Роль государства в развитии и поддержании ксо правовое регулирование налоговая политика

Опубликовано: 16.05.2024

Внутренняя социальная ответственность правительства реализуется через разработку специального плана действий и развитие программ, направленных на соблюдение баланса труда и отдыха сотрудников, создание равных возможностей для их продвижения и карьерного роста, инвестирование с учетом этических принципов, борьбу с подтасовками и коррупцией. При поддержке правительства создаются образовательные центры, системы мониторинга и контроля. Играя роль координатора, ряд государств назначили министров КСО, создают межотраслевые КСО программы

и проводят оценку проектов новых законодательных инициатив на предмет соответствия основным принципам социальной ответственности.

Внешняя социальная ответственность правительства проявляется при формировании государственного бюджета, распределении ресурсов, внедрении системы международных стандартов, информационно методической поддержке КСО.

Направления государственной политики в области КСО и примеры практических действий:

1. Информирование общественности о роли КСО в развитии общества и лучших практиках социально-ответственного бизнеса – наиболее популярное направление поддержки КСО предприятий.

Правительства создают специальные информационные центры, призывают средства массовой информации к пропаганде, обсуждению проблем, информированию читателей о лучших национальных и зарубежных практиках в области КСО. Широко используется интернет ресурс, где создаются специализированные вебсайты.

2. Стимулирование и поддержка дополнительных добровольных инициатив бизнеса в области КСО.

С целью стимулирования и пропаганды этического поведения бизнеса в области КСО многие государства выступают инициаторами и принимают активное участие в разработке и внедрении отраслевых и корпоративных кодексов поведения, где закрепляются основные принципы этического ведения бизнеса. В ряде стран присуждаются специальные государственные награды и премии за добровольный вклад бизнеса в развитие принципов КСО, создаются специальные структурные подразделения, которые оказывают не только информационную и консультационную, но и финансовую поддержку социальным инициативам предприятий.

3. Обучение, исследовательская и методическая поддержка. государство всячески способствует широкомасштабному росту местного потенциала в области КСО.

Для этих целей практикуется проведение семинаров и тренингов по КСО для государственных служащих, представителей бизнеса, членов общественных/профессиональных союзов, ассоциаций и объединений, которые в дальнейшем выступают в роли катализаторов продвижения КСО через распространение информации среди членов и клиентов своей организации. В учебные программы различных специальностей университетов и колледжей введен новый предмет «Корпоративная социальная ответственность». С целью выявления наиболее эффективных КСО инструментов, изучения успешных примеров внедрения КСО на практике, изучения проблем КСО и т.д. государства многих стран активно поддерживают проведение исследований в данной области.

4. Вовлечение в вопросы КСО заинтересованных сторон (стейкхолдеров).

Развитие данного направления государственной политики связано с содействием в организации диалога и партнерства государства, бизнес сообщества, профессиональных и общественных объединений и других заинтересованных сторон в реализации КСО для консолидации ресурсов и достижения более значимых результатов. Наиболее популярными мероприятиями являются организация круглых столов, семинаров, форумов, в процессе которых стейкхолдеры обмениваются информацией и практическим опытом, обсуждают проблемы и перспективы развития, оказывают содействие правительству в разработке более четкой и эффективной государственной политики по КСО. мнение стейкхолдеров обязательно учитывается при разработке политических документов по развитию КСО.

5. Международное сотрудничество по КСО.

Развитие корпоративной социальной ответственности – идея, которая охватила большинство стран мира. Для объединения усилий и продвижения международных принципов КСО правительства стран всячески поддерживают инициативы международных организаций, в частности Инициативу ООН «глобальный договор», подписывают конвенции, заключают договора и соглашения, участвуют в международных форумах. Международные стандарты и ценности в отношении соблюдения прав человека, защиты окружающей среды, борьбы с коррупцией, важности продвижения инициативы КСО, деятельности международных корпораций, трудовых отношений, здравоохранения и т.д., закрепленные в данных документах, рекомендуются правительством к применению и в государственных компаниях.

6. Объединение интересов и прозрачность деятельности социально-ответст­венных бизнесов.

Правительства стран способствуют объединению интересов мирового сообщества в области КСО. Для достижения результатов государство способствует развитию системы международных стандартов управления, показателей отчетности, аудита по КСО, стимулируют сертификацию продукции и предприятий по международным стандартам, что, в свою очередь, обеспечивает выход национальных компаний на мировые рынки, содействуют распространению системы международной социальной и экологической маркировки для обеспечения равных прав торговли в разных странах. В последние годы все большую популярность приобретает социально-ответственное инвестирование (SRI), в основе которого лежит учет при принятии инвестиционных решений социальных и экологических последствий инвестиций.




Социально ответственное инвестирование предполагает также изучение и выделение в качестве приемлемых объектов для инвестирования компаний, удовлетворяющих критериям корпоративной ответственности (открытая и прозрачная деловая практика, этические ценности, уважение к своим сотрудникам, акционерам и потребителям, забота об окружающей среде). Акции и ценные бумаги социально ответственных бизнесов являются привлекательным объектом для инвестирования большинства инвесторов, в том числе пенсионных фондов.

7. Внедрение систем оценки и отчетности по КСО.

Для получения достоверной информации о социальной ответственности бизнеса государства активно участвуют во внедрении системы оценки и отчетности по КСО. При поддержке государства разрабатываются методические руководства по отчетности, создаются специальные структурные подразделения по оказанию помощи в подготовке нефинансовых отчетов. В некоторых странах включение информации о соблюдении КСО в регулярные аудиторские отчеты является обязательным. Особенно широко последнее практикуется в тех промышленных отраслях, деятельность которых может причинить вред экологической ситуации, например, в химической или металлургической отраслях. наряду с использованием международных систем сертификации многие государств разрабатывают и продвигают и национальные системы социальных и эколейблов.

8. Использование налоговых и инвестиционных инструментов.

Создание благоприятных условий, в которых социально ответственное поведение компаний вознаграждается через предоставление налоговых льгот, преференций, субсидий – наиболее действенный способ мотивации социально ответственного поведения бизнеса. Социальные расходы бизнесов, благотворительные пожертвования, целевые отчисления в некоммерческие организации, фонды в большинстве европейских стран не облагаются налогом на прибыль. государство участвует в софинансировании социально значимых проектов. Важнейшей неналоговой преференцией для социально ответственного бизнеса является учет КСО при отборе предприятий на выполнение государственных заказов.

Внутренняя социальная ответственность правительства реализуется через разработку специального плана действий и развитие программ, направленных на соблюдение баланса труда и отдыха сотрудников, создание равных возможностей для их продвижения и карьерного роста, инвестирование с учетом этических принципов, борьбу с подтасовками и коррупцией. При поддержке правительства создаются образовательные центры, системы мониторинга и контроля. Играя роль координатора, ряд государств назначили министров КСО, создают межотраслевые КСО программы

и проводят оценку проектов новых законодательных инициатив на предмет соответствия основным принципам социальной ответственности.

Внешняя социальная ответственность правительства проявляется при формировании государственного бюджета, распределении ресурсов, внедрении системы международных стандартов, информационно методической поддержке КСО.

Направления государственной политики в области КСО и примеры практических действий:

1. Информирование общественности о роли КСО в развитии общества и лучших практиках социально-ответственного бизнеса – наиболее популярное направление поддержки КСО предприятий.

Правительства создают специальные информационные центры, призывают средства массовой информации к пропаганде, обсуждению проблем, информированию читателей о лучших национальных и зарубежных практиках в области КСО. Широко используется интернет ресурс, где создаются специализированные вебсайты.

2. Стимулирование и поддержка дополнительных добровольных инициатив бизнеса в области КСО.

С целью стимулирования и пропаганды этического поведения бизнеса в области КСО многие государства выступают инициаторами и принимают активное участие в разработке и внедрении отраслевых и корпоративных кодексов поведения, где закрепляются основные принципы этического ведения бизнеса. В ряде стран присуждаются специальные государственные награды и премии за добровольный вклад бизнеса в развитие принципов КСО, создаются специальные структурные подразделения, которые оказывают не только информационную и консультационную, но и финансовую поддержку социальным инициативам предприятий.

3. Обучение, исследовательская и методическая поддержка. государство всячески способствует широкомасштабному росту местного потенциала в области КСО.

Для этих целей практикуется проведение семинаров и тренингов по КСО для государственных служащих, представителей бизнеса, членов общественных/профессиональных союзов, ассоциаций и объединений, которые в дальнейшем выступают в роли катализаторов продвижения КСО через распространение информации среди членов и клиентов своей организации. В учебные программы различных специальностей университетов и колледжей введен новый предмет «Корпоративная социальная ответственность». С целью выявления наиболее эффективных КСО инструментов, изучения успешных примеров внедрения КСО на практике, изучения проблем КСО и т.д. государства многих стран активно поддерживают проведение исследований в данной области.

4. Вовлечение в вопросы КСО заинтересованных сторон (стейкхолдеров).

Развитие данного направления государственной политики связано с содействием в организации диалога и партнерства государства, бизнес сообщества, профессиональных и общественных объединений и других заинтересованных сторон в реализации КСО для консолидации ресурсов и достижения более значимых результатов. Наиболее популярными мероприятиями являются организация круглых столов, семинаров, форумов, в процессе которых стейкхолдеры обмениваются информацией и практическим опытом, обсуждают проблемы и перспективы развития, оказывают содействие правительству в разработке более четкой и эффективной государственной политики по КСО. мнение стейкхолдеров обязательно учитывается при разработке политических документов по развитию КСО.

5. Международное сотрудничество по КСО.

Развитие корпоративной социальной ответственности – идея, которая охватила большинство стран мира. Для объединения усилий и продвижения международных принципов КСО правительства стран всячески поддерживают инициативы международных организаций, в частности Инициативу ООН «глобальный договор», подписывают конвенции, заключают договора и соглашения, участвуют в международных форумах. Международные стандарты и ценности в отношении соблюдения прав человека, защиты окружающей среды, борьбы с коррупцией, важности продвижения инициативы КСО, деятельности международных корпораций, трудовых отношений, здравоохранения и т.д., закрепленные в данных документах, рекомендуются правительством к применению и в государственных компаниях.

6. Объединение интересов и прозрачность деятельности социально-ответст­венных бизнесов.

Правительства стран способствуют объединению интересов мирового сообщества в области КСО. Для достижения результатов государство способствует развитию системы международных стандартов управления, показателей отчетности, аудита по КСО, стимулируют сертификацию продукции и предприятий по международным стандартам, что, в свою очередь, обеспечивает выход национальных компаний на мировые рынки, содействуют распространению системы международной социальной и экологической маркировки для обеспечения равных прав торговли в разных странах. В последние годы все большую популярность приобретает социально-ответственное инвестирование (SRI), в основе которого лежит учет при принятии инвестиционных решений социальных и экологических последствий инвестиций.

Социально ответственное инвестирование предполагает также изучение и выделение в качестве приемлемых объектов для инвестирования компаний, удовлетворяющих критериям корпоративной ответственности (открытая и прозрачная деловая практика, этические ценности, уважение к своим сотрудникам, акционерам и потребителям, забота об окружающей среде). Акции и ценные бумаги социально ответственных бизнесов являются привлекательным объектом для инвестирования большинства инвесторов, в том числе пенсионных фондов.

7. Внедрение систем оценки и отчетности по КСО.

Для получения достоверной информации о социальной ответственности бизнеса государства активно участвуют во внедрении системы оценки и отчетности по КСО. При поддержке государства разрабатываются методические руководства по отчетности, создаются специальные структурные подразделения по оказанию помощи в подготовке нефинансовых отчетов. В некоторых странах включение информации о соблюдении КСО в регулярные аудиторские отчеты является обязательным. Особенно широко последнее практикуется в тех промышленных отраслях, деятельность которых может причинить вред экологической ситуации, например, в химической или металлургической отраслях. наряду с использованием международных систем сертификации многие государств разрабатывают и продвигают и национальные системы социальных и эколейблов.

8. Использование налоговых и инвестиционных инструментов.

Создание благоприятных условий, в которых социально ответственное поведение компаний вознаграждается через предоставление налоговых льгот, преференций, субсидий – наиболее действенный способ мотивации социально ответственного поведения бизнеса. Социальные расходы бизнесов, благотворительные пожертвования, целевые отчисления в некоммерческие организации, фонды в большинстве европейских стран не облагаются налогом на прибыль. государство участвует в софинансировании социально значимых проектов. Важнейшей неналоговой преференцией для социально ответственного бизнеса является учет КСО при отборе предприятий на выполнение государственных заказов.

Библиографическая ссылка на статью:
Валькович О.Н., Коротких Л.В. Особенности социальной политики государства в современных рыночных условиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/11/12981 (дата обращения: 12.04.2021).

В современной рыночной экономике наблюдается всеобъемлющий характер реформ, предусматривающий и изменение форм собственности, системы управления и регулирования социально -экономических процессов в обществе и как следствие – изменение в социальной сфере общественной жизни. Следствиями проводимых реформ является образование новых социальных групп и слоёв, резкое усиление социальной дифференциации общества. Растущая доля частной собственности привела к росту безработицы, формированию новых, нетрадиционных источников получения доходов, изменению существующей системы перераспределения доходов и финансирования социальных программ.

Все это нацеливает нас на исследование проблем, связанных с формированием принципиально новой социальной политики, отличной от той, которая нам известна при командно-административной системе. Научный анализ и осмысление новых подходов к формированию и развитию новой социальной политики способствует улучшению качества жизни населения, а значит может способствовать выходу страны на новый уровень. Для этого нужна грамотная социальная политика, отвечающая современной рыночной системе.

Социальная политика играет важную роль в экономической жизни страны и её оценке на международной арене. [1, с. 354] От социальной политики зависит настроение общества: при успешной реализации ее в государстве, гражданская активность возрастает, в противном случае настроения общества будут нацелены скорее на изменение своего социального положения или точнее на выживание в условиях жёсткой конкуренции.

Таким образом, определяющее место в системе социальной политике принадлежит методам поддержания реальных доходов общества на достаточном для нормальной жизни уровне.[2, c. 495] При анализе возможности проведения в государстве политики по защите уровня доходов населения используется индексация доходов населения.

Отличительной чертой социальной политики в рыночной экономике является то, что производством разного вида благ занимается не государство, а частные предприниматели, которым выгодно получать прибыль от произведённых ими товаров и услуг. В рыночной экономике социально значимые сферы жизни, такие как здравоохранение, образование, фундаментальная наука, содержание парков, скверов и музеев общего пользования нерентабельны для частных предпринимателей, поэтому возникает проблема создания социальной политики, ориентированной на улучшение благосостояния социально не защищенных слоёв населения.

В противном случае общество становится незащищённым от чрезвычайных ситуации и с кризисом на рынке приходит кризис во все сферы общественной жизни, так как государство оказывается в большей части отстранено от производства всякого рода благ.

Социальная рыночная экономика — это правовой социальный институт, в котором прослеживается ориентация на удовлетворение потребностей человека путём приспособления экономической политики государства к основным ценностям социального государства. [3, c. 25]При переходе к рыночным методам управления наблюдается смещение вектора основных целей социальной политики государства.

Например, из целей социальной политики приходится исключить социально справедливое распределение по труду материальных благ и услуг. Кроме этого невозможно считать целью социальной политики тезис о недопущении безработицы. Так как на рынке труда, как и любом другом рынке должна присутствовать здоровая конкуренция, то исключение безработицы не обоснованно, однако государственная социальная политика должная предусматривать меры по ее регулированию.

Главную роль в распределении и перераспределении доходов в обществе выполняет государство. Это зафиксировано в Конвенции МОТ № 117 «об основных целях и нормах социальной политики», обязывающих государство «принимать все меры для обеспечения такого жизненного уровня, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния». Поэтому государству следует улучшить свою налоговую политику, через которую, оно будет осуществлять социальную поддержку гражданам.

Важным и характерным для социальной рыночной экономики субъектом социальной политики является бизнес. Он приобретает весомую роль в развитии социальной политики, так как непосредственно он является основным работодателем и производителем.

Для введения социально ответственного бизнеса в нашей стране следует организовывать бесплатное проведение обучающих курсов для предпринимателей в целях повышения эффективности данной методики. Так же среди работодателей следует распространять правовой материал, отражающий права и обязанности социально ответственного бизнеса. Для повышения правовой грамотности и повышения лояльности предпринимательства к вопросам социальной политики.

Вот здесь и надо затронуть следующие вопросы: особенности модели или моделей социальной политики в РФ, вопросы КСО организаций, вопросы социального партнерства.

Деятельность бизнес структур прямо пропорциональна состоянию социальных проблем, потому как прибыль предприятий является источником налогов и социальных взносов, оказывает непосредственное влияние на занятость, заработную плату и как следствие и уровень социального обеспечения в целом.

Рыночный механизм учитывает главным образом платежеспособность потребителей, при отсутствии данного фактора, остальными характеристиками продавец может пренебречь. Очевидно, что такой подход нуждается в коррекции перераспределения доходов, эту задачу берёт на себя государство.

Любая реорганизация влечёт за собой определённые переломы, а когда дело касается всей экономики, то велики риски недоработок. На стратегии социальной политики отражается своеобразие переходного периода.

Подводя итог, стоит сделать вывод, о том, что даже в условиях рыночной экономики, когда все блага вокруг продаются и покупаются, социальная защита не должна утрачивать своего авторитета.

Библиографический список

  1. Слепцова Е.В., Валькович О.Н. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА Экономика устойчивого развития. 2016. № 1 (25). С. 354-359.
  2. Узунян А.А., Сланченко Л.И. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 494-496. 5.
  3. Валькович О.Н., Сергиенко Ю.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ КОРПОРАТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВАНовые перспективы развития экономических наук: инновации и риски Материалы XXII международной научно-практической конференции для студентов, аспирантов и молодых ученых. 2014. С. 25-27.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Концептуальные основы социальной ответственности

Понятие социальной ответственности является весьма сложным и многогранным. Чаще всего оно используется применительно к сфере бизнеса. В этом случае речь идет о социальной ответственности бизнеса или, как ее еще принято называть, корпоративной социальной ответственности (сокращенно – КСО).

Говоря о корпоративной социальной ответственности, следует иметь в виду множественную совокупность обязательств, принимаемых на себя бизнесом по отношению к различным группам заинтересованных сторон. В частности, речь идет об интересах внутренних и внешних стейкхолдеров.

Традиционно основными направлениями КСО считаются:

  • развитие и поддержка членов трудового коллектива;
  • совершенствование общества;
  • защита окружающей среды.

Несмотря на то, что многие ученые говорят о добровольном характере социальной ответственности, некоторые ее сферы определяются государством на уровне действующего законодательства. В частности, речь идет о социальной ответственности правового толка, в основе которой лежит соблюдение действующих норм и требований закона. Касается это всех участников экономических отношений.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Корпоративная социальная ответственность государства 410 руб.
  • Реферат Корпоративная социальная ответственность государства 220 руб.
  • Контрольная работа Корпоративная социальная ответственность государства 190 руб.

В то же время термин «социальная ответственность» используется применительно к самому институту государственной власти. В данном контексте она воспринимается в качестве некоего комплекса обязательств, которые государство должно выполнять в целях поддержания и укрепления общества.

Основные виды социальной ответственности государства представлены на рисунке 1. В совокупности они формируют систему государственной социальной ответственности.

Рисунок 1. Виды социальной ответственности государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Несмотря на все многообразие видов и форм социальной ответственности государства, ее корпоративная часть сводится непосредственно к социальной ответственности государственных корпораций и корпораций с государственным участием. Рассмотрим ее более подробно.

Социальная ответственность государственных корпораций

Как известно, бизнес может функционировать в различных формах. По формам собственности он делится на частную и государственную. Соответственно корпоративные структуры могут быть частными, государственными или смешанными.

Государственные корпорации – это не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные РФ на основе имущественных взносов и созданные с целью осуществления управленческих, социальных и/или иных общественно полезных функций.

Корпорации с государственным участием – это акционерные общества, часть акционерного капитала которых сконцентрирована в руках государства и его уполномоченных органов.

Список наиболее крупных российских государственных корпораций представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Наиболее крупные российские государственные корпорации и компании с государственным участием. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Традиционно государственные корпорации и корпорации с государственным участием уделяют повышенное внимание вопросам социальной ответственности. Особое внимание при этом уделяется ее внутренней стороне, то есть ответственности перед сотрудниками и акционерами. Что касается внешней социальной ответственности, то особое внимание здесь уделяется участию в развитии крупных инфраструктурных проектов.

Как правило, государственная корпоративная ответственность характеризуется высоким уровнем развития на всех уровнях иерархии, первоочередная роль при этом отводится ответственности правового толка. Помимо неукоснительного соблюдения требований и норм законности, госкорпорации и корпорации с госучастием предоставляют своим сотрудникам социальные гарантии и обеспечивают стабильность заработной платы.

Наименее развитым направлением в сфере государственной корпоративной ответственности считается благотворительность. АВ большей степени она характерна для частных коммерческих структур.

Отношение к направлению защиты окружающей среды определяется характером и отраслевой спецификой деятельности корпораций. Для производственных и добывающих отраслей это направление наиболее развито. В последние годы все более актуализируются вопросы энергосбережение и экономного ресурсопотребления.

Роль государства в развитии социальной ответственности

Государство, самостоятельно участвуя в реализации корпоративной социальной ответственности, также получает определённые выгоды от реализации политики, направленной на совершенствование КСО. Основными из них являются:

  • соблюдение действующего законодательства;
  • сокращение расходов правительства на социальную сферу и охрану окружающей среды;
  • снижение социальной напряженности;
  • инфраструктурное развитие регионов.

В целях содействия развитию социальной ответственности государство использует различные группы инструментов. Прежде всего, к ним относится поддержка и стимулирование добровольных инициатив бизнеса в сфере социальной ответственности, а также использование инвестиционных и налоговых инструментов. Помимо этого, государство оказывает бизнесу образовательную, исследовательскую и методическую поддержку, поддерживает внедрение систем оценки и отчетности в области КСО.

Участие государства в развитии систем корпоративной социальной ответственности находит свое отражение в развитии международного сотрудничества по КСО, а также организации диалога и партнерства между бизнесом и государством.

В настоящее время одной из проблем развития корпоративной социальной ответственности считается отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы, которая бы законодательно определяла и регулировала отношения в области социальной ответственности. Кроме того, весьма перспективным направлением считается развитие финансовых механизмов и стимулов, которые поддерживали бы инновационные подходы и лучшие практики компаний.

В целом же государственное регулирование должно поощрять предприятия, лидирующие в области социально-ответственного поведения, укреплять уверенность инвесторов и давать сигнал, в какую сторону следует развиваться социально ответственному бизнесу.

Уровень жизни населения является ключевой характеристикой эффективного развития экономики. Следовательно, выявление проблем стимулирования развития корпоративной социальной политики со стороны государства позволит сформулировать направления совершенствования государственной политики в данном вопросе.

Государственное стимулирование включает прогнозирование, бюджетирование, финансирование, лицензирование, налогообложение, администрирование, кредитование, надзор, контроль и учет. Следовательно, государственное стимулирование социальных программ характеризуется следующими трудностями:

• пределы государственного стимулирования;

• необходимость государственного стимулирования социальных программ предприятий;

• состав государственного стимулирования;

• особенности государственного стимулирования в настоящий момент в России.

• воздействие государственного стимулирования на развитие программ.

Государственное стимулирование предполагает дополнительное изучение специалистами, которые расходятся во мнениях и формируют два основных направления.

Первое направление - стимулирование является необязательным, поскольку формирование на предприятиях социальных программ носит добровольный характер, а это значит, что государство не может обязывать или контролировать реализацию данных программ. Руководители предприятий характеризуются высокой степенью сознательности, что приводит к необязательности контроля.

Второе направление - руководители предприятий не характеризуются социальной ответственностью, что приводит к необходимости государственного вмешательства.

Следует отметить существование промежуточной позиции, которая направлена на формирование необходимых условий государством для реализации социальных программ (невмешательство государства в реализацию мер). В результате, государство формирует льготный налоговый режим и другие преференции предприятиям, занятым реализацией социальных программ, а реализация программ переходит в сферу регулирования внутренних договоренностей относительно вопросов этики. При этом на предприятиях создаются корпоративные кодексы – своды правил и принципов делового поведения, а также принципов корпоративной социальной ответственности.

Изучение социальной политики развитых стран позволяет сформулировать вывод, что государству следует оказывать стимулирующее воздействие на реализацию социальных программ по следующим причинам:

• программы являются социально значимыми;

• реализация программ оказывает влияние в пределах всего государства.

В России наблюдается формирование социальных программ на начальной стадии, а, следовательно, опыт зарубежных стран в данном вопросе является важным. Государственное регулирование социальных программ осуществляется косвенным способом, что предполагает решение большинства вопросов специальными общественными организациями.

Высокий уровень жизни населения развитых стран определяется не только экономическим развитием, но и эффективной государственной политикой и социальной деятельностью коммерческих компаний, которые приняла ответственность за общество с целью достижения устойчивого развития.

На российских предприятиях также делается упор на реализацию саморегулирования функционирования относительно разработки и дальнейшей реализации социальных программ.

Государство России не стимулирует развитие социальных программ прямыми методами. Была создана законодательная база, формирующая границы реализации программ. Регулирование социальных программ осуществляется в соответствии с федеральными законами, Бюджетным, Налоговым, Трудовым и Гражданским кодексами Российский Федерации.

Следовательно, государственное регулирование корпоративных социальных программ предполагает формирование необходимых условий развития социальных программ предприятий, которые смогут стимулировать их реализацию. Таким образом, возникает необходимость эффективного распределения нагрузки между работодателями и государством в отношении реализации социальных обязательств (в отношении сфер социального обеспечения, добровольного и обязательного социального страхования). Нагрузка обязательного социального страхования не должна являться сдерживающим фактором развития социальных программ и предприятия.

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

- взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

- взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

- ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;

- в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

- финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Государственно-частное партнерство представляет собой объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).

Можно сказать, что ГЧП - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и инновационной сфере.

Государственно-частное партнерство позволяет избежать, с одной стороны, недостатков прямого регулирования государства, а с другой - "провалов рынка". Основной аргумент в поддержку ГЧП состоит в том, что и общественный (государственный), и частный секторы обладают своими собственными уникальными характеристиками и преимуществами, при объединении которых создается возможность более эффективно действовать и достигать лучших результатов именно в тех сферах, где особенно заметны "провалы рынка" или неэффективность государственного управления - как правило, это социальная сфера, проблемы экологии, создание инфраструктуры.




Государственно-частное партнерство выполняет следующие характерные функции:

1) удовлетворяет потребности общественного сектора, используя или заимствуя ресурсы частного сектора;

2) поддерживает государственные полномочия и функции, при этом предоставляя услуги совместно с частным сектором;

3) состоит из двух или более сторон, работающих ради достижения совместных целей. Участниками ГЧП могут быть местные и государственные органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие организации (например, местные сообщества, клубы услуг, организации социального обслуживания или объединения по интересам), которые:

разделяют полномочия и ответственность;

функционируют на равных;

совместно затрачивают время и ресурсы;

разделяют инвестиции, риски и выгоды;

поддерживают отношения в течение определенного срока, а не для осуществления одной трансакции;

имеют четкое соглашение, контракт или иной' правоустанавливающий документ.

В строгом смысле ГЧП институционально преобразует сферы деятельности, традиционно относящиеся к ведению государства.

Партнерские отношения государства и бизнеса требуют согласования интересов этих двух основных институтов современного общества и экономики. Государство заинтересовано в росте объемов и улучшении качества предоставляемых услуг населению и экономическим агентам инфраструктурными и социально ориентированными отраслями. Частный сектор стремится стабильно получать и увеличивать прибыль. Причем стратегически мыслящий бизнес выстраивает свои приоритеты в первую очередь не просто под размер прибылей, а в интересах устойчивости получения доходов от проектов. При этом обе стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом.

Каждая из сторон партнерства вносит свой вклад в общий проект. Так, со стороны бизнеса таким вкладом являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и т.п. Участие предпринимательского сектора в совместных проектах обычно сопровождается внедрением более эффективных методов работы, совершенствованием техники и технологии, развитием новых форм организации производства, созданием новых предприятий, в том числе с иностранным капиталом, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые профессии.

Принятые классификации ГЧП выделяют обычно следующие формы:

1. Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике ГЧП считаются контракты на выполнение работ, на оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, на оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах.

2. Аренда в ее традиционной форме (договоры аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что происходит на определенных договором условиях передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества.

3. Концессия (концессионное соглашение) является специфической формой отношений между государством и частным партнером, получающей все большее распространение. Ее особенность заключается в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении.

Источником исключительности предоставляемых по концессионному соглашению прав является не статус государства как собственника, а его прерогативы как органа публичной власти. Исключительный (монопольный) характер прав, предоставляемых государством концессионеру (частному партнеру), заключается в том, что в рамках территории или вида деятельности, на которые он получает исключительное право, не допускается аналогичная деятельность любых третьих лиц, а также и самого государства.

Известно, что концессии как важнейшая форма партнерства государства и частного бизнеса получили наиболее широкое распространение в инфраструктурных отраслях, где особенно остро необходимы приток частных инвестиций и высококвалифицированное управление. Различаются, по меньшей мере, на три вида концессий: 1) концессия на уже существующие объекты инфраструктуры; 2) концессия на строительство или модернизацию инфраструктурных объектов; 3) передача объектов государственной собственности в управление частной управляющей компании.

4. Соглашения о разделе продукции. Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом частично напоминает традиционную концессию, но все, же отлична от нее. Если в концессиях концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпушенная по соглашению продукция, то в соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит только ее часть. Раздел продукции между государством и инвестором, его условия и порядок определяются в соглашении. В мировой практике соглашения о разделе продукции как форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом активно используются в сфере нефтяного бизнеса.

5. Совместные предприятия являются распространенной формой партнерства государства и частного бизнеса. В зависимости от структуры и характера совместного капитала разновидностями этой формы могут быть либо акционерные общества, либо совместные предприятия на долевом участии сторон. Существенной особенностью совместных предприятий любого типа является то, что государство постоянно участвует в текущей производственной, административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности. Самостоятельность и свобода в принятии решений частным партнером здесь гораздо уже, чем, например, в концессиях.

В последние годы, области применения различных форм партнерства государства и частного бизнеса стремительно расширяются, бурно развиваются сами формы партнерств и их модификации. Так, если концессионные соглашения первоначально стандартно применялись при сооружении автострад, автостоянок, обеспечении централизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского общественного транспорта и др. В ряде стран частный бизнес проектирует, строит, а затем управляет больницами, школами и другими общественными объектами.

Читайте также: