Регрессивная шкала единого социального налога

Опубликовано: 07.05.2024

ООО и ИП обязаны ежемесячно перечислять страхвзносы за сотрудников на трудовом и гражданско-правовом договоре. Каждый год ставки по взносам изменяются. В статье расскажем о новшествах 2020 года и тарифах страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС.

Кто платит страховые взносы

Работодатели ежемесячно перечисляют страхвзносы с выплат, начисленных сотрудникам. Если они оформлены по трудовому договору, то это отчисления:

  • на пенсионное страхование;
  • на медицинское страхование;
  • на страхование на случай временной нетрудоспособности или материнства (ВНиМ);
  • на страхование от несчастных случаев или профессиональных заболеваний.

За сотрудников, оформленных по договору ГПХ, тоже нужно платить, но в этом случае обязательны только перечисления на медицинское и пенсионное страхование. На ВНиМ платить взносы не нужно, а на несчастное страхование платите, только если это условие предусмотрено договором.

В этой статье мы рассмотрим страховые взносы, которые находятся в ведении ФНС и регламентируются главой 34 НК РФ. Это все, перечисленные выше, кроме взносов на «несчастное» страхование.

Какие выплаты облагаются страховыми взносами

Взносами на обязательное страхование облагается большинство выплат по договорам ГПХ и трудовым. При этом ст. 422 НК РФ предусмотрены выплаты, с которых не нужно перечислять взносы:

  • пособия по безработице и прочие госпособия;
  • различные компенсационные выплаты: возмещение вреда здоровью, оплаты аренды квартиры, возмещение трат на обеды, финансирование повышения квалификации и т. п;
  • материальная помощь, выплачиваемая единовременно в случае рождения ребенка, стихийного бедствия, гибели члена семьи;
  • доходы, кроме зарплаты за труд, полученные членами общин малочисленных коренных народов;
  • взносы на накопительную пенсию в пределах 12 000 рублей на сотрудника;
  • материальная помощь в пределах 4 000 рублей;
  • возмещение затрат на погашение кредитов и займов на покупку или строительства жилья сотрудников;
  • и другие виды компенсационных выплат.

Предельная база по страховым взносам

Взносы для ПФР и ФСС не всегда нужно платить со всей суммы доходов сотрудника. Для начисления взносов установлен лимит, с превышением которого взносы не платятся или по ним снижается ставка. Эта база ежегодно индексируется на основании роста средней зарплаты.

Взносы в ПФР. С 1 января 2020 года максимальный размер общей суммы дохода сотрудника, с которой нужно в полном объеме перечислять взносы в ПФР, составит 1 292 000 рублей.

По каждому сотруднику работодатель должен отслеживать сумму всех начислений с 1 января по нарастающей. Как только она превысит предел, ставка по взносам на ОПС снижается с 22% до 10%. А если компания работает по льготным тарифам, взносы не платятся.

Взносы в ФСС. Максимальная база по ВНиМ тоже проиндексирована с 1 января 2020. Она увеличилась до 912 000 рублей. После достижения лимитной величины взносы по этому виду страхования не нужны.

Взносы на ОМС и травматизм. Не ограничены, как и в прошлые годы. Поэтому весь доход, полученный работниками, облагается взносами.

Тариф страховых взносов на 2020

Еще летом 2019 года стало известно, какие тарифы страхвзносов установят в 2020 году.

Если организация или предприниматель не имеют права на льготы по взносам, они уплачивают их по стандартным тарифам. Как и раньше, общий размер взносов составляет 30 % от дохода сотрудника.

  • Тариф страхвзносов в ПФР — 22 %. Такая ставка применяется до достижения предельного лимита дохода в 1 292 000 рублей. Далее ставка падает до 10 %.
  • Тариф по взносам на ОМС — 5,1 % Он не зависит от суммы дохода и уплачивается постоянно.
  • Тариф страховых взносов на ВНиМ — 2,9 %. Исключением являются иностранные сотрудники, которые временно пребывают на территории РФ — для них действует ставка 1,8 %. Ставка применяется до превышения предельного дохода в 912 000 рублей, далее взносы не уплачиваются.

Общие тарифы страховых взносов в 2020 в виде таблицы.

Направление взносов Лимит базы, рублей Ставка на 2020 год, %
ПФР В пределах 1 292 000 22
Сверх 1 292 000 10
ФСС В пределах 912 000 2,9 (1,8 за иностранных сотрудников со статусом временного пребывания)
Сверх 912 000 Не уплачивается
ФФОМС Не ограничена 5,1

Льготные ставки в 2020 году

В этом году осталось еще меньше фирм и предпринимателей, которые могут платить взносы по льготным тарифам. Три категории не получили продления льгот:

  • ИП и организации, заключившие договоры об исполнении туристско-рекреационных работ, которые выплачивают доходы сотрудникам в рамках особых экономических зон, выделенных Правительством РФ.
  • ИП и организации, заключившие договоры по реализации технико-внедренческой работы, которые выплачивают доходы сотрудникам в рамках особых экономических зон.
  • Хозяйственные партнерства и общества, которые внедряют и используют плоды интеллектуального труда, если право на них принадлежит их участникам или учредителям.

Эти страхователи в 2020 году переходят на общие тарифы. Кто имеет право на пониженные тарифы, смотрите в таблице.

Кто имеет право на льготы Ставка тарифа, %
ОПС ВНиМ ОМС
Организации на УСН, которые занимаются благотворительной деятельностью 20 0 0
НКО на УСН в сфере образования, соцобслуживания граждан, науки, культуры и искусства, здравоохранения 20 0 0
Организации-Сколковцы 14 0 0
Организации, разрабатывающие и продающие анимационные, аудио или видео товары 8 2 4
Участники СЭЗ Крыма и Севастополя 6 1,5 0,1
Резиденты зон с опережающим развитием социально-экономической сферы 6 1,5 0,1
Резиденты свободного порта города Владивостока 6 1,5 0,1
Резиденты ОЭЗ в Калининградской области 6 1,5 0,1

Сроки перечисления страхвзносов в 2020 году

Работодатели платят взносы в налоговую каждый месяц. Это нужно сделать до 15 числа. Если этот день — выходной или праздник, сдать документы можно в первый же рабочий день после 15 числа. Этот порядок действует и для взносов на несчастное страхование, но их нужно по-прежнему перечислять в ФСС.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №12 «Системы налогообложения»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Какие существуют системы налогообложения?
  • Характеристики и особенности систем налогообложения.
  • В чём заключается сложность формирования системы налогообложения?
  • Взаимосвязь ставки налогообложения доходов и суммы сбора налогов.

Глоссарий по теме: налоговая система, налоговая ставка, прогрессивные налоги, пропорциональные налоги, регрессивные налоги, кривая Лаффера.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

История системы налогообложения уходит корнями в глубокую древность, но каждый раз, когда государство вводит налоги, оно должно ясно осознавать, как это введение отразится на экономике страны. Чем больше налогов соберёт государство, тем большую помощь оно окажет социально незащищённым слоям населения, поддержит развитие в стране образования, здравоохранения, науки. Однако мировой опыт показывает: чем слабее налоговое бремя на экономику, тем активнее она развивается.

Налоговая система – совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. В основе механизма налогообложения лежит такое понятие, как налоговая ставка.

Налоговая ставка – размер налога на единицу налоговой базы, как правило, устанавливается в процентах.

Например, НДС – 20% (с 1.01.2019), налог на прибыль – 20%, подоходный налог – 13%.

В мировой практике используют три различные системы по видам налоговых ставок: прогрессивную, пропорциональную, регрессивную.

Прогрессивные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода растёт с увеличением дохода.

Например, доходы в 1 000 рублей облагаются по ставке 5%, доходы в 2000 рублей – по ставке 10%, а доходы в 3000 рублей – 15%.

Пропорциональные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода не изменяется с ростом дохода.

Например, доходы в 1000, 2000, 3000 рублей и выше облагаются по ставке 10%. В России до 2001 года подоходный налог с граждан был прогрессивным – ставка этого налога росла по мере увеличения дохода граждан, а с 2001 года он стал пропорциональным, т.к. была установлена единая налоговая ставка – 13%.

Регрессивные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода снижается с ростом дохода. Регрессивными, как правило, являются косвенные налоги. Например, главный менеджер фирмы с зарплатой 5000 рублей в день и подсобный рабочий с зарплатой 1000 рублей в день покупают одинаковые автомобили. Акциз, который входит в цену данного товара, одинаковый. Однако для менеджера он составляет 5% от дохода, а для рабочего – 25%.

В зависимости от того, какая система налогообложения принята в стране, изменяется степень расслоения общества по доходам.

Формируя налоговые системы, государство стремится обеспечить эффективность сбора налогов и сохранить стабильность налогообложения.

Принципы построения разумной системы налогообложения сформулировал еще Адам Смит.

  1. Принцип справедливоститрактуется следующим образом: налогоплательщики должны отчислять налоги пропорционально полученному доходу. Однако сторонники теории «горизонтальной справедливости» считают, что налоги должны быть пропорциональными, а сторонники «вертикальной справедливости» отстаивают прогрессивную шкалу отчислений налогов.
  2. Принцип определённости.Налогоплательщику должны быть известны сроки, способ и сумма платежа.
  3. Принцип удобности.Способ взимания налогов должен быть удобен налогоплательщику.
  4. Принцип экономии.Минимизация затрат, связанных с взиманием налогов.

На этих принципах базируется формирование системы налогообложения в любой стране.

При этом принимается в расчёт, как налоговая система будет влиять на развитие экономики и размеры сумм налога, поступающего в бюджет.

В самом общем виде взаимосвязь ставки налогообложения доходов и суммы сбора налогов иллюстрирует график, предложенный американским экономистом Артуром Лаффером и получивший в его честь название «кривая Лаффера» (Рисунок 1).


Рисунок 1 – Кривая Лаффера

По мере увеличения ставки налогообложения сумма средств, поступающих в бюджет, сначала начинает расти, но дальнейший рост ставки приводит к снижению налоговых доходов бюджета. Высокая налоговая ставка подрывает стимулы эффективной экономической деятельности, и часть предпринимателей уходят в «теневую экономику».

Низкая налоговая ставка не позволяет получить необходимые средства в бюджет в полном объёме.

До принятия Налогового кодекса (31 июля 1998 г.) в России был слишком высокий уровень налогообложения – на графике это соответствует положению в точке В, сейчас мы перемещаемся ближе к точке А (Рисунок 1).

Расчёт оптимального уровня налогообложения каждая страна производит с учётом специфики национальных, культурных, психологических и других факторов. Единого алгоритма расчёта здесь нет.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Решите задачу и введите с клавиатуры правильные ответы.

В диапазоне доходов от 5000 р. до 15000 р. применяется ставка 10%, в пределах 35 000 р. действует ставка 20%. За месяц человек заработал 32 000 р. При ______________ системе налогообложения подоходный налог составил ____________р.

15 000 · 0,1 = 1500 р. – часть подоходного налога, рассчитанного по ставке 10%.

(32 000 – 15 000) · 0,2 = 3400 р. – часть подоходного налога, рассчитанного по ставке 20%.

1500 + 3400 = 4900 р. подоходный налог, рассчитанный по прогрессивной системе.

Ответ: «При прогрессивной системе налогообложения подоходный налог составил 4900 р.»

  1. Установите соответствия между налоговыми системами и системами расчётов.


Рисунок 2 – Условие задачи

1,5/15 = 2/20 – следовательно, налог пропорциональный

3/20 2/16 – следовательно, налог прогрессивный

1,5/14 1,4/15 – следовательно, налог регрессивный


Рисунок 3 – Решение задачи

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 150 – 153.

Я с целью получение информации об одобрении или неодобрении моих инициатив по введению в России прогрессивного налогообложения задал всем полуфиналистам конкурса «ЛидерыРоссииПолитика» через их личные кабинеты следующий вопрос:

Как вы относитесь к идее внедрить в России прогрессивное налогообложение (ставка налога возрастает по мере роста дохода)?

Всего задал вопрос: 543 чел. (всем участникам конкурса «ЛидерыРоссияПолитика» прошедшим в полуфинал).

Ответили: 268 чел. Или 49,4 процентов.

ЗА-184 чел. Или 68,7 % от всех ответивших;

Против – 49 чел. или 18,3%;

Не смогли однозначно высказаться – 35 чел. Или 13%.

В данном блоге хочу подробно на тех опасениях, которые высказали участники опроса по поводу введения прогрессивной системы налогообложения в РФ.

Попробую развеять данные заблуждения в данном блоге:

1) В случае введения прогрессивных налогов, налогоплательщики уйдут «в тень» и повысится доля теневой экономики (ранее уже была прогрессивная ставка, но именно с целью вывода доходов «из тени» в 2001г. ввели единую ставку 13%).

Во – первых, сразу надо оговориться, что прогрессивное налогообложение – это не только прогрессивные ставки НДФЛ. Считаю необходимым в корне перенастроить налоговую систему РФ и сделать большинство прямых налогов прогрессивными с одновременной отменой (или значительным снижением) части налогов.

Во – вторых, уровень цифровизации экономики и налоговых органов явно не сопоставим с тем, что было в 90 - е годы, поэтому сейчас существуют инструменты, которые могут позволить «обелить экономику» (при наличие политической воли), даже при ведении прогрессивных налогов.

В - третьих, ошибочно считать, что причиной «обеления экономики России» стало введения пропорциональной ставки НДФЛ. Одновременно с введением плоской шкалы налогообложения был осуществлен ряд других фискальных мер, которые в решающей степени способствовали существенному приросту поступлений НДФЛ. В частности, с 2001 г. была прекращена практика освобождения от уплаты НДФЛ ряда категорий личного состава силовых структур, вследствие чего число плательщиков данного налога единовременно увеличилось более чем на 700 тыс. человек. Одновременно, начиная с 2001 г., была введена регрессивная шкала ставок единого социального налога, что, безусловно, способствовало выводу из тени определенной части «конвертной» заработной платы. Кроме того, позитивное влияние на рост налоговой базы по НДФЛ оказало существенное, с 35 до 24% снижение ставки налога на прибыль организаций. Росту заработной платы в экономике и соответственно поступлению подоходного налога в этот период способствовал также экономический рост, вызванный резким повышением мировых цен на энергоресурсы. Как только действие этих особых факторов прекратилось, темпы роста доходов по НДФЛ снизились, и прирост поступлений данного налога стал ниже по сравнению с приростом доходов по отдельным налогам.

В-четвертых, даже несмотря на плоскую шкалу НДФЛ, сейчас в экономике большая доля теневых доходов, следовательно введение плоской шкалы налогообложения доходов физических лиц никак не повлияла на сокрытие доходов физических лиц от налогообложения и не смогла разрушить практику выдачи «конвертной» зарплаты. Довод о том, что пропорциональное налогообложение - «панацея» от недобросовестных налогоплательщиков, ошибочен.

В - пятых, разговоры о неприемлемости для нашей страны прекрасно работающей во всем мире прогрессивной шкалы обложения налогов – заблуждение: богатых людей в России немного, и поэтому их легко контролировать (при наличии политической воли).

2) Прогрессивные налоги труднее администрировать и, следовательно, возрастут издержки.

Во - первых, уровень цифровизация экономики и налоговых органов сегодня позволяет администрировать любые сложные налоги. В настоящее время, когда ФНС России активно наращивает свои информационно-вычислительные возможности, запуская все новые технологичные проекты, контроль и обработка совокупного годового дохода и совокупной стоимости активов не потребуют больших затрат и многочисленного персонала.

Во – вторых, необходимо перестроить систему налогового администрирования в стране: большая часть сил налоговых органов должна быть направлена исключительно на крупные активы и доходы (работа по принципу Парето 20/80). Не нужно тратить силы тысяч инспекторов на администрировании «копеечных налогов» с охватом всего населения, а достаточно сосредоточить максимум усилий на ограниченном количестве налогоплательщиков, где «есть деньги и риски занижения налогов». Соответственно, расходы на администрирование могут даже уменьшиться.

В – третьих, для большинства населения, имеющего один источник дохода, необходимость подачи налоговых деклараций, даже в случае введения прогрессивного налогообложения, не возникнет. Для остальных налогоплательщиков их составление не будет представлять больших трудностей. Более того, введение в практику налогообложения налоговых деклараций имеет и позитивные моменты. В первую очередь оно будет способствовать повышению налоговой культуры населения. Так, многие граждане начнут понимать сколько прямых налогов уплачиваются ими государству ежегодно и что у них есть моральное право что-то требовать за это у государства. Это будет дисциплинировать и ускорит формирование в нашей стране гражданского общества. В условиях же удержания налога налоговыми агентами, абсолютное большинство населения не задумывается над этим, часто даже не зная размера уплаченного налога.

3) Российская экономика еще не готова, в случае введения прогрессивного налогообложения поступления в бюджеты всех уровней снизятся.

Ошибочная позиция. Для успешного внедрения прогрессивного налогообложения в России нужен комплексный подход.

Во - первых, надо не только вести прогрессивные ставки, но и в корне перенастроить налоговую, судебную и политическую систему страны. В этом случае, поступления в бюджет должны увеличиться.

Во - вторых, одновременно с ведением прогрессивных налогов необходимо отменить (или значительно снизить) часть налогов на малый и средний бизнес, и на те отрасли экономики, которые нужно развивать;

В-третьих, при нынешней системе у обеспеченных граждан остается больше дохода, а малообеспеченные граждане весь свой доход тратят на текущее потребление. Следовательно, снижение налоговой нагрузки на бедных и средний класс одновременно увеличит потребление товаров (услуг, работ), а следовательно поступления НДС в бюджет и налогов на прибыль (налог на прибыль, УСН).

4) Введение прогрессивного налогообложения снизит конкурентоспособность российской экономики и будет способствовать оттоку капитала и лучших специалистов за рубеж.

Прежде всего, давайте ответим на следующий вопрос: «Хотим ли мы рыночную экономику, как сырьевой придаток мирового рынка с высоким уровнем неравенства в обществе, или мы хотим построить действительно эффективное социальное государство, как закреплено в Конституции?»

Наша экономика, несмотря на пропорциональные налоги, и так сейчас не конкурентоспособна. Основная часть иностранных инвестиций, поступающих в РФ, – это либо спекулятивные инвестиции (от которых только вред экономики), либо инвестиции, сформированные в России, но структурированные через иностранные юрисдикции и направленные назад в РФ уже под видом «иностранных». Востребованные за рубежом специалисты и так уезжают из страны, а «элита» старается иметь «двойное гражданство» и отправляет детей на ПМЖ в западные страны (уточнение: в которых везде присутствует прогрессивное налогообложение с высокими предельными ставками).

Поэтому одновременно с ведением прогрессивного налогообложение, необходимо проведение реформ, направленных на повышение институциональной привлекательности Российской юрисдикции путем развития эффективной судебной и политической системы, а также преобразованию страны в социальное государство (де-факто). Также предлагаю введение налога на операции с иностранной валютой (налог Тобина), дальнейшее совершенствование инструментов и увеличение налоговой нагрузки на «вывоз капитала» из страны. Поскольку большая часть нашей экономики это рентоорентированные предприятия, то уйти из России и вывести производство «за рубеж» просто «невозможно». Более того, с учетом введённых в отношении России санкций, мы точно не рискуем потерять «потенциальные западные» прямые инвестиции.

Нам важно не повторить ошибки либеральных реформаторов 90 - х, которые думали, что массовая приватизация и полная либерализация экономики России будет способствовать росту «инклюзивных политических институтов», развитию экономики и защите права собственности в России по западному типу. Между тем, «легкость» перемещения капитала породило только бегство «нового капитала» в уже сформированные эффективные юрисдикции с хорошей защитой права собственности (например, Великобританию), а не запросу на формирование действительно «эффективной политической и экономической системы в России».

5) Прогрессивная система налогообложения несправедлива: богатые даже при пропорциональной системе в абсолютных цифрах платят больше.

При применении пропорциональной шкалы с большей суммы дохода уплачивается большая сумма налога. На этом основании некоторыми юристами делается вывод, что данная шкала налогообложения более справедлива, чем прогрессивная, поскольку при применении последней сумма уплаченного налога еще более увеличится, что, по мнению сторонников пропорциональности, вряд ли можно назвать справедливым.

Первоочередно хотелось бы обратить внимание на следующее:

1) пропорциональные, а не прогрессивные ставки налогов, нарушают принципы, установленные еще Адамом Смитом — равномерное установление налогов между гражданами соразмерно их доходам. Дело в том, что с ростом доходов уменьшается необходимость затрат, а следовательно, возрастает доля дискреционного дохода, то есть дохода, который не обременен расходами. И не сложно заметить, что при пропорциональном налогообложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое налоговое бремя чем более состоятельный, поскольку доля его свободного дохода меньше, а доля налога выплачиваемого за счет этого свободного налога выше. При нынешней системе у обеспеченных граждан остается больше дохода. А малообеспеченные граждане весь свой доход тратят на текущее потребление;

2) богатыми люди становятся исключительно в силу того, что они живут в обществе, а не одиночками на необитаемом острове. Богатство – производное общественной экономики. Поэтому каждый должен отдать обществу пропорционально тому, сколько получает от него. Все справедливо: богатые больше получают от капиталистической системы, поэтому должны больше отдавать;

3) справедливой может считаться только такая налоговая система, при которой после уплаты налогов достигается сокращение неравенства в экономическом положении плательщиков, пропорциональная ставка налогов эту задачу выполнить не в состоянии. Установление прогрессивной шкалы сократило бы разрыв между бедными и богатыми. А сохранение плоской шкалы будет усиливать и дальше разрыв между бедными и богатыми, что в свою очередь будет повышать социальную нестабильность в обществе;

4) наиболее обеспеченная часть населения в более значительной степени, чем остальные жители страны, заинтересована в сохранении социальной и политической стабильности в обществе, укреплении органов правопорядка, поддержке государством предпринимательской деятельности. Обеспеченный материально налогоплательщик, как правило, обладает большей собственностью, чем менее обеспеченный. Поэтому он в большей степени нуждается в защите частной собственности, обеспечении целостности и неприкосновенности имущества и поэтому должен вносить в пользу государства и большую долю своих доходов, что может быть достигнуто только при введении прогрессивного налогообложения;

5) посредством обложения прогрессивными индивидуальным подоходным и имущественными налогами обеспечивается более справедливое совокупное налогообложение населения. Так, за счет оставшихся после уплаты индивидуального подоходного налога и имущественных налогов средств каждый человек, и богатый, и бедный, для поддержания жизни должен приобретать необходимые потребительские товары и услуги, уплачивая косвенные налоги (НДС, акцизы), которые заложены в цену товара или услуги в виде надбавки к ней, и покупатель, формально не являясь налогоплательщиком, уплачивает их фактически. По данным налогам установлены пропорциональные ставки обложения. Для «богатых» граждан они фактически являются регрессивными, поскольку доля данных налогов в сумме доходов покупателя будет тем меньше, чем больше сумма его дохода. Благодаря этому происходит достаточно большое сглаживание прогрессий в индивидуальном подоходном налоге и имущественных налогах, поскольку сумма уплачиваемых косвенных налогов практически во всех развитых странах или равна, или превосходит сумму индивидуального подоходного налога и имущественных налогов.

6) Прогрессивное налогообложение уничтожит мотивацию к предпринимательству и стремление зарабатывать больше.

Во всех экономически развитых странах введена прогрессивная шкала: выше доход, больше имеешь богатства — выше налоги. И как мы видим в этих странах число предпринимателей больше, а предпринимательский дух там намного более развит, чем в тех странах, где действует пропорциональные налоговые ставки. Но согласен, что при установлении прогрессивной шкалы ставок в российской налоговой системе весьма важно продумать и экономически обосновать ставки налогов применительно к налоговоым базам. В противном случае все преимущества прогрессивной шкалы налогообложения могут превратиться в ее недостатки.

Предлагаю введения той прогрессивной шкалы налогообложения, чтобы снизились реальные доходы исключительно богатых граждан, направляемых в условиях пропорционального налогообложения не на потребление, а на сбережение и вывоз на счета в зарубежных банках. Таким образом, при условии введения продуманной шкалы налоговых ставок сокращения покупательной способности населения не произойдет, а наоборот увеличится. Следовательно увеличение совокупного спроса подстегнет и к росту «предложения» со стороны бизнеса, и созданию новых рабочих мест, и экономическому росту в стране в целом. Задача нынешнего этапа развития экономики состоит в том, чтобы повысить уровень налогообложения больших доходов и капиталов, исключив повышенное налогообложение заработной платы большей части населения, но установив достаточно высокую ставку налогов относительно других видов доходов, и в первую очередь доходов от капитала и от различного рода рент. Важно чтобы базой обложения был установлен именно совокупный годовой доход (включающий все виды доходов) и совокупная стоимость активов ( стоимость всех активов (за минусом долгов), которые принадлежат каждому конкретному собственнику (физическому либо юридическому лицу)).

Налоговая ставка: понятие

Тариф фискального платежа характеризует размер налоговых отчислений в бюджет исходя из определенной налогооблагаемой базы. Тариф может устанавливаться в фиксированном размере (в денежном эквиваленте) или в процентах. Это один из самых основных элементов налога. Устанавливается он отдельно по каждому фискальному платежу в соответствующем законодательном акте. В РФ все правила исчисления и уплаты налогов, в том числе и размер ставки, регулируются НК РФ .

Виды налоговых ставок и их особенности

Налоговые ставки могут устанавливаться в фиксированном (твердом) размере или в процентном отношении к базе налогообложения.

Фиксированный тариф фискального сбора устанавливается в абсолютном выражении. Он не зависит от налоговой базы. Как правило, такая тарификация предусматривается для сборов, для которых сложно определить налогооблагаемую базу. В РФ к этому типу налогообложения относятся, например, госпошлины. Так, например, госпошлина за регистрацию юридического лица составляет в 2020 г. 4000 руб. Она не зависит ни от размера уставного капитала, ни от организационно-правовой формы, ни от потенциально возможного дохода, который будет получать организация в будущем.

Процентные системы налогообложения:

  • пропорциональная;
  • прогрессивная;
  • регрессивная.

Пропорциональная ставка устанавливается в одинаковом процентном отношении к налогооблагаемой базе. Процент не изменяется в зависимости от роста или снижения полученного дохода или иного стоимостного или физического показателя. В налоговой системе РФ большинство налогов относится именно к этой группе. Например, НДС, налог на прибыль и НДФЛ.

Прогрессивный тариф предусматривает рост уплачиваемого налога при возрастании базы налогообложения. Такая система применяется во многих странах к налогообложению доходов физических лиц. Так исчисляется подоходный налог в США, Австралии, Норвегии, большинстве стран Евросоюза.

Регрессивная тарификация, напротив, предусматривает ее снижение при возрастании базы налогообложения. Такая система нечасто применяется, но все же имеет место быть в современном законодательстве о налогах и сборах.

Регрессивная налоговая ставка в истории системы фискальных платежей в РФ

В истории российской налоговой системы был яркий пример применения регресса при уплате налога. До 01.01.2010 работодатели с выплат работникам уплачивали Единый социальный налог, который позднее заменили страховые взносы. Регулировался порядок уплаты ЕСН ныне не действующей главой 24 НК РФ. По ЕСН была установлена сложная регрессивная ставка, действовавшая следующим образом:

  • при доходе работника в течение года до 100 000 руб. тариф устанавливался в размере 26,1 %;
  • с суммы дохода свыше 100 000 и до 300 000 руб. — 20,0 %;
  • свыше 300 000 и до 600 000 руб. — 10 %;
  • с дохода свыше 600 000 руб. уплачивался ЕСН в размере 2 %.

С 01.01.2010 ЕСН был отменен. Ему на смену пришли страховые взносы, порядок уплаты которых существенно отличался.

Особенности применения в наши дни

На сегодняшний день ставка с регрессом частично сохранилась в тарификации страховых взносов. Так, при доходах свыше предельной налоговой базы тариф взноса на пенсионное страхование снижается с 22 до 10 %, а взносы в ФСС не уплачиваются вовсе (ст. 426 НК РФ) . Предельная база по страховым взносам устанавливается ежегодно Правительством РФ.

Год Предельная база по страховым взносам, руб.
ПФР ФСС
2017 876 000 575 000
2018 1 021 000 815 000
2020 1 115 000 865 000

Отмена такого порядка налогообложения планировалась на 2021 год. Но в последний год Минфин неоднократно высказывал мнение о нецелесообразности отмены предельных показателей по страховым взносам (Письмо от 10.07.2018 № 03-04-05/47745). Точку в этом вопросе поставило принятие Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ, который внес изменения в НК РФ и отменил увеличение тарифа по страховым взносам с одновременным ростом ставки по НДС.

Единый социальный налог в отличие от остальных налогов имеет регрессивную ставку налогообложения. Это не может не радовать работодателей, так как при определенных условиях сумма налога к уплате уменьшается в разы. Между тем далеко не всегда компания получает право на применение регрессивной шкалы налога.

Плательщиком единого социального налога является организация (предприниматель), осуществляющая выплаты. И хотя ЕСН можно учесть в расходах, часть своих оборотных средств фирме приходится перенаправлять на уплату соцотчислений. В связи с этим экономия, возникающая при расчете налога по регрессивной ставке, именно в интересах фирмы. При каких же условиях компания получает право на уменьшение налоговой ставки по ЕСН?

Согласно статье 241 Налогового кодекса если размер совокупного дохода работника в течение года превысит 280 000 рублей, то ставка единого соцналога с суммы превышения уменьшается более чем вдвое. Причем еще больше снизится ставка налога, если размер совокупного дохода работника превысит 600 000 рублей. Совокупный доход сотрудника, необходимый для применения регрессии, определяется по каждому сотруднику нарастающим итогом с начала года. Применение регрессии не зависит от совокупной величины выплат всем сотрудникам. Рассмотрим следующую ситуацию.

Пример

Для упрощения примера рассчитаем ЕСН с выплат одному сотруднику с окладом 60 000 руб. Его доход облагается ЕСН по ставке 26% до того момента, пока совокупный доход с начала года не превысит 280 000 руб. То есть в январе, феврале, марте, апреле организация будет начислять ЕСН по ставке 26%.

В мае совокупный доход работника составит 300 000 руб. (60 000 руб. x 5 мес.). Как видим, лимит в 280 000 руб. превышен, а значит, сумма превышения (20 000 руб.) уже будет облагаться соцналогом по ставке 10%. Общая сумма ЕСН с начала года составит 74 800 руб. Это 72 800 руб. (26% от 280 000 руб.) плюс 2000 руб. (10% от 20 000 руб.). Без применения регрессии сумма налога составила бы 78 000 руб. (300 000 руб. х 26%).

Зарплата в последующие месяцы будет облагаться по 10-процентной ставке до того момента, пока совокупный доход с начала года не превысит 600 000 руб. То есть в июне, июле, августе, сентябре и октябре ЕСН будет уплачиваться по ставке 10%. С ноября расчет налога будет производиться по ставке 2% по декабрь включительно.

С применением регрессии сумма налога за год составит: 104 800 руб. + ((60 000 руб. x 12 мес.) — 600 000 руб.) x 2% = 107 200 руб.

Если бы регрессия не применялась, то налог был бы существенно больше:
60 000 руб. x 12 мес. x 26% = 187 200 руб.
Экономия очевидна.

Когда увольнение не помеха регрессии?

Допустим, работник решил уволиться и перейти к другому работодателю. В этом случае последний не может учитывать в составе совокупного дохода зарплату, которую работник получал на предыдущей фирме. Значит, нельзя и рассчитывать на регрессивную ставку по ЕСН в отношении доходов данного сотрудника.

А как быть с доходами работников, которые после увольнения из компании по разным причинам возвращаются обратно? В Налоговом кодексе по этому поводу ничего не сказано. В нем лишь указано, что налоговую базу определяют отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом (*1) .

Арбитражная практика по вопросу применения регрессивной шкалы по ЕСН в случае реорганизации фирмы

Арбитражная практика в пользу компании

Пост. ФАС ЗСО от 17.10.2007 N Ф04-7305/2007
Пост. ФАС ПО от 14.06.2007 N А65-1156/06
Пост. ФАС МО от 22.11.2007 N КА-А40/11978-07
Пост. ФАС СЗО от 27.09.2007 N А42-1133/2007
Пост. ФАС ПО от 16.05.2006 N А12-19292/05-С21

Арбитражная практика против компании

Пост. ФАС ДО от 24.05.2007 N Ф03-А73/07-2/1453
Пост. ФАС ДО от 23.05.2007 N Ф03-А73/07-2/1118

Налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. В Налоговом кодексе не сказано, что организация теряет право на применение регрессивной ставки по ЕСН в случае прерывания сотрудником работы на какой-либо период в пределах одного календарного года. Следовательно, при увольнении работника и приеме его обратно в течение одного налогового периода организация не теряет права на применение регрессивной ставки с учетом выплат до его увольнения (*2) .

Помимо вышеописанной ситуации в организации могут возникнуть и другие случаи, при которых сложно понять, теряется право на регрессивную ставку ЕСН у организации или нет. Рассмотрим некоторые из них.

Регрессия при переводе в подразделение

При стабильном развитии бизнеса организации открывают обособленные подразделения, в том числе и в других регионах. Сотрудников таких компаний нередко переводят из одного подразделения в другое. Как в отношении переведенных сотрудников происходит исчисление ЕСН, если обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, имеет свой расчетный счет и исчисляет налоги самостоятельно?

Перевод сотрудника из головного офиса в подразделение не влияет на право компании применять регрессивную ставку ЕСН

В данной ситуации увольнение работника не происходит, сотрудник переводится в пределах одной организации. Таким образом, есть все основания исчислять ЕСН в подразделении с учетом предыдущих выплат. Специалисты Минфина России согласны с этим мнением (*3) .

Минусы реорганизации

Наиболее спорной на сегодня в части применения регрессивной ставки по ЕСН является ситуация реорганизации фирмы. Видов реорганизации несколько: выделение, слияние, разделение и т. д. Во всех случаях вновь организованная компания является правопреемником. Позиция финансовых органов в отношении ЕСН с выплат сотрудникам, переходящим в новую компанию из реорганизованной, категорична.

Аналогичную точку зрения представители Минфина России высказывали неоднократно (*4) .

Самое неприятное в данной ситуации, что на сторону Минфина России и налоговиков порой встают некоторые суды. Между тем положительных решений гораздо больше: судьи все же поддерживают и налогоплательщиков.

Совсем недавно по этому вопросу было вынесено решение Президиума ВАС РФ в пользу организации (*5) . Остается надеяться, что постановление Высшего Арбитражного Суда РФ изменит мнение финансовых органов и в скором времени мы сможем прочесть письмо Минфина России, в котором будут приведены соответствующие разъяснения.


Согласно Гражданскому кодексу юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Таким образом, возникшее в результате преобразования юридическое лицо формирует налоговую базу по единому социальному налогу с момента его государственной регистрации. Учитывать выплаты, начисленные в пользу физических лиц до реорганизации, оно не вправе. Налоговым кодексом не предусмотрены правовые основания для учета при определении налоговой базы по единому социальному налогу вновь созданного юридического лица выплат и вознаграждений, которые начислены работникам другого юридического лица до момента реорганизации, с целью применения регрессивной шкалы единого социального налога.

В соответствии со статьей 52 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Правопреемства в части формирования налоговой базы, в частности, по единому социальному налогу, а также правопреемства в части применения пониженных ставок единого социального налога законодательством не предусмотрено.

Экспертиза статьи:
Ю.В. Волкова,
служба Правового
консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный
бухгалтер-эксперт

*1) 1 п. 2 ст. 237 НК РФ

*2) письма Минфина России от 16.04.2008 N 03-04-06-02/37, от 15.02.2007 N 03-04-06-02/25

*3) письмо Минфина России от 21.04.2008 N 03-04-06-02/38

*4) письма Минфина России от 20.11.2006 N 03-05-02-04/179, от 26.05.2006 N 03-05-02-04/71

*5) Решение Президиума ВАС РФ от 01.04.2008 N 13584/07

Читайте также: