Роль налога на прибыль в регулировании инвестиционных процессов

Опубликовано: 19.05.2024

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

"Финансовая газета", 2008, N 35

Увеличение инвестиционной активности в реальном секторе экономики играет огромную роль в повышении производственного потенциала таких отраслей, как промышленность, строительство и сельское хозяйство. В условиях реформирования налоговой системы определяющая роль в данном процессе принадлежит государственному регулированию инвестиционной сферы.

На создание благоприятного инвестиционного климата в стране влияет ряд факторов, особенно в области системы налогообложения, иностранных инвестиций, разработки нормативно-правовой базы и создания необходимой инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности.

Возможности использования налоговых инструментов в инвестиционном процессе заключаются в следующем:

изменяя объем взимаемых налогов, государство воздействует на уровень сбережений населения, величину прибыли и амортизационных отчислений предприятий и таким образом влияет на объем источников финансирования инвестиций и важнейшие макроэкономические пропорции: потребление, накопление, инвестирование;

применении налоговых льгот, например амортизационной премии;

снижении налоговых ставок;

уменьшении налоговой нагрузки на распределенную прибыль, предусматривающем разрешение компаниям вычитать из облагаемого дохода часть дивидендов, направляемых на инвестиционные цели.

Благосостояние государства зависит от состояния всех основных отраслей экономики. Долгое время более выгодным и предпочтительным для вложений являлся не производственный, а финансовый сектор экономики.

При разработке налоговых инструментов стимулирования инвестиционной активности необходимо рассматривать системный механизм взаимодействия финансового и реального секторов экономики (прежде всего потому, что реальный сектор нуждается в долгосрочных финансовых ресурсах и одновременно сам может служить поставщиком данных ресурсов в финансовый сектор экономики). В связи с этим, с одной стороны, в системе налогообложения реального сектора экономики необходимо стимулировать процессы накопления и аккумулирования долгосрочного капитала для последующего развития производства и одновременного формирования долгосрочных ресурсов (в виде депозитов) в финансовом секторе, с другой - стимулировать посредством различных налоговых инструментов направление свободных денежных средств на финансирование отраслей реального сектора экономики.

К числу причин недостаточной инвестиционной активности в реальном секторе экономики можно отнести и несовершенство налоговой системы. Начиная с 2002 г. инвестиционные льготы по налогообложению прибыли были отменены, но позитивным моментом явились дополнительные возможности начисления ускоренной амортизации.

Еще одна проблема связана с тем, что в настоящее время в российском законодательстве практически не предусмотрены механизмы, стимулирующие повышение заинтересованности экономических субъектов в использовании финансовых ресурсов, образованных за счет накопленной амортизации на восстановление основных фондов, модернизацию и реконструкцию производства.

В настоящее время налог на прибыль в Российской Федерации, в отличие от западных стран, практически не выполняет регулирующую функцию.

С 1 января 2002 г. изменилась ставка налога на прибыль: она снизилась с 35% (с 43% для финансового сектора) до 24%. Законодатели, устанавливая данную ставку, предполагали, что произойдет сокращение теневых доходов и за счет этого увеличится количество плательщиков.

Инвестиционная налоговая льгота до 1 января 2002 г. играла важную роль в использовании прибыли на финансирование капитальных вложений, так как при использовании этой льготы организации могли уменьшить на 50% свою налогооблагаемую прибыль, т.е. предприятия, осуществляющие инвестиции в больших размерах, фактически уплачивали налог на прибыль по ставке 17,5%, а в настоящее время уплачивают налог по более высокой ставке - 24%.

Между тем вливание в экономику дополнительных финансовых ресурсов за счет существенного снижения ставок по основным видам налогов не привело к значительному увеличению доли собственных источников в финансировании капитальных вложений. Если в 2001 г. собственные источники (прибыль и амортизационные отчисления) составляли 42,5% во всех источниках финансирования инвестиций в основной капитал, то к 2007 г. их доля снизилась до 41,5%, причем ни в каком году этого периода удельный вес собственных источников не превысил показатель 2001 г.

При действующей ставке рефинансирования Банка России только высокорентабельные экспортно-ориентированные предприятия могут привлекать кредитные ресурсы в качестве источника финансирования инвестиций.

В настоящее время налоговая политика в данной области стала изменяться: в рамках осуществления налоговой реформы начался постепенный возврат к налоговому стимулированию инновационной активности.

В целом инвестиционный климат (например, 2006 - 2007 гг.) характеризуется следующими параметрами. Общий объем финансовых вложений организаций (без субъектов малого предпринимательства) составил 18 779,4 млрд руб. При этом выросли объемы долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, но в то же время очень незначительно выросли инвестиции в нефинансовые активы, в том числе в основной капитал - на 0,1%. Возможно, здесь определенную роль сыграла амортизационная политика.

Налогоплательщики получили своеобразную инвестиционную льготу в виде возможности применения нелинейного метода начисления амортизации, который позволяет гораздо быстрее возмещать средства, потраченные на приобретение основных средств.

При разработке мер налогового регулирования следует учитывать, что важнейшим инвестиционным ресурсом организации являются как собственные средства (амортизационные отчисления, прибыль), так и привлеченные, в том числе с финансового рынка.

Немаловажное значение имеет расширение самостоятельности организаций в области определения норм амортизации и стоимостной оценки основных фондов, а также обеспечение целевого использования начисляемой амортизации путем ее исключения из себестоимости в случае отвлечения амортизационных средств от решения задачи обновления производства.

Необходимо также расширить сферу применения ускоренной амортизации. Помимо потенциального увеличения финансирования расходов в целях качественного обновления основных фондов и повышения технико-технологического уровня производства к достоинствам метода ускоренной амортизации относится и возможность компенсации более высоких затрат на проведение ремонтных работ пониженными амортизационными отчислениями.

Применение ускоренной амортизации с отнесением на реальные финансовые результаты деятельности с уменьшением налогооблагаемой прибыли необходимо компаниям с недостаточным финансированием инвестиционных процессов. Политика ускоренной амортизации создает компаниям условия для замены еще физически работоспособного, но морально устаревшего оборудования. Кроме быстрого накопления средств для обновления основного капитала механизм ускоренной амортизации позволит предприятиям получать определенные налоговые преимущества.

С 1 января 2008 г. введен дополнительный повышающий коэффициент (не более 3) в отношении основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности. Сохранена возможность применения ускоренной амортизации с коэффициентом, равным 2, который применяется в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности (ст. ст. 266, 259 НК РФ).

Целесообразно разрешить применение коэффициента 3 для предприятий, реализующих инновационные проекты.

Также можно отметить введение с 1 января 2006 г. "инвестиционной премии" (возможности отнесения на расходы отчетного (налогового) периода расходов на капитальные вложения в размере до 10%). Расходы в виде капитальных вложений признаются в качестве расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения (п. 3 ст. 272 НК РФ).

Расходы налогоплательщика на НИОКР, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, разработки новых видов сырья или материалов, не увенчавшихся положительным результатом, также подлежат включению с 1 января 2007 г. в состав прочих расходов равномерно в течение одного года (ст. 262 НК РФ).

Вместе с тем следует отметить, что введение "инвестиционной премии" всего лишь предполагает использование дополнительных финансовых ресурсов на инвестиции в основной капитал, так как отсутствует обязательность направления этих средств на инвестиционные цели.

Для субъектов хозяйствования необходимо создать такие условия, при которых целевое аккумулирование амортизационных отчислений и расходов на капитальные вложения на длительный срок было бы экономически выгодным и вместе с тем не оказывало бы негативного влияния на доходы бюджетной системы Российской Федерации.

Для активизации процесса формирования инвестиционных ресурсов за счет накопленной амортизации и расходов на капитальные вложения может быть предоставлена налоговая преференция в части налогообложения доходов, полученных от размещения этих средств в кредитных организациях. При этом налоговая преференция должна иметь строго целевой характер использования.

Другое направление заключается в возможности возмещения предприятию части уплаченного налога на прирост прибыли, полученный за счет роста эффективности производства. Указанный механизм означает использование регрессивной шкалы налогообложения текущих доходов эффективно работающих субъектов рынка. С одной стороны, он создает дополнительные стимулы оживления их инвестиционной активности, а с другой - способствует запуску механизма "инвестиционного мультипликатора" за счет "перелива" инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевых взаимодействий. В данном случае речь идет о предоставлении льготы по налогу на прибыль в виде освобождения от налогообложения части прибыли, которая была использована предприятием на инвестиции.

Поощрение инвестиций за счет собственных средств предприятий возможно и на основе дифференцированного налогообложения их имущества в целях стимулирования улучшения технологической структуры основных фондов. Применяются пониженные ставки налогообложения в отношении активной части основных фондов, находящихся в эксплуатации; и, наоборот, используются повышенные ставки налога в отношении находящихся на балансе физически и морально изношенных основных фондов, что поощряет их списание.

Важным направлением стимулирования инвестиционной активности является и расширение сферы применения инвестиционных налоговых кредитов.

Необходимо отметить, что действующим налоговым законодательством установлены определенные стимулы для его получателей:

предусмотрен практически заявительный характер его получения;

установлен достаточно льготный размер уплачиваемых по данному кредиту процентов (не менее одной второй и не более трех четвертых ставки рефинансирования Банка России).

Однако позитивная идея стимулирования инвестиционной деятельности с помощью налогового кредита не оказала действенного влияния на инвестиционную деятельность организаций в форме капитальных вложений. Так, по состоянию на 1 января 2007 г. всего лишь пять организаций получили инвестиционный налоговый кредит на сумму 219,5 млн руб., из которых более 97% были предоставлены за счет региональных и местных средств. Причины такого неиспользования механизма инвестиционного налогового кредитования заключаются в основном в условиях его предоставления. В частности, налогоплательщиков не вполне устраивают сроки предоставления данного кредита, а также пределы уменьшения текущих платежей по соответствующим налогам.

В получении инвестиционного налогового кредита имеется серьезное ограничение: при проведении НИОКР или технического перевооружения производства кредит предоставляется в размере 30% стоимости приобретенного этой организацией оборудования, используемого исключительно для указанных целей. Такие условия препятствуют развитию этой формы инвестирования в экономику.

Фактически инвестор может получить данный кредит только при проведении технического перевооружения собственного производства. В таких проектах срок предоставления кредита в пределах до пяти лет слишком мал: за подобный период капитальные затраты подобного характера не всегда могут окупиться. Сроки предоставления данного налогового кредита должны устанавливаться в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта.

В связи с этим целесообразно пересмотреть цели кредита, условия его предоставления. Кроме того, желательно расширить сферу применения инвестиционного налогового кредита, который должен выдаваться организациям сферы материального производства на реализацию любых инвестиционных проектов. При этом основным условием предоставления данного кредита должно быть наличие у инвестора собственных финансовых средств, а также участие в проекте банковских ресурсов.

Одновременно следовало бы расширить и перечень федеральных налогов, за счет которых может быть выдан инвестиционный налоговый кредит.

Также отдельной проблемой в действующем налоговом законодательстве остается проблема двойного налогообложения прибыли предприятий: сначала она облагается в размере 24%, а потом выплачиваемые из оставшейся части дивиденды облагаются еще 9 и 15% соответственно.

По нашему мнению, данная проблема двойного налогообложения может быть решена путем установления такой системы налогообложения прибыли, при которой налог с прибыли взимался бы только после выплаты дивидендов (т.е. необходимо предусмотреть раздельное налогообложение прибыли, полученной от основной деятельности, и налогообложение дивидендов). Такой вариант налогообложения применяется на сегодняшний день в Австрии.

Кроме того, систему налогообложения предприятий реального сектора экономики необходимо рассматривать и выстраивать без отрыва от налогообложения финансового сектора экономики, который, в свою очередь, служит источником свободных финансовых ресурсов в экономику.

Таким образом, система налогообложения должна одновременно стимулировать процессы накопления долгосрочных финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены не только на расширение производства, но и на вложения в финансовый сектор экономики, что, в свою очередь, увеличит долгосрочные финансовые ресурсы последнего и при соответствующей системе налогообложения направит их на финансирование реальной экономики.

Главным направлением дальнейшего развития налоговой системы в Российской Федерации является ее превращение в комплексный рычаг формирования эффективной рыночной экономики, способный решать весь комплекс как текущих, так и перспективных социально-экономических задач.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночным отношениям качественно изменил содержание, значение и стратегические цели государственного регулирования экономики. Социально-экономические процессы, происходящие в национальном хозяйстве России во многом определяются научно-обоснованной государственной инвестиционной политикой, которая позволяет повысить темпы экономического роста, доходы федерального и консолидированного бюджета.
Происходящие в стране инвестиционные процессы в значительной степени связаны со сложившимися на макро- и микро-уровне финансово-экономическими условиями.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_FNS.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Уфимский государственный авиационный технический университет

Кафедра налогов и налогообложения

по дисциплине «Федеральные налоги и сборы»

«Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в РФ»

Студента 4 курса

Глава 1.Теоретические основы налогового регулирования инвестиционной деятельности

1.1. Понятие инвестиционной деятельности как объекта налогового регулирования

Переход к рыночным отношениям качественно изменил содержание, значение и стратегические цели государственного регулирования экономики. Социально- экономические процессы, происходящие в национальном хозяйстве России во многом определяются научно-обоснованной государственной инвестиционной политикой, которая позволяет повысить темпы экономического роста, доходы федерального и консолидированного бюджета.

Происходящие в стране инвестиционные процессы в значительной степени связаны со сложившимися на макро- и микро-уровне финансово-экономическими условиями. Среди них ведущее место занимает действующая система налогообложения участников инвестиционной деятельности.

Для обеспечения развития стратегических инвестиций требуется государственная поддержка инвестиционного процесса на всех уровнях управления национальным хозяйством. В распоряжении государства имеются различные инструменты стимулирования инвестиционного процесса в стране важное место среди которых занимают налоги. С помощью налоговых инструментов государство влияет на объемы денежных средств остающихся в распоряжении организаций, а также на использование данных финансовых ресурсов. Благоприятный налоговый климат поощряет организации осуществлять инвестиции в национальную экономику. Фискальная направленность налоговой системы, высокое налоговое бремя, сыграли существенную роль в углублении инвестиционного кризиса на этапе формирования рыночных отношений.

В условиях становления рыночной экономики вопросы повышения эффективности налоговой системы имеют особое значение, и в этой связи возрастает роль налогов в поддержке и развитии предпринимательской деятельности, являющихся предпосылками экономического роста и развития страны

Действующая в настоящее время налоговая система имеет ярко выраженную фискальную направленность и является серьезным препятствием для роста инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Поэтому одной из ключевых задач налогового регулирования является создание благоприятного климата для роста и повышения эффективности реальных инвестиций.

1.2. Инструменты и методы налогового регулирова ния инвестиционной деятельности

Важнейшим методом налогового регулирования инвестиционной деятельности являются налоговые льготы, под которыми понимается уменьшение налогового обязательства для определенной категории налогоплательщиков. Освобождение может быть полным или частичным, но оно всегда приводит к уменьшению суммы налоговых изъятий. Так A. B. Брызгалин подчеркивает: «Налоговая льгота - это предоставляемая налоговым законодательством исключительная возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика».

Налоговые льготы представляет собой особый порядок определения любого элемента налога, создающий для определенной категории налогоплательщиков более благоприятные условия осуществления предпринимательской деятельности с целью уменьшения налогового бремени [5].

В связи с этим льготы могут выступать в качестве элемента налогообло жения, а, следовательно, они являются способом реализации регулирующей функции налога и налоговой системы в целом. К льготам, в частности относятся:

  • понижение налоговой ставки;
  • налоговые вычеты, учитываемые при исчислении налоговой базы;
  • увеличение налогового периода;
  • упрощение порядка уплаты налогов (освобождение от авансовых платежей);
  • инвестиционные налоговые скидки;
  • инвестиционные налоговые кредиты
  • специальные налоговые режимы и др.

В соответствии со своей сущностью и назначением льготы могут выступать мощным стимулом развития научно-технического прогресса проведения мероприятий по охране окружающей среды, расширения производства дефицитной продукции, развития любого бизнеса, создания производственных мощностей в экономически сложных регионах. Большую роль льготы играют в решении социальных проблем. Налоговые льготы многообразны. Именно это их свойство позволяет государству оказывать влияние на те или иные категории налогоплательщиков.

Льготы выступают как самый нестабильный элемент налоговой системы. Их состав постоянно изменяется, дополняется, пересматривается порядок их применения. Налоговые льготы, уменьшая налоговое бремя у хозяйствующих субъектов, уменьшают сумму налоговых платежей и, в конечном счете, приводят к реальным потерям доходной части бюджета. Они выступают мощным стимулом налоговой конкуренции между отдельными регионами. Предоставление налоговых льгот одним категориям налогоплательщиков может приводить к увеличению налогового бремени у других, поскольку доходная часть бюджета не является произвольной величиной, а задание по мобилизации налоговых платежей в бюджет должны обязательно выполняться.

Важнейшим инструментом налогового регулирования являются налоговые ставки. Изменяя налоговые ставки, государство повышает или снижает уровень налогового бремени. Между ставкой налога и инвестиционной ктивностью хозяйствующих субъектов, несомненно, имеется тесная связь. Увеличение ставки налога приводит к снижению налоговых поступлений и при 100% ставке налога производитель теряет всякие материальные стимулы к продолжению предпринимательской деятельности. При повышении налогового бремени производитель предпочтет путь наименьших затрат капитальных вложений, позволяющий получить производимый товар в меньшем объеме, чем путь, который повышает технический и технологический уровни производства, приводит к производству большего количества товаров и повышению их качества, но требует для его реализации больших инвестиционных ресурсов. Рост ставок налогов и его следствие – увеличение налогового бремени, приводит к сокращению применения капиталоемких производственных процессов, что замедляет темпы роста технического уровня производства.

Не менее сложные процессы происходят в экономике и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов при снижении налоговых ставок. Снижение налоговой ставки должно сопровождаться повышением деловой активности и, следовательно, ростом налоговых платежей в бюджет государства. Однако, между этими событиями необходим продолжительный период, чтобы компенсировать потери бюджета в период с момента снижения налоговой ставки до момента увеличения налоговой базы и суммы уплачиваемых налоговых платежей. Для повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов не требуется всеобщее снижение налоговых ставок, охватывающее всех налогоплательщиков, а требуется использование системы ставок, в которой для налогоплательщиков, направляющих накопленные финансовые ресурсы в реальные инвестиции будет установлено их понижающее значение. Снижение налоговой ставки у участников инвестиционного процесса приводит к росту капитальных вложений и увеличению объемов производства, становясь дополнительным стимулом развития инвестиционной деятельности.

Для стимулирования инвестиционного процесса важную роль играют инвестиционные налоговые скидки. Налоговые скидки – это финансирование государством капитальных вложений частного бизнеса. Эти скидки используются с целью стимулирования предпринимателей к инвестированию расширения производственных мощностей или замены технически и морально устаревших основных фондов. Величина налогового кредита устанавливается в процентах от стоимости оборудования и вычитается из суммы налога на прибыль или облагаемого налогом дохода. Такой налоговый кредит позволяет лучше, чем другие налоговые льготы учитывать фактическое имущественное и финансовое положение налогоплательщика. Инвестиционный налоговый кредит, вычитаемый из суммы налога, сохраняет большую долю доходов налогоплательщику с низким их уровнем.

В соответствии с действующим в Российской Федерации налоговым законодательством под налоговым инвестиционным кредитом понимается возможность хозяйствующих субъектов в течение определенного срока уменьшить уплачиваемые в бюджет налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и процентов. Такой кредит представляет собой форму изменения срока исполнения налогового обязательства в виде целевого налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит представляется по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет, если организация проводит:

- научно-исследовательские или опытно- конструкторские работы (НИОКР) ;

  • техническое перевооружение собственного производства, осуществление инновационной деятельности, совершенствование применяемых технологий;
  • создание новых видов сырья или материалов;

- выполнение программ по социально-экономическому развитию региона.

Эта льгота играет важную роль в развитии инвестиционной деятельности, но ее дальнейшее применение сдерживается высоким банковским процентом за предоставление кредита, растущим в результате высоких темпов роста уровня цен на оборудование, строительные материалы и т.д. Роль этой льготы в условиях Российской Федерации снижают и другие причины. Большое число крупных предприятий, ранее осуществлявших реконструкцию, расширение и техническое перевооружение за счет централизованных капитальных вложений, получает прибыль, которой недостаточно для инвестирования в рыночных условиях хозяйствования, даже при использовании инвестиционного налогового кредита. В России инвестиционный налоговый кредит не получил должного распространения из-за сложности его оформления и существенных последствий в случае нарушения его условий.

Важным инструментом налогового регулирования выступают специа льные налоговые режимы. Специальным налоговым режимом является особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. Эти режимы имеют ограничение в действии во времени и установлены для определенного круга налогоплательщиков. К специальным налоговым режимам относятся:

упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохоз яйственных товаропроизводителей, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Одним из самых главных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства является прибыль. Она выступает целью функционирования коммерческой организации и источником уплаты налогов. Прибыль является превышением в денежном выражении доходов (выручки от реализации, товаров, работ, услуг) затрат на производство, приобретение и сбыт данных товаров, работ, услуг.

Прибыль предприятия отражает конечные финансовые результаты функционирования и объем ее денежных накоплений. Она представляет собой источник финансирования затрат на производственное и социальное развитие компании. Доля прибыли в форме налога на прибыль изымается государством и, следовательно, является источником финансирования государственных расходов.

Важным инструментом регулирования экономики является налог на прибыль. Именно налогообложение прибыли позволяет государству эффективно влиять на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала и широко использовать налоговые методы в регулировании экономики и иметь существенный источник доходов бюджета.

Если провести экскурс во многовековую историю, то прибыль, как экономический элемент, присуща товарным отношениям на всех этапах развития общественных отношений. Налог на прибыль должен был быть применен в Российской Федерации по окончанию продолжительного бытия неналоговых моделей разделения доходов юридических лиц еще в 1991г.

Величина налога на прибыль определяется разницей между доходами и расходами фирмы. Основные законодательные нормы, регулирующие налог на прибыль (сроки уплаты, определение размера, периодичность предоставления деклараций и т. д.) установлены в Главе 25 НК РФ [1]. Осуществлять соответствующие платежи в бюджет обязаны юридические лица, зарегистрированные в РФ либо иностранные — при условии, что имеют постоянные представительства в России либо извлекают доход из источника, расположенного в РФ.

По значению в формировании бюджета налог на прибыль занимает лидирующие позиции, но его роль как одного из главных источников дохода государства понемногу меняется по мере развития экономики страны в целом. В самом начале экономических реформ как раз анализируемый налог являлся основным доходом федерального бюджета, его доля в совокупной сумме доходов превышала 50% [2, с.97].

В рентабельной части бюджета налог на прибыль находится на 3 месте вслед за НДС и акцизами. В системе налоговых доходов федерального бюджета он составляет 15 %.

Налог на прибыль - федеральный налог, но доходы от его начисления распределяются между федеральным и бюджетом субъекта РФ в следующем соотношении: 2% распределяются в федеральный бюджет, а 18% - в бюджет субъекта РФ. В 2017-2020 гг. в федеральный бюджет подлежит распределению 3% налога на прибыль, а в бюджет субъекта РФ – 17%. Таким образом, налог на прибыль выполняет фискальную и регулирующие функции.

Налог на прибыль - прямой соразмерный налог, сумма которого зависит от конечного финансово-хозяйственной деятельности предприятий – прибыли. Поэтому можно с уверенностью говорить, что налог на прибыль влияет на инвестиционные процессы и процесс получения максимального капитала. Кроме того, это говорит о том, что с точки зрения экономической теории, предприятия являются реальными плательщиками данного налога. Таким образом, анализируемый налог не перекладывается на конечного потребителя товаров либо услуг как в случае косвенного налогообложения.

Налоговый механизм помогает реализовывать экономическую добавочную прибыль по месту ее происхождения. И тогда компания получает вспомогательные вероятности, как для своих инвестиций, так и для расширения непроизводительного потребления. Успешная система налогообложения прибыли предприятий, предоставляющая дополнительные льготы по налогу на прибыль, решающим образом воздействует на продвижение производителей и характеризуется ведущим значением для гарантирования положительных финансовых результатов, увеличения экономической активности и решения проблем социально-экономической сферы. В системе налогового планирования организации [3] необходимо четко выявлять все возможные нюансы, касающиеся возможных льгот, связанные с исчислением и уплатой налога на прибыль, дабы оптимизировать величину налоговой нагрузки предприятия [4].

Налог на прибыль является одной из основных современных форм налогового изъятия. Он занимает особое место в налоговых системах, так как напрямую уменьшает именно то, что по определению является целью предпринимательской деятельности. Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Именно налог на прибыль обладает наибольшим регулирующим воздействием на деятельность хозяйствующих субъектов по сравнению с другими налогами. Благодаря использованию дифференцированных налоговых ставок для отдельных налогоплательщиков и видов доходов, предоставлению целевых льгот (на развитие НИОКР, капитальное строительство, техническое перевооружение, занятость инвалидов, благотворительность), применению ускоренных методов амортизации, налог на прибыль может оперативно воздействовать на деятельность организаций, стимулировать инвестиционные и инновационные процессы в экономике. Посредством распределения ставки данного налога между уровнями бюджетной системы реализуются региональные аспекты экономической поли- тики государства [5].

Налог на прибыль является довольно распространенным в практике налогообложения в иностранных государствах с рыночной экономикой и занимает ведущее значение в развитии страны. Анализируемый налог способствует активному воздействию государства на экономические процессы с помощью эффективного использования налоговых рычагов. Данный налог достаточно успешно применяется при развитии малого бизнеса, регулировании активности инвестиций, привлечении в государство иностранного капитала при помощи предоставления государством некоторых льгот и закрепления ставок налога.

Корпоративный подоходный налог занимает важное место в национальной бюджетной системе. Налог на прибыль, будучи федеральным, играет важную роль в регулировании бюджетной системы всей страны. С самого начала он был определен в качестве источника управления дохода. Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5% (12,5 % в 2017 - 2020 годах) [6]. Эти полномочия распространяются на освобождение от уплаты налогов. На протяжении многих лет, налог на прибыль являлся регулятором фонда заработной платы. Поступления от налога на прибыль находятся на лидирующих позициях в доходах и бюджете, и его регулированию свойственно национальное значение, как на государственном уровне, так и для налогоплательщиков (субъектов налогообложения) – организаций и предприятий.

Из-за того, что наиболее широко используется регулирующая функция, фискальный смысл налога на прибыль в большинстве развитых странах является незначительным.

Подводя итого всему выше сказанному, следует подчеркнуть, что налог на прибыль играет ведущую роль в налоговой системе РФ и занимает в ней не последнее место.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10900200/.

2. Кучеров И.И. Налоговое право России. М., 2001. - 327 с.

3. Чистова М.В. К вопросу о сущности налогового планирования в организации / М.В. Чистова, Н.Ф. Клинчаева // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 5-1 (83). С. 115-118.

4. Чистова М.В. К вопросу о сущности налоговой нагрузки организации / М.В. Чистова, А.Л. Дзукаева // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 5-1 (80). С. 225-228.

5. Кравцова Н.И. Налоговая децентрализация как основа формирования эффективной бюджетно-налоговой политики региона / Н.И. Кравцова, Р.М. Магомедова, М.М. Сулейманов // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 10. С. 7–15.

Главная > Реферат >Финансы

Глава 1. Экономическая сущность налога на прибыль и методологические основы его взимания. 5

Глава 2. Льготы по налогу на прибыль и их роль в стимулировании инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 17

Глава 3. Пути совершенствования взимания налога на прибыль и усиления его роли в стимулировании инвестиционной деятельности. 30

Список использованных источников 35

Введение

Данная работа посвящена теме " Налог на прибыль и его влияние на организацию инвестиционной деятельности предприятий".

Проблема этой темы носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Реформирование налоговой системы остается одним из приоритетных направлений повышения конкурентоспособности национальной экономики, формирования в республике благоприятного инвестиционного климата, стимулирования инновационного развития.

Проблематика разработки теории, методологии и механизмов налогового регулирования инвестиций, влияния налоговой системы на инвестиционную привлекательность белорусской экономики, учитывающего особенности современного этапа ее реформирования еще далеко не исчерпана. Особого внимания требуют вопросы обеспечения сбалансированности реализации фискальной и стимулирующей функций налоговых систем, адаптации к белорусским условиям имеющегося зарубежного опыта налогового регулирования, совершенствования применения специальных налоговых льгот, внесение изменений и дополнений в действующее законодательство в части создания действенных инвестиционных стимулов при использовании налога на прибыль. Отмеченные и другие смежные проблемы рассматриваются автором в настоящей работе. Изложенное позволяет сформулировать объект, предмет, основную цель и задачи исследования.

Объектом данного исследования является налог на прибыль, его влияние на инвестиционную деятельность предприятий.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы " Налог на прибыль и его влияние на организацию инвестиционной деятельности предприятий ".

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие прибыли, суть налога на прибыль;

2. Выявить порядок взимания налога на прибыль в Республике Беларусь;

3. Рассмотреть льготы по налогу на прибыль и их роль в стимулировании инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;

4. Изучить возможные пути совершенствования взимания налога на прибыль и усиления его роли в стимулировании инвестиционной деятельности.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Источниками информации для написания работы по данной теме послужили базовая учебная литература, теоретические труды некоторых мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных данной тематике, взятых, в том числе, и из Интернет-ресурсов, законодательные акты Республики Беларусь, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Глава 1. Экономическая сущность налога на прибыль и методологические основы его взимания.

1.1. Понятие прибыли и общая характеристика налога на прибыль.

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги.

В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.

Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. Но нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось лишь в сфере интересов только предприятия. В этом заинтересованы и государство (бюджет), и коммерческие банки, и инвестиционные структуры, и акционеры, и другие держатели ценных бумаг.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

В современных условиях для управления предприятием необходим багаж знаний во многих областях экономики. Наряду с менеджментом, маркетингом, бухгалтерским учетом и некоторыми другими направлениями основы налогообложения занимают одно из важнейших мест и являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия.

В системе налогов Республики Беларусь одним из наиболее значимых является налог на прибыль. Вопросы, связанные с этим налогом, имеют большое значение как для государства, так как он является важной доходной статьей бюджета, так и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных. Налог на прибыль – это один из самых существенных источников пополнения государственной казны. В последнее время возникает множество споров по поводу эффективности применения этого налога.

Прибыль – это основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода. Она является важнейшей экономической категорией и основой целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

Прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

На рынке предприятия выступают как обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, но это еще не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сравнить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, т.е. включающий в себя оплату труда и прибыль, есть ни что иное как валовой доход предприятия.

Рассмотрим связь между себестоимостью, валовым доходом и прибылью предприятия на следующем рисунке.

Читайте также: