Самолет с реактивным двигателем налоговая база

Опубликовано: 07.05.2024

5.1 Транспортный налог

Применение транспортного налога устанавливается главой 28 «Транспортный налог» НК РФ, а введение его в действие осуществля ­ ется на территории каждого субъекта в соответствии с законами субъ ­ екта РФ.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ опреде ­ ляют ставки налога по транспортному налогу в пределах, установлен ­ ных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объек ­ том налогообложения в соответствии с НК РФ.

Объектом налогообложения признаются: автомобили, мотоцик ­ лы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механиз ­ мы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теп ­ лоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие вод ­ ные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в уста ­ новленном порядке.

Пункт 2 ст. 358 НК РФ устанавливает налоговые льготы: перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателями мощ ­ ностью не свыше 5 лошадиных сил;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для исполь ­ зования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью дви ­ гателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобре ­ тенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельнос ­ ти которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные авто ­ машины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения? минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистриро ­ ванные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используе ­ мые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохо ­ зяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйствен ­ ного ведения или оперативного управления федеральным органам ис ­ полнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реест ­ ре судов.

Налоговая база определяется в зависимости от категорий транс ­ портных средств следующим образом:

Категории транспортных средств

Транспортные средства, имеющие дви ­ гатели

Мощность двигателя транспорт ­ ного средства в лошадиных силах

Воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактив ­ ного двигателя

Паспортная статистическая тяга реактивного двигателя (суммар ­ ная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воз ­ душного транспортного средства на взлетном режиме в земных ус ­ ловиях в килограммах силы

Водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, для которых оп ­ ределяется валовая вместимость

Валовая вместимость в регистро ­ вых тоннах

Иные водные и воздушные транспорт ­ ные средства

Единица транспортного средства

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для организаций — первый квартал, второй квартал, тре ­ тий квартал.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ впра ­ ве не устанавливать отчетные периоды.

Перечень налоговых ставок приведен в ст. 361 НК РФ.

Налоговые ставки, установленные НК РФ, могут быть уменьшены или увеличены законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.

Допускается установление законами субъектов РФ дифференци ­ рованных налоговых ставок в отношении каждой категории транс ­ портных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Налоговый кодекс РФ предусматривает разные порядки исчисле ­ ния сумм налога для организаций и физических лиц

Исчисление суммы налога и суммы авансового платежа производится самостоятельно. Исчисление сумм авансовых платежей произво ­ дится по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соот ­ ветствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу

Сумма налога исчисляет ­ ся налоговым органом. Сумма налога, подлежа ­ щая уплате в бюджет, оп ­ ределяется в отношении каждого транспортного средства как произведе ­ ние соответствующей на ­ логовой базы и налоговой ставки

Уплата организациями авансовых платежей по налогу и налога про ­ изводится в порядке и сроки, установленные зако ­ нами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, сле ­ дующего за истекшим налоговым периодом .

Физические лица уплачивают транс ­ портный налог на ос ­ новании уведомления налогового органа.

Отчетность представляется в налоговые органы только организа ­ циями.

Организации, уплачивающие авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу в срок не позднее последнего числа месяца, сле ­ дующего за истекшим отчетным периодом. Форма и порядок заполне ­ ния налогового расчета определены приказом Минфина России.

Налоговые декларации по транспортному налогу представляются в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, установленной приказом Минфина России.

Глава 28. Транспортный налог

Статья 356. Общие положения

Транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

(в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

tocup
Статья 357. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
(часть третья введена Федеральным законом от 01.12.2007 N 310-ФЗ)

tocup
Статья 358. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

(пп. 9 введен Федеральным законом от 20.12.2005 N 168-ФЗ)

tocup
Статья 359. Налоговая база

1. Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 108-ФЗ)

1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 108-ФЗ)

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства.

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 108-ФЗ)

2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 108-ФЗ)

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.

tocup
Статья 360. Налоговый период. Отчетный период

(в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

1. Налоговым периодом признается календарный год.

2. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

3. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

tocup
Статья 361. Налоговые ставки

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о признании не соответствующим Конституции РФ пункта 1 статьи 361 см. Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2005 N 272-О.

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 108-ФЗ)

2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 282-ФЗ)

3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического клас.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 282-ФЗ)

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 282-ФЗ)

tocup
Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

(в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

2.1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

(в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

4. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

5. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Сведения, указанные в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

(п. 6 введен Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

tocup
Статья 363. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

(в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

1. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

При этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

2. В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 настоящего Кодекса.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

3. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

(п. 3 в ред. Федерального закона от 18.06.2005 N 62-ФЗ)

tocup
Статья 363.1. Налоговая декларация

(введена Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ)

Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

2. Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ)

Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

3. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками, за исключением налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, установленные главами 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ)

4. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
(п. 4 введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ)

Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении иных водных и воздушных транспортных средств, – как единица транспортного средства.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал. Законодательные органы субъектов РФ при установлении данного налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговая база определяется следующим образом:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств), – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

2) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

3) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах;

4) для других водных, а также воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей, налоговая база определяется с каждой единицы транспортного средства (планеры, аэростаты). В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств налоговая база определяется отдельно.

Мощность двигателя определяется по технической документации на соответствующее транспортное средство, которая указывается в регистрационных документах.

Если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности, то соответствующий пересчет в лошадиные силы осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на 1,35962.

Валовая вместимость определяется по технической документации на соответствующее транспортное средство. При расхождении сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию, с данными в технической документации на транспортное средство принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство. В случае отсутствия данных о мощности двигателя, валовой вместимости в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению принимается экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком.

В отношении водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигатели и в отношении которых валовая вместимость не определяется, налоговая база определяется как единица транспортного средства.

НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в твердо фиксированной сумме.

В НК РФ приведены базовые ставки транспортного налога. Ставки налога могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении категорий транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Ставки устанавливаются в следующих размерах.

На автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

– до 100 л.с. включительно – 5 руб.;

– свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно – 7 руб.;

– свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно – 10 руб.;

– свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно – 15 руб.;

– свыше 250 л.с. – 30 руб.

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

– до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно – 2 руб.;

– свыше 20 л.с. до 35 л.с. включительно – 4 руб.;

– свыше 35 л.с. – 10 руб.

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

– до 200 л.с. включительно – 10 руб.;

– свыше 200 л.с. – 20 руб.

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

– до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 5 руб.;

– свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно – 5 руб.;

– свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно – 10 руб.;

– свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно – 13 руб.;

– свыше 250 л.с. – 17 руб.

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом, гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) – 5 руб. Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

– до 50 л.с. включительно – 5 руб.;

– свыше 50 л.с. – 10 руб.

Водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

– до 100 л.с. включительно – 10 руб.;

– свыше 100 л.с. – 20 руб.

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с лошадиной силы):

– до 100 л.с. включительно – 20 руб.;

– свыше 100 л.с. – 40 руб.

Гидроциклы с мощностью двигателя (с лошадиной силы):

– до 100 л.с. включительно – 25 руб.;

– свыше 100 л.с. – 50 руб.

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости), – 20 руб.

Воздушные суда, имеющие двигатели (с лошадиной силы), – 25 руб.

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги), – 20 руб.

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства), – 200 руб.

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 82 ; Мы поможем в написании вашей работы!

СТ 359 НК РФ.

1. Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства.

2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.

Комментарий к Ст. 359 Налогового кодекса

В соответствии с пунктом 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется:

1. В отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 359 НК РФ), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Как указано в Методических рекомендациях, в соответствии со статьей 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения ГИБДД и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы гостехнадзора).

При этом подразделения ГИБДД осуществляют регистрацию автотранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

Согласно Постановлению Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" паспорт транспортного средства - документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства в том числе подтверждает наличие "одобрения типа транспортного средства".

Таким образом, мощность двигателя и тип транспортного средства определяются в регистрационном документе, которым является паспорт транспортного средства (ПТС). Правом заполнения ПТС обладают только сотрудники ГИБДД, которые в момент заполнения ПТС проверяют соответствие вносимых в указанный документ сведений фактическим обстоятельствам.

В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л.с.). При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.

Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л.с. (155 x 1,35962).

По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

В арбитражной практике встречаются споры по вопросу определения налогооблагаемой базы в тех случаях, когда в технической документации транспортных средств присутствует несколько значений мощности в соответствии с различными режимами.

По результатам камеральной налоговой проверки декларации по транспортному налогу налоговым органом вынесено решение, которым налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, кроме того, налогоплательщику доначислены транспортный налог и пени за его несвоевременную уплату.

Основанием для принятия данного решения послужило занижение налогоплательщиком в названном периоде мощности двигателей судов (земснаряды и плавкран ДТС 4).

Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения налогового органа недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из следующего.

В соответствии со статьей 357 НК РФ организация в проверяемом периоде являлась плательщиком транспортного налога.

Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В свидетельствах о праве собственности на спорные суда в разделе "Главные машины" определена общая мощность всех двигателей, расположенных на судне.

В соответствии с пунктами 18 и 20 Методических рекомендаций мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством.

Судовым двигателем признается двигатель, имеющий конструкцию, позволяющую устанавливать его на судно. Главный судовой двигатель - это двигатель, служащий для привода в действие гребного винта или гребных колес. Вспомогательный судовой двигатель - это двигатель для привода в действие генераторов электростанций, компрессоров, насосов и т.д.

Учитывая функциональное назначение главного и вспомогательного двигателей, суд пришел к выводу о том, что налоговой базой для указанных земснарядов является мощность главных двигателей. Налоговый орган необоснованно при исчислении налога в отношении названных водных средств включил в налоговую базу мощность вспомогательных двигателей.

Судом установлено, что при определении мощности двигателя судна следует руководствоваться свидетельством о годности судна к плаванию, поскольку это специальный технический документ на транспортное средство, в котором указывается полная информация о техническом составе и состоянии судна.

Следовательно, налогоплательщик правомерно при исчислении налога исходил из мощности главных (гребных) электродвигателей, указанных в свидетельстве о годности к плаванию.

При таких обстоятельствах привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неуплату транспортного налога, доначисление данного налога и начисление пеней является неправомерным.

Постановление ФАС Уральского округа от 14.12.2006 N Ф09-11156/06-С1.

В приведенном Постановлении арбитражный суд признал, что налогоплательщиком при исчислении транспортного налога правомерно определена налоговая база по водным транспортным средствам исходя из мощности только главных (гребных) электродвигателей, указанных в свидетельстве о годности судна к плаванию, а не из общей мощности всех двигателей, расположенных на судне (главного и вспомогательных), которая указана в свидетельствах о праве собственности на спорные суда.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2005 N А33-26610/04-С3-Ф02-124/05-С1. Также суд отклонил довод налогового органа о том, что при исчислении транспортного налога налогоплательщик должен был исходить из строительной мощности двигателя транспортного средства (теплохода), равной 1000 л.с., а не из его эксплуатационной мощности, равной 900 л.с.

Разница в понятиях между эксплуатационной и строительной мощностями состоит в значении предельно допустимой эффективной мощности дизеля, которую он может развивать ограниченное время, установленное заводом-изготовителем, определяет режим максимальной (строительной) мощности. К эксплуатационной мощности относят среднюю мощность дизеля при плановой загрузке и скорости судна.

В то же время письмом Минфина России от 11.02.2005 N 03-06-04-04/09 разъяснено, что статьей 361 НК РФ налоговые ставки установлены применительно к максимальной мощности двигателя транспортного средства, которая указана в регистрационных документах на основе технической документации на соответствующее транспортное средство, независимо от мощности, развиваемой двигателем при различных режимах эксплуатации.

1.1. В отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 20.08.2004 N 108-ФЗ "О внесении изменений в статьи 359 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", установлено, что налоговая база определяется в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.

Как указано в письме Минфина России от 27.01.2005 N 03-06-04-02/03, данные изменения не влияют на порядок исчисления и уплаты транспортного налога и, как следствие, не меняют порядка применения налоговой декларации по транспортному налогу.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 359 НК РФ в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость как валовая вместимость в регистровых тоннах.

Согласно пункту 21 Методических рекомендаций, в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах.

Валовая вместимость определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

Пунктом 22 Методических рекомендаций предусмотрено, что в случае расхождения сведений, представленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство. При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 95 НК РФ.

В связи с изложенным определять валовую вместимость водного несамоходного (буксируемого) транспортного средства в случае отсутствия указанных данных в технической документации на это транспортное средство следует на основании экспертного заключения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 359 НК РФ в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 статьи 359 НК РФ, - как единицу транспортного средства.

В отношении иных водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигатели или в отношении которых не определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как единица транспортного средства.

Например, к водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения.

Налоговый орган провел выездную налоговую проверку соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства, в том числе правильности исчисления и уплаты транспортного налога.

В ходе проверки была установлена неполная уплата транспортного налога в результате нарушения статьи 359 НК РФ. Налогоплательщиком занижена налоговая база по транспортному налогу. При исчислении налога порт определял налоговую базу как единицу транспортного средства по семи плавучим кранам. По мнению налогового органа, по плавкранам в качестве налоговой базы следовало считать валовую вместимость.

По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных налогоплательщиком возражений налоговый орган принял решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, доначислении налогов и начислении пеней.

Налогоплательщик, не согласившись с решением налогового органа, оспорил его в суде.

Согласно пункту 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется:

- в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, как валовая вместимость в регистровых тоннах (подпункт 2);

- в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 2 названного пункта, как единица транспортного средства.

В силу пункта 2 статьи 359 НК РФ в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 359 НК РФ, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 359 НК РФ, налоговая база определяется отдельно.

В статье 361 НК РФ установлены разные налоговые ставки для несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости), и для других водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей (с единицы транспортного средства).

Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Налогоплательщик не оспаривает, что в отношении спорных плавкранов определена валовая вместимость и в классификационных свидетельствах указана валовая вместимость этих плавкранов.

Таким образом, суд признал, что для плавкранов (несамоходных (буксируемых) судов), для которых определена валовая вместимость, установлена ставка транспортного налога с каждой регистровой тонны валовой вместимости и налоговый орган правомерно доначислил транспортный налог и пени.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2007 N А56-29356/2006.

В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 статьи 359 НК РФ, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 359 НК РФ, налоговая база определяется отдельно.

В соответствии с формулировкой пункта 2 статьи 359 НК РФ исчисление налоговой базы отдельно по каждому транспортному средству, не имеющему двигателя или в отношении которых не определяется валовая вместимость, не требуется.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая база равна количеству таких транспортных средств. Неверно полагать, что по таким транспортным средствам налогоплательщик может просчитать единую налоговую базу. Для того, чтобы исчислить сумму транспортного налога, водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей или по которым не определяется валовая вместимость, необходимо распределить по видам (категориям).

Эти выводы подтверждаются правилами заполнения налоговой декларации.

Итак, сначала мы разберем, что же такое база транспортного налога, а это именно та основа, которая используется для начисления налога. Многие путают объект налогообложения и налоговую базу, но это совершенно разные по сути и смыслу вещи, ведь база - это то, что входит в расчет налога, а объект - это то, что налогом облагается. Так, в транспортном налоге объектом налогообложения является средство передвижения, а вот налоговая база - это мощность средства, от которой и зависит величина налога. Если же существует проблема с определением мощности транспортного средства, то базой будут объемно-весовые характеристики транспорта. Считается что такая база транспортного налога как мощность является не самой справедливой, ведь человек, пользующийся авто несколько раз в год для поездки за город, и человек который проводит за рулем 20 часов в сутки, оплачивают одинаковый налог. В планах Госдумы включить транспортный налог в стоимость акциза на бензин, тогда владелец транспорта будет оплачивать в зависимости от времяпровождения за рулем.

Для предприятий и организаций транспортный налог намного серьезнее, чем для гражданского населения, а именно юридически ответственный момент в правильности определения базы транспортного налога, его вычисления и своевременное декларирование.

Расчет базы транспортного налога.

Далее мы рассмотрим, как же производят расчет базы по налогу. Так как данная база заявлена производителями и указана в технических документах, то автопользователю следует просто найти нужный показатель в документах и перенести в декларацию.

База транспортного налога согласно технической документации или законодательных актов:

1) для автомобиля, автобуса, мотоцикла, грузовика, снегоходов или другого транспортного средства оснащенного двигателем - это мощность мотора указанная в техническом паспорте (выражается в л.с.);

2) для самолета, вертолета или другого транспортного средства оснащенного воздушно-реактивным двигателем - это изометрическая тяга в режиме взлета, или сумма нескольких тяг, указанных в технических документах (выражается в кгс);

3) для водных транспортных средств, не оснащенных двигателем и перемещающихся на буксире - это валовая вместимость (выражается в рег. тоннах);

4) для других, не классифицируемых воздушных транспортных средств и водных транспортных средств - средства передвижения целиком.

Существует коэффициент для перевода мощности транспортного средства из кВт в л.с, если такова указана в техдокументах. Не оплачивают налог владельцы весельных лодок, моторных лодок с двигателем мощностью не более 5 л.с., автомобили, оборудованные под управление инвалидами и автомобили с мощностью двигателя не более 100 л.с., приобретенные через органы соцзащиты населения.

Предприятие отражает базу транспортного налога, по каждому транспортному средству, зарегистрированному на предприятии отдельно в разделе 2 налоговой декларации, складываются только конечные суммы.

Теоретически, транспортный налог считается одним из наиболее простых налогов, но, несмотря на кажущуюся простоту знать одну лишь транспортную базу маловато. Для этого нужны установленные законами налоговые ставки. Допускается дифференциация ставок по отношению к каждой категории транспортных средств, с учетом количества лет, прошедших с момента выпуска средства или их экологического класса. Ставки также могут отличаться в зависимости от количества транспортных средств у автовладельца. А в 2015 году рассчитывая транспортный налог на средства класса "люкс" использовался повышающий коэффициент к налоговой базе. Данные классы (категории) устанавливаются Минпромторгом.

Зная базу и соответствующую ставку можно рассчитать транспортный налог, для этого достаточно их перемножить. В случае если средство продали и сняли с учета в течении налогового года, полученную сумму налога необходимо умножить на поправочный коэффициент.

Поправочный коэффициент = количество месяцев, на протяжении которых транспорт находился на учете / 12 месяцев.

Коэффициент будет аналогичный, если автомобиль не продали, а купили и поставили на учет. Полученный коэффициент тоже необходимо перемножить с суммой налога.

Во многих регионах установлены налоговые льготы для предпринимателей, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, для бюджетных организаций, для учреждений здравоохранения, общественным организациям инвалидов, интернатам, организациям автотранспорта, осуществляющим перевозки пассажиров, организациям, производящим ремонт автомобильных дорог общего пользования, для инвалидов, многодетных семей, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, для Героев Советского Союза, Героев Труда, лиц, награжденных государственными наградами, для пенсионеров, и т. д.

Налоговую льготу также перемножают с полученной суммой налога.

Если транспортные средства не эксплуатируются или эксплуатируются несколько месяцев в году, то налог уплачивается за весь налоговый период. Только снятие с учета позволит не платить налог по таким ТС.

Во второй раздел бланка налоговой декларации вносятся все полученные вычисления, с учетом повышающего коэффициента или налоговой льготы (в случае их необходимости). После этого расчеты по каждому виду транспортных средств суммируют и заносят в первый раздел. Сумма фактически оплаченных авансовых отчислений также указывается в первом разделе.

За умышленное занижение базы транспортного налога или подделку технической документации юридическое лицо несет уголовную ответственность. Поэтому необходимо тщательно заполнять декларацию и сверять все значения с данными технических паспортов.

Читайте также: