Руководитель департамента налогового права

Опубликовано: 26.04.2024

В настоящее время руководитель Федеральной налоговой службы: Даниил Вячеславович Егоров.

С ноября 1991 года руководителем налоговых органов Российской Федерации был назначен Игорь Николаевич Лазарев. За время его руководства были введены новые для России налоги – НДС, акцизы, налог на имущество предприятий, подоходный налог, налог на доходы банков, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц и другие. В 1991 году был принят Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации», который впервые закрепил перечни налогов и сборов в едином законодательном акте.

С марта 1996 по апрель 1997 года Госналогслужбу России в ранге заместителя Председателя Правительства Российской Федерации возглавлял Виталий Григорьевич Артюхов, который успешно завершил создание электронной почты в составе системы внутреннего взаимодействия налоговых органов. Госналогслужбе России переданы функции лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции, а также государственного контроля за выделением юридическим лицам квот на закупку этилового спирта и их использованием. Создана Всероссийская государственная налоговая академия Госналогслужбы России. Также утверждена Концепция модернизации налоговой службы.

С апреля 1997 года по мая 1998 года и с мая 1999 года по мая 2000 года ведомство возглавлял Александр Петрович Починок. Под его руководством введен контроль за производством и оборотом спирта и алкогольной продукции, а также создана первая версия общедоступного Интернет-сайта Госналогслужбы России, разработана концепция создания АИС «Налог-2». Успешно развернут Центр обработки данных Госналогслужбы России в г. Москве и Волгоградской области, прообраз ключевой компоненты системы центров обработки данных ФНС России, проведены комплексный анализ и оптимизация рабочих процессов в налоговых органах.

С мая 1998 года Руководителем Государственной налоговой службы Российской Федерации – Министром Российской Федерации был назначен Борис Григорьевич Федоров. Одними из знаковых результатов работы ведомства под его руководством стали разработка и внедрение Интернет-сайтов Госналогслужбы России регионального уровня и проведение масштабной инвентаризации информационной системы налоговой службы. Утвержден совместный проект Госналогслужбы России и Международного банка реконструкции и развития — «Модернизация налоговой службы».

С сентября 1998 года по мая 1999 года Госналогслужбой России, а затем Министерством Российской Федерации по налогам и сборам руководил Георгий Валентинович Боос. Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам Российской Федерации. Его руководство ознаменовалось успешным внедрением в рамках Проекта «Модернизация налоговых органов» стандартов качества ISO для сертификации рабочих процессов деятельности налоговых органов. Был подготовлен второй этап Проекта модернизации налоговых органов, связанный с созданием инфраструктуры и стандартизацией информационного обеспечения. Введена в действие первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая основные принципы налогообложения, а также утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков. Определены теоретические основы разделения налогоплательщиков на группы, в том числе выделена категория крупнейших налогоплательщиков. Государственная налоговая служба преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

С мая 2000 года по апрель 2004 года Министром Российской Федерации по налогам и сборам являлся Геннадий Иванович Букаев. Под его руководством в составе налоговых органов Российской Федерации созданы первые 7 межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам и межрегиональная инспекция МНС России по централизованной обработке данных на федеральном уровне. Внедрена «Система электронной обработки данных», обеспечена возможность представления всех форм бухгалтерской и налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи. Приняты законы о налогообложении прибыли, НДПИ. Введен транспортный налог, ЕСН. Развернута кампания массового присвоения ИНН физическим лицам. В 2002 году начато ведение федерального информационного ресурса Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). В 2003 году был организован удаленный доступ к федеральному информационному ресурсу — Единому государственному реестру налогоплательщиков (ЕГРН). Первый этап проекта «Модернизация налоговой службы — 2» был признан руководством Международного банка реконструкции и развития «Лучшим проектом модернизации налоговой службы в странах с реформируемой экономикой переходного периода».

С марта 2004 по февраль 2007 года Федеральную налоговую службу возглавлял Анатолий Эдуардович Сердюков. В период его руководства ФНС России переданы функции уполномоченного органа в делах о банкротстве и в процедурах банкротства. Введена в действие Глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации «Земельный налог». Созданы и размещены на сайте ФНС России общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. С 2005 года налоговые органы начали работу по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц «недействующих» юридических лиц. Совместно со Сбербанком запущена в эксплуатацию биллинговая технология по платежам физических лиц, которая предусматривает электронный обмен между налоговыми органами и банком. В 2006 году созданы специализированные подразделения налогового аудита, не связанные организационно с подразделениями контрольной работы.

С февраля 2007 по апрель 2010 под руководством Михаила Павловича Мокрецова специалистами Федеральной налоговой службы завершен проект «Модернизация налоговой службы-2». Разработана и внедрена система оценки эффективности деятельности территориальных налоговых органов, охватывающая все направления деятельности налоговой службы. Введены в действие on-line сервисы — «Адрес Вашей инспекции», «Заполнить платежное поручение», «Сведения из ЕГРЮЛ (публикация)» и др. Внедрена государственная услуга по информированию налогоплательщиков — физических лиц о суммах задолженности по налогам – «Личный кабинет налогоплательщика». Службой были разработаны программные средства, размещенные на официальном сайте ФНС России, для формирования расчетных документов в автоматизированном режиме. Проведена опытная эксплуатация программного обеспечения по приему в налоговых органах электронной информации о платежах налогоплательщиков, самостоятельно исчисливших налоги.

6 апреля 2010 года Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации №507 «О руководителе Федеральной налоговой службы» руководителем ФНС России назначен Михаил Владимирович Мишустин, эту должность он занимал до января 2020 года.

17 января 2020 года Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации №21-р «О руководителе Федеральной налоговой службы» руководителем ФНС России назначен Действительный государственный советник РФ II класса Даниил Егоров .

Российской Федерации по Калининскому району г. Челябинска

Общее положение.

1.1 Юридический отдел (далее – отдел) является структурным подразделением Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Калининскому району г. Челябинска (далее – Инспекция).

1.2 отдел в соей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными законодательными актами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, приказами, распоряжениями, инструкциями, правилами, положениями и иными актами ФНС России и управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее – управление), а также настоящим Положением.

1.3. отдел в своей деятельности руководствуется инструкциями на рабочие места, утвержденными ФНС России.

1.4. Положение об Отделе утверждается руководителем Инспекции.

Основные задачи Отдела.

2.1 Обеспечение правовыми средствами реализации Инспекцией законодательства о налогах и сборах, норм и положений Кодекса об административных правонарушениях, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, о применении ККМ, о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и табачной продукции, а также нормативных правовых актов ФНС России и Управления.

2.2 представление и защита законных прав и интересов Инспекции в судебных, правоохранительных и иных органах.

2.3 подготовка проектов решений по результатам налоговых проверок.

Основные функции Отдела.

3.1. проведение правовой экспертизы документов, подготавливаемых в Инспекции, и оказание правовой помощи подразделениями Инспекции по вопросам применения законодательства Российской Федерации.

3.2. Рассмотрение, систематизация и анализ жалоб налогоплательщиков.

3.3. Участие в рассмотрении представленных налогоплательщиками возражений (объяснений) по актам выездных налоговых проверок.

3.4. Подготовка проектов решений по результатам налоговых проверок.

3.5. Осуществление производства, участие и юридическое сопровождение дел о налоговых и административных правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах. По решению руководителя в целях оказания правовой помощи принимает участие во всех стадиях налоговой проверки.

3.6. Оформление и предъявление в суды общей юрисдикции и арбитражные суды исков по всем основаниям.

3.7. Осуществление защиты государственных интересов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

3.8. Обеспечение направления материалов в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки состава преступления.

3.9. Ведение систематизированного учета актов законодательства, ведомственных нормативных актов ФНС России и Управления, а также иных нормативных актов, связанных с налогообложением и деятельностью налоговых органов.

3.10. Анализ судебной практики и подготовка разъяснений по ее применению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.12. Формирование уставной отчетности по предмету деятельности Отдела.

3.13. Подготовка информационных материалов для руководства Инспекции по вопросам, находящимся в компетенции Отдела.

3.14. Участие в организации и осуществление мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке кадров для налоговых органов, проведение совещаний, семинаров по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

3.15. Ведение в уставном порядке делопроизводства, хранение и сдача в архив документов отдела.

Полномочия Отдела.

4.1. Отдел для осуществления своих основных функций имеет право:

вносить руководству Инспекции предложения по любым вопросам, отнесенным к компетенции Отдела,

по указанию руководителя Инспекции в пределах сферы своей деятельности и компетенции представлять Отдел в Управлении,

вести переписку по вопросам, относящимся к компетенции Отдела,

готовить проекты приказов и других документов по вопросам, относящимся к компетенции Отдела,

давать заключения по проектам документов, представленным на заключение другими отделами Инспекции,

запрашивать и получать от отделов Инспекции рекомендации, предложения и заключения по вопросам, относящимися к компетенции Отдела,

работать с документами отделов Инспекции для выполнения возложенных на Отдел задач,

осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, актами ФНС России и Управления.

4.2. Отдел осуществлять свою деятельность во взаимодействии с другими отделами Инспекции на основе планов, составленных по направлениям работы Инспекции, в соответствии с планами работы коллегий ФНС России и Управления.

4.3. Структура Отдела и численность его сотрудников устанавливаются, исходя из утвержденной структуры и численности работников Инспекции.

Руководство Отделом.

5.1. Руководство Отделов осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Инспекции по согласованию с Управлением.

5.2. Начальник Отдела находится в непосредственном подчинении руководителя или заместителя руководителя Инспекции либо лиц, исполняющих их обязанности.

5.3. Начальник Отдела:

разрабатывает и представляет руководителю Инспекции для утверждения должностные инструкции сотрудников Отдела,

вносит предложения по кандидатурам для назначения на должности, по освобождению от должности сотрудников Отдела,

руководит работой Отдела, обеспечивает решение возложенных на Отдел задач, контролирует исполнение сотрудниками должностных обязанностей и поручений,

согласовывает представляемые на рассмотрение руководству проекты документов, содержащих вопросы, относящиеся к компетенции Отдела,

планирует и контролирует деятельность Отдела, в том числе по вопросам взаимодействия с другими отделами Инспекции в связи с выполнением возложенных на Отдел задач,

обеспечивает соблюдение работниками Отдела правил внутреннего трудового распорядка, а также вносит предложения руководству Инспекции о поощрении (взыскании) сотрудников Отдела.

5.4. Начальник Отдела несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Отдел настоящим Положением, за соблюдение действующего законодательства, исполнение приказов, распоряжений, иных нормативных актов, указаний руководства Инспекции, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Отдела, обеспечение соблюдения сотрудниками Правил внутреннего трудового распорядка и исполнительской дисциплины.

Заключение

В течение преддипломной практики в юриическом отделе ИФНС по Калининскому району г. Челябинска, я была ознакомлена с деятельностью ИФНС по Калининскому району г.Челябинска.

В процессе практики мной было выполнено немало работ разного характера.

Основное внимание было уделено:

1. Подготовке проектов заявлений о выдаче судебного приказа по транспортному налогу;

2. Подготовке проектов заявлений о выдаче судебного приказа по земельному налогу;

3. Подготовке проектов заявлений о выдаче судебного приказа по налогу на имущество физических лиц;

4. Подготовке проектов исковых заявлений о взыскании задолженности по доходам физических лиц;

5. Заполнение электронного журнала и учета данных инспекций;

6. Заполнение бумажного журнала о регистрации исковых заявлений;

7. Подготовка проектов заключений по актам камеральной налоговой проверки;

Практический журнал по управлению финансами компании «Финансовый директор» обратился в АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI) с просьбой предоставить консультации по ряду вопросов читателей. Ответы дает Директор Департамента правового и налогового консалтинга Группы Дарья Перковская:

Надо ли подавать 6-НДФЛ, если у компании нет выплат в пользу физлиц

В письме ФНС России от 8 июня 2016 г. № ЗН-19-17/97 говорится, что «если организация не осуществляет финансовую деятельность и не производит выплату доходов физическим лицам, то обязанности по представлению в налоговый орган по месту своего учета расчета по форме 6-НДФЛ у такой организации не возникает». Подскажите, все-таки сдавать ли 6-НДФЛ организации, у которой нет выплат в пользу физлиц?

В соответствии с письмом ФНС России от 6 мая 2016 года№БС-4-11/7928 (по вопросу предоставления расчета по форме 6-НДФЛ), в случаях, когда организация или индивидуальный предприниматель являются налоговыми агентами (п. 1 ст. 226 НК РФ и п. 2 ст.226.1), компании обязаны предоставлять расчет по форме 6-НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых физическим лицам.

Соответственно, если организация или индивидуальный предприниматель не производит выплат доходов физическим лицам, то обязанности предоставлять «нулевой» расчет по форме 6-НДФЛ у них нет.

Вправе ли ИП простить заем, выданный своей фирме

Индивидуальный предприниматель (УСН - 6%), он же генеральный директор компании предоставил заем своей организации (ОСН). Может ли он со временем «простить» этот заем? И какие возможны налоговые последствия?

Рассмотрим налоговые последствия прощения займа у организации-заемщика, применяющего общеустановленный порядок налогообложения. Полученные по договору займа денежные средства не включаются в состав доходов при исчислении налога на прибыль (пп. 10 п.1. ст. 251 НК РФ). Но если кредитор прощает долг по процентам или сумму основного долга, то у заемщика эти суммы учитываются в составе внереализационных доходов и будут увеличивать налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль. Исключение составляет лишь ситуация, когда долг прощается учредителем, имеющим в уставном капитале заемщика более 50% (пп. 11 п.1. ст.251 НК РФ).

Однако, если участник ООО (даже имеющий в долю капитале этого общества менее 50%) передает этот заем и/или проценты по нему на увеличение чистых активов общества, то эти суммы уже не будут облагаться налогом на прибыль.

У индивидуального предпринимателя-займодавца, применяющего УСН, использующего в качестве объекта налогообложения доходы, расходы не учитываются вовсе (п.1 ст.346.18 НК РФ). Поэтому налоговых последствий от прощения долга не возникает.

У предпринимателей, использующих УСНО (объект налогообложения «доходы минус расходы»), также нет оснований для списания убытка от прощения долга (в отличие от общеустановленного порядка налогообложения). Так как подобная статья затрат не предусмотрена в закрытом перечне расходов.

Как производится возмещение НДС при продаже товаров в страны Таможенного союза

Каким образом производится возмещение суммы НДС российской компании при продаже товаров странам Таможенного союза. Например, российская компания продает товар в казахстанскую компанию за 100 рублей без НДС, казахстанская компания в российскую организацию оплачивает сумму НДС 12% от 100 рублей. Каким образом и в какой срок возмещается российской компании НДС в размере 18% – 18 рублей. Какие еще налоги должна оплатить российская компания.

При экспорте товаров из России в страны-члены Таможенного союза применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость (в соответствии со ст. 164 НК РФ), что определено Соглашением «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» от 25.01.2008 г. и Протоколом «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» от 11.12.2009 года. Для применения нулевой ставки по НДС необходимо документально подтвердить факт экспорта в течении 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров, предоставив в налоговый орган пакет документов вместе с налоговой декларацией. Перечень необходимых документов содержится в п.1 ст. 165 НК РФ – копии контракта, таможенной декларации, транспортных, товаросопроводительных документов.

В настоящий момент рассматривается проект поправок в статье 164 НК РФ, по которым экспортер будет вправе отказаться от применения нулевой ставки НДС. Экспорт в страны Таможенного союза подакцизной продукции дает возможность на получение освобождения (возмещения уплаченной суммы) акцизов, также при условии документального подтверждения факта экспорта.

Может ли производственная компания на упрощенке применять пониженные тарифы страховых взносов

Наше предприятие работает на УСНО, ОКВЭД 28.62 (производство инструментов) по ОК 029-2001 (с 2015 года по новому ОК 029-2014 ОКВЭД должен быть 25.73). Предприятие производит продукцию (режущий и мерительный инструмент) и реализует по договорам поставки покупателям. Доля доходов от реализации по данному виду деятельности составляет не менее 90%. При производстве продукции предприятие использует собственные и арендованные производственные ресурсы (труд штатных работников, самостоятельные разработки конструкторской и технологической документации, энергоресурсы, арендованную площадь для производства и т.п.). При этом для производства инструмента используется давальческое сырье Покупателя. Доля давальческого сырья в себестоимости изготавливаемой продукции не превышает 15%. Правомерно ли применение льготы по отчислениям во внебюджетные фонды (пп. и п.8 части 1 статьи 58 212-ФЗ)?

Код ОКВЭД 25.73 «Производство инструмента» в группе кодов «Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования» соответствует видам экономической деятельности, подпадающим под применение пониженных тарифов страховых взносов (п.8 ч.1 ст.58 212 ФЗ), если предприятие выполняет следующие условия:

1. Предприятие применяет УСН.

2. Доля доходов от реализации продукции, услуг по этому виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов.

Других условий и ограничений (кроме условий перехода на УСН по ст. 346.12 НК РФ) нет. Поэтому структура себестоимости продукции не влияет на возможность использования пониженных тарифов страховых взносов.

Что касается применения давальческого сырья в производстве продукции, которое учитывается на забалансовых счетах предприятия, то в составе расходов отображаются лишь фактические затраты, связанные с выполнением работ без стоимости давальческого сырья. Так же как в составе доходов отображаются только оплаченная заказчиком согласованная стоимость указанных работ, что и будет учитываться при расчете доли доходов от основной деятельности.

Где срочно получить средства для бизнеса

Для бизнеса требуются срочно денежные средства. Подскажите где и как быстро возможно получить? Показатель текущей ликвидности – 1. Есть залог. Наличие арбитражей присутствует.

Для промышленного предприятия, имеющего высокую долю внеоборотных активов в валюте баланса, значение коэффициента текущей ликвидности на уровне около 1 является почти нормой. Однако для малого предприятия, зачастую не имеющего значительных объемов основных фондов, такое значение показателя будет считаться низким и свидетельствовать о проблемах в платежеспособности. Наличие судебных исков также усугубляет кредитные риски. Поэтому даже под обеспечение залогом такому заемщику сложно получить банковский кредит.

Одним из возможных вариантов решения финансовых проблем в данном случае является разработка антикризисной программы и привлечение средств на ее финансирование. В этом случае, обоснованность планов и реальность достижения поставленных целей могут стимулировать банк пойти навстречу клиенту и предоставить необходимый ему кредит.

Как оптимизировать НДС с учетом сохранения вычетов для учредителя

Организация оказывает услуги по питанию юридическим и физическим лицам, находится на общей системе налогообложения. Учредитель 100% юридическое лицо также на общей системе налогообложения. Учредителю оказывается 50% услуг от общего оборота организации. Как можно оптимизировать НДС с учетом сохранения вычетов для учредителя?

Наиболее распространенной схемой минимизации НДС является разделение бизнеса на 2 организации, применяющих разные режимы налогообложения, или получение освобождения от уплаты НДС, предоставляемого статьей 145 НК РФ.

Однако в вашем случае, оптимальным является ведение раздельного учета операций по реализации готовой продукции, товаров, услуг, облагаемых по разным ставкам, в т.ч. необлагаемых НДС и облагаемых по ставкам 10% и 18%.

При этом следует учесть, что готовая продукция предприятия общественного питания облагается по пониженной ставке 10%, если она поименована в «Перечне кодов видов продовольственных товаров в соответствии с общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при реализации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 №908 (ред. от 02.12.2015).

Применение раздельного учета готовой продукции, товаров и услуг, облагаемых по разным ставкам, даст возможность уменьшать сумму налога на суммы налоговых вычетов.

Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI), журнал «Финансовый директор»


В федеральной Торгово-промышленной палате 17-19 ноября 2020 г. прошёл Всероссийский налоговый форум.

Участвовали руководитель ФНС России Даниил Егоров и его заместители, президент ТПП РФ Сергей Катырин, ведущие налоговые эксперты страны и представители бизнеса.

Компания «Градиент Альфа» в 10-й раз является генеральным партнёром этого масштабного мероприятия. И организатором сессии для собственников, руководителей, финансовых директоров и главбухов.

По понятным причинам количество очных участников в этот раз было сильно ограничено. Большинство (свыше 5000 человек) смотрели в онлайне.

Руководитель информационно-аналитического отдела АКГ «Градиент Альфа» Виталий Цветков рассказывает главное с мероприятия.

Практика против теории

«Градиент Альфа» провела в рамках форума сессию «Налоговое планирование – 2021. Новые возможности и ограничения».

«Налоговых возможностей по-прежнему много, а ограничения связаны с тем, что активность налоговой службы в отношении проверок и контроля за бизнесом продолжает расти, — сказал во вступительном слове модератор нашей сессии, руководитель АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин. – Из-за коронакризиса бюджеты всех уровней сильно потратились на поддержку населения и не очень сильно – на поддержку пострадавших отраслей. Дыру приходится латать ростом налоговых доначислений.

Планы по собираемости налогов по моим сведениям из-за влияния пандемии не изменились.

К тому же во многих городах и областях поменялось руководство региональных Управлений ФНС и территориальных инспекций. В частности, в Санкт-Петербург и Ленинградскую область пришли выходцы из Москвы, которые и работать стали «по-московски».

Проверки стали проводиться там, где их не было: практика показывает, что налогоплательщиков вызывают в налоговые инспекции и спрашивают про контрагентов третьего-четвертого-пятого уровней от проверяемых юрлиц. Стали проверять технические компании. Казалось бы, что взять с однодневок? Цель – сформировать доказательную базу для других мероприятий налогового контроля, выявить бенефициаров налоговых схем, выполнить KPI. А ещё в таких компаний есть директор и учредитель, у которых, возможно, есть какое-то имущество. Его можно взыскать при банкротстве и привлечении к субсидиарной ответственности. Или они могут указать на тех самых бенефициаров.


Председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин
и заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин

Презентация Павла Гагарина, «Градиент Альфа». Что будет с налогами в 2021 году

Налоговые органы активно работают с информацией, собранной во время моратория на проведение проверок. По данным Павла Гагарина, готовится новый пласт проверок среднего бизнеса, для чего создаются специальные инспекции. В команде инспекторов, выезжающих на налоговые проверки, могут быть представители других регионов – так было, когда в команде проверяющих московской компании были налоговики из Астрахани. Внедряются новые цифровые технологии налогового контроля. Продолжается война с дроблением бизнеса.

Усиливается контроль над расходами домохозяйств. Это заход на бизнес с тыла. Инспекторы будут смотреть, какие расходы несёт семья владельца бизнеса. И если расходы более чем на 20% превышают доходы от основного бизнеса, значит, у ФНС будет повод начать проверку.


Выступление руководителя ФНС России Даниила Егорова на пленарном заседании форума

Заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин многое из этого опроверг и назвал страшилками. Он сказал, что впервые слышит о создании специальных налоговых инспекций для среднего бизнеса (по аналогии с инспекциями по крупнейшим налогоплательщикам). При этом в кулуарах мероприятия налоговики не спорили с тем, что такие подразделения в ИФНС всё же создаются. Да, пока это не инспекции в традиционном формате, но сути дела это не меняет.

Рост проверок там, где их никогда не было, Дмитрий Сатин назвал неправдой. «В связи с коронакризисом был наложен мораторий на проведение проверок. Необходимости выезжать сейчас нет, у нас достаточно технических возможностей, чтобы проводить анализ удалённо. Количество выездных проверок сокращается последние годы примерно на 30% в год. В этом году сокращение составило 42%». По итогам нынешнего года будет 5200 выездных налоговых проверок, в прошлом году их было 9000, а в 2010-м – 70 000. По его словам, сегодня проверяется лишь одна компания из каждых 10 тысяч.

Налоговик также отрицает, что у ФНС есть планы по сбору налогов в этом году, а также что служба инициирует «новый пласт проверок среднего бизнеса».

По реакции людей в зале было понятно, что всё не так радужно, как описывает чиновник.

Дмитрий Сатин также усомнился в «случае с Астраханью»: «Выездная проверка открывается инспекцией по месторасположению компании. Это не могут быть массовые случаи. Мы говорим о проверках компаний, которые используют схемы, компаний, которые знали, что контрагент «не живой», а используется для уклонения от уплаты налогов».

Однако общественный омбудсмен по налогам и аудиту Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве Маргарита Дружинина опровергла опровержения. Она привела ещё один кейс, тоже с Астраханью, но уже из своей практики: «У рыбной компании, у которой есть также несколько магазинов по продаже улова в столице, в течение года с ФНС проходил мирный цивилизованный диалог. И вдруг резко началась выездная проверка с обвинением в дроблении бизнеса. В один день в разные офисы приехали инспекторы. В головной офис приехали 20 человек, но только один из них показал «корочку» ФНС. А кто были остальные – неизвестно. Не исключаю, что конкуренты, которые, таким способом, получили доступ ко всем документам, ко всем серверам. Это трэш. В этой ситуации может помочь звонок бизнес-омбудсмену, потому что никакие жалобы тут не помогают – налоговые органы делают на такие жалобы отписки. А нужно «загонять» проверяющих в рамки закона».


Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна Минеева рассказала, что объем жалоб на налоговые органы составляет 13% от всех обращений к Уполномоченному. Она рассказала о защите прав предпринимателей по налоговым делам, инструментах защиты предпринимателей в рамках деятельности Уполномоченного. В функционал бизнес-омбудсмена входит участие в налоговых проверках, представление интересов предпринимателей в судах в качестве третьей стороны. Вмешательство Уполномоченного помогает с большей долей вероятности избежать заключения под стражу по уголовным делам о неуплате налогов и заменить это на более мягкую меру пресечения.

Создать более благоприятный деловой климат, по словам Татьяны Минеевой, помогает объединение бизнеса в отраслевые ассоциации: «Я сужу по близкой мне бьюти-индустрии в Москве. Важно, что власть теперь не может принимать решения, не согласовав их с профессиональным сообществом».

«То, что мы услышали сегодня, лишний раз подтверждает, что налоговые органы и предприниматели видят ситуацию по-разному. Как будто они на разных планетах». У одних – цифровизация ради упрощения и удобства работы налогоплательщиков, предвзятости быть не может, так как автоматизация чисто технически не позволит выходить за рамки закона. А у других на практике гораздо более суровые реалии, — подвела итог первого блока круглого стола столичный общественный омбудсмен по налогам Маргарита Дружинина.

«Видимо, это как в советские времена – «перегибы на местах». У территориальных инспекций, к которым, по нашей практике налогового сопровождения, всё же спускаются планы и KPI… На «земле» всё не так, как говорят в центральном аппарате» — добавил Павел Гагарин.

О ключевых налоговых изменениях

Генеральный директор «Градиент-Альфа-АУДИТ» Татьяна Ильинова посвятила своё выступление ключевым изменениям налогового законодательства: «ФНС планирует внести все данные физических лиц в единый реестр. Я думаю, что реестр станет эффективным инструментом по администрированию НДФЛ. Ведь в реестр попадут данные о собственности граждан, об их расходах и доходах, о банковских счетах. Не исключаю, что через несколько лет инспекторы начнут приходить к гражданам с вопросами на основе анализа реестра».


Среди других важных изменений – теперь НДФЛ с выявленной серой зарплаты обязан платить работодатель, его нельзя будет предъявить на сотрудника.

Кроме того, в качестве антикризисной меры поддержки малого и среднего бизнеса правительство снизило страховые взносы в 2 раза. Со следующего года ставка НДФЛ по зарплатам выше 5 млн рублей увеличивается на 15%. Такое же увеличение коснётся и ставки регресса по страховым взносам.

Татьяна Ильинова напомнила, что с 7 ноября 2020 года вступил в силу новый порядок формирования реестра МСП, и призвала представителей бизнеса проверить, соответствуют ли они новым условиям. Что касается стоимости патента, то его можно проверить через специальный сервис на сайте ФНС.

Роман Самилло, заместитель руководителя Департамента аудита АКГ «Градиент Альфа» рассказывал об отказе налоговых органов от налоговой реконструкции при применении статьи 54.1 Налогового кодекса.

«Статье 54.1 больше трёх лет, но споры не угасают. Если проанализировать судебную практику, то мы убедимся, что самая массовая категория дел касается не проявления должной осмотрительности


Мария Степанова («Квайссер Фарма») и Роман Самилло («Градиент Альфа»)

Эксперт по управлению налоговыми и правовыми рисками АКГ «Градиент Альфа» Татьяна Гераскина привела статистику по созданным и закрытым компаниям с начала года: «На одну созданную компанию мы имеем две закрытых. Львиная доля исключенных из ЕГРЮЛ – те, которых удалила сама ФНС».

Эксперт напомнила о негативных последствиях закрытых компаний. Среди них: дисквалификация директора и учредителя, блокировка банковского счёта и уголовная ответственность. Что касается размера взысканных средств в рамках субсидиарной ответственности, то он растёт год от года. Так, в 2015 году размер субсидиарной ответствености составлял 3,1 млрд рублей, а в этом году – уже 136,7 млрд рублей.

Презентация Татьяны Гераскиной, «Градиент Альфа». Ликвидация бизнеса: как можно и как нельзя

Среди других неприятных нововведений – Верховный суд РФ разрешил привлекать к субсидиарной ответственности наследников должника и его близких родственников.

Управление налоговыми рисками: практика компаний

Управляющий партнёр инжинирингового холдинга «Спектрум» Владимир Иванов рассказал о созданной в его компании корпоративной системе управления налоговыми рисками:

«Встречные проверки – самый частый инструмент налогового контроля в России. Поэтому мы обучаем людей ходить на допросы и выстраивать линию защиты, оказываем психологическую и юридическую поддержку. Помните, что методы работы ФНС становятся всё более и более изощрёнными».


Управляющий партнёр инжинирингового холдинга «Спектрум» Владимир Иванов (в центре)

Главный бухгалтер «Квайссер Фарма» Мария Степанова также дала рекомендации собственникам, руководителям, финансовым директорам и главбухам. Она призвала уделять пристальное внимание первичным документам, изучать нормативную базу и разъяснения Минфина и ФНС, судебную практику и ключевые тренды.

Презентация Марии Степановой, компания «Квайссер Фарма». Управление рисками

«И не бойтесь спорить с инспекторами. У нас есть положительная практика урегулирования вопросов в нашу пользу. Мы выигрывали дела. Да, это долго и сложно, но делать это необходимо. Ведь некоторые инспекторы ФНС часто действует по принципу «наложим штраф, а потом – будь что будет, оспорят – так оспорят. Дальнейшее их не касается. И не забывайте, что бухгалтерия – зеркало бизнеса. Если там нет порядка, то нет порядка и в самом бизнесе. И наоборот».

На пленарном заседании форума руководитель ФНС России Даниил Егоров выступил с обширным обзором о трансформации Федеральной налоговой службы.

Он рассказал о перспективах развития налогового законодательства и мер по поддержке бизнеса.

В частности, глава ФНС сообщил, что новый налоговый режим для ритейла, предполагающий автоматическую уплату налогов без обязательного предоставления отчетности в налоговые органы, может появиться уже в следующем году.

Материал подготовил

Виталий ЦВЕТКОВ,

руководитель информационно-аналитического отдела

АКГ «Градиент Альфа»

Видеозапись пленарного заседания форума с выступлением и презентацией руководителя ФНС России Даниила Егорова

Презентации спикеров:

Павел Гагарин, «Градиент Альфа». Что будет с налогами в 2021 году

Татьяна Гераскина, «Градиент Альфа». Ликвидация бизнеса: как можно и как нельзя

Мария Степанова, компания «Квайссер Фарма». Управление рисками































«Градиент Альфа» - это оптимизация издержек и минимизация рисков Вашего бизнеса, повышение его эффективности и инвестиционной привлекательности.

  • О нас
  • Эксперты
  • Благотворительность
  • Градиент Альфа в СМИ
  • События
  • Контакты
  • Карта сайта
  • Логистика
  • Бухгалтерия
  • Аудит
  • Консалтинг
  • Оценка активов
  • Медиация
  • Аутсорсинг ВЭД

+7 (495) 740-12-64
Наш e-mail
115280, Россия,
г. Москва,
1-й Автозаводский
проезд, дом 4, к. 1

Мы обещаем высылать вам только самые полезные материалы и не чаще, чем 2 раза в месяц. В любой момент вы сможете отписаться от нашей рассылки.

Роль юридического отдела в работе инспекции

Юридический отдел является самостоятельным структурным подразделением налоговой инспекции. В административном плане отдел, как правило, подчиняется непосредственно руководителю инспекции.

Главной задачей юридического отдела является правовое обеспечение деятельности инспекции. В связи с этим юридический отдел занимает особое место среди отделов инспекции. С одной стороны, его деятельность подчинена решению задач, стоящих перед инспекцией, т.е. мобилизации средств в бюджет и усилению налогового контроля. С другой стороны, юридический отдел обеспечивает соблюдение иными подразделениями инспекции действующего законодательства, законных интересов налогоплательщиков, прав и свобод граждан. Юридический отдел является как бы "внутренним контролером" выявляющим возможные нарушения законодательства в ходе работы налоговой инспекции на "ранней стадии" и предотвращающим их.

В целях правового обеспечения деятельности инспекции юридический отдел проверяет на соответствие требованиям законодательству проектов приказов, распоряжений и других документов правового характера и визирует их. Все документы, издаваемые инспекцией и могущие повлечь за собой правовые последствия, до их подписания руководителем инспекции анализируются сотрудниками юридического отдела. Эти документы могут носить как "внутренний", так и "внешний" характер. Если сотрудник юридического отдела считает, что те или иные положения проекта документа нарушают действующее законодательство, то он не визирует документ и обосновывает свою позицию в устной или письменной форме для руководителя инспекции или его заместителя. В этом случае руководитель инспекции может подписать документ и тем самым принять на себя всю полноту ответственности за возможное негативные последствия.

Юридический отдел проверяет на соответствие требованиям законодательства проекты решений по материалам проверок и протоколов об административных правонарушениях и постановлений о наложении административного взыскания и визирует их. При этом сотрудники юридического отдела проверяют, имело ли место налоговое нарушение, предусмотрена ли за него налоговая и административная ответственность, контролируют соблюдение всех установленных налоговым и административным кодексами формальностей и проверяют полноту и убедительность собранных налоговыми инспекторами доказательств совершения правонарушений налогоплательщиками. В ряде случаев юристы анализируют проекты актов проверок для того, чтобы обеспечить надлежащую доказательную базу еще до вручения акта налогоплательщику. Требования сотрудников юридического отдела по формулировкам составов налоговых и административных правонарушений, по составу доказательств и оформлению актов и протоколов проверок основаны на Налоговом кодексе и обязательны для исполнения сотрудниками инспекции, проводящими проверку. Практика работы инспекций показывает, что игнорирование требований юристов или выполнение их не в полном объеме почти всегда влечет за собой проигрыш дела в суде, и соответственно сводит на нет длительную и объемную работу многих сотрудников инспекции.

В случае создания спорных, неоднозначных ситуаций, юридический отдел проводит правовой анализ действующих законодательных и нормативных актов и дает письменные заключения по вопросам, возникающим в деятельности инспекции. Заключение юридического отдела рассматривается руководством инспекции и учитывается при принятии окончательного решения по обсуждаемому вопросу.

Сотрудники юридического отдела инспекции проводят разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Юристы проводят обучение сотрудников других отделов в ходе занятий постоянно действующего семинара. На этих занятиях анализируются особенности действующего законодательства и их влияние на работу налоговых инспекторов, разъясняется порядок применения налоговых и административных санкций в сложных, нестандартных ситуациях, возникавших в работе инспекции. Сотрудники юридического отдела разрабатывают стандартные бланки решений и постановлений налоговой инспекции, которые впоследствии утверждаются руководителем инспекции и используются в работе другими отделами. Юридический отдел оказывает правовую помощь другим структурным подразделениям при практическом осуществлении ими контрольной работы.

Юридический отдел представляет интересы инспекции в суде общей юрисдикции, арбитражном суде, а также в других органах при рассмотрении правовых вопросов. Эта работа является важнейшим направлением работы отдела. Суд общей юрисдикции - суд, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений. В РФ к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ, верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды.

Юридический отдел также обобщает и анализирует результаты рассмотренных судебных и арбитражных дел, оперативно информирует руководство и заинтересованные подразделения инспекции о складывающейся практике рассмотрения дел в судах. Обосновывает необходимость корректировки работы налоговой инспекции с учетом сложившейся арбитражной и судебной практики.

На юридический отдел возложена работа по систематизированному учету и хранению поступающих в инспекцию законодательных и нормативных актов и другой литературы правового характера. Все официально поступающие в инспекцию нормативные правовые акты - кодексы, законы, указы, регламенты, методические указания, инструкции, письма и другие, документы хранятся в юридическом отделе. Работники отдела систематизирует их по темам и направлениям работы, ведут учет вносимых изменений и дополнений. Это необходимо для поддержания нормативно-правовой базы в актуальном состоянии и оперативного розыска отдельных документов, необходимых для работы в данный момент.

Значительная часть работы юридического отдела инспекции связана с обжалованием налогоплательщиками ненормативных актов налогового органа и действия (бездействия) его должностных лиц.

Читайте также: