Инфляционный налог эффект оливера танзи

Опубликовано: 23.04.2024

Инфляция представляет собой негативное экономическое явление, а при ее высоком уровне – экономическое бедствие.

Инфляция усиливает диспропорции в экономике. Неравномерный рост цен на товары имеет своим следствие неравенство прибылей в различных отраслях производства, что приводит к неравенству возможностей развития производства, в одних отраслях производство расширяется, в других – сокращается.

Инфляция подрывает стимулы к долгосрочному инвестированию, усиливает риск при крупном инвестировании, способствует переливу капитала в сферу обращения, что деформирует процесс воспроизводства, сокращает производство.

Рост цен искажает реальную картину спроса, перестает давать верные сигналы к инвестированию, а отсюда неизбежными становятся диспропорции как отраслевые, так и региональные.

В условиях инфляции происходит обесценение производительного капитала – через недогрузку производственных мощностей, товарного капитала – через отставания товарооборота от роста цен, денежного капитала – через обесценение денег. Все это ослабляет производство, особенно малый бизнес. В производстве выигрывают крупные фирмы, оборудованные современной техникой, использующие совершенные формы организации производства.

При инфляции необходима периодическая переоценка балансовой стоимости основных средств и амортизационных отчислений. Если этого не делать, то установленная ранее стоимость основных средств окажется слишком низкой.

Инфляция замедляет экономическое развитие, экономический рост. Во-первых, с развитием инфляции сокращаются сбережения, возрастает потребление; во-вторых, инфляция вызывает неуверенность в завтрашнем

дне, и то и другое тормозит рост капиталовложений.

Инфляция обостряет проблему емкости внутреннего рынка, т.к. ведет к снижению реальной заработной платы, реальных доходов, искажает структуру потребительского спроса. Рост цен порождает «бегство» от денег к ценным товарам, независимо от потребности в них. В результате сокращаются сбережения в ликвидной форме и возрастают сбережения в натуральной форме. Это в определенной степени объясняется тем, что в период инфляции держатели денежной ликвидности несут значительные потери, поскольку снижается стоимость денег, их покупательная способность. По той же причине кредиторы несут потери в пользу дебиторов.

Поэтому в период инфляции необходимо пересматривать ставки банковских процентов по депозитам.

Помещая на депозитный вклад сумму M под годовой процент i , в конце года вкладчик получит M + M i . Но в случае инфляции, темп которой будет равен , вкладчик получит сумму меньше. Она будет равна M + M ( i – π ). При темпе инфляции равном ставке банковского процента хранение денег в банке не приносит дохода, а если темп инфляции выше ставки банковского процента вкладчик несет убытки. Если же банки установят высокий процент с расчетом на инфляцию, а уровень инфляции окажется меньше, то банки понесут убытки.

Инфляция оказывает существенное влияние на распределение дохода и богатства.

Если вы дебитор, то инфляция, сократив ценность вашего долга, увеличит ваше богатство.

Если же вы кредитор или владеете ценными бумагами, то рост цен сделает вас беднее, поскольку покупательная способность возвращаемых денег будет ниже отдаваемых в долг.

Инфляция увеличивает богатство тех, кто занимает деньги для инвестирования в недвижимость.

Инфляция ослабляет бремя государственного долга. Однако, следует за-

метить, что такой эффект инфляции крайне непредсказуем.

В условиях инфляции сокращаются реальные размеры доходов, пособий, социальных выплат, усиливается социальная дифференциация населения. Хотя государство в условиях инфляции и осуществляет компенсационные выплаты, но они, как правило, не могут поспевать за динамикой цен. И чем больше это запаздывание, тем ощутимее инфляция для населения. Очень сложно предугадать возможное повышение цен, поэтому индексация доходов населения редко бывает достаточной, она далеко не покрывает потери доходов от роста цен, что делает падение реальных доходов, падение уровня жизни неизбежным. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы.

Что касается обладателей таких видов богатств, как дома, земля, акции, автомобили, то следует отметить, что если цены на данные виды богатства возросли в меньшей степени, чем общий уровень цен, то они понесут убытки, и наоборот.

Инфляция нарушает функционирование кредитно-денежной системы. Обесценение денег подрывает стимулы к денежному накоплению. Лица, сберегающие денежные средства, платят инфляционный налог. Инфляционный налог – это потери владельцев денежных средств в результате инфляции. Происходит сокращение ресурсов кредитно-финансовых учреждений, становится невыгодным предоставление кредитов.

Инфляция приводит к бюджетным ограничениям домашних хозяйств. И если население хочет поддержать денежные запасы на одном и том же уровне, то ему придется жертвовать своим потреблением на величину инфляционного налога. То есть сбережения населения, необходимые для поддержания реальной стоимости денежных остатков, в каждом периоде инфляции должны быть равны инфляционному налогу.

Следует обратить внимание на то, что инфляционный налог не возрастает бесконечно. Существует некоторый темп инфляции, при котором инфляционный налог достигает максимума, но если инфляция превышает этот уровень, то инфляционный налог снижается. Инфляционный налог как правило регрессивен, лица с меньшими доходами, уплачивают больший инфляционный налог и обусловлено это тем, что эластичность спроса на

деньги относительно дохода обычно меньше единицы.

Инфляция отрицательно влияет на все звенья финансовой системы, обостряет кризис государственных финансов. Происходит обесценение налоговых и других поступлений в казну. Инфляция снижает реальную величину налоговых поступлений. Начисление налога, как известно, происходит раньше, чем его уплата, и поскольку не существует механизма поддержания реальной величины взимания налогов, то любое повышение темпа инфляции в течение этого периода обесценивает налоговые поступления, уменьшает налоговое бремя. Это явление известно как эффект




Танзи – Оливера. Эффект Танзи – Оливера будет тем больше, чем позже платятся налоги и выше темп инфляции. Более низкие налоговые поступления еще больше увеличивают дефицит бюджета, растет государственный долг. В период инфляции затруднено размещение новых займов, ибо процент выплачивается в обесцененных деньгах.

Инфляция оказывает отрицательное воздействие на международные валютные отношения.

Во-первых, инфляция приводит к обесценению национальных валют, падению их покупательной способности, что порождает валютный демпинг, бросовый экспорт по ценам ниже мировых.

Во-вторых, инфляция повышает уровень мировых цен. Под воздействием инфляции нередко темпы роста цен на мировом рынке превышают темпы роста внутренних цен, что связано прежде всего с ростом экспортных цен на нефть.

В-третьих, инфляция ослабляет конкурентоспособность экспортной продукции, увеличивая тем самым рост внешнеторгового дефицита и, как следствие, нарушает равновесие платежного баланса.

В-четвертых, в связи с неравномерностью снижения покупательной способности валют возрастает неэквивалентность валютных курсов, несоответствие между официальными и рыночными курсами валют, что неизбежно требует пересмотра курсовых соотношений.

Отрицательно влияет инфляция и на платежный баланс. Если в какой-то стране имеет место постоянный рост уровня цен, а в странах, с которыми она торгует, цены стабильны, то в этой стране увеличится импорт и сократится экспорт, что приведет к дефициту платежного баланса. Страна с дефицитом платежного баланса должна покрывать сальдо своих расчетов с заграницей за счет золотовалютных резервов. А поскольку золотовалютные резервы не безграничны, то рано или поздно страна их исчерпает и станет практически неплатежеспособной.

Обесценение денег подрывает конкурентоспособность национальных фирм – экспортеров, поощряется ввоз товаров из-за границы, где их покупают дешево, а продают по высоким ценам.

Инфляция интенсифицирует натуральный обмен, сужает мотивы трудовой деятельности, снижает заинтересованность у производителей в производстве качественных и дешевых товаров.

Вместе с тем, инфляцию не следует рассматривать как абсолютное зло. Во-первых, она является инструментом, который может быть использован государством для его экономического развития; во-вторых, способствуя росту прибыли в результате роста цен, инфляция выступает как фактор оживления рыночной конъюнктуры.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность экономического эффекта Оливера-Танзи

Инфляционные процессы нарушают пропорции в распределении национального дохода между частными лицами и государством в пользу второго. Например, при реализации монопольного права на эмиссию с целью покрытия дефицита бюджета, государство увеличивается предложение денег, тем самым повышая темпы инфляции. У населения снижается покупательная способность, оно потребляет некоторую часть общего национального продукта, а у государства покупательная способность наоборот увеличивается.

Под экономическим эффектом Оливера-Танзи понимается сознательное затягивание населением сроков уплаты налоговых платежей в государственный бюджет в условиях повышающегося уровня инфляции. Данное явление названо в честь экономистов, которые обратили на него внимание в 1970-х годах при инфляции, протекающей в Латинской Америке По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Проблемы интеграции в Латинской Америке подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Экономический эффект Оливера — Танзи 440 руб.
  • Реферат Экономический эффект Оливера — Танзи 270 руб.
  • Контрольная работа Экономический эффект Оливера — Танзи 240 руб.

При высокой инфляции создаются экономические стимулы к откладыванию уплаты налогов, поскольку за время отсрочки деньги обесцениваются, а налогоплательщики выигрываются на этом. В результате наблюдается дефицит государственного бюджета.

Наибольшее влияние рассматриваемого эффекта происходит при высоких темпах роста инфляции и отсутствии индексации налогов.

Под инфляционным налогом понимается экономический ущерб, которому подвержены все держатели валюты, другими словами, это эффект инфляции, действующей в качестве скрытого налога, который вычитается из ценности данных активов.

По мнению приверженцев австрийской школы, больше всего инфляционный налог касается среднего и бедного класса. Некоторые считают, что инфляция является регрессивным налогом на потребление.

Если центральные банки выпускают банкноты и проводят эмиссию государственного кредита, то они увеличивают объемы денег, циркулирующих в экономической среде, это как правило направлено на улучшение экономических условий. Такое изменение в реальном денежном балансе вызывает инфляцию. А получаемое таким способом финансирование расходов носит название сеньораж.

Фискальная теория инфляции и ее проявление в российской экономике

Зарождение фискальной теории инфляции произошло относительно недавно. Современная фискальная теория инфляции включает следующие направления:

  1. Концепция «инфляционного налога» (сеньоража), которая разрабатывается в рамках теории «экономики предложения»;
  2. Исследование влияния дефицита бюджета и методов его покрытия на данный уровень инфляции;
  3. Анализ воздействия инфляции на равновесие фискального баланса.

В современной экономической литературе наиболее часто рассматриваются два противоположных эффекта, которые описывают воздействие инфляции на фискальный баланс государства: экономический эффект Оливера-Танзи и эффект Д. Патинкина.

Эффект Оливера-Танзи можно описать следующим образом: наличие лага времени в начислении налогов, поступлением их в бюджет и проведением государственных расходов при высокой инфляции ведет к понижению реальной стоимости государственных доходов от налогообложения, а это ухудшает фискальный государственный баланс. Отрицательно на такую ситуацию влияет и то, что налогоплательщики при высокой инфляции стараются уплачивать налоги с как можно большим запаздыванием. Экономический эффект Оливера-Танзи значителен тогда, когда государственные расходы по большей части состоят из реальных закупок товаров и услуг по рыночной цене.

Сущность эффекта Патинкина состоит в том, что инфляция обуславливает увеличение номинальных доходов и номинальных поступлений налогов. Если номинальные выплаты из бюджета фиксированы, то состояние фискального государственного баланса улучшается. Значителен эффект Патинкина, если расходы государства состоят с основном из заработной платы бюджетным работникам, а их индексация неполная или отстает во времени.

Помимо рассмотренных двух эффектов, существуют и другие, раскрывающие влияние инфляции на фискальный баланс:

  • Эффект подавления роста экономики – при высокой инфляции наблюдаются значительные и слабо прогнозируемые сдвиги в структуре цен, из-за чего создается высокая неопределенность, ухудшается балансирование, уменьшаются горизонты планирования и снижается уровень инвестиционной активности.
  • Эффект непропорционального налогообложения – наблюдается при применении прогрессивной системы налогообложения. При высокой инфляции налогоплательщики автоматически перемещаются в группы с более высокой ставкой налогообложения. В результате растут доходы бюджета и снижается фискальный дисбаланс.
  • Эффект влияния инфляции на реальную процентную ставку и стоимость обслуживания долга государства. Некоторые экономисты полагают, что при высоком уровне инфляции снижаются реальные процентные ставки и нередко уходят в минус. Это положительно влияет на состояние должника, т.е. государство.

Анализ фискальной системы отечественной экономики в годы рыночных преобразований показывает, что доля доходов, перераспределяемых через бюджет, увеличилась. Например, если в 1990 году процентное соотношение доходов консолидированного РФ к валовому внутреннему продукту равнялось 24,7%, а расходов составляло 23,4%, то в середине 90-х годов данные соотношения равнялись 28,4% и 31,6% соответственно.

На инфляцию в российской экономике оказывают воздействие различные параметры бюджетной системы:

  • Размер дефицита бюджета;
  • Способы финансирования бюджета;
  • Динамика доли государственного сектора в национальной экономике;
  • Структура доходов и расходов консолидированного бюджета;
  • Наличие и действенность институтов стабилизирующего типа, которые позволяют осуществлять антициклическую бюджетную политику.

Не только теоретически, но практически подтверждено, что инфляционные процессы в российской экономике существенно зависят от особенностей фискальной политики государства и методов управления фискальными дисбалансами.


16. Эффект Танзи-Оливейры и возможные пути его преодоления для государства.

Этот эффект открыт в конце 1970-х гг. латиноамериканскими экономистами Танзи и Оливейрой, наблюдался во время гиперинфляции в Латинской Америке и России. В гг. темпы инфляции в России достигали 1353% и 915% соответственно. При сборе налогов очень важную роль играет фактор времени, существует лаг между начислением налога и фактическим его поступлением, при гиперинфляции поступления налога, таким образом, обесцениваются, реальные доходы бюджета падают, а дефицит растет. Иногда возможно сознательное затягивание сроков налоговых платежей.

Меры для преодоления:

-антиинфляционная политика государства (таргетирование денежной массы, повышение нормы обязательного резервирования, временное, ограничение операций, ведущих к депозитарному расширению денежной массы, прекращение эмиссии, регулирование структурного дефицита бюджета, прекращение индексации доходов населения и т. д.)

- оплата налога единовременно с начислением

- индексирование налоговых ставок

- в РФ применялись авансовые платежи по налогам

17. Инфляционные ожидания и их виды. Механизм формирования инфляционных ожиданий.

Инфляционные ожидание (πe) – это оценка субъектами рынка изменения темпов инфляции в будущем периоде. Экономические агенты закладывают инфляционные ожидания в будущие номинальные цены на всех стадиях производства и реализации товаров и услуг, чтобы застраховать свою выручку от обесценения. В экономической теории различаются статические, адаптивные и рациональные инфляционные ожидания. Затяжной рост цен порождает устойчивые инфляционные ожидания, что придает инфляции самоподдерживающийся, т. е. инерционный характер. Под влиянием устойчивых ожиданий раскручивается инфляционная спираль. Это сказывается на поведении всех экономических агентов: потребители страхуются, закупая товары впрок. Тем самым, потребители создают давление спроса, что заставляет производителей еще больше повышать цены. Банки повышают номинальную ставку процента. Профсоюзы закладывают в трудовые договоры повышенную ставку з/п. Инфляция совершает новый виток, формируются новые и более высокие инфляционные ожидания. Стимулирующая кредитно-денежная политика может лишь усилить ожидания инфляции. Необходимо отметить, что наличие обратной зависимости между уровнем безработицы и темпами инфляции (кривая Филлипса) связано со спецификой механизма инфляционных ожиданий экономических агентов. Формирование адаптивных инфляционных ожиданий происходит с учетом ее фактического уровня в прошлом и зависит от скорости пересмотра этих ожиданий: πe1 = πe + v (π+ πe), где π – фактический темп инфляции, πe – текущие инфляционные ожидания, πe1 – ожидаемая инфляция в следующем периоде, v – коэффициент коррекции ожиданий, изменяющий2ся в пределах [0;1]. При очень медленном изменении инфляционных ожиданий текущая инфляция почти не оказывает на них никакого воздействия. Если v = 1, то πe будут такими же, как текущая инфляция. Прогноз инфляции, при котором πe1 = π , называется статическими ожиданиями.

Рациональные ожидания означают, что экономические агенты в своих прогнозах учитывают всю имеющуюся у них информацию о будущих ценах и в среднем не ошибаются в своих расчетах: πe1 = πe1 (xi), где i = 1, …n, а xi – факторы ценообразования.

В 1979г. М. Фридменом была предложена гипотеза естественного уровня безработицы. Устойчивость уровня безработицы (6-7%) при отсутствии её циклической составляющей, с одной стороны, и продолжение роста темпов инфляции, с другой, были положены в основу модели долгосрочной кривой Филлипса. Есть 2 варианта гипотезы естественного уровня безработицы – теории адаптивных ожиданий и теории рациональных ожиданий. Обе теории показывают, как срабатывают инфляционные ожидания экономических агентов в процессе их приспособления к изменению экономической политики правительства в условиях полной занятости, или естественного уровня безработицы.

Теория адаптивных ожиданий. Наклонные краткосрочные кривые Филлипса показывают ожидаемые темпы инфляции экономических агентов на всем протяжении рассматриваемых кривых. Долгосрочная кривая Филлипса в трактовке теории адаптивных ожиданий

Так, на кривой Ph1 инфляционные ожидания (πe) составляют 3% в год, на кривой Ph2 ожидаемая инфляция составляет 6% и т. д. Теория адаптивных ожиданий обосновывает краткосрочную кривую Филлипса наличием у экономических агентов ожиданий, которые не совпадают с фактической инфляцией в будущем, т. е. неверных инфляционных ожиданий. Фактический темп инфляции (он откладывается по оси ординат) в следующем периоде каждый раз превышает ожидаемый уровень инфляции (πe). Пока у предпринимателей и рабочих сохраняется заниженная оценка инфляции, стимулирующая фискальная и денежная политика срабатывают, ведя в краткосрочном периоде к увеличению реального выпуска и снижению уровня безработицы. Например, ожидаемый темп инфляции составляет в 1990г. 3%, а безработица в том же году – 6%, что соответствует ее естественному уровню в точке А1. политика стимулирования совокупного спроса подтягивает фактические темпы повышения цен в 1991г., скажем, к 6%-ному уровню. Однако экономические агенты продолжают считать, исходя из предыдущего опыта, что инфляция в 1991г. составит 3% в год. При повышении цен на их товары у предпринимателей появляется стимул больше производить, поэтому они начинают нанимать дополнительных работников. Это снижает уровень безработицы в краткосрочном плане, что соответствует передвижению вдоль краткосрочной кривой Филлипса из точки в А1 в точку В1. В точке В1 ожидаемые темпы инфляции составляют 3%, а фактические уже 6%. Со временем экономические агенты обнаруживают, что рост товарных цен и ставок номинальной з/п был чисто инфляционным. Скорректировав свою оценку инфляции (теперь ожидаемая инфляция составит 6% на кривой Ph2)? Они начинают адаптироваться к новому, более высокому ее уровню. Работники, желая сохранить свою реальную з/п, требуют повышения номинальной ставки з/п. предприниматели, поняв, что повышение цен не связано с расширением спроса на их продукцию, а издержки на з/п увеличились, сокращают выпуск, по крайней мере, до прежнего уровня. Снизившаяся на время безработица снова возвращается к отметке 6%. Эта адаптация показана перемещением из точки В1 в точку А2 вследствие сдвига краткосрочной кривой Филлипса в новое положение Ph2. если профсоюзы и правительство будут продолжать бороться за сокращение естественного уровня безработицы теми же методами, то повторится аналогичная история, но уже при более высоком уровне инфляции. Безработица сократится на время, пока ожидаемая инфляция ниже ее фактического уровня. Итак. В долгосрочном плане экономика будет перемещаться из точки А1, в точку А2, затем в точку А3 и т. д., что и объясняет вертикальное положение долгосрочной кривой Филлипса LRPh, полученной соединением этих точек.

Теория рациональных ожиданий, выдвинутая американскими экономистами Дж. Мутом, Р. Лукасом и др., основана на предпосылках, что свободное движение ресурсов и симметричная информация дают хозяйствующим субъектам возможность в точности просчитать последствия предпринимаемых правительством шагов. Экономические агенты прекрасно понимают, как ф-ет экономика. Их инфляционные ожидания точно совпадают с фактической инфляцией в будущем, т. е. πe1 = π1. Другими словами, инфляционные ожидания рациональны. Когда правительство пытается применить стимулирующую бюджетно-налоговую или денежную политику, предприниматели уже знают, что увеличился спрос не спрос именно на их продукцию, а повысился общий уровень цен в стране. Банкиры закладывают инфляционные ожидания в номинальную ставку процента, ухудшая условия кредита для заемщиков. Рабочие не увеличивают предложение труда, так как предвидят, что ставка реальной з/п не изменится в следующем периоде. Стимулируемый правительством совокупный спрос не вызывает ответной реакции со стороны совокупного предложения даже в краткосрочном плане.

Долгосрочная кривая Филлипса в соответствии с теорией рациональных ожиданий

Это обусловливает перемещение экономической системы из положения. Соответствующего точке А1, в точку А2, и затем в точку А3, минуя «семейство» точек В. Вертикальное положение долгосрочной кривой Филлипса (LRPh) показывает, что при наличии рациональных ожиданий естественный уровень безработицы (Un) ни в долгосрочном, ни в краткосрочном плане не чувствителен к изменению общего уровня цен. Поскольку на всем протяжении вертикальной кривой Филлипса ожидаемые и фактические темпы инфляции всегда совпадают, никакие попытки правительства снизить естественный уровень безработицы мерами дискреционной (гибкой, т. е. спад - стимулирующая, сдерживающая – в фазе бума) не венчаются успехом. Необходимо использовать кредитно-денежную политику «по правилам», например, монетарное правило (масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (3-5%).


Эффект Танци - это экономическая ситуация, включающая период высокой инфляции в стране, который приводит к снижению объема налоговых сборов и ухудшению реальных налоговых поступлений, собираемых правительством этой страны. Это связано с тем, что с момента возникновения налогооблагаемого события до момента вступления в силу сбора налога прошло время. Эффект был замечен экономистами с 1920-х годов, но именно итальянский экономист Вито Танци объяснил истинные причины в статье 1977 года.

Содержание

  • 1 Предыдущая гипотеза
  • 2 Причины
  • 3 Последствия
  • 4 Примеры
  • 5 Решение
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
  • 8 Библиография
  • 9 Внешние ссылки

Предыдущая гипотеза

Эффект известен с конца периода после Первой мировой войны. Итальянский экономист Константино Брешиани Туррони описал похожее явление для немецкой гиперинфляции . До статьи Танзи распространенной гипотезой было то, что налоговая администрация каким-то образом стала менее эффективной, чем прежде, когда была высокая инфляция. Другая гипотеза заключалась в том, что в период высокой инфляции люди увеличивают уклонение от уплаты налогов . Более изощренная версия этой второй гипотезы заключалась в том, что по мере роста инфляции банковское посредничество сокращается, а кредит становится все более дефицитным. В Аргентине этот эффект известен как эффект Оливеры-Танци в честь Хулио Оливера [ es ] , который заметил связь между падением налоговых поступлений и высокой инфляцией. По словам Танзи, « г-н Оливера сообщил о падении, но не дал ему объяснений; вместо этого он сосредоточился на его последствиях для макроэкономического развития ».

Причины

Юридическое обязательство по уплате налога (налоговое обязательство) возникает при наступлении определенных событий. Например, обязанность по уплате налога на прибыль возникает при получении дохода. Обязательство по уплате налога с продаж возникает при продаже предмета, облагаемого налогом с продаж. Обязанность платить налог на импорт возникает, когда товары пересекают границу. Все эти налогооблагаемые события устанавливают требование правительства от налогоплательщиков и обязательства налогоплательщиков перед государством. Однако по практическим или административным причинам фактические налоговые платежи производились не сразу в момент налогообложения, а через некоторое время. В некоторых случаях намного позже. Например, налоги с дохода в этом году могут быть уплачены не раньше следующего года. Налоги, причитающиеся с продажи товаров и услуг, не могут быть уплачены правительству продавцом товаров, который удерживает налоги с потребителей (скажем, магазина), до некоторого времени, возможно, через 30 или 60 дней. Эти задержки в оплате (эти задержки в сборе) не имеют большого значения, когда инфляция отсутствует или когда уровень инфляции низкий. Однако чем выше становится уровень инфляции, тем ниже реальная стоимость платежа, полученного правительством, по сравнению со значением, которое оно имело бы, если бы оно было произведено сразу после налогооблагаемого события; то есть без промедления. Таким образом, задержка сбора становится фундаментальной переменной при определении реальных налоговых поступлений в ситуациях высокой инфляции. Когда инфляция очень высока, и страна пытается финансировать государственные расходы, печатая больше денег, печатание большего количества денег за счет увеличения уровня инфляции может снизить налоговые поступления больше, чем реальная стоимость дохода от инфляционного финансирования ( от печатания денег).

Последствия

Задержка сбора в два месяца, что было нормальным для уплаты налогов с продаж, таких как налог на добавленную стоимость , в сочетании с ежемесячным темпом инфляции 10%, приведет к снижению реальных налоговых поступлений примерно на 20%. Ежемесячный уровень инфляции в 20% приведет к падению реальных налоговых поступлений примерно на 40%.

Примеры

Примеры эффекта Танци включают все страны, которые испытали гиперинфляцию или очень высокую инфляцию. Чили при Сальвадоре Альенде , Аргентина в 1975 году.

Решение

Хотя усилия по сокращению лага сбора могут помочь, рекомендуется контролировать инфляцию. Снижение инфляции приведет к увеличению налоговых поступлений. Например, в 1991 году в Аргентине был введен план конвертируемости, который привязал песо к доллару, что резко снизило уровень инфляции. Резкое замедление темпов инфляции привело к значительному увеличению реальных налоговых поступлений. Некоторые страны, такие как Бразилия и Чили, дошли до индексации налоговых обязательств с учетом уровня инфляции, чтобы уменьшить или нейтрализовать влияние задержки в сборе налогов на налоговые поступления.

Инфляция – устойчивая тенденция к повышению общего (среднего) уровня цен – выражает долговременный процесс снижения покупательной способности денег.

Социально-экономические последствия.

К негативным относится прежде всего инфляционный налог, не утвержденный в законодательном порядке, но обязательный для всех. Он представляет собой: доход, извлекаемый государством в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег (сеньораж); издержки, которые несут владельцы денег в результате снижения реальной стоимости денежных остатков; регрессивный налог, т.к. бедные люди в качестве инфляционного налога выплачивают более высокую долю своего налога.

Различают 2 вида инфляции: прогнозируемую и неожиданную.

Прогнозируемая инфляция учитывается в ожиданиях людей до своего появления.

В случае ожидаемой инфляции можно скорректировать номинальные доходы с учетом уравнения И. Фишера: , где i - номинальная % ставка; r – реальная % ставка; - уровень ожидаемой инфляции.

Если темпы инфляции превышают 10%, то уравнение Фишера принимает следующий вид: .

Однако, если влияние прогнозируемой инфляции удается устранить в договорах, существуют общественные издержки прогнозируемой инфляции, которые не зависят от поведения экономических субъектов, они связаны с функционированием нац. экономики:

· «издержки стоптанных башмаков» (в условиях инфляции частое посещение банков является необходимостью)

· «издержки меню» (в связи с изменением цен фирмы несут реальные издержки на их корректировку)

· снижение экономической эффективности, поскольку вносятся искажения в ценовые сигналы.

Инфляция оказывает влияние на реальную величину налогового бремени из-за наличия временных лагов во взимании налогов. Налоговые обязательства начисляются обычно на определенный момент, а уплата осуществляется позже, и налоговые поступления успевают обесцениться, уменьшая налоговое бремя.. Правительство старается избежать данного эффекта т прибегает к повышению частоты авансовой уплаты налогов и другим мерам.

Основными последствиями непрогнозируемой инфляции являются: перераспределение дохода и богатства между различными группами населения; понижение реальных доходов населения, особенно соц. групп с фиксированными доходами; обесценивание сбережений; «размывание» социальных программ.

Основные пути решения проблемы инфляции.

· политика з/п и цен:

а) политика доходов (установление ориентиров з/п и цен, контроль за их изменением)

б) политика налогового регулирования доходов.

· совершенствование методов фискальной и монетарной политики:

а) установление контроля за деятельностью ЦБ

б) возврат к системе золотого стандарта

· повышение эффективности функционирования рын. механизма:

а) стимулирование рынка раб. силы

б) стимулирование развития конкурентных отношений

· приспособление к инфляции:

а) индексация з/п, пенсий, пособий

б) корректировка налоговых ставок.

12. Мировая валютная система: сущность, основные этапы и перспективы развития

(англ. world monetary system) - форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная межгосударственным соглашением. Характер функци-онир. и стабильность М.в.с. зависят от степени соответствия ее структурных принципов структуре всемирного хоз-ва, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении этих условий возникают перио-дич. кризисы М.в.с. (см. Валютный кризис). М.в.с. преследует глобальные мирохоз. цели: обеспечение междунар. оборота достаточным кол-вом пользующихся доверием платежных и расчетных средств; поддержание относит, стабильности междунар. валютных отношений и эластичности приспособления валютного механизма к изменениям в мировом хоз-ве и соотношении сил мировых центров. М.в.с. тесно связана с нац. валютной системой, хотя и отличается от нее задачами, принципами функционир. и регулир., влиянием на экономику отд. стран и на мировое хоз-во. Эта связь и различие проявляются в их элементах. Впервые М.в.с. стихийно сформировалась в XIX в. и на Парижской конференции в 1867 была юридически оформлена межгос. соглашением, к-рое признало золото единств, формой мировых денег. Парижская валютная система базировалась на след. структурных принципах: ее основой являлся золотомонетный стандарт; золото использовалось как мировые деньги; на основе золотого содержания денежных единиц устанавливался золотой паритет; валюты свободно конвертировались в золото (см. Конвертируемость валюты); сложился режим свободно плавающих валютных курсов, но в пределах «золотых точек». Если рыночный курс отклонялся от золотого паритета свыше 1%, то должникам было выгоднее расплачиваться по междунар. обязательствам золотом, чем иностр. валютами. 1-я мировая война (1914—18) ознаменовалась кризисом М.в.с: золотомонетный стандарт перестал санкционировать как основа ден. и валютной снеiем. После длит, периода валютного хаоса была создана 2-я М.в.с, оформл. межгос. соглашением на Ген\ ззекой междунар. экономич. конференции в 1922. Генчэзская валютная система базировалась на след. структурных принципах: 1) ее основой служил золотодевизный стандарт, т.е. золото и иностр. валюты. Однако статус резервной валюты не был закреплен ни за одной валютой, а фунт стерлингов и доллар США оспаривали между собой лидерство на мировых рынках; 2) фиксировалось золотое содержание и золотые паритеты валют, их конвертируемость в золото непосредственно или косвенно через иностр. валюты (напр., в Германии и в др. (около 30) странах); 3) восстановлен режим свободно плавающих валютных курсов; 4) валютное регулирование осуществлялось в соответствии с решениями междунар. конференций и совещаний. Мировой валютный кризис 1929-33 подорвал Генуэзскую валютную систему. Страны вступили во 2-ю мировую войну с нестабильной М.в.с. После 2-й мировой войны (1939-45) была создана 3-я М.в.с. на основе Бреттонвудского соглашения, принятого на валютно-финанс. конференции в Бреттон-Вуд-се (США) в 1944. В Статьях соглашения (уставе) Международного валютного фонда (МВФ), принятых на конференции, сформулированы структурные принципы Бреттонвудской системы: 1) золотодевизный стандарт, основ, на золоте и на двух резервных валютах -долларе США и английском фунте стерлингов; 2) использование золота как валютного металла, фиксирование золотого содержания валют, обмен долларов на золото через Казначейство США для иностр. центр, банков и правительств, учреждений по офиц. цене 35 долл. за тройскую унцию золота (31,1035 г чистого золота); 3) режим фиксир. паритетов и курсов валют с узкими пределами колебаний (± 1 %, а для стран Западной Европы ±0,75% офиц. паритета). При снижении курса нац. валюты центр, банки были обязаны продавать доллары из своих резервов (см. Валютная интервенция); 4) впервые был создан орган межгос. валютного регулирования- МВФ. В рамках Бреттонвудской системы утвердился долларовый стандарт, основ, на гегемонии доллара (см. Валютная гегемония). Почти 25 лет Бреттонвудская валютная система способствовала развитию мировой торговли и произ-ва. Но очередное изменение соотношения сил в мировой экономике, появление новых конкурирующих мировых центров - Западной Европы и Японии - подорвали ее структурные принципы, установл. в период америка-ноцентризма. Кризис Бреттонвудской системы начался с конца 60-х гг. Длит, поиски выхода из валютного кризиса завершились созданием Ямайской валютной системы в 1976-78. Принятое Ямайским соглашением 2-е изменение Статей соглашения (устава) МВФ определило след. ее принципы: 1) введен стандарт СДР (см. Международные валютные единицы) как база валютных паритетов и валютных курсов; 2) юридически была завершена демонетизация золота, узаконена отмена офиц. цены золота, золотых паритетов, конвертируемости доллара в золото в амер. казначействе; 3) странам - членам МВФ предоставлено право выбора любого режима валютного курса. Тем самым был узаконен режим плавающих валютных курсов, введ. странами в марте 1973; 4) МВФ было предписано усилить межгос. валютное регулирование. С функционированием Ямайской валютной системы связан ряд проблем: а) за почти 30 лет СДР не стали функцион. формой мировых денег, эталоном стоимости, ведущим междунар. платежным и резервным средством. К СДР прикреплены лишь 5 валют в 1997 по сравнению с 16 в 1981 (с 1999 - 4). Они используются в огранич. сферах; б) фактически за СДР скрывается доллар, к-рый доминирует в валютной корзине СДР (43% в 1999) и остается ведущим меж-дунар. платежным и резервным средством; в) стандарт СДР трансформировался в многовалютный стандарт, основ, на долларе, фунте стерлингов, немецкой марке и французском франке (с 1999 вместо марки и франка - евро), японской иене; г) фактически демонетизация золота не завершена. Золотые запасы остаются надежными резервными активами; д) режим плавающих валютных курсов не обеспечил их стабильность. Кроме того, развив, страны проявляют недовольство своим зависимым положением в Ямайской валютной системе. Предстоит дальнейшая реформа М.в.с. в целях ее совершенствования. Страны Европейского экономического сообщества создали региональную Европейскую валютную систему, к-рая является составной частью М.в.с.




Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 21 ; Нарушение авторских прав

Читайте также: