Сборщик таможенных пошлин удельного периода

Опубликовано: 14.05.2024



Восстановление пароля




С развитием внутренней торговли в Древней Руси появились первые торговые и таможенные пошлины. Купцы, провозившие товары через заставы у крупных селений, на рынках и у городских ворот, платили специальный торговый налог (пошлину) — мыт. Его собирали княжеские чиновники (мытники).

​​​​​​​Переправа

Переправа. Рисунок из альбома австрийского путешественника Августина фон Мейерберга (середина XVII века)

Существовало несколько видов мыта. Провоз товаров по земле облагался «мытом сухим», по воде — «мытом водяным». В документе 1150 года вместе с мытом упоминается перевоз. Эту пошлину собирали с тех, кто переправлялся через реку. Власти часто проводили сбор пошлины на волоке — участке суши между двумя водоёмами, через который перетаскивали суда. Здесь было легко посчитать количество товара, а уклониться от уплаты налога — почти невозможно. С первой половины XII века на волоке между реками Ламой и Рузой находился Войницкий мыт. Через него шёл торговый путь из Новгорода в Рязанское и Владимиро-Суздальское княжества. Важным местом сбора мыта на торговом пути из северных земель во Владимир-на-Клязьме, а затем в Москву был волок между реками Яуза и Клязьма протяжённостью 8 километров. Он существовал с XII по XIV век и дал название подмосковному городу Мытищи.

С распадом Руси на удельные княжества появились новые таможенные сборы. В XIII веке, когда установилось монгольское иго, ввели новую торговую пошлину — тамгу. В документах XIV века указываются такие пошлины, как мостовщина, побережное, костки и осмничее, в актах XV века — явка, задние калачи, головщина, контарное, порядное, пятно, роговое. С XVI столетия появляются пошлины замытные, свальные, подъёмные, редкозобные, привязные, покорённые, дрягильские. Все их можно разделить на четыре группы: торговые, проездные (проезжие), пошлины обслуживания и штрафные пошлины.

Торговые пошлины

Тамга — сбор с торговых сделок, который был введён монголами в середине XIII века. Тамга пришла на смену мыту, её уплачивали в размере 3% от стоимости товара во время продажи. От слова «тамга» произошел глагол «тамжить», то есть ставить клеймо на тот товар, с которого сбор уже получен. Место, где ставили клейма, стали называть таможней, а сборщиков тамги — таможенниками.

Явка (явленное, явчая пошлина) — обязательный платёж для купцов, привозивших товары на продажу. Эту пошлину стали собирать с конца XV века, сначала с приезжих из других городов, а потом только с иностранцев.

Осмничее (осьмичее, восменичье) — пошлина, первые сведения о которой относятся к 1328 году. Она составляла 1/8 стоимости товара, откуда и пошло название. Пошлину полагалось уплачивать со всех товаров, кроме хлеба. Скорее всего, русское осмничее отличалось от введённой монголами тамги только названием.

​​​​​​​Русские купцы

Русские купцы. Рисунок из книги немецкого путешественника Адама Олеария «Описание путешествия в Московию» (середина XVII века)

Порядное — пошлина, которую необходимо было заплатить при покупке оптовой (крупной) партии товара на гостином дворе для дальнейшей поштучной перепродажи в торговых рядах. Порядное заменяло некоторые разновидности тамги; впервые оно упоминается в источнике 1497 года. Порядной пошлиной облагались мёд, рыба, икра, соль и хмель, а также место для хранения товаров.

Пятно (пятинные деньги) — изначально взималось с наложения клейма (пятна) во время покупки или продажи лошади. Впервые упоминается в 1404 году. Продавец и покупатель уплачивали пошлину в складчину — от одной до четырёх денег за клеймо.

Роговое (привозное) — пошлина за продажу скота на рынке. Уплачивалась с головы крупного рогатого скота. Размер составлял от полутора до двух денег, сумма делилась поровну между покупателем и продавцом.

Проезжие пошлины

Перевоз (перевозное) — пошлина, которую платили за переправу людей, скота и товаров между берегами реки. Государственные служащие и перевозимое ими имущество пошлиной не облагались.

Мостовщина — налог за проезд (проход) по мосту, который взимался мостовщиками. Упоминается со второй половины XIV века.

Побережное — сбор с судна, причалившего к берегу. Оплачивался деньгами или товарами.

Костки и головщина — вероятно, разные названия одного налога, который уплачивал человек, сопровождавший перевозку товаров. Головщина (налог с «головы») упоминается в документах конца XV века. Её уплачивали люди, проезжающие с товарами в города или мимо городов.

Задние калачи — вид головщины. Этот сбор выплачивался купцами на обратном пути, после продажи товара.

Пошлины за обслуживание

Гостиное — пошлина, которую вносили купцы, останавливаясь в гостином дворе. Это была дополнительная плата, помимо того, что платили за проживание. Со временем пошлина разделилась на несколько подвидов: подворное, или поворотное (за въезд на территорию гостиного двора), амбарное (за укладку товара в амбаре), свальное (за разгрузку товара) и привязное (за причаливание у торговой пристани).

Померное — сбор, который платили за измерение объёма сыпучих товаров при помощи бочек или вёдер.

Весовое (весчее) или контарное — пошлина, которую брали с продажи взвешенных товаров. Так же называли сбор за определение массы товаров на весах. Контарное — пошлина, которую необходимо было заплатить за проведение торговых операций с солью.

Штрафные пошлины

Промыт (промыта) — штраф, который платили за неуплату мыта. Его брали с воза или судна. До XV века размер штрафа составлял 6 алтын с одного транспортного средства.

Заповедь (заповедные деньги) — личный штраф с торговца, нарушившего таможенные нормы. Вначале взимался независимо от количества товара и транспортных средств. Со временем заповедные деньги стали брать за уклонение от уплаты пошлины во время покупки или продажи лошади, за складирование товара вне территории гостиного двора и другие нарушения.

Выводы (исторический и финансовый)

С развитием внутренней торговли в Древней Руси появились первые торговые и таможенные пошлины

Пошлины часто собирались на волоке — участке суши между двумя водоёмами, через который перетаскивали суда. Здесь было легко посчитать количество товара, а уклониться от уплаты налога — почти невозможно

Что касается составных частей таможенного дела, то к ним, помимо перечисленных, должны быть отнесены таможенная статистика и ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также с нарушениями таможенных правил, производство по делам о нарушениях таможенных правил и др.

С учетом сказанного структура таможенного дела может быть представлена следующими двенадцатью блоками:

1) таможенная политика;

2) перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств;

3) таможенные режимы;

4) таможенно-тарифное регулирование;

5) таможенные платежи;

1) явка – пошлина за предъявленный в таможне товар. По прибытии в город торговый человек должен был явиться в таможню. Здесь в специальной книге записывалось его имя, название и происхождение привезенного товара, размер взысканной пошлины – явки или явленного. Пройти через таможню были обязаны все приезжие, однако явка взималась только с тех из них, кто имел при себе товар; взималась как при провозе товаров на место торга, так и с их продажи;

2) замыт – сбор, акциз; взыскивался с цены товара;

3) осьмничее (осьмичее) – фискальная пошлина, равная 1/8 стоимости товара; взималась, как и «померное» с «предметов меримых». От померного отличалась тем, что взималась с рубля, в то время как померное – с меры. Поэтому и встречаем в актах, что с одного и того же предмета берутся восмничее и померное;

4) гостиное – пошлина с привозных товаров; взималась «с оценки товаров, помещаемых в гостином дворе, на рубль, или по штукам товара»;

5) порядное – фискальная пошлина, с продажи и покупки некоторых товаров (меди, икры, рыбы, соли); взималась, как правило, с цены товара, реже с меры. Размер порядного колебался от 1/2 деньги до двух денег с рубля;

6) искунное – фискальная пошлина с продажи товаров;

7) пятно – сбор за клеймение лошадей при купле-продаже; взималась с наложения таможенным чиновником пятна на купленную или променянную лошадь как с покупателя, так и с продавца;

8) узольцовое (узловое, поузольщина) – сбор за обвязку товара с приложением таможенных печатей или за наложение таможенных знаков;

9) головщина – пошлина, взимавшаяся при продаже людей в рабство; взыскивалась с покупателя;

10) весчее – пошлина, которая взималась с продажи весчих товаров. Ее размер колебался от 1/6 деньги до 10 денег с рубля (обычно он составлял 2 деньги, из которых одна взыскивалась с покупателя, а другая – с продавца). После 1653 г. взыскивалась только с покупателя;

11) померное – «пошлина с продажи товаров меримых. Такими меримыми товарами считались: пшеница, рожь, овес, солод, ячмень, конопля, греча, горох… и с известной меры, а не с рубля». Размер померной пошлины колебался от подденьги до двух денег. Ее взыскивали только с продавца; «с купца никогда номера не брали».

4. Принципы взимания пошлин в удельное время. Мыт, тамга, тарханные грамоты.

В удельное время и в последующий период появились новые виды таможенных платежей,усилилась их дифференциация. В 18в пошлины взимались уже не только с определенного количества ,но также в зависимости от стоимости взвешиваемого товара(при определении "весчего сбора").Не ранее 14в в актах встречаются понятия оемничего и косток . В 15в появились: явка,годовщина,порядное ,роговое ,пятно ,контарное ,задние колачи . С 16в в источниках упоминается о замытной ,рукознобной,свальной,подъемной,дрягилъской,покоренной,привязной пошлинах,не известных в 13-15вв.

Определенное влияние на развитие таможенного дела Руси оказали монгольские завоеватели.Говоря об этом,Е.Г. Осокин полагал ,что они оказывали насильственное и решительное воздействие на таможенную систему ,ускорив распространение таможенных пошлин.Возражая ему,И.Д. Беляев настаивал на том ,что все монгольское влияние на русскую систему таможенного обложения ограничилось введением во второй половине 18в ,новой торговой пошлины-тамги,от которой произошел глагол "тамжить",т.е. взыскивать пошлину-тамгу.Система таможенных пошлин и сборов отличалась сложностью и запутанностью.Каждый товар поступавший в продажу,подвергался оплате несколькими сборами,которые нередко взимались независимо один от другого и приходились "под различными названиями на одно и тоже действие ,на одну и ту же операцию перехода предмета к потреблению ".

ТАРХАННЫЕ ГРАМОТЫ, в Древней Руси грамоты, которые освобождали от повинностей и любого суда, кроме царского. Давались преимущественно духовным лицам и учреждениям, а иногда и мирянам. Все тарханные грамоты были отменены Иваном Грозным.

Проезжая пошлина- Мыт

Слово «мыт» (или «мыто») означало место, где останавливались возы и суда, впоследствии оно получило значение пошлины, собираемой с груженного товарами сухопутного и водного транспорта. Так же определяется как «пошлина за проезд в заставу, через мост, или за провоз товара, припасов; акциз, сбор; вообще пошлина за товар»

Тамга

Тамга - внутренняя таможенная пошлина, введенная в России татарами и взимавшаяся со всех продаваемых товаров, преимущественно деньгами, сначала иногда и произведениями. С местных жителей взималась Т. меньшая, чем с жителей отдаленных округов или иностранцев. Максимум T. до Петра Великого было семь денег, a минимум - треть деньги с рубля; обыкновенно же Т. была от 1 ½ ден. (с местных жителей) до 4 ден. (с остальных). Брали Т. до 1653 г. и с товаров непроданных, только за их провоз, и эта Т. называлась въезжей. Возникла Т. исключительно из фискальных целей; она была столько же непривычна и противна русскому народу, как и "число" (подушная подать), впоследствии она смешалась с мытом (см.). Постановления о Т. охранялись от нарушения назначением пени с нарушителей.




5. Духовные и договорные грамоты русских князей как правовая основа таможенного дела в период феодальной раздробленности.

Период феодальной раздробленности начинается на Руси во второй половине ХI в. и заканчивается в конце ХY - начале ХYI в. образованием централизованного государства. Этот период можно разделить на следующие этапы: 1) 1054 г. - 1113 г. (от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха) - период феодальных усобиц, перемещений князей из одного княжества в другое; 2) начало ХII в. - 1238 г. - установление границ княжеств; 3) 1238 г. - начало ХYI в. - монголо-татарское иго и собирание земель вокруг Москвы. Феодальная раздробленность считается закономерным прогрессивным этапом в развитии феодализма. Главной причиной феодальной раздробленности стало усиление феодального землевладения в условиях господства натурального хозяйства. Сыграло свою роль и падение роли Киева вследствие перемещения торговых путей в Восточную Европу и упадка пути из варяг в греки. Политический строй Руси периода феодальной раздробленности, по мнению В.О.Ключевского, можно охарактеризовать как феодальную федерацию княжеств. Но, в отличие от федерации в современном понимании этого слова, в основе древнерусской федерации лежал не политический договор, а генеалогический момент - факт происхождения, родства князей. Власть Киевского князя была номинальной. Отношения между князьями регулировались княжескими договорами, княжескими съездами и обычным правом. Первые князья киевские установили политическую зависимость областей от Киева. Эта зависимость поддерживалась княжескими посадниками и выражалась в дани, которая выплачивалась великому князю киевскому. После смерти Ярослава Мудрого посадники князя киевского в крупных городах исчезают, местные князья перестают платить дань Киеву, ограничиваясь время от времени добровольными дарами. С этого момента государственного единства на русской земле фактически не было.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 20:46, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является углубленное изучение таможенных платежей в XIII – первой половине XVII века, а именно их классификация, применение и эволюция. Задачи:
1. Рассмотреть классификацию таможенных платежей в XIII – первой половине XVII века.
2. Подробнее изучить каждую пошлину по отдельности.
Проанализировать работу таможенного законодательства в рассматриваемый период.

Содержание

Введение 3
Классификация таможенных платежей в XIII – первой половине XVII века 4
Проезжие пошлины 8
Пошлины переходного типа 11
Торговые пошлины 13
Платежи за предпродажное обслуживание 17
Эволюция таможенных платежей в первой половине XVII века 20
Штрафные санкции в таможенном деле 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат версия для 2003 года.doc

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет экономики и финансов

Специальность таможенное дело и логистика

«Таможенные платежи в XIII – первой половине XVII века»

студентка I курса

очной формы обучения

Введение

При изучении во втором семестре предмета «История таможенного дела и таможенной политики», больше всего меня заинтересовала тема «Таможенные платежи в XIII – первой половине XVII века». Ее я и выбрала в качестве темы для своего реферата. В своей работе я подробнее расскажу о классификации таможенных платежей, об их эволюции и о том, какие штрафные санкции применялись к нарушителям в период с XIII по первую половину XVII века.

Считаю эту тему актуальной, так как нам, будущим таможенникам, особенно важно знать то, как развивалась таможенная служба, какие применялись таможенные платежи и на каких основаниях. Также следовало бы знать ставки этих таможенных пошлин, и конечно те штрафы, которые применялись в рассматриваемый мной период.

Целью моей работы является углубленное изучение таможенных платежей в XIII – первой половине XVII века, а именно их классификация, применение и эволюция.

  1. Рассмотреть классификацию таможенных платежей в XIII – первой половине XVII века.
  2. Подробнее изучить каждую пошлину по отдельности.
  3. Проанализировать работу таможенного законодательства в рассматриваемый период.

Классификация таможенных платежей в XIII – первой половине XVII века

С XIII века на Руси появляются новые виды таможенных платежей. В этот период пошлины взимались уже не только с определенного количества, но также в зависимости от стоимости взвешенного товара.1

Конечно, огромное влияние на развитие таможенного дела на Руси оказало монгольское нашествие. Историк Е.Г. Осокин считал, что монголы оказали решительное и насильственное воздействие на таможенную систему и тем самым ускорили процесс распространения таможенных пошлин.2 Однако с ним спорил историк И.Д. Беляев, который утверждал, что влияние монголов на таможенную систему Руси ограничилось лишь введением во второй половине XIII века новой торговой пошлины - тамги, от которой в дальнейшем произошел глагол «тамжить», то есть взимать пошлину - тамгу.3

Поэтому, начиная с XIII века то место на рынке или на ярмарке, на котором взимали пошлину, то есть «тамжили» стали называть таможней. Следовательно те люди, которые выполняли эту работу, становились таможниками или таможенниками.

В XIII – первой половине XVII века система таможенных платежей становится более разветвленной и дифференцированной. Например, в восьми таможенных книгах города Курска было насчитано 15 наименований различных пошлин, которые взимались с участников оптовой товарной и конской торговли в период с 1619 по 1654 года.4 А вот Вяземские таможенники в период с 1649-1654 года взимали с торговцев 19 таможенных пошлин.5 Всего же существовало более 50 различных таможенных пошлин. Главными и наиболее важными из них были тамга, явка, замыт, осмничее и померное. Эти пошлины отличались фискальной направленностью. Вообще, можно сказать, что любая услуга, оказанная торговцу уже с начала XIII века оплачивалась какой-то определенной пошлиной.

Система таможенных сборов и пошлин на Руси была очень сложной, ибо каждый товар, который поступал на продажу, подвергался сразу нескольким сборам, которые нередко взимались независимо друг от друга.6 А иногда, некоторые таможенные сборы взяскивались по нескольку раз, например мостовщина. Также не было единства и в толкованиях таможенных пошлин: одному и тому же названию пошлины могло придаваться и широкое, и узкое значение . Нередко, одним и тем же словом могли называть совершенно разные по своему существу пошлины.7 По словам Д.А. Толстого, запутанность системы таможенного облажения «состояла в излишней дробимости, во взимании с одного и того же предмета разного рода таможенных пошлин, и преимущественно в произвольности, которую она часто допускала».8 Однако, вся эта система была довольна правомерна, так как пошлины взимались именно с известного товара соразмерно его количеству, потребительским свойствам и стоимости, а также в связи с установленными нормами таможенно-правового регулирования.9 Одним из первых историков, который попытался классифицировать таможенные пошлины XIII – первой половины XVII века, был Д.А. Толстой. Он выделял 3 категории товаров, по образу ведения торговли:

  1. Внутренние пошлины ( взимались внутри государства на торгах и мытах)
  2. Внешние пошины ( взимались с привозимых из-за границы и вывозимых туда товаров)
  3. Транзитные ( взимались за провоз через территорию государства иностранных товаров)10

К внутренним пошлинам он относил: тамгу, весчее, осмничее, контарное, подъемное, померное, припуск, пятенное, писчее, отвозное, гостиное, поворотное, анбарное, порядное, головщину, отвоз, посаженное, поплашное, свальное, роговое, явку, грузовую, рукознобную, дрягильскую и привязную пошлины и другие.11 А вот историк И.В. Сергеевич распределял немного некоторые пошлины распределил по-другому. Сборы за переправу через мосты и реки, с мер и весов, писчее и явку относил в разряд фискальных пошлин, а мыт, гостиное, анбарное и тамгу включал в разряд косвенных налогов. Одновременно, он приравнивал тамгу к пуду, весчему, явке, гостиному, порядному и многим другим пошлинам.12

Иной критерий классификации был предложен Ю.А. Гагемейстером, Е.Г. Осокиным и С. Н. Никольским, которые разделили все таможенные пошлины на две категории. К первой категории были отнесены проезжие (проездные) пошлины, взимавшиеся за право перемещения товаров, а ко второй торговые пошлины и сборы, взимавшиеся за различные торговые операции и действия.13 Главное отличие заключалось в том, что проезжие пошлины взимались за право провоза товара с количества возов и лодок, к такому выводу пришел историк В.О. Ключевский. Он также предлагал разделить на два ряда: во-первых, на сборы за право купли-продажи (тамга и смничее) и , во вторых, на сборы за предторговые действия, имевшие целью подготовить товар к продаже.14 Можно сказать, что все разнообразие таможенных пошлин в XIII – первой половине XVII века было сведено к проезжим или заставным пошлинам и сборам, которые взимались за право провоза товаров вне зависимости от его количества и стоимости – это, во-первых, и во-вторых – к торговым пошлинам и сборам (адвалорные и специфические ставки), которые взимались за право совершения торговых операций в зависимости от количества и стоимости товаров.15

А теперь перейдем непосредственно к классификации торговых пошлин и сборов XIII – первой половины XVII века, которая может быть представлена следующим образом:

    • Полуторговые–полупроезжие, полуличные-полувещные пошлины: явка, замыт, узолки, судовая подъемная грузовая и поворотная пошлины.
    • Собственно торговые пошлины – тамга, весчее, осмничее, порядное, поместное, искунное, померное, рогозинное, покоречное, плошки.
    • Пошлины с прождажи скота и людей «в полницу» - пятно, писчее, роговое, привязное, головщина («с головы»).
    • Пошлины за размещение, устройство, охрану купцов и их товаров – гостиное, анбарное, полавочное
    • Пошлины за предпродажное обслуживание - весовое (весчее), пудовое, контарное, свальное, подъемное, рукознобное, померное, припуск др.

А теперь перейдем к подробному изучению каждой пошлины.

Проезжие пошлины

  1. Перевоз ( перевозное) - пошлина с людей, товаров, скота, перевозимых с одного берега реки на другой. Взималась эта пошлина деньгами.
  2. Мостовщина - пошлина с транспортных средств и физических лиц за проезд (проход) по мосту. Взималась мостовщиками в пользу правительства и частных лиц.
  3. Мыто – общее название пошлин, взимаемых с транспортных средств – возов, саней или судов, осуществлявших транзитное перемещение товаров или их доставку к месту торговли. Мыто делилось на мыто сухое и мыто водяное.

Надо сказать, что проезжие пошлины взимались как в денежной форме, там и в натуральной. Это зависело от места, времени, величины, особенностей и количества транспортных средств. Например в XIV веке за провоз ржи в Двинской земле с каждой ладьи мытники брали по пузу (полтора пуда) ржи. И как отмечает историк В.Б. Перхавко – проезжие и таможенные сборы взимались не один раз.16 При начислении пошлины в расчет принималось число досок в днище ладьи и различие стругов с «набоем» и «без набоя». Например, в одних грамотах ставка мыта водяного определялась словами: «с доски два алтына, со струга алтын», а в других таможенных грамотах: «с лодьи с доски по алтыну, а со струга с набои два алтына, а без набои деньга».

В Новгородской таможенной грамоте 1568 года ставка судовой пошлины изменялась в зависимости от типа судна и характера привозного товара. Также существовала «привязная пошлина» - это когда торговцы свой товар продадут, а купят другой товар и положат его в те же судна.

Ставка же мыта сухого обычно составляла деньгу с воза, но затем увеличилась, изменяясь в зависимости от того, откуда приезжал купец. Почти также стало взиматься мыто водяное с конца XV века– с одинаковых по размеру судов в разных местах брали различные судовые пошлины. И если мыто сухое предполагало различие в ставке пошлины с иностранных купцов и русских купцов, то мыто водяное не предполагало такого различия.17

Не платили мыта с порожних транспортных средств. Но иногда стали подвергать мыту и верховых, едущих с товаром. Причем при обратном проезде мыт взимался только с излишне проехавших возов против первоначального их числа.18

  1. Проезд – пошлина с сухопутного транспортного средства (телеги, воза или саней) В начале XVII века в Новгороде ставка проезда составляла с каждого воза 5 денег независимо ни от чего. А в Вологде размер этой пошлины был 3 алтына 2 деньги (10 коп) с каждого воза или саней.
  2. Головщина (с головы) – личная проезжая пошлина. Взималась с людей, сопровождавших товар в случае привоза его в город или на торжок, а также при транзитном проезде. Иногда пошлину взимали и с людей, находящихся на порожнем судне. Ставка варьировалась от полденьги до 2 алтынов с человека. Устанавливалась в зависимости от статуса приезжего человека, а также от того, местный житель он или иностранец. Иногда с местных жителей и вовсе не брали головщины. Разновидностью головщины была шестовина, взимаемая с деловых людей. В Вологде и Устюге Великом ставка ее была 4 деньги с человека.19
  3. Задние колачи – та же головщина, но в уменьшенном размере (полденьги с человека). Взималась на обратном пути следования людей.
  4. Костки – пошлина, взимаемая с людей, сопровождавших товар. Взималась по деньге с человека.20 Некоторые историки полагали, что костки являлись той же самой головщиной, объясняя это тем, что костки - название древнее, а название головщина появилось позднее.21 Хотя другие историки возражали этому и считали, что это не одна и та же пошлина.
  5. Пошлина за приезд, проезд и отъезд – личная проезжая пошлина с торгового человека, предоставившего таможенникам свой товар. Взималась в размере 4 алтынов с «проезда с лошади и с себя»

Пошлины переходного типа

  1. Явка (явленое, явчая пошлина) - пошлина с предоставленного таможеннику или другому должностному лицу товара при его провозе на место торга. Явка взималась один раз, иногда подменяя собой все торговые и проезжие пошлины, в какой-либо местности. Это сближало явку с торговыми пошлинами, ибо она взималась как с транспортных средств, так и с лиц, объявлявших о своем приезде с товаром.22

Размер составлял несколько денег с торгового человека. И, как правило, эту пошлину взимали с иностранных купцов и иногородних торговцев, но не с местных людей. Величина пошлины определялась расстоянием между постоянным местожительством торговца и местом уплаты. Конечно же, местные купцы тоже должны были заявлять о своем привозном товаре в таможню, но явку, как правило, не платили.

  1. Судовая подъемная грузовая пошлина – формально проезжая пошлина, но фактически торговая пошлина. Ее ставка определялась в зависимости от количества перевозимого на судне товара. Согласно Двинской таможенной грамоте 1560 года таможенные откупщики в Холмогорах обязаны были «имать судовые подъемные пошлины с насаду и з дощаника с тысячи по два рубля и по две гривны, а со ста пуд по семи алтын и по две деньги» с тех торговых людей, «кто приедет с Вологды или с Устюга или откуды нибуди на Колмогоры».23
  2. Замыт (вместо мыта) – торговая пошлина, которая была введена в XVI веке для замены мыта и проезжих пошлин. Если мыто взималось за проезд с товаром, то замыт – за приезд с правом торговать. Вообщем, это была пошлина и за право проезда, и за право торговли.

Взималась эта пошлина со всякого продажного товара, а также с денег, предназначенных на его покупку. Размер пошлины составлял 1 деньгу с рубля. Причем сам товар во внимание не брался. Также как и не бралось ни место, откуда товар был привезен, ни маршрут следования товара.

  1. Поворотное (поворот, подворное, дворовая пошлина) – пошлина за право вывоза покупного товара с гостиного двора. Взимали ее дворники или воротники. Эта пошлина не зависела от личности и местожительства купца. Можно сказать, что эта пошлина представляла собой свод адвалорных и специфических ставок с отвоза товаров.
  2. Узольцовое (узелки, узолки, узловое, поузольщина) – сбор, взимаемый с местных жителей за право вывоза купленного товара в другой город. Взималось по представлении товара в таможню для обвязки и наложения таможенных знаков – «узолков», чтобы нельзя было продать во время пути.

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:08, реферат

Краткое описание

Для выполнения работы определены следующие задачи:
1. Рассмотреть зарождение таможенного дела;
2. Проследить зарождение таможенного дела в 9-14 веках в Древней Руси.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

Челябинский Государственный Университет

Институт экономики отраслей бизнеса и администрирования

Тема: «История таможенного дела на Руси в IХ – ХIV веках»

Выполнил: Студент 2 – го курса

Бадердинова Н. Д.

Актуальность темы реферата.

Таможенная служба существует в России уже несколько сотен лет. Еще в Киевской Руси взимался мыт - сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, за покровительство, оказываемое купцам и т.п. В условиях следующего, удельного периода российской государственности, содержание таможенных мероприятий стало более предсказуемым, сопряженным с экономическими интересами крупных земельных собственников. Появились новые виды таможенных платежей. С начала XIII в. их взимание осуществлялось уже не только с определенного количества, но также в зависимости от ценности взвешиваемых продуктов. На развитие таможенного дела сильное влияние оказали монголы- завоеватели. Взимание пошлин переводилось на откуп (откупная система была также заимствована у монголов), передавалось князьями «откупным таможенникам». Очередной поворот в таможенном деле был связан с преодолением удельных порядков и созданием Московского государства с его сложной и запутанной финансовой системой, множеством различных податей и сборов (денежных и натуральных), обширным государственным хозяйством.

Данный вопрос исследовали различные ученые, однако выделим несколько из них. Так, работа Ю. Г. Кисловского посвящена истории таможенного дела и таможенной политики России. А.А. Смирнова рассмотрела исторический опыт таможенного дела в России и проблемы формирования современной торговой политики. К.Н. Лодыженский изучил историю русского таможенного тарифа.

Для выполнения работы определены следующие задачи:

1. Рассмотреть зарождение таможенного дела;

2. Проследить зарождение таможенного дела в 9-14 веках в Древней Руси.

Глава 1. Зарождение таможенного дела

Зарождение таможенного дела, как утверждают историки, относится к глубокой древности. На территории нашей страны это произошло во 2-3 веках до н.э., то есть в период появления древних государств, в которых экономика достигла такого уровня развития, когда происходит разделение труда внутри них и в межгосударственном масштабе. Рост производительности труда приводит к появлению излишков производимого. На этой основе происходит обмен товаров, а затем и купля – продажа. Появляется особый слой людей – купцы, которые специализируются не в области производства товаров, а занимаются их продажей. Объективно возникают и определенные сборы за перевоз товаров и проезд по территории, за место продажи и т.д. Но это еще не были таможенные сборы, а лишь налог, который шел на пополнение казны города или государства, то есть представлял собой фискальный сбор.

Развитие государства привело к созданию его институтов, администрации, армии, полиции. В связи с этим возросла потребность в средствах для их содержания. Пополнением казны занимались налоговые органы, в руках которых сосредоточился не только сбор налогов с населения, но и сбор торговых взносов на рынках, путях сообщения, в морских портах. Сборы (пошлины) на привозные товары в западных государствах устанавливались по-разному и колебались от 0.01 стоимости товара до 0.1 , то есть в зависимости от воли того или иного господствующего лица и сложившейся торговой конъюнктуры.

В 3 веке до н.э. в городе Тарифа в нынешней Андалусии, в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его меры измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа по названию города – тариф.

Таможенный тариф стал для таможенных органов государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры.

Древние государства, умело, используя тарифную сетку, приспосабливали ее к своим потребностям и пополняли казну. Практически около 80 % поступлений в казну шли за счет таможенных пошлин.

Примером является Карфаген, где Ганнибал, используя систему таможенного тарифа, не только пополнил казну и вел на эти средства войну с Римом, но и освободил часть населения от налогов. Однако стремление собрать, как можно больше доходов за счет таможенных пошлин имело и противоположную сторону: оно способствовало появлению альтернативного явления – контрабанды – и тем самым ослабляло экономику государства. Чем выше пошлины, тем выше становились цены на ввозимые товары, а одновременно на рынок проникали товары по более низким ценам контрабандным путем. Государство от этого проигрывало, казна недополучала возможные в других условиях денежные поступления. Это случилось не только в Карфагене, но и в Древней Греции, Месопотамии и других государствах.

Исторический экскурс показывает, что таможенное дело находится в тесной связи с господствующим в данный период общественно-экономическим строем государства. В 5 веке натуральное хозяйство переходит в денежное. Деньги – конечная цель хозяйственной деятельности. Таможенная политика в этот период стояла на страже накопительства.

Развитие таможенного дела и превращение его в инструмент регулирования товарообмена прослеживается в 7-9 веках. В этот период таможенники имели в государствах высокий статус. Среди городских чиновников таможенник занимал третье место после графа и мэра, казначей – четвертое. И если граф или мэр назначались, то таможенники и казначеи избирались из числа граждан города и так же освобождались. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовой статус определялся демократическими институтами.

В последующем, на протяжении многих столетий местные власти и правители стремились подчеркнуть бескорыстие и беспристрастность таможенников.

В связи с расширением экономических связей между городами и государствами в таможенной политике проявляется стремление выработать общую пошлинную систему, складываются элементы таможенного права.

Таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики государства и определяет стратегию таможенного дела, что находит отражение в соответствующих законодательных и нормативных актах государства.

Таможенное дело – это объективный процесс, проявляющийся в сфере меж экономических и торговых связей между государствами и внутри государств, это один из механизмов регулирования экономики, внешней торговли, стабилизации финансов. Таможенное дело развивается по своим специфическим законам, имеет свой предмет и содержание.

Глава 2. Зарождение таможни в Древней Руси в 9-14 веках

Многочисленные факты истории позволяют утверждать о 1000-летнем периоде существования в России таможенном дела. Достаточно сказать, что еще в Киевской Руси взимался мыт. В условиях следующего, удельного (ХII - ХV вв.) периода российской государственности, содержание таможенных мероприятий стало более предсказуемым, сопряженным с экономическими интересами крупных земельных собственников. Появились новые виды таможенных платежей. С начала ХIII в. их взимание осуществлялось уже не только с определенного количества, но также в зависимости от ценности взвешиваемых продуктов (при определении “весчего сбора” ) .

История не сохранила для нас документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России. В договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления.

Данным договором предусматривалось освобождение русских купцов в Византии от уплаты мыта: “Да творять куплю, якоже им надобе, не платяча мыта ни в чем же” . Это условие подтверждает древний славянский обычай взимать торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, “а может быть, и за соблюдение порядка во время торговли” .

В V - IV веках до нашей эры в городах Причерноморья существовали таможенные порядки; знали о них и в Скифском государстве, торговавшем и воевавшем с Ольвией, Херсонесом и другими городами. Издавна у русских как норма обычного права существовало правило взимать мыт или мыто. Было мыто “сухое” - при провозе товаров по суше и мыто “водяное” - при провозе по воде. Именно к этим понятиям восходят сохранившиеся в славянских языках слова “мытник” или “мытчик” - сборщик пошлин, “мытница” или “митница” - место сбора мыта.

Финансовые сборы и обычаи были неотъемлемой частью общей политики Киевского государства. Известный памятник права “Русская правда” защищает интересы купцов по охране их имущества. Если перекупщик чужой вещи на торгах - феодал, зажиточный горожанин - купил краденое, а продавец исчез, то покупатель мог доказать добросовестное приобретение вещи, выставив в качестве свидетелей или двух свободных мужей, или одного мытника, которые могли под присягой подтвердить факт покупки вещи на торгу (ст. 37 Пространной редакции “Русской правды) .

В XI - ХII веках быстро растут торгово-ремесленные центры - города, богатеет городская знать - бояре, растет авторитет купцов и сборщиков пошлин. Вот как говорит об этом выдающийся русский историк С. М. Соловьев: “Торговля в описываемое время была главным средством накопления богатств на Руси, ибо не встречаем более известий о выгодных походах в Грецию или на Восток, о разграблении богатых городов и народов” .

Постепенно единство Киевской Руси в ХI веке начали разрушать местные князья, которые рассматривали свои владения как наследственные вотчины и отказывались подчиняться киевскому князю. В ХII - начале ХIII века государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы феодалы на своих территориях стали изобретать собственные системы таможенных пошлин, подчиненные целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими и торговыми.

Во время монголо-татарского ига в русском языке появилось слово “тамга” , означающее клеймо, печать, тавро татар и башкир. Вскоре тамгой стали называть пошлину, взимаемую при торговле на рынках и ярмарках, а место ее уплаты - таможней. Постепенно за всеми сборами с товаров, предназначенных для продажи, закрепилось наименование таможенных. Но “это не были таможенные пошлины в настоящем смысле слова. Им не хватало одного пограничного характера. Они взимались везде где угодно: повсюду были заставы в городах, селах и слободах, на рынках и у ворот” . Некоторые из указанных сборов, называемые “большой тамгой” , уплачивались на границе. Однако ни по размеру, ни по порядку взимания эти пошлины долгое время не отличались от прочих таможенных сборов. Таможенные сборы, существовавшие на Руси, делились на проезжие и торговые. Первоначально они взимались с известного количества товаров - с воза, меры без учета стоимости объекта обложения. Впоследствии при определении их размера стали обращать внимание и на ценность продаваемого имущества.

Основной проезжей пошлиной был мыт: от одной до трех денег (т.е. 0,5 - 1,5 копейки) с воза; в зависимости от величины воза в саженях возникла разновидность мыта - посаженное; с людей, сопровождавших товар, собиралась головщина; при проезде по мосту взыскивалась мостовщина (от двух до четырех денег с телеги с лошадью) и т.д.

К торговым пошлинам относился замыт, равный одной деньге с рубля стоимости товара, дающий право торговли этим товаром; амбарное за наем амбара под товар на гостином дворе; контарное - за взвешивание больших количеств соли на контаре; явка - сбор с торговца по одной - три деньги за явку товара на заставе; роговая и привязная пошлины - за привязывание скота на торгах; узольцовое - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки, и др.

Один и тот же товар облагался несколькими видами сборов, которые взыскивались независимо друг от друга. Некоторые сборы, например, мостовщина, могли взиматься с объекта продажи неоднократно.

Взимавшиеся пошлины можно условно разделить на четыре группы: торговые; проезжие; пошлины за обслуживание; штрафные.
Проезжие пошлины:
1) мыто сухое, мыто водяное – основные пошлины за провоз товара; взимались, как правило, с судна, воза или саней, в которых перевозился товар, реже – с цены товара. До 1654 г. «мыты» содержались не только правительством, но и частными лицами, хотя и с разрешения правительства;
2) посаженное – разновидность мыта; взималось с воза или судна, груженных товаром, в зависимости от их размеров в саженях;
3) поддужное – сбор с количества телег в купеческом обозе;
4) полозовое – сбор с количества саней в обозе;
5) побережное – сбор с судна, причалившего к берегу; уплачивался деньгами или товарами, находившимися на судне в зависимости от количества судов с их размеров;
6) головщина – подать с души, головы; плата за человека на возу, ладье или ином транспортном средстве; поголовный сбор с лиц, сопровождавших товар;
7) костки – налог с людей, сопровождавших товар;
8) задние калачи – разновидность головщины; взимались при возвращении купца со своими людьми после распродажи товара;
9) мостовщина и перевоз – налог за проезд (проход) по мосту или пользование перевозом; взимался мостовщиками и перевозчиками;
10) проезжее – плата за пользование устроенными дорогами;
11) явка – пошлина с представления таможеннику или другому должностному лицу товара при его провозе на место торга; взималась также с людей (поголовно) при доставке товаров к месту торга;
12) перевоз – пошлина с людей, товаров, скота, перевозимых с одного берега реки на другой; взималась деньгами. От перевозной пошлины избавлялись служилые люди, их запасы и государевы гонцы. Перевозы содержались как казною, так и частными лицами с разрешения правительства. В стремлении прекратить лихоимство и другие нарушения на частных перевозах, правительство Федора Ивановича – Бориса Годунова издало указ 1596 г., «который вместе с мытами присоединил все частные перевозы к казенному управлению, постановив на них целовальников, которые обязаны были половину собранных ими денег отдавать вотчинникам и помещикам, в чьих вотчинах и поместьях перевоз находился, а другую вносить в государеву казну. Малороссия, согласно с принятыми ее правами, была вовсе избавлена от перевозной пошлины».
Торговые пошлины:
1) явка – пошлина за предъявленный в таможне товар. По прибытии в город торговый человек должен был явиться в таможню. Здесь в специальной книге записывалось его имя, название и происхождение привезенного товара, размер взысканной пошлины – явки или явленного. Пройти через таможню были обязаны все приезжие, однако явка взималась только с тех из них, кто имел при себе товар; взималась как при провозе товаров на место торга, так и с их продажи;
2) замыт – сбор, акциз; взыскивался с цены товара;
3) осьмничее (осьмичее) – фискальная пошлина, равная 1/8 стоимости товара; взималась, как и «померное» с «предметов меримых». От померного отличалась тем, что взималась с рубля, в то время как померное – с меры. Поэтому и встречаем в актах, что с одного и того же предмета берутся восмничее и померное;
4) гостиное – пошлина с привозных товаров; взималась «с оценки товаров, помещаемых в гостином дворе, на рубль, или по штукам товара»;
5) порядное – фискальная пошлина, с продажи и покупки некоторых товаров (меди, икры, рыбы, соли); взималась, как правило, с цены товара, реже с меры. Размер порядного колебался от 1/2 деньги до двух денег с рубля;
6) искунное – фискальная пошлина с продажи товаров;
7) пятно – сбор за клеймение лошадей при купле-продаже; взималась с наложения таможенным чиновником пятна на купленную или променянную лошадь как с покупателя, так и с продавца;
8) узольцовое (узловое, поузольщина) – сбор за обвязку товара с приложением таможенных печатей или за наложение таможенных знаков;
9) головщина – пошлина, взимавшаяся при продаже людей в рабство; взыскивалась с покупателя;
10) весчее – пошлина, которая взималась с продажи весчих товаров. Ее размер колебался от 1/6 деньги до 10 денег с рубля (обычно он составлял 2 деньги, из которых одна взыскивалась с покупателя, а другая – с продавца). После 1653 г. взыскивалась только с покупателя;
11) померное – «пошлина с продажи товаров меримых. Такими меримыми товарами считались: пшеница, рожь, овес, солод, ячмень, конопля, греча, горох… и с известной меры, а не с рубля». Размер померной пошлины колебался от подденьги до двух денег. Ее взыскивали только с продавца; «с купца никогда номера не брали».

Пошлины за обслуживание:
1) амбарное (анбарное) – плата за наем амбара;
2) гостиное – плата за остановку в гостином дворе (сверх платы за помещение). Величина этой пошлины зависела от числа купцов «долженствовавших располагать свои товары в гостином дворе: чем торговцев было более, тем амбар были дороже, и наоборот». Ее взимание производилось «гостиными дворниками», находившимися под заведыванием местного начальства, только с иногородних и иностранцев, обязанных останавливаться на гостиных дворах и из них торговать;
3) полавочное – пошлина за право торговли или за наем лавок;
4) свальное – плата за разгрузку подводы при взвешивании товара на заставе или за складку товара;
5) подъемная и рукознобная пошлины – за поднятие товара и его установку на весах; взимались на рынках весовщиками (пудовщиками) как с продавцов, так и с покупателей;
6) померное – сбор за измерение сыпучих товаров бочками или их долями;
7) весовое (весчее) – плата за взвешивание товара на торговых весах откупщика, взималась откупщиком;
8) контарное – пошлина с массы товара (1 контар = 2,5 пуда);
9) припуск – пошлина с наведения весов в равновесие при взвешивании товаров.

Читайте также: