Шувалова е б налоговые системы зарубежных стран

Опубликовано: 15.05.2024

Определение и функции налога как составного элемента налоговой системы государства. Налоговое планирование и регулирование в зарубежных странах. Анализ системы прямого и косвенного налогообложения зарубежных стран. Оффшорные механизмы в налогообложении.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 12.12.2013
Размер файла 79,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Российская таможенная академия”

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал

Российской таможенной академии

Кафедра экономической теории

по дисциплине “Экономическая теория”

на тему “Система налогообложения зарубежных стран”

Выполнил: студент 1-го курса очной

формы обучения факультета

Кандидат эк. наук, доцент

1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы

1.1 Определение налога

1.2 Функции налога

2. Основные принципы налогообложения зарубежных стран

2.1 Налоговое планирование в зарубежных странах

2.2 Налоговое регулирование в зарубежных странах

3. Система налогообложения в развитых странах

3.1 Система прямого налогообложения

3.2 Система косвенного налогообложения

4. Международное сотрудничество в налоговой сфере

4.1 Двойное налогообложение и методы его устранения

4.2 Оффшорные механизмы в международном налогообложении

5.Налоговые системы некоторых стран

5.1 Налоговая система Украины

5.2 Налоговая система России в ее сравнительном анализе

Список использованных источников

Введение

Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности. Особо значимую роль играют контрольные функции налоговых органов. Понятно, что необходимым и неизбежным условием реализации вышеназванной задачи может быть только научно-обоснованная налоговая политика, опирающаяся на действующую мировую практику.

В России налоговая система до начала 90-х годов была ориентирована на перераспределение средств государственных предприятий, которые обеспечивали подавляющую часть доходов бюджета за счет отчислений от прибыли в бюджет, платы за фонды, налога с оборота и изъятия свободного остатка прибыли. Налоги с физических лиц составляли незначительную долю и находились в пределах от 6 до 8 % общей суммы доходов бюджета. Переход к рыночным принципам функционирования экономики потребовал коренной перестройки системы налогообложения в России. Это касается как налогов с компаний, так и налогов с физических лиц. www.cfin.ru-Корпоративный менеджмент

Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что рыночные отношения и реформы, проводимые в Российской Федерации по поводу налогообложения и налогового законодательства, обозначили острую потребность в изучении механизмов функционирования мирового налогового законодательства.

Предметом исследования в работе выступают механизмы функционирования и регулирования налоговых взаимоотношений зарубежных стран, а именно, Украины.

Объектом исследования работы выступают субъекты налоговых взаимоотношений.

Целью данной работы является рассмотрение систем налогообложения зарубежных стран.

Курсовая работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованных источников при написании работы.

Что касается задач данной курсовой работы, то в работе раскрыты следующие проблемы:

· Раскрыть понятие налога;

· Рассмотреть функции налога;

· Рассмотреть налоговое планирование в зарубежных странах;

· Проанализировать налоговое регулирование в зарубежных странах;

· Рассмотреть особенности и методику прямого налогообложения зарубежных стран;

· Рассмотреть особенности и методику косвенного налогообложения зарубежных стран;

· Изучить двойное налогообложение и методы его устранения;

· Рассмотреть оффшорные механизмы в международном налогообложении;

· Проанализировать налоговую систему Украины;

· Сравнить налоговую систему России и Украины;

Следует отметить, что в работе будут рассмотрены налоги и налогообложение зарубежных стран и освещены некоторые данные “налогового характера” этих стран, в частности Украины, подверженные огласке средствами массовой информации и периодической печати.

По общему правилу, большая часть налоговых поступлений, которые взимаются со своих граждан или подданных поступают в центральную часть бюджета, если государство федеративное, то 80-90% взимаемых налогов попадают в федеральный бюджет. Стоит обратить внимание и на то, что во всех наиболее развитых государствах с рыночной экономикой взимается 7-10 налогов. Данные поступления являются основой любой налоговой системы, в том числе и англосаксонской, которую мы рассмотрим более подробно.

Англосаксонская система налогообложения функционирует в таких государствах как США, Великобритания, Австралия, Канада.

Данная система обладает некоторыми отличительными признаками:

во-первых, в рамках англосаксонской системы налогообложения значительно преобладают прямые налоги;
во-вторых, косвенные налоги составляют лишь незначительную долю;
в-третьих, основным субъектом налогообложения являются физические лица [1].

Более того, самая ортодоксальная налоговая англосаксонская налоговая модель функционирует в Великобритании. На ней стоит и заострить внимание.

Функционирующая в Британии налоговая система является одной из наиболее направленных на налоговые поступления со стороны физических. Данный тезис применим и к таким государствам как Канада, США, Австралия, так как в них действует схожая система налогов и сборов. Это связано с тем, что данные государства являются капиталистическими, что в свою очередь подразумевает свободный и конкурентный рынок, который невозможно реализовать при высоком налогообложении предприятий, так как мелкие предприятия не способны существовать с таким налоговым бременем. Соответственно, на сегодняшний день нельзя с уверенностью сказать о том, что юридические лица играют ключевую роль в функционировании англосаксонской налоговой системы [2].

Диаметрально противоположная ситуация сложилась в отношении физических лиц. Как правило, именно налоговые поступления со стороны физических лиц являются базисом при формировании бюджетов всех уровней. Это подтверждается и цифрами. В странах с англосаксонской налоговой моделью налоговые поступления занимают около 80-90% бюджета. Цифры варьируются в зависимости от государства. Более того, 60-70% всех налоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц или же подоходный налог. Если же говорить о юридических лицах, то налоговые поступления с их стороны зачастую не превышают и 15%. Но некоторые экономисты и эксперты в сфере налогового права считают, что сегодня данная налоговая система постепенно подвергается реформированию, обосновывая свою позицию тем, что подоходный налог в государствах с подобной налоговой моделью постепенно уменьшается. В частности, личный подоходный налог с британских подданных сегодня составляет 20%. Эта цифра может показаться высокой лишь на первый взгляд. Для наглядности можно произвести сравнение с налоговой системой в РФ. Основная ставка НДФЛ в России составляет 13% и планируется её повышение до 15%, несмотря на то, что бюджет Российской Федерации имеет меньшую привязку к налоговым поступлениям, так как в РФ существуют иные источники финансирования.

Разумеется, юридические лица в данной налоговой системе также нельзя назвать полностью освобождёнными от уплаты налогов. Во всех государствах, где функционирует подобная налоговая система, предусмотрен и подоходный налог с организаций, который в быту принято называть «корпоративным налогом». Его ставка варьируется от 20 до 35% в зависимости от государства. Если же говорить конкретно о Великобритании, то в ней предусмотрены две ставки по данному виду налога, которые составляют 24 и 33%.

Если же говорить о Канаде, то в ней в свою очередь также предусмотрен налог с корпораций и организаций. Основная Налоговая ставка по данному налогу составляет 38%, что считается достаточно высокой цифрой. Однако, в Канаде предусматривается множество налоговых вычетов, и реальная налоговая ставка становится значительно меньшей. Она может снижена вплоть до 10%, но основной является ставка в 25%.

Касательно ставок подоходного налога в Канаде, то следует отметить, что она также носит прогрессивный характер. В Канаде предусмотрены 4 налоговые ставки: 15%, 22%, 26% и 29%. Как видно, числа не слишком сильно рознятся со ставками в других странах.

Стоит обратить внимание и на то, что в данных государствах присутствует классификация налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов. Их существенное отличие кроется в том, что доходы резидента подлежат обложению без привязки к источнику получения. Нерезидент же уплачивает налоги только в том случае, если доход был получен на территории данного государства [3].

Немалую роль в рамках данной налоговой системы имеет и налог на добавленную стоимость. Ставка данного налога не слишком сильно рознится со ставкой в государствах с иными налоговыми моделями. В частности в Британии предусмотрены три ставки НДС: 0%, 8%, 17,5%. Но необходимо обратить внимание на то, что НДС в рамках англосаксонской налоговой системы имеет куда меньшую привязку к бюджету всех уровней. Это обусловлено тем, что в государствах с этой налоговой моделью косвенное налогообложение играет меньшую роль.

В итоге можно сделать вывод, что англосаксонская налоговая модель не лишена как недостатков, так и положительных моментом. Безусловно, относительно низкое налогообложение организаций можно расценить как плюс, так как это является преградой для появления монополистов на рынке. Минусом же является то, что значимость налогов с физических лиц слишком сильно превалирует над иными источниками финансирования бюджетов всех уровней.

Евроконтинентальная налоговая модель

Отличительным признаком евроконтинентальной модели налогообложения является значительное косвенное налогообложение и высокая доля отчислений на социальное страхование. Такого рода вариации налоговых систем функционируют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии.

Евроконтинентальная налоговая система характеризуется относительно высокой долей косвенных налогов, среди которых ключевую роль играет налог на добавленную стоимость.

Также стоит помнить и о том, что в рамках данной системы ключевое место занимают выплаты на социальное страхование, отчисляемые из фонда заработной платы.

Стоит отметить и то, что несмотря на высокую степень косвенного налогообложения в странах с евроконтинентальной моделью, прямое налогообложение в них крайне низкое.

В государствах с подобной системой налогообложения чаще всего функционирует социально-ориентированная модель экономики.

Основными налогами в государствах с подобной системой налогообложения являются:

- налог на добавленную стоимость;
- налог на прибыль или доход;
- налог на собственность;
- земельный налог;
- налог на фонд заработной платы;
- налог на доход от капитала;
- подоходный налог с физических лиц.

В рамках данной системы существуют два уровня налогообложения:

Необходимо заметить и то, что характер подоходного налогообложения в данных государствах носит прогрессивный характер.

В государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения существуют 4 ставки налога на добавленную стоимость:

- нормальная;
- сокращённая;
- промежуточная;
- повышенная.

Нормальная ставка применима для всех операций, кроме тех, по которым предусмотрены иные ставки. Сокращенная ставка применима, когда оказываются услуги в сфере продуктов питания и их производства. Промежуточная может применяться для обложения товаров: газа, электричества, горячей воды, угля, нефтепродуктов, спирта, кофе и др. Повышенная - применяется при покупке драгоценных металлов, мехов, аппаратуры, табака и т.д.

На данный момент наблюдается такая тенденция, что страны, в которых функционирует евроконтинентальная модель налогообложения, всячески пытаются координировать налоговую политику иных государств.

На мой взгляд, это обусловлено тем, что на сегодняшний день в мире наблюдается процесс всем налоговым системам единообразного характера. А так как государства с евроконтитентальной налоговой системой являются гегемонами в мировой политики, именно они задают планку, к которой стремятся другие государства.

Стоит отметить и то, что несмотря на желания европейских государств гармонизировать налоговые системы, на данный момент это не представляется возможным. В первую очередь это обусловлено причинами материального характера. Страны с латиноамериканской налоговой моделью, о которых речь пойдёт дальше или же Африканские страны не могут позволить себе подобные налоговые ставки в отношении физических лиц, что обусловлено их низким уровнем дохода. Также содержание органов системы налогов и сборов, которые существуют в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, является весьма затратным. Из этого следует, что полная гармонизация налоговых систем на сегодняшний день не представляется возможной, чего нельзя сказать о постепенной интеграции некоторых элементов из евроконтинентальной налоговой модели [4].

Стоит обратить внимание и на то, что данная система также не лишена недостатков. В частности, в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, несмотря на и так достаточно высокую долю страховых отчислений, наблюдается их дальнейший рост. В частности, на данный момент именно страховые взносы составляют 46% всех поступлений в центральный бюджет. Соответственно, данная ситуация может присти в дальнейшем к росту прямого налогообложения, что сегодня весьма специфично для государств с подобной налоговой системой.

Латиноамериканская налоговая модель

Латиноамериканская налоговая модель традиционно применяется в странах третьего мира, которые принято называть «развивающимися». Подобная налоговая модель функционирует в странах Южной Америки (Чили, Боливия) а также в государствах, которые находятся в пределах карибского бассейна.

В государствах с латиноамериканской налоговой моделью также предусмотрена классификация налогов и сборов по уровням. В частности, существуют налоги, поступающие в национальный бюджет (аналог федерального), а также существует муниципальное налогообложение и налогообложение на уровне департаментов [5].

Стоит обратить внимание на то, что в рамках данной налоговой системы значительная роль уделена налогообложению организаций. Если же говорить о прямом и косвенном налогообложении в этих государствах, то ставки по данным налогам значительно меньше, чем странах с иными налоговыми моделями. Исключение из правил составляют лишь большинство стран Африки и некоторые страны Азии, но они не составляют полностью самостоятельную налоговую модель, а представляют собой лишь адаптацию латиноамериканской налоговой системы.

Косвенные налоги составляют около четверти бюджета латиноамериканских стран. Ключевую роль среди них играют акцизы, образующие около 20% налоговых поступлений среди всех налоговых поступлений.

Латиноамериканская система налогообложения является первой ступенью к экономическому росту государства. Именно поэтому она так широко применяется в странах третьего мира.

Ярким примером сильного экономического роста при переходе на подобную модель налогообложения является такое государство как Чили времён Аугусто Пиночета в период с 1973г по 2011г. Данный временной промежуток вошёл в история как «чилийское чудо». Это обусловлено тем, что после перехода на нынешнюю модель налогообложения ВВП на душу населения Чили вырос в 2,8 раза [6].

Стоит отменить и весьма низкие налоговые ставки по индивидуальному подоходному налогу в данных государствах. В частности, в Перу ставка по подоходному налогу на данный момент составляет 4%, В Перу - 3,9%, а в Колумбии – 13,5%, что в рамках этой системы является достаточно высоким показателем.

Совершенно иная ситуация обстоит с корпоративными налогами. Их ставка значительно больше, чем в государствах с иными налоговыми моделями. В частности, ставка по корпоративному налогу в Венесуэле составляет 56%. Но есть и положительные исключения. Например, Бразилии ставка по корпоративному налогу составляет 7,5%, но это компенсируется высоким уровнем косвенного налогообложения, которое в латиноамериканских странах традиционно высокое. В частности, акцизы обеспечивают 30% всех налоговых поступлений в Бразилии. Подобная ситуация сложилась и в Перу. В этом государстве налог на добавленную стоимость обеспечивает 25% всех налоговых поступлений.

В итоге можно сделать вывод, что данная налоговая модель оптимальна для бедных стран, так как государство практически не рассчитывает на прямые налоги с физических лиц при формировании бюджета. Но в то же время очевидным недостатком является то, что высокий уровень налогообложения предприятий, как правило, приводит к появлению монополистов на рынке.

Смешанная модель налогообложения

Смешанная модель налогообложения сочетает в себе все основные параметры, которые присущи иным моделям налогообложения. После развала СССР успешно у себя интегрировала данную систему и Российская Федерация. Если же говорить о зарубежных государствах, то ярким примером государства со смешанной моделью налогообложения является современная Япония.

Отличительным признаком Японии является то, что значительную часть бюджета Японии составляют неналоговые поступления. Схожая ситуация сложилась и в Российской Федерации. Процент неналоговых поступлений в Японии на федеральном уровне составляет 15%, а на местном уровне может достигать и 25%, что считается достаточно высоким показателем.

Также одной из особенностей Японской модели налогообложения является множественность налогов. Право взимать налоги имеет каждый орган территориального управления. Все налоги установлены на законодательном уровне и зарегламентированы в соответствующих НПА. В соответствии с текущими законами, на сегодняшниий день в Японии взимается около 25 государственных и 30 местных налогов, которые классифицированы на следующие группы:

- прямые подоходные налоги, удерживаемые с юридических и физических лиц;
- прямые имущественные налоги (налоги на имущество); потребительские налоги.

Разумеется, предпочтение отдается прямым налогам. Это связано с тем, что они составляют основу бюджета любого уровня.

Основную часть бюджета в Японии, как и во всех государствах составляют прямые налоги.

Наиболее высокий доход бюджету приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 58% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают из прибыли следующие налоги:

- государственный подоходный налог в размере 33,48%;
- префектурный подоходный налог – 5% от государственного, что дает ставку 1,68% от прибыли;
- городской (поселковый, районный) подоходный налог – 12,6% от государственного, или 4,12% от прибыли.

В итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Прибыль в свою очередь является источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40; 50%. Кроме того, действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10; 15%, а также существуют местные подоходные налоги.

Весьма значимым недостатком смешанной налоговой системы, на мой взгляд, является слишком сильная дифференциация налогов и сборов, что ведет к значительному уровню бюрократизации. Также минусом подобной системы справедливо считается необходимость содержания разветвлённой системы налогов и сборов, что является финансово затратным и ведёт к повышению налогообложения физических, а также юридических лиц. Если же говорить о плюсах данной системы, то они, безусловно, тоже присутствуют. Главным, на мой взгляд, является то, что в данных государствах нет чёткой привязки к какой-либо налоговой системе. Из этого следует, что странам со смешанной налоговой системой не составит труда интегрировать некоторые положительные моменты из других налоговых систем.

Список литературы
1. Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебник. / И. М. Александров. - 8-е изд., прераб и доп. – Москва: Дашков и К, 2018. –
С. 260 – 305.
2. Белоусов А. В. Процедуры разрешения налоговых споров по законодательству США / А. В. Белоусов. – Москва, 2018. – 120 с
3. Бобоев М. Р. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств: учеб. пособ. / М. Р. Бобоев, Н. Т. Мамбеталиев, Н. Н. Тютюрюков. – М., 2020.
4. Богорад Л. М. О роли налоговых поступлений в структуре местных бюджетов современной Франции / Л. М. Богорад // Право и политика. – 2018. – № 10. – С. 2386–2389.
5. Болтенко, О. А. Налогообложение физических лиц в Великобритании – конец налоговой гавани / О. А. Болтенко // Налоговед. – 2018. – № 9.
– С. 25–27.
6. Бурукина О. А. Налоговая администрация Великобритании: реформы и тенденции / О. А. Бурукина // Финансовое право. – 2018. – № 10. – С. 27–31.

1. Алиев, Б.Х. Налоговые системы зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» (степень - магистр), специальностям/профилю «Финансы и кредит», «Мировая экономика» и «Налоги и налогообложение» [Электронный ресурс] / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 215 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20975

2. Шувалова, Е.Б. Налоговые системы зарубежных стран: учебное пособие[Электронный ресурс] / Е.Б. Шувалова, В.В. Климовицкий, А.М. Пузин.— М.: Издательство: Дашков и К, 2011 г. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/114394/read

3. Налоги и налогообложение: учебник для прикладного бакалавриата / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л.А. Чайковской. – М. : Юрайт, 2014. – 503 с.

Дополнительная литература

1. Килинкарова, Е. В. Налоговое право зарубежных государств. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Килинкарова. – М. : Юрайт, 2014. – 354 с.

2. Тютюриков, Н. Н. Налоговые системы зарубежных стран: учебник / Н. Н. Тютюриков. – М. : Дашков и К, 2010. – 176 с.

3. Zwi Bodi, Investments / Zwi Bodi, Alan J., Alex Kane –М.: Olymp-Business, 2012. – 994 c.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте налоговую систему Китая. Какова её структура?

2. Какие налоги в Китае входят в группу налогов специального назначения?

3. Назовите налоги, налоговые поступления от уплаты которых по нормативу 100% формируют налоговые доходы бюджета Центрального правительств Китая?

4. Назовите налоги, налоговые поступления от уплаты которых по установленным нормативам распределяются между бюджетами Центрального и местных правительств Китая.

5. Назовите известные Вам государственные органы Китая, наделённые определённой компетенцией в налоговой сфере.

6. Назовите ведомство центрального уровня, подчиненное Госсовету Китая и осуществляющее полномочия государства в сфере налогообложения. Укажите его компетенцию в налоговой сфере.

7. Укажите критерии, согласно которым физическое лицо может приобрести статус налогового резидента по подоходному налогу в Китае.

8. Назовите известные Вам налоговые ставки, применяемые к различным видам доходов, подлежащих обложению подоходным налогом в Китае.

9. Назовите известные Вам налоговые льготы по подоходному налогу в Китае.

10. По каким налоговым ставкам взимается налог на добавленную стоимость в Китае? Какие операции приводят к возникновению объекта налогообложения по данному налогу?

11. Имеют ли право налогоплательщики НДС – экспортёры Китая заявлять входной налог к возврату из бюджета?

12. Назовите плательщиков потребительского налога в Китае. Какие операции признаются объектом обложения потребительским налогом?

13. Укажите облагаемые потребительским налогом товары в Китае. Охарактеризуйте применяемые налоговые ставки по этому налогу.

14. Укажите операции, осуществление которых приводит к возникновению обязанности уплачивать предпринимательский налог в Китае. Назовите известные Вам налоговые льготы по этому налогу.

15. Назовите виды налоговых ставок, используемых для исчисления налога на прибыль предприятий в Китае. Для каких категорий налогоплательщиков установлены пониженные налоговые ставки по этому налогу?

16. Если иностранное предприятие не имеет представительства или филиала на территории Китая, но получает доходы от источников в Китае, по какой налоговой ставке и каким налогом будут обложены такие доходы?

17. Назовите известные Вам налоговые льготы по налогу на прибыль предприятий в Китае.

18. Как известно, Китай – мировой лидер по привлечению иностранных инвестиций в национальную экономику. Как Вы думаете, это связано с действующим механизмом взимания налога на прибыль предприятий?

19. Какие виды таможенных пошлин взимаются на территории Китая?

20. Влияют ли на размер таможенных пошлин в Китае соглашения о предоставлении статуса наибольшего благоприятствования в торговле? Если да, то как?

21. Какие виды доходов облагаются подоходным налогом в Китае по пропорциональной ставке в размере 20%?

Тема 2.4. Налоговые системы стран Таможенного союза

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найти определение следующих понятий: налоговая система; принципы налогообложения, функции налогов, налоговое производство, налоговый контроль, налоговые санкции, налоговые вычеты, уровни налоговой системы, налоговые льготы.

2. Подготовить доклад на тему: «Общее и особенное в налогообложении стран Таможенного союза».

IV. План практического занятия (4 часа)

1. Налогообложение в Республике Беларусь.

2. Налогообложение в Республике Казахстан.

3. Налогообложение в Республике Армения.

4. Решение задач.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

К практическому занятию

При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;

- отыскав определения основных понятий, относящихся к изучаемой теме, составьте их глоссарий.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З (тек. ред. 01.01.2014 г.);

2. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З (тек. ред. 01.01.2014 г.).

Электронная библиотечная система

1. Алиев, Б.Х. Налоговые системы зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» (степень - магистр), специальностям/профилю «Финансы и кредит», «Мировая экономика» и «Налоги и налогообложение» [Электронный ресурс] / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 215 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20975

2. Шувалова, Е.Б. Налоговые системы зарубежных стран: учебное пособие[Электронный ресурс] / Е.Б. Шувалова, В.В. Климовицкий, А.М. Пузин.— М.: Издательство: Дашков и К, 2011 г. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/114394/read

3. Налоги и налогообложение: учебник для прикладного бакалавриата / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л.А. Чайковской. – М. : Юрайт, 2014. – 503 с.

Дополнительная литература

4. Килинкарова, Е. В. Налоговое право зарубежных государств. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Килинкарова. – М. : Юрайт, 2014. – 354 с.

5. Тютюриков, Н. Н. Налоговые системы зарубежных стран: учебник / Н. Н. Тютюриков. – М. : Дашков и К, 2010. – 176 с.

6. Zwi Bodi, Investments / Zwi Bodi, Alan J., Alex Kane –М.: Olymp-Business, 2012. – 994 c.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику налоговой системы Республике Беларусь.

2. Какие налоги уплачивают юридические лица Республики Беларусь?

3. В каком размере установлены ставки налога на прибыль?

4. Назовите состав налогов и сборов, входящих в налоговую систему Украины.

5. Охарактеризуйте основные налоги, уплачиваемые организациями Республики Армения.

6. Какая система налогов и сборов действует в Республике Казахстан?

7. По какой схеме происходит налогообложение иностранных юридических лиц в Республике Казахстан?

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ

1. Унификация и гармонизация налогового законодательства: сущность и содержание.

2. Роль международных организаций в процессах унификации и гармонизации налоговых отношений.

3. Модельное налоговое законодательство.

4. Мировой налоговый кодекс: цель создания и содержание.

5. Гармонизация налогового права европейских стран.

6. Налоговое право Европейского Союза: общая характеристика.

7. Правовое регулирование прямого налогообложения в государствах-членах ЕС

8. Правовое регулирование косвенного налогообложения в государствах-членах ЕС

9. Гармонизация налогообложения в рамках Содружества независимых государств. Модельный налоговый кодекс СНГ.

10. Правовой статус Евразийского экономического cообщества.

11. Гармонизация налоговых законодательств стран-участниц Евразийского экономического cообщества.

12. Международные налоговые отношения стран-участниц Евразийского экономического cообщества.

13. Международное налоговое планирование: содержание и методы.

14. Юридическая сущность и предпосылки использования офшорного механизма.

15. Понятие, виды и основные характеристики офшорных зон.

16. Налоговое законодательство мировых офшорных зон.

17. Офшорные компании: понятие, признаки и основные типы.

18. Налоговая система Германии.

19. Налоговая система Франции.

20. Налоговая система Великобритании.

21. Налоговая система Италии.

22. Налоговая система Швейцарии.

23. Налоговая система Швеции.

24. Налоговая система Чехии.

25. Налоговая система США.

26. Налоговая система Канады.

27. Налоговая система Китая.

28. Налоговая система Японии.

29. Налоговая система Республики Беларусь.

30. Налоговая система Республики Казахстан.

31. Налоговая система Республики Армения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Сущность ведения налоговой политики.

2. Понятие и расчёт налогового бремени.

3. Какие типы налоговой политики существуют в настоящее время?

4. Назовите элементы, участвующие в составлении процедур налогового контроля.

5. Полномочия органов контроля.

6. В чём заключается право визита и конфискации налоговых органов?

7. Какие основные службы входят в налоговое управление США?

8. Уровни налоговой системы США.

9. Состав налоговой системы США.

10. Структура налоговой системы США.

11. Какие налоги в США относятся к федеральным?

12. Структура налоговой системы штатов в США.

13. Какие налоги взимаются органами местного самоуправления в США?

14. Основные задачи налоговой службы США.

15. Состав налоговой системы Швейцарии.

16. Структура налоговой системы Швейцарии.

17. Какие организации в Швейцарии применяют специальные налоговые льготы?

18. За счёт каких источников формируется федеральный бюджет Германии?

19. Какие земельные налоги существуют в Германии?

20. Сущность земельных налогов в Германии.

21. Какие основные группы налогов существуют в Японии?

22. Какие основные льготы предусмотрены в Японии?

23. Структура налоговой системы Канады.

24. Состав налоговой системы Канады.

25. Налоговые льготы, присущие налоговой системе Канады.

26. Состав налоговой системы Франции.

27. Структура налоговой системы Франции.

28. Виды деятельности, освобождаемые от уплаты НДС во Франции.

29. Налогоплательщики личного подоходного налога в Великобритании.

30. Основные элементы налога в Великобритании.

31. Федеральные и местные налоги, взимаемые в Великобритании.

32. Резиденты и нерезиденты в целях налогообложения в Швеции.

33. Категории налогоплательщиков в Швеции, к которым применяется специальная основная скидка.

34. Состав датской налоговой системы.

35. Структура датской налоговой системы.

36. Особенности корпоративного налога в Дании.

37. Какие компании облагаются специальным налогом в Норвегии?

38. Товары, облагаемые акцизом в Польше.

39. Основные налоговые льготы Венгрии.

40. Объекты налогообложения потребительским налогом в Венгрии.

41. Принципы исчисления и уплаты НДС в Болгарии.

42. Основные виды налогов Чехии и порядок их исчисления.

43. Органы, осуществляющие налоговый контроль в Чехии.

44. Меры ответственности за налоговые правонарушения в Чехии.

45. Проблемы международного налогообложения юридических лиц.

46. Порядок устранения двойного налогообложения.

47. Методы устранения двойного налогообложения.

Учебное издание

Калинченко Анатолий Алексеевич

Развернуть все записи Свернуть все записи


Западная Европа

Западная Европа вряд ли может похвастаться обилием офшорных зон, однако же Гернси, Джерси, Остров Мэн, Гибралтар, Мальта, Монако, Андорра и Лихтенштейн вполне являются классическими и традиционными представителями офшорных зон. Да и Швейцарию с некоторой натяжкой продолжают относить к оффшорам

Юрисдикция Налог на
прибыль
НДС Налог на
прирост капитала
Налог на
доходы
физических лиц
Налог у источника Требование по
подготовке
отчетности
Обязательный
аудит
Валютный контроль
Австрия, GmbH 25% 20% Обычная ставка 25-55% 25%/0%/20% Да Нет Нет
Испания, S.L. 25% 21% Обычная ставка 19-47% 19%/19%/24% Да Нет Нет
Италия, SrL 24% 22% Обычная ставка 23-43% 26%/26%/30% Да Нет Нет
Лихтенштейн, Anstalt 12,5% 7,7% Обычная ставка 2,5-22,4% Нет Да Нет Нет
Люксембург, S.A.R.L. 24,94% 17% Обычная ставка 8-42% 15%/0%/0% Да Нет Нет
Австрия, AG 25% 20% Обычная ставка 25-55% 25%/0%/20% Да Да Нет
Великобритания, Ltd 19% 20% Обычная ставка 20-45% 0%/20%/20% Да Да Нет
Андорра 10% 4.5% Обычная ставка 5-10% 0%/5%/10% Да Нет Нет
Бельгия 25% 21% Обычная ставка 25-50% 30%/30%/30% Да Нет Нет
Великобритания, LLP 19% 20% Обычная ставка 20-45% 0%/20%/20% Да Нет Нет
Германия Около 30% 19% Обычная ставка 14% - 45% 25%/0%/15% Да Нет Нет
Греция 24% 24% Обычная ставка 9-44% 5%/15%/20% Да Да Нет
Дания 22% 25% Обычная ставка от 36% до 51% 22%/22%/22% Да Нет Нет
Ирландия 12,5%/25% 23% 33% 20%/40% 25%/20%/20% Да Да Нет
Исландия 20% 24% Обычная ставка 33-46% 20%/12%/20% Да Нет Да
Испания, S.A. 25% 21% Обычная ставка 19-47% 19%/19%/24% Да Нет Нет
Италия, SAS 24% 22% Обычная ставка 23-43% 26%/26%/30% Да Нет Нет
Кампионе-д’Италия 24% 8% Обычная ставка 43% 26%/26%/30% Да Нет Нет
Кипр 12.5% 19% Обычная ставка 20-35% 0%/0%/10% Да Да Нет
Лихтенштейн, AG 12,5% 7,7% Обычная ставка 2,5-22,4% Нет Да Да Нет
Люксембург, S.A. 24,94% 17% Обычная ставка 8-42% 15%/0%/0% Да Нет Нет
Мадейра 21% 23% Нет 14,5-48% 25%/25%/25% Да Нет Нет
Мальта 35% 18% Обычная ставка 0-35% Нет Да Нет Нет
Монако 33.33% 20% Обычная ставка Нет Нет Да Нет Нет
Нидерланды, B.V. 25% 21% Обычная ставка 9,45-49,5% 15%/0%/0% Да Нет Нет
Португалия 21% 23% Обычная ставка 14,5-48% 25%/25%/25% Да Нет Нет
Финляндия 20% 24% Обычная ставка 0-31.25% 20%/0%/20% Да Нет Нет
Швейцария, GmbH 11,9-21,6% 7,7% Обычная ставка 0-48% 35%/35%/0% Да Нет Нет
Швеция, Private LLC 20,6% 25% Обычная ставка 20-52% 30%/0%/20,6% Да Нет Нет
Шотландия, LP 20% 45% Нет Да Нет нет
Нидерланды, N.V. 25% 21% Обычная ставка 9,45-49,5% 15%/0%/0% Да Нет Нет
Швеция, Public LLC 20,6% 25% Обычная ставка 20-52% 30%/0%/20,6% Да Нет Нет


Восточная Европа и Прибалтика

Пожалуй, лишь Венгрия среди стран восточной Европы может похвастаться статусом оффшорной зоны, да и то помятуя о ее доевропейском прошлом. Тогда, до вступления в ЕС, Венгрия практиковала режим офшорного налогообложения компаний, не ведущих деятельность в стране. Однако же и Словакия начинает проявлять признаки, по которым ее можно использовать для целей международного налогового планирования, хотя оффшорной зоной ее никак не назовешь. Однако, упорному предпринимателю при надлежащей консультации могут открыться оффшорные тайты вовсе неофшорной зоны.

Юрисдикция Налог на
прибыль
НДС Налог на
прирост капитала
Налог на
доходы
физических лиц
Налог у источника Требование по
подготовке
отчетности
Обязательный
аудит
Валютный контроль
Венгрия 9% + 2% 27% Обычная ставка 15% 0%/0%/0% Да Нет Нет
Латвия 20% 21% Обычная ставка 20-31% 0%/0%/0% Да Нет Нет
Словакия 21% 20% Обычная ставка 19-25% 0%/19%/19% Да Нет Нет
Чехия 19% 21% Обычная ставка 15-23% 15%/15%/15% Да Нет Нет
Эстония 20% 20% Обычная ставка 20% 0%/0%/10% Да Нет Нет


Ближний Восток

Объединенные Арабские Эмираты, будучи рассмотренными отдельно (Дубаи, Шарджа, Джабаль-Али и др) представляют собой классические оффшорные зоны, где-то осложненные обременением в виде необходимости аренды складских или офисных помещений, что делает их больше похожими на Свободные Экономические Зоны, нежели на оффшорные зоны

Юрисдикция Налог на
прибыль
НДС Налог на
прирост капитала
Налог на
доходы
физических лиц
Налог у источника Требование по
подготовке
отчетности
Обязательный
аудит
Валютный контроль
Зарегистрировать оффшорную компанию в СЭЗ Dubai South Нет 5% Нет Нет Нет Да Да Нет
Зарегистрировать оффшорную компанию во фризоне RAKEZ Рас-эль-Хайма Нет 5% Нет Нет Нет Да Да Нет
Турция 20% 18% Обычная ставка 15-40% 15%/20%/0-18% Да Нет Нет


Южная и Юго-Восточная Азия

Вектор интереса к оффшорам постепенно смещается из Европы в Азию. Именно здесь на сегодняшний день находится второе по плотности локазизации «скопление» оффшорных зон. Гонконг и Макао, хотя и относятся по юрисдикции к Китаю, однако по всем признакам продолжают считаться к оффшорным зонам. Сингапур (Юго-Азиатская Швейцария) – сейчас не менее популярная оффшорная зона чем ее западноевропейский прообраз

Юрисдикция Налог на
прибыль
НДС Налог на
прирост капитала
Налог на
доходы
физических лиц
Налог у источника Требование по
подготовке
отчетности
Обязательный
аудит
Валютный контроль
Китай, WFOE 25% 13% Обычная ставка 3-45% 10%/10%/10% Да Да Да
Гонконг 0%/16,5% Нет Нет 2-17% 0%/0%/30% Да Да Нет
Индия 25,17% 18% Обычная ставка 5-30% 20%/20%/10% Да Да Да
Китай, RO 25% 13% Обычная ставка 3-45% 10%/10%/10% Да Да Да
Макао 12% Нет Обычная ставка 7-12% Нет Да Да Нет
Сингапур 17% 7% Нет 2-22% 0%/10%/15% Да Да Нет
Таиланд 20% 10% Обычная ставка 0-35% 10%/15%/15% Да Да Да
Тайвань, Company Limited by Shares 20% 5% Обычная ставка 5-40% 21%/20%/15% Да Да Есть некоторые меры валютного контроля
Тайвань, Limited Company 20% 5% Обычная ставка 5-40% 21%/20%/15% Да Да Есть некоторые меры валютного контроля


США, Канада, Южная и Латинская Америка

Карибское побережье Латинской Америки, Мексиканский залив, Ост-Индские острова, «наветренные» и «подветренные» острова – не единственные названия Карибского региона, где сосредоточено около половины всех оффшорных зон мира. Сложность североамериканского налогового законодательства, а также некомпетентность ряда оффшор-провайдеров позволяли относить некоторые штаты США к офшорным зонам. Делавэр и Невада, Вайоминг и Вашингтон далеко не столь просты, чтобы предоставлять оффшорные льготы «направо и налево».


Другие

Как всегда в любой классификации встречается категория объектов, не попавших ни в какую прочую категорию. Итак, раздел «Другие» включает в себя оффшорные зоны Африки и Индийского Океана к востоку от Африканского побережья

Япония налоговая система

Значение налога на доходы физических лиц для государственного бюджета Японии огромно. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10, 20, 30, 40 и 50%. Кроме того, есть подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5, 10 и 15%. Помимо этого существуют местные подоходные налоги.
Подоходным налогом облагаются заработная плата, жалованье, доходы крес¬тьян, лиц свободных профессий, доходы от недвижимости (сдача в аренду), а так¬же дивиденды, проценты, случайные заработки, пенсии и т. д.
Человек, обязанный уплатить подоходный налог, должен сам подсчитать свой доход за период с 1 января по 31 декабря и соответствующую сумму налога и сообщить эти сведения в местное налоговое управление. При подсчете весь доход, в зависимости от его источника, разбивается на 10 видов:
1. Проценты по вкладам.
2. Дивиденды. Читать полностью »

Классы налогообложения по подоходному налогу в Германии

Каждый, кто зарабатывает деньги, должен платить налоги – это аксиома, отклонения от которой уголовнонаказуемы. Платят налоги все (ну или почти все), но не все платят одинаковые суммы с одинаковой зарплаты. Сколько вы должны платить, зависит от вашего семейного положения. В Германии введены шесть классов налогооблажения:
I – К этому классу относятся холостые и разведённые, а так же состоящие в браке работники, супруг (а) которых проживает за границей и которые постоянно живут отдельно от супруга (и). Так же овдовевшие, если супруг (а) умер до 1985 года.
II – К этому классу относятся лица, перечисленные в классе I если в их налоговой карте указан минимум один ребёнок. Читать полностью »

Основные налоги Соединенных Штатов Америки

Введен во время Гражданской войны (the Civil War tax); вначале предоставлялось $600 налогового освобождения (не распространяющегося на детей), затем по шкале, восходящей к 10%, налог взимался с заработных плат, процентов и дивидендов. В точке максимума достиг 25% всех внутренних поступлений. Ставки часто изменялись, поднимаясь во время войн и рецессий и падая в мирное время. Максимальная ставка была сокращена до 50% в 1982 году. В 1990-е годы сборы личного подоходного налога составляли примерно 8% ВВП. На сегодняшний день доля поступлений от подоходного налога в федеральный бюджет США составляет 40% всех поступлений от федеральных налогов.
Федеральный подоходный налог, который должен выплачиваться каждым, кто живет и получает доход в США. Федеральные подоходные налоги взимаются на процентной основе. Процент определяется формой удержания налога, которую каждый заполняет при поступлении на работу. Согласно налоговому кодексу США в этой форме перечисляются все, кто находится на иждивении у данного лица. Ежегодно, к 31 января, работодатели обязаны выслать своим служащим формы “W-2″ – отчеты о заработной плате. Эта форма показывает общую зарплату и все деньги, вычтенные из совокупной заработной платы. Читать полностью »

Швейцария налоговая система

Подоходный налог с физических лиц. Плательщиками данного дохода выступают резиденты и нерезиденты Швейцарии. При этом резиденты облагаются налогом на совокупный доход (полученный как в стране, так и за ее пределами) и на собственность. Нерезиденты подпадают под тот же налоговый режим, что и резиденты, если они проживают и работают в Швейцарии, а в случае проживания без устройства на работу – через 3 месяца проживания.
Типы доходов, освобожденных от налогообложения:
• Взносы работодателя в санкционированные пенсионные программы.
• Выгоды, извлекаемые за счет беспроцентных или низкопроцентных займов.
• Подарки на служебные юбилеи.
• Выходные пособия. Читать полностью »

Великобритания налоговая система

Налоговая система Великобритании сложилась в прошлом столетии, однако особенности налогообложения того периода характерны и для сегодняшнего дня. Налоговые реформы последних лет внесли существенные изменения в структуру налоговой системы Соединенного Королевства. В настоящее время в системе налогообложения государства происходят важные изменения, вызванные проблемами, характерными для всех развитых стран. В британском опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы немало ценного и полезного.
Великобританию никак нельзя отнести к странам с низкими налогами. Судить об этом можно хотя бы по тому факту, что в 2004-2005 бюджетном году правительство страны планировало получить более 428,3 млрд фунтов стерлингов в виде налогов, а это более 38% британского ВВП. Ставка налога на доходы физических лиц может достигать 40%. Читать полностью »

Налоговая система Великобритании

Налоговые льготы. Для определения подлежащей уплате суммы подоходного налога из фактически полученного годового дохода вычитаются налоговые льготы, так называемые налоговые скидки. Всем налогоплательщикам предоставляется льгота от уплаты налогов в сумме 4195 ф. ст. (223,5 тыс. руб.). Кроме этого, дополнительными налоговыми льготами пользуются преемственные пары, вдовы и вдовцы, граждане старше 65 лет и слепые.
Льготы предоставляются творческим людям, при условии, что они получают прибыль только от литературных, драматических, музыкальных или артистических работ или проектов.
Не облагаются подоходным налогом пособия и стипендии. Соглашения более чем с сотней стран – самая безграничная сеть налоговых соглашений в мире – разрешают избежать двойного налогообложения, граждане Великобритании, работающие за границей, могут выиграть от 100% налоговых льгот. Читать полностью »

К налогам на операции в сфере обращения относятся налог с оборота, или налог на добавленную стоимость, налог с оборота при импорте, налог на автомобили, отчисления казино, налог на страхование. Данная группа налогов носит характер косвенных налогов.
Самым важным в этой группе налогов является налог с оборота. Иногда под этим термином подразумевается налог на добавленную стоимость и этот второй термин является более правильным. В 2004 году налог на добавленную стоимость составил 15%, а налог с оборота при импорте – более чем 12% всех налоговых поступлений.
Налог на добавленную стоимость (Mehrwertsteuer или Umsatzsteuer) составляет 16%, а по некоторым товарным группам 7 %, или отсутствует. При экспорте НДС полностью возвращается . Читать полностью »

Налоги на потребление (акцизы) в Германии

Эта группа налогов делится на три подгруппы: налог на продовольственные товары (налоги на сахар, соль), налоги на продукты наслаждения (табак, кофе, пиво), другие налоги на потребление (например, налоги на нефтепродукты). Они все, исключая налоги на нефтепродукты, достаточно небольшие. Данные налоги взимаются с производителей, которые включают её в цену и перекладывают тем самым на потребителей.
Налог на нефтепродукты даёт сейчас 7.6% все налоговых поступлений, что представляет собой значительную величину. В начале 1993 года в Германии развернулась широкая дискуссия по поводу правительственных планов либо повысить этот налог (на автомобильное топливо), либо ввести налог на проезд по автобанам, либо сделать и то и другое, но в меньших размерах. Читать полностью »

Налоги на владение в Германии

К этой группе налогов относятся налоги на доход (подоходный налог, налог на корпорации) и налоги на имущество (например налог на имущество, с наследства). Такие налоги, как промысловый и церковный, частично являются налогами на имущество.
Налоги на владение носят характер прямых налогов. Их доля в совокупных налоговых поступлениях составляет более чем 55%.
Подоходный налог взимается с физических лиц (причём если они постоянно проживают в Германии, то платят этот налог с доходов, полученных и в других странах, если они ещё не были обложены налогом). Это самый важный вид налогов: он даёт немного меньше 40% всех налоговых поступлений. Читать полностью »

В Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:
1. Налоги по возможности минимальны;
2. Минимальны, или точнее минимально необходимы и затраты на их взимание;
3. Налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;
4. Налоги соответствуют структурной политике;
5. Налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;
6. Система должна строиться на уважении к частной жизни человека. В связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь. Читать полностью »

Читайте также: