  2. Технический паспорт.
  3. Договор купли-продажи.
  4. Сертификат происхождения СТ-1. Нужен для получения льготы.
  5. Сертификат соответствия ЕВРО-5
  6. Квитанция об уплате всех сборов.

авто в узбекистане

Порядок уплаты сборов и платежей за ввозимый автомобиль

Пошлины следует рассчитать и уплатить до или в день принятия декларации. Если оплата поступит позже, образуется задолженность. Пеня составляет 0,033 процента от суммы долга.

Несмотря на то, что суммы рассчитываются в долларах США, выплачиваются они в местной валюте, узбекских сумах, по курсу ЦБ Узбекистана, действующем на день принятия таможенной декларации. Платежи проводятся на специальные лицевые счета таможенных органов, а затем, в течение пяти дней, перечисляются в бюджет страны.

Возможно предоставление отсрочки или рассрочки уплаты платежей, или перевод денежных средств на счет таможни заранее, на будущее. В этом случае плательщик может их потратить на уплату сборов, погашение задолженностей, пени, процентов.

Предварительно внесенные платежи можно истребовать назад в течение 3-х дней со дня последнего использования.

Излишне уплаченные плательщиком средства можно вернуть в течение 3 лет с момента уплаты.

Заключение

Сумма растаможки иномарки в Узбекистане может оказаться выше стоимости самого автомобиля. Автомобили российского, украинского и казахстанского происхождения имеют возможность въехать в страну по льготной цене. Ответ на вопрос, сколько будет стоить ввоз транспортных средств, зависит от их параметров. Страна проводит запретительную политику на ввоз иномарок, и поощряет ввоз авто, произведенных в СНГ. До 2021 года особенно мягкие условия ожидают владельцев грузовиков.

международный ежемесячный научный журнал

Шодиев О.А. Акцизное налогообложение в республике Узбекистан: перспективы развития // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №2. — С. 82-84.

АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН:

О.А. Шодиев , старший преподаватель

Ташкентский финансовый институт

(Узбекистан, г. Ташкент)

Аннотация : Налоги должны стать одним из главных инструментов государстве н ного регулирования экономики, процессов производства, распределения и п о требления. С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как а к циз, влияет н а спрос и покупательную способ ность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог. По своему содержанию акцизы являются косве н ными налогами для потребителя.

Ключевые слова : акцизный налог, плательщики акцизного налога, доходы госуда р ственного бюджета, косвенное налогообложение, перечень подакцизных товаров .

Проблемы со вершенствования а к цизного налогообложения в настоящее время являются чрезвычайно актуальн ы м и . Акцизы по-прежнему остаются прич и нами дебатов в парламенте, широко обс у ждаются в прессе, но, к сожалению, в от е чественных научных журналах и публик а циях этот вопрос обходится стороной. Как это ни печально, но на данный момент с у ществует лишь небольшое количество н а учных работ , по д водящих тео ретические основы для научно- обоснованного налог о облож е ния в этой области. Очевидно, что такое положение дел приводит к против о речивому законодательству. Возможно, что это объясняется тем, что акцизы явл я ются относительно новым явлением в н а шей экономике. В связи с этим, исслед о вание основных направлений совершенс т вования акцизного налога в Узбекистане и выработк а решений по спорным вопросам с точки зрения как теоретических аспектов косвенного налогообложения и налогового администрирования, так и исследования и анализа мирового опыта, представляется весьма целесообразны м.

Акциз представляет собой разнови д ность косвенных налогов на товары пр е имущественно массового потребления (а также услуги), включается в цену проду к та (или тарифы на услуги) и перекладыв а ется, таким образом, на конечного потр е бителя. А кцизный налог испо льзуется в качестве одной из основных форм косве н ного налогообложения в ряде государств, находящихся на различных этапах экон о мического развития. Вместе с тем, акци з ный налог получил широкое распростр а нение в современном мире. Основной пр и чиной широкого распространения акци з ного обложения со времен глубокий дре в ности и до наших дней являются его ощ у тимые фискальные выгоды и высокая ск о рость их получения.

Термин «акциз», по мнению ряда и с следователей, происходит от голландского « exijs » (от старофранцузского « accise »), означавшего «оценка для налогооблож е ния». Также существует мнение о том, что слово «акциз» могло произойти от лати н ского « accidere », («вырезать», «отрезать»), что означало засечки на специальной па л ке, использовавшейся для измерения к о личества напитка в сосуде в целях налог о обложения.

Акцизы были одним из первых нал о гов вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог о т носительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преим у щества проистекают из способности нал о говых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных тов а ров вместо того, чтобы полагаться на бу х галтерские книги для его взимания.

В Узбекистане акцизный налог был введен в соответствии с Законом Респу б лики Узбекистан «О налогах с предпр и ятий, объединений и организаций» от 15 февраля 1991 года.

В настоящее время акцизный налог взимается и регулируется статьями 229-241 Налогового кодекса Республики Узб е кистан. Согласно статьи 229 Налогового кодекса , плательщиками акцизного налога являются юридические и физические лица:

— производящие товары, облагаемые акцизным налогом (подакцизные товары) на территории Республики Узбекистан;

— импортирующие подакцизные тов а ры на таможенную территорию Республ и ки Узбекистан;

— товарищ (участник) договора пр о стого товарищества, на которого возлож е но ведение дел простого товарищества, при производстве простым товариществом подакцизного товара.

По отдельным видам подакцизных товаров по решению Президента Респу б лики Узбекистан плательщиком акцизного налога может быть определено лицо, не являющееся производителем подакцизных товаров.

Как известно с ущность и природа индивидуального акциза сходна с униве р сальным акцизом – налогом на добавле н ную стоимость, налогом с оборота, нал о гом с продаж. Отличительной же особе н ностью индивидуальных акцизов является то, что взимается они лишь с определе н ных товаров .

Исторически, акциз считался нал о гом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как прав и ло, по месту производства. Акцизный н а лог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы на единицу пр о дукции или в процентах от стоимости т о вара, эта мера дополняет администрати в ные преимущества налога. Кроме того, н а лог может давать значительные доходы. Еще в 1666 г . французский экономист Ф.Дэмэзон отмечал, что акциз «способен один принести казне столько же и даже больше, чем все другие налоги» [1].

На сегодняшний день, удельный вес акцизного налога составляет значительную часть доходов государственного бюджета Республики Узбекистан. На рисунке пре д ставлена динамик а изменения доли ак ци з ного налога в структуре бюджете страны.


Рис. Доля акцизного налога в доходах государственного бюджета

(в % к доходам государственного бюджета без доходов целевых фондов) [3]

Существуют определенные выгоды от обложения акцизами определенных т о варов, считающихся вредными, или асс о циирующихся с негативными побо ч ными явлениями. Налогообложение может о т части воспрепятствовать потреблению п о тенциально опасных товаров, таких как табачные изделия и алкоголь, а также, н а пример, бензина и горючего, потребление которых связанно с загрязнением атм о сферы. Такие косвенные выгоды могут стать побочным результатом налога, одн а ко большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для п о лучения налоговых поступлений. Для достижения этой цели акцизы должны быть , во — первых, просты как в организ а ции, так и в применении, что достигается за счет поддержания м и нимального п е речня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран о г раничило список подакцизных товаров т а баком, алкоголем и определенным ассо р тиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их пр о изводителей относительно узок и бол ь шинство товарных категорий четко опр е дел е ны . Например, перечень подакцизных товаров в Узбекистане состоит из 14 в и дов товаров (работы и услуги не облаг а ется акцизным налогам) .

Во-вторых, ставки налога не дол ж ны быть слишком высоки. Некоторые с траны имеют относительно открытые границы, и контрабанда может стать проблемой в случае, если местные акцизы значительно выше соответствующих н а логовых ставок в соседних странах. Нелегальное прои з водство, в особенности чисто кустарное производство алкогол ь ных товаров, может возрасти, если ставки акцизов слишком высоки.

В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления доба в ленной стоимости. Акциз должен взиматься либо в момент импорта, либо производства (или отгрузки).

В заключение необходимо отмети ть, что исследовав теоретические аспекты а к цизного налог а, мы пришл и к следу ю щим кратким выводам:

— акцизы являются важным источн и ком налоговых поступлений в пер е ходный пер и од;

— акцизы выступают одними из н е многих рычагов воздействия государства на экономические проц ессы, имеющие м е сто в обществе;

— совершенствование налогооблож е ния в сфере акцизов является одним из важнейших условий ул учшения эконом и ческой ситуации, пополнения государс т венного бюдж е т а;

— основными принципами реформ и рования акцизного налогообложения явл я ется установление таких правил их упл а ты, которые бы в максимальной степ е ни ограничило возможность ухода от налог о обложения .

1. Малов В.Н., Кольбер Ж.Б. Абсолютистская бюрократия и французское общество. – М ., 1991. – 90 с.

2. Налоговый кодекс Республики Узбекистан. –Т.: «Адолат», 2015 г.

3. Постановления Президента Республики Узбекистан о параметрах государстве н ного бюджета.

EXCISE TAX IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN:

DEVELOPMENT PR O SPECTS

OA Shodiev, senior lecturer

Tashkent Financial Institute

Abstract : Taxes should be one of the main instruments of the state-tion regulation of the economy, the processes of production, distribution and consumption. With the possible regul a tion of the consumption tax. For example, such a tax, as the Ak-HIC, affect demand and purcha s ing power in relation to those goods which are subject to this tax. By their nature, the excise tax is an indirect tax to the consumer.

Keywords : the excise tax, excise tax payers, revenue of the sovereign-government bud g et, indirect taxation, the list of excisable goods.

Налоговый комитет подготовил обзор изменений в 2021 году

Государственный налоговый комитет назвал главные изменения в Налоговом кодексе. Изменения опубликованы на сайте ГНК.

Начиная с 1 января 2021 года

Общая часть Налогового кодекса

1. Налоговые ставки по всем видам налогов теперь устанавливаются Налоговым кодексом.

При этом ставки акцизного налога могут пересматриваться решениями Президента Республики Узбекистан в течение года исходя из динамики цен и объема реализации продукции, в том числе при импорте (статья 72 НК).

Ранее: в 2020 году ставки акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами и налога на доходы физических лиц в фиксированной сумме устанавливались Законом о Государственном бюджете Республики Узбекистан.

Кроме того, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и Кенгаши народных депутатов областей вправе устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах (статья 75 НК).

Изменения по Особенной части Налогового кодекса

Во-первых, по налогу на добавленную стоимость:

1. В целях расширения круга предприятий плательщиков НДС и предотвращения разрыва цепочки НДС независимо от объема выручки признаются плательщиками НДС:

- стационарные торговые точки по продаже алкоголя, включая пиво;

- рынки и торговые комплексы.

2. Для налогоплательщиков, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает 1 миллиард сумов в месяц, налоговым периодом устанавливается квартал.

3. Внесены изменения в порядок применения льгот при оказании услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом и пассажирским автомобильным транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного).

Льгота применяется перевозчиками, если органами государственной власти на местах установлен единый тариф и перевозка осуществляется по данному тарифу.

Ранее: Налоговые льготы распространялись только на услуги пассажирских перевозок по единым тарифам. Тарифы установленные местными органами власти не рассматривались в качестве единого тарифа.

Во-вторых, по акцизному налогу:

Как уже упоминалось выше ставки акцизного налога устанавливаются Налоговым кодексом (статьи 289 1 – 289 3 ).

Еще одно изменение акцизного налога – натуральные вина (за исключением бутилированных), реализуемые производителями в дегустационных зонах (местах), организованных по туристским маршрутам, исключаются из объекта акцизного налога.

В третьих, по налогу на прибыль:

Ранее в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2020 года № УП-5978 налогоплательщики были вправе представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей до 10 числа первого месяца следующего квартала, исходя из ожидаемой суммы прибыли в текущем квартале.

Указанная норма также теперь внесена в Налоговый кодекс.

В четвертых, по налогу на доходы физических лиц:

Для налогоплательщиков, уплачивающих налог в фиксированных размерах, предусматривается следующее:

– налоговые ставки для данной категории налогоплательщиков устанавливаются Налоговым кодексом. При этом сохраняется размер налоговых ставок, действовавших в 2020 году;

– налог с физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, исчисляется и удерживается налоговыми агентами – индивидуальными предпринимателями – у источника выплаты, при выплате дохода налогоплательщику.

В пятых, по социальному налогу:

Налогообложение физических лиц в размере не менее одного размера базовой расчетной величины в год для исчисления трудового стажа производится следующим образом:

а) на добровольной основе:

– гражданами Республики Узбекистан, работающими за границей по найму на основе трудового договора, а также гражданами Республики Узбекистан, работающими в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах государственными органами и другими

б) в обязательном порядке:

– учениками школы «Уста – шогирд» – в период их работы до достижения двадцати пяти лет;

– дехканскими хозяйствами, а также физическими лицами, занятыми в дехканском хозяйстве, на приусадебном земельном участке площадью не менее 4 соток или занимающимися выращиванием крупного рогатого скота либо домашней птицы не менее 50 голов на данной площади. При этом глава дехканского хозяйства уплачивает налог в обязательном порядке, а другие члены и указанные физические лица – на добровольной основе.

Срок уплаты налога для данной категории физических лиц устанавливается до 1 декабря отчетного года. При этом размер налога исчисляется исходя из размера базовой расчетной величины, установленной на день уплаты.

В шестых, по налогу с оборота:

Для лиц, осуществляющих риэлтерскую деятельность, налоговая ставка снижена с 25 до 13 процентов.

В седьмых, по налогу на имущество:

cтавка налога на имущество сохранена на уровне 2%

Пониженная налоговая ставка для юридических лиц, установленная в отношении таких объектов, как железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи, объекты недвижимого имущества, по которым принято решение Кабинета Министров об их консервации, увеличилась с 0,2% до 0,4%.

Для физических лиц проиндексированы налоговые ставки по налогу на имущество, действовавшие в 2020 году, в 1,15 раза.

При этом в 2021 году для физических лиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2020 год, более чем на 30 %.

Отменена налоговая льгота, в части санаторно-курортных объектов, расположенных в туристских зонах.

При этом Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан и Кенгашам народных депутатов областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты налога на имущество в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.

Включается в объект налогообложения по налогу на имущество физических лиц машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом. Данный объект облагается налогом по налоговой ставке в размере 0,23 процента к налоговой базе.

Данная норма носит уточняющий характер, в связи с тем, что на практике на машино-место, которое расположено в подземных этажах многоквартирных домов оформляется кадастровый документ, с определением по нему кадастровой стоимости.

В восьмых, по земельному налогу:

1. Упразднен порядок исчисления базовой ставки земельного налога для плодоовощных сельскохозяйственных предприятий и дехканских хозяйств на основе поправочных коэффициентов с учетом качественных характеристик (баллов-бонитет) земельного участка.

Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и Кенгаши народных депутатов областей устанавливают налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения в разрезе районов и городов в зависимости от их экономического развития на основании базовых налоговых ставок, установленных в Налоговом кодексе, с применением понижающих и повышающих коэффициентов от 0,5 до 2,0;

Кенгаши народных депутатов районов и городов вводят понижающие и повышающие коэффициенты от 0,7 до 3,0 к налоговым ставкам, установленным Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан и Кенгашами народных депутатов областей, а для города Ташкента – к базовым налоговым ставкам, установленным в Налоговом кодексе, в разрезе квартала, массива, махалли, улицы, расположенных на их территории.

При этом Кенгаши народных депутатов районов и городов имеют право устанавливать повышенные до 3-кратного размера ставки земельного налога в отношении отдельных земельных участков, а также земельных участков, находящихся в пользовании физических лиц площадью более 1 гектара, расположенных в туристских зонах республики.

Налоговые ставки на 2021 год Кенгаши народных депутатов районов и городов представляют в налоговые органы по месту нахождения земельного участка несельскохозяйственного назначения.

Расширяется перечень земельных участков, в отношении которых законодательством могут применяться меры воздействия путем установления повышенных налоговых ставок, за счет включения в него земельных участков, занятых неэффективно используемыми искусственными водоемами для разведения (выращивания) рыбы.

Налоговые льготы по земельному налогу на эти земельные участки не распространяются.

В девятых, по налогу за пользование водными ресурсами:

1. Налоговые ставки устанавливаются Налоговым кодексом, с учетом их индексации на 15 %, а для отдельных отраслей экономики – на 30 %.

В десятых, по налогу за пользование недрами:

Устанавливается единая налоговая ставка в размере 5 %, но не менее 7 500 сум/куб.м., по следующим видам полезных ископаемых:

– песок строительный, песчано-гравийная смесь;

– песчаники, щебень строительный (карбонатные породы);

– щебень строительный (граниты, порфириты и сланцевые породы).

Прочие и изменения:

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2020 года № ПП-4938 «О мерах по обеспечению исполнения Закона Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2021 год» в налоговое законодательство внесены следующие изменения:

1. Отменяется с 1 января 2021 года для всех хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, проведение ежегодной обязательной переоценки основных фондов.

2. Продлен срок применения нулевой ставки таможенной пошлины при ввозе на территорию Республики Узбекистан 20 видов товаров (за исключением белого и прочего сахара).

3. Для ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат»
и АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» налоговые ставки по золоту, серебру, палладию и меди устанавливаются в размере 15 процентов

Внесенные в налоговое законодательство изменения послужат увеличению налоговых поступлений за счет большей возможности развития свободной предпринимательской деятельности в нашей стране.

Читайте также: