Торговые пошлины в византии

Опубликовано: 12.05.2024



Восстановление пароля




С развитием внутренней торговли в Древней Руси появились первые торговые и таможенные пошлины. Купцы, провозившие товары через заставы у крупных селений, на рынках и у городских ворот, платили специальный торговый налог (пошлину) — мыт. Его собирали княжеские чиновники (мытники).

​​​​​​​Переправа

Переправа. Рисунок из альбома австрийского путешественника Августина фон Мейерберга (середина XVII века)

Существовало несколько видов мыта. Провоз товаров по земле облагался «мытом сухим», по воде — «мытом водяным». В документе 1150 года вместе с мытом упоминается перевоз. Эту пошлину собирали с тех, кто переправлялся через реку. Власти часто проводили сбор пошлины на волоке — участке суши между двумя водоёмами, через который перетаскивали суда. Здесь было легко посчитать количество товара, а уклониться от уплаты налога — почти невозможно. С первой половины XII века на волоке между реками Ламой и Рузой находился Войницкий мыт. Через него шёл торговый путь из Новгорода в Рязанское и Владимиро-Суздальское княжества. Важным местом сбора мыта на торговом пути из северных земель во Владимир-на-Клязьме, а затем в Москву был волок между реками Яуза и Клязьма протяжённостью 8 километров. Он существовал с XII по XIV век и дал название подмосковному городу Мытищи.

С распадом Руси на удельные княжества появились новые таможенные сборы. В XIII веке, когда установилось монгольское иго, ввели новую торговую пошлину — тамгу. В документах XIV века указываются такие пошлины, как мостовщина, побережное, костки и осмничее, в актах XV века — явка, задние калачи, головщина, контарное, порядное, пятно, роговое. С XVI столетия появляются пошлины замытные, свальные, подъёмные, редкозобные, привязные, покорённые, дрягильские. Все их можно разделить на четыре группы: торговые, проездные (проезжие), пошлины обслуживания и штрафные пошлины.

Торговые пошлины

Тамга — сбор с торговых сделок, который был введён монголами в середине XIII века. Тамга пришла на смену мыту, её уплачивали в размере 3% от стоимости товара во время продажи. От слова «тамга» произошел глагол «тамжить», то есть ставить клеймо на тот товар, с которого сбор уже получен. Место, где ставили клейма, стали называть таможней, а сборщиков тамги — таможенниками.

Явка (явленное, явчая пошлина) — обязательный платёж для купцов, привозивших товары на продажу. Эту пошлину стали собирать с конца XV века, сначала с приезжих из других городов, а потом только с иностранцев.

Осмничее (осьмичее, восменичье) — пошлина, первые сведения о которой относятся к 1328 году. Она составляла 1/8 стоимости товара, откуда и пошло название. Пошлину полагалось уплачивать со всех товаров, кроме хлеба. Скорее всего, русское осмничее отличалось от введённой монголами тамги только названием.

​​​​​​​Русские купцы

Русские купцы. Рисунок из книги немецкого путешественника Адама Олеария «Описание путешествия в Московию» (середина XVII века)

Порядное — пошлина, которую необходимо было заплатить при покупке оптовой (крупной) партии товара на гостином дворе для дальнейшей поштучной перепродажи в торговых рядах. Порядное заменяло некоторые разновидности тамги; впервые оно упоминается в источнике 1497 года. Порядной пошлиной облагались мёд, рыба, икра, соль и хмель, а также место для хранения товаров.

Пятно (пятинные деньги) — изначально взималось с наложения клейма (пятна) во время покупки или продажи лошади. Впервые упоминается в 1404 году. Продавец и покупатель уплачивали пошлину в складчину — от одной до четырёх денег за клеймо.

Роговое (привозное) — пошлина за продажу скота на рынке. Уплачивалась с головы крупного рогатого скота. Размер составлял от полутора до двух денег, сумма делилась поровну между покупателем и продавцом.

Проезжие пошлины

Перевоз (перевозное) — пошлина, которую платили за переправу людей, скота и товаров между берегами реки. Государственные служащие и перевозимое ими имущество пошлиной не облагались.

Мостовщина — налог за проезд (проход) по мосту, который взимался мостовщиками. Упоминается со второй половины XIV века.

Побережное — сбор с судна, причалившего к берегу. Оплачивался деньгами или товарами.

Костки и головщина — вероятно, разные названия одного налога, который уплачивал человек, сопровождавший перевозку товаров. Головщина (налог с «головы») упоминается в документах конца XV века. Её уплачивали люди, проезжающие с товарами в города или мимо городов.

Задние калачи — вид головщины. Этот сбор выплачивался купцами на обратном пути, после продажи товара.

Пошлины за обслуживание

Гостиное — пошлина, которую вносили купцы, останавливаясь в гостином дворе. Это была дополнительная плата, помимо того, что платили за проживание. Со временем пошлина разделилась на несколько подвидов: подворное, или поворотное (за въезд на территорию гостиного двора), амбарное (за укладку товара в амбаре), свальное (за разгрузку товара) и привязное (за причаливание у торговой пристани).

Померное — сбор, который платили за измерение объёма сыпучих товаров при помощи бочек или вёдер.

Весовое (весчее) или контарное — пошлина, которую брали с продажи взвешенных товаров. Так же называли сбор за определение массы товаров на весах. Контарное — пошлина, которую необходимо было заплатить за проведение торговых операций с солью.

Штрафные пошлины

Промыт (промыта) — штраф, который платили за неуплату мыта. Его брали с воза или судна. До XV века размер штрафа составлял 6 алтын с одного транспортного средства.

Заповедь (заповедные деньги) — личный штраф с торговца, нарушившего таможенные нормы. Вначале взимался независимо от количества товара и транспортных средств. Со временем заповедные деньги стали брать за уклонение от уплаты пошлины во время покупки или продажи лошади, за складирование товара вне территории гостиного двора и другие нарушения.

Выводы (исторический и финансовый)

С развитием внутренней торговли в Древней Руси появились первые торговые и таможенные пошлины

Пошлины часто собирались на волоке — участке суши между двумя водоёмами, через который перетаскивали суда. Здесь было легко посчитать количество товара, а уклониться от уплаты налога — почти невозможно

2. Византия и торговля

Немаловажную роль в жизни византийского общества играла торговля. Византийские купцы на востоке торговали с Цейлоном, Индией, Китаем, Ираном, Средней Азией; на юге вели оживленную торговлю с Аравией и Эфиопией; на севере корабли византийцев достигали Британии и Скандинавии. С Востока в Византию привозили шелк-сырец, слоновую кость, золото и драгоценные камни, жемчуг, благовония и пряности, а вывозили ткани, вышитые одежды, ювелирные и стеклянные изделия.

В торговле Запада со странами Востока византийцы в течение долгого времени оставались монополистами. Возросли масштабы торговли Византии со странами Причерноморья и Кавказа. Византийские золотые солиды имели широкое хождение и играли роль международной валюты. Никогда позже византийская торговля не достигала такого огромного размаха, как в период до арабского завоевания и отторжения от империи ее восточных провинций.

Ни в одной сфере общественной жизни отличие Византии от Запада и ее сходство со странами Востока не бросается так явно в глаза, как в организации государственной власти. Вместе с тем именно в этой области особенно устойчивыми оказались традиции поздней Римской империи. В ранней Византии продолжала существовать римская система налогообложения. Государственное управление было полностью централизовано и сосредоточивалось в императорском дворце в Константинополе. Все высшие чиновники назначались императором, центральное правительство контролировало провинциальное управление. Армия строилась по римскому образцу.

Централизация государства накладывала отпечаток и на социальную структуру Византии. Именно наличие централизованного государства определило такие особенности общественного строя империи, как существование многочисленных категорий крестьян, подчиненных непосредственно государству, прикрепление крестьян к деревням и налоговому тяглу, государственная регламентация ремесла и торговли.

По своей политической структуре Византия представляла самодержавную монархию. Император мог казнить подданных и конфисковать их имущество, назначать и смещать должностных лиц, издавать законы. Он был высшим судьей, руководил внешней политикой и командовал армией; его власть считалась божественной. Однако власть императора ограничивалась сенатом, государственным советом и организациями свободных горожан. Власть Василевса (императора) не являлась привилегией какого-либо аристократического рода, поэтому по закону она не наследовалась сыном императора. Подобное положение открывало путь политическим и военным переворотам, делало престол шатким. Император имел личное и положенное ему имущество и источники доходов, но доходы от государственного имущества шли на государственные нужды.

3. Византия в период правления Юстиниана

В период правления Юстиниана (527–565), когда Византия достигла наивысшего экономического расцвета, были предприняты попытки восстановления Римской империи. Византия вела войны в Северной Африке, на Сицилии и в Италии. На завоеванных землях восстанавливалось рабство и римская система налогообложения, основой которой являлись подушная и поземельная подати. Внутренняя и внешняя политика Юстиниана была направлена на усиление централизации государства и укрепление экономики империи, на активизацию торговли и поиски новых торговых путей.

Юстиниан покровительствовал росту крупного церковного землевладения, но поддерживал и средние слои землевладельцев. Он проводил, хотя и непоследовательно, политику ограничения власти крупных землевладельцев.

Юстиниан вошел в историю как реформатор. Он облегчил освобождение рабов, ограничил эксплуатацию «приписных колонов», т.е. было запрещено устанавливать оброки сверх установленных обычаем. Для колонов были упрощены судебные тяжбы с господином.

Законодательство Юстиниана рассматривало «приписных колонов» как людей, обязанных своими платежами в первую очередь государству, а личную зависимость от господина – как установленную государством гарантию выполнения их обязанностей перед господином. Тем самым государство выступало против усиления личной зависимости колонов. При Юстиниане сформировалась византийская культура, был осуществлен пересмотр римского законодательства. Свод Юстинианова права утвердил незыблемость права частной собственности.

4. Византия в VII–XI вв. Переход от античности к феодализму

В течение всего VII в. Византия терпела крупнейшие военные поражения. К концу VII в. арабы завоевали всю византийскую Северную Африку, вторглись на территорию Малой Азии, утвердили свое господство на море.

В VII в. продолжалось заселение славянскими племенами Балканского полуострова, завершившееся образованием Болгарского царства (681 г.).

К концу VII в. территория Византии уменьшилась втрое по сравнению с VI в. В самой Византии происходили серьезные изменения. В середине VII в. большинство византийских крестьян стали свободными. Исчез колонат.

Крестьянин в VIII в. выступал уже не только как лично свободный, но и как собственник земли. Укреплялось положение византийской общины. Государство считалось с общинами как основными налогоплательщиками и оказывало им поддержку.

Крестьянское хозяйство было поликультурным. В нем сохранились основные виды плодовых и огородных культур, выращивался виноград и оливки. Общими усилиями обеспечивалось поддержание и строительство оросительных сооружений. Если крестьянин не использовал долю общинных угодий, но ею пользовался кто-то другой, то общинник получал соответствующее вознаграждение. Крестьянин мог отдать часть земли в аренду соседу на условиях уплаты морты, составлявшей 1 /4 урожая. Арендатор-мортит – зажиточный крестьянин, обрабатывающий землю более бедного односельчанина. Существовала аренда исполу (половничество).

Община охраняла права собственности крестьянина и обеспечивала хозяйственное использование земли, получение от нее доходов и уплату государственных поборов. Крестьяне кроме поземельной подати платили подымное, выполняли разнообразные строительные повинности.

Постепенно менялось место городов в хозяйстве Византии. Из центров торговли и ремесла они превращались преимущественно в торговые центры. На смену крупным купцам, богатым судовладельцам и ростовщикам приходили мелкие торговцы. Сокращение внутриимперской торговли привело к тому, что город превратился в центр местного обмена, зависимый от сельской округи. Исчезла система принудительных ремесленно-торговых корпораций. Ремесло стало свободным. Но численность ремесленников сократилась. Сохранились лишь немногие крупные города как производственные, административные и военные центры, а также окраинные города, занятые обменом с соседними регионами. Возросло значение Константинополя, где сконцентрировалось крупное ремесленное производство, объединенное и контролируемое государственными корпорациями. В массовом производстве получили развитие кинонии – добровольные временные объединения отдельных лиц на основе договоров в целях достижения общей выгоды. Обычно кинонии были сообществами двух-трех лиц, объединявших капиталы, труд, имущество. Город перестал господствовать над деревней. По условиям жизни городское население мало чем отличалось от сельских жителей, исключение составляли лишь жители Константинополя.

В VIII в. в связи с постоянной угрозой внешнего вторжения коренным образом изменилось административное устройство Византийского государства. Старые провинции заменялись новыми военно-административными округами – фемами. Из свободных византийских крестьян, а также представителей других племен – славян, армян, сирийцев – в VIII в. создавалось особое воинское сословие стратиотов. За несение военной службы они получали от правительства в наследственное владение земельные наделы, освобожденные от всех налогов, кроме поземельного. Стратиоты составили главную силу войска и основу нового строя. Во главе фем стояли командиры войска – стратиги, которые сосредоточивали в своих руках всю полноту военной и гражданской власти в этих административных структурах. Фемы возникли в Малой Азии, где существовала постоянная угроза арабского нашествия. Формирование фемного строя растянулось на два столетия и было тесно связано с деятельностью иконоборцев.

Иконоборчество возникло стихийно как движение против почитания икон. С 726 г. оно стало официальной государственной политикой. Проведенная секуляризация церковных и монастырских земель дала государству средства на строительство укреплений и флота, производство оружия, выплату стратигам денежных пособий. Все эти мероприятия позволили создать боеспособную, стабильную армию, которая могла противостоять арабской коннице.

Одна из главных исторических проблем эпохи правления Олега заключается в выяснении вопроса: о какой торговле между Русью и Византией идет речь? Нестор и последующая российская историография подразумевала, что речь шла о торговле между Киевской Русью и Византией по летописному днепровскому варяжскому пути .

Текст договора 911 года Олега с Византией, приводимый летописцем, носит сугубо юридический характер, в нем не упоминается ни один древнерусский город. В своем комментарии к тексту договора, летописец утверждает, что греки, после подписания договора, отпустили послов Руси «во свою землю», эти послы пришли к Олегу, который «княжа в Киевѣ» [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, с. 37].

Однако, по данным археологии, никаких следов княжеских резиденций, дворов и теремов в Киеве IX - X веков времен Олега, Игоря, Ольги и Святослава, не обнаружено. Поэтому, есть весьма веские основания полагать, что договоры Руси и Византии времен Олега, летописец, по своему разумению, легендарно приспособил к торгово-экономической истории древнерусского киевского Поднепровья.

Данные археологии опровергают традиционную летописную точку зрения. Древнерусские вещевые клады зарытые c IX по первую половину X века по своему инвентарю весьма скудны: «Клады и отдельные находки византийских монет IX-X вв. в Киеве крайне редки» [Каргер М. К. Древний Киев. - М.-Л., 1958, т. 1, c. 124]. «К X веку и вообще относится очень мало бесспорно византийских предметов, обнаруженных вдоль Днепровского пути» [Франклин С., Шепард Д. Начало Руси 750-1200. – СПб., 2000, c. 206]. «VIII-IX вв. – это наиболее глухое время, когда экономические связи Византии с Восточной Европой и Закавказьем почти полностью прекрати-лись. Даже в Херсонесе, где византийская монета всегда занимала господствующее положение, монетные находки в это время почти отсутствуют» [Кропоткин В.В. Клады византийских монет на территории СССР. - М., 1962, c. 11]. Отдельные обнаруженные монеты, судя по характерным признакам, использовались, прежде всего, не как средство обмена, а как украшения подвески.

Варварская роскошь захоронений, говорящая о богатстве русской княжеско-дружинной знати, обнаруживается лишь к концу X века.

На Готланде найдено около 67 тыс. арабских, английских, германских, польских и прочих монет VIII-X вв., и среди них лишь 180 византийских. «Основная масса золотых византийских монет, найденная в Восточной Европе, относится к X-XII вв… В северных русских княжествах в этот период господствовали в обращении куфическая и западноевропейская валюта. Значение византийского серебра в русском денежном обращении, как показывает статистика византийских серебряных монет в кладах, было незначительно. Знаменательно, что золотые византийские монеты не встречаются севернее Пинска, Смоленска, Чернигова» [c. 15].

Киевская Русь не имела своей монетной валюты и по этой причине существование единого древнерусского варяжского торгового пути экономически было практически не осуществимым.

В 1987 году была снаряжена экспедиция Г. Лебедева, попытавшаяся на ладье пройти по летописному маршруту из варяг в греки , окончившаяся неудачей. Выяснилось, что волок между Ловатью и верховьями Днепра проходим лишь зимой. Хотя, это не означает, что современная гидрология северо-запада была такой же, как и в X веке. Известно, что массовое расселение словен в Приильменье было обусловлено, в частности, значительным улучшением местных климатических условий.

В летописях нет сведений, что у причалов Новгорода стояли киевские лодьи, а возле Киева по Днепру торговали новгородцы. В начале X века арабский купец и путешественник Ибн-Фадлан сообщает, что Русы (норманны) в это время торговали по реке Итиль (Волге). В середине X века Константин Порфирородный , давший описание городов Поднепровья, не сообщает никаких сведений о конкретной специфике и ассортименте товаров, которыми Русь торговала с Византией.

Летописец пишет, что в 969 году состоялся знаменательный совет Святослава с Ольгой и боярами. В ответ на их справедливые упреки, что князь бросил Киев, Святослав сказал, что «не любо ми есть в Киевѣ быти, хочю жити в Переяславци на Дунаи, яко то есть середа земли моей, яко ту вся благая сходятся: отъ Грекъ злато, паволоки, вина и овощеве разноличныя, из Чехъ же, из Угорь сребро и комони, из Руси же скора и воскъ, медъ и челядь» [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, с. 66] . Святослав прямо отмечает незначительную торговую роль Киева в его время, в сравнении с торговлей в низовьях Дуная. Он конкретно перечисляет важнейшие товары, идущие по дунайскому торговому пути.

То, что понимается под летописным варяжским путем, по времени относится лишь к концу X века, к эпохе правления князя Владимира. Завоевав крымский Хесонес, и взяв в жены византийскую принцессу Анну, князь Владимир взял под свой контроль более короткий сухопутный путь, в обход днепровских порогов, через Богемию к Дунаю.

Ряд историков обратил внимание на то, что у Нестора наблюдается весьма неопределенное размежевание между географией нижней части Дуная и Днепра, на берегах которых стояли города сходной топонимики [Паль Лин фон. Тайны Киевской Руси. – М., 2009, c. 72-73]. В этом отношении, есть все основания полагать, что торгово-экономическая часть договора 911 года между Русью и Византией относилась не к торговле по Днепру, а к транс-европейской торговле по Дунаю.

Еще Геродот писал об Истре (Дунае) как «величайшей из всех рек, которые мы знаем» [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.), тт. I-V. – М., 2009, т. I, c. 45]. Верховья Дуная достигали Рейна (это был путь во Фризию, Фландрию к Британии), а также на Эльбу, и даже на Вислу к славянскому Поморью, Ютландии и Скандинавии. Причерноморское устье Дуная находилось на землях Болгарии неподалеку от границы с Византией.

С древности отмечаются этнические и торговые связи Русов с верхне и средне дунайскими территориями. Так в «Описании городов и областей к северу от Дуная или Баварском географе» (ок. сер. IX века) сообщается о народе Руссов ( Ruzzi ). В грамоте короля Людовика Немецкого Альтхай-скому монастырю (843-876) упоминается область « Ruzaramarcha » (земля торгующих Руссов), находящаяся на южном берегу Дуная [Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. - М., 1993, c. 41, 54]. Так называемый «Раффельштеттенский таможенный устав» («Inquisitio deteloneis Raffelstettensis») 904-906 гг. свидетельствует о развитой торговли купцов Руси ( de Rugis ) от славян по Дунаю в Центральной Европе, в частности, рабами и воском [c. 62-67].

В конце X века торговые отношения между Болгарией и Византией находились в руках греческих спекулянтов, сбывавших низкопробные товары славянам, при этом греки установили высокие ввозные таможенные пошлины. Равным образом, как свидетельствует «Раффельштеттенский таможенный устав», купечество русов торгующее по Дунаю было обложено большими пошлинами.

В 904 году торговая война между Болгарией и Византией превратилась в войну настоящую, в ходе которой греки потерпели поражение и откупились большой данью. Через три года войска Олега через земли Болгарии напали на Царьград. Таким образом, налицо совпадение обстоятельств войн Болгарии и Руси с Византией, практически по времени, целям и результатам.

По договору 911 года между Русью и Византией, русские купцы, прибыв по Дунаю в Болгарию с рабами, пушниной и воском, должны были предъявлять болгарам некие документы, обосновывающие их право дальнейшего движения в Византию. Совершенно очевидно, что торговля Руси с Византией была невозможна без согласие на это болгар, поскольку торговые пути от Дуная и Причерноморья проходили по их землям.

Грегуар обратил внимание на найденную в 20 км от Фессалоники надпись на пограничном между Болгарией и Византией столбе, в которой упоми-нается Феодор, как чиновник высшего ранга (великий тархан), где в подлиннике написано Олег-великий .

Известно, что Феодор вел переговоры с Византией в 895 г. и 913 г. , и он, вероятно, подписал торговый договор с греками. Летописец также приводит сведения, что в 914 году болгарский царь Симеон ходил походом на Царьград, где заключил мир с греками и вернулся обратно [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, с. 41]. Вероятно, что киевскому летописцу был известен текст болгарско-греческого договора, подписанного Феодором, имя которого в греческой транскрипции было схоже с Олегом. Отсюда и возникла летописная версия о заключении договора с греками о торговле, но не болгарским великим тарханом Феодором, а Великим Князем Русским Олегом [Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. - М., , 1956, c. 109-110].

Юридически, договор русских с греками 911 года, относительно времени его действия, был не эквивалентным для подписавших его сторон. С греческой стороны правящие императоры не оговаривали срока действия своих подписей. Таким образом, если физически, лица подписавшие договор переставали существовать, то для греков договор становился не обязательным для исполнения.

Хитрые греки знали, что Олег-правитель доживает последние годы, и в случае, если бы он лично подписал договор, то после смерти Олега, он стал бы не действительным. Олег это хорошо понимал, на то он и был Вещим, и договор сам не подписал. Это сделали от имени Олега его ближайшие военные сподвижники, солидарно подписавшие договор 911 года как от себя, так и от всей земли Русской. Таким образом, юридически, от русской стороны, договор с греками имел бессрочный характер.

Оценивая историческую роль Олега-правителя, следует признать, что ему по праву принадлежит роль подлинного основателя древнерусского государства, от Балтики до Черного моря и от Западной Двины до Верхневолжья, на территории которого проживали десятки племен и народностей, ядром которых были крупные славянские племена полян, кривичей и словен. Таким образом, с начала своего существования, древнерусское государство имело полиэтнический характер.

Форма власти в древнерусском государстве - прямое господство варяжской (скандинавской) этноэлиты, опирающейся на грубое принуждение силой оружия подвластного населения.

Что касается политического центра древнерусского государства времен Олега-правителя, то по летописцу это был Киев, что вызывает вполне обоснованные сомнения в реальной действительности летописного киевоцентризма. Не менее вероятно, что таким центром мог быть Псков, но не Новгород или Старая Ладога как периферийных городов. Хотя, если принять во внимание мистическое именование Олега Вещим, то для него местоположение своей центральной властной резиденции не имело особого значения.

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов . Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.

Фискальная система, существовавшая в империи c конца VII до середины XII в.; общее наименование налогов – телос (букв. «подать»).

Демонтаж хозяйственных и административных институтов восточно-римского общества, на обломках которого родилась новая Византия, не мог не затронуть и фиск. Во-первых, провинциальный позднеантичный город – полис – не пережил кризиса VII в. и утратил массу своих прежних функций, в том числе роль посредника в сборе податей. Если ранее между центральным правительством и сельской периферией стоял город, которому эта периферия в фискальном смысле была подведомственна, то теперь императорская администрация устанавливала налоговые отношения напрямую со свободными крестьянскими общинами и, действуя через бюрократический аппарат, не нуждалась в соответствующих полисных структурах. Во-вторых, к концу VII в. ушла в прошлое универсальная поземельно-подушная подать – т.н. iugatio-capitatio, – введенная императором Диоклетианом на заре эры домината (конец III в.). Активное переселение в Византию варваров смело этот базовый элемент позднеантичного фиска, и в царствование Юстиниана II подушный налог отделился от поземельного и отныне касался каждого человека без изъятия. Персональная подать теперь не увязывалась с обязательной оседлостью в деревне, т.е. отпала веская причина прикрепления налогоплательщика к земле, что в свою очередь фактически поощряло крестьянскую свободу передвижения. На фоне аграризации и натурализации византийской экономики в VIII – IX вв. ключевой податной категорией являлись земледельцы (георги), а базовой фискальной единицей – деревня (хорион). Налоговое бремя распределялось и в форме натуральных платежей, что было предпочтительно для крестьян, и денежных податей, а также в виде различных государственных работ.

Налогообложение являлось наиболее эффективным методом комплектования государственной казны, а расширение империи, возвращение некогда утраченного «римского наследства» стало одной из коренных задач Константинополя. Впрочем, Византию интересовали не столько новые владения, сколько новые люди, т.е. потенциальные налогоплательщики. Увеличение подконтрольных Константинополю областей было ценно не само по себе, а лишь за счет роста податного населения Византии: вовлечение в ее фискальную орбиту большего количества людей обогащало империю во всех смыслах. Сокращение же территории Византии неизбежно вызывало ее обнищание.

В начале IX в. преобразования Никифора I Геника завершили складывание системы налогообложения. Основным поземельным побором оставался демосий (он же канон): он высчитывался для каждой фискальной единицы, занесенной в кадастр – податный перечень с исчерпывающей информацией о налогоплательщике. К вносившемуся золотом демосию (первые сведения о взимании его в денежной форме относятся к 769 г.) прибавился капникон – «подымное», т.е. налог c очага (с семьи). С 820-е гг. размер демосия составлял 2 номисмы (1 номисма собственно за землю, и еще 1 – за обеспечение ее тягом и рабочей силой), а капникона – 2 милиарисия. Вместе с этими двумя важнейшими податями действовало значительное число косвенных и экстраординарных налогов (общее название – параколуфемата) на строительство и содержание инфраструктурных объектов и укреплений. В целях лучшего наполнения императорской казны Никифор I ввел аллиленгий – круговую поруку, когда крестьянская община платила за неимущих членов.

Характер налогообложения был переменчивым: сумма податей периодически увеличивалась или уменьшалась в зависимости от конкретных обстоятельств, в первую очередь от площади земли, принадлежавшей налогоплательщику. Для поддержания данного соотношения между размерами надела и выплачиваемых с него податей правительственные чиновники периодически производили т.н. выравнивание – передел земли в соответствии с суммой налогов, возложенных на владельца участка. Обновление кадастра, вызванное необходимостью пересмотра податей, происходило нерегулярно: во времена старого Рима – одиножды в индикт (15-летие), а с примерно 995 г. раз в 30 лет. Четкая взаимозависимость землевладения и обязанности платить подати привела к тому, что владелец земли являлся таковым «лишь тогда и поскольку, когда и поскольку он исполнял государственные повинности и в соответствии с этим был внесен в податные списки» (А.П. Каждан), а не имевший земельной собственности считался «свободным от податей».

Базовой экспортно-импортной (таможенной) пошлиной и с византийских, и с иностранных торговцев являлся коммеркий (в размере 10 процентов от стоимости товара), а налог с ремесленных мастерских брался натурой – частью произведенной продукции.

Фискальной системой заведовал логофет геникона, который каждую осень (в сентябре – октябре после сбора урожая) отряжал своих представителей в провинцию, где они находились под надзором стратигов. Анаграфевсы следили за соблюдением материального ценза (оценку имущества), эпопты проверяли кадастр, эксисоты раскладывали подати и уточняли ридзу – генеральную налоговую сумму, собиравшуюся с митрокомии, – а диикиты непосредственно выколачивали подати и несли за них материальную ответственность. Финансовое управление фемы курировал протонотарий, на которого было возложено взимание косвенных податей, а также армейское снабжение. Центральный аппарат логофета геникона, куда стекались налоговые поступления, являлся унифицированной и хорошо отлаженней структурой, включавшей в себя не менее 11 различных департаментов. Важнейшими из них были два – сакелла (денежные подати) и вестиарий (натуральные налоги): обе канцелярии, возглавлявшиеся хартулариями, занимались хранением и распределением собранных средств. В XII в. главным налоговым функционером, отправляемым на места из центра, стал практор, тогда как в компетенцию апографевса вошли подготовка практик (т.е. кадастр) и назначение податного бремени.

С середины – второй половины XI в. Константинополь перешел к откупной налоговой системе: этот курс, активно проводившийся императором Константином Х Дукой, продолжился и в эпоху Комнинов, когда целые области передавались откупщикам (эпискептитам). Власть делегировала сбор податей частным лицам, и хотя обеспечила себя стабильным источником дохода, во-первых, поощряла самоуправство откупщиков, стремившихся взыскать как можно большую сумму с налогоплательщиков, и во-вторых, стимулировала усиление податного гнета (из уже выколоченных податей чуть ли не половина оседала у недобросовестных налоговиков). Наконец, в-третьих, наличие налогового откупа провоцировало эпискептитов на создание собственного административного штата, выстраивавшегося по образцу государственной бюрократии и существовавшего параллельно с ней. В итоге «не количество разнообразных налогов и их размеры, а произвол налоговых чиновников был главным бедствием для населения Византии» (Г.Г. Литаврин).

По мере укрепления вотчинного хозяйства (см. Парики, Прония, Экскуссия) в XII и последующих веках число податей, уплачивавшихся государству, неуклонно сокращалось. Это негативно отражалось на состоянии имперской казны и финансово-политическом потенциале Византии, а также на положении ее населения, нередко оказывавшегося под двойным гнетом – вотчинника-дината и налогового сборщика.


При княжении Олега (882-912 года) власть распространялась на полян, ильменских славян, кривичей, древлян, северян, радимичей, хорватов, уличей, а также на неславянские племена - веси, мери и муромы. Это были годы дальнейшего укрепления могущества Киевской Руси и формирование ее территории.

В ответ на враждебные действия византийских императоров в 907 году киевский князь Олег совершил карательный поход на Византию, который был вызван невыполнением Константинополем условий соглашения 860 года. Вследствие этого было заключено новое соглашение между государствами, которая была невыгодной для Византии: император должен был платить Киеву ежегодную дань, русские купцы получили право беспошлинной торговли. Эти условия свидетельствуют, что уже тогда был обычай взимать пошлину - сбор за провоз товаров через заставы.

Удачные походы на Византию в 907 и 911 годах и заключения выгодных торговых договоров с ней имели весьма важное значение для Руси, которая достигла равноправия в торговом партнерстве. Киев поддерживал политические и экономические отношения не только с Византией, но и с другими странами мира. Особое место занимали торговые отношения со странами Арабского Востока, Хазарией, Волжской Болгарией, Средней Азией и Ираном.

В соответствии с договорами купцы из Руси получали право беспошлинной торговли, греки имели давать им содержание в течение шести месяцев и обеспечивать возвращение домой, предоставив им необходимое оборудование для лодок и нужное количество пищи. Договоры с греками дают нам возможность сделать вывод о том, что в тот период уже существовал организованный административный аппарат, представители которого принимали участие и в международных торговых отношениях.

Это является свидетельством того, что в Киевской Руси уже тогда возникли и функционировали свои таможенные обычаи, которые носили характер правовых отношений, системы права. В договорах четко подчеркнуто о ". закон . языка нашего", "закон русский". Именно эти договоры 907-го и 911-го годов является ценнейшим источником украинской истории по таможенно-правовых отношений, преподносят Киевскую Русь на международной арене, как государство, имела развитую политическую систему и свое национальное таможенное законодательство, как равноправный с Византией субъект международного права. Кроме того, и первый князь Киевской Руси тоже занимался сбором пошлины. О том свидетельствуют слова: «Еще стольный мудрый князь Олег собирал прежде пошлине».

О ведении Киевом международной торговли утверждают письменные источники, археологические находки - 11 тысяч арабских монет, около 300 монет византийских. Ювелирные изделия, шелковые ткани, парча, дорогая посуда, ковры, предметы роскоши - вот далеко неполный перечень товаров, которые завозились в Киев из-за границы.

Похожие материалы:

  • Дипломатические связи между Византией и Русью в 860-х годах
    Очень важно, обратить внимание на это развитие византийской цивилизации середины девятого века, Чтобы понять природу отношений, которые Византийская .

Археологические находки на территории Броваров
Киевская земля таит множество артефактов, доказывающих присутствие на ней человека начиная с 6–3 тыс. до н. э. Особенно много открытий сделано на .

Выставка об известной династии Романовых и их роль в судьбе Российской империи
Недавно в одном из залов самарского музея открылась выставка посвященная веку династии Романовых в России. Также задачей выставки было осветить все .

Жильё северян
Основным типом жилища славян Левобережья была прямоугольная или квадратная в плане полуземлянка с длиной стен 4-5 м, пол которой нацелена до 0,2-0,4 .

Тайны археологических находок
Территория, на которой расположен Сокаль, принадлежала в далеком прошлом в Киевской Руси, а затем - в Галицко-Волынского и Белзького удельного .

Читайте также: