Результаты совместной с правоохранительными органами работы по выявлению налоговых преступлений

Опубликовано: 13.05.2024

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 31 декабря 2009 г. N ММ-7-4/737@

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В соответствии с пунктом 16 Перечня мероприятий по реализации рекомендаций ГРЕКО (Группа государств против коррупции), утвержденного Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2009 N 282, приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений (далее - Методические рекомендации) согласно приложению к настоящему Приказу.

2. Начальникам управлений центрального аппарата ФНС России обеспечить направление в Административное управление информации о признаках коррупционных преступлений, полученной в результате реализации положений Методических рекомендаций.

3. Начальнику Административного управления И.В. Акуновой, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России, начальникам (исполняющим обязанности начальника) инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня обеспечить направление в правоохранительные органы в установленном порядке информации о признаках коррупционных преступлений, полученной в результате реализации положений Методических рекомендаций.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Е.В. Козлову.

Федеральной налоговой службы

Приказом ФНС России

от "__"______ 2009 г.

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 16 Перечня мероприятий по реализации рекомендаций ГРЕКО (Группа государств против коррупции), утвержденного Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2009 N 282, и определяют содержание работы по выявлению коррупционных преступлений, совершенных федеральными государственными гражданскими служащими налоговых органов или лицами налоговых органов, должности которых не включены в перечень должностей федеральной государственной гражданской службы (далее - работники налоговых органов), при исполнении ими должностных обязанностей, а также устанавливают единый подход к осуществлению и оформлению результатов этой деятельности.

2. Под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование работником налогового органа своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному работнику налогового органа другими лицами, либо совершение названных деяний от имени или в интересах юридического лица.

3. Правовую основу Методических рекомендаций составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации от 31.07.2008 N Пр-1568, Указ Президента Российской Федерации от 30.05.2005 N 609 "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела", Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению", Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", Приказ ФНС России от 25.08.2009 N ММ-7-4/430@ "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (зарегистрирован в Минюсте России от 10.09.2009 N 14751).

4. Работа по выявлению признаков коррупции в деятельности работников налоговых органов проводится должностными лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которые осуществляют функции, предусмотренные пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению".

5. При осуществлении указанных функций должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, обращают особое внимание на служебное поведение работников налоговых органов, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:

- осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;

- предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

- осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

- подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса;

- управление государственным имуществом;

- осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

- хранение и распределение материально-технических ресурсов.

6. Должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, имеют право на получение в установленном порядке:

- информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

- дополнительного профессионального образования по соответствующим образовательным программам (повышение квалификации осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года).

7. Контроль за эффективностью и результатами работы по выявлению признаков коррупции в деятельности работников налоговых органов осуществляется руководителями налоговых органов.

II. Основные задачи по выявлению налоговыми органами

8. Основными задачами по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений являются:

- вскрытие фактов правонарушений, допущенных работниками налоговых органов при исполнении должностных обязанностей, применение мер воздействия в отношении нарушителей в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- установление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, связанных с исполнением работниками должностных обязанностей, их анализ, выработка и реализация мер по устранению предпосылок к таким правонарушениям;

- выявление и устранение предпосылок к утечке из налоговых органов сведений, составляющих государственную, налоговую и иную охраняемую федеральным законом тайну;

- обеспечение в налоговом органе условий для надлежащего исполнения его работниками должностных обязанностей.

III. Основные виды деятельности по выявлению налоговыми

органами коррупционных преступлений

9. Информационно-аналитическая деятельность предусматривает сбор, обобщение, анализ и проверку сведений о коррупционных правонарушениях или признаках коррупционных правонарушений в налоговых органах, поступающих от общественных и коммерческих организаций, отдельных граждан, из публикаций в средствах массовой информации, а также из иных источников.

Для получения информации в целях оперативного реагирования на коррупционные и иные правонарушения, совершаемые работниками налоговых органов, осуществляются следующие мероприятия:

- устанавливаются в общедоступных местах зданий налоговых органов специальные почтовые ящики для обращений, заявлений и жалоб граждан и организаций;

- организуется работа "телефонов доверия", "горячей линии";

- осуществляется работа по сбору и анализу сведений, полученных из публикаций в средствах массовой информации, сообщений общественных организаций, занимающихся вопросами противодействия коррупции, выступлений на совещаниях, собраниях, из иных источников, в том числе с использованием сети "Интернет";

- создаются на официальных интернет-порталах ФНС России и ее территориальных органов специальные страницы, посвященные вопросам противодействия коррупции;

- организуется и проводится в установленном порядке личный прием граждан;

- проводится анализ уведомлений представителей нанимателя (работодателей) о фактах обращения в целях склонения работников налоговых органов к совершению коррупционных правонарушений;

- проводится мониторинг использования работниками налоговых органов доступа к информационным ресурсам с целью выявления признаков коррупционного поведения (несанкционированный доступ к информационным ресурсам; программно-технические воздействия с целью нарушения целостности (модификации, уничтожения) и доступности информации в процессе ее обработки, передачи и хранения; неправомерное предоставление информации, в том числе сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну;

- разрабатываются новые формы и методы выявления признаков коррупционного поведения работников налоговых органов на основе анализа информации, полученной из различных источников;

- используются в практической работе методические рекомендации, инструкции, регламенты, разъяснения и иные документы по различным направлениям деятельности, а также материалы семинаров, совещаний, конференций, проводимых в установленном порядке;

- осуществляется сбор и использование в практической работе доступной информации по вопросам выявления коррупционных преступлений, полученной из правоохранительных и судебных органов.

10. Оперативно-аналитическая деятельность предусматривает целенаправленную работу по анализу служебной деятельности работников налоговых органов с целью выявления признаков коррупционного поведения в их действиях (бездействии) при исполнении ими своих должностных обязанностей, связанных с повышенным коррупционным риском:

- контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

- контрольно-проверочные мероприятия, предусмотренные налоговым законодательством;

- учет и регистрация налогоплательщиков, а также учет и регистрация отдельных направлений хозяйственно-коммерческой деятельности налогоплательщиков;

- осуществление функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФНС России, участие в размещении заказов и заключении государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ФНС России;

- представление в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересов Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;

- представление в соответствии с законодательством Российской Федерации интересов налогового органа в судах.

Признаками возможного наличия в служебной деятельности работников налоговых органов коррупционного поведения могут быть сведения:

- о нарушении ими требований нормативных документов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями;

- об искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в регламентных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом их служебной деятельности;

- о попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам налоговых органов;

- о действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к их должностным полномочиям;

- о бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии с их должностными обязанностями.

Информация о признаках проявления коррупции может поступать от органов государственной власти, правоохранительных органов, общественных и коммерческих организаций, работников налоговых органов, отдельных граждан, из публикаций в средствах массовой информации, а также из иных источников.

11. Административно-кадровая деятельность предусматривает выявление у работников налоговых органов и кандидатов, претендующих на работу в налоговых органах, личностных и имущественных факторов, способствующих возникновению конфликта интересов и, как следствие, проявлению действий, имеющих коррупционную направленность.

Указанный вид деятельности предусматривает проведение следующих мероприятий:

11.1. Участие в подборе и расстановке кадров в налоговом органе, исключающих возможность выдвижения на руководящие должности и назначения на иные должности лиц, скомпрометировавших себя на прежнем месте работы;

11.2. Участие в изучении кандидатов, претендующих на работу в налоговых органах, в том числе по предыдущим местам работы, в целях предупреждения случаев проникновения в налоговые органы лиц, связанных с криминальными структурами или склонных к правонарушениям;

11.3. Проведение проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, и работниками налоговых органов, а также соблюдения работниками налоговых органов требований к служебному поведению;

11.4. Анализ соблюдения работниками налоговых органов законодательства в области противодействия коррупции.

12. Деятельность по организации взаимодействия с правоохранительными органами предусматривает создание системы взаимного уведомления о возможной противоправной деятельности коррупционной направленности работников налоговых органов в целях своевременного реагирования, установления обстоятельств и устранения причин совершенных правонарушений.

IV. Порядок оформления результатов выявления налоговыми

органами коррупционных преступлений

13. Оформление результатов выявления налоговыми органами коррупционных преступлений предусматривает ведение Журнала учета результатов выявления налоговыми органами признаков коррупционных преступлений (далее - Журнал), примерная форма которого прилагается к Методическим рекомендациям.

14. Ведение и хранение Журнала осуществляется должностными лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

15. Заполнение Журнала осуществляется по результатам проведенной в установленном порядке проверки полученной информации (материалов) о возможно имевших место признаках коррупционного поведения работника налогового органа.

16. Преимущественным основанием для проведения проверочных мероприятий является неоднократное (более одного) получение информации (материалов) в отношении работника налогового органа о признаках совершенного им коррупционного правонарушения.

17. Наличие информации (материалов) о признаках коррупционного поведения не является основанием для административного или дисциплинарного воздействия на работника налогового органа, в отношении которого поступили указанные сведения, до получения руководителем налогового органа официального их подтверждения (возбуждение уголовного дела, решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственного гражданского служащего налогового органа и урегулированию конфликта интересов и др.).

Актуальность данной темы не снижается, потому что проверки, проводимые налоговыми органами и службами, входящими в систему МВД, будут проводиться всегда. И здесь важно понимать, что любое неосторожное слово или действие может привести к неблагоприятным последствиям.

Между правоохранительными органами и налоговыми службами имеются межведомственные соглашения о взаимодействии в случае выявления налоговых преступлений (правонарушений). Кроме того, в отдельных федеральных законах также закреплена обязанность органов передавать информацию о совершенном преступлении.

Совместные формы и направления взаимодействия

К таковым формам можно отнести: обмен информацией, подготовку совместных аналитических материалов, проведение совместных проверок, совместную подготовку кадров, издание совместных приказов.

При этом к основным направлениям совместного взаимодействия правоохранительных органов и налоговых служб относятся:

  • выявление и пресечение противоправной деятельности физических и юридических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов;
  • выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере налогов и сборов, валютного регулирования и валютного контроля, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, о банкротстве;
  • предотвращение фактов неправомерного возмещения из бюджета НДС;
  • выявление кредитных организаций, не исполнивших платежные документы по перечислению денежных средств клиентов в бюджеты различных уровней.

Основания для проведения совместных проверок

Согласно Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной совместным приказом МВД РФ и ФНС России от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (далее – Инструкция), основаниями при проведении совместных налоговых проверок являются:

  • запросы ИФНС об участии органов внутренних дел в выездных налоговых проверках;
  • наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах и необходимость проверки указанных данных с участием сотрудников ОВД;
  • назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36НК РФ;
  • необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового органа (выемка документов, осмотр помещения и т. д.);
  • необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей.

Совместное проведение проверок может быть инициировано одной из структур при выявлении в ходе мероприятий признаков нарушения налогового законодательства либо наличия в действиях проверяемого лица признаков уголовно наказуемого деяния.

Инициатива налогового органа

Взаимодействие налоговых органов и органов системы внутренних дел может осуществляться в двух направлениях: при проведении налоговых проверок и после привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.

При проведении налоговых проверок. В случае если представитель налогового органа полагает, что при проведении проверки имеется необходимость привлечь представителей правоохранительных структур, направляется соответствующий запрос руководителю органа внутренних дел.

В течение пяти рабочих дней со дня получения запроса орган внутренних дел предоставляет информацию о сотрудниках, которые будут принимать участие в налоговой проверке.

При проведении совместной налоговой проверки силами налоговых инспекторов и представителями правоохранительных органов взаимоотношения указанных структур сообща координируются, в том числе согласовываются схема выявления нарушений налогоплательщиком норм налогового законодательства и тактика осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

Сотрудники правоохранительных органов могут также привлекаться к участию в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (например, как специалисты). Это тоже форма совместного взаимодействия.

Стоит отметить, что правоохранительные органы вправе отказать налоговому органу в участии в проведении налоговой проверки по следующим основаниям:

  • отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах;
  • несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проверке компетенции органов внутренних дел;
  • отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

Налоговый орган направляет налогоплательщику требование об исполнении налоговых обязательств.

С даты получения такого требования у налогоплательщика имеется восемь рабочих дней для добровольного исполнения полученного требования (более продолжительный срок исполнения требования может быть указан в самом требовании) ( абзац третий п. 4 ст. 69, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

В случае неисполнения налогоплательщиком в добровольном порядке полученного требования налоговый орган в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования о добровольном исполнении налоговых обязательств выносит решение о взыскании. Налоговый орган обязан в течение 10 дней с момента выявления факта неисполнения налогового обязательства сообщить о данном обстоятельстве в правоохранительные органы.

ФНС России в Письме от 29.12.2012 № АС-4-2/22690 разъяснила, что согласно действующему налоговому законодательству обязательным условием для отправки материалов налоговой проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела является наличие вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также факт неуплаты налогоплательщиком указанной в требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ основанием для направления налоговыми органами материалов в следственные органы является факт неуплаты в полном объеме налогоплательщиком сумм недоимки, указанной в требовании, то в случае частичной уплаты сумм налогов налоговые органы также обязаны направлять материалы в следственные органы.

Инициатива правоохранительных органов

Касательно уголовно-процессуального законодательства. Правоохранительные органы также обязаны сообщать в налоговые органы о выявленных налоговых правонарушениях, если таковые будут выявлены при проведении следственных действий.

У налогового органа также установлен временной лимит для предоставления правоохранительному органу ответа – 10 рабочих дней с даты получения материалов из правоохранительных органов. В данном случае налоговый орган может либо уведомить о том, что в отношении налогоплательщика будет проводиться выездная (камеральная) налоговая проверка, либо сообщить об отказе в проведении мероприятий налогового контроля ( Приказ МВД № 900, ФНС России № ММВ-7/774@ от 14.11.2011).

Основаниями, при наличии которых налоговый орган может отказать в проведении мероприятий налогового контроля, являются:

  • отсутствие представленных правоохранительными органами документов, бесспорно свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах;
  • если ранее налоговые органы уже проводили проверку в отношении налогоплательщика по соответствующим видам налогов;
  • если материалы, представленные правоохранительными органами, свидетельствуют о совершении налогового правонарушения в период времени, превышающий три года, предшествующих году, в котором может быть вынесено решение;
  • если период деятельности налогоплательщика, в котором согласно материалам правоохранительных органов были совершены налоговые правонарушения, выходит за рамки срока проведения камеральной налоговой проверки, то есть три месяца.

Стоит учитывать, что оспаривание налогоплательщиком в суд вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и применение судом обеспечительных мер в форме приостановления действия решения налогового органа не являются основанием для отказа в возбуждении уголовного дела (абзац второй п. 13 Приказа Генпрокуратуры России № 286, ФНС России ММВ-7-2/232@ МВД России, СК России от 08.06.2015 «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями»).

Успех расследования налоговых преступлений прежде всего зависит от первоначального этапа, их выявления, закрепления доказательств, полученных в том числе в результате проведения налоговых проверок. Данный этап имеет ряд особенностей, раскрытие представляется более эффективным отразить через призму взаимодействия налоговых органов и органов следствия.

Взаимодействие при оценке материалов, послуживших поводом и основанием для возбуждения уголовного дела

Каждый из этапов расследования знаменуется своей целью. Основной целью расследования на первоначальном этапе, этапе возбуждения уголовного дела, является проверка сведений, находящихся в сообщении о преступлении и материалах проверке, их всестороннее и полное исследование и последующий сбор доказательств. Также необходимо помнить про обеспечительные меры для последующего возмещения ущерба.

Важно: деятельность по возмещению ущерба, причиненного налоговым преступлением бюджетной системе РФ, является приоритетной деятельностью всех правоохранительных органов и задает вектор взаимодействия между органами прокуратуры, органами полиции и налоговыми органами.

Итак, началом является оценка совокупности материалов и документов, поступивших из налоговых органов, которые явились поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два основных вида проверок, проводимых органами дознания и следствия до возбуждения уголовного дела в порядке, предусмотренном ст.144-ст.145 УПК РФ.

Первый вид проверок проводится на основании заявления или сообщения, поступившему дознавателю, следователю В этой связи необходимо обратить внимание на различие доследственных проверок. Их можно разделить на два основных вида:

  1. Проверки, назначаемые и проводимые по поступившему дознавателю, органу дознания, следователю о совершенном или готовящемся преступлении.
  1. Проверки, которые проводились другими уполномоченными органами в порядке осуществления контрольных и надзорных функций, например, органами прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, налоговыми органами при осуществлении камеральных и выездных проверок, предусмотренных налоговым законодательством, финансовыми, таможенными органами, органами полиции при реализации требований, предусмотренных Федеральным законом «О полиции», результаты которых направляются в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Данный вид проверок отличается тем, что при их проведении цель обнаружить признаки налоговых преступлений не ставится. Признаки преступления в таких случаях, как правило вытекают из налоговых, административных, финансовых правонарушений.

При рассмотрении вопроса о возбуждении уголовных дел по налоговым преступлениям по результатам таких проверок следователям необходимо обращать внимание не только на наличие признаков состава преступления, то есть на материальную сторону, но и на законность проведения этих проверок, то есть на процессуальную сторону.

Особенности допустимости доказательств, содержащихся в материалах проверки

В соответствии с ст. 74 УПК РФ все материалы проверки, в том числе и проведенные налоговыми органами, могут являться доказательствами по уголовному делу.

Однако при этом должны быть соблюдены определенные условия, при которых такие доказательства станут допустимыми.

Так, для любых проверок, проведенных как в соответствии с Федеральным законом «О полиции», Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Налоговым кодексом, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, обязательны следующие условия:

  • исполнение требований закона при определении соответствующего органа (должностного лица), обладающего полномочиями для ее проведения;
  • исполнение требований закона в ходе проведения проверки, условиях и необходимости для ее назначения, фиксации результатов проверки;
  • обеспечение и гарантии соблюдения прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан (налогоплательщиков) при проведении налоговых проверок;
  • исполнение требований уголовно-процессуального законодательства в ходе направления проверок в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, а также оформления поступивших материалов.

Порядок взаимодействия органов следствия и налоговых органов на стадии проведения налоговых проверок

Взаимодействие между налоговыми органами, органами предварительного следствия регулируется Приказом Генпрокуратуры России № 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015 «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями» через определение последовательности проводимых оперативных, следственных и процессуальных действий.

Основная роль в определении ориентиров взаимодействия на стадии проведения проверок отводится налоговым органам.

Так, полученная налоговыми органами из правоохранительных органов информация по уже возбужденным уголовным делам или по материалам проверки, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, учитывается при разработке и утверждении плана выездных налоговых проверок на следующий квартал.

Данная информация рассматривается в срок не позднее не позднее квартала, следующего за кварталом поступления. Ее результаты служат основанием для включения и назначения выездных налоговых проверок налогоплательщиков, в отношении которых содержатся сведения о нарушениях налогового законодательства;

Следующим этапом алгоритма является утверждение плана выездных налоговых проверок на следующий квартал и согласование этого плана с органами внутренних дел для того, чтобы иметь возможность осуществить комплекс оперативно-розыскных мероприятий в отношении конкретных налогоплательщиков о возможном уклонении от уплаты налогов (сборов) на сумму, подпадающую под признаки налогового преступления.

В случае если такие признаки будут выявлены налоговыми органами при проведении выездной проверки, в органы внутренних дел направляется запрос об участии в проведении проверки работников полиции.

Совместные проверки проводятся во исполнение п. 9 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347.

Необходимо обратить внимание на еще одну важную обязанность налоговых органов. В случае, если налоговым органом по результатам проверки принимается решение о привлечении к ответственности налогоплательщика, уклоняющегося от уплаты налоговых платежей либо незаконном возмещении налогов в особо крупном размере, такая информация незамедлительно направляется в органы прокуратуры. Также обращает на себя внимание обязанность налоговых органов после проведения выездной налоговой проверки и вынесения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в случаях и порядке, предусмотренных п. 10 ст. 101 НК РФ, принимать обеспечительные меры (запрет на отчуждение, передачу в залог имущества, приостановление операций по счетам налогоплательщика) для обеспечения взыскания недоимки, пеней и штрафов по всем проверкам, выявившим признаки налогового преступления.

Порядок взаимодействия налоговых органов и органов следствия при выявлении и расследовании налоговых преступлений

Особая роль при определении вектора взаимодействия правоохранительных органов и налоговых органов принадлежит следователям Следственного Комитета РФ.

Так, следователям вменены следующие права и обязанности:

  • направление письменного уведомления о результатах рассмотрения материалов, поступивших из налоговых органов с предоставлением копии об отказе в возбуждении уголовного дела в случае принятия такого решения;
  • направление письменного запроса в налоговые органы о предоставлении недостающих документов, в случае недостаточных оснований для принятия решения о возбуждении уголовного дела по налоговому преступлению;

Важно: запрашиваемые документы или их заверенные копии должны быть предоставлены налоговым органов в течение 7 дней.

  • проведение регулярных рабочих встреч с органами полиции, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, иными государственными органами и должностными лицами, органами местного самоуправления, на которых ставить вопрос об установлении имущества лиц, являющихся подозреваемыми, обвиняемыми по уголовным дела, находящимся в производстве СК РФ;
  • в случае получения информации об имуществе лица, проходящего по материалам проверки в порядке ст.144-145 УПК до возбуждения уголовного дела, направлять эту информацию в налоговые органы для принятия обеспечительных мер по сохранности обнаруженного имущества.

Целесообразно по данной категории уголовных дел сначала допросить тех лиц, которые участвовали в проведении проверки и выявлении самого факта преступления. Для уяснения всей картины совершенного преступления особенно полезно получить необходимую информацию от специалистов, ревизоров, экспертов, участвовавших в налоговой проверке, работников банков о способах его совершения, определения круга документов, которые еще потребуется собрать.

Следующим важным моментом расследования является мобильность и своевременность принятия решения и проведения осмотров помещений, где могут храниться необходимые документы; обысков, как по месту работы, так и по месту жительства самого лица, его родственников и знакомых; ареста имущества, полученного преступным путем, а также имущества в целях последующего возмещения причиненного ущерба.

Строгая регламентация порядка взаимодействия налоговых органов и органов следствия позволяет не только избежать нарушений уголовно-процессуального законодательства на стадиях выявления, принятия решения о возбуждении и расследовании уголовных дел о налоговых преступлениях, но и добиться своевременного возмещения средств, утраченных бюджетами различных уровней.

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

О состоянии и противодействии преступлениям в налоговой сфере

Прокуратура республики (Республика Марий Эл). 08 февраля 2016

Прокуратурой Республики Марий Эл обобщено состояние преступности в налоговой сфере.


Установлено, что в 2015 году в республике снижено количество выявленных преступлений в налоговой сфере, всего их зарегистрировано 36, из них 5 – о незаконном возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость. По результатам доследственных проверок возбуждено 13 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198,199, 199.1 и 199.2 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица, с организации, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества организации, индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и сборов), 4 дела - по ч.3 и ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество, с причинением крупного и особо крупного ущерба). По результатам расследования в суд для рассмотрения направлено 6 уголовных дел, по 7 делам - вынесены постановления о прекращении уголовного дела, по 6 проводятся расследования. Сумма причиненного ущерба по уголовным делам, оконченным расследованием, составила 39 млн 690 тысяч рублей, реально возмещено 16 млн 153 тысяч рублей или 40,6%. Судом по ходатайству следствия арестовано имущество подозреваемых (обвиняемых) на 13 млн 304 тысячи рублей. Сложившаяся ситуация требует координации деятельности правоохранительных органов по своевременному выявлению и пресечению налоговых преступлений, а также принятия комплекса мер, направленных на возмещение причиненного ущерба. В минувшем году прокуратурой республики в суд направлено 6 исковых заявлений о взыскании с обвиняемых в пользу бюджета Российской Федерации свыше 14 млн 500 тысяч рублей. В мае 2015 г. по инициативе прокуратуры проведен межведомственный семинар при и.о. первого заместителя прокурора республики, на котором обсужден вопрос, касающийся совершенствования взаимодействия контрольно-надзорных органов в вопросах противодействия незаконному возмещению налога на добавленную стоимость. В мероприятии приняли участие представители регионального управления Федеральной налоговой службы, Марийского транспортного прокурора, Марийского таможенного поста, следственного управления СК России по региону, МВД по Республике Марий Эл, заместителей и помощников горрайпрокуроров. В декабре 2015 г. на заседании коллегии прокуратуры республики рассмотрен вопрос состояния законности и практики прокурорского надзора за соблюдением законов при рассмотрении, разрешении сообщений и расследовании уголовных дел о преступлениях в сфере экономики, в том числе налоговой направленности. По итогам обсуждения вопроса выработаны конкретные мероприятия, направленные на повышение эффективности работы правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Кроме того, на контроле остается исполнение тематического постановления координационного совещания руководителей региональных правоохранительных органов по данному вопросу, принятого в 2013 году и актуального до настоящего времени. Следует отметить, что в регионе обеспечен надлежащий уровень взаимодействия, в том числе обмен информацией, с другими правоохранительными и контрольными органами, в том числе с УФНС России по Республике Марий Эл и территориальными налоговыми подразделениями. Данная составляющая важна для выявления и раскрытия преступлений данной категории. Обеспечена надлежащая организация доследственных проверок по материалам налоговых органов, принятие по ним законных и обоснованных процессуальных решений в пределах компетенции. Вопросы противодействия преступности в налоговой сфере остаются на контроле в прокуратуре республики. Работа продолжается.

Мероприятия
и встречи


Под председательством Игоря Краснова состоялось координационное совещание, на котором обсуждены итоги выполнения Национального плана противодействия коррупции 2018-2020

09 декабря 2020, 12:17

Интервью
и выступления

Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова «Российской газете»

08 декабря 2020, 21:00

Видео


Доклад Генерального прокурора РФ Игоря Краснова на расширенном заседании коллегии по итогам 2019 г.

Обращение налогового органа к следственным органам прямо предусмотрена статьей 32 Налогового кодекса РФ. Кроме того взаимодействие налоговых и следственных органов предусмотрено в рамках уголовно-процессуального законодательства.

Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов

Наиболее частым случаем, когда налоговым органам приходиться активно взаимодействовать с правоохранительными органами является выявление налоговой инспекцией существенной недоимки по налогам, сборам и страховым взносам, имеющей признаки налогового преступления, предусмотренного статьями 198 и 199 Уголовного кодекса РФ.

В территориальном органе Следственного комитета России полученные материалы должны быть зарегистрированы как сообщение о преступлении , поскольку содержат документированную информацию о неуплате налогов или сборов в размерах, предусмотренных статьями 198 , 199 УК РФ.

От налогового органа в следственные органы также может поступать следующая информация о:

  • сокрытии имущества от описи и ареста,
  • непредоставлении сведений о местонахождении имущества, в том числе неотражении данных об имуществе в бухгалтерских документах организации, неправильном указании его местонахождения.
  • фиктивной передаче правомочий по владению, пользованию, распоряжению объектами собственности,
  • сокрытии имущества у третьих лиц, переоформлении имущества на третьих лиц.

Не позднее 10 дней с даты поступления материалов налоговый орган уведомляет правоохранительный орган, направивший материалы, о принятом по ним решении:

  1. о назначении выездной налоговой проверки (с указанием срока начала ее проведения) или о планируемом проведении камеральной налоговой проверки (с указанием планируемого срока начала ее проведения);
  2. об отказе в проведении мероприятий налогового контроля (с указанием оснований данного отказа).

В случае если материалы, направленные правоохранительным органом в налоговый орган, свидетельствуют о нарушениях законодательства о налогах, сборах и страховых взносах, влекущих уголовную ответственность, налоговый орган одновременно с уведомлением о принятом решении о назначении выездной налоговой проверки направляет в полицию запрос об участии сотрудников полиции в выездной (повторной выездной) налоговой проверке.

В рамках проведения совместных мероприятий с налоговой инспекцией сотрудники полиции имеют право реализовывать весь комплекс прав, предусмотренных статьями 12 , 13 федерального закона "О полиции" и в общем случае проводить весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных федеральным законом № 144-ФЗ от 12.08.1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности".

Материалы правоохранительных органов не всегда могут привести к налоговой проверке. Основанием для отказа налогового органа в проведении мероприятий налогового контроля по материалам, предоставленным правоохранительным органом может быть:

  1. отсутствие в предоставленных правоохранительным органом материалах документально подтвержденных фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах;
  2. наличие обстоятельств, препятствующих проведению выездной налоговой проверки, если период деятельности организации или физического лица, в котором, согласно материалам дела были совершены налоговые правонарушения, ранее был проверен налоговым органом по соответствующим видам налогов (за исключением случаев реорганизации и ликвидации организации), а также если материалы дела свидетельствуют о налоговых правонарушениях, совершенных в период времени, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором может быть вынесено решение о проведении проверки);
  3. наличие обстоятельств, препятствующих проведению камеральной налоговой проверки, если период деятельности организации или физического лица, в котором, согласно материалам дела, были совершены налоговые правонарушения, выходит за рамки срока проведения камеральной налоговой проверки.
    Подробнее:
  • Об уголовной ответственности по налоговым статьям
  • Доследственная проверка налогоплательщика

О формах документов для взаимодействия между ФСС РФ и страхователями с 02.05.2021 года

Об учете запасов с 2021 года

Об учете запасов с 2021 года

О составлении самозанятыми лицами договоров, счетов и актов для работы с организациями и предпринимателями

О составлении самозанятыми лицами договоров, счетов и актов для работы с организациями и предпринимателями

Читайте также: