Роль земельного налога в формировании бюджета

Опубликовано: 17.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Белоусова С.Н., Сысоева А.Ю. Земельный налог и его фискальная функция // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/09/9738 (дата обращения: 13.04.2021).

Одна из важнейших целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития – вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов и одновременное повышение эффективности их использовании.

В настоящее время роль земельного налога в бюджетной системе РФ невелика – от 1% до 7% всех налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов РФ, поэтому на местном уровне стремятся увеличить поступления земельного налога путем роста его собираемости и оптимизации схемы налогообложения [2, с.75].

В таблице 1 нами рассмотрена структура начислений земельного налога в РФ юридическим лицам.

Таблица 1 – Структура начислений земельного налога в Российской Федерации по юридическим лицам

Темп роста, 2013/2011

Данные таблицы 1 отражают рост налогоплательщиков – юридических лиц на 17% в 2013г. по сравнению с 2011г., также увеличивается и сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет на 16%. Наряду с ростом сумм земельного налога наблюдается незначительная тенденция снижения суммы земельного налога в расчете на 1 налогоплательщика на 0,7 тыс.руб., с 246,4 тыс.руб. в 2011г. до 245,7 тыс.руб. в 2013г.

Количество налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы по земельному налогу в исследуемом периоде снижается с 87,4 тыс. единиц в 2011г. до 80,6 тыс.руб. в 2013г. Однако сумма налога, не поступившая в бюджет в расчете на одного льготника увеличилась с 572,4 тыс.руб. в 2011г. до 585,8 тыс.руб. в 2013г., что наглядно отражено на рисунке 1.


Рисунок 1 – Динамика поступивших и не поступивших сумм земельного налога в расчете на одно юридическое лицо

Проведенный анализ показал, что в исследуемом периоде в целом по РФ, сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет была практически в 2 раза меньше суммы налога, не поступившей в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот.

При рассмотрении льгот, установленных федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований видно, что основная их доля установлена на местном уровне.

В таблице 2 отражена структура начислений земельного налога в России по физическим лицам.

Таблица 2 – Структура начислений земельного налога в Российской Федерации по физическим лицам

Темп роста, 2013/

Количество налогоплательщиков физических лиц за период исследования увеличивается на 12%, с 27,4 млн. в 2011г. до 30,6 млн. в 2013г.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет увеличивается на 46%, с 19,4 млрд.руб. в 2011г. до 28,5 млрд.руб. в 2013г., сумма налога приходящаяся на одного налогоплательщика увеличилась на 30%. Соотношение сумм земельного налога , подлежащего уплате в бюджет и сумм не поступивших в бюджет в расчете на одно физическое лицо представлено на рисунке 2.


Рисунок 2 – Динамика поступивших и не поступивших сумм земельного налога в расчете на одно физическое лицо

Проведенный анализ по физическим лицам показал, что в исследуемом периоде сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, была значительно больше суммы не поступившего налога в расчете на одного налогоплательщика.

На наш взгляд в России необходимо провести мониторинг налоговых льгот по земельному налогу в отношении организаций, поскольку по ним земельный налог не выполняет фискальную функцию. В России не существует единой, научно обоснованной методики оценки эффективности налоговых льгот. Муниципальные образования активно формируют свои системы оценки эффективности налоговых льгот, которые имеют существенные различия, зачастую носят декларативный характер и не обеспечивают точность оценки

При этом в основном используется оценка бюджетной и социальной эффективности. Бюджетная эффективность определяет влияние налоговой льготы на бюджет муниципального образования. Под социальной эффективностью понимаются последствия налоговой льготы, выраженные через социальную значимость деятельности налогоплательщиков для общества. [1,с.192]

Основные резервы роста доходов для му­ниципальных образований РФ по земельному налогу на наш взгляд лежат в пересмотре ряда льгот и в совершенствовании механизмов налогового администрирования.

Библиографический список

  1. Белоусова С.Н., Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам. //Известия ЮЗГУ,2012.-№ 2, с. 191-195
  2. Белоусова С.Н., Перспективные направления регулирования налоговых источников доходной части местных бюджетов// Известия ЮЗГУ. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. – №3 - С.74-79
  3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы http://www.nalog.ru/rn46/

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

Главная > Реферат >Финансы

1.3. Роль земельного налога в формировании местного бюджета

Уровень жизни населения, проживающего в пределах территории муниципального образования, во многом зависит от эффективности получения органами местного самоуправления собственных доходов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку от их решения напрямую зависит уровень расходов, которые муниципальное образование может произвести без ущерба для себя на удовлетворение нужд своих жителей.

Земельный налог составляет значительную часть доходов местного бюджета. В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является одним из двух видов налогов, 100% поступлений от которого направляются в местный бюджет.

Рассмотрим роль земельного налога в формировании местного бюджета на примере Свердловской области (Таблица 1).

Поступление налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований

Свердловской области (млн. руб.)

Доходы бюджетов муниципальных образований

Налог на доходы физических лиц

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Таким образом, в доходы бюджетов муниципальных образований в 2008 году поступило налогов 27 600,5 млн. руб. с темпами роста к уровню 2007 года 124,9%, а в 2009 году - 26 096,4 млн. руб., что составило снижение поступлений к уровню 2008 года 3,7%.

Основными источниками формирования налоговых доходов бюджетов местного уровня являются поступления по налогу на доходы физических лиц, земельному налогу и единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Налога на доходы физических лиц в 2008 году собрано 21 963,0 млн. руб., что составило 79,5% в структуре доходов бюджетов муниципальных образований. Темпы роста поступления налога по сравнению с предыдущим годом составили 131,7%. В 2009 году в структуре доходов данный налог составил 76,3%, однако в сравнении с 2008 годом темп роста составил лишь 90,7%, т. е поступления в 2009 году сократились на 2 040,8 млн. руб. или на 9,3%.

Земельного налога в 2008 году поступило 3 560,7 млн. руб., что составило 12,9% в структуре доходов бюджетов муниципальных образований. Темпы роста поступлений по сравнению с уровнем 2007 года составили 101,5%. В 2009 году в структуре доходов земельный налог составил 15,6%. По сравнению с 2008 годом в 2009 году поступление земельного налога увеличилось на 506,4 млн. руб., темп роста составил 114,2%.

Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности собрано 2 103,8 млн. руб., что составило 7,4% в структуре доходов бюджетов муниципальных образований. Темпы роста поступлений по сравнению с предыдущим годом составили 109,8%. В 2009 году данного налога собрано 2 107,1 млн. руб., что составило 7,7% в структуре доходов. Темпы роста поступлений по сравнению с 2008 годом составили 100,2%.

Из приведенных основных источников формирования налоговых доходов бюджетов местного уровня, закрепленным является лишь земельный налог, т. е зачисляется в местные бюджеты по нормативу 100%. Однако, в формировании местных доходов налог занимает второе место, что в общей структуре поступлений составляет в среднем около 15%, тем самым, является одним из важнейших источников поступлений налоговых доходов.

Говоря о земле как объекте налогообложения с точки зрения интересов муниципального образования, нельзя не учесть тот факт, что структура земельного фонда каждого муниципального образования неоднородна. Проблема разнородности структуры земельного фонда в настоящее время очень актуальна. В первую очередь это связано с тем, что в различных поселениях, округах, районах и других муниципальных единицах преобладают земли, находящиеся либо в государственной, либо в частной собственности, а так же земли, исключенные из объектов налогообложения земельным налогом, либо в отношении которых устанавливаются различные льготы. В то же время на муниципальные образования возложены функции по содержанию подобных объектов. Если территория муниципального образования состоит из подобного рода земель, собственных доходов оно будет лишено. Структура земельного фонда влияет на оценку налогового потенциала, так как земельный налог, единый сельскохозяйственный налог, арендная плата за землю и порядок их распределения различны в зависимости от принадлежности земель организациям различных форм собственности и физических лиц.

В настоящее время только часть земельных участков полноценно оформлена и внесена в кадастр. И это лишь одна из причин, по которой бюджет не дополучает платежи по земельному налогу. Основная проблема состоит во множестве поставщиков и неоднозначности информации, передаваемой в налоговые органы для определения земельного налога. Очень часто сведения, которыми располагают такие учетные ведомства, как Главное управление Федеральной регистрационной службы и Управление Роснедвижимости не совпадают, а иногда и противоречат друг другу.

Таким образом, земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации и выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов. Однако при его поступлении в местные бюджеты существует ряд проблем, которые необходимо решать на законодательном уровне.

Глава 2. Практические аспекты исчисления и уплаты земельного налога и авансовых платежей по налогу на примере организации ОАО «Металлист»

2.1. Организационно - экономическая характеристика ОАО «Металлист»

Завод «Металлист» на сегодняшний день - это современное высокомеханизированное производство, крупнейший в России специализированный поставщик запасных частей для горнодобывающих, обогатительных и металлургических предприятий.

Качканарский завод по ремонту горного оборудования был основан на базе ремонтно-механических цехов Качканарского горно-обогатительного комбината и выделился из его состава в самостоятельное структурное подразделение в 1972 году. В 1992 году Решением свердловского областного комитета по управлению государственным имуществом № 912 от 30 декабря 1992 года государственное предприятие «Качканарский завод по ремонту горного оборудования» было преобразовано в Качканарское акционерное общество открытого типа «Металлист» (КАОМ). На основании Постановления главы администрации г. Качканара № 210 от 11 марта 1993 года была осуществлена государственная регистрация акционерного общества «Металлист». С 30 марта 1996 года предприятие имеет свое настоящее название «Открытое акционерное общество - Металлист» (ОАО «Металлист»).

ОАО «Металлист» имеет следующие реквизиты: ИНН 6615000648, КПП 661501001, ОГРН 1026601125957, код ОКПО 05773342, коды ОКОНХ: 14912, 71500.

В составе завода - три крупных взаимодополняющих цеха: сталелитейный, механосборочный и цех по производству винтовых свай. Кроме того, ОАО «Металлист» с 2009 года занимается сельскохозяйственной деятельностью и на отдельном земельном участке осуществляет выращивание овощных культур.

Сталелитейный цех - это производство отливок из высокомарганцовистой стали, серого чугуна, износостойкого чугуна, углеродистой стали. Годовой объем литья составляет более 25 тысяч тонн. В состав сталелитейного цеха входят: модельное отделение, формовочное отделение, плавильное отделение, термообрубное отделение.

Механосборочный цех осуществляет капитальные ремонты горного дробильно-размольного, агломерационного, транспортного оборудования, изготавливает металлоконструкции различной степени сложности, а также выпускает нестандартное оборудование. Механосборочный цех имеет большой парк станочного оборудования, благодаря которому осуществляется механическая обработка стальных и чугунных отливок. В том числе: большие и малые токарные, карусельные, фрезерные трубообрабатывающие, строгальные, расточные станки; кругло-шлифовальные, плоско-шлифовальные, внутри-шлифовальные, револьверные и другие станки.

Производственные мощности цеха по производству винтовых свай позволяют производить до 15 000 свай в месяц. Данный продукт завода значительно сокращает финансовые затраты и время при закладке фундамента малоэтажных и промышленных зданий, опор линий электропередач, радиомачт, мостов, эстакад и многих других специальных сооружений.

Запасные части производства ОАО «Металлист» поставляются горнякам и металлургам Северо-Западный, Северный, Центральный, Восточно-Сибирский районы России, на Урал и страны ближнего зарубежья, такие как Казахстан, Узбекистан, Грузия, Украина.

Основной деятельностью ОАО «Металлист» является промышленная деятельность: производство готовой продукции и выполнение работ, оказание услуг промышленного характера.

Для экономического анализа состояния предприятия рассмотрим основные показатели его финансово - хозяйственной деятельности (Таблица 2).

Основные показатели финансово - хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение земельного налога и определение его значимости в местных бюджетах.
Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:
1. изучение теоретической базы по земельному налогу;
2. анализ современного состояния платы за землю и влияния её на бюджет;
3. выявление проблем взимания и тенденций совершенствования земельного налога.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы налога на землю……………………………. 5
1.1. История возникновения налога на землю…. 5
1.2. Развитие правового регулирования платы за использование земли в России. 8
1.3. Основные понятия платы за землю как местного налога РФ………11
Глава 2. Оценка современного состояния форм платы за землю. 14
2.1. Анализ действующей законодательной базы. 14
2.2. Влияние земельного налога на формирование бюджета. 17
2.3. Земельный налог в Белгородской области и г. Белгороде. 20
Глава 3. Проблемы и тенденции развития налога на землю. 24
3.1. Проблемы взимания. 24
3.2. Тенденции развития . 27
Заключение. 30
Библиографический список. 32

Файлы: 1 файл

земельный налог.doc

Кафедра «Налоги и налогообложение»

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему: «Земельный налог и его значение в формировании бюджета»

студент экономического факультета

Глава 1. Теоретические основы налога на землю……………………………. 5

    1. История возникновения налога на землю…. . 5
    2. Развитие правового регулирования платы за использование земли в России. . . . 8
    3. Основные понятия платы за землю как местного налога РФ………11

Глава 2. Оценка современного состояния форм платы за землю. 14

    1. Анализ действующей законодательной базы. . 14
    2. Влияние земельного налога на формирование бюджета. 17
    3. Земельный налог в Белгородской области и г. Белгороде. 20

Глава 3. Проблемы и тенденции развития налога на землю. . 24

    1. Проблемы взимания. . . 24
    2. Тенденции развития . . . 27

Библиографический список. . . 32

С древнейших времён человечество применяло налоги за использование земли. Во многом земельные отношения долго способствовали сохранению феодализма в России и Европе, они же были и двигателем революций во многих странах. И на сегодняшний день земельный налог остаётся важным, но порой спорный и сложным в исчислении. Роль его в доходах местных бюджетах достаточно велика – порядка 12 % совокупных доходов. Понимание данного налога может помочь в его совершенствовании и модернизации, что, в свою очередь, повлечёт за собой и общее развитие региональной экономики.

Актуальность данной темы состоит в том, что, на сегодняшний день в России вопрос о земельном налоге имеет ряд затруднений у плательщиков. Постоянное изменение в законодательной базе оставляют данный вид налога спорным и в правовом, и в фискальном аспекте. Являясь местным налогом, он регулируется большей частью в субъектах, что в купе с кадастровой оценкой земель вызывает ещё больший вопрос по его уплате. Предстоящая реформа 2012 года по земельному налогу определяет актуальность данной темы. На фоне дефицитов местных бюджетов в последнее время и довольно большое влияние данного налога на формирование бюджета он должен подробно рассматриваться.

Цель данной работы – изучение земельного налога и определение его значимости в местных бюджетах.

Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:

  1. изучение теоретической базы по земельному налогу;
  2. анализ современного состояния платы за землю и влияния её на бюджет;
  3. выявление проблем взимания и тенденций совершенствования земельного налога.

Объект исследования – земельный налог.

Предмет исследования – современное состояние земельного налога и его значение в бюджете.

Теоретической основой послужили: учебная литература, периодические издания, статистические материалы, интернет-ресурсы.

Методическая основа заключается в применении следующих методов: метод сравнения, графический метод, табличный метод, метод группировки и т.д.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения, библиографического списка и приложения.

Глава 1. Теоретические основы налога на землю

1.1. История возникновения налога на землю

Земля является одним из первых объектов налогообложения. Первоначально земельные налоги занимали центральное место в налоговой системе государств Древнего мира и Средневековья. Это объясняется в первую очередь господством натурального хозяйства, ориентацией экономики на сельскохозяйственное производство.

В России первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега. Дань была прежде всего военной контрибуцией, которую подвластные славянские племена платили хазарам и варягам.

В XII- ХIII вв. широкое распространение получил натуральный оброк - разновидность феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам. Со второй половины XIV века налоги преимущественно взимались с "сохи", ставшей главной единицей обложения. В данный период получила развитие посошная подать, включавшая в себя и земельный налог.

Замена в 1679 г. посошного обложения подворным расширила число налогоплательщиков податей подворного обложения за счет населения, ранее не платившего налоги. Подворное обложение между отдельными посадами и общинами, более простое по сравнению с посошным, позволило перейти на новый уровень взимания налога.

Крупнейшим сводом законов российского государства, регулировавшим земельные и податные отношения стало Соборное Уложение 1649 г. В Соборном Уложении содержатся правовые нормы, регулирующие сбор и уплату разного рода податей. В данный период самой распространенной формой платы за пользование землей являлся оброк.

Реформа Петра I закрепляет право дворян самим заниматься сбором налогов. Подушная система, введенная Петром I, несмотря на ее существенные недостатки, отвечала в целом социально-экономическим условиям феодальной России, позволила ликвидировать дефицит средств в бюджете огромной страны.

Отмена крепостного права и Манифест от 19 февраля 1861 года (общее положение о крестьянах, положение о выкупе и др.) декларировали отмену крепостной зависимости, установив право крестьян на земельный надел и порядок осуществления выкупных платежей за него. В ходе проводившихся реформ происходит становление и четкое выделение земельного налога, возрастает его роль, увеличиваются поступления - в государственный бюджет доходов от земельных налогов и платежей, связанных с землей.

Окончательное установление земельного налога в России происходит в 1875 году. В проекте о замене подушной подати подворным налогом и поземельной податью, составленной особой комиссией, определявшей налог по качеству и доходности земли. [26]

Наибольшая фискальная нагрузка на земельный налог падает в последнюю четверть XIX века. Объяснялось это увеличением числа крестьян собственников земли, а также арендаторов, раскладочным характером налога, увеличением оклада и уравнением в статусе удельных, государственных и помещичьих крестьян и объединение их в сословие крестьян с единой юрисдикцией. [26]

После Октябрьской революции 1917 г. первые шаги революционного правительства РСФСР были направлены против отмены ряда налогов. Так, ВЦИК РСФСР своим декретом "О социализации земли" (1918 г.) и декретом от 30 октября 1918 г. о введении обложения сельских хозяев натуральным налогом формально отменяет земельный налог. Его заменяют на сельскохозяйственный налог. Общим для этих налогов являлся объект - земля. Облагаемый доход от сельскохозяйственных источников определялся по установленным нормам доходности. В 1953 году подоходное обложение заменено погектарным, при котором налог стали исчислять по твердым ставкам с площади земельного участка.

Указ Президиума ВС СССР о сельскохозяйственном налоге от 1 января 1984 г. внес изменения в сельскохозяйственный налог. Сельхозналог исчислялся с каждого хозяйства по площади выделенного в пользование земельного участка. При этом в расчет не принимались земли, занятые постройками, кустарником, лесом, дорогами общественного пользования, оврагами и балками, а также земли, выделяемые рабочим и служащим предприятий и организаций под коллективные и индивидуальные сады и огороды.

C 1 июля 1981г. вводится земельный налог — местный прямой налог, который взимался с кооперативных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан СССР, иностранных физических и юридических лиц и лиц без гражданства, которым в установленном законом порядке были выделены земельные участки. От уплаты налога освобождался достаточно широкий круг юридических и физических лиц, в том числе колхозы, пенсионеры и т.д.

В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, в 1991 году учреждается Государственная налоговая служба - независимый от Минфина России орган федеральной государственной власти. Реформирование российского налогового права было связано с объективными факторами, одним из которых является переход России на рыночные отношения.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно утверждать, что на протяжении всей истории обложение земли играло основополагающую роль в податных системах, земля была главным источником богатства. Земельный налог явился первой формой прямого реального обложения, первоначально носившей случайный характер, но вскоре земельный налог начал взиматься на постоянной и регулярной основе.

1.2. Развитие правового регулирования платы за использование земли в России

В 1991 году плата за землю как правовая категория была введена в действующее законодательство о налогах и сборах с принятием Закона РФ "О плате за землю"[5]. В данном Законе под платой за землю законодатель понимал формы реализации принципа платного землепользования: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Отсутствие четкой программы реформирования налогового законодательства, многочисленные "налоговые эксперименты" на региональном уровне и другие обстоятельства (в ряде случаев субъективного характера) привели к откровенной "налоговой войне" регионов с федеральным центром, проходившей до 1994 года, которая затем перешла в иную, более сложную фазу.

С момента принятия закона "О плате за землю" в его первоначальную редакцию вносились изменения федеральными законами, в основном касающиеся льготного налогообложения, а также дополнения, связанные с изменением долей, по которым уплачиваемые суммы налога зачислялись по уровням бюджетной системы. Федеральным законом от 9 августа 1994 г. №22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю"[6] были введены новые базовые ставки земельного налога, которые индексировались ежегодно, начиная с 1995 г., Постановлениями Правительства РФ и Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2006 г., за исключением пункта 18 статьи 1. При характеристике правовой основы расчета и взимания земельных платежей в период с 1991 года по 2005 год, следует отметить несистематизированность нормативно-правового материала, соответствующие нормы были сосредоточены по многочисленным "непрофильным" правовым актам.

С 1 января 2006 года действует глава 31 «Земельный налог» раздела Х «Местные налоги» 2 части НК РФ [5]. Основные изменения связаны с тем, что налоговая база «определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса»[4]. Это связано с завершением формирования земельного законодательства и присвоением всем землям определённой кадастровой стоимости. Решение о создании такого кадастра были приняты еще в 2004 году и выразились в организации специального ведомства – Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Однако реальное ведение кадастра недвижимости началось только в 2008 году после вступления в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»[7]. Данный закон стал естественным продолжением или развитием другого Федерального закона – «О государственном земельном кадастре», изданного в 2000 году. Соответственно, основой нового кадастра послужил государственный земельный кадастр, имеющий богатую историю своего возникновения и развития.

Что касается налоговой базы, то ранее она определялась как кадастровая стоимость по состоянию на первое января того года, который является налоговым периодом. Однако с первого января 2010 года федеральным законом от 28.11.2009 г. № 283-ФЗ пункт 1 статьи 391 НК РФ был дополнен новым положением. Теперь налоговая база по земельному участку, образованному в течение налогового периода, будет определяться как его кадастровая стоимость на дату постановки участка на кадастровый учет.

Подчеркнем при этом, что данная поправка касается только физических лиц. А налогоплательщики из числа организаций определяют налоговую базу все так же самостоятельно и на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Главная > Реферат >Финансы

1.3. Роль земельного налога в формировании местного бюджета

Уровень жизни населения, проживающего в пределах территории муниципального образования, во многом зависит от эффективности получения органами местного самоуправления собственных доходов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку от их решения напрямую зависит уровень расходов, которые муниципальное образование может произвести без ущерба для себя на удовлетворение нужд своих жителей.

Земельный налог составляет значительную часть доходов местного бюджета. В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является одним из двух видов налогов, 100% поступлений от которого направляются в местный бюджет.

Рассмотрим роль земельного налога в формировании местного бюджета на примере Свердловской области (Таблица 1).

Поступление налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований

Свердловской области (млн. руб.)

Доходы бюджетов муниципальных образований

Налог на доходы физических лиц

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Таким образом, в доходы бюджетов муниципальных образований в 2008 году поступило налогов 27 600,5 млн. руб. с темпами роста к уровню 2007 года 124,9%, а в 2009 году - 26 096,4 млн. руб., что составило снижение поступлений к уровню 2008 года 3,7%.

Основными источниками формирования налоговых доходов бюджетов местного уровня являются поступления по налогу на доходы физических лиц, земельному налогу и единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Налога на доходы физических лиц в 2008 году собрано 21 963,0 млн. руб., что составило 79,5% в структуре доходов бюджетов муниципальных образований. Темпы роста поступления налога по сравнению с предыдущим годом составили 131,7%. В 2009 году в структуре доходов данный налог составил 76,3%, однако в сравнении с 2008 годом темп роста составил лишь 90,7%, т. е поступления в 2009 году сократились на 2 040,8 млн. руб. или на 9,3%.

Земельного налога в 2008 году поступило 3 560,7 млн. руб., что составило 12,9% в структуре доходов бюджетов муниципальных образований. Темпы роста поступлений по сравнению с уровнем 2007 года составили 101,5%. В 2009 году в структуре доходов земельный налог составил 15,6%. По сравнению с 2008 годом в 2009 году поступление земельного налога увеличилось на 506,4 млн. руб., темп роста составил 114,2%.

Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности собрано 2 103,8 млн. руб., что составило 7,4% в структуре доходов бюджетов муниципальных образований. Темпы роста поступлений по сравнению с предыдущим годом составили 109,8%. В 2009 году данного налога собрано 2 107,1 млн. руб., что составило 7,7% в структуре доходов. Темпы роста поступлений по сравнению с 2008 годом составили 100,2%.

Из приведенных основных источников формирования налоговых доходов бюджетов местного уровня, закрепленным является лишь земельный налог, т. е зачисляется в местные бюджеты по нормативу 100%. Однако, в формировании местных доходов налог занимает второе место, что в общей структуре поступлений составляет в среднем около 15%, тем самым, является одним из важнейших источников поступлений налоговых доходов.

Говоря о земле как объекте налогообложения с точки зрения интересов муниципального образования, нельзя не учесть тот факт, что структура земельного фонда каждого муниципального образования неоднородна. Проблема разнородности структуры земельного фонда в настоящее время очень актуальна. В первую очередь это связано с тем, что в различных поселениях, округах, районах и других муниципальных единицах преобладают земли, находящиеся либо в государственной, либо в частной собственности, а так же земли, исключенные из объектов налогообложения земельным налогом, либо в отношении которых устанавливаются различные льготы. В то же время на муниципальные образования возложены функции по содержанию подобных объектов. Если территория муниципального образования состоит из подобного рода земель, собственных доходов оно будет лишено. Структура земельного фонда влияет на оценку налогового потенциала, так как земельный налог, единый сельскохозяйственный налог, арендная плата за землю и порядок их распределения различны в зависимости от принадлежности земель организациям различных форм собственности и физических лиц.

В настоящее время только часть земельных участков полноценно оформлена и внесена в кадастр. И это лишь одна из причин, по которой бюджет не дополучает платежи по земельному налогу. Основная проблема состоит во множестве поставщиков и неоднозначности информации, передаваемой в налоговые органы для определения земельного налога. Очень часто сведения, которыми располагают такие учетные ведомства, как Главное управление Федеральной регистрационной службы и Управление Роснедвижимости не совпадают, а иногда и противоречат друг другу.

Таким образом, земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации и выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов. Однако при его поступлении в местные бюджеты существует ряд проблем, которые необходимо решать на законодательном уровне.

Глава 2. Практические аспекты исчисления и уплаты земельного налога и авансовых платежей по налогу на примере организации ОАО «Металлист»

2.1. Организационно - экономическая характеристика ОАО «Металлист»

Завод «Металлист» на сегодняшний день - это современное высокомеханизированное производство, крупнейший в России специализированный поставщик запасных частей для горнодобывающих, обогатительных и металлургических предприятий.

Качканарский завод по ремонту горного оборудования был основан на базе ремонтно-механических цехов Качканарского горно-обогатительного комбината и выделился из его состава в самостоятельное структурное подразделение в 1972 году. В 1992 году Решением свердловского областного комитета по управлению государственным имуществом № 912 от 30 декабря 1992 года государственное предприятие «Качканарский завод по ремонту горного оборудования» было преобразовано в Качканарское акционерное общество открытого типа «Металлист» (КАОМ). На основании Постановления главы администрации г. Качканара № 210 от 11 марта 1993 года была осуществлена государственная регистрация акционерного общества «Металлист». С 30 марта 1996 года предприятие имеет свое настоящее название «Открытое акционерное общество - Металлист» (ОАО «Металлист»).

ОАО «Металлист» имеет следующие реквизиты: ИНН 6615000648, КПП 661501001, ОГРН 1026601125957, код ОКПО 05773342, коды ОКОНХ: 14912, 71500.

В составе завода - три крупных взаимодополняющих цеха: сталелитейный, механосборочный и цех по производству винтовых свай. Кроме того, ОАО «Металлист» с 2009 года занимается сельскохозяйственной деятельностью и на отдельном земельном участке осуществляет выращивание овощных культур.

Сталелитейный цех - это производство отливок из высокомарганцовистой стали, серого чугуна, износостойкого чугуна, углеродистой стали. Годовой объем литья составляет более 25 тысяч тонн. В состав сталелитейного цеха входят: модельное отделение, формовочное отделение, плавильное отделение, термообрубное отделение.

Механосборочный цех осуществляет капитальные ремонты горного дробильно-размольного, агломерационного, транспортного оборудования, изготавливает металлоконструкции различной степени сложности, а также выпускает нестандартное оборудование. Механосборочный цех имеет большой парк станочного оборудования, благодаря которому осуществляется механическая обработка стальных и чугунных отливок. В том числе: большие и малые токарные, карусельные, фрезерные трубообрабатывающие, строгальные, расточные станки; кругло-шлифовальные, плоско-шлифовальные, внутри-шлифовальные, револьверные и другие станки.

Производственные мощности цеха по производству винтовых свай позволяют производить до 15 000 свай в месяц. Данный продукт завода значительно сокращает финансовые затраты и время при закладке фундамента малоэтажных и промышленных зданий, опор линий электропередач, радиомачт, мостов, эстакад и многих других специальных сооружений.

Запасные части производства ОАО «Металлист» поставляются горнякам и металлургам Северо-Западный, Северный, Центральный, Восточно-Сибирский районы России, на Урал и страны ближнего зарубежья, такие как Казахстан, Узбекистан, Грузия, Украина.

Основной деятельностью ОАО «Металлист» является промышленная деятельность: производство готовой продукции и выполнение работ, оказание услуг промышленного характера.

Для экономического анализа состояния предприятия рассмотрим основные показатели его финансово - хозяйственной деятельности (Таблица 2).

Основные показатели финансово - хозяйственной деятельности

Описание файла

Документ из архива "Земельный налог и его роль в формировании местного бюджета", который расположен в категории "курсовые работы". Всё это находится в предмете "финансовые науки" из раздела "Студенческие работы", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "курсовые/домашние работы", в предмете "финансовые науки" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "160776"

Текст из документа "160776"

ЯРОСЛАВСКИЙ ВОЕННЫЙ ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ ГЕНЕРАЛА АРМИИ ХРУЛЕВА А.В.

Кафедра "Финансы и кредит"

Тема: "Земельный налог и его роль в формировании
местного бюджета"

Исполнил: курсант 4 взвода 2 роты

Дубровин Алексей Андреевич

полковник Волик А.В.

1.Порядок уплаты налога 5

2.Уплата земельного налога в настоящее время 10

3.Сравнительная характеристика старой и новой систем налогообложения 17

Список используемой литературы 19

В 1875 г. в бюджете России появился новый "государственный поземельный" налог, образовавшийся в результате реформы существовавшего с 1853г. государственного земского сбора. Обложению государственным поземельным налогом подлежали все земли, облагаемые на основе устава о земских повинностях местными сборами, кроме казенных земель. Общая сумма налога с каждой губернии и области рассчитывалась (с утверждения министра финансов) умножением общего числа десятин подлежащей обложению земли на средний по губернии или области оклад налога с десятины удобной земли и леса, утверждаемый законодательным порядком. Величина этих окладов по закону 1884г. колебалась от ¼ до 17 коп. с десятины. По Манифесту 1896г. ставки поземельного налога были снижены на 50% сроком на 10 лет. Но значение государственного поземельного обложения в России было невелико. В 1901г. доходы от него составили 9,87 млн. руб.

Большое значение имел поземельный налог, взимавшийся с государственных крестьян с 1724г. под названием оброчной подати. При введении была допущена несправедливость: помещичьи крестьяне, кроме налога, платали еще оброк своим помещикам, а государственные крестьяне платили только подушную подать. Для устранения этого неравенства и была введена оброчная подать с государственных крестьян, оклад которой постепенно повышался. В 1858г. оклады равнялись 2 руб. 86 коп. в губерниях 1 -го класса, 2 руб. 15 коп. – 4 -го класса.

Законом от 12 июня 1886г. оброчная подать была преобразована в выкупные платежи крестьян за землю, которые вместе с мирскими сборами давали госбюджету России основные земельные доходы. Так, по росписи на 1910г. было запланировано собрать государственных земельных сборов на сумму 25 млн. рублей.

Земля – основное богатство любого государства. В условиях РФ она имеет особое значение. В течение последнего десятилетия в России происходит реформирование всех сфер жизни. Развитие рыночного механизма, предпринимательской деятельности диктует необходимость коренного изменения отношения к природным ресурсам и в первую очередь к земле.

В настоящее время на территории РФ используется новая система налогообложения. В своей работе я постараюсь раскрыть суть, плюсы и минусы нового налогообложения, и внесенные изменения в налоговый кодекс Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.91г. № 1738-1 "О плате за землю" использование земли в РФ является платным. Плата за землю – прямой, местный, прогрессивный налог. Целями введения платы за землю являются:

стимулирование рационального использования,

охрана и освоение земель, повышение плодородия почв,

выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества,

обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах,

формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственника земли, землевладельцев, пользователей земли и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Основание для установления налога – документ, удостоверяющий право собственности, владения ли пользования земельным участком. Он учитывается в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой, и используются для землеустройства, охрану земель, повышение их плодородия, инженерные и социальное обустройство территории.

Земельный налог – местный налог по закону РФ от 27 декабря 1991г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", введен законом РФ от 11.10.1991г. № 1738-1 "О плате за землю". За земельные участки, неиспользуемые, или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере. Налогоплательщики – собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. При начислении сумм земельного налога для плательщиков вводится коррективы на местоположение их земельных участков. Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков повышать ставки земельного налога, но не более чем в 2 раза.

Земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородсвта, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога на земли сельскохозяйственного назначения административного района. Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей, взимается со всей площади земельного участка в размере 5 рублей за один квадратный метр.

Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель.

Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок (за исключением земель сельскохозяйственного использования). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. В облагаемую налогами площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены пользование другим юридическим лицам и гражданам. Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода взимается в двух кратном размере. Налог за земли, занятые жилищным фондом, а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, ноне меньше 10 рублей за один квадратный метр.

Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы взимается в размере 15%, а свыше двойной нормы – по полным ставкам земельного налога, установленного для городских земель. Налог за земли, предоставленные для садоводства, огородоводства в пределах городской, поселковой черты устанавливается в размере 10 рублей за один квадратный метр. Налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.

Налог за расположенные вне населенного пункта земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20% от средних ставок земельного налога, установленных для поселений численностью до 20 тысяч человек. За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного или лесохозяйственного использования.

Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесоиспользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, взимается в составе платы за пользование лесами в размере 5% от платы за древесину, отпускаемую на корню. Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля предоставляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. По вновь отведенным земельным участкам расчет налога предоставляется в течение месяца со дня их предоставления.

Начисление земельного налога гражданам производится органами государственной налоговой службы, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому налогоплательщику пропорционально площади строения, находящегося в его раздельном пользовании. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников, соразмерно их доле на эти строения.

Учет плательщиков и начисление налога производится ежегодно по состояния на 1 июня. Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования центрального банка РФ. Органы законодательной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога. Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более, чем за три предшествующих года.

На бюджетные счета РФ в федеральном казначействе, соответствующего субъекта РФ перечисляются средства, составляющие плату за землю, в пределах установленных долей.

Льготы могут предоставляться на федеральном, региональном и местном уровнях. От уплаты земельного налога освобождаются:

Заповедники, национальные парки, сады ботанические;

Граждане, занимающиеся традиционным способом в местах проживания;

Научные организации сельскохозяйственного профиля;

Учреждения искусства, образовании, кинематографии, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания;

Религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры;

Земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы;

Земли общего пользования населенных пунктов;

Учреждения культуры и спорта;

Предприятия и организации Российской академии наук;

Государственные предприятия связи, водных путей. Морского и речного транспорта;

Земли, предоставляемые для обеспечения деятельность МО РФ;

Курортные и оздоровительные учреждения;

Органы уголовно исполнительной системы;

Спасательные службы, пожарная охрана;

Граждане, подвергшиеся радиации на Чернобыльской АЭС и других авариях;

Инвалиды 1 и 2 групп;

Военнослужащие, прослужившие более 20 лет;

Герои СССР, РФ, социалистического труда и полные кавалеры ордена Славы.

Граждане, впервые организующие фермерские хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение 5 лет с момента предоставления им земельных участков.

С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты налога, при передаче ими земельных участков в аренду взимается земельный налог с площади, переданной в аренду.

Органы законодательной власти субъектов РФ имеют право предоставлять дополнительные льготы в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта РФ.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

Действующая в настоящее время система налогообложения земель не отвечает современному уровню развития нашего общества, что требует перехода к более справедливым принципам налогообложения, основывающихся на общественных представлениях ценности земельных участков, единстве подходов Налогоблажение на территории всей страны.

Одним из главных недостатков существующей системы налогообложения земли является также ее недостаточная гибкость, наличие неоправданно большого количества льготников: земельный налог сегодня уплачивается только с 25% всех земель России, а в городах с 15%. От уплаты земельных платежей освобождены целые отрасли.

Для исправления накопившихся недостатков действующей системы налогообложения земли повышения доли поступлений в бюджет РФ платежей за пользование землей необходимо внедрение в России новых перспективных методов налогообложения, учитывающих требования реальной экономики. Одним из таких перспективных путей совершенствования стала разработанная система налогообложения земли в зависимости от ее кадастровой стоимости.

ФЗ от 29.11.04г. № 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса РФ" и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ. Главой 31 Налогового Кодекса РФ земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов, и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов Москвы и Санкт-Петербурга. Представительные органы муниципальных образований при введении налога самостоятельно определяют такие элементы налогообложения, как налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты земельного налога. Глава 31 Налогового Кодекса РФ, касаясь порядка определения налогоплательщиков нового земельного налога, прежде всего, связывает понятия "налогоплательщик" с понятием "право на земельные участки". Данная норма не потерпела существенных изменений по сравнению с действующим законом РФ "О плате за землю".

Согласно новому земельному законодательству объектом налогообложения кроме земельных участков признаны также и земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования. Из объектов налогообложения исключены отдельные виды земель. Это прежде всего земли, изъятые из оборота и исключенные из объектов налогообложения:

Государственные природные заповедники и национальные парки;

Здания, строения и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, пограничные войска, другие войска, воинские формирования и органы;

Здания, строения и сооружения, в которых размещены военные суды;

Объекты организаций ФСБ;

Объекты организаций федеральных органов государственной охраны;

Объекты использования атомной энергии;

Воинские и гражданские захоронения;

Земельные участки, ограниченные в обороте согласно ст. 389 НК РФ.

Принципиальное отличие состоит в переходе к кадастровой стоимости земли. Государственный земельный кадастр охватывает всю территорию страны. Модели массовой оценки базируются на системе массового определения стоимости и включают метод сравнения рынков, также доходный и затратный методы. Различные типы методов применяются к различным категориям земель и видам землепользования в зависимости от факторов, влияющих на оценку земли. На сегодняшний день, по данным Роснедвижимости, завершена кадастровая оценка примерно на 94% территории страны. Остается определить кадастровую стоимость каждого земельного участка. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиком признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки. Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке по состоянию на 1 января календарного года.

Читайте также: