Служебная проверка в налоговой

Опубликовано: 20.09.2024

Не всегда нужно согласиться с выводами служебной проверки МВД, в этом случае сотрудник, в отношении которого проводилась проверка, может оспорить такие результаты. Как обжаловать результаты указанной проверки, разберемся в этом вопросе более подробно в настоящем материале.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по оспариванию решений государственных органов г. Екатеринбург и Свердловской области разъяснит порядок процедуры и поможет Вам обжаловать результаты служебной проверки МВД: профессионально, на выгодно согласованных условиях и в срок.

Порядок обжалования результатов служебной проверки МВД

Обжалование результатов проверки сотрудником в соответствии с п. 47 Приказа МВД России от 26.03.2013 № 161 может быть осуществлено вышестоящему руководителю или в суд.

При обжаловании вышестоящему руководству оформляется жалоба на заключение проверки и направляется адресату.

Алгоритм действий при оспаривания в суд будет заключаться в следующем:

  1. Необходимо будет подготовить письменный иск с изложением всех обстоятельств дела и указанием конкретных требований, а именно, о признании результатов служебной проверки недействительными. Наряду с указанным требованием могут быть заявлены иные требования, связанные с результатами проверки. В иске должен быть отражен перечень прикладываемых копий документов.
  2. Один экземпляр подготовленного иска должен быть вручен или направлен почтовым отправлением ответчику, т.е. органу, который проводил проверку и оформлял результаты проверки.
  3. Подготовленный иск с приложением документов, в том числе, о вручении иска ответчику, необходимо подать в суд.
  4. После принятия иска судом к производству и назначению дела к рассмотрению истец должен будет принять участие в заседании и озвучить основания и предмет своих требований.
  5. По результатам рассмотрения судом будет вынесено решение, согласно которому иск будет удовлетворен или отказано в его удовлетворении. Соответственно если результаты проверки будут признаны недействительными, то права истца будут восстановлены.
  6. Решение будет исполнено Ответчиком добровольно или через службу судебных приставов по заявлению стороны

ВАЖНО: кроме того, при заявлении нескольких исковых требований, возможен вариант, когда иск будет удовлетворен частично, Вы не лишены подать жалобу в вышестоящий суд в установленный законом месячный срок в т.ч. с помощью адвокатов Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры»

Срок оспаривания результатов служебной проверки

Вы узнали о результатах служебной проверки, с которыми не согласны. В какой срок можно обжаловать такие результаты?

По общему правилу, результаты служебной проверки могут быть оспорены в течение 3-х месяцев.

Однако, если при обращении в суд с иском помимо требования об оспаривании результатов проверки также заявляются иные требования, то срок для таких требований может быть другой. Например, по спорам об увольнении срок для обжалования составляет 1 месяц.

Нарушения при проведении служебной проверки

Обжалование результатов служебной проверки МВД

Порядок проведения проверки, которой посвящен данный материал, регулируется Приказом МВД России от 26.03.2013 № 161. Следовательно, если при проведении проверки какие-либо действия не соответствуют указанному приказу, значит их можно расценивать как нарушение.

Итак, при проведении проверки могут быть допущены следующие нарушения:

  • нарушение сроков проведения проверки
  • проведение проверки лицом, которое заинтересовано в ее результатах
  • не извещение лица, в отношении которого проводится проверка, о соответствующей проверке, не разъяснение ему его прав и не обеспечение условий для реализации таких прав
  • не предложение сотруднику (субъекту проверки) дать письменные объяснения на имя руководителя по существу вопроса
  • не утверждение заключения по результатам проверки начальником
  • не ознакомление субъекта проверки с заключением при его письменном обращении
  • оформление результатов проверки ненадлежащим образом
  • иные нарушения

ПОЛЕЗНО: смотрите видео и узнаете, почему оспаривание служебной проверки в МВД нужно поручить именно нам

Последствия обжалования заключения служебной проверки

Заключение служебной проверки само по себе может нести негативные последствия для сотрудника, который стал субъектом проверки. В случае обжалования таких результатов и вынесения решения в пользу истца, соответствующие негативные последствия для сотрудника не наступят. В свою очередь ответчик по делу должен будет восстановить нарушенные права сотрудника, например, восстановить на работе, компенсировать моральный вред и т.д.

Борьба с органом, проводившим служебную проверку, является непростым делом. Для наших адвокатов оспаривание результатов служебной проверки не вызывает сложности. Если Вы попали под служебную проверку МВД, не согласны с выводами проверяющих по итогам проверки, Вы можете рассчитывать на нашу помощь в оспаривании таких результатов.


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

Служебное расследование

Трудовой кодекс РФ не содержит четкого определения служебного расследования, но на практике под таковым понимается формализованный порядок установления обстоятельств нарушения.

Основными целями служебного расследования являются:

  1. Установление факта совершения проступка конкретным лицом.
  2. Определение законности наложенного на виновное лицо взыскания.
  3. Наложение взыскания в установленный срок.

Обратите внимание! Конкретного перечня, согласно которому на работников могут быть наложены дисциплинарные взыскания и проведены служебные расследования, в законодательстве нет. Однако работодатели вправе самостоятельно определять данные ситуации и закреплять их в локальных нормативно-правовых актах (в том числе рекомендуется утвердить образец акта служебного расследования на предприятии).

Зачастую указанный перечень выглядит следующим образом:

  1. Нарушение трудовой дисциплины.
  2. Невыполнение трудовых обязанностей.
  3. Нарушение правил техники безопасности.
  4. Причинение материального ущерба работодателю (в последнем случае проведение служебного расследования обязательно).

Важно! Если в совершенном проступке обнаружены признаки преступления или административного правонарушения, администрация работодателя обязана в установленном порядке сообщить об этом в правоохранительные органы.

Служебное расследование, акт служебного расследования
Служебное расследование, акт служебного расследования

Служебное расследование, акт служебного расследования




Когда проводится служебная проверка

Целесообразно организовать служебную проверку (служебное расследование) при следующих обстоятельствах:

  • Когда действие или бездействие подчиненного (в рамках выполнения трудовых обязанностей) может повлечь его увольнение по инициативе руководства – на основании одного из пунктов 81-й статьи Трудового кодекса. Например, школьный учитель совершил аморальный поступок или у бухгалтера обнаружена недостача.
  • Если работника необходимо привлечь к материальной ответственности за ущерб, нанесенный работодателю. Факт ущерба (убытка, хищения) должен быть выявлен и зафиксирован инвентаризационной комиссией.
  • Сотрудник совершил серьезный дисциплинарный проступок, за который может последовать взыскание, вплоть до увольнения (192-я статья Трудового кодекса). Таким проступком, в частности, считается прогул или появление на работе в нетрезвом виде.
  • Обнаружено, что при приеме на работу сотрудник предоставил неполную или недостоверную информацию о себе. Например, скрыл, что у него имеются медицинские противопоказания, не позволяющие работать на занимаемой должности. Или предоставил «липовый» диплом.
  • Если имел место несчастный случай на производстве.

В этих и иных случаях в ходе служебной проверки тщательно исследуются действия, совершенные работником, или допущенное им бездействие.

Оформление результатов

Затем результат служебного расследования отражают в акте об этом, который подписывают все члены комиссии. К акту прикладывают все документы, которые были задействованы в процессе проверки: результаты инвентаризации, объяснение сотрудника и т. д.

Ситуация такова, что форма акта служебного расследования нормативными документами тоже не утверждена. Поэтому каждое предприятие может разработать свой образец акта о проведении служебного расследования.

Обычно образец акта служебного расследования оформляют в соответствии со стандартными требованиями делопроизводства:

Следует перечислить состав комиссии с указанием должностей и Ф.И.О. ее членов, отразить реквизиты документа, на основании которого она создана и вообще идёт проверка.

Сотрудника необходимо ознакомить с этим документом, получив его подпись. В случае несогласия подписать акт, на нем делают соответствующую пометку.

На основании выводов комиссии и результатов инвентаризации работодатель издает распоряжение о взыскании с работника материального ущерба.

Куртов Михаил Сергеевич

Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.

Внутренним документом, фиксирующим обстоятельства дисциплинарного проступка и наличие его состава, является акт служебного расследования, или акт служебной проверки.

Кстати, обратите внимание на локальные акты организации. Возможно, форма акта служебного расследования на предприятии утверждена. А если нет, на основе нашего примера его можно разработать.

Акт служебного расследования

Порядок проведения расследования

При некоторых видах правонарушений проведение расследования является обязанностью работодателя, в других же случаях оно является добровольной инициативой руководителя. Если такое расследование не провести, то сотрудник в дальнейшем сможет обжаловать дисциплинарное наказание, которому был подвергнут.

Однако процедура расследования достаточно трудоемкая и ответственная, поэтому для нее отдельным приказом назначается специальная комиссия. Основная ее задача: выяснение обстоятельств случившегося, беседы с предполагаемыми виновниками, установление степени их вины, подсчет нанесенного организации ущерба.

В состав комиссии должно входить не менее трех человек из разных подразделений компании. Все они должны быть достаточно квалифицированными и грамотными специалистами, чтобы провести расследование качественно, на должном уровне, разобрав все мотивы, причинно-следственные связи и прочие обстоятельства. При этом действовать нужно предельно аккуратно, не допуская нарушения прав работников. Как правило, в комиссию включаются:

  • представитель внутренней службы безопасности,
  • юрист,
  • сотрудник бухгалтерского отдела или экономист,
  • технический работник, например, инженер и т.п.

    В комиссию может входить и руководитель компании.

    Ход проверки

    Условно служебное расследование можно разделить на несколько этапов:

    1. Директор издает приказ. Именно так он назначает членов проверяющей группы. Обычно это сотрудники организации, которые имеют достаточно опыта, чтобы разобраться в данном вопросе. Этот приказ и является основанием для проведения расследования.
    2. Получение информации. Представители комиссии приступают непосредственно к расследованию происшествия. Для этого собирается вся необходимая информация. Подтверждением неправомерных действий работника могут стать жалобы клиентов, инвентаризационные акты, служебные записки и другая документация.
    3. Получение объяснительных. Проверяющие имеют право запросить объяснительные записки от всех работников, которые имеют отношение к рассматриваемой ситуации. После того, как сотрудник получил такое уведомление, он должен в течение двух дней дать ответ. Это может быть, как объяснительная, так и отказ ее предоставлять.
    4. Составление акта. После того, как все проверочные мероприятия были проведены, по их результатам оформляется акт служебного расследования. Для этого может использоваться произвольная форма или утвержденный фирменный бланк.

    Как правило, после проведения такой проверки определяется виновный. Его необходимо ознакомить с составленным актом. Естественно, ознакомление он должен подтвердить своей подписью. Если работник отказывается ставить свой автограф, этот факт также необходимо документально зафиксировать. Если возникает необходимость, лицо, заполняющее акт, может вносить дополнительные пункты.

    Вообще, обвиняемый имеет право потребовать все подробности проведения расследования. Бывают ситуации, когда, по мнению работника в проверке были допущены серьезные ошибки, и он не согласен с указанными результатами.

    При этом он имеет право обжаловать данный акт. Не исключены ситуации, когда виновный по разным причинам не может лично ознакомиться с ходом расследования.

    Вместо него это может сделать представитель, который имеет соответствующую доверенность.

    Дальнейшие действия во многом зависят от результатов проверки и выводов. Например, руководитель может принять решение наказать сотрудника применением дисциплинарного взыскания.

    Этот факт также необходимо внести в заключение расследования. После того, как был определен размер нанесенного ущерба и вынесено окончательное решение, распоряжение о наказании должно быть издано в течение одного месяца.

    Служебное расследование в отношении работника на предприятии: с чего начать и как провести

    После того, как был выявлен проступок, в течение суток выпускается приказ о внутреннем расследовании с подписью руководителя. Одновременно назначается комиссия, в состав которой должно входить не меньше 3-х незаинтересованных профессиональных работников компании. Они будут составлять протокол проверки.

    Если расследование проводят согласно служебной записке работника, то завершать его необходимо в течение месяца от дня сдачи документа. В это время не включается длительность нахождения сотрудника в отпуске или его болезнь, период для учета сведений от представительной структуры работников (это время в общей сложности не должно превышать 6 месяцев). После 6 месяцев от даты совершения проступка дисциплинарное взыскание теряет свою силу.

    , образец

    Вообще, такого понятия, как «служебное расследование» в законе не существует. Но в деловой практике оно используется достаточно часто.

    Хотя законодательством все-таки регулируются подобные ситуации, пусть и указаны они в косвенной форме. Трудовой кодекс обязывает работодателя, прежде чем требовать возмещение ущерба, его сначала нужно определить.

    Также необходимо выяснить обстоятельства случившегося и узнать, какая доля вины лежит на сотруднике. Естественно, всем этим заниматься должна соответствующая комиссия, состоящая из квалифицированных специалистов.


    Организация расследования

    Как применяются дисциплинарные взыскания, устанавливает статья 193 Трудового кодекса. Именно на неё надо опираться, когда необходимо организовать расследование.

    Сначала рассмотрим общую структуру принятия решений. Она будет различаться при дисциплинарном проступке и нанесении ущерба. Начнём с дисциплинарного проступка: после того, как он обнаружен, работодатель должен предоставить работнику возможность объясниться письменно. На то, чтобы оформить объяснение, работнику отводится двое суток. Если он отказывается, необходимо будет оформить акт об отказе.


    Затем работодатель решает, какие санкции применять, основываясь на объяснениях работника, докладах его руководителя, других документах. Опираясь на них, он издаёт приказ о наложении определённого взыскания.

    Непосредственно служебное расследование здесь будет означать сбор документов, указывающих на:

    • факт совершения проступка;
    • степень вины работника в нём;
    • обстоятельства совершения, влияющие на определение меры наказания.

    При причинении ущерба сотрудником алгоритм действий будет следующим:

    • приказом работодателя создаётся комиссия, включающая в себя минимум троих работников предприятия;
    • она выявляет детали нарушения;
    • определяется, какое наказание должен понести провинившийся.

    Именно это и будет называться служебным расследованием в данном случае. С его помощью выявляется, по каким причинам нанесён ущерб, а также его размеры, определяется, какова степень вины работника, по отношению к которому проводится разбирательство. Далее мы будет рассматривать именно этот вариант, то есть полноценное расследование с комиссией.

    В обоих рассмотренных выше случаях на работодателя возлагается выяснение всех обстоятельств перед определением наказания. Необходимо, чтобы они подтверждались документами, ведь наказанный сотрудник может обратиться в суд, и надо будет подтверждать свою позицию. И если наказание не будет чётко обосновано, а вина работника доказана, то суд примет решение именно в его пользу.

    Понятие «служебное расследование»

    Служебное расследование – это своеобразная совокупность применяемых мер по сбору, анализу и проверке сведений о проступке с целью выявления вины работника, а иногда и установления виновного лица, если сразу это неизвестно.

    По ст. 21–22 ТК РФ при подписании трудового договора стороны приобретают права и обязанности. Работодатель вправе привлечь сотрудника к ответственности за нарушения. Но сначала требуется установить, что именно он совершил проступок и действительно присутствует его вина.

    Распространенные нарушения, по которым проводятся расследования:

    • нарушение должностных обязанностей согласно инструкции;

    Этот перечень не является закрытым, на практике может возникнуть и любая другая ситуация, при которой потребуется проведение служебного расследования.

    Когда при нарушении выявлен факт преступления, к примеру, воровство, по завершении служебного расследования руководитель дополнительно может сообщить о нем в правоохранительные органы.

    Куртов Михаил Сергеевич

    Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.

    Проверка и изучение материалов сопровождается оформлением специальной документации, чтобы впоследствии у работодателя была возможность отстоять свою правоту.

    Как правильно провести служебное расследование: этапы, сроки и формы документов

    Важно знать, что проведение служебного расследования – мероприятие внутреннее. Работодатель может вызывать на «допрос» виновного, очевидцев произошедшего и других сотрудников, но только в рамках своей организации, ведомства, учреждения и т.п. Поскольку процедура носит добровольный характер, работники вправе отказаться от участия. Нельзя заставлять работников проходить проверку полиграфом или без их согласия проводить обыск и личный досмотр. Если для служебного дела требуется заключение эксперта, допускается привлечение третьих лиц (аудиторов, оценщиков, медицинских работников, инженеров и др.) на договорной основе. Закон также разрешает направлять в государственные органы и пр. организации необходимые для расследования запросы.

    Интересное: Ростовская область региональный материнский капитал 2020

    Что представляет собой служебная проверка?

    По общему определению, это мероприятия в пределах дисциплинарного дела в отношении конкретных сотрудников. Назначаются в целях тщательного изучения обстоятельств по факту дисциплинарного правонарушения, совершенного работником МВД. Либо по факту неосуществления им возложенных задач.

    Нормативные основы для проведения служебных проверок:

    • Федеральный закона №342 от 30.11.2011г. «О службе в ОВД РФ», а именно ст.52;
    • Федеральный закон №3 от 07.02.2011 «О полиции»;
    • Приказ МВД РФ №161 от 26.03.2013г., утвердивший регламент осуществления должностных расследований;
    • Дисциплинарный устав ОВД №1377 от 14.10.2012г;
    • Инструкция по обеспечению режима секретности в РФ, принятая постановлением Правительства РФ № 3-1 от 05.01.2004г. – по делам, связанным с распространением государственных секретов и охраняемых законом тайн.

    В каких случаях проводится проверка?

    Причинами, вызывающими назначение дисциплинарного расследования, могут быть:

    1. Потребность в получении информации о причинах, толкнувших служащего на совершение служебного правонарушения, а также выяснения всех обстоятельств происшедшего.
    2. Выяснение, есть ли в деле условия, указанные в законодательстве (ст.14 ФЗ №342 от 30.11.2011г.), а именно:
      • вступление в силу решения суда о признании работника ограниченно либо полностью недееспособным;
      • вступление в силу приговора суда о признании преступником, наличии судимости, даже погашенной или снятой;
      • наличие фактов уголовного преследования, оконченного в связи с улаживанием дела, изданием акта государственного помилования, а также с деятельным сожалением;
      • работник не хочет оформлять допуск к секретной информации, в то время как его деятельность связана с постоянным использованием таких сведений;
      • состояние здоровья расходится с установленными нормативами;
      • наличие близких родственников в прямом подчинении или начальствовании;
      • выход из гражданства РФ, получение статуса иностранца;
      • наличие фальсифицированных документов или искаженной информации для поступления в органы ОВД.
    3. Ходатайство самого работника.
      Кем могут быть назначены расследования?
      Дать приказ об изучении обстоятельств дела могут:
      • министр;
      • зам министра;
      • руководитель органа либо подразделения МВД;
      • зам руководителя местного МВД уровня округа, региона, межрегиона;
      • начальник структурного отделения МВД уровня округа, региона, имеющего службу HR – на подчиненного ему работника.
      Если проверке подвергаются сами сотрудники собственной безопасности, то решение подписывает:
      • министр;
      • руководитель главного управления собственной безопасности, его замы;
      • глава местного УВД по согласованию с управлением собственной безопасности МВД.
      Что необходимо установить в ходе проверки?
      В соответствии с п.3 ст.52 Федерального закона «О службе в ОВД РФ», проверяющие лица должны установить следующую информацию:
      • детали и нюансы произошедшего инцидента;
      • насколько служащий виновен в случившемся происшествии;
      • источники и признаки, толкнувшие работника на совершения дисциплинарного правонарушения;
      • объем и содержание ущерба, нанесенного виновным лицом своими противоправными действиями;
      • имеются ли какие-либо факторы, преграждающие дальнейшее продолжение работы в ОВД.

    Порядок и сроки проведения служебной проверки

    Вердикт о начале дисциплинарного расследования подписывается начальником ОВД. Выражается в виде надписи, которую пишет начальник на документе, сигнализирующем о наличии причин для проверки. Подобную распорядительную надпись также можно написать на отдельном листочке, прикрепляемом к основному документу.

    Если изучение обстоятельств дела будет осуществляться комиссией, то публикуется специальное решение о ее создании и назначении.

    Указанную резолюцию начальник должен наложить в течение 14 дней со дня получения бумаг, информирующих о причинах для назначения расследования.

    Сама проверка проводится в течение 1 месяца с момента ее назначения. При этом в указанный период не включаются:

    • время болезни работника, подтвержденной справками медицинских организаций;
    • период пребывания на отдыхе и в поездке по служебным делам;
    • иные уважительные основания, засвидетельствованные кадровой службой ОВД.

    Кроме того, если окончание разбирательства приходится на нерабочий день, то оно переносится на последнюю рабочую дату перед выходным днем.
    Какими полномочиями обладает проверяющее должностное лицо?

    Сотрудник, проводящий проверку, имеет право:

    • брать письменные разъяснения по существу дела с работников МВД;
    • появляться на месте служебного правонарушения для знакомства с обстоятельствами;
    • предлагать отстранить от службы проверяемого сотрудника на время исследования;
    • запрашивать необходимые бумаги из других государственных органов и юридических лиц;
    • использовать для целей расследования базы данных и программы МВД;
    • исследовать и копировать бумаги, имеющие отношение к инциденту;
    • запрашивать у компетентных руководителей разрешение на ревизию;
    • при необходимости запрашивать разрешение на использование специалистов в особо сложных вопросах, получение необходимых консультаций;
    • использовать различные технические устройства для собирания доказательств;
    • предлагать оказание психологической поддержки проверяемому лицу;
    • предлагать проведение допроса с помощью психофизиологических средств.

    Кроме того, у сотрудника, проводящего проверку, имеется перечень определенных обязанностей:

    • оберегать права проверяемого работника и других лиц, участвующих в деле;
    • защищать от несанкционированного доступа к информации, полученной в ходе расследования;
    • рассказать о правах, имеющихся у лица, в отношении которого осуществляется служебное дознание;
    • информировать компетентное начальство о поданных обращениях, а затем сообщать о результатах рассмотрения обращений заявителям;
    • письменно зафиксировать факты произошедшего правонарушения, а также сопутствующие обстоятельства, усиливающие либо сглаживающие вину работника;
    • исследовать все сведения о личностных и профессиональных особенностях служащего;
    • поднять всю имеющуюся информацию о других служебных проверках, проводившихся по данному сотруднику, об иных правонарушениях, допущенных им до этого;
    • попросить предоставить проверяемое лицо объяснительную записку по произошедшему инциденту; при этом, если опрашиваемое лицо записку в течение 2 рабочих дней не принесло либо отказалось ее давать, то проверяющий подписывает об этом документ, заверенный подписями 3 других служащих;
    • если на проверяющего сотрудника осуществляется давление либо любое иное воздействие, то требуется сразу же сообщить об этом непосредственному руководству;
    • произвести опрос среди других работников МВД, имеющих отношение к инциденту;
    • если в процессе расследования обнаружились факты неподобающего поведения со стороны других служащих МВД, то проинформировать об этом компетентных руководителей с постановкой вопроса о назначении проверки;
    • если требуется, то рекомендовать осуществить профилактику обстоятельств, явившихся причиной для совершения служебного правонарушения;
    • разработать письменное заключение по итогам проведенного расследования и передать начальству на рассмотрение;
    • представить свое заключение проверяемому сотруднику для информации.

    Заключение по итогам служебной проверки

    После окончания дисциплинарного розыска выносится заключение. Его утверждает начальство проверяющего лица.

    Документ основывается на сведениях, полученных в ходе расследования. Состоит из нескольких разделов:

    1) во вступлении указывается следующая информация:

    • должность, Ф.И.О. и иные данные проверяющего лица либо членов комиссии;
    • должность, Ф.И.О. и иные данные проверяемого работника, включая информацию об образовании, стаже работы, полученных наградах и взысканиях.

    2) в основной части указываются:

    • причины назначения расследования;
    • объяснительная записка сотрудника;
    • непосредственное описание служебного правонарушения и всех сопутствующих обстоятельств;
    • иные дополнительные сведения, имеющие отношение к делу;
    • доказательства, свидетельствующие о вине или отсутствии таковой;
    • факторы, усиливающие или ослабляющие вину лица.

    3) в итоговом разделе описываются:

    • выводы по итогам расследования, в том числе о вине или отсутствии вины в действиях проверяемого работника;
    • рекомендации по мерам воздействия в отношении виновного лица;
    • заключения по обстоятельствам, послужившим созданию инцидента;
    • заключения о наличии либо отсутствии условий, указанных в ст.14 ФЗ «О службе в органах МВД»;
    • выводы об имеющихся в деле деталях или их отсутствии, о которых сообщал работник;
    • при необходимости рекомендации к отправке дела в следственные структуры для принятия соответствующих мер;
    • предложения по юридической, социальной или психологической поддержке служащему;
    • рекомендации по мероприятиям о ликвидации допущенных нарушений;
    • при необходимости предложения об обращении в соответствующие организации для оспаривания ложных сведений, а также подачи заявления о защите чести и достоинства;
    • предложения о профилактических мерах.

    Проект заключения с дополнительной собранной информацией направляется на согласование в юридическую и кадровую службу. Затем направляется уполномоченному начальству в течение 3 дней с момента официального окончания расследования. Руководство должно утвердить документ в течение 5 дней с момента получения.

    Впоследствии копия бумаги представляется в кадровую службу соответствующего органа МВД для внесения в личное дело проверяемого лица.

    В дело по итогам расследования подшиваются следующие бумаги:

    • основополагающий документ, явившийся причиной назначения дисциплинарного дознания;
    • копия решения о назначении расследования;
    • объяснительные записки опрошенных лиц, другие полученные в процессе исследования материалы;
    • заключение по итогам проверки;
    • информация по выполнению мероприятий, назначенных по итогам исследования;
    • копия письма к лицу, ходатайствовавшему об осуществлении дознания.

    Какие наказания могут быть наложены?

    Сотрудника органов МВД по итогам следствия могут подвергнуть следующим видам наказаний:

    • замечание;
    • выговор;
    • строгий выговор;
    • информирование о неполном должностном соответствии;
    • переход на нижестоящую должность;
    • увольнение по отрицательным мотивам.

    Если работник не согласен с итогами проверки, он имеет полное право написать письменное ходатайство о пересмотре своему прямому начальнику. Если итоговое заключение начальства также не подходит служащему, то он вправе обратиться в вышестоящую инстанцию либо подать иск в суд.

    Для подобных мероприятий сотруднику предоставляется срок в 3 месяца. Датой начала указанного срока является время получения под роспись решения о наложении служебного наказания по итогам проверки.

    При этом обжалование наказания не служит преградой для его исполнения.

    Если сотрудник решил поначалу подать рапорт о пересмотре дела начальству, то оно должно быть изучено в течение 1 месяца с момента получения. Если итоги разбирательства сотрудника не удовлетворили, и он все-таки решил написать заявление в суд, то сделать это должен в течение 10 дней с момента получения решения по рапорту.

    Вместе с тем, рассмотрение дела в суде неоднократно спасало сотрудника МВД от наказаний, вынесенных по итогам незаконно проведенной проверки.

    Например, 12 января 2015 года Осинский районный суд Пермского края вынес решение о признании незаконной служебной проверки в отношении сотрудницы органов МВД. В суде было установлено, что проверяющими лицами не были в полной мере соблюдены требования законодательства о проведении дисциплинарных расследований. В частности, несмотря на то, что в период дознания сотрудница находилась на лечении, в нарушение п.17 «Порядка проведения проверок», ход расследования не был приостановлен. Также сотруднице, в нарушение п.30.9 указанного выше документа, не было предложено написать пояснения по обстоятельствам дела.

    Таким образом, ее права на всестороннее и объективное рассмотрение дела были нарушены. Исходя из указанных нарушений, допущенных при проведении проверки, суд принял решение признать итоги расследования незаконными.

    В другом случае, Верхотурским районным судом Свердловской области также были отменены и признаны незаконными результаты дисциплинарного следствия, выразившиеся в наложении строгого выговора на сотрудника МВД. В решении суда указано, что проверка была проведена с грубыми нарушениями установленного порядка. Так, сотрудник, в отношении которого проводилось расследование, не был уведомлен о своих правах. Также его не ознакомили с итогами проверки. Таким образом, о наложении дисциплинарного взыскания служащий узнал только через 2 месяца. По этой причине он не мог обжаловать результаты проверки, а также решение руководства о наложении наказания.

    Таким образом, если в действиях проверяющих лиц имеются нарушения закона и правил проведения дисциплинарных расследований, то впоследствии в судебном порядке возможно отменить итоги проверки.

    Дисциплинированные сотрудники – это залог успеха любой организации. По этой причине необходимо проводить специальные проверки, чтобы своевременно устранять любые нарушения, проступки или крупные правонарушения. Итак, рассмотрим более подробно, что представляют собой служебные проверки, кем они проводятся и какие виды существуют.

    Что такое служебная проверка?


    Служебная проверка – это деятельность, направленная на своевременный, полный и объективный сбор и анализ материалов по факту выявления нарушений или неисполнения обязанностей служащими.

    Порядок проведения служебных проверок регламентирован Приказом Министерства №161 от 2013 года.

    Кто проводит?

    Проверки проводятся согласно решению руководства федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.

    Следовательно, проверки могут проводиться как непосредственным руководством, так и вышестоящим.
    Проверочные мероприятия могут проводиться по решению Министра внутренних дел и его заместителя, а также по инициативе начальника соответствующего отделения, его заместителя на региональном, окружном, межрегиональном уровне.

    Кого проверяют?

    Главная цель проведения проверок – необходимость опровергнуть или доказать факт нарушения или проступка подозреваемого сотрудника, а далее по результатам принять решение о наказании (если вина доказана).

    Если вина доказана не будет, то никаких мер наказаний не последует.

    Сроки проведения в МВД

    Решение по результатам проверки должно быть вынесено не позднее двух недель с момента получения данных начальством. Этот момент разъяснен в Приказе №161.

    В период, который отводится на проверочные мероприятия, не включается время нетрудоспособности работника, а также отпуск и командировки. Перечисленные обстоятельства необходимо подтвердить в документальной форме (справка из кадровой службы соответствующего подразделения).

    Служебная проверка по срокам не может превышать одного месяца с даты принятия решения о ее проведении.

    Виды разбирательств

    Внутренняя — случаи нарушения

    Основной задачей проведения внутренней проверки является выяснение всех обстоятельств и сопутствующих факторов, которые могли спровоцировать нарушение внутреннего порядка. Проверка необходима и для того, чтобы выработать комплекс профилактических мероприятий во избежание образования прецедента.

    Все проверки осуществляются на основании приказа Министерства № 161 от 2013 года. Иногда внутренние проверки проходят не по стандартам регламента, и связано это со следующими обстоятельствами:

    • Проверка проводится лицом, у которого отсутствуют полномочия на это действие.
    • Проверка назначена иными лицами.

    Внимание: решение о проведении внутренних проверок всегда принимает руководство подразделения.

    1. Нарушение сроков расследования. Внутреннее расследование должно начаться не позже, чем через 2 недели после получения данных о проступке должностного лица.
    2. Отсутствие или недостаточное количество доказательств в отношении обвиняемого работника. Важным шагом внутренней проверки является формирование пакета документов. Грубым нарушением является проведение внутреннего расследования без необходимого количества бумаг. На основании документов формируется заключение.

    В материалах должны присутствовать сведения из отдела кадрового администрирования того отделения, где проходит службу сотрудник.

    К нарушениям относится факт отсутствия справки о том, состоит ли сотрудник в профсоюзе ГУ МВД или нет.
    Расследование дисциплинарного поступка будет бесполезным, если руководство не имеет структурированных выводов о причинах его совершения.

    Служебная: правила выполнения


    Решение о внутреннем расследовании должно быть принято не позже двух недель с момента поступления данных о нарушении нормативных актов организации. Поступивший сигнал является основанием для проведения внутреннего расследования.

    Проверка проводится в течение одного месяца. В этот период не входит время, когда сотрудник был болен или находился в оплачиваемом отпуске.

    Работники МВД часто выполняют обязанности, которые связаны с разъездной работой, или пребыванием в других регионах. Как было сказано выше, командировки также не входят в срок служебной проверки в МВД.

    Служба не освобождает граждан от семьи и личной жизни.

    Важно: если работник отсутствовал во время проведения проверки по уважительным причинам и обстоятельствам, и руководство признало этот факт уважительным, то этот период не включается в срок проверки.

    Проверка выполняется теми сотрудниками, которые были назначены руководителем подразделения. В некоторых случаях в качестве исключения могут быть выбраны три человека (комиссия). Однако в большинстве случаев проверки в органах проводятся именно одним уполномоченным лицом. Если последний день проверки выпадает на нерабочий (праздничный) день, то завершающим днем является предшествующая выходному дата.

    Лица, уполномоченные осуществлять внутреннюю проверку, вправе потребовать объяснительные записки со всех членов коллектива, если вторые владеют какой-либо информацией, имеющей отношение к нарушению регламента организации.

    Проверяющий может выезжать на место инцидента для сбора информации. Уполномоченное лицо вправе:

    • Выдвигать предложения об отстранении от службы работника, в отношении которого проводилось расследование.
    • Требовать нужную документацию и осуществлять запросы в необходимые органы и инстанции.
    • Использовать в процессе сбора данных базу данных МВД.
    • Проводить ревизии внутри структурного подразделения, где было выявлено нарушение.
    • Подготавливать копии необходимых бумаг для максимальной точности и объективной картины происшедшего.
    • Использовать любые технические средства для копирования, сбора, документирования и систематизации необходимой документации.
    • Направлять сотрудника, в отношении которого проводилась проверка на психофизиологическое обследование.
    • Обеспечивать конфиденциальность полученных данных во время всей проведенной работы. К расследованию могут быть привлечены специалисты и работники других служб и ведомств.
    • Сотрудник, ответственный за проверку, вправе ходатайствовать перед руководством о привлечении специалистов, имеющих физико-технические, научные знания для осуществления полномасштабных консультаций.

    Какая ведется работа с персоналом?

    Если будет допущено какое-либо вмешательство в работу сотрудника, проводящего проверку, он должен известить об этом вышестоящее руководство.

    Работа и расследование с трудящимися ОВД и МВД проводится на принципах доверительной коллегиальности. Работнику могут предложить написать подробную объяснительную записку, в которой он вправе изложить свое видение сложившейся ситуации.

    Для человека это хорошая возможность пояснить все детали, которые послужили причиной совершение дисциплинарного проступка.

    Однако в некоторых ситуациях по неизвестным причинам сотрудники отказываются давать какие-либо пояснения. В подобных случаях формируется акт по факту отказа дачи письменных объяснений. Документ визируют три члена коллектива.

    Вынесение заключения

    По завершению проверочных мероприятий изготавливается заключение проверки. Документ состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

    Вводная часть состоит из следующих реквизитов:

    1. Указание звания, должности, ФИО сотрудника, который уполномочен проводить проверку, либо члены комиссии.
    2. Персональные данные проверяемого лица (ФИО, дата и место рождения, уровень образования, рабочий стаж, количество наград и взысканий, наличие или отсутствие неснятых дисциплинарных санкций).

    В описательной части указывается следующая информация:

    • Основания для проведения проверки.
    • Объяснения сотрудника, который совершил нарушение.
    • Факт нарушения.
    • Обстоятельства и последствия проступка.
    • Наличие или отсутствие обстоятельств, обозначенных в статье 29 ФЗ № 3.
    • Факты, выявленные в процессе проверки.
    • Отягчающие и смягчающие обстоятельства.
    • Прочих факты, которые имеют отношение к делу.

    В резолютивную часть заключения заносятся предложения о наказании сотрудника (назначение служащему дисциплинарных или других мер ответственности), выводы об условиях и причинах совершения им проступка, а также рекомендации по оказанию работнику психологической и социальной помощи.

    Работник, в отношении которого было проведено внутреннее расследование, должен быть ознакомлен с заключением под личную подпись. Также ему будет вручен один экземпляр документа, а второй ответственные лица приобщат к личному делу.

    Порядок проведения в МВД служебной проверки


    Основанием для поведения служебных проверок в МВД является необходимость установления обстоятельств и причин совершенного дисциплинарного нарушения сотрудником.

    Процедуру может инициировать работник по письменному заявлению.

    Распорядительный документ на проведение проверки визируется ответственными лицами. Также может быть оформлен отдельный акт, на котором проставляется дата и регистрационный номер документа.

    Распорядительный документ о назначении проверок содержит следующие данные:

    1. Основания для назначения и осуществления процедуры.
    2. Дата проведения.
    3. Состав членов комиссионного совета.

    В составе комиссии должно быть не менее трех работников. Сотрудники должны быть грамотными и владеть опытом. Назначение на проверку служащего выдается с учетом присвоенного звания и занимаемой должности работника, в отношении которого она инициирована.

    Подводя итоги, отметим, что проведение служебных проверок является необходимым мероприятием для устранения нарушений и выявления виновных лиц.

    Закон № 79-ФЗ, принятый в 2004 году, касается государственной гражданской службы. В частности, он регламентирует проверку служащих государственных и муниципальных органов. Таковую руководитель инициирует в адрес работников, провинившихся согласно дисциплинарному своду правил. Также может быть инициировала представителем учреждения, в котором служит человек, представителем руководства, а также другим государственным служащим. То, как проходит служебная проверка, алгоритм ее проведения и сроки тоже регулирует Закон № 79-ФЗ. Рассмотрим соответствующие нормы и правила подробнее.

    Причины проведения

    Как гласит 79-ФЗ, служебная проверка – это выяснение ряда обстоятельств по факту нарушения свода дисциплинарных правил в учреждении, а также вынесение решения о необходимости назначения штрафных санкций по отношению к нарушителю.

    Такое нарушение может быть выражено в следующих действиях:

    • невыполнение обязательств;
    • подрыв дисциплинарного порядка;
    • нарушение правил, запретов;
    • оглашение служебной тайны.

    Данные действия или непрепятствование совершению этих действий другими лицами нарушает условия ряда документов. Таких как:

    • регламент должности;
    • трудовой контракт;
    • правила труда;
    • требования нормативных документов.

    Основные правила

    Рассматриваемая проверка проводится по решению руководящих должностей или после подачи письменного заявления госслужащим.

    Должны быть проверены – опровергнуты или доказаны – следующие факты:

    • наличие дисциплинарного нарушения;
    • вина;
    • установлены мотивы, а также выстроен причинно-следственный ряд совершенного сотрудником нарушения по части дисциплины;
    • должен быть установлен материальный и/или моральный ущерб, причиненный учреждению, органу, фирме или физическому лицу в ходе данного дисциплинарного нарушения;
    • должны быть проверены мотивы сотрудника, написавшего докладное заявление о факте нарушения.

    Проверка должна проходить в присутствии физических лиц, занимающих руководящие должности в госструктуре.

    Важно, что сотрудник, имеющий отношение к дисциплинарному нарушению или заинтересованный в каком-либо результате расследования, не может быть участником служебной проверки на предприятии. В таком случае ему следует написать заявление на имя начальства об освобождении его от обязанности быть задействованным в данной процедуре и, возможно, вообще на работе.

    Обычно сотрудника, на чье имя было написано докладное заявление, отстраняют от исполнения обязанностей до выяснения ситуации. Однако он имеет ряд прав:

    • давать свои комментарии, объясняться, представлять документы или показания свидетелей о своей невиновности;
    • подать заявление на обжалования факта проверки и/или кандидатуры проверяющего;
    • получить заключение о служебной проверке в отношении работников.

    Согласно закону, служебная проверка должна быть завершена по истечении 30 (31) календарных дней после подписания приказа о ее проведении.

    В заключении прописывают такие сведения:

    • мотивы и обстоятельства ситуации, которая стала причиной написания заявления на сотрудника;
    • решение о наказании или не наказании сотрудника;
    • размер штрафных санкций в связи с фактом дисциплинарного нарушения.

    Кроме того, факт проведения процедуры служебной проверки заносят в личное дело.

    Порядок проведения

    В отношении госслужащих порядок проведения служебных проверок полностью регулирует ст. 59 Закона № 79-ФЗ, а также внутренний устав. А в обычных организациях многое зависит:

    • от внутренних правил;
    • лиц, которые занимают руководящие должности в компании;
    • высшего руководства;
    • сотрудника, которой инициировал проверку.

    Важно, чтобы во время проверки непосредственное начальство сотрудника, на чье имя было написано докладное заявление, контролировало честность и объективность проверяющего.

    При проверке не должны присутствовать родственники или близкие друзья сотрудника, на чье имя было написано заявление. Также отстраняют коллег, которым тот или иной исход проверки мог бы быть выгоден. В таком случае они обязаны написать заявление с просьбой о временном отстранении.

    Конечно, рассматриваемая процедура требует соответствующей документации. Однако не существует единой формы, по которой оформляют служебную проверку в отношении работников. Образец документа, который ее начинает, описывает и завершает, можно выполнять в свободной форме. Однако есть жёсткое требование к нему: подписание как участниками, так и проверяющим.


    Затем заключение выдают на руки руководству, а также самому проверяемому сотруднику максимум по истечении 30 календарных дней с момента издания приказа о проведении этой процедуры.

    Работник также по ряду объективных причин (при их наличии) имеет право оспорить во время таковой сам факт проверки и кандидатуру проверяющего. Им может быть выдвинута просьба об отстранении от процедуры коллег, имеющих предвзятое мнение и/или выгоду от какого-либо исхода процедуры.

    Читайте также: