Рост ставки подоходного налога приведет к следующим изменениям выберите

Опубликовано: 16.05.2024

§ 7. Виды налогов. Механизм налогообложения.

Виды налогов. Налоги бывают прямые и косвенные, государственные и местные, устанавливаемые региональными властями и органами.

Для налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой характерны следующие признаки:

• прогрессивный дифференцированный характер налогообложения;

• частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране;

• определение начальных сумм, не облагаемых налогом.

Всё это делает налоговую систему гибкой, способствует её дифференцированному использованию.

К налогам относят, например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование.

Подоходный налог взимается с физических лиц. Им облагаются все доходы граждан, в том числе и выигрыши в лотерею. Налогом на прибыль предприятия облагается его чистая прибыль за определённый календарный период. Взимание подоходного налога происходит посредством заполнения налогоплательщиком декларации о доходах при условии наличия у налогоплательщика нескольких источников доходов, включая предпринимательскую деятельность. В настоящее время в России ставка подоходного налога является фиксированной и составляет 13%. С 2009 г. налог на прибыль организаций составляет 20% (однако его реальный расчёт – очень сложная бухгалтерская процедура). Во многих странах мира налоги имеют прогрессивные ставки – чем больше доход, тем больше ставка налога. Такая налоговая политика имеет социальную составляющую, так как позволяет немного сократить разрыв в доходах бедных и богатых.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налоги на имущество, в том числе с владельцев автотранспортных средств, земельный налог); личные прямые налоги, которые уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство и дарение и т.п.).

Косвенные налоги взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (акциз, НДС, таможенная пошлина, налог с оборота). Они распространяются на широкий круг торговых, производственных и иных организаций и даже физических лиц. Во многих странах мира применяется налог с продаж, который взимается с любой покупки. Основная цель косвенных налогов – увеличение доходов государственного и местного бюджета. Так, в российском бюджете основную доходную статью составляют не прямые налоги, а косвенные, в частности таможенные сборы и пошлины. Таможенные сборы – это форма косвенного налога, которым облагаются определённые группы людей и организации, в основном фирмы, осуществляющие экспортно-импортные операции.

Акциз – налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. Например, акцизом в России облагаются табачные и винно-водочные изделия.

В России действует около 40 различных налогов. Их использование регулируется специальными законами, в частности Налоговым кодексом. Некоторые налоги являются целевыми и связаны с конкретным направлением государственных расходов – это налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог в Дорожный фонд. Первый необходим для финансирования деятельности геологов и буровиков, ведущих разведочные подготовительные работы к промышленному использованию новых месторождений полезных ископаемых, а второй – для финансирования ремонта и строительства федеральных дорог.

По своему экономическому содержанию близка к налогам пошлина – плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за оказание им определённого вида услуг. Государство установило пошлины за следующие виды услуг:

• оформление свидетельств о браке и рождении детей;

• выполнение процедуры расторжения брака;

• подтверждение права на получение наследства;

• принятие жалобы к рассмотрению в суде;

• выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

На рисунке 1 представлена схема налоговой системы России. В России действуют следующие налоги: федеральные, региональные и местные. Наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль, акцизы и др.) распределяются между бюджетами различных уровней: федеральными, региональными, местными (городов и сельских поселений).


Рис. 1. Налоговая система в России.

Примеры федеральных налогов:

• налог на доходы физических лиц;

• налог на операции с ценными бумагами;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• платежи за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами;

• налог на прибыль организаций;

• налоги, служащие источником образования дорожных фондов (налог на использование автомобильных дорог);

• налог с владельцев транспортных средств;

• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

• сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

• налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте;

• налог на игорный бизнес;

• сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

• налог на добычу полезных ископаемых;

• налог на добавленную стоимость (НДС);

Примеры региональных налогов:

• налог на имущество предприятий;

• сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

• единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности.

Примеры местных налогов:

• налог на имущество физических лиц;

• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

• сбор за право торговли;

• целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;

• налог на рекламу;

• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

• сбор с владельцев собак;

• лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

• лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

• сбор за выдачу ордера на квартиру;

• сбор за парковку автотранспорта;

• сбор за право использования местной символики;

• сбор за участие в бегах на ипподромах;

• сбор за выигрыш на бегах;

• сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

• сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

• сбор за право проведения кино- и телесъёмок;

• сбор за уборку территорий населённых пунктов;

• сбор за открытие игорного бизнеса.

Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчёте на единицу налогообложения. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом всегда спорным является вопрос о количественной величине этой ставки (должна она быть единой или меняться по какой-то схеме).

В мировой практике существуют три разные системы налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов бо́льшую долю своих доходов, чем менее состоятельные.

Пропорциональная система характеризуется равной для каждого плательщика ставкой налогообложения. С ростом налоговой базы сумма налога возрастает пропорционально. Такое налогообложение применяется в России.

В регрессивной системе предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода и имущества.

Размер налоговых изъятий постоянно является предметом дискуссии. Очевидно, чем большую долю личных доходов физических лиц и фирм правительство концентрирует в своих руках, тем больше возможностей имеется для решения социальных и иных задач общества. Однако чем слабее налоговый гнёт на экономику, тем динамичнее происходит её рост и развитие. В результате рациональная система налогов формируется как компромисс между интересами различных групп общества с учётом региональных интересов, твёрдых и однозначных правил построения налоговых систем. При этом очень много зависит от правительства и конкретных людей, которые в нём работают, их знаний и опыта, их честности и стремления к справедливости.

Налоговые льготы выражаются в частичном или полном освобождении определённых физических и юридических лиц от уплаты налогов. Такие льготы устанавливаются, например, для инвалидов, пенсионеров, образовательных учреждений, предприятий и предпринимателей малого бизнеса и др. Налоговые льготы связаны с приоритетами правительства (развитие инновационных технологий, модернизация производства и др.). Налоговые льготы улучшают экономическую ситуацию в регионе и стране.

Налоговые льготы имеются практически в каждой развитой стране. Например, в России их десятки, а в США – более 100, в Великобритании – около 80, во Франции – более 70, в Швеции – около 90 и т.д.

Налоговые льготы могут иметь форму налоговых кредитов – вычетов из величины начальных налогов. Например, во многих странах от налогообложения освобождается часть доли прироста затрат на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготы часто устанавливаются в сфере амортизационных отчислений, тем самым стимулируется покупка нового оборудования или замена старого.

Часто используется метод отсрочки уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, а в третий год налогом облагается только 25% прибыли. Вся прибыль облагается налогом с шестого года деятельности компании.

В развитых странах мира применяется дифференцированный подход в начислении налогов: чем выше доходы, тем больше выплачивается налогов. Каждая страна при этом имеет свой верхний предел налогообложения: самый высокий (45%) установлен в Швеции, 22% – в США и 5% – в государстве Монако. В России применяется так называемая «плоская шкала» в размере 13% на заработную плату, пенсии, доходы и прибыли. Такой подход лишает государство важнейшей функции перераспределительного механизма, который в развитых странах во многом сглаживает социальный разрыв между богатыми и бедными.


photo_2020-12-23_03-54-27.jpg
С Нового года начинает действовать «прогрессивная» ставка налога на доходы физических лиц. Исполнительный директор по стратегии и развитию Mikhailov & Partners Private Services Group Евгений Мастерских в экспертной колонке Realist Media рассказал, зачем нужна прогрессивная ставка подоходного налога, а также к чему приведет такая реформа НДФЛ.

Когда в России существовал подоходный налог и как он работал?

Налогообложение доходов физических лиц в России имеет довольно долгую историю: впервые подоходный налог был введен еще в 1812 году. При этом на протяжении практически всего периода существования этого налога (кроме 1960-1984 годов), ставка налогообложения была прогрессивной: размер ставки в процентах дохода зависел от суммы полученного дохода.

Максимальная ставка была введена в 1999 году и составляла более 32 % от полученного дохода при уровне годового дохода в 150 тысяч рублей (уже деноминированных). Напомним, при этом средняя зарплата в то время составляла около 1500 рублей в месяц.

Однако с 2001 года с вступлением в силу второй части Налогового Кодекса государство ввело «плоскую» шкалу, когда ставка налогообложения устанавливалась единой для всех налогоплательщиков вне зависимости от суммы налога, за некоторым исключением. «Плоская ставка» составила 13 % для всех типов и размеров дохода, а исключениями были:

  • ставка для дохода в виде дивидендов – 9 % (эту пониженную ставку отменили с 2015 года);
  • ставка в размере 35 % для выигрышей в лотереях, азартных играх и для некоторых особых видов доходов, например, таких, как экономия на процентах по займам и кредитам;

Кроме того, повышенная, но единая ставка в размере 30 % устанавливалась для налогоплательщиков, не являющихся налоговыми резидентами. Одновременно с отменой пониженной ставки на дивиденды начались разговоры о том, что необходимо вернуться к прогрессивной шкале налогообложения НДФЛ.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ. Один из них предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн рублей в год.

photo_2020-12-23_03-54-54.jpg

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносились в Госдуму и так же регулярно отклонялись ею. Например, такой законопроект, внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции «Справедливая Россия», был возвращен его инициаторам спустя два месяца по причине отсутствия заключения Правительства, после чего так и не был внесен повторно.Таким образом, власти демонстрировали желание сохранить плоскую шкалу НДФЛ как наиболее эффективную, ведь неоднократно транслировалось, что благодаря ей наполняемость бюджета улучшилась, и введение прогрессивной ставки привело бы увеличению темпов «бегства капитала» из страны.

Однако в 2020 году, на фоне пандемии и разрастающегося экономического кризиса, президент публично озвучил инициативу об увеличении ставки НДФЛ до 15 % на доходы, превышающие 5 млн рублей в год. Это по сути означает введение «прогрессивной» шкалы с двумя ставками 13 и 15 % и одним порогом дохода – 5 млн рублей. Важно помнить, что законопроект вступит в силу с 2021 года.

Как работает этот налог за рубежом?

Мировая практика показывает, что можно успешно использовать так называемую «прогрессивную» шкалу налогообложения доходов физических лиц. Среди государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) плоская шкала налогообложения пока еще действует только в России, Венгрии и странах Балтии. Все остальные страны применяют прогрессивную шкалу.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Экономика России


Сергей Васильев, председатель совета директоров инвестгруппы «Русские фонды», в своем блоге на Facebook рассуждает, почему американская экономика начала вдруг расти со скорость в 4% в год, а российская экономика топчется на месте, в пределах 1-1.5%.

Казалось бы им гораздо сложнее раскрутить свою огромную развитую экономику на приличные цифры роста, а нам легче обеспечить рост для своей, еще развивающейся экономики. Ведь с низких цифр всегда расти легче, чем с высоких.

Но, тем не менее, мы видим обратное. Администрации президента Трампа удалось сделать что-то такое, что ракочегарило огромную экономику США до очень приличных цифр роста, которым сегодня могут позавидовать уже любые развивающиеся страны.

Что же такого сделал Трамп? Какие его новации и реформы привели сегодня к этим впечатляющим цифрам?

Если упрощено описать весь набор его нововведений, то он состоит из двух рецептов: борьба с глобализацией (протекционистские меры по защите своих рынков) и налоговая реформа. Причем из этих двух мер, самая главная — вторая.

Именно НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА ТРАМПА запустила маховик американского роста, причем запустила неожиданно быстро.

В чем суть основных «налоговых» новаций, которые ввела американская администрация всего год назад?

Их две: уменьшение налога на прибыль для компаний с 35% до 20%, и упрощение (и частичное снижение) подоходного налога для физических лиц.

Не вдаваясь в премудрости налогового законодательства США, суть его изменений в том, что теперь прогрессивная шкала налогообложения становится более плоской, поднимается потолок доходов, с которых взимается максимальная ставка подоходного налога.

В общем, обе эти меры существенно снижают налоги для компаний и физических лиц.

Это и запустило машину роста.

Американским компаниям не имеет теперь смысл переносить свой бизнес в соседнюю Канаду или в другие страны, где ставка налога на прибыль была гораздо ниже американской. А работающим американцам не имеет смысл теперь изобретать сложные схемы транзитных компаний и схем, чтобы прятаться от подоходного налога. Легче стало вести прозрачный бизнес, т.к. теперь налоги стали гораздо меньше.

Хороший урок для нашего Правительства и государственных макроэкономистов безуспешно ищущих рецепты роста для нашей собственной экономики.

Не стоит смотреть на формальные цифры наших налоговых ставок, которые сейчас вроде бы не такие уж высокие: ставка налога на прибыли у нас 20%, а шкала подоходного налога — плоская. Формально ставки у нас вроде бы не высокие и Трамп, уменьшая свои ставки, только приводит их к уровню наших.

Тут важна динамика взимания налогов, общая налоговая база по числу и структуре налогоплательщиков. США и Россия слишком разные экономики, что бы нас сравнивать по цифре налоговых ставок.

Важна абсолютная сумма собираемых налоговых с бизнеса и частных лиц. И тут у нас есть очевидный факт — объем собираемых налогов у нас непрерывно растет. Причем в этом году российские налоговики настолько перестарались, что из дефицитного бюджета неожиданно получили профицитный бюджет. И теперь планируют получать профицит все ближайшие годы.

Но профицит бюджета — суть изъятие излишков денежных прибылей у бизнеса и населения.

О каком экономическом росте при этом можно говорить? Нельзя одновременно доить корову и требовать, чтобы она еще и быстро бегала.

Я бы советовал нашему Министерству экономического развития и Центральному банку пристально следить за результатами «налоговой реформы» Трампа, тут точно есть чему поучиться.

Кривая Лаффера: оптимальные налоговые ставки

Сегодня я хочу поднять важную тему: зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня налоговых ставок, которая известна как кривая Лаффера. Что отображает данная кривая, почему она именно такая, и каковы оптимальные налоговые ставки в государстве — обо всем этом поговорим далее. Думаю, что тема должна быть интересной.

  1. К чему приводит повышение налоговых ставок?
  2. Кривая Лаффера
  3. Каковы оптимальные налоговые ставки?

К чему приводит повышение налоговых ставок?

Как вы знаете, в последние годы в России ведется политика повышения налогов и сборов. Увеличиваются ставки по действующим налогам (например, НДС), вводятся новые (на проценты по вкладам, доходы по облигациям, налог на профессиональную деятельность для самозанятых, увеличение налога «для богатых» и т.д.). Таким образом государство стремится увеличить бюджетные поступления. Однако, эти поступления по многим видам налогов не растут, а падают, и в целом — тоже падают, о чем свидетельствуют данные налоговой службы:

Почему так происходит? Дело в том, что увеличение налоговых ставок не всегда ведет к увеличению объема налоговых платежей, а может привести и к обратному эффекту. В какой-то момент налоговые платежи становятся непосильными для представителей бизнеса и граждан, и они попросту закрывают свою деятельность, либо уходят в тень, чтобы не платить налоги.

Именно такой эффект мы и наблюдали в России в 2020 году: согласно официальной статистике прекратили свою деятельность около 20% бизнес-единиц, то есть, пятая часть! Это, соответственно, привело к снижению налоговых сборов не только с бизнеса, но и с граждан, пользующихся товарами и услугами.

Чтобы увеличить налоговые поступления в бюджет, во многих случаях следует не увеличивать, а наоборот, уменьшать налоговые ставки и количество налогов. Эта экономическая закономерность выявлена аналитическими исследованиями и получила известность в своем графическом отображении как кривая Лаффера.

Кривая Лаффера

Американский экономист Артур Лаффер вывел и доказал зависимость влияния уровня налоговых ставок на объем налоговых поступлений в бюджет государства. Хотя он же утверждал, что не является основоположником данной теории, истоки которой он находил и в экономической теории кейнсианства и даже у средневековых ученых. Лаффер знаменит тем, что наглядно отобразил данную зависимость на графике, получившем название «Кривая Лаффера». Вот так она выглядит:

Кривая Лаффера

Кривая Лаффера показывает зависимость налоговых поступлений от налоговых ставок. При увеличении налоговой нагрузки объем налоговых поступлений в бюджет растет только до определенного уровня, далее — он начинает снижаться.

Точка А на графике — это идеальное соотношение между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями.

Например, если при совокупном объеме налоговых ставок 50% (в точке A) налоговые поступления в бюджет будут максимальными, то при объеме ставок 30% и 70% (в точках B и C) налоговые поступления будут ниже, причем, одинаковыми.

Из этой закономерности можно вывести важные следствия:

  1. Если после повышения налоговых ставок и начала снижения поступлений повышать ставки еще сильнее, то и поступления начнут снижаться еще сильнее.
  2. Если после повышения налоговых ставок объем поступлений снизился, для его увеличения ставки надо обратно понижать.
  3. Если ставки долгое время не менялись, и стоит задача повысить налоговые поступления в бюджет — возможно, для этого следует понизить, а не повысить ставки.
  4. Если снижать налоговые ставки, то в краткосрочной перспективе это может привести к снижению налоговых поступлений, а в долгосрочной — приведет к росту.
  5. Если повышать налоговые ставки, то в краткосрочной перспективе это может привести к росту налоговых поступлений, а в долгосрочной — приведет к снижению.

Каковы оптимальные налоговые ставки?

Теперь о главном: какими должны быть оптимальные налоговые ставки, как найти ту самую точку A на графике? На этот вопрос нет однозначного ответа: для каждой страны эта точка может быть разной. Если очень сильно усреднить, то считается, что уровень предельной налоговой нагрузки не должен превышать 40-50% от дохода, если ставки выше — интерес к заработку теряется. При этом оптимальной налоговой ставкой, устраивающей налогоплательщиков, считается ставка налога на доходы около 15%. Так или иначе, оптимальный уровень налоговых ставок в конкретной ситуации можно определить путем анализа, опытным путем.

Кривая Лаффера используется для оценки и анализа объема налоговых поступлений не только от представителей бизнеса, но и от населения. Тем более, что изначально объектом исследования был налог на доходы, применяемый как к физлицам, так и к представителям бизнеса.

В истории есть успешные примеры применения кривой Лаффера на практике, когда налоговые ставки снижали, в т.ч. и кардинально, и это приводило к росту налоговых поступлений в бюджет.

Например, еще в 1925 году в США кардинальным образом снизили налог на доходы физлиц — с 73% до 25%, примерно в 3 раза. За последующие 8 лет объем годовых налоговых поступлений в бюджет увеличился с 719 млн. до 1 млрд. долларов, то есть, на 39%.

Другой пример. В конце 90-х годов в Польше власти существенно повысили акцизы на алкогольные и табачные изделия. Это привело к резкому сокращению поступлений акцизного сбора, поскольку граждане страны перестали покупать легальные товары и начали пользоваться контрабандой. Как следствие падения объема продаж, упало и производство. Тогда власти страны вновь понизили ставку акцизного сбора с 29% до 18% и объемы налоговых сборов вновь увеличились.

Кривая Лаффера в реальных условиях не столь ровная и симметричная, как показана на графике, график является лишь упрощенным представлением этой зависимости. Но зависимость в любом случае есть.

Важно понимать, что если государство повышает налоги, а объемы налоговых платежей при этом падают, самое время вспомнить кривую Лаффера и действовать в обратном направлении. Тем более, если налоговая нагрузка в стране и так очень высока.

Однажды я подсчитывал, какие налоги в России платит человек, и получилось, что около 70% (!) своего заработка он отдает государству в виде прямых и косвенных налогов. Также я сравнивал налоги в России и в США, получилось, что в США налоговая нагрузка более чем в 3 раза ниже. При подобном и так очень высоком уровне налоговой нагрузки дальнейшее повышение налогов и сборов вряд ли приведет к увеличению наполняемости бюджета, а скорее, согласно кривой Лаффера, покажет обратный результат. Что мы уже начинаем наблюдать. Так что, в нынешней ситуации, с учетом и так нерадужного финансового положения страны и ее граждан, целесообразнее было бы снижать налоги, а не повышать их и вводить новые.

Теперь вы знаете, что отражает кривая Лаффера, и где она используется. На этом буду заканчивать. Как всегда рад услышать ваше мнение в комментариях. Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свой уровень финансовой грамотности!

Макроэкономика. Тесты с ответами. Финансы. Налогово-бюджетная политика.

16. Применяемые налоги можно оценить как регрессивные, если величина средней налоговой ставки:

а) растет с увеличением дохода;

б) не изменяется при изменении дохода;

в) сокращается с увеличением дохода;

17. Применяемые налоги можно оценить как пропорциональные, если величина средней налоговой ставки:

а) не изменяется с увеличением дохода;

б) не изменяется с уменьшением дохода;

в) не изменяется при любом изменении дохода;

г) изменяется в соответствии с изменением дохода;

18. Фискальная политика является автоматической, если изменяются следующие параметры:

а) увеличивается ставка подоходного налога;

б) при неизменной ставке подоходного налога повышаются размеры налоговых поступлений;

в) повышаются размеры отчислений с заработной платы в пенсионный фонд.

19. Годовой государственный бюджет – это

а) план государственных доходов и расходов на год;

б) количество денег на счету в Центральном банке, реально собранных правительством за год;

в) количество денег, имеющихся в наличии у правительства;

г) общая сумма всех поступлений в государственную казну за год.

20. Если общие поступления в государственный бюджет за год составят 1059 трлн. р., а расходы – 1151 трлн. р., то возникнет

а) бюджетный дефицит, снизятся объемы экспорта;

б) бюджетный дефицит, государственный долг будет расти;

в) бюджетный избыток, государственный долг будет расти;

г) бюджетный избыток, государственный долг будет снижаться.

21. Увеличение ставки налога, при прочих равных условиях

а) приведет к увеличению поступлений от этого налога;

б) является прерогативой налоговой инспекции соответствующей территории;

в) может привести как к увеличению, так и к снижению поступлений от этого налога;

г) приведет к снижению дефицита государственного бюджета.

22. Регрессивное налогообложение

а) делает невозможным выплату трансфертов государством;

б) приводит к тому, что налоги в основном выплачиваются фирмами, а не отдельными лицами;

в) может иметь место при взимании как прямых, так и косвенных налогов;

г) не приводит к перераспределению доходов в обществе.

23. Подоходный налог с физических лиц, взимавшийся в России в 2000 г., – это пример

а) регрессивного прямого налога;

б) прогрессивного косвенного налога;

в) регрессивного косвенного налога;

г) прогрессивного прямого налога.

24. После повышения ставок подоходного налога с физических лиц Марина, работая референтом, добилась от руководства повышения ей заработной платы. Это пример

а) переложения налогового бремени;

б) роста спроса на услуги референтов;

в) прогрессивного налогообложения;

г) ценовой дискриминации.

25. Одна из реальных проблем государственного долга заключается в том, что

а) часть национального продукта уходит за пределы страны;

б) возрастают стимулы повышения эффективности производства;

в) сокращается неравенство в доходах;

г) возрастает доля сбережений при всех уровнях располагаемого дохода.

26. Про какой из перечисленных ниже налогов можно утверждать, что все налоговое бремя неизбежно ляжет на непосредственного плательщика этого налога:

а) налог на прибыль предприятий;

б) подоходный налог с населения;

г) ни про один из перечисленных типов этого утверждать нельзя.

27. Если правительство предполагает увеличить налоги на 20, то, чтобы уровень выпуска остался неизменным, государственные закупки следует:

а) увеличить более, чем на 20;

б) увеличить на 20;

в) увеличить менее, чем на 20;

г) уменьшить на 20;

д) уменьшить менее, чем на 20.

28. Экономика описана следующими данными: автономное потребление равно 200; предельная склонность к сбережению равна 0,1; ставка налогообложения t=0,2; инвестиции составляют 5, а государственные расходы равны 30. Фактический уровень безработицы превышает естественный на 2%, а коэффициент чувствительности колебаний ВВП к динамике циклической безработицы равен 3. Какое из нижеследующих утверждений окажется неверным в данной ситуации?

а) правительству необходимо проводить антиинфляционную политику и сокращать инфляционный разрыв;

б) правительству необходимо преодолевать рециссионный разрыв путем увеличения государственных расходов;

в) необходимое для стабилизация приращения государственных расходов окажется примерно в 3,5 раза меньше, чем величина разрыва.

Читайте также: