Сибирские народы были обложены особой данью как назывался такой налог

Опубликовано: 29.04.2024

Дань пушниной которой облагалось население сибири в пользу русского царя thumbnail

A) поминки B) ясак C) выход D) пошлина

Название этой дани, должно было быть названо на том языке, который более понятен народам, обложенным этим натуральным налогом.

В данном случае, нам подойдет слово «ясак». Это наименование знакомо многим по историческим романам и повестям русских писателей.

Вот что такое ясак:

Дань пушниной которой облагалось население сибири в пользу русского царя

Его брали шкурками ценных пушных зверей, которые в изобилии водились в сибирских лесах. Пушнина была одним из выгодных товаров для торговли России с западом, т.е шла на экспорт, помимо нужд внутреннего использования.

Правильный ответ находится под буквой В — ясак.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Дань, называлась ясак.

Пойдем методом исключений:

поминки — выплаты Московского Государства в пользу Крымского ханства в XVI—XVII вв.,

выход — налог, выплачиваемый русскими землями Золотой орде в XIII—XV вв.,

пошлина — вид внутреннего (торгового) налога на Руси.

Остается ясак — это и есть дань, которую платили народы Сибири.

Налоги платились всегда, только в семнадцатом веке налог платили не в денежной форме по декларации, а ресурсами, причем каждая область платила теми ресурсами, какими была богата.

Для Сибири были характеры меха, ими она дань и платила, а назывался такой вид дани ясак.

Выбираем ответ — B) ясак.

Как и сегодня, в семнадцатом веке регионы платили дань в государственную казну. Только сейчас она оформлена в виде разного рода налогов, а тогда взималась в виде ценных ресурсов, которыми обладала та или иная область — из Сибири, например, поставлялись роскошные меха — одна из основных статей доходов в русскую казну. А назывались эти обязательные взносы тюркским словом «Ясак» (ответ «В»).

Сибирская пушнина, которую отдавали в виде дани, очень была нужна в императорском дворце и поэтому ясак платили до конца дома Романовых. Этот пушной налог позволял вывозить за границу русские соболя, мех которых был редкостью в Европе и очень дорого ценился. Цари дарили натуральные шубы своим подданным и велели носить их подарки. И все это делалось благодаря пушной дани. Ответ ясак.

Интересно, что эту натуральную подать собирали вплоть до начала двадцатого века. Собиралась она, в основном за счет пушнины (шёл в оплату мех соболя, бобра, куницы, лисы) и называлась «ЯСАК» — вариант ответа «В».

Плательщики пытались (уже в середине 18-го века) заменить «пушной» налог на выплату в денежном эквиваленте, но для казны оказалось выгоднее собирать подать «соболями».

Та дань,которую платили народы Сибири, да и Дальнего Востока и также Поволжья в русскую казну называлась ЯСАК. Так что правильным ответом будет ответ под буквой B).

Это слово происходит от тюркского jasaq. Ясак был как бы выражением подданства. С народов Сибири он взимался в основном пушниной, а с Поволжья — скотом. С XVIII века он был заменен денежным эквивалентом.

После того, как русские вторглись в Сибирь, они обложили представителей многочисленных сибирских народностей данью. Брали ее в основном пушниной, мехами. А называлась эта самая дань словом ясак, от монгольского слова, означающего власть. Выбираем вариант B) ясак.

Если я правильно помню, обретенные новые земли платили России ясак, причем большинство новых районов Сибири уплачивали его пушниной. Причем назвать расценки на ясак правдивыми, сможет только весьма лукавый человек.

Яса́к (монг. засаг «власть»; тат. ясак — натуральная подать, башк. яһаҡ «подать, налог») — в России XV — начала XX вв. натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной. До начала XVIII в. взимался также с народов Поволжья.

Подведение сибирских инородцев под высокую Царскую руку. Худ. Н.Н. Каразин

Слово ясак пришло в русский язык со времени завоевания и освоения Сибири и создания системы сибирских острогов и зимовий, которые служили местом сбора ясака. Сбор ясака был основной целью приведения под «высокую государеву руку» обширных неосвоенных территорий. Ясак вносился в казну соболями, лисицами, бобрами, куницами и другой пушниной, а иногда и скотом. Все эти меха (мягкая рухлядь) составляли для казны важный источник дохода и серьёзную статью отпускной торговли. Первоначально сбором ясака ведал Сибирский приказ; с 1763 года мягкая рухлядь стала поступать в Кабинет Его Императорского Величества.

Ясак назначался для каждого племени или рода в отдельности, «смотря по людям и по промыслам». Сбор часто гарантировался путём взятия заложников (аманатов) из туземцев.[1][2][3][4]

Служивые люди старались собирать его с «прибылью», не допуская замены одних зверей другими. Постоянные жалобы инородцев вызвали в 1727 году издание указа, разрешавшего замену мягкой рухляди деньгами; но вскоре уплата ясака деньгами была признана для казны убыточной. В 1739 году вышла резолюция кабинета министров собирать ясак соболями, «а чего соболями не достанет, то добирать другой мягкой рухлядью, а в таких местах, где подлинно соболей в другой мягкой рухляди сыскать невозможно, то брать деньгами по три рубля за соболя».

Правительство в 1763 году признало необходимым упорядочить ясашную повинность. С этой целью был командирован в том же году в Сибирь секунд-майор Щербачев, для составления генеральной переписи. Образованные Щербачевым на местах особые комиссии выработали следующие основания для ясашного обложения. Каждый улус был обложен или определённым родом зверя, раз навсегда оценённым, или деньгами, или тем и другим вместе. На случай «неулова» так называемых «окладных зверей», разрешено было заменять их другой пушниной или деньгами по справочным ценам.

В начале XIX века пришлось снова изменить размеры ясашного обложения, так как быт и численность инородческих племён значительно изменились. Составлением для кочевых и бродячих инородцев новых окладных ясашных книг занялись образованные в 1827 году ясашные комиссии, отдельные для Восточной и Западной Сибири. Они приняли за основание вновь выработанного порядка обложения установленное уставом 1822 году деление инородцев на бродячих, кочевых и появившихся оседлых. Для бродячих и кочевых инородцев ясашные комиссии сохранили способ обложения, введённый ещё в 1763 году; предположено было только отменить 44-копеечный сбор. Оседлые инородцы должны были платить подати и повинности «по тем сословиям, в кои они вступили».

  • Ясачная волость
  • Бродников А. А. Сбор ясака: Зависимость процесса объясачивания от потестарно-политической ситуации в регионе. По материалам Восточной Сибири XVII в.
  • Статья «Ясак» в Энциклопедии Башкортостан
  • Статья «Как собирался ясак. Оценка мехов. Что было с пушниной дальше» на сайте «Культура и история народов Севера»
  • Бахрушин С. В. Ясак в Сибири в XVII в // Научные труды. — М., 1955. — Т. 3.
  • Кроль М. С. Ясак // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Как и монгольская империя, Золотая Орда была чисто родовым государством, где у власти стояли исключительно потомки Чингисхана, а их было много. Распределяя территорию своей вновь созданной державы, хан Батый передал пригодные для кочевья земли на юге Сибири своему брату, Шибану.

Из-за своей отдаленности и изолированности от центральной части страны, которая находилась на Волге, местные правители всегда пользовались большой самостоятельностью, пусть и участвовали в общетатарских мероприятиях.

Но когда в первой половине 15-о века начался постепенный распад империи, на ее месте появилось два главных центра силы – Большая Орда и ханство Абулхайра, которое иначе называют государством кочевых узбеков. Правда, несмотря на такое название, расположено оно было пока что в казахских степях. Более того, правитель этого непрочного и временного образования на некоторое время перенес столицу в наиболее географически защищенный регион – Сибирь.

Но потом единство кочевников распалось, казахи ушли в Семиречье и оттуда начали построение собственной державы, а узбеки были вынуждены мигрировать на юг, в Среднюю Азию. В 1468-м году Сибирь получила уже не формальную, а фактическую независимость. В этот момент там делили власть два рода: уже указанные потомки Шибана и Тайбугины, которые, скорее всего, даже не принадлежали к чингизидам.

С того времени Сибирь и Россия активно торговали. На московской территории ужа давно не было пушного зверя, купить пушнину можно было только за Уралом, а терять монопольное положение на европейском меховом рынке ой как не хотелось.

В середине следующего столетия в отношениях двух государств настал новый этап. Они стали соседями, ведь к тому моменту русские одолели Казанское ханство. А вот положение сибирских татар сильно ухудшилось. Сидевший тогда на престоле представитель Тайбугинов хан Едигер был вынужден бороться сразу с двумя противниками – шибанидом Кучумом, опиравшегося на ногайцев и отряды из Средней Азии и казахскими ханами, изгнавшими узбеков на юг и все время расширявшими свою территорию.

Надеясь получить помощь державы, с которой его предшественники всегда находились в дружбе, в 1555-м году Едигер отправил послов в белокаменную с предложением дани. Только вот Иван Грозный соболей взял, а войска на врагов своего нового вассала не двинул – то ли был занят более интересными делами на западе, то ли просто понимал, что сибирские соболя и при другой династии от него никуда не денутся.

Когда Кучум захватил власть, он действительно после некоторого перерыва стал отправлять дань в Москву, но потом снова перестал это делать, убедившись, что союзник его предшественников военной помощи не окажет. Более того, он решил попытать удачи в грабеже новых русских владений – бывшего Казанского ханства.

Некоторое время ему сопутствовал успех, но отряд донских казаков на службе у купцов Строгановых начал свой долгий поход на восток, который закончился падением Сибири и присоединением ее к державе русского царя.

Ясак — (тюрк. ) — в России XV — начала XX вв. натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной. До начала XV1I1 в. взимался также с народов Поволжья.
Ясак – это натуральный налог, который до середины XIX в. народы Сибири платили преимущественно пушниной. Поначалу сбор подати с «ясачных иноземцев» никак не регламентировался, и ясачные сборщики на практике «брали, что принесут» . Это приводило к массовым злоупотреблениям, хищническому истреблению пушных богатств края, накоплению недоимок. В 1763 г. Екатерина II направила в Сибирь первую ясачную комиссию, которая впервые провела перепись «ясачных иноземцев» , обложила их новой податью. Наряду с этим комиссия внесла и принципиальной новшество в систему сбора ясака, разрешив туземцам платить ясачную подать пушниной или эквивалентно деньгами. Тогда Екатерина указала на различие финансовых интересов казны и императорского Кабинета в Сибири. До 1763 г. пушнина поступала в Сибирский приказ, а оттуда лучшие сорта пушнины пересылались в Кабинет. Однако в связи с упразднением Сибирского приказа собираемая в качестве ясака пушнина стала поступать непосредственно в Кабинет. В 1782 г. последовал именной указ императрицы «Об оставлении собираемой в Сибири мягкой рухляди и всего ясачного сбора с 1763 г. в ведомстве Кабинета по-прежнему» . Так юридически было оформлено право собственности императорского Кабинета на сибирский ясак.

В 30-х гг. XIX в. в Сибирь была направлена вторая ясачная комиссия. Николай I лично отредактировал «наставление» комиссиям Западной и Восточной Сибири. Оно включало в себя более 60 пунктов и определяло цели, задачи, состав и порядок действия. Главной задачей комиссий являлось обложение новой ясачной податью кочевых и бродячих «инородцев» Сибири. В 1835 г. Николай I именным указом утвердил новый размер ясачной подати, которая в совокупном денежном и натуральном выражении составляла около 450 тыс. руб. против 122 тыс. по окладу 1763 г. Удельный вес вновь положенного ясака в доходах «инородцев» по округам Западной Сибири колебался от 10 до 20%, в Восточной Сибири – от 11 до 52%, составляя, соответственно, в среднем 15 и 38%. При таком размере ясачной подати взимание ее не могло быть успешным, накапливались недоимки, приобретшие вскоре хронический характер. Особенно беспокоило Кабинет сокращение поступления в ясак ценных сортов пушнины. Это неоднократно порождало рецидивы попыток полностью запретить свободную торговлю с аборигенами, окончившиеся, тем не менее, полным провалом. Одно из основных противоречий ясачной политики – стремление к максимальному сбору ясака пушниной и дальнейшая коммутация ясака – заставили сановный Петербург предпринять новые усилия для «приведения ясачного сбора в соответствие с нуждами и потребностями императорского Кабинета».

Ясак — (тюрк. ) — в России XV — начала XX вв. натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной. До начала XV1I1 в. взимался также с народов Поволжья.
Ясак – это натуральный налог, который до середины XIX в. народы Сибири платили преимущественно пушниной. Поначалу сбор подати с «ясачных иноземцев» никак не регламентировался, и ясачные сборщики на практике «брали, что принесут» . Это приводило к массовым злоупотреблениям, хищническому истреблению пушных богатств края, накоплению недоимок. В 1763 г. Екатерина II направила в Сибирь первую ясачную комиссию, которая впервые провела перепись «ясачных иноземцев» , обложила их новой податью. Наряду с этим комиссия внесла и принципиальной новшество в систему сбора ясака, разрешив туземцам платить ясачную подать пушниной или эквивалентно деньгами. Тогда Екатерина указала на различие финансовых интересов казны и императорского Кабинета в Сибири. До 1763 г. пушнина поступала в Сибирский приказ, а оттуда лучшие сорта пушнины пересылались в Кабинет. Однако в связи с упразднением Сибирского приказа собираемая в качестве ясака пушнина стала поступать непосредственно в Кабинет. В 1782 г. последовал именной указ императрицы «Об оставлении собираемой в Сибири мягкой рухляди и всего ясачного сбора с 1763 г. в ведомстве Кабинета по-прежнему» . Так юридически было оформлено право собственности императорского Кабинета на сибирский ясак.

В 30-х гг. XIX в. в Сибирь была направлена вторая ясачная комиссия. Николай I лично отредактировал «наставление» комиссиям Западной и Восточной Сибири. Оно включало в себя более 60 пунктов и определяло цели, задачи, состав и порядок действия. Главной задачей комиссий являлось обложение новой ясачной податью кочевых и бродячих «инородцев» Сибири. В 1835 г. Николай I именным указом утвердил новый размер ясачной подати, которая в совокупном денежном и натуральном выражении составляла около 450 тыс. руб. против 122 тыс. по окладу 1763 г. Удельный вес вновь положенного ясака в доходах «инородцев» по округам Западной Сибири колебался от 10 до 20%, в Восточной Сибири – от 11 до 52%, составляя, соответственно, в среднем 15 и 38%. При таком размере ясачной подати взимание ее не могло быть успешным, накапливались недоимки, приобретшие вскоре хронический характер. Особенно беспокоило Кабинет сокращение поступления в ясак ценных сортов пушнины. Это неоднократно порождало рецидивы попыток полностью запретить свободную торговлю с аборигенами, окончившиеся, тем не менее, полным провалом. Одно из основных противоречий ясачной политики – стремление к максимальному сбору ясака пушниной и дальнейшая коммутация ясака – заставили сановный Петербург предпринять новые усилия для «приведения ясачного сбора в соответствие с нуждами и потребностями императорского Кабинета»


Сибирь – это регион на севере Азии, с Запада отделенный от основной территории России Уральским горным хребтом, с Востока ограниченный Тихим океаном, с Севера и Юга – государственной границей России. Площадь Сибири – больше 13 миллионов кв. км. Сибирь составляет 77% площади современной России. А когда-то словом «Сибирь» называлось отдельная страна. Как она появилась и куда пропала?

Откуда произошло название «Сибирь»?

Чинги-Тура на карте Герберштейна (1549)

Чинги-Тура на карте Герберштейна (1549)

Точно этого не знает никто, но вот какие есть версии. На тюркских языках «Сибэр/чибэр» означает «красивый», в татарском языке «себер» означает «метель», а по-монгольски «шибир» – «болото». Название могло произойти от любого из этих слов. Слово «shibir» в «Сокровенном сказании монголов», древнейшем монгольском тексте 1240-х годов, появляется в связи с рассказом о том, как полководец Джучи, сын Чингисхана, завоевал земли и народы, жившие на юге Shibir, между реками Обью и Иртышом.

Джучи, сын Чингисхана.

Джучи, сын Чингисхана.

Enerelt (CC BY-SA 3.0)

Наконец, самая захватывающая версия гласит, что название Сибирь происходит от «сипыр» – народа, обитавшего в заполярной ненецкой тундре (Ямало-Ненецкий автономный округ). Этот народ также назывался «сихиртя». Ненцы верили, что сихиртя жили под землей и пасли «земляных оленей» – мамонтов. Раньше этот народ считался полностью мифическим, но в январе 2020 были сделаны новые археологические находки – вероятно, найдены поселения этого народа.

Кто населял Сибирь?

Около полутора тысяч лет до нашей эры территорию Сибири начали заселять ираноязычные племена. Спустя тысячу лет, в VI веке, сюда пришли тюркоязычные народы, и к XII-XIII векам в результате смешения иранских, тюркских и нативных угорских племен сложился этнос сибирских татар.

Как появилось Сибирское ханство?

На этом холме стоял Кашлык. Тюменская область, Россия.

На этом холме стоял Кашлык. Тюменская область, Россия.

В начале XIII века монгольская империя Чингисхана подчинила себе племена, населявшие Сибирь. Один из местных правителей, князь Тайбуга, ценой жизни и благополучия своих земель согласился подчиниться Чингисхану. Тайбуга стал собирать для Чингисхана дань на своих землях и основал Чинги-Туру – столицу первого известного нам государства в Сибири, Тюменского (впоследствии Сибирского) ханства.

Как жили в этом государстве?

Кашлык (реконструкция)

Сибирское ханство было страной многих наций и верований, но тюркское население доминировало над исконными местными племенами хантов, манси и других. Главой государства был хан, которого избирала тюркская аристократия. Хан жил в своем дворце-крепости, сложенном из сырцовых глиняных кирпичей. Для строительства таких зданий обычно приглашали архитекторов из Средней Азии, умевших создавать характерные декоративные элементы. Но дворцы такие были недолговечны из-за своего материала и до наших дней не дошли даже их остатки.

Население занималось скотоводством, охотой и рыболовством. Возделывали землю мало, зато процветали промыслы: гончарное дело, ткачество и обработка металлов. Внутри города простое население жило в юртах, ряды которых составляли целые улицы. Сибирское ханство вело активнейшую торговлю, так как лежало на торговых путях из Азии в Европу.

Почему Сибирское ханство исчезло?

Хан Кучум бежит из Кашлыка. Иллюстрация из Ремезовской летописи

Хан Кучум бежит из Кашлыка. Иллюстрация из Ремезовской летописи

В 16-м веке Московское царство покорило Казанское и Астраханское ханства, крупные «осколки» Орды, которые сопротивлялись власти русского царя. Особо жестоким был захват Казани. Хотя Сибирское ханство было отделено от Московского царства труднопроходимым Уральским хребтом, все же тайбугинский хан Едигей в 1555 году признал зависимость от Москвы и даже начал платить дань.

Ермак. Парсуна 17го века

Ермак. Парсуна 17го века

Но в 1563 году власти в ханстве захватил шибанид, хан Кучум. Прислав в 1571 году в Москву огромную дань в 1000 соболей, он после этого широкого жеста порвал даннические отношения, а еще через год отправил своего племянника Махмет-кула (Маметкула) «в разведку» на русские земли. Махмет-кул потревожил население деревень купцов Строгановых, добывавших соль в пермских рудниках — разграбил несколько деревень и увел жителей в плен. Испугавшись, что татарские орды загубят их бизнес, Строгановы стали искать защитников – и наняли атамана Ермака с его дружиной.


"Покорение Сибири Ермаком", Василий Суриков, 1895.

В 1582 году Ермак с несколькими сотнями тяжело вооруженных пехотинцев вышел из Орел-городка, крепости-резиденции Строгановых, перешел через горы и взял старую столицу Тюменского ханства, Чинги-Туру. Вскоре состоялось решающее сражение — у Чувашского мыса, где сливаются Тобол и Иртыш, Махмет-кул собрал 15 тысяч татарского кочевого войска, которое было наголову разбито малочисленной, но вооруженной пищалями дружиной Ермака. Через три недели после этого Ермак занял Кашлык, откуда хан Кучум уже успел бежать в степи.

Как Сибирское ханство присоединили к России?

Тобольск в 18м веке.

Тобольск в 18м веке.

Ермак из Сибирского похода так и не вернулся — он был убит в одной из стычек, а хан Кучум так и не сдался московскому царю, исчезнув в степях и долго, до самого конца 16 века нападая на русские гарнизоны. Но вслед за Ермаком и другие русские дружины и завоеватели, уже меньше боявшиеся побежденных татар, стали проникать за Урал.

Вскоре здесь появились крепости Тюмень, Берёзов и Тобольск. Последний, основанный в 17 километрах от Кашлыка, еще долго называли «город Сибирь». Тобольск стал центром русской колонизации Сибири. Постепенно развиваясь, в 1708 году он стал столицей самой большой в России Сибирской губернии.

-Метки

-Рубрики

  • политика (3433)
  • народ (3414)
  • власть (2734)
  • история (1748)
  • новые буржуи (1583)
  • Армия (1464)
  • Экономика. (1412)
  • Предатели (809)
  • оружие. (710)
  • Ветераны (617)
  • оккупанты (613)
  • самозванцы (613)
  • война (602)
  • Видео (445)
  • пришельцы (439)
  • выборы (396)
  • чинуши (356)
  • полиция (334)
  • милиция (325)
  • чужие (287)
  • дерьмократы (278)
  • СМИ (272)
  • реформа (257)
  • Криминал (256)
  • оппозиция (242)
  • либералы (218)
  • Позитив (210)
  • интернет (42)
  • Флот (168)
  • суды (161)
  • фото (161)
  • юмор (153)
  • рассказы (146)
  • Авиация (130)
  • Музыка (78)
  • происшествия,аварии (76)
  • сатира (50)
  • педики (32)
  • Разведка (32)
  • рыбалка (2)

-Музыка

-Стена

-Поиск по дневнику

-Статистика

74566 (613x334, 83Kb)

В конце XVI века восточная граница России резко сдвинулась — за Урал, а затем — к Тихому океану. Зарубежные исследователи нередко сравнивают освоение Сибири с созданием западных колониальных империй. Да и отечественные историки XIX века гордо называли землепроходцев «нашими Кортесами», а Сибирь — «вторым Новым Светом». Хотя даже при беглом обзоре нетрудно увидеть коренные различия. Европейские завоевания обеспечивались подавляющим военно-техническим превосходством. Коренные народы Америки до прихода европейцев не знали металлических орудий и верховых лошадей. Африканцев косили пушки и ружья. Колонизаторы господствовали на морях, а их базы на побережье могли быстро вызвать на помощь мощные эскадры с десантами. Широко применялись подкуп и обман. Если вождю племени преподносили дешевые украшения, а взамен просили отпечатать палец на бумаге, мог ли он догадаться, что продает свою землю?

Небольшая Европа раскидывала щупальца на весь мир. Формировалась цивилизация-вампир, впитывавшая соки из других стран и народов. Чтобы обосновать хищничество, создавались теории о «высокой миссии белого человека»: руководить остальным человечеством, приобщать «дикарей» к культуре. Та оказывалась сомнительной. Миссионер Ксавье побывал на Молуккских островах, захваченных Португалией, и писал, что знакомство туземцев с португальским языком ограничивается спряжением глагола «грабить», причем«местные жители проявляют огромную изобретательность, производя все новые слова от этого глагола».

Столь же «культурно» вели себя другие завоеватели. Голландцы за непокорство истребляли целые народы — так было уничтожено население островов Банда, Серам, Рун. А в британских американских колониях родилась пословица: «Хороший индеец — мертвый индеец». В Северной Америке до ее «открытия» обитало несколько миллионов коренных жителей. В ХХ веке их осталось менее 200 000. В Индии хозяйничанье англичан несколько раз приводило к чудовищному голоду, когда вымирали миллионы.

Африку превратили в источник рабской силы. По оценкам историков, отсюда вывезли 13–15 млн подневольных. Приблизительно столько же людей погибли при транспортировке (потери в 50% считались нормальными). И примерно вдвое большее число — это жертвы войн, которые велись за захват рабов. Китай был слишком большим и многолюдным для завоевания. Но в 1840–1850-е армады британских и французских кораблей бомбардировали китайские порты, пока тамошнее правительство не разрешило ввоз опиума. Порабощали, превращая в наркоманов, и это не требовало затрат, а приносило колоссальные прибыли. Для слабых и миролюбивых аборигенов Тасмании подобных ухищрений не потребовалось. Их истребили полностью. И не в эпоху Средневековья, а в «цивилизованном» ХIХ веке.

Русские в Сибири не располагали подобными преимуществами. У местных народов имелись сильная конница, развитая металлургия, отличные доспехи, сабли, копья. У некоторых племен было огнестрельное оружие. Впрочем, качество фитильных ружей землепроходцев оставляло желать много лучшего. Татарские луки оказались куда скорострельнее и по дальности боя не уступали. Сибирские племена были малочисленными, но и русских там было мало. В начале XVII века насчитывалось 2–3 тысячи служивых людей на всю Сибирь. Базировались они не по морским берегам, быстрой подмоги из метрополии получить не могли. Дорога из сибирских городов в Москву иногда занимала несколько лет. А в экспедиции отправлялось всего по 10–20 человек! Редко сотня или больше. Уходили на 5–10 лет в таежное море, и никто не знал, живы ли. Но открывали«новые землицы», приводили жителей «под государеву руку», облагая их ясаком. Кстати, для сбора ясака к отдаленным племенам ходили чаще всего по два казака. А то и по одному. Казалось бы, стрела в спину — и ищи-свищи. Но ведь возвращались. Привозили «меховую казну», узнавали новые сведения, и на их основе снаряжались следующие экспедиции.

Дело в том, что освоение сибирских пространств вообще не было «завоеванием». Действовали иные механизмы. Ясак, строго говоря, представлял собой не дань, а службу царю. Ясачные становились государевыми служащими. Размер ясака не был обременительным. С главы семьи брали в год от одной шкурки лисицы. С крупного хозяина, имевшего много работников, — до 30–40 соболей. Для племен, промышлявших охотой, это было не тяжело. Причем служба не являлась безвозмездной: тот, кто сдавал ясак, получал за это «государево жалованье» — ремесленные изделия, ткани.

После сдачи сибиряки обретали право свободно продавать излишки мехов. Возникали ярмарки, куда купцы привозили разные товары. Иностранцы еще в XVII веке удивлялись, как «горсть людей овладела таким громадным пространством». Ответ они давали верный: причиной успеха стало вовсе не «покорение военною силою, но по убеждению туземцев и исключительно в надежде на выгоду в будущем от торговых отношений с московитянами». Впрочем, реальная картина была все-таки сложнее. Желание пускать на свою территорию чужих и платить ясак проявлялось далеко не всегда. Первое знакомство с тем или иным племенем нередко начиналось с вооруженных столкновений.

Потом узнавали друг друга, и налаживалось взаимопонимание. Способствовала этому не только торговля. Жизнь в Сибири была очень неспокойной. На селения по Оби, Иртышу, Енисею то и дело нападали степняки — калмыки, казахи, каракалпаки, киргизы. Грабили, угоняли людей, облагали данью. А Забайкалье и земли Дальнего Востока пыталась подмять китайская (маньчжурская) империя Цин. Русские в подобной обстановке становились защитниками, местные жители отбивались вместе с ними. Да и внутри Сибири постоянно кипели страсти между родами, племенами. Дрались за угодья, отбивали друг у друга скот, имущество, захватывали женщин и рабов. В таких случаях тоже обращались к русским. Просили оборонить от соседей, выручить из плена сородичей. Воеводы и отряды землепроходцев заступались за своих ясачных, гасили конфликты, присылали вооруженную подмогу.

Почему же сибирские народы выбирали власть русского царя, а не степных ханов или маньчжурских императоров? Так ведь русские не порабощали. Полностью сохранялись угодья, самоуправление, верования, традиции. Ясачных категорически запрещалось обращать в холопство. Царские наказы воеводам в Сибири раз за разом гласили: «Приводить инородцев под высокую государеву руку» и собирать ясак «ласкою, а не жесточью». «Держать к ним ласку и привет и бережение, а напрасные жесточи… им ни в чем не чинить… чтоб их в чем напрасно не ожесточить и от государевой милости не отгонить». К ясачным запрещалось применять смертную казнь — даже в случае восстаний. Права их строго охранялись законами.

Вслед за землепроходцами в Сибирь ехали охотники, промышленники, крестьяне. Возникали и разрастались города. Множились русские деревни. Освоение окраин поощрялось. Переселенцы получали значительную помощь от казны, земских властей. В Сибири им на обзаведение хозяйством предоставляли ссуды, семенное зерно, лошадей. Земли можно было взять сколько угодно — сколько сможешь обработать. Но при одном непременном условии: интересы коренных жителей нарушать было нельзя. Царские указы требовали селиться только на «порозжих» местах, а «ясачных угодий не имать». Воеводам предписывалось: если кто-нибудь «у ясачных людей угодья пустошает», таких хозяев «сбивати долой» и даже «бить кнутом нещадно». Нередко земли, более подходящие для земледелия, оставались в распоряжении местных охотников. Крестьянам же приходилось довольствоваться тем, что осталось. В спорных случаях правительство принимало сторону ясачных. Короче говоря, история вроде покупки голландцами Манхэттена за безделушки стоимостью в несколько десятков гульденов в России не прошла бы.

Кстати, о безделушках. Списки товаров, которые русские купцы везли на сибирские ярмарки, включали: английское сукно, сермяжное сукно, холст, кафтаны, сапоги, топоры, пилы, иголки. Привозили хлеб. Всевозможные украшения занимали в этих перечнях очень скромное место. Перечисленные товары стоили в Сибири дороже, чем в европейской России, однако и накладные расходы были значительными.

Специалисты оценили, что доходы купцов от этих поездок составляли 22–25%. То есть были высокими, но не сверхприбылью. Торговля не носила «колониальный» характер.

Основным товаром для ограбления (а в перспективе и для депопуляции) туземцев со стороны западных предпринимателей служила «огненная вода». В списках русских купцов ее вообще нет. В России спиртные напитки являлись казенной монополией, а правительство не поставляло их сибирским племенам. Между прочим, этим пытались пользоваться иностранцы. В XIX — начале ХХ века из Китая пробирались по тайге«спиртоносы», тащившие за плечами канистры с отравой. На Чукотке и Камчатке причаливали шхуны американцев. Опоив население, почти задаром тащили бесценные меха, моржовую кость и прочие дорогие грузы. Особенно катастрофичными были эти визиты в первые годы после революции, когда рухнула пограничная охрана.

Нет, русские такими приемами не пользовались. Поддержанию хороших отношений с коренными сибиряками немало способствовала специфическая черта нашего народа — отсутствие расизма и национального высокомерия. Коренных обитателей уважали, никогда не «учили жить». Зато сами не стеснялись учиться, перенимали здешнюю одежду, виды и способы жилья, транспорта, хозяйствования. К национальным особенностям относились очень бережно.

Европейцы свалили в кучу многочисленные народы Америки, прозвав их «индейцами», а Африки — «неграми». У русских никакого обобщенного названия для племен Сибири не возникло. В докладах и переписке каждый этнос выделяли особо — «остяцкие люди», «тунгусские мужики». С бурятами отношения сложились настолько дружеские, что в документах XVII века их называли не бурятами, а «братами», «братскими людьми». А уж определение «дикари» наша интеллигенция начала употреблять лишь в XIX веке, нахлебавшись+ западной«культуры».

В отличие от европейских первооткрывателей русские везде сохраняли исконные названия гор и рек, данные коренным населением. Среди сибирских городов не возникло ни одной Новой Москвы или, допустим, Нового Устюга. Они получали имена по названиям здешних народов, местностей, рек: Мангазея, Якутск, Братский (бурятский) острог. Разве не признак уважения?

В целом же получалось не покорение, а хороший симбиоз. Несмотря на то, что сохранялось племенное и родовое самоуправление, якуты, буряты, эвенки нередко шли судиться не к своим князькам, а к русским начальникам. Считали их более справедливыми. Поступали и на службу. Так, для охраны восточных границ было сформировано Забайкальское казачье войско — три полка составились из русских, два полка являлись бурятскими и один — тунгусским. Для коренных сибиряков не было никаких ограничений при поступлении в учебные заведения — земские школы, гимназии, реальные училища.

При Советской власти все сибирские народы получили те или иные формы автономии — республики, области, округа. Целенаправленно разрабатывались и внедрялись системы национального образования, поддерживалось сохранение и развитие национальной культуры. Результат известен. В XX веке численность народов Сибири возросла многократно. И это не считая смешанного населения. Сопоставить с судьбой индейцев Северной Америки не так уж и трудно.

«А как же повсеместное пьянство, приведшее во второй половине двадцатого столетия на грань катастрофы некоторые малочисленные народы нашей страны?» — возможно, спросите вы. Отрицать это бессмысленно. Действительно, чрезмерно либеральная политика советских властей в вопросах продажи и потребления алкоголя принесла весьма скверные плоды. Однако вряд ли в этой политике следует искать злой умысел, тем более направленный против малых народностей. В конце концов, депопуляция, негативные демографические последствия, связанные с пьянством и алкоголизмом, сильно ударили не только по ним, но и по самому большому народу бывшего СССР.

Присоединение Сибирского ханства.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - а-14.jpg

«Покорение Сибири Ермаком». Картина художника В.И. Сурикова. 1895 г.

В первой половине XVI в. Сибирское ханство подвергалось разорительным набегам кочевников с юга (ногайцев, узбеков, казахов).

1555 г. — сибирский хан Едигер перешёл в российское подданство. В русскую казну стал поступать налог мехами — ясак (по соболю и белке с каждого человека). Русские купцы вели выгодную торговлю с жителями Сибири, меняя на меха железо, соль, хлеб. Самыми успешными из купцов были Строгановы. Царь разрешил им строить крепости и «прибирать охочих людей» — казаков — для охраны своих владений в Сибири.

1563 г. — ханским престолом в Сибири завладел Кучум, потомок Чингисхана. Он прекратил посылать ясак в Москву и возобновил набеги на русские поселения Пермской земли.

1581 г. — на средства купцов Строгановых для похода в Сибирь против хана Кучума был снаряжён отряд казаков. Его возглавил казачий атаман Ермак Тимофеевич, мужественный и опытный воин.

Преодолев Каменный пояс (Уральские горы), казаки, используя огнестрельное оружие, разбили отряды местных правителей.

Осень 1581 г. — войска хана Кучума были разгромлены и казаки вошли в Кашлык — столицу Сибирского ханства. Кучум бежал на юг.

Ермак решил перезимовать в Кашлыке. Он обложил местное население данью и запретил своим казакам «своевольничать». Но за зиму дружина Ермака заметно поредела, и он отправил к Строгановым и в Москву гонцов с просьбой о подкреплении. В столицу с грамотой о завоевании Сибирского ханства поехал сподвижник Ермака атаман Иван Кольцо.

В Сибирь было послано жалованье, боевые припасы и подкрепление — 500 стрельцов. Но силы Ермака тем временем таяли.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - ат2.jpg

Ермак. Портрет XVII в.

Август 1585 г. — собранные Кучумом войска подошли к Кашлыку и осадили его. Отряд Ермака отбил нападение, а вскоре выступил из города.

Не встретив противника, уставшие казаки расположились в шатрах и уснули, не выставив стражи. Находившееся неподалёку войско Кучума внезапно напало на стан русских. В завязавшемся бою казачий отряд понёс большие потери. Сам Ермак, облачённый в тяжёлые доспехи, пытаясь переплыть Иртыш, утонул. После гибели Ермака остатки русских войск покинули Сибирь.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - а-15.jpg

«Ермак». Скульптор М.М. Антокольский

Поход Ермака нанёс Сибирскому ханству тяжёлый удар. Иван IV не захотел расставаться с сибирской землёй и отправил туда большой, хорошо вооружённый отряд стрельцов и казаков.

1598 г.- Кучум был окончательно разгромлен и вскоре погиб.

Значение присоединения Сибири.

  • Значительно расширилась территория России;
  • на завоёванных сибирских землях русские первопроходцы сначала воздвигали остроги, а затем и города. В конце XVI в. в Сибири были построены крепости Тюмень, Тобольск, Верхотурье, Берёзов, Нарым и др.;
  • вслед за казаками в Сибирь устремились торговые и служилые люди, беглые крестьяне, началось освоение Россией этого обширного и богатого края;
  • народы Сибири были избавлены от грабительских набегов соседних племён;
  • русские переселенцы познакомили местное население с основами земледелия, сельскохозяйственными орудиями, передавали им свой опыт, создавались условия для хозяйственного и культурного развития народов Сибири.


Важные даты.

1555 г. – признание вассальной зависимости со стороны Сибирского ханства (хан Едигер).

1563 г.- хан Кучум отказался признать вассальную зависимость.

1581 г., 1 сентября – начало подготовки Строгановыми военного похода казачьей дружины атамана Ермака Тимофеевича (состоял на службе у Строгановых) в Сибирь с отрядом в 600 человек.

1581 г, октябрь – победы дружины Ермака над Кучумом.

1581г, 26 октября – вступление дружины Ермака в столицу Сибирского ханства – Кашлык. Население Сибири согласилось платить дань Ермаку, а не Кучуму.

1583г, 1 марта – прибытие в Кашлык московских воевод и стрелецкого войска для оказания военной помощи отрядам Ермака.

1584, 5 августа – гибель атамана Ермака во время неожиданного нападения хана Кучума на казачий отряд. Восстановление режима хана Кучума.

1585-1598 гг.- второй военный поход и окончательное покорение Сибирского ханства.

80-е-90-е годы XVI века – Западная Сибирь вошла в состав России.

Исторические личности.

Едигер – хан Сибирского ханства в 1552-1563 гг.

Ермак Тимофеевич ( ?-1585) – казачий атаман, предводитель похода в Сибирь, в результате которого распалось сибирское ханство Кучума и было положено начало присоединению Сибири к Российскому государству.

Кучум ( ?- ок. 1598 г.) – хан Сибирского ханства, в 1582-1585 гг. воевал с Ермаком.

Строгановы – русские купцы и промышленники, крупнейшие землевладельцы и государственные деятели XVI- начала XX века. Были выходцами из разбогатевши поморских крестьян. Помогли снарядить отрад Ермака для борьбы с Кучумом.

В 1237-1242 годах войска хана Батыя во время похода на запад завоевали почти всю Восточную Европу. После потери суверенитета русские княжества, как и другие покоренные земли, стали платить дань Золотой Орде. Так продолжалось до 1480 года. Причем многие историки оценивают налоговый гнет Орды по-разному. Одни источники утверждают, что тягота ордынских податей была неподъемным грузом для русских крестьян. Другие специалисты, напротив, считают размер ордынской дани вполне адекватным.

Обложили почти всех

Самое первое упоминание о сборе налогов в пользу монгольских ханов датировано 1245 годом. В Новгородской летописи историки нашли такие строки: «И сочтоша в число, и начаша на них дань имати». Речь идет о переписи населения Руси, организованной завоевателями, чтобы определить количество населения, подлежащего налогообложению. Такие статистические подсчеты монголы провели во всех княжествах вскоре после установления своей власти.

Несколько лет потребовалось представителям Золотой Орды, чтобы упорядочить работу по сбору дани. Не обходилось без эксцессов, разумеется. Жители протестовали, устраивали восстания, убивали баскаков - сборщиков дани. Но эти народные бунты подавлялись порой самими князьями, не желавшими вызывать гнев монголов. В конце XIII века все население Руси было пересчитано, а на территории местных княжеств монголы создали 43 налоговых округа (тьмы).

Примечательно, что до монгольского нашествия большинство русских не платили никаких податей. Поэтому недовольство людей было велико. Единственное сословие, которое налоговые нововведения никак не затронули, было духовенство. Во всех завоеванных странах потомки Чингисхана стремились добиться лояльности священнослужителей, независимо от их религии - такова была политика.

Поначалу, испытывая дефицит кадров, монголы поручали сбор дани с русских княжеств откупщикам. Как правило, богатые люди вносили в казну Золотой Орды определенную сумму, а взамен получали право на обложение налогами населения какой-то конкретной территории. Но эта практика оказалась порочной. Жадные откупщики практически грабили жителей Руси, провоцируя бунты. Поэтому в начале XIV века сбор дани был поручен самим князьям.

Основным налогом, взимаемым завоевателями, был так называемый «ясак» (выход). Его платили крестьяне и ремесленники. Изначально размер данной подати составлял одну десятую часть дохода каждой семьи и выплачивался продуктами и товарами. Например, новгородцы могли отдавать ордынскому баскаку как серебро, так и шкуры куниц. Но вскоре натуральный выход был заменен на его денежный эквивалент.

Известно, что в 1275 году жители северо-востока Руси каждый год вынуждены были платить правителям Золотой Орды по полугривне с каждой сохи (то есть с крестьянского хозяйства, подворья). Причем серебряная гривна в ту пору весила 150-200 г. Получается, что одна семья ежегодно отдавала монголам 75-100 г серебра. Не так уж и мало, но и непосильным налоговым бременем не назвать.

Тамга

Торговцы всех мастей платили тамгу. Именно от названия данной подати произошло русское слово «таможня». Примечательно, что этот налог мог взиматься как с капитала, так и с годового оборота каждого конкретного купца. Размер монгольской тамги не идет ни в какое сравнение с современными ставками торговых налогов, акцизов и сборов. Очевидно, правители Золотой Орды стремились поддерживать деловую активность на завоеванных ими территориях.

Судите сами. Купцы из Персии и Центральной Азии с каждых 240 динаров своего капитала должны были заплатить в монгольскую казну 1 динар. А если тамга взималась с оборота, то она варьировалась в пределах 3-5%, в зависимости от географического расположения конкретного города и наличия там оживленных торговых путей.

Учитывая обеспеченность купцов, размер данной подати рассчитывался не в серебре, как с крестьян и ремесленников, а в золоте. Влиятельные «олигархи» того времени облагались налогом индивидуально, а представители мелкого и среднего бизнеса выплачивали тамгу коллективно, объединяясь в ассоциации.

Другие налоги

Помимо двух вышеупомянутых податей, составлявших главную часть всех доходов Золотой Орды, монголы собирали множество других. Так, на содержание почтовых станций, укомплектованных лошадьми, взимался ям. Впоследствии от этого слова образовалось название ямской службы.

Жители Руси также должны были гостеприимно принимать ханских послов. Им предоставлялся «корм» – средства на личные нужды и содержание приближенных. Разумеется, приветствовалось подношение различных даров влиятельным представителям Золотой Орды.

Каждый князь, отправляясь в ставку хана, привозил с собой не только собранное серебро и золото, но и ценные вещи, предметы роскоши, предназначавшиеся для самого правителя, его советников и родственников.

Само по себе тюркское слово tuzghu означает «подарки и подношения прибывшим». В Новгородской летописи имеется такая запись: «И было великое смятение в Новгороде, когда проклятые татары собрали туску и причинили много зла людям в сельской местности». Эти драматические события датированы 1259 годом.

Как выяснили историки, годом ранее новгородцы устроили бунт, не желая участвовать в переписи населения: люди понимали, что как только их количество будет подсчитано, начнется сбор дани. Тогда монголы отправились в Новгород брать туску силой и наказали бунтовщиков.

Время от времени с русских княжеств собирались «запросы» на различные нужды. Обычно речь шла о финансировании военных операций, часто совершаемых монгольской армией совместно с княжескими дружинами.

За возможность не отправлять сыновей рекрутами в монгольскую армию их родители выплачивали кулуш.

Так сколько?

Как подсчитали историки, помножив размер налогов на численность населения Руси, каждый год монголо-татарского ига обходился жителям всех местных княжеств примерно в 12-14 тысяч рублей, что приблизительно равнялось 1,5 тонны серебра.

Это сравнительно немного, ведь покоренные монголами китайские провинции давали в три раза больше дохода. А южная империя Сун откупалась от возможных набегов, ежегодно выплачивая монголам 7,5 тонны серебра и отправляя целые караваны верблюдов, груженных шелковыми тканями. Другими словами, налоги всего Китая превышали 12 тонн драгоценного металла. Правда, Поднебесная уже в те годы была заметно многолюднее других стран.

Если говорить об отдельных княжествах, то суммы варьировались в зависимости от численности населения и многих других обстоятельств. Так, в середине XIV века Владимирские земли каждый год платили монголам 5 тысяч рублей, а Суздальско-Нижегородское княжество – 1,5 тысячи рублей. Новгородские и Тверские земли отдавали по 2 тысячи; город Москва – 1 280 рублей.

Для сравнения: в то время город Астрахань (Хаджитархан), через который шла оживленная торговля между востоком и западом, ежегодно выплачивал в ордынскую казну 60 тысяч алтын, что эквивалентно 1 800 рублям.

Итак, монгольская дань была ощутимой, но не непосильной. К тому же русские княжества часто задерживали выплаты, местное население бунтовало. А во второй половине XV века, когда Золотая Орда начала терять былое военное могущество, русские деньги уже годами не поступали в бюджет завоевателей.

Читайте также: