Роль налоговой политики для привлечения инвестиций

Опубликовано: 16.05.2024

Бюджет развития регионов: чем заинтересовать инвесторов и как привлечь новые инвестиции

Пандемия коронавируса значительно ударила по бюджетам субъектов России, вынудив региональные власти искать новые способы привлечения финансирования. Несмотря на это, за счет "тонких настроек" в каждом регионе в целом показатели исполнения бюджета остались достаточно высокими. Как изменились условия и возможности для формирования бюджетов развития проектов, как сделать территорию привлекательной для инвесторов и где искать альтернативные источники финансирования обсудили участники дискуссии "Как перейти к бюджету развития регионов", состоявшейся в рамках второго дня Гайдаровского форума-2021.

Участниками дискуссии стали первый заместитель министра финансов России
Леонид Горнин, первый заместитель министра экономического развития России Андрей Иванов, губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, губернатор Новосибирской области Андрей Травников, губернатор Тюменской области Александр Моор и председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин. Модератором сессии выступил губернатор Новгородской области Андрей Никитин.

Говоря об общих результатах минувшего года, первый замминистра финансов России Леонид Горнин отметил, что при формировании бюджета ведомство прогнозировало выпадающие доходы региональных бюджетов на уровне 800-850 млрд. руб., но по факту субъекты продемонстрировали более устойчивые показатели. Эксперт также отметил темп роста расходов региональных бюджетов капитального и инвестиционного характера, который сохранился на уровне 10%, несмотря на все неопределенности в налоговых поступлениях. Сюда вошли поддержка малого и среднего бизнеса, капитальные затраты, формирование инвестпрограмм, которые предполагают строительство дорог, развязок, расходы по новым социальным объектам.

Одним из ключевых вопросов в рамках дискуссии стал процесс привлечения инвестиций в регионы. В частности, первый замминистра экономического развития Андрей Иванов заявил, что ведомство намерено в 2021 году предложить создание единого универсального стандарта. «Считаем, что главная наша задача 2021 года – эти стандарты сформулировать, сделать очень понятные пошаговые методические рекомендации их внедрения», – сказал Иванов.

Он добавил, что должен появиться некий «свод правил» для инвесторов, который будет включать в себя сроки и стоимость подключения к коммунальной, транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуре. «Главная задача 2021 года – сформулировать эти стандарты, сделать пошаговые методические рекомендации по их внедрению. Мы полагаем, что такого рода документ может появиться у каждого региона», – добавил заместитель Министра экономического развития. При этом он подчеркнул, что все субъекты федерации должны иметь возможность воспользоваться инструментами поддержки инвесторов, вне зависимости от уровня закредитованности региона.

«Разного уровня закредитованность у разных субъектов, не все регионы будут иметь возможность привлекать средства, чтобы проекты состоялись. Нам предстоит диалог с Минфином – чтобы установить, что делать с теми регионами, которые не могут взять эти средства из-за значительного объема заемных средств. Надо найти решение, как им помочь и согласовывать таким бюджетам их политику по привлечению ресурсов на реализацию проектов», – резюмировал Иванов.

По словам губернатора Пермского края Дмитрия Махонина, в минувшем году регион, чья экономика связана с добычей полезных ископаемых, сильно пострадал от недополучения налога на прибыль – здесь обычно добывают 16 млн. тонн нефти и 10 млн. тонн калийных удобрений. Из-за пандемии объем выпадающих доходов в регионе составил 26 млрд. рублей.

Вместе с тем, на сегодня в регионе реализуется порядка 20 проектов, общий объем инвестиций которых оценивается в 1,6 трлн. руб., и никто из инвесторов от них не отказался. Здесь намерены развивать проекты в области нефтегазохимии, механизмов глубокого передела, а также в сфере сельского хозяйства: так, к поддержке сельхозтоваропроизводителей руководство региона концептуально изменило подход, добавив субсидирование переработки продуктов. В частности, это позволило в минувшем году открыть в регионе самое крупное хранилище сыров.

В этом году в регионе планируется запуск первого индустриального парка, а в планах до 2026 года – строительство еще пяти. Вместе с тем, говоря о взаимодействии региона и правительства, Дмитрий Махонин отметил, что хотелось бы иметь больше возможностей для участия в дискуссиях при принятии тех или иных решений – особенно тех, которые потребуют от регионов дополнительных бюджетных расходов. «Нам, в частности, хотелось бы иметь больше возможностей дискутировать по налоговому маневру в сфере IT, который реализован за счет выпадающих доходов по региональным налогам», – привел пример спикер.

Эту же идею поддержали губернатор Тюменской области Александр Моор и председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин. Вместе Моор добавил, что в вопросах инвестиционной политики каждый регион должен использовать свои инструменты, которые могут быть не так эффективны для другой области или округа. В случае Тюменской области, регион всегда ориентировался на запрос инвесторов и создавал те проекты, на которые был конкретный запрос.

Например, в последние годы в Тюменской области отмечается высокий спрос на индустриальные парки, которых в регионе всего два. «Есть запрос на готовые помещения, которые можно было бы арендовать и оперативно развернуть производство. Работаем в этом направлении», – сказал Моор.

Подобного рода идеологии – идти от запроса инвестора – придерживается и председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин. «Наша идеология состоит в том, чтобы идти от потребности инвестора и давать не то, что мы можем, а то, что он хочет. У нас в регионе есть индустриальные парки, подписан СЗПК с крупным инвестором», – сказал Смекалин.

Вместе с тем он подчеркнул, что регион нуждается в совершенствовании использования ряда существующих механизмов. «В перечень возможных направлений региональных затрат не вошли важные и эффективные направления – к примеру, в инженерной инфраструктуре нет телекоммуникаций, а без них нет ни одного предприятия», – сказал Смекалин.

В свою очередь губернатор Новосибирской области Андрей Травников поделился опытом привлечения инвестиций в регион с диверсифицированной экономикой, где основными источниками налоговых поступлений в бюджет региона являются добыча, транспорт, торговля, наука, образовательные и медицинские услуги.

По его словам, руководство области делает упор на три главных направления: во-первых, торговлю, так как Сибирь – это экспортные ворота в Азию; во-вторых, на развитую инфраструктуру и логистику, а также на развитие научно-образовательного комплекса. «Стараемся поддерживать развитие этих ключевых элементов», – добавил он.

Гайдаровский форум «Россия и мир после пандемии» проходит 14 и 15 января в Президентской академии. По традиции форум открывает деловую повестку года в России. В 2021 году масштабное мероприятие проходит в гибридном формате – онлайн и офлайн.

Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», «Газпромбанк» (АО).

Стратегические партнеры – ОАО «РЖД», Johnson & Johnson, ГК «АКИГ», Novartis.

Партнеры: Mastercard, Российский фонд прямых инвестиций.

Партнеры дискуссии –PepsiCo, Huawei, Coca-Cola, AstraZeneca, Магнит, Takeda, EY.

Стратегические информационные партнеры: «Интерфакс», «Российская газета», ИД «Коммерсантъ», РИА «ФедералПресс», журнал «Инвест-Форсайт». Главные информационные партнеры: Anews, News.ru, lenta.ru.

Международные информационные партнеры: Russia Today.

Информационные партнеры: телеканал «ПРО Бизнес», АЭИ «ПРАЙМ», «Полит.ру», журнал «Стратегия», журнал «Государственная служба», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», Финам, журнал «Банковское обозрение», «Парламентская газета», медиапроект «Сноб», радиостанция «Эхо Москвы», телеграм-канал «Научно-образовательная политика».

Мировая практика привлечения иностранных вложений свидетельствует о том, что в отдельных случаях налоговые рычаги могут служить не только важным, но

Роль налоговой политики в привлечении иностранных инвестиций

Другие материалы по предмету

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ УКРАЇНИ

СХІДНОУКРАЇНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

ІМЕНІ ВОЛОДИМИРА ДАЛЯ

КОНТРОЛЬНА РОБОТА

з дисципліни “ФІНАНСИ”

Виконав: студент групи__________

1. Роль налоговой политики

в привлечении иностранных инвестиций…………………………………3

2. Местные бюджеты: сущность и структура…………………………….9

3. Задача №6 (ІV) . 16

4. Литература . …………17

1. Роль налоговой политики

в привлечении иностранных инвестиций

Каждая страна старается увеличить общий объем продукции, чтобы жизненный уровень своих граждан. Достичь эту цель возможно через инвестиции, которые являются одним из наиважнейших элементов хозяйственной жизни страны.

Инвестиции расходы на восстановление изношенного основного капитала и увеличение основного капитала. Основной капитал включает: здания, оборудование, используемые в процессе производства; жилье; товарно-материальные запасы.

Поскольку инвестиции один из основных компонентов ВНП, то колебания инвестиций отражают закономерности цикличности развития экономики. Инвестиции определяют экономический рост в долгосрочной перспективе.

Объем инвестиций определяется несколькими факторами:

ставка процента. Увеличение ставки процента увеличивает издержки, поэтому объем инвестиций сокращается;

финансовые ограничения. Возможности фирм в инвестировании определяются в соответствии с финансовыми ограничениями в кредитах;

налоговая система. Налогообложение влияет на накопление капитала и, следовательно, на инвестиции. Основным налогом, влияющим на инвестиции, является налог на доходы корпораций пропорциональный налог на прибыль. Влиять на объем инвестиций можно изменением политики налогообложения;

рынок ценных бумаг. Фирмы покрывают расходы на инвестиции не только за счет кредитов и текущих доходов. Фирмы также могут эмитировать и продавать свои акции. Колебания на рынке ценных бумаг влияют на доходы, получаемые от продажи акций. Следовательно, рынок ценных бумаг влияет на инвестиции.

Инвестиции делятся на:

- инвестиции в основной капитал предприятий;

- инвестиции в жилищное строительство;

- инвестиции в товарно-материальные запасы.

Предприятия приобретают производственное оборудование, здания, то есть инвестируют в основной капитал. Инвестиции в основной капитал предприятий составляют большую часть всего объема инвестиций.

Фирмы определяют для себя желаемую величину основного капитала, то есть капитала, который используется в долгосрочной перспективе. На желаемую величину капитала влияют:

- издержки использования капитала, определяемые:

-ставкой процента. При оценке влияния ставки процента на инвестиции важно различать номинальную ставку процента и реальную, учитывающую инфляцию. Спрос на капитал определяется именно реальной ставкой процента;

-предельный продукт капитала прирост выпуска за счет дополнительной единицы капитала. Определяется ожидаемым объемом выпуска. Если предельный продукт капитала превышает издержки использования, то инвестиции в основной капитал предприятий производятся.

Политика государства в сфере иностранного инвестирования преследует цель создания современной системы регулирования, которая повысила бы инвестиционную привлекательность экономики и обеспечила мощную мотивацию нерезидентам по вложению средств. В условиях ограниченности ресурсов иностранный капитал в форме кредитов, прямых и портфельных инвестиций является одним из источников финансирования, позволяющим удовлетворять временные потребности отечественного производителя в финансовых ресурсах. Финансирование с помощью прямых иностранных инвестиций является наиболее выгодным, так как в этом случае государство не должно осуществлять платежи по обслуживанию долгов, т.е. внешний долг не увеличивается. Но за период 1992 2001гг. объемы иностранных инвестиций в экономику Украины были совсем незначительными. Так, в 2000г. они составляли 1,78% ВВП, а в 2001 г. -2,55%. Для макроэкономической стабилизации страны и её интеграции в мировую экономику этот показатель должен находиться на уровне 19-25% ВВП.

Уровень привлекательности экономики Украины для иностранных инвесторов достаточно низкий. Нестабильность уровня цен и валютного курса усложняет деловое планирование и увеличивает степень неуверенности. Это усиливает ощущение риска при инвестировании и уменьшает возможность привлечения прямых иностранных инвестиций. В странах Восточной Европы прилив иностранного капитала начался лишь после улучшения социально-экономической ситуации. Пока что в Украине иностранных инвесторов интересуют предприятия, которые за короткое время могут обеспечить возврат вложенного капитала с получением наибольшей прибыли. Ввиду этого наиболее перспективными в украинской экономике для них являются металлургическая, химическая, пищевая (особенно переработка сельскохозяйственной продукции) отрасли, а также транспортировка грузов по территории Украины.

Налоговая политика в отношении иностранных инвестиций является эффективным рычагом успешного решения проблемы инвестиционной привлекательности экономики в целях развития её стратегических направлений. Развитые страны наработали значительный опыт налогового регулирования иностранного инвестирования. И хотя налогообложение еще не принадлежит к числу решающих факторов осуществления прямых иностранных инвестиций, построение налоговых систем этих стран обеспечивает им значительный приток инвестиций. Это объясняется следующим:

1. Иностранные компании могут легально уменьшать размер базы налогообложения за счет увеличения отчислений в фонды, которые включаются в производственные затраты (амортизационный фонд и др.).

2. Используются различные налоговые льготы для тех, кто вкладывает средства в производство, осуществляет реинвестирование. В Украине же приоритетными сферами экономики оказались торговля, коммерческая деятельность, финансы, кредит, страхование, доля которых в общем объеме прямых инвестиций в экономику в отдельные годы превышала долю прогрессивных отраслей экономики (машиностроения, химической и нефтехимической, вместе взятых).

3. Во многих странах налог на прибыль может уплачивать не только отдельная фирма, но и материнская компания, что практически снижает базу налогообложения.

4. Почти во всех странах существует система покрытия убытков компанией за счет её прибыли предыдущих лет или будущей прибыли. В первом случае разрешается отчислять с ранее полученной прибыли убытки текущего года, в результате чего уплаченная ранее сумма налогов стает больше, и это превышение компенсируется за счет снижения текущих и будущих налогов. Во втором случае убытки текущего года вычитаются из будущей прибыли.

5. Много стран привлекают иностранные инвестиции с помощью налоговых каникул, налоговых инвестиционных отчислений и налоговых инвестиционных кредитов. В Украине, как уже упоминалось выше, также предоставлялись налоговые каникулы для предприятий с иностранными инвестициями сроком на пять лет, но потом эти льготы были отменены, поскольку встречались инвесторы, которые вкладывали мизерные средства, а получали огромные льготы.

Мировая практика привлечения иностранных вложений свидетельствует о том, что в отдельных случаях налоговые рычаги могут служить не только важным, но и решающим побудительным мотивом для инвесторов. Речь идет об установлении специальных режимов инвестиционной деятельности на отдельных территориях, которым предоставляется статус специальных экономических зон (территорий приоритетного развития). Только за 1999 2001 годы в Украине было создано около 20 СЭЗ, срок действия которых находится в промежутке от 15 до 60 лет. Целью создания СЭЗ является привлечение частных инвестиций в приоритетные отрасли производства для создания новых рабочих мест и трудоустройства персонала, освобождающегося в связи с закрытием, перепрофилированием предприятий, внедрения новых технологий, модернизации действующих производств, развития внешнеэкономических связей. В рамках специальных режимов инвестиционной деятельности предусмотрены существенные налоговые льготы по налогу на прибыль, НДС, плате за землю, таможенной пошлине, платежам в государственные целевые фонды, которые предоставляются на стабильной долгосрочной основе по конкретным приоритетным проектам, перечень которых определяет Кабинет Министров Украины. Так, исполнители приоритетных проектов освобождаются от обложения ввозной пошлиной и НДС на 5 лет в отношении сырья, материалов и комплектующих изделий (кроме подакцизных товаров), оборудования, ввозимых в СЭЗ или на территорию приоритетного развития. От налогообложения освобождается (на 2-3 года) прибыль созданного (в т.ч. и в процессе реструктуриза

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.


Рис.1. Формы налоговой политики

Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.

Постоянный режим работы :
понедельник - четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник - пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.

Автор: Гагина Алиса Сергеевна

Место работы/учебы (аффилиация): Норильский государственный индустриальный институт, 3 курс

Инвестиционная деятельность – это деятельность, связанная с вложениями инвестиций, и осуществлением практических действий в целях извлечения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Инвестиционная деятельность оказывает сильное влияние на экономический рост, т. е. является одним из факторов его стимулирования. Таким образом, развитие инвестиционной деятельности во многом позволит ускорить темпы экономического роста.

Но для эффективного развития инвестиционной деятельности необходимо устранить проблемы с прозрачностью и неустойчивостью системы налогообложения. Многие иностранные инвесторы не вкладывают свой капитал в российские компании, потому что не уверены в действующей системе налогообложения. Это обусловлено тем, что законодательство в сфере налогов и сборов меняется довольно часто (несколько раз в год). Данная проблема касается не только иностранных инвесторов, но и российских инвесторов.

Целью работы будет являться изучение влияния системы налогообложения на развитие инвестиционного климата в РФ.

Мы изучим сущность, формы и методы налогового регулирования инвестиционной деятельности. Рассмотрим инвестиционная деятельность как основа экономического роста, а также налоговое регулирование инвестиционной деятельности зарубежных стран на примере США, Японии и Германии. Помимо этого, проведем анализ развития инвестиционного климата в России, Красноярском крае и в муниципальном образовании г. Норильск. Изучим развитие инвестиционного климата путем введения налоговых льгот.

Исходя из изучения теоретической и практической базы, мы пришли к выводу, что система налогообложения оказывает мощное влияние на развитие инвестиционного климата. Используя налоговые инструменты, государство может активно влиять на формирование и наращивание ресурсного потенциала регионов.

Ключевые слова: Система налогообложения, инвестиционная деятельность, инвестиционный климат, инвестиционные риски, налоговые льготы, налоговые рычаги, инвесторы, экономический рост.

Результаты и выводы. Стимулирование инвестиционных вложений в экономику является сложной проблемой, поскольку влияние тех или иных инструментов зависит от экономической ситуации региона и от состояния внешней среды. Однако наибольшую силу влияния на инвестирование имеют налоговые и бюджетные инструменты. Если обратиться к кейнсианской теории, то стимулирование спроса на инвестиционные товары означает также стимулирование предложения, поскольку рост инвестиций в основной капитал означает рост капитала в экономике, что, в свою очередь, может стать фактором наращивания ресурсного потенциала. По разным оценкам, в российской экономике большая часть инвестиций в развитие производства осуществляется за счет собственных средств предприятий. В связи с этим, особое значение приобретают такие налоговые рычаги, позволяющие снизить величину налогооблагаемой прибыли: ускоренная амортизация основных фондов, инвестиционный налоговый кредит или инвестиционная налоговая скидка, налоговые льготы на осуществление инновационной деятельности.

Зарубежная практика налогообложения инвестиционной деятельности доказывает эффективность применения ряда налоговых инструментов. Для развитых стран в большей степени характерны инвестиционный налоговый кредит и инвестиционная налоговая скидка (представляет собой вычет по налогу на прибыль некоторой части инвестиционных расходов компании), ускоренная амортизация. Хотя имеют место и другие виды стимулов. Применение указанных инструментов рассчитано на расширение или замену устаревшего оборудования субъектов хозяйствования. Характерной особенностью является также применение исследовательского налогового кредита на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Таким образом, используя налоговые инструменты, государство может активно влиять на формирование и наращивание ресурсного потенциала регионов.

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ УКРАЇНИ

СХІДНОУКРАЇНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

ІМЕНІ ВОЛОДИМИРА ДАЛЯ

з дисципліни “ФІНАНСИ”

Виконав: студент групи__________

1. Роль налоговой политики

в привлечении иностранных инвестиций…………………………………3

2. Местные бюджеты: сущность и структура…………………………….9

3. Задача №6 (ІV) . 16

4. Литература . …………17

1. Роль налоговой политики

в привлечении иностранных инвестиций

Каждая страна старается увеличить общий объем продукции, чтобы жизненный уровень своих граждан. Достичь эту цель возможно через инвестиции, которые являются одним из наиважнейших элементов хозяйственной жизни страны.

Инвестиции — расходы на восстановление изношенного основного капитала и увеличение основного капитала. Основной капитал включает: здания, оборудование, используемые в процессе производства; жилье; товарно-материальные запасы.

Поскольку инвестиции — один из основных компонентов ВНП, то колебания инвестиций отражают закономерности цикличности развития экономики. Инвестиции определяют экономический рост в долгосрочной перспективе.

Объем инвестиций определяется несколькими факторами:

ставка процента. Увеличение ставки процента увеличивает издержки, поэтому объем инвестиций сокращается;

финансовые ограничения. Возможности фирм в инвестировании определяются в соответствии с финансовыми ограничениями в кредитах;

налоговая система. Налогообложение влияет на накопление капитала и, следовательно, на инвестиции. Основным налогом, влияющим на инвестиции, является налог на доходы корпораций — пропорциональный налог на прибыль. Влиять на объем инвестиций можно изменением политики налогообложения;

рынок ценных бумаг. Фирмы покрывают расходы на инвестиции не только за счет кредитов и текущих доходов. Фирмы также могут эмитировать и продавать свои акции. Колебания на рынке ценных бумаг влияют на доходы, получаемые от продажи акций. Следовательно, рынок ценных бумаг влияет на инвестиции.

Инвестиции делятся на:

- инвестиции в основной капитал предприятий;

- инвестиции в жилищное строительство;

- инвестиции в товарно-материальные запасы.

Предприятия приобретают производственное оборудование, здания, то есть инвестируют в основной капитал. Инвестиции в основной капитал предприятий составляют большую часть всего объема инвестиций.

Фирмы определяют для себя желаемую величину основного капитала, то есть капитала, который используется в долгосрочной перспективе. На желаемую величину капитала влияют:

- издержки использования капитала, определяемые:

- ставкой процента. При оценке влияния ставки процента на инвестиции важно различать номинальную ставку процента и реальную, учитывающую инфляцию. Спрос на капитал определяется именно реальной ставкой процента;

- предельный продукт капитала — прирост выпуска за счет дополнительной единицы капитала. Определяется ожидаемым объемом выпуска. Если предельный продукт капитала превышает издержки использования, то инвестиции в основной капитал предприятий производятся.

Политика государства в сфере иностранного инвестирования преследует цель создания современной системы регулирования, которая повысила бы инвестиционную привлекательность экономики и обеспечила мощную мотивацию нерезидентам по вложению средств. В условиях ограниченности ресурсов иностранный капитал в форме кредитов, прямых и портфельных инвестиций является одним из источников финансирования, позволяющим удовлетворять временные потребности отечественного производителя в финансовых ресурсах. Финансирование с помощью прямых иностранных инвестиций является наиболее выгодным, так как в этом случае государство не должно осуществлять платежи по обслуживанию долгов, т.е. внешний долг не увеличивается. Но за период 1992 – 2001 гг. объемы иностранных инвестиций в экономику Украины были совсем незначительными. Так, в 2000г. они составляли 1,78 % ВВП, а в 2001 г. -2,55 %. Для макроэкономической стабилизации страны и её интеграции в мировую экономику этот показатель должен находиться на уровне 19-25 % ВВП.

Уровень привлекательности экономики Украины для иностранных инвесторов достаточно низкий. Нестабильность уровня цен и валютного курса усложняет деловое планирование и увеличивает степень неуверенности. Это усиливает ощущение риска при инвестировании и уменьшает возможность привлечения прямых иностранных инвестиций. В странах Восточной Европы прилив иностранного капитала начался лишь после улучшения социально-экономической ситуации. Пока что в Украине иностранных инвесторов интересуют предприятия, которые за короткое время могут обеспечить возврат вложенного капитала с получением наибольшей прибыли. Ввиду этого наиболее перспективными в украинской экономике для них являются металлургическая, химическая, пищевая (особенно переработка сельскохозяйственной продукции) отрасли, а также транспортировка грузов по территории Украины.

Налоговая политика в отношении иностранных инвестиций является эффективным рычагом успешного решения проблемы инвестиционной привлекательности экономики в целях развития её стратегических направлений. Развитые страны наработали значительный опыт налогового регулирования иностранного инвестирования. И хотя налогообложение еще не принадлежит к числу решающих факторов осуществления прямых иностранных инвестиций, построение налоговых систем этих стран обеспечивает им значительный приток инвестиций. Это объясняется следующим:

1. Иностранные компании могут легально уменьшать размер базы налогообложения за счет увеличения отчислений в фонды, которые включаются в производственные затраты (амортизационный фонд и др.).

2. Используются различные налоговые льготы для тех, кто вкладывает средства в производство, осуществляет реинвестирование. В Украине же приоритетными сферами экономики оказались торговля, коммерческая деятельность, финансы, кредит, страхование, доля которых в общем объеме прямых инвестиций в экономику в отдельные годы превышала долю прогрессивных отраслей экономики (машиностроения, химической и нефтехимической, вместе взятых).

3. Во многих странах налог на прибыль может уплачивать не только отдельная фирма, но и материнская компания, что практически снижает базу налогообложения.

4. Почти во всех странах существует система покрытия убытков компанией за счет её прибыли предыдущих лет или будущей прибыли. В первом случае разрешается отчислять с ранее полученной прибыли убытки текущего года, в результате чего уплаченная ранее сумма налогов стает больше, и это превышение компенсируется за счет снижения текущих и будущих налогов. Во втором случае убытки текущего года вычитаются из будущей прибыли.

5. Много стран привлекают иностранные инвестиции с помощью налоговых каникул, налоговых инвестиционных отчислений и налоговых инвестиционных кредитов. В Украине, как уже упоминалось выше, также предоставлялись налоговые каникулы для предприятий с иностранными инвестициями сроком на пять лет, но потом эти льготы были отменены, поскольку встречались инвесторы, которые вкладывали мизерные средства, а получали огромные льготы.

Мировая практика привлечения иностранных вложений свидетельствует о том, что в отдельных случаях налоговые рычаги могут служить не только важным, но и решающим побудительным мотивом для инвесторов. Речь идет об установлении специальных режимов инвестиционной деятельности на отдельных территориях, которым предоставляется статус специальных экономических зон (территорий приоритетного развития). Только за 1999 – 2001 годы в Украине было создано около 20 СЭЗ, срок действия которых находится в промежутке от 15 до 60 лет. Целью создания СЭЗ является привлечение частных инвестиций в приоритетные отрасли производства для создания новых рабочих мест и трудоустройства персонала, освобождающегося в связи с закрытием, перепрофилированием предприятий, внедрения новых технологий, модернизации действующих производств, развития внешнеэкономических связей. В рамках специальных режимов инвестиционной деятельности предусмотрены существенные налоговые льготы по налогу на прибыль, НДС, плате за землю, таможенной пошлине, платежам в государственные целевые фонды, которые предоставляются на стабильной долгосрочной основе по конкретным приоритетным проектам, перечень которых определяет Кабинет Министров Украины. Так, исполнители приоритетных проектов освобождаются от обложения ввозной пошлиной и НДС на 5 лет в отношении сырья, материалов и комплектующих изделий (кроме подакцизных товаров), оборудования, ввозимых в СЭЗ или на территорию приоритетного развития. От налогообложения освобождается (на 2-3 года) прибыль созданного (в т.ч. и в процессе реструктуризации), а также действующего предприятия, инвестиция которого эквивалентна или больше определенной суммы (от 200 тыс. до 1 млрд. долларов США), а на протяжении следующих трех лет базовая ставка налога на прибыль снижается на 50 %. Одним из примеров положительного влияния такого подхода на экономику региона могут служить итоги работы Донецкой области, где с 1998г. действует специальный режим инвестиционной деятельности. Это позволило за 1999 и 2000 гг. начать реализацию 125 проектов. Общая сумма заявленных инвестиций по этим проектам составила 821,2 млн. дол. Начавшие функционировать производства выпустили продукции на 2,7 млрд. грн. (это почти 10 % годового объема), в то время как область достигла прироста объемов производства в 2000 г. по сравнению с 1999 г. на 12,2 %. При этом получили работу 4,7 тыс. чел., сохранили рабочие места - 11,2 тыс. чел.

Вместе с тем, следует подчеркнуть то факт, что предприятия, получившие инвестиции, освобождены от уплаты налога на прибыль, из которого формируется часть местного бюджета, но платят НДС, который полностью поступает в государственный бюджет. Можно сказать, что заслуга центра в развитии инвестиционного режима и привлечении инвесторов в регион равна нулю, но выделение какого-то процента для формирования инвестиционного фонда Донецкой области от поступления НДС нигде не предусмотрено. Это противоречит смыслу внедрения специального режима инвестиционной деятельности - постепенному повышению экономического потенциала региона, формированию собственных фондов развития производства за счет начавших функционировать предприятий. Эта проблема входит в круг важнейших задач налогового регулирования иностранного инвестирования в Украине.

Что же можно предложить для усовершенствования механизма регулирования иностранных инвестиций в украинской экономике с помощью налоговых рычагов?

Частично решить вопросы, связанные с совершенствованием нормативной базы в сфере иностранного инвестирования, могло бы создание Центра мониторинга инвестиционного климата. О создании этой структуры много говорят, но отсутствие средств этому препятствует. В полномочия Центра должно входить составление прогноза инвестиционного климата в стране, отрасли, регионе после введения в действие того или иного правового акта.

В Украине не существует четко определенной согласованной на разных уровнях стратегии работы с нерезидентами. Еще ведутся дискуссии по поводу реформирования налоговой системы. Ошибочно считать, что с принятием Налогового кодекса будут решены все проблемные вопросы. Налоговое законодательство претерпевает частые и значительные изменения. В проекте Налогового кодекса существует много "резервных" номеров статей, которые можно принять в любое время, учитывая конкретные обстоятельства.

Развитие налоговой системы должно строиться на научно обоснованных принципах и учитывать мировой опыт. Иностранный инвестор имеет возможность сравнить налоговые режимы разных стран, поэтому, возможно, их можно привлекать к решению проблем усовершенствования налоговой системы. Общий уровень налогообложения для иностранного инвестора должен быть таким, чтобы ему было выгодно вкладывать средства именно в экономику Украины по сравнению с развитыми странами, а также странами, нуждающимися в инвестициях.

Мировая практика выработала целый комплекс принципов организации системы налогового регулирования иностранного инвестирования:

применение налоговых льгот не должно носить избирательного характера в зависимости от формы собственности, вида деятельности, субъективной оценки их важности лоббистскими группировками в парламенте;

налоговому льготированию несвойственны неэкономическое принуждение и обязательность применения;

налоговым льготам по их внутренней природе чужд чисто административно-командный характер применения;

инвестиционные налоговые кредиты предоставляются исключительно группам плательщиков, обеспечивающим выполнение инвестиционных программ государственного значения;

применение налоговых льгот не должно наносить ущерба ни доходам бюджета, ни корпоративным и личным экономическим интересам;

порядок формирования льготного налогового портфеля определяется на общегосударственном уровне, утверждается в законодательном порядке центральной властью;

на местном уровне применение льгот укладывается в рамки, определяемые верховным законодательством.

Снижение общей ставки налогообложения частично можно достичь за счет введения дифференцированной ставки НДС в зависимости от группы товара (первой необходимости, роскоши и т.п.) и с учетом приоритетных сфер привлечения инвестиций (агробизнес, энергетика, топливно-энергетический комплекс, социальная инфраструктура). Значительно улучшило бы ситуацию и снижение ставок других непрямых налогов (акцизного сбора, начислений на фонд оплаты труда) в общей ставке налогообложения, т.к. непрямые налоги, прибавляясь механически к цене, являются источником постоянного повышения цен, вследствие чего происходит снижение спроса на продукцию, падение производства и в результате – уменьшение поступлений в бюджет.

Налоги должны выполнять все свойственные им функции, в том числе регулирующую и стимулирующую. Налоги должны стимулировать инвестирование, в частности, иностранное. Количество налогов и сборов следует сократить, в первую очередь это касается тех из них, причастность которых к данной операции нельзя объяснить с точки зрения экономической теории. Нерезиденту трудно понять, почему при покупке валюты он должен уплачивать один процент в Пенсионный фонд.

Инвестиционные проекты с привлечением иностранных инвесторов, которые претендуют на получение дополнительных налоговых и таможенных льгот, должны принадлежать к приоритетным сферам и соответствовать следующим критериям:

способствовать созданию новых рабочих мест на предприятиях, в которые осуществляются инвестиции;

сопровождаться внедрением современных ресурсосберегающих и экологически безопасных видов технологий;

ориентироваться на рациональное использование сырьевой базы Украины и способствовать снижению импортозависимости;

способствовать снижению энергопотребления на единицу продукции;

продукция предприятия с иностранными инвестициями должна быть конкурентоспособной на международных рынках.

Главной проблемой остается обеспечение стабильности налогового законодательства. Это "головная боль" не только Украины, но и всех стран с переходной экономикой. Спрос на иностранные инвестиции значительно превышает предложение, и все страны ведут острую конкурентную борьбу за средства нерезидентов. Поэтому большинство стран внедряет либеральные изменения относительно деятельности нерезидентов. Отечественные органы регулирования, наоборот, пытаются контролировать практически все хозяйственные процессы, требуют осуществлять много лишних процедур, на фоне бюджетного дефицита вводят новые налоги, издают новые правовые акты – а все это приводит к нестабильности правового и налогового регулирования. Поэтому необходимо разработать стратегию взаимодействия с иностранным инвестором и неукоснительно придерживаться её в дальнейшем.

В развитых странах свободных инвестиционных ниш практически не существует, в то время как в нашей стране они есть, причем практически во всех отраслях и регионах. В этом на сегодняшний день заключается преимущество Украины. Необходимо использовать эту возможность внешнего финансирования национальной экономики, применяя для этого выработанные мировой практикой методы стимулирования и, в частности, налогового регулирования. Умелое использование этих инструментов способно обеспечить модернизацию и техническое обновление национального производства, за которыми следует экономический рост и ускорение процессов трансформации на макроуровне.

Читайте также: