Сезонные пошлины в еаэс

Опубликовано: 29.04.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС
Фото Михаила Чернова, Кублог

Если ваш будущий поставщик или покупатель находится в государстве, входящем в ЕАЭС, учтите: в отношении совершенных сделок НДС придется исчислять в особом порядке.

В Евразийский экономический союз (ЕАЭС) на данный момент помимо России входят еще Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. По сделкам с контрагентами из данных стран действует особый порядок исчисления и уплаты НДС. Этот порядок установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, который был подписан в г. Астане 29.05.2014).

Поставка товаров в страны ЕАЭС

При экспорте товаров из России на территорию государства – члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС. Это следует из пункта 3 раздела II Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол). Но обоснованность применения нулевой ставки НДС необходимо подтвердить, собрав необходимый пакет документов. Перечень этих документов содержится в пункте 4 раздела II Протокола. Перечислим эти документы:

  • договор на поставку товаров, заключенный с контрагентом из ЕАЭС;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное вашим иностранным покупателем.
Заметим, что в перечне документов, приведенном в пункте 4 раздела II Протокола фигурирует и банковская выписка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера. Однако тут же оговаривается: «если иное не предусмотрено законодательством государства-члена». Положения Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок применения нулевой ставки в отношении «обычного» экспорта, не требуют наличие выписки. Следовательно, можно говорить о том, что «законодательством предусмотрено иное». А значит, в данном случае представлять выписку банка не нужно. Данный подход подтверждается Письмами Минфина РФ от 12.09.12 № 03-07-13/21 и от 16.01.12 № 03-07-15/03. Полагаем, что этими письмами можно пользоваться и сейчас, поскольку нормативное регулирование в этой части существенно не изменилось.

Вкратце рассмотрим особенности представления каждого документа.

В отношении договора обычно вопросов не возникает. Хотим только заметить, что если договор заключен с индивидуальным предпринимателем, проживающим в государстве, входящим в ЕАЭС, то проблем с подтверждением нулевой ставки возникнуть не должно. И чиновники это подтверждают (Письмо Минфина РФ от 26.10.2015 № 03-07-13/1/61251). Проблем не возникнет и в том случае, если договор заключен с филиалом российской компании, осуществляющим деятельность на территории государства-члена ЕАЭС (Письмо Минфина РФ от 04.09.2015 № 03-07-13/1/51100). Но если товары экспортируются в собственный филиал, расположенный за пределами России, то такая передача не должна в принципе облагаться НДС (Письма Минфина РФ от 15.10.2015 № 03-07-08/59083, от 24.08.2015 № 03-07-13/1/48565). Поэтому подтверждать нулевую ставку НДС и собирать пакет документов не нужно.

Что касается транспортных документов, то не всегда они могут быть в наличии у экспортера. Например, если вывоз товара со склада поставщика осуществляется собственным транспортом контрагента из ЕАЭС. Означает ли это, что у поставщика-экспортера в данном случае возникнут проблемы с подтверждением нулевой ставки?

Из Письма Минфина РФ от 19.07.2012 № 03-07-13/01-42 следует, что отсутствие в рассматриваемой ситуации транспортных документов не противоречит законодательству. И налогоплательщик в качестве товаросопроводительных документов может представить товарную накладную ТОРГ-12. Правда, данное разъяснение было выпущено в период действия Таможенного союза, но суть от этого не меняется, ведь и раньше международный документ требовал наличие транспортных документов.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, как мы уже отметили ранее, должно составляться иностранным покупателем. В настоящее время применяется форма заявления о ввозе, утвержденная Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009, с учетом изменений, внесенных Протоколом, подписанным в г. Москве 08.10.2014.

Если заявление оформлено на бумажном носителе, то один из экземпляров данного заявления с отметкой своей налоговой инспекции иностранец должен прислать российскому экспортеру, чтобы тот смог подтвердить обоснованность применения нулевой ставки НДС. Если иностранец заполнял заявление в электронном виде, то помимо этого заявления он должен предоставить российскому экспортеру документ в электронной форме о том, что оплата налога подтверждена налоговой инспекцией.

Вместо самих заявлений экспортер может представить в ИФНС перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Письмо Минфина РФ от 07.08.2015 № 03-07-13/1/45758). Данный перечень составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139@. Этот документ составляет российский экспортер на основе заявлений, полученных от своего покупателя из ЕАЭС. Представляться документ может в электронном виде по утвержденному вышеуказанным приказом формату или на бумажном носителе, в том числе со штрих-кодом. Но нужно знать: сведения, включенные экспортером в перечень заявлений, будут проверяться в ИФНС на соответствие тем данным, которые получены налоговиками в рамках международного межведомственного обмена информацией.

Срок подачи документов в ИФНС

Все указанные выше документы представляются в ИФНС в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров, о чем прямо сказано в пункте 5 раздела II Протокола.

В то же время факт представления документов приурочен к сроку представления декларации по НДС. Например, если полный пакет документов собран, предположим, в декабре 2015 г., то представить его нужно будет вместе с декларацией по НДС за IV квартал 2015 г., то есть не позднее 25 января 2016 г. Такой порядок применяется, даже если к 25 января уже истечет 180-дневный срок. Главное, что документы были в 180-дневный срок собраны и представлены в ИФНС в ближайшую дату, установленную для подачи декларации по НДС.

Данный вывод подтверждает и судебная практика, и сами чиновники (Письма Минфина РФ от 16 февраля 2012 г. № 03-07-08/41, письме ФНС от 16 февраля 2006 г. № ММ-6-03/171).

С полученных авансов НДС не начисляется

Если компания-экспортер получила от контрагента из ЕАЭС предоплату, то полученную сумму она не должна включать в налоговую базу по НДС. Это следует из пункта 1 статьи 154 НК РФ, согласно которому в налоговую базу по НДС не включается оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые облагаются по нулевой ставке в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ.

Чиновники подтверждают данный вывод, о чем свидетельствует, например, Письмо Минфина РФ от 30.04.2015 № 03-07-13/1/25440.

Вычет и восстановление НДС

Из пункта 3 раздела II Протокола следует, что при экспорте товаров с территории РФ на территорию другого государства-члена российский экспортер имеет право на налоговые вычеты в порядке, который предусмотрен для «обычного» экспорта. Этот порядок прописан в главе 21 НК РФ и согласно нему суммы «входного» НДС, относящегося к товарам, которые экспортируются в ЕАЭС, принимаются к вычету в особом порядке.

Данный порядок установлен положениями пункта 3 статьи 172 НК РФ. Согласно нему право на вычет возникает в момент определения налоговой базы. Это либо по мере сбора документов (если организация успела в 180-дневный срок собрать все необходимые документы), либо по мере начисления НДС (если в течение 180 дней необходимые документы не были собраны).

Бывает, что компания в момент приобретения товаров может не знать, что эти товары будут поставлены в ЕАЭС. Либо предполагает продажу этих товаров на российском рынке, а потом меняет свои планы. Тогда «входной» НДС она может принять к вычету на общих основаниях – в момент принятия товаров к учету. Если это произошло, то впоследствии необходимо восстановить НДС. И чиновники это подтверждают, что видно, например, из Писем Минфина РФ от 19.08.2015 № 03-07-13/1/47919, от 21.10.2015 № 03-07-13/1/6024. Саму сумму восстановленного НДС следует отразить в графе 5 по строке 100 «Суммы налога, подлежащие восстановлению при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов» раздела 3 декларации по НДС (Письмо Минфина РФ от 27.02.2015 № 03-07-08/10143).

Но в какой момент нужно восстановить налог? К сожалению, вышеупомянутые письма финансового ведомства не содержат ответа на этот вопрос. Но из писем, касающихся восстановления НДС в случае «обычного» экспорта, следует, что восстанавливать налог нужно не позднее того налогового периода, в котором производится выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта (Письма Минфина РФ от 28.08.2015 № 03-07-08/49710).

«Экспортные» разделы в декларации по НДС

Отгрузку товары в государства, входящие в ЕАЭС, заносить в декларацию по НДС нужно только в том периоде, в котором будут собраны все необходимые документы. Либо, если экспортер не успел собрать документы в 180-дневный срок, в том периоде, в котором этот 180-дневный срок истекает.

Для отражения «экспортных» операций в декларации по НДС предусмотрены разделы с 4 по 6. Если все необходимые документы собраны в 180-дневный срок, то экспортные операции следует отразить в разделе 4. Там же нужно указать и суммы вычетов, относящихся к экспортным поставкам.

Если же экспортеру не удалось вовремя собрать все необходимые документы, то ему придется начислить НДС со стоимости экспортной поставки. Этот НДС и суммы вычетов следует отразить в разделе 6 декларации по НДС. При этом следует учесть, что исчислять НДС в рассматриваемой ситуации необходимо за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров (п. 5 раздела II Протокола). Соответственно, помимо НДС придется уплатить и пени. Собрав впоследствии нужные документы, российский экспортер сможет вернуть налог, заявив его к вычету, но вот пени ему уже не вернут.

Покупка товаров из стран ЕАЭС

При ввозе товаров из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии российская компания-импортер должна исчислить и заплатить в бюджет НДС. Этот налог должен уплачиваться не в составе цены ввозимых товаров (как при покупке товаров на российском рынке), а отдельно в «российский» бюджет. Причем не важно, на каком режиме налогообложения находится российский импортер. Поэтому обязанность по уплате «ввозного» НДС возникает и у компаний, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 13 раздела III Протокола).

Рассмотрим порядок исчисления и уплаты «ввозного» НДС.

Налоговую базу нужно определять на дату принятия товаров к учету. Налоговая база формируется исходя из стоимости приобретенных товаров. Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (п. 14 раздела III Протокола).

Если товар приобретается за иностранную валюту, то рублевая стоимость определяется путем пересчета стоимости в иностранной валюте на курс ЦБ РФ на дату принятия товаров к учету (п. 14 раздела III Протокола). Исчисленную налоговую базу умножаем на ставку НДС (10 или 18 процентов) и определяем сумму налога, подлежащую уплате.

Декларирование и уплата НДС

Уплачивать «ввозной» НДС нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет товаров, ввезенных из государств-участников ЕАЭС. В этот же срок компания-импортер должна представить в ИФНС специальную декларацию по НДС, форма которой согласно пункту 20 раздела III Протокола должна быть установлена законодательством РФ или утверждена компетентным органом РФ. Обновленная форма декларации до сих пор не появилась. Поэтому в настоящее время импортерам из государств ЕАЭС приходится использовать старую форму декларации, утвержденную еще со времен действия Таможенного союза. Она приведена в приложении к Приказу Минфина РФ от 7 июля 2010 г. № 69н. Данный вывод подтвержден и Минфином РФ в Письме от 12.08.2015 № 03-07-13/1/46423.

Обратите внимание, что в отличие от «обычной» декларации по НДС, которая представляется ежеквартально, данная форма представляется за месяц. Поэтому если поставки из стран ЕАЭС возникают регулярно в каждом месяце, то и декларация по НДС по импортированным товарам должна составляться ежемесячно.

Документы на импорт

Вместе со специальной «ввозной» декларацией по НДС импортеру нужно представить в ИФНС ряд документов:

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
  • банковскую выписку, подтверждающую факт уплаты НДС при импорте;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы;
  • счет-фактуру от иностранного контрагента (если таковой имеется);
  • договор или контракт, на основании которого приобретаются импортные товары.
Если товар приобретается комиссионером, то дополнительно необходимо представить и договор комиссии.

Что касается заявления, то с 1 января 2015 года предусмотрено два способа его подачи:

  1. на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
  2. в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.
Чиновники из Минфина в своем Письме 01.07.2015 № ЗН-4-17/11507@уточняют, что представление заявления вторым способом осуществляется через оператора электронного документооборота с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП). По результатам проверки заявления незамедлительно формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки.

Таким образом, если заявление в электронном виде импортер подписывает усиленной КЭП, то он не должен представлять заявление еще и на бумаге. Также в этом случае нет необходимости обращаться в инспекцию для того, чтобы получить свои бумажные экземпляры заявления с проставленными отметками инспекции (для его последующего направления своему иностранного продавцу). В данной ситуации иностранному продавцу российский импортер отправит на бумажном носителе или в электронном виде экспортеру следующие документы:

  • копии составленного им заявления;
  • сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств).
В отношении заявлений, представляемых в налоговый орган с 1 января 2015 г., должен применяться Формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика, утвержденный Приказом ФНС от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@.

Вычет «ввозного» НДС

Если импортер применяет обычный режим налогообложения и не освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ, то уплаченную при импорте из стран ЕАЭС сумму НДС он может принять к вычету (п. 26 раздела III Протокола, п. 2 ст. 171 НК РФ).

Из статей 171 и 172 НК РФ следует, что вычет «ввозного» НДС возможен после принятия товаров к учету и факт уплаты НДС подтвержден документами. Дополнительных условий для принятия НДС к вычету НК РФ не содержит. Вместе с тем, по мнению, чиновников из Минфина, НДС, уплаченный за товары, которые импортированы из стран-членов ЕАЭС можно принять к вычету только после получения из инспекции заявления о ввозе товаров с отметкой об уплате НДС. Такое разъяснение содержится в Письме Минфина РФ от 02.07.15 № 03-07-13/1/38180.

В обоснование своей позиции финансовое ведомство ссылается на Правила ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137). Из этих Правил следует, что в графе 3 «Номер и дата счета-фактуры продавца» книги покупок нужно зарегистрировать номер и дату заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС.

Однако суды по данному вопросу высказывают противоположную позицию. Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ, суммы НДС, уплаченные при ввозе на территорию России товаров, подлежат вычетам после принятия товаров на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров. Поэтому организация вправе принять уплаченный при ввозе НДС в том квартале, когда товары приняты на учет и налог уплачен в бюджет, даже если отметка на заявлении о ввозе проставлена в следующем квартале (Постановления ФАС Московского округа от 25.07.11 № КА-А41/7408-11 и ФАС Центрального округа от 14.02.12 № А62-2431/2011).


Содержание

Страны участники



На 2019 г в состав ЕАЭС входят:

Органы управления

Место в мировой экономике



Информационная интеграция и ИТ-проекты

Евразийский экономический союз активно развивает проекты в сфере интеграции информационных систем и развития цифровой повестки. Подробнее см. ИТ-проекты ЕАЭС.

История

2021: Создание единого сервиса поиска работы в странах ЕАЭС

В начале февраля 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин анонсировал создание приложения «Работа в ЕАЭС», которая поможет с поиском работы в государствах Евразийского экономического союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия). Подробнее здесь.

Сокращение совокупного ВВП стран ЕАЭС на 3,9% - ЕЭК

Совокупный ВВП стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в 2020 году сократился на 3,9%. Об этом в начале февраля 2021 года сообщила помощник главы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Ия Малкина. По её словам, при ухудшении внешнеэкономической ситуации растут риски для экономик стран ЕАЭС.

«

»



Ранее в ЕЭК прогнозировали падение ВВП ЕАЭС в диапазоне от 3,2% до 7,2% и рассматривали два сценария: «рецессия» и «депрессия». Оба характеризуются рядом особенностей, и основные различительные критерии здесь — интенсивность пандемии и продолжительность ограничительных мер.



В сценарии «рецессия» стабилизация ситуации в мировой экономике и на сырьевых рынках, а также ожидаемая реализация внутренних структурных преобразований в ряде стран региона рассматривались как ключевые факторы увеличения темпов роста ВВП государств – членов ЕАЭС в 2021–2022 годах. При таком развитии событий центральные банки большинства стран союза могут перейти к циклу смягчения денежно-кредитной политики в 2020 году в условиях слабости внутреннего спроса и его дезинфляционного воздействия в среднесрочной перспективе.

В сценарии «депрессия» предполагается, что негативные тенденции в мировой экономике будут только усугубляться, что может послужить причиной дальнейшего падения цен на ключевые товары экспорта стран ЕАЭС, — в первую очередь, энергосырье и металлы. В связи с пересмотром параметров бюджетной политики ожидалось увеличение дефицита бюджета государственного сектора, а также превышение большинством государств-членов (за исключением Белоруссии) установленного критерия конвергенции ЕАЭС по бюджетному дефициту в 3% ВВП. [1]

Проект соглашения об обмене кредитными историями

В июне 2020 г Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одобрила проект соглашения о порядке обмена в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) сведениями, входящими в состав кредитных историй.

Документ устанавливает механизм, порядок и условия обмена сведениями, входящими в состав кредитных историй, а также минимальный перечень информации, подлежащей трансграничному обмену.

Кроме того, он определяет основные принципы защиты прав и законных интересов потребителей и поставщиков финансовых услуг при оформлении кредитных отношений, и полномочия органов, регулирующих финансовый рынок государств ЕАЭС.

Соглашение, по оценке ЕЭК, будет способствовать, с одной стороны, созданию равных условий для резидентов всех стран ЕАЭС при обращении за кредитами в банки на территории других государств союза, а с другой стороны, документ даст банкам возможность адекватно оценивать риски при принятии решений о кредитовании резидентов других стран ЕАЭС. Это будет стимулировать развитие трансграничного кредитования в союзе, резюмируют в ЕЭК.

РФ снизила торговлю в рублях в ЕАЭС

В 2019 году Россия снизила торговлю в рублях в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Российская валюта все равно остается доминирующей, но вместе с этим доля валют других стран увеличивается. Об этом свидетельствуют данные Евразийского банка развития (ЕАБР) «Основные тенденции интеграционного развития России в 2019 году».



Согласно докладу, доля рубля по экспорту России снизилась с в 2018 году 73,6% до 72,9% в 2019-м, а по импорту — с 83,9% до 81%. Доля доллара по экспорту России в ЕАЭС уменьшилась с 17,4% до 17,2%, а по импорту выросла — с 13,1% до 15,1%.

Доля евро в экспортных сделках не изменилась, в импортных сделках выросла на 0,2 процентного пункта, до 2,9%. Сокращение доли рубля в расчётах со странами ЕАЭС зафиксировал и Центробанк РФ.



Основными торговыми партнерами России остаются Китай и Евросоюз, а доллар — по-прежнему основная валюта в российской внешней торговле с миром. Российские экспортеры принимают большую часть платежей в долларах — 65,2%, по данным ЕАБР.



Значение доллара при ввозе товаров в Россию существенно ниже — 35%. Это объясняется более диверсифицированной товарной структурой российского импорта.

Россия в формате ЕАЭС торгует в долларах США при экспорте нефти и газа. Это, отмечается в докладе, «осложняет применение других валют и ставит естественное ограничение на использование денежных единиц стран союза».



При составлении доклада были использованы данные Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которая использует для расчетов статистику, предоставляемую таможенными органами. Банк России формирует расчеты по международным стандартам составления платежного баланса, поэтому данные регуляторы отличаются. Так, по оценкам ЦБ, доля рублёвых расчётов при торговле России со странами ЕАЭС ниже. [2]

Пенсии для трудовых мигрантов

В июне 2019 г стало известно, что Россия начнет выплачивать пенсии трудовым мигрантам из стран Евразийского экономического союза - Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.

Решение готовится в рамках соглашения о пенсионном обеспечении в рамках союза.

Согласно документу, который был подготовлен в марте и должен быть ратифицирован странами-членами ЕАЭС до конца 2019 года, страна, в которой мигрант работал и делал отчисления в пенсионный фонд, будет выплачивать ему пенсию и после возвращения на родину.

Новые меры помогут восстановить приток трудовых мигрантов, который в прошлом году рухнул до минимума за всю постсоветскую историю и перестал покрывать естественную убыль населения.

2018: Китай и ЕАЭС подписали соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве

По данным пресс-службы ЕЭК, что ЕАЭС и Китай вели переговоры по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве в течение последних двух лет. Достигнуты договоренности по широкоформатному и отраслевому сотрудничеству. Соглашение задаёт высокий стандарт регулирования в различных сферах, включая защиту и охрану прав интеллектуальной собственности.

2017: План сопряжения транспортных маршрутов с Поясом Шёлкового пути

Как отмечал в 2017 году Адамкул Жунусов, сотрудничество стран ЕАЭС с Китайской Народной Республикой открывает огромные возможности для развития экономических связей, торговли, создания новых транспортных маршрутов между Европой и Азией, что позволит существенно нарастить экономический потенциал. От реализации совместного с Китаем проекта по сопряжению ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути ожидается значительный синергетический эффект.

Финансирование части инфраструктурных проектов предполагается за счет средств Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шёлкового пути. В качестве первого шага китайская сторона предложила государствам, расположенным вдоль Шёлкового пути, формирование перечня пилотных проектов с учетом общих интересов. Такой перечень из 39 проектов уже подготовлен специально созданной рабочей группой и одобрен министрами транспорта государств-членов Союза, напомнил Жунусов. Среди наиболее значимых совместных инициатив он отметил строительство новых автодорог в рамках международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай протяженностью 8 445 км, высокоскоростной магистрали Москва – Казань протяженностью 770 км (в рамках ВСМ Москва – Пекин), железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан как южного ответвления континентального моста Евразии, открывающего доступ на рынки Западной Азии и стран Ближнего Востока. Отдельный акцент министр ЕЭК сделал на реализации проекта «Южная железная дорога Армения – Иран», которая соединяет действующую железнодорожную систему Армении с Ираном. Для предметного обсуждения этих проектов решено пригласить министра транспорта Китая Ли Сяопэна на очередное Совещание министров транспорта государств-членов Союза в декабре 2017 года, рассказал Адамкул Жунусов.

2015: Формирование союза

В январе 2015 года в Евразийский экономический союз вошли республика Беларусь, республика Казахстан, Российская Федерация и республика Армения. В августе того же года к ним присоединилась Кыргызская Республика.

Вопрос цифровой экономической трансформации в рамках ЕАЭС был поднят уже в первый год существования межгосударственного объединения. Так, 18 июня 2015 года в Санкт-Петербурге на Деловом форуме Шанхайской организации сотрудничества министр ЕЭК Карине Минасян обозначила новое направление для сотрудничества — развитие цифрового пространства государств ЕАЭС и ШОС, так называемой цифровой экономики.

2014: Подписание документов о создании ЕАЭС

29 мая 2014 года в Астане президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали документы о создании с 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор был заключен с целью обеспечения экономического прогресса путем совместных действий, направленных на решение стоящих перед государствами-членами общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики. [3]

Система управления будет схожа с той, которая действует с 2012 г. после трансформации Таможенного союза в Единое экономическое пространство (ЕЭП). Члены коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и ее председатель Виктор Христенко сохранят должности. Договор завершает пятилетний этап формирования союза, который начался в 2009 г. с созданием Таможенного союза, объясняет министр торговли ЕЭК Андрей Слепнев: союз станет самостоятельным субъектом международного права.


Единый рынок товаров и услуг

Три страны договариваются о создании единого рынка товаров и услуг, хотя в полной мере он заработает не раньше 2025 г. — должны быть созданы единые рынки газа и нефти. Торговая политика ЕАЭС не поменяется: единые таможенное регулирование и тариф, свободное перемещение товаров. Не изменятся и нормативы распределения доходов от ввозных пошлин: 87,97% получит Россия, 7,33% — Казахстан, 4,7% — Белоруссия.

В соглашении прописаны механизмы защиты рынка от импорта. Могут устанавливаться сезонные пошлины на срок до 6 месяцев, применяться защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

О возможности введения таких пошлин гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов просил премьера Дмитрия Медведева еще в 2013 г. Без этого защитные расследования бессмысленны, объяснял он.

Единый режим для инвестиций

В странах союза планируется унифицировать режим для инвестиций. Инвесторы получат право возмещать за счет государства ущерб их вложениям в результате беспорядков, войн и революций. Национализация частных активов, с одной стороны, запрещена, с другой — в приложении о защите инвестиций описан механизм компенсации: она должна быть рыночной, выплачиваться быстро, за задержку могут начисляться проценты.

Россия, Белоруссия и Казахстан договорятся проводить единую макроэкономическую, антимонопольную, валютную и финансовую политику (общий финансовый мегарегулятор планируется создать к 2025 г.). О переходе на единую валюту в документе не говорится. Государства смогут «в исключительных случаях» вводить валютные ограничения на срок до 1 года.

Каждая страна будет вправе проводить собственную промышленную политику, в том числе субсидировать предприятия. Но они смогут оспорить в суде ЕЭАС меры поддержки промышленности, применяемые в другой стране.

Единые рынки услуг, трудовых ресурсов, техрегулирования и лицензирования

В ЕЭАС будут общий рынок трудовых ресурсов, одинаковое техническое регулирование и лицензирование.

Фактически с созданием союза ничего не поменяется — большинство норм уже действует после создания ЕЭП, констатирует Александр Кнобель из РАНХиГС: создание союза — политический шаг. Страны СНГ беспошлинно торгуют друг с другом с 1992 г. и создание Таможенного союза, а теперь Евразийского не приведет к существенному росту взаимного оборота, считает он, чтобы этого добиться, нужно снимать нетарифные ограничения.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Таможенные платежи

Вопросы, относящиеся к применению таможенных платежей, антидемпинговых, компенсационных пошлин, применяемых при движении товаров через границы Евразийского экономического союза, определяются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС)

К таможенным платежам на основании ст.46 ТК ЕАЭС относятся:

  1. ввозные пошлины,
  2. вывозные пошлины,
  3. НДС (налог на добавленную стоимость), который взимается при осуществлении ввоза на территорию ТС.
  4. акцизы – это акцизный сбор, который взимают на территории Союза,
  5. таможенные сборы.

Правовое регулирование таможенных пошлин осуществляется на основании гл. 6-11 ТК ЕАЭС, данные главы устанавливают:

  • плательщиков пошлин, налогов,
  • случаи, когда сборы прекращаются,
  • сроки уплаты, основания для отсрочки,
  • общие вопросы, касающиеся исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Таможенные пошлины ЕАЭС 490 руб.
  • Реферат Таможенные пошлины ЕАЭС 250 руб.
  • Контрольная работа Таможенные пошлины ЕАЭС 240 руб.

Специальный вид таможенных пошлин регламентирует гл. 12 ТК ЕАЭС.

Ввозные таможенные пошлины

Ввозная таможенная пошлина представляет обязательный платеж (ЕТТ), который взимается таможенным органом за ввоз товара на таможенную территорию Союза. Для всех стран, входящих в состав Союза, действует единый таможенный тариф, который регламентируется договором ЕАЭС от 29.05.2014. В данных правовых аспектах регламентируется сумма исчисленных таможенных пошлин, которые устанавливаются в зависимости от страны происхождения. ЕТТ ЕАЭС представлен в виде таможенных ставок, которые применяются к перечню товаров, ввозимых на территорию Союза. Данные ставки устанавливает Комиссия по Решению Совета ЕЭК от 16.07.2012 года.

Согласно данному Решению применяются следующие виды ставок:

  1. адвалорные - ставки, которые устанавливаются в зависимости от процента облагаемого товара,
  2. специфические ставки, данные ставки устанавливаются от таможенной стоимости товара,
  3. комбинированные ставки основаны на двух выше перечисленных видах ставок, уровень ставки здесь устанавливается по большей из двух вышеперечисленных.

Ставки устанавливаются в зависимости от того, какова страна происхождения товара. В Союзе создана единая система преференций в отношении товара, который приходит из развивающихся стран.

Перечень данных стран указан в Решении Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г.

Перечень развивающихся стран – пользователей находится в единой системе тарифных преференций Союза .

В отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС. Если товар ввозится из стран, на которые распространяются преференции Союза, то применяют нулевые ставки.

Таможенную пошлину на ввозной товар исчисляют в зависимости от базы исчисления таможенной пошлины. Для правильного определения тарифа очень важно использовать верную классификацию товара, правильно определить страну происхождения и рассчитать базу.

В отношении каждого товара, который ввозится на территорию Союза, могут применять льготы. Однако тарифные льготы не носят индивидуальный характер. Предоставление льгот регламентировано в приложении № 6 к Договору о Союзе. Данные преференции устанавливаются в том случае, если со страной-экспортером заключено Соглашение.

Порядок выплат регулирует ТК ЕАЭС с учетом, норм, которые установлены в Протоколе.

Вывозные таможенные пошлины

Ставки на вывоз товара, устанавливаются на уровне законодательства государств – членов Союза. Порядок исчисления вывозных таможенных пошлин ТК ЕАЭС в части регулирования таможенного законодательства устанавливается законодательством государств – членов Союза. В частности, к нефти, которая ввозится с территории Белоруссии, применяется особый порядок вывозных таможенных пошлин.

Вопросы применения НДС и акцизов в отношении ввоза товара на таможенную территорию Союза регулируется нормами законодательства стран-членов Союза.

При помощи актов законодательства государств-членов ЕАЭС устанавливают необходимые ставки и налоги, определяют порядок уплаты, суммы. Помимо этого, устанавливаются размеры таможенных сборов (данный размер не может превышать стоимости затрат, совершенных в отношении декларанта).

В случае, если происхождение товара неизвестно, на него устанавливаются ставки как на товар дружественных государств.

На сегодняшний день существует Соглашение о свободной торговле, которое подписано между ЕАЭС с одной стороны и Вьетнамом с другой стороны. В отношении данной страны применяются тарифные преференции. Данные преференции позволяют устанавливать торговые пошлины в отношении товаров ЕАЭС на льготных тарифах.

Преференции помогают развить национальный экспорт и импорт. В данном варианте возможны двусторонние преференции, которые позволят в дальнейшем национальным поставщикам выходить на мировые рынки.

Страны, с которыми установлены преференции в отношении таможенных тарифов, определяют уполномоченные лица по настоящему Соглашению. Уполномоченные лица должны принимать решения по всем существенным аспектам оказываемого Соглашения и обеспечивают выполнение условий договора между странами. Иногда на основании данных соглашений могут быть созданы коалиции в отношении третей страны. В зависимости от политических предпочтений страны ведут таможенное регулирование, а таможенные пошлины в этом вопросе являются ключевым звеном.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Таможенные платежи

Вопросы, относящиеся к применению таможенных платежей, антидемпинговых, компенсационных пошлин, применяемых при движении товаров через границы Евразийского экономического союза, определяются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС)

К таможенным платежам на основании ст.46 ТК ЕАЭС относятся:

  1. ввозные пошлины,
  2. вывозные пошлины,
  3. НДС (налог на добавленную стоимость), который взимается при осуществлении ввоза на территорию ТС.
  4. акцизы – это акцизный сбор, который взимают на территории Союза,
  5. таможенные сборы.

Правовое регулирование таможенных пошлин осуществляется на основании гл. 6-11 ТК ЕАЭС, данные главы устанавливают:

  • плательщиков пошлин, налогов,
  • случаи, когда сборы прекращаются,
  • сроки уплаты, основания для отсрочки,
  • общие вопросы, касающиеся исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Таможенные пошлины ЕАЭС 410 руб.
  • Реферат Таможенные пошлины ЕАЭС 270 руб.
  • Контрольная работа Таможенные пошлины ЕАЭС 250 руб.

Специальный вид таможенных пошлин регламентирует гл. 12 ТК ЕАЭС.

Ввозные таможенные пошлины

Ввозная таможенная пошлина представляет обязательный платеж (ЕТТ), который взимается таможенным органом за ввоз товара на таможенную территорию Союза. Для всех стран, входящих в состав Союза, действует единый таможенный тариф, который регламентируется договором ЕАЭС от 29.05.2014. В данных правовых аспектах регламентируется сумма исчисленных таможенных пошлин, которые устанавливаются в зависимости от страны происхождения. ЕТТ ЕАЭС представлен в виде таможенных ставок, которые применяются к перечню товаров, ввозимых на территорию Союза. Данные ставки устанавливает Комиссия по Решению Совета ЕЭК от 16.07.2012 года.

Согласно данному Решению применяются следующие виды ставок:

  1. адвалорные - ставки, которые устанавливаются в зависимости от процента облагаемого товара,
  2. специфические ставки, данные ставки устанавливаются от таможенной стоимости товара,
  3. комбинированные ставки основаны на двух выше перечисленных видах ставок, уровень ставки здесь устанавливается по большей из двух вышеперечисленных.

Ставки устанавливаются в зависимости от того, какова страна происхождения товара. В Союзе создана единая система преференций в отношении товара, который приходит из развивающихся стран.

Перечень данных стран указан в Решении Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г.

Перечень развивающихся стран – пользователей находится в единой системе тарифных преференций Союза .

В отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС. Если товар ввозится из стран, на которые распространяются преференции Союза, то применяют нулевые ставки.

Таможенную пошлину на ввозной товар исчисляют в зависимости от базы исчисления таможенной пошлины. Для правильного определения тарифа очень важно использовать верную классификацию товара, правильно определить страну происхождения и рассчитать базу.

В отношении каждого товара, который ввозится на территорию Союза, могут применять льготы. Однако тарифные льготы не носят индивидуальный характер. Предоставление льгот регламентировано в приложении № 6 к Договору о Союзе. Данные преференции устанавливаются в том случае, если со страной-экспортером заключено Соглашение.

Порядок выплат регулирует ТК ЕАЭС с учетом, норм, которые установлены в Протоколе.

Вывозные таможенные пошлины

Ставки на вывоз товара, устанавливаются на уровне законодательства государств – членов Союза. Порядок исчисления вывозных таможенных пошлин ТК ЕАЭС в части регулирования таможенного законодательства устанавливается законодательством государств – членов Союза. В частности, к нефти, которая ввозится с территории Белоруссии, применяется особый порядок вывозных таможенных пошлин.

Вопросы применения НДС и акцизов в отношении ввоза товара на таможенную территорию Союза регулируется нормами законодательства стран-членов Союза.

При помощи актов законодательства государств-членов ЕАЭС устанавливают необходимые ставки и налоги, определяют порядок уплаты, суммы. Помимо этого, устанавливаются размеры таможенных сборов (данный размер не может превышать стоимости затрат, совершенных в отношении декларанта).

В случае, если происхождение товара неизвестно, на него устанавливаются ставки как на товар дружественных государств.

На сегодняшний день существует Соглашение о свободной торговле, которое подписано между ЕАЭС с одной стороны и Вьетнамом с другой стороны. В отношении данной страны применяются тарифные преференции. Данные преференции позволяют устанавливать торговые пошлины в отношении товаров ЕАЭС на льготных тарифах.

Преференции помогают развить национальный экспорт и импорт. В данном варианте возможны двусторонние преференции, которые позволят в дальнейшем национальным поставщикам выходить на мировые рынки.

Страны, с которыми установлены преференции в отношении таможенных тарифов, определяют уполномоченные лица по настоящему Соглашению. Уполномоченные лица должны принимать решения по всем существенным аспектам оказываемого Соглашения и обеспечивают выполнение условий договора между странами. Иногда на основании данных соглашений могут быть созданы коалиции в отношении третей страны. В зависимости от политических предпочтений страны ведут таможенное регулирование, а таможенные пошлины в этом вопросе являются ключевым звеном.

В соответствии со статьями 42 и 45 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, статьей 19 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:

1. Внести в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (приложение к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54) следующие изменения:

а) исключить из единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза подсубпозиции согласно приложению № 1;

б) включить в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза подсубпозиции согласно приложению № 2;

в) установить ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза согласно приложению № 3.

2. В перечне чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины принимается Советом Евразийской экономической комиссии, утвержденном Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. № 16, позицию с кодом 1101 00 150 0 ТН ВЭД ЕАЭС заменить позициями следующего содержания:

"1101 00 150 1– – – с содержанием витамина В1 и его производных не менее 1,2 мг/кг, но не более 2,8 мг/кг, витамина В2 и его производных не менее 2,1 мг/кг, но не более 3,9 мг/кг, витамина В3 и его производных не менее 9 мг/кг, но не более 11 мг/кг, витамина В9 и его производных не менее 0,5 мг/кг, но не более 1,5 мг/кг, железа (в форме NaFeEDTA) не менее 12 мг/кг, но не более 18 мг/кг, цинка (в форме ZnO) не менее 24 мг/кг, но не более 36 мг/кг
1101 00 150 9– – – прочая".

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Решению Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 29 сентября 2020 г. № 121

ПОДСУБПОЗИЦИИ, исключаемые из единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

КодТН ВЭДНаименование позицииДоп. ед.изм.
1101 00 110 0– – из пшеницы твердой
1101 00 150 0– – из пшеницы мягкой и спельты

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Решению Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 29 сентября 2020 г. № 121

ПОДСУБПОЗИЦИИ, включаемые в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

КодТН ВЭДНаименование позицииДоп. ед.изм.
1101 00 110– – из пшеницы твердой:
1101 00 110 1– – – с содержанием витамина В1 и его производных не менее 1,2 мг/кг, но не более 2,8 мг/кг, витамина В2 и его производных не менее 2,1 мг/кг, но не более 3,9 мг/кг, витамина В3 и его производных не менее9 мг/кг, но не более 11 мг/кг, витамина В9 и его производных не менее0,5 мг/кг, но не более 1,5 мг/кг, железа (в форме NaFeEDTA) не менее 12 мг/кг, но не более 18 мг/кг, цинка (в форме ZnO) не менее 24 мг/кг, но не более 36 мг/кг
1101 00 110 9– – – прочая
1101 00 150– – из пшеницы мягкой и спельты:
1101 00 150 1– – – с содержанием витамина В1 и его производных не менее 1,2 мг/кг, но не более 2,8 мг/кг, витамина В2 и его производных не менее 2,1 мг/кг, но не более 3,9 мг/кг, витамина В3 и его производных не менее9 мг/кг, но не более 11 мг/кг, витамина В9 и его производных не менее0,5 мг/кг, но не более 1,5 мг/кг, железа (в форме NaFeEDTA) не менее 12 мг/кг, но не более 18 мг/кг, цинка (в форме ZnO) не менее 24 мг/кг, но не более 36 мг/кг
1101 00 150 9– – – прочая

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к Решению Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 29 сентября 2020 г. № 121

СТАВКИ ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза

Код
ТН ВЭД
Наименование позицииСтавка ввозной таможенной пошлины
(в процентах от таможенной стоимости либо в евро, либо в долларах США)
1101 00 110 1– – – с содержанием витамина В1 и его производных не менее 1,2 мг/кг, но не более 2,8 мг/кг, витамина В2 и его производных не менее 2,1 мг/кг, но не более 3,9 мг/кг, витамина В3 и его производныхне менее9 мг/кг, но не более 11 мг/кг, витамина В9 и его производных не менее0,5 мг/кг, но не более 1,5 мг/кг, железа (в форме NaFeEDTA) не менее 12 мг/кг, но не более 18 мг/кг, цинка (в форме ZnO) не менее 24 мг/кг, но не более 36 мг/кг10
1101 00 110 9– – – прочая10
1101 00 150 1– – – с содержанием витамина В1 и его производных не менее 1,2 мг/кг, но не более 2,8 мг/кг, витамина В2 и его производных не менее 2,1 мг/кг, но не более 3,9 мг/кг, витамина В3 и его производныхне менее9 мг/кг, но не более 11 мг/кг, витамина В9 и его производных не менее0,5 мг/кг, но не более 1,5 мг/кг, железа (в форме NaFeEDTA) не менее 12 мг/кг, но не более 18 мг/кг, цинка (в форме ZnO) не менее 24 мг/кг, но не более 36 мг/кг7,5
1101 00 150 9– – – прочая7,5

Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии

Читайте также: