Рост ставок акцизного налога приведет к

Опубликовано: 15.05.2024

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал)

УДК 336.2

Основной причиной широкого распространения акцизного обложения со времен глубокой древности и до наших дней являются его ощутимые фискальные выгоды и высокая скорость их получения.

Акциз - косвенный налог, включаемый в цену товара и оплачиваемый покупателем. К тому же косвенные налоги (акцизы) имеют регрессивный характер, и вследствие этого их широкое применение нецелесообразно. Но при этом акцизы являются наиболее собираемыми налогами в России. В структуре доходов федерального бюджета на 2014 г. доля акцизов составляет примерно 4,3% [1]. В федеральный бюджет предусмотрены поступления от акцизов в размере около 400 млрд руб.

Исследование акцизного налогообложения имеет особое значение потому, что налоги выражают фискальные интересы государства. Разумное их применение может позитивно влиять на процесс ценообразования и на структуру потребления. Одной из главенствующих проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов. К факторам, негативно влияющим на сбор косвенных налогов относятся: спад производства, тяжелое финансово-экономическое положение предприятий, рост неплатежей предприятий, предоставление большого количества льгот и отсрочек, уклонение от уплаты налогов.

Основными проблемами акцизного налогообложения также являются сложность механизма исчисления и уплаты налога, а также различные нововведения в главу 22 НК РФ. Непостоянство в налоговой системе вызывает трудности при исчислении, моменте определения налоговой базы, методе начисления налога, в применении налоговых льгот и т. д. Необходимо усиление контроля и ответственности налоговых органов за всеми операциями, совершаемыми каждой организацией во всей цепочке уплаты в бюджет налога, а также проверка документов, подтверждающих совершение таких операций и уплату налога в бюджет.

В первую очередь, власти используют акцизы для того, чтобы стимулировать отказ от вредных привычек. Это способствует улучшению качества и увеличению продолжительности жизни. Борьба с алкоголизмом и табакокурением позволит наиболее целенаправленно распределять расходы на здравоохранение, ограничить употребления алкоголя и табакокурения несовершеннолетними и сократить случаи вождения в нетрезвом состоянии.

Однако, высокие ставки акцизов (например, акциз на крепкий алкоголь за последние пять лет вырос на 138% — с 210 рублей в 2010 году до 500 рублей в текущем 2014) ведут к росту нелегального производства алкоголя, что наносит значительный вред здоровью населения и повышает затраты на здравоохранение. Сюда входит как нелегально произведенный отечественный алкоголь, так и нелегально реализуемая водка из республик Таможенного союза. Также надо учитывать, что в нашей стране велика доля пьющего населения, поэтому запретами и ограничениями решить проблему алкоголизма в стране не возможно. В итоге потребители будут переходить на более дешевые спиртосодержащие заменители, что приведет к уменьшению объемов продаж легальных напитков и снижению поступлений налогов в бюджет. Так, например, сегодня производство водки и коньяка снизилось приблизительно на 15%, а доля суррогатного алкоголя на рынке, по некоторым оценкам, уже достигает 60-65%.

Так же одной из проблем, связанной с взиманием акциза при импорте алкогольной продукции является проблема идентификации вин. В связи с отсутствием в НК РФ пояснений того, какая алкогольная продукция является натуральной. Из-за этого возникают определенные затруднения при осуществлении таможенного контроля достоверности заявляемых при таможенном оформлении сведений, в том числе правильности уплаты акциза. В настоящее время отсутствуют критерии отнесения вин к категории натуральных, что приводит к возможности недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности заявлять недостоверные сведения о товаре с целью занижения таможенных платежей. В результате большое количество виноградных вин, ввозимых в РФ, декларируются как натуральные и облагаются акцизом по минимальной ставке.

Необходимо также отметить проблемы повышения акцизов на табачную продукцию. Целью повышения акцизов на табак является борьба с курением, особенно среди молодежи. Но рост цен на табачные изделия не решит проблему пополнения бюджета, а только приведет к появлению рынка контрафактной продукции (в 2014 г. потери бюджета составят 3,7 млрд. руб.). Повышение ставок акциза на сигареты объясняется необходимостью покрытия дополнительных расходов бюджета на медицинское обслуживание курильщиков, так как ухудшение их здоровья влечет повышение расходов на оплату лечения. Повышая акцизы на табачную продукцию, государству приходится не только решать задачи по сохранению уровня здоровья и жизни населения, но и заботиться об увеличении поступлений в государственный бюджет, а также бороться с криминальными рынками в России. Чтобы добиться снижения потребления сигарет, необходимо существенно повышать акцизы на табак. Но акцизы на табачную продукцию должны соответствовать покупательной способности населения, тогда можно будет избежать развития теневого рынка.

Актуальной проблемой является и проблема акцизной политики в отношении нефтепродуктов (топлива) и энергоносителей. Нефть является важным источником пополнения федерального бюджета страны, но изменение ставок акцизов на бензин может привести к росту инфляции.

Низкие цены на бензин подталкивают население покупать больше автомобилей, использовать старые машины, что негативно сказывается на экологической обстановке в городах. При этом транспортная инфраструктура находится в плохом состоянии. Доля расходов бюджета на транспорт и дорожное хозяйство в общем объеме ВВП составило 3,8%, но этого недостаточно для создания эффективной транспортной системы. К 2020г. планируется увеличить инвестиции до 4 - 4,5% ВВП. Воровство, неэкономное расходование выделяемых на дорожное строительство средств, использование некачественных материалов, требуют повышения ставок акцизов на топливо, так как это одно из средств увеличения дохода бюджета. Сохранение низких цен на бензин позволяет сохранять высокий уровень неравенства доходов населения. Поэтому осуществляется дифференциация ставок акцизов в зависимости от экологического класса бензина. В соответствии с индексации ставок акцизов акциз на бензин в 2014 г. 3 класса 10725 руб. за 1 т. (2015 и 2016 гг.-12879 руб. за 1 т.), 4 – 9916 руб. за 1 руб. за 1 т. (2015 и 0216 – 10858 руб. за 1 т.), 5 – 6450 руб. за 1 т. (2015-7750 руб. за 1 т., 2016-9500 руб. за 1 т.), а не соответствующий 3, 4 или 5 классам – 11110 руб. за т. (2015 и 2016 -13322 руб. за 1 т.) [2].

Политика государства должна быть направлена на обеспечение доходности и стабильности всех сфер жизни общества, в том числе и предпринимательской деятельности. Доходность и стабильность бюджета, рост налоговых поступлений должны обеспечиваться за счет экономического роста, а не за счет ужесточения налогового режима. Только тогда будет возможен подъем экономики страны.

Повышение акцизного налогообложения способствует росту доходов бюджета, но впоследствии это приведет к повышению социальной напряженности и отрицательно скажется на экономике страны. Но самое главное, что это осложнит жизнь простым гражданам: повысятся цены на проезд, продукты, коммунальные платежи, и, следовательно, снизится уровень жизни населения.

Увеличение ставок акцизов способствует увеличению доходов бюджета и оказывает влияние на всех участников рыночных отношений, но в конечном итоге может иметь отрицательные последствия для экономики­. Это очень четко характеризует экономическую ситуацию в стране.

23.12.2014, 20:45 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Статья интересна и актуальна, рекомендуется к печати.

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Налоговый период по акцизам составляет календарный месяц. Это время, за которое налогоплательщик отчитывается по количеству изготовленной или проданной продукции и платит налог. Категории акцизного товара влияют на то, какая ставка акциза применяется при расчете платежа. Налоговым Кодексом принято три вида ставок акцизов, которые разработаны для определения налогов по алкоголю и табачным изделиям, по топливу и спирту. Налоговая база акциза исходит из ставки и влияет на то, какая величина (объем или стоимость товара) будет использована в расчете налога.

Ставки акцизов

Востребованные у граждан страны товары государство облагает дополнительным налогом. Усиление налоговой нагрузки ведет к росту конечной цены подакцизной продукции. Большими темпами пополняют бюджет дорогие автомобили, крепкий алкоголь, табак и бензин. Акцизные ставки на перечисленные категории продуктов увеличиваются раз в 2-3 года, а по некоторым – ежегодно. Изготовитель каждый год платит за одинаковое изделие большее отчисление в государственный бюджет. Поэтому и рыночная стоимость акцизного товарного ряда растет вместе с налогами.

Ставки акцизов устанавливаются Правительством страны. Принятые ценовые корректировки начинают действие с 1 января следующего года. Обновленные акцизные условия публикуют в 193 статье Налогового Кодекса. Затем бизнесмены и организации ежемесячно отчитываются в налоговый орган о количестве проданных подакцизных изделий. Категории продуктов, попадающих под действие закона, зафиксированы в 181 статье.

В налоговых операциях участвуют три типа налогоплательщиков. Бизнесмены, чье предпринимательство связано с подакцизной продукцией. Фирмы, которые изготавливают или продают акцизный продукт. Люди, участвующие в вывозе и ввозе изделий с акцизом через таможню. Предприниматель, частное лицо и изготовитель платят акцизный сбор по единой налоговой ставке.

Виды ставок акцизов

В налоговом законодательстве действуют тарифы, которые установлены на конкретные категории изделий. По трем типам ставок плательщики рассчитывают налог для уплаты в бюджет. Важно использовать принятые Правительством официальные виды ставок акцизов.

Твердые

Твердые ставки акцизов исчисляются в абсолютной сумме – это точное число в рублях и копейках на единицу продукта. Такая ставка фиксирована и для расчета налога плательщик умножает объем изготовленной за 1 месяц продукции на ставку. Применяется в отношении этилового спирта и алкогольных напитков, нефтепродуктов, сигарет и других товаров.

Бюджетный взнос = Объем продукции * Твердая ставка

Допустим, пивоварня изготовила за месяц 85 литров пива с алкогольностью 4%. Твердая ставка за литр напитка установлена в 21 р. Чтобы узнать стоимость сбора, умножаем 85 литров на 21 рубль. Налоговый платеж составит 1 785 рублей.

Адвалорные

Адвалорные ставки акцизов рассчитываются из процентной доли от стоимости товара. Процентная ставка действует на природный газ. Сбор на газ составляет – 30% от стоимости произведенного объема в месяц. Налогом облагается сумма, из которой вычли расходы на транспортировку газа за пределы РФ и таможенные платежи.

Платеж = Стоимость товара * Адвалорная ставка %

Предположим, цена за 1 кубический метр природного газа 23 рубля, к финансовой сделке подготовлено 25 млн. кубов. Бюджетный платеж по адвалорной ставке составит 30% от произведения 25 млн.* 23 рубля. Отчисление в бюджет по приведенному примеру равно 172 500 000 руб.

Комбинированные

Комбинированные ставки акциза сочетают твердую и адвалорную ставки. Чтобы вычислить бюджетную нагрузку в расчете применяются обе ставки одновременно, их сумма и подлежит уплате государству. Этот тип косвенного налога применяют к табачным изделиям.

Вычет в бюджет = (Объем продукции * Твердая ставка) + (Стоимость товара * Адвалорная ставка %)

Табачный концерн выпустил 3 500 пачек сигарет, в одной пачке 20 штук. Стоимость пачки 120 рублей. Торговая сеть единовременно выкупила полную партию. А концерн вносит за нее акцизные отчисления.

Стоимость партии вышла на 420 тысяч рублей. Количество сигарет 70 тысяч штук. Твердая тарификация в 2021 году на 1 тысячу сигарет равна 1890 р., адвалорная – 14,5%. Бюджетное отчисление = (70 000 * 1890 / 1000) + (420 000 * 14,5%) Налоговая нагрузка за партию составила 193 200 руб.

Таблица ставок акцизов на 2018-2019 год

По каждому виду подакцизных продуктов действует собственная налоговая тарификация. С 1 января 2021 года по ряду продукции произошли изменения. Приводим ставки акцизов на 2021 год. Таблица показывает увеличение тарифа или прежний уровень налоговой нагрузки.

Алкогольная продукция

Государственный сбор на спиртные напитки в 2021 году не отличается от тарифов прошедшего года. Изменения произошли не в ценах, а в способе подсчета алкогольной продукции. До 1 января 2019 налогоплательщики закупали акцизные марки на партию спиртного, теперь государство учитывает каждую бутылку отдельно. Марка в наступившем году приобрела статус отчетного документа.

Наименование спиртного Стоимость в рублях за 1 литр
2018 2019
Алкоголь с содержанием спирта менее 9 % 418
Алкоголь с содержанием спирта выше 9% 523
Вино с защищенным географическим указанием 5
Вина без географического указания 18
Игристое вино с защищенным местом происхождения 14
Игристые вина без защищенного места изготовления 36
Пиво с объемной долей спирта до 0,5% 0
Пиво с долей алкоголя от 0,5 до 8,6% 21
Пиво с долей алкоголя выше 8,6% 39
Медовуха, пуаре, сидр 21

Этиловый спирт

По этиловому спирту тарификация осталась на прежних позициях. Фирмы используют спирт для изготовления продуктов массового потребления без вреда для здоровья. Поэтому цены на сырье не высокие и растут постепенно.

Категория продукции Цена в рублях за литр
2018 2019
Безводный спирт, который продают компаниям производителям парфюма, косметики, бытовой химии. Тем, кто платит авансовый акцизный налог 0
Спирт для компаний, которые не работают с авансовым акцизным платежом 107

Бензин

Поправки в топливном налогообложении в наступившем году коснулись трех категорий горючего. Но тарифы на бензин продолжат рост и в 2021.

Тип горючего Налог в рублях за 1 тонну
2018 2019
Бензин ниже 5 класса 13 100
Бензин 5 класса 11 892 12 314
Дизельное 8 258 8 541
Масла моторные 5 400
Прямогонный бензин 13 100
Бензол, ортоксилол, параксилол 2 800
Керосин авиационный 2 800
Средние дистилляты 8 662 9 241

Сигареты

Государственный сбор на изделия с никотином самый быстрорастущий косвенный налог. Он повышается в среднем на 10% ежегодно и за 5 лет вырос вдвое. Стремительное увеличение рыночной цены на никотин позволяет сделать его менее доступным продуктом для широких слоев населения. Так страна борется с зависимостью людей от сигарет.

Разновидность табачных изделий Платеж в рублях
2018 2019
Нюхательный, жевательный, трубочный, сосательный, кальянный табак 2 772 за 1 кг. 3 050 за 1 кг.
Сигары 188 за 1 шт. 207 за 1 шт.
Сигариты, сигариллы, биди, кретек 2 671 за 1000 шт. 2 938 за 1000 шт.
Сигареты, папиросы 1 718 за 1000 штук + 14,5% розничной стоимости, но не менее 2 335 рублей за 1000 шт. 1 890 за 1000 шт. + 14,5% розничной стоимости, но не менее 2 568 рублей за 1000 шт.
Табак для потребления через нагревание 5 280 за 1 кг. 5 808 за 1 кг.
Электронные устройства для курения 44 за шт. 48 за шт.
Жидкость для курения через электронное устройство 11 за 1 мл. 12 за 1 мл.

Расчет акциза на алкоголь пример: налог на спиртное
Ставки «табачных» акцизов
Расчет акциза на алкоголь пример: налог на спиртное
Ставка акциза на алкоголь 2018
Незаконные действия с подакцизной алкогольной продукцией
Акциз на алкогольную продукцию 2018
Как считать акциз на алкоголь с содержанием всех категорий напитков со спиртом

Как в 2016–2017 годах рассчитать акциз на сигареты

Чтобы рассчитать акциз на сигареты (Ас), необходимо применить следующую формулу (ст. 194 НК РФ):

АТНС — акциз, рассчитанный по твердой ставке;

ААНС — акциз, рассчитанный по адвалорной (процентной) налоговой ставке.

АТНС определяется перемножением объема реализованных сигарет (Орс) с твердой налоговой ставкой (ТНС):

ААНС представляет собой соответствующую адвалорной ставке (АНС) долю максимальной розничной цены сигарет (МЦр), помноженной на количество табачных изделий (Кп):

ААНС = МЦр × Кп × АНС.

Кто устанавливает МЦр и можно ли ее изменять — узнайте из представленной ниже схемы.

Кто устанавливает МЦр

Детализированная формула для расчета Ас:

Ас = Орс × ТНС + МЦр × Кп × АНС.

С формулами расчета разнообразных финансовых показателей вас познакомят размещенные на нашем сайте материалы:

  • «Расчет нормы чистой прибыли (формула)»;
  • «Расчет налоговой нагрузки в 2015–2016 году (формула)»;
  • «Как определить рентабельность производства (формула)?».

Для расчета акциза потребуется еще один показатель — минимальная цена реализации сигарет (МИНц), которая:

  • устанавливается государством как мера воздействия на уровень «табачных» цен (ст. 13 закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ);
  • является пограничным показателем цены, ниже которой 1 пачка табачных изделий не может быть реализована потребителям;
  • составляет 75% от МЦр.

Рассчитанная исходя из минимальной цены на сигареты сумма акциза сравнивается с Ас — суммой акциза к уплате является максимальный по величине из указанных показателей.

Как применить вышеуказанные показатели и формулы для расчета акциза на сигареты — расскажем в следующем разделе.

Налоговая база по акцизам

Принятые государством тарифы на товары массового потребления формируют действующие акцизы. Налоговая база разрабатывается Налоговыми Органами и принимается Правительством страны. База зависит от введенных ставок и разработана в четырех видах:

  1. Объем акцизного товара в натуральном выражении с применением твердой ставки.
  2. Объем произведенных изделий при расчете твердой и адвалорной ставок одновременно. Работает для продукции с комбинированной акцизной ставкой.
  3. Стоимость продуктов, на которые установлена цена в 40 статье Налогового Кодекса и действует адвалорный процент.
  4. Стоимость товаров, высчитанная из средних торговых цен по предыдущему налоговому периоду или по рыночным ценам. По ним работает адвалорный тариф.

От того, с какой продукцией работает компания, будет зависеть, какой налоговой базой будет пользоваться налогоплательщик при расчете бюджетного платежа. Если фирма изготавливает разные категории продуктов, использует 2 или три вида налоговых расчетов. То есть ведет раздельный учет и определяет платежи по каждому товару отдельно, в соответствии с налоговой базой. Однако если плательщик не применяет подсчет по отдельным категориям продуктов, он платит налог по большей ставке из подходящих ему изделий. Разумно учитывать и считать акциз по отдельным видам изделий.

Ответственность за продажу сигарет без акциза

Законом карается продажа сигарет без акциза. Ответственность за подобное нарушение определяют правоохранительные органы. Это административное или уголовное наказание. Административный штраф назначают как продавцам, так и фирмам, которые продают табак на сумму меньше 100 тысяч рублей. С организации взыщут до 50 тысяч рублей, с продавца до 5 тысяч.

Если компания или продавец умышленно продают табачные изделия стоимостью выше 1 миллиона рублей, наступает уголовная ответственность. Наказание за нарушение закона – до 6 лет тюремного заключения. Или штраф до 800 тысяч рублей.

Налоговый период по акцизам

Налоговым периодом по акцизам признается только 30 дней одного месяца практически для всех налогоплательщиков. Специальным сроком на оплату акцизного обязательства пользуются компании, работающие по трем категориям продукции:

  • перерабатывающие прямогонный бензин, денатурат и средний дистиллят. Вносят платеж до 25 числа третьего месяца следующего периода налогообложения;
  • реализующие средние дистилляты иностранным фирмам на территории РФ. Срок выплаты до 25 числа шестого месяца, следующего налогового периода;
  • реализующие средние дистилляты за пределами страны иностранным организациям. Также, до 25 числа шестого месяца.

Остальные компании сдают финансовую декларацию и выплачивают акцизные оплаты до 25 числа следующего месяца. Сдав отчет 25 февраля, внести платеж нужно до 25 марта. Процедура повторяется ежемесячно. За несоблюдение сроков налогового периода нарушителя ждут штрафные санкции.

Организации, которые изготавливают крепкие спиртные напитки, платят акциз в два этапа. Сначала за объем сырья, из которого планируют произвести алкоголь. За него выплачивают авансовый акцизный платеж до 15 числа месяца, в котором данные напитки будут проданы. И финальный платеж вносят в бюджет до 25 числа следующего месяца.

Авансовые акцизные платежи: условия применения и формула расчета

«Акцизный» аванс — это установленный п. 8 ст. 194 НК РФ для производителей алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции (АССП) обязательный платеж, представляющий собой предоплату акциза по АССП:

  • до закупки произведенного в РФ спирта (включая спирт-сырец);
  • до совершения операции, указанной подп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ.

Для расчета суммы «акцизного» аванса:

  • НБ — определяется исходя из общего объема закупаемого или передаваемого внутри компании спирта;
  • СА — определяется на дату перечисления авансового платежа либо на дату предоставления банковской гарантии (в ситуации освобождения от авансового платежа).

Фактически уплаченный «акцизный» аванс подлежит вычету при определении суммы акциза по реализованной АССП.

ООО «Спиртопром» производит алкогольную продукцию с объемной долей спирта свыше 9%. По плану в декабре 2021 года компания для этих целей планирует приобрести 140 л этилового спирта.

Расчет суммы авансового «акцизного» платежа (ААП) за декабрь, подлежащей перечислению в бюджет в ноябре 2021 года:

  • НБ = 140 л;
  • СА = 500 руб./л;
  • ААП = 140 л × 500 руб./л = 70 000 руб.

Платежку на перечисление аванса в рассчитанной сумме ООО «Спиртопром» представило в банк 14 ноября 2021 года — это соответствует срокам, установленным п. 6 ст. 204 НК РФ. При этом подтверждающие уплату «акцизного» аванса документы необходимо представить налоговикам не позднее 18 ноября 2021 года (п. 7 ст. 204 НК РФ).

Как исчислить «прибыльные» авансовые платежи — читайте в материале «Авансовые платежи по налогу на прибыль: кто платит и как рассчитать?».



Акцизы на товары в России
Что такое акциз

Как платить акцизы?

Содержание

  • Акциз на алкоголь: суть понятия и зачем он нужен
  • Что облагается акцизным налогом
  • Кто платит акцизы
  • Чем отличается от НДС
  • Виды ставок акцизов
  • Ставки акциза на алкоголь
  • Уровень увеличения цен на алкоголь
  • Исчисление и уплата акцизов
  • Сроки и процедура
  • Товары, освобожденные от оплаты акцизного сбора
  • Ситуация с другой подакцизной продукцией
  • Маркировка алкогольных напитков
  • Последствия неуплаты
  • Заключение


акцизный налог
Так выглядит акцизная марка

Важность лицензии

Разрешение на производство спиртного или его продажу играет немаловажную роль. Ведь только имея его (обязательно актуальное) можно получить акцизную марку. Для этого существуют доверенные органы, в которые входит и таможенная служба.


Но зачем нужно столько забот? — Федеральная акцизная марка на алкоголь играет большую роль в защите потребителя. Ведь благодаря ей можно узнать все о продукте, включая название самого продукта, где и кем он был произведен. Тут есть и показатели объема, и количество спирта, и доказательства его качества. Еще один плюс — немалое пополнение бюджета.


Акциз на алкоголь: суть понятия и зачем он нужен

Акцизом называют пошлину, которая установлена государством для производителей алкогольных напитков, табачных изделий и ряда других товаров. Но сегодня мы остановимся подробнее только на налоге для производителей алкоголя. Данный налог называют внутренним, действующим в границах государства.

Кроме того, акцизы в России включены в стоимость товаров, а значит и потребитель оплачивает их. Если же подакцизная продукция реализуется в розницу, сумма акциза не выделяется.

Так для чего же нужны акцизы? Ответ прост: чтобы государство получало прибыль от изготовления продукции, которая популярна у населения. А также, по словам экспертов, повышение акцизов – действенная мера в борьбе с излишним употреблением алкоголя.

Негативные стороны:

  • Увеличение объемов незаконно ввозимого алкоголя;
  • Риск увеличения продаж заведомо некачественных алкогольных напитков.

Плюсы или минусы нововведений

Казалось бы, нововведения только ухудшат ситуацию, поскольку добавляют новых забот. Но нет. Даже наоборот. На цену продукта это совсем не повлияло. А пополнение бюджета значительно возросло. Многие производители и предприниматели выходят из теневого бизнеса. Так за предыдущие полгода на 30 процентов возросло изготовление спиртных напитков. А пополнение в казну страны составило более ста миллиардов рублей, что на 17 процентов больше чем в прошлом году. Получается, что изменения влияют в позитивную сторону уже на первом этапе. Есть все основания считать, что это только начало, ведь вся розничная продукция еще не внесена в систему.

Как все работает? — Поставщик вносит данные о своем предложении в государственную информационную систему. В свою очередь получатель товара при его поступлении сверяет с накладными, как бумажными, так и электронными. Вносит все данные в ту же систему, где проверяется и сводится вся поступившая информация с уже существующей. Если информация совпадает — дается разрешение на отправку к реализаторам. Если все-таки нашлись несовпадения — факт поставки не может быть подтвержден. В таком случае оформляется «Акт расхождения», что тоже фиксируется.

Чем отличается от НДС

НДС, так же как и акциз – это косвенный сбор. Но между ними есть принципиальные различия, о которых поговорим подробнее.

  1. Начисление НДС происходит на гораздо больший объем товаров. Также им облагаются и услуги, которые оказывает плательщик. В свою очередь, акцизы устанавливают только на товары;
  2. Следующее отличие заключается в том, что акциз – это реальная нагрузка на предпринимателя, а при уплате НДС, если с умом пользоваться вычетами, нагрузку можно существенно уменьшить;
  3. Ставку по акцизам не всегда возможно компенсировать, используя вычет;
  4. Акцизы, в отличие от НДС оказывают серьезное влияние на рентабельность компании.

Акцизы в России начали действовать с 1991 года. Основные элементы, из которых формируется акциз – это база, объект и ставка налогообложения.

Акцизы в налоговой системе РФ

Акциз взимается с организаций и предпринимателей, работающих с определенными НК РФ видами товаров, в том числе и при перемещении через границу (таможню) со странами — членами Евразийского экономического союза.

Какие существуют вычеты акцизов по винодельческой продукции?

Классификационные признаки акциза:

  • федеральный налог (по принадлежности к властному и управленческому уровню);
  • платеж юрлиц и ИП (по принадлежности к субъектам, уплачивающим его);
  • нецелевой платеж (средства, полученные от взимания акциза, не направлены на финансирование строго определенных проектов или мероприятий);
  • косвенный налог (по методу изъятия);
  • неокладный налог, исчисляемый и уплачиваемый самим плательщиком (по способу обложения);
  • регулирующий налог, зачисляемый в федеральную казну и в бюджеты регионов (по полноте прав использования).

Целью применения акциза, помимо общей, присущей всем налогам, – наполнения бюджета, является регулирование с помощью этой надбавки к цене спроса на наиболее востребованные потребителем товары.

Как уплачиваются акцизы на пиво?

Виды ставок акцизов

  • Специфическая;
  • Комбинированная;
  • Адвалорная.

Специфическая

Представленная в фиксированной сумме за 1 единицу товара. Применяется чаще всего.

Адвалорная

Она едина для всей страны и устанавливается в процентном соотношении к подакцизному товару. Слабость ее в том, что каждый раз нужно рассчитывать таможенную стоимость продукции.

Комбинированная

Сочетает в себе специфическую и адвалорную ставки.

Облагаемые и необлагаемые операции

Операциям, облагаемым акцизами, посвящена ст. 182 НК РФ. Объекты обложения налогом изложены в ней с учетом присущих им нюансов.

Основу составляют такие операции, как:

  • продажа подакцизой номенклатуры на территории России;
  • реализация конфиската, бесхозных товаров либо тех, на которые поступил отказ в пользу государства;
  • передача подакцизных товаров из давальческого сырья;
  • ввоз товаров подакцизного характера;
  • получение (оприходование) этилового спирта-денатурата;
  • получение бензина прямогонного.

На заметку! Под оприходованием, согласно НК РФ, понимается момент принятия подакцизного товара на бухгалтерский учет.

Не относят к операциям, облагаемым акцизом, согласно НК РФ, следующие:

  • передача облагаемого акцизом товара внутри организации, по подразделениям;
  • продажа подакцизной номенклатуры на экспорт;
  • первичная реализация конфиската, бесхозных товаров, относящихся к подакцизным, которые должны быть переданы государству, переработаны, уничтожены;
  • аналогично — ввоз таких же товаров, от которых произошел отказ, на территорию РФ, либо размещенных в особой портовой экономической зоне и т.п.

Подробности освобождения от налога содержит ст. 183 Кодекса.

На заметку! Освобождение от акциза может быть применено только в случае обособленного учета «льготных» операций.

Как отразить акциз в бухгалтерском и налоговом учётах.

Ставки акциза на алкоголь

Далее рассмотрим размер акцизов на алкогольную продукцию, представив информацию в виде таблицы. А затем проведем небольшой сравнительный анализ.

Акцизы на алкоголь в 2021 году:

Вид продукцииРазмер налоговой ставки
2021 год
Размер налоговой ставки
2021 год
Размер налоговой ставки 2021 год (с 01.01.)
Этил. спирт, который реализуют компании, занимающиеся производством космет. или парфюм. продукции1 литр / 0 руб.1 литр / 0 руб. 1 литр / 0 руб.
Этил. спирт, который реализуют компании, не уплачивающие авансовые платежи по акцизу1 литр – 107 руб.1 литр – 107 руб. 1 литр – 107 руб.
Алкоголь, в котором более чем 9% спирта (без учета пива и игристого вина)1 литр – 523 руб.1 литр – 523 руб. 1 литр – 523 руб.
Алкоголь, в котором менее чем 9% спирта (без учета пива и игристого вина)1 литр – 418 руб.1 литр – 418 руб. 1 литр – 418 руб.
Вино, без учета игристого1 литр – 5 руб.1 литр – 5 руб. 1 литр – 5 руб.
Вино игристое1 литр – 36 руб.1 литр – 36 руб. 1 литр – 27 руб.
Пиво, в котором до 0,5% спирта1 литр – 0 руб.1 литр – 0 руб. 1 литр – 0 руб.
Пиво, в котором от 0,5% до 8,6 % спирта1 литр – 21 руб.1 литр – 21 руб. 1 литр – 21 руб.
Пиво, в котором более 8,6%1 литр – 39 руб.1 литр – 39 руб. 1 литр – 39 руб.

Акцизный сбор на алкоголь – приносит государству самый высокий доход, если сравнивать с другими сборами. А налоговые ставки на водку гораздо выше чем на другой алкоголь. Это аргумент в пользу снижения производства такого напитка.

Этиловый спирт – основной источник прибыли от применения акцизных сборов.Акцизный сбор на алкоголь – приносит государству самый высокий доход, если сравнивать с другими сборами. А налоговые ставки на водку гораздо выше чем на другой алкоголь. Это аргумент в пользу снижения производства такого напитка.

Сравнивая ставки за несколько лет, мы видим, что в 2021 году они остались практически на уровне 2021 г.

Как это отразилось на ценах на алкоголь в различных торговых сетях, посмотрим ниже.

Подакцизные и неподакцизные товары

Облагаемыми акцизом товарами законодатель признает:

  • спирты и содержащую их продукцию;
  • напитки, содержащие алкоголь;
  • табак, изделия из него, в том числе и употребляемый нагреванием, жидкий никотин, электронные сигареты;
  • легковые авто и мотоциклы;
  • бензин, ДТ, моторные масла, керосин авиационный, средние дистилляты (например, топливо печное и судовое), сырье нефти;
  • газ природный (в контексте международных договоров РФ);
  • параксилол, бензол, ортоксилол.

Из общего правила есть исключения. Так, не облагаются акцизами содержащие спирт: лекарства, ветпрепараты (если они разлиты в малые емкости, не более 100 мл), парфюмерия и косметика (до 90% включительно спиртосодержания, разлита в емкости по 100 мл, имеется механизм для разбрызгивания, если процент спирта до 80, пульверизатор не нужен; либо если процент спирта составляет до 90, а объем розлива до 3 мл); отходы спиртопроизводства, сусло, виноматериалы.

Как уплачиваются акцизы на ГСМ (дизельное топливо, бензин)?

Алкогольные напитки, более чем на 0,5% содержащие спирт, облагаются так же, за некоторым исключением. Существует правительственный Перечень пищевой продукции, куда в том числе входят и товары со спиртосодержанием более 0,5%, и они не облагаются акцизом (документ утв. Постановлением Прав-ва №1344 от 9/11/17 г.). К ним, например, относят напитки брожения, квасы, пряные напитки до 1,2% крепости включительно, кисломолочные продукты (ст. 181 НК РФ, Перечень, утв. пост. №1344).

Уровень увеличения цен на алкоголь

Акцизы на алкоголь планируется повысить лишь с2021г. на:

  • Продукцию, содержащую этиловый спирт свыше 9% до 544 руб., сейчас акциз равен – 523 руб.
  • Продукцию, содержащую этиловый спирт менее 9% до 435 руб., против 418 руб., действующей ставки на 2021г.
  • Вина – ставка акциза будет 19 руб. за литр, сейчас она 18 руб.
  • Этиловый спирт, реализуемый компаниями, не уплачивающими авансовые платежи по акцизу до 111 руб. за литр. Сейчас ставка акциза равна 107 руб. за литр.

Источники выплат

В качестве источников выплат выступают финансовые способы заработка предприятия или лица-производителя. В качестве источников попадающих под налогообложение выступают:

  • доходы компании;
  • затраты производства, которыми выплачиваются взносы в медицинскую, страховую и пенсионную службу, а так же местные городские расходы, часть которой исходит из денежных средств предприятий;
  • прибыли.

Исчисление и уплата акцизов

В этой части нашего разговора приведем пример того, как рассчитывается акциз, например, по фиксированной ставке.

Для этого применяется такая формула расчета:

А = Нб * Тс, гдеА – это начисляемая сумма акциза, Нб – база налога (количество реализованных товаров), Тс – твердая ставка.

Итак, компания С. произвела и продала 700 литров пива, которое является крепким. Значит, оплатить ей придется: 700 * 21 = 14 700 рублей.

Расчет по комбинированной ставке производится по следующей формуле:

А = Нб * Тс + О + Ас /100%, где А – сумма акциза, Нб – база налога, Тс – твердая ставка, О – сумма, которая будет получена при реализации Нб, Ас – ставка в процентах.

Ставки и база налогообложения

Размер пошлины зависит напрямую от цены продукции и установленного процента налогообложения. Выплаты устанавливаются самостоятельно производителями данной категории.

Существует 2 вида ставок — фиксированная и комбинированная. Фиксированная составляет постоянную процентную ставку от розничной цены. В комбинированном виде используется фиксированная процентная ставка плюс адвалорный процент. Он накладывается чаще всего на табачные изделия. На каждые 50 пачек идёт адвалорная ставка в 550 рублей.

В результате сложения всех полученных сумм получается натуральная розничная стоимость изделия.

С целью контролирования данного ряда обложения каждый предприниматель составляет ежеквартальный отчёт об установленных акцизных ценах на производимые товары.

Читайте также: