Комплексная и тематическая налоговая проверка

Опубликовано: 16.05.2024

1.1 оБМПЗПЧЩЕ РТПЧЕТЛЙ: РПОСФЙЕ, ЧЙДЩ

уТЕДЙ ЖПТН ОБМПЗПЧПЗП ЛПОФТПМС, РЕТЕЮЙУМЕООЩИ Ч УФБФШЕ 82 ол тж, РЕТЧЩНЙ ОБЪЧБОЩ ОБМПЗПЧЩЕ РТПЧЕТЛЙ.

оБМПЗПЧБС РТПЧЕТЛБ - ЬФП РТПГЕУУХБМШОПЕ ДЕКУФЧЙЕ ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ РП ЛПОФТПМА ЪБ РТБЧЙМШОПУФША ЙУЮЙУМЕОЙС, УЧПЕЧТЕНЕООПУФША Й РПМОПФПК ХРМБФЩ (РЕТЕЮЙУМЕОЙС) ОБМПЗПЧ (УВПТПЧ). пОП ПУХЭЕУФЧМСЕФУС РХФЕН УПРПУФБЧМЕОЙС ЖБЛФЙЮЕУЛЙИ ДБООЩИ, РПМХЮЕООЩИ Ч ТЕЪХМШФБФЕ ОБМПЗПЧПЗП ЛПОФТПМС, У ДБООЩНЙ ОБМПЗПЧЩИ ДЕЛМБТБГЙК, РТЕДУФБЧМЕООЩИ Ч ОБМПЗПЧЩЕ ПТЗБОЩ.

рТБЧП ОБ РТПЧЕДЕОЙЕ ОБМПЗПЧЩИ РТПЧЕТПЛ РТЕДПУФБЧМЕОП ОБМПЗПЧЩН ПТЗБОБН УФБФШЕК 31 ол тж Й ТЕЗМБНЕОФЙТПЧБОП ЗМБЧПК 14 "оБМПЗПЧЩК ЛПОФТПМШ".

у ЧЧЕДЕОЙЕН Ч ДЕКУФЧЙЕ ол тж ОБМПЗПЧЩЕ ПТЗБОЩ ОЕ ХФТБФЙМЙ РТБЧ ОБ РТПЧЕДЕОЙЕ ЙОЩИ (ОЕОБМПЗПЧЩИ) РТПЧЕТПЛ. фБЛ, Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ъБЛПОПН тж ПФ 18 ЙАОС 1993 З. N 5215-1 " п РТЙНЕОЕОЙЙ ЛПОФТПМШОП-ЛБУУПЧЩИ НБЫЙО РТЙ ПУХЭЕУФЧМЕОЙЙ ДЕОЕЦОЩИ ТБУЮЕФПЧ У ОБУЕМЕОЙЕН" ОБМПЗПЧЩЕ ПТЗБОЩ РТПЧПДСФ РТПЧЕТЛЙ РП РТЙНЕОЕОЙА ллн; Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У жЕДЕТБМШОЩН ъБЛПОПН ПФ 22 ОПСВТС 1995 З. N171-жъ "п ЗПУХДБТУФЧЕООПН ТЕЗХМЙТПЧБОЙЙ РТПЙЪЧПДУФЧБ Й ПВПТПФБ ЬФЙМПЧПЗП УРЙТФБ, БМЛПЗПМШОПК Й УРЙТФПУПДЕТЦБЭЕК РТПДХЛГЙЙ" - РТПЧЕТЛБ РТПЙЪЧПДУФЧБ Й ПВПТПФБ БМЛПЗПМШОПК РТПДХЛГЙЙ Й Ф.Д.

пВЯЕН РТБЧПНПЮЙК ОБМПЗПЧЩИ ПТЗБОПЧ Й УХЭЕУФЧХАЭЙИ ПЗТБОЙЮЕОЙК ОБ РТПЧЕДЕОЙЕ ФЕИ ЙМЙ ЙОЩИ РТПГЕУУХБМШОЩИ ДЕКУФЧЙК (ДПУФХР ОБ ФЕТТЙФПТЙА ЙМЙ Ч РПНЕЭЕОЙЕ, ПУНПФТ, ЙУФТЕВПЧБОЙЕ ДПЛХНЕОФПЧ, ЧЩЕНЛБ (ЙЪЯСФЙЕ) ДПЛХНЕОФПЧ Й РТЕДНЕФПЧ, ЙОЧЕОФБТЙЪБГЙС, ЬЛУРЕТФЙЪБ Й ДТ.) ОБРТСНХА ЪБЧЙУЙФ ПФ ЧЙДБ РТПЧПДЙНПК РТПЧЕТЛЙ. чЙДЩ РТПЧЕТПЛ РТЕДУФБЧМЕОЩ ОБ ТЙУХОЛЕ 1.

тБУУНПФТЙН, ЛБЛЙЕ ЦЕ РТПЧЕТЛЙ НПЗХФ РТПЧПДЙФШ ОБМПЗПЧЩЕ ПТЗБОЩ. рТПЧЕТЛЙ, РТПЧПДЙНЩЕ ОБМПЗПЧЩНЙ ПТЗБОБНЙ, НПЦОП ЛМБУУЙЖЙГЙТПЧБФШ РП ТБЪМЙЮОЩН ПУОПЧБОЙСН.

ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ПВЯЕНБ РТПЧЕТСЕНПК ДПЛХНЕОФБГЙЙ Й НЕУФБ РТПЧЕДЕОЙС ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ ПОЙ ДЕМСФУС ОБ ЛБНЕТБМШОЩЕ Й ЧЩЕЪДОЩЕ.

лБНЕТБМШОБС РТПЧЕТЛБ - ЬФП РТПЧЕТЛБ РТЕДУФБЧМЕООЩИ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ОБМПЗПЧЩИ ДЕЛМБТБГЙК Й ЙОЩИ ДПЛХНЕОФПЧ, УМХЦБЭЙИ ПУОПЧБОЙЕН ДМС ЙУЮЙУМЕОЙС Й ХРМБФЩ ОБМПЗПЧ, Б ФБЛЦЕ РТПЧЕТЛБ ДТХЗЙИ ЙНЕАЭЙИУС Х ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ ДПЛХНЕОФПЧ П ДЕСФЕМШОПУФЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ, РТПЧПДЙНБС РП НЕУФХ ОБИПЦДЕОЙС ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ.

ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ЛБНЕТБМШОЩЕ РТПЧЕТЛЙ ПУФБАФУС УХЭЕУФЧЕООЩН ЖБЛФПТПН РПРПМОЕОЙС ВАДЦЕФБ. пВОБТХЦЕООЩЕ Ч ИПДЕ ЛБНЕТБМШОЩИ РТПЧЕТПЛ ПЫЙВЛЙ Ч УБНЙИ ОБМПЗПЧЩИ ДЕЛМБТБГЙСИ, Ч ПВПУОПЧБОЙЙ МШЗПФ ДБАФ УХЭЕУФЧЕООХА РТЙВБЧЛХ Ч РМБФЕЦБИ Ч ВАДЦЕФ.

лБНЕТБМШОБС РТПЧЕТЛБ РТПЧПДЙФУС ХРПМОПНПЮЕООЩНЙ ДПМЦОПУФОЩНЙ МЙГБНЙ ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЙИ УМХЦЕВОЩНЙ ПВСЪБООПУФСНЙ ВЕЪ ЛБЛПЗП-МЙВП УРЕГЙБМШОПЗП ТЕЫЕОЙС ТХЛПЧПДЙФЕМС ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ Ч ФЕЮЕОЙЕ ФТЕИ НЕУСГЕЧ УП ДОС РТЕДУФБЧМЕОЙС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ОБМПЗПЧПК ДЕЛМБТБГЙЙ Й ДПЛХНЕОФПЧ, УМХЦБЭЙИ ПУОПЧБОЙЕН ДМС ЙУЮЙУМЕОЙС Й ХРМБФЩ ОБМПЗБ, ЕУМЙ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧПН П ОБМПЗБИ Й УВПТБИ ОЕ РТЕДХУНПФТЕОЩ ЙОЩЕ УТПЛЙ. гЕМША ЛБНЕТБМШОПК РТПЧЕТЛЙ СЧМСЕФУС ЛПОФТПМШ ЪБ УПВМАДЕОЙЕН ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБНЙ ЪБЛПОПДБФЕМШОЩИ Й ЙОЩИ ОПТНБФЙЧОЩИ РТБЧПЧЩИ БЛФПЧ П ОБМПЗБИ Й УВПТБИ, ЧЩСЧМЕОЙЕ Й РТЕДПФЧТБЭЕОЙЕ ОБМПЗПЧЩИ РТБЧПОБТХЫЕОЙК, ЧЪЩУЛБОЙЕ УХНН ОЕХРМБЮЕООЩИ (ОЕ РПМОПУФША ХРМБЮЕООЩИ) ОБМПЗПЧ Й УППФЧЕФУФЧХАЭЙИ РЕОЙ, ЧПЪВХЦДЕОЙЕ РТЙ ОБМЙЮЙЙ ПУОПЧБОЙК РТПГЕДХТЩ ЧЪЩУЛБОЙС Ч ХУФБОПЧМЕООПН РПТСДЛЕ ОБМПЗПЧЩИ УБОЛГЙК, Б ФБЛЦЕ РПДЗПФПЧЛБ ОЕПВИПДЙНПК ЙОЖПТНБГЙЙ ДМС ПВЕУРЕЮЕОЙС ТБГЙПОБМШОПЗП ПФВПТБ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ ДМС РТПЧЕДЕОЙС ЧЩЕЪДОЩИ ОБМПЗПЧЩИ РТПЧЕТПЛ.

рПД ЧЩЕЪДОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛПК РПОЙНБЕФУС ЛПНРМЕЛУ ДЕКУФЧЙК РП РТПЧЕТЛЕ РЕТЧЙЮОЩИ ХЮЕФОЩИ Й ЙОЩИ ВХИЗБМФЕТУЛЙИ ДПЛХНЕОФПЧ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ, ТЕЗЙУФТПЧ ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЕФБ, ВХИЗБМФЕТУЛПК ПФЮЕФОПУФЙ Й ОБМПЗПЧЩИ ДЕЛМБТБГЙК, ИПЪСКУФЧЕООЩИ Й ЙОЩИ ДПЗПЧПТПЧ, БЛФПЧ П ЧЩРПМОЕОЙЙ ДПЗПЧПТОЩИ ПВСЪБФЕМШУФЧ, ЧОХФТЕООЙИ РТЙЛБЪПЧ, ТБУРПТСЦЕОЙК, РТПФПЛПМПЧ, МАВЩИ ДТХЗЙИ ДПЛХНЕОФПЧ; РП ПУНПФТХ (ПВУМЕДПЧБОЙА) ТБЪМЙЮОЩИ РТЕДНЕФПЧ, МАВЩИ ЙУРПМШЪХЕНЩИ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ДМС ЙЪЧМЕЮЕОЙС ДПИПДПЧ МЙВП УЧСЪБООЩИ У УПДЕТЦБОЙЕН ПВЯЕЛФПЧ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩИ, УЛМБДУЛЙИ, ФПТЗПЧЩИ Й ЙОЩИ РПНЕЭЕОЙК Й ФЕТТЙФПТЙК; РП РТПЧЕДЕОЙА ЙОЧЕОФБТЙЪБГЙЙ РТЙОБДМЕЦБЭЕЗП ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛХ ЙНХЭЕУФЧБ; Б ФБЛЦЕ ДТХЗЙИ ДЕКУФЧЙК ОБМПЗПЧЩИ ПТЗБОПЧ (ЙИ ДПМЦОПУФОЩИ МЙГ), ПУХЭЕУФЧМСЕНЩИ РП НЕУФХ ОБИПЦДЕОЙС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ (НЕУФХ ЕЗП ДЕСФЕМШОПУФЙ, НЕУФХ ТБУРПМПЦЕОЙС ПВЯЕЛФБ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС) Й Ч ЙОЩИ НЕУФБИ ЧОЕ НЕУФБ ОБИПЦДЕОЙС ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ.

чРЕТЧЩЕ ФЕТНЙО "чЩЕЪДОБС ОБМПЗПЧБС РТПЧЕТЛБ" ЧЧЕДЕО Ч ПВЙИПД ЛПОФТПМШОПК ТБВПФЩ оБМПЗПЧЩН ЛПДЕЛУПН тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ. тБОЕЕ РТПЧЕТЛЙ, РТПЧПДЙНЩЕ У ЧЩИПДПН Л ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛХ, ОБЪЩЧБМЙУШ ДПЛХНЕОФБМШОЩНЙ. пДОБЛП, ТБЪОЙГБ НЕЦДХ РПОСФЙСНЙ "ЧЩЕЪДОБС" Й "ДПЛХНЕОФБМШОБС" РТПЧЕТЛЙ ПФОАДШ ОЕ ФЕТНЙОПМПЗЙЮЕУЛБС. уХЭЕУФЧХЕФ ТБУРТПУФТБОЕООПЕ НОЕОЙЕ, ЮФП ЧЩЕЪДОБС ОБМПЗПЧБС РТПЧЕТЛБ Й ДПЛХНЕОФБМШОБС РТПЧЕТЛЙ ЬФП ПДОП Й ФП ЦЕ. пДОБЛП, ОБ УБНПН ДЕМЕ, ЬФП ПФОАДШ ОЕ ФПЦДЕУФЧЕООЩЕ РПОСФЙС. фБЛ, ЧЩЕЪДОБС ОБМПЗПЧБС РТПЧЕТЛБ - ЬФП РТПЧЕТЛБ, РТПЧПДЙНБС, ЛБЛ РТБЧЙМП, Ч РПНЕЭЕОЙЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ. дПЛХНЕОФБМШОБС ЦЕ РТПЧЕТЛБ - ЬФП РТПЧЕТЛБ, ПИЧБФЩЧБАЭБС РЕТЧЙЮОХА ВХИЗБМФЕТУЛХА ДПЛХНЕОФБГЙА Й ХЮЕФОЩЕ ТЕЗЙУФТЩ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ. рТЙ ЬФПН ОЙ ПДЙО ЪБЛПОПДБФЕМШОЩК БЛФ ОЕ ХФПЮОСЕФ НЕУФП РТПЧЕДЕОЙЕ ФБЛПК РТПЧЕТЛЙ.

пУОПЧОЩНЙ ХЮБУФОЙЛБНЙ, ЧЩЕЪДОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ СЧМСАФУС РТПЧЕТСЕНБС ПТЗБОЙЪБГЙС ЙМЙ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩЕ РТЕДРТЙОЙНБФЕМЙ Й ОБМПЗПЧЩК ПТЗБО (ЕЗП ДПМЦОПУФОЩЕ МЙГБ). пДОБЛП У ЧЩЕЪДОЩНЙ РТПЧЕТЛБНЙ НПЗХФ ВЩФШ УПРТСЦЕОЩ ДЕКУФЧЙС Й ДТХЗЙИ МЙГ, ОБРТЙНЕТ, ЬЛУРЕТФПЧ, РЕТЕЧПДЮЙЛПЧ, ОП ФБЛЙЕ ДЕКУФЧЙС, ЛБЛ РТБЧЙМП, ВЩЧБАФ ПВХУМПЧМЕОЩ ЙОЙГЙБФЙЧПК ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ.

гЕМШ ЧЩЕЪДОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ РТБЛФЙЮЕУЛЙ ФБЛБС ЦЕ, ЛБЛ Й ЛБНЕТБМШОПК: ПУХЭЕУФЧМЕОЙЕ ЛПОФТПМС ЪБ РТБЧЙМШОПУФША ЙУЮЙУМЕОЙС, РПМОПФПК Й УЧПЕЧТЕНЕООПУФША ЧОЕУЕОЙС Ч ВАДЦЕФ ОБМПЗПЧ Й УВПТПЧ, ЪБ УПВМАДЕОЙЕН ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ П ОБМПЗБИ Й УВПТБИ, ЧЪЩУЛБОЙЕ ОЕДПЙНПЛ РП ОБМПЗБН Й ОЕОЙ, РТЙЧМЕЮЕОЙЕ ЧЙОПЧОЩИ МЙГ Л ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ ЪБ УПЧЕТЫЕОЙЕ ОБМПЗПЧЩИ РТБЧПОБТХЫЕОЙК, РТЕДХРТЕЦДЕОЙЕ ФБЛЙИ РТБЧПОБТХЫЕОЙК. пДОБЛП ПОЙ ДПУФЙЗБАФУС ДТХЗЙНЙ, УРЕГЙЖЙЮЕУЛЙНЙ ЙНЕООП ДМС ЧЩЕЪДОЩИ РТПЧЕТПЛ УТЕДУФЧБНЙ. оБРТЙНЕТ, ЧЩЕНЛБ ДПЛХНЕОФПЧ Й РТЕДНЕФПЧ Ч ТБНЛБИ ОБМПЗПЧПЗП ЛПОФТПМС НПЦЕФ ВЩФШ ПУХЭЕУФЧМЕОБ ФПМШЛП РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ ЧЩЕЪДОПК РТПЧЕТЛЙ.

чЩЕЪДОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛПК НПЗХФ ВЩФШ ПИЧБЮЕОЩ ФПМШЛП ФТЙ ЛБМЕОДБТОЩИ ЗПДБ ДЕСФЕМШОПУФЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП РТЕДЫЕУФЧПЧБЧЫЙЕ ЗПДХ РТПЧЕДЕОЙС РТПЧЕТЛЙ. оБМПЗПЧЩК ПТЗБО ОЕ ЧРТБЧЕ РТПЧПДЙФШ Ч ФЕЮЕОЙЕ ПДОПЗП ЛБМЕОДБТОПЗП ЗПДБ ДЧЕ ЧЩЕЪДОЩЕ РТПЧЕТЛЙ Й ВПМЕЕ РП ПДОЙН Й ФЕН ЦЕ ОБМПЗБН ЪБ ПДЙО Й ФПФ ЦЕ РЕТЙПД. уТПЛ РТПЧЕДЕОЙС - ОЕ ВПМЕЕ ДЧХИ НЕУСГЕЧ; Ч ЙУЛМАЮЙФЕМШОЩИ УМХЮБСИ ЧЩЫЕУФПСЭЙК ОБМПЗПЧЩК ПТЗБО НПЦЕФ ХЧЕМЙЮЙФШ РТПДПМЦЙФЕМШОПУФШ ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ ДП ФТЕИ НЕУСГЕЧ.

уТПЛ РТПЧЕДЕОЙС ЧЩЕЪДОПК РТПЧЕТЛЙ ЧЛМАЮБЕФ ЧТЕНС ЖБЛФЙЮЕУЛПЗП ОБИПЦДЕОЙС РТПЧЕТСАЭЙИ ОБ ФЕТТЙФПТЙЙ РТПЧЕТСЕНПЗП РТЕДРТЙСФЙС. пДОБЛП Ч ХЛБЪБООЩК УТПЛ ОЕ ЪБУЮЙФЩЧБАФУС РЕТЙПДЩ НЕЦДХ ЧТХЮЕОЙЕН ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛХ ФТЕВПЧБОЙС П РТЕДУФБЧМЕОЙЙ ДПЛХНЕОФПЧ Й РТЕДПУФБЧМЕОЙЕН ЙН ЪБРТБЫЙЧБЕНЩИ РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ РТПЧЕТЛЙ ДПЛХНЕОФПЧ.

ч ИПДЕ ЧЩЕЪДОПК РТПЧЕТЛЙ НПЦЕФ ЧПЪОЙЛОХФШ ОЕПВИПДЙНПУФШ РТПЧЕДЕОЙС ПУНПФТБ РПНЕЭЕОЙК Й ФЕТТЙФПТЙК, ЙУРПМШЪХЕНЩИ ДМС ЙЪЧМЕЮЕОЙС ДПИПДБ МЙВП УЧСЪБООЩИ У УПДЕТЦБОЙЕН ПВЯЕЛФПЧ ОБМПЗППВМПЦЕОЙС, Ч РТПЧЕДЕОЙЙ ЙОЧЕОФБТЙЪБГЙЙ ЙНХЭЕУФЧБ, РТПЙЪЧПДУФЧЕ ЧЩЕНЛЙ ДПЛХНЕОФПЧ Й РТЕДНЕФПЧ Й ДТ. ч ТСДЕ УМХЮБЕЧ, РТЕДХУНПФТЕООЩИ лПДЕЛУПН, РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ ЛПОФТПМШОЩИ ДЕКУФЧЙК ДПМЦОЩ УПУФБЧМСФШУС РТПФПЛПМЩ.

пУОПЧБОЙЕН ДМС РТПЧЕДЕОЙС ЧЩЕЪДОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ СЧМСЕФУС УППФЧЕФУФЧХАЭЕЕ ТЕЫЕОЙЕ ТХЛПЧПДЙФЕМС ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ (ЕЗП ЪБНЕУФЙФЕМС) ЙМЙ РПУФБОПЧМЕОЙЕ ТХЛПЧПДЙФЕМС (ЕЗП ЪБНЕУФЙФЕМС) ЧЩЫЕУФПСЭЕЗП ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ П РТПЧЕДЕОЙЙ ЧЩЕЪДОПК РТПЧЕТЛЙ Ч РПТСДЛЕ ЛПОФТПМС ЪБ ДЕСФЕМШОПУФША ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ. рПТСДПЛ ЧЩОЕУЕОЙС ОБУФПСЭЕЗП ТЕЫЕОЙС (РПУФБОПЧМЕОЙС) ЧЩЫЕУФПСЭЕЗП ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ П РТПЧЕДЕОЙЙ ЧЩЕЪДОПК РТПЧЕТЛЙ, Б ФБЛЦЕ ФТЕВПЧБОЙЕ Л ЖПТНЕ ЬФЙИ ДПЛХНЕОФПЧ ТЕЗМБНЕОФЙТПЧБОП РТЙЛБЪПН нЙОЙУФТБ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ РП ОБМПЗБН Й УВПТБН ПФ 08.10.99. ї бр-3-16/318 "пВ ХФЧЕТЦДЕОЙЙ рПТСДЛБ ОБЪОБЮЕОЙС ЧЩЕЪДОЩИ ОБМПЗПЧЩИ РТПЧЕТПЛ".

уФБФШС 87 ол тж РТЕДХУНБФТЙЧБЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ РТПЧЕДЕОЙС ФБЛЙИ ОБМПЗПЧЩИ РТПЧЕТПЛ, ЛБЛ ЧУФТЕЮОЩЕ.

чУФТЕЮОБС РТПЧЕТЛБ - ЬФП УПРПУФБЧМЕОЙЕ ТБЪОЩИ ЬЛЪЕНРМСТПЧ ПДОПЗП Й ФПЗП ЦЕ ДПЛХНЕОФБ. йУИПДС ЙЪ УХЭОПУФЙ НЕФПДБ, ЕЗП НПЦОП РТЙНЕОСФШ МЙЫШ РП ДПЛХНЕОФБН, ЛПФПТЩЕ ПЖПТНМСЕФУС ОЕ Ч ПДОПН, Б Ч ОЕУЛПМШЛЙИ ЬЛЪЕНРМСТБИ. л ЙИ ЮЙУМХ ПФОПУСФУС ДПЛХНЕОФЩ, ЛПФПТЩНЙ ПЖПТНМСАФУС РПУФХРМЕОЙЕ ЙМЙ ПФРХУЛ НБФЕТЙБМШОЩИ ГЕООПУФЕК (ОБЛМБДОЩЕ, УЮЕФБ-ЖБЛФХТЩ Й Ф.Д.). ьЛЪЕНРМСТЩ ДПЛХНЕОФПЧ ОБИПДСФУС МЙВП Ч ТБЪМЙЮОЩИ ПТЗБОЙЪБГЙСИ МЙВП Ч ТБЪОЩИ УФТХЛФХТОЩИ РПДТБЪДЕМЕОЙСИ РТЕДРТЙСФЙС. рТЙ ХУМПЧЙЙ РТБЧЙМШОПЗП ПФТБЦЕОЙС ИПЪСКУФЧЕООПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, ТБЪОЩЕ ЬЛЪЕНРМСТЩ ДПЛХНЕОФБ ЙНЕАФ ПДОП Й ФП ЦЕ УПДЕТЦБОЙЕ. ч ЙОЩИ УМХЮБСИ ДПЛХНЕОФЩ ПЖПТНМСАФУС МЙЫШ Ч ПДОПН ЬЛЪЕНРМСТЕ, МЙВП ЙНЕАФ ТБЪМЙЮОПЕ УПДЕТЦБОЙЕ. рТЙ УПРПУФБЧМЕОЙЙ ДПЛХНЕОФПЧ НПЗХФ ОЕ УПЧРБДБФШ: ЛПМЙЮЕУФЧП ФПЧБТБ, ЕДЙОЙГБ ЙЪНЕТЕОЙС, ГЕОБ ФПЧБТБ Й РТ. пФУХФУФЧЙЕ ЬЛЪЕНРМСТБ ДПЛХНЕОФБ НПЦЕФ ВЩФШ РТЙЪОБЛПН ОЕ ДПЛХНЕОФЙТПЧБОЙС ЖБЛФБ ИПЪСКУФЧЕООПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, Й ЛБЛ УМЕДУФЧЙЕ - УПЛТЩФЙС ДПИПДПЧ.

рТЙНЕТ. фБЛ, РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ РТПЧЕТЛЙ Х ПТЗБОЙЪБГЙЙ ВЩМП ЧЩСЧМЕОП ЪБЧЩЫЕОЙЕ ГЕОЩ ЛПНРМЕЛФХАЭЙИ ДЕФБМЕК, УРЙУБООЩИ ОБ РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩЕ ГЕМЙ. рП ВХИЗБМФЕТУЛЙН ЪБРЙУСН ОБ УЮЕФЕ 20 "пУОПЧОПЕ РТПЙЪЧПДУФЧП" ГЕОБ ЛХЪПЧБ УПУФБЧМСМБ 75000 ТХВМЕК. б РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ РТПЧЕТЛЙ ЬЛЪЕНРМСТБ УЮЕФБ-ЖБЛФХТЩ, ЙНЕАЭЙЕУС Х РТЕДРТЙСФЙС-РПУФБЧЭЙЛБ ЛХЪПЧБ, ХУФБОПЧМЕОП, ЮФП ГЕОБ УПУФБЧМСЕФ 68000 ТХВМЕК, ЮФП ЧЩСЧМЕОП НЕФПДПН ЧУФТЕЮОПК РТПЧЕТЛЙ ДПЛХНЕОФПЧ.

рТЙНЕТ. ч ДТХЗПН УМХЮБЕ РТЙ ЙЪХЮЕОЙЙ ДПЛХНЕОФПЧ ПВ ПФЗТХЪЛЕ РТПДХЛГЙЙ ОБ МЙЛЕТПЧПДПЮОПН ЪБЧПДЕ ВЩМП ХУФБОПЧМЕОП, ЮФП ЮБУФШ РТПДХЛГЙЙ ВЩМБ ПФРХЭЕОБ ЮБУФОПНХ РТЕДРТЙОЙНБФЕМА "у". чУФТЕЮОБС РТПЧЕТЛБ ДПЛХНЕОФПЧ "у" РПЛБЪБМБ ПФУХФУФЧЙЕ ХЮЕФОЩИ ДПЛХНЕОФПЧ, УЧЙДЕФЕМШУФЧХАЭЙИ П РПУФХРМЕОЙЙ ЧЙОП ЧПДПЮОЩИ ЙЪДЕМЙК У ЪБЧПДБ. ьФП ЗПЧПТЙФ П ОЕПРТЙИПДПЧБОЙЙ РПУФХРМЕОЙС РТПДХЛГЙЙ, ОЕ ПФТБЦЕОЙЙ ЧЩТХЮЛЙ ПФ ТЕБМЙЪБГЙЙ ДБООПК РТПДХЛГЙЙ Й ЛБЛ УМЕДУФЧЙЕ - П ЪБОЙЦЕОЙЙ ЧЩТХЮЛЙ/РТЙВЩМЙ ПФ ТЕБМЙЪБГЙЙ РТПДХЛГЙЙ.

оБ РТБЛФЙЛЕ ЧУФТЕЮОБС РТПЧЕТЛБ СЧМСЕФУС ЮБУФША РТПЧПДЙНПК ЛБНЕТБМШОПК ЙМЙ ЧЩЕЪДОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ. рПМХЮЕООЩЕ Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЧУФТЕЮОПК РТПЧЕТЛЙ ДБООЩЕ ЧЛМАЮБАФУС Ч ПУОПЧОПК БЛФ ЧЩЕЪДОПК ЙМЙ ЛБНЕТБМШОПК РТПЧЕТЛЙ ( ПФТБЦБАФУС Ч ЧЩОЕУЕООПН рПУФБОПЧМЕОЙЙ П РТЙЧМЕЮЕОЙЙ Л ОБМПЗПЧПК ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ). оБ ПУОПЧБОЙЙ ЬФЙИ ДБООЩИ ДЕМБЕФУС ПУОПЧОПК ЧЩЧПД П РТПЧЕДЕООПК РТПЧЕТЛЕ.

рП ПВЯЕНХ РТПЧЕТСЕНЩИ ЧПРТПУПЧ ОБМПЗПЧЩЕ РТПЧЕТЛЙ ДЕМСФУС ОБ ЛПНРМЕЛУОЩЕ, ФЕНБФЙЮЕУЛЙЕ Й ГЕМЕЧЩЕ.

лПНРМЕЛУОБС РТПЧЕТЛБ - ЬФП РТПЧЕТЛБ ЖЙОБОУПЧП-ИПЪСКУФЧЕООПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЪБ ПРТЕДЕМЕООЩК РЕТЙПД ЧТЕНЕОЙ РП ЧУЕН ЧПРТПУБН УПВМАДЕОЙС ОБМПЗПЧПЗП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ. ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ЮБУФПФБ РТПЧЕДЕОЙС ЛПНРМЕЛУОЩИ РТПЧЕТПЛ ОЕ ХУФБОПЧМЕОБ. рТЙ ОБМЙЮЙЙ Х ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ ПУОПЧБОЙК РТЕДРПМБЗБФШ, ЮФП ХЮЕФ Й ХРМБФБ ОБМПЗПЧ (УВПТПЧ) ЧЕДХФУС У ОБТХЫЕОЙСНЙ, ЛПНРМЕЛУОЩЕ РТПЧЕТЛЙ РТПЧПДСФУС ОЕ ТЕЦЕ ПДОПЗП ТБЪБ Ч ФТЙ ЗПДБ (УТПЛ ДБЧОПУФЙ РП РТПЧЕТСЕНПНХ РЕТЙПДХ). оБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛЙ, ЙНЕАЭЙЕ РПМПЦЙФЕМШОХА ТЕРХФБГЙА, НПЗХФ ОЕ РПДЧЕТЗБФШУС ЛПНРМЕЛУОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЕ ЧППВЭЕ.

рПУМЕ ЧЧЕДЕОЙС Ч УЙМХ ол тж РТБЛФЙЮЕУЛЙ ЧУЕ ЧЩЕЪДОЩЕ ОБМПЗПЧЩЕ РТПЧЕТЛЙ ПУХЭЕУФЧМСАФУС Ч ЧЙДЕ ЛПНРМЕЛУОЩИ. уАДБ НПЦОП ЧЛМАЮЙФШ ФБЛЙЕ ЧПРТПУЩ ЛБЛ, РТБЧЙМШОПУФШ ЙУЮЙУМЕОЙС Й РЕТЕЮЙУМЕОЙС ОБМПЗПЧ (УВПТПЧ) ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН, ЧЩРПМОЕОЙС ЖХОЛГЙК ОБМПЗПЧПЗП БЗЕОФБ; РТБЧЙМШОПУФШ УРЙУБОЙС УП УЮЕФПЧ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ УХНН ОБМПЗПЧ Й УБОЛГЙК; ПФЛТЩФЙС УЮЕФПЧ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБН (РТЙ РТПЧЕТЛЕ ВБОЛПЧ); РТЙНЕОЕОЙС ллн; РПТСДЛБ ТЕБМЙЪБГЙЙ БМЛПЗПМШОПК РТПДХЛГЙЙ Й ДТ. фПМШЛП ЧЩЕЪДОБС ОБМПЗПЧБС РТПЧЕТЛБ РПЪЧПМСЕФ ЙУРПМШЪПЧБФШ ЧЕУШ УРЕЛФТ РТБЧ, РТЕДПУФБЧМЕООЩИ ОБМПЗПЧЩН ПТЗБОБН.

фЕНБФЙЮЕУЛБС РТПЧЕТЛБ - ЬФП РТПЧЕТЛБ ПФДЕМШОЩИ ЧПРТПУПЧ ЖЙОБОУПЧП-ИПЪСКУФЧЕООПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ (ОБРТЙНЕТ, РТПЧЕТЛБ РТБЧЙМШОПУФЙ ЙУЮЙУМЕОЙС Й ХРМБФЩ ОБМПЗБ ОБ РТЙВЩМШ, оду, ОБМПЗБ ОБ ЙНХЭЕУФЧП, ДТХЗЙИ ОБМПЗПЧ). фБЛЙЕ РТПЧЕТЛЙ РТПЧПДСФУС РП НЕТЕ ОЕПВИПДЙНПУФЙ, ПРТЕДЕМСЕНПК ТХЛПЧПДЙФЕМЕН ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ.

фЕНБФЙЮЕУЛБС РТПЧЕТЛБ РТПЧПДЙФУС ЙМЙ ЛБЛ ЬМЕНЕОФ ЛПНРМЕЛУОПК РТПЧЕТЛЙ, ЙМЙ ЛБЛ ПФДЕМШОБС РТПЧЕТЛБ РП ХУФБОПЧМЕООЩН ЖБЛФБН ОБТХЫЕОЙС ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ ОБ ПУОПЧБОЙЙ ФЕЛХЭЕЗП ОБМПЗПЧПЗП ОБВМАДЕОЙС. уППФЧЕФУФЧЕООП ЕЕ ТЕЪХМШФБФЩ ПЖПТНМСАФУС МЙВП ПФДЕМШОЩН БЛФПН, МЙВП ПФТБЦБАФУС Ч БЛФЕ ЛПНРМЕЛУОПК РТПЧЕТЛЙ. еУМЙ ЧПЪОЙЛБЕФ ОЕПВИПДЙНПУФШ Ч РТПЧЕДЕОЙЙ ОБ ПУОПЧЕ ФЕНБФЙЮЕУЛПК РТПЧЕТЛЙ ЛПНРМЕЛУОПК РТПЧЕТЛЙ, ДПМЦОП ВЩФШ РТЙОСФП ДПРПМОЙФЕМШОПЕ ТЕЫЕОЙЕ, ТБУЫЙТСАЭЕЕ ЛТХЗ РТПЧЕТСЕНЩИ ЧПРТПУПЧ.

гЕМЕЧБС РТПЧЕТЛБ - ЬФП РТПЧЕТЛБ УПВМАДЕОЙС ОБМПЗПЧПЗП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ РП ПРТЕДЕМЕООПНХ ОБРТБЧМЕОЙА ЙМЙ ЖЙОБОУПЧП-ИПЪСКУФЧЕООЩН ПРЕТБГЙСН ПТЗБОЙЪБГЙЙ. фБЛЙЕ РТПЧЕТЛЙ РТПЧПДСФУС РП ЧПРТПУБН ЧЪБЙНПТБУЮЕФПЧ У РПУФБЧЭЙЛБНЙ Й РПЛХРБФЕМСНЙ РТПДХЛГЙЙ (ХУМХЗ), РП ЬЛУРПТФОП-ЙНРПТФОЩН ПРЕТБГЙСН, РП ПРТЕДЕМЕООПК УДЕМЛЕ, РП ТБЪНЕЭЕОЙА ЧТЕНЕООП УЧПВПДОЩИ ДЕОЕЦОЩИ УТЕДУФЧ, РТБЧЙМШОПУФЙ РТЙНЕОЕОЙС МШЗПФ Й РП МАВЩН ЙОЩН ЖЙОБОУПЧП-ИПЪСКУФЧЕООЩН ПРЕТБГЙСН. тЕЪХМШФБФЩ ГЕМЕЧПК РТПЧЕТЛЙ ЙУРПМШЪХАФУС РТЙ ЛПНРМЕЛУОПК ЙМЙ ФЕНБФЙЮЕУЛПК РТПЧЕТЛЕ Й ПЖПТНМСАФУС МЙВП Ч БЛФБИ ЬФЙИ РТПЧЕТПЛ, МЙВП ЛБЛ ПФДЕМШОЩЕ РТЙМПЦЕОЙС. чПЪНПЦОП РТПЧЕДЕОЙЕ ГЕМЕЧЩИ РТПЧЕТПЛ Й ЛБЛ УБНПУФПСФЕМШОЩИ. пДОБЛП Ч ЬФПН УМХЮБЕ ЧПЪОЙЛБЕФ ПРБУОПУФШ ОЕРПМОПК РТПЧЕТЛЙ ПФДЕМШОЩИ ЧПРТПУПЧ УПВМАДЕОЙС ОБМПЗПЧПЗП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ.

рП УРПУПВХ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ОБМПЗПЧЩЕ РТПЧЕТЛЙ ДЕМСФУС ОБ РМБОПЧЩЕ Й ЧОЕЪБРОЩЕ.

чОЕЪБРОБС РТПЧЕТЛБ - ЬФП ТБЪОПЧЙДОПУФШ ЧЩЕЪДОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ, РТПЧПДЙНПК ВЕЪ РТЕДЧБТЙФЕМШОПЗП ХЧЕДПНМЕОЙС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ ( Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ РМБОПЧПК РТПЧЕТЛЙ).

чЩЕЪДОБС РТПЧЕТЛБ РТПЧПДЙФУС ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ОБ НЕУФЕ ПУХЭЕУФЧМЕОЙС ИПЪСКУФЧЕООПК ДЕСФЕМШОПУФЙ (НЕУФЕ ИТБОЕОЙС ДПЛХНЕОФПЧ) ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН. пУОПЧБОЙЕН ДМС ЕЕ РТПЧЕДЕОЙС СЧМСЕФУС ТЕЫЕОЙЕ ТХЛПЧПДЙФЕМС (ЪБНЕУФЙФЕМС ТХЛПЧПДЙФЕМС ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ), РТЙОЙНБЕНПЕ РТЙ РПМХЮЕОЙЙ ЙОЖПТНБГЙЙ ЙМЙ РТЕДРПМПЦЕОЙС П ОБТХЫЕОЙЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ.

гЕМШ ЧОЕЪБРОПК РТПЧЕТЛЙ - ХУФБОПЧЙФШ ЖБЛФ УПЧЕТЫЕОЙС РТБЧПОБТХЫЕОЙС, ЛПФПТЩК НПЦЕФ ВЩФШ УПЛТЩФ РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ ПВЩЮОЩИ РТПЧЕТПЛ. чОЕЪБРОЩЕ РТПЧЕТЛЙ РТПЧПДСФУС ОЕ ЮБУФП. ч ФП ЦЕ ЧТЕНС НОПЗЙЕ ОЕОБМПЗПЧЩЕ РТПЧЕТЛЙ, ДПРХУФЙН, РТПЧЕТЛЙ РТЙНЕОЕОЙС ллн, Ч ВПМШЫЙОУФЧЕ УМХЮБЕЧ РТПЧПДСФУС ЛБЛ ЧОЕЪБРОЩЕ.

Hл тж РТЕДХУНБФТЙЧБЕФ ФБЛЦЕ ЧПЪНПЦОПУФШ РТПЧЕДЕОЙС ЛПОФТПМШОЩИ Й РПЧФПТОЩИ РТПЧЕТПЛ.

гЕМШ ЛПОФТПМШОПК РТПЧЕТЛЙ - ХУФБОПЧЙФШ ЖБЛФ ОЕЛБЮЕУФЧЕООПЗП РТПЧЕДЕОЙС ТБОЕЕ РТПЧЕДЕООПК РТПЧЕТЛЙ ДПМЦОПУФОЩНЙ МЙГБНЙ ОБМПЗПЧЩИ ПТЗБОПЧ. дП 1 СОЧБТС 1999 ЗПДБ ЛПОФТПМШОЩЕ РТПЧЕТЛЙ РТПЧПДЙМЙУШ ДТХЗЙНЙ УПФТХДОЙЛБНЙ ФПЗП ЦЕ ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ МЙВП УПФТХДОЙЛБНЙ ЧЩЫЕУФПСЭЕЗП ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ, ЙМЙ ЦЕ ПТЗБОБНЙ ОБМПЗПЧПК РПМЙГЙЙ. у 1 СОЧБТС 1999 ЗПДБ ЛПОФТПМШОЩЕ РТПЧЕТЛЙ НПЗХФ РТПЧПДЙФШУС ФПМШЛП ЧЩЫЕУФПСЭЙН ОБМПЗПЧЩН ПТЗБОПН Ч РПТСДЛЕ ЛПОФТПМС ЪБ ДЕСФЕМШОПУФША ОЙЦЕУФПСЭЕЗП ПТЗБОБ. тЕЪХМШФБФЩ ЙИ РТПЧЕДЕОЙС ПФТБЦБАФУС ЛБЛ ОБ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛЕ, ФБЛ Й ОБ РТПЧЕТСЕНЩИ ТБВПФОЙЛБИ ОБМПЗПЧЩИ ПТЗБОПЧ. фБЛ, ЕУМЙ ВХДХФ ХУФБОПЧМЕОЩ ЖБЛФЩ ОБТХЫЕОЙС ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ РТПЧЕТСЕНЩН ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН, Л ОЕНХ ВХДХФ РТЙНЕОЕОЩ УППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ УБОЛГЙЙ. еУМЙ ЦЕ ОБТХЫЕОЙС ВЩМЙ ДПРХЭЕОЩ ДПМЦОПУФОЩНЙ МЙГБНЙ ОБМПЗПЧЩИ ПТЗБОПЧ, ФП ФБЛЙЕ МЙГБ ДПМЦОЩ ВЩФШ РТЙЧМЕЮЕОЩ Л ДЙУГЙРМЙОБТОПК (ХЗПМПЧОПК) ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ.

рПЧФПТОБС РТПЧЕТЛБ - ЬФП РТПЧЕТЛБ РП ФЕН ЦЕ ЧЙДБН ОБМПЗПЧ Й РП ФЕН ЦЕ ОБМПЗПЧЩН РЕТЙПДБН, РП ЛПФПТЩН РТПЧПДЙМБУШ РТЕДЩДХЭБС РТПЧЕТЛБ. ч ол тж РТЕДХУНПФТЕОЩ ПЗТБОЙЮЕОЙС ОБ РТПЧЕДЕОЙЕ РПЧФПТОЩИ ОБМПЗПЧЩИ РТПЧЕТПЛ. фБЛ, УПЗМБУОП УФБФШЕ 87 ол тж, ЪБРТЕЭБЕФУС РТПЧЕДЕОЙЕ РПЧФПТОЩИ ЧЩЕЪДОЩИ ОБМПЗПЧЩИ РТПЧЕТПЛ РП ПДОЙН Й ФЕН ЦЕ ОБМПЗБН, РПДМЕЦБЭЙН ХРМБФЕ ЙМЙ ХРМБЮЕООЩН ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН (РМБФЕМШЭЙЛПН УВПТБ) ЪБ ХЦЕ РТПЧЕТЕООЩК ОБМПЗПЧЩК РЕТЙПД. ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС РПЧФПТОЩЕ ЧЩЕЪДОЩЕ ОБМПЗПЧЩЕ РТПЧЕТЛЙ РТПЧПДСФУС, ЛБЛ РТБЧЙМП, Ч ЧЙДЕ ЛПОФТПМШОЩИ РТПЧЕТПЛ.

рП ПВЯЕНХ РТПЧЕТСЕНЩИ ДПЛХНЕОФПЧ РТПЧЕТЛЙ ДЕМСФУС ОБ:

УРМПЫОЩЕ (ЛПЗДБ РТПЧПДЙФУС РТПЧЕТЛБ ЧУЕИ ДПЛХНЕОФПЧ ПТЗБОЙЪБГЙЙ, ВЕЪ РТПРХУЛПЧ Й РТЕДРПМПЦЕОЙК ПВ ПФУХФУФЧЙЙ ОБТХЫЕОЙК);

ЧЩВПТПЮОЩЕ (ЛПЗДБ РТПЧЕТСЕФУС ФПМШЛП ЮБУФШ ДПЛХНЕОФБГЙЙ).

уРМПЫОЩЕ РТПЧЕТЛЙ ЮБЭЕ ЧУЕЗП РТПЧПДСФУС Ч ОЕВПМШЫЙИ ПТЗБОЙЪБГЙСИ МЙВП Ч ПТЗБОЙЪБГЙСИ, ЗДЕ ОЕПВИПДЙНП ЧПУУФБОПЧЙФШ ХЮЕФ ( РТЙ ЕЗП ПФУХФУФЧЙЙ ЙМЙ ХОЙЮФПЦЕОЙЙ РЕТЧЙЮОЩИ ДПЛХНЕОФПЧ).

чЩВПТПЮОБС РТПЧЕТЛБ НПЦЕФ РЕТЕТБУФЙ Ч УРМПЫОХА Ч УМХЮБЕ ХУФБОПЧМЕОЙС Ч РТПЧЕТСЕНПК ЧЩВПТЛЕ ОБТХЫЕОЙК, ЛПФПТЩЕ НПЗХФ ВЩФШ РТЙУХЭЙ ЧУЕНХ НБУУЙЧХ ДПЛХНЕОФБГЙЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ.

«Тематические вечеринки» налоговиков


Еще недавно так называемые «тематические» налоговые проверки могли грозить лишь большим должникам. Однако в конце 2020 года Федеральная налоговая служба (ФНС) поменяла подход. О том, чем грозят нововведения и что страшного в «тематических» проверках, рассказывает налоговый юрист Андрей Федоров.

Что же такое «тематическая» налоговая проверка?

В Налоговом кодексе такой вид налогового контроля не предусмотрен. То есть юридически «тематических» налоговых проверок не существует. Согласно НК РФ, налоговая служба имеют право доначислить налоги, штрафы и пени только в двух случаях — по результатам камеральной или выездной проверки.

Не существует других способов выявить недоимки и доначислить налоги иначе, как при проведении налоговых проверок. Однако в процедурах налоговых проверок есть ограничения и сложности.

Камеральные проверки ограничены сроками проведения. Для обнаружения нарушений у ФНС есть всего три месяца (для НДС — два месяца после получения деклараций).

Декларации по НДС обрабатываются в автоматическом режиме комплексом АСК-НДС (о роботах на службе ФНС будет другая статья). Если декларация подошла по критериям достоверности АСК-НДС, то декларация не поступает на ручную проверку и через 2 месяца камеральная проверка считается пройденной.

За отведенные на камеральные проверки два месяца налоговики успевают обнаружить только явные расхождения в поданных декларациях.

Выездная налоговая проверка назначается для доначислений по нарушениям, выявленным после окончания камеральных проверок. Но при выездной проверке от налоговиков требуются огромные затраты временных и человеческих ресурсов.

Между назначением ВНП и получением денег по сделанным доначислениям может пройти два-три года.

Поэтому выездные проверки назначаются только тем компаниям, которым можно доначислить несколько десятков миллионов рублей и, что самое главное, потом получить эти доначисления.

Главный критерий при отборе компаний на выездные налоговые проверки не известные «12 критериев», провозглашенные в приказе ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30 мая 2007 года, а возможность доначислить и получить некоторую минимальную сумму.

Что же налоговикам делать?

Есть решение — провести ВНП не по всем налогам, а только по одному. И не за последние три года, а за несколько периодов. Как появилось название такому виду налогового контроля, неизвестно. Но термин «тематическая проверка» активно и широко используется.

Как мы уже знаем, в НК РФ нет понятия «тематической» проверки. Это «народный» термин (кстати, как и «разрыв НДС»). Однако, несмотря на все ограничения по видам и срокам проверяемых налогов, юридически это все равно выездная налоговая проверка.

То есть при проведении «тематической» проверки работники ФНС процессуально ограничены рамками, предусмотренными для ВНП — правилами оформления документов, сроками проведения и так далее.

Поэтому при назначении «тематической» проверки, налоговики должны быть уверены, в двух важных составляющих:

  1. Налогоплательщик не сможет доказать свою правоту.
  2. Налоговики смогут получить доначисленные налоги, штрафы и пени.

Без этих двух факторов «тематическую» проверку назначать не будут.

Как отбирают кандидатов на «тематические» проверки?

На выявление «схем» ухода от налогов требуется намного больше времени, чем отведено на камеральные проверки.

Три года назад в Налоговой службе для таких целей было создано специальное подразделение — контрольно-аналитические отделы — КАО. В КАО набраны самые лучшие налоговые работники. В их распоряжение предоставлены все имеющиеся ресурсы — автоматизированные комплексы, базы данных и прочее. На плечи контрольно-аналитических отделов возложена задача выявить налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов. Именно КАО дают поручения в отделы камеральных и выездных проверок на проведение тех или иных мероприятий.

Результаты работы контрольно-аналитических отделов компании получают в виде требований о предоставлении пояснений, вызовов в инспекции, информационных писем и прочее.

Если некоторые требования вы считаете «странными», то надо понимать, что в ФНС есть свои критерии «добросовестности» налогоплательщиков. И эти критерии не всегда совпадают с критериями, принятыми в деловом мире.

Чтобы налоговики были твердо уверены в невозможности компании «отбиться» от доначислений, они должны получить твердые доказательства незаконности применения вычетов по НДС.

Как проще всего получить такие доказательства? Обнулить декларации тех поставщиков, которые налоговики считают «однодневками».

Если представители ФНС сообщают вам, что контрагент подал корректировку с нулевыми показателями, вы должны знать, что контрагент ничего сам не подавал — за него все сдали специально назначенные злоумышленники.

А создавшийся налоговый «разрыв» идет в подготовку «тематической» проверки.

Подытоживая вышесказанное, делаем вывод, что «тематическая» проверка не назначается внезапно. Проверке предшествует активная переписка и вызовы в налоговый орган.

Аппетиты ФНС для назначения тематической проверки

Минимальная известная сумма для доначислений, при которых были назначены тематические проверки — 7 миллинов (Санкт-Петербург), 9 миллинов (Москва).

Как говорят представители ФНС, тематические проверки назначались и при меньших суммах.

В одном небольшом городе Дагестана, где всего 4 компании на основной системе налогообложения (то есть с НДСом), одной из них назначена тематическая проверка по НДС с планируемой суммой доначисления 180 тысяч рублей.

Выводы

Тематическая проверка не назначается внезапно. Перед ее назначением налоговики будут пробовать получить от вас добровольные доначисления в рамках «согласительных» процедур (тоже хорошая тема для новой статьи).

Если вы откажетесь от добровольных взносов.

Если у налоговиков будет достаточно доказательств для предъявления уклонения от уплаты налогов.

Если у вашей компании достаточно оборотов и имущества, на которые может быть обращено взыскание по выявленным недоимкам.

Тогда, возможно, вам будет назначена тематическая налоговая проверка.

Комиссаров Андрей

Руководитель коллегии адвокатов
"Комиссаров и партнеры"

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых уполномоченными государственными налоговыми органами по контролю за соблюдением действующего законодательства о налогах и сборах.

В ходе осуществления процессуальных действий налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов) в бюджет.

Как осуществляется налоговая проверка

Налоговая проверка осуществляется путем сопоставления данных организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей, указанных в налоговой отчетности (декларациях и расчетах), с реальным состоянием финансово-хозяйственной деятельности этих организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, в ходе проведения налоговой проверки сопоставляются фактические данные, полученные в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и расчетов, которые организации-налогоплательщики и индивидуальные предприниматели представили в налоговые органы.

Разновидности налоговых проверок

Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным признакам и основаниям.

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых вопросов

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится как элемент комплексной проверки либо как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения.

Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или по финансово-хозяйственным операциям организации.

Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, по правильности применения льгот и любым иным финансово-хозяйственным операциям.

Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения.

Налоговые проверки в зависимости от места проведения

В зависимости от места их проведения налоговые проверки делятся на камеральные, выездные и встречные.

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной проверки является:

контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах;

выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пеней;

возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке наложения налоговых санкций;

а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

При проведении камеральной проверки контролируется:

состав и сроки представления документов налогоплательщиком;

правильность их оформления;

правильность проведения расчетов по налогам;

наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;

правильность расчета налогооблагаемой базы.

Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня их поступления.

О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу.

Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений составляет 5 дней.

Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для дачи пояснений или привлечь нужного специалиста.

В случае выявления нарушений составляется акт проверки.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий:

по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов;

по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;

по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;

а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки:

осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов;

взыскание недоимок по налогам и пени;

привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;

предупреждение налоговых правонарушений.

Однако эти цели достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами.

Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

При выездной проверке используются оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.

Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев.

Этот срок может быть увеличен только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят:

наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;

непредставление налогоплательщиком нужных документов;

Сравнительная таблица особенностей выездных и камеральных проверок

Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа.

Этот метод можно применять лишь по документам, которые оформляются не в одном, а в нескольких экземплярах.

К их числу относятся документы, которыми оформляется поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.).

Экземпляры таких документов находятся либо в различных организациях, либо в разных структурных подразделениях предприятия.

При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание.

В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком недокументирования факта хозяйственной деятельности, и, как следствие, сокрытия доходов.

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном постановлении о привлечении к налоговой ответственности).

Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых документов

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

Сплошные проверки. В этом случае проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов);

Выборочные проверки. В этом случае проверяется только часть документов. Выборочная проверка может перерасти в сплошную проверку в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Налоговые проверки в зависимости от способа организации

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые проверки и внезапные проверки, и повторные проверки.

Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).

Цель внезапной проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок.

Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

Типичные нарушения, которые выявляются при проведении налоговых проверок

На практике налоговые органы выявляют такие виды нарушений:

Занижение размера выручки.

Ошибки и нарушения при оформлении первичной документации.



Налоговые инспекции начали по-новому «мотивировать» налогоплательщиков отказываться от вычетов по НДС и платить другие налоги. Новое орудие в арсенале налоговой — тематические налоговые проверки. Сейчас вы узнаете, как они работают.

Инспекция часто рассылает уведомления о явке, где говорится, что директор компании обязан явиться в инспекцию. В 8 из 10 случаев инспектор заявит директору на встрече, что один или несколько контрагентов компании — недобросовестные. А раз контрагенты компании недобросовестные, значит, компания использует их для неуплаты налогов. Значит, должна доплатить налоги.

Недобросовестный контрагент — компания, у которой массовый директор и учредитель, массовый адрес, нет штатной численности и материальных ресурсов, которая сдает нулевую отчетность или отчетность с высокой долей налоговых вычетов, движение денежных средств носит транзитный характер, далее деньги уходят на ИП или компании на УСН и т.д. Короче говоря, недобросовестная компания — это то же, что и компания-однодневка.

При этом, претензия у инспекции возникает и тогда, когда недобросовестный контрагент является не прямым поставщиком налогоплательщика, а контрагентом 2 или 3-го звена, то есть прямых отношений с проблемной компанией может и не быть. В этом случае, по данным инспекции, налогоплательщик является выгодоприобретателем, и по сложившейся практике он (то есть вы, уважаемый бизнесмен) будете отвечать за недобросовестную компанию в цепочке поставщиков.

Пример, как это бывает

В Москве есть ООО «Ромашка». Добросовестная компания — налоги и страховые взносы исправно платит, никакой массовости, имеет штат сотрудников и материальные ресурсы для выполнения договорных обязательств.

Год назад «Ромашка» работала с компанией «Василёк» — была крупная сделка. А вот «Василёк» имеет признаки недобросовестности (курсивом выше). Казалось бы, надо задавать вопросы руководству «Василька». Почему же ФНС обращает внимание на «Ромашку»?

Потому, что «Василёк» уже прекратил деятельность или ФНС решила, что с бенефициаров «Василька» нечего взять. Мы писали об этом подробно в статье о том, как ФНС отбирает компании, в отношении которых можно провести налоговую проверку. Спойлер — если инспекция понимает, что с бенефициаров компании есть что взыскать, то выездная проверка будет. Если взыскать нечего, то инспекция займётся более «перспективной» с точки зрения взыскания компанией.

Возвращаемся к нашему примеру.

Итак, из-за якобы — якобы! — недобросовестности «Василька» у ФНС появились вопросы к директору «Ромашки». На самом деле цепочка контрагентов может быть длиннее, и включать контрагентов и третьего и четвёртого звена. «Ромашка» — «Василёк» — «Лютик» — «Подорожник» и т.д. Если подозрительным оказался «Подорожник», и при этом с «Подорожника», «Лютика» и «Василька» нечего взять (отсутствует недвижимость, основные средства, длительные госконтракты и т.д.) то ФНС вызовет директора «Ромашки» и предложит ему уплатить.

Здесь действует принцип: возьмем с того, с кого есть что взять.

Но ведь налогоплательщик не отвечает за действия своих контрагентов!

Более того, ФНС сама подтверждает это. В Письме ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды» указано, что невозможно возлагать негативные последствия на налогоплательщика за недобросовестность контрагентов второго и последующих звеньев в цепочке перечисления денежных средств.

Иными словами, налогоплательщик не может отвечать за действия контрагентов второго и последующих звеньев.

И даже несмотря на то, что это подтверждает сама ФНС, инспекторы требуют от директоров фирм-налогоплательщиков отказываться от вычетов по НДС по договорам со спорными контрагентами. По логике проверяющих и как это видит система АСК НДС-2, налогоплательщик является выгодоприобретателем «схемы» и именно ему будут предъявлены налоговые претензии.

И конечно, возражения директора о том, что у него нет договоров с спорным контрагентом, что он не должен и не мог проявить в отношении проблемной компании меры должной осмотрительности, что пусть отвечает посредник, заключивший договор со спорным контрагентом, не действуют.

От директора требуют отказаться от вычетов по НДС, то есть доплатить налог. Какими методами это делается?

Вот тут-то мы и подходим к тематическим налоговым проверкам.

Что такое тематическая налоговая проверка? В Налоговом кодексе такого термина нет. Но он есть в Письме ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» (п. 1.3.3.). В этом письме ФНС рекомендует налоговым органам в ряде случаев ориентироваться на проведение выездных налоговых проверок по отдельным налогам (тематических выездных налоговых проверок).

То есть тематическая налоговая проверка — это разновидность выездной налоговой проверки. Она часто проводится только по одному налогу и охватывает период времени менее 3-х лет (например, 1,5 года).

Это своего рода сокращённая выездная налоговая проверка. Только вот её последствия такие же тяжёлые для компании, как и проведение «полноценной» выездной проверки.

Инспекции грозят директорам фирм-налогоплательщиков проведением тематических налоговых проверок ставя ультиматум: или отказывайтесь от вычетов по НДС по спорным контрагентам или мы назначаем в отношении вас тематическую выездную проверку.

Что значит для бизнеса проведение тематической выездной проверки на практике?

Во-первых — и это самое главное — в 90 % случаев после выездной налоговой проверки (а тематическая проверка — это разновидность выездной) компания разоряется из-за непомерно высоких доначислений.

Во-вторых, согласовать полноценную выездную налоговую проверку не так просто. И охватить выездной налоговой проверкой все компании невозможно. А вот light-вариант — тематическая проверка проводится быстрее и с меньшими трудозатратами со стороны инспекторов.

В-третьих, тематическую налоговую проверку возможно провести даже тогда, когда истекли сроки на камеральную проверку, а факты нарушений стали известны немного позднее.

В-четвертых, количество выездных налоговых проверок уменьшается, а доначисления по камеральным проверкам растут. Это и достигается как раз работой системы АСК НДС-2 и боязнью некоторых налогоплательщиков попасть под тематическую выездную налоговую проверку.

Большинство налогоплательщиков, чтобы не допустить тематическую проверку добровольно доплачивают суммы налогов, о которых просит налоговый орган.

При чём тут управление ФНС?

Тематическая налоговая проверка может быть инициирована вашей инспекцией, где вы стоите на учете. Но есть и другой вариант инициирования проверки.

Если контрагенты находятся в разных регионах, и инспекция какого-либо региона заподозрила, что эти контрагенты создали схему, то одна из инспекций сначала передаёт эту информацию в Управление ФНС своего региона, а та пересылает эту информацию в УФНС того региона, где расположен налогоплательщик, с которого можно взыскать налоги. Далее УФНС направляет информацию в районную инспекцию для проведения «разъяснительной» работы с налогоплательщиком.

Разумеется, раз сигнал о недобросовестности пришёл «сверху» то районные инспекции будут лезть из кожи вон, чтобы подтвердить, что компании действительно недобросовестны. «Ведь начальство не может ошибаться».

А значит, надо расшибиться в лепёшку, но доказать недобросовестность и доначислить налоги. Иначе руководство инспекции распишется в своей некомпетентности и беззубости.

Что сами сотрудники ФНС говорят об этой ситуации?

Как поясняют инспекторы на местах,

«ни у кого даже и в мыслях нет дать ответ в УФНС России, что у проверяемого налогоплательщика все законно. Проще либо принудить налогоплательщика к уплате, либо организовать в отношении него тематическую налоговую проверку, доначислить налоги и отчитаться в ФНС о положительных результатах».

Какие выводы следуют из этого?

Вызов руководства компании в инспекцию в 8 из 10 случаев означает, что у инспектора есть информация, что компания связана с недобросовестными контрагентами. А значит, инспектор «предложит» доплатить налоги, либо есть риск попасть под тематическую выездную налоговую проверку. Надо быть готовым к этому, идя в инспекцию.

Директор должен быть готовым обосновать работу с любым своим контрагентом. Обосновать деловую цель в использовании посредников и доказать их легальность работы, проявив должную осмотрительность. Иначе претензии налоговой не «отбить».

Подпишитесь на рассылку на этой странице. Никакого спама. 1-2 важных письма в неделю.

Любое столкновение бизнеса с налоговой, следственным комитетом или полицией — это риск остаться без бизнеса. И оказаться за решёткой.
  • 99,64% — процент обвинительных приговоров по уголовным делам против предпринимателей.
  • В 90% случаев после проверок бизнес разоряется из-за непосильных доначислений.
  • 17 000 000 рублей — среднее доначисление налогов по результатам выездной проверки по России. В Москве эта цифра в разы выше.

Чтобы эти бедствия не постигли вас и ваш бизнес, обратитесь за следующими услугами налоговых адвокатов:

Обратитесь к нам, в адвокатскую коллегию «Налоговые адвокаты».


  • Анализ судебной практики
  • Должная осмотрительность
  • Допросы в ФНС и полиции
  • Дробление бизнеса
  • Индивидуальные предприниматели
  • Как применяется статья 54.1 НК
  • Кейсы
  • На заметку бизнесу
  • Налоговые проверки
  • Налоговые схемы и последствия их применения
  • Налоговый контроль
  • Субсидиарная ответственность

Почти все директора совершают эту ошибку во время выездной налоговой проверки. Её цена в среднем 56 млн руб

Анализ и образец акта выездной налоговой проверки

Как безопасно работать с самозанятыми, чтобы не влететь на НДФЛ и страховые взносы?

Что писать в возражениях на акт налоговой проверки? Рекомендации действующего налогового адвоката

Как подготовить офис и сотрудников к внезапному приходу людей из «органов», чтобы они ушли ни с чем

Почему углублённые камеральные проверки опаснее выездных?






Напишите нам письмо


Адвокатская защита руководителейПодготовка к допросуПомощь при налоговых проверкахПомощь при уголовном преследованииПри запросе документов из органов полицииНаши публикацииДополнительные услугиАбонентское обслуживание

Подпишитесь на новости



Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Помимо основных услуг, вы можете получить готовые решения для бизнеса

Мы разработали комплекты документов, благодаря которым вы можете значительно и законно оптимизировать налоги, защитить компанию от обыска и сохранить личные активы. Документы готовы к внедрению.



Документы для удалённой работы

Перевести сотрудников на дистанционную работу — это правильное решение. Неудобства такой работы легко преодолимы, а выгоды очень существенны.



Защитите информацию, которая обладает коммерческой ценностью от изъятия правоохранительными органами при обыске (выемке).



Используя группу компаний, где одна на ОСН, а другая на УСН, вы получаете ряд выгод (не только экономию налогов) без риска претензий со стороны инспекции.



Подходит всем компаниям и любым специалистам. Особенно удобно в Москве. Зарплата разбивается на оклад и компенсацию.



Любая компания может заключить его вместо трудового и с новыми сотрудниками и с теми, кто уже работает в компании. Платится стипендия.



Привлекать предпринимателей к работе можно. Если правильно оформить документы, то вы экономите без риска претензий налоговой.



Компанией может руководить ИП. Это выгоднее и удобнее, чем руководство «обычного» директора. Если оформить всё правильно, то риска нет.



Защита от обыска в офисе

Памятки для сотрудников и руководителя, что делать при внезапном обыске и как подготовить офис к нему, чтобы максимально защитить информацию.



Работа с самозанятыми

Полный пакет документов для работы с самозанятыми и исчерпывающая инструкция, как работать с ними, не вызывая повышенного внимания инспекции.

Читайте также: