Сбор налогов это функция государства в рыночной экономике

Опубликовано: 01.05.2024

Сбор есть обязательный взнос, взимаемый с организацией физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов госорганами, органами местного самоуправления юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контрольная.

Фискальная функция (фискас - государственная казна) проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Посредством ее образуется центральный денежным фонд государства. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает.

Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику и этим обусловливает регулирующую функцию налогов.

Регулирующая функция. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», т.е. разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавца и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономиическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народно-хозяйственных программ и т.п.

Центральное место в этом комплексе экономических методов зани-мают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, заменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отрас-лей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Стимулирующая функция. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест.

Эта функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Распределительная функция, или вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно- технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприя-тий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие произ-водственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер, соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Осуществляя налоговое регулирование, государство проводит всесторонний экономический анализ экономических систем и осуществляет налоговый контроль.

Поэтому налогам присуща контрольная функция, которая способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и в конечном счете позволяет определить необходимость реформирования налоговой системы.

date image
2014-02-13 views image
3139

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Основным источником государственного бюджета служат налоги. Без них невозможно существование государства и всего того, что с ним связано.

Более 100 лет назад К. Маркс в статье «Морализующая критика и критизирующая мораль» писал: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах – все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном семени – в налогах»[6]. Это говорит о том, что налоги по сути неотделимы от государства, наполняют его «кошелек» – бюджет[7].

Средневековый философ Фома Аквинский, причисленный к лику святых римско-католической церкви, определял налог как «дозволенную форму грабежа». Разумеется, это не совсем так. Хотя грабительский характер налогов имел и в настоящее время имеет место. Но нельзя сказать, что налоги не возвращаются населению, ведь государство удовлетворяет многочисленные общественные потребности. Кроме, того, в демократическом государстве налогоплательщики имеют возможность требовать отчета от правительства и местных чиновников о расходовании средств бюджетов.

Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Отличительным признаком налогов является их принудительный характер.

Самое главное в системе налогообложения, и в этом кроется сущность налогов, – это то, что она должна опираться на принцип полной и эффективной возвратности налогов. Только полная, адресная и эффективная возвратность налогов делает налоговый механизм одним из важнейших элементов общественного воспроизводства.

Но налоги обеспечивают не только удовлетворение общественных и государственных интересов. У них есть еще одна важная функция – функция воздействия на рынок. Налоги – мощный инструмент регулирования рыночных отношений. Налогообложение используется государством для воздействия на циклическое развитие экономики; борьбы с инфляцией; создания производственной и социальной инфраструктуры; реализации военных программ; смягчения социальных конфликтов и т.д. Таким образом, государство осуществляет специальную налоговую политику. Названные задачи могут быть реализованы преимущественно при наличии средств. Поэтому основной целью налоговой политики является обеспечение доходов бюджета, стимулирование (или ограничение) предпринимательской деятельности, общее регулирование доходов в стране.

Итак, можно выделить следующие основные функции налогов: фискальную, перераспределительную, стимулирующую (регулирующую).

Фискальная функция заключается в наполнении государственной казны (бюджета) денежными средствами для финансирования общественных потребностей.

Перераспределительная функция выполняет задачу распределения денежных средств между конкретными субъектами хозяйствования и физическими лицами.

Стимулирующая (регулирующая) функция заключается в том, что, маневрируя налоговыми ставками, изменяя условия налогообложения, вводя одни налоги и отменяя другие, государство создает условия для развития отдельных отраслей и производств.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность конкретных форм и методов их построения и взимания

Налоговая система включает в себя следующие элементы:

- налоговое законодательство (в России налогообложение осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации);

- субъекты налогообложения (налогоплательщики – физические и юридические лица);




- объекты налогообложения (имущество, доход, товар, ресурс, подлежащие налогообложению);

- источники налогов (доходы, из которых уплачиваются налоги);

- виды налогов;

- ставки налогов (величина налога с единицы объекта налога);

- налоговые льготы (полное или частичное освобождение плательщика от налога);

- институты, которые обеспечивают взимание налогов в стране.

Принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы еще А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»:

1) подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно получаемому ими доходу;

2) сумма налога, которую обязан платить отдельный субъект налога, должна быть точно определена;

3) каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, как это удобно плательщику;

4) каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы заработная плата чиновников не поглотила значительную часть тех средств, которые поступают от данного налога;

5) имущество или доход, подлежащие обложению, должны иметь защиту от двойного обложения.

Эти принципы актуальны и в настоящее время, важны их нейтральность, эффективность, справедливость, простота расчета, приоритет личности, гибкость.

Исходя из этих принципов, и особенно справедливости в налогообложении, известны два подхода к налогообложению.

1. Со стороны выгод. Согласно этому подходу физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства. Например, мать-одиночка, получающая пособие, пенсионеры должны в этом случае платить больше. Но в этом случае сама идея социальной помощи искажается.

2. Со стороны платежеспособности. Этот подход предполагает, что налоги должны зависеть от размера получаемого дохода. Кто больше получает, то больше и платит. Этот подход тоже не безупречен, поскольку следование только ему может привести к снижению предпринимательской инициативы, желания рисковать и вообще деловой активности.

Чаще всего используется второй подход, но и первый не остается без внимания, правительства пытаются оптимально их сочетать.

По названию налоговой системы все виды платежей, взимаемых государством с налогоплательщиков, называют налогами. Но, строго говоря, категории ''налог'', ''сбор'' и ''пошлина'' по содержанию не идентичны и различие их заключается в следующем.

Налог - это обязательная безвозвратная и срочная форма принудительного взыскания с физических и юридических лиц в соответствии с налоговым законодательством части их дохода и его перераспределения с целью удовлетворения общественных потребностей.

Сбор - это платеж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет для финансирования муниципальных программ развития соответствующей территории.

Пошлина - это обязательный платеж, взимаемый за совершение государственными и иными уполномоченными на это органами или должностными лицами юридически значимых действий в интересах заявителя.

Налоги не ограничиваются только этим разделением. Существует большое разнообразие налогов, разделяемых по разным признакам. В современной российской налоговой системе налоги классифицируются следующим образом:

1. По принадлежности к уровню власти: федеральные, региональные (налоги субъектов Федерации) и местные. В России существует в силе ее федерального устройства именно трехуровневая налоговая система (табл. 8.1).

2. По субъекту уплаты: налоги на юридических и физических лиц.

3. По назначению: общие и специальные.

Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.

Специальные налоги имеют целевое назначение, например, отчисления на социальные нужды или транспортный налог.

4. По способу изъятия: прямые и косвенные (табл. 10.2).

  • Роль и значение государства в рыночной экономике
    • Особенности статуса государства
    • Причины для государственного вмешательства
  • Основные функции государства
  • Экономическая политика
    • Виды регулирования экономики
  • Денежно-кредитная политика
  • Фискальная политика
    • Регулирование рынка

Роль и значение государства в рыночной экономике

Рыночная экономика — экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов.

Роль государства в управлении экономикой — это процесс вмешательства, основанный на необходимости регулирования правительством рыночной экономики.

Государство регулирует экономическую сферу путем принятия правовых актов и законов, устанавливает правовые основы функционирования рыночного механизма. Также в лице учреждений и государственных предприятий выступает в роли действующего субъекта рынка, выпускает продукцию, организует производство и осуществляет закупки.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Благодаря наличию властных полномочий занимает особое место в системе субъектов рыночных отношений.

Особенности статуса государства

  1. Наличие суверенитета. Власть независима в своих проявлениях и не подчиняется никому в пределах страны. Обладает полнотой власти в рамках территориальных границ.
  2. Монопольное право принятия норм права и нормативно-правовых актов, которые являются обязательными для всех участников рынка и должны соблюдаться. Только государству принадлежит право нормативного регулирования общественных отношений.
  3. Установление и взимание налогов с участников, физических лиц, предприятий.
  4. Регулирование всех сфер общественной жизни, обладание властными полномочиями.

Из-за частных изменений в экономике правительство регулярно вмешивается в управление, борется с кризисами, поддерживает слабые социальные группы.

Причины для государственного вмешательства

  1. Борьба с безработицей, потребность в регулировании отношений между работником и работодателем.
  2. Предотвращение последствий кризисов и спадов производства.
  3. Стимулирование развития и роста.
  4. Поощрение конкуренции и устранение монополии.
  5. Перераспределение доходов.
  6. Охрана окружающей среды и экологии.
  7. Поддержание неприбыльных отраслей, необходимость в финансировании науки, образования, медицины.
  8. Защита интересов отечественных производителей, развитие национального производства.
  9. Разрешение социальных проблем, оказание помощи населению.

Основные функции государства

  1. Регулирование рынка и регламентация правил поведения для его участников.
  2. Установление и обеспечение соблюдения правовых основ и законодательства.
  3. Функция обеспечения конкуренции. Выражается в поддержании правил честной игры на рынке и свободного ведения предпринимательской деятельности. Означает борьбу с монополиями, проведение антимонопольной политики, создание и обеспечение равных условий для всех субъектов, реализация условий для свободной торговли, ликвидацию барьеров для выхода продукции на рынок.
  4. Решение вопросов, связанных с внешними эффектами. Поддержка предприятий в случае кризиса, дотации жизненно важным отраслям, субсидии для малого бизнеса.
  5. Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.
  6. Распределение и перераспределение национального дохода.
  7. Стимулирование развития технологий и внедрения инноваций.
  8. Прогностическая функция предполагает планирование экономического развития и предвидение опасности возникновения рисков и негативных тенденций. Включает выработку планов развития и схем по ликвидации негативных последствий кризисов.
  9. Стабилизация — поддержание равновесия баланса финансовых потоков, борьба с инфляцией и сокращениями рабочих мест. Поддержание стабильности экономической системы, борьба с безработицей.
  10. Защита частной собственности. Частная собственность является основой рыночной системы, поэтому правительство обязуется охранять ее от возможных посягательств.
  11. Регулирование денежного обращения. Контрольные органы следят за количеством денег в обороте и при необходимости уменьшают его или увеличивают.
  12. Контроль внешнеэкономической деятельности. Государство устанавливает правила ведения внешней торговли, участвует в экспорте и импорте, вводит таможенные пошлины, защищает интересы отечественных производителей перед иностранными. Утверждает нормы по заключению международных договоров и вводит критерии для заключения сделок.
  13. Производство общественных благ. Именно государство обеспечивает существование таких общественно-полезных учреждений как школы, больницы, университеты, библиотеки. Данные заведения не приносят прибыли и финансируются органами власти в общественных целях.
  14. Обеспечение работы рыночной системы. Устанавливают правила функционирования рыночного пространства, разрешают хозяйственные споры.
  15. Регулирование рынка труда. Органы власти решают трудовые споры, регламентируют взаимоотношения между сотрудником и нанимателем, выплачивают пособие по безработице, помогают через биржи труда трудоустроиться. Устанавливают минимальный размер заработной платы, следят за уплатой работодателем социальный взносов в фонды.
  16. Контроль над уровнем цен. На некоторые продукты устанавливают пределы цен, выше или ниже которых стоимость не должна подняться.
  17. Распределение ресурсов. Выполняют перераспределение путем взимания налогов.
  18. Защита национальных интересов страны на международной арене. Сюда относят заключение сделок с участием государства по сотрудничеству с другими странами, участие в международных экономических организациях и союзах.

Экономическая политика

Экономическая политика — процесс выполнения экономических и финансовых функций путем воздействия на рыночные процессы средствами государственного механизма для достижения конкретных целей.

Примеры целей:

  • Экономический рост.
  • Создание условий для полноценной работы рынка.
  • Обеспечение занятости населения.
  • Гарантия финансовой безопасности и стабильности.
  • Достижение эффективности в экономике и выполнение ключевых показателей страны.

Задачи:

  • Охрана основ современной рыночной экономики.
  • Производство общественных благ.
  • Оказание социальной помощи уязвимым слоям населения.

Виды регулирования экономики

Способы регулирования делят на прямые и косвенные.

Прямые:

  • Издание законов и актов.
  • Государственные заказы.
  • Расширение гос.сектора.
  • Лицензирование некоторых видов деятельности.

Косвенные:

  • Проведение денежно-кредитной политики.
  • Фискальные мероприятия.

Методы также классифицируют по средствам влияния:

  • Правовые — принятие актов и норм, регулирующих деятельность субъектов.
  • Административные — издание обязательных односторонних властных распоряжений и приказов.
  • Экономические — материальное стимулирование участников хозяйственной деятельности к должному поведению.
  • Морально-этические — формирование в обществе определенного отношения к предпринимателям и проводимой политике.

Денежно-кредитная политика

Ее цели:

  • Поддержание платежного баланса страны.
  • Достижение экономического роста.
  • Сдерживание инфляции.
  • Обеспечение занятости, предотвращение безработицы.

Инструменты:

  • Операции на открытом рынке. Центральный банк продает ценные бумаги, когда следует уменьшить денежную массу в обороте. И покупает их, когда следует уменьшить число свободных денежных средств у населения.
  • Учетная ставка. С ее помощью центральный банк регулирует объем кредитов, выдаваемых коммерческими банками гражданам. Учетная ставка представляет собой процент, под который центральный банк кредитует коммерческие банки. Чем она выше, тем выше ставка по кредиту и как следствие тем меньшее количество граждан будет брать заемное финансирование.
  • Изменение нормы обязательных резервов. Введение нормативов по объему денег, которые банки должны оставить в резервах и не пускать в оборот.

Фискальная политика

Представляет комплекс налоговых мероприятий, которые проводит министерство финансов и налоговая служба.

Методы:

  • Государственные расходы.
  • Взимание налогов и обязательных сборов на территории страны.

Регулирование рынка

Состоит из прямых и косвенных способов.

Прямые:

  • Перераспределение ресурсов.
  • Перераспределение доходов.
  • Гос.сектор.
  • Защита основ рынка — разрешение споров, антимонопольное законодательство.
  • Нормативное регулирование экономической сферы.
  • Лицензирование отдельных видов деятельности.

Косвенные:

  • Регулирование денежной массы в обороте.
  • Установление и взимание налогов и обязательных платежей с населения и предприятий.
  • Внешнеэкономическая политика.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности рыночной экономики

Создание материальных благ – это сложный процесс. Он имеет длительную историю возникновения и развития. Изначально для удовлетворения своих потребностей человеку достаточно было собрать необходимые «дары природы». Этот процесс так и назывался – «собирательство».

По мере развития человека возрастали и его потребности. Примитивное собирательство уже не могло их удовлетворить. Закономерным стало усложнение трудовой деятельности человека. Она уже приобрела экономический характер.

Экономической деятельностью называется процесс производства и реализации материальных благ с использованием различного рода ресурсов.

В процессе производства человек вступал в целую систему отношений с природой, другими людьми, с обществом и государством. Производство стало системообразующей силой. Формировались экономические системы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоги в рыночной экономике 400 руб.
  • Реферат Налоги в рыночной экономике 280 руб.
  • Контрольная работа Налоги в рыночной экономике 220 руб.

Экономическая система представляет собой совокупность отношений между отдельными лицами, предприятиями общественными организациями и государством, возникающих в процессе производства с использованием всех видов ресурсов на основе прав собственности, действующей нормативно-правовой базы, включая сферу управления производством и обществом и распределение материальных благ и произведенного продукта.

Физические и юридические лица, государства и межгосударственные объединения являются субъектами экономической системы. Все виды ресурсов – это объекты экономической системы. А отношения на основе форм и прав собственности, инструментов управления и распределения составляют базовые экономические отношения. Объекты, субъекты экономики и базовые отношения образуют структуру экономической системы.

В зависимости от проявления и сочетания того или иного структурного компонента формировались различные экономические системы. Их появление и развитие были объективно связаны с развитием человеческого общества и его производительных сил. Различают следующие типы возникших в разное время экономических систем:

  • традиционная;
  • рыночная;
  • административно-командная или плановая;
  • смешанная.

Традиционная система появилась на основе общинной собственности. Управление и распределение осуществлялось согласно сложившимся обычаям и традициям. Административная экономика оформилась в условиях господства государственной собственности и строго государственного управления хозяйством.

Рыночная экономика представляет собой экономическую систему развивающуюся в условиях преобладания частной собственности и рыночных механизмов управления производством.

Она возникла еще в конце средневековья, в недрах феодального строя. Основными двигателями рыночных отношений были взаимодействие спроса и предложения, частная инициатива, предпринимательство стремление к получению личной выгоды, конкуренция. Именно рыночная экономика способствовала быстрому росту производительности труда, насыщению рынка продукцией. Развитие экономики стимулировало развитие общества.

Долгое время считалось, что рыночная экономика не нуждается в регулировании, что это саморегулирующаяся система. Но кризисные явления, приводящие к социальным конфликтам, доказали необходимость вмешательства государства в регулировочные и управленческие процессы. Так возникли модели смешанной экономической системы. Они сочетали в себе основные черты рыночной экономики и отдельные черты плановой экономики. Но некоторые экономисты рассматривают смешанную экономическую систему как усовершенствованную разновидность рыночной экономики, в которой государство принимает более активное участие в процессах управления.

Понятие налогов и их предназначение

Одной из важнейших характеристик влияния государства на экономику является соответствующая налоговая политика. Именно налоговая система представляет собой основу государственного бюджета, формирования государственных финансов.

Налогами называются обязательные платежи, производимые физическими и юридическими лицами в пользу государства.

Налоговая система – это совокупность всех налогов, пошлин, сборов и прочих уплат, методов и способов их начисления, сбора и контроля.

  • доходы граждан и предприятий;
  • стоимость отдельных видов товаров;
  • коммерческие операции;
  • имущество частных лиц и организаций;
  • добавленная стоимость производимой продукции и услуг.

История развития налогов

Возникновение налогов было вызвано необходимостью обеспечить финансами государство. Это касалось в первую очередь создание, вооружение и содержание войска и содержание государственного аппарата. Позже налоги приобрели фискальную регулирующую и контролирующую функции.

Экономисты-историки выделяют три этапа развития налоговой системы. На начальных этапах существования государств налоговая система как таковая отсутствовала. Представители органов власти сами определяли объем средств, взимаемых в качестве налога. Налоги вводились по усмотрению представителей власти и по необходимости (война, стихийное бедствие и пр.).

Следующий этап приходится на конец $XVII$ – начало $XVIII$ веков. В этот период уже завершаются процессы формирования государств. Налоги становятся постоянными, а их сбор – централизованным. Формируются специальные органы по контролю и сбору налогов (податей).

Окончательно оформилась налоговая система в $XIX$ веке. Налоговая система приводится в соответствие целям и задачам государства. формируется правовая регламентация сбора налогов и защиты налогоплательщиков. Происходит дифференциация и распределение системы налогообложения между различными уровнями государственной власти (общегосударственные федеральные налоги и муниципальные местные сборы).

Роль налогов в условиях рыночной экономики

Налоговая система выполняет в условиях рыночной экономики несколько важных функций. Главная – формирование государственного бюджета. Именно благодаря налоговым поступлениям содержится государственный аппарат, обеспечивается обороноспособность страны, финансируются социальные программы.

Следующая функция налогов – регулирующая. Государство осуществляет регулирование товарно-денежных отношений и развития отдельных отраслей национальной экономики. Оперируя налогами и акцизами, государство влияет на рыночную ситуацию. Вводя льготное налогообложение, осуществляется стимулирование развития отдельных отраслей и предприятий.

Высокие ставки налогов выполняют сдерживающую функцию и призваны защитить потребителей или внутренний рынок от отдельных производителей или отдельных видов продукции. С этой целью могут применяться инструменты дотаций государственных закупок и государственных инвестиций.

Урок 13. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Доступ к видеоуроку ограничен

Конспект урока "Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет"

Вопрос о том, нужно ли государство экономике, волновал умы не одного поколения учёных. Американский экономист Дуглас Норт говорил: «По вопросу о необходимости государства для экономики суд удалился на совещание и пока не вернулся». Так в чём же состоит роль государства в экономике?

Экономическая политика государства – это процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.

Наиболее общими экономическими целями государства в рыночной экономике являются:

· обеспечение экономического роста;

· создание условий экономической свободы;

· обеспечение экономической безопасности;

· обеспечение полной занятости;

· достижение экономической эффективности.

Существуют следующие функции государства в экономической сфере:

· защита прав собственности;

· регулирование денежного обращения;

· регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками;

· контроль над внешнеэкономической деятельностью;

· поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы.

Среди наиболее успешно решаемых государством экономических задач можно выделить следующие:

· защита основ рыночной экономики;

· разработка и финансирование программ помощи нуждающимся;

· производство общественных благ.

Общественные блага – это товары и услуги, предоставляемые государством всем гражданам на равных условиях (например, оборона, охрана правопорядка, бесплатное всеобщее образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, театров, музеев, парков, услуги общественного транспорта и другие).

Общественные блага неисключаемы и неконкурентны, то есть никого нельзя их лишить. Например, нельзя обеспечивать охрану правопорядка и безопасность только для тех граждан, которые могут за это заплатить. Государство охраняет всех граждан на равных условиях. Общественные блага одинаково доступны людям, а за их пользование, как правило, не взимается плата. Более того, коммерческой выгоды, производство общественных благ принести не может, именно поэтому в подавляющем большинстве случаев их производством занимается государство.

· учёт внешних эффектов;

Внешние эффекты — это связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц, которые не участвуют в производстве и потреблении.

Например, завод производит продукцию и получает прибыль от её реализации. Но если предприятие не позаботилось об очистных сооружениях, то все люди, которые живут около предприятия, тоже вынуждены нести издержки в виде грязного воздуха, грязной воды и так далее.

Главной задачей государства является исключить отрицательные внешние эффекты и поощрять полезные, используя такие меры, как убеждение, рекламные кампании, субсидирование, налогообложение, разработка стандартов безопасности и другие.

Например, в случае с нашим заводом государство может обязать предприятие построить очистные сооружения.


Принято выделять следующие методы государственного регулирования экономики: юридические, экономические и прогнозирование.

· создание правовых рамок экономической деятельности;

· защита законных интересов участников экономической деятельности.

· определение приоритетов и целей развития экономики.

Экономические методы принято разделять на две части: прямые и косвенные.

Прямые методы (государство непосредственно участвует в экономических отношениях):

· политика протекционизма (таможенные пошлины, квоты, экспортные субсидии).

Косвенные методы (политика государства вынуждает производителей менять своё экономическое поведение):

· фискальная политика (бюджетно-налоговая);

Монетарная политика – это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платёжного баланса.

В нашей стране монетарную политику проводит Центральный банк Российской Федерации (Банк России), а именно:

· занимается регулированием денежного обращения;

· осуществляет эмиссию денег (выпуск в обращение новых денег государством).

В своё время американский экономист Ирвинг Фишер вывел специальную формулу, так называемое «уравнение обмена Фишера».


M – это количество денег в обращении.

v – это скорость обращения денежной единицы (то есть сколько в среднем денежная единица переходит из рук в руки).

P – это уровень цен.

Q – это объем произведённой продукции.

То есть объём денежной массы, умноженный на скорость обращения денежной единицы равен уровеню цен в стране, умноженному на объём произведённой продукции.

При элементарных знаниях математики можно вывести следующую формулу: то есть от чего зависит количество денег в стране, необходимое для нормального обращения товара, – от уровня производства. Если объем производимой продукции растёт, то значит нужно увеличивать количество денег в обращении. Если же количество денег в обращении будет расти быстрее, чем объём производимой продукции, то тогда будут расти цены.

Монетарная политика также включает в себя:

· операции на валютном рынке, поддержку национальной волюты;

· определение ставки учётного процента (ставки рефинансирования) – ставки, по которой Центральный банк страны предоставляет кредиты коммерческим банкам;

· определение нормы обязательных банковских резервов;

· операции на рынке с государственными ценными бумагами.

Экономическую политику любого государства невозможно себе представить без налогов. «В нашем мире неизбежны только две вещи – смерть и налоги», – говорил Бенджамин Франклин, чей портрет украшает купюру в 100 американских долларов вот уже более века.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства.

В истории человечества изымание денег и других ценностей у населения происходило в самых разнообразных формах: в виде дани, штрафа, «участия» в доходах, арендной платы, да и просто вымогательства.

Даже всем известный анекдот гласит, что лучший способ рассказать детям о налогах – это съесть 13 % от их мороженого.

В конституции нашей страны говорится о том, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, а законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Всё, что связано со сбором налогов, принято относить к фискальной (бюджетно-налоговой) политике – это система мероприятий, направленных на регулирование экономики с помощью государственных расходов и налогов.

Налоги вводит исключительно государство, и они являются обязательными платежами.

Налоги обязаны уплачивать в бюджет все налоговые резиденты Российской Федерации – это все физические и юридические лица, независимо от формы собственности, которые получают доходы на территории России на протяжении боле 183 (ста восьмидесяти трёх) дней.


Все налоги легитимны, то есть их виды, размеры, сроки и способы уплаты определены законодательно. Виды налогов и их ставки должны быть стабильны, то есть устойчивы по времени. Кроме этого, налоги должны взиматься в сроки и способом, наиболее удобным для налогоплательщика, и быть экономически эффективны, то есть:

· разница между суммой налоговых сборов и затратами, понесёнными на их получение, должна быть максимальной;

· налогообложение не должно подрывать возможность продолжения производства.

А какие виды налогов существуют в нашей стране?

Чтобы разобраться в разновидностях налогов, надо определить основные принципы их классификации.

Выделяют следующие виды налогов:

v по способам взимания: прямые и косвенные;

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. Прямые налоги – это налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество.

Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основные — это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и другие.

v по уровням бюджета, в который они зачисляются: федеральные, региональные и местные;

Федеральные налоги и сборы установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории нашей страны. К федеральным налогам и сборам относятся:

· налог на добавленную стоимость;

· налог на продажу валюты;

· на добычу полезных ископаемых;

· сборы за пользование биологическими ресурсами;

· налог на прибыль.

Региональные налоги установлены законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. К региональным налогам можно отнести:

· налог на имущество предприятий;

· налог на игорный бизнес;

Местные налоги и сборы установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на их территориях.

К местным налогам и сборам можно отнести:

· налог на имущество физических лиц;

· налог на рекламу;

· налог на содержание жилищного фонда.

· по налогоплательщикам: налоги с физических и юридических лиц.

Выделяют три системы налогообложения: пропорциональную, прогрессивную и регрессивную. Данные системы отличаются друг от друга характером ставок налогообложения.

Пропорциональная система – все налогоплательщики платят налог по равной ставке. Ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода конкретного плательщика.

Прогрессивная система – построенная на принципе увеличения налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика, то есть чем выше доход, тем выше ставка налогообложения.

Регрессивная система – ставка снижается при увеличении облагаемой налогом величины. Это означает, что при увеличении доходов ставка падает и, наоборот, растёт, если доход уменьшается.

Выделяются следующие функции налогов:

Регулирующая. Изменяя налоговые ставки, условия налогообложения, вводя льготы и штрафы, государство создаёт условия, которые регулируют экономические процессы.

Стимулирующая. С помощью налогов государство поощряет такие экономические процессы, которые необходимы и выгодны обществу, и, наоборот, душит налогами такие, которые ему не нужны.

Социальная. Налоги фактически перераспределяют через госбюджет финансовые средства от налогоплательщиков к нуждающимся (пенсионерам, безработным, малообеспеченным семьям и так далее).

Фискальная. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства.

Контрольная. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику государства.

Все собранные государством налоги поступают в государственный бюджет – это сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти на определённый период (как правило, на год). Проект бюджета разрабатывает правительство, а принимает парламент – в нашей стране это Федеральное собрание.

Выделяют две основные части государственного бюджета:

· доходная часть: налоги, государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и другие), денежная эмиссия (в том числе и кредитных денег), внешние займы, прибыль от государственных предприятий, доходы от использования государственной собственности, доходы от платных услуг, штрафы и компенсации;

· расходная часть. Расходы делят на текущие и капитальные. Текущие расходы существуют всегда – это расходы на образование, здравоохранение, армию, полицию и так далее. Капитальные расходы – это вложения в будущие инвестиции в различные проекты.

Если расходы и доходы бюджета совпадают, то такой бюджет называют сбалансированным. В том случае, если доходы превышают расходы, принято говорить о профиците бюджета, ну а если расходы превышают доходы, то принято говорить о дефиците бюджета.

Существуют следующие источники покрытия бюджетного дефицита:

· Привлечение средств фирм и домашних хозяйств через выпуск государственных ценных бумаг, в которые они вкладывают свои сбережения.

· Использование кредитов Центрального банка, который в обмен на государственные обязательства выпускает определённую сумму банкнот, вливая тем самым в каналы денежного обращения дополнительную массу денег.

Также государство может прибегнуть и к иным способам сокращения дефицита государственного бюджета, таким как:

· сокращение государственных расходов;

· продажа государственной собственности;

· приватизация государственных предприятий;

· внешние и внутренние займы;

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Какую роль государство играет в экономике?

2. Что такое налоги?

3. Какие виды налогов существуют в нашей стране?

Читайте также: