Сферы действия налогов и общее равновесие

Опубликовано: 24.04.2024

Сфера действия налога включает совокупность тех индивидуумов, кто фактически несет бремя налога, то есть тех, чье благосостояние изменяется под воздействием налогов при прочих равных условиях.

Аналогично определяется сфера действия любой политики государства.

Те, кто уплачивает налог налоговым органам, как правило, являются не единственными, кто несет бремя налога, более того, в определенных случаях они могут даже не ходить в число лиц, фактически несущих бремя налога.

В принципе возможен непосредственный подход к анализу сферы действия налога: рассчитать общее равновесие в экономике до налогообложения и после. Однако этот подход трудно реализовать технически, кроме того, сего помощью нелегко выявить отдельные составляющие происходящего перемещения, которые могут обладать объясняющей и прогностической силой.

Обычно анализируют, как распределяется налоговое бремя между следующими группами:

покупателями и продавцами (продукции или факторов);

владельцами одних и других факторов;

группами индивидуумов (семей) с разными уровнями доходов;

жителями различных регионов;

Примеры, распределения налогового бремени в случае частичного равновесия хорошо известны из курса микроэкономики.

Из анализа частичного равновесия можно сделать некоторые выводы, которые справедливы и при рассмотрении общего равновесия.

1. Бремя налога не зависит от того, на какую из сторон рыночного взаимодействия возложены налоговые обязательства.

2. Более тяжелое бремя налогов несет та сторона, поведение которой менее гибко (строго говоря, если в точке пересечения кривых спроса и предложения более эластичен спрос, то бремя налога тяжелее ляжет на продавцов, если более эластично предложение, то на покупателей).

В случае монополии также результат зависит от эластичности спроса и от поведения кривой издержек, причем значение может иметь и изменение эластичности с изменением цены товара. Если при постоянных издержках кривая спроса линейна, то цена товара вырастет только на половину величины налога, если же монополия сталкивается с кривой спроса с постоянной эластичностью, то рост цены может превышать рост налога.

Рассмотрим модель, описывающую перемещение налогового бремени налога на доход корпораций в контексте общего равновесия. Впервые подобная модель была предложена Харбергером в 1962 году. Мы рассмотрим упрощенный вариант модели, позволяющий осуществить наглядную графическую иллюстрацию[47]. Упрощение достигается за счет использования конкретного вида функций (все функции в модели имеют вид функций Кобба-Дугласа). Более сложное, но и более информативное изложение модели можно посмотреть в [1].

Предпосылки упрощенной модели следующие:

Суммарный денежный доход всех индивидуумов задан экзогенно и равен I .

В экономике производятся два товара. В корпоративном секторе производится x, а в некорпоративном - y.

Все потребители идентичны, функция полезности каждого из них есть функция полезности Кобба-Дугласа
.

Можно записать выражение для расходов каждого индивидуума на блага x и y, а также суммарные расходы на эти блага.


.


.

Государство, собрав налоги, тратит их на приобретение тех же самых благ, причем в тех же пропорциях, что и индивидуумы. Поэтому суммарные расходы на каждое благо сохраняются неизменными и после налогообложения.

То есть совокупный спрос на блага равен:


,


и имеет единичную эластичность.

В производстве используются два фактора, L и K.

Производственные функции - функции Кобба-Дугласа с постоянной отдачей от масштаба.


,


.

Прибыль в производстве блага x равна:


.

Из условия максимизации прибыли найдем спрос на факторы:


,
,


,
.

То есть спрос на факторы тоже имеет единичную эластичность.

Совокупный объем факторов K и L задан в модели экзогенно, но факторы свободно мобильны между секторами. То есть данная модель не является ни краткосрочной, ни долгосрочной. Она служит вполне определенной задаче: изолировать эффект воздействия налога.


,


.

Можно найти функцию издержек в каждом секторе.[Неизвестн11]


,
.

Отсюда, найдя предельные издержки и приравняв их цене соответствующего блага, можно найти зависимость цены предложения блага от цен факторов.

На рисунке 6.2.1. проиллюстрировано достижение общего равновесия в ситуации до и после налогообложения. В верхней части рисунка изображены кривые спроса производителей на капитал (в разных координатах). Так как суммарный запас капитала постоянен, то ширина этой диаграммы равна этому запасу, а оси капитала, используемого в разных секторах, направлены навстречу друг другу по одной прямой.

В точке 5 кривые, построенные для случая отсутствия налога, пересекаются, проекция этой точки отражает спрос на капитал обоих секторов в отсутствие налогообложения.

Правая диаграмма аналогичным образом изображает спрос на труд.


Средняя диаграмма - ящик Эджворта для производства. Линия, соединяющая два начала координат ящика Эджворта - контрактная кривая.

Естественно предположить, что корпоративный сектор с большей капиталовооруженностью, чем некорпоративный, поэтому выбрана именно такая форма контрактной кривой. В результате в отсутствие налогообложения получен больший спрос на капитал в корпоративном секторе, чем в некорпоративном. То, что спрос на труд получился большим в некорпоративном секторе - результат произвольного построения. Можно получить и обратный результат для труда.

Точка 1 на диаграмме Эджворта отражает как распределение факторов в экономике до налогообложения, так и равновесие каждого из максимизирующих прибыль секторов. Через нее проходит изокоста, соединяющая точки 4 и 3. Изокванты не изображены, чтобы не загромождать изображение, но они должны касаться, поскольку равновесное размещение принадлежит контрактной кривой.

Теперь введем налог на доходы корпораций.

В результате цена капитала r до налогообложения должна быть больше, чем после налогообложения. Это обстоятельство отражено сдвигом вниз кривой спроса на капитал в корпоративном секторе. Новое равновесие достигается в точке 6 - часть капитала перемещается в некорпоративный сектор, в котором отсутствует налогообложение. Цена капитала после уплаты налога (доходность, которую получат собственники фирм) должна быть одинаковой. Но цена капитала до налогообложения (та, которую уплачивают предприятия), различна. В корпоративном секторе она теперь выше. Расстояние по вертикали от точки 6 до исходной кривой спроса на капитал равно налогу, уплачиваемому корпорациями из дохода, произведенного предельной единицей капитала. Объем спроса на капитал в корпоративном секторе сместился влево.




На рынке труда ситуация не изменилась. Причина в том, что совокупные расходы на каждое благо постоянны, то есть в каждый сектор поступает фиксированная сумма выручки, а расходы на труд составляют фиксированную долю поступивших предприятиям доходов. Спрос на труд каждого сектора и цена труда остаются на том же уровне.

Если бы всю выручку, которую получают фирмы, они потратили на труд в новых условиях (мы отвлекаемся здесь от необходимости платить налоги и от того, что запас труда ограничен), то количество нанятого труда не изменилось бы. Это значит, что новые изокосты пересекают оси, на которых откладывается объем используемого труда, в тех же точках 3 и 4, что и раньше.

Построив пересечение линии, отражающей спрос секторов на капитал и линии, отражающей спрос на труд в диаграмме Эджворта, получим новое размещение факторов, точку 2. Она не лежит на контрактной кривой, то есть равновесие неэффективно, возникает избыточное бремя налогообложения. Через точку 2 и точки 3 и 4 проходят изокосты. Они в точке 2 пересекаются. Поскольку новое равновесие является и оптимумом фирм в условиях изменившейся цены капитала, изокванты (не изображенные на рисунке) должны касаться изокост, а, значит, пересекаться.

Отметим, что доходность, которую теперь получают лица, предоставившие капитал некорпоративному сектору стала ниже. То есть они, как и собственники капитала в корпоративном секторе, понесли потери в результате налогообложения, хотя и не являлись юридически плательщиками налога. В то же время цена, которую получают собственники капитала в корпоративном секторе, снизилась не на величину налога, а меньше. Произошло перемещение налогового бремени по горизонтали, от одних владельцев фактора к другим.

Но это еще не окончательный результат. Чтобы выявить все последствия налогообложения, необходимо рассмотреть ситуацию на товарных рынках


На рисунке 6.2.2 изображены кривые спроса на благо x и благо y. Совокупный спрос, изображенный кривыми Dx и Dy, остается неизменным после налогообложения: ту часть спроса, которая больше не предъявляется собственниками капитала в силу падения их доходов, компенсирует спрос правительства на те же блага. Обе кривые спроса собственников капитала сдвигаются влево. Кривые спроса лиц, получающих доходы от труда, неизменны. Цена блага x растет, поскольку предприятиям в этой отрасли приходится больше платить за капитал, растут издержки, следовательно, растет и цена. Происходи перемещение налогового бремени вверх, на потребителей. Соответственно снижается объем выпуска. Обратная ситуация наблюдается на рынке блага y. Обратим внимание, что выручка неизменна - кривые спроса с постоянной эластичностью. Собственники капитала проигрывают. Причем в обоих секторах. А вот для собственников труда результат может быть различным: на рынке блага х их потребительский излишек снижается, а на рынке блага у растет. От того, какое изменение излишка больше, зависит итоговый результат.

Данная модель сильно упрощена: в ней отсутствует перемещение налогового бремени от капитала к труду, не изменяется спрос собственников труда. Более сложную, но позволяющую увидеть более тонкие эффекты модель рассматривается в [1].

Литература: [1], [3], [4], [2].

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Налоговые обязательства – это установленные законом требования регулярно уплачивать определенные суммы в те или иные государственные фонды. Налоговые обязательства возлагаются государством или органами местного самоуправления как на физических, так и на юридических лиц.

Но налоговые обязательства, возлагаемые на плательщика, далеко не всегда идентичны реальному налоговому бремени, которое он вынужден нести. Причина в том, что налог модифицирует экономическое поведение индивидов и организаций.

Так, если продавцы товара сталкиваются с обязательством уплачивать некоторый налог, это сказывается на их функциях издержек, а следовательно, и на предложении данного товара. В результате для покупателей может возникнуть существенно новая рыночная ситуация, хотя с точки зрения формальных обязательств, которые уста­навливаются законом, покупателей данный налог не касается. При известных обстоятельствах подобный налог способен повлиять на экономическое положение покупателей даже в большей степени, чем на положение продавцов, несмотря на то, что платят его последние.

Совокупность индивидов, на которых фактически ложится бремя налога, т.е. тех, чье положение при прочих равных условиях ухудшается в связи с введением данного налога, представляет собой сферу действия налога.

К сфере действия налога относятся именно индивиды, люди, хотя налоговые обязательства в значительной части ложатся на предприятия и других юридических лиц. В самом деле, речь идет о том, как в конечном счете распределяется налоговое бремя. За изменением экономического положения предприятия или организации в итоге следует положительный или отрицательный прирост благосостояния тех или иных людей, в том числе их собственников и работников.

Расхождения между законодательно устанавливаемой сферой налоговых обязательств (кругом плательщиков) и экономической сферой действия налога обуславливаются перемещением налогового бремени. В основе механизма перемещения лежит взаимозависимость участников рынка. Имеется в виду следующее: налогоплательщик в отличие от государства не вправе принудить других лиц разделить свои обязательства, но он волен менять совокупность добровольных соглашений, в которые вступает. Делая это, он, естественно, руководствуется собственными интересами. Если вследствие налогообложения какие-либо сделки становятся для него невыгодными и он в состоянии от них отказаться, такие сделки остаются незаключенными. В результате проигрывают потенциальные партнеры, интересам которых, в принципе, отвечали бы эти сделки.

Налогоплательщик, отказываясь от действий, которые повлекли бы принятие налогового бремени, в той или иной степени избегает ухудшения своего положения и в то же время косвенно ухудшает положение тех, для кого эти действия представ­ляли бы интерес. Например, производители подакцизного товара могут счесть выгодным для себя сократить объем его продаж, что невыгодно лицам, заинтересо­ванным в приобретении данного товара. Сокращение уменьшает налоговое бремя для производителей, но обусловливает вовлечение потребителей в сферу действия акциза. Таким образом, перемещение налогового бремени не сознательный волевой акт отдельного лица, а результат изменения рыночных условий.

Способность полностью или частично покидать сферу действия налога, перемещая бремя на других лиц, очевидно, зависит от гибкости экономического поведения. Гибкость проявляется в том, чтобы без больших потерь сокращать свое участие в сделках, выгодность которых уменьшается в связи с налогообложением. Такого рода гибкость предполагает готовность замещать налогооблагаемые товары, услуги, ресурсы, виды деятельности другими. Если под влиянием налога какой-либо рынок становится менее привлекательным, то, при прочих равных условиях, наибольшие потери несет та из сторон, которой труднее сократить свою активность на данном конкретном рынке, в некоторой степени перенеся ее на другие.

Практически любой налогоплательщик участвует в рыночных взаимодействиях и в качестве покупателя, и в качестве продавца. Если он под воздействием налога сокращает покупки, то говорят, что налоговое бремя перемещается назад, т.е. на его рыночных партнеров-продавцов. Если сокращение касается продаж, то говорят, что бремя перемещается вперед, на рыночных партнеров-покупателей.

Часто и то и другое происходит одновременно. Например, после введения акциза производители подакцизного товара, вполне вероятно, уменьшат его предложение и сократят спрос на специализированный труд, используемый при изготовлении данного товара. Первое непосредственно повлечет повышение цены на товар, т.е. перемещение налогового бремени вперед, на покупателей, а второе — снижение заработной платы, т.е. перемещение бремени назад, на поставщиков ресурсов, в данном случае труда. Какой из этих процессов окажется преобладающим, зависит от конкретных характеристик рынков труда и подакцизного товара.

Исследование сфер действия налогов имеет очевидное практическое значение. Имея дело с введением или отменой налога либо изменением его ставки, важно отчетливо представлять себе распределительные последствия предпринимаемых действий. При этом необходимо сознавать, что информации о налоговых обязательствах, которую можно почерпнуть, анализируя законодательство, в большинстве случаев явно недостаточно. Требуется анализ конкретных рынков.

Перемещение налогового бремени способно существенно менять относительное положение поставщиков разных факторов производства, прежде всего труда и капитала, а в конечном итоге – относительные уровни благосостояния различных социальных слоев. Отраслевых и региональных общностей и даже поколений. В самом деле, формирование сфер действия налогов сказывается на доступности всевозможных товаров и рабочих мест, трудовой и инвестиционной активности.


14. Распределение налогового бремени на рынке труда.

Коль скоро эластичности спроса и предложения играют решающую роль в формировании сфер действия налогов, особый интерес представляют рынки, для которых характерны в определенном смысле необычные соотношения эластичностей. Это относится в первую очередь к рынку труда. Между тем рынок труда служит ареной перемещения весьма значительной части налогов, прежде всего налогообложения заработной платы.

Как правило, правомерно считать, что рынок труда по своим свойствам близок к конкурентному. В то же время эластичность предложения труда при различных значениях его цены может быть как положительной, так и отрицательной (см. рис. 7.8, на котором L — количество реализуемого на рынке труда, Р — его цена, т.е. ставка заработной платы, S кривая предложения труда).

При невысоких ценах (ниже точки Л на рис. 7.8) предложение труда растет по мере повышения цены. Однако дальнейшее увеличение Р приводит к тому, что часть работников начинают отказываться от сверхурочных работ и т.п., а некоторые вообще покидают рынок труда. Последнее происходит, когда в семье имеется несколько работников, и более высокий заработок одних членов семьи позволяет другим отказываться от оплачиваемого труда в пользу учебы, ведения домашнего хозяйства или раннего выхода на пенсию. Итак, на определенном участке кривой S, отмеченном на рисунке точками А и В, L сокращается с повышением Р, так что эластичность предложения на этом участке отрицательна. Наконец, при достаточно высоких ценах предложение почти стабилизируется: на рынке труда остаются те, кто практически при любых обстоятельствах не склонны его покидать, и почти все они работают в течение стандартного для данного общества времени (например, 8 часов в день). Соответственно выше точки В линия 8 близка к вертикали.


Если точки доналогового и посленалогового равновесия располагаются на участке ниже точки А либо на участке выше точки В, то в контексте частичного равновесия перемещение налогового бремени происходит практически так же, как на обычном конкурентном рынке товара. Когда равновесие достигается на нижнем участке, бремя распределяется между продавцами (наемными работниками) и покупателями (работодателями) в соответствии с соотношением эластичностей предложения и спроса. Если же равновесие достигается на верхнем участке, то налоговое бремя практически полностью ложится на работников, поскольку эластичность предложения труда в данном случае близка к нулю.

Однако когда точки доналогового и посленалогового равновесия находятся на участке АВ, возникает специфическая ситуация, изображенная на рисунке. Снижение фактического уровня оплаты, происходящее под влиянием налога, обусловливает в данном случае рост предложения труда. Доминирующим оказывается стремление семей поддержать привычный уровень дохода, которое побуждает искать дополнительные заработки. Соответственно посленалоговое равновесие достигается при L1 > L0.

Значение D, соответствующее L1, представляет собой цену Рd, которую работодатели (покупатели труда) готовы платить при данном его количестве. Работники же реально продают свой труд по цене РS. Именно ей соответствует точка пересечения линий S и D'. Разность (РD — РS) представляет собой ставку налога t.

За счет того, что на рассматриваемом участке и спрос, и предложение имеют отрицательную эластичность по цене, не только точка E1s, но и точка Е1d находится ниже точки Е0. Таким образом, "цена продавцов ", на основе которой формируются реальные доходы работников, более чем на I ниже доналоговой цены Ру .

Что же касается покупателей труда, работодателей, то они в рассматриваемом случае имеют возможность приобрести по устраивающей их цене Е° большее, чем прежде, количество труда. Это, вообще говоря, дает возможность увеличить производство и на этой основе заключить дополнительные выгодные сделки.

Однако данный вывод перестает быть бесспорным, если поставить вопрос о том, как будет реализовываться продукция, произведенная и помощью дополнительных затрат труда. Сумеют ли работодатели продать продукцию, которая соответствовала бы L = L1 по тем же ценам, которые имели место при L = L0? А если нет, то каковы будут цены? Ответы критически важны для характеристики посленалогового положения работодателей. Между тем они зависят, очевидно, от многих обстоятельств, лежащих как на стороне спроса на данную продукцию, так и на стороне ее предложения.

Допустим, например, что основными потребителями продукции являются те самые работники, реальные доходы которых уменьшились под влиянием налога. Как в этом случае изменится спрос и каковы будут последствия его изменения? Предполагает ли увеличение L сверх L0 непременный рост объема производства или возможно выгодное для работодателей замещение других факторов производства подешевевшим трудом?

Итак, если требуется определить сферу действия налога, не всегда допустимо ограничиваться анализом перемещения налогового бремени на одном изолированно рассматриваемом рынке.

Сфера действия налога включает совокупность тех индивидуумов, кто фактически несет бремя налога, то есть тех, чье благосостояние изменяется под воздействием налогов при прочих равных условиях.

Аналогично определяется сфера действия любой политики государства.

Те, кто уплачивает налог налоговым органам, как правило, являются не единственными, кто несет бремя налога, более того, в определенных случаях они могут даже не ходить в число лиц, фактически несущих бремя налога.

В принципе возможен непосредственный подход к анализу сферы действия налога: рассчитать общее равновесие в экономике до налогообложения и после. Однако этот подход трудно реализовать технически, кроме того, сего помощью нелегко выявить отдельные составляющие происходящего перемещения, которые могут обладать объясняющей и прогностической силой.

Обычно анализируют, как распределяется налоговое бремя между следующими группами:

покупателями и продавцами (продукции или факторов);

владельцами одних и других факторов;

группами индивидуумов (семей) с разными уровнями доходов;

жителями различных регионов;

Примеры, распределения налогового бремени в случае частичного равновесия хорошо известны из курса микроэкономики.

Из анализа частичного равновесия можно сделать некоторые выводы, которые справедливы и при рассмотрении общего равновесия.

1. Бремя налога не зависит от того, на какую из сторон рыночного взаимодействия возложены налоговые обязательства.

2. Более тяжелое бремя налогов несет та сторона, поведение которой менее гибко (строго говоря, если в точке пересечения кривых спроса и предложения более эластичен спрос, то бремя налога тяжелее ляжет на продавцов, если более эластично предложение, то на покупателей).

В случае монополии также результат зависит от эластичности спроса и от поведения кривой издержек, причем значение может иметь и изменение эластичности с изменением цены товара. Если при постоянных издержках кривая спроса линейна, то цена товара вырастет только на половину величины налога, если же монополия сталкивается с кривой спроса с постоянной эластичностью, то рост цены может превышать рост налога.

Рассмотрим модель, описывающую перемещение налогового бремени налога на доход корпораций в контексте общего равновесия. Впервые подобная модель была предложена Харбергером в 1962 году. Мы рассмотрим упрощенный вариант модели, позволяющий осуществить наглядную графическую иллюстрацию[47]. Упрощение достигается за счет использования конкретного вида функций (все функции в модели имеют вид функций Кобба-Дугласа). Более сложное, но и более информативное изложение модели можно посмотреть в [1].

Предпосылки упрощенной модели следующие:

Суммарный денежный доход всех индивидуумов задан экзогенно и равен I .

В экономике производятся два товара. В корпоративном секторе производится x, а в некорпоративном - y.

Все потребители идентичны, функция полезности каждого из них есть функция полезности Кобба-Дугласа
.

Можно записать выражение для расходов каждого индивидуума на блага x и y, а также суммарные расходы на эти блага.


.


.

Государство, собрав налоги, тратит их на приобретение тех же самых благ, причем в тех же пропорциях, что и индивидуумы. Поэтому суммарные расходы на каждое благо сохраняются неизменными и после налогообложения.

То есть совокупный спрос на блага равен:


,


и имеет единичную эластичность.

В производстве используются два фактора, L и K.

Производственные функции - функции Кобба-Дугласа с постоянной отдачей от масштаба.


,


.

Прибыль в производстве блага x равна:


.

Из условия максимизации прибыли найдем спрос на факторы:


,
,


,
.

То есть спрос на факторы тоже имеет единичную эластичность.

Совокупный объем факторов K и L задан в модели экзогенно, но факторы свободно мобильны между секторами. То есть данная модель не является ни краткосрочной, ни долгосрочной. Она служит вполне определенной задаче: изолировать эффект воздействия налога.


,


.

Можно найти функцию издержек в каждом секторе.[Неизвестн11]


,
.

Отсюда, найдя предельные издержки и приравняв их цене соответствующего блага, можно найти зависимость цены предложения блага от цен факторов.

На рисунке 6.2.1. проиллюстрировано достижение общего равновесия в ситуации до и после налогообложения. В верхней части рисунка изображены кривые спроса производителей на капитал (в разных координатах). Так как суммарный запас капитала постоянен, то ширина этой диаграммы равна этому запасу, а оси капитала, используемого в разных секторах, направлены навстречу друг другу по одной прямой.

В точке 5 кривые, построенные для случая отсутствия налога, пересекаются, проекция этой точки отражает спрос на капитал обоих секторов в отсутствие налогообложения.

Правая диаграмма аналогичным образом изображает спрос на труд.


Средняя диаграмма - ящик Эджворта для производства. Линия, соединяющая два начала координат ящика Эджворта - контрактная кривая.

Естественно предположить, что корпоративный сектор с большей капиталовооруженностью, чем некорпоративный, поэтому выбрана именно такая форма контрактной кривой. В результате в отсутствие налогообложения получен больший спрос на капитал в корпоративном секторе, чем в некорпоративном. То, что спрос на труд получился большим в некорпоративном секторе - результат произвольного построения. Можно получить и обратный результат для труда.

Точка 1 на диаграмме Эджворта отражает как распределение факторов в экономике до налогообложения, так и равновесие каждого из максимизирующих прибыль секторов. Через нее проходит изокоста, соединяющая точки 4 и 3. Изокванты не изображены, чтобы не загромождать изображение, но они должны касаться, поскольку равновесное размещение принадлежит контрактной кривой.

Теперь введем налог на доходы корпораций.

В результате цена капитала r до налогообложения должна быть больше, чем после налогообложения. Это обстоятельство отражено сдвигом вниз кривой спроса на капитал в корпоративном секторе. Новое равновесие достигается в точке 6 - часть капитала перемещается в некорпоративный сектор, в котором отсутствует налогообложение. Цена капитала после уплаты налога (доходность, которую получат собственники фирм) должна быть одинаковой. Но цена капитала до налогообложения (та, которую уплачивают предприятия), различна. В корпоративном секторе она теперь выше. Расстояние по вертикали от точки 6 до исходной кривой спроса на капитал равно налогу, уплачиваемому корпорациями из дохода, произведенного предельной единицей капитала. Объем спроса на капитал в корпоративном секторе сместился влево.




На рынке труда ситуация не изменилась. Причина в том, что совокупные расходы на каждое благо постоянны, то есть в каждый сектор поступает фиксированная сумма выручки, а расходы на труд составляют фиксированную долю поступивших предприятиям доходов. Спрос на труд каждого сектора и цена труда остаются на том же уровне.

Если бы всю выручку, которую получают фирмы, они потратили на труд в новых условиях (мы отвлекаемся здесь от необходимости платить налоги и от того, что запас труда ограничен), то количество нанятого труда не изменилось бы. Это значит, что новые изокосты пересекают оси, на которых откладывается объем используемого труда, в тех же точках 3 и 4, что и раньше.

Построив пересечение линии, отражающей спрос секторов на капитал и линии, отражающей спрос на труд в диаграмме Эджворта, получим новое размещение факторов, точку 2. Она не лежит на контрактной кривой, то есть равновесие неэффективно, возникает избыточное бремя налогообложения. Через точку 2 и точки 3 и 4 проходят изокосты. Они в точке 2 пересекаются. Поскольку новое равновесие является и оптимумом фирм в условиях изменившейся цены капитала, изокванты (не изображенные на рисунке) должны касаться изокост, а, значит, пересекаться.

Отметим, что доходность, которую теперь получают лица, предоставившие капитал некорпоративному сектору стала ниже. То есть они, как и собственники капитала в корпоративном секторе, понесли потери в результате налогообложения, хотя и не являлись юридически плательщиками налога. В то же время цена, которую получают собственники капитала в корпоративном секторе, снизилась не на величину налога, а меньше. Произошло перемещение налогового бремени по горизонтали, от одних владельцев фактора к другим.

Но это еще не окончательный результат. Чтобы выявить все последствия налогообложения, необходимо рассмотреть ситуацию на товарных рынках


На рисунке 6.2.2 изображены кривые спроса на благо x и благо y. Совокупный спрос, изображенный кривыми Dx и Dy, остается неизменным после налогообложения: ту часть спроса, которая больше не предъявляется собственниками капитала в силу падения их доходов, компенсирует спрос правительства на те же блага. Обе кривые спроса собственников капитала сдвигаются влево. Кривые спроса лиц, получающих доходы от труда, неизменны. Цена блага x растет, поскольку предприятиям в этой отрасли приходится больше платить за капитал, растут издержки, следовательно, растет и цена. Происходи перемещение налогового бремени вверх, на потребителей. Соответственно снижается объем выпуска. Обратная ситуация наблюдается на рынке блага y. Обратим внимание, что выручка неизменна - кривые спроса с постоянной эластичностью. Собственники капитала проигрывают. Причем в обоих секторах. А вот для собственников труда результат может быть различным: на рынке блага х их потребительский излишек снижается, а на рынке блага у растет. От того, какое изменение излишка больше, зависит итоговый результат.

Данная модель сильно упрощена: в ней отсутствует перемещение налогового бремени от капитала к труду, не изменяется спрос собственников труда. Более сложную, но позволяющую увидеть более тонкие эффекты модель рассматривается в [1].

Литература: [1], [3], [4], [2].

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

8 ЛЕКЦИЯ (28.10.06)

Сфера действия налога.

Налоговые обязательства физических и юридических лиц определяются на основе норм установленных законодательством, однако налогоплательщики, реагируя на обязательства, стараются уменьшить часть налогового бремени, которую им предстоит нести, для этого они используют два легальных способа :

Сократить налоговые обязательства за счет изменения структуры и интенсивности своей экономической деятельности. Это может выражаться как в ограничении деятельности, которая непосредственно подлежит налогообложению, либо приводит к налогооблогающим результатам. Так и в расширении деятельности, дающей право на налоговые льготы.

Перемещение налогового бремени на других лиц.

Во всех этих случаях в центральном внимании взаимодействие двух сторон: налогоплательщиков и государства. Первый ведет себя так, чтобы законным образом уменьшить обязательства перед вторыми. Когда речь идет о перемещении налогового бремени, речь идет о взаимоотношении трех сторон: государства, налогоплательщик и рыночный агент-посредник.

То есть налогоплательщик способен, формально не уменьшая своих обязательств перед государством полностью или частично компенсировать свои выплаты за счет других лиц, с которыми он связан отношениями купле продажи, если покупатель смещает налоговое бремя на продавца – это называется перемещением назад. Обычно оно имеет место тогда, когда предприниматель способен диктовать свои условия носителям фактического производства. Так бремя увеличенного налогообложения прибыли перемещается назад за счет уменьшения реальной заработной платы.

Если процесс налогового бремени смещается на покупателя – это движение вперед. Такая ситуация возникает, когда производители пытаются компенсировать налоги включая их в цены по которым товары предлагаются потребителю.

Непосредственными носителями налоговых обязательств, часто становятся не только индивиды, но и организации, однако каждая организация, в конечном счете, размещает налоговое бремя среди индивидов, среди которых перераспределяются соответственные части национального дохода. Сфера действия налога представляет собой совокупность индивидов, на которых в конечном итоге ложится бремя. Определение сферы действия налога достигается за счет анализа перемещения налога.

В результате перемещения индивид, получающий доход в размере i несет налоговое бремя в размере t , тогда t\i, называется действительной налоговой ставкой. Перемещение налога на одном рынке влечет за собой его дальнейшее перемещение на других рынках. Так, если на рынке ткацких станков производитель перемещает бремя налога вперед, покупатель ткацких станков (производитель ткани), может сместить его на покупателя ткани, либо назад, на ткачей, это даст импульс новым перемещениям на сопряженных рынках. Поэтому сфера действия налога должна определяться в контексте общего равновесия.

Способность налогоплательщика перемещать налоги на своих конкретных агентов зависит от характера рынков, на которых они взаимодействуют. Если рынок является конкурентным, то есть ни один продающий и покупающий не способен повлиять на цены то возможно перемещение налогового бремени всецело определяется соотношением эластичности спроса и предложения.

При неэластичности спроса покупатель вынужден принять налоговое бремя полностью. При эластичном спросе продавец не имеет возможности включить налог в цену из-за падения спроса на продукт, и вынужден оплачивать его полностью за счет уменьшения собственных доходов.

В ситуации с абсолютно неэластичным предложением – продавцы не в силах повлиять на рыночную ситуацию, поскольку они не имеют возможности отреагировать на увеличение издержек уменьшенного предложения, в этом случае налоговое бремя ложится на продавцов, чистый доход которых сокращается.

При абсолютно эластичном предложении – поскольку имеется неограниченная возможность варьировать объем продаж, они не станут продавать товар по цене, не возмещающей издержки. Налог при этом полностью включается в цену, однако продавец оказывается в некотором проигрыше, прежде ему удавалось по той же цене реализовать больше товара.

Таким образом, на конкурентном рынке отдельных товаров или услуг (в том числе труда), переместить налоговое бремя на конкретных агентов удается с той стороны, с которой обладаешь преимуществом в эластичности объема сделок по цене.

Для продавца налог означает издержки производства, и они адаптируются к нему, сокращая предложение. Для покупателей это означает рост цен, к которым в свою очередь адаптируются, сокращая спрос.

Результат определяется тем, какая из сторон в большей степени готова пожертвовать частью сделок по данному товару, заменяя его чем-то другим, чтобы по возможности предотвратить потерю денежного дохода.

Таким образом, реальные экономические последствия налогообложения, сокращения объемов продаж и потери в доходах зависят не от того, на какую из сторон возлагаются обязательства уплаты налогов, а от соотношения эластичности спроса и предложения и от размера налогообложения.

При этом доли продавца и покупателя в итоге распределения налогового бремени на конкурентном рынке в любом случае определяется характером кривых спроса и предложения, а не формальными обязательствами.

Однако перемещение не происходит мгновенно, на практике оно требует времени и транзакционных издержек, поэтому в краткосрочном периоде изменения характера налоговых обязанностей способны приносить выгоды одной из сторон, борьба за такие выгоды тем интенсивней, чем менее стабильна налоговая система в целом.

Распределение налогового бремени на рынке труда.

Важная особенность рынка труда состоит в том, что на разных участках кривой предложения, ее эластичность различается не только по величине, но и по знаку. Дело в том, что труд способны предложить представители разных половозрастных и социальных групп.

Установившиеся в обществе представления о норме продолжения и интенсивности труда обычно определяют предложение труда большой группы населения, во многом независимой от колебания уровня зарплаты. Поведение некоторых групп на рынке труда сложнее, поскольку для них актуален более широкий набор альтернатив. Так для значительной части женщин трудоспособного возраста значение альтернативы связано с преимущественным вниманием к домашнему хозяйству, рождению и воспитанию детей. Для молодых важен выбор между трудом и продолжением учебы. Те кто достиг пенсионного возраста принимают решение о возможности продолжения работы в зависимости от многих факторов, причем уровень заработной платы принадлежит к особо значимым.

Критерий предложения труда.

П
ри низкой цене труда, по мере ее повышения предложение растет (участок AB) – это означает, что люди предпочитают наемный труд альтернативным вариантам. При достаточном значении повышения ставки почасовой и сдельной зарплаты, они начинают искать сверхурочную работу, возможность совместительства, однако при дальнейшем повышении цены труда и связанных с этим положительных сдвигов благосостояния, многие отказываются от сверхурочной работы. А часть тех, кто не являлся единственным работником в семье, покидает рынок труда ради домашнего хозяйства или учебы. В итоге росту цены на определенном участке кривой может соответствовать уменьшение его количества.

ВС – наконец при еще более высокой ставке предложение стабилизируется, поскольку на рынке остаются в основном те, для кого относительно небольшие колебания зарплаты не могут стать причиной отказа от занятости в предложении нормальной продолжительности рабочего дня и недели. Вместе с тем соответственный уровень оплаты труда избавляет от необходимости дополнительных приработок.

Последствия налогообложения зависят от того, на каком участке кривой предложения достигается равновесие как до, так и после введения налога.

На абсолютно неэластичном отрезке кривой CE налоговое бремя полностью лежит на работнике, а получаемая ими цена труда уменьшается на величину налога.

На отрезке ВС в сфере действия налога также находятся работники, но отличие в том, что цена труда снижается больше чем на величину налога. Это означает, что в результате налогообложения доходы уменьшаются настолько, что те, кто раньше сам искал дополнительный заработок лишь на очень привлекательных условиях, теперь не может позволить себе выбор. Они вынуждены принимать те предложения работодателя, от которых прежде бы отказались.

На АВ в сфере действия налога как работник так и работодатель и бремя действия налога делится между ними.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:04, контрольная работа

Описание

Налоги и сборы являются источниками бюджетных поступлений и важнейшими структурными элементами рыночного типа. В Налоговом кодексе сформулированы основные понятия, применяемые в налоговом законодательстве.

Содержание
Работа состоит из 1 файл

Содержание.docx

  1. Виды налогов……………………………………………………..4
  2. Сфера действия налогов и общее равновесие………………….8

Налоги и сборы являются источниками бюджетных поступлений и важнейшими структурными элементами рыночного типа. В Налоговом кодексе сформулированы основные понятия, применяемые в налоговом законодательстве.

С помощью налогов государство достигает относительного равновесия между общественными потребностями и ресурсами для их удовлетворения. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития и вытекает из функций и задач государства, выполнение которых требует средств. Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и используются им для выполнения политических, экономических, внешнеэкономических, оборонных, социальных и других функций.

Налоги позволяют государству решать различные социальные и другие общественные задачи, в том числе и задачу выравнивания уровня доходов своих граждан. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями государства, хозяйствующих субъектов и граждан по поводу формирования государственных финансов.

Источником налогов выступает национальный доход — вновь созданная стоимость, образуемая в процессе производства посредством использования труда, капитала и природных ресурсов.

Следовательно, в условиях рыночной экономики налоги - это экономическая категория, поскольку они являются главным методом мобилизации доходов в бюджет государства и способствуют государственному регулированию экономической деятельности юридических и физических лиц.

В Российской Федерации в соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ взимаются следующие виды налогов и сборов:

— региональные (налоги и сборы субъектов РФ);

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и действуют на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводятся законами субъектов РФ на территории соответствующих субъектов РФ.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований.

Подобная трехуровневая система налогов (федеральные, региональные, местные) свойственна практически всем государствам с федеративным устройством.

Совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов образует систему налогов Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся следующие 16 видов налогов и сборов:

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

• налог на прибыль (доход) организаций;

• налог на доходы от капитала;

• подоходный налог с физических лиц;

• взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

• таможенная пошлина и таможенные сборы;

• налог на пользование недрами;

• налог на воспроизводство минерально- сырьевой базы;

• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

• сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

• федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся 7 видов региональных налогов и сборов:

• налог на имущество организаций;

• налог на недвижимость;

• налог на игорный бизнес;

• региональные лицензионные сборы.

В соответствии со ст. 14 (п.2) Налогового кодекса РФ при введении в действие налога на недвижимость на территории соответствующего субъекта РФ прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам относятся 5 видов налогов и сборов:

• налог на имущество физических лиц;

• налог на рекламу;

• налог на наследование или дарение;

• местные лицензионные сборы.

До введения в действие части второй Налогового кодекса ссылки на конкретные законы приравнивались к ссылкам на Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов.

Особое значение имеет порядок отражения налогов в бухгалтерском учете — в составе издержек производства за счет финансовых результатов или налогооблагаемой прибыли. Правильность расчетов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка).

Классификация налогов по объектам налогообложения образует пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации) и прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.

Кроме того, налоги делятся на различные виды в зависимости от признака их классификации.

В первую очередь налоги делятся на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные (налоги на потребление). Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ (подоходный налог, налог на имущество), косвенные — в результате их расходования (акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д.).

Прямые налоги подразделяются в свою очередь на:

• реальные — взимаемые с действительно полученной налогоплательщиком прибыли, или дохода (налог на прибыль предприятий);

• вмененные — взимается не с действительного, а с предполагаемого среднего дохода, получаемого в определенных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения; такими налогами прежде всего облагается имущество.

Помимо этого, налоги делятся на:

— раскладочные (сейчас используются в основном в местном налогообложении, например, на нужды образования, на благоустройство территории и т.д.);

— количественные (долевые, квотативные), которые взимаются исходя из возможности налогоплательщика заплатить налог (при этом косвенно учитывается имущественное положение налогоплательщика).

Налоги также делятся на:

— закрепленные — полностью или в частях закрепленные в качестве источника конкретного бюджета (в частности, таможенные пошлины);

— регулирующие — перераспределяемые ежегодно между бюджетами различных уровней при утверждении федерального бюджета для покрытия дефицита (например, акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и т.д.).

Большую роль играют так называемые целевые налоги, в отличие от общих, т. е. налоги, взимаемые конкретно и целенаправленно для решения какой-либо определенной задачи. Так, в 1994 г. в Москве с владельцев автотранспортных средств взимался налог, который непосредственно шел на реконструкцию кольцевой автодороги.

Налоги в соответствии с периодичностью их взимания можно также подразделить на:

— регулярные (систематические, текущие) — взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени пользования плательщиками имуществом либо занятия каким-либо видом деятельности, приносящей прибыль (например, земельный налог, подоходный налог с физических лиц и т.д.) и

— разовые — взимаются в связи с какими- либо несистемными событиями (в частности, налог с имущества, который переходит к другому лицу в порядке наследования, дарения и т.д.).

2. Сферы действия налогов и общее равновесие.

Очень важно анализировать последствия налогообложения, особенно если речь идет о монополиях. Монополист при уменьшении выпуска продукции вынужден целиком принимать на себя налоговое бремя. Если будет увеличен доход монополиста, а не прибыль, то бремя налога частично переместится на потребителей. Главным с точки зрения практики является вопрос о последствиях унифицированного налогообложения прибыли в разных отраслях. В краткосрочном периоде эластичность предложения капитала в корпоративном секторе невысока, т.к. при изменении налога на прибыль для изъятия ранее вложенного капитала необходимо время.

В долгосрочном периоде эластичность предложения капитала высока, поэтому налогообложение приводит к тому, что уменьшается предложение капитала, происходит перемещение налогового бремени на работников и потребителей.

В среднесрочном периоде налог на прибыль перемещается на владельцев капитала, в т.ч. и в некорпоративном секторе. Однако эластичность предложения капитала не может стремиться к бесконечности. При некоторых соотношениях эластичности спроса и предложения капитала и труда, а также эластичности спроса на продукцию корпоративного и некорпоративного секторов бремя налогов может лечь на владельцев капитала или может быть разделено с работниками и потребителями.

В конечном счете, сферы действия налогов определяются:

1) функциями спроса и предложения на каждом из рынков, которые вовлекаются в процесс перераспределения налогового бремени;

2) мерой взаимозаменяемости товаров и услуг, реализуемых на этих рынках;

3) соответствующими производственными функциями.

Анализ сфер действия налогов показывает, что несхожие налоговые обязательства иногда приводят к одним и тем же экономическим последствиям. Если два налога равнозначны как по величине порождаемого ими бремени, так и сточки зрения его фактического распределения, они называются эквивалентными налогами. Налогообложение потребления и налогообложение заработков принципиально друг от друга не отличаются, поэтому можно говорить о том, что налогообложение потребления лежит в основе косвенных налогов. Различия же связаны с рынками капитала, которые действуют в той или иной стране.

Читайте также: