Счетная палата налоговые льготы

Опубликовано: 11.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Федеральной налоговой службы от 19 апреля 2006 г. № ШС-6-12/420@ “О направлении Соглашения между Счетной палатой Российской Федерации и Федеральной налоговой службой”

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе Соглашение о порядке взаимодействия между Счетной палатой Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 18.04.2006 N С-5/САЭ-25-12/3@.

Приложение: на 10 л. в 1 экз.

Действительный государственный
советник налоговой службы РФ II ранга
С.Н. Шульгин

Соглашение
о порядке взаимодействия между Счетной палатой Российской Федерации и Федеральной налоговой службой

(Москва, 18 апреля 2006 г.)

Счетная палата Российской Федерации в лице Председателя Счетной палаты Российской Федерации Степашина Сергея Вадимовича и Федеральная налоговая служба в лице Руководителя Федеральной налоговой службы Сердюкова Анатолия Эдуардовича, именуемые в дальнейшем Стороны, в целях проведения согласованных действий при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и о государственном финансовом контроле, исходя из взаимной заинтересованности в эффективном решении задач, связанных с исполнением доходных статей федерального бюджета, действуя в соответствии с предоставленными им полномочиями, подписали настоящее Соглашение о нижеследующем.

Предметом Соглашения являются организация взаимодействия и координация деятельности Сторон по выполнению задач, возложенных на них Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной налоговой службы.

1. Стороны в пределах своей компетенции осуществляют взаимодействие и координацию деятельности по следующим направлениям:

направление Счетной палатой Российской Федерации в Федеральную налоговую службу материалов о нарушениях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, выявленных в результате проведения контрольных мероприятий;

взаимное оказание правовой и экспертной помощи;

обмен статистической и иной информацией. Виды и объем предоставляемой Федеральной налоговой службой и Счетной палатой Российской Федерации информации определяются перечнями, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения (приложения N 1 и 2). Информация предоставляется в электронном виде в соответствии с Протоколом обмена информацией и согласованными форматами;

предоставление должностным лицам Счетной палаты Российской Федерации сведений, составляющих налоговую тайну, в порядке, установленном статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации.

2. В целях реализации настоящего Соглашения Председатель Счетной палаты Российской Федерации и Руководитель Федеральной налоговой службы:

осуществляют организационно-управленческие мероприятия по реализации настоящего Соглашения;

рассматривают наиболее важные вопросы взаимодействия и координации деятельности либо уполномочивают на это своих заместителей или иных должностных лиц;

при необходимости организуют одновременное проведение налоговыми органами и Счетной палатой Российской Федерации контрольных мероприятий в организациях.

3. Устанавливается следующий порядок взаимодействия при планировании и проведении контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации:

Федеральная налоговая служба направляет в Счетную палату Российской Федерации информацию о планируемых проверках внутреннего аудита на очередной год;

Счетная палата Российской Федерации в течение десяти дней после утверждения плана работы на очередной год направляет в Федеральную налоговую службу выписку из плана работы Счетной палаты Российской Федерации в части, касающейся Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных учреждений. Федеральной налоговой службе сообщается также о соответствующих изменениях, внесенных в план работы Счетной палаты Российской Федерации;

о конкретных сроках проведения указанных контрольных мероприятий Федеральная налоговая служба информируется не позднее, чем за неделю до их начала;

при формировании планов контрольных мероприятий Счетная палата Российской Федерации обеспечивает однократность проведения контрольных мероприятий по аналогичной тематике в одном и том же налоговом органе в течение календарного года;

Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые органы оказывают содействие инспекторам Счетной палаты Российской Федерации в проведении контрольных мероприятий на предприятиях, в организациях и учреждениях. При необходимости к проводимому Счетной палатой Российской Федерации контрольному мероприятию по согласованию Сторон могут привлекаться сотрудники налоговых органов;

Счетная палата Российской Федерации и Федеральная налоговая служба используют информацию, полученную в ходе выполнения настоящего Соглашения, только для осуществления своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

Счетная палата Российской Федерации при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов и сборов, иных нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, требующих принятия по ним мер со стороны Федеральной налоговой службы в соответствии с ее полномочиями, направляет в Федеральную налоговую службу материалы по итогам контрольных мероприятий;

материалы по итогам контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации, направляемые в Федеральную налоговую службу, должны содержать информацию о фактах нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с оценкой выявленного ущерба, возражениях руководителей и (или) иных ответственных должностных лиц проверенных предприятий, организаций и учреждений по актам проверок;

при необходимости в Федеральную налоговую службу направляются копии документов по результатам контрольных мероприятий (отчетов, актов проверок с возражениями и замечаниями по ним руководителей и (или) других ответственных должностных лиц проверенных предприятий, организаций и учреждений, первичных документов, свидетельствующих о нарушениях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах);

сообщение о выявленных фактах нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах может быть направлено без приложения отчета, если на момент направления сообщения контрольное мероприятие не было завершено, но при этом требуется принятие безотлагательных мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

направленные Счетной палатой Российской Федерации материалы рассматриваются, и о принятом решении Федеральная налоговая служба уведомляет Счетную палату Российской Федерации не позднее месяца со дня их получения;

о результатах проверок, проведенных налоговыми органами по материалам Счетной палаты Российской Федерации, Федеральная налоговая служба информирует Счетную палату Российской Федерации в месячный срок после их завершения.

4. Обращения Счетной палаты Российской Федерации в Федеральную налоговую службу направляются за подписью Председателя Счетной палаты Российской Федерации, или заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, или аудиторов Счетной палаты Российской Федерации. Обращения Федеральной налоговой службы в Счетную палату Российской Федерации направляются за подписью руководителя Федеральной налоговой службы или его заместителей.

5. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня подписания. По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься изменения и дополнения.

Порядок взаимодействия и координации деятельности Сторон по направлениям, не урегулированным настоящим Соглашением, устанавливается на основании дополнительной договоренности Сторон.

Для реализации положений настоящего Соглашения могут создаваться рабочие органы из числа сотрудников Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной налоговой службы.

Споры и разногласия, которые могут возникнуть при выполнении настоящего Соглашения, Стороны разрешают путем переговоров.

Настоящее Соглашение может быть расторгнуто по инициативе любой из Сторон, о чем необходимо письменно уведомить другую Сторону не позднее, чем за месяц до дня его расторжения.

Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

Председатель Счетной палаты
Российской Федерации
С.В. Степашин
Руководитель Федеральной
налоговой службы
А.Э. Сердюков

Приложение N 1
к Соглашению о порядке взаимодействия между
Счетной палатой Российской Федерации и
Федеральной налоговой службой

Перечень статистической информации, предоставляемой Федеральной налоговой службой

Приложение N 2
к Соглашению о порядке взаимодействия между
Счетной палатой Российской Федерации и
Федеральной налоговой службой

Перечень информации, предоставляемой Счетной палатой Российской Федерации в Федеральную налоговую службу

N п/п Наименование формы отчетности Периодичность представления
1 Оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета ежеквартально
2 Заключение на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год ежегодно
3 Заключение по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за очередной год ежегодно
4 Отчеты о результатах контрольных мероприятий после утверждения Коллегией Счетной палаты Российской Федерации

Письмо Федеральной налоговой службы от 19 апреля 2006 г. N ШС-6-12/420@ “О направлении Соглашения между Счетной палатой Российской Федерации и Федеральной налоговой службой”

Счетная палата РФ — орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему. Счетная палата РФ является юридическим лицом.

Задачами Счетной палаты РФ являются:

1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

5) анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных кредитных организациях;

7) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий

Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. С этой целью Счетная палата РФ обеспечивает:

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются:

1) на государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды;

2) на органы местного самоуправления, предприятия, организации, финансово-кредитные организации, их объединении, если они получают, перечисляют, используют средства из феде рального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и другие льготы и преимущества.

На деятельность негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и других льгот и преимуществ.

В процессе исполнения федерального бюджета Счетная палата РФ контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению. Счетная палата РФ ежеквартально представляет Федеральному Собранию РФ оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал.

Счетная палата осуществляет контроль за:

1) управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

2) законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и международных финансовых организаций;

3) эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

4) предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Счетная палата РФ контролирует формирование и эффективность использования средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РФ.

Счетная палата РФ осуществляет контроль за поступлениями в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения государственным имуществом и управления объектами федеральной собственности.

Счетная палата РФ осуществляет контроль за:

1) деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других кредитно-финансовых организаций и части обслуживания ими федерального бюджета;

2) деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга РФ.

Счетная палата РФ проводит экспертизу и дает заключения по:

  • проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита;
  • вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ;
  • проектам законодательных и других нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы;
  • проектам международных договоров РФ, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;
  • проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

  • запросов Президента РФ;
  • поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями;
  • запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы;
  • запросов депутатов и членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;
  • запросов Правительства РФ;
  • запросов органов государственной власти субъектов РФ.

Счетная палата РФ анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. На основе полученных данных она разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы РФ и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата РФ направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства.

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в предпринимательской деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб, в случаях несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты РФ, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий она дает администрации проверяемых предприятий обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты РФ Коллегия палаты вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий.

39.2. Контрольно-счетные органы в субъектах РФ

Наряду со Счетной палатой РФ созданы и функционируют аналогичные по решаемым задачам и выполняемым функциям контрольно-счетные органы в субъектах РФ. Их деятельность регламентируется законодательством субъектов РФ. В качестве примера рассмотрим деятельность счетных палат некоторых субъектов РФ.

1. Контрольно-счетная палата Московской городской Думы образована Московской городской Думой для осуществления контроля за исполнением городского бюджета и ей подотчетна. Контрольно-счетная палата в своей деятельности независима от органов исполнительной власти и руководствуется законодательными актами РФ, Уставом и законодательными актами г. Москвы, постановлениями Московской городской Думы.

Основные задачи Контрольно-счетной палаты:

1) выявление незаконного, нерационального и неэффективного использования средств городского бюджета органами государственной власти, предприятиями;

2) контроль за законностью и своевременностью движения средств городского бюджета в финансово-кредитных организациях.

Эти задачи осуществляются также в отношении образованных отраслевых и территориальных внебюджетных фондов.

В процессе исполнения городского бюджета и после завершения очередного финансового года Контрольно-счетная палата контролирует полноту и своевременность поступлений финансовых средств в доходную часть городского бюджета; осуществляет проверки законности и эффективности расходования бюджетных ассигнований по всем статьям городского бюджета.

По запросу Московской городской Думы Контрольно-счетная палата готовит и представляет заключения по различным бюджетно-финансовым вопросам, входящим в компетенцию Московской городской Думы.

Контрольно-счетная палата проводит проверки и обследования:

1) финансово-хозяйственной деятельности в органах государственной власти, ведомствах, учреждениях и организациях, финансируемых за счет средств городского бюджета, средств от продажи и использования городской собственности и внебюджетных фондов; на государственных и других предприятиях, получающих средства из городского бюджета, средства от продажи и использования городской собственности, из внебюджетных фондов в любых формах, — в части использования этих средств;

2) связанные с зачислением, перечислением и использованием средств городского бюджета, внебюджетных фондов и средств от продажи и использования городской собственности в предприятиях, финансово-кредитных организациях.

По поручению Думы или специальному решению Контрольно-счетной палаты ее специалисты принимают участие в проверках и ревизиях финансово-хозяйственной деятельности предприятий. По результатам проведенных проверок и обследований Контрольно-счетная палата направляет органам государственной власти г. Москвы представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного городу ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.

При проведении проверок и обследований Контрольно-счетная палата взаимодействует с органами государственной власти РФ, их контрольными органами, органами городского внутриведомственного контроля, органами прокуратуры, внутренних дел, таможенной и налоговой службами, органами налоговой полиции г. Москвы.

Контрольно-счетная палата ежегодно представляет Московской городской Думе отчет о своей деятельности, результатах проведенных проверок и обследований, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях.

2. Контрольно-счетная палата Законодательного Собрания Нижегородской области образуется постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области, является его структурным подразделением и подотчетна ему. Задачами Контрольно-счетной палаты являются:

1) организация и осуществление контроля за исполнением доходных и расходных статей областного бюджета и областных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

2) контроль за эффективностью и целесообразностью расходования финансовых ресурсов области и использования государственной собственности области;

3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов областного бюджета и областных внебюджетных фондов;

4) финансовая экспертиза проектов законов области, нормативных правовых актов органов государственной власти области, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета и областных внебюджетных фондов, или влияющих на формирование и исполнение областного бюджета и областных внебюджетных фондов;

5) анализ выявленных отклонений от установленных показателей областного бюджета и областных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

6) контроль за законностью и своевременностью движения средств областного бюджета и внебюджетных фондов в ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области, финансово-кредитных организациях Нижегородской области;

7) регулярное представление Законодательному Собранию информации о ходе исполнения областного бюджета и результа тах проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

К видам деятельности Контрольно-счетной палаты относятся:

Контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Нижегородской области, содержащиеся за счет средств областного бюджета, на областные внебюджетные фонды и их аппараты, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, финансово-кредитные организации, их объединения вне зависимости от видов и форм их собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из областного бюджета и областных внебюджетных фондов, или используют областную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные Законодательным Собранием Нижегородской области льготы по налогам, сборам, пошлинам и иным платежам в областной бюджет и областные внебюджетные фонды.

На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и других негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств областного бюджета, использованием областной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных им Законодательным Собранием Нижегородской области льгот по налогам, сборам, пошлинам и другим платежам.

Контрольно-счетная палата осуществляет контроль за:

  • соблюдением порядка предоставления из областного бюджета, в том числе за счет валютных средств, и из областных внебюджетных фондов ссуд и льготных кредитов, их целевым использованием, порядком расчетов за пользование кредитами и своевременностью их погашения;
  • обоснованностью и эффективностью размещения временно свободных средств областного бюджета и внебюджетных фондов, в том числе в кредитных организациях, и вложением в ценные бумаги;
  • использованием заемных средств, привлекаемых администрацией области путем выпуска облигаций, долговых обязательств и других видов государственных ценных бумаг, а также получаемых краткосрочных кредитов банка.

Контрольно-счетная палата осуществляет контроль за формированием и использованием средств областных внебюджетных фондов, валютных средств областного бюджета, находящихся в управлении и распоряжении администрации области, а также за поступлениями в областной бюджет средств, полученных в результате распоряжения и управления областной собственностью, в том числе от ее приватизации, продажи, передачи в аренду.

Контрольно-счетная палата проводит экспертизу и дает заключения по проектам: областного бюджета и вносимым в него изменениям и дополнениям; законодательных и нормативных актов по вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса; бюджетов областных внебюджетных и целевых фондов, вносимых в них изменений и дополнений; программ, на финансирование которых используются средства областного бюджета.

3. Счетная палата Свердловской области создается при Законодательном Собрании Свердловской области, является его уполномоченным контрольным органом и подотчетна ему.

Основные задачи Счетной палаты:

  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проекта областного бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
  • контроль за исполнением областного бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проекта закона об областном бюджете, проектов областных законов о бюджетах внебюджетных фондов, проектов областных законов, преду сматривающих расходы за счет средств областного бюджета или внебюджетных фондов;
  • подготовка информации для Законодательного Собрания Свердловской области о ходе исполнения областного бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

В процессе проведения проверок Счетная палата контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое использование бюджетных ассигнований в соответствии с законом об областном бюджете, росписью бюджетных расходов, а также расходование средств внебюджетных фондов в соответствии с утвержденными бюджетами; выявляет отклонения от утвержденных показателей и нарушения законодательства РФ и Свердловской области.

Счетная палата подотчетна Законодательному Собранию Свердловской области.

Проект Закона Амурской области (февраль)

Таблица поправок к проекту закона области (февраль)

Проект Закона Амурской области (март)

Таблица поправок к проекту закона области (март)

Проект Закона Амурской области (апрель)

Проект Закона Амурской области (май)

Заключение контрольно-счетной палаты на проект закона области (февраль)

Заключение контрольно-счетной палаты на проект закона области (март)

Заключение контрольно-счетной палаты на проект закона области (апрель)

Заключение контрольно-счетной палаты на проект закона области (май)

Для граждан

  • Справочно о бюджете
  • Получение налоговых льгот
  • Брошюра «Бюджет для граждан»
  • Форум
  • Опросы

Для бизнеса

Регион в цифрах

  • Бюджетная карта
  • Экономика региона в цифрах
  • Сравнение с другими регионами
  • Государственный долг
  • Бюджетные и автономные учреждения
  • Оценка эффективности налоговых льгот

Документы

  • Проекты законов
  • Законы
  • Отчетность
  • Иные нормативно-правовые акты
  • Презентации и прочее
  • Общественный совет
  • Финасовый контроль

Для граждан

  • Справочно о бюджете
  • Получение налоговых льгот
  • Брошюра «Бюджет для граждан»
  • Форум
  • Опросы

Для бизнеса

Регион в цифрах

  • Бюджетная карта
  • Экономика региона в цифрах
  • Сравнение с другими регионами
  • Государственный долг
  • Бюджетные и автономные учреждения
  • Оценка эффективности налоговых льгот

Документы

  • Проекты законов
  • Законы
  • Отчетность
  • Иные нормативно-правовые акты
  • Презентации и прочее
  • Общественный совет
  • Финасовый контроль

Время работы: пн-пт с 9.00 до 18.00

Социальные сети и контакты сотрудников:

Как работает поиск

Используйте фильтр по материалам, чтобы уточнить, где выполнять поиск.

При выборе фильтров из второго выпадающего списка:

  • "Любое из слов" – в результатах поиска будут отображаться страницы портала, где присутствует хотя бы одно слово из запроса.При запросе "государственные праздники", будут найдены страницы, где встречаются фразы или слова:
    • государственные праздники;
    • праздники государственные;
    • государственные;
    • праздники.
  • "Фраза целиком" – в результатах поиска будут отображаться страницы портала, где присутствуют все слова из запроса. При запросе "государственные праздники", будут найдены страницы, где встречаются фразы:
    • государственные праздники;
    • праздники государственные.

При выборе фильтров из третьего выпадающего списка:

  • "С учетом морфологии" – в результатах поиска будут отображаться страницы портала, где присутствуют слова из запроса с учетом морфологии. При запросе "дом", будут найдены страницы, где встречаются слова:
    • дом;
    • дому;
    • дома.
  • "Вхождение" – в результатах поиска будут отображаться страницы портала, где запрос является составной частью слова в тексте страницы. При запросе "дом", будут найдены страницы, где встречаются слова:
    • дом;
    • домашний;
    • домовитый;
    • управдом.
  • "Точное совпадение" – в результатах поиска будут отображаться страницы портала, где встречается точное совпадение запроса. При запросе "Буря мглою небо кроет", будут найдены страницы, где содержится точно такая же фраза (с учетом количества слов, пробелов, написания слов и их последовательности).

В соответствии с планом деятельности на 2015 год, контрольно-счетной палатой проведена оценка эффективности предоставления наологовых льгот за счет бюджета города Новосибирска за 2014 год.

Налоговые льготы – предоставленное нормативными актами право для отдельных категорий налогоплательщиков не уплачивать налог или уплачивать его в меньшей сумме.

Налоговые льготы представляют собой преимущество определенной категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.

Налоговые льготы и преимущества за счет бюджета города Новосибирска применяются относительно:

- налога на имущество физических лиц;

- земельного налога для юридических лиц;

- земельного налога для физических лиц.

Согласно отчетности УФНС России по НСО за период с 2012 года по 2014 год общая сумма предоставленных налоговых льгот увеличилась на 6% - с 357 млн. рублей до 379 млн. рублей.

Доля предоставленных налоговых льгот в общей сумме налоговых доходов бюджета Новосибирска в 2012-2014 годах составляет 2%.

Наибольший объем предоставленных налоговых льгот в 2014 году – 59% это льготы по налогу на имущество физических лиц.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектами налогообложения выступают - жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения, а также доли в праве общей собственности на вышеуказанное имущество.

Ставки налога устанавливаются от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с НК РФ. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах.

На территории города Новосибирска решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2000 № 371 установлена пониженная ставка налога на имущество физических лиц по всем типам использования объекта, за исключением ставки налога, утвержденной в максимальном значении - 2,0% по объектам недвижимости нежилого назначения инвентаризационной стоимостью свыше 500,0 тыс. рублей.

По данным УФНС России по НСО количество физических лиц, которым предоставлена льгота за 2014 год, составило 274 783 человек, или 42,5% от общего числа налогоплательщиков, учтенных в базе налоговых органов. Общая сумма выпадающего дохода за 2014 год составила 224 млн. рублей. Основная часть – 204 млн. рублей (91,0%) – льготы, установленные Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», в которых наибольший удельный вес (96%) 196 млн. рублей - это льготы пенсионерам.

Предоставленные льготы по налогу на имущество, установленные правовыми актами Совета депутатов города Новосибирска, за 2014 год составили 8 млн. рублей, менее 4% от общей суммы выпадающего дохода.

Выпадающие доходы от предоставленных льгот по налогу на имущество физических лиц за 2014 год составили 102% от общей суммы налога, поступившей в бюджет города.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Земельный налог взимается от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

На территории города Положением о земельном налоге (решение городского Совета от 25.10.2005 № 105) введены пониженные ставки земельного налога.

Кроме того, уменьшена налоговая база:

В целях социальной поддержки населения:

в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, приобретенных (предоставленные) для жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, для следующих категорий налогоплательщиков в размере:

- 100,0% ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны;

- 50,0% пенсионерам по старости (мужчины в возрасте 60 лет и более, женщины в возрасте 55 лет и более);

- 50,0% гражданам, имеющим на своем иждивении трех и более несовершеннолетних детей.

2. С целью поддержки товаропроизводителей и развития деловой активности:

- на 30,0% уменьшена налоговая база в отношении земельных участков, занятых объектами производственного назначения у организаций-товаропроизводителей, осуществляющих производство и реализацию собственной продукции, и имеющие средства производства. (осуществляющие деятельность, отнесенную к виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства»)

По данным УФНС количество физических и юридических лиц, которым предоставлена льгота за 2014 год, составило более 34 000 налогоплательщиков, или 36% от общего числа налогоплательщиков, учтенных в базе налоговых органов. Общая сумма выпадающего дохода от применения льгот по уплате земельного налога за 2014 год составила 155 млн. рублей, из которой 69 млн. рублей (44%) - льготы, установленные федеральным законодательством, из них 60 млн. рублей (87%) льготы по земельному налогу общероссийским общественным организациям инвалидов, организациям и учреждениям уголовно-исполнительной системы.

Льготы, установленные Советом депутатов города составили 86 млн. рублей (56%). Из них 78 млн. рублей (90%) сумма не поступившего налога в связи с предоставлением льготы организациям-товаропроизводителям, осуществляющим производство и реализацию собственной продукции на территории города.

С 1 января 2015 года действие льготы по земельному налогу отменено.

Выпадающие доходы от предоставленных льгот по земельному налогу в 2014 году составили 5% от общей суммы земельного налога, поступившей в бюджет города.

С целью обеспечения достижения социально-экономического эффекта от предоставления отдельным категориям налогоплательщиков льгот приказом ДФиНП мэрии от 06.05.2014 № 88-од утвержден Порядок проведения оценки эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам.

В соответствии с данным порядком оценка эффективности предоставленной налоговой льготы для физических лиц имеет положительную эффективность в случае ее предоставления социально незащищенным категориям граждан в целях реализации мер социальной поддержки населения.

Расчет оценки эффективности предоставленной налоговой льготы для юридических лиц проводится по шести качественным критериям:

- соответствие предоставленной налоговой льготы целям социально-экономического развития города;

- широта охвата налоговой льготы;

- влияние льготы на доходы бюджета;

- прозрачность предоставления льготы;

- достижение цели предоставления налоговой льготы.

Для каждого критерия установлены показатели веса критерия и оценки критерия.

Льготы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу для физических лиц не носят экономического характера и направлены на социальную поддержку отдельных категорий граждан - ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны; ветеранов боевых действий; малоимущих граждан; граждан, имеющих на своем иждивении трех и более несовершеннолетних детей; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно, имеют положительную эффективность.

Льготы по земельному налогу, предоставленные юридическим лицам, носят экономический характер и направлены на снижение налоговой нагрузки и финансовую поддержку организаций–товаропроизводителей на территории города Новосибирска. Оценка эффективности предоставленной налоговой льготы, произведённая по шести качественным критериям показала, что в проверяемом периоде льгота по земельному налогу для юридических лиц имеет положительную эффективность.

Палатой проведен сравнительный анализ предоставления налоговых льгот по местным налогам в крупных городах Сибирского федерального округа (далее СФО) - Иркутска, Кемерово, Красноярска, Новосибирска, Омска, Томска, Улан-Удэ, который показал что в 2014 году доля налоговых льгот составляет от 2% в городе Новосибирске до 14,5% в городе Томске от общей суммы налоговых доходов. Причем в городах Томске, Красноярске, Кемерове сумма выпадающих доходов, в связи с предоставлением льгот правовыми актами представительных органов муниципальных образований превышают выпадающие доходы, установленные законодательством РФ.

По налогу на имущество физических во всех городах основная сумма (от 96,3% до 100,0%) выпадающих доходов лиц обусловлена применением льгот, установленных федеральным законодательством.

В городах Улан-Удэ, Иркутске, Омске правовыми актами представительных органов муниципальных образований льготы по налогу на имущество физических лиц не установлены.

Общая сумма налоговых льгот по земельному налогу колеблется от 37 млн. рублей в Барнауле до 683 млн. рублей в Красноярске, что обусловлено расширением перечня категорий налогоплательщиков, имеющих льготу правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова и министр финансов Антон Силуанов

Счетная палата проверила, как администрируются имущественные налоги с физлиц (по данным за 2014–2015 годы), и по итогам проверки выработала пакет предложений по реформированию этой системы. Результаты проверки и предложения Счетной палаты есть у РБК.

По мнению ведомства, если их реализовать, можно собирать больше имущественных налогов. Налоги с имущества граждан — это региональные и местные сборы, и в 2016 году по всей стране их собрали на 322 млрд руб. — на 1,1% меньше, чем в 2015-м.

К имущественным налогам относятся транспортный и земельный налоги, а также налог на недвижимость. Налоги на землю и недвижимость являются местными, транспортный налог — региональным.

Собственность до 1998 года

Счетная палата указывает, что отсутствие нормы об обязательной регистрации «старой» недвижимости делает невозможным установить ее кадастровую стоимость и, как следствие, исчислять налог. В связи с этим ведомство считает необходимым провести государственный кадастровый учет объектов недвижимости, права на которые возникли до 1998 года.

«Во многих случаях данные объекты находятся «вне поля зрения» налоговых органов. Кроме того, данная проблема объективно затрудняет гражданский оборот таких объектов — по ним невозможно независимо проверить историю сделок, узнать о наличии собственника, фактическом местоположении на местности и т.д. Особенно это касается имущества, принадлежащего частным лицам, — старых дач, квартир и т.д.», — поясняет руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов.

По словам сопредседателя совета директоров консалтинговой IPT Group Павла Корикова, возникает вопрос, за чей счет огромное количество объектов должны быть поставлены на учет. «Видимо, предполагается, что за счет граждан. Тут важно понимать, что состоятельные граждане и так поставили свои активы на кадастровый учет (если нет проблем с законом), а не очень состоятельные вряд ли найдут деньги на это, независимо от введения новых обязательств», — считает юрист.

Счетная палата иллюстрирует недостатки администрирования налога на имущество примером из Тулы. Аудиторы обнаружили, что в центре Тулы есть два капитальных строения (площадью 735,9 кв. м и 679,5 кв. м, принадлежат физическим лицам), с которых налог не собирается. Данные о них присутствуют в базе местной ИФНС, но без инвентаризационной или кадастровой стоимости. На сегодняшний день органы Росреестра совместно с органами местного самоуправления Тулы выясняют причины сложившейся ситуации, сообщил РБК представитель Счетной палаты (он не раскрыл личность владельцев этих объектов). Управление ФНС по Туле не ответило на запрос РБК на момент выхода материала.

Незачет

Согласно Налоговому кодексу зачесть излишне уплаченные суммы налога (пени) возможно только в счет уплаты налога той же категории: переплата по федеральному налогу может быть зачтена только в счет уплаты федерального налога, по региональному — в счет регионального, местному — в счет местного.

Возникает нелогичная ситуация: если у человека есть переплата, например, по НДФЛ (федеральный налог) и одновременно задолженность по налогу на имущество (местный), ФНС вынуждена возвращать физлицу переплату по НДФЛ, вместо того чтобы зачесть ее в счет погашения задолженности по местному налогу. В связи с этим Счетная палата предлагает наделить налоговые органы правом зачета сумм переплаты по федеральным налогам в счет погашения задолженности по региональным и местным налогам.

На 1 июля 2017 года граждане задолжали 176 млрд руб. по имущественным налогам по всей России. Из них должники на 21 млрд руб. получали назад переплату по федеральным налогам, которая составила 43 млрд руб. (то есть этого хватило бы, чтобы погасить всю их задолженность по региональным и местным имущественным налогам), следует из данных Счетной палаты.

По словам Овеснова, учитывая, что налоговые органы осуществляют одновременно администрирование федеральных, региональных и местных налогов, не должно быть принципиальных препятствий, чтобы разрешить подобные операции. Это относится и к обратному — чтобы переплата по региональным и местным налогам могла зачитываться в счет задолженности по федеральным. «Также для налогоплательщиков было бы удобным включение страховых взносов в состав взаимно зачитываемых платежей, администрированием которых также занимается налоговая служба», — говорит юрист.

Крестьянские автомобили

В ряде субъектов РФ фермерам предоставляются льготы по налогу на транспорт, без ограничения по количеству и мощности транспортных средств, а также по виду их использования. «Это приводит к регистрации на одного главу крестьянского (фермерского) хозяйства нескольких автомобилей (от двух до восьми), включая автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л.с. (среди которых Lexus LХ570, Infiniti FХ45, BMW 740IА)», — пишет Счетная палата.

Она предлагает пересмотреть систему предоставления субъектами РФ льгот по дорогостоящим автомобилям, установив ограничения по количеству и мощности.

Как пояснили РБК в ведомстве, указанные льготы (включая льготы по «дорогостоящим» автомобилям) предоставлены в 36 субъектах Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. «Мы обращаем внимание, что покупка столь дорогих автомобилей в этих условиях выглядит странно. На наш взгляд, льгота не должна предоставляться без ограничений», — сказал представитель Счетной палаты.

Вопросы установления налоговых ставок по транспортному налогу и их дифференциации по категориям транспортных средств, а также предоставляемых льгот относятся к компетенции законодательных органов регионов. «Возможно, ограничение на количество льготируемых транспортных средств на одно физическое лицо позволит исключить возможность злоупотребления недобросовестными налогоплательщиками предоставленным налоговым законодательством правом. Однако в данном случае также необходим какой-то критерий, позволяющий не ухудшать положение лиц, которые в настоящее время имеют право на льготы», — считает Кориков.

Эта инициатива Счетной палаты, скорее всего, ориентирована на реализацию принципа справедливости в налоговом праве, который подразумевает, что нужно учитывать фактическую способность собственников к уплате соответствующего налога, считает партнер юридической компании «НАФКО-Консультанты» Павел Иккерт.

Сараи и гаражи

Счетная палата также обращает внимание на злоупотребления, которые встречаются при постановке на учет объектов капитального строительства. В связи с этим предлагается нормативно закрепить определения терминов «индивидуальный жилой дом», «гараж», «сарай», «единый недвижимый комплекс», «объект незавершенного строительства», «иные здания».

Фото: Александр Щербак / «Коммерсантъ»

Также ведомство предлагает ускорить проведение во всех населенных пунктах страны комплексных кадастровых работ, чтобы сделать информацию о земельных объектах корректной и актуальной.

Счетная палата направила результаты проверки и свои предложения в правительство, ФНС и Росреестр. В ФНС ознакомлены с предложениями контрольного ведомства, сообщил РБК представитель пресс-службы ФНС. «Данные предложения Счетной палаты будут проработаны ФНС во взаимодействии с Минфином, Минэкономразвития, Минтрансом и Росреестром», — говорится в сообщении.

Читайте также: