Отдел налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов

Опубликовано: 14.05.2024

В октябре 2019 года состоялось интервью с начальником отдела администрирования страховых взносов управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов ФНС России Еленой Викторовной Савостиной, в ходе которого она ответила на поступившие на сайт актуальные вопросы по порядку исчисления и уплаты страховых взносов, а также рассказала об основных изменениях действующего законодательства в 2020 году и новой форме расчета по страховым взносам.

КонсультантПлюс: Елена Викторовна, какие наиболее распространенные ошибки допускают плательщики при подаче расчетов по страховым взносам?

Е.В. Савостина
Елена Викторовна Савостина: Основные ошибки, которые допускают плательщики при заполнении расчета по страховым взносам, − это ошибки в суммовых показателях. То есть данные раздела 1 в целом по организации (выплаты, база для начисления страховых взносов, сумма исчисленных страховых взносов) не совпадают с данными раздела 3 по каждому застрахованному лицу. Такое контрольное соотношение заложено в пункте 7 статьи 431 НК РФ, и при возникновении расхождений такой расчет считается непредставленным и налоговый орган отказывает в его приеме.

Также часто ошибки и несоответствия возникают при заполнении персональных данных застрахованных лиц (ФИО, СНИЛС и др.).

КонсультантПлюс: В первом отчетном периоде 2020 года плательщики будут заполнять уже новую форму расчета по страховым взносам (см. Приказ ФНС от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@). Елена Викторовна, расскажите, пожалуйста, коротко об основных изменениях в порядке ее заполнения.

Елена Викторовна: Состав расчета приведен в соответствие с действующим законодательством о налогах и сборах для возможности реализации права на применение пониженных тарифов страховых взносов плательщиками страховых взносов и с целью контроля за правильностью исчисления сумм страховых взносов.

Так, из состава расчета были исключены приложения, заполняемые плательщиками для подтверждения права применения пониженного тарифа страховых взносов, применяющими упрощенную систему налогообложения на определенном виде экономической деятельности, и индивидуальными предпринимателями, применяющими патентную систему налогообложения в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте, за периоды до окончания действия пониженных тарифов.

Вместе с тем в состав расчета включено новое приложение 7 "Расчет соответствия применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 15 пункта 1 статьи 427 кодекса". Его должны будут заполнять российские организации, осуществляющие производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции, независимо от вида договора и (или) оказания услуг (выполнения работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции.

Также в приложениях 5 и 7 к порядку заполнения расчета приведены в соответствие с законодательством коды тарифов плательщиков страховых взносов и коды категорий застрахованных лиц.

Утверждение новой формы расчета напрямую связано с оптимизацией процесса отчетности. Так, в новой форме расчета количество показателей сократилось в 1,3 раза (с 431 до 334), соответственно административная нагрузка на бизнес, связанная с подготовкой отчетности, существенно снижена.

На титульном листе расчета поле "Форма реорганизации (ликвидации) (код)" дополнено показателем "Лишение полномочий (закрытие) обособленного подразделения (код)". Указанный показатель подлежит заполнению кодом "9" для представления в налоговый орган по ме­сту организации уточненных расчетов в отношении обособленного подразделения, лишенного полномо­чий по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, в том числе по причине закрытия, за расчетные (отчетные) периоды, в ко­торых обособленное подразделение было наделено полномочиями. Также на титульном листе в отдельном поле отражаются ИНН и КПП такого обособленного подразделения.

Раздел 1 расчета дополнен новым показателем "Тип плательщика (код)", который заполняется соответствующим значением в зависимости от того, осуществлялись ли выплаты в пользу физических лиц в последние три месяца расчетного (отчетного) периода или нет:

"1" - если плательщик в последние три месяца расчетного (отчетного) периода фактически осуществлял выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц;

"2" - если плательщик в последние три месяца расчетного (отчетного) периода фактически не осуществлял выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (в отношении всех работников).

По всем приложениям расчета исключены итоговые показатели сумм за последние три месяца расчетного (отчетного) периода (квартал отчетного периода): сумма выплат, база для начисления страховых взносов, сумма исчисленных страховых взносов и др. - что также упростит подготовку к представлению в налоговый орган расчета по страховым взносам.

Из подраздела 1.3.2 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 3 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации" приложения 1 к разделу 1 расчета по страховым взносам исключен показатель "Основание заполнения".

Приложение N 2 к разделу 1 РСВ "Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ" приведено в соответствие по составу показателей с приложением N 1 к разделу 1 расчета.

Добавлены поля: "Код тарифа плательщика", что предусматривает возможность множественного заполнения указанного приложения в случае приобретения (утраты) права на применение пониженного тарифа плательщиками в течение расчетного (отчетного) периода, и "Количество физических лиц, с выплат которым начислены страховые взносы", а также исключен перечень категорий плательщиков, имеющих право на применение пониженных тарифов, так как он не являлся исчерпывающим и в связи с добавлением поля "Код тарифа плательщика" теряет свою актуальность. Причем следует обратить внимание, что суммы произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию по ВНиМ, суммы возмещенных ФСС России указанных расходов плательщика, а также исчисленные суммы страховых взносов, подлежащие уплате в бюджет (строки 070 - 090 приложения 2 к разделу 1 расчета), указываются в целом по плательщику, а не по конкретному тарифу.

Раздел 3 расчета дополнен показателем "Признак аннулирования сведений о застрахованном лице", который заполняется значением "1" при необходимости аннулирования ранее представленных сведений по застрахованному лицу, а также при необходимости корректировки персональных данных физического лица, отраженных в строках 020 - 060 подраздела 3.1.

КонсультантПлюс: Планируется ли в ближайшее время вносить какие-то изменения в статью 427 НК РФ? Не обсуждается ли возможность возвращения льгот для малого бизнеса на УСН и ПСН?

Елена Викторовна: На текущий момент законопроектов, предусматривающих расширение категорий плательщиков, имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов, не поступало. Последние изменения были внесены Федеральным законом от 29.09.2019 N 324-ФЗ "О внесении изменений в статью 24.2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Пункт 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации был дополнен подпунктом 16, устанавливающим пониженные тарифы для плательщиков, получивших статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края", производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов.

КонсультантПлюс: Возможно, что уже со следующего года налоговый режим для самозанятых граждан распространится по всей стране. Напомним, что сейчас он действует только в четырех пилотных регионах - Москве, Республике Татарстан, Московской и Калужской областях. А что изменится в уплате страховых взносов самозанятыми гражданами в следующем году?

Елена Викторовна: Перечень субъектов Российской Федерации - участников эксперимента по НПД будет расширен. В отношении исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование никаких изменений не предвидится. Налогоплательщики, применяющие налоговый режим "налог на профессиональный доход", не являются плательщиками страховых взносов.

КонсультантПлюс: С 1 января 2020 года вступают в силу поправки в НК РФ (см. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ), согласно которым сдавать расчеты по страховым взносам в электронной форме по ТКС обязаны все организации, чей порог среднесписочной численности работников превышает 10 человек. Насколько вообще актуальными остаются бумажные носители и не пора ли полностью от них отказаться?

Елена Викторовна: В соответствии с пунктом 10 статьи 431 Налогового кодекса в редакции Федерального закона N 325-ФЗ плательщики страховых взносов, у которых численность физических лиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, за расчетный (отчетный) период превышает 10 человек, а также вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в пункте 7 статьи 431 Налогового кодекса, в налоговый орган в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи.

Плательщики и вновь созданные организации (в том числе в результате реорганизации), у которых численность физических лиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, за расчетный (отчетный) период составляет 10 человек и менее, вправе представлять расчеты, указанные в пункте 7 статьи 431 Налогового кодекса, в электронной форме в соответствии с требованиями пункта 10 статьи 431 Налогового кодекса.

Указанные положения статьи 431 Налогового кодекса следует применять к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года, переход на представление расчета по ТКС всеми без исключения, вне зависимости от численности работающих, повлечет увеличение нагрузки на субъекты малого предпринимательства. На практике расчет на бумажном носителе представляют плательщики, фактически не осуществляющие деятельность, а также индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и главы крестьянских фермерских хозяйств.

КонсультантПлюс: Давайте перейдем к вопросам от наших пользователей: "В подразделе 1.3.2 нового РСВ не надо будет указывать код основания для заполнения подраздела: результаты спецоценки, аттестации или одновременно результаты аттестации и спецоценки. В действующей форме это поле 002. Поясните, с чем связана эта поправка? - Марина (Москва)"

Елена Викторовна: Из подраздела 1.3.2 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 3 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации", приложения 1 к разделу 1 расчета исключен показатель "Основание заполнения", так как пунктом 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" установлено, что при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 3 статьи 428 кодекса, применяются результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно. Следовательно, указанный подраздел может быть заполнен только на основании результатов спецоценки.

КонсультантПлюс: Еще один вопрос от Марины: "В новой форме РСВ изменился порядок аннулирования и исправления сведений о работниках в разделе 3. Поясните, в каких случаях может возникнуть необходимость аннулирования сведений, а не их исправления по новым правилам? Как их разграничить? Как правильно оформить аннулирование и исправление по новым правилам?"

Елена Викторовна: Еще одним новшеством утвержденной формы расчета является дополнение раздела 3 показателем "Признак аннулирования сведений о застрахованном лице", который заполняется значением "1" при необходимости аннулирования ранее представленных сведений по застрахованному лицу, а также при необходимости корректировки персональных данных физического лица, отраженных в строках 020 - 060 подраздела 3.1.

При некорректном заполнении персональных данных физического лица, которые необходимо уточнить для полного и своевременного отражения сведений на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица при подготовке уточненного расчета, бухгалтер повторяет тот же состав персональных данных, который был представлен ранее, с указанием признака аннулирования "1" и дополнительно представляет в составе уточненного расчета корректные персональные данные физического лица, отраженные в строках 020 - 060 подраздела 3.1 расчета.

КонсультантПлюс: Инна из Каргополя спрашивает: "Как правильно заполнить раздел 3 РСВ на сотрудника, который не является гражданином РФ, - надо указать его иностранный паспорт или вид на жительство?"

Елена Викторовна: Если в строке 100 подраздела 3.1 раздела 3 расчета вы указали код вида документа (согласно приложению 6 к порядку заполнения расчета) "10" - паспорт иностранного гражданина, то строка 110 подраздела 3.1 раздела 3 расчета заполняется данными из паспорта, если в строке 100 подраздела 3.1 раздела 3 расчета указали "12" - вид на жительство в Российской Федерации, то соответственно строка 110 подраздела 3.1 раздела 3 расчета заполняется данными вида на жительство.

КонсультантПлюс: Вопрос от Марии Садовской из Московской области: "В каком составе по новым правилам нужно представить РСВ, если требуется сдать нулевую отчетность? Нужно ли заполнять строку 001 раздела 1 РСВ (п. 4.2 нового порядка заполнения расчета) и какой код нужно проставить в случае, если, например, при сдаче расчета за полугодие организация не производила выплат в пользу работников в апреле - июне, но делала это в январе - марте?"

Елена Викторовна: Раздел 1 расчета дополнен новым показателем "Тип плательщика (код)", который заполняется соответствующим значением в зависимости от того, осуществлялись ли выплаты в пользу физических лиц в последние три месяца расчетного (отчетного) периода или нет:

"1" - если плательщик в последние три месяца расчетного (отчетного) периода фактически осуществлял выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц;

"2" - если плательщик в последние три месяца расчетного (отчетного) периода фактически не осуществлял выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (в отношении всех работников).

Введение указанного показателя позволит плательщикам при указании значения "2" представлять в составе расчета только титульный лист, раздел 1 без приложений и раздел 3, что значительно снижает временные и трудозатраты на подготовку отчетности.

Следует отметить, что если плательщик заполнит раздел 1 показателем "1", хотя фактически не осуществлял выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (в отношении всех работников), то состав расчета, обязательный к представлению, - титульный лист, раздел 1 со всеми приложениями и раздел 3.

КонсультантПлюс: Вопрос от Елены из Нижнего Новгорода: "Подскажите, пожалуйста, если у организации образовалась переплата страховых взносов, то как вы посоветуете поступать? Зачесть в счет предстоящих платежей или все-таки вернуть? Какой стратегии лучше придерживаться?"

Елена Викторовна: Совершенно непринципиально, как плательщик распорядится переплатой по страховым взносам. Главное, чтобы во избежание начислений пеней и штрафов по сроку уплаты, предусмотренному статьей 431 Налогового кодекса Российской Федерации (не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были начислены выплаты или вознаграждения в пользу физических лиц), страховые взносы на обязательное социальное страхование были уплачены в полном объеме.

КонсультантПлюс: "Мы недавно сменили юр. адрес и теперь относимся к другой ИФНС в том же регионе. Куда нам сдавать уточненку по РВС в связи с найденной ошибкой - в старую или новую инспекцию?" - Алла Леонидовна (Приморский край)

Елена Викторовна: В соответствии с пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации расчет представляется в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Все обязательства вашей организации (в том числе и по страховым взносам) при смене места нахождения передаются в налоговый орган по новому месту постановки на учет.

КонсультантПлюс: И последний вопрос: "Прошу разъяснить вопрос с детскими пособиями. С мая 2019 года их можно переводить только на банковскую карту "Мир". При этом ФСС РФ указал, что остаются и другие варианты выплаты: на "бескарточный" счет или через почту. Из ч. 5.4 ст. 30.5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ следует, что возможна и выплата наличными из кассы организации. В то же время существует позиция, что согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н способа выплаты пособия два: по почте или на банковский счет. Вопрос: может ли организация выплатить детские пособия из кассы? Будут ли в этом случае у нее проблемы с зачетом пособий в счет уплаты страховых взносов?" - Гайнулина Эльвира (Уфа)".

Елена Викторовна: Вопрос относится больше к компетенции ФСС России. Заявленные в расчете плательщиком расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в рамках межведомственного взаимодействия подтверждает ФСС России. В случае если заявленные расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию по ВНиМ не будут подтверждены ФСС России, то налоговый орган в рамках контрольных мероприятий доначислит сумму страховых взносов, подлежащую уплате в бюджет.

КонсультантПлюс: Елена Викторовна, благодарим Вас за подробные ответы!

Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой.

Ðåãëàìåíò îðãàíèçàöèè ðàáîòû ñ íàëîãîïëàòåëüùèêàìè, ïëàòåëüùèêàìè ñáîðîâ, ñòðàõîâûõ âçíîñîâ íà îáÿçàòåëüíîå ïåíñèîííîå ñòðàõîâàíèå è íàëîãîâûìè à…

  1. Отдел регистрации и учета налогоплательщиков
  2. ,
  3. Контакты
  4. Отдел налогообложения юридических лиц и камерального контроля
  5. Отдел оперативного контроля
  6. Отдел налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов
  7. Отдел информационных технологий
  8. Контрольный отдел № 1
  9. Финансовый отдел
  10. , ,
  11. Реквизиты
  12. Отдел безопасности
  13. Структура инспекции
  14. Отдел обеспечения процедур банкротства
  15. Отдел контроля налоговых органов
  16. Отдел мобилизационной подготовки и гражданской обороны

Отдел регистрации и учета налогоплательщиков

↑К началу страницы

Начальник:

Мышева Наталия Николаевна

Телефон:

Кабинет:

Деятельность отдела:

  1. Организация и контроль за осуществлением Межрайонной ИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств., формирования и ведения Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
  2. Организация и контроль за выполнением Межрайонными ИФНС России по Санкт-Петербургу функций по учету налогоплательщиков – юридических и физических лиц, формированию и ведению Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).

22.06.2004 N -3-06/385@, 15.09.2004 N -3-03/497@, , 09.09.2005 N -3-01/444@.

Контакты

Филимонова Людмила Васильевна

Адрес для направления корреспонденции:

129110, г. Москва, ул. Б. Переяславская, д. 16

Телефоны “Горячей линии”:

по вопросам противодействия коррупции
+7 (495) 400-02-33
по вопросам ККТ
+7(495) 400-02-15

Отдел налогообложения юридических лиц и камерального контроля

↑К началу страницы

Начальник:

Панченко Ирина Владимировна

Телефон:

Кабинет:

Деятельность отдела:

Координация работы территориальных налоговых органов по вопросам проведения камеральных налоговых проверок юридических лиц в части налога на прибыль, налога на имущество, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога, водного налога, налога на игорный бизнес, налога на добычу полезных ископаемых, налога при выполнении соглашений о разделе продукции, утилизационного сбора, контроля цен для целей налогообложения (трансфертное ценообразование), налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков и контролируемых иностранных компаний.

Отдел оперативного контроля

↑К началу страницы

Начальник:

Присухина Наталья Алексеевна

Телефон:

Кабинет:

Деятельность отдела:

Контроль за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники, использованию специальных банковских счетов платежными агентами, контроль и надзор по организации и проведению азартных игр и лотерей.

Отдел налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов

↑К началу страницы

Начальник:

Спиридонова Марина Владимировна

Телефон:

Кабинет:

Деятельность отдела:

Администрирование налогов на доходы физических лиц. Администрирование страховых взносов.

Отдел информационных технологий

↑К началу страницы

Начальник:

Лобанова Ольга Игоревна

Телефон:

Кабинет:

Деятельность отдела:

  1. Внедрение, сопровождение и развитие автоматизированной информационной системы АИС “Налог” в налоговых инспекциях и отделах Управления.
  2. Обеспечение работоспособности аппаратной части, системного, телекоммуникационного и прикладного программного обеспечения Управления.

Контрольный отдел № 1

↑К началу страницы

Начальник:

Карпенко Юлия Николаевна

Телефон:

Кабинет:

Деятельность отдела:

  1. Координация и контроль работы налоговых органов Санкт-Петербурга по вопросам налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков.
  2. Контроль применения территориальными налоговыми органами мер налоговой и административной ответственности к налогоплательщикам, не представившим налоговую отчетность в установленный срок, полноты и своевременности приостановления (возобновления) операций по счетам налогоплательщиков – нарушителей.
  3. Контроль выполнения территориальными налоговыми органами порядка взаимодействия по исполнению поручений об истребовании документов (информации) о налогоплательщике (плательщике сборов, налоговом агенте) с применением автоматизированной системы обработки данных. Оказание содействия в исполнении поручений налоговых органов других субъектов.
  4. Проведение дистанционных мониторингов показателей контрольной работы территориальных налоговых органов по вопросам, относящимся к компетенции отдела.
  5. Обобщение и анализ результатов дистанционных мониторингов отделов Управления в динамике.
  6. Анализ результатов контрольной работы территориальных налоговых органов (статистическая отчетность 2-НК, ВП, КН, ДНП, 1-СНК).
  7. Проведение мониторинга обращений территориальных налоговых органов в контрольной работе к информационным ресурсам налоговых органов федерального и регионального уровня, обеспечение методологического сопровождения по ведению информационных ресурсов в пределах компетенции отдел.

Финансовый отдел

↑К началу страницы

Начальник:

Сенченкова Марина Николаевна

Телефон:

Кабинет:

Деятельность отдела:

Планирование расходов Управления, бюджетный учет активов и обязательств, анализ финансово-хозяйственной деятельности, аудит.

  • ;
  • ;
  • () ;
  • ;
  • , .

, 15 . N 23 () ( 04.04.2005 N -3-01/138@ ” , , , , , “).

N 23- (), . . 3.1.2 – 3.1.7 . ( ) .

, . N N 39-1 39-1 ” , ” ( : ) ( ) . (. 3.5.4 ):

  • 10 ;
  • 12 ( ).








Наверняка лето-2021 войдёт в историю Крыма как время пика туристической загрузки. Из-за закрытия Турции и других популярных недорогих курортов многие российские туристы решили отдохнуть на полуострове. Отели и пансионаты отреагировали привычно: подняли цены. Хозяева гостевых домов и квартир, сдающие их нелегально, тоже рассчитывают хорошо заработать. Как с этим собираются бороться надзорные органы и воможно ли это на самом деле, разбирался «АиФ-Крым».

Не спрятаться, не скрыться?

Рост цен на услуги отелей, гостиниц, санаториев и прочих мест размещения приезжих обоснован не везде. «Уже видно, что где-то он, скажем так, неадекватный, — отметил руководитель УФНС России по Крыму Роман Наздрачёв. — Мы с началом сезона значительно увеличим количество работников, осуществляющих оперативную деятельность. И это посыл в сторону крупных отельеров. Большая часть из которых, конечно, проводит деньги «в белую», но и среди них встречаются те, что пытаются увести наличный оборот из-под налогообложения».


Вычислить нелегалов не так уж и сложно. Во-первых, выставляют в Интернете объявления, и по ним можно проверить: платит ли владелец налоги от сдачи недвижимости. Во-вторых, там, где отдыхающих расселяют хотя бы в трёх номерах, резко возрастает расход воды и электричества по сравнению с межсезоньем. Именно поэтому проверки вместе с налоговиками будут проводить и ресурсопоставляющих организаций. «Они заинтересованы в том, чтобы люди, которые нелегально сдают жильё и платят за услуги, как физические лица, перешли на другие тарифы — для предпринимателей», — пояснил Роман Наздрачёв.

А у местных администраций просто не может не быть информации о недвижимости, которая может сдаваться в аренду.


Есть варианты

По подсчётам Минкурортов и туризма РК, легализация малых средств размещения в Крыму позволит вывести «из тени» около 140 тысяч номеров в разной степени комфортности.

Самая простая система налогообложения — уплата налога на профессиональный доход. Это вариант, когда есть одна-три квартиры или домик с шестью комнатами-номерами. Тогда достаточно зарегистрироваться плательщиком этого налога и платить 4% от дохода. Эта ставка в три с лишним раза меньше, чем отчисления в виде налога на доходы физлиц (13%). Есть ещё вариант уплаты по упрощённой системе налогообложения индивидуального предпринимателя. Ну, или просто подать декларацию и перечислить НДФЛ.


Быть самым хитрым или самым жадным уже невыгодно. «Мы к ним в любом случае придём», — пообещал Роман Наздрачёв.

Если налоговики установят факт нелегальной сдачи жилья, придётся заплатить внушительные штрафы. Для начала, за несданную налоговую декларацию — 5% от недополученного налога за каждый месяц просрочки. При этом доход, с которого не был отдан законный процент, обязательно вычислят, хотя бы по средней стоимости аналогичной жилплощади. За то, что налог не внесён вовремя, положен другой штраф: 20-40% от недоимки. Ну, и за каждый день просрочки начисляется пеня в размере 1/300 ставки Центробанка.

До 2017 года работники ПФ занимались расчетами и контролем над уплатой страховых взносов со стороны работодателей и частных лиц. Но теперь данная обязанность переложена на представителей ФНС, которые занимаются администрированием страховых взносов, для чего разработаны специальные методики и правила.

Понятие

Бесплатно по России

Администрирование страховых взносов ПФР представлено контролем над полнотой и своевременностью перечисления страховых взносов. Это относится как к пенсионным, так и социальным выплатам.

На основании ФЗ №243 и №250 с 2017 года контроль осуществляется налоговыми инспекторами, а не представителями ПФ.

На работников налоговой службы возложены следующие полномочия:

  • постановка на учет физлиц и предприятий, представленных плательщиками страховых взносов;
  • прием специальных расчетов, в которых определяется размер страховых взносов;
  • контроль над тем, чтобы плательщики взносов своевременно вносили средства на пенсионное страхование застрахованных лиц;
  • взыскание долгов по страховым взносам, которые появляются при несвоевременных платежах;
  • определение излишне уплаченных взносов;
  • взаимодействие с другими фондами и инстанциями.

Если предприниматели или частные лица по разным причинам отказываются вносить плату в установленные сроки, то это становится основанием для применения разных мер принудительного взыскания.

На кого возложена обязанность

С 2017 года данная обязанность возложена на работников ФНС. Ранее процедурой занимались представители ФСС и ПФ. Для управления администрированием в каждом подразделении налоговой службы созданы специальные отделы.

Плательщиками страховых взносов признаются следующие лица:

  • компании, ИП или лица, занимающиеся частной практикой, а также выплачивающие физлицам зарплату или иные виды вознаграждений;
  • адвокаты, ИП или иные граждане, которые специализируются на частной практике, но при этом не перечисляют средства другим физлицам, поэтому платят страховые взносы только за себя.

Правила учета физлиц и компаний приводятся в положениях ст. 83 НК. Отдельно не требуется становиться на учет в ФНС, поэтому во время регистрации фирмы или ИП производится автоматическая регистрация. Но при найме работника работодателю придется передавать сведения о нем представителям ФНС.

Администрирование представлено контролем за своевременное и полное представление расчетов по взносам, а также проверкой достоверности полученной информации. Расчеты плательщиками, которые официально трудоустраивают граждан, должны передаваться представителям налоговой службы до 30 числа месяца, следующего за отчетным.

После получения документов, работники ФНС занимаются проверкой полученной информации. При необходимости направляются уведомления об ошибках или непредставлении тех или иных сведений. На основании ст. 431 НК налогоплательщик обязан в установленные сроки передать правильные расчеты.

Порядок процедуры

Работники налоговой службы пользуются разными способами администрирования, направленными на получение страховых выплат и проверки правильности расчетов.

Процедура взаимодействия с плательщиками взносов делится на этапы:

  • в установленные сроки работодатели и ИП передают представителям ФНС правильные расчеты;
  • производится проверка полученной документации;
  • при необходимости запрашиваются уточнения;
  • плательщики перечисляют средства по правильным реквизитам.

Если в установленный срок не поступают средства от работодателей, то применяются разные методы администрирования, взыскания и наказания.

Представители ФНС могут пользоваться следующими способами:

  • Проведение выездных или камеральных проверок. Процедура регламентируется положениями ст. 88 НК. Во время камеральных проверок инспектор может потребовать от работодателя разные документы и данные, имеющие отношение к страховым взносам. С их помощью подтверждается обоснованность сумм, которые отражаются в расчетах. Выездная проверка проводится на территории плательщика взносов, а также правила ее реализации приводятся в ст. 89 НК.
  • Зачет или возврат сумм. Процедура выполняется при излишне уплаченных страховых взносах. Если выясняется, что работодатель заплатил больше, но у него имеются непогашенные долги по страховым взносам, то производится зачет.
  • Принудительное взыскание средств. Плательщики могут отказаться от своевременного перечисления взносов по разным основаниям. Это связано с плохим финансовым состоянием, непрофессионализмом бухгалтера или иными причинами. Если предприниматель отказывается добровольно выплачивать деньги, то налоговые органы могут воспользоваться принудительными методами взыскания. К ним относится начисление штрафов и пени, а также наложение ареста на счета и имущество. При применении таких мер приостанавливаются операции по карточкам и счетам, принадлежащим компании или бизнесмену. Представители ФНС могут начать исполнительное производство, поэтому средства взыскиваются приставами. Исполнители могут накладывать арест на счета или имущество должника, а также накладывать запрет на пересечение границы России. Предприниматели рискуют не только имуществом, используемым для ведения деятельности, но и личными ценностями.
  • Взаимодействие с внебюджетными фондами. Сведения о поступивших взносах передаются работникам ФСС и иных государственных органов. На основании этой информации проводятся дополнительные проверки предпринимателей. Сведения о полученных взносах передаются представителям ПФ для отражения на индивидуальных счетах граждан. Ежеквартально в фонд медицинского страхования передаются специальные отчеты о полученных суммах.

Из-за пандемии правила работы налоговой инспекции изменены, поэтому инспекторам приходится учитывать ограничения относительно выездных проверок, что привело к переносу сроков. Дополнительно в период самоизоляции изменены сроки, в течение которых допускается направлять требования об уплате налогов и иных платежей, поэтому они увеличиваются на 6 месяцев.

Так как занимается администрированием ФНС, то за нарушение требований взимаются крупные штрафы. Например, при нарушениях во время сдачи электронной отчетности взимается 1 тыс. руб.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме статьи:

Заключение

Администрированием страховых взносов с 2017 года занимаются работники налоговой службы. Для этого используются разные методики, позволяющие контролировать своевременность и правильность расчетов и выплат. Представители ФНС тесно взаимодействуют с работниками других государственных органов, а также наделяются особыми полномочиями, позволяющими принудительно взыскивать средства с неплательщиков.

Приближается срок предоставления расчета по страховым взносам за 1 квартал 2017 г., который впервые плательщики взносов будут предоставлять в налоговые органы. В связи с этим у страхователей возникают вопросы, связанные с порядком составления и предоставления расчета, их уплаты. Причем нередко плательщики пытаются ставший уже привычным порядок администрирования налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) перенести и на страховые взносы. Действительно, база для исчисления НДФЛ и страховых взносов по многим параметрам совпадает. Но есть и существенные отличия, в том числе – по срокам уплаты, порядку учета. Рассмотрим несколько наиболее часто задаваемых сегодня вопросов на эту актуальную тему.

Начнем с того, что порядок представления расчетов по страховым взносам существенно отличается от порядка представления расчетов по НДФЛ (форма 6-НДФЛ). Если расчет 6-НДФЛ необходимо представлять в налоговый орган по месту осуществления деятельности в отношении как головной организации, так и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения, то в отношении расчета по страховым взносам действуют не такие жесткие правила:

•плательщики, производящие выплаты физическим лицам и не имеющие структурных подразделений, представляют расчет по страховым взносам аналогично расчету 6-НДФЛ в налоговый орган по месту учета;

•плательщик должен сдать расчет, если он сообщил о наделении своего филиала (структурного подразделения) полномочиями по начислению выплат в пользу физических лиц, причем расчеты сдаются по месту нахождения головной организации и по месту нахождения таких филиалов (структурных подразделений);

•если есть поступления страховых взносов, то с большой долей вероятности можно говорить о наличии обязанности представить расчет;

•если плательщик ранее представил расчет за предшествующий отчетный период, то в последующих расчетных периодах представление расчета обязательно (т.е., если был расчет за 1 квартал, то за полугодие – даже при отсутствии деятельности во 2 квартале – расчет должен быть представлен в любом случае).

Как уже говорилось выше, база для исчисления страховых взносов не идентична базе для исчисления НДФЛ. Как правило, в большинстве случаев база для исчисления НДФЛ выше показателя (суммы полученных доходов), принимаемого для исчисления страховых взносов. Соответственно, рекомендуемые контрольные соотношения для проверки правильности отражения показателей в форме расчета сумм страховых взносов, доведенные письмом ФНС России 13.03.2017 № БС-4–11/4371@, не имеют строгой идентичности.

Для примера приведем ситуацию с дивидендами. Выплата дивидендов участникам – физическим лицам осуществляется на основании устава и решения общего собрания участников общества, т. е. не признается выплатой в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Следовательно, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ с дивидендов, начисленных российской организацией своим участникам – физическим лицам (в том числе являющимся ее работниками), не нужно исчислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, поскольку дивиденды не признаются объектом обложения страховыми взносами. При этом, согласно ст. ст. 7, 232 НК РФ доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов физическими лицами, облагаются НДФЛ, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором РФ по вопросам налогообложения.

Единственно возможная ситуация, когда база по страховым взносам может быть больше базы для исчисления НДФЛ, – это только в части заработной платы, которая выплачивается работнику за работу за рубежом, а работник числится в организации на территории России. В такой ситуации его заработная плата НДФЛ не облагается, а вот страховые взносы мы начисляем.

Еще одно существенное отличие в порядке администрирования НДФЛ и страховых взносов заключается в возможности производить досрочное перечисление страховых взносов. Напомним, что п. 9 ст. 226 НК РФ закреплено положение о недопущении уплаты НДФЛ за счет средств налоговых агентов, т. е. НДФЛ налоговыми агентами должен уплачиваться за счет средств, удерживаемых из доходов непосредственных плательщиков, таким образом действует прямой запрет на досрочное (до даты фактической выплаты дохода физическим лицам) перечисление НДФЛ в бюджет.

В п. 3 ст. 431 НК РФ установлен только срок уплаты взносов – не позднее 15 числа каждого месяца, следующего за их начислением. Запрета на досрочное перечисление взносов НК РФ не содержит, ведь взносы страхователь не удерживает из дохода плательщика, а начисляет самостоятельно на сумму дохода, значит, выплачивает их за счет собственных средств.

В случае уплаты суммы взносов, превышающей сумму по расчету, на лицевом счете плательщика в налоговой инспекции образуется переплата по конкретному взносу. В дальнейшем налоговый орган самостоятельно, если от вас не поступит заявление на возврат переплаты, сможет произвести зачет этой суммы в счет будущих платежей по этому виду взносов. А вот сделать зачет в счет уплаты налогов, например НДФЛ, не получится. Более того, не предусмотрено и проведение зачета в счет погашения задолженности по другому виду страховых взносов, т. е. при наличии переплаты по взносам в Пенсионный фонд нельзя зачесть ее в счет уплаты взносов в Фонд медицинского страхования, и наоборот.

В связи с передачей функций администрирования страховых взносов в налоговые органы у некоторых плательщиков возникло заблуждение по поводу необходимости их учета с 2017 года на счете 68 «Расчеты с бюджетом». Но с передачей взносов в налоговые органы их социальная направленность не поменялась, поэтому, как и раньше, их необходимо учитывать на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», причем вести его следует раздельно по каждому виду взносов. Более того, на этом счете с 2017 года необходимо посредством открытия субсчетов разделить учет платежей по каждому взносу за периоды до 01.01.2017 и после этой даты. Это необходимо сделать, т. к. все платежи с 01.01.2017 должны производиться в налоговые органы независимо от того, начисления какого отчетного периода вы ими закрываете.

Необходимо сказать и еще об одном важном отличии – об обязанности представлять расчеты с нулевыми показателями. В отношении расчетов 6-НДФЛ п. п. 1, 2 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ, п. 1.1 Порядка заполнения расчета четко определено, что 6-НДФЛ должны представлять только налоговые агенты, т. е. те организации и ИП, которые должны исчислять НДФЛ с доходов, выплачиваемых ими физлицам. Нулевой расчет 6-НДФЛ означает, что нет ни одного человека, получившего от организации доход, с которого должен быть исчислен НДФЛ, а в этом случае организация не является налоговым агентом и не должна представлять расчет.

В отношении расчетов по страховым взносам ситуация совершенно противоположная. НК РФ не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению расчета в случае неосуществления им финансово-хозяйственной деятельности. Данная позиция доведена письмом Минфина России от 24.03.2017 №03-15-07/17273. Неисполнение плательщиком обязанности по представлению расчета по страховым взносам, в т.ч. и с нулевыми показателями, влечет за собой взыскание штрафа в соответствии с п. 1. ст. 119 НК РФ, минимальный размер которого составляет 1 тыс. рублей.

ИРИНА КОЖЕМЯКИНА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И АДМИНИСТРИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ УФНС РОССИИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 4 (174) дата выхода от 20.04.2017.

Читайте также: