Система налогов обеспечивает в обществе стабильность экономики снижение безработицы

Опубликовано: 02.05.2024

Сеньораж. Эффект вытеснения. Проблемы увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет

Наибольший стабилизационный эффект бюджетного излишка связан с его полным изъятием, препятствующим выплате процентов по государственному долгу, увеличению социальных трансфертов или финансированию каких-либо других государственных расходов за счет этих средств.

Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способа его финансирования.

Способы финансирования дефицита госбюджета:

кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньо- раж доход государства ог печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспреде-ляется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вы-теснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной полигики.

Долговое финансирование бюджетного дефицита1 нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет уг-розы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик, в том числе и для российской. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Центральном Банке.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственно финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В кратко-срочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во- первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономи-ческое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-тре- тьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера.3

Более подробно о государственном долге см. гл. 17 "Бюджетный дефицит и управление государственным долгом", а также Приложение 1.

Подробный анализ типов финансирования бюджетного дефицита см. в кн.: Агапова Т.А. Бюджетно-налоговое регулирование в переходной экономике: макроэкономический аспект. - М., 1998.

Подробнее об этом см. гл. 10 "Совокупное предложение и кривая Филлип-са. Политика стимулирования предложения".

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика

Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед осталь-ными и не является полностью неинфляционным.

Фискальная политика (бюджетно-налоговая политика) Мультипликатор государственных расходов Мультипликатор налогов (налоговый мультипликатор) Мультииликатор сбалансированного бюджета Предельная налоговая ставка

Дефицит государственного бюджета (бюджетный дефицит)

Дискреционная фискальная политика

Недискреционная фискальная политика

Чистые налоговые поступления в бюджет

Встроенные (автоматические) стабилизаторы экономики

Циклический дефицит госбюджета

Структурный дефицит госбюджета

Инфляционное и неинфляционное финансирование дефицита госбюджета Монетизация дефицита Сеньораж

Долговое финансирование Эффект вытеснения Налоговая реформа Кривая Лаффера Эффект Оливера-Танзи

Вопросы для обсуждения

а) При прочих равных условиях повышение налогов и государственных расходов на одинаковую величину может привести к росту ВВП.

б) Введение прогрессивного налога на личный доход не отражается на величине мультипликатора.

в) Дефицит государственного бюджета не связан с размерами чистого экспорта.

г) Бюджетно-налоговая политика проводится только в целях снижения уровня безработицы и инфляции.

д) Циклический дефицит госбюджета возникает в результате антициклической политики государства, направленной на стимулирование экономического роста.

е) Снижение предельных налоговых ставок уменьшает встроенную стабильность экономики.

ж) Встроенные стабилизаторы экономики увеличивают размеры государственных расходов.

з) Если экономика достигла уровня полной занятости ресурсов при превышении уровня государственных расходов над налоговыми поступлениями, то возникает структурный де-фицит госбюджета.

Государственный бюджет объединяет государственные закупки товаров и услуг и трансфертные платежи в общую категорию государственных расходов. Почему при выборе инструментов фискальной политики необходимо проводить различие между го-сударственными закупками и трансфертами?

Какой из нижеперечисленных индикаторов следует расценивать как основной критерий эффективности бюджетно-налоговой политики правительства (ответ аргументируйте):

а) размер фактического дефицита или излишка государствен-ного бюджета;

б) размер бюджетного излишка или дефицита при полной занятости ресурсов;

в) уровень личного подоходного налога;

г) величина инфляционного воздействия встроенных стабилизаторов в экономике с полной занятостью ресурсов.

Какие из нижеперечисленных мер будут способствовать усилению краткосрочного и долгосрочного инфляционного напря-жения в экономике:

а) правительство повышает налоги;

б) правительство увеличивает расходы и финансирует бюджетный дефицит за счет выпуска государственных займов;

в) Центральный банк осуществляет финансирование правительственных социальных программ по льготным ставкам процента;

г) Государственное казначейство выпускает в обращение казначейские билеты.

Задачи и решения

1. Экономика описана следующими данными:

С = 20 + 0,8 (У - Т + F) (потребление);

/ = 60 (инвестиции); Т - 40 (налоги); F = 10 (трансферты); G - 30 (государственные расходы).

а) Рассчитайте равновесный уровень дохода.

б) Правительство увеличивает расходы до 40 в целях сти му- лирования экономики:

что происходит с кривой планируемых расходов?

как изменится равновесный уровень дохода?

какова величина мультипликатора госрасходов?

как изменится сальдо госбюджета?

в) Правительство увеличивает налоги с 40 до 50 (при уровне госрасходов G - 30):

что происходит с кривой планируемых расходов?

как изменится равновесный уровень дохода?

какова величина мультипликатора налогов?

как изменится сальдо госбюджета?

г) Правительство одновременно увеличивает госрасходы с 30 до 40 и налоги с 40 до 50:

что происходит с кривой планируемых расходов?

как изменится равновесный уровень дохода?

что происходит с эффектом мультипликатора?

как изменится сальдо госбюджета?

а) Для расчета равновесного уровня дохода подставим числовые значения С, А Т, F, G в основное макроэкономическое тождество и решим его относительно У:

У =20 + 0,8 (У 40 + 10)+ 60 + 30.

После алгебраических преобразований получаем: У = 430 => это первоначальное равновесие (точка А).

б) При увеличении госрасходов на 10 (с 30 до 40) кривая планируемых расходов сдвинется вверх на 10 (см. рис. 6.4): 134

Изменение равновесного уровня дохода при перемещении из точки А в точку В составит:

AY — AG - т^—г = 10 • -—= 50.

В точке В равновесный уровень дохода возрос до 480. Мультипликатор госрасходов равен: = 5.

1-0,8 До проведения фискальной экспансии госбюджет был сбалан сирован:

После проведения фискальной экспансии возник бюджетный дефицит в размере 10, так как госрасходы увеличились на 10, а налоговые поступления не изменились.

в) При увеличении налогов на 10 (с 40 до 50) кривая планируемых расходов сдвинется вниз на величину -АТх МРС -

ДУ = -ДГ- —= -10--^ = -40. 1-6

1-0,8 Экономика переместится из точки А в точку В, где равновес ный объем производства составит 390. 135

Глава б. Бюджетно-налоговая политика

Мультипликатор налогов равен После проведения налоговой рестрикции возник бюджетный излишек в размере 10, так как величина госрасходов и трансфертов по-прежнему равна 40, а налоговые поступления увеличились до 50.

г) При одновременном увеличении госрасходов с 30 до 40 и налогов с 40 до 50 кривая планируемых расходов переместится вверх на 2, так как воздействие бюджетной экспансии на совокупный спрос относительно сильнее, чем нало-говое сдерживание (см. рис. 6.6):

Равновесие переместится из точки А в точку В, причем равновесный уровень дохода в соответствии с мультипликатором сбалансированного бюджета также увеличится на 10 до 440. Это можно проверить с помощью расчета:

У = 20 + 0,8 (У- 50 + 10) + 60 + 40;

В экономике появился эффект мультипликатора сбалансированного бюджета, равный единице:

1 -b 1 — 1 — 0,8 1-0,8" "

При проведении такой политики бюджет останется, как и первоначально, сбалансированным:

2. Предположим, что государственные закупки равны 500, налоговая функция имеет вид Т = 0,4 У, функция трансфертов F - 0,2 У, уровень цен Р = 1. Федеральный долг D - 1000 при ставке процента R- 0,1. Реальный объем производства равен 2000, а потенциальный составляет 2500.

а) Является ли сальдо госбюджета положительным или от-рицательным?

б) Какова величина структурного дефицита госбюджета?

в) Какова величина циклического дефицита госбюджета?

а) Сальдо государственного бюджета может быть рассчитано путем сопоставления расходной и доходной частей:

Расходы бюджета - госзакупки (G) + трансферты (F) + +расходы по обслуживанию государственного долга (DxR) = 500 + 0,2x2000 + 0,1x1000 = 500 + 400 + 100 = 1000.

Доходы бюджета = налоговые поступления

(Т) = 0,4x2000 = 800.

Фактический дефицит бюджета - 1000 - 800 - 200.

б) Структурный дефицит может быть рассчитан путем подстановки в расчеты потенциального объема выпуска вместо фактического:

Структурный дефицит - = 500 + 0,2x2500 + 0,1x1000 - 0,4x2500 = 100.

в) Циклический дефицит госбюджета — фактический дефицит структурный дефицит — 200 - 100 - 100.

Глава 6. Бюджетно-налоговая политыка

3- Допустим, что первоначально госбюджет сбалансирован и в экономике действует система пропорционального налогообложения. Если автономные инвестиции возрастают, то, при прочих равных условиях, увеличится равновесный уровень дохода и возникает бюджетный дефицит.

Правильным ответом является отрицательный, то есть б). При указанных условиях модель бюджета имеет вид t У -G ,

где / - налоговая ставка, Т общие налоговые поступления в бюджет, G - расходы бюджета.

При увеличении автономных инвестиций возрастают совокупные расходы и доход, причем с эффектом мультипликатора. Рост совокупного дохода У приводит к росту налоговых поступлений в бюджет t • У и возникает бюджетный излишек. При этом величина бюджетного излишка окажется тем более значительной, чем сильнее снижаются на подъеме экономики бюджетные расходы G из- за автоматического сокращения пособий по безработице.

Если экономика находится в состоянии равновесия, то можно утверждать, что:

а) государственный бюджет сбалансирован;

б) бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы;

в) потребительские расходы должны быть равны инвестициям;

г) любое увеличение потребительских расходов приведет к инфляционному разрыву;

д) доходы фирм должны быть равны валовым инвестициям;

е) все предыдущие ответы неверны.

Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень ВВП оказывается, по существу, таким же, как:

а) сокращение сбережений;

б) увеличение инвестиций;

в) увеличение потребления;

г) увеличение сбережений.

Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюнктуру:

а) как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний;

в) как встроенный (автоматический) стабилизатор;

г) неопределенным образом, в зависимости от факторов, вызвавших циклические колебания.

Рост государственных расходов увеличивает реальный ВВП только в том случае, если:

а) госрасходы направляются на закупки товаров и услуг, а не на оплату чиновников;

б) госрасходы сопровождаются увеличением предложения денег;

в) госрасходы не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе;

г) госрасходы финансируются за счет выпуска государственных займов.

Изменение уровня цен:

а) не отражается на результатах фискальной политики;

б) усиливает эффект фискальных мер;

в) практически отсутствует при проведении фискальной политики;

г) увеличивает эффекты мультипликатора госрасходов и налогов;

д) снижает действенность мер фискальной политики.

Экономика находится в состоянии равновесия, причем пре-дельная склонность к сбережению равна 0,25, а предельная склонность к импорту равна нулю. Как изменится равновесный уровень выпуска, если правительство увеличит свои закупки на 2 млрд руб., не изменяя при этом налоговые поступления:

а) возрастет на 6 млрд руб.;

б) возрастет на 4 млрд руб.;

в) возрастет на 8 млрд руб.;

г) возрастет на 2 млрд руб.

Экономика находится в равновесии в условиях полной занятости ресурсов. Правительство предполагает увеличить госзакупки на сумму 10 млрд руб. и одновременно увеличить налоги,

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика

избежав при этом повышения уровня инфляции (т.е. сохранив прежний уровень равновесного ВВП). Чему равно предполагаемое увеличение налогов:

б) более 10 млрд руб.;

в) менее 10 млрд руб., но не нулю;

д) для поддержания полной занятости налоги должны быть уменьшены.

Предположим, что бюджетный излишек представлен как:

где BS - бюджетный излишек; t - налоговая ставка; У - доход;

G - расходы бюджета.

В этом случае увеличение государственных расходов на 100 вызовет:

а) снижение бюджетного излишка на 100;

б) увеличение бюджетного излишка на 100;

в) снижение бюджетного излишка меньше чем 100;

г) нельзя сказать ничего определенного о возможных изменениях величины бюджетного излишка.

Правительство предполагает увеличить госрасходы на 15 млрд руб. в экономике с полной занятостью ресурсов. Равновесный уровень дохода составляет 500 млрд руб., предельная склонность к потреблению равна 0,75, чистые налоговые поступления в гос-бюджет автономны. На сколько необходимо увеличить чистые налоговые поступления в бюджет для того, чтобы избежать избыточного роста совокупного спроса и поддержать стабильность уровня цен:

а) на 25 млрд руб.;

б) на 20 млрд руб.;

в) на 30 млрд руб.;

г) на 35 млрд руб.

Известно, что предельная склонность к сбережению составляет 0,25 и в экономике функционирует система 20%-ного пропорционального налогообложения доходов. К каким изменениям в ве-личине равновесного уровня выпуска приведут соответственно:

увеличение госрасходов на 10 млн руб.; увеличение автономных налогов на 15 млн руб.; снижение трансфертов на 10 млн руб.?

а) В результате роста госрасходов равновесный доход уве-личится на 25 млн руб.; он снизится на 28,125 млн руб. в результате повышения налогов и на 18,75 млн руб. - в результате снижения трансфертов.

б) В результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 28,125 млн руб.; он снизится на 25 млн руб. в результате снижения трансфертов и на 18,75 млн руб. - в результате повышения налогов.

в) В результате роста госрасходов равновесный доход увели-чится на 18,75 млн руб.; в результате снижения трансфертов он возрастет на 25 млн руб.; в результате повышения налогов равновесный доход снизится на 28,125 млн руб..

г) В результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 25 млн руб.; он снизится на 18,75 млн руб. в результате повышения налогов и на 28,125 млн руб.

в результате снижения трансфертов.

Рекомендуемая учебная литература

Мэнкъю Н.Г. Макроэкономика. Гл. 9.

Макконнелл К, Брю С. Экономикс. Гл. 8, 14.

Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Гл. 3, §4-7; гл. 5; гл. 16,

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 28.

Долан Э. Макроэкономика. Гл. 7.

Долан Э., Кемпбелл К., Кемпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Гл. 18.

Линвуд Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Гл. 5, 7.

Хейне Я. Экономический образ мышления. Гл. 18, 19.


Полная занятость, это понятие относительное. Естественный уровень безработицы представляет обычное явление, когда кадры перемещаются между отраслями, предприятиями, регионами в целях получить лучшие условия труда, устроиться по специальности и др. Выделяют: структурную, фрикционную, циклическую незанятость. Государства регулируют процессы, чтобы избежать негативных последствий явления. Роль безработицы – воздействовать на экономические показатели, добиваясь рыночного равновесия

Естественный уровень безработицы – это явление незанятости населения, когда определенная доля людей перемещается между предприятиями, отраслями, по причине поиска лучших условий, специализаций или в зависимости от сезона. Показатель соответствует эффективному и рациональному использованию трудовых ресурсов.

Данное явление вызвано миграцией населения, особенно в крупные города, где выше зарплата, уровень жизни. А также желанием найти лучшие условия труда, когда необходимо время для поиска.

8 фактов по теме:

  1. Безработица – явление естественное.
  2. Колебания уровня незанятости свидетельствуют о кризисных ситуациях в экономике.
  3. Фрикционные и структурные ‒ обычные процессы текучести кадров, при желании улучшить условия труда, создании инновационных технологий, др.
  4. Циклическая незанятость, фактор изменений экономического роста.
  5. Население, зарегистрированное на бирже, ‒ это трудовые резервы.
  6. Естественная безработица ‒ совокупность фрикционной, структурной, сезонной, при отсутствии циклической.
  7. Рыночное равновесие возможно при поддержании оптимального уровня незанятости.
  8. Государство может влиять на показатель, используя различные инструменты: налогообложение, льготирование, другие.

Справка. Рыночная экономика не позволяет полностью избавиться от безработицы. Трудовые отношения свободны, регулируются спросом, потребностями, желанием и способностями людей. Социализм предполагает уровень полной занятости, но это практически невозможно.


Принято считать, что безработный ‒ это человек соответствующего возраста, желающий, но не имеющий возможности трудиться. Причины могут быть различными: от длительного поиска подходящей вакансии до отсутствия свободных мест в организациях.

Колебания количества незанятого населения свидетельствуют о кризисных финансовых явлениях. При повышении естественного уровня безработицы наступает экономический спад (рецессия), а при снижении растет спрос, производство, а также инфляция (взлет цен на товары).

Выделяют несколько типов незанятости: структурная, фрикционная и циклическая. Естественными считаются первые две, а последняя может влиять на экономические процессы в обществе (ВВП, инфляцию, прочие).

Напрямую зависит от технологических инноваций. Совершенствуются производственные процессы, на смену людям ставят машины. Кадры «перетекают» из одной отрасли в другую. Часто специалисты не находят вакансий по квалификации, устраиваются не по профилю образования. Некоторые регистрируются безработными на бирже.


Спрос на отраслевую продукцию вызывает потребность в трудовых ресурсах на предприятиях данного направления. Обратные процессы рождают негативные последствия в виде безработицы. Отличие этой формы незанятости от прочих в том, что большая часть уволенных специалистов находятся в активном поиске вакансий, стараясь быстрее выйти из этого статуса.

Структурную безработицу невозможно привести к нулю. Она ‒ часть рыночных отношений. Естественность процессов заключается в том, что фирмам нужны самые квалифицированные кадры, а специалистам требуется хорошая зарплата и комфортные условия.

«Безработица является плюсом для предприятий, позволяет кадровикам выбирать себе нужных работников»

Сергей Цухло, заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода.
Источник: Труд


Измеряется временем поиска новой работы. В идеале этот показатель должен стремиться к нулю, поскольку после увольнения или получения образования каждый человек старается быстрее найти новое место. Но этот процесс может затянуться на недели, месяцы, а иногда и годы.

«В Санкт-Петербурге процент безработицы стремится к нулю, в регионе большой спрос на кадры. Но это приводит не только к повышению зарплат, но и к гонке за кандидатами, неадекватному качеству персонала — рынок перегревается»

Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services CIS.
Источник: Труд


Даже при полной занятости, когда количество специалистов равно рабочим местам, существует текучесть кадров между предприятиями. Рынок труда – это живой организм. Кто-то уходит на пенсию, другой получает диплом об образовании, третий нацелен на карьерный рост. Динамичность процессов служит основой для существования фрикционной незанятости.

Например. Гражданин решил сменить организацию, найдя работу по специальности, но с большей суммой оклада, чем на предыдущем месте. После увольнения оказалось, что на новой должности возникли трудности, его просят подождать несколько недель. Он становится безработным на это время не по доброй воле. Этот процесс временный, в оговоренный срок пост будет занят, его статус изменится на активный.

В условиях рыночных взаимоотношений колебания спроса и предложения на рынке труда неизбежны. Поэтому совокупность структурной, фрикционной безработицы считается естественным ее уровнем.

Справка. К нормальным процессам также относят сезонную незанятость, когда наемный персонал заключает договор только на определенный объем работ в конкретный период. Например, сбор урожая, лов рыбы, продажа продукции с открытых лотков и др.

Зависит от экономических колебаний, роста или спада производства, спроса, предложения. Это долгосрочное явление (но может проявить себя и в коротком периоде). Зарождается во время кризиса, сокращения мощностей, массовых увольнений.


Специалисты вынуждены в течение длительного периода добиваться работы. Оставшиеся сотрудники готовы выполнять обязанности при любых условиях, поскольку количество соискателей больше, чем свободных мест. Наниматель диктует свои правила, увольняя и набирая персонал по личному усмотрению.

Циклический вид – это основа расчета многих экономических показателей. С ее помощью выводят связь незанятости с объемами ВВП.

Справка. При снижении количества безработных на 1% валовой продукт имеет тенденцию повышаться на 2-2,5%. Эту зависимость называют законом Оукена по фамилии разработчика.

Борьбу с последствиями экономических кризисов ведут все правительства мира. Циклический вид насильственному контролю не поддается. Чем больше предприятий терпят убытки, банкротятся, тем чаще люди остаются без постоянного места.

«Безработица не должна подниматься выше планки примерно в 20%, но даже в тех странах, где в разные периоды она подходила к этой цифре, не случилось экономического краха»

Владимир Назаров, заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода.
Источник: Труд


Расчет

Уровень безработицы отражает процент незанятых людей от общей массы трудоспособного населения страны (ТрН) или территории.

Каждый вид рассчитывается отдельно.

Например. Для получения уровня структурной безработицы (СтБ) необходимо количество незанятого населения разделить на ТрН. При СтрБ в 2 000 чел., а ТрН ‒ 30 000 чел. формула расчета будет выглядеть: 2 000 / 30 000 × 100% = 6,7%. Также вычисляется циклическая (ЦБ) и фрикционная незанятость (ФрБ).

Естественная безработица (ЕстБ) складывается из ФрБ и СтБ, поскольку они отражают обычный ритм общественной жизни.

ЕстБ = (ФрБ + СтБ) / ТрН.

Расчет может быть дополнен различными формами незанятости, которые присущи определенному государству или территории.

Влияние на экономику, регулирование

Безработица не всегда является отрицательной тенденцией. Количество незанятых людей выполняет роль резервного пласта, необходимого на случай бурного экономического роста. Кроме того, явление повышает конкурентоспособность соискателей должностей. Работникам приходится «оттачивать» знания, навыки, чтобы достойно выглядеть на уровне аналогичных специалистов отрасли.


Но любые резервы не должны превышать допустимую норму. В противном случае наступает избыток незанятых кадров, что ведет к социальному напряжению, снижает ценность трудовых ресурсов.

Зависимость показателя от изменения спроса и потребностей должна быть минимизирована с помощью рыночных и государственных регуляторов.

Справка. Все страны обладают уникальными потенциалами. Даже при равных условиях хозяйствования, развития величина естественных показателей незанятости для каждого государства своя.

Оптимальный уровень безработицы, по мнению Росстата и большинства экспертов и политиков, в России – 5–7%, идеальный – 5%. Он позволяет расти средним доходам населения, сохранять неплохую социальную и экономическую обстановку. Как сообщает директор Института социальной экономики (ИСЭ) Никита Исаев в своей статье «Вроде не бездельники», в странах с устойчивой экономикой этот показатель даже выше:

  • в США – 5,5%;
  • в Германии – 6,4%.

Борьба с безработицей должна быть тщательно запланированной, учитывать все возможные отрицательные последствия. Поскольку регулирующие меры могут привести к ускорению инфляции на фоне роста зарплаты. Государство должно будет отреагировать на негативные тенденции. Это приведет к ужесточению финансовой политики, дефициту бюджета, сокращению госрасходов.

Наличие фрикционной, структурной, сезонной безработицы – это признак эффективных рыночных отношений. Но регулирование процессов – необходимость. В государствах с высоким уровнем ВВП правительства разрабатывают меры для сдерживания роста показателя выше допустимой нормы.

Вопрос занятости, по мнению директора ИСЭ, в США и Европе решается довольно эффективно. Пособие по безработице назначают в размере 50–70% от утраченного дохода. Выплаты в среднем составляют более 1 000 $. Это позволяет не только поддерживать достойный уровень жизни потерявшим работу, но и стимулирует регистрироваться на биржах, что ускоряет процесс трудоустройства.

Экономическая суть естественной безработицы заключается в политике достижения рыночного равновесия. Такие тенденции, как снижение реальной зарплаты, несовершенный уровень конкуренции, искажение информации, нерегулируемая миграция, становятся причиной отрицательных «скачков» процента.


Нулевым показатель быть не может, но для его сдерживания применяются специальные технологии:

  • внедрение автоматизированных программ размещения резюме, поиска вакансий, выделение субсидий на организацию собственного бизнеса и др.;
  • социальная защищенность работающего населения (минимальный размер оплаты труда, профсоюзные объединения и т.д.);
  • организация обучения, переквалификаций и др.;
  • увеличение числа рабочих мест с помощью системы льготирования (налогообложение, кредитование, соцвыплаты);
  • развитие института самозанятости, введение специальных режимов, упрощение отчетности и прочее;
  • стимулирование миграции в направлении регионов, где наблюдается дефицит кадров.

Уровень в России

Показатель незанятости в РФ остается стабильно низким. По данным Росстата, это от 4,3 до 4,8% за 2019 г. Безработица в государстве распределена территориально неоднородно. В центральном регионе колеблется от 1,3 до 3%, на периферии доходит до 27%.

Например. В республиках Северного Кавказа и на Алтае показатель ‒ в пределах 13%, особенно выделяется Ингушетия, где цифра превышает 26%.

Графически прослеживается естественный уровень по большинству регионов страны, за исключением кризисных территорий Северного Кавказа, где колебания превышают допустимые пределы.

График. 1. Динамика незанятости в Российской Федерации за 2010-2019 гг. Источник: составлено автором

График. 1. Динамика незанятости в Российской Федерации за 2010-2019 гг.
Источник: составлено автором

Так, за 10 лет в России в целом показатель снизился с 7,3 до 4,6%. Минимальный уровень в Центральном ФО – падение с 4,6 до 2,9%. Тогда как по СКФО безработными остаются 11,1% трудоспособных жителей, но с 2010 г. их количество все же снизилось на 4,4 пункта – в 2010 г. в округе он составлял 16,5%.

Уровень безработицы отражает экономическое состояние региона. В целом по России наблюдается занижение фактического показателя, поскольку существует некоторая специфика. Трудоспособное население не отмечается на бирже, работает неофициально либо получает доход только от подсобного хозяйства.

Особенность. В России отмечается высокий процент скрытой незанятости, то есть когда работодатель отправляет сотрудников в неоплачиваемые отпуска. Для пресечения этой тенденции необходимо вывести бизнес из теневого сектора, обеспечив прозрачность всех процессов на предприятии. Важно также снизить налоговый гнет, что будет способствовать официальному оформлению работников.

По данным исследования рекрутингового агентства HeadHunter, в 2020 г. на рынке труда сохранятся пессимистические настроения во всех регионах, кроме Дальневосточного и Москвы:

  • 10% компаний ожидают сокращения штатов;
  • 25% опрошенных заявили об угрозе потерять работу;
  • 69% соискателей утверждают, что найти новое место трудоустройства «сложно» или «очень сложно».

Для борьбы с превышением уровня безработицы необходимо организовать в стране следующие условия:

  • поддержание стартапов, новых бизнес-проектов, привлечение инвестиций;
  • создание льготного климата для малых предприятий;
  • специальное финансирование стратегических отраслей и отдаленных регионов;
  • организация системы переобучения населения, получения новых, востребованных специальностей, запуск программ профстажировки.

«Просто рост числа малых и средних предприятий даст ограниченный эффект, обязательно надо повышать их качество, стимулировать рост числа сотрудников. Для этого можно создать простую и прозрачную систему понижающих и повышающих коэффициентов для расчета налогов, применяемых в зависимости от численности штата компании, от региона, в котором работает предприятие, от выбранной отрасли. Эти меры помогут привлекать инвестиции и предпринимателей в моногорода, сильно страдающие от финансовых проблем градообразующих предприятий, помогут увеличить число занятых в МСП и снизить безработицу в стране»

Никита Исаев, директор Института актуальной экономики.
Источник: Газета. Ru

Тема: «Экономика». Часть 3. Задания уровня С. Ответы

С1 Проиллюстрируйте двумя примерами различные проявления воздействия экономики на социальную сферу ( в каждом случае запишите сначала проявление, а затем соответствующий пример)

С 2 Назовите три основные сферы, в которых протекает экономическая деятельность.

С3 Нередко можно услышать, что с безработицей в рамках рыночной экономики государство бороться не должно: она присуща рынку. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

С4 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о производителе.

С 5 С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.

С 6 В структуре распределения земель в России по типам собственности в 2001 году доля индивидуальных участков граждан составляла 6%, земли фермеров 8%, а земли бывших колхозов и совхозов – 86%. Семьям россиян на своих крохотных участках удается производить более 88% всего картофеля и почти 67% всех остальных овощей, выращиваемых в стране. Можно ли на основе этих данных сделать выводы. :

1. о неэффективном распределении земель в стране.

2. о неэффективном использовании земель

Аргументируйте свои выводы.

С 7 В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.

С 8 Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Должно ли государство регулировать экономику.

Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования.

Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии… Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.

1 Совпадает ли позиция авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономике? Приведите по одному положению из каждого текста, подтверждающему ваш вывод.

2 Как оценивает каждый из авторов значение государственного перераспределения доходов населения? Почему дает такую оценку?

3 Укажите три отрицательных последствия, к которым, по мнению автора первого текста , ведет государственное регулирование в условиях рынка. Опираясь на знания из курса обществоведения, попытайтесь доказать необоснованность одного из этих следствий.

4 Какие, на взгляд автора второго текста, полезные функции выполняет государство в условиях рынка? (Укажите три функции. ) Опираясь на знания из курса обществоведения, приведите еще одну необходимую функцию государства в условиях рыночной экономики.

С. 9 Прочитайте текст и выполните задания к нему

Что порождает неравенство в благосостоянии.

Проблема неравенства благосостояния – одна из древнейших. Как и рождаемое этой проблемой социальное напряжение, а проще говоря враждебное отношение бедных к богатым…Поэтому экономическая наука давно и постоянно занимается изучением неравенства и его негативных последствий, а также разработкой мер по их ослаблению. У этой проблемы есть две грани: 1) неравенство доходов; 2) неравенство богатства. Как мы уже знаем, люди получают доходы в результате предоставления находящихся в их собственности факторов производства (своего труда, капитала, земли) в пользовании фирмам для производства нужных людям благ либо вкладывают эти ресурсы в создание собственных фирм. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства… Причины этого: 1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести большой доход, чем капитал в форме лопаты); 2) разная успешность использования факторов производства (работник в фирме, производящий дефицитный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом); 3) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях большой доход, чем владелец одной скважины).

Используя свои доходы, люди могут тратить их часть на приобретение дополнительного объема факторов производства. Например, семья может положить часть своих заработков в банк, чтобы получить доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семьи, т. е. та собственность, которой владеют ее члены (за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести это собственность)…

Богатство семьи – собственность семьи, свободная от долгов. Свое богатство семья может завещать, т. е. с помощью завещания подарить своим детям. А это значит, что различия в богатстве могут нарастать от поколения к поколению, создавая все более прочные основы для различия в доходах, приносимых богатством и трудовой деятельностью…

Неравенство доходов и богатств может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства.

1 Сформулируйте две проблемы, которые рассматривает автор.

2 Автор называет два источника получения доходов семьи от имеющихся в собственности факторов производства: заработная плата и банковский процент. Используя обществоведческие знании, назовите два других способа.

3 В документе приведены и проиллюстрированы примерами три причины неравенства доходов. Опираясь на текст и жизненный опыт, приведите три собственных примера, характеризующих каждую причину.

4 Автор подчеркивает необходимость государственных мер по сокращению неравенства доходов и богатств. Используя знания обществоведческого курса, назовите три подобных меры, используемые государством.

С 10 Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Государство в условиях рыночной экономики.

1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

2 Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

4 Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Задания по выбору

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

1«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство» (Б. Ауэрбах. )

2 «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться. »

3 «Нужно думать не о том, что нам может пригодиться, а только о том, без чего мы не сможем обойтись. » (Д. Джером. )

4 «Везде, где есть торговля, там и нравы кротки» (Ш. Монтескье. )

5 «Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны» (М. Портер).

6 « Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм это неравное распределение блаженства» (У. Черчилль).

7 «В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то что он может давать всегда» (Шарль Луи Монтескье).

8. «Человеком с большим состоянием и богатым следует назвать того, кто умеет пользоваться своею собственностью» (Лукиан).

9. «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора» ( Ф. Хайек).

10 «В коем царстве люди богаты , то и царство богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому. » (И. Т. Посошков).

11 «Всякая коммерция– это попытка предвидеть будущее. » (С. Батлер).

12 «Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М. Амстердам).

13 «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития» (И. Шумпетер).

14 «Бедняки платят дороже всего» ( У. Зыбура).

15 « Устойчивость обществу придают или цепи или собственность. » (Ф. Искандер).

The impact of the unemployment factor on the receipt of personal income tax in the RF budget

Алиев Басир Хабибович
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов, денежного обращения и кредита
Россия, Дагестанский государственный университет
fef2004@yandex.ru

Статья посвящена проблемам воздействия системы подоходного налогообложения на занятость и уровень жизни населения. Рассматриваются факторы, влияющие на поступление НДФЛ в бюджет. Проведен анализ таких факторов, оказывающих воздействие на поступления НДФЛ в бюджет, как: численность трудоспособного населения, экономическая ситуация на крупнейших предприятиях, уровень средней заработной платы, нормативы отчислений в бюджет.
На основе проведенного анализа факторов автор отмечает, что поступления налога на доходы физических лиц в той или иной степени зависит от занятости населения, соответственно оказывает влияние на экономику в целом. Индекс инфляции оказывает влияние на номинальную заработную плату. Коэффициент безработицы и процент рабочего населения влияют на количество субъектов налогообложения, то есть физических лиц оплачивающих НДФЛ. Средняя заработная плата является объектом налогообложения. Таким образом, величина поступления НДФЛ в государственный бюджет слабо зависит от динамики уровня инфляции и безработицы, в средней степени зависит от численности занятого населения и очень сильно зависит от средней заработной платы.

бюджет РФ, налог на доходы физических лиц, безработица, уровень безработицы. инфляция, государственный бюджет

Aliev Basir Habibovich
Doctor of Economics, professor, head of the department of taxes, money and credit
Russia, Dagestan State University
fef2004@yandex.ru

The article is devoted to the problems of the impact of the income tax system on employment and living standards of the population. Factors affecting the income of personal income tax in the budget are considered. The analysis of such factors affecting the income of personal income tax in the budget, such as: the number of able-bodied population, the economic situation at the largest enterprises, the level of average wages, the norms of allocations to the budget
Based on the analysis of factors, the author notes that the income tax on individuals' income depends to some extent on the employment of the population, and consequently affects the economy as a whole. The inflation index affects the nominal wage. The unemployment rate and the percentage of the working population affect the number of subjects of taxation, that is, individuals paying for personal income tax. The average wage is subject to taxation. Thus, the amount of income of personal income tax in the state budget depends little on the dynamics of the level of inflation and unemployment, depends on the average number of employed people and depends very heavily on the average wage.

The budget of the Russian Federation, the tax on incomes of physical persons, unemployment, an unemployment rate. Inflation, state budget

Введение

Налог на доходы физических лиц занимает особое положение в системе налогообложения физических лиц. В нашей стране подоходный налог существовал даже в годы советской власти, хотя практически в тот период отсутствовала налоговая система. Данный налог не оказывал существенного влияния на финансовое положение населения страны [14]. Это объяснялось отсутствием серьезной дифференциации и в целом достаточно низкими доходами граждан. В настоящее время проблема налогообложения доходов физических лиц – как непосредственно и существенно затрагивающее материальное благосостояние населения и касающегося всех граждан страны – является очень актуальной.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) как источник пополнения государственного бюджета

Подоходное налогообложение затрагивает интересы всех слоев экономически активного населения страны. Налог на доходы физических лиц носит четко выраженный социальный характер и обладает огромными возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, и соответственно на уровень их жизни. С помощью системы налоговых льгот и вычетов, налоговых ставок регулируются личные доходы населения. Кроме того НДФЛ может регулировать уровень налоговой нагрузки и уровень дифференциации доходов населения. В настоящее время изучение темы подоходного налогообложения представляет особый интерес, из-за того что в последние годы роль НДФЛ и его влияние на качество жизни населения в РФ изменилась [2]. Острее стал вопрос реформирования этого налога в целях соблюдения принципов равенства и справедливости налогообложения населения.

Целью взимания НДФЛ является пополнение государственного бюджета и равномерное распределение денежных средств между гражданами. Это достигается за счёт выполнения фискальной и регулирующей функций данного налога. Необходимо отметить, что существует несколько мнений относительно функций налога на доходы физических лиц.

Так, И.В. Гущина считает, что фискальная функция налога на доходы физических лиц имеет особое значение для бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетовтак как сумма налоговых поступлений НДФЛ, распределяется между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, хотя налог считается федеральным. Одной из важных функций данного налога является социальная функция, обеспечивающая снижение социальной напряжённости в обществе и способствующая улучшению качества жизни граждан России.

Ещё одна важная функция НДФЛ – распределительная. В.Г. Пансков говорит об этом следующее: «Налог с доходов физических лиц, безусловно, должен выполнять распределительную функцию. Единая ставка налога эту задачу не выполняет, так как не учитывает наличие у определённого контингента граждан крупных доходов и не способствует повышенному налоговому изъятию с высоких личных доходов и их перераспределению» [10].

Безработица: понятие и его последствия

Последствия и причины безработицы, их структура весьма сложны и многообразны. При исследовании данной проблемы необходимо разделить экономические последствия безработицы на уровне человека, предприятий и на национальном уровне в целом.

Экономический кризис, начавшийся в 2014 году в России, обострил множество проблем, в т. ч. и проблема в сфере занятости. В начале 2015 года, изза роста безработицы правительство РФ начало разработку планов по борьбе с безработицей. Основой их стала поддержка программы профессиональной переподготовки кадров [5]. В последующем, в апреле – мае 2015г. когда рост безработицы уже замедлился, начали сворачивать дополнительные программы содействия трудоустройству и занятости.

Согласно методологии МОТ уровень безработицы – это отношение числа экономически активного населения в возрасте 15 – 72 лет, которое на момент обследования не имели работы, искали ее и были готовы к ней приступить, к общему количеству экономически активного населения.

Безработица на национальном уровне, прежде всего, способствует снижению объема производства валового внутреннего продукта. Взаимосвязь данных явлений отражена в законе Оукена. Согласно этого закона, если «фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВВП составляет 2,5%». При оценке этого факта, необходимо обратить особое внимание на термин «естественный уровень безработицы» [3]. В экономической теории «естественный уровень безработицы» считается нормальным в случае, если достигнута соответствующая сбалансированность между спросом и предложением труда, т.е. количество вакантных рабочих мест совпадает с количеством людей, ищущих работу.

Естественный уровень безработицы определяется многими обстоятельствами социально – экономического направления: политика занятости, государственная инвестиционная политика, уровень жизни в стране, система служб занятости, пособия по безработице, размеры имущественных и денежных накоплений граждан, продолжительность их выплат, развитие сети учебных заведений по повышению квалификации и переподготовке кадров, их доступность населению, готовность самих граждан к получению навыков к труду и новых знаний и т д.Истинная безработица представляется безработицей вследствие масштабных экономических реформ или технического развития, циклической безработицей связанной с экономическими кризисами и скрытой безработицей, практически не фиксируемой статистическими службами.

Безработица, уменьшает объемы ВВП страны, приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет государства. Это связано, с одной стороны, со снижением налогооблагаемой базы налогоплательщиков (юридических и физических лиц) [6]. По мере роста безработицы увеличиваются расходы государства. При этом основная масса расходов приходится на фонд занятости. Источниками его пополнения являются как обязательные страховые взносы работодателей и отчисления из заработков работающих, так и ассигнования из бюджетов Российской Федерации разных уровней, а также добровольные взносы физических и юридических лиц.

Важным моментом для тех, кто был уволен с работы в связи с сокращением штатов, является постановка на учет в социальную службу занятости. Сделать это необходимо в течении 14 дней со дня увольнения. Статус безработного дает возможность получить новую квалификацию бесплатно. Список учебных центров и профессий составляется в начале года, и в центре занятости вывешивают объявления о предстоящих наборах.

Проведенные исследования показали, что на начало 2016 года уровень безработицы в России составляло 6% от общего количества физически и экономически активных граждан. Согласно Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» (статья 3) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя [4].

Уровень безработицы и поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ

В РФ учет безработных осуществляется двумя способами: на основании обращений в службу занятости, и по данным обследования населения по проблемам занятости, которое проводится в объеме 0,06% от численности населения. Ежеквартально в целом по РФ обследуется 65 тысяч человек в возрасте 15 – 72 лет, в годовом объеме – около 260 тысяч человек.

По данным выборочных обследований населения Росстата, в апреле 2015 года 4,4 млн. человек (5,8% экономически активного населения) были безработными. В учреждениях службы занятости зафиксировано и того меньше – 1 млн. человек. В то же время согласно социологическим опросам на начало 2015 года27% населения отмечали сокращение кадров на своих предприятиях.

Согласно Росстату, уровень безработицы за последние 10 лет колебался в пределах от 5,3% в 2014 году до 8,2% в кризисном 2009 году, в целом изменяясь в сторону уменьшения безработицы.

Опрощенные эксперты напоминают, что сейчас речь идет о сезонном росте безработных, а уровень безработицы в этом году оказался едва ли не самым низким за всю новейшую историю России.

Ведущий экономист И.Поляков считает, что слабая динамика экономического роста и внешнеэкономические условия ведут к существенному охлаждению рынка труда. Вызовы со стороны эффективности труда, качества трудовых ресурсов и потребности в них оказывают давление на занятость, краткосрочный и среднесрочный спрос на труд [13]. Усиление негативных процессов на рынке и структуризация в отдельных видах деятельности приведут к развороту тренда общей численности безработных от его снижения к повышению [1]. В течении следующего года ожидается рост уровня безработицы, по базовому сценарию – до 5,6% к концу 2016 года, по пессимистическому — 5,8%. Для сравнения в 2009 году в пик кризиса, уровень безработицы достиг 5,8 млн. человек или 7,7%.

От пессимистических прогнозов воздерживается и А.Коровкин, заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Его коллеги произвели расчеты состояния рынка труда на 2015 год. При оценке перспективной динамики безработного населения за основу взят средний вариант демографического прогноза Росстата и два сценария из прогноза социально – экономического развития на 2015 – 2017 гг., разработанные МЭР. Численность иностранных трудовых мигрантов принята неизменной на уровне последнего отчетного периода. Оба варианта исходят из оценки темпов прироста ВВП на 2014 г. в 0,5% и темпов падения инвестиций в основной капитал на 2,4%.

В течение 2015 года на рынке превалировала положительная динамика. Но под конец года тренд развернулся [9]. Начиная с октября число публикуемых вакансий начало падать, при этом количество резюме хоть и сократилось, но совсем не существенно. В результате по конец года на рынке существенно увеличилась конкуренция среди соискателей – так на конец ноября на одну вакансию претендует 4,2 резюме, тогда как годом ранее на одну позицию приходилось всего три резюме.

Падение количества публикуемых вакансий произошло по всем без исключения сферам. По итогам года первые претенденты в аутсайдеры – автомобильная сфера и сфера недвижимости, скорее всего, к ним присоединится финансовый сектор. Самым высоким индексом отметились высший менеджмент, госслужба и сфера СМИ, развлечения – именно здесь было зафиксировано максимальное количество резюме на одну актуальную вакансию [12]. Но даже в условиях падающего со стороны работодателей спроса есть направления, где ощущается нехватка специалистов: так, в рабочем персонале на одну открытую вакансию приходится всего 0,8 резюме. Стоит отметить достаточно высокую долю вакансий для молодых специалистов более 9%.

Многие говорят о сокращении персонала на 10%-20% « Увольнения при этом коснулись новичков в профессии, ассистентов, младших специалистов – в декабре традиционно проходят аттестации, которые смогут пройти не все. А вот сильные руководители же востребованы как никогда.

Любая компания, в связи, с трудной финансовой ситуацией сокращая расходы на персонал, автоматически снижает поступления НДФЛ в бюджет.

По данным ведомства на 1 января 2016 года в органах службы занятости населения в целом по РФ было зарегистрировано 885,6 тыс. человек, что на 7,8% больше чем на 1 декабря 2014 года. Коэффициент напряженности на российском рынке труда на начало 2016 года составил 0,7.

Таблица 1 — Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет на начало 2015г.

Экономически активное население, тыс. человек Занятые Безработные Уровень безработицы в %
Российская Федерация 75264,3 71262,5 4001,8 5,4
СКФО 4503,8 4021,2 482,6 10,7
Республика Дагестан 1325,0 1182,9 142,0 10,7

Источник: regnum.ru/news/economy/1899328.html — Информационное агентство REGNUM

Самая низкая безработица на настоящий момент в Москве – около 1 %, самая высокая в Ингушетии – более 40%. Рассмотрим для сравнения влияние численности безработного населения на поступление НДФЛ в государственный бюджет за последние несколько лет:

  • За 2015 год количество поступивших НДФЛ в консолидированный бюджет РФ составил на сегодняшний день 38%, а уровень безработицы равен 5,4%
  • 2014 год НДФЛ составил 32,8%, уровень безработицы – 5,3%
  • 2013 г. НДФЛ-34,5%, уровень безработицы- 5,8%
  • 2012 г. НДФЛ- 36,2%, уровень безработицы- 5,5%.

В целом видно, что поступления налога на доходы физических лиц в той или иной степени зависит от занятости населения, соответственно оказывает влияние на экономику в целом [7]. Индекс инфляции оказывает влияние на номинальную заработную плату. Коэффициент безработицы и процент рабочего населения влияют на количество субъектов налогообложения, то есть физических лиц оплачивающих НДФЛ. Средняя заработная плата является объектом налогообложения. Таким образом, величина поступления НДФЛ в государственный бюджет слабо зависит от динамики уровня инфляции и безработицы, в средней степени зависит от численности занятого населения и очень сильно зависит от средней заработной платы [11]. Средняя заработная плата в России в 2015 году по данным Росстата составляет 33 300 руб. когда в Дагестане среднемесячная оплата труда почти в два раза меньше общероссийской около 19 000 руб.

Можно выделить два вида последствий безработицы:

  1. Экономические последствия:
  • сокращение доходов федерального бюджета – чем выше безработица, тем меньше налоговые поступления, в частности от НДФЛ;
  • рост затрат общества – на общество в лице государства ложиться бремя поддержки безработных: выплат пособий, финансирование профессиональной переподготовки безработных и т.д.
  • снижение уровня жизни – лица ставшие безработными и их семьи теряют личные доходы, и качество их жизни снижается;
  • недополученный выпуск продукции – в результате не полного использования рабочей силы, может наблюдаться отставание фактического ВВП от потенциального.
  1. Неэкономические последствия:
  • обострение криминальной ситуации – больше краж, грабежей и прочее;
  • стрессовая нагрузка на общество – потеря работы большая личная трагедия для человека, сильный психологический стресс;
  • политические и общественные беспорядки – массовая безработица может вызвать острую социальную реакцию (митинги, забастовки, погромы) и привести к бурным политическим переменам.

Заключение

Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые сегодня нужны потребителям. И здесь весьма велика роль государства, которое должно смягчить негативную сторону этих позитивных для производства и населения процессов.

Проведенный анализ современных тенденций экономики показывает, что замедление темпов инфляции сопровождается ростом безработицы. Это свидетельствует о многообразии и сложности форм проявления и способов реализации глубинных социально – экономических закономерностей. В рыночной экономике из многочисленных альтернативных механизмов стремятся найти такое сочетание уровня безработицы итемпов инфляции, при которых совокупный отрицательный эффект инфляциии безработицы был бы минимальным.

В ряде предыдущих публикациях мы подробно рассмотрели, что российская экономика демонстрирует все признаки очередной стагнации. Темп роста за 8 месяцев текущего года Министерством экономического развития оцениваются на уровне 1,1%, а по нашим оценкам в лучшем случае ВВП вырастит по итогам года на 1,5-1,8%.

В действительности все эти прогнозы не имеют сколько бы существенного значения и не заслуживают такого особого внимания, так как поправка прогноза от 1% влево или право на десятые проценты не сыграет никакой роли. Уже сейчас очевидно, что 2019 год станет "успехом макроэкономической стабильности" управляющей элиты нашей страны.

Почему такая стабильность в экономике признается успехом и чем она важна для лиц, принимающих важные политические, экономические решения?

Экономическая стабильность - это прежде всего достижение целевого значения по ряду ключевых макроэкономических показателей.

Инфляция. В 2017 году инфляция была принудительно снижена до 2,51%, в 2018 году она составила 4,26%, а за 8 месяцев текущего года - 4,3%. Причём, самое примечательное здесь то, что снижение инфляции осуществлялось, скажем так, " силовыми экономическими методами " со стороны ЦБ РФ, которые привели к известным последствиях - усугубление социально-экономического положения большинства граждан.

В итоге, инфляция стала управляемая и её хаотичные изменения сведены в ноль, а Центральный банк России добился некоего контроля цен в стране.

Бюджет страны. Если в 2016 году дефицит бюджета составлял 3,142 трлн руб., через год он снизился до 1,349 трлн., а в 2018 году бюджет из дефицитного резко трансформировался в профицитный - 2,7 трлн руб . За первые 8 месяцев текущего года профицит бюджета уже достиг 2 трлн руб.

Очевидно, что такими темпами в конце года в стране опять сложится колоссальный переизбыток денег в экономике, которые не направляются на её развитие.

Складывающейся на протяжении последних трёх лет профицит бюджета в таких масштабах является значительным успехом для экономической истории современной России. С нашей точки зрения, этот профицит формируется целенаправленно, а цели видятся в следующем:

1. Экономический блок управляющей элиты страны ожидает в скором времени наступление очередного мирового экономического кризиса наподобие 2008/2009 годов. Основания для такого опасения имеют место быть, так как рыночной экономике свойственна цикличность. Поэтому было принято решение создать максимально благоприятные условия, чтобы пройти кризис с меньшими потерями.

2. Обеспечить реализацию намеченных масштабных национальных проектов в стране, но, по всей видимости, претворении этих планов в жизнь имеет явные проблемы.

Хотелось бы выразить и такую точку зрения, что профицит создается по причине отсутствия понимания того, как реально можно запустить экономический рост в нашей стране. Однако понимание присутствует в сфере роста налоговых поступлений, которые, как ни смешно бы не было, превышают во много раз рост самой экономики, что крайне удивительно. По сути из-за роста налогового пресса в стране снижается предпринимательская активность и об этом прямо говорит статистика: количество ликвидированных компаний превышает количество регистрируемых в три раза. Подробнее об этом читайте нашу публикацию .

Международные резервы. На начало сентября текущего года они составили 529 млрд долл. США, что ни много ни мало более 30% от ВВП России. По сравнению с началом 2000 года международные резервы выросли в более, чем 40 раз.

Однако самое главное:

Тогда по указанию с Запада было принято решение сжимать денежную массу из-за большого денежного навеса в стране, скопившегося у населения. В 1990 году во всех формах объём денег находившейся у советских граждан достиг 50% от тогдашнего ВВП, и согласно наставлениям "западных гуру" необходимо было уменьшить этот навес в целях нейтрализации инфляции. Полагалось, что именно это огромное скопление денег у населения выступало главным стимулятором инфляции.

С тех пор российская экономика остается недомонетизированной, то есть объём обращаемых в хозяйственной системе денег не соответствует размеру ВВП. Это также выступает косвенным фактором торможения экономики.

Государственный долг. Очевидный положительный успех, который удалось достичь нашей стране. Понятно, что большой государственный долг лежит тяжким бременем для экономики и перетягивает на себя часть экономического роста. Снижение до минимум государственного долга по праву следует признать весомым аргументом в полемике о макроэкономической стабильности.

Безработица. Из месяца в месяц статистическими органами регистрируются рекордно низкие значения по уровню безработицы. По данным Росстата в стране только 4,5% занятого населения не имеют постоянного места работы.

Однако за низким значением безработицы кроется тот факт, что реальный уровень заработной платы у большинства граждан не позволяет формировать даже сбережения.

Выводы.

В итоге мы получаем, что управляющая элита добилась в экономике некоего оптимального уровня по макроэкономическим показателям, которые признаются на международным уровне в качестве эталона. Но при этом были упущены из внимание другие важные области, такие, например, как социальная сфера. Понятно, что решение той же проблемы бедности требует всесторонней проработки, но откладывать решение этой проблемы уже нельзя. При этом, эта проблема не одна, а их их скопилось целое множество.

Плюсом в копилку стабильности в экономике следует отнести только то, что она позволяет прогнозировать с высокой точностью изменения в хозяйственной системы. Например, если принимается решение о снижении ключевой ставки, то легче оценить последствия в стабильной экономике. Поэтому сейчас ожидаемый шаг со стороны Правительства РФ был бы повышение внимание социальной политике, то есть сконцентрироваться на повышения уровня жизни в стране.

Однако, пока что мы можем констатировать, что за многими достижениями целевых значений по макроэкономическим показателям скрыты провалы в других социально важных областях. Поэтому в действительности в нашей стране сложилась " мнимая экономическая стабильность ".

Также предлагаем подборку наших недавних публикаций:

Читайте также: