Роль налогов в современных условиях курсовая

Опубликовано: 24.04.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:57, курсовая работа

Описание

Наполнение бюджета государства имеет ключевое значение для жизнеспособности и эффективного функционирования национальной экономики, соответственно, обеспечения экономической безопасности, страны. В реализации этой задачи основную роль играет налоговая система и налоговая политика государства, которые оказывают существенное влияние на экономику и общую безопасность страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Сущность и функции налогов, их классификация…………..
Возникновение и развитие налогов…………………………………
Экономическая сущность налогов…………………………………
Функции налогов и принципы налогообложения………………
Виды налогов……………………………………………………..
Глава 2. Роль налогов в регулировании современной экономики……………
2.1. Роль налогообложения в обеспечении экономического равновесия……
2.2. Налоговое стимулирование аграрного сектора экономики…………
2.3. НДС – налог на ВВП предприятия……………………………………..
2.4. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики…………………………………………………………
2.5. Пути усиления стимулирующей функции налога на прибыль…………
Заключение…………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………….

Работа состоит из 1 файл

КУРСОВАЯ. макроэкономика.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Кафедра финансов, кредита и банковского дела (ФКиБД)

Курсовая работа по курсу

«Финансы и кредит» по теме:

«Роль налогов в регулировании экономики»

Глава 1. Сущность и функции налогов, их классификация…………..

Возникновение и развитие налогов…………………………………

Экономическая сущность налогов…………………………………

Функции налогов и принципы налогообложения………………

Глава 2. Роль налогов в регулировании современной экономики……………

2.1. Роль налогообложения в обеспечении экономического равновесия……

2.2. Налоговое стимулирование аграрного сектора экономики…………

2.3. НДС – налог на ВВП предприятия……………………………………..

2.4. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики……………………………………………………… …

2.5. Пути усиления стимулирующей функции налога на прибыль…………

Список использованной литературы………………………………….

Наполнение бюджета государства имеет ключевое значение для жизнеспособности и эффективного функционирования национальной экономики, соответственно, обеспечения экономической безопасности, страны. В реализации этой задачи основную роль играет налоговая система и налоговая политика государства, которые оказывают существенное влияние на экономику и общую безопасность страны. Налоги и налоговая политика должны обеспечивать такое развитие экономики, которое может создать необходимые финансовые условия и ресурсы для социально- экономической стабильности и единства финансовой системы государства (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютную системы), успешного противостояния внутренним и внешним угрозам экономической безопасности страны и ее отдельных регионов.

О том, что государство не может существовать без налогов, знали еще в древности. Изобретались самые причудливые формы налогообложения: на окна и дымовые трубы, на соль и, конечно же, на спиртные напитки. Основы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом: налоги должны соответствовать состоянию плательщика; способ и время взимания должны быть заранее и точно известны и удобны для плательщика; сам процесс сбора налогов нужно проводить с минимальными затратами. Современная система налогообложения многоступенчата, национально и регионально специфична.

Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.

В данной курсовой работе раскрыта роль налогов в экономике и рассмотрены цели и структура налогов, а также налоговая политика. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика и налоговая сфера, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования.

Глава 1. Сущность и функции налогов, их классификация.

    1. Возникновение и развитие налогов.

Налогом называется обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

  • защита территории;
  • выполнение управляющих и распределительных функций;
  • поддержание внутреннего порядка;
  • сбор налогов и податей с населения.

По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным примером может служить то, что в XVIT веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами).

Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов».

По мере развития государства как социального института, налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция исходящая из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого-то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, .Япония, Швеция и некоторые другие провели налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитала и стимулирование деловой активности. В этих целях снижена ставка налога на прибыль корпораций. Например:

  • в США ставка корпорационного налога уменьшена с 46 до 34%;
  • в Великобритании - с 45 до 35%;
  • во Франции - в 1986 году с 50 до 45% , а в 1991 году -до 42%;
  • в Японии - в 1989 году с 42 до 40%, а в 1990 году - до 37,5%.

В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании.

Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.

1.2. Экономическая сущность налогов.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания. публичной власти. ". 1 В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Таким образом, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого

назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

В налогах заложены большие возможности по регулированию социально- экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены возможности и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий государству в определенных законодательством размерах и в установленные сроки.

В практике налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории общественных.

Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом налог может быть денежным и натуральным.

По объектам обложения налоги делятся:

- на налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);

- налог на добавленную стоимость продукции, работ, услуг;

- налог на имущество (предприятий и граждан);

- налог на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);

- налог за пользование природным ресурсами.

Налоги могут устанавливаться на различных уровнях государственной власти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают в соответствующие бюджеты.

Налоги могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости, дорожный фонд и т.д.

Для понимания сущности налогов не малое значение имеет знание и понимание признаков налогов. К ним относятся:

  1. Императивность - то есть требование со стороны государства обязательности налогового платежа. При невыполнении налогового обязательства, применяются соответствующие санкции.
  2. Смена собственника - в частности через налоги, доля частной собственности становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.
  3. Безвозвратность и безвозмездность — налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются к конкретному плательщику. Налог предстает как безвозмездное изъятие государством части средств предприятий, организаций и населения по заранее установленным нормативам и срокам. Вот почему налоги взимаются принудительно, проявляя тем самым как бы неэкономический характер.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов. К важнейшим элементам налогов относятся:

  1. Субъект налога - налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог.
  2. Носитель налога - юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога, а не государству. Классический пример этому - субъект налога - производитель или продавец товара, например, по налогу НДС, а носитель налога — покупатель товара.
  3. Объект налога - доход или имущество, измеренные количественно, которые служат базой для исчисления налога.
  4. Налоговая база - денежная или физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
  5. Источник налога - это доход, из которого выплачивается налог.
  6. Единица обложения - единица, в которой измеряется величина налога.
  7. Ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твёрдой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой.
  8. Оклад налога.
  9. Налоговый период - срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
  10. Налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в сложное для нашей страны время налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Цель курсовой работы, это рассмотреть регулирующую функцию налогов и ее реализацию в современных условиях
Исходя из цели, следуют задачи:
• дать понятие регулирующей функции налогов;
• рассмотреть концепции налогового регулирования;
• выяснить положение современной налоговой системы РФ

Файлы: 1 файл

КУРСЮ..doc

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальное назначение, в некоторых случаях им придавалось и функции управления социальными процессами, однако вопрос о месте и значении налогов как регулятора тех или иных общественных отношений до сих не имеет единодушной оценки.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в сложное для нашей страны время налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Цель курсовой работы, это рассмотреть регулирующую функцию налогов и ее реализацию в современных условиях

Исходя из цели, следуют задачи:

    • дать понятие регулирующей функции налогов;
    • рассмотреть концепции налогового регулирования;
    • выяснить положение современной налоговой системы РФ

1.1.Понятие регулирующей функции налогообложения

Регулирующая функция налогов заключается в установлении и изменении системы налогообложения; определении налоговых ставок, их дифференциации, предоставлении налоговых льгот – освобождении от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами ГЭП 1 .

Регулирующая функция налоговой системы реализуется через эффекты налогообложения, приводящие к изменению сфер хозяйственной деятельности и их интенсивности. Например, посредством налогового механизма в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы. Аналогично налогообложение доходов физических лиц по прогрессивной шкале позволяет через бюджетную систему перераспределять часть доходов высокооплачиваемых категорий населения низкооплачиваемым. Перераспределение доходов во времени может быть связано с государственными пенсионными фондами, которые формируются за счет текущих доходов в настоящее время, а выплаты производят впоследствии по существу тем же гражданам. Реализация регулирующей функции преследует цели повышения экономической эффективности и достижения социальной справедливости.

Повышение экономической эффективности достигается посредством ограничения через налоговую систему непроизводительных затрат (акцизы на отдельные виды товаров) и стимулирования более эффективного использования имеющихся ресурсов (земельный налог, налог на имущество предприятий и др.).

Достижение социальной справедливости реализуется через систему прогрессивного налогообложения, а также перераспределения через налогово-бюджетную систему ресурсов от наиболее обеспеченных слоев населения к наименее.

Регулирующая функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально регулирующая функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. Дальнейшее развитие регулирующая функция налогов получила в реализации стимулирующей подфункции.

1.2.Кейнсианская теория

Эволюция различных налоговых теорий происходила одновременно с развитием различных направлений экономической мысли. Концептуальные модели налоговых систем менялись в зависимости от экономической политики государства.

Формирование налоговой системы происходит на достаточно высоком уровне развития государства. Долгое время господствующим было только классическое представление о роли налогов в экономике. Более 200 лет назад А.Смитом впервые было создано учение об эволюции государственных финансов и налоговой системе. Он определил ее как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов и выдвинул четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна. Налоги играли роль источников дохода бюджета государства, и полемика велась вокруг принципов справедливости их взимания (равномерного или прогрессивного) и части изъятия, обусловленного фискальной потребностью. Но с усложнением экономических отношений в обществе, действий объективных циклических процессов возникла потребность в корректировке классического учения, выделении роли государства, влияния его на экономические процессы, а также регулировании социально-экономических границ налогообложения. Появились новые налоговые теории. В настоящее время можно выделить два основных направления экономической мысли — кейнсианское и неоклассическое.

Кейнсианская теория отражает элементы анализа общего функционирования экономики, обосновывает важные макроэкономические направления государственного регулирования. Данная теория доказывает необходимость создания «эффективного спроса» как условия для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования. Немалую роль в обеспечении притока инвестиций должно сыграть государство с его не только кредитно-денежной, но и бюджетной политикой, осуществляющее свое руководящее влияние на склонность к потреблению путем соответствующей системы налогов, не исключая всякого рода компромиссов и способов сотрудничества государственной власти с частной инициативой 2 .

Дж. М. Кейнс был сторонником прогрессии в налогообложении, поскольку считал, что такая налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений. Одним из важных условий его теории является зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство, поэтому излишние сбережения надо изымать с помощью налогов.

В условиях научно-технического прогресса, все более частых кризисов кейнсианская теория государственной политики «эффективного спроса» перестала отвечать требованиям экономического развития. Кейнсианская система регулирования была подорвана по следующим причинам:

    • во-первых, когда инфляция начала приобретать хронический характер ввиду изменений в условиях производства, а не реализации, стало необходимым регулирование, которое улучшило бы предложение ресурсов, а не спрос на них;
    • во-вторых, с развитием экономической интеграции произошло повышение зависимости каждой страны от внешних рынков. Стимулирование спроса государством зачастую оказывало положительное воздействие на иностранные инвестиции. Поэтому на смену кейнсианской концепции «эффективного спроса» пришла неоклассическая теория «эффективного предложения».

1.3.Неоклассическая теория

Неоклассическая теория основывается на убеждении в преимуществах свободной конкуренции и возможности решения всех народнохозяйственных проблем при помощи различного механизма.

Различие в этих основных концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования. Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное регулирование не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. В этом заключается отличие неоклассической теории от кейнсианской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы.

Дж. Миль, построивший неоклассическую модель, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике Центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассики полагают, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства.

В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.

Теория экономики предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Другой важный аспект теории — обязательное сокращение государственных расходов. Ведь главный постулат теории — утверждение, что лучший регулятор рынка — сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию.

Общий закон формирования уровня налоговых ставок гласит: широкая налоговая база позволяет иметь относительно небольшие ставки налогообложения и, наоборот, узкая налоговая база, предполагает их высокие ставки. Возникает порочный круг: ухудшение экономической ситуации в народном хозяйстве ведет к уменьшению налоговой базы и вынуждает государство для обеспечения своих финансовых потребностей повышать ставки налогов. Возрастающее налоговое бремя ограничивает инвестиции и таким образом, спрос и занятость. Происходит дальнейшее сокращение налоговой базы, продолжается рост налогов.

Сокращение спроса, налоговый пресс и высокие темпы инфляции, часто непредсказуемые, подрывают интерес, а зачастую и саму возможность законной хозяйственной деятельности у предпринимателей, усиливается теневая экономика, падает налоговая дисциплина и собираемость налогов, происходит массовое бегство капиталов за границу. Возможности повышения налогов у государства не безграничны. Ему остается печатать необеспеченные денежные знаки, прибегать к иностранным займам, что нисколько не способствует оживлению экономики.

Такое развитие событий наблюдалось довольно часто и во многих странах. Нашим соотечественникам оно знакомо. В 90-х гг. в России имели место длительное сокращение производства, гиперинфляция, конфискационные налоги и регулярные государственные займы внутри страны в форме ГКО (государственные кредитные обязательства) и за рубежом. Бремя выплат по государственным долгам — тяжелое наследие тех лет.

Задача государственной экономической политики — разорвать этот порочный круг. Однако сделать это очень нелегко.

Еще А.Смит указал на то, что от снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей: на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. При этом плательщики с большей легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от необходимости принуждения и расходов на сборы налогов 3 .

2. Применение регулирующей функции в современных

2.1. Применение налогового регулирования

Налогам присуща регулирующая функция, которую используют государства с рыночной экономикой. Налоговое регулирование является составной частью государственного регулирования.

Цель налогового регулирования состоит в том, чтобы посредством налоговых инструментов создать условия для социально-экономического развития государства и достижения благосостояния населения.

Инструментами налогового регулирования являются:

  • структура налоговой системы (структура федеральных, региональных, местных налогов; регулирующих и закрепленных налогов; общих и целевых налогов; прямых и косвенных налогов);
  • режимы налогообложения (общий и специальный);

Балтийская Международная Академия Туризма

Налоги и их функции

Студент: Чарыкова С. Ю.

Принципы налогообложения.…………………………………. 10

Анализ основных видов налогов………………………….…….14

Налоговая система России………………………………………24

Список использованной литературы……………….………….28

На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.…

Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение обще-ства, без них ни одно государство существовать не сможет.

Я выбрала тему налогообложения, т.к. она очень актуальна именно в России, в стране с не развитой, но пытающейся выйти из кризиса экономикой.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Конституцией РФ и Законом «Об основах налоговой системы в РФ» определены и закреплены основные принципы налогов:

* власть вправе устанавливать налоги

* всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)

* однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения)

* очередность взимания налогов из одного источника (для уменьшения налогового бремени)

* определенность налогообложения (что и по какой ставке облагается налогом).

Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Следующий важный принцип - определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.

Первый принцип заключается в том, что физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

Но всеобщее применение этого принципа связано с определен-ными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.

Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 50000 руб. у лица получающего 500 тыс. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 500 руб. у человека с доходом в 5000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необ-ходимые товары и т.д.

Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако, проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.

Современные налоговые системы используют оба принципа на-логообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

Налоговая система базируется на соответствующем законода-тельстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

- субъекты налога - лицо, которое по закону обязано платить налог;

- носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает на-лог;

- объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.)

- ставка налога - размер налога, устанавливаемый на единицу обложения. Определяется либо в твёрдой сумме, либо в проценте.

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и рег-рессивные налоговые ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %) .

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

* своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

* вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности;

* представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

* выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;

Налогоплательщик имеет право:

* пользоваться льготами по уплате налогов;

* знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;

* обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц;

Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения.

В практике налогообложения используются различные виды налогов.

1. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги

Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю и др.

При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог.

Таким образом, создается впечатление, что косвенные налоги - несправедливые налоги. Чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов.

В западных странах косвенные налоги находят более широкое применение. Они позволяют оперативно и регулярно получать крупные суммы, что позволяет стимулировать или сдерживать производство по тем или иным направлениям, а так же регулировать потребление. В развитых капиталистических странах при всех негативных сторонах косвенного налогообложения оно не противодействует развитию экономики.

2. Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например, налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

3. В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием. К ним относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог, таможенные пошлины и др.

К республиканским налогам относится налог на имущество предприятий, налог на добычу природных ресурсов.

К местным налогам относится налог на недвижимое имущество граждан, налог на транспортные средства, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельно-стью, другие сборы.

Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А. Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:

1. Подданные государства должны, по возможности, соответст-венно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, как им они пользуются под покровительством государства.

2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, - все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица.

3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.

4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства.

Как видно, А. Смит исходил из следующих принципов налого-обложения:

равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

не отягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.

В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов:

1) "кадастровый" - (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

2) на основе декларации

Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода. Примером может служить налог на прибыль.

Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.

Исследую связь между величиной ставки налогов и поступлени-ем налоговых средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой и при низкой налоговых ставках.

Это положение можно проиллюстрировать графически:

На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:

- ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;

- ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»)

При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать:

r в точке А: при определенном значении r(a) достигается макси-мум поступлений налогов в бюджет, а r(a) считается оптимальным уровнем ставки налога, T(a) - максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.

Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с r(a), то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. при r(b)>r(a), T(b)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть экономическую сущность и природу налогов, налоги и налоговую систему в России.
В соответствии с данной целью, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
o рассмотреть сущность налогов и их роль в экономике государства;
o рассмотреть структуру, функции налоговой системы РФ;
o основные направления налоговой политики на 2010 - 2011 годы;
o выявить пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1 Экономическое содержание налогов 5
1.1 Экономическая сущность и функции налогов 5
1.2 Виды и классификация налогов 8
2 Современная налоговая система и её составляющие 14
2.1 Структура и функции налоговой системы 14
2.2 Особенности современной налоговой системы РФ и
основные направления налоговой политики на 2010 – 2013 годы 21
3 Совершенствования налоговой системы России 28
3.1 Недостатки налоговой системы России 28
3.2 Пути оптимизации налоговой системы России 31
Заключение 34
Список используемой литературы 36
Приложение А 38
Приложение Б 39

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая работа Налоги и их роль в экономике.docx

1 Экономическое содержание налогов 5

1.1 Экономическая сущность и функции налогов 5

1.2 Виды и классификация налогов 8

2 Современная налоговая система и её составляющие 14

2.1 Структура и функции налоговой системы 14

2.2 Особенности современной налоговой системы РФ и

основные направления налоговой политики на 2010 – 2013 годы 21

3 Совершенствования налоговой системы России 28

3.1 Недостатки налоговой системы России 28

3.2 Пути оптимизации налоговой системы России 31

Список используемой литературы 36

Приложение А 38

Приложение Б 39


Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются расходы по социальному обеспечению, распределяющие доходы.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Механизм налогообложения – один из самых сложных в любой экономической системе. Налогообложение выступает важнейшим методом государственного регулирования, от его эффективности зависит успех социальной и экономической политики.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть экономическую сущность и природу налогов, налоги и налоговую систему в России.

В соответствии с данной целью, в курсовой работе поставлены следующие задачи:

    • рассмотреть сущность налогов и их роль в экономике государства;
    • рассмотреть структуру, функции налоговой системы РФ;
    • основные направления налоговой политики на 2010 - 2011 годы;
    • выявить пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

1.1 Экономическая сущность и функции налогов

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня, осуществляемые в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. [13, с. 54]

Налоговый кодекс РФ часть 1 статья 8 пункт 1 даёт следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». [2, ст. 8 п.1]

Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах английского экономиста Д. Рикардо: «Налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны». Таким образом, экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. [21]

Под налогообложением принято понимать взимание налога. В экономической теории понятие налога и сбора часто принимают как синонимы, однако, строго говоря, налог существенно отличается от сбора. Налоговый Кодекс РФ разделяет понятие налога и сбора.

Налоги являются специфической формой экономических отношений государства с хозяйствующими субъектами, с различными группами населения с каждым членом общества. [2, ст. 8 п.2]

Эти отношения возникают в связи с перераспределением части стоимости национального дохода и образованием централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Эти отношения неравноправные, односторонние. В них государство являлось главным, решающим действующим лицом, а плательщики налогов – пассивными исполнителями.

Специфичность этих отношений выражается, во-первых, в обязательном характере налогов (предоставляют часть НД, принудительно изымаемого государством у юридических и физических лиц); во-вторых, в безвозвратности (хотя значительная часть налогов расходуется на развитие народного хозяйства, социально-культурные и другие общегосударственные мероприятия, т.е. возвращаются плательщикам косвенно).

Налоги имеют отличительные черты от других финансовых категорий:

  • Обязательность. Каждый налогоплательщик должен уплачивать установленные законом налоги и сборы
  • Индивидуальная безвозмездность. Каждое лицо уплатившее налог взамен прямо не получает за это какие либо блага.
  • Уплата в денежной форме. Налоги не могут быть уплачены или взысканы в натуральной форме.
  • Финансирование деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги являются источниками формирования доходов бюджета.
  • Всеобщее и законодательное установление налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда закону определены налогоплательщики и элементы налогообложения. [5, с.520]

Взимание налогов производится властью государства при наличии соответственного налогового законодательства, т.е. в форме правовых отношений. Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях.[12]

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределение государственных доходов.

Выделяют 5 функций налогов: фискальную, регулирующую, стимулирующую, распределительную и контрольную.

  • Фискальная. Это главная функция налогов, она осуществляет изъятие денежных средств в казну государства. Данная функция отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Она характерна для всех государств во все периоды существования и развития. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога – формирование финансовых ресурсов государства.
  • Регулирующая. Цель этой функции заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Она носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе.
  • Стимулирующая. Налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопление капитала, увеличение или уменьшения платёжеспособного спроса и другие экономические процессы. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.
  • Распределительная. Эта функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, потому что состоит из перераспределительных общественных доходов между различными категориями граждан от состоятельных к неимущим, что обеспечивает гарантию социальной стабильности общества.
  • Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства.

Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов.

Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет (реализация фискальной функции), создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, (экономическая функция налогов). В то же время достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов. [22]

    1. Виды и классификация налогов

Классификация налогов – это обоснованное распределение налогов и сборов по группам, произведенное на основании определенного разграничивающего признака и обусловленное целями (задачами) систематизации и сопоставлений.

Все налоги делятся на два вида: в зависимости от порядка взимания и в зависимости от уровня органов государственного управления. [8, с. 50]

  1. Виды налогов по способу платежа различают:

Прямые — платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорционально их платежеспособности, устанавливаются непосредственно на доход или имущество и считаются наиболее справедливыми. К ним относятся: налог с доходов физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на имущество, налог на землю, налог на операции с ценными бумагами и др.

Косвенные налоги, которые включаются в цену товара в виде определенной надбавки; эти налоги оплачивают потребители товаров, и вносятся в бюджет продавцами товаров, которые выступают посредниками между государством и фактическими плательщиками налогов. Косвенные налоги подразделяются на:

  • налог на добавленную стоимость это универсальный косвенный налог, он устанавливается в процентах от стоимости товара, оплачивают все потребители продукции;
  • акцизы это косвенный налог на отдельные товары, устанавливается решением правительства в виде надбавки к цене товара. Акцизы действуют в РФ по Закону РСФСР от 6 декабря 1991 г. на целый ряд товаров широкого потребления: спирт этиловый, спиртосодержащая и алкогольная продукция, вино, пиво, табачные изделия, нефть, бензин автомобильный, легковые автомобили, а также отдельные виды минерального сырья.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:57, курсовая работа

Описание

Наполнение бюджета государства имеет ключевое значение для жизнеспособности и эффективного функционирования национальной экономики, соответственно, обеспечения экономической безопасности, страны. В реализации этой задачи основную роль играет налоговая система и налоговая политика государства, которые оказывают существенное влияние на экономику и общую безопасность страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Сущность и функции налогов, их классификация…………..
Возникновение и развитие налогов…………………………………
Экономическая сущность налогов…………………………………
Функции налогов и принципы налогообложения………………
Виды налогов……………………………………………………..
Глава 2. Роль налогов в регулировании современной экономики……………
2.1. Роль налогообложения в обеспечении экономического равновесия……
2.2. Налоговое стимулирование аграрного сектора экономики…………
2.3. НДС – налог на ВВП предприятия……………………………………..
2.4. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики…………………………………………………………
2.5. Пути усиления стимулирующей функции налога на прибыль…………
Заключение…………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………….

Работа состоит из 1 файл

КУРСОВАЯ. макроэкономика.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Кафедра финансов, кредита и банковского дела (ФКиБД)

Курсовая работа по курсу

«Финансы и кредит» по теме:

«Роль налогов в регулировании экономики»

Глава 1. Сущность и функции налогов, их классификация…………..

Возникновение и развитие налогов…………………………………

Экономическая сущность налогов…………………………………

Функции налогов и принципы налогообложения………………

Глава 2. Роль налогов в регулировании современной экономики……………

2.1. Роль налогообложения в обеспечении экономического равновесия……

2.2. Налоговое стимулирование аграрного сектора экономики…………

2.3. НДС – налог на ВВП предприятия……………………………………..

2.4. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики……………………………………………………… …

2.5. Пути усиления стимулирующей функции налога на прибыль…………

Список использованной литературы………………………………….

Наполнение бюджета государства имеет ключевое значение для жизнеспособности и эффективного функционирования национальной экономики, соответственно, обеспечения экономической безопасности, страны. В реализации этой задачи основную роль играет налоговая система и налоговая политика государства, которые оказывают существенное влияние на экономику и общую безопасность страны. Налоги и налоговая политика должны обеспечивать такое развитие экономики, которое может создать необходимые финансовые условия и ресурсы для социально- экономической стабильности и единства финансовой системы государства (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютную системы), успешного противостояния внутренним и внешним угрозам экономической безопасности страны и ее отдельных регионов.

О том, что государство не может существовать без налогов, знали еще в древности. Изобретались самые причудливые формы налогообложения: на окна и дымовые трубы, на соль и, конечно же, на спиртные напитки. Основы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом: налоги должны соответствовать состоянию плательщика; способ и время взимания должны быть заранее и точно известны и удобны для плательщика; сам процесс сбора налогов нужно проводить с минимальными затратами. Современная система налогообложения многоступенчата, национально и регионально специфична.

Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.

В данной курсовой работе раскрыта роль налогов в экономике и рассмотрены цели и структура налогов, а также налоговая политика. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика и налоговая сфера, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования.

Глава 1. Сущность и функции налогов, их классификация.

    1. Возникновение и развитие налогов.

Налогом называется обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

  • защита территории;
  • выполнение управляющих и распределительных функций;
  • поддержание внутреннего порядка;
  • сбор налогов и податей с населения.

По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным примером может служить то, что в XVIT веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами).

Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов».

По мере развития государства как социального института, налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция исходящая из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого-то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, .Япония, Швеция и некоторые другие провели налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитала и стимулирование деловой активности. В этих целях снижена ставка налога на прибыль корпораций. Например:

  • в США ставка корпорационного налога уменьшена с 46 до 34%;
  • в Великобритании - с 45 до 35%;
  • во Франции - в 1986 году с 50 до 45% , а в 1991 году -до 42%;
  • в Японии - в 1989 году с 42 до 40%, а в 1990 году - до 37,5%.

В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании.

Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.

1.2. Экономическая сущность налогов.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания. публичной власти. ". 1 В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Таким образом, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого

назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

В налогах заложены большие возможности по регулированию социально- экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены возможности и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий государству в определенных законодательством размерах и в установленные сроки.

В практике налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории общественных.

Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом налог может быть денежным и натуральным.

По объектам обложения налоги делятся:

- на налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);

- налог на добавленную стоимость продукции, работ, услуг;

- налог на имущество (предприятий и граждан);

- налог на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);

- налог за пользование природным ресурсами.

Налоги могут устанавливаться на различных уровнях государственной власти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают в соответствующие бюджеты.

Налоги могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости, дорожный фонд и т.д.

Для понимания сущности налогов не малое значение имеет знание и понимание признаков налогов. К ним относятся:

  1. Императивность - то есть требование со стороны государства обязательности налогового платежа. При невыполнении налогового обязательства, применяются соответствующие санкции.
  2. Смена собственника - в частности через налоги, доля частной собственности становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.
  3. Безвозвратность и безвозмездность — налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются к конкретному плательщику. Налог предстает как безвозмездное изъятие государством части средств предприятий, организаций и населения по заранее установленным нормативам и срокам. Вот почему налоги взимаются принудительно, проявляя тем самым как бы неэкономический характер.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов. К важнейшим элементам налогов относятся:

  1. Субъект налога - налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог.
  2. Носитель налога - юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога, а не государству. Классический пример этому - субъект налога - производитель или продавец товара, например, по налогу НДС, а носитель налога — покупатель товара.
  3. Объект налога - доход или имущество, измеренные количественно, которые служат базой для исчисления налога.
  4. Налоговая база - денежная или физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
  5. Источник налога - это доход, из которого выплачивается налог.
  6. Единица обложения - единица, в которой измеряется величина налога.
  7. Ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твёрдой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой.
  8. Оклад налога.
  9. Налоговый период - срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
  10. Налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Читайте также: