Налог работодателя в узбекистане

Опубликовано: 11.05.2024

В 2019 году вступили в силу несколько десятков изменений и дополнений в налоговое законодательство Узбекистана.


В 2019 году налоги и другие обязательные платежи сильно изменились. Налоговый комитет опубликовал ключевые изменения и дополнения в законодательство Узбекистана:

Упрощенная система налогообложения

Единый налоговый платеж

Концепцией предусматривалось, что вместо единого налогового платежа будет введен налог с оборота (выручки). Однако в целях сокращения нормотворческой работы решено сохранить существующее наименование налога, налог с оборота (выручки) называется как и раньше — единый налоговый платеж.

В 2018 году критериями для уплаты единого налогового платежа являлись численность работников и осуществление определенного вида деятельности. Размер годового оборота (выручки) для возможности уплаты единого налогового платежа не учитывался.

С 1 января 2019 года единый налоговый платеж смогут уплачивать только юридические лица с годовым оборотом (выручкой) по итогам 2018 года не превышающим 1 млрд сумов.

При этом круг плательщиков единого налогового платежа расширяется за счет индивидуальных предпринимателей. Плательщиками единого налогового платежа будут:

  1. юридические лица, валовая выручка которых за налоговый период не превышает 1 млрд сумов;
  2. товарищ (участник) — индивидуальный предприниматель, на которого возложено ведение дел простого товарищества (доверенное лицо), валовая выручка которого от деятельности простого товарищества за налоговый период не превышает 1 млрд сумов;
  3. индивидуальные предприниматели, выручка которых от реализации товаров (работ, услуг) за налоговый период превышает установленный размер, но не более 1 млрд сумов. Если индивидуальной предприниматель экспортирует плодоовощную продукцию или включен в Национальный реестр субъектов электронной коммерции, он обязан платить единый налоговый платеж до достижения выручки в 1 млрд сумов;
  4. семейные предприятия, валовая выручка которых за налоговый период не превышает 1 млрд сумов;
  5. некоммерческие организации по доходам, полученным ими от предпринимательской деятельности, при условии, что они за налоговый период не превышают 1 млрд сумов.

В 2018 году единый налоговый платёж уплачивался по ставкам, дифференцированным в зависимости от видов деятельности. Базовая ставка налога составляла 5 процентов.

С 2019 года базовая ставка единого налогового платежа составляет 4% и все плательщики единого налогового платежа при наличии объекта налогообложения обязаны будут уплачивать налог на имущество, земельный налог и налог за пользование водными ресурсами.

Для них также сохранится возможность уплаты налога на добавленную стоимость на добровольной основе при наличии облагаемых налогом на добавленную стоимость оборотов:

Ставки единого налогового платежа

Налогоплательщики всех отраслей экономики (за исключением указанных ниже) «базовая ставка»

Юридические лица, получающие доходы от организации массовых зрелищных мероприятий путем привлечения юридических и физических лиц (включая нерезидентов), имеющих лицензию на занятие концертно-зрелищной деятельностью

Предприятия общественного питания:

в городах с численностью населения 100 тысяч и более человек

других населенных пунктах

труднодоступных и горных районах

из них: специализированные предприятия общественного питания, обслуживающие общеобразовательные школы, школы-интернаты, средние специальные, профессиональные и высшие учебные заведения

75% от установленной ставки в зависимости от места расположения

Предприятия розничной торговли в городах с численностью населения 100 тысяч и более человек

других населенных пунктах

труднодоступных и горных районах

независимо от места расположения по товарообороту от реализации алкогольной продукции, табачной продукции, бензина, дизельного топлива и сжиженного газа

Предприятия торговли, осуществляющие оптовую, а также оптово-розничную торговлю (за исключением оптовые и розничные аптечные организации)

Общеустановленная система налогообложения

Налог на прибыль юридических лиц

Изменения по налогу на прибыль в основном коснулись ставок налога, а также структуры вычитаемых и невычитаемых расходов.

Ставки налога на прибыль для большинства юридических лиц в 2019 году снижены:

  • для коммерческих банков — с 22 до 20%;
  • для остальных юридических лиц (за некоторым исключением) — с 14 до 12%.

В то же время повышены ставки налога для юридических лиц производителей цемента (клинкера) и полиэтиленовых гранул — с 14 до 20%

Для операторов мобильной связи, имевших дифференцированные ставки (14 и 50%) в зависимости от уровня рентабельности, вводится единая ставка налога на прибыль — 20%.

Изменения коснулись перечня вычитаемых и невычитаемых расходов. Ранее перечень расходов, подлежащих вычету при определении налогооблагаемой прибыли, являлся закрытым.

Перечень же невычитаемых расходов — наоборот, был открытый. Теперь же в целях упрощения определения налогооблагаемой базы и во избежание ошибок при исчислении налога и спорных вопросов при проверках с 2019 года перечень невычитаемых расходов закрытый, а вычитаемых — открытый.

Внесены следующие поправки в определение отдельных статей вычитаемых расходов:

  • исключены нормы по ограничению представительских расходов. Ранее их сумма в составе вычитаемых расходов не могла превышать одного процента от объема выручки от реализации продукции (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость и акцизный налог;
  • исключены ограничения по суточным расходам;
  • исключены ограничения по суммам страховых премий на добровольное страхование, оплачиваемых в пользу физическому лицу. Ранее норма для определения вычитаемых расходов составляла два процента от объема выручки от реализации товаров (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость и акцизный налог;
  • все выплаты по возмещению вреда, связанного с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья относятся теперь к вычитаемым расходам;
  • из вычитаемых исключены расходы на выполнение работ по благоустройству городов и поселков. Эти расходы переведены в состав невычитаемых;
  • исключена из перечня вычитаемых расходов плата за полностью изношенное оборудование, находящееся в эксплуатации.

Внесены поправки в определения отдельных статей невычитаемых расходов:

  • взносы, средства в виде спонсорской и благотворительной помощи, независимо от того, кто их получает, являются невычитаемыми расходами;
  • исключены судебные издержки;
  • к невычитаемым расходам относятся только убытки от выбытия основных средств с прежними оговорками. Убытки от выбытия иного имущества исключены из состава невычитаемых расходов.

В перечень невычитаемых расходов добавлены:

  • налоги, уплаченные за нерезидентов Узбекистана и других лиц;
  • налоги и другие обязательные платежи, доначисленные по результатам проверок;
  • расходы на мероприятия, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности налогоплательщика (по охране здоровья, спортивные и культурные мероприятия, организация отдыха );
  • оказание помощи профсоюзным комитетам;
  • затраты на выполнение работ (услуг), не связанных с производством продукции (работы по благоустройству городов и поселков, оказание помощи сельскому хозяйству и другие виды работ).

В целях снижения себестоимости товаров, работ и услуг изменены ставки амортизации для целей налогообложения исходя из срока использования имущества по отдельным категориям основных средств, так с 2019 года нормы амортизации снижены:

  • для зданий и строений — с 5 до 3%;
  • для железнодорожного подвижного состава, морских, речных судов, судов рыбной промышленности, воздушного транспорта — с 8 до 4%.

Снижение норм амортизации приведет к сокращению расходов и увеличению прибыли.

С 2019 года ставка налога на доходы в виде дивидендов и процентов снижается с 10 до 5%. При этом порядок обложения у источника выплаты сохранится как для юридических, так и для физических лиц.

Для нерезидентов ставка налога на дивиденды и проценты сохраняется в размере 10%. Ставки по другим видам доходов нерезидентов также остаются неизменными:


В общем случае при определении ставки НДФЛ основополагающее значение имеет налоговый статус физлиц (резидент/нерезидент). Однако из этого правила есть ряд исключений для иностранных граждан. В этом материале разберем, по какой ставке удерживать налог из зарплаты иностранных работников.

13 % и 30 % в зависимости от статуса

Налоговые ставки регулируются статьей 224 НК.

Если речь идет о зарплате , то применяются следующие ставки:

  • 13 % – для резидентов РФ по доходам менее 5 млн. рублей;
  • 15 % – для резидентов РФ по доходам свыше 5 млн. рублей;
  • 30 % – для нерезидентов РФ.

Принцип определения налогового резидентства для всех одинаков. Оно определяется по итогам налогового периода в зависимости от времени нахождения физлица в России в данном налоговом периоде.

Напомним, налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев .

При этом для резидентов, уплачивающих налог по ставке 13 %, предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ (стандартные, имущественные, социальные, инвестиционные). У нерезидентов при ставке 30 % права на вычеты нет.

Исключения

Для ряда иностранных граждан ставка 13 % применяется независимо от наличия статуса налогового резидента. Это, в частности, следующие категории иностранцев:

  • граждане стран-членов ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия);
  • иностранные граждане, работающие по патенту;
  • иностранные граждане, имеющие статус ВКС (высококвалифицированные специалисты).

Иностранцы из ЕАЭС

Если у вас работают граждане из стран ЕАЭС (армяне, белорусы, казахи, киргизы), то их зарплата с первого рабочего дня облагается по ставке 13 %.

Это правило предусмотрено статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Налоговый статус таких работников при приеме не имеет значения. Вместе с тем определять этот статус к концу года все-таки надо.

Дело в том, что налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются только налоговым резидентам.

Так, Минфин в письме № 03-04-05/40970 от 15.06.2018 сообщает, что положение Договора о применении к доходам граждан государств - членов ЕАЭС от трудовой деятельности ставки НДФЛ 13 % не означает, что эти граждане автоматически признаются налоговыми резидентами РФ.

Поэтому иностранцы из стран ЕАЭС вправе воспользоваться налоговыми вычетами по НДФЛ только после приобретения ими статуса налогового резидента РФ.

Добавим, что мнение Минфина и ФНС относительно ставки НДФЛ для иностранцев из стран ЕАЭС, не имеющих по итогам года статуса резидента РФ, расходятся.

По мнению ФНС, не имеет значения, приобрел иностранец статус резидента РФ или нет. Ставка в любом случае составляет 13 %. Об этом, в частности, сообщается в письме ФНС № БС-4-11/22588@ от 28.11.2016 .

Налоговики указывают на тот факт, что положениями статьи 73 Договора не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан из ЕАЭС в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для нерезидентов.

То есть независимо от того, есть у этих работников статус налогового резидента или нет, ставка в любом случае будет 13 %. Перерасчет на 30 % делать не надо.

Кроме того, есть Постановление Конституционного суда от 05.06.2015 № 16-П, в котором говорится, что положениями Договора о ЕАЭС была достигнута договоренность о безусловном распространении на физлиц, являющихся налоговыми резидентами государств — членов ЕАЭС, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах — членах данного Союза.

Между тем Минфин имеет другое мнение на этот счет. В письмах № 03-04-06/34256 от 10.06.2016 , № 03-04-05/34859 от 23.05.2018 , № 03-04-07/11392 от 18.02.2020 сообщается, что по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физлица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде.

Минфин заявляет, что если по итогам года сотрудники организации - граждане государств - членов ЕАЭС не приобрели статус налоговых резидентов (находились в РФ менее 183 дней), суммы налога, удержанного с их доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету налоговым агентом по ставке 30 %.

При этом Минфин утверждает, что такое мнение не противоречит вышеназванному Постановлению КС №16-П.

Вместе с тем, в письме Минфина № 03-04-06/74275 от 25.08.2020 сообщается, что в случае если после даты увольнения выплаты не производятся, перерасчетов сумм налога, удержанных по ставке 13 %, налоговым агентом не производится.

Впрочем, ФНС сейчас также придерживается мнения, которое высказывает Минфин.

Например, на сайте столичного УФНС сообщается , что если по итогам года сотрудники организаций – граждане государств ЕАЭС не стали российскими налоговыми резидентами, то НДФЛ по ставке 13 %, удержанный с их доходов, должен быть пересчитан по ставке 30 %.

В ФНС отмечают, что порядок определения налогового статуса физлица применяется независимо от гражданства и распространяется, в том числе, на граждан государств – членов ЕАЭС.

Таким образом, в вопросе необходимости пересчета НДФЛ из-за отсутствия резидентства 100-процентной определенности нет.

Иностранцы с патентом

В отношении доходов, получаемых иностранными работниками от осуществления трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента , применяется ставка НДФЛ 13 % независимо от наличия у них статуса налогового резидента.

Уточним, что ставка 13 % применяется к доходам, не превышающим 5 млн. рублей. С превышения ставка будет уже 15 %.

Даже если иностранцы с патентом не являются налоговыми резидентами РФ, все равно применяется ставка 13 %. Об этом, в частности, говорится в письме Минфина № 03-04-05/36673 от 13.06.2017 .

Вместе с тем, хотя для резидентов и нерезидентов с патентом применяется ставка НДФЛ 13 %, порядок расчета налога будет отличаться.

Нерезидентам не положены налоговые вычеты . Поэтому если иностранный сотрудник претендует на вычеты, бухгалтеру нужно знать его налоговый статус.

Особенность расчета НДФЛ с доходов патентных иностранцев заключается в том, что эта категория работников платит свой налог авансом, самостоятельно, в виде фиксированных платежей.

При этом они имеют право обратиться к работодателю с заявлением об уменьшении суммы НДФЛ на фиксированные платежи.

Работодатель запрашивает соответствующее уведомление в налоговой инспекции и уменьшает налога на сумму фиксированных авансов, уплаченных иностранцем.

Уведомление налоговиками должно выдаваться на каждый налоговый период. Если иностранец оплатил «переходящий» патент, то и уведомление нужно получить на каждый год.

Если вдруг работник заплатил в бюджет больше, чем исчислено с его зарплаты по итогам года, то остаток фиксированного платежа сгорает. Вернуть эти деньги из бюджета нельзя.

Еще один нюанс – право на уменьшение НДФЛ на сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей иностранец может реализовать только у одного налогового агента.

То есть если у иностранца с патентом несколько работ, вычет будет давать только один, выбранный им работодатель.

Об этом, в частности, напоминает ФНС в письме № БС-4-11/18086@ от 26.09.2016 .

Иностранцы-ВКС

Напомним, высококвалифицированный специалист ─ это иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если по условиям заключенного с ним в РФ трудового договора он получает высокую зарплату. Ее уровень в зависимости от сферы деятельности оговорен в п. 1 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Для иностранцев ВКС, в отношении доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности, всегда применяется ставка НДФЛ 13 %, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако от наличия статуса резидента зависит право на вычеты по НДФЛ.

Уточним, что ставка 13 % применяется к доходам, не превышающим 5 млн. рублей. С превышения ставка будет уже 15 %.

Еще, что касается иностранца-ВКС, не забывайте, что налогообложению по ставке 13 % подлежат не любые доходы, получаемые им, а только доходы от осуществления трудовой деятельности.

Если такой иностранец ­– нерезидент, и работодатель, например, оплачивает ему аренду жилья, то по этому доходу будет применяться ставка НДФЛ 30 %. Об этом, в частности, предупреждает Минфин в письме № 03-04-05/3543 от 24.01.2018 .

В письме № 03-04-06/55674 от 07.08.2018 Минфин также напоминает, что доходы высококвалифицированного специалиста-нерезидента РФ, не связанные с его трудовой деятельностью, подлежат обложению НДФЛ по ставке 30 %.

Прием на работу гражданина Узбекистана — идеальный способ для российского работодателя получить дешевую рабочую силу. Как правило, такие сотрудники соглашаются на труд, который среди самих россиян не слишком востребован.


Чтобы избежать переизбытка иностранцев, в России работают соответствующие правовые нормы. Трудоустройство нерезидентов регулируется федеральным законом № 115 от 2002 года.

Узбекистан входит в состав стран СНГ, поэтому имеет безвизовый режим с Россией в 2021 году. Жители государства могут воспользоваться упрощенным способом устройства на работу. Работодателю не нужно никакого разрешения для трудоустройства иностранцев, но определенный порядок придется соблюсти, в том числе и мигранту.

Схема приема на работу

Трудоустройство гражданина Узбекистана в России может быть следующим:

  • С временным разрешением на проживание.
  • По патенту.
  • По виду на жительство.
  • По привилегиям отдельных категорий граждан.

Работодатели обязаны оформить документ о приеме иностранных граждан на работу, а также в соответствующем случае — об увольнении.

Уведомления необходимо направлять в территориальные органы ГУ МВД по вопросам миграции (раньше в ФМС). Документ о трудоустройстве должен заполняться строго по шаблону и представляться в ближайшее к месту работы подразделение уполномоченного органа в течение трех календарных дней с момента оформления иностранного сотрудника. Вот что необходимо прописать:

  • Информацию о предприятии, куда устроился приезжий. Как правило, вписывается юридический адрес, данные о роде деятельности и учредителях, ИНН.
  • Должность и обязанности мигранта. Данные проверяются на соответствие с указанными в патенте. Если информация не совпадает, то обосновывается причина.
  • Данные узбекского гражданина, представленные в организацию.

Подробнее о приеме на работу иностранных граждан, узнайте в видео.

Трудоустройство по патенту

Прием на работу граждан Узбекистана чаще всего происходит по патенту.

Другими словами, гражданин Узбекистана должен обзавестись патентом, если в России у него имеется действующая временная регистрация. В бумаге должны быть прописаны намерения иностранца работать в регионах страны.

Нарушение иностранным гражданином срока обращения за выдачей патента карается в рамках ст. 18.20 КоАП и предусматривает наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 15 000 рублей.

При зачислении работодатель должен придерживаться следующей схемы в 2021 году:

  1. Проверить у иностранца наличие следующих документов:
  • Гражданского паспорта.
  • Патента (с прописанной должностью и регионом для работы).
  • Миграционной карты (узнайте о правилах въезда в РФ граждан Узбекистана) .
  • Подтвержденного медицинского обеспечения.
  • Диплома или аттестата (проверяется на усмотрение работодателя).
  • Справки о состоянии здоровья.
  1. Оформить трудовой договор. Правила приема на работу гражданина Узбекистана аналогичны действующим при приеме российского специалиста. Договор может быть срочным и долгосрочным, а работа — дистанционной, с любой продолжительностью рабочего дня. Нормы трудового кодекса касаются и иностранцев. Единственное отличие — прописанный пункт о заключении договора по патенту.

В случае наличия патента с небольшим сроком действия работодатель не имеет права отказать в заключении долгосрочного трудового договора. Он оформляется полноценным, даже если патент уже на исходе.

Как получить патент

Этот важный для трудоустройства документ оформляется в территориальном органе ГУВМ МВД РФ того региона РФ, где планирует работать мигрант.

Патент

В каких случаях нужен патент

Иностранец в течение 30 дней после пересечения российской границы должен обратиться в уполномоченный орган и представить следующие документы:

  • Заполненное, согласно требованиям, заявление на получение патента. Поэтому бланк следует заполнять непосредственно на месте или на портале госуслуг.
  • Узбекский паспорт.
  • Миграционную карту с пометкой о рабочих целях приезда в Россию. Дата выдачи — не позднее 30 дней.
  • Полис ДМС или договор о медицинском обслуживании. Это важно для всех соискателей.
  • Медсправку с подтверждением отсутствия ВИЧ и других опасных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
  • Отрывную часть бланка уведомления о прибытии (временную регистрацию).
  • Информацию о сдаче в специальном учреждении экзамена по русскому языку, истории и законодательным основам.

Можно не представлять в территориальный орган ГУВМ МВД РФ квитанцию об уплате госпошлины, но она обязательна к уплате при получении патента.

Срок предоставления патента — 10 дней. За это время сотрудники полиции проверяют документы и факт уплаты пошлины, если квитанция представлена не была.

Патент действует от одного до 12 месяцев.

Трудоустройство по РВП или ВНЖ

Если у иностранца есть вид на жительство либо разрешение на проживание, оформить с ним трудовые отношения можно быстрее и проще, нежели по патенту. Гражданину получать последний не требуется.

РВП и ВНЖ — это полный пакет документов, который подтверждает законность его нахождения в России и возможность официального трудоустройства с некоторыми бонусами. К примеру, нет необходимости представлять медицинскую страховку, поскольку ее наличие признается автоматически.

Отличие приема по РПВ и ВНЖ

  • Вид на жительство уравнивает в правах иностранца и россиянина (читайте подробнее о правах граждан, получивших ВНЖ в РФ). Единственная разница — в отсутствии военного билета и невозможности трудиться на выборных и госпостах.
  • ВНЖ позволяет искать работу в разных регионах России. Исключение — военные городки и аналогичные зоны. РПВ разрешает работать только в том регионе, где был выдан такой документ (больше информации о том, что дает РВП на территории России). На других территориях можно трудиться максимум 90 дней, если необходимость выезда предусмотрена характером деятельности. При наличии соответствующей записи в договоре с гражданином возможны командировки по России максимум 40 дней в течение года.

Трудоустройство отдельных категорий граждан

Уроженец Узбекистана вправе трудиться и без патента. Однако специфика работы должна быть связана со следующими обстоятельствами:

  • Персонал по обслуживанию оборудования, которое отправлено в Россию и создано в Узбекистане.
  • Нет необходимости получать патент дипломатам и работникам посольств и консульств.
  • Высококвалифицированные специалисты, в которых нуждаются предприятия России.
  • При приеме на работу у граждан Узбекистана с педагогическими или медицинскими специальностями не спросят дополнительных разрешений, если их пригласили на работу учреждения с аккредитацией.
  • Гастролирующие музыканты, артисты и другие представители сферы искусств. У них есть возможность один месяц свободного передвижения по России и работы по своей основной специальности.
  • Узбекские студенты. Однако они могут трудиться только в свободное от учебы время.

Этнические русские и русскоязычные могут рассчитывать на льготное получение РВП. Патент при необходимости придется оформлять по общим для всех правилам. Законодательство говорит о том, что беженцы в правах могут быть приравнены к тем, кто получил ВНЖ (больше информации о получении временного убежища в России).

Налоги и выплаты на граждан Узбекистана

Платить налоги и социальные взносы работодатель обязан на иностранных сотрудников, которые трудятся официально:

  • Подоходный налог. Он обязателен для всех, кто работает в границах России. Отличаться может ставка, которая зависит от вида дохода и статуса работника. Для нерезидента она составляет 13 %. Иностранцы, работающие по патенту, должны своевременно вносить авансовые выплаты самостоятельно. Работодатель лишь проверяет своевременность и объем платежей.
  • Пенсионные отчисления. Для иностранных граждан, работающих по патенту, ставка составит 22 %.
  • Взносы социального страхования (отчисления по ставке 2,9 %) и страхования от несчастных случаев (0,2 %).

налоги в Кыргызстане

У частных предпринимателей и фирм в Ташкенте и Андижанской области просят заранее оплатить ряд налогов, в том числе и налог на прибыль. Они жалуются, что в случае отказа оплатить сумму в виде аванса, налоговики под разными предлогами снимают деньги с их банковских счетов.

Дыры в бюджете

Представители четырех фирм в Ташкенте, занимающихся производством, говорят, что налоговые органы требуют от них заранее оплатить ряд налогов, несмотря на то, что 2019 год еще не закончился.

Собеседники попросили редакцию «Озодлика» не разглашать их имена и названия компаний, опасаюсь гнева налоговых органов.

«Налоговики просят, чтобы мы оплатили все налоги авансом, объясняя это тем, что в государственном бюджете образовались дыры», – говорят представители двух компаний (юридические лица), находящихся в Алмазарском и Чиланзарском районах Ташкента.

По их словам, каждый субъект предпринимательства предпочитает тратить полученную прибыль на расширение своего бизнеса, а требование оплатить налог на прибыль авансом является препятствием для бизнеса.

«Никто из предпринимателей не хочет платить налог на прибыль за декабрь месяц, который еще не начался. Каждый предприниматель хочет потратить полученную прибыль на расширение своего бизнеса. А налоговики заявляют, что не могут выполнить план по поступлениям в бюджет и под разными предлогами снимают деньги с наших банковских счетов», – сказал бухгалтер одной из ташкентский фирм.

Снятие денег со счетов предпринимателей в принудительном порядке

Один из андижанских предпринимателей в разговоре с нашим радио утверждает, что налоговики сняли с его банковского счета деньги без его согласия.

«Андижанское областное управление Государственной налоговой инспекции безосновательно снимает со счетов предпринимателей (ООО) деньги на оплату налогов за следующий месяц. Это что, новый вид грабежа? Очень обидно, когда ты не можешь самостоятельно распоряжаться своими деньгами. Когда спрашиваешь их, почему вы сняли деньги с моего счета, они отвечают, что для оплаты налогов за следующий месяц. Они хотят за счет предпринимателей закрыть год без недостачи», – сказал представитель одной из строительных фирм в Андижане.

Выслушав жалобы ташкентских и андижанских предпринимателей, журналист «Озодлика» обратился за комментарием в Государственный налоговый комитет Узбекистана.

Представитель комитета заявил, что оплата налога на прибыль авансом производится на добровольной основе.

«Снимать деньги со счетов юридических лиц или частных предприниматель можно только в том случае, если у них имеются долги по налогам. Оплата налога на прибыль авансом производится исключительно на добровольной основе и налоговики не имеют права самовольно снимать с их банковских счетов деньги за данный вид налога», – пояснил представитель Государственного налогового комитета.

Не выполнившим план грозит увольнение

Инспектор одного из областных управлений, говоривший с «Озодликом» на анонимных условиях, сообщил, что в районах, которые не могут выполнить план по поступлениям в бюджет, началась кампания по взысканию налога на прибыль авансом, а на отказавшихся платить предпринимателей оказывается давление.

«Нам приказано выполнить план. Год заканчивается, наши головы полетят, если мы не сможем выполнить установленный план. Вы знаете, как в прошлом президент наказывал чиновников, которые не смогли обеспечить своевременное поступление налогов в госбюджет. Поэтому сейчас мы ходим к юридическим лица и умоляем их оплатить налоги заранее», – сказал инспектор налоговой службы.

Налоговики, подвергшиеся гневу президента

Напомним, что в ходе видеоселекторного совещания 4 апреля президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев резко раскритиковал глав налоговых инспекций города Ташкента и Шайхантахурского района.

На следующий день после критики главы государства 133 сотрудника Шайхантахурской государственной налоговой инспекции города Ташкента были уволены одним приказом, против руководителей некоторых районных налоговых инспекций возбуждено уголовное дело.

Кроме того, после критики президента Мирзиёева с занимаемых должностей сняты руководители налоговых инспекций в ряде районов Самаркандской и Андижанской областей, 13 тысяч налоговиков отправлены на аттестацию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Налог на доходы физических лиц Республики Узбекистан

При налогообложении доходов физических лиц, необходимо учитывать такие факторы, как личность плательщика, социальное положение плательщика, семейное положение, размер минимальной заработной платы и на основании этих факторов разрабатывать методологию налогообложения. Налогообложение физических лиц учитывает взаимосвязь и сбалансированность между суммой дохода и личных потребностей, а также разницу доходов получен¬ных физическим трудом и доходов от капитала .
Плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, имеющие налогооблагаемый доход в финансовом году.
Физические лица, постоянно проживающие в Республике Узбекистан или находящиеся в Узбекистане в течение 183 дней или более , в течение любого периода до двенадцати месяцев, начинающихся или заканчивающихся в финансовом году, рассматриваются как резиденты Республики Узбекистан и облагаются налогом по доходам, полученным из источников их деятельности как в Республике Узбекистан, так и за ее пределами.
Физические лица, не являющиеся резидентами Республики Узбекистан, облагаются налогом по доходам, полученным из источников на территории Узбекистана.
Объектом налогообложения является совокупный годовой доход, в который включаются денежные или другие средства, подлежащие получению налогоплательщиком, либо полученные им безвозмездно, включая:
 доходы, получаемые в виде оплаты труда;
 имущественный доход физических лиц;
 доход от предпринимательской деятельности физических лиц.
К доходам, получаемым в виде оплаты труда, относятся доходы, получаемые физическими лицами от работы по трудовому договору и по договорам гражданско-правового характера.
К доходам, получаемым в виде оплаты труда, относятся также:
1) отрицательная разница между стоимостью товаров (работ, услуг), реализуемых работникам, и ценой приобретения или себестоимостью этих товаров (работ, услуг);
2) расходы работодателя на возмещение затрат работников, не связанных с его деятельностью;
3) списанные по решению работодателя суммы долга работника перед ним;
4) затраты работодателя на уплату взносов по добровольному страхованию жизни или здоровья своих работников;
5) сумма, уплаченная работодателем в счет платежей, подлежащих удержанию с физического лица;
6) другие расходы работодателя, являющиеся прямым или косвенным доходом его работников.
К имущественному доходу физических лиц относятся доходы по полученным процентам, дивидендам, от сдачи имущества в аренду.
К доходу от предпринимательской деятельности физических лиц относятся все поступления от реализации товаров (работ, услуг), другой не запрещенной законодательством деятельности, осуществляемой в индивидуальном порядке, за вычетом расходов, обязательных платежей, затрат и отчислений, связанных с извлечением указанного дохода.
С сумм заработной платы, вознаграждений и других доходов физических лиц налог взимается в следующих размерах:

взимание налога у физических лиц

Для целей налогообложения размер минимальной заработной платы учитывается нарастающим итогом с начала года (сумма месячных размеров минимальной заработной платы за соответствующий период с начала года).
В облагаемый налогом доход физических лиц не включаются:
а) выходное пособие, выплачиваемое при прекращении трудового договора, в пределах двенадцатикратного размера минимальной заработной платы, пособия по государственному социальному страхованию и государственному социальному обеспечению, пособия по безработице, пособия по беременности и родам, кроме пособий по временной нетрудоспособности (в том числе пособий по уходу за больным членом семьи), а также пособия и другие виды помощи в денежной и натуральной формах, оказываемые гражданам из средств благотворительных и экологических фондов;
б) получаемые алименты;
в) стипендии студентов высших учебных заведений и учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и созданных на их базе бизнес-школ, включая высшие и средние духовные учебные заведения, назначаемые им этими учебными заведениями, а также стипендии, учреждаемые из средств фондов, указанных в подпункте «а»;
г) государственные пенсии, а также надбавки к ним;
д) суммы, получаемые лицами за сдачу ими крови, от других видов донорства, за сдачу грудного молока, а также суммы, получаемые работниками медицинских учреждений за сбор крови;
е) суммы, получаемые в возмещение вреда, связанного с увечьем или иным повреждением здоровья, а также в связи со смертью кормильца и т.д.
В некоторых странах СНГ, в частности в Узбекистане, подоходный налог с физических лиц не в полной мере выполняет свое функциональное назначение регулировать доходы раз¬личных слоев населения. Он выполняет, в основном, фискальную функцию.

Изменение доли НДФЛ в общем объеме доходов государственного бюджета Республики Узбекистан

Как видно из Таблицы 1, сумма подоходного налога занимает сравнительно большой удельный вес в общем объеме доходов государственного бюджета. Одной из основных причин этого являются относительно высокие ставки подоходного налога и включение минимального размера заработной платы в налогооблагаемую базу. Необходимо отметить, что в настоящее время налог на доходы физических лиц взимается на основе прогрессивной шкалы без вычета прожиточного минимума (в развитых странах мира при исчислении подоходного налога сумма прожиточного минимума вычитывается из налогооблагаемой базы) .

Читайте также: