Рост ставки подоходного налога приведет к следующим изменениям выберите
Опубликовано: 16.05.2024
§ 7. Виды налогов. Механизм налогообложения.
Виды налогов. Налоги бывают прямые и косвенные, государственные и местные, устанавливаемые региональными властями и органами.
Для налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой характерны следующие признаки:
• прогрессивный дифференцированный характер налогообложения;
• частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране;
• определение начальных сумм, не облагаемых налогом.
Всё это делает налоговую систему гибкой, способствует её дифференцированному использованию.
К налогам относят, например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование.
Подоходный налог взимается с физических лиц. Им облагаются все доходы граждан, в том числе и выигрыши в лотерею. Налогом на прибыль предприятия облагается его чистая прибыль за определённый календарный период. Взимание подоходного налога происходит посредством заполнения налогоплательщиком декларации о доходах при условии наличия у налогоплательщика нескольких источников доходов, включая предпринимательскую деятельность. В настоящее время в России ставка подоходного налога является фиксированной и составляет 13%. С 2009 г. налог на прибыль организаций составляет 20% (однако его реальный расчёт – очень сложная бухгалтерская процедура). Во многих странах мира налоги имеют прогрессивные ставки – чем больше доход, тем больше ставка налога. Такая налоговая политика имеет социальную составляющую, так как позволяет немного сократить разрыв в доходах бедных и богатых.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налоги на имущество, в том числе с владельцев автотранспортных средств, земельный налог); личные прямые налоги, которые уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство и дарение и т.п.).
Косвенные налоги взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (акциз, НДС, таможенная пошлина, налог с оборота). Они распространяются на широкий круг торговых, производственных и иных организаций и даже физических лиц. Во многих странах мира применяется налог с продаж, который взимается с любой покупки. Основная цель косвенных налогов – увеличение доходов государственного и местного бюджета. Так, в российском бюджете основную доходную статью составляют не прямые налоги, а косвенные, в частности таможенные сборы и пошлины. Таможенные сборы – это форма косвенного налога, которым облагаются определённые группы людей и организации, в основном фирмы, осуществляющие экспортно-импортные операции.
Акциз – налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. Например, акцизом в России облагаются табачные и винно-водочные изделия.
В России действует около 40 различных налогов. Их использование регулируется специальными законами, в частности Налоговым кодексом. Некоторые налоги являются целевыми и связаны с конкретным направлением государственных расходов – это налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог в Дорожный фонд. Первый необходим для финансирования деятельности геологов и буровиков, ведущих разведочные подготовительные работы к промышленному использованию новых месторождений полезных ископаемых, а второй – для финансирования ремонта и строительства федеральных дорог.
По своему экономическому содержанию близка к налогам пошлина – плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за оказание им определённого вида услуг. Государство установило пошлины за следующие виды услуг:
• оформление свидетельств о браке и рождении детей;
• выполнение процедуры расторжения брака;
• подтверждение права на получение наследства;
• принятие жалобы к рассмотрению в суде;
• выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).
На рисунке 1 представлена схема налоговой системы России. В России действуют следующие налоги: федеральные, региональные и местные. Наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль, акцизы и др.) распределяются между бюджетами различных уровней: федеральными, региональными, местными (городов и сельских поселений).
Рис. 1. Налоговая система в России.
Примеры федеральных налогов:
• налог на доходы физических лиц;
• налог на операции с ценными бумагами;
• платежи за пользование природными ресурсами;
• платежи за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами;
• налог на прибыль организаций;
• налоги, служащие источником образования дорожных фондов (налог на использование автомобильных дорог);
• налог с владельцев транспортных средств;
• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
• сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
• налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте;
• налог на игорный бизнес;
• сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
• налог на добычу полезных ископаемых;
• налог на добавленную стоимость (НДС);
Примеры региональных налогов:
• налог на имущество предприятий;
• сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;
• единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности.
Примеры местных налогов:
• налог на имущество физических лиц;
• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
• сбор за право торговли;
• целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;
• налог на рекламу;
• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
• сбор с владельцев собак;
• лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
• лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
• сбор за выдачу ордера на квартиру;
• сбор за парковку автотранспорта;
• сбор за право использования местной символики;
• сбор за участие в бегах на ипподромах;
• сбор за выигрыш на бегах;
• сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
• сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;
• сбор за право проведения кино- и телесъёмок;
• сбор за уборку территорий населённых пунктов;
• сбор за открытие игорного бизнеса.
Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.
Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчёте на единицу налогообложения. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом всегда спорным является вопрос о количественной величине этой ставки (должна она быть единой или меняться по какой-то схеме).
В мировой практике существуют три разные системы налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.
В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов бо́льшую долю своих доходов, чем менее состоятельные.
Пропорциональная система характеризуется равной для каждого плательщика ставкой налогообложения. С ростом налоговой базы сумма налога возрастает пропорционально. Такое налогообложение применяется в России.
В регрессивной системе предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода и имущества.
Размер налоговых изъятий постоянно является предметом дискуссии. Очевидно, чем большую долю личных доходов физических лиц и фирм правительство концентрирует в своих руках, тем больше возможностей имеется для решения социальных и иных задач общества. Однако чем слабее налоговый гнёт на экономику, тем динамичнее происходит её рост и развитие. В результате рациональная система налогов формируется как компромисс между интересами различных групп общества с учётом региональных интересов, твёрдых и однозначных правил построения налоговых систем. При этом очень много зависит от правительства и конкретных людей, которые в нём работают, их знаний и опыта, их честности и стремления к справедливости.
Налоговые льготы выражаются в частичном или полном освобождении определённых физических и юридических лиц от уплаты налогов. Такие льготы устанавливаются, например, для инвалидов, пенсионеров, образовательных учреждений, предприятий и предпринимателей малого бизнеса и др. Налоговые льготы связаны с приоритетами правительства (развитие инновационных технологий, модернизация производства и др.). Налоговые льготы улучшают экономическую ситуацию в регионе и стране.
Налоговые льготы имеются практически в каждой развитой стране. Например, в России их десятки, а в США – более 100, в Великобритании – около 80, во Франции – более 70, в Швеции – около 90 и т.д.
Налоговые льготы могут иметь форму налоговых кредитов – вычетов из величины начальных налогов. Например, во многих странах от налогообложения освобождается часть доли прироста затрат на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготы часто устанавливаются в сфере амортизационных отчислений, тем самым стимулируется покупка нового оборудования или замена старого.
Часто используется метод отсрочки уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, а в третий год налогом облагается только 25% прибыли. Вся прибыль облагается налогом с шестого года деятельности компании.
В развитых странах мира применяется дифференцированный подход в начислении налогов: чем выше доходы, тем больше выплачивается налогов. Каждая страна при этом имеет свой верхний предел налогообложения: самый высокий (45%) установлен в Швеции, 22% – в США и 5% – в государстве Монако. В России применяется так называемая «плоская шкала» в размере 13% на заработную плату, пенсии, доходы и прибыли. Такой подход лишает государство важнейшей функции перераспределительного механизма, который в развитых странах во многом сглаживает социальный разрыв между богатыми и бедными.
С Нового года начинает действовать «прогрессивная» ставка налога на доходы физических лиц. Исполнительный директор по стратегии и развитию Mikhailov & Partners Private Services Group Евгений Мастерских в экспертной колонке Realist Media рассказал, зачем нужна прогрессивная ставка подоходного налога, а также к чему приведет такая реформа НДФЛ.
Когда в России существовал подоходный налог и как он работал?
Налогообложение доходов физических лиц в России имеет довольно долгую историю: впервые подоходный налог был введен еще в 1812 году. При этом на протяжении практически всего периода существования этого налога (кроме 1960-1984 годов), ставка налогообложения была прогрессивной: размер ставки в процентах дохода зависел от суммы полученного дохода.
Максимальная ставка была введена в 1999 году и составляла более 32 % от полученного дохода при уровне годового дохода в 150 тысяч рублей (уже деноминированных). Напомним, при этом средняя зарплата в то время составляла около 1500 рублей в месяц.
Однако с 2001 года с вступлением в силу второй части Налогового Кодекса государство ввело «плоскую» шкалу, когда ставка налогообложения устанавливалась единой для всех налогоплательщиков вне зависимости от суммы налога, за некоторым исключением. «Плоская ставка» составила 13 % для всех типов и размеров дохода, а исключениями были:
- ставка для дохода в виде дивидендов – 9 % (эту пониженную ставку отменили с 2015 года);
- ставка в размере 35 % для выигрышей в лотереях, азартных играх и для некоторых особых видов доходов, например, таких, как экономия на процентах по займам и кредитам;
Кроме того, повышенная, но единая ставка в размере 30 % устанавливалась для налогоплательщиков, не являющихся налоговыми резидентами. Одновременно с отменой пониженной ставки на дивиденды начались разговоры о том, что необходимо вернуться к прогрессивной шкале налогообложения НДФЛ.
В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ. Один из них предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн рублей в год.
Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносились в Госдуму и так же регулярно отклонялись ею. Например, такой законопроект, внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции «Справедливая Россия», был возвращен его инициаторам спустя два месяца по причине отсутствия заключения Правительства, после чего так и не был внесен повторно.Таким образом, власти демонстрировали желание сохранить плоскую шкалу НДФЛ как наиболее эффективную, ведь неоднократно транслировалось, что благодаря ей наполняемость бюджета улучшилась, и введение прогрессивной ставки привело бы увеличению темпов «бегства капитала» из страны.
Однако в 2020 году, на фоне пандемии и разрастающегося экономического кризиса, президент публично озвучил инициативу об увеличении ставки НДФЛ до 15 % на доходы, превышающие 5 млн рублей в год. Это по сути означает введение «прогрессивной» шкалы с двумя ставками 13 и 15 % и одним порогом дохода – 5 млн рублей. Важно помнить, что законопроект вступит в силу с 2021 года.
Как работает этот налог за рубежом?
Мировая практика показывает, что можно успешно использовать так называемую «прогрессивную» шкалу налогообложения доходов физических лиц. Среди государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) плоская шкала налогообложения пока еще действует только в России, Венгрии и странах Балтии. Все остальные страны применяют прогрессивную шкалу.
«Клерк» Рубрика Экономика России
Сергей Васильев, председатель совета директоров инвестгруппы «Русские фонды», в своем блоге на Facebook рассуждает, почему американская экономика начала вдруг расти со скорость в 4% в год, а российская экономика топчется на месте, в пределах 1-1.5%.
Казалось бы им гораздо сложнее раскрутить свою огромную развитую экономику на приличные цифры роста, а нам легче обеспечить рост для своей, еще развивающейся экономики. Ведь с низких цифр всегда расти легче, чем с высоких.
Но, тем не менее, мы видим обратное. Администрации президента Трампа удалось сделать что-то такое, что ракочегарило огромную экономику США до очень приличных цифр роста, которым сегодня могут позавидовать уже любые развивающиеся страны.
Что же такого сделал Трамп? Какие его новации и реформы привели сегодня к этим впечатляющим цифрам?
Если упрощено описать весь набор его нововведений, то он состоит из двух рецептов: борьба с глобализацией (протекционистские меры по защите своих рынков) и налоговая реформа. Причем из этих двух мер, самая главная — вторая.
Именно НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА ТРАМПА запустила маховик американского роста, причем запустила неожиданно быстро.В чем суть основных «налоговых» новаций, которые ввела американская администрация всего год назад?
Их две: уменьшение налога на прибыль для компаний с 35% до 20%, и упрощение (и частичное снижение) подоходного налога для физических лиц.
Не вдаваясь в премудрости налогового законодательства США, суть его изменений в том, что теперь прогрессивная шкала налогообложения становится более плоской, поднимается потолок доходов, с которых взимается максимальная ставка подоходного налога.
В общем, обе эти меры существенно снижают налоги для компаний и физических лиц.
Это и запустило машину роста.
Американским компаниям не имеет теперь смысл переносить свой бизнес в соседнюю Канаду или в другие страны, где ставка налога на прибыль была гораздо ниже американской. А работающим американцам не имеет смысл теперь изобретать сложные схемы транзитных компаний и схем, чтобы прятаться от подоходного налога. Легче стало вести прозрачный бизнес, т.к. теперь налоги стали гораздо меньше.Хороший урок для нашего Правительства и государственных макроэкономистов безуспешно ищущих рецепты роста для нашей собственной экономики.
Не стоит смотреть на формальные цифры наших налоговых ставок, которые сейчас вроде бы не такие уж высокие: ставка налога на прибыли у нас 20%, а шкала подоходного налога — плоская. Формально ставки у нас вроде бы не высокие и Трамп, уменьшая свои ставки, только приводит их к уровню наших.
Тут важна динамика взимания налогов, общая налоговая база по числу и структуре налогоплательщиков. США и Россия слишком разные экономики, что бы нас сравнивать по цифре налоговых ставок.
Важна абсолютная сумма собираемых налоговых с бизнеса и частных лиц. И тут у нас есть очевидный факт — объем собираемых налогов у нас непрерывно растет. Причем в этом году российские налоговики настолько перестарались, что из дефицитного бюджета неожиданно получили профицитный бюджет. И теперь планируют получать профицит все ближайшие годы.
Но профицит бюджета — суть изъятие излишков денежных прибылей у бизнеса и населения.
О каком экономическом росте при этом можно говорить? Нельзя одновременно доить корову и требовать, чтобы она еще и быстро бегала.Я бы советовал нашему Министерству экономического развития и Центральному банку пристально следить за результатами «налоговой реформы» Трампа, тут точно есть чему поучиться.
Сегодня я хочу поднять важную тему: зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня налоговых ставок, которая известна как кривая Лаффера. Что отображает данная кривая, почему она именно такая, и каковы оптимальные налоговые ставки в государстве — обо всем этом поговорим далее. Думаю, что тема должна быть интересной.
- К чему приводит повышение налоговых ставок?
- Кривая Лаффера
- Каковы оптимальные налоговые ставки?
К чему приводит повышение налоговых ставок?
Как вы знаете, в последние годы в России ведется политика повышения налогов и сборов. Увеличиваются ставки по действующим налогам (например, НДС), вводятся новые (на проценты по вкладам, доходы по облигациям, налог на профессиональную деятельность для самозанятых, увеличение налога «для богатых» и т.д.). Таким образом государство стремится увеличить бюджетные поступления. Однако, эти поступления по многим видам налогов не растут, а падают, и в целом — тоже падают, о чем свидетельствуют данные налоговой службы:
Почему так происходит? Дело в том, что увеличение налоговых ставок не всегда ведет к увеличению объема налоговых платежей, а может привести и к обратному эффекту. В какой-то момент налоговые платежи становятся непосильными для представителей бизнеса и граждан, и они попросту закрывают свою деятельность, либо уходят в тень, чтобы не платить налоги.
Именно такой эффект мы и наблюдали в России в 2020 году: согласно официальной статистике прекратили свою деятельность около 20% бизнес-единиц, то есть, пятая часть! Это, соответственно, привело к снижению налоговых сборов не только с бизнеса, но и с граждан, пользующихся товарами и услугами.
Чтобы увеличить налоговые поступления в бюджет, во многих случаях следует не увеличивать, а наоборот, уменьшать налоговые ставки и количество налогов. Эта экономическая закономерность выявлена аналитическими исследованиями и получила известность в своем графическом отображении как кривая Лаффера.
Кривая Лаффера
Американский экономист Артур Лаффер вывел и доказал зависимость влияния уровня налоговых ставок на объем налоговых поступлений в бюджет государства. Хотя он же утверждал, что не является основоположником данной теории, истоки которой он находил и в экономической теории кейнсианства и даже у средневековых ученых. Лаффер знаменит тем, что наглядно отобразил данную зависимость на графике, получившем название «Кривая Лаффера». Вот так она выглядит:
Кривая Лаффера показывает зависимость налоговых поступлений от налоговых ставок. При увеличении налоговой нагрузки объем налоговых поступлений в бюджет растет только до определенного уровня, далее — он начинает снижаться.
Точка А на графике — это идеальное соотношение между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями.
Например, если при совокупном объеме налоговых ставок 50% (в точке A) налоговые поступления в бюджет будут максимальными, то при объеме ставок 30% и 70% (в точках B и C) налоговые поступления будут ниже, причем, одинаковыми.
Из этой закономерности можно вывести важные следствия:
- Если после повышения налоговых ставок и начала снижения поступлений повышать ставки еще сильнее, то и поступления начнут снижаться еще сильнее.
- Если после повышения налоговых ставок объем поступлений снизился, для его увеличения ставки надо обратно понижать.
- Если ставки долгое время не менялись, и стоит задача повысить налоговые поступления в бюджет — возможно, для этого следует понизить, а не повысить ставки.
- Если снижать налоговые ставки, то в краткосрочной перспективе это может привести к снижению налоговых поступлений, а в долгосрочной — приведет к росту.
- Если повышать налоговые ставки, то в краткосрочной перспективе это может привести к росту налоговых поступлений, а в долгосрочной — приведет к снижению.
Каковы оптимальные налоговые ставки?
Теперь о главном: какими должны быть оптимальные налоговые ставки, как найти ту самую точку A на графике? На этот вопрос нет однозначного ответа: для каждой страны эта точка может быть разной. Если очень сильно усреднить, то считается, что уровень предельной налоговой нагрузки не должен превышать 40-50% от дохода, если ставки выше — интерес к заработку теряется. При этом оптимальной налоговой ставкой, устраивающей налогоплательщиков, считается ставка налога на доходы около 15%. Так или иначе, оптимальный уровень налоговых ставок в конкретной ситуации можно определить путем анализа, опытным путем.
Кривая Лаффера используется для оценки и анализа объема налоговых поступлений не только от представителей бизнеса, но и от населения. Тем более, что изначально объектом исследования был налог на доходы, применяемый как к физлицам, так и к представителям бизнеса.
В истории есть успешные примеры применения кривой Лаффера на практике, когда налоговые ставки снижали, в т.ч. и кардинально, и это приводило к росту налоговых поступлений в бюджет.
Например, еще в 1925 году в США кардинальным образом снизили налог на доходы физлиц — с 73% до 25%, примерно в 3 раза. За последующие 8 лет объем годовых налоговых поступлений в бюджет увеличился с 719 млн. до 1 млрд. долларов, то есть, на 39%.
Другой пример. В конце 90-х годов в Польше власти существенно повысили акцизы на алкогольные и табачные изделия. Это привело к резкому сокращению поступлений акцизного сбора, поскольку граждане страны перестали покупать легальные товары и начали пользоваться контрабандой. Как следствие падения объема продаж, упало и производство. Тогда власти страны вновь понизили ставку акцизного сбора с 29% до 18% и объемы налоговых сборов вновь увеличились.
Кривая Лаффера в реальных условиях не столь ровная и симметричная, как показана на графике, график является лишь упрощенным представлением этой зависимости. Но зависимость в любом случае есть.
Важно понимать, что если государство повышает налоги, а объемы налоговых платежей при этом падают, самое время вспомнить кривую Лаффера и действовать в обратном направлении. Тем более, если налоговая нагрузка в стране и так очень высока.
Однажды я подсчитывал, какие налоги в России платит человек, и получилось, что около 70% (!) своего заработка он отдает государству в виде прямых и косвенных налогов. Также я сравнивал налоги в России и в США, получилось, что в США налоговая нагрузка более чем в 3 раза ниже. При подобном и так очень высоком уровне налоговой нагрузки дальнейшее повышение налогов и сборов вряд ли приведет к увеличению наполняемости бюджета, а скорее, согласно кривой Лаффера, покажет обратный результат. Что мы уже начинаем наблюдать. Так что, в нынешней ситуации, с учетом и так нерадужного финансового положения страны и ее граждан, целесообразнее было бы снижать налоги, а не повышать их и вводить новые.
Теперь вы знаете, что отражает кривая Лаффера, и где она используется. На этом буду заканчивать. Как всегда рад услышать ваше мнение в комментариях. Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свой уровень финансовой грамотности!
Макроэкономика. Тесты с ответами. Финансы. Налогово-бюджетная политика.
16. Применяемые налоги можно оценить как регрессивные, если величина средней налоговой ставки:
а) растет с увеличением дохода;
б) не изменяется при изменении дохода;
в) сокращается с увеличением дохода;
17. Применяемые налоги можно оценить как пропорциональные, если величина средней налоговой ставки:
а) не изменяется с увеличением дохода;
б) не изменяется с уменьшением дохода;
в) не изменяется при любом изменении дохода;
г) изменяется в соответствии с изменением дохода;
18. Фискальная политика является автоматической, если изменяются следующие параметры:
а) увеличивается ставка подоходного налога;
б) при неизменной ставке подоходного налога повышаются размеры налоговых поступлений;
в) повышаются размеры отчислений с заработной платы в пенсионный фонд.
19. Годовой государственный бюджет – это
а) план государственных доходов и расходов на год;
б) количество денег на счету в Центральном банке, реально собранных правительством за год;
в) количество денег, имеющихся в наличии у правительства;
г) общая сумма всех поступлений в государственную казну за год.
20. Если общие поступления в государственный бюджет за год составят 1059 трлн. р., а расходы – 1151 трлн. р., то возникнет
а) бюджетный дефицит, снизятся объемы экспорта;
б) бюджетный дефицит, государственный долг будет расти;
в) бюджетный избыток, государственный долг будет расти;
г) бюджетный избыток, государственный долг будет снижаться.
21. Увеличение ставки налога, при прочих равных условиях
а) приведет к увеличению поступлений от этого налога;
б) является прерогативой налоговой инспекции соответствующей территории;
в) может привести как к увеличению, так и к снижению поступлений от этого налога;
г) приведет к снижению дефицита государственного бюджета.
22. Регрессивное налогообложение
а) делает невозможным выплату трансфертов государством;
б) приводит к тому, что налоги в основном выплачиваются фирмами, а не отдельными лицами;
в) может иметь место при взимании как прямых, так и косвенных налогов;
г) не приводит к перераспределению доходов в обществе.
23. Подоходный налог с физических лиц, взимавшийся в России в 2000 г., – это пример
а) регрессивного прямого налога;
б) прогрессивного косвенного налога;
в) регрессивного косвенного налога;
г) прогрессивного прямого налога.
24. После повышения ставок подоходного налога с физических лиц Марина, работая референтом, добилась от руководства повышения ей заработной платы. Это пример
а) переложения налогового бремени;
б) роста спроса на услуги референтов;
в) прогрессивного налогообложения;
г) ценовой дискриминации.
25. Одна из реальных проблем государственного долга заключается в том, что
а) часть национального продукта уходит за пределы страны;
б) возрастают стимулы повышения эффективности производства;
в) сокращается неравенство в доходах;
г) возрастает доля сбережений при всех уровнях располагаемого дохода.
26. Про какой из перечисленных ниже налогов можно утверждать, что все налоговое бремя неизбежно ляжет на непосредственного плательщика этого налога:
а) налог на прибыль предприятий;
б) подоходный налог с населения;
г) ни про один из перечисленных типов этого утверждать нельзя.
27. Если правительство предполагает увеличить налоги на 20, то, чтобы уровень выпуска остался неизменным, государственные закупки следует:
а) увеличить более, чем на 20;
б) увеличить на 20;
в) увеличить менее, чем на 20;
г) уменьшить на 20;
д) уменьшить менее, чем на 20.
28. Экономика описана следующими данными: автономное потребление равно 200; предельная склонность к сбережению равна 0,1; ставка налогообложения t=0,2; инвестиции составляют 5, а государственные расходы равны 30. Фактический уровень безработицы превышает естественный на 2%, а коэффициент чувствительности колебаний ВВП к динамике циклической безработицы равен 3. Какое из нижеследующих утверждений окажется неверным в данной ситуации?
а) правительству необходимо проводить антиинфляционную политику и сокращать инфляционный разрыв;
б) правительству необходимо преодолевать рециссионный разрыв путем увеличения государственных расходов;
в) необходимое для стабилизация приращения государственных расходов окажется примерно в 3,5 раза меньше, чем величина разрыва.
Читайте также: