Теоретические основы налоговых правонарушений

Опубликовано: 09.05.2024

Тема: Налоговые правонарушения. Ответственность в налоговом праве.

(на примере ООО «СтройТехника»)

Студентка Гусарова Олеся Викторовна_____________________

Допустить к защите ГАК

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ. 6

1.1 Налоговые правонарушения их виды.. 6

1.2 Виды ответственности за совершение налоговых правонарушений. 16

1.3 Налоговый контроль. 20

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «СТРОЙТЕХНИКА». 24

2.1 Общая экономическая характеристика ООО «СтройТехника». 24

2.2 Оценка финансового состояния. 26

2.4 Анализ налоговой базы по налогам, уплачиваемым ООО «СтройТехника». 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 51

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются одним из необходимых условий существования и функционирования государства. Обязанность по отчуждению в пользу казны части собственности в виде налогов установлена в основных законах большинства государств мира.

Исполнение обязанности по уплате налогов неразрывно связано с иными обязанностями налогоплательщиков и налоговых агентов, в частности, встать на учет в налоговых органах, вести учет своих доходов, представлять налоговые декларации и других. Несмотря на принятие Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое законодательство не решило проблемы комплексного регулирования составов налоговых правонарушений и ответственности за их совершение.

Исполнение той или иной налоговой обязанности, как правило, зависит от налогоплательщиков (иных обязанных лиц). Правоотношения ответственности возникают только при условии неисполнения налогоплательщиком или иным обязанным лицом возложенных на него законом обязанностей, то есть при условии совершения налогового правонарушения. Обязанность по обнаружению, фиксации налоговых правонарушений и привлечению виновных лиц к ответственности возложена на налоговые органы. В этой связи большое значение приобретают теоретические исследования предусмотренных в законе прав налоговых органов, посредством реализации которых происходит применение к правонарушителям санкций соответствующих правовых норм.

Актуальность и значение проблемы ответственности в налоговых правоотношениях трудно переоценить. В условиях несовершенного и динамично развивающегося налогового законодательства никто не застрахован от ошибок и спорных ситуаций с налоговыми органами, возникающими, зачастую, по причине различного толкования одних и тех же вопросов с позиций противостоящих друг другу интересов.

Цель работы заключается в углубленном экономическом анализе финансового и налогового состояния ООО «СтройТехника», в связи с чем предупредить возможность организации нарушить налоговое законодательство и выбрать пути правильного и рационального ведения налогового учета на предприятии.

В соответствии с обозначенной целью в данной работе решается ряд задач:

-изучить теоретические основы налоговых правонарушений и ответственность за их совершение;

- изучить налоговый контроль организаций;

- проанализировать проблемы, возникающие в организации в налоговом учете;

- проанализировать экономическое состояние ООО «СтройТехника»;

- найти оптимальные пути избегания налоговых правонарушений;

- рассмотреть возможные методы ведения налогового учета на примере строительной организации ООО «СтройТехника».

При написании работы объектом исследования выступило общество с ограниченной ответственностью «СтройТехника» - строительная организация, которая выполняет подрядные строительные и монтажные работы, а также занимается оптовой торговлей прочих промежуточных продуктов.

Предметом данной работы являются налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Методологической базой исследования стали общенаучные методы и приемы: системный и сравнительный анализ, индуктивный и дедуктивный методы научного познания, позволяющие раскрывать взаимосвязи экономических процессов, методы обобщения, выборки, группировки и графические методы.

Теоретической основой для написания выпускной квалификационной работы послужили нормативно правовые акты Российской Федерации, специальная литература, исследования ученых-экономистов, таких как Годме П.М., Карасев М., годовой отчет ООО «СтройТехника» за 2013 год, статистическая информация, справочная литература, ресурсы Интернет.

Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая включает в себя введение, два раздела, заключение, список использованной литературы и приложения.

В первой главе даны теоретическое обоснование налоговых правонарушений, ответственности за их совершение и налогового контроля.

Вторая глава посвящена углубленному изучению финансового, экономического и налогового состояния организации.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

Никонова Ольга Петровна
Выжитович Александр Михайлович
1. студент. Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
2. научный руководитель кафедры общественных финансов, доцент, к.э.н.

Nikonova Olga Petrovna
Vyzhitovich Alexander Mikhailovich

1. student. Novosibirsk State University of Economics and Management "NINH"
2. Scientific Director of the Department of Public Finance, Associate Professor, Ph.D.

Аннотация: Данная статья посвящена определению теоретических и организационных основ налогового контроля. В современных условиях большое значение в общей системе ведения государственного финансового контроля имеет налоговый контроль, так как налоги являются главными фискально-регулирующими мерами рыночного хозяйства. В работе применяются специальные методы научного познания: анализ литературы, методы табличного отображения данных.

Abstract: This article is devoted to the definition of theoretical and organizational bases of tax control. In modern conditions, tax control is of great importance in the General system of state financial control, since taxes are the main fiscal and regulatory measures of the market economy. The paper uses special methods of scientific knowledge: literature analysis, methods of tabular data display.

Ключевые слова: камеральная проверка, налоговый контроль, выездные проверки, налогоплательщики

Keywords: cameral check, tax control, exit checks, taxpayers.

В современных условиях большое значение в общей системе ведения государственного финансового контроля имеет налоговый контроль, так как налоги являются главными фискально-регулирующими мерами рыночного хозяйства.

Ведущей и самой результативной формой налогового контроля становятся налоговые проверки, которые могут проводиться как в налоговом органе (камеральная проверка), так и по фактическому месту нахождения налогоплательщиков (выездная проверка). Камеральная проверка является процедурой, проводимой налоговыми органами относительно определенного лица и состоит из несколько последовательных операций.

Вопросы, которые касаются осуществления налоговых проверок становятся весьма значительными, так как на сегодняшний день ни один налогоплательщик не застрахован от налоговых проверок. Налоговый контроль гарантирует обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его эффективности зависит благополучие и экономическая безопасность страны [8].

Для юридической науки актуальным является проведение систематизации накопленных теоретических и практических знаний в области организации налоговых проверок и формулировка предложений по повышению результативности их проведения.

Изучение нормативного регламентирования налоговых проверок стало относительно новой темой для отечественной правовой науки. Совокупных исследований, которые были бы связаны с данным вопросом, в российской юридической науке за последние 5 лет не осуществлялось. Ученые разных направлений юридической науки всегда уделяли большое внимание институту налогового контроля. В последние годы исследованием вопросов налогового контроля занимались авторы Бельский К. С., Брызгалин А. В., Винницкий Д. В., Гаджиев Г. А., Горбунова О. Н., Захарова Р. Ф. и др.

Однако, в результате внесения в Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ изменений в Налоговый кодекс, работы данных авторов в существенной мере утратили свою актуальность. Постоянное изменение в налоговом законодательстве требует непрерывного научного исследования [2].

Ученые рассматривают налоговый контроль с 3-ех точек зрения, например, как: специфическую деятельность представительных государственных органов по соблюдению налогового законодательства; совокупность мероприятий, способов проверки соблюдения налогового законодательства; систему организационно-методических и технических точек зрения.

Сравнительный анализ понятий «налоговый контроль» представлен в таблице 1.

Сравнительный анализ понятий «налоговый контроль»

АвторОпределение
Подунай О. А. [11]Налоговый контроль рассматривает как функцию или звено государственного управления экономикой, как специфическую работу по выполнению налогового законодательства
Булатов С. Р. [3]Налоговый контроль является специализированным (лишь относительно налогов и сборов) надведомственным (вне рамок ведомств) государственным контролем
Макаренко О. [9]Подразумевает под налоговым контролем «работу должностных лиц налоговых органов в границах своей компетенции и формах, которые предусмотрены НК РФ, с целью проведения проверки точности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также установления и устранения налоговых правонарушений и причин, которые их порождают, выполнения законодательства о налогах и сборах».
НК РФ (ст. 82) [1]Характеризует налоговый контроль как деятельность представительных органов по контролю за выполнением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, который установлен НК РФ
Нестеренко А. С. [10]Полагает налоговый контроль как составную часть формируемого страной организационно-правового механизма управления, который представляет собой особый вид деятельности специально представительных органов, в ходе которой гарантируются установленное нормами налогового права выполнение должностных обязанностей лиц в области налогообложения, анализ и выявление основ для проведения принудительного налогового изъятия в бюджетную систему, а также определение оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений
Кочкаров А. А. [5]Налоговый контроль — это установленная законодательством совокупность мер и инструментов руководства компетентных органов, которые обеспечивают выполнение налогового законодательства и точность определения, полноту и уместность внесения налогов в бюджет или внебюджетные фонды
Чеканова В. И. [12]Характеризуют налоговый контроль как обеспечение полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами налогов и иных обязательных платежей

Изучение основных понятий и сущности налогового контроля позволило определить, что под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ [7].

Налоговыми органами используется несколько форм налогового контроля, среди которых основополагающими являются налоговые проверки, которые подразделяются на выездные и камеральные. Разница и сходство выездных и камеральных проверок представлена в таблице 2.

Разница и сходство выездных и камеральных проверок [6]

Выездные проверкиКамеральные проверки
Сходство
Проводятся одним и тем же государственным ведомством
Изучаются документы
Разница
Осуществляется на территории проверяемого предприятияОсуществляются по месту работы государственных инспекторов
Исследуется значительный перечень документов, а также содержание разных хозяйственных операцийИсследуются только отчетные документы

Камеральная проверка не так безобидна, как кажется на первый взгляд. С ее помощью налоговый орган может делать определенные выводы о налогоплательщике, которые могут стать основанием для более серьезной проверки – выездной.

В ходе налогового контроля необходимо проверять вопросы обоснованной налоговой выгоды при изменении моделей бизнеса юридических лиц, в связи с чем важно учитывать доказательную базу экономической обоснованности произведенных расходов для целей налогообложения [4].

Внедрение современных информационных компьютерных технологий, способствующих реализации реформы цифровой экономики, в деятельность государственных органов позволяет: ускорить и оптимизировать процесс принятия управленческих решений; упростить процедуры подачи и получения необходимой информации и документов гражданами и организациями; оптимизировать деятельность государственных органов, снизить численность работников и сократить бюджетные расходы на государственный аппарат.

На основе изложенного можно сделать вывод о том, что налоговые проверки в системе налогового контроля, представляют собой комплекс процессуальных действий налоговых органов по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов с соблюдением налогового законодательства. Таким образом, налоговые проверки призваны способствовать формированию налоговых доходов государства, а также соблюдению законодательства о налогах и сборах. В процессе развития общества необходим постоянный процесс совершенствования организации налоговых проверок.

date image
2015-07-21 views image
1823

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Содержание

1. Понятие, структура и содержание налогового правонарушения………….4

2. Виды налоговых правонарушений…………………………………………..9

Список использованной литературы………………………………. 19

Введение

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.

Роль налогов в современном государстве так же велика, они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме[1].

Налоговый метод стал главным в формировании доходов государственной казны. Требуемые суммы налогов государство должно собирать со всех физических и юридических лиц, объявленных им своими налогоплательщиками. Но еще ни одно государство не смогло достичь этой цели исключительно методом убеждения.

Данная работа посвящена одной из наиболее часто встречающейся на сегодняшний день тем - это налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Понятие, структура и содержание налогового правонарушения

Налоговая ответственность - это охранительное правоотношение между государством и правонарушителем (налогоплательщиком, налоговым агентом и т.д.), где государству в лице налоговых органов и судов принадлежит право налагать налоговые санкции за совершенные налоговые правонарушения, предусмотренные налоговым законодательством, а у нарушителя - обязанность эти санкции уплатить.

Законодатель разграничивает понятия "налоговое правонарушение" и "нарушение законодательства о налогах и сборах".

Так, ст.10 НК РФ упоминает о "нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления", причем ответственность за их совершение наступает в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным законодательством.

Поскольку отличительным признаком налогового правонарушения является его наказуемость согласно НК РФ, следует признать, что понятия налоговой ответственности и ответственности за нарушения налогового законодательства не тождественны, второе намного шире первого и включает в себя уголовную, административную и дисциплинарную ответственность, применяемую для охраны налогово-правовых норм[2].

Налоговые санкции применяются как ответная мера, отражающая негативную реакцию государства на налоговое правонарушение. При этом налоговая ответственность всегда носит публично-правовой характер, что обусловлено общественно значимой, публично-правовой природой налоговых правоотношений. В данном случае правонарушитель несет ответственность непосредственно перед государством, а не перед третьими лицами.

Налоговое правонарушение - виновно совершенное, вредное, противоправное деяние (действие или бездействие), за которое НК РФ установлена ответственность (ст.106 НК РФ).

Признаки налогового правонарушения включают противоправность, реальность, вредность, виновность, наказуемость. Противоправность состоит в нарушении действующих норм налогового законодательства. Совершение вредного, осуждаемого деяния, причиняющего ущерб общественным отношениям, но не предусмотренное НК РФ в качестве налогового правонарушения, не является основанием налоговой ответственности. Налоговое правонарушение должно быть совершено реально. Это означает, что ответственность наступает только за фактически совершенное, то есть объективированное деяние. При этом налоговое правонарушение может выразиться в форме действия или бездействия. Первое предполагает несоблюдение запретов, второе - неисполнение обязанностей. Субъективное мнение, то есть ответственность за какие-либо проявления психической деятельности (мысли, чувства, намерения, убеждения) или за определенные качества личности (национальность, вероисповедание, социальное положение, родственные или дружеские связи).




Налоговые правонарушения причиняют вред фискальным интересам государства. Однако если учитывать, что налоги - основной доходный источник бюджетов всех уровней, то налоговые правонарушения ущемляют права бюджетополучателей на получение бюджетного финансирования. Таким образом, от налоговых правонарушений страдают пенсионеры, инвалиды, студенты, работники бюджетной сферы. Не всякое неисполнение юридической обязанности или несоблюдение запрета, установленного налоговым законодательством, является налоговым правонарушением. Им признаются лишь деяния, совершение которых влечет применение налоговых санкций. Виновность выражается в упречном психически-волевом отношении нарушителя к правонарушению и его вредным последствиям. Правонарушение возможно только тогда, когда у нарушителя существует реальная возможность выбора своего поведения, иными словами, когда они могут поступить по-разному - правомерно или неправомерно в зависимости от своего сознательно-волевого усмотрения. То есть у нарушителя должна быть осознанная возможность не совершать налоговое правонарушение.

Состав налогового правонарушения представляет собой совокупность установленных НК РФ фактических обстоятельств и признаков, наличие которых позволяет квалифицировать противоправное деяние как определенное налоговое правонарушение. Традиционно состав правонарушения включает четыре обязательных элемента: объект, субъект, объективную и субъективную стороны.

Объект налогового правонарушения - общественные отношения, которым в результате правонарушения причиняется ущерб. Объектом налоговых правонарушений выступают фискальные интересы государства, направленные на формирование доходной части бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Субъект налогового правонарушения - деликтоспособные физические лица или организации, совершившие налоговое правонарушение. Для физического лица налоговая деликтоспособность включает достижение шестнадцатилетнего возраста и вменяемость, для организации - статус юридического лица. Деликтоспособность определяется способностью лица к сознательно-волевому поведению, то есть способностью осознавать свои поступки, руководить ими.

Объективная сторона - характеристика противоправного деяния (время, место, орудие, способ, обстановка совершения правонарушения), размер и характер вредных последствий, причинная связь между деянием и вредными последствиями.

Составы налоговых правонарушений, объективная сторона которых представляет собой единство трех элементов - противоправного деяния, вреда и причинной связи между ними, называются материальными. Формальные составы непосредственно не связываются с фактическим наступлением вредных последствий, достаточно самого факта совершения противоправного деяния. К материальным составам относится, например, неуплата или неполная уплата налога, к формальным - отказ эксперта или специалиста от участия в проведении налоговой проверки. Противоправное деяние может выразиться в действии (неисполнение обязанностей) либо бездействии (несоблюдение запретов).

Субъективная сторона - сознательно-волевые признаки налогового правонарушения. Помимо вины они включают мотивы и цели правонарушителя. Мотивы представляют собой побудительные причины, которыми руководствовался нарушитель, цели - конечный результат, к которому он стремился[3].

Состав налогового правонарушения - это совокупность установленных Налоговым кодексом Российской Федерации объективных и субъективных признаков, необходимых и достаточных для признания деяния налоговым правонарушением и применения мер налоговой ответственности[4].

НК РФ содержит исчерпывающий перечень налоговых правонарушений, новые составы которых могут устанавливаться только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в НК РФ:

- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст.116 НК РФ);

- уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст.117 НК РФ);

- нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст.118 НК РФ);

- непредставление налоговой декларации (ст.119 НК РФ);

- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст.120 НК РФ);

- неуплата или неполная уплата сумм налога (ст.122 НК РФ);

- невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст.123 НК РФ);

- несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст.125 НК РФ);

- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.126 НК РФ).

Контрольная работа

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

«Налоговые правонарушения и ответственность за нарушение налогового законодательства»

Выполнила:

студентка 5 курса

факультета Ф и К

специальности Н и Н

№ л.д. 08 ффд 12730

Проверила:

Содержание

Теоретические основы налоговых правонарушений……………………………….5

1.1. Понятие, сущность и виды налоговых правонарушений……….….…5

1.2. Привлечение к ответственности за совершение налоговых правонарушений…………………………………….………………….12

Введение

Юридическая ответственность за налоговые правонарушения - это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке.

Правовая наука и практика традиционно выделяют несколько видов юридической ответственности: гражданскую, дисциплинарную, материальную, административную и уголовную. Гражданско-правовая ответственность характерна для отношений юридически равных сторон. Налоговые отношения имеют государственно-властный характер: сторона, представляющая государство, вправе давать указания, обязательные для другой стороны. Имущественная ответственность при неравенстве субъектов отношений не имеет гражданско-правового характера. Однако государственный орган, причинивший своими незаконными действиями ущерб интересам лица, обязан возместить убытки. В такой ситуации отсутствуют властные отношения, поэтому возмещение убытков регулируется гражданским правом. Меры гражданской ответственности не направлены непосредственно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, но косвенно влияют на законность в сфере налогообложения. За нарушения налогового законодательства в зависимости от вида и тяжести деяния применяются меры административной или уголовной ответственности.

Некоторые авторы выделяют налоговую ответственность как самостоятельный вид ответственности наряду с гражданской, дисциплинарной, материальной, административной и уголовной. Однако для этого нет оснований. О налоговой ответственности можно говорить только как о комплексном институте, объединяющем нормы различных отраслей права, направленные на защиту налоговых правоотношений.

Взгляд на налоговую ответственность как на самостоятельный вид ответственности является результатом терминологических неточностей, допускаемых законодателем.

Эффективное функционирование налоговой системы требует создания стабильных условий применения налогово-правовой нормы, закрепления единых правил привлечения к ответственности за совершение правонарушений в сфере налогообложения и обеспечения однозначного понимания нормы права, предусматривающей ответственность. При этом важно обеспечить унификацию норм об ответственности, поскольку недопустимо регулирование ответственности за правонарушения, имеющие одинаковую правовую природу и сферу возникновения, в рамках разных актов, имеющих различные не только цели правового регулирования, но и отраслевую принадлежность.

Настоящая работа имеет своей целью определить сущность понятия налогового правонарушения и условия его возникновения, исследовать основные теоретические вопросы относительно порядка реализации мер ответственности, выявить недостатки нормативно-правовой регламентации института налоговых правонарушений и ответственности за их совершение и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Цель работы определяет ее задачи:

Рассмотрение понятия налогового правонарушения, объектов и субъектов налогового правонарушений;

Рассмотрение видов налоговых правонарушений и ответственности за их совершение;

Рассмотрение действующего порядка привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения и выявить пути совершенствования привлечения к ответственности.

Безусловно, в основе решения указанных задач должно быть теоретическое осмысление сущности налоговых правонарушений, условий их возникновения, исследование проблем применения ответственности за их совершение на основе анализа действующего законодательства и практики его применения.

Теоретические основы налоговых правонарушений

Понятие, сущность и виды налоговых правонарушений.

Процесс становления налоговой системы, в более цивилизованной форме, начался в России в конце XIX столетия, вызванный ростом государственных потребностей, в связи с переходом страны от прежнего натурального хозяйства к денежному хозяйству. В течение 1881-1885 гг. была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба. В новой налоговой системе наибольшее место отводилось акцизам и таможенным пошлинам. Косвенные налоги составляли почти половину всех налоговых поступлений в государственный бюджет. Прямые налоги, основная составляющая всех сумм, поступающих, в настоящее время, в бюджет от сбора налогов, в то время составляли примерно 7% всего бюджета.[10,12]

В России в любое время существовало неприязненное отношение к налогам, в отличие от западноевропейских государств, где плата налогов считается даже предметом гордости налогоплательщиков. В таком государстве человек редко когда скажет: «Я гражданин этой страны», скорее он скажет: «Я налогоплательщик». Подобная высокая налоговая культура обуславливается тем, что в таких государствах институт налогов имеет историю гораздо более продолжительную, нежели в России. Именно вокруг налогов, в странах западной Европы, разгоралась борьба между королём и парламентом. Парламент именно тогда получил законодательную власть, когда получил сначала власть в области финансов, т.е. соглашаться или не соглашаться с королём по вопросам установления и сбора налогов. К тому же, у российского законодателя всегда была склонность к достаточно большим ставкам налогов, что в свою очередь, опять же, не прибавляло популярности налогам. И не всегда налоги использовались (и используются) в качестве источника доходов для бюджета. Например, в период Новой Экономической Политики налоги использовались больше, как орудие борьбы с буржуазией.

Надо сказать, что с октября 1917 г., в связи с отменой права собственности на землю, аннулированием ценных бумаг, национализацией промышленности и запрещением частной собственности были уничтожены почти все возможные объекты налогообложения. Налоговая политика новой власти сводилась только лишь к принудительному сбору с крестьянства, так называемой продразвёрстки, которая не носила даже характер налога. По декрету от 30.10.1918 г. принудительно изымались все излишки сельскохозяйственной продукции сверх необходимого минимума для собственного потребления. Лишь с переходом государства к новой экономической политике, в мае 1921 г., возникла необходимость создания новой налоговой системы. Был введён общегражданский налог, к уплате которого привлекалось всё трудоспособное население, поделённое на разряды. В 1923 г. была проведена реформа налогообложения крестьянства, установлен единый сельскохозяйственный налог, промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, гербовый сбор.

Налоговые отношения развиваются не только в направлении правомерного поведения его участников, но и в сторону нарушения действующего права. Ответственность за нарушения налогообложения установлена уголовным, административным и налоговым законодательством Российской Федерации.

Налоговые правонарушения – любое противоправное виновное наказуемое деяние, совершенное в сфере налогообложения, выражающееся в неисполнение закрепленных налогово-правовыми нормами обязательных предписаний, вне зависимости от того, какой отраслью законодательства установлена конкретная ответственность за совершение такого деликта.[2,250]

Причины возникновения налоговых правонарушений в России, всегда были одни и те же, а если и менялись, то незначительно. Российское налоговое законодательство, слишком объёмно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти нормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми причинами правового характера.

С экономической точки зрения, довольно высокие налоговые ставки и невозможность некоторых налогоплательщиков своевременно и полно платить налоги. На мой взгляд, законодатель, вводя такие высокие ставки, не учитывает сложившуюся в стране экономическую ситуацию, видимо, рассчитывает на предприятия, занимающиеся торгово-закупочной деятельностью и имеющие постоянный и достаточно высокий доход. Да, такие предприятия могут своевременно и полно платить налоги, но ведь есть и другие предприятия, предприятия - производители, зачастую использующие устаревшее оборудование, не имеющие оборотных средств и не могущие реализовать свою продукцию из-за её неконкурентоспособности. Следствием этого становится неплатёжеспособность предприятия и невозможность оплаты им налоговых платежей.

С моральной стороны низкая правовая культура, неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе и, не в последнюю очередь, корысть налогоплательщиков. Низкая правовая культура обусловлена историческим фактором - существование института налогового права, в более цивилизованном виде, насчитывает в России не многим более ста лет. За это время не смогла сформироваться в стране культура, подобная налоговой культуре западноевропейских государств, где история сбора налогов насчитывает много веков. Ведь это на фоне борьбы с единоличной властью монарха на ввод и сбор налогов, в странах западной Европы сформировался институт парламента.[3,54]

Неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе основывается на предыдущих причинах, налогоплательщик не может уважать систему, которая не уважает его, как налогоплательщика, не учитывает его возможность оплаты налогов.

Корысть, умысел при уклонении от уплаты налогов играют не последнюю роль в причинах существования налоговых правонарушений.

Как видно из вышеописанного, на возникновение налоговых правонарушений влияют причины не только субъективного, но и объективного характера, что следует учитывать в сложившейся в стране экономической обстановке.

Состав правонарушения также образуют элементы правонарушения, первичные слагаемые системы состава правонарушения:

* объект правонарушения, т.е. объект правовой охраны, включающий в себя общественные отношения или интересы;

* субъект правонарушения - это дееспособное лицо, совершившее данное правонарушение;

* объективная сторона правонарушения, здесь имеется в виду само противоправное деяние, т.е. способ, место, время и т.д., его отрицательные последствия и причинная связь между деянием и результатом;

* субъективная сторона правонарушения характеризуется элементами цели, мотива, степени вины в форме умысла или небрежности (халатности).

Все четыре элемента состава правонарушения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Объект взаимодействует с объективной стороной состава, определяя элемент ущерба. Объективная сторона, как акт поведения, взаимодействует с субъектом правонарушения, совершающим то или иное деяние, причиняющее вред объекту.[5,212]

Опираясь на элементы состава правонарушения можно разобрать правонарушение на составляющие его элементы и подробно исследовать.

Налоговые правонарушения можно разделить на категории по нескольким основаниям. В зависимости от характера совершённого деяния, правонарушения делят на:

1. Налоговые правонарушения, ответственность за совершения которых установлена Налоговым кодексом Российской Федерации. Они в свою очередь делятся на:

А) общие налоговые правонарушения (налоговые правонарушения налогоплательщиков, налоговых агентов, экспертов, специалистов), данные налоговые правонарушения направлены на нарушение субъектами основных обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством функций. Из таких правонарушений можно выделить:

- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

- уклонение от постановки на учет;

- непредставление налоговой декларации;

- неуплата сумм налога;

- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и другие.[2,263]

Б) специальные налоговые правонарушения (налоговые правонарушения банков (кредитных организаций)). Сюда относится особо очерченный законодательством круг нарушений налогового законодательства, совершаемых кредитными организациями. Эти правонарушения направлены против порядка функционирования налоговой системы. Как известно, основной макроэкономической ролью банков в национальном и мировом хозяйстве является выполнение функций финансового посредничества между участниками хозяйственного оборота. Точность и полнота соблюдения банками норм налогового законодательства в ходе осуществления банковской деятельности в части соблюдения порядка открытия счетов, сроков исполнения поручений о перечисление налогов или сборов в бюджет имеет огромное значение для эффективности функционирования налоговой системы страны.

В настоящее время предусмотрено 5 противоправных деяний банков:

- нарушения порядка открытия счета налогоплательщику;

- нарушения срока исполнения поручения о перечисление налога (сбора);

- неисполнения решений налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика;

- неисполнение банком решения о взыскании налога, а так же пени;

- непредставление налоговым органом сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка. [2,265]

2. Административные правонарушения в сфере налогообложения (налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях).

субъектами административной ответственности за совершения нарушений норм законодательства о налогах и сборах, как правило, являются должностные лица (например, руководитель, главный бухгалтер) организаций.

Предусмотрено 8 составов подлежащих наказанию административных правонарушений в сфере налогообложения:

- нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе;

- нарушение срока предоставления сведений об открытии или закрытии счета в банке или иной кредитной организации;

- нарушение сроков предоставления декларации;

- непредставление сведений, необходимых для осуществления контроля;

- нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;

- нарушения сроков исполнения поручения о перечисления налога (сбора);

-неисполнение решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

- неисполнения поручения государственного внебюджетного фонда.

Состав налоговых правонарушений, за которые предусмотрена ответственность НК РФ, продублированы в КоАП РФ с уточнением субъекта ответственности.

3. Уголовные правонарушения (налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена Уголовным кодексом Российской Федерации).

В Российской Федерации уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений была введена в 1992 году, когда действующий тогда Уголовный кодекс был дополнен ст. 162.1 «Уклонение от подачи декларации о доходах» и 162.2 «Сокрытие доходов или иных объектов налогообложения».

В Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 года №63-ФЗ предусмотрены следующие составы налоговых преступлений:

- незаконное получение и разглашение сведений, составляющих налоговую тайну (ст.183 УК РФ);

- уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица (ст.194УК РФ);

- уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (ст. 198 УК РФ);

- уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199 УК РФ);

- неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ).

Таким образом, уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений является самым тяжелым видом ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах и обладает следующими юридическими особенностями:

- субъектами уголовной ответственности могут являться только физические лица;

- уголовная ответственность осуществляется только в судебном порядке;

- она применятся за наиболее общественно опасное деяние – преступление и предусматривает самые строгие меры государственного принуждения;

- производство по делам о налоговых преступлениях осуществляется следственными подразделениями органов налоговых расследований Российской Федерации. [2,272]

Понятие и признаки налогового правонарушения отражены в ст. 106 НК . Здесь налоговым правонарушением признается противоправное (нарушающее налоговое законодательство) деяние (действие либо бездействие) налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов, фискальных агентов и прочих лиц, совершенное виновно, ответственность за которое устанавливает НК .

Рассматриваемое нарушение обладает следующими признаками:

  • противоправность;
  • фактичность;
  • вредоносность;
  • виновность;
  • караемость.

Состав налогового правонарушения состоит из следующих элементов:

  • объект;
  • объективная сторона;
  • субъект;
  • субъективная сторона.

Таким образом, понятие и состав налогового правонарушения схожи с понятием и составом любого другого правонарушения, будь то, скажем, административное либо уголовное, которые, по сути, обладают аналогичным составом, да и признаки у них сходны.

Что означает каждый из признаков налогового правонарушения (НПН)

Теперь подробнее о каждом из признаков, указанных в предыдущем разделе.

Противоправность — это несоблюдение актуальных норм фискального законодательства. Когда деяние, которым общественным отношениям причинен ущерб, отсутствует в НК , за его совершение не последует фискальной ответственности.

Фактичность означает наступление ответственности лишь за деяния, которые фактически совершены. Причем НПН может иметь две формы выражения (бездействие и действие). Первое состоит в неисполнении обязанностей, второе в несоблюдении запретов.

Вредоносность — государственным фискальным интересам причиняется вред (падает доходность казны).

Виновность — лицо в сфере налогообложения умышленно (когда оно понимает противоправность своих действие и желает аналогичных результатов или допускает их) либо по неосторожности (наоборот, не осознает противоправности свих действий и не желает аналогичных результатов, хотя осознавать их могло и должно было) ведет себя противоправно.

Караемость — НПН признается только нарушение запретов или неисполнение обязанностей, после совершения которых применяют фискальные санкции, которые налагают в режиме, предусмотренном НК.

Что означает каждый из элементов состава НПН

Теперь подробнее о каждом из элементов состава, указанных в первом разделе статьи.

Объект — общественные отношения, которым нарушением причинен ущерб (уменьшаются доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов).

Объективная сторона характеризует нарушение, т. е. говорит о времени, месте, орудии, способе, обстановке его совершения, размере плюс характере последствий, причинной связи между нарушением и его последствиями.

Составы, в чьей объективной стороне присутствуют три элемента:

  1. Противоправное деяние.
  2. Вред.
  3. Причинная связь между первыми двумя, —

именуются материальными (полная или частичная неуплата обязательных платежей).

Составы, где отсутствует непосредственная причинная связь и хватает лишь факта осуществления противоправного деяния, называются формальными (скажем, когда эксперт или специалист отказываются участвовать в проведении налоговиками проверки).

Субъект — физические, юридические лица, ИП, которые совершили фискальное нарушение и могут за него отвечать, т. е. осознают свои поступки и могут руководить ими. Физическое лицо (с 16 лет) признается субъектом при условии вменяемости, а юридическое лицо и ИП — после приобретения соответствующего статуса.

Субъективная сторона характеризует сознание и волю нарушителя. Здесь присутствуют его вина (см. признак виновности), мотивы (побуждающие факторы) и цели (результаты, к которым он стремится). В зависимости от вины должностных лиц организации (либо ее представителей) определяется вина юридического лица.

Виды НПН

Налоговые правонарушения НК РФ предусматривает в главах 16 , 18 . Причем их можно классифицировать по различным признакам. Например, по характеру нарушения:

  • нарушают правила исполнительного производства по делам о фискальных правонарушениях ( ст. 125 НК );
  • допускаются в процессах по делам о НПН ( ст. 128 НК );
  • затрагивают обязанность по уплате тех или иных обязательных платежей ( ст. 123 НК );
  • нарушают порядок ведения и предоставления фискальной отчетности ( ст. 129.4 НК );
  • препятствуют фискальному контролю ( ст. 119 НК ).

По видам нарушителей:

  • лишь юридические лица (неплательщики налога на прибыль организаций);
  • только физические лица ( ст. 129 НК );
  • организации и ИП (неплательщики торгового сбора в границах Москвы, СПб, Севастополя);
  • организации, ИП и физлица (предоставление деклараций с нарушением сроков). Существуют и другие классификации.

Что касается ответственности нарушителей налогового законодательства, эта тема подробно рассмотрена нами в статье «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение». Здесь же скажем только, что такая ответственность может быть:

  • налоговой;
  • дисциплинарной;
  • административной;
  • уголовной.

Что не является НПН и что освобождает от налоговой ответственности

К налоговым правонарушениям не относятся деяния в сфере налогообложения, чье совершение приводит к административной ответственности ( гл. 15 КоАП РФ ). Налоговым правонарушением не является также то или иное деяние в сфере налогообложения, после совершения которого наступает уголовная ответственность ( ст. 198 УК РФ ).

Фискальная ответственность исключается при минимум одном из следующих факторов:

  • прошли сроки давности ( ст. 113 НК );
  • нарушитель моложе 16 лет;
  • лицо безвинно в совершении НПН;
  • отсутствует событие подобающего НПН.

Вину нарушителя исключают следующие обстоятельства:

  • предоставление нарушителем каких-либо письменных разъяснений компетентного госоргана (такие разъяснения устанавливаются соответствующей бумагой этого органа, которая касается расчетных периодов, когда произошло подобающее нарушение, независимо от даты ее издания) и(или) предоставление лицом мотивированного мнения фискальщиков, поступившего ему в ходе соответствующего наблюдения. Тем, кто не сможет должным образом подтвердить обозначенные обстоятельства, не стоит ждать освобождения;
  • заболевания, которые не позволяют лицу управлять своими действиями. Они доказываются документами, относящимися к расчетному периоду, в котором состоялось нарушение;
  • стихийные бедствия, иные чрезвычайные (непреодолимые) условия, которые не требуют специального подтверждения, так как они устанавливаются через общеизвестные факты, публикации в СМИ, другим образом;
  • суд или налоговики при рассмотрении дела могут признать в качестве исключающих вину и другие обстоятельства.

Читайте также: