Роль налоговой системы в жизни государства и общества

Опубликовано: 15.05.2024

date image
2020-01-14 views image
364

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций – социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства. У государства нет других приемлемых методов обеспечить себе доход в условиях рынка: если брать займы, то их надо возвращать, да еще с процентами, а денежная эмиссия чревата инфляцией.

В общественном производстве участвуют хозяйствующие субъекты (предприятия, фирмы и пр.), наемные работники и государство. Их первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране валового внутреннего продукта (ВВП). ВВП включает оплату труда и социальные отчисления, валовую прибыль, включая предпринимательский доход и амортизационные отчисления, налоги на продукты (НДС, спецналог, акцизы) и импорт, другие налоги на производство (земельный налог, плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, и др.).

Оплата труда образует первичные доходы наемных работников; валовая прибыль составляет первичные доходы хозяйствующих субъектов; остальное формирует доходы государства как собственника природных ресурсов, регулятора национальной экономики и условий хозяйствования. Они аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах – пенсионном, социального страхования, государственном фонде занятости населения и фондах обязательного медицинского страхования.

В результате дальнейшего перераспределения – через налогообложение первичных доходов – формируются вторичные доходы хозяйствующих субъектов: чистая заработная плата наемных работников, чистая прибыль хозяйствующих субъектов, бюджет государства. В итоге в пользу государства изымается от 29% (США) до 55% (Швеция) объема ВВП. Такой большой разброс аккумулируемой государством доли ВВП по странам зависит от количества и объема выполняемых государством функций. Так, незначительная величина ее в США объясняется тем, что государство там не финансирует здравоохранение, образование, сельское хозяйство, а напротив, Швеция, Дания, Нидерланды проводят широкомасштабную социальную политику.




Вообще оптимальность налоговой емкости ВВП определяется на стадии бюджетного планирования (прогнозирования) исходя из потребности государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения (создания) системы эффективного функционирования экономики.

Налогообложение имеет свои пределы. Под налоговым пределом обычно понимают достижение такой доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, при которой ее дальнейшее увеличение влечет за собой резкое обострение экономических и социальных противоречий. Оно может проявляться в открытых политических конфликтах и волнениях, вызванных налоговой реформой, неподчинении налоговым властям, в бегстве от уплаты налоговых обязательств, переливе капитала из национальной экономики за границу, переселении населения в другие районы по налоговым соображениям и т.п. Однако в условиях чрезвычайных обстоятельств (войны) уровень налогового предела значительно повышается.

Налоговое планирование

Налоговое планирование – это использование физическими и юридическими лицами своих прав для минимизации налоговых платежей в рамках действующих законов. В его основе лежит полное использование всех разрешенных законами льгот и возможностей, предоставляемых государственными регулирующими органами.

Следует различать налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов. Последнее происходит в результате незаконного использования компанией или лицом налоговых льгот, представления налоговым органам неправильной отчетности, злостной неуплаты налогов, незарегистрированной хозяйственной деятельности, т.е. во всех случаях, когда хозяйственный субъект запрещенным законом образом уменьшает свои налоговые обязательства, нарушает сроки уплаты налогов или вообще не выплачивает их.

Минимизация налоговых платежей может быть проведена по нескольким направлениям.

Первое направление - это выбор оптимальной организационно-правовой формы юридического лица с точки зрения налогообложения.

В ряде стран налоговые льготы предоставляются на дивиденды, получаемые фирмой от ее участия в капитале других компаний; это стимулирует формальное разукрупнение фирм и образование финансовых групп.

В нашей стране есть возможность получать налоговые льготы, пользуясь статусом малых и средних предприятий, недавно созданных компаний, предприятий по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции. В ряде случаев целесообразно оформить предпринимательскую деятельность не на юридическое лицо, а на гражданина, так как ставка налога на доходы физического лица меньше, чем на прибыль компании.

Второе направление - это выбор места для размещения и/или регистрации фирмы с точки зрения уровня налогообложения. Во многих странах в отдельных провинциях, штатах, областях существуют значительные постоянные налоговые льготы. Такие льготы являются широко распространенным средством государственного регулирования экономики в целях сглаживания региональных хозяйственных диспропорций.

Все большее развитие во всем мире получают различного рода свободные экономические зоны, где иностранные и отечественные фирмы пользуются значительными налоговыми льготами, а также оффшорные центры, где очень низкие налоговые ставки и нет жесткого валютного контроля и где могут быть созданы иностранными резидентами оффшорные компании, которые не имеют права осуществлять какую-либо производственную деятельность на территории той страны, где они зарегистрированы. В этом случае взаимоотношения между оффшорными и материнскими компаниями строят так, чтобы у первых оставалась основная масса прибыли, а максимум затрат приходился на компании, находящиеся в странах с высоким уровнем налогообложения.

Созданием компаний в оффшорных зонах в первую очередь, занимаются финансовые группы, активно участвующие в торговле, транспорте, движении капитала в мировом масштабе.

Третье направление – тщательное исследование и использование действующих налоговых льгот, связанных с производственной, коммерческой и финансовой деятельностью фирмы. Это могут быть правила ускоренной амортизации основного капитала, льготы за использование новейшей техники и технологии, производственное обучение молодежи и пр. Особые возможности экономии на налогах имеются у фирм, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Государства предоставляют своим экспортерам различные налоговые льготы, например, возвращают НДС, стимулируют участие в международных торгах, выставках, ярмарках.

В России также существуют возможности использования льгот по уменьшению базы налогообложения и налоговых ставок. Сюда относятся льготы по ускоренной амортизации основного капитала, за внедрение новой техники и включение в штат представителей некоторых категорий населения (например, инвалидов).

Четвертое направление – это оптимальное использование прибыли и свободного капитала, выбор инвестиционной политики, которая может обеспечить дополнительные налоговые льготы и даже возврат части уплаченных ранее налогов.

В государственной экономической политике западных стран широко распространены инвестиционные премии, дотации, льготы на финансирование НИОКР, социальных, экологических мероприятий, повышения квалификации. В основном эти льготы предоставляются в рамках государственных отраслевых, региональных, чрезвычайных и среднесрочных общенациональных программ. Если инвестиционная политика компании соответствует целям и условиям государственных программ, то фирма может рассчитывать на снижение налогов с инвестируемых средств, налоговые каникулы, льготные государственные кредиты, субсидии, поручительства.

По российским законам при реинвестировании прибыли на техническое перевооружение, реконструкцию производства, научные исследования доходы предприятий освобождаются от налогов. Государство всегда приветствует вложения в свои ценные бумаги, доход от которых освобождается от налогов.

Кроме того, налоговое планирование подразумевает использование всех возможностей хозяйственных договоров, безупречное ведение бухгалтерского учета, использование законных способов защиты нарушенных прав.

ЭЦП для юридических лиц и физических лиц

Человек – биосоциальное существо, которому свойственны животные и «разумные» потребности. По этой причине люди всегда существуют вместе. С самого появления люди объединялись для того, чтобы выжить. Сначала появлялись племена, потом уже цивилизованные государства. Глава державы всегда в ответе за своих граждан, так как любая страна обязывается защищать людей, живущих в ней.

И конечно ей невыгодно делать это просто так. Поэтому общество тоже кое-что должно сделать для своей «защиты». Есть одно самое главное условие пребывания в какой-либо стране. Выплата налогов. Люди обязаны платить своей стране для того, чтобы она о них заботилась. Поэтому налогообложение есть во всех государствах. Давайте определим особенности и виды налогообложения.

Налогообложение и его типы. Достоинства и недостатки

Налоги – это безвозмездные платежи государству. Их платят как физические, так и юридические лица. Существует множество самых разных видов этих пошлин, поэтому для того, чтобы не было «неразберихи» устанавливается специальная система налогообложения. На сегодняшний день существуют следующие типы систем налогообложения:


Пропорциональная
Эта система устанавливается, когда размер уплачиваемого налога пропорционален доходам налогоплательщика.

Прогрессивная
Система, при которой размер налога возрастает по мере того, как увеличиваются доходы налогоплательщика.

Регрессивная
Система, при которой размер налога возрастает по мере того, как понижаются доходы налогоплательщика.

Само собой, у каждой системы есть достоинства и недостатки, так как все они по-своему уникальны. Поэтому выделим их плюсы.

Достоинства пропорциональной системы:

1. Равенство всех налогоплательщиков в правах.

2. Простота сбора налога.

Достоинства прогрессивной системы:

1. Сокращение социального расслоения.

2. Дополнительный заработок для государственного бюджета.

Достоинство регрессивной системы:

1. Дополнительный заработок для государственного бюджета.

В общем это и есть все особенности этих систем, а теперь рассмотрим сами налоги.

Виды и типы налогов. Их функции

1. Прямые. Они уплачиваются государству с доходов, имущества граждан. К таким налогам относятся подоходный (взимается с физических лиц), на прибыль (взимается с юридических лиц), на недвижимость, на наследство, на имущество.

2. Косвенные. Они служат надбавками к цене услуг и товаров. Косвенными принято считать акцизы, с продаж, на добавленную стоимость(НДС), таможенные пошлины.

Помимо этого, выделяется ещё и другая классификация. В ней налоги подразделяются на типы.

1. Федеральные. К ним относятся на добавленную стоимость(НДС), акциз, таможенные пошлины, подоходный, на прибыль (взимающийся с юридических лиц).

2. Региональные. К этим налогам относятся транспортный, на имущество предприятий, на игорный бизнес.

3. Местные. Они включают в себя налог на имущество физических лиц, торговый сбор, земельный.

Это все категории, на которые подразделяются налоги. А теперь охарактеризуем их функции.

1. Социальная. Когда люди платят государству, пополняется бюджет. А уже из бюджета деньги распределяются на нужды населения: пособия, развитие образования, армии и многого другого.

2. Распределительная. Поступившие с граждан доходы идут на то, чтобы уровнять ситуацию в стране – ликвидировать социальное неравенство.

3. Стимулирующая. Государство стимулирует население к работе за счёт применения льготного налогообложения.

4. Воспитательная. Пошлины на «бесполезные» вещества и продукты повышаются для того, чтобы люди воздерживались от их покупки.

5. Конкретно-учётная. Налогообложение помогает отслеживать доходы населения.

Любая функция несёт положительный характер, поэтому «бесконечные выплаты» всё равно необычайно важны для каждой страны. А теперь давайте рассмотрим их роль в экономической сфере.

Значение налогов в экономике страны

Налоги – важнейшая часть экономики, так как это основной доход государства. Без них бюджет сильно бы истощился, а страна была бы на грани кризиса, потому что экономика фактически кормится с собственного населения. Но, как ни странно, граждане недолюбливают эти выплаты.

Это зависит от того, как государство выполняет свои обещания перед народом, правильно ли оно распределяет материальные средства внутри государства. Поэтому как граждане желают развития своей стране, так и страна должна обеспечивать своих граждан достойной жизнью.

Экономическая сфера работает по своим законам, но ей необходима поддержка. А оказать ей эту поддержку как раз может государство с ранее накопленными в бюджете налогами. Получается так, что они работают по принципу: «ты мне, я тебе». То же самое происходит между обществом и государством. Если же из всего этого сложного механизма достать хотя бы одну шестерёнку, то всё рухнет.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что налоги – по истине разумное и рациональное решение. Возможно, в будущем человечество добьётся больших успехов в управлении государствами, и появится новая совершенная система, которая сплотит народ ещё больше, и в которой жить каждому станет в разы легче. Но в современном мире система налогообложения – лучшее, что могли придумать люди.

1. Основная роль налогов — фискальная (от лат. fiscus — казна), соответственно чему они используются как источник доходов госу­дарственной казны, предназначенной для удовлетворения интере­сов общества и государства.

2. Но в налогах заложены большие возможности по регулирова­нию социально-экономических процессов в стране со стороны го­сударства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

- Так, налоги могут использоваться для регулирования произ­водства, стимулирования развития определенных отраслей, огра­ничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п.

- С помощью налогов возможно регулирование потребления. На­пример, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые этот налог распространяется.

- В налогах заложены возможности и регулирования доходов на­селения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки мало­имущих граждан путем предоставления льгот.

- Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего де­мографические процессы, молодежную политику, иные социаль­ные явления.

- Порядок налогообложения может отражать признание государ­ством особых заслуг определенных категорий граждан перед обще­ством (освобождение от налогов участников Великой Отечествен­ной войны. Героев СССР и Российской Федерации и т.д.).

3. Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функ­ция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной Деятельностью предприятий, организаций, учреждений, за получением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием иму­щества, в том числе земли.

В Российской Федерации, как и в других странах СНГ, прове­дена и продолжает развиваться кардинальная реформа налогооб­ложения с тем, чтобы привести его в соответствие с задачами пере­хода к рыночным отношениям.

Это не первая налоговая реформа в стране.

Преобразования в этой области проводились и прежде, в советский период: напри­мер, налоговая реформа 1930 г., изменения системы платежей предприятий в бюджет в середине 60-х. и др. Однако тогда нало­говая система оставалась элементом централизованно планируе­мой государством экономики с преобладанием государственного сектора. Сейчас же в экономике страны и соответственно в системе налогообложения происходят изменения принципиального харак­тера, исходящие из равенства всех форм собственности.

Существенный поворот в системе налогообложения начался в конце 1991 г., когда Верховный Совет Российской Федерации принимает целый пакет (два десятка) законодатель­ных актов, которые кардинально реформировали налоговую сис­тему. Внесение в нее изменений и дополнений, становление новой налоговой системы и регулирующего ее законодательства продол­жается.

Основные изменения в этой области заключаются в следующем.

1. Налоговый метод стал основным в формировании доходовгосударственной казны. Более80% доходовбюджетной системы составляют платежи, входящие в налоговую систему.Применяв­шиеся ранее в отношении к государственным предприятиям раз­личные платежи неналоговой формы(отчисления от прибыли, плата за фонды и др.)были заменены налогами. Это вытекает из преобразований экономических отношений, усиления самостоя­тельности государственных предприятий, превращения их в рав­ноправных субъектов хозяйственных отношений.

2. Унификация системы налогов в отношении предприятий не­зависимо от формы собственности, на которой они основаны. В этом проявляется ориентировка на принцип организации ры­ночных отношений, основанных на равенстве их субъектов.

3. Разграничение налогов по уровням — на федеральные, нало­ги субъектов Федерации и местные. Они закрепляются за соответ­ствующими бюджетами, представляя их самостоятельную финан­совую базу. Число закрепленных доходных источников бюджетов нижестоящих уровней значительно расширено. Это обусловлено новыми принципами построения бюджетной системы, в том числе самостоятельностью каждого бюджета.

4. Переход к налогообложению граждан, основанному на общих началах, не зависящих от их организационно-правовой (ра­бочий, служащий, предприниматель и т.п.) или отраслевой при­надлежности, от формы собственности источника дохода или объ­екта налогообложения. При этом законодательство учитывает социальные факторы — материальное положение, состав семьи плательщика и др., соот­ветственно которым предоставляются льготы.

5. Установлен ряд налогов, общих для юридических и физичес­ких лиц (земельный налог, транспортный налог и др.), что также отражает принцип равенства хозяйству­ющих субъектов, свойственный рыночным отношениям.

7. Значительно увеличилось число налогов в сравнении с доре­форменным периодом. В этом проявилось стремление государства укрепить свою финансовую базу, а также разработать механизм воздействия на экономику новыми методами. При некоторой пре­емственности в налоговую систему было включено большое коли­чество новых платежей.

Система налогов и сборов в Российской Федерации. Порядок установления налогов и сборов

Преследуя цели пополнения казны и другие задачи, любое го­сударство стремится разнообразить вводимые налоги.

Понятие «система налогов» не стоит путать с понятием «налоговая система».

Система налогов — это совокупность отдельных налогов, обла­дающая организационно-правовым и экономическим единством

Налоговая система — это совокупность установленных в государ­стве существенных условий налогообложения.

Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему, являются:

• порядок установления и введения налогов;

•порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней;

• права и обязанности участников налоговых отношений;

• формы и методы налогового контроля;

• ответственность участников налоговых отношений;

• способы защиты прав и интересов участников налоговых отно­шений.

Понятие «налоговая система» характеризует налоговый право­порядок в целом, система налогов — только элемент налоговой системы.

Объединение налоговых платежей в систему предполагает воз­можность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущ­ность этой категории. Оснований для классификации может быть несколько.

1. По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с орга­низаций и налоги с физических лиц.

К первой группе отно­сятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др.

Ко второй —налог на доходы, налог на имущество, и ряд других.

Выявление круга платежей по субъектам имеет важное практическое значение для характеристики правового ста­туса соответствующего юридического или физического лица, опре­делении перспектив их деятельности, организации контроля за уплатой налогов.

Вместе с тем, как уже отмечалось, для настоящего времени характерно появление в России группы налогов, общих для юри­дических и физических лиц. Они регулируются общими для тех и других субъектов нормативными актами, по своему основному со­держанию данные налоги в отношении них совпадают.

2. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми.

Налоги общего значения, а они в большей части таковыми и являются, зачисляются в бюджет соот­ветствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привяз­ки к конкретным мероприятиям.

Целевые налоги выделяются в бюджете отдель­ной строкой для целевого использования (Например Акцизы на ГСМ, предназначенные для формирования федерального и региональных дорожных фондов).

3. В зависимости от формы возложения налогового бремени нало­ги могут быть прямыми и косвенными.

Прямые налоги, в отличие от косвенных, непосредственно об­ращены к налогоплательщику — его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридический и фактический пла­тельщик в этом случае совпадают в одном лице.

Исторически прямые налоги — наиболее ранняя форма налого­обложения. Возникли, например, подушный, поземельный, подомовый налоги.

Косвенное налогообложение отличается от этой формы своей замаскированностью. Налог в этом случае устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров, и в результате этого не свя­зан непосредственно с доходом или имуществом фактического пла­тельщика. Закон возлагает юридическую обязанность внесения суммы налога в казну на предприятие, производящее или реали­зующее товары, оказывающее услуги, за счет выручки. Фактичес­ки же бремя уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары (услуги) по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Такими косвенными налогами являются вве­денные в стране с 1992 г. акцизы, налог на добавленную стоимость.

Чем объясняется предпочтение, отда­ваемое такой форме налогообложения?

Прежде всего, это наиболее удобная для мобилизации доходов в казну форма, позволяющая оперативно и регулярно получать крупные суммы.

Помимо того, в ней заложены и возможности воздействия на экономику, стимули­рования или сдерживания производства по тем или иным направ­лениям, возможности регулирования потребления, при этом — быстрого реагирования на экономические процессы.

4. Помимо рассмотренной классификации Налоговый кодекс Российской Федерации» подразделил налоги на три вида в зависимости от их территориального уровня: феде­ральные налоги; налоги субъектов Российской Федерации; мест­ные налоги.

А.) Федеральные налоги и сборы

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Б.) Региональные налоги

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

В.) Местные налоги

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Кроме указанных налоговых платежей НК устанавливаются специальные налоговые режимы:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

НАЛОГИ, ИХ ПОНЯТИЕ И РОЛЬ

1. Налоги: понятие, виды

2. Роль налогов в жизни общества и государства

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Налоги появились вместе с государствами и со временем, после введения денежной системы, стали играть главную роль в формировании его казны. У властей были популярны чрезвычайные (на случай войны) и целевые налоги (например, на содержание госслужащих), когда определенная государственная нужда финансировалась путем введения специального налога. Таким образом, формировалась финансовая система государства.

К современному обоснованию существования налогов человечество пришло не сразу. Вначале преобладала идея дара - гражданин делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов. Затем ее сменила идея смиренной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации. Эта идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами. Четвертой ступенькой восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятой - теория о долге гражданина перед государством. Шестой уровень развития идеи налогообложения - убежденность в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны. И, наконец, на седьмой ступеньке налогового прогресса родилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе.

На Руси финансовая система начала складываться с конца IХ в., с момента объединения Древнерусского государства. Основным источником доходов княжеской казны была дань - сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда ее привозили в Киев, и «полюдьем», когда князь или его дружины сами ездили за ней.

Также существовали на Руси и косвенные налоги в виде различных торговых и судебных пошлин. Такая пошлина, как "мыт", взималась за провоз товаров через городские заставы. "Гостиная" - за право иметь склады; "вес" и "мера" - за взвешивание товаров. "Вира" представляла собой штраф за убийство. "Продажа" - штраф за прочие преступления.

В годы татаро-монгольского ига основным налогом был "выход" - дань, которую русские князья платили Золотой Орде. В то время главным источником внутренних доходов Русского государства стали пошлины. Историк П.Н. Павлов провел очень интересное исследование размеров дани, выплачиваемой Русью татарской Золотой Орде. Оказалось, что на душу населения годовая величина дани составляла 1-2 рубля (в современной стоимости).

Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа . Принимаются Законы 27 декабря 1991 года: "Об основах налоговой системы в РФ"; "О налоге на прибыль"; "О налоге на добавленную стоимость"; "О подоходном налоге на физических лиц" . Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы России

Целью данной работы является определение понятия налогов и их роли в жизни общества и современного государства.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. раскрыть понятие налогов, их виды;

2. определить место налогов в обществе и государстве.

Основным методом решения поставленных задач стало изучение научной и правовой литературы.

1. Налоги: понятие, виды

Налоги - один из древнейших экономических инструментов в обществе.[1] Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. Помимо налогов для пополнения своей казны современные государства используют и другие виды поступлений и платежей (сборы). Сборы - обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в интересах плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).[2]Но первое место среди них по своему значению и объему занимают налоги.

Налоги в настоящее время являются основным источником доходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации.

Систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливает Налоговый Кодекс РФ.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[3]

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля.

Понятие налога включает ряд элементов:

1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - доход, из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.[4]

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость - налог, представляющий собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения;

2) акцизы - по способу взимания делятся на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные - устанавливаются на отдельные виды товаров и услуг и взимаются по твердым ставкам с единицы измерения товара (услуг). Универсальные - устанавливаются в процентах к стоимости товаров или услуг.

3) налог на доходы физических лиц - основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц. Плательщиками являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (т. е. лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году), а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: a) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; б) от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ;

4) налог на прибыль организаций - основной прямой налог на юридических лиц. Плательщиками являются: а) российские организации; б) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль организации, под которой понимаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину расходов в соответствии с положениями, установленными налоговым законодательством;

5) налог на добычу полезных ископаемых - налог, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей, признаваемых пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Объектом налогообложения являются добытые полезные ископаемые;

6) водный налог - налог, взимаемый с организаций и физических лиц, осуществляющих специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов - сборы за разрешения (лицензии) на охоту, взимаемые с целью контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания;

8) государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в уполномоченные органы, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (включая выдачу документов, их копий, дубликатов).

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций - объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), относящееся к объектам основных средств данной организации;

2) налог на игорный бизнес - взимается с организаций и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. Объектом налогообложения являются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор;

3) транспортный налог - налог с лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения. Налогом облагают автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты, яхты и другие транспортные средства, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством РФ.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 19:39, реферат

Краткое описание

В настоящее время налоги являются неотъемлемой частью финансовых систем практически всех государств мира. Появление и развитие налогов уходит своими истоками в глубокую древность. Считается, что своему зарождению налоги обязаны появлению такого феномена общественной жизни как государство. Именно с ним, с его развитием и трансформацией многие мыслители связывали и связывают появлением такой важной экономической категории как "налогообложение", главной функцией которого изначально являлось обеспечение государства необходимыми ресурсами.

Содержание

1. Роль налогов в системе государства, функции налогов и принципы налогообложения
2. Задача
3. Задание в тестовой форме
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

68223.docx

1. Роль налогов в системе государства, функции налогов и принципы налогообложения

3. Задание в тестовой форме

Список использованной литературы

1. Роль налогов в системе государства, функции налогов и принципы налогообложения

В настоящее время налоги являются неотъемлемой частью финансовых систем практически всех государств мира. Появление и развитие налогов уходит своими истоками в глубокую древность. Считается, что своему зарождению налоги обязаны появлению такого феномена общественной жизни как государство. Именно с ним, с его развитием и трансформацией многие мыслители связывали и связывают появлением такой важной экономической категории как "налогообложение", главной функцией которого изначально являлось обеспечение государства необходимыми ресурсами.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает важнейшую обязанность каждого лица - уплачивать законно установленные налоги и сборы. 1

Налог ― это форма отчуждения ресурсов физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.

Налоги ― это порождение государства, и в этом своем качестве они существовали и могут в принципе существовать вне товарно-денежных отношений.

Однако современное законодательство отстранилось от всех "неденежных" форм перераспределения ресурсов, поэтому существует следующее "юридическое" определение налога, закрепленное частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Налог ― обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 части I НК РФ) 2 .

В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации предусмотрена также такая экономическая категория как "сбор". Основным отличием сбора от налога является то, что налог взимается на основе принципа индивидуальной безвозмездности, в то время как уплата сбора предполагает при определенных условиях некоторую возмездность.

Сбор ― обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 части I НК РФ) 1 .

Целями введения некоторых налогов могут являться не только фискальные цели, заключающиеся в обеспечении формирования доходов бюджетов, но и цели государственного регулирования экономикой.

В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможностей влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает характер косвенного и осуществляется посредством налогообложения. При этом преследуются экономические и социальные цели. Все это предопределяет практическую реализацию в рыночной экономике нескольких функций налогов.

Функция налога ― это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств 3 .

В экономической теории выделяют как функции отдельного налога, так и функции налоговой системы в целом.

Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная функция. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов ― формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Регулирующая функция налоговой системы реализуется через эффекты налогообложения, приводящие к изменению сфер хозяйственной деятельности и их интенсивности. Например, посредством налогового механизма в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы. Аналогично налогообложение доходов физических лиц по прогрессивной шкале позволяет через бюджетную систему перераспределять часть доходов высокооплачиваемых категорий населения низкооплачиваемым. Перераспределение доходов во времени может быть связано с государственными пенсионными фондами, которые формируются за счет текущих доходов в настоящее время, а выплаты производят впоследствии по существу тем же гражданам.

Реализация регулирующей функции преследует цели повышения экономической эффективности и достижения социальной справедливости.

Повышение экономической эффективности достигается посредством ограничения через налоговую систему непроизводительных затрат (акцизы на отдельные виды товаров) и стимулирования более эффективного использования имеющихся ресурсов (земельный налог, налог на имущество предприятий и др.).

Достижение социальной справедливости реализуется через систему прогрессивного налогообложения, а также перераспределения через налогово-бюджетную систему ресурсов от наиболее обеспеченных слоев населения к наименее.

Регулирующая функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально регулирующая функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. Дальнейшее развитие регулирующая функция налогов получила в реализации стимулирующей подфункции.

Имеют значение стимулирующая и дестимулирующая подфункции. Практически любой налог, независимо от цели его введения, по существу дестимулирует облагаемые виды деятельности и стимулирует необлагаемые виды деятельности. Введение любого налога (по ненулевой ставке) ведет к искажению оценки эффективности размещения ресурсов в частном секторе экономики. Наименьшим дестимулирующим свойством (свойством искажать эффективность размещения ресурсов) обладают налоги, использующие наиболее широкую налоговую базу при наименьших налоговых ставках и минимуме налоговых льгот.

Наиболее выражено стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему налоговых льгот и преференций в рамках отдельных налогов (например, налоговые льготы по налогу на прибыль предприятий, НДС, налогу на имущество предприятий, подоходному налогу с физических лиц и др.).

Например, реализация продовольственных товаров и товаров для детей в Российской Федерации облагается налогом на добавленную стоимость по пониженным ставкам (10% по сравнению с 20% основной ставкой), а реализация медицинской продукции и изделий медицинского назначения освобождается от обложения вообще.

Основным предназначением дестимулирующей подфункции налоговой системы, как и большинства других функций и подфункций, является повышение благосостояния общества. Особенность реализации сдерживающей подфункции состоит в ограничении тех видов деятельности, которые являются с точки зрения общества в целом не совсем "желательными", порождающими появление дополнительных убытков.

Такими нежелательными видами деятельности могут выступать, например, загрязнение окружающей среды, нерациональное использование ограниченных ресурсов, производство или потребление социально опасных продуктов и др. В налоговых системах большинства современных государств имеются те или иные элементы реализации сдерживающей подфункции налоговой системы. Так ограничение загрязнения окружающей среды во многих странах производится не только путем принятия и реализации природоохранного законодательства, но и введением различных экологических налогов. Повышение эффективности использования ограниченных ресурсов в ряде случаев также достигается через налоговую систему путем увеличения размеров налоговых ставок при нецелевом использовании того или иного ресурса. Например, в налоговой системе Российской Федерации существует норма, устанавливающая повышение размеров земельного налога вдвое при нецелевом использовании земли. Повышенные ставки налогов на потребление (НДС, налога с продаж, акцизов) на предметы роскоши (ювелирные изделия, автомобили, деликатесные продукты питания) кроме чисто фискальных целей преследуют цели ограничения нерационального потребления. Введение акцизных сборов на производителей и продавцов алкогольной и табачной продукции способствует ограничению потребления социально нежелательных продуктов.

Некоторые исследователи кроме вышеназванных функций выделяют еще и контрольную функцию налоговой системы. Вместе с тем, эта функция налоговой системы используется далеко не всегда и не в полной мере. В принципе, через реализацию контрольной функции появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря ей возникает возможность оценивать эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявлять необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое всех перечисленных основных функций налоговой системы. При этом взаимодействие и реализация всех функций осуществляется в условиях четкого и отлаженного механизма реализации контрольной функции налоговой системы. Таким образом, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов в дальнейшем.

Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, определяющие главные направления государственной политики в сфере налоговой (финансовой) деятельности и закрепленные нормами права. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом. Английский политэконом выделил, в частности, принципы справедливости, определенности, удобства плательщика при уплате налога и др. Эти принципы сохранили свою актуальность до настоящего времени.

Первым законодательным актом, положившим начало системному формированию налоговой системы в условиях российской экономики, был Закон РФ от 27.12.91 года № 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ", который содержал официальное определение понятия налоговой системы как совокупности налогов, сборов и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Этот закон, за некоторыми исключениями, утратил силу. Принятый вместо него Налоговый Кодекс РФ не содержит определения налоговой системы. В экономической и юридической литературе происходит смешение двух понятий: "система налогов" и "налоговая система".

Система налогов ― более узкое понятие, предполагающее определенные правила систематизации различных видов налогов, их рациональное количество и соотношение между собой, объединение их в завершенной форме в определенные группы 4 . Система налогов представляет собой обособленный элемент налоговой системы любого государства.

В налоговую систему, помимо системы налогов и устанавливаемых государством принципов налогообложения, входят такие обязательные элементы, как система налоговых органов, система и принципы налогового законодательства, принципы налоговой политики, порядок распределения налогов по бюджетам, формы и методы налогового контроля, порядок и условия налогового производства и некоторые другие не менее важные элементы 1 .

Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов их юридического состава. Оно обусловлено общими для любых налогов конституционными принципами налогообложения. Системность позволяет сгруппировать налоги по признакам, существенным с правовой точки зрения.

Экономическое единство системы налогов в Российской Федерации выражается в том, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ) 5 . Кроме того, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Принцип справедливости - эффективное с точки зрения сохранения и лучшей адаптации существующего в стране социально-экономического строя налогообложения - это, прежде всего, налогообложение, справедливое в глазах общественного мнения. При этом речь идет не о рекламе, убеждении населения перед выборами или в критической политической ситуации, которые в долгосрочной перспективе без реального подтверждения могут, вызвать реакцию населения, обратную желаемой. Перечислим основополагающие принципы справедливости, без которых невозможно эффективное налогообложение:

Читайте также: