Сборщики налогов и сборов

Опубликовано: 18.05.2024

date image
2015-07-21 views image
3273

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) причитающихся налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налоговые агенты обязаны:

– правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

– в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

– вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

– представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии сзаконодательством РФ.

Налоговых агентов следует отличать от сборщиков налогов и сборов.

Сборщикам налогов и сборов являются государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы, должностные лица и организации, осуществляющие в силу прямого указания НК РФ прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет.

Правовой статус сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

НК РФ (п. 5 ст. 9, ст. 25) на сборщиков налогов (сборов) возложены следующие обязанности:

– осуществлять в установленном порядке (помимо налоговых и таможенных органов) прием и взимание налогов и сборов;

– контролировать уплату причитающихся налогов и сборов.

Основным отличием сборщиков налогов от налоговых агентов являются то, что сборщики сами не выплачивают доход налогоплательщику и не обязаны удерживать с него налоги. Как правило, сборщиками налогов выступают: исполнительные органы местного самоуправления относительно взимания земельного налога; органы ГАИ-ГИБДД – по сборам за выдачу или замену номерных знаков; суды, органы исполнительной власти и местного самоуправления, нотариусы, органы ЗАГСа – в части взимания госпошлины за совершение юридически значимых действий.

Общее в правовом статусе сборщиков налога и налоговых агентов заключается в отсутствии возможности пользоваться правами налоговых органов. Так, сборщики налогов не имеют права взыскивать с налогоплательщика финансовые санкции, применять меры по обеспечению исполнения налоговой обязанности, осуществлять производство по делам о налоговых правонарушениях и т. д.

Одновременно, и налоговые агенты и сборщики налогов являются субъектами, подконтрольными налоговым органам.

Согласно НК РФ сборщиками налогов и сборов могут быть только государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица.

Главное отличие сборщиков налогов и сборов от других участников налоговых отношений состоит в том, что сборщики производят прием или взимание налогов (попутно контролируя правильность их исчисления) путем зачисления их сумм на свой счет или в свою кассу.

Лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов

К некоторым субъектам налоговое законодательство предъявляет требования воздержаться от выполнения юридически значимых действий в отношении налогоплательщика (плательщика сборов) до уплаты им налога или сбора, исчисленного в соответствии с законодательством.

Например, судьи не в праве принять исковое заявление, апелляционную или кассационную жалобу, если к этим документам не приложено платежное поручение на уплату государственной пошлины с отметкой банка об исполнении.

Лица, обязанные информировать налоговые органы о фактах существенных для налогообложения

Некоторым субъектам налоговое законодательство вменяет в обязанность информировать налоговые органы о ставших известными им фактах, с которыми закон связывает возникновение обязанности третьего лица заплатить налог или сбор. Например, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, уплачивается российскими гражданами по уведомлению налогового органа. Оно составляется на основе сведений, представленных нотариусом, зарегистрировавшим факт принятия наследства или сделку дарения.

Лица, обязанные представлять налоговым органам данные, необходимые для исчисления налога

В предусмотренных законодательством случаях обязанность исчислять налог может быть возложена на налоговый орган.

К сожалению, НК РФ не регулирует взаимоотношений по представлению текущей информации об объектах налогообложения.

Лица, обязанные представлять налоговым органам данные, необходимые для организации налогового контроля

Государственные органы, регистрирующие организации и предпринимателей, обязаны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения данные о зарегистрированных, реорганизованных или ликвидированных организациях, о физических лицах, которые зарегистрировались в качестве предпринимателей или сняли регистрацию. Информация должна быть представлена в течение 10 дней с момента регистрации.

Граждане учитываются налоговыми органами на основе сведений органов, регистрирующих рождения и смерти. Эти органы обязаны представлять в налоговые инспекции соответствующие данные. Такая же обязанность возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 85 части первой НК РФ).

Для контроля денежных потоков налоговым органам необходимы сведения об открытых налогоплательщиками банковских счетах. Такие сведения налогоплательщики обязаны представлять самостоятельно.

Однако и на банки возложена обязанность сообщать налоговому органу об открытии или закрытии счета организации, предпринимателя, иного самозанятого лица.

Лица, обязанные оказывать содействие налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля (процессуальные

Мероприятия налогового контроля могут потребовать проведения специальных действий и процедур. К их совершению привлекаются лица, обладающие специальной квалификацией, - эксперты, специалисты, переводчики.

Экспертом признается лицо, имеющее специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Граждане, которым известны какие-либо обстоятельства, значимые для налогообложения, могут быть вызваны налоговым органом в качестве свидетелей по делу о налоговом правонарушении. Важно отметить, что не могут допрашиваться в качестве свидетелей лица, которые получили эту информацию при исполнении своих профессиональных обязанностей и она относится к их профессиональной тайне. Согласно ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Еще одним участником контрольных мероприятий являются понятые. Ими могут выступать любые граждане, не заинтересованные в исходе дела. Их задача - удостоверить факт, содержание и результаты действий, проведенных в их присутствии (ст. 98 части первой НК РФ).

Перечисление и зачисление средств, поступивших в уплату налогов на счет бюджета, - одна из стадий исполнения бюджета (ст. 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Это бюджетные, а не налоговые отношения.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ БАНКОВ

КАК РАСЧЕТНО-КАССОВЬГХ ЦЕНТРОВ

В связи с открытием счетов организациями или физическим лицам:

свидетельства о постановке на учет в налоговом органе

Сообщить налоговому органу об открытии (или закрытии) счета

Воздержаться от открытия счета лицу при наличии у банка решения о приостановлении операций по счетам этого лица

В связи с ведением операций по счетам:

Своевременно выполнять поручения налогоплательщиков, [плательщиков сборов, налоговых агентов по перечислению сумм налога, сбора

Исполнить решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента

В связи с информированностью о финансовых операциях:

Представить в срок налоговому органу по его запросу справки по операциям и счетам организаций или граждан-предпринимателей

Исполнить решение налогового органа о взыскании сумм

налога, сбора, пеней

Согласно ст. 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы считаются уплаченными в соответствующий бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством. НК РФ устанавливает, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете, а при уплате налога наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо в организацию связи (п. 2 ст. 45).

Поручение на перечисление налога исполняется банком в обязательном порядке в течение одного операционного дня. Плата за обслуживание по таким операциям не взимается (п. 2 ст. 60 части первой НК

Ответственность за нарушение этого порядка банк несет не перед клиентом, а перед государством. С банка, просрочившего перевод средств, поступивших в уплату налога, взыскиваются неперечисленные суммы, а также пени и штрафы.

Отношения налогоплательщика и банка по поводу уплаты налога являются публично-правовыми.

От налоговых агентов следует отличать сборщиков налогов и сборов. Ими называют лиц, ведущих прием средств от налогоплательщиков и перечисление их в бюджет (ст. 25 части первой НК РФ). Статья 9 части первой НК РФ к функциям сборщиков относит не только взимание налогов и сборов, но и контроль за их уплатой.

Согласно НК РФ сборщиками налогов и сборов могут быть только государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица. Следовательно, организации и физические лица функции сборщиков налогов выполнять не могут.

Главное отличие сборщиков налогов и сборов от других участников налоговых отношений состоит в том, что сборщики производят прием или взимание налогов (попутно контролируя правильность их исчисления) путем зачисления их сумм на свой счет или в свою кассу.

Налоговые органы, в отличие от сборщиков, налоги не взимают, а только контролируют правильность их исчисления, полноту и своевременность уплаты. Налоговые агенты не контролируют правомерности действий налогоплательщиков, а сами выполняют обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов. Банки как расчетно-кассовые центры также не контролируют выполнение налогоплательщиками их налоговых обязанностей, а лишь исполняют платежные поручения налогоплательщиков и инкассовые поручения налоговых органов.

Государственные органы, которые контролируют правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов, но не полномочны принимать и взимать налоги, также не относятся к сборщикам. Например, суды общей юрисдикции и арбитражные суды при приеме исковых заявлений и жалоб проверяют правильность исчисления государственной пошлины и полноту ее уплаты. Однако они не выступают сборщиками пошлины, поскольку она перечисляется плательщиком непосредственно в бюджет, а не на счет судебного органа. К тому же в соответствии с НК РФ сборщиками могут выступать только органы исполнительной, но не законодательной и судебной власти.

Функции сборщиков налогов выполняют, например, таможенные органы. Согласно ст. 120 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные платежи зачисляются на депозитный счет таможни, а оттуда поступают в бюджет.

Согласно Закону РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю" органы местного самоуправления уполномочены принимать от физических лиц платежи налога за землю (ст. 18).

Частью первой НК РФ не установлено прав, обязанностей и ответственности сборщиков налогов и сборов. Они устанавливаются законодательством, регулирующим исчисление и уплату конкретных налогов и сборов. Однако унификация правового положения сборщиков необходима. Неурегулированность основ правового статуса сборщиков может обернуться законодательными пробелами, в результате чего надлежащее выполнение обязанностей этой категории участников налоговых отношений не будет гарантировано.

Теоретически возможно возложение функций сборщиков налогов и сборов на организации и физических лиц. Например, Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установил, что плательщиками местного налога на рекламу являются лица, рекламирующие свою продукцию. В ряде регионов установлено, что обязанность собирать налог и перечислять его в бюджет возлагается на рекламные агентства. Выставляя счет за услуги, агентство увеличивает его на сумму налога на рекламу. В отношении этого налога рекламные агентства выполняют функции сборщиков.

Некоторые фискальные платежи могут взиматься только посредством сборщиков. Так, сбор за парковку автотранспорта предполагает учет продолжительности стоянки. Учитывать время и взимать платежи могут только сборщики, поскольку другие участники налоговых отношений не наделены соответствующими полномочиями.

Предусмотренный ст. 21 Закона об основах налоговой системы сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, вносится в виде процентной надбавки к плате за участие в игре. Лицо, принимающее ставки, выступает сборщиком этих платежей.

Поскольку НК РФ исключил организации и граждан из числа сборщиков налогов и сборов, то механизмы взимания налогов и сборов должны быть приведены в соответствие с НК РФ.

Сборщики налогов – государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов

прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой

юридические – приобрести статус сборщика налогов не могут.

При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу органа местного самоуправления либо через организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи (п. 3

ст. 58 НК РФ). Согласно п. 4 ст. 295 ТК РФ уплаченные суммы таможенных платежей переводятся на счет таможенного органа, их начислившего.

В данных случаях уполномоченные органы и организации выполняют

функции сборщиков налогов.

В отличие от налоговых органов сборщики налогов не ограничиваются контролем за уплатой налоговых платежей, а осуществляют прием и

взимание налогов, приближаясь этим качеством к банкам, выполняющим в

налоговой системе функции финансовых посредников между бюджетом и

сборщиков налогов носят ограниченный характер, они не вправе проводить выездные налоговые проверки и другие «активные» мероприятия налогового контроля. К сожалению правовой статус сборщиков налогов не

закреплен нормативно, что является существенным недостатком налогового законодательства.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным

законодательством, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а

также иными федеральными законами (п.

Следует отметить, что таможенные правоотношения являются комплексными и регулируются нормами различной отраслевой природы. При

этом нормы налогового законодательства выступают общими, а таможенного права – специальными. Поэтому налоговые нормы регулируют правоотношения с участием таможенных органов в особо оговоренных случаях,

а при одновременном регулировании того или иного вопроса приоритет

имеют нормы таможенного законодательства.

Финансовые органы прямо не названы законодателем в числе участников налоговых правоотношений. Однако в ст. 34.2 НК РФ указаны следующие полномочия финансовых органов: Минфин РФ дает письменные

разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы

налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также

порядок их заполнения; органы исполнительной власти субъектов РФ и

органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов,

дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно

законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Кроме того, Минфин РФ отвечает за разработку и реализацию единой

налоговой политики в Российской Федерации. Финансовые органы аккумулируют информацию об установленных региональных и местных налогах и сборах (ст. 16 НК РФ), а также участвуют в решении вопросов об изменении сроков уплаты налогов конкретными налогоплательщиками, то

есть при предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного кредита. Если положения НК РФ не позволяют однозначно

отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в Российской Федерации либо к доходам от источников за ее пределами, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется Минфином РФ (п. 2 ст. 42 НК РФ).

Минфин РФ реализует отдельные нормотворческие функции, а именно: 1) утверждают порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке (пп.

исчисления налоговой базы по итогам налогового периода индивидуальными предпринимателями (п. 2 ст. 54 НК РФ); 3) издают инструкции по

заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам (п. 7 ст. 80 НК РФ).

Органы внутренних дел в качестве субъектов налогового права выступают своеобразными правопреемниками упраздненных органов налоговой полиции. Их основные функции – выявление, пресечение и расследование преступлений в сфере налогообложения. С этой целью органы внутренних дел вместе с налоговыми органами участвуют в выездных налоговых проверках.

принятия по ним решения. Органы внутренних дел несут ответственность

за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников

этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Статья 85 НК РФ включает в число субъектов налогового права органы, учреждения, организации и должностные лица, обязанные сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. Функциональное назначение этих участников налоговых правоотношений сводится либо к предоставлению налоговым органам сведений, необходимых для исчисления налогов, либо информированию налоговых органов о юридических фактах, имеющих существенное значение для

налогообложения, либо сведений, необходимых для организации налогового

контроля. Какими-либо властными полномочиями в отношении налогоплательщиков эти субъекты не наделены. Неправомерное несообщение

(несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с

НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, влечет взыскание

штрафа в размере 1000 рублей; те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 рублей

Органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов соответствующими полномочиями,

обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности

и (или) назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной

практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания

Региональные советы адвокатских палат обязаны не позднее 30-го

числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения об адвокатах, являющихся членами адвокатской палаты субъекта

РФ, об избранной ими форме адвокатского образования, а также о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) или прекращении статуса адвоката.

Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту

жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10

дней после регистрации указанных лиц или фактов.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном

на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках,

зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей

Органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, осуществляющие опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с

опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия

Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные

действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны со150

общать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров

дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти

дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не

предусмотрено НК РФ.

Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей

природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной

с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении

прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории Российской Федерации,

обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина

сведения: 1) о фактах замены документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение

пяти дней со дня выдачи нового документа; 2) о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, в течение

трех дней со дня его подачи.

2. Кого законодатель относит к участникам налоговых правоотношений?

3. Являются ли филиалы субъектами налогового права?

4. Каковы основные права и обязанности налогоплательщика?

5. Кто и на каком основании может выступать представителем налогоплательщика?

6. Что собой представляет сборщик налога?

7. Каковы основы налогово-правового статуса банков?

8. Чем обусловлено появление в законодательстве института «налоговых агентов»?

Сборщики налогов и сборов. Государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, которые в предусмотренных НК РФ случаях могут принимать от налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц средства в уплату налогов и сборов, называются сборщиками налогов и сборов. Сборщиками, в частности, могут выступать филиалы Сбербанка России, организации связи, сельсоветы. К сборщикам налогов также относятся нотариусы, органы Федеральной пограничной службы, органы записи актов гражданского состояния, домоуправления и др. В НК РФ закреплена обязанность банка исполнить поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в бюджеты (внебюджетные фонды). Эта обязанность, по сути, является приемом сумм налогов у плательщика сборщиком.

В отличие от налоговых агентов, удерживающих налог у налогоплательщика независимо от его волеизъявления, сборщик принимает у обязанных лиц производимый ими по собственному волеизъявлению платеж. Помимо приема сумм налогов и сборов сборщики перечисляют эти суммы в бюджет .

Если отношения налоговых агентов и плательщиков регулируются нормами гражданского и трудового законодательства, то отношения между сборщиками налогов и сборов и налогоплательщиками базируются на нормах налогового и административного права. Агентские функции сборщиков налогов заключаются в том, что сборщики принимают от плательщиков суммы налогов и сборов и перечисляют эти суммы в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды.

Уплата налога третьими лицами возможна только в случаях, установленных НК РФ. К таким случаям относятся:

· удержание и перечисление в бюджет налога агентами (ст. 24);

· уплата налога учредителями (участниками) в случае недостаточности средств у ликвидируемой организации (п. 2 ст. 49);

· уплата налога правопреемником в случае реорганизации юридического лица (п. 2 ст. 50);

· уплата налога за счет стоимости заложенного имущества третьего лица (п. 3 ст. 73);

· уплата налога поручителем (ст. 74);

· уплата налога законным или уполномоченным представителем плательщика (гл. 4).

Исполнение налоговой обязанности третьим лицом по соглашению с плательщиком в иных случаях неправомерно.

Налогоплательщику предоставлено право участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя.

Для юридических лиц законными представителями признаются лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов. Перечень лиц, уполномоченных представлять организацию на основании закона или учредительных документов без доверенности, определяется гражданским законодательством:

· единоличные исполнительные органы юридических лиц;

· руководитель другой коммерческой организации или предприниматель, которому по решению общего собрания акционеров (участников) переданы по договору полномочия исполнительного органа хозяйственного общества.

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с ее участием в налоговых правоотношениях, признаются действиями (бездействием) этой организации. Субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, участвует он в этом правоотношении лично либо через законного или уполномоченного представителя. Поэтому при совершении представителем юридического лица правонарушения ответственность будет нести юридическое лицо, а не представитель. Последствия ненадлежащего исполнения представителем возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения определяются для этого лица правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства.

Уполномоченные представители. Налогоплательщики (налоговые агенты) вправе предоставить полномочия на участие в налоговых правоотношениях любому лицу (и юридическому, и физическому). Такая передача обязательно должна оформляться доверенностью, в которой может быть указано как общее поручение ¾ осуществление предусмотренных налоговым законодательством прав и обязанностей налогоплательщика, так и конкретный перечень действий в интересах плательщика, например, получение требования об уплате налога, участие в налоговых проверках, обжалование актов налоговых проверок.

Поскольку специальных требований к лицам, которых выбирают в качестве уполномоченных представителей, нет, ими могут быть:

· любые физические лица, обладающие дееспособностью;

· юридические лица любой организационно-правовой формы.

Вместе с тем в законе перечислены лица, которые не вправе представлять интересы налогоплательщика:

· должностные лица налоговых органов;

· должностные лица таможенных органов;

· должностные лица органов государственных внебюджетных фондов;

· судьи, следователи и прокуроры.

Представитель организации осуществляет полномочия только на основании доверенности , оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством.

Уполномоченный представитель физического лица реализует полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности. Как правило, срок действия доверенности составляет три года. Если срок не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, недействительна.

Лицо, выдавшее доверенность, может в любое время ее отменить или передоверить, а лицо, которому выдана доверенность, вправе от нее отказаться. Доверитель, выдавший доверенность и впоследствии отменивший ее, обязан известить об отмене представителя и известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми была дана доверенность.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете.

Личное участие налогоплательщика в налоговых отношениях не лишает его права иметь представителя. Распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета клиента банка может давать и третье лицо, полномочия которого должны быть удостоверены клиентом.

НК РФ не предусмотрена возможность уплаты налога за налогоплательщика за счет собственных средств представителя. Это означает, что представитель вправе исполнить обязанность налогоплательщика по уплате налога только в части предъявления представителем соответствующего поручения в банк. Платежное поручение на уплату налога должно быть предъявлено в банк, в котором открыт счет налогоплательщика и с которого будет перечислена сумма налога.

Частным случаем представительства является доверительное управление . Договор доверительного управления имуществом заключается между налогоплательщиком и уполномоченным представителем. Например, доверительный управляющий может представлять в налоговый орган декларации налогоплательщика ¾ учредителя управления.

Отношения между налогоплательщиком и его уполномоченным представителем регулируются гражданским законодательством. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление имуществом в интересах учредителя или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в управление не влечет перехода права собственности на это имущество к управляющему.

Доверительным управляющим может быть предприниматель или организация (за исключением унитарного предприятия). Управляющий действует в предусмотренных законодательством и договором пределах правомочий собственника в отношении имущества, переданного в управление. Имущество, переданное в управление, обособляется от другого имущества учредителя, а также от имущества управляющего.

Договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления управляющим интересов учредителя в сфере налогообложения. Если учредитель и управляющий достигли договоренности в отношении представительства в сфере налогообложения, соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены доверенностью.

Однако в любом случае уплачивать налог налогоплательщик должен самостоятельно, если иное не установлено налоговым законодательством. В частности, если физическое лицо как учредитель управления передало в управление специализированной организации как доверительному управляющему ценные бумаги , то управляющий будет являться налоговым агентом по отношению к учредителю (физическому лицу) и должен будет исчислить и удержать налог с полученного дохода в его пользу.

Исполнение обязанности налогоплательщика по уплате налогов может обеспечиваться поручительством третьего лица в случае принятия решения уполномоченным органом об изменении налогоплательщику сроков исполнения обязанностей по уплате налогов.

В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней . Поручителем вправе выступать как юридическое, так и физическое лицо. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством договором между налоговым органом и поручителем.

При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности поручитель и плательщик несут солидарную ответственность: кредитор (налоговый орган) вправе требовать исполнения как от всех должников (плательщика и поручителя) совместно, так и от любого из них в отдельности полностью или частично.

Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке.

Следовательно, исполнение поручителем обязанности налогоплательщика по уплате налогов возможно при наличии следующих условий:

· имеется решение уполномоченного органа об изменении срока уплаты налога плательщику;

· заключен договор поручительства между налоговым органом и поручителем;

· плательщик не исполнил в срок обязанность по уплате причитающейся суммы налога и пеней.

Кредитные организации. Коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации, принимают активное участие в налоговом администрировании, представляют интерес государства и муниципальных образований в полном и своевременном поступлении налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды . Приказом МНС России от 4 марта 2004 г. № БГ-3-24/179 утверждены формы документов, содержащих информацию об открытии (закрытии) банковского счета, изменении номера счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей .

Банки исполняют решения о бесспорном взыскании сумм налогов и пеней со счетов налогоплательщиков и решения о приостановлении операций по счетам. Государство использует банки и в целях налогового контроля. Банки открывают счета организациям и предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе . Банки обязаны сообщить об открытии или закрытии счета организации (предпринимателя) в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня открытия или закрытия счета. В обязанности банков входит также выдача налоговым органам справок по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в течение пяти дней с момента получения запроса. Таким образом, банки осуществляют агентские функции и реализуют чужой интерес посредством исполнения поручений налогоплательщика на списание с его расчетного счета сумм налога, а также исполнения решений государственных органов. То есть банки можно отнести и к группе лиц, содействующих уплате и поступлению налогов и сборов в бюджет, и к группе лиц, содействующих налоговому администрированию.

Читайте также: