Понятие физическое лицо используемое в целях налогообложения

Опубликовано: 03.05.2024

Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе

ГАРАНТ:

1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

2. Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия:

организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации);

физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

абзац пятый утратил силу с 1 января 2007 г.;

Информация об изменениях:

лица (лицо) - организации и (или) физические лица;

иностранная структура без образования юридического лица - организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров;

иностранные финансовые посредники - иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации, включенные в перечень, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

публичные компании - российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников;

абзац десятый (ранее - седьмой) утратил силу с 1 января 2007 г.;

Информация об изменениях:

абзац одиннадцатый (ранее - восьмой) утратил силу с 1 января 2007 г.;

Информация об изменениях:

банки (банк) - коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, включая счета в банках, открытые на основании договора банковского счета в драгоценных металлах;

лицевые счета - счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

счет Федерального казначейства - казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений;

источник выплаты доходов налогоплательщику - организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход;

недоимка - сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе - документ, подтверждающий постановку на учет российской организации, иностранной организации, физического лица в налоговом органе соответственно по месту нахождения российской организации, месту нахождения международной организации, по месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации через свое обособленное подразделение, по месту жительства физического лица;

уведомление о постановке на учет в налоговом органе - документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, по основаниям, установленным настоящим Кодексом, за исключением оснований, по которым настоящим Кодексом предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

сезонное производство - производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий;

Информация об изменениях:

место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;

место жительства физического лица - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца;

ГАРАНТ:

О признании одного рабочего места обособленным подразделением см. письмо МНС РФ от 29 апреля 2004 г. N 09-3-02/1912

учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

территория Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, - территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

коэффициент-дефлятор - коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав настоящего Кодекса в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подлежат официальному опубликованию не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы;

ГАРАНТ:

Положения абзаца двадцать восьмого пункта 2 статьи 11 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ) применяются к инвестиционным проектам, заключаемым после 1 января 2020 г.

" Инвестиционный проект " - ограниченный по времени и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, предусматривающих создание и последующую эксплуатацию нового имущественного комплекса и (или) нематериальных активов либо модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение) существующего имущественного комплекса в целях создания нового производства товаров (работ, услуг), увеличения объемов существующего производства товаров (работ, услуг) и (или) предотвращения (минимизации) негативного влияния на окружающую среду.

3. Понятия "налогоплательщик", "объект налогообложения", "налоговая база", "налоговый период" и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ в пункт 4 статьи 11 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

4. В отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, используются понятия, определенные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а в части, не урегулированной им, - настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 29 октября 2019 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

5. Правила, предусмотренные частью первой настоящего Кодекса в отношении банков, распространяются на Центральный банк Российской Федерации и государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ".

К ним относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Среди физических лиц в отдельную категорию налогоплательщиков выделены ИП, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой и адвокаты открывшие адвокатский кабинет.
В зависимости от фактического времени нахождения на территории РФ, физические лица могут быть налоговыми резидентами и налоговыми не резидентами. Согласно п.2 ст.37 НК налоговыми резидентами признаются ФЛ, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения ФЛ в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного менее 6 месяцев лечения или обучения.

Налоговый статус фл определяется в рф по принципу физического присутствия и не зависит от гражданства рф.

Налоговым резидентом может быть как иностранное лицо, так и лицо без гражданства.

При определении 12 месяцев следует учитывать несколько правил.

Во-первых, эти месяцы идут последовательно друг за другом (например, март, апрель, май, июнь и т.д.).

Во-вторых, это не обязательно календарные месяцы, поэтому они не всегда должны начинаться с 1 числа и заканчиваться 30 или 31 числа. Они могут начаться и в середине месяца (например, с 12 марта 2011 г. по 11 марта 2012 г.).

В-третьих, 12 следующих подряд месяцев могут не совпадать с календарным годом.

Т.е. 12-месячный период может начаться в одном календарном году и закончиться в другом.

Минфин РФ в Письме от 14.07.2011 № 03-04-06/6-170 также указал, что «при определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году)».

До 1 января 2007 г. в ст. НК РФ содержалось правило о том, что налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году, т.е. 12-месячный период ограничивался календарным годом. Однако с 1 января 2007 г. указанное положение не применяется.

Есть свои правила и при подсчете 183 дней – для этого следует суммировать все календарные дни пребывания лица в РФ за 12 месяцев.

Т.е. 183 дня пребывания в РФ, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо фактически находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев.

19. Понятие «российская организация», «обособленное подразделение» используемое в целях налогообложения. Понятие иностранной организации и особенности ее налогово-правового статуса

Понятие организации используемые в целях налогообложения
Организации делятся на:
1) резиденты (российские организации) – п.2 ст.11 НК, Российские организации – ЮЛ, образованные в соответствии с законодательством рф.


- если российская организация не обладает статусом юл, она не может быть признана налогоплательщиком
- организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения
- ряд налогов уплачивается по месту нахождения обособленных подразделений (налог на прибыль)
Согласно п.2 ст.11 НК обособленным подразделением организации признается любое территориально-обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным если оно создается на срок более 1 месяца. Местом нахождения обособленного подразделения российской организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Обособленное подразделение организации в налоговых целях признается таковым при наличии следующих критериев:
1) территориальная обособленность
2) наличие стационарных рабочих мест – созданных, на срок более 1 месяца и оборудованных организацией вне места ее государственной регистрации
3) ведение деятельности через это подразделение
4) осуществление работодателем контроля рабочего места

2) не резиденты (иностранные организации) – это иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории рф. В соответствии с ТК налогоплательщиками являются также филиалы и представительства иностранных организаций.
Представительства, т.е. компании, организации, фонды, фирмы – самостоятельны, уплачивают налоги в фонды рф, если они осуществляют свою деятельность в рф через постоянные представительства.

Согласно п.2ст.306 НК под постоянным представительством иностранной организации понимается любое обособленное подразделение или место деятельности иностранной организации на территории рф, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность. В качестве постоянного представительства может выступать филиал, бюро, контора, агентская сеть, офис иностранного юл на территории рф, а так же строительная площадка место рождения и любое другое место, осуществления его деятельности в рф. Иными словами – это некое определенное в пространстве постоянное место присутствия, наделенное необходимым имуществом, с которого организация на постоянной основе осуществляющая приносящую доход деятельность, на территории иностранного государства.
Иностранные организации, получающие доход от источников в рф, не связанных с их деятельностью через постоянные представительства так же могут являться налогоплательщиками, например ндс, в этом случае обязанности по исчислению и уплате налога возлагаются на налогового агента.

Особенности налогового статуса иностранных организаций находят практическое выражение в рамках регулирования налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость. Кроме того, определены специальные правила постановки на учет в налоговых органах для иностранной организации

Особенность налогового статуса иностранных юридических лиц заключается в том, что полномочия государства по взиманию с них налогов регулируются международными налоговыми соглашениями с рядом стран; в национальном законодательстве также существуют специальные нормы, регулирующие особенности исчисления и порядка уплаты налогов, а возможные меры по налоговому контролю и по взысканию налоговых платежей ограничены территорией России и компетенцией налоговых органов.

Необходимо учитывать, что действующие международные налоговые соглашения (об избежании двойного налогообложения) определяют только правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющих объект налогообложения в другом государстве. права.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Обзоры для бухгалтера


Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» ст. 207 НК РФ была дополнена нормой, согласно которой предусмотрен особый порядок определения налогового статуса физических лиц в целях исчисления НДФЛ. Поправка вступила в силу 31.07.2020. О том, по каким правилам следует определять налоговое резидентство в 2020 году, читайте в представленной статье.

Общий порядок определения статуса налогового резидента РФ

На основании п. 1 ст. 207 НК РФ уплачивать НДФЛ должны:

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

По общему правилу налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные для работы за границу (п. 3 ст. 207 НК РФ).

В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в РФ, так и от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в РФ. При этом ставка налога для нерезидентов составляет не 13, а 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Федеральным законом от 29.11.2014 № 379 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен п. 2.1, согласно которому в 2015 году налоговыми резидентами признавались физические лица, фактически находящиеся в РФ на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта
по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в России на перечисленных территориях не прерывался на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды выезда за пределы РФ.

183 дня пребывания в России, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, когда физическое лицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев (Письмо ФНС РФ от 25.06.2020 № БС-3-11/4763@).

Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), определяется по его итогам.

Если работники организации редко выезжают за границу по служебным обязанностям, статус резидента может быть подтвержден табелем учета рабочего времени и дополнительных документов не требуется.

В ситуации, когда сотрудники часто и надолго выезжают за рубеж (или в организации работают иностранцы), у них нужно запросить документы для подтверждения налогового статуса. В этих целях сотрудник может представить документ, выданный налоговым органом, по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Данный документ подтверждает статус налогового резидента за календарный год (текущий или предыдущий) (п. 7 Порядка представления документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, утвержденного Приказом № ММВ-7-17/837@).

Вместо подтверждения от налогового органа работник может представить документы об общем сроке пребывания в России в течение последних 12 месяцев. Организация вправе самостоятельно определить налоговый статус работника, подсчитав количество дней, которые он провел в РФ (письма Минфина РФ от 22.02.2017 № 03 04 05/10518, ФНС РФ от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@). Перечень таких документов НК РФ не установлен. Чаще всего представляют копии страниц паспорта с отметками о пересечении границы (письма Минфина РФ от 18.07.2019 № 03 04 06/53227, от 18.05.2018 № 03 04 05/33747).

Также подтвердить статус резидента могут, в частности (письма Минфина РФ от 21.04.2020 № 03 04 05/31921, от 13.01.2015 № 03 04 05/69536, от 26.06.2008 № 03 04 06 01/182, ФНС РФ от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083):

  • миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;
  • справки с места работы (в том числе с предыдущего);
  • приказы о командировках, путевые листы и т. п.;
  • авансовые отчеты и документы к ним (проездные документы, документы о проживании);
  • справка, полученная по месту проживания в РФ;
  • договор с медицинским (образовательным) учреждением;
  • справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).

Дополнительно могут быть представлены свидетельство о регистрации по месту временного пребывания или документ о регистрации по месту жительства (пребывания). Однако использовать документы о регистрации в качестве единственного подтверждения налогового статуса работника нельзя, так как они не доказывают его нахождение в России в течение необходимого количества дней, а лишь подтверждают право находиться в РФ.

Вид на жительство иностранного гражданина не подтверждает фактическое время нахождения его на территории РФ и, следовательно, не подтверждает налоговый статус резидента. Этот документ свидетельствует о праве на постоянное проживание в РФ, а также на свободный въезд в страну и выезд из нее (письма Минфина РФ от 19.12.2019 № 03 04 06/99463, от 24.06.2019 № 03 04 05/46120).

Независимо от срока фактического нахождения в РФ физическое лицо может не признаваться в налоговом периоде налоговым резидентом РФ, если в этом налоговом периоде такое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства. Данное правило действует в случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством РФ (п. 4 ст. 207 НК РФ). В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1348.

Для того чтобы физическое лицо не было признано налоговым резидентом РФ, ему необходимо обратиться в инспекцию с заявлением, к которому прилагается документ, подтверждающий налоговое резидентство другого государства. Такой документ или выдается компетентным органом иностранного государства (сертификат налогового резидентства), или составляется в произвольной форме обоснования невозможности получения такого сертификата в уполномоченном органе иностранного государства с приложением подтверждающих документов.

Что касается заявления о непризнании лица налоговым резидентом РФ, его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 21.06.2019 № ММВ-7-17/318@.

Заявление представляется в срок, предусмотренный для подачи налоговой декларации, — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В свою очередь, налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления и необходимых документов должен уведомить физическое лицо:

  • либо о наличии возможности не признавать его налоговым резидентом РФ в соответствующем налоговом периоде;
  • либо об отсутствии такой возможности с указанием оснований для принятия данного решения.

С подробной информацией о порядке подтверждения статуса налогового резидента РФ для физических лиц можно ознакомиться в специальном разделе на официальном сайте ФНС (Письмо ФНС РФ от 31.07.2020 № БВ-3-17/5577@).

Порядок определения налогового статуса физлица в 2020 году

Федеральным законом № 265 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен новым п. 2.2. Положениями этого пункта предусмотрено, что в налоговом периоде 2020 года физическое лицо признается налоговым резидентом РФ в случае его фактического нахождения в РФ от 90 до 182 календарных дней включительно в период с 1 января по 31 декабря 2020 года.

В данном случае основанием для признания лица налоговым резидентом РФ является заявление, которое представляется:

  • в налоговый орган по месту жительства физического лица;
  • в налоговый орган по месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ;
  • в налоговый орган по месту постановки на учет — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории РФ места жительства (места пребывания).

Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество (при его наличии) и ИНН физического лица.

Срок подачи заявления в налоговую инспекцию совпадает со сроком, предусмотренным п. 1 ст. 229 НК РФ для представления декларации по НДФЛ за налоговый период 2020 года, — не позднее 30 апреля 2021 года (Письмо Минфина РФ от 31.07.2020 № 03 04 06/67274).

Работодатели в 2020 году исчисляют НДФЛ по общим правилам с учетом 183 дней. Возврат переплаты из бюджета будут осуществлять сами работники.

4.3 Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц является прямым федеральным налогом, поскольку обязанность по его уплате ложится на физических лиц с получаемых ими доходов, регулируется НК РФ и обязателен на всей территории Российской Федерации.

Налогоплательщики налога на доходы физических лиц (НДФЛ) определены главой 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». Лица, освобожденные от уплаты НДФЛ, приведены в главах 26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ.

Освобождены от уплаты НДФЛ

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему на ­ логообложения для сельскохозяйственных произво ­ дителей (единый сельскохозяйственный налог), пере ­ веденные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов дея ­ тельности

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактичес ­ ки находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на перио ­ ды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Лицами, не являющимися налоговыми резидентами, являются фи ­ зические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации ме ­ нее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Объектом налогообложения признается доход, полученный нало ­ гоплательщиками:

  • от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющих ­ ся резидентами Российской Федерации;
  • от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

К доходам от источников в Российской Федерации относятся:

  • дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных пред ­ принимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельно ­ стью ее обособленного подразделения;
  • страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном дохо ­ де страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельно ­ стью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
  • доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
  • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;

• доходы от реализации:

- недвижимого имущества, находящегося в Российской Федера ­ ции;

- в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;

  • иные доходы, получаемые налогоплательщиком от осуществле ­ ния деятельности в Российской Федерации, указанные в п. 1 ст. 208 НК РФ.

К доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:

  • дивиденды и проценты, полученные от иностранной организа ­ ции;
  • страховые выплаты при наступлении страхового случая, полу ­ ченные от иностранной организации;
  • доходы, полученные от использования за пределами Российской Федерации авторских или смежных прав;
  • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;
  • вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязаннос ­ тей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации;
  • пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полу ­ ченные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;
  • иные доходы, получаемые налогоплательщиком от осуществле ­ ния деятельности за пределами Российской Федерации в соответст ­ вии с п. 3 ст. 208 НК РФ.

Не признаются доходами доходы от операций, связанных с имуще ­ ственными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в со ­ ответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полу ­ ченных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых отношений.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налого ­ плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которых у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Налоговым кодексом РФ предусмотрен один вид налоговых льгот — доходы, не подлежащие налогообложению: ст. 217 определен 41 вид доходов, не подлежащих налогообложению (государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законо ­ дательством и т. д.).

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены четыре вида налоговых вычетов : стандартные, социальные, имущественные и профессиональ ­ ные налоговые вычеты.

Стандартные налоговые вычеты устанавливаются различным ка ­ тегориям налогоплательщиков в размере 3000 руб., 1000 руб., 500 руб., 400 руб. за каждый месяц налогового периода в соответствии со ст. 218 НКРФ.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплатель ­ щику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Социальные налоговые вычеты установлены ст. 219 НК РФ. Предо ­ ставляются они на основании письменного заявления, копий докумен ­ тов, подтверждающих право на социальный налоговый вычет при по ­ даче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

Имущественные налоговые вычеты установлены ст. 220 НК РФ. Предоставляются они на основании письменного заявления налого ­ плательщика, подтверждающих документов при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

Имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной нало ­ гоплательщиком на новое строительство либо приобретение на террито ­ рии Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, может быть предоставлен до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии подтверждения права на имущественный налоговый вычет налоговым органом.

Профессиональные налоговые вычеты предоставляются налогопла ­ тельщикам в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечени ­ ем доходов, выполнением работ, оказанием услуг в соответствии со ст. 221 НКРФ.

При отсутствии подтверждающих документов установлены норма ­ тивы затрат в процентах к сумме начисленного дохода (от 20% до 40%) и в зависимости от категории налогоплательщиков, имеющих право на профессиональные налоговые вычеты.

Налоговая ставка НДФЛ устанавливается в размере 9, 13, 15, 30 и 35% в зависимости от вида доходов:

В отношении доходов

полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, получаемых в виде дивидендов от долевого учас ­ тия в деятельности российских организаций

• стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводи ­ мых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы то ­
варов, работ и услуг в части превышения 4000 руб.;

• процентных доходов по вкладам в банках в части превышения:

  • по рублевым вкладам — ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на пять процентных пунктов;
  • по вкладам в иностранной валюте — 9% годовых;

• суммы экономии на процентах при получении налогоплательщи ­ ками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров:

по всем остальным доходам

Датой фактического получения дохода определяется как день:

День получения дохода

При получении доходов

Последний день месяца, за кото ­ рый начислен доход

В виде оплаты труда за выполнение тру ­ довых обязанностей в соответствии с трудовым договором (контрактом)

Выплаты дохода, в том числе пере ­ числения дохода на счета налого ­ плательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц

Иных доходов в денежной форме

День получения дохода

При получении доходов

Передачи доходов в натуральной форме

Иных доходов в натуральной форме

Уплаты налогоплательщиком про ­ центов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобре ­ тения товаров (работ, услуг), при ­ обретения ценных бумаг

В виде материальной выгоды

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога определяется в пол ­ ных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и бо ­ лее округляются до рубля.

При исчислении суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, не ­ обходимо учесть следующее:

  • уменьшению на суммы налоговых вычетов подлежат только до ­ ходы, облагаемые по ставке 13%;
  • если сумма налоговых вычетов равна или превышает сумму дохо ­ да, то налоговая база считается равной нулю.

Как правило, налог исчисляется и уплачивается налоговыми аген ­ тами. Налоговыми агентами являются российские организации, инди ­ видуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, выплачива ­ ющие доходы своим работникам, т. е. источники выплат.

Вместе с тем индивидуальные предприниматели, нотариусы, зани ­ мающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законода ­ тельством РФ порядке частной практикой, имеют доход от своей дея ­ тельности и налог по нему исчисляют и уплачивают сами.

Кроме того, и сами физические лица могут иметь доход от лиц, не являющихся налоговыми агентами, либо дохода при выплате кото ­ рого налоговыми агентами не была удержана сумма налога, и обязан ­ ности по уплате НДФЛ ложатся в этих случаях на физических лиц.

Порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты налога производятся в соответствии со ст. 225, 226 и 227 НК РФ.

Налоговая декларация в обязательном порядке представляется следующими налогоплательщиками:

  • индивидуальными предпринимателями;
  • нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, другими лицами, занимающи ­ мися в установленном действующим законодательством РФ порядке частной практикой;
  • физическими лицами:
  • получившими суммы вознаграждения от физических лиц и орга ­ низаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключен ­ ных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характе ­ ра, включая доходы по договорам найма или договора аренды любого имущества;
  • получившими суммы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав;
  • налоговыми резидентами РФ, получающими доходы от источни ­ ков, находящихся за пределами Российской Федерации;
  • получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;
  • получающими выигрыши, выплачиваемые организаторами лоте ­ рей, тотализаторов и других, основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов);
  • получающими доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
  • получающими от физических лиц, не являющихся индивидуаль ­ ными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 3-НДФЛ, утвержденной приказом Минфина Рос ­ сии.

Налоговая декларация на сумму предполагаемого дохода (инди ­ видуальными предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися в установленном законодатель ­ ством РФ порядке частной практикой) предоставляется по форме 4-НДФЛ.

Налоговые агенты предоставляют в налоговый орган по месту сво ­ его учета в срок до 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сведения о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ и реестр сведений о доходах физических лиц по форме, утвержден ­ ной приказом МНС РФ.

Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогопла ­ тельщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по за ­ явлению налогоплательщика. Суммы налога, не удержанные с физи ­ ческих лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц. Суммы налога, не взысканные в результате уклонения налогоплательщика от налогообложения, взы ­ скиваются за все время уклонения от уплаты налога.

Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся нало ­ говым резидентом РФ, за пределами Российской Федерации в соответ ­ ствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмот ­ рено договором (соглашением) об избежание двойного налогообложе ­ ния с соответствующим государством.

Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получе ­ ния налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогопла ­ тельщик должен представить в налоговый орган официальное под ­ тверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответст ­ вующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежание двойного налогообложения, а также документ о получении дохода и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Читайте также: