Роль акцизов в формировании доходной части бюджета республики казахстан

Опубликовано: 16.05.2024

Полесский государственный университет

Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент, Полесский государственный университет

УДК 336.2

Введение. Государственный бюджет – это самый главный финансовый документ в стране. Он включает в себя сметы каждого ведомства государства, а также госслужб и программ правительства. В государственном бюджете определяются потребности, которые необходимо удовлетворить за счёт казны страны. Также в данном документе непременно указываются все ожидаемые поступления в казну и их источники.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что налоговые доходы выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования государственного бюджета и нуждаются в постоянном совершенствовании для формирования полноценной доходной базы государственного бюджета.

Цель исследования – выявить роль налогов в формировании доходов государственного бюджета РБ.

Основная часть.

Доходы и расходы государственного бюджета являются важнейшим элементом бюджетной системы. Существует несколько основных вариантов формирования доходов:

  1. Доходы от налогов – взимаются как центральными органами власти, так и региональными;
  2. Неналоговые доходы – относятся доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от имущества, которое находится в распоряжении государства;
  3. Целевые бюджетные фонды.

Наибольший удельный вес в формировании государственного бюджета занимают налоги. Как правило, налоги составляют более 80% всего бюджета государства, которые взимаются как центральными органами власти, так и региональными [1].

Рассмотрим структуру платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами за последние 3 года.

Таблица 1 – Структура платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами

Поступления, млн. рублей

Удельный вес в доходах бюджета, %

Налоговые доходы

15 730,3

17 251,5

19 011,3

81,4

83,8

85,0

Налог на прибыль

Налог на недвижимость

Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов

Налог при упрощенной системе налогообложения

Налог на доходы

Единый налог для производителей с/х продукции

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

Налог на игорный бизнес

Прочие налоги, сборы, пошлины

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [2].

Из таблицы 1 видно, что с каждый годом налоговые поступления в государственный бюджет увеличиваются и тем самым удельный вес налогов в доходах бюджета растет. Так, налоговые поступления в 2017 году увеличились на 3 281 млн. рублей или 3,6 % по сравнению с 2015.

Наибольшие доли в налоговых поступлениях в государственный бюджет занимают НДС, подоходный налог, налог на прибыль, акциз. Самую наименьшую долю занимает налог на игорный бизнес.

Реализуемая бюджетно-налоговая политика направлена на повышение устойчивости бюджетной системы и эффективности использования бюджетных средств.

Сегодня по обычной деятельности уплачивается только 5 платежей: НДС (основная ставка – 20 %), налог на прибыль (18 %), налог на недвижимость (1 – 2,5 %), земельный налог (в зависимости от вида земель и местонахождения), отчисления в ФСЗН (для организаций – 34 %, для граждан – 1 %). Все прочие платежи уплачиваются разово, при наступлении соответствующих обстоятельств (госпошлина, оффшорный, гербовый и консульский сборы и др.) или при наличии объектов налогообложения (таможенные пошлины, акцизы, экологический налог, налог за добычу природных ресурсов).

Реализуемые в 2018 году меры налоговой политики направлены как на упрощение порядка применения и либерализацию отдельных норм налогового законодательства, так и на обеспечение дополнительных доходов бюджета. Доходная база бюджета сформирована с учетом реализации мероприятий в области налоговой политики по следующим направлениям:

1. Соблюдение моратория на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин), за исключением адаптации ставок налогов к инфляционным процессам.

Налоговая нагрузка в 2018 году прогнозируется не более 25,5 % к ВВП и не превысит уровня, предусмотренного в программных документах социально-экономического развития на пятилетку.

2. Улучшение условий ведения бизнеса. С этой целью в рамках отдельного Указа Президента Республики Беларусь «О налогообложении» предусматривается:

- увеличение на 20 % критериев валовой выручки для целей применения упрощенной системы налогообложения;

- сокращение с 60 до 30 дней срока действия 12 ограничения по принятию к вычету сумм «входного» НДС по потребительскому импорту;

- продление на три года «нулевой» ставки НДС в отношении работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств [3].

Заключение.

Таким образом, доходная часть бюджета Республики Беларусь формируется в основном за счет налоговых платежей. Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть характеризуется множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

27.03.2018, 20:55 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М.П и Пастушковой Д.П. на основе соответствующих данных проанализировано поступление налоговых доходов в государственный бюджет Республики Беларусь за период 2015-2017 гг. Рассмотрена структура платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами, определена их роль. Работа дает вполне определенное представление о налоговом обеспечении доходной части бюджета. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 25 января 2019 г. № 06-04-11/4503 Об установлении на плановый период 2020 и 2021 гг. нормативов распределения в местные бюджеты доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими обращениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу установления на плановый период 2020 и 2021 годов нормативов распределения в местные бюджеты доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (далее - акцизы на нефтепродукты), сообщает.

Согласно пункту 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.

Размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты устанавливаются исходя из протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления которых решают вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности. При расчете данных нормативов помимо протяженности автомобильных дорог общего пользования могут учитываться виды покрытий автомобильных дорог в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30.11.2016 N 409-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 409-ФЗ), с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28.11.2018 N 456-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", акцизы на нефтепродукты зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2020 году по нормативу 66,6%, в 2021 году - по нормативу 74,9 процента.

Частью 3 статьи 4 Федерального закона N 409-ФЗ также установлено, что в 2020 - 2024 годах при определении в соответствии с пунктом 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты учитываются поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации от указанных акцизов исходя из норматива 58,2 процента.

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Федеральный закон N 459-ФЗ) в 2020 году в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации подлежат зачислению 87,4% доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты и в целях реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" - 12,6%) от указанных доходов, в 2021 году соответственно 77,7% и 22,3 процента.

Размер поступлений доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации расчетно соответствует размеру доходов от акцизов на нефтепродукты, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2020 и 2021 годах по нормативу 58,2% (58,2/66,6*100 = 87,4 и 58,2/74,9*100 = 77,7).

Нормативы распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации на плановый период 2020 и 2021 годов в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации установлены в таблице 1 приложения 3 к Федеральному закону N 459-ФЗ.

В целях реализации требований, установленных пунктом 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется предусмотреть в законодательных (нормативных правовых) актах субъектов Российской Федерации методику (порядок) расчета дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации.

Нормативы распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты на плановый период 2020 и 2021 годов в целях формирования муниципальных дорожных фондов должны быть установлены в законе о бюджете субъекта Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, исходя из установленных в таблице 1 приложения 3 к Федеральному закону N 459-ФЗ нормативов распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации на плановый период 2020 и 2021 годов в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации.

При этом обязательство субъектов Российской Федерации по распределению доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации в целях реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", в местные бюджеты законодательством не предусмотрено.

Зачисление поступлений от уплаты акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты должно осуществляться в 2020 и 2021 годах по следующим кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации, установленным Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2018 N 132н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.11.2018 № 245н):

1 03 02231 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на дизельное топливо, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации);

1 03 02241 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации);

1 03 02251 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации);

1 03 02261 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на прямогонный бензин, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации).

Л.В. Горнин

Обзор документа

- как на плановый период 2020 и 2021 гг. устанавливаются нормативы распределения в местные бюджеты доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые в России;

- по каким КБК нужно зачислять поступления от уплаты акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты.

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:14, реферат

Описание работы

Акцизы как налог имеют длительную историю и фактически тесно связаны с формированием государственной налоговой системы. Существовал этот налог и в дореволюционной России, и в Советском Союзе, существует он и в независимом Казахстане, и во всех других странах мира.

Работа содержит 1 файл

Акцизы-Редак.doc

Акцизы как налог имеют длительную историю и фактически тесно связаны с формированием государственной налоговой системы. Существовал этот налог и в дореволюционной России, и в Советском Союзе, существует он и в независимом Казахстане, и во всех других странах мира.

Первый Закон Республики Казахстан «Об акцизах» принят 24 декабря 1991 года, и Законом Республики Казахстан от 25 декабря 1991 года № 1072-XII «О налоговой системе в Республике Казахстан» акцизы включены в состав общегосударственных налогов. Закон об акцизах в первоначальной редакции состоял всего лишь из 7 статей и занимал объем в 2 страницы. Приложением к этому закону определялся перечень товаров, облагаемых акцизом, который в своей принципиальной части сохранился и до настоящего времени.

Традиционными товарами, облагаемыми акцизами, в подавляющем большинстве стран являются предметы не первой необходимости и даже в какой-то мере порочного потребительского спроса - алкогольные напитки и табачные изделия, предметы роскоши, производимые в небольшом количестве и вследствие этого имеющие высокие цены и потребляемые наиболее высокообеспеченными слоями общества, изделия из ценных видов меха, ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней, икра и деликатесы из осетровых и лососевых рыб, одежда из натуральной кожи, ковры из натуральной шерсти, особенно ручной работы, высококачественные изделия из фарфора и хрусталя и некоторые другие.

По мере развития производства тех или иных видов продукции, изменений спроса и потребностей бюджета список подакцизных товаров периодически пересматривается. В настоящее время, в состав подакцизных товаров включены легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением, специально предназначенных для инвалидов), бензин (за исключением авиационного), хотя еще Остап Бендер 70 лет назад бросил крылатую фразу, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения.

Одно время у нас в Казахстане существовал акциз на такой предмет первой необходимости современной жизни, как электроэнергия, впоследствии отмененный.

С другой стороны, нефть, являющаяся подакцизным товаром, облагается акцизом по нулевой ставке, хотя в 1997 году, когда ее ввели в состав подакцизных товаров, ставка равнялась 7 ЭКЮ за 1 тонну нефти. Сначала эту ставку снизили до 3 ЭКЮ, потом - до 2, а затем вообще сделали нулевой.

В настоящее время акцизами облагаются как товары внутреннего производства, так и ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан.

Как и НДС, здесь действуют различные международные соглашения - как двусторонние, так и многосторонние, поскольку первоначально со странами СНГ у нас были иные отношения по экспортно-импортным операциям, чем со странами дальнего зарубежья.

В отношении акцизов ситуация следующая:

1) импорт облагается акцизами, за исключением перечня товаров, освобожденных от данного налога;

2) в страны СНГ, с которыми Республикой Казахстан заключены соглашения, экспорт освобождается от акцизов с учетом корректировок, вносимых соглашениями;

3) в страны СНГ, с которыми Республикой Казахстан не заключены соглашения, а также во все другие страны экспорт освобождается от акцизов.

Акцизы, особенно на алкогольную и табачную продукцию в странах со значительным потреблением этой продукции, являются существенной составляющей доходной части бюджетов всех уровней.

1. Экономическое содержание и особенности построения акцизов

С точки зрения налоговой психологии все налоги на предметы потребления и специфические формы использования доходов, в том числе и акцизы, обладают преимуществом: они невидимо для глаза содержатся в цене товара, которую покупатель платит, не будучи точно осведомлен о величине налога, заложенного в цене товара. Это делает косвенные налоги, которые лучше было бы назвать незаметными, любимым детищем правительств.

Ориентация бюджетных доходов на использование косвенных налогов создает опасное представление активного бюджетного регулирования. На самом деле это свидетельство пассивной роли государства в осуществлении инвестиционной политики. И…"несмотря на то, что косвенное налогообложение создает особенно в условиях постоянного роста инфляции, достаточно надежную и легко контролируемую доходную базу, не следует забывать, что косвенные налоги перекладывают налоговое бремя на плечи конечных потребителей".

Акцизы - это разновидность косвенных налогов на товары и услуги, включаемые в цену изделия или тариф. Они взимаются при реализации товаров в розничной торговле, но в отличие от налога на добавленную стоимость ограничены определенными их видами и группами.

Слово "Акциз" имеет французское происхождение и в переводе означает "отрубить". Отсюда и специфика этого платежа. Акцизы включаются в цену товаров и позволяют государству изъять или "отрубить" часть стоимости, которая не отражает ни эффективность производства, ни особые потребительские свойства, а является лишь следствием особых условий производства и реализации так называемых подакцизных товаров.

Акцизы возникают в том случае, если цена равновесия на какой-либо товар (например, на водку, табак, кофе) устойчиво и значительно отклоняется от издержек производства. Государство с помощью акцизов взимает ту часть стоимости, которая не отражает фактическую эффективность товаров и его потребительские свойства, а является лишь следствием особых условий производства и реализации. Если бы государство не изымало акциз, то производители подакцизных товаров имели бы незаслуженно высокую прибыль.

Акцизы могут устанавливаться на товары, потребление которых общество не считает полезным - спиртные напитки, табачные изделия и бензин. Таким образом, акцизы являются инструментом регулирования потребления. С их помощью государство пытается с одной стороны, сдерживать потребление иррациональных товаров (табак, вино - водочные изделия, осетровая и лососевая рыба и т.д.), способных нанести ущерб здоровью человека, обществу и окружающей среде, а с другой, изыскать средства для финансирования возможных последствий от потребления таких товаров. Это обеспечивает налогу поддержку широких слоев населения, которым представляется справедливым, что потребители, предающиеся порокам пьянства, курения, загрязняющие окружающую среду своими автомобилями, должны хотя бы заплатить за это государству, причем, чем больше бутылок вина, пачек сигарет или литров бензина будет куплено, тем больше денег получит государство.

Как и все косвенные налоги, акцизы выполняют четко выраженную фискальную функцию, то есть достаточно хорошо пополняют бюджет. Как правило, акцизами облагаются предметы роскоши, или высокодоходные сферы и виды деятельности. По мере роста материальной обеспеченности широких слоев граждан косвенные налоги перестали быть «налогами на бедняков», расширилась сфера их социально оправданного применения. По мере расширения круга товаров массового потребления исчезла необходимость усиленного обложения узкого перечня товаров, которым когда-то исчерпывалось повседневное потребление широких масс.

Эволюция косвенных налогов, таким образом, заключалась в следующем: от однократного обложения узкого круга товаров повседневного спроса к многократному обложению практически всех товаров, на всех стадиях их обработки и реализации, то есть от акциза к налогу с оборота и затем к налогу на добавленную стоимость.

Акцизы также используются для регулирования процесса ценообразования у естественных монополистов (именно этим объясняется наличие в текущем законодательстве в качестве подакцизного товара - электроэнергии).

Акцизами облагаются товары, произведенные на территории РК и импортируемые на территорию РК, а также отдельные виды деятельности.

2. Основные положения законодательства об акцизах

2.1. Перечень подакцизных товаров

Налогообложение подакцизных товаров, производимых и импортируемых в РК, регламентируется разделом 9 Налогового Кодекса «О налогах и других обязательных платежей в бюджет».

Подакцизными товарами являются:

1) все виды спирта;

2) алкогольная продукция;

3) табачные изделия;

4) бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо;

5) моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 и более человек с объемом двигателя более 3 000 кубических сантиметров, за исключением микроавтобусов, автобусов и троллейбусов;

 автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей с объемом двигателя более 3000 кубических сантиметров (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов);

 моторные транспортные средства на шасси легкового автомобиля с платформой для грузов и кабиной водителя, отделенной от грузового отсека жесткой стационарной перегородкой, с объемом двигателя более 3000 кубических сантиметров (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов);

7) сырая нефть, газовый конденсат;

8) спиртосодержащая продукция медицинского назначения, зарегистрированная в соответствии с законодательством Республики Казахстан в качестве лекарственного средства.

2.2. Объект налогообложения

1. Объектом обложения акцизом являются:

1) следующие операции, осуществляемые плательщиком акциза, с произведенными и (или) добытыми, и (или) розлитыми им подакцизными товарами:

 реализация подакцизных товаров;

 передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

 передача подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческих сырья и материалов, в том числе подакцизных;

 взнос в уставный капитал;

 использование подакцизных товаров при натуральной оплате, кроме случаев передачи подакцизных товаров в натуральной форме в счет уплаты налога на добычу полезных ископаемых, рентного налога на экспорт;

 отгрузка подакцизных товаров, осуществляемая производителем своим структурным подразделениям;

 использование производителем произведенных и (или) добытых, и (или) розлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд и для собственного производства подакцизных товаров;

 перемещение подакцизных товаров, осуществляемое производителем с указанного в лицензии адреса производства;

2) оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;

3) розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;

4) реализация конкурсной массы, конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государства подакцизных товаров;

5) порча, утрата подакцизных товаров;

6) импорт подакцизных товаров на территорию Республики Казахстан.

2. Порча, утрата акцизных марок, учетно-контрольных марок рассматривается как реализация подакцизных товаров.

3. Освобождаются от обложения акцизом:

1) экспорт подакцизных товаров, если он отвечает требованиям, установленным статьей 288 Налогового Кодекса «О налогах и других обязательных платежей в бюджет»;

2) спирт этиловый в пределах квот, определяемых уполномоченным государственным органом по контролю за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, отпускаемый:

 для изготовления лечебных и фармацевтических препаратов при наличии у производителя лицензии Республики Казахстан на право производства указанной продукции;

 государственным медицинским учреждениям при наличии соответствующей лицензии;

3) подакцизные товары, указанные в пункте 2 статьи 653 Налогового Кодекса «О налогах и других обязательных платежей в бюджет», подлежащие перемаркировке учетно-контрольными или акцизными марками нового образца, если по указанным товарам акциз был ранее уплачен;

4) спиртосодержащая продукция медицинского назначения (кроме бальзамов), зарегистрированная в соответствии с законодательством Республики Казахстан в качестве лекарственного средства.

2.3. Плательщики акцизов

1. Плательщиками акцизов являются физические и юридические лица, которые:

Акцизы: теория и практика

Г. Омарова,

главный специалист отдела администрирования акцизов с нефтепродуктов

Управления администрирования акцизов НК МФ РК

Основным источником образования государственных финансов являются налоги, история которых насчитывает тысячелетия. Английский экономист С. Паркинсон в своей работе «Закон и доходы» писал: «Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников».

В современное время налоги являются основной формой доходов государства и одним из инструментов проведения государственной экономической политики. Налоги - это необходимый элемент экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизменно сопровождались преобразованием налоговой системы. Налогообложение, являясь элементом экономической культуры, свойственно всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Кроме финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о неотъемлемой части человеческой цивилизации.

Налоги - это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

С экономической точки зрения, налоги являются инструментом фискальной политики и вместе с тем методом косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.

С юридической точки зрения, налоговые отношения - это система специфических обязательств, где одной стороной является государство, а другой - субъект налогообложения, на которого возложена обязанность оплачивать налоги в бюджет согласно налоговому законодательству.

Принято различать налоги прямые и налоги косвенные. Прямые налоги уплачиваются непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. Косвенные налоги - это налоги на товары или услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, непосредственно не связанные с доходами или имуществом налогоплательщика.

Одним из видов косвенных налогов является акциз, который является налогом на товары преимущественно массового потребления (а также услуги), включается в цену продукта (или тарифы на услуги) и перекладывается, таким образом, на конечного потребителя.

Возникновение акцизов происходит с незапамятных времен. В давнем прошлом подобный платеж называли пошлиной, сбором, налогом и т.п. Вводился он на разную продукцию и в разных странах. По одной из версий термин «акциз» происходит от латинского assidex (надрубать, обрезать), кроме того, существует мнение, что термин «акциз» происходит от голландского exijs, означавшего «оценка для налогообложения».

Издревле акциз применялся прежде всего как фискальный инструмент. Акциз наряду с разнообразными пошлинами явился одной из наиболее ранних форм косвенного налогообложения. Например, в Древнем Риме взимались налоги с оборота при торговле рабами, на освобождение рабов. То есть, в сущности, облагались предметы роскоши. В начале второго тысячелетия до нашей эры в Древнем Египте во времена правления XII-XIII династий взимался налог на пиво. В Древнем Китае акциз взимался с чая, напитков, рыбы, тростника, использовавшегося в качестве топлива и для покрытия крыш, в период правления последней императорской династии среди различных соляных налогов и сборов была и акцизная пошлина, которая называлась компенсационным сбором и налагалась в провинциях-потребителях соли на соль провинций-производителей.

В XVII - начале XX века акцизы носили исключительно фискальную функцию. Они применялись по отношению к товарам массового спроса: табаку, алкоголю, текстилю, соли, сахару, спичкам, чаю и кофе. Эти товары были крайне необходимы, поэтому доходы от их налогообложения были очень высоки.

Времена изменились, а смысл акциза остается тем же: это косвенный налог, включаемый в цену товара. Отличительная особенность акцизного налога в том, что акцизом облагаются определенные товары, считающиеся вредными, или ассоциирующиеся с отрицательными побочными явлениями (табачные изделия и алкоголь, потребление которых социально нежелательно, бензин и горючее, потребление которых связано с загрязнением атмосферы). Кроме того, акциз взимается с товаров, которые не считаются предметами первой необходимости и за которые покупатель согласен платить больше их себестоимости. Список подакцизных товаров, в зависимости от экономической ситуации в стране, может изменяться.

Акцизы, в зависимости от функции, которую они выполняют, подразделяются на три основных группы:

Первая группа - это акцизы на алкогольную продукцию и табачные изделия, которые выполняют две основных цели: ограничение потребления вредных для здоровья продуктов и фискальную.

Ко второй группе относятся акцизы на горючесмазочные материалы, которые кроме фискальной функции выполняют роль платежа за пользование автодорогами.

Третья группа - акцизы на люксовые товары. Эта группа не имеет целенаправленной фискальной функции. Как правило, данная группа призвана играть перераспределительную роль, так как основными потребителями люксовых товаров являются состоятельные граждане.

Ставки акцизов по методу установления подразделяются на два вида: специфические (твердые) и адвалорные (процентные). Адвалорной ставкой налога называют такую ставку, при которой сумма налога исчисляется в процентах от стоимости товара, а специфической ставкой - фиксированная сумма налога на единицу товара.

В настоящее время почти во всех странах рыночной экономики используются акцизы. Это один из важных источников доходов бюджета и, кроме того, средство ограничения потребления подакцизных товаров. Акцизы служат одним из способов регулирования экономических и социальных процессов в стране.

В большинстве стран акцизами облагается достаточно ограниченный список товаров. Но в некоторых странах система акцизного налогообложения содержит в себе значительный перечень товаров. Например, Индия и Пакистан, в связи с тем, что поступления акцизов зачисляются в централизованный бюджет страны и являются весьма существенным источником доходов, применяют большое количество акцизов, Дания и Япония также применяют широкий спектр подакцизных товаров.

В РК, как и во многих странах, к числу облагаемых акцизами относится достаточно ограниченный список товаров. Определение ставок акцизов является решающим инструментом налоговой политики государства в борьбе с теневым производством и реализацией подакцизной продукции.

Ставки акцизов, действующие в нашей стране, утверждены постановлением Правительства РК от 28.01.2000 г. № 137 «О ставках акцизов на подакцизные товары, производимые в Республике Казахстан и ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан, реализуемые на территории Республики Казахстан, и игорный бизнес»:

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Республике Казахстан. Реализуют соответствующую цель следующие задачи:

1. Обозначить основные положения законодательства об акцизах;

2. Выявить реального плательщика акцизов;

3. Конкретизировать действенный механизм акцизов и проблемы его совершенствования.

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

5. рентный налог на экспорт;

6. специальные платежи и налоги недропользователей;

7. социальный налог;

8. налог на транспортные средства;

9. земельный налог;

10. налог на имущество;

11. налог на игорный бизнес;

12. фиксированный налог;

13. единый земельный налог;

2) другие обязательные платежи в бюджет:

1. государственная пошлина;

3. регистрационные сборы;

4. сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;

5. сбор с аукционов;

6. лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;

7. сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям; плата:

-за пользование земельными участками;

-за пользование водными ресурсами поверхностных источников;

-за эмиссии в окружающую среду;

-за пользование животным миром;

-за лесные пользования;

-за использование особо охраняемых природных территорий;

-за использование радиочастотного спектра;

-за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи;

-за пользование судоходными водными путями;

-за размещение наружной (визуальной) рекламы.

2. Суммы налогов, других обязательных платежей в бюджет поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Бюджетным кодексом Республики Казахстан и законом о республиканском бюджете.

Налоговые системы могут представлять довольно сложные модели, поскольку существует множество налогов, их плательщиков, способов взимания налогов, налоговых льгот. Налоги можно классифицировать по разным принципам:

-От объекта обложения и взаимоотношений плательщика и государства;

-От органа, взимающего налог;

-По экономическому признаку;

1) От объекта обложения и взаимоотношений плательщика и государства налоги подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым относятся налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество (налог на прибыль, на имущество, землю, подоходный).

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальными облагается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а не эффективность его использования; к реальным прямым налогам относятся земельный, имущественный, промысловый, на денежный капитал.

В личных налогах учитывается не только доход, но и финансовое положение плательщика, например семейное положение; к ним относятся подоходный налог; налог с наследств и дарений, подушный и др.

Косвенные налоги взимаются опосредственно—через цены товаров, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству. «Критерием деления на прямые и косвенные, - пишет А. И. Кочетков, - является установление окончательного плательщика налога. Если окончательным плательщиком налога является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода, то такой налог является прямым. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель, на которого налог перекладывается через надбавку».

В качестве преимуществ прямых налогов отмечаются следующие:

-прямые налоги дают государству верный и определенный по величине налог;

-прямые налоги могут точнее учитывать реальную платежеспособность плательщика, чем косвенные налоги;

-при платеже прямых налогов государство непосредственно вступает в контакт с носителями налога и точно может определить их обязанности;

-прямые налоги в основном взимаются с дохода самого налогоплательщика.

Косвенные налоги опасны непредсказуемостью своего влияния на различные сферы экономики.

2) По признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются. Специальные налоги имеют строго определенное назначение (например, налог на транспортные средства, налог на приобретение транспортных средств, ранее используемые для формирования дорожного фонда).

3) В зависимости от органа, взимающего налоги и распоряжающегося ими, различаются центральные ( общегосударственные) и местные налоги.

В Республике Казахстан действуют общегосударственные налоги, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета Республики Казахстан, суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном в Законе Республики Казахстан о республиканском бюджете на очередной год, и местные налоги и сборы, являющиеся доходными источниками местных бюджетов.

По специальным экономическим зонам общегосударственные и местные налоги и сборы поступают в доход финансового фонда (бюджета) специальных экономических зон в порядке, определяемом законодательством о специальных экономических зонах.

К общегосударственным налогам относятся:

-подоходный налог с юридических и физических лиц;

-налог на добавленную стоимость;

-налог на операции с ценными бумагами;

-специальные платежи и налоги недропользователей.

К местным налогам и сборам относятся:

-налог на имущество юридических и физических лиц;

-налог на транспортные средства;

-сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и юридических лиц;

-сборы за право занятия отдельными видами деятельности;

-сбор с аукционных продаж.

4) По экономическим признакам объекта различаются налоги на доходы и налоги на потребление. Налоги на доходы взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения; налоги на потребление—это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг.

Налоги исчисляются и уплачиваются в тенге, за исключением случаев, когда налоговым законодательством Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

Освобождение от какого-либо налога или уменьшение налоговой ставки, предусмотренной настоящим Указом, может производиться в порядке внесения изменений и дополнений в настоящий Указ, а также на основании контракта, заключенного с Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с настоящим Указом и Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций".

Запрещается предоставление налоговых льгот другими актами, в том числе льгот, носящих индивидуальный характер, за исключением льгот, предоставляемых Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций".

II.АКЦИЗЫ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

2.1 Роль акцизов в налоговой системе РК

Если мы заглянем в энциклопедический словарь, то найдем там, что акциз – вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги. В настоящий момент акцизы выполняют в большей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления товаров, сколько к пополнению бюджета. Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место быть в обществе, совершенствование налогообложения в сфере акцизов может выступать одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения республиканского и местных бюджетов.

Основные положения законодательства об акцизах:

Акцизами облагаются товары, произведенные на территории Республики Казахстан и импортируемые на территорию Республики Казахстан.

  1. Плательщиками акцизов являются физические и юридические лица, которые:
  2. производят подакцизные товары на территории Республики Казахстан;
  3. импортируют подакцизные товары на таможенную территорию Республики Казахстан;
  4. осуществляют оптовую, розничную реализацию бензина
    (за исключением авиационного) и дизельного топлива на территории Республики Казахстан;
  5. осуществляют реализацию конфискованных, бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государства на территории Республики Казахстан подакцизных товаров, если по указанным товарам акциз на территории Республики Казахстан ранее не был уплачен в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
  6. осуществляют реализацию конкурсной массы подакцизных товаров, если по указанным товарам акциз на территории Республики Казахстан ранее не был уплачен в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
  7. Плательщиками акцизов с учетом положений пункта 1 настоящей статьи являются также юридические лица-нерезиденты и их структурные подразделения.
  8. Плательщиками акцизов не являются уполномоченные государственные органы, осуществляющие реализацию конфискованных, бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государства на территории Республики Казахстан подакцизных товаров.

Подакцизными товарами являются:

  1. все виды спирта;
  2. алкогольная продукция ;
  3. пиво с объемным содержанием этилового спирта не более

  1. табачные изделия;
  2. бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо;
  3. легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов);
  4. сырая нефть, газовый конденсат.

Объект налогообложения

  1. Объектом обложения акцизом являются:
    1. следующие операции, осуществляемые плательщиком акциза, с произведенными и (или) добытыми, и (или) разлитыми им подакцизными товарами:

-реализация подакцизных товаров;

-передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

-передача подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческих сырья и материалов, в том числе подакцизных;

-взнос в уставный капитал;

-использование подакцизных товаров при натуральной оплате;

-отгрузка подакцизных товаров, осуществляемая производителем своим структурным подразделениям;

-использование производителем произведенных и (или) добытых, и (или) разлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд и для собственного производства подакцизных товаров;

-перемещение подакцизных товаров, осуществляемое производителем с указанного в лицензии адреса производства;

    1. оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;
    2. розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;
    3. реализация конкурсной массы, конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государства подакцизных товаров;
    4. порча, утрата подакцизных товаров.
  1. Порча, утрата акцизных марок, учетно-контрольных марок рассматривается как реализация подакцизных товаров.
  2. Не подлежат обложению акцизом:
    1. экспорт подакцизных товаров, если он отвечает требованиям, установленном в настоящем Кодексе;
    2. спирт этиловый в пределах квот , определяемых уполномоченным государственным органом по контролю за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, отпускаемый:

Читайте также: