Анализ практики применения таможенной пошлины при ввозе отдельных товаров

Опубликовано: 12.05.2024

Доклад на конференции "Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ", 20 - 28 апреля 2021 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции. Программа конференции по этой ссылке.

Хотя в 2020 году вопросы, связанные с действующими правилами определения таможенной стоимости товаров в части включения в нее лицензионных и иных подобных платежей, которые могут уплачиваться покупателем товаров, не были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ (далее – КС), опубликованные на официальном сайте Счетной Палаты Российской Федерации результаты контрольного мероприятия «Проверка полноты уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет, в период 2018 – 2019 годов и истекший период 2020 года, в отношении товаров, ввозимых на территорию Евразийского экономического союза и отнесенных к объектам интеллектуальной собственности (включая патенты, товарные знаки, авторские права)»[1] вызвали отклик профессионального сообщества, сопоставимый со знаковыми решениями КС.

Так Счетной палатой выявлены признаки того, что участники внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) неправомерно не включают лицензионные платежи в структуру таможенной стоимости товаров, что, по предварительным оценкам, привело, по мнению контрольного ведомства, к занижению таможенных пошлин и налогов (далее – таможенные платежи) почти на 100 млрд. рублей[2].

Среди проблем, которые рассматриваются в рамках обсуждения результатов контрольного мероприятия Счетной палаты, затрагиваются вопросы правовой определенности действующего регулирования в отношении правил включения лицензионных платежей в таможенную стоимость[3], которые со всей очевидностью имеют конституционную значимость.

Рассматривая действующие правила с точки зрения конституционных аспектов можно обратить внимание на следующее.

Счетной палатой в опубликованных по результатам контрольного мероприятия, в частности, обращено внимание на то, что ряд организаций, осуществляющих ВЭД, включали в структуру затрат при расчете налога на прибыль организаций лицензионные и иные подобные платежи, но при этом не включали такие платежи в таможенную стоимость товаров при их декларировании.

Вместе с тем в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее соответственно – Кодекс, Союз/ЕАЭС) при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары (далее соответственно – метод 1, ЦФУ) добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права (далее – роялти), которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, в размере, не включенном в ЦФУ.

Таким образом, для принятия решения о необходимости включения роялти в таможенную стоимость товаров в составе дополнительных начислений к ЦФУ необходимо одновременное выполнение двух условий:

- отношение роялти к ввозимым товарам (далее – условие 1);

- уплата роялти в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС (далее – условие 2).

Приведенные в Таможенном кодексе ЕАЭС формулировки в отношении условий включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров (лицензионные платежи относятся к ввозимым товарам, уплата лицензионных платежей является условием продажи ввозимых товаров) позволяют обратить внимание на то, что действующее регулирование определяет лишь общие условия, выполнение которых необходимо для принятия решения о включении роялти в таможенную стоимость товаров.

В этом случае существует риск нарушения таких конституционно значимых принципов налогообложения как определенность, всеобщность и равенство плательщиков.

С другой стороны, действующие в Российской Федерации нормы Таможенного кодекса ЕАЭС, касающиеся правил включения роялти в таможенную стоимость товаров, полностью соответствуют положениям Соглашения ВТО, а именно:

Соглашение ВТО (Статья 8.1 (C))

(англ.)

Соглашение ВТО (Статья 8.1 (C))

(русс.)

(пп.7 п.1 ст.40)

In determining the customs value under the provisions of Article 1, there shall be added to the price actually paid or payable for the imported goods:

royalties and licence fees related to the goods being valued that the buyer must pay, either directly or indirectly, as a condition of sale of the goods being valued, to the extent that such royalties and fees are not included in the price actually paid or payable;

При определении таможенной стоимости согласно положениям Статьи 1 к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за импортируемые товары, должны быть добавлены:

роялти и лицензионные платежи, относящиеся к оцениваемым товарам, которые должен выплатить покупатель прямо или косвенно в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в той мере, в какой такие роялти и платежи не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к ЦФУ, добавляются:

лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи …товаров, в размере, не включенном в ЦФУ.

При возникновении ситуаций, приводящих, в том числе к спорам между плательщики таможенных платежей и таможенными органами о выполнении условий включения роялти в таможенную стоимость товаров, поиск решения часто происходит на фоне недостаточного понимания экономической сущности установленных Соглашением ВТО и Таможенным кодексом ЕАЭС условий (условие 1 и условие 2).

Рассмотрим условия включения роялти в таможенную стоимость товаров более подробно.

«… относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам»

Как уже отмечалось ни Соглашение ВТО, ни Таможенный кодекс Союза не раскрывают, как установить отношение роялти к оцениваемым товарам.

Выработка методологически правильного подхода в определенной степени осложнена тем, что уплата роялти производится не за товары, а за использование объектов интеллектуальной собственности, которые, на первый взгляд, могут быть, и не связаны с товарами, таможенная стоимость которых определяется.

Обоснованным представляется подход, предусматривающий, что вывод о том, что роялти не относятся к ввозимым товарам, может быть сделан только, если для лицензиата – импортера имеет экономический смысл уплачивать такие же суммы роялти, какие он уплачивает при импорте товаров в ситуации, когда эти товары за рубежом не приобретаются и не импортируются.

Лицензионные отношения по предоставлению, например, ноу-хау могут предусматривать различные варианты использования ввозимых товаров. Наиболее типичными из них являются следующие:

1. Лицензиат, осуществляя производство готовой продукции на территории ЕАЭС, обязан обеспечить требуемое в соответствии с ноу-хау качество. При этом правообладатель не требует использования при производстве строго определенного оборудования, сырья и материалов. Выбор в данном случае осуществляется лицензиатом, который может по своему усмотрению приобрести все это у правообладателя либо у независимых поставщиков, в том числе на внутреннем рынке своей страны.

2. Предоставляя ноу-хау, правообладатель устанавливает требования, в соответствии с которыми лицензиат обязан использовать строго определенное оборудование, а также сырье и материалы, которые должны быть приобретены у правообладателя либо у «обозначенных» им лиц[4].

Возможность того, что роялти за объекты интеллектуальной собственности, не содержащиеся на/в ввозимых товарах, например, рассмотренная выше технология производства готовой продукции, могут, тем не менее, признаваться относящимися к товарам, таможенная стоимость которых определяется, признается и в международных документах по методологии определения таможенной стоимости товаров.

Так, применительно к условию «относятся к ввозимым товарам» в Комментарии 25.1 «Роялти, уплачиваемые третьим лицам» (далее – Комментарий 25.1) сформулированы следующее положения[5]:

Перевод на русский язык

Determining whether a royalty or licence fee is related to the goods being valued

The most common circumstances in which a royalty or licence fee may be considered to relate to the goods being valued is when the imported goods incorporate the intellectual property and/or are manufactured using the intellectual property covered by the licence. For example, if the imported goods incorporate the trademark for which the royalty or licence fee is paid, this would indicate that the fee relates to the imported goods.

Определение, относятся ли роялти или лицензионный платеж к оцениваемым товарам

Наиболее распространенной ситуацией, когда роялти или лицензионный платеж могут рассматриваться как относящиеся к оцениваемым товарам, является ситуация, при которой ввозимые товары содержат объект интеллектуальной собственности и(или) произведены с использованием объекта интеллектуальной собственности, охватываемого лицензией. Например, если ввозимый товар содержит товарный знак, за который уплачиваются роялти или лицензионный платеж, это свидетельствовало бы о том, что указанный платеж относится к ввозимым товарам.

Можно обратить внимание на то, что на уровне международной методологии понимание условия «относятся к ввозимым товарам», не ограничивается ситуацией, когда роялти уплачиваются за объект интеллектуальной собственности, содержащийся на (например, товарный знак) или в (например, запатентованная технология, с использованием которой ввозимые товары произведены) товарах, а лишь говорит о ней, как о наиболее распространенной, но не единственной.

Таким образом, подход при проверке первого условия состоит в следующем: имеется ли экономический смысл уплаты лицензионных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, если приобретение и ввоз оцениваемых товаров не осуществлялся бы и существует ли возможность не использовать в деятельности лицензиата именно те товары, которые были приобретены.

Подход основан как на теоретических принципах налогообложения, так и на принципах определения таможенной стоимости Соглашения ВТО, и использован применительно ко всем примерам, включенным в Рекомендацию Коллегии ЕЭК № 20 для ситуаций, при которых роялти уплачиваются за различные объекты интеллектуальной собственности, формально не связанные с ввозимыми товарами (ноу-хау, программные продукты, коммерческие обозначения и т.д.), но исходя из сущности проводимых операций, бесполезными без ввоза товаров[6].

«Уплата лицензионных платежей является условием продажи оцениваемых (ввозимых) товаров»

Не меньший интерес представляет собой второе условие включения роялти в таможенную стоимость товаров, в соответствии с которым роялти должны включаться в таможенную стоимость, если их уплата является условием продажи оцениваемых (ввозимых) товаров.

Выполнение второго условия является очевидным в случае, когда во внешнеэкономический договор купли-продажи товаров, либо в лицензионный договор включены положения, предусматривающие их уплату импортером в качестве одного из условий поставки товара. Однако такие положения включаются в договоры редко, в связи с чем как на международном уровне, так и в ЕАЭС возникла необходимость выработки методологических подходов к принятию решения о выполнении рассматриваемого условия.

На международном уровне в Комментарии 25.1 сформулировано следующее[7]:

Перевод на русский язык

7. Ключевым обстоятельством для определения того, должен ли покупатель уплачивать роялти … в качестве условие продажи, является отсутствие у него возможности приобрести ввозимые товары без уплаты роялти.

Кроме того, в Комментарии 25.1 приведены факторы, которые могли бы приниматься во внимание при проверке выполнения Условия 2:

Перевод на русский язык

(а) There is a reference to the royalty or licence fee in the sales agreement or related documents;

(в) There is a reference to the sale of the goods in the royalty or licence agreement;

(с) According to the terms of the sales agreement or the royalty or licence agreement, the sales agreement can be terminated as a consequence of breaching the royalty or licence agreement because the buyer does not pay the royalty or licence fee to the licensor. This would indicate a linkage between the royalty or licence fee payment and the sale of the goods being valued;

(d) There is a term in the royalty or licence agreement that indicates if the royalties or licence fees are not paid, the manufacturer is forbidden to manufacture and sell the goods incorporating the licensor’s intellectual property to the importer;

(e) The royalty or licence agreement contains terms that permit the licensor to manage the production or sale between the manufacturer and importer (sale for export to the country of importation) that go beyond quality control.

(а) Наличие в договоре купли-продажи или связанных с ним документах ссылки на уплату роялти;

(в) Наличие в лицензионном договоре ссылки на продажу товаров (договор купли-продажи товаров);;

(с) В соответствии с условиями договора купли-продажи или лицензионного договора, исполнение договора купли-продажи может быть приостановлено вследствие нарушения лицензионного договора, поскольку покупатель не уплачивает роялти лицензиару. Такие положения договоров показали бы связь между уплатой роялти и продажей оцениваемых товаров;

(d) В лицензионном договоре существует положение, которое показывает, что если роялти не уплачиваются, то производитель не имеет права выпускать и продавать импортеру товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности правообладателя;

(е) Лицензионный договор содержит положение, которое позволяет правообладателю осуществлять контроль производства или продаж между производителем и импортером (продажа на экспорт в страну импортирования), который выходит за рамки контроля качества.

В праве ЕАЭС приведенные выше подходы отражены в Рекомендации ЕЭК, которой установлено Положение о добавлении лицензионных платежей к ЦФУ (далее – Положение)[8], разработанное для выработки методологических подходов к решению вопроса о включении роялти в таможенную стоимость товаров, то есть к выполнению условий 1 и 2.

При этом Положение содержит, в том числе примеры, в рамках которых роялти не подлежат включению в таможенную стоимость товаров в связи с невыполнением условия 1 и (или) условия 2.

С учетом изложенного можно отметить, что предусмотренные Кодексом условия включения роялти в таможенную стоимость товаров, существенно отличаются от условий признания расходов в целях налогообложения прибыли организаций (обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, ситуация, когда роялти не включаются в таможенную стоимость товаров, но при этом признаются расходами для исчисления налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Налогового кодекса, а также противоположная ситуация – являются экономически обоснованными и юридически правомерными.

Вместе с тем предположение об имеющейся неопределенности правил включения роялти в таможенную стоимость товаров и связанными с этим рисками нарушения конституционных принципов налогообложения представляется дискуссионным.

  1. Зарипов В.М. Включение лицензионных платежей в таможенную стоимость: возможна ли ответственность в условиях правовой неопределенности? // Доклад на Круглом столе «Современная практика таможенного регулирования и ВЭД» 24 марта 2021 года. Евразийская налоговая неделя. Финуниверситет при Правительстве РФ. Департамент налогов и налогового администрирования.

[4] Определение термина «взаимосвязанные лица» см. ст.37 Таможенного кодекса ЕАЭС // Консультант Плюс. Российское законодательство.

[5] COMMENTARY 25.1 THIRD PARTY ROYALTIES AND LICENCE FEES - GENERAL COMMENTARY / Комментарий 25.1 Роялти, уплачиваемые третьим лицам – Общий комментарий. // Customs Valuation Compendium. The World Customs Organization. Brussels. 2013.

[6] См. более подробно Рекомендация Коллегии ЕЭК от 15.11.2016 № 20 «О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары».

[7] COMMENTARY 25.1 THIRD PARTY ROYALTIES AND LICENCE FEES - GENERAL COMMENTARY / Комментарий 25.1 Роялти, уплачиваемые третьим лицам – Общий комментарий. // Customs Valuation Compendium. The World Customs Organization. Brussels. 2013.

[8] Рекомендация Коллегии ЕЭК от 15.11.2016 № 20 «О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары».

Степанова Юлия Робертовна – студент по специальности «Таможенное дело» Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

Научный руководитель: Ахмедзянов Рустам Равильевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное дело» Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

Аннотация: Таможенные пошлины являются важным инструментом внешнеэкономической деятельности государства и представляют собой систему мер, процедур и правил перемещения товаров через таможенную границу с целью защиты и стимулирования развития национальной экономики. В современной экономической ситуации большое значение имеет регулирование ввоза иностранной продукции на отечественный рынок, поэтому в данной статье рассмотрена теория и практика уплаты таможенных платежей при импорте товаров.

Ключевые слова: Таможенные пошлины, таможенные ставки, таможенные органы, внешнеэкономические отношения, импорт товаров, таможенный тариф.

Таможенные платежи – это пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Таможенные платежи выполняют самую главную функцию – фискальную, т.е. являются постоянным источником пополнения доходной части федерального бюджета. Это один из важнейших видов косвенных налогов, который взимается государством с товаров и транспортных средств при ввозе и вывозе по ставкам, предусмотренных таможенным тарифом. [1]

Таможенными платежами выполняется важная роль в защите экономических интересов государства. Они уплачиваются при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации и в случаях, установленных таможенным законодательством (например, ввозные таможенные пошлины взимаются с предметов личного потребления, поступающих в международных почтовых отправления в адрес лиц проживающих в России, а также с аналогичных товаров, ввозимых физическими лицами, прибывающими в нашу страну).

Таможенные платежи защищают отечественную промышленность и сельское хозяйство. Поскольку таможенная пошлина является косвенным налогом, то она влияет на будущую стоимость товара. С увеличением стоимости ввозимого товара повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальными товаропроизводителями, а во внутренней торговле обеспечивается поэтапный переход на мировые цены на сырьё и энергоносители. Чем выше уровень таможенных платежей, тем надёжнее они защищают национальные фирмы.

С точки зрения внешнеторгового баланса страны за счёт взимания и гибкого управления ставками таможенной пошлины оптимизируется соотношение между объёмами экспорта и импорта товаров. Установление различных ставок таможенных пошлин на различные товары создаёт предпосылки к более обоснованной структуре импорта товаров или же предотвращает нежелательный экспорт товаров, внутренние ценных которых ниже мировых, а также позволяет выбирать приоритетные области экспорта, импорта и регулировать общий поток товаров.

Согласно пункта 1 статьи 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза к таможенным платежам относятся [2]:

  1. ввозная таможенная пошлина;
  2. вывозная таможенная пошлина;
  3. налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
  4. акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
  5. таможенные сборы.

Ввозные пошлины исчисляются исходя из размера ставок, которые действовали на момент регистрации декларации таможенным органом. Основанием для начисления ввозных пошлин служит Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) – это свод ставок пошлин, которые применяются к товарам, при ввозе их на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран. [3]

По итогам 2018 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 6063,2 млрд. рублей, что на 1487,5 млрд. рублей или на 32,5% больше по сравнению с 2017 годом, и больше по сравнению с 2016 годом на 1656, 2 млрд. рублей или на 37,6%.

  1. НДС – 2255,5 млрд. рублей;
  2. ввозные таможенные пошлины – 578,6 млрд. рублей;
  3. вывозные таможенные пошлины – 3025,7 млрд. рублей;
  4. акцизы при ввозе товаров – 95,2 млрд. рублей;
  5. таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами – 16,3 млрд. рублей;
  6. таможенные сборы – 20,3 млрд. рублей;
  7. иные платежи – 71,6 млрд. рублей.

Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых Федеральной таможенной службой России, в доход федерального бюджета в 2016 – 2018 годах представлена на рисунке 1.


Рисунок 1. Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, в доход федерального бюджета.

Структуру таможенных платежей, перечисленных в доходную часть федерального бюджета страны можно проследить в таблице 1.

Таблица 1. Структура таможенных платежей, перечисленных в доходную часть федерального бюджета, млрд. рублей.

Таможенная стоимость – одна из самых важных характеристик товара, ввозимого на территорию ЕАЭС, поскольку:

  • используется как база для расчета таможенных платежей: пошлин (ввозных/вывозных), НДС, акцизов, сборов;
  • позволяет определить не только фактическую стоимость товара, но и размер финансовых затрат на его транспортировку до таможенной границы Союза;
  • используется для ведения таможенной и внешнеторговой статистики.

Помимо этого, таможенная стоимость (ТС) может являться основанием для применения нетарифных и иных мер регулирования внешнеэкономической деятельности.

Определение таможенной стоимости товаров

Расчет таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами (НПА), регулирующими порядок и методы определения ТС. На текущий момент такими НПА являются:

При импорте:

  • Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) – Глава 5;
  • Федеральный закон от 03 августа 2018 года №289-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” – Глава 5;

Дополнение от 23.01.2020

Постановлением Правительства РФ №1694 от 16.12.2019 определена методология расчета таможенной стоимости экспортируемых товаров.

Таможенная стоимость рассчитывается декларантом (грузовладельцем) или действующим по его поручению лицензированным агентом ВЭД, которым может быть:

После расчета, полученное значение ТС округляется по математическим правилам с точностью до двух знаков после запятой и заявляется:

  • в 45 графе декларации на товары (ДТ), где используется в качестве базы для расчета таможенных платежей;
  • в декларации таможенной стоимости (ДТС), где подтверждается обоснованность заявления выбранной суммы.

При использовании первого метода определения таможенной стоимости, оформляется декларация по форме ДТС-1. При использовании 2-6 методов, оформление осуществляется с помощью формы ДТС-2.

Как рассчитывается таможенная стоимость: 6 методов определения таможенной стоимости

Законодательно определены 6 методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров:

  1. по цене сделки с ввозимыми товарами;
  2. по цене сделки с идентичными товарами;
  3. по цене сделки с однородными товарами;
  4. вычитания;
  5. сложения;
  6. резервный.

Методы определения таможенной стоимости применяются последовательно, начиная с первого. Каждый последующий (с 2 по 6) может быть использован только если ТС не может быть определена посредством применения предыдущего.

Исключениями являются методы сложения (5) и вычитания (4), которые могут применяться в любой последованности по усмотрению декларанта.

Первый метод определения таможенной стоимости – по цене сделки с ввозимыми товарами

Основным и наиболее предпочтительным методом определения таможенной стоимости является первый метод. Он предполагает подтверждение стоимости сделки на основании полного пакета документов, который включает в себя:

  • копию внешнеторгового контракта со всеми дополнениями и приложениями, при их наличии;
  • договор транспортно-экспедиторского обслуживания;
  • инвойс;
  • прайс-лист;
  • банковские документы;
  • товаросопроводительные документы;

Полный список документов, необходимых для подтверждения первого метода таможенной стоимости вы можете найти в соответствующем разделе нашего сайта.

Согласно методу по цене сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость складывается из фактурной стоимости (цена товаров, которая указана в инвойсе) и расходов покупателя, понесенных им в процессе приобретения и доставки грузов до границы ЕАЭС.

Условно, расчет таможенной стоимости по первому методу можно представить в виде формулы:

ТС – таможенная стоимость;
ФС – фактурная стоимость;
Рс – расходы покупателя, понесенные им в процессе приобретения товара и доставки его до границы ЕАЭС.

Если расходы покупателя рассмотреть более детально, то формула расчета таможенной стоимости будет выглядеть так:

ТР – транспортные расходы до границы ЕАЭС;
СС – стоимость страхования;
ПРР – стоимость погрузочно-разгрузочных работ и складского хранения;
ВП – выплаты посредникам;
ЛП – лицензионные платежи, уплачиваются в случае если ввозимые товары представляют собой объекты интеллектуальной собственности.

Для товаров, приобретаемых в рамках договора купли-продажи, использование любого метода определения таможенной стоимости, кроме первого, фактически означает назначение корректировки таможенной стоимости в сторону ее увеличения и необходимость уплаты таможенных платежей, пересчитанных от скорректированной стоимости.

Чтобы не допустить подобных проблем и провести таможенное оформление своего груза без КТС, рекомендуем доверить этот процесс профессионалам, которые заранее:

  • проверят весь пакет документов по сделке и своевременно проинформируют о недостающих документах/сведениях;
  • проконсультируют о возможных вопросах со стороны таможни по уровню цены на ввозимые товары;
  • а также помогут пройти все необходимые таможенные формальности по первому методу.

Когда у таможенных органов возникают сомнения относительно достоверности/достаточности сведений, заявленных для подтверждения первого метода, таможенная стоимость может быть определена по второму методу.

Второй метод определения таможенной стоимости – по цене сделки с идентичными товарами

Согласно этому методу, таможенная стоимость ввозимых товаров рассчитывается на основе таможенной стоимости идентичных товаров, ввезенных на таможенную территорию Союза или вывезенных за ее пределы.

Идентичные товары – одинаковые по своим физическим и/или химическим характеристикам, производителю, стране происхождения, качеству и репутации товары, ввезенные на территорию ЕАЭС в тот же период времени – не более 90 дней с даты ввоза.

У идентичных товаров допускаются незначительные расхождения во внешнем виде, например, другой цвет всего корпуса или одной из деталей.

Оцениваемые товары, произведенные другим производителем той же страны, могут быть рассмотрены в качестве идентичных только в случае отсутствия подходящих товаров того же производителя.

Иные различия у идентичных товаров не допускаются.

Товары не считаются идентичными, если:

  • они произведены в другой стране;
  • в их отношении процесс проектирования, разработки, инженерной и/или конструкторской работ, художественное оформление, разработка дизайна, эскизов и чертежей и осуществление иных аналогичных работ были выполнены на таможенной территории ЕАЭС.

На практике применение метода по цене сделки с идентичными товарами для расчета ТС происходит следующим образом:

  1. У таможенных органов возникают сомнения относительно достоверности/достаточности заявленных сведений;
  2. Назначается дополнительная проверка, у декларанта запрашивается дополнительный пакет подтверждающих документов;
  3. Если представленных декларантом сведений недостаточно, чтобы подтвердить первый метод, таможенные органы подбирают подходящие источники ценовой информации. В случае если должностными лицами таможни выявлено 2 и более подходящих вариантов стоимости сделки с идентичными товарами, для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них;
  4. Декларант или уполномоченное им лицо осуществляет расчет ТС на основании предоставленной таможенными органами информации с учетом поправок, учитывающих различия в коммерческом уровне продажи, способе транспортировки груза, количестве и/или весе товарной партии.

Условно, расчет таможенной стоимости по второму методу, в случае различия партий ввозимых и оцениваемых товаров по весовой характеристике, можно представить в виде формулы:

ТС – таможенная стоимость;
ТСит – таможенная стоимость идентичных товаров;
Рит – вес идентичных товаров, в кг;
Р – вес ввозимых товаров, в кг.

Однако не всегда возможно найти товары, полностью идентичные ввозимым; в этом случае определение таможенной стоимости осуществляется по цене сделки с однородными товарами.

Третий метод определения таможенной стоимости – по цене сделки с однородными товарами

Метод по цене сделки с однородными товарами практически не отличается по процедуре своего использования от второго метода определения ТС. Единственным отличием является понятие оцениваемых товаров, для третьего метода это однородные товары.

Однородные товары – товары, имеющие сходные характеристики, состоящие из схожих компонентов и произведенные из таких же материалов, что и ввозимые товары, что позволяет им:

  • выполнять те же функции, что и ввозимые товары;
  • быть коммерчески взаимозаменяемыми с ввозимыми товарами.

В процессе анализа однородности товаров, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака.

Причины неотнесения оцениваемых товаров к числу однородных такие же, как и для идентичных.

Условно, расчет таможенной стоимости по третьему методу можно представить в виде формулы:

ТС – таможенная стоимость;
ТСот – таможенная стоимость однородных товаров;
Рот – вес однородных товаров, в кг;
Р – вес ввозимых товаров, в кг.

В случае невозможности использования ни одного из методов определения ТС по цене сделки, применяется либо метод вычитания, либо метод сложения.

Четвертый метод определения таможенной стоимости – вычитания

Согласно четвертому методу, определение таможенной стоимости происходит путем вычитания всех затрат, понесенных участником ВЭД на территории ЕАЭС. В качестве базы для расчета ТС данным методом может быть использована конечная стоимость ввозимых (оцениваемых), идентичных или однородных товаров, т.е. та стоимость, по которой товары были реализованы в самых больших объемах на территории России в неизмененном состоянии (без каких-либо доработок).

Условно, расчет таможенной стоимости по четвертому методу можно представить в виде формулы:

ТС – таможенная стоимость;
ЦР – цена реализации товара на территории ЕАЭС;
ТРв – транспортные расходы на доставку груза по территории ЕАЭС;
ТП – таможенные пошлины;
ВП – вознаграждение посредника.

Четвертый метод определения таможенной стоимости на практике используется крайне редко.

Пятый метод определения таможенной стоимости – сложения

Согласно пятому методу, определение таможенной стоимости происходит путем сложения всех затрат, понесенных на производство и доставку товара до границы ЕАЭС. Условно это можно представить в виде формулы:

ТС – таможенная стоимость;
Рпр – расходы, понесенные в процессе производства товаров;
Рс – расходы покупателя, понесенные им в процессе приобретения товара и доставки его до границы ЕАЭС.

Если все статьи расходов рассмотреть более детально, то формула расчета таможенной стоимости будет выглядеть так:

М – стоимость материалов;
Ипр – издержки, понесенные изготовителем в связи с производством товара;
ТР – транспортные расходы до границы ЕАЭС;
СС – стоимость страхования;
ПРР – стоимость погрузочно-разгрузочных работ и складского хранения;
ВП – выплаты посредникам;
ЛП – лицензионные платежи, уплачиваются в случае если ввозимые товары представляют собой объекты интеллектуальной собственности;
Пр – прибыль, обычно получаемая экспортером в результате поставки в РФ таких товаров.

Дополнение от 23.01.2020

При экспорте грузов из РФ, формула метода сложения затрат будет выглядеть следующим образом:

ТС=Рпр+П+Кр+Ур

ТС – таможенная стоимость;
Рпр – расходы, понесенные в процессе производства товаров, например, на покупку сырья;
П – сумма прибыли, которая обычно учитывается при продаже товаров того же вида в ту же страну, что и вывозимые товары;
Кр – коммерческие расходы, которые обычно учитываются при продаже товаров того же вида в ту же страну, что и вывозимые товары;
Ур – управленческие расходы, которые обычно учитываются при продаже товаров того же вида в ту же страну, что и вывозимые товары.

Пятый метод определения таможенной стоимости, так же, как и четвертый, на практике используется крайне редко, поскольку, как правило, таможенная стоимость определяется исходя из информации, доступной на таможенной территории ЕАЭС. Однако для расчета ТС по 5 методу необходима информация о расходах, понесенных производителем в процессе производства товаров, например, расходы на материалы, различного рода издержки и иные закрытые сведения. При этом нередко возникает ситуация, когда производитель отказывается предоставлять конфиденциальную информацию о процессе производства, и применение данного метода, как следствие, становится невозможным.

Шестой метод определения таможенной стоимости – резервный

Резервный метод определения таможенной стоимости является полным отражением своего названия. Он применяется только в случае невозможности определения ТС методами 1 – 5, что чаще всего происходит при импорте товаров, полученных не в результате выполнения обязательств договора купли-продажи, а иным способом, например, ввоз образцов или рекламных материалов на безвозмездной основе.

Расчет таможенной стоимости по 6 методу осуществляется на основе экспертных оценок и выбранной базы (метода определения таможенной стоимости, который будет взят за основу производимых вычислений). Процедура выбора базы для 6 метода не отличается от выбора метода определения ТС: методы с 1 по 5 используются последовательно, начиная с первого, каждый последующий может быть использован только если применение предыдущего невозможно. Исключения: взаимозаменяемые 4 и 5.

После выбора базы, к резервному методу применяется:

  • соответствующее обозначение, например, метод 6 на основе метода 1 или 6 метод на базе 3;
  • соответствующая формула и принцип расчета ТС, т.е. для расчета могут использоваться следующие данные: цена сделки ввозимых/идентичных/однородных товаров, затраты на производство и материалы или стоимость конечной реализации.

При определении таможенной стоимости по резервному методу, предусмотрен ряд упрощений:

  • за основу может быть взята стоимость сделки с идентичными/однородными товарами, произведенными в стране, отличной от страны происхождения ввозимых товаров;
  • допускается разумное отклонение от срока отнесения товаров к числу однородных/идентичных (более 90 дней с момента ввоза на таможенную территорию Союза оцениваемых товаров).

Вне зависимости от метода определения таможенной стоимости товаров, если после проверки предоставленного пакета документов у должностного лица таможенного органа возникают сомнения в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, он может принять решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости.

Дополнительная проверка таможенной стоимости товаров (Запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений)

В случае, если должностным лицом таможенного органа:

  • выявлены признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров, например, в части выбора метода определения;
  • принято решение о недостаточности сведений, представленных декларантом, для подтверждения заявленной таможенной стоимости;

декларанту направляется мотивированный запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений, которые помогли бы более детально сформировать таможенную стоимость товара. Запрос устанавливает достаточный срок для предоставления этих сведений.

Такой запрос должен содержать причины принятия решения о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости, а также доказательства того, что декларант ошибочно или преднамеренно заявил недостоверную таможенную стоимость ввозимых товаров.

Срок предоставления необходимых документов и сведений устанавливается индивидуально, для каждой конкретно взятой ситуации, однако, обычно составляет:

  • менее 10 дней* – в случае необходимости предоставления сведений до выпуска товаров;
  • 1,5-2 месяца в случае необходимости предоставления сведений после выпуска товаров.

Срок проведения проверки представленных документов и сведений таможенными органами составляет:

  • менее 10 дней* – при проверке сведений до выпуска товаров;
  • 30 дней – при проверке сведений после выпуска товаров;

*Поскольку законодательно установлен предельный срок проверки и выпуска ДТ с учетом запроса и предоставления документов и сведений – 10 дней с момента подачи ДТ в таможенные органы.

Если по каким-либо причинам у декларанта нет возможности предоставить требуемые документы и сведения, ему необходимо подготовить мотивированные пояснения и документально обосновать невозможность предоставления запрошенных таможней документов.

В случае, если запрашиваемые документы/сведения/пояснения не были представлены в таможенный орган своевременно или они не позволяют инспектору однозначно устранить сомнения в недостоверности заявленной декларантом таможенной стоимости и подтвердить формирование стоимости сделки, таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости или КТС на основании той информации, которая есть у него в распоряжении.

Корректировка таможенной стоимости

Если в результате проведения дополнительной проверки таможенный орган не смог убедиться в достаточности и/или достоверности заявленных декларантом сведений, то он вправе принять решение о проведении корректировки таможенной стоимости товаров. При этом декларанту направляется мотивированное уведомление о назначении КТС, которое должно содержать:

  • логичное обоснование принятия такого решения;
  • срок, в течение которого декларант обязан внести требуемые изменения.

Основанием для принятия решения о назначении корректировки таможенной стоимости чаще всего является наличие ошибок или неточностей в расчетах таможенной стоимости и/или платежей, совершенных преднамеренно или случайно.

Однако стоит помнить, что выявление факта преднамеренного заявления недостоверных сведений влечет за собой административную ответственность участника ВЭД.

Также в число оснований для назначения КТС входит появление ранее неизвестных/неучтенных факторов или новых документов которые оказывают значительное влияние на формирование ТС.

Более подробную информацию о корректировке таможенной стоимости и о том, как вернуть денежные средства уплаченные в результате КТС вы можете узнать на соответствующих страницах нашего сайта.

Компания Онлог Систем оказывает услуги по таможенному оформлению грузов по первому методу как на контракт клиента, так и на контракт брокера, а также оказывает помощь в ответе на дополнительную проверку и при назначении КТС. В случае возникновения спорных ситуаций с таможенными органами и необходимости вмешательства профессионала в сфере таможенного права, мы оказываем комплекс юридических услуг, включающий в себя консультации и привлечение таможенного юриста.

Таможенное регулирование

Таможенное регулирование — это управление внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), осуществляемое с целью пополнения бюджета и для защиты отечественного производителя. Его целью является экономическая безопасность и достижение стабильного экономического роста. У России, как члена Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), общее с ним таможенное пространство. Поэтому юридической основой таможенного регулирования в России является Таможенный Кодекс ЕАЭС и Федеральный закон о таможенном регулировании 289. Эти законодательства гармонизированы между собой и позволяют полностью регламентировать все нюансы таможенного регулирования. Более того именно вопросы таможенного регулирования подтолкнули страны объединиться в таможенный союз. Таможенное регулирование ВЭД в России осуществляют таможенные органы.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ

Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ появился в связи с принятием нового Таможенного Кодекса ЕАЭС и вступил в силу в 2018 году. Этот закон направлен на реализацию международных договоров между Россией и ЕАЭС и на обеспечение экономической безопасности России. Он призван на национальном уровне регулировать отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, а также вопросы таможенного регулирования в России. Этот закон состоит из 8 разделов и насчитывает более чем 500 страниц, он полностью охватывает правовые основы таможенного регулирования.

Федеральный закон о таможенном регулировании 289-ФЗ от 3 августа 2018 года
О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Виды таможенного регулирования

Предметом таможенного регулирования являются отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров. При этом применяются меры таможенного тарифного регулирования, а также меры нетарифного регулирования: запреты и ограничения, связанные с защитой рынка от: недобросовестной конкуренции, некачественных товаров не соответствующих требованиям безопасности. Виды таможенного регулирования делят на две группы: тарифное таможенного регулирования и нетарифного таможенное регулирование.

Таможенно тарифное регулирование

Таможенно тарифное регулирование ВЭД применяется для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции и для пополнения бюджета с помощью ставок таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары.

Основным инструментом тарифного регулирования является тариф. Методы его применения устанавливаются законодательством. Таможенный тариф – это ставки таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Размер ставок устанавливается законодательно, в соответствии с принятой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются таможенные преференции. Кроме того, преференции предусмотрены при торговле со странами, входящими в ЗСТ.

Кроме определения ставок таможенных пошлин на товары, устанавливается порядок их применения: определение таможенной стоимости товара, страны происхождения товара.

Нетарифное регулирование

Нетарифное регулирование служит для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции, при резко возросшем импорте товаров, а также при ввозе импортных товаров по заниженным, демпинговым ценам. Меры нетарифного регулирования используются для контроля вывоза продукции, например, для ограничения вывоза товаров для стимулирования обрабатывающей промышленности. Эти меры применяют для поддержания баланса между спросом и предложением, а также для стабилизации цен на товары ограничительными и запретительными методами. Меры нетарифного регулирования используются, чтобы оградить рынок от некачественных товаров, не соответствующих требованиям безопасности.

Нетарифное регулирование – это совокупность мер по управлению ввозом товаров (импорт) и вывозом товаров (экспортом), включающее в себя разрешительные и запретительные, ограничительные меры.

Меры прямого ограничения

1) Квотирование - это ограничение по количеству или стоимости на определённое время ввозимых (импортная квота) или вывозимых (экспортная квота) товаров.

  • Глобальные – устанавливают количество конкретного товара, которое можно ввезти;
  • Сезонные – устанавливают период времени для ввоза товара;
  • Тарифные – устанавливают количество товара, которое можно ввезти по установленным тарифам или совсем без уплаты пошлины.

Размер квот устанавливается на Правительственном уровне.

2) Лицензирование – это контроль за ввозом и вывозом конкретных товаров с помощью выдачи компетентными органами лицензий.

  • для временного ограничения ввоза или вывоза товаров;
  • для контроля над ввозом или вывозом опасных товаров, неблагоприятно воздействующих на окружающую среду и человека;
  • для предоставления исключительного права;
  • для выполнения международных обязательств.

Специальные защитные меры

Это меры, служат для предотвращения нанесения ущерба экономике из-за резко возросшего импорта товаров или из-за ввоза товаров по заниженным, демпинговым ценам. В качестве таких мер используется:

  • Специальные пошлины – применяются при резко возросшем импорте;
  • Антидемпинговая пошлина – применяются при ввозе товаров по демпинговым ценам;
  • Компенсационные пошлины - применяются при ввозе товаров, получивших субсидию со стороны иностранного государства.

Меры технического регулирования

Это меры по ограничению ввоза в страну некачественных товаров, не соответствующих регламентам: национальному и союзному. Разрешается ввоз только тех товаров, на которые оформлен подтверждающий документ: Декларация или Сертификат соответствия.

Другие меры регулирования

Это меры, связанные с соблюдением действующего законодательства и обеспечением безопасности использования перемещаемых, ввозимых или вывозимых товаров. Предотвращения угрозы для жизни и здоровья граждан, а также их имущества. Они регулируются выдачей разрешительных документов:

Заградительные пошлины взимаются помимо ввозных таможенных пошлин. Их можно ввести только на определённый срок и по специальному Решению Правительства России. Все запреты и ограничения опираются на законодательную базу.

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности позволяет успешно решить все поставленные цели: фискальные – пополнение бюджета, так и протекционистские – защита отечественных производителей. Главная цель – это экономическая безопасность и стабильный рост, поддержание баланса между спросом и предложением.

Для ввоза товара из-за границы предприниматели уплачивают таможенную пошлину. Сумма ее зависит от кода, который указывается в таможенной декларации. При этом таможенный орган может принять решение о применении другого кода при классификации товара. Обычно после этого предпринимателям приходится доплачивать таможенные платежи и НДС. Но не всегда такие действия таможенников законны. Как действовать в подобной ситуации?

Как оспорить незаконное решение таможни о классификации товара

От чего зависит сумма таможенной пошлины?

При ввозе товара на территорию ЕАЭС его необходимо задекларировать. В таможенной декларации указывается код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД).

ТН ВЭД представляет собой закрытый перечень кодов, которые декларанты используют для классификации своих товаров. Каждому коду соответствует конкретная ставка таможенной пошлины. Свод ставок таможенных пошлин, которые применяются к товарам, ввозимым на территорию ЕАЭС, называется Единым таможенным тарифом ЕАЭС. ТН ВЭД и Единый таможенный тариф ЕАЭС были утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54.

Таким образом, сумма таможенной пошлины, которую предприниматель заплатит при ввозе товара из-за границы, зависит от того, какому коду ТН ВЭД он соответствует.

Правила интерпретации ТН ВЭД и рекомендации по ее применению помогут правильно классифицировать товар

Классификация товара, т.е. отнесение его к определенному коду ТН ВЭД, осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД), утвержденными тем же Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54. Всего таких ОПИ ТН ВЭД шесть. Прописаны они детально и применяются последовательно. Каждое следующее правило используется при невозможности классифицировать товар в соответствии с предыдущим.

Инструкция по применению ТН ВЭД содержится в Решении Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 522 «О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров». Там даны определения терминов, используемых при классификации товаров, а также другие правила применения ОПИ ТН ВЭД.

Также при классификации товара необходимо руководствоваться рекомендациями Коллегии ЕАЭС о пояснениях к ТН ВЭД. Эти рекомендации разъясняют содержание отдельных товарных позиций ТН ВЭД, содержат определения, краткие описания товаров и областей их возможного применения. Пояснения Коллегии ЕАЭС содержат классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из конкретных товарных позиций. В целом разъяснения способствуют единообразной интерпретации и применению ТН ВЭД. Например, для товарной позиции 7507 «Трубы, трубки и фитинги для них (например, муфты, колена, фланцы) никелевые» указано, что в нее не включаются фитинги с вентилями, кранами, клапанами и т.д. (товарная позиция 8481).

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 12 мая 2016 г. № 18 также обратил внимание на важность рекомендаций и разъяснений по классификации товаров, данных Всемирной таможенной организацией.

Заранее определить размер таможенных платежей позволит предварительное решение о классификации товаров

Действующее законодательство предусматривает возможность получения предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД. То есть декларант вправе получить решение таможни еще до того, как товар будет ввезен из-за границы. Это позволяет заранее понять, какую сумму надо будет отдать государству в виде таможенных платежей. Также предварительное классрешение будет весомым аргументом предпринимателя в случае возникновения спора с таможенным органом, в том числе в суде.

В России такие предварительные решения действуют в течение пяти лет со дня принятия. Процедура их получения установлена Административным регламентом, утвержденным Приказом ФТС России от 18 апреля 2012 г. № 760. Чтобы получить предварительное классрешение, необходимо обратиться с заявлением в любой из таможенных органов, перечисленных в Административном регламенте. Заявление можно подать как на бумаге (лично или почтой), так и через Портал госуслуг, оплатив госпошлину в соответствии с подп. 135 п. 1 ст. 333.33 НК РФ в размере 5 тыс. руб. К заявлению необходимо приложить документы о технических характеристиках товара, которые влияют на его классификацию.

Предварительные решения о классификации товаров являются гласными. Информация, которую они содержат, размещается на официальном сайте ЕАЭС.

Между тем таможенные органы в разных регионах могут классифицировать одни и те же товары по разным кодам. Например, возможна ситуация, когда товар декларанта проходит через Тверскую таможню, которая относится к Центральному таможенному управлению. Там и принимается решение о классификации товара. Но декларант мог обратиться в Дальневосточное таможенное управление, в котором товары классифицируют в ином коде.

Информацией о применяемых таможнями кодах располагают таможенные брокеры.

Как возникают споры на границе?

Таможенный орган может не согласиться с кодом ТН ВЭД, который заявил декларант. В таком случае он принимает решение о классификации товара, в котором указывает свой код и соответствующую ему ставку пошлины. В результате увеличиваются сумма пошлины и НДС, которые предпринимателю необходимо доплатить в бюджет. По этой причине возникают споры между таможней и представителями бизнеса.

В качестве примера спора о применении ОПИ ТН ВЭД можно привести дело о классификации умных часов Apple Watch (дело № А40-32818/2016).

Декларант считал необходимым применить правило ОПИ 3б. По нему классификация многокомпонентного товара должна осуществляться исходя из той составной части, которая придает товару основное свойство. По мнению декларанта, следовало применить код ТН ВЭД 8517 62 «Аппаратура для передачи данных», ставка пошлины – 0%.

Таможенный орган настаивал на применении правила ОПИ 3в, т.е. на классификации умных часов в коде, последнем в порядке возрастания среди кодов, в равной степени применимых для классификации. Таможня присвоила товару коды 9101 и 9102 «Часы наручные», ставки пошлины – 7% и 10% соответственно. Свою позицию она обосновала тем, что применить правило ОПИ 3б невозможно, а потому следует руководствоваться ОПИ 3в.

Суды трех инстанций поддержали таможню. Однако Верховный Суд РФ с выводами нижестоящих судов не согласился. Позиция ВС РФ сводится к следующему: основное свойство умных часов определяется компонентом (модулем) беспроводного обмена данными, который позволяет Apple Watch синхронизировать данные с основным устройством, смартфоном iPhone, и выводить на экран соответствующую информацию. Таким образом, должно применяться правило ОПИ 3б (классификация по компоненту, придающему товару основное свойство).

Таким образом, если у предпринимателя есть обоснованные возражения против примененного таможней кода ТН ВЭД, он вправе обжаловать такое решение. На это по закону дается только три месяца, поэтому действовать необходимо оперативно.

Анализ судебной практики поможет оценить шансы на победу в споре с таможенным органом

Если декларант не согласен с решением таможенного органа о классификации товара, важно здраво оценить свои шансы на победу в споре. Понять, стоит ли оспаривать такое решение, поможет анализ судебной практики. Лучше поручить юристам изучить вступившие в силу судебные акты по вопросу о классификации таких же либо аналогичных товаров.

Если есть действующие постановления судов кассационной инстанции, которыми в отношении товаров того же наименования определен код ТН ВЭД, примененный таможней, то вероятность успешного оспаривания решения о классификации крайне мала. Обычно таможенные органы классифицируют товары, опираясь на сложившуюся правоприменительную и судебную практику.

Например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июля 2017 г. № Ф04-2598/2017 по делу № А46-14705/2016, поддержанное Верховным Судом РФ, стало прецедентным для судебных споров о классификации алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления.

Декларант применил код ТН ВЭД 7615 20 000 0 «Оборудование санитарно-техническое и его части», ставка пошлины – 9%. Код, который применила таможня, – 7616 99 100 9 «Прочие изделия из алюминия, литые», ставка пошлины – 10%.

Позиция таможни, поддержанная судами, заключалась в следующем: с учетом анализа жилищного законодательства и действующих ГОСТов радиаторы отопления не относятся к санитарно-техническому оборудованию. Следовательно, их нельзя отнести к коду ТН ВЭД 7615 20 000 0. В то же время в товарную позицию 7616 «Прочие изделия из алюминия» в соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД включаются все изделия из алюминия, кроме изделий, относящихся к предыдущим товарным позициям группы 76 «Алюминий и изделия из него». Поскольку спорный товар не относится к товарной позиции 7615, его необходимо классифицировать в товарной позиции 7616 по коду 7616 99 100 9 «Прочие изделия из алюминия, литые».

Таким образом, суды определили классификационный код для алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления. В последующем попытки других декларантов оспорить в суде код 7616 99 100 9 не увенчались успехом.

Cпор с таможенным органом: куда обращаться и в какие сроки нужно уложиться?

Существуют два пути оспаривания решения о классификации товара: в вышестоящем таможенном органе и арбитражном суде. Законодательство не предусматривает обязательное урегулирование таких споров в досудебном порядке. Сроки для подачи заявлений в вышестоящий таможенный орган и суд начинают течь одновременно. Поэтому можно обжаловать решение о классификации товаров только в одном из указанных органов или сразу в обоих. Но таможенный орган может отказать в рассмотрении заявления, если декларант уже обратился в суд с аналогичными требованиями.

Подать заявление об оспаривании решения таможенного органа в обоих вышеуказанных случаях можно в течение трех месяцев. Доказать соблюдение срока поможет почтовый конверт, содержавший оспариваемое решение, с отметкой почтового отделения или распечатанный с официального сайта Почты России отчет об отслеживании почтового отправления с указанием даты получения письма адресатом.

При подаче заявления в суд необходимо уплатить госпошлину в размере 3 тыс. руб. за каждое обжалуемое решение.

Техническая документация и письма завода-производителя помогут обосновать свою позицию в суде

Обоснованность решения о классификации товара проверяется судом на основании доказательств, подтверждающих сведения о свойствах и характеристиках декларируемого товара. Об этом говорится в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 г. № 18.

Декларанту в первую очередь следует обратить внимание на содержание технических документов на товар, в которых описаны его свойства и характеристики: технический паспорт, сертификаты соответствия, сертификат о происхождении товара, регистрационное удостоверение и т.д. В таких документах могут быть указаны входящие в состав товара компоненты, наличие которых влияет на его классификацию. Также из технической документации можно определить, из какого материала изготовлен товар или отдельные его части.

В случае если сведений технической документации недостаточно для обоснования правовой позиции, декларант может обратиться к заводу – производителю товара за выдачей информационного письма. Можно попросить завод отразить в письме, например, технологию производства товара, описать его компонентный состав и т.д. При этом таможенные органы не лишены аналогичного права получать документы и сведения в целях классификации товара, в том числе у завода-производителя.

Если необходима экспертиза товара, следует настаивать на ее назначении судом

Для разъяснения вопросов, касающихся технических характеристик товара, которые влияют на его классификацию, иногда требуется проведение экспертного исследования. Можно ходатайствовать перед судом о назначении судебной экспертизы на основании ст. 82 АПК РФ или самостоятельно организовать проведение экспертизы, обратившись в любое экспертное учреждение. При этом крайне важно, чтобы исследование проводил специалист, обладающий необходимыми компетенциями. О наличии таковых свидетельствуют образование, опыт работы, наличие сертификатов, дипломов, свидетельств и т.д.

Нужно иметь в виду, что судебная экспертиза имеет очевидное преимущество перед самостоятельно организованной: суды с большим доверием относятся к ее выводам. Поэтому рекомендуется добиваться назначения экспертизы именно судом.

Требование вернуть таможенные платежи не облагается отдельной госпошлиной

Если суд принимает решение в пользу декларанта, он указывает в его резолютивной части на необходимость устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей.

В связи с этим имеет смысл сформулировать просительную часть заявления в суд следующим образом: «Прошу признать незаконным решение таможенного органа о классификации товара. Прошу обязать таможенный орган устранить допущенное нарушение прав и законных интересов декларанта путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей».

Некоторые суды до сих пор считают, что требования о возврате излишне уплаченных таможенных платежей оплачиваются отдельно как требования имущественного характера и на этом основании оставляют заявление без движения. Однако нужно помнить, что Верховный Суд РФ поставил точку в данном вопросе: «В случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, не требуется» (абз. 1 п. 30 Постановления Пленума ВС РФ № 18).

Размер возвращаемых средств определит таможенный орган или суд

Размер возвращаемых денежных средств определяет таможенный орган на стадии исполнения решения суда. Однако суд может включить в резолютивную часть решения конкретную сумму, подлежащую взысканию. Для этого заявителю необходимо в суде представить документы, позволяющие точно установить размер излишне уплаченных таможенных платежей (абз. 2 п. 30 Постановления Пленума ВС РФ № 18). Такими документами могут быть требование об уплате таможенных платежей и платежные поручения. Если по требованию платил таможенный брокер, то к упомянутым документам добавятся акт брокера о произведенных расходах, его счет на оплату произведенных расходов и платежные поручения декларанта об оплате счета брокера.

Как добиться взыскания излишне уплаченных таможенных платежей?

За исполнением решения суда в части взыскания с таможенного органа излишне уплаченных таможенных платежей декларанту необходимо обращаться в Федеральное казначейство. Для этого после вступления решения суда в силу нужно подать в арбитражный суд, рассмотревший дело, ходатайство о выдаче исполнительного листа.

Чтобы определить, в какой орган Федерального казначейства необходимо подать документы, можно воспользоваться сервисом «Справочник лицевых счетов клиентов» на официальном сайте казначейства.

Читайте также: