Государство помогает товаропроизводителям вводя таможенные пошлины

Опубликовано: 16.05.2024

3.1. Таможенные пошлины

Наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым средством государственного регулирования экспортно-импортных операций являются таможенные пошлины.

Различают импортные, экспортные и транзитные пошлины.

Наиболее часто встречаются импортные пошлины – налогообложение ввозимых в страну товаров.

Импортные пошлины подразделяются на фискальные и протекционистские. Фискальные пошлины применяются в отношении товаров, которые не производятся внутри страны. Протекционистские пошлины предназначаются для защиты местных производителей от иностранных конкурентов.

Импортные пошлины используются либо как средство финансовых поступлений (чаще в развивающихся странах), либо как средство проведения определенной торгово-экономической политики.

Экспортные пошлины используются реже. Они удорожают стоимость товара на мировом рынке, поэтому их используют в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов государства и производителей.

В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей. В настоящее время практически не применяются.

Существуют две основные методики установления уровня таможенных пошлин:

1. Величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и т. д.). Такая пошлина называется специфической. Она особенно эффективна в условиях снижения цен на товары – в периоды депрессии и кризисов.

2. Пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Эта пошлина называется адвалорной.

Адвалорная пошлина более удобна при импорте машинно-технических изделий. Сейчас на долю адвалорных пошлин приходится 70-80% всех таможенных пошлин. Действует еще промежуточная методика, заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. Подобная пошлина – альтернативная.

До второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли приходилась на сырье, 60-70% всех пошлин были специфическими. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях: являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или, наконец, не иметь никаких специальных соглашений в сфере торговли.

В зависимости от режима устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара. Они бывают: преференциальные (особо льготные), договорные (минимальные) и генеральные (автономные), то есть максимальные.

Ставки преференциальных пошлин ниже минимальных и зачастую равны нулю. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д. Например, страны Европейского Союза предоставляют друг другу по импорту товаров преференциальные пошлины (равные нулю), которые не распространяются на другие страны.

Договор, в котором принимается решение о предоставлении договорных, или минимальных, пошлин, называется договором о «режиме наибольшего благоприятствования» (РНБ). Он формулирует обязательство подписавших его сторон не взимать с импортируемых товаров пошлины, превышающие по размерам величину пошлин, взимаемых с товаров любых третьих стран. Такое положение называется режимом недискриминации. Государства, подписавшие подобные договоры, берут на себя обязательство облагать одинаковыми пошлинами товары всех стран контрагентов.

Генеральная (максимальная) пошлина в два-три раза выше всех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны. Примером использования генеральных (автономных) пошлин может быть их взимание при ввозе товаров из СССР в США в период холодной войны.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Управление финансами
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Регулирование цен и их соотношений на микроэкономическом уровне осуществляется на основе спроса и предложения (устанавливаются равновесные цены). На макроуровне регулирование цен должно осуществляться государством.

Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики регулируемые, как и свободные, цены устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям.

Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.

Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста. Например, прогнозируемый рост уровня цен предусматривался на 2003 г. — 10-12% в год, на 2004 г. — 8-10%, на 2005 г. — 6,5-8%, на 2008 г — 5- 7% в год. Достигнуть этой величины без государственного участия невозможно (в 2000 г. рост цен составил 120,2%, в 2002 г. — 115,1%). Главной целью ценовой и денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе остается последовательное снижение инфляции.

Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и в удовлетворении спроса на нее.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования

1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики), или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары), или временный или частичный запрет на изменение цен.

Например, вместо ежеквартально меняющихся тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 2003 г. стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие факторы. По мнению экспертов, это внесло стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии.

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности)и индивидуальным предпринимателям нормативной прибыли. Субъекты ценообразования, в случае введения фиксированных цен, обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, т. е. не изменяется при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.

3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства.

Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому, что она плоха, а потому, что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.

В своей деятельности российское правительство с 1996 г. ведет практику регулирования предельных минимальных цен на продукцию ликероводочной отрасли промышленности. С учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции периодически утверждаются минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% в качестве нижней границы реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли этой продукцией на внутреннем рынке.

Установленные минимальные цены включают оптовые цены предприятий-изготовителей, ставки акциза, НДС, лицензионный сбор, а для продукции, производимой или ввозимой из стран, не входящих в СНГ, — таможенную стоимость и таможенные платежи. Минимальные цены утверждаются и при необходимости пересматриваются Министерством экономического развития и торговли на основании представлений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.) Чаще всего предельные уровни рентабельности утверждаются на продукцию предприятий-монополистов. Размер их может быть дифференцирован по отраслям и группам продукции.

Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.

За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.

6. Для биржевой торговли и внебиржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.

Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.

С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене не выше зафиксированной в декларации.

8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.

Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:

  • с помощью мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;
  • путем регулирования доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;
  • путем использования и применения совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;
  • путем регулирования налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).
Путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, государственного финансирования на разработку и создание новых видов продукции снижаются затраты на производство, что является основой стабилизации или снижения цен для потребителей. Государственное субсидирование — существенный фактор поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции или кризиса, что, в свою очередь, может оказать влияние на стабилизацию уровня цен на товары первой необходимости.

Субсидирование цен широко практикуется через систему компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим определенного уровня дохода.Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотации сельскохозяйственного производства.

В связи с высоким урожаем в 2001 и 2002 гг. возник переизбыток зерна, и цены на него резко снизились, не возмещая затрат на производство. Государство решило продолжить в 2002 г., как и в предыдущем, интервенции по закупке зерна. Цель такой акции — поддержать сельхозтоваропроизводителей, скупить у хозяйств их зерно, удержать цены от дальнейшего падения. Правительством было выделено на эти цели 6 млрд. руб.

В результате цены на зерно поднялись на 14%. Увеличение цены составило 300 руб. на тонну. Эта прибавка к цене есть не что иное, как дотации государства товаропроизводителям зерна. Все закупленное государством зерно было заложено на хранение, застраховано и в любой момент могло быть использовано для операций по стабилизации рынка зерна.

Органы государственной власти могут заключать с юридическим или физическим лицом договор о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги, а также могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции в части принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:

  • создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий Правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий;
  • эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по дефицитным или предназначенным для социально незащищенных слоев населения видам продукции;
  • разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований;
  • государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.

Функции государства

* Организационная функция государства – управление обществом, в частности, путем принятия законов. Ее осуществление должно обеспечиваться определенными финансовыми ресурсами.

* Социальная функция государства выражается в том, что оно должно гарантировать определенный уровень дохода своим гражданам, т. е. проводить активную политику доходов, помогать людям, которые не способны обеспечить свое существование собственным трудом. Ее финансовой базой являются государственные социальные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Социальная функция государства выражается в обеспечении развития образования и здравоохранения.

* Экономическая функция государства в долгосрочной перспективе определяется особенностями развития производительных сил:

– государственные инвестиции в образование и фундаментальную науку;

– инвестиции для предотвращения экологических катастроф или разработки альтернативных источников энергии;

– аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, государство обеспечивает корректировку рыночного механизма, воздействует на формирование доходов и функционирование рынков.

Функции государства в смешанной экономике

Государство и рыночная система делят между собой ответственность за выполнение следующих экономических функций, которые способствуют укреплению рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении достижения экономических и социальных целей общества: формирование и осуществление правовой и социальной деятельности; поддержание конкуренции на рынках; перераспределение доходов; перераспределение ресурсов; стабилизация экономики страны.

На макроэкономическом уровне государство: разрабатывает и утверждает правовые основы экономики; определяет приоритеты макроэкономического развития; обеспечивает нормальные условия для работы рыночного механизма, в том числе осуществляет антимонопольную политику; осуществляет регулирование экономической деятельности для достижения поставленных целей на основе проведения определенной экономической политики; дополняет рыночный механизм в тех сферах экономической деятельности, где недостаточная эффективность; решает проблемы социальной защиты населения, обеспечивая его социально-экономические права и более справедливо распределяя доходы между членами общества.

Для командной экономики свойственно тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и готовой продукции, административный контроль над ценами.

Современная экономическая теория признает необходимость участия государства в экономических процессах как регулятора экономики. Это проявляется в функциях:

1) совершенствование системы рыночных отношений (через разработку нормативно-правовой базы);

2) составление прогнозов развития страны на перспективу;

3) регулирование использования сил природы и охрана окружающей среды;

4) управление демографическими процессами;

5) регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;

6) согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений и преодоление противоречий между ними;

7) организация ориентации производства на конечный результат, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

8) разработка целевых комплексных программ экономического развития.

Для решения этих функций государство выполняет задачи:

1) защита рыночной экономики от сворачивания конкурентной борьбы и образования монополий путем принятия антимонопольного законодательства;

2) производство общественных товаров и услуг;

3) учет и прогнозирование последствий нерыночных ситуаций; нерыночные ситуации – это ситуации, которые не могут быть отрегулированы в рамках рыночного механизма. Государство должно полностью ликвидировать вредные и стимулировать полезные последствия нерыночных ситуаций. Для разрешения данной задачи оно может применять меры: убеждение; рекламные кампании; субсидирование (для полезных последствий нерыночных ситуаций) и налогообложение (для вредных последствий); разработка стандартов безопасности (ГОСТы);

4) программы поддержки социально незащищенных групп населения и повышения экономической активности населения.

Государство использует программы: а) материальной поддержки нуждающихся (государственные пособия, субсидии, талоны на питание и т. д.); б) программы, ликвидирующие причины нищеты и экономического неблагополучия (запрет на дискриминацию в трудоустройстве по полу, возрасту, национальности и т. п.); в) помощи отдельным группам населения (“адресная” помощь многодетным семьям, студентам, защита авторских прав и т. д.).

Виды государственного регулирования:

1) прямое – осуществляется через законодательство;

2) косвенное – применение всевозможных финансовых рычагов для влияния на поведение частных фирм, предприятий и организаций. Для проведения косвенного регулирования государство обычно использует фискальную и кредитно-денежную политику.

Методы государственного регулирования экономической жизни:

  1. Правовые методы. Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры: антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса и др.
  2. Финансово-экономические методы. Государственные инвестиции, бюджет, налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики (по управлению денежной массой и кредитами). Государство вводит таможенные пошлины для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние.
  3. Экономическое программирование. Государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период, но в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Другими словами, это платеж, который заплатит каждый, кто решит перевести товар через границу России. При этом ввозится ли товар или вывозится, каждое из перечисленных передвижений отражается только на формуле расчета этого платежа. В любом случает, он выплачивается государству.

Так как вариантов перевести товар через границу много (способ перевоза, сроки, вид товара и многое другое) да и количество стран-участников процесса продажи перевозимого товара может быть большое, Правительство РФ ежегодно утверждает поправки, изменения и дополнения в таможенном законодательстве. Не говоря уже о том, что оно, законодательство, с каждым годом расширяется новыми правовыми актами.

Проанализировав этот «пласт» в законе, всю многочисленную информацию можно выделить в основные разделы.

Виды таможенных пошлин

Разнообразие видов таможенных пошлин определяется большим спектром товаров, условий их транспортировки, а так же обширным списком стран-сотрудников и стран-посредников в международных торговых отношениях.


Функции таможенных пошлин

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальная – как и налоговые платежи, таможенные пошлины выполняют функции пополнения казны государства;
  • протекционистская (защитная) – таможенная пошлина ограничивает ввоз некачественного импортного товара на территорию государства;
  • балансировочная – таможенная пошлина регулирует внутреннюю цену на импортные и экспортные товары.

Стоит отметить, что хоть пошлина и близка с общим понятием налога, но при рассмотрении функций каждого из них можно выявить явные отличия в частности в регулярности. Обязательство по оплате таможенной пошлины возникает только тогда, когда товар пересекает границу страны.

Ввозная таможенная пошлина

Комиссией Евразийского экономического союза определяется размер ставок данного вида пошлины, который действует на оговоренных территориях стран-участниц союза.

Средний размер таможенной ставки, применяемой в отношении товаров, которые были произведены в стране, входящей в описанное выше экономическое содружество, составляет 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

11 главой Таможенного кодекса определяется порядок уплаты таможенных пошлин. Данная норма установлена Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств – членов Евразийского экономического союза (приложение № 5 к Договору Союзе).

Вывозная таможенная пошлина

Как понятно из названия данный вид пошлин применяется к товарам, которые вывозятся за пределы страны. Стоит отметить, что этот обязательный платеж применим только к товарам российского производства, соответственно не применяется к импортным товарам, даже при пересечении товаром территории России.

Ставки вывозной таможенной пошлины так же установлены в Таможенном Кодексе, если же в данном документе не будет необходимой информации, то следует обратиться к внутренним законам страны.

Однако не все товары, вывозимые с территории нашего государства, облагаются пошлиной. К группе не облагаемых товаров относится: гуманитарная помощь, иностранная валюта, личные вещи представителей нашей страны в посольствах, пожарно-технические материалы.

Оплата начисленных вывозных таможенных пошлин, чаще всего осуществляется в кассах таможенных организаций. Однако все более популярным становится способ оплаты обязательного платежа через кассы и банкоматы «Сбербанка».

Важным нюансом оплаты остается факт того, что ни в одном правовом акте не прописаны сроки уплаты пошлины, но не стоит злоупотреблять этим «белым пятном» в законодательстве. Последствия чреваты.

Размер таможенной пошлины

Размер таможенной пошлины определяется таможенной ставкой. Основным документом, прописывающим величину ставки на тот или иной товар, является Таможенный Кодекс.

На практике: адвалорная таможенная пошлина чаще применяется к сырью, а специфическая – к готовой продукции.

Однако следует помнить, что таможенная ставка не единственная сумма, которую следует заплатить за товар на границе. Оформление ввозимого или вывозимого товара стоит в районе 500-1000 руб. однако это средний показатель, который может изменяться в зависимости от вида груза и его объемов.

Как рассчитать таможенную пошлину

Существует общая формула, которая поможет спрогнозировать размер таможенного платежа (ТП).

ТП = СТО + ПИ + АС + СНДС, где:

  • СТО – сбор за таможенное оформление (фиксированная ставка в размере 0,1% в рублях и 0,05% в свободно конвертируемой валюте (СКВ) от таможенной стоимости);
  • ПИ – импортная пошлина;
  • AC – сумма акциза;
  • СНДС – сумма налога на добавленную стоимость.

Однако данная формула может применять некоторые изменения, в зависимости от применяемого налогового режима.

Для того чтобы расчет оказался верным важно заострить свое внимание на таком показателе как процентная ставка пошлины.

Чтобы не ошибиться во всем многообразии этих ставок необходимо воспользоваться информацией, прописанной в грузовой таможенной декларации, которая заполняется на государственной границе.

Ещё одним значимым фактором является определение таможенной стоимости товара. Если данное значение будет умышлено занижено в таможенной декларации, по сравнению со статистической стоимостью товаров-аналогов, инспектор налоговой службы РФ имеет право провести корректировку полученных данных. В следствии чего, придется произвести очередные таможенные платежи на сумму выявленных расхождений.

Специфические таможенные пошлины

Примером такого вида пошлины может стать взимаемая плата за каждый килограмм экзотического фрукта или литр спиртного.

Данная таможенная пошлина, в отличие от ввозной и вывозной, не зависит от стоимости товара. Однако нельзя однозначно назвать данную особенность преимуществом. Если на потребительском рынке произошел рост цен на какую либо группу товаров, например из-за повышенного спроса на него, то это не как не отразится на сумме специфической таможенной пошлины, что влияет на качество выполняемой ею фискальной функции.

С другой стороны, размер данной пошлины так же останется неизменным и в случае снижения таможенной стоимости товара.

На сегодняшний день существует перечень условий, при котором возможно применение льготных тарифов пошлин, но данная практика не становится нормой, ни в отношении каких-либо поставщиков или покупателей, ни в отношении каких-либо стран.

Это скорее временное исключение, применяемое на недлительный период.

Порядок правового единства между всеми участниками торговых отношений (от небольших фирм до целых государств) позволяет соблюдать порядок и справедливость в каждом отдельном случае.

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Государство и экономика

1. Найдите в приведённом ниже списке меры, способствующие снижению инфляции.

1) увеличение расходов государства на социальные программы

2) закрытие убыточных предприятий

3) изъятие «лишних» денег центральным банком

4) отказ от повышения зарплат и пенсий

5) переход на натуральный обмен вместо денежного

2. Найдите в приведённом ниже спис­ке ме­ха­низ­мы осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ством мо­не­тар­ной политики.

1) под­держ­ка и за­щи­та конкуренции

2) из­ме­не­ние учётной став­ки рефинансирования

3) обес­пе­че­ние за­щи­ты прав собственности

4) ре­гу­ли­ро­ва­ние до­хо­дов населения

5) уста­нов­ле­ние нормы бан­ков­ско­го резерва

6) опе­ра­ции на рынке цен­ных бумаг

3. Выберите вер­ные суж­де­ния о роли го­су­дар­ства в усло­ви­ях рынка.

1) Одной из функ­ций го­су­дар­ства в усло­ви­ях рынка яв­ля­ет­ся борь­ба с мо­но­по­ли­за­ци­ей экономики.

2) Государство в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке при­зва­но под­дер­жи­вать не­за­щи­щен­ные слои населения.

3) Важнейшей функ­ци­ей го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся со­зда­ние об­ще­ствен­ных благ.

4) Государство в усло­ви­ях рынка ре­гу­ли­ру­ет цены на то­ва­ры пер­вой необходимости.

5) Процесс при­ва­ти­за­ции озна­ча­ет пе­ре­да­чу част­ной соб­ствен­но­сти в руки государства.

4. Выберите вер­ные суж­де­ния об ис­точ­ни­ках фи­нан­си­ро­ва­ния биз­не­са.

1) Наращивание объёмов внеш­не­го фи­нан­си­ро­ва­ния биз­не­са по­вы­ша­ет сте­пень кон­тро­ля соб­ствен­ни­ка за предприятием.

2) Наиболее распространённой фор­мой фи­нан­си­ро­ва­ния яв­ля­ет­ся бан­ков­ский кредит.

3) Внутреннее фи­нан­си­ро­ва­ние биз­не­са не со­пря­же­но с до­пол­ни­тель­ны­ми расходами, свя­зан­ны­ми с при­вле­че­ни­ем капитала.

4) К внут­рен­ним ис­точ­ни­кам фи­нан­си­ро­ва­ния биз­не­са от­но­сит­ся сдача в арен­ду не­ис­поль­зу­е­мых ак­ти­вов фирмы.

5) Финансирование част­но­го биз­не­са не может но­сить го­су­дар­ствен­ный характер.

5. Выберите вер­ные суж­де­ния об эко­но­ми­че­ских функ­ци­ях го­су­дар­ства.

1) Фис­каль­ная по­ли­ти­ка го­су­дар­ства не может быть ис­поль­зо­ва­на для сти­му­ли­ро­ва­ния раз­ви­тия экономики.

2) Пред­ста­ви­те­ли тео­рии мо­не­та­риз­ма при­дер­жи­ва­ют­ся по­зи­ции со­кра­ще­ния вли­я­ния го­су­дар­ства на экономику.

3) Кос­вен­ное го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние эко­но­ми­ки пре­иму­ще­ствен­но пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­ва­ние ад­ми­ни­стра­тив­ных методов.

4) Про­бле­ма внеш­них эф­фек­тов спо­соб­ству­ет вме­ша­тель­ству го­су­дар­ства в сферы де­я­тель­но­сти част­ных предприятий.

5) Один из спо­со­бов вли­я­ния го­су­дар­ства на эко­но­ми­ку стра­ны – из­ме­не­ние став­ки рефинансирования.

6. Выберите верные суждения об источниках финансирования бизнеса.

1) Финансирование — это способ обеспечения предприятия денежными средствами.

2) Основной недостаток самофинансирования бизнеса связан с ограниченностью имеющихся у его владельцев средств.

3) Внешнее финансирование бизнеса может осуществляться путём выпуска акций предприятия.

4) Внешние источники финансирования — это источники поступления денежных средств, которые образованы за счёт результатов предпринимательской деятельности предприятия.

5) Главный внешний источник финансирования фирмы — её прибыль.

7. Выберите верные суждения об источниках финансирования бизнеса.

1) К внутренним источникам финансирования бизнеса относят заемный капитал.

2) Под финансированием понимается процесс образования капитала фирмы во всех его формах.

3) Внешнее финансирование всегда обеспечивает финансовую независимость предприятия.

4) Внутреннее финансирование предполагает использование собственных средств фирмы.

5) Акционирование позволяет фирме привлечь внешние средства.

8. Выберите верные суждения о роли государства в экономике.

1) В рыночной экономике государство устанавливает цены на все товары и услуги.

2) Государство в условиях рынка осуществляет централизованное планирование производства.

3) Государство удовлетворяет потребности в общественных товарах или общественных благах.

4) В рыночной экономике государство защищает интересы собственников.

5) Государственное вмешательство в экономику связано с несовершенствами рыночного механизма.

9. Выберите верные суждения о роли государства в экономике.

1) В экономике любого типа государство устанавливает цены на все товары и услуги.

2) Государство использует инструменты денежно-кредитной политики для регулирования рыночной экономики.

3) Государство может поддержать отечественных товаропроизводителей, повышая таможенные пошлины на иностранные товары.

4) Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное планирование производства и потребления.

5) Государство в условиях рынка воздействует на структурные изменения экономики.

10. Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике.

1) Государство в рыночной экономике является собственником всех производственных мощностей.

2) Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рынка.

3) Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.

4) Участие государства в экономической жизни обусловлено несовершенствами рынка.

5) Государство в условиях рынка располагает только фискальными инструментами регулирования экономической жизни.

11. Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике.

1) поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей

2) распределение средств производства между отраслями на основании долговременных приоритетов

3) предоставление общественных товаров и услуг

4) установление и обеспечение соблюдения правовых основ экономики и защита частной собственности

5) осуществление централизованного распределения и снабжения

12.Выберите верные суждения о видах благ .

1) К неэкономическим благам все люди имеют свободный равный доступ.

2) Одна из классификаций экономических благ предполагает их разделение по времени использования (долговременные, недолговременные).

3) К общественным благам можно отнести государственное здравоохранение и систему образования.

4) Равное предоставление гражданам экономических благ – одна из обязанностей государства.

5) Одним из признаков экономических благ является отсутствие конкуренции в их потреблении.

13. Установите со­от­вет­ствие между ме­ра­ми го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­ки и его методами: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

МЕТОДЫ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НО­ГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

А) го­су­дар­ство ока­зы­ва­ет вли­я­ние на эко­но­ми­ку своей де­неж­ной политикой.

Б) го­су­дар­ство по­мо­га­ет товаропроизводителям, вводя та­мо­жен­ные пошлины

В) го­су­дар­ство уста­нав­ли­ва­ет пра­ви­ла эко­но­ми­че­ско­го по­ве­де­ния для фирм-производителей

Г) го­су­дар­ство спо­соб­ству­ет раз­ви­тию производства, уве­ли­чи­вая или умень­шая раз­мер на­ло­гов

Д) го­су­дар­ство уста­нав­ли­ва­ет усло­вия за­клю­че­ния хо­зяй­ствен­ных договоров, по­ря­док ре­ги­стра­ции фирм

1) финансово-эко­но­ми­че­ские методы

2) пра­во­вые методы

14. Установите со­от­вет­ствие между ви­да­ми ста­тей бюд­же­та и кон­крет­ным их выражением: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

КОНКРЕТНОЕ ВЫ­РА­ЖЕ­НИЕ СТА­ТЕЙ БЮДЖЕТА

ВИДЫ СТА­ТЕЙ БЮДЖЕТА

А) акцизные сборы

Б) об­слу­жи­ва­ние го­су­дар­ствен­но­го долга

В) личный по­до­ход­ный налог

Г) вы­пла­та пенсий

Д) про­да­жа го­су­дар­ствен­ных облигаций

1) расходные статьи

2) доходные статьи

15. Установите со­от­вет­ствие между ис­точ­ни­ка­ми фи­нан­си­ро­ва­ния биз­не­са и ти­па­ми источников: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ИСТОЧНИК ФИ­НАН­СИ­РО­ВА­НИЯ БИЗНЕСА

А) чи­стая прибыль

Б) бан­ков­ский кредит

В) амор­ти­за­ци­он­ные отчисления

Г) сред­ства вне­бюд­жет­но­го фонда

Д) сред­ства населения

1) внут­рен­ние ис­точ­ни­ки фи­нан­си­ро­ва­ние бизнеса

2) внеш­ние ис­точ­ни­ки фи­нан­си­ро­ва­ние бизнеса

16. Алина и Сер­гей со­став­ля­ют бизнес-план раз­ви­тия сво­е­го предприятия. Что из пе­ре­чис­лен­но­го они могут ис­поль­зо­вать как ис­точ­ни­ки фи­нан­си­ро­ва­ния сво­е­го бизнеса?

1) совершенствование про­из­вод­ствен­ных технологий

2) амортизационный фонд

3) повышение про­из­во­ди­тель­но­сти труда

4) доходы от ре­а­ли­за­ции про­дук­ции предприятия

5) привлечение кредитов

6) налоговые отчисления

17. Что от­но­сит­ся к функ­ци­ям го­су­дар­ства в усло­ви­ях рынка? Вы­бе­ри­те вер­ные по­ло­же­ния.

1) контроль за це­на­ми на то­ва­ры и услуги

2) распределение фак­то­ров про­из­вод­ства между производителями

3) создание об­ще­ствен­ных благ

4) поддержка со­ци­аль­но незащищённых групп населения

5) создание усло­вий для раз­ви­тия сред­не­го и ма­ло­го бизнеса

Читайте также: