Источники налогового права рк

Опубликовано: 07.05.2024

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:33, реферат

Описание работы

Источниками налогового права в Республике Казахстан, помимо Основного Закона - Конституции РК, является налоговый кодекс РК и принятые в соответствие с кодексом подзаконные нормативные правовые акта.

Работа содержит 1 файл

Источниками налогового права в Республике Казахстан.docx

Источниками налогового права в Республике Казахстан, помимо Основного Закона - Конституции РК, является налоговый кодекс РК и принятые в соответствие с кодексом подзаконные нормативные правовые акта.

К таким нормативным правовым актам относятся нормативные постановления Правительства, нормативные правовые приказы руководителя уполномоченного государственного органа в системе органов налоговой службы, а также нормативные правовые приказы Министра иностранных дел об установлении конкретных размеров ставок консульских сборов (пункт 2 статьи 511 Налогового кодекса) и нормативные правовые решения местных представительных органов об установлении ставок отдельных налогов и других обязательных платежей в бюджет[17].

Согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 16 Налогового кодекса органы налоговой службы вправе в пределах своей компетенции осуществлять разъяснения и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налоговых обязательств. Такие разъяснения и комментарии, в том числе уполномоченного государственного органа, не относятся к нормативным правовым актам. Они подлежат оценке судом с учетом их соответствия нормам налогового законодательства[18].

Статья 2. Налоговое законодательство Республики Казахстан

1. Налоговое законодательство Республики Казахстан состоит из настоящего Кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, не предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются, вводятся, изменяются или отменяются в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.

4. При наличии противоречия между настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан в целях налогообложения действуют нормы настоящего Кодекса. Запрещается включение в неналоговое законодательство норм, регулирующих налоговые отношения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, применяются правила указанного договора.

1. Комментируемая статья определяет состав налогового законодательства Республики Казахстан, место и роль Налогового кодекса в системе налогового законодательства Республики Казахстан и налогового права в целом, соотношение источников налогового права между собой, а также место международных договоров в системе налогового права Республики Казахстан.

2. В п. 1 комментируемой статьи законодатель определяет состав и структуру налогового законодательства Республики Казахстан, устанавливая Налоговый кодекс и другие нормативные правовые акты, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, в качестве источников налогового права.

По аналогии понятия «законодательство», сформулированного в ст. 1 Закона РК № 213-I ЗРК от 24 марта 1998 г. «О нормативных правовых актах», понятие «налоговое законодательство Республики Казахстан» можно сформулировать как совокупность нормативных правовых актов, т.е. письменных официальных документов установленной формы, принятых уполномоченными органами или должностными лицами государства, устанавливающих правовые нормы по вопросам налогообложения, изменяющих, прекращающих или приостанавливающих их действие.

Таким образом, налоговое законодательство служит одной из форм выражения норм налогового права – общеобязательных правил поведения, сформулированных в нормативных правовых актах, рассчитанных на многократное применение и распространяющихся на всех лиц в рамках нормативно регламентированной ситуации по вопросам налогообложения.

При этом следует иметь в виду, что нормы права, подлежащие применению к налоговым правоотношениям, могут содержаться помимо налогового законодательства Республики Казахстан, также в других источниках (формах) права. В Республике Казахстан такими источниками являются Конституция РК в части, относящейся к регулированию налоговых правоотношений, международные договоры по вопросам налогообложения, а также нормативные постановления Конституционного совета и Верховного суда РК по вопросам налогообложения, поскольку, согласно п. 1 ст. 4 Конституции РК от 30 августа 1998 г., нормы вышеуказанных актов также признаются действующим правом Республики Казахстан.

Следует также учитывать, что, согласно п. 4 ст. 4 Закона РК от 24 марта 1998 г. № 213-I «О нормативных правовых актах», нормативные постановления Конституционного совета РК, Верховного суда РК и Центральной избирательной комиссии РК находятся вне указанной в п.п. 2 и 3 ст. 4 Закона иерархии нормативных правовых актов.

В соответствии с п. 6 ст. 4 Закона РК «О нормативных правовых актах», нормативные постановления Конституционного совета РК основываются только на Конституции РК и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить.

Таким образом, издаваемые Конституционным советом РК и Верховным судом РК на основе и в соответствии с Конституцией РК нормативные постановления по вопросам налогообложения будут обладать приоритетом в их действии перед налоговым законодательством Республики Казахстан. При этом также важно помнить, что ни Конституционный совет РК, ни Верховный суд РК в своем нормотворчестве по вопросам налогообложения во избежание нарушения нормы ст. 35 Конституции РК не вправе устанавливать налоги и другие обязательные платежи в бюджет. Указанные органы также не вправе давать такое толкование нормам Конституции РК или налоговому законодательству, которое влечет за собой, помимо закона, установление налогов или отсутствующих в законе элементов налога. Провозглашаемая ст. 35 Конституции РК законность установления налогов означает возможность их установления только законодателем, только в форме закона и только в предусмотренной для принятия законов процедуре.

3. Налоговый кодекс занимает центральное место в системе налогового законодательства Республики Казахстан. Налоговый кодекс представляет собой кодифицированный нормативный правовой акт, т.е. такой нормативный правовой акт, в котором правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения, объединены и систематизированы. Нормы налогового права в Налоговом кодексе регулируют однородные общественные отношения – налоговые, объединены в рамках единого нормативного правового акта – Налогового кодекса, упорядочены и находятся между собой в определенной связи – систематизированы.

Характерной особенностью Налогового кодекса является и то, что его нормы есть нормы прямого действия и применяются к налоговым правоотношениям непосредственно. Для их применения не требуется издания каких-либо дополнительных нормативных правовых актов, конкретизирующих или разъясняющих те или иные положения Налогового кодекса. В указанной связи с принятием Налогового кодекса практически исчезли споры по разночтению нормативных правовых актов различной иерархии по вопросам налогообложения.

Налоговый кодекс состоит из трех частей: Общей, Особенной и Налогового администрирования.

В Общей части Налогового кодекса закреплены принципы налогообложения и налогового законодательства, основные понятия, общие положения о налоговых обязательствах и другие основополагающие установления, предопределяющие дальнейшую структуру всего налогового законодательства (в том числе Особенной части и части «Налоговое администрирование» Налогового кодекса).

Говоря о соотношении частей Налогового кодекса между собой в практике применения их норм при возникновении сомнений, разночтений и явных противоречий следует учитывать существование Постановления Конституционного совета РК от 29 октября 1999 г. № 20/2 «О представлении председателя Сарыаркинского районного суда города Астаны о признании неконституционной статьи 36 Закона РК «О нормативных правовых актах». В указанном Постановлении была дана оценка нормам права, содержащимся в общих положениях нормативных правовых актов. В частности, Конституционным советом РК было отмечено, что Конституция РК изложена таким образом, что в разделе 1 «Общие положения» закреплены основы конституционного строя, основные конституционные принципы организации деятельности Республики и другие основополагающие установления. Нормы данного раздела обладают приоритетом по отношению к другим конституционным нормам… В результате Конституционным советом РК был сделан важный вывод о том, что приоритет норм общей части или общих положений нормативного правового акта по отношению к другим нормам нормативного правового акта является основополагающим принципом не только для конституционных норм, но и для всей системы действующего права Республики Казахстан.

Таким образом, по вопросу соотношения Общей и других частей Налогового кодекса следует иметь в виду, что нормы Общей части Налогового кодекса обладают приоритетом по отношению к другим его частям. Соответственно, нормы Особенной части и части «Налоговое администрирование» должны соответствовать в своем содержании основополагающим установлениям Общей части Налогового кодекса и не могут им противоречить.

Особенная часть Налогового кодекса в развитие, но не в противоречие, основополагающих норм Общей части устанавливает в своих нормах отдельные виды налогов и других обязательных платежей в бюджет и регламентирует особенности исполнения отдельных видов налоговых обязательств. Нормы Особенной части призваны учесть и регламентировать в механизме налогообложения то специфичное, что присуще отдельным видам налоговых обязательств.

Последняя часть Налогового кодекса «Налоговое администрирование» содержит в себе правовые нормы, регламентирующие порядок осуществления органами налоговой службы налогового контроля в форме специально предусмотренных для этого административных процедур. В частности, указанная часть Налогового кодекса содержит в себе правила: 1) регистрации и учета налогоплательщиков и объектов налогообложения; 2) назначения и проведения налоговых проверок; 3) осуществления камерального контроля; 4) осуществления мониторинга; 5) осуществления контроля за подакцизными товарами, за соблюдением порядка учета, хранения, оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства; над уполномоченными органами; 6) обжалования и рассмотрения в административном порядке жалоб налогоплательщиков на акты и действия налоговых органов и их должностных лиц.

4. Помимо Налогового кодекса, в состав налогового законодательства Республики Казахстан включаются также нормативные правовые акты, принятие которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом. Вследствие своего предназначения такие акты будут носить характер подзаконных (они должны издаваться на основе, во исполнение и в строгом соответствии с Налоговым кодексом). Принятие таких актов осуществляется в соответствии с общими требованиями Закона РК «О нормативных правовых актах», предъявляемыми к порядку и форме издания подзаконных нормативных правовых актов.

Возможность принятия специальных нормативных правовых актов по вопросам налогообложения и соответственно полномочия государственных органов на их принятие, по требованию комментируемой нормы, должны быть прямо предусмотрены в Налоговом кодексе. Отсутствие в Налоговом кодексе норм, предусматривающих принятие того или иного нормативного правового акта по вопросам налогообложения и делегирующих тем или иным государственным органам право на принятие нормативных правовых актов по вопросам налогообложения, не позволяет таким органам принимать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения. Не предусмотренные Налоговым кодексом нормативные правовые акты, равно как и нормативные правовые акты по вопросам налогообложения государственных органов и должностных лиц, не уполномоченных Налоговым кодексом на их издание, не должны рассматриваться в качестве источников налогового права и соответственно не должны применяться к налоговым отношениям.

При этом следует иметь в виду, что и государственные органы вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения только в пределах предоставленных им законодательством Республики Казахстан полномочий. При этом делегированные уполномоченным государственным органам полномочия в своем объеме и содержании не могут быть больше и шире, чем те которые есть у самого законодателя. Другими словами, государственные органы при принятии нормативных правовых актов по вопросам налогообложения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, должны делать это только в порядке делегированного нормотворчества в строгом соответствии с предоставленными им полномочиями и не в противоречии с нормами Конституции РК, нормативных постановлений Конституционного совета РК, Верховного суда РК и Налогового кодекса.

Учитывая прямое действие норм Налогового кодекса, все издаваемые на его основе подзаконные нормативные правовые акты призваны в порядке делегированного нормотворчества либо установить отдельные элементы налогообложения (как, например, налоговые ставки), либо утвердить формы указанных в Налоговом кодексе документов (как, например, формы уведомлений), либо утвердить порядок (процедуры) совершения тел или иных однотипных действий (как, например, порядок постановки и снятия с учета по НДС).

Цель лекции:раскрыть предмет, метод, систему налогового права, права и обязанности налогоплательщиков, понятие и виды налогов, а также налогового обязательства.

План.

1. Предмет, методы налогового права.

2. Система налогового права.

3. Налогоплательщики, их права и обязанности.

4. Налоги и других обязательные платежи в бюджет, понятие, виды.

5. Налоговые обязательства.

Предметом налогового права выступают общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством налоговой деятельности.

Основным методом правового регулирования, которым пользуется налоговое право, является императивный метод, который в юридической литературе иногда называют односторонне- властным, или директивным, а ранее именовали административным, Свое название этот метод ведет от латинского слова «повелительный», что довольно точно отображает его суть. Таким образом, императивный метод, применяемый налоговым правом, представляет собой довольно острое в социальном смысле средство, основанного на принуждении и насилии.

По мнении Н. П. Кучерявенко, структура налогового права выглядит следующим образом.

Раздел 1. Историческое развитие системы налогов и ее законодательное регулирование.

Раздел 2 Общая часть, которая состоит из следующих институтов: 1) предмет налогового права; 2) налоговые правоотношения и налоговые нормы; 3) система и источники налогового права; 4) понятие налоговой системы государства; 5) сущность налога; 6) плательщик налога; 7) объект налогообложения; 8) ставка налогообложения и др.

Раздел 3 Особенная часть, которая состоит из следующих институтов: 1) прямые налоги с юридических лиц; 2) косвенные налоги с юридических лиц; 3) таможенная пошлина и др. Существует другие версии касательно системы налогового права.

Согласно ст. 11 Налогового кодекса Республики Казахстан, налого­плательщик вправе:

получать от органов налоговой службы информацию о действу­ющих налогах и других обязательных платежах в бюджет, об изменени­ях в налоговом законодательстве;

представлять свои интересы по вопросам налоговых отношений лично либо через своего представителя;

получать результаты налогового контроля;

представлять органам налоговой службы пояснения по исчисле­нию и уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет по результатам налогового контроля;

получать выписку из лицевого счета о состоянии расчетов с бюд­жетом по исполнению налогового обязательства;

обжаловать в установленном настоящим кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан порядке уведомле­ния по актам налоговых проверок и действия (бездействие) должност­ных лиц органов налоговой службы;

требовать соблюдения налоговой тайны;

не представлять информацию и документы, не относящиеся к
налогообложению.

Налогоплательщик имеет и иные права, предусмотренные налого­вым законодательством Республики Казахстан.

В соответствии со ст. 14 Налогового кодекса Республики Казах­стан на налогоплательщика возлагаются следующие обязанности: 1) своевременно и в полном объеме исполнять налоговое обяза­тельство в соответствии с настоящим Кодексом;

выполнять законные требования органов налоговой службы об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а так­же не препятствовать законной деятельности при исполнении ими слу­жебных обязанностей;

на основании предписания допускать должностных лиц органов налоговой службы к обследованию имущества, являющегося объектом налогообложения и объектом, связанным с налогообложением;

представлять налоговую отчетность и документы в порядке, пре­дусмотренном настоящим кодексом;

проводить денежные расчеты с потребителями, осуществляе­мые при торговых операциях или оказании услуг посредством налич­ных денег, платежных банковских карточек, чеков, с обязательным при­менением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и выда­чей контрольного чека на руки потребителю в соответствии с настоя­щим кодексом.

Налогоплательщик выполняет и иные обязанности, предусмотрен­ные Налоговым кодексом Республики Казахстан.

Налог — обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Налоги — один из главных источников дохода государственного бюджета. Ос­новная функция налогов фискальная, т.к. с их помощью создаются материальные условия действия государства. Регулирующая функ­ция: налоги стимулируют или сдерживают темпы развития экономи­ки. Согласно п. 17 ст. 10 Налогового кодекса РК налоги — это законо­дательно установленные государством в одностороннем порядке обя­зательные денежные платежи в бюджет, производимые в определен­ных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Налоги поступают в бюджет государства. Поэтому за их поступ­лением и использованием государство устанавливает контроль. Ме­тодами налогового контроля являются: 1) государственная регистра­ция и ведение учета налогоплательщиков; 2) ведение учета объектов налогообложения; 3) ведение учета поступления в бюджет; 4) проведение налоговых проверок; 5) проведение камерального конт­роля; 6) мониторинг финансово-хозяйственной деятельности нало­гоплательщика; 7) маркировка отдельных видов подакцизных това­ров; 8) осуществление контроля над уполномоченными органами.

Виды налогов. Налоги можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными. Прямой налог—это налог, где его субъект выступает фактическим носителем налогового бремени, т. е. уплата налога приводит к реальному уменьшению его имущества. Примером таких налогов выступает подоходный налог, в результате уплаты которого налогоплательщик лишается части своего дохода.

Косвенный налог — это налог, где его субъект перекладывает его бремя на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога). Примером такого налога выступают налог на до­бавленную стоимость (НДС) и акцизы. Хотя юридическим платель­щиком этих налогов выступает продавец товара, в конечном итоге они оплачиваются покупателем товара, поскольку суммы налога включаются в цену этого товара, оплачиваемого покупателем. Иначе говоря сумма налога переносится налогоплательщиком на другое лицо.

Прямые налоги принято подразделять на реальные и личные. Реаль­ные налоги [от англ. real — имущество] — это налоги на имущество (на­пример, налог на имущество, налог на транспортные средства). Личные налоги — это налоги на доходы (прибыль) налогоплательщика. В зависимости от формы налога они подразделяются на натураль­ные и денежные.При натуральном налогепредметом налогового плате­жа выступают вещи, определяемые родовыми признаками (обычно — часть собранного урожая, добытой продукции). Денежные налоги(не­зависимо от объекта и предмета налога) выплачиваются деньгами. В настоящее время это преимущественная форма налогообложения.

В зависимости от субъекта налога они подразделяются на налоги с юридических лиц (по западной терминологии — корпоративные нало­ги)и налоги с физических лиц (по западной терминологии - индивиду­альные налоги).

В зависимости от территориального уровня налоги подразделя­ются на общегосударственные и местные.Первые являются доходом общегосударственных денежных фондов (например, в Казахстане -республиканского бюджета), вторые—доходом местных бюджетов.

В зависимости от использования в качестве метода бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирую­щие. Закрепленные налоги —это те, которые в соответствии с законода­тельством закреплены как доходный источник за определенным ви­дом бюджета. Регулирующие налоги— это те, которые будучи закреп­ленными за определенными бюджетами, в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются в нижестоящие бюджеты в целях сбалансирования последних.

В зависимости от характера использования налоги могут быть об­щего назначения и целевыми. Налоги общего назначения(абстрактные налоги), будучи зачисленными в бюджет, растворяются там в массе других бюджетных доходов и расходуются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые (специальные) на­логииспользуются для финансирования конкретных мероприятий. Примером целевого налога выступает социальный налог.

По способу исчисления налогов они подразделяются на окладные и неокладные. При окладных налогахего сумма (так называемый «оклад налога») устанавливается для каждого отдельного налогопла­тельщика налоговым органом и обязанность уплаты налога возника­ет только после получения плательщиком отданного органа соответст­вующего распоряжения (налогового уведомления) с указанием исчисленной суммы налога. Неокладные налогиисчисляются и вы­плачиваются (разумеется, в установленные налоговым законодатель­ством сроки) налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые орга­ны осуществляют лишь контроль за полнотой исчисления налога и своевременностью его уплаты. В соответствии с НК РК налоги, действующие на территории Ка­захстана, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным нало­гам относятся НДС и акцизы. Другие относятся к прямым.

Согласно ст. 60 НК РК установлены следующие виды налогов: 1) корпоративный подоходный налог; 2) индивидуальный подоходный налог; 3) налог на добавленную стоимость; 4) акцизы; 5) налоги и специальные платежи недропользователей; 6) социальный налог; 7) земельный налог; 8) налог на транспортные средства; 9) налог на имущество.

Кроме того, в ст. 61 НК РК установлены следующие виды сборов: 1) сбор за государственную регистрацию юридических лиц; 2) сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей; 3) сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое иму­щество и сделок с ним, и др.

Согласно ст 26 НК РК, налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающие в соответствии с налоговым законодательством, в силу которого налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговом органе, определять объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, исчислять налоги и другие обязательные платежи и бюджет, составлять налоговую отчетность, представлять ее в установленные сроки и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет.

Государство в лице органа налоговой службы имеет право требовать от налогоплательщика исполнения его налоговых обязательств в полном объеме, а в случае их неисполнения применять способы по их обеспечению и меры принудительного исполнения в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом.

Согласно ст. 25 НК РК, объектами налогообложения и объектами, связанными с налогообложением, являются имущество и действия, с наличием которых у налогоплательщика возникает налоговое обязательство. Другими словами, объект налогообложения представляет собой юридический факт ( действия налогоплательщика или состояние его имущества), наличие которого является основанием возникновения налогового обязательства. Без объекта налогообложения у налогоплательщика не может быть налогового обязательства.

Объект налогообложения и объект, связанный с налогообложением, по каждому виду налога и другого обязательного платежа в бюджет определяется в соответствии с особенной частью настоящего кодекса.

Согласно ст. 28 НК РК, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения и объекта, связанного с налогообложением, на основании которых определяются суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет.

В соответствии со ст. 26 НК РК, исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено Налоговым кодексом.

Во исполнение налогового обязательства налогоплательщик совершает следующие действия: 1) встает на регистрационный учет в налоговом органе; 2) ведет учет объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением; 3) исчисляет, исходя из объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы и налоговой ставки, суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет; 4) составляет налоговую отчетность и представляет ее органам налоговой службы в установленном порядке и сроки; 5) уплачивает исчисленные и начисленные суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет в порядке и в сроки, установленные налоговым законодательством, а также пени и штрафы в случае неисполнения налогового обязательства. Налоговое обязательство должно быть исполнено налогоплательщиком в порядке и в сроки установленные Налоговым Кодексом.

За налогоплательщиком признается право исполнить налоговое обязательство досрочно.

Вопросы для самопроверки:

1. Что является предметом налогового права?

2. Что представляет собой система налогового права?

3. Какие обязанности возлагаются на налогоплательщика в соответствии налоговым законодательством Республики Казахстан?

4. Какие налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются в налоговом законодательстве Республики Казахстан?

5. Что понимается под налоговым обязательством?

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В течение последних десятилетий в Республике Казахстан произошли кардинальные изменения в экономике, обусловившие формирование в стране принципиально новой налоговой системы. Для того чтобы эта система была эффективной, нужно адекватное правовое регулирование согласованными между собой нормами, закрепленными в различных налогово-правовых источниках.
Толкование налогово-правовых норм нередко вызывает трудноразрешимые споры, что подчеркивает значение для регулирования налоговых отношений официальных разъяснений финансовых и налоговых органов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА 5
1.1 Понятие, предмет, система и источники налогового права 5
1.2 История развития налогового законодательства Республики Казахстан 66
1.3 Формы реализации источников налогового права 12
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 13
2.1 Налоговый кодекс Республики Казахстан – основной источник налогового права 13
2.2 Классификация источников налогового права Республики Казахстан 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

источники налогового права.doc

В целом новая налоговая система стала намного прогрессивнее прежней и отличалась достаточной стабильностью. Вместе с тем, осуществление в экономике преобразований, привели к необходимости эволюционного реформирования налоговой системы, в результате чего, 12 июля 2001 года был принят Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

В настоящее время налоговое законодательство Республики Казахстан состоит из Налогового кодекса, а также нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения. Так как принятый Налоговый кодекс является всеобъемлющим и системным, при наличии противоречия между ними и другими законодательными актами республики в целях налогообложения действуют нормы только Налогового кодекса. Запрещается включение в неналоговое законодательство норм, регулирующих налоговые отношения, кроме международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, законодательные акты Республики Казахстан, вносящие изменения и дополнения в Налоговый кодекс по установлению новых налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменению ставок и налоговой базы действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет, могут быть приняты не позднее 1 декабря текущего года и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах обязательности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства. В Налоговом кодексе механизм функционирования основных налогов, таких как НДС, корпоративный подоходный налог и индивидуальный подоходный налог в большей степени приближены к международным стандартам [8, c. 64].

Принципиально новыми положениями Налогового кодекса являются следующие: во-первых, все, что связано с налогами и платежами в бюджет объединено и регулируется одним документом; во-вторых, четко изложены основные нормы налогового законодательства, что исключает возможность их двойственного толкования; в-третьих, уровень налоговой нагрузки между различными сферами выравнивается. Дальнейшее развитие налогообложения в Казахстане зависит от того, насколько Налоговый кодекс дает положительный эффект в практическом применении.

В качестве следующего этапа налоговой реформы в Казахстане, разработчики выделяют внедрение интегрированной информационной налоговой системы (ИНИС). В настоящее время налоговые службы республики переходят к новому программному обеспечению процесса принятия и обработки налоговых отчетов, полным ходом идет апробация программы ИНИС. Ее реализация призвана упростить взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, сократить количество прямых контактов между субъектами налоговых отношений, автоматизировать процесс передачи и обработки информации. С внедрением автоматизированной системы ИНИС визиты налогоплательщиков в налоговые органы должны значительно сократиться [16, c. 130].

Подводя итоги реформирования системы налогообложения, следует сделать выводы, что современная налоговая система Казахстана характеризуется следующими признаками:

  • базируется на основе закона, а не подзаконных актов;
  • построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора платежей. За всеми налоговыми платежами осуществляется единый контроль со стороны Налогового комитета Министерства финансов РК и его структурных подразделений;
  • предъявляет налогоплательщикам одинаковые требования и создает равные условия исполнения налоговых обязательств путем определения перечня налогов, унификации налоговых ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления, а также невмешательства в процесс использования средств, остающихся после уплаты налогов;
  • обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями налогоплательщиков, усиливает правовую защиту их интересов;
  • предусматривается четкая последовательность уплаты налогов и налоговый календарь [18, c. 164].

Также налоговая система Республики Казахстан:

  • устанавливает единые правила налогообложения независимо от организационно-правовых форм субъектов хозяйствования и физических лиц;
  • несмотря на сложные условия формирования в целом отвечает требованиям рыночных отношений;
  • построенная с учетом зарубежного опыта, дает Казахстану возможность присоединиться к мировому рынку и включиться в международные экономические связи;
  • направлена на стимулирование экономических процессов в обществе [9, c. 16].

Главным же недостатком налоговой системы остается существенное преобладание в ней фискальной направленности.

Переориентация главной функции налоговой системы с фискальной на стимулирующую, подкрепленная мерами по организационно-методическому совершенствованию деятельности самих налоговых органов, позволит без особого ущерба для экономики в полной мере использовать налоговые рычаги государственного регулирования для создания условий для дальнейшего экономического роста и инвестиций – надежного фундамента стабильных поступлений в бюджет [9, c. 21].

Этот и другие факторы со временем потребовали корректировки налогового законодательства страны, с помощью которой государство получает возможность стимулировать дальнейшее развитие экономики и решать особо актуальные вопросы налогового регулирования. С начала 2005 года в Республике Казахстан заработал обновленный Налоговый кодекс. Основными его задачами являются стимулирование конкуренции, экспорт казахстанской продукции и усиление притока инвестиций в экономику. Поправки в законодательство напрямую связаны с индустриально-инновационной стратегией нашей страны: они помогут развитию несырьевых секторов и внедрению в стране новых технологий. Так, в новый Налоговый кодекс заложен комплекс мер, направленных на улучшение амортизационной политики как составной части налоговой политики, инвестиционного климата, стимулирование производств с высокой добавленной стоимостью и на скорейшее получение отечественными предприятиями международных сертификатов качества и экологического менеджмента. Налогоплательщикам предоставляется возможность оценить влияние нововведений на обновление основных средств и определиться со своими действиями, в результате которых предприниматели начнут вкладывать средства в обновление и модернизацию своих фондов, что, в свою очередь, скажется на конкурентоспособности казахстанских товаров.

Так же предусмотрено ослабление налоговой нагрузки для предприятий, выпускающих товары с высокой добавленной стоимостью: для них установлен отдельный налоговый режим, а корпоративный подоходный налог (КПН) снижен на 10 %. Для поддержания хорошего инвестиционного климата сохранены все действовавшие налоговые преференции. Кроме того, теперь государство освобождает вновь созданные предприятия от уплаты не только КПН, но и налога на имущество и землю сроком до пяти лет.

Что касается экспортеров, то раньше возврат НДС по внешнеторговым операциям проходил только при поступлении валютной выручки. Такие условия не устраивали экспортеров, занимающихся бартерными операциями. Новая норма Налогового кодекса при определении суммы НДС, подлежащего возврату, теперь учитывает это положение [16, 124].

Также упрощена сама процедура подтверждения поставок. Больше не нужно представлять копию импортной ГТД – подтверждающего документа об экспорте товаров в приграничные страны – участницы СНГ.

Отныне единые условия подтверждения экспорта действуют для всех участников ВЭД.

Налоговый кодекс все же нуждается в упрощении процедур налоговой отчетности. Кроме того, Налоговый кодекс должен приобрести все большую социальную направленность – упростить структуру налогообложения, сократить число налогов и сборов, ввести фиксированную ставку налога с физических лиц, расширить льготы для некоторых категорий граждан (инвалидов, участников ВОВ и приравненных к ним лиц и т. д.).

Эти и многие другие внесенные изменения и дополнения обеспечат дальнейшее совершенствование налогового администрирования, создание конкурентоспособного фискального режима и привлечения инвестиций в такие жизненно важные отрасли республики, как, например, добывающая отрасль и др.

1.3 Формы реализации источников налогового права

Налоговое законодательство действует на всей территории РК и распространяется на физические лица, юридические лица и их структурные подразделения. Изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и других обязательных платежей в бюджет должны приниматься не позднее 1 декабря текущего года и вводятся в действие не ранее 1 января года, следующего за годом принятия [2].

Реализация налогово-правовых норм – фактическое претворение предписаний и требований, правил поведения субъектов налоговых правоотношений. Формы (способы) реализации: исполнение; соблюдение; использование и применение. Исполнение – форма реализации, при которой субъект совершает действия, предписанные нормой права. Соблюдение – форма реализации, при которой субъект воздерживается от совершения действий, запрещенные данной нормой права [11, c. 255].

Использование – форма реализации, при которой субъект пользуется возможностью, предоставленной нормой права. Применение нормы налогового права – форма реализации, при которой компетентный государственный орган, не являющийся субъектом или участником налогового правоотношения, осуществляет реализацию предписаний и требований, используя властные полномочия [12, c. 137].

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

2.1 Налоговый кодекс Республики Казахстан – основной источник налогового права

Налоговый кодекс занимает центральное место в системе налогового законодательства Республики Казахстан. Налоговый кодекс представляет собой кодифицированный нормативный правовой акт, т.е. такой нормативный правовой акт, в котором правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения, объединены и систематизированы. Нормы налогового права в Налоговом кодексе регулируют однородные общественные отношения – налоговые, объединены в рамках единого нормативного правового акта – Налогового кодекса, упорядочены и находятся между собой в определенной связи – систематизированы.

Характерной особенностью Налогового кодекса является и то, что его нормы есть нормы прямого действия и применяются к налоговым правоотношениям непосредственно. Для их применения не требуется издания каких-либо дополнительных нормативных правовых актов, конкретизирующих или разъясняющих те или иные положения Налогового кодекса. В указанной связи с принятием Налогового кодекса практически исчезли споры по разночтению нормативных правовых актов различной иерархии по вопросам налогообложения [6, c. 55].

Налоговый кодекс состоит из трех частей: Общей, Особенной и Налогового администрирования.

В Общей части Налогового кодекса закреплены принципы налогообложения и налогового законодательства, основные понятия, общие положения о налоговых обязательствах и другие основополагающие установления, предопределяющие дальнейшую структуру всего налогового законодательства (в том числе Особенной части и части «Налоговое администрирование» Налогового кодекса).

Говоря о соотношении частей Налогового кодекса между собой в практике применения их норм при возникновении сомнений, разночтений и явных противоречий следует учитывать существование Постановления Конституционного совета РК от 29 октября 1999 г. № 20/2 «О представлении председателя Сарыаркинского районного суда города Астаны о признании неконституционной статьи 36 Закона РК «О нормативных правовых актах». В указанном Постановлении была дана оценка нормам права, содержащимся в общих положениях нормативных правовых актов. В частности, Конституционным советом РК было отмечено, что Конституция РК изложена таким образом, что в разделе 1 «Общие положения» закреплены основы конституционного строя, основные конституционные принципы организации деятельности Республики и другие основополагающие установления. Нормы данного раздела обладают приоритетом по отношению к другим конституционным нормам. В результате Конституционным советом РК был сделан важный вывод о том, что приоритет норм общей части или общих положений нормативного правового акта по отношению к другим нормам нормативного правового акта является основополагающим принципом не только для конституционных норм, но и для всей системы действующего права Республики Казахстан.

Таким образом, по вопросу соотношения Общей и других частей Налогового кодекса следует иметь в виду, что нормы Общей части Налогового кодекса обладают приоритетом по отношению к другим его частям. Соответственно, нормы Особенной части и части «Налоговое администрирование» должны соответствовать в своем содержании основополагающим установлениям Общей части Налогового кодекса и не могут им противоречить.

Особенная часть Налогового кодекса в развитие, но не в противоречие, основополагающих норм Общей части устанавливает в своих нормах отдельные виды налогов и других обязательных платежей в бюджет и регламентирует особенности исполнения отдельных видов налоговых обязательств. Нормы Особенной части призваны учесть и регламентировать в механизме налогообложения то специфичное, что присуще отдельным видам налоговых обязательств [6, c. 64].

Последняя часть Налогового кодекса «Налоговое администрирование» содержит в себе правовые нормы, регламентирующие порядок осуществления органами налоговой службы налогового контроля в форме специально предусмотренных для этого административных процедур. В частности, указанная часть Налогового кодекса содержит в себе правила: 1) регистрации и учета налогоплательщиков и объектов налогообложения; 2) назначения и проведения налоговых проверок; 3) осуществления камерального контроля; 4) осуществления мониторинга; 5) осуществления контроля за подакцизными товарами, за соблюдением порядка учета, хранения, оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства; над уполномоченными органами; 6) обжалования и рассмотрения в административном порядке жалоб налогоплательщиков на акты и действия налоговых органов и их должностных лиц.

2.2 Классификация источников налогового права Республики Казахстан

Основным источником налогового права являются нормативно-правовые акты: законы, указы, постановления, межведомственные и ведомственные нормативные документы и т. д.

Систему казахстанского налогового законодательства составляет взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. Налоговыми нормами являются формально установленные правила, которые регулируют те или иные отношения, возникающие в налоговой сфере [14, c. 107].

Учитывая традиционное определение закона, налоговый закон можно определить как обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в специальном порядке высшим представительным органом государственной власти и регулирующий наиболее важные и принципиальные общественные отношения в налоговой сфере.

Налоговое законодательство включает совокупность нормативных актов, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения. В его состав входят: международное законодательство, действующее на территории РФ; законодательство о налогах и сборах и иные нормативные акты (в том числе и органов исполнительной власти), которые регулируют отношения в сфере налогообложения.

Законодательство о налогах и сборах является составным элементом налогового законодательства.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения (п. 1 ст. 2 НК):

– по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

– возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В отношении таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, за исключением случаев, прямо предусмотренных НК.

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК).

В состав законодательства о налогах и сборах входят:

– законодательство РФ о налогах и сборах;

– законодательство субъектов РФ о налогах и сборах;

– нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Введение в текст НК понятия «законодательство о налогах и сборах» и определение его трехуровневой системы было обусловлено федеральным устройством Российской Федерации.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принятые до введения в действие НК и не отмененные в связи с его принятием, продолжают действовать в части, не противоречащей части первой НК.

Действующие в настоящее время законы федерального уровня, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на следующие категории:

1) специализированные федеральные законы, содержащие текст НК. Сюда же следует отнести законы федерального уровня, которые были приняты до 1 января 1999 г., но не утратили силу к настоящему моменту;

2) законы, вносящие изменения или дополнения в текст действовавших законодательных актов, регулировавших порядок налогообложения;

3) федеральные законы о ратификации международных налоговых соглашений и иных международных актов в этой сфере;

4) федеральные законы об утверждении, уточнении или исполнении государственного бюджета или образовании внебюджетных фондов;

5) отраслевые законы федерального уровня, содержащие отдельные предписания, касающиеся процедуры налогообложения.

К актам законодательства о налогах и сборах не относятся любые приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные органами исполнительной власти (налоговыми органами, Минфином России и т. д.).

Законодательство РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК) состоит: из НК и федеральных законов о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (п. 4 ст. 1 НК) состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.

В НК подтвержден приоритет норм международного законодательства, признанного Российской Федерацией, над ее национальным законодательством (ст. 7 НК). Правила и нормы международных договоров РФ являются источниками национального налогового права и подлежат применению в случаях, если:

– они содержат положения, касающиеся налогообложения и сборов;

– в них установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

Наиболее распространенными формами международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, являются:

– соглашения (договоры) об избежании двойного налогообложения;

– соглашения о борьбе с налоговыми правонарушениями.

Отдельные положения, касающиеся вопросов налогообложения, могут содержаться в заключенных РФ консульских конвенциях.

Налоговый кодекс РФ – это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий основные положения действующего механизма налогообложения.

Задачи НК. НК (п. 2 ст. 1 НК) устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Структура НК. Действующий НК состоит из двух частей. В части первой определены общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты отдельных налогов и сборов и специальным налоговым режимам.

В первоначальном проекте, внесенном 30 апреля 1997 г. Правительством РФ в Государственную Думу РФ, предполагалось, что НК будет состоять из четырех частей: первая – общая, вторая – федеральные налоги, третья и четвертая – соответственно региональные и местные налоги. В ходе законотворческой деятельности такая структура была признана нецелесообразной, и главы, посвященные региональным и местным налогам, было решено включить в состав части второй НК.

Структура части первой НК. По состоянию на 1 января 2008 г. часть первая НК состоит из семи разделов, включающих 20 глав.

В разд. I определено понятие и правовой статус законодательства о налогах и сборах и его соотношение с иными нормативными актами о налогах и сборах, а также определена система налогов и сборов в Российской Федерации.

Раздел II посвящен правовой характеристике налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также институту представительства в налоговых правоотношениях.

В разд. III включены нормы, посвященные деятельности органов национальной налоговой администрации. В состав налоговой администрации России входят налоговые органы, а также отдельные структуры финансовых органов, таможенных органов, органов внутренних дел.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов содержит разд. IV.

В разд. V определен порядок подачи налоговой декларации и определены правила налогового контроля.

Раздел VI содержит правовую характеристику налогового правонарушения и виды ответственности за их совершение.

Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц производится в соответствии с нормами разд. VII.

Вступление в силу и изменения части первой НК. Часть первая НК была принята 31 июля 1998 г. (Федеральный закон от 31.08.1998 № 147-ФЗ) и введена в действие с 1 января 1999 г. С момента вступления в силу части первой НК в текст многократно вносились изменения.

Наиболее существенные изменения были внесены следующими федеральными законами:

– от 09.07.1999 № 154-ФЗ (изменения большинства статей были связаны с исправлениями допущенных при принятии НК ошибок и пробелов и носили в основном технический характер);

– от 30.12.2001 № 196-ФЗ (изменения вызваны вступлением в силу с 1 июля 2002 г. КоАП);

– от 28.05.2003 № 61-ФЗ (изменения вызваны вступлением в силу с 1 января 2004 г. ТК);

– от 23.12.2003 № 185-ФЗ (изменения и дополнения внесены с целью совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

– от 29.06.2004 № 58-ФЗ (изменения и дополнения обусловлены перераспределением в результате административной реформы полномочий между органами государственной налоговой администрации);

– от 27.07.2006 № 137-Ф3 (в целях совершенствования системы налогового администрирования внесены изменения и уточнения, направленные в том числе на повышение эффективности налогового контроля, уточнение прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов).

Структура части второй НК. По состоянию на 1 января 2008 г. часть вторая состоит из четырех разделов, включающих 18 глав, одна из которых, гл. 27 «Налог с продаж» с 1 января 2004 г. утратила силу в связи с отменой этого налога.

К разделам части второй НК относятся:

– разд. VIII «Федеральные налоги» (гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 24 «Единый социальный налог», гл. 25 «Налог на прибыль организаций», гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов», гл. 25.2 «Водный налог», гл. 25.3 «Государственная пошлина», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»);

– разд. VIII.1 «Специальные налоговые режимы» (гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции»);

– разд. IХ «Региональные налоги и сборы» (гл. 27 «Налог с продаж» (утратила силу), гл. 28 «Транспортный налог», гл. 29 «Налог на игорный бизнес», гл. 30 «Налог на имущество организаций»);

– разд. X «Местные налоги» (гл. 31 «Земельный налог»).

Следует учесть, что работа над частью второй НК не завершена и ее структура будет дополняться.

Вступление в силу и изменения части второй НК. В отличие от части первой НК, все разделы и главы которой были приняты одновременно, при подготовке части второй законодатель предпочел вводить в действие ее отдельные главы по мере их подготовки. Первыми в составе части второй были приняты главы «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц» и «Единый социальный налог (взнос)». В результате датой принятия части второй НК считается дата принятия первых входящих в ее состав глав, при этом до настоящего времени работа над второй частью, как уже отмечалось, не завершена, и ее текст продолжает дополняться новыми главами.

Часть вторая НК была принята 5 августа 2000 г. (Федеральный закон № 117-ФЗ).

Считается, что часть вторая НК введена в действие с 1 января 2001 г. При этом даты вступления в силу ее отдельных глав различаются:

– гл. 21–24 – с 1 января 2001 г.;

– гл. 25–26.1 – с 1 января 2002 г.;

– гл. 27 – с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г.;

– гл. 28 – с 1 сентября 2002 г.;

– гл. 26.2-26.3 – с 1 января 2003 г.;

– гл. 26.4 – с 1 августа 2003 г.;

– гл. 25.1; 29 и 30 – с 1 января 2004 г.;

– гл. 25.2; 25.3 и 31 – с 1 января 2005 г.

Терминология НК. Если НК не вводит собственного определения для института, понятия или термина гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, то они применяются в том значении, в каком используются в этих отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК).

Перечень терминов, применяемых в НК в ином значении, установлен в п. 2 ст. 11 НК.

Акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 4 НК).

Состав органов исполнительной власти, издающих нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. В предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, могут издавать (п. 1 ст. 4 НК):

– федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела;

– органы исполнительной власти субъектов РФ;

– исполнительные органы местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Изданные до введения в действие части первой НК нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, которые согласно этой части НК могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Читайте также: