Статистический анализ влияния ввозных таможенных пошлин на импорт товаров в россию

Опубликовано: 26.04.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Тесля Я.А. Таможенные тарифы как инструмент регулирования ВЭД // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3582 (дата обращения: 12.04.2021).

Влияние внешнеэкономических связей на экономику страны может быть оценено в определенных количественных и качественных показателях. Особое влияние на торговлю оказывает таможенный тариф. Таможенный тариф – это собрание ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный тариф), систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности [1].

Импортный таможенный тариф выполняет ряд функций. Во-первых, он является инструментом протекционистской политики. Импортные пошлины, которые оплачивает импортер, приводят к повышению цен на импортные товары, что обеспечивает определенные преимущества национальным производителям в процессе реализации их товаров на внутреннем рынке.

Во-вторых, влияя на внутренние цены, таможенный тариф до определенного момента может содействовать развитию национального производства и экспорта. Увеличение цен на импортные товары приводит к общему повышению цен и росту прибыли национальных производителей, что повышает их конкурентоспособность на внешних рынках. Однако к этому следует относиться весьма осторожно, поскольку такая политика, проводимая длительное время, приводит к созданию «тепличных» условий для национальных производителей и, как следствие, к снижению их конкурентоспособности на внешних рынках.

В-третьих, таможенный тариф многими странами используется в качестве орудия борьбы за получение торгово-политических уступок от партнеров на основе взаимности. Это может выразиться во встречном снижении пошлин.

В-четвертых, он может применяться в интересах развития экспорта посредством одностороннего освобождения от пошлин при ввозе определенных материалов, используемых для производства продукции на экспорт. Такая практика применяется при импорте давальческого сырья.

В-пятых, на основе таможенного тарифа осуществляется строгий контроль государства за прохождением грузов через границу.

В-шестых, посредством таможенного тарифа, облагая пошлинами товары, государство реализует фискальные цели, т.е. обеспечивает поступление денежных средств в госбюджет [2].

Таможенные тарифы влияют на экономику страны в зависимости от ее экономической ситуации. Страны можно разделить на две группы: страны, чей спрос на импортные товары не изменяет мировые цены и страны, спрос которых изменяет мировые цены.

Рисунок 1 иллюстрирует уровень таможенного тарифа в странах мира, а таблица 1 отображает мировых лидеров и аутсайдеров по таможенному тарифу.



Рисунок 1 – Уровень таможенного тарифа в странах мира

Таблица 1 – Тарифные ставки, 2012



Рисунок 2 – Рейтинг 20 самых высоких тарифных ставок в мире

В развивающихся странах высокие тарифы по причине больших национальных затрат на производство товаров и желания защитить свой рынок от конкуренции, защиты молодых отраслей промышленности. В таких государствах таможенная пошлина составляет от 50% и выше, а в ряде стран и вовсе выше 100%. Самая высокая ставка, по данным 2012 года у Бангладеш. Самая маленькая ставка у США. Высокие тарифы в развитых странах будут оказывать отрицательное влияние на экономику страны, потому что они снижают уровень благосостояния страны и увеличивают торговое бремя на потребителей.

Проведем анализ влияния тарифов и средневзвешенной тарифной ставки на импорт страны (в % от ВВП) при помощи построения регрессионного уравнения.

Таблица 2 – Коэффициенты регрессии (2012) a

a. Зависимая переменная: Y1
Источник: Расчёты автора

Нормированные коэффициенты (Beta) оцениваются по нормированным данным, имеющим выборочное среднее, равное 0, и стандартное отклонение, равное 1. Величина Beta позволяет сравнить вклады каждого предиктора в предсказание отклика. Отрицательный знак коэффициентов при переменных X2, X3 означает, что зависимость между предиктором и откликом обратная. Из таблицы 2 выведем коэффициенты регрессии b и смещение по оси ординат (свободный член). Таким образом, общее уравнение множественной регрессии для всех стран выглядит следующим образом:

Y=32,920 + 2,063 * Х1 – 1,711 * Х2 + 0 ,163 * Х5

Для интерпретации направления связи между переменными учитывают знаки (плюс или минус) регрессионных коэффициентов. Если регрессионный коэффициент положителен, то связь этой переменной с зависимой переменной положительна; если регрессионный коэффициент отрицателен, то и связь носит отрицательный характер. Если регрессионный коэффициент равен 0, то линейная связь между переменными отсутствует.

Полученное уравнение означает, что при изменении Х1 на единицу, показатель Y увеличится на 2,063; при изменении показателя Х2 на единицу, Y уменьшится на 1,711, при изменении показателя Х5 на единицу, Y увеличится на 0,163. Т.е. при изменении тарифа и средневзвешенной тарифной ставки соответственно меняется показатель импорта в % от ВВП.

Проведенные анализ показал, что выбранные показатели имеют прямую зависимость друг от друга. Во всех странах при повышении или снижении тарифа и средневзвешенной тарифной ставки соответственно и изменяется размер импорта.

Для определения факторов, позволяющих определить зависимость тарифной ставки от размера импорта страны, проведем анализ на основе нескольких показателей, признаки кластеризации выявляются по 183 странам. Кластерный анализ предназначен для объединения некоторых объектов в классы, чтобы в один класс попадали максимально схожие, а объекты различных классов максимально отличались друг от друга. Количественный показатель сходства рассчитывается заданным способом на основании данных, характеризующих объекты.

Принято решение использовать метод k-средних, который заключается в следующем: вычисления начинаются с k случайно выбранных наблюдений (в нашем случае k=4), которые становятся центрами групп, после чего объектный состав кластеров меняется с целью минимизации изменчивости внутри кластеров и максимизации изменчивости между кластерами. Каждое следующее наблюдение (k+1) относится к той группе, мера сходства с центром тяжести которого, минимальна.

Когда результаты классификации получены, можно рассчитать среднее значение показателей по каждому кластеру, чтобы оценить, насколько они различаются между собой.

В качестве факторов для проведения кластерного анализа были выбраны следующие показатели за 2012 год:

По нашему мнению, данные показатели наиболее полно отражают развитие внешнеэкономических связей стран.

Кластерный анализ проводился с использованием статистического программного продукта SPSS 18.0.

В результате проведенного анализа страны были объединены в группы со схожими характеристиками, как это указано в табл. 2.

Таблица 3 – Классификация стран на 2012 год

Кластер 1 – Страны со средними показателями импорта и низкими тарифными ставками

Австралия, Австрия, Аргентина, Бахрейн, Бруней, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Италия, Канада, Корея (Южная), Литва, Малайзия, Мальта, Новая Зеландия, Оман, Саудовская Аравия, Словакия, Словения, Тринидад и Тобаго, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Экваториальная Гвинея, Эстония

Кластер 2 – Страны с высокими показателями импорта и невысокими тарифными ставками

Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швейцария

Кластер 3 – Страны лидеры по показателям импорта и низкими тарифами

Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур

Кластер 4 – Страны с неинтенсивным импортом и высокими тарифами

Азербайджан, Ангола, Антигуа и Барбуда, Барбадос, Белиз, Болгария, Ботсвана, Венесуэла, Габон, Гайана, Гренада, Греция, Иордания, Ирак, Казахстан, Коста-Рика, Ливан, Маврикий, Македония, Мексика, Монголия, Намибия, Палау, Республика Конго, Россия, Румыния, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Сербия, Суринам, Тунис, Туркменистан, Турция, Украина, Уругвай, Фиджи, Хорватия, ЮАР

Багамы, Белоруссия, Испания, Кипр, Латвия, Ливия, Панама, Польша, Португалия, Сейшельские острова, Сент-Киттс и Невис, США, Таиланд, Чили, Япония

Албания, Алжир, Армения, Афганистан, Бангладеш, Бенин, Боливия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутан, Вануату, Восточный Тимор, Вьетнам, Гаити, Гамбия, Гана, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Гондурас, Грузия, Джибути, Доминиканская Республика, Египет, Замбия, Зимбабве, Индия, Индонезия, Иран, Йемен, Кабо-Верде, Камбоджа, Камерун, Кения, Киргизстан, Кирибати, Китай, Колумбия, Коморские острова, Конго, Корея (Северная), Кот-д’Ивуар, Куба, Лаос, Лесото, Либерия, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мальдивские о-ва, Марокко, Мозамбик, Молдова, Мьянма, Непал, Нигер, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Папуа Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Руанда, Сальвадор, Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сенегал, Сирия, Соломоновы острова, Судан, Сьерра-Леоне, Таджикистан, Танзания, Того, о-ва Тонго, Уганда, Узбекистан, Филиппины, ЦАР, Чад, Черногория, Шри-Ланка, Эквадор, Эритрея, Эфиопия, Ямайка

Источник данных: Расчёты автора

В результате в 1-ый кластер вошло 30 стран, во 2-ой – 5 стран, в 3-ий кластер – 4 страны и в 4-ый кластер -143 страна. Т.к. в последнем кластере оказалось большое количество стран с низкими показателями, было принято решение разделить его еще на 3 подкластера – 38,15 и 90 стран соответственно. Все 183 страны приняли участие в анализе, но т.к. Лихтенштейн выбился в отдельную группу, в данной таблице представлена группировка 182 стран.

Согласно таблице 3, в 3 кластере оказались страны с самыми высокими показателями импорта на душу населения, к ним относятся Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур. Страны, принадлежащие ко 2-ому кластеру, также имеют высокие показатели импорта на душу населения, также как и страны 3 кластера, являются открытыми, но уже в меньшей мере, к ним отнеслись Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия и Швейцария. Страны, принадлежащие к 1 кластеру, обладают средними показателями импорта и низкими тарифными ставками. Большинство этих стран являются членами ЕС, соответственно они имеют одинаковые тарифные ставки. В 4 кластере в преобладающем большинстве оказались развивающиеся страны, средний уровень обложения пошлинами товаров которых намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Также сюда отнесли и развитые страны экспорт и импорт, которых приблизительно равен.

По результатам проведенного анализа, Россия заняла место в 4 кластере. Она относится к странам с неинтенсивным импортом. Экспортируемых товаров в стране больше, чем импортируемых. Объяснением этому как раз таки и могут послужить достаточно высокие тарифы и средневзвешенная тарифная ставка. Однако в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию ожидается снижение тарифной ставки примерно на 4% по всем видам продукции.

Библиографический список

  1. Горбачева М. Анализ тенденций развития международной торговли // Современные научные исследования и инновации – 2013. – №10 (17) [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/30456
  2. Гундина Ю.Р. Классификация стран мира на рынке нефти // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3566 (дата обращения: 27.12.2013).
  3. Киреев А.П. Международная экономика. Ч.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. – М.: 416 с.
  4. Официальный сайт Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/
  5. Панасюк Д.О. Тенденции развития внешней торговли в странах мира // Современные научные исследования и инновации. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/29973 (дата обращения: 26.12.2013).
  6. Руденко Д.Ю. Стратегия сокращения бедности в регионе // ОЛМАРПРЕСС. – 2011. – 224+8c/
  7. Фаминский И.И. Внешнеэкономический толковый словарь. — М.: ИНФРА–М, Термика. И. П. Фаминский. 2001.- 416с.
  8. World Tariff Profiles 2012 [Electronic resource]. URL: http://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/tariff_profiles12_e.pdf

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Импорт промышленного оборудования в Россию в 2020 году

Зависимость от импорта достигла критического уровня

Политика импортозамещения, объявленная российским правительством после резкого обострения отношений с Западом из–за конфликта с Украиной, провалилась.

Доля российских промышленных предприятий, не готовых отказаться от закупок импортного оборудования и сырья, с 2014 года не только не снизилась, а даже выросла, отмечается в февральском Мониторинге экономической ситуации в России РАНХиГС.


Правительство планировало заменить импорт отечественными аналогами, но вопреки этим ожиданиям число предприятий, готовых отказаться от импорта, сокращается. Об этом говорят опросы руководителей промышленных предприятий, проводимые академией в течение последних 3 лет. Так, в 2015 году 30% компаний были готовы отказаться от приобретения импортного оборудования, а в IV квартале 2017–го таких осталось лишь 7%. Аналогичные тенденции с сырьем: 3 года назад о планах перехода на отечественные аналоги заявляли 22% респондентов, а в прошлом году их доля опустилась до 8%.

Основной помехой на пути импортозамещения остается отсутствие производства на территории РФ нужного предприятиям оборудования, комплектующих и сырья, отмечается в мониторинге. Второй проблемой является низкое качество отечественной продукции. Причем эти проблемы обостряются: в 2015 году 62% респондентов заявляли, что не могут прекратить закупки импортного оборудования из–за того, что в России не производятся аналоги, а в 2017 году об этом заявили уже 69% респондентов. На низкое качество российского оборудования и сырья в 2015 году сетовали 35% опрошенных, а в 2017–м — 37%.

Эти факторы практически не изменились по сравнению с 2014 годом, когда оценки предприятий показали критическую зависимость российской промышленности от импорта. Отечественные предприятия вынуждены в абсолютном большинстве сохранять прежнюю долю импорта в своих закупках, резюмируют в РАНХиГС.

В 2017 году укрепление рубля и успешная адаптация промышленности к кризису привели к снижению масштабов импортозамещения в закупках предприятий до минимума за 3 года мониторинга. И это обстоятельство ярко подтверждается таможенной статистикой: за прошлый год ввоз машин, оборудования и аппаратуры по сравнению с 2016–м возрос на 9%, до $62 млрд, что, впрочем, пока на 34% ниже докризисного уровня 2013 года. Тогда машин и оборудования ввезли на $93 млрд рублей.


В потребительском секторе прогресс импортозамещения минимальный. Достаточно обозреть полки магазинов, где доминируют товары, произведенные в странах Таможенного союза, в том числе в РФ. Но при ближайшем рассмотрении можно заметить, что потребители получают вместо нормального импортного товара российский аналог худшего качества по более высокой цене. Более того, многие запрещенные к ввозу в Россию товары импортируются нелегально через сопредельные государства и продаются на местном рынке значительно дороже, чем Европе. А главное — если полностью очистить российскую розницу от любых импортных товаров, то в стране наступят дефицит и голод. Российская промышленность сегодня не в состоянии ни прокормить, ни одеть, ни обуть население страны.

Решение "Помощник закупок" для 1С

Основы основ. Права в 2020 году


Порядок импорта и таможенного оформления машин и оборудования на территорию Российской Федерации, Белоруссии, Казахстана регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза и представляет собой стандартную регламентированную процедуру. Для отдельных видов оборудования могут применятся дополнительные законодательные акты РФ о таможенном деле.

Многие промышленные машины и технологическое оборудование освобождены от ввозных пошлин на основании соответствующих решений Коллегии Евразийской экономической комиссии. Для некоторых видов ввозимого оборудования имеются преференции по уплате ввозного НДС.

Порядок импорта и таможенного оформления машин и оборудования

Для таможенной очистки на территории РФ в таможенные органы подается стандартный набор документов, включающий в себя инвойс, внешнеторговый договор, таможенную декларацию, упаковочный лист. Кроме того, пакет документов может в себя включать описание продукции, экспертные заключения, фотографии заводских шильдов, технические паспорта, инструкции по эксплуатации, схемы и чертежи оборудования с указанием сферы применения.

Транспортировка оборудования от производителя до места использования требует специальной упаковки, крепления, фиксации, а в некоторых случаях специального транспорта.

Кроме того, ввозимое оборудование обязательно должно быть сертифицировано или иметь документальное подтверждение того, что оборудование не подлежит сертификации.

Сертификация машин и оборудования в 2020 году


Для таможенной очистки ввозимых машин и оборудования в России необходимо получить сертификат или декларацию соответствия Техническим регламентам Таможенного союза. Как правило, машины и оборудование попадают под действие следующих технических регламентов:

  • ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»
  • ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования»
  • ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах»
  • ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств»

Для отдельных видов машин и оборудования могут применяться дополнительные технические регламенты, ГОСТ стандарты или иные нормы регулирования, в зависимости от области применения.

Не подлежит сертификации оборудование бывшее в употреблении, временно ввозимое на территорию Таможенного союза, а также запасные части.

Решение "Помощник закупок" для 1С

Правила ввоза бывших в употреблении машин и оборудования

Для импорта в Россию или страны Таможенного союза бывшего в употреблении оборудования необходимо наличие экспертного заключения для подтверждения таможенной стоимости продукции.

Экспертное заключения для импорта машин и оборудования оформляют Торгово-Промышленные палаты и иные аккредитованные органы. Оформление экспертного заключения происходит на основе процедуры оценки оборудования аккредитованным экспертом, включающим анализ таможенной статистики, изучения прайс-листов производителей, инвойса и внешнеторгового договора. В некоторых случаях требуется процедура осмотра оборудования.

Бывшее в употреблении машины и оборудование не подлежат обязательному подтверждению соответствия в виде сертификации или декларирования. В этом случае необходимо оформление отказного письма ВНИИС (Всероссийского Научно-Исследовательского Института Сертификации).

Временный ввоз машин и оборудования

Иногда требуется ввезти на территорию России или Таможенного союза оборудование для проведения конкретных краткосрочных работ, либо для проведения испытаний или участия в выставках. В этом случае к импортируемому оборудования применяется процедура временного ввоза. Данная процедура позволяет, как правило, полностью освободить ввозимые товары от уплаты таможенных пошлин и НДС.

Срок, на который могут быть ввезены машины оборудование по процедуре временного ввоза не может превышать 2 года.

Применение данной процедуры регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза и требует документальное подтверждение сроков ввоза машин и оборудования и их своевременный возврат. В противном случае к данному оборудования применяются стандартные таможенные процедуры, требующие уплаты таможенных пошлин и НДС.

Санкции в отношении импорта машин и оборудования в 2020 году


В результате наложенных на Россию санкций, экспорт машин и оборудования из стран ЕС запрещен или серьезно ограничен. Серьезные ограничения наложены на вывоз из ЕС товаров двойного назначения, оборудования для нефтедобывающей и буровой промышленности, а также для глубоководного бурения и разведки нефтяных месторождений. Запрещены контракты на поставку машин и оборудования для российских оборонных НИИ и предприятий ВПК. Кроме того, запрещено отправлять машины и оборудование в Крым и Севастополь и крымским предприятиям.

От производителей в ЕС требуется проводить проверку Российских импортеров, получать Сертификат конечного пользователя.

Перед приобретением продукции необходимо тщательно проверить, не попадает ли данная продукция под ограничения, связанные с санкциями или экспортным контролем, и нет ли ограничений, наложенных на импортера.

Освобождение от уплаты НДС машин и оборудования в 2020 году

Импортируемые машины и оборудование, а также комплектующие к нему, могут быть освобождены от уплаты НДС при ввозе на территорию Российской Федерации согласно ст.150 Налогового Кодекса РФ, если данное технологическое оборудование не имеет аналогов на территории РФ. Перечень оборудования, освобожденного от уплаты НДС, приводится в Постановление Правительства РФ N 372 от 30.04.2009. Перечень постоянно изменяется и дополняется, и содержит указание на код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и наименование оборудования.

Если ввозимое оборудование не содержится в данном Перечне, то его ввоз подлежит обложению НДС в общем порядке.

Для получения льготы по НДС импортеру необходимо обеспечить документальное подтверждение кода классификации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТН ВЭД. Применение льготы по НДС не сопряжено с каким-либо ограничением по пользованию или продаже ввезенного оборудования.

Импорт машин и оборудования в качестве вклада в уставной капитал

Импортируемые машины и оборудования могут быть внесены в уставной капитал предприятия, в этом случае предоставляются тарифные преференции в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза».

Данное решение предусматривает, что товары, импортируемые в Россию в качестве вклада учредителя в уставной капитал, освобождаются от уплаты таможенных пошлин.

Для получения освобождения от уплаты таможенных пошлин должны соблюдаться следующие условия:

  • товары не являются подакцизными
  • товары относятся к основным производственным фондам
  • товары ввозятся в сроки, установленные учредительными документами

Кроме того, из положений Таможенного кодекса Таможенного Союза следует, что при предоставлении такой льготы не допускается отчуждение ввезённых машин и оборудования в течение как минимум 5 лет со дня их выпуска на территорию России.

Отдельные категории товаров показали рост экспорта на африканский континент

По итогам 2018 года вырос экспорт информационных носителей из Москвы в страны Африки. В числе лидеров по темпам роста и объемам экспорта в африканском направлении — столичная радиолокационная аппаратура, товары IT-сферы, машины, оборудование и электроника. Такие данные получены в ходе исследования, которое провели эксперты Московского экспортного центра (МЭЦ), подведомственного Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы. В нем проанализированы тенденции столичного экспорта на африканский континент.

Доля Москвы в российском экспорте в страны Африки в 2018 году составила 27,3%.

В ТОП-10 стран лидеров по импорту московских товаров несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) в прошлом году вошли Египет, Алжир, Нигерия, Судан, Ливия, Танзания, Гана, Марокко, Эфиопия, Кения. С начала этого года Москва нарастила экспорт в Мали, Сенегал и Конго, которые сменили Ливию, Танзанию и Кению в десятке крупнейших импортеров Африки.

Отдельные категории столичных товаров показали значительный рост экспорта.

Египет в первые три месяца 2019 года стал в 99 раз больше импортировать московские жидкостные насосы, чем в аналогичный период 2018 года. В прошлом году по сравнению с 2017 годом Египет импортировал из Москвы в 6 раз больше книг, документации и листовок, в 25 раз больше — радиолокационной аппаратуры, в 30 раз — турбодвигателей и газовых турбин, а информационных носителей — в 3760 раз.

Импорт московских товаров в категории «прочие электронные приборы, устройства и машины» вырос по итогам 2018 года в 7,5 раз и составил 38,2 млн долларов США. А уже в первом квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года в 4 раза вырос экспорт «прочих не электронных приборов, устройств и машин» – его объем по итогам периода достиг 4,8 млн долларов США.

«Анализ тенденций показывает, что африканский континент становится одним из важнейших рынков сбыта для московских компаний, ориентированных на экспорт. Этому направлению город уделяет большое внимание. С начала 2019 года столичные компании уже несколько раз экспонировались под единым брендом «Сделано в Москве» на выставках в ОАЭ и ЮАР. Субсидиарная поддержка со стороны города позволяет открывать доступ все большему количеству московских экспортеров к рынкам Египта, Алжира, Нигерии, Судана и других стран. В прошлом году объем столичного экспорта несырьевых товаров в страны Африки составил 3,9 млрд долларов»

Импорт упадет в 2020 году

По данным нового сервиса SeaNews ТСВТ, за январь-май 2019 года импорт в Россию составил 51,2 млн тонн грузов, что на 7,6% меньше относительно аналогичного периода 2018 года. В денежном выражении импорт снизился на 2,9% и составил 92,4 млрд долларов.

Из России за первые 5 месяцев этого года было экспортировано 373 млн тонн грузов (-0,9%) на сумму 170,2 млрд долларов (-3,5%).

Импорт

Лидером по импорту товаров в Россию является Китай. За первые 5 месяцев 2019 года поставки товаров из Китая увеличились на 2,6% и составили 20,1 млрд долларов.

Из Германии в Россию было ввезено товаров на сумму 9,3 млрд долларов (-10,6%).

Импорт товаров из США увеличился на 11,5% до 5,8 млрд долларов.

БОльшая часть грузов, импортируемых в Россию, приходится на машины, оборудование и механизмы. Далее идут продукция химической промышленности и средства наземного транспорта. На эти товарные группы приходится более 50% всех поставок в денежном выражении.

Импорт в другие страны

Экспорт

По итогам января-мая 2019 года экспорт в Китай увеличился на 2% в физическом выражении и составил 56,7 млн тонн. В денежном выражении поставки выросли на 0,5% до 21,3 млрд долларов.

В Нидерланды из России за первые 5 месяцев этого года было вывезено 42,7 млн тонн грузов, что на 12,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В денежном выражении экспорт составил 20,6 млрд долларов (+15,7%).

Поставки в Германию сократились на 22% в денежном выражении до 11 млрд долларов, однако выросли в физическом (+8,5%) и составили 21,6 млн тонн.

Кроме того, и в денежном, и в физическом выражении экспорт вырос в Южную Корею и США.

В структуре экспорта более 50% в денежном выражении приходится на минеральные продукты (в основном, на нефть, нефтепродукты и уголь). Почти 10% – на недрагоценные металлы и изделия из них (черные металлы, алюминий, медь). 4,5% – на продукцию химической промышленности.

Импортные пошлины на оборудование могут обнулить


Импортные пошлины на импорт не производимого в России оборудования и комплектующих для промышленности и сельского хозяйства предлагают обнулить. Такую антикризисную меру для поддержки крупного бизнеса озвучили влиятельные бизнес-лоббисты — Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Письма с этой просьбой направлены в правительство и Центробанк, рассказал «Известиям» исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. В Минфине предложение поддержали.

При ввозе техники в Россию промышленные и сельхозкомпании платят таможенные пошлины (5–10% от стоимости импортной поставки), а уже с полученной суммы — налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18%. Идейная функция таможенной пошлины — регулятивная (не допустить, чтобы зарубежные товары имели преимущество перед российскими на отечественном рынке), но сейчас многие эксперты считают, что это предназначение пошлины потерялось из-за скачка валютных курсов, которые и так сработали как запретительные пошлины.

— Обнуление таможенных пошлин на не производимую в Россию продукцию, оборудование позволит российским компаниям дешевле на 5–10% закупать технику и комплектующие, — указывает Мурычев. — По прогнозам Минэкономразвития, в 2015 году объем импорта в РФ составит $263 млрд против показателя 2014 года на уровне $286,8 млрд. Более 80% российского импорта, по данным Федеральной таможенной службы, приходится на страны дальнего зарубежья, оставшееся на СНГ.

Обязательное условие для экспорта и импорта товаров — внесение таможенных платежей. К ним относятся ввозные и вывозные пошлины, ввозные акциз и НДС, а также таможенные сборы. Они определяются участниками внешнеэкономической деятельности самостоятельно. Таможня производит расчет платежей только в некоторых случаях, предусмотренных законом. В статье мы приводим общий порядок вычисления сумм для уплаты при экспорте и импорте.

База для расчета платежей и вычисление пошлины

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Шаг 1. Определяем базу

В качестве основы для расчета пошлины принимается либо таможенная стоимость товара, либо его физическая характеристика — как правило, количество. Иногда базы комбинируются. Какую выбрать базу, зависит от типа тарифа. Ставки пошлины могут быть:

  • адвалорными (процент от стоимости);
  • специфическими (фиксированная сумма за каждую единицу провозимого товара);
  • смешанными (сочетание двух предыдущих типов ставок).

Специфическая ставка требует знания количества единиц для обложения (партии, метры и т.д.) Эти сведения берутся из документов на поставку. При определении базы для адвалорного тарифа могут возникнуть вопросы. В Таможенном кодексе ЕАЭС представлены пять основных способов расчета стоимости товаров при импорте. Они выстроены по приоритету в зависимости от точности. Если невозможно применить более корректный способ, используется следующий по значимости.

Расчет таможенных платежей

  1. Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Стоимость товаров равна сумме денежных средств, которые вы перечислили (или перечислите) зарубежному поставщику за товар. Помимо цены продукции к таким платежам могут относиться расходы на доставку, упаковку, услуги посредников и т.д.
  2. Метод по стоимости сделки с идентичными товарами. Под идентичностью понимается совпадение физических характеристик, качества и репутации. Такие товары должны быть ввезены в ЕАЭС за ранее, чем за 90 дней до импорта оцениваемой продукции. Они обязательно должны быть произведены в той же стране, где вы закупили товар. Их стоимость в свою очередь определяется по первому методу.
  3. Метод по стоимости сделки с однородными товарами. Способ аналогичен предыдущему методу. Отличие заключается в том, что однородные товары хотя и не идентичны оцениваемой продукции, но имеют сходные функции, состав и характеристики. Действует условия совпадения страны производства, как и для идентичных товаров.
  4. Метод вычитания. Заявляемая стоимость будет равна цене продажи оцениваемых товаров (или идентичных/однородных) на территории страны импортера.
  5. Метод сложения. Этот способ предполагает расчет стоимости на основе суммирования расходов на создание таких товаров.

Кодекс предусматривает резервный метод, который используется, если невозможно сделать подсчет другим способом. Например, можно взять стоимость идентичных или однородных товаров, привезенных из других стран, а не из государства-экспортера.

При экспорте продукции применяются те же способы вычисления стоимости за исключением метода вычитания.

Шаг 2. Считаем размер пошлины

Формула для адвалорной пошлины — это произведение стоимости товара и ставки. Для специфического тарифа пошлина равна произведению количества единиц товара на нужную ставку.

Ставки по импортируемой продукции представлены в документе под названием «Единый таможенный тариф ЕАЭС» (утвержден Решением Совета ЕАЭС от 16 июля 2012 № 54). Ставки по экспорту установлены Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2013 № 754.

Прочие таможенные платежи: НДС, акцизы и сборы

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Шаг 3. Начисляем акцизы

При импорте подакцизных товаров придется начислить акцизы. Ставка налога, как и пошлина, может быть адвалорной, специфической и смешанной. Правила расчета также совпадают. За базу для адвалорной ставки берется сумма стоимости товаров и рассчитанной пошлины.

При поставке товаров на экспорт акциз не уплачивается. От продавца потребуются только документы, подтверждающие экспортную операцию.

Шаг 4. Начисляем НДС

При экспорте ставка налога составляет 0%. Поэтому сумма к уплате не увеличивается. Как и в случае с акцизами, понадобится пакет документов, подтверждающих экспорт.

Импортный НДС начисляется по ставке 0%, 10% или 20% (с 1 января 2019) в зависимости от вида товаров. Она умножается на сумму таможенной стоимости, пошлины и акциза.

Шаг 5. Прибавляем таможенные сборы

Сбор уплачивается за операции, которые совершает таможня в процессе пересечения товарами границы, в том числе, за хранение или сопровождение такой продукции. Как правило, сбор зависит от стоимости товаров. При этом его величина фиксирована. Например, если стоимость товаров равна 100 000 рублей, сбор составит 500 рублей. Точную сумму ищите в Постановлении Правительства РФ от 28 декабря 2004 № 863.

Пример расчета ввозных платежей

Российское предприятие занимается пошивом изделий из хлопковых тканей. Руководство заключило контракт на поставку материалов с иностранной компанией (не из ЕАЭС).

1. Стоимость для начисления пошлины определяется на основе стоимости сделки. Оплата поставщику за ткани составила 10 000 евро. Также компания возмещает контрагенту стоимость доставки до границы в размере 1 000 евро.

Стоимость товара = 10 000 + 1 000 = 11 000 евро.

2. Предположим, код номенклатуры ввозимого товара — 5209 19 000 0. Ставка единого тарифа равна 10% от стоимости.

Пошлина за импорт = 11 000 * 10% = 1 100 евро.

3. Акцизы и ввозной НДС. В нашем случае товар не подакцизный. Поэтому сверх суммы стоимости товаров и пошлины начисляем только НДС. Ставка будет равна 20%.

НДС = (11 000 + 1 100) * 20% = 2 420 евро.

Также в сумму платежей войдет таможенный сбор. Для нашей стоимости товаров он составит 2 000 руб.

Ведите бухгалтерский и налоговый учет импорта и экспорта в Контур.Бухгалтерии — облачном сервисе для малого бизнеса. Здесь есть простой учет, зарплата, отчетность, автоматизация операций и поддержка специалистов, без доплат. Первые 14 дней бесплатны для всех новых пользователей.

Автор статьи: Валерия Текунова

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Другими словами, это платеж, который заплатит каждый, кто решит перевести товар через границу России. При этом ввозится ли товар или вывозится, каждое из перечисленных передвижений отражается только на формуле расчета этого платежа. В любом случает, он выплачивается государству.

Так как вариантов перевести товар через границу много (способ перевоза, сроки, вид товара и многое другое) да и количество стран-участников процесса продажи перевозимого товара может быть большое, Правительство РФ ежегодно утверждает поправки, изменения и дополнения в таможенном законодательстве. Не говоря уже о том, что оно, законодательство, с каждым годом расширяется новыми правовыми актами.

Проанализировав этот «пласт» в законе, всю многочисленную информацию можно выделить в основные разделы.

Виды таможенных пошлин

Разнообразие видов таможенных пошлин определяется большим спектром товаров, условий их транспортировки, а так же обширным списком стран-сотрудников и стран-посредников в международных торговых отношениях.


Функции таможенных пошлин

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальная – как и налоговые платежи, таможенные пошлины выполняют функции пополнения казны государства;
  • протекционистская (защитная) – таможенная пошлина ограничивает ввоз некачественного импортного товара на территорию государства;
  • балансировочная – таможенная пошлина регулирует внутреннюю цену на импортные и экспортные товары.

Стоит отметить, что хоть пошлина и близка с общим понятием налога, но при рассмотрении функций каждого из них можно выявить явные отличия в частности в регулярности. Обязательство по оплате таможенной пошлины возникает только тогда, когда товар пересекает границу страны.

Ввозная таможенная пошлина

Комиссией Евразийского экономического союза определяется размер ставок данного вида пошлины, который действует на оговоренных территориях стран-участниц союза.

Средний размер таможенной ставки, применяемой в отношении товаров, которые были произведены в стране, входящей в описанное выше экономическое содружество, составляет 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

11 главой Таможенного кодекса определяется порядок уплаты таможенных пошлин. Данная норма установлена Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств – членов Евразийского экономического союза (приложение № 5 к Договору Союзе).

Вывозная таможенная пошлина

Как понятно из названия данный вид пошлин применяется к товарам, которые вывозятся за пределы страны. Стоит отметить, что этот обязательный платеж применим только к товарам российского производства, соответственно не применяется к импортным товарам, даже при пересечении товаром территории России.

Ставки вывозной таможенной пошлины так же установлены в Таможенном Кодексе, если же в данном документе не будет необходимой информации, то следует обратиться к внутренним законам страны.

Однако не все товары, вывозимые с территории нашего государства, облагаются пошлиной. К группе не облагаемых товаров относится: гуманитарная помощь, иностранная валюта, личные вещи представителей нашей страны в посольствах, пожарно-технические материалы.

Оплата начисленных вывозных таможенных пошлин, чаще всего осуществляется в кассах таможенных организаций. Однако все более популярным становится способ оплаты обязательного платежа через кассы и банкоматы «Сбербанка».

Важным нюансом оплаты остается факт того, что ни в одном правовом акте не прописаны сроки уплаты пошлины, но не стоит злоупотреблять этим «белым пятном» в законодательстве. Последствия чреваты.

Размер таможенной пошлины

Размер таможенной пошлины определяется таможенной ставкой. Основным документом, прописывающим величину ставки на тот или иной товар, является Таможенный Кодекс.

На практике: адвалорная таможенная пошлина чаще применяется к сырью, а специфическая – к готовой продукции.

Однако следует помнить, что таможенная ставка не единственная сумма, которую следует заплатить за товар на границе. Оформление ввозимого или вывозимого товара стоит в районе 500-1000 руб. однако это средний показатель, который может изменяться в зависимости от вида груза и его объемов.

Как рассчитать таможенную пошлину

Существует общая формула, которая поможет спрогнозировать размер таможенного платежа (ТП).

ТП = СТО + ПИ + АС + СНДС, где:

  • СТО – сбор за таможенное оформление (фиксированная ставка в размере 0,1% в рублях и 0,05% в свободно конвертируемой валюте (СКВ) от таможенной стоимости);
  • ПИ – импортная пошлина;
  • AC – сумма акциза;
  • СНДС – сумма налога на добавленную стоимость.

Однако данная формула может применять некоторые изменения, в зависимости от применяемого налогового режима.

Для того чтобы расчет оказался верным важно заострить свое внимание на таком показателе как процентная ставка пошлины.

Чтобы не ошибиться во всем многообразии этих ставок необходимо воспользоваться информацией, прописанной в грузовой таможенной декларации, которая заполняется на государственной границе.

Ещё одним значимым фактором является определение таможенной стоимости товара. Если данное значение будет умышлено занижено в таможенной декларации, по сравнению со статистической стоимостью товаров-аналогов, инспектор налоговой службы РФ имеет право провести корректировку полученных данных. В следствии чего, придется произвести очередные таможенные платежи на сумму выявленных расхождений.

Специфические таможенные пошлины

Примером такого вида пошлины может стать взимаемая плата за каждый килограмм экзотического фрукта или литр спиртного.

Данная таможенная пошлина, в отличие от ввозной и вывозной, не зависит от стоимости товара. Однако нельзя однозначно назвать данную особенность преимуществом. Если на потребительском рынке произошел рост цен на какую либо группу товаров, например из-за повышенного спроса на него, то это не как не отразится на сумме специфической таможенной пошлины, что влияет на качество выполняемой ею фискальной функции.

С другой стороны, размер данной пошлины так же останется неизменным и в случае снижения таможенной стоимости товара.

На сегодняшний день существует перечень условий, при котором возможно применение льготных тарифов пошлин, но данная практика не становится нормой, ни в отношении каких-либо поставщиков или покупателей, ни в отношении каких-либо стран.

Это скорее временное исключение, применяемое на недлительный период.

Порядок правового единства между всеми участниками торговых отношений (от небольших фирм до целых государств) позволяет соблюдать порядок и справедливость в каждом отдельном случае.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Статья в журнале

Цитировать:
Немирова Г.И. Администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 245-253. – doi: 10.18334/ecsec.2.3.100643.

Аннотация:
В статье рассматривается администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России. В результате комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности позволило выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства.

Ключевые слова: механизм администрирования, таможенные платежи, индикатор развития, финансовый потенциал, экономика России

В условиях активного влияния глобальной экономики на экономическое развитие государств одной из стратегических целей в России выдвинуто обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Достижение данной цели может быть достигнуто посредством эффективного управления экономикой, составной частью которого является внешнеэкономическая деятельность.

Важным институтом управления внешнеэкономической деятельностью и одновременно индикатором развития экономики являются таможенные платежи. Результативность применения данного института зависит от бюджетно-налогового и таможенного законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и национального законодательства непосредственно каждого из государств, включённых в состав ЕАЭС, а также от заявленных стратегических целей государств.

Следует отметить, что ЕАЭС создал благодатную основу для интеграции экономик: сформирована единая таможенная территория с единым правовым таможенным законодательством для совершения таможенных операций и таможенного контроля, применения таможенных платежей. Единое правовое поле и снятие таможенных барьеров позволило эффективнее организовывать внешнеэкономические связи между государствами-членами ЕАЭС.

Однако развитие государств в условиях открытой экономики и включения в торгово-экономические отношения в ЕАЭС обнажило и внутренние проблемы, выявило угрозы экономической безопасности некоторых государств, например, в России, вытекающие из налогового законодательства. В частности, ставки налога на добавленную стоимость (НДС), задекларированные в Налоговом кодексе РФ в размере 20 % (ранее 18 %) обусловливают менее конкурентоспособные для ведения бизнеса условия, например, с Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, где основная ставка НДС равна 12 %. Справочно: при условии применения единого таможенного законодательства в части применения ввозных таможенных пошлин, единого таможенного тарифа, ставки вывозных таможенных, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов, уплачиваемых при ввозе товаров в Российскую Федерацию, регулируются национальным законодательством.

Данный аспект налогового законодательства имеет двоякое влияние на развитие экономики и формирование доходов бюджета, служит индикатором конкурентоспособности товаров, создания благоприятных условий для ведения бизнеса и повышения уровня жизни населения, поскольку конечными потребителями товаров и услуг становится население, именно оно при покупке товаров оплачивает НДС в виде косвенного налога. С одной стороны, предполагается, что увеличение налоговой ставки позволит повысить объем налоговых доходов бюджета. Однако исторический опыт развития государств, в том числе и России, свидетельствует об обратном явлении. С другой стороны, нестабильное налоговое законодательство, к тому же направленное на увеличение налоговой нагрузки, вызывает недоверие у бизнеса и населения, и как следствие отток капитала из страны. Центробанк России отмечает, что чистый отток капитала, например, частного сектора в 2018 году вырос в 2,7 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 67,5 млрд долларов.

«Одной из основополагающих проблем теории экономической безопасности является отсутствие единства в вопросе о роли и месте таможенных органов в системе обеспечения экономической безопасности» [5, с. 66]. При этом анализ доходов федерального бюджета (по данным Федерального казначейства) позволяет констатировать динамичное увеличение доходов бюджета с 2006 по 2018 годы. Динамика изменения доходов федерального бюджета тесно коррелириует с нефтегазовыми доходами бюджета. Однако в период введения запретов и ограничений по отношению к российским товарам, доходы федерального бюджета изменили структуру: нефтегазовые доходы бюджета с 2014 по 2016 годы имеют тенденцию снижения, в то время как за тот же период, общие доходы, обусловленные увеличением, нефтегазовых доходов бюджета продолжили расти (рис.1). В этой связи возникает вопрос, всё же, что послужило причиной роста доходов в столь неблагоприятных условиях? Ответ прост: основная причина – это рост цен на энергоносители.


Рисунок 1. Динамика изменения доходов федерального бюджета

(за 2016 -2018 годы, в млрд руб.)

Высокая доля во внешнеторговом обороте России товаров топливно-энергетического сектора и зависимость бюджета от нефтегазовых доходов нацеливает на необходимость систематического контроля порядка перемещения таких товаров через таможенную границу ЕАЭС и механизма администрирования данных источников бюджета.

Однако «внедрение методологии реализации бюджета на основе выделения нефтегазовых и нефтегазовых доходов, введение в теорию и практику таких понятий, как нефтегазовый баланс бюджета, нефтегазовый дефицит бюджета, нефтегазовый трансферт в бюджет, которые становятся основными показателями в процессе бюджетного планирования, в корне не меняют ситуацию зависимости бюджета от сырьевых ресурсов» [2, с. 155]. Соответственно, ориентировать налоговую и таможенную политику следует на стимулирование выпуска инновационной продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке.

Влияние глобальной экономики оказывает хоть и опосредованное, но всё же значимое влияние на развитие экономики России. Как показывает исторический опыт развития государств, в условиях кризисной и посткризисной экономики, как правило, возрастает роль таможенных платежей. В Российской Федерации таможенные платежи в доходах федерального бюджета варьируют от 35 до 50 процентов. «Соотношение динамики изменения объема таможенных платежей, объема внешнеторгового оборота, объема экспорта и импорта товаров отражают, что в диаграмме изменения объема администрированных таможенных платежей идентичны изменениям показателей внешней торговли» [4, с. 98].

Ретроспективный анализ таможенных платежей с позиции индикатора развития экономики страны на основе исследования внутренней структуры формируемых доходов бюджета в разрезе нефтегазовых и нефтегазовых доходов бюджета позволяет проследить механизм развития отраслей экономики.

В соответствии со статьей 96.6 Бюджетного кодекса РФ к нефтегазовым доходам относятся: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти. На основе статистического анализа данных за последние 13 лет отмечаем, что основными отраслями, формирующими доходы российского государства, выступают нефтяная и газовая отрасль.

Констатируем при этом, что согласно Указу Президента РФ от 13 мая 2017 года «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», «основными задачами по повышению эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики выступают расширение номенклатуры и объема экспорта не сырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам России» [1].

Структурный анализ доходов бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций, позволяет выявить также определенные тенденции, вызванные национальным таможенным и налоговым законодательством, которые требуют пристального внимания на перспективу развития с позиции возможных угроз экономической безопасности (рис.2).


Рисунок 2. Динамика изменения доходов федерального бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций

(за 2016 – 2018 годы, в млрд руб.)

Суть кроется в следующем: в условиях введения запретов и ограничений федеральный бюджет теряет доходы в виде ввозных таможенных пошлин. При этом отмечаем, что в данном случае снижаются также доходы и бюджетов государств-членов ЕАЭС, поскольку ввозные таможенные пошлины распределяются согласно определенным нормативам отчислений и в бюджеты других государств-членов ЕАЭС.

Обращая внимание, что таможенные платежи занимают в доходах федерального бюджета выше четверти совокупного объёма, Федеральная таможенная служба во главе с Министерством финансов РФ предпринимает усиление деятельности по администрированию таможенных платежей, активно внедряя информационные технологии, которые позволяют, с одной стороны, увеличить сроки совершения таможенных операций. К числу таких технологий следует отнести автоматическую регистрацию деклараций и автоматический выпуск товаров, удалённый выпуск товаров. С другой стороны, информационные технологии обеспечивают более эффективный таможенный контроль, как наиболее результативный следует отметить, механизм прослеживаемости товаров, позволяющий раскрывать теневой бизнес, тем самым привлекать дополнительные источники в доход бюджета. Также изменяются ставки акцизов по отдельным видам товаров, согласно изменениям налогового законодательства Российской Федерации.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности в системе формирования экономического и финансового потенциала страны позволяет выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства и позволяют проанализировать механизм формирования бюджетной политики государства.

Целесообразно объём и структуру таможенных платежей включить в качестве одного из индикаторов обеспечения экономической безопасности в финансовой сфере, а уровень развития внешнеэкономической деятельности отразить в качестве индикатора развития экономики. «О важности учета данных индикаторов, хотя и в иной интерпретации обращают внимание и другие учёные» [3, с. 15].

Подробнее об авторе:

Интенция внедрения профессиональных стандартов (Слободской А.Л., Гриднева М.А. и др.) // Экономика труда. № 3 / 2018

Читайте также: