Результаты налоговых проверок рб

Опубликовано: 12.05.2024

Зачем готовиться к посещению налоговых органов? Любая проверка не лишена человеческого фактора. Поэтому специалисты, осуществляющие налоговый контроль, могут допускать ошибки. В большинстве случаев эти промахи имеют место быть. Чтобы понимать свои права и саму суть проверки, каждая компания должна изучить законодательство по этому вопросу.

В этом материале мы дадим информацию для первых лиц организации, которая поможет быть готовым к приходу контролирующих органов и успешно пройти налоговую проверку в РБ.

Что вам нужно знать о налоговых проверках в РБ?

В белорусском законодательстве есть 10 основных актов о проверках предпринимательской деятельности. Основной из них определяет лицо, проводящее проверку, ее план, основания и т.д.

Самый частый вид проверки – плановая. План налоговых проверок 2019 уже есть в свободном доступе на сайте Комитета государственного контроля РБ.

Также допустимы и внеплановые выборочные проверки. Для их проведения нужны следующие основания:

  • Отнесение субъекта к группе высокой степени риска нарушений;
  • Отсутствие возможности выявить или устранить их без проверки.

Таким образом, формируется список организаций для последующего визита. И подготовиться к нему, как и к плановой проверке, тоже есть возможность.

Что нужно сделать перед налоговой проверкой?

В первую очередь убедитесь, что ваша документация соответствует требованиям. Не редки случаи, когда на бумаге договор заключен, но он признается недействительным, так как в нем нет важных условий. А значит, договор не имеет юридической силы и не защитит ваши права.

Если самостоятельно вам сложно все проверить, то за вас это сделают сторонние специалисты – аудиторы, юристы и т.д.

Далее проследите, чтобы проверяющий действовал законно, то есть:

  • Назначил проверку по объективной причине;
  • Предъявил предписание об этом на фирменном бланке или документе с оттиском гербовой печати с подписями соответствующего гос.органа;
  • Представился и предъявил удостоверение;
  • Внес запись в книгу учета проверок и ревизий;
  • Вложился в установленный срок (не более 3 рабочих дней);
  • Проверял только ту информацию, которая относится к основанию проведения проверки;
  • Предъявил акт и протокол в случае нарушений и справку о проверке – если нарушений не обнаружено.

Если какое-либо из условий нарушено, то в течение 15 рабочих дней вы имеете право обжаловать результаты действий и тем самым свести их к нулю. Если на кону крупная сумма денег, то обязательно решитесь на этот шаг. Так вы, по крайней мере, отсрочите «приговор» на 30 дней либо смягчите его.

Действия организации в ходе проверки

В процессе проверки предпринимайте следующие действия:

  • Пригласите в качестве свидетелей ваших сотрудников;
  • Сделайте видео- и аудиозапись (не забудьте предупредить проверяющее лицо);
  • Обратитесь на «горячую линию» контролирующего органа.

В конце проверки вы имеете право не подписывать акт, если замечены нарушения со стороны проверяющих органов.

Чтобы обжаловать решение, вам необходимо сначала обратиться в вышестоящий орган (в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения), а затем в течение года – в суд.

Вот ваши основные права как проверяемого в ходе проведения госконтроля:

  • Выяснить, на каких основаниях организация была включена в план;
  • Попросить предъявить удостоверение проверяющих и разрешение на осуществление ревизии;
  • Отказать в проверке, если не предъявлены вышеперечисленные документы;
  • Отказать в проверке проверяющему, который не поставил свою подпись в книге учета проверок;
  • Отвечать только на те вопросы, которые имеют отношение к теме проверки;
  • Присутствовать в ходе проведения надзора.

Когда еще могут прийти контролирующие органы?

Стоит различать налоговую проверку и мониторинг.

Контролирующие органы могут нагрянуть не только с целью проверки, но и в рамках технических мероприятий. Это можно выяснить у самого проверяющего, чтобы определить свои дальнейшие действия.

Подробнее о мониторинге можно узнать из нашего материала.

Также проверку можно ожидать в случае, если в список попал ваш контрагент.

Чтобы на постоянной основе автоматически отслеживать всех ваших партнеров, рекомендуем воспользоваться сервисом Контрагенто. В течение 48 часов бесплатно!

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

  • «Отдел кадров»
  • «Планово-экономический отдел»
  • «Экология на предприятии»


Другие
наши издания

Рубрики в номере

  • Правовая информация и комментарии
  • Расчеты и начисления
  • Гарантии и компенсации
  • Бухгалтерский учет и налогообложение
  • Прямая линия
  • К вам пришла проверка
  • Документарий
Все рубрики

Рубрика «К вам пришла проверка»

МАКСИМ КОРШЕКЕВИЧ, юрист

С 1 июля 2006 г. вступили в силу изменения, внесенные Указом Президента Республики Беларусь от 15 марта 2006 г. № 151 в Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций (утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673). В этой связи корректировке подверглись и нормы Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. № 124. Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20 апреля 2006 г. № 51 она изложена в новой редакции. Произошли существенные изменения в правилах организации, назначения, проведения налоговыми органами проверок юридических лиц, а также применения экономических санкций.

КТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОРГАНИЗАЦИЮ

Применительно к проверке организации в первую очередь встает вопрос: с кем из должностных лиц и иных работников организации должны иметь дело проверяющие из налогового органа? Прежде всего обязанным лицом перед налоговым органом является сама организация (именно ей адресуются требования законодательства и действующего в соответствии с ним налогового органа). При взаимодействии с налоговым органом и его должностными лицами организация действует через своих представителей.

Лицо может представлять организацию:

o в силу законодательства (руководитель);

o в силу полномочий, вытекающих из учредительных документов (устава, учредительного договора) или доверенности на представление организации в налоговых отношениях (по любым или по отдельным, непосредственно обозначенным в ней вопросам). Например, в уставе организации представлять ее в отношениях с контролирующими органами может быть поручено заместителям руководителя по соответственно курируемым ими направлениям деятельности.

В интересах организации определить лиц, которые будут ее представлять одним из указанных способов: или в учредительных документах, или путем выдачи доверенности, заверенной руководителем и печатью организации (нотариальное удостоверение не требуется). Это должны быть компетентные лица, знающие различные стороны деятельности организации (прежде всего — документооборот), способные организовать работу различных подразделений по выполнению требований налогового органа. Кончено, возможно и взаимодействие с налоговым органом исключительно через руководителя. В любом случае этот вопрос не следует пускать на самотек: отсутствие и (или) бездействие представителя организации — бездействие самой организации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Но в отдельных случаях работник организации является лицом, непосредственно обязанным к совершению определенных действий или имеющим определенные права. Так, главный бухгалтер или иное лицо, выполняющее его функции, обязаны подписать акты и справки, составленные по результатам проверки. Еще один пример. Работники организации, располагающие необходимыми сведениями о совершенных хозяйственных операциях (как выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции — руководители структурных подразделений, материально ответственные лица и другие, так и не наделенные такими полномочиями (водители, подсобные рабочие и др.)), обязаны по требованию сообщить эти сведения проверяющим.

Представители организации и другие ее работники должны знать свои права и грамотно пользоваться ими (право участвовать при совершении проверяющими контрольных действий, знакомиться с содержанием документов, оформляющих эти действия, получать экземпляры этих документов, обжаловать действия или бездействие проверяющих и т.д.).

Важно также знать права и обязанности налогового органа и его сотрудников. С одной стороны, реагируя замечаниями по поводу совершаемых контрольных действий, можно исключить неоправданное вмешательство в деятельность организации. С другой стороны, своевременно и правильно выполняя законные требования налогового органа, можно избежать неблагоприятных последствий их невыполнения или ненадлежащего выполнения.

ВИДЫ ПРОВЕРОК

В отношении организации может быть проведена либо камеральная, либо выездная проверка.

Камеральная проверка. Проводится непосредственно в налоговом органе. Предписание на ее проведение не требуется.

В ходе проверки изучаются как налоговые декларации и другие документы, представленные самой организацией, так и документы и сведения о ее деятельности, имеющиеся у налогового органа (информация представляется банками, нотариусами, лицами, при посредстве которых осуществляются различные финансовые операции, другими организациями и гражданами).

Перечень вопросов, которые можно проверить камерально, неограничен: правильность исчисления налогов; обоснованность применения льгот; полнота и своевременность удержания налоговым агентом сумм налогов и сборов и перечисления удержанных сумм в бюджет. При проведении такой проверки налоговый орган может побеспокоить организацию, истребовав у нее дополнительные сведения, запросив объяснения и документы. Запрашиваемые сведения и документы должны иметь непосредственное отношение к предмету проверки.

Выездная проверка. Как правило, проводится по месту нахождения организации. В случае несовпадения режима ее работы с режимом работы налогового органа либо отсутствия помещений или условий для размещения проверяющих, а также по усмотрению проверяющих проверка может проходить в помещении налогового органа. В этом случае прием и возврат документов, представляемых для проверки, осуществляется только в систематизированном виде в папках, пронумерованных по листам.

Возврат документов проводится только после проверки представителем организации сохранности документов и письменного подтверждения в акте приема-возврата документов наличия (отсутствия) претензий. Акт скрепляется подписями представителя организации и проверяющего. Акт не составляется, если представленные в налоговый орган документы проверяются в присутствии представителя организации в течение одного рабочего дня.

Выездная проверка может быть комплексной или тематической. В ходе комплексной проверки проверяются вопросы уплаты (удержания и перечисления в бюджет) всех налогов за период:

o с даты государственной регистрации организации (если она не проверялась налоговым органом с этого момента);

o с даты, установленной для представления налоговых деклараций, следующей за периодом, охваченным предыдущей проверкой, и до даты, установленной для сдачи деклараций перед датой начала текущей проверки.

Тематические проверки проводятся редко. В ходе проведения тематической выездной налоговой проверки изучаются вопросы уплаты отдельных налогов, обязанность уплаты которых возложена в соответствии с законодательством на проверяемое лицо, а также другие вопросы, отнесенные законодательством к компетенции налоговых органов. Поскольку такая проверка в любом случае считается внеплановой, для ее проведения требуется поручение высших должностных лиц Республики Беларусь, Министра по налогам и сборам и его заместителей, руководителей инспекций Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску и их заместителей (в отношении нижестоящих налоговых органов), уполномоченных должностных лиц правоохранительных и судебных органов.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 8 (8), август 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Деньги
Методы и способы проведения проверок налоговыми органами в Беларуси определены Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 30 апреля 2019 г. № 24.

Согласно Постановления №24 выбор методов и способов проведения проверки осуществляется проверяющими самостоятельно в пределах компетенции и полномочий налоговых органов, характера деятельности проверяемого субъекта и перечня вопросов, подлежащих проверке. Под методами и способами проведения проверок понимаются контрольные (проверочные) действия, мероприятия, приемы, выполняемые (используемые) проверяющими в ходе проверки в целях изучения вопросов, подлежащих проверке.

При проведении проверок налоговыми органами используются методы документальной, фактической, сплошной и (или) выборочной проверки, а также расчетный метод проверки, наблюдение хронометражным методом.

Методом документальной проверки осуществляются:
— изучение действующей у проверяемого субъекта системы внутрихозяйственного учета и контроля;
— сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с данными отчетности, налоговых деклараций (расчетов), данных учета, отчетности и налоговых деклараций (расчетов) с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);
— установление реальности совершения документально оформленных хозяйственных операций, а также фактических обстоятельств их совершения;
— изучение информации и документов, в том числе в электронном виде, имеющих отношение к вопросам проверки, полученных от государственных органов, иных организаций (включая банки и небанковские кредитно-финансовые организации, компетентные органы иностранных государств) и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, относящимися к деятельности проверяемого субъекта, по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами;
— исследование отдельных документов, включая:
изучение первичных учетных и расчетных документов с целью определения их подлинности, соответствия установленным требованиям, достоверности отражения хозяйственных операций;
сопоставление количественных характеристик взаимосвязанных реквизитов одного и того же документа, установление арифметической правильности содержащихся в них расчетов и итогов в целях установления заведомо неверных подсчетов, дописки штрихов и цифр в документе;
установление соответствия заключенных сделок, отраженных в документах хозяйственных операций, требованиям законодательства по форме, содержанию и исполнению;
— исследование документов, отражающих одну хозяйственную операцию, включая:
соотнесение записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого субъекта и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от его контрагентов или третьих лиц;
сопоставление документов, прямо или косвенно отображающих проверяемую хозяйственную операцию;
сличение данных имеющихся у проверяемого субъекта выписок банка по текущим (расчетным) и иным счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомление с документами, послужившими основанием для производства таких записей;
— исследование документов, отображающих однородные хозяйственные операции, в том числе:
проверка количественной информации о движении однородных товарно- материальных ценностей за проверяемый период, сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с первичными учетными документами и данными оперативного учета;
хронологический анализ движения товарно-материальных ценностей по датам совершения хозяйственных операций;
сравнительный анализ одинаковых по форме документов, отображающих аналогичные операции.

Методом фактической проверки осуществляется установление действительного, реального состояния какого-либо материального объекта, операции, деяния, процесса, явления или события путем пересчета, обмера и иных способов, позволяющих получить данные (информацию) о характеристиках этого объекта, операции, деяния, процесса, явления, события и (или) их состоянии.
При проведении фактической проверки способы проверки выбираются с учетом состояния бухгалтерского и (или) налогового учета проверяемого субъекта и вопросов, возникающих при анализе соответствующих документов.

Расчетным методом проверки осуществляется определение размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) при отсутствии у проверяемого субъекта или непредставлении им документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, в соответствии с Положением о порядке определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам проверяемого субъекта в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2010 г. № 426.

Наблюдение хронометражным методом осуществляется с целью установления фактической выручки (дохода) проверяемого субъекта за период, в течение которого осуществляется наблюдение.

Методом сплошной проверки осуществляется анализ всех подлежащих проверке взаимосвязанных финансово-хозяйственных операций и документов проверяемого субъекта, которыми оформлялись эти операции.

Методом выборочной проверки осуществляется анализ части документов проверяемого субъекта, сверяются отдельные записи бухгалтерского и (или) налогового учета с взаимосвязанными первичными документами, выявляются неверно отраженные (не отраженные) в учете факты финансово-хозяйственной деятельности, выясняются причины ошибок и искажений, осуществляется проверка соблюдения проверяемым субъектом правил учета хозяйственных операций;

Следует иметь в виду, что при проведении проверки возможно применение одного или нескольких методов, указанных выше.

Способами осуществления налоговыми органами проверок являются:
проведение встречных проверок;
осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений, транспортных средств и иных объектов проверяемого субъекта для определения соответствия фактических данных об объектах документальным данным, представленным проверяемым субъектом (имеющимся у него);
проведение личного досмотра проверяемого субъекта и его представителей, досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств в пределах, необходимых для обнаружения документов, денежных средств, иных предметов, свидетельствующих о нарушении законодательства;
проверка фактического наличия документов и (или) имущества в помещениях, иных местах их хранения;
контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в том числе реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);
инвентаризация имущества проверяемого субъекта;
контрольная закупка товарно-материальных ценностей, контрольное оформление заказов на выполнение работ, оказание услуг;
проведение опросов, истребование и получение письменных и устных объяснений от проверяемого субъекта, его представителей, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки, получение разъяснений от должностных, материально ответственных лиц и иных работников проверяемого субъекта;
истребование и получение у проверяемого субъекта, государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих документами и (или) информацией, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, на безвозмездной основе необходимых для проверки документов и (или) информации, в том числе в электронной форме, а также изъятие оригиналов документов у проверяемого субъекта;
назначение экспертизы, привлечение экспертов, специалистов;
проведение исследований (испытаний), технических освидетельствований, направленных на выяснение вопросов, относящихся к проверке, в том числе испытаний продукции, направление на техническое освидетельствование кассового оборудования, игровых автоматов;
использование контрольного списка вопросов (чек-листа);
проведение контрольного запуска в производство сырья и материалов, контрольного анализа сырья, материалов и готовой продукции; установление действительных расходов сырья и материалов, реальной производительности оборудования по объему выпуска, времени, энергоемкости; правильности списания на производство сырья и материалов, а также установление норм их расходов, сопоставление фактических и заправочных данных;
иные определенные законодательными актами способы.
Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 30 апреля 2019 г. № 24 установлены также формы документов, применяемых в ходе подготовки, проведения проверок и оформления их результатов (в том числе, предписания на проведение проверки; акта (справки) проверки; решения по акту проверки и др.

Постановление №24 вступает в силу после его официального опубликования (п.4 Постановления).

Налоговая проверка более чем за 5 лет? Почему, когда и с кем это может случиться

В этом году налогоплательщики столкнулись со множеством новых или существенно измененных старых правовых норм. Не все еще составили правильное представление о современном положении дел в этой сфере. Разберем ситуацию с контролем соблюдения налогового законодательства в целом.

В 2018 г. важным шагом со стороны государства стало заявление об отмене Указа от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», которое реализовано в 2019 г. с принятием Указа от 18.04.2019 № 151 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 151).

На протяжении 2018 года государственные органы, наделенные контрольными (надзорными) полномочиями, разрабатывали ведомственные нормативные правовые акты оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки во исполнение части 3 пункта 9 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (в редакции Указа №376) на основании Методики формирования системы оценки риска утвержденной Советом Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43. В 2018 году выборочные проверки не проводились, т.к. существенным образом была изменена система рискоориентированного подхода и первый план выборочных проверок в соответствии с новыми требованиями Указа № 510 был составлен на первое полугодие 2019 года и размещен на сайте КГК. Таким образом в 2018 году в стране проводились только внеплановые проверки, т.е. действовал неофициальный мораторий на проведение выборочных (бывших плановых) проверок. В этой связи, обращает на себя внимание тот факт, что по данным пресс-службы МНС (belta.by–экономика 05.02.2019) за 2018 год налоговые органы обеспечили поступление доходов в бюджет страны – Br24,825 млрд или 100,8% плановых назначений консолидированного бюджета). При этом сверх плана в бюджет поступило Br195,2 млн. Поступления платежей в сопоставимых ценах превысили уровень 2017 года на 6,6%, удельный вес составил 20,8%. Примечательным является тот факт, что удельный вес всех платежей организаций негосударственной формы собственности в 2018 составил 47,9% (это на 0,5 процентного пункта больше, чем в 2017 году), а удельный вес в общей сумме доходов платежей организаций государственного сектора экономики составил 46,8%. Таким образом в 2018 совокупный процент поступлений в бюджет от организаций составил 94,7 %.

Приведенные данные являются объективным свидетельством того, что даже, когда контролирующие органы не проводят проверки деятельности на плановой основе интересы бюджета не страдают. Более того, статистика формирования налоговых доходов бюджета в 2018 свидетельствует об устойчивой дисциплинированности плательщиков по исполнению налоговых обязательств.

Еще одним знаковым событием, влияющим на формирование бизнес-среды и инвестиционного климата является вступление в силу с 1 января 2019 года новой редакции Налогового кодекса. И, в качестве завершающего аккорда, можно назвать принятие Указа Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 151, который содержит нормы, регулирующие контрольные полномочия органов финансовых расследований по применению положений статьи 33 Налогового кодекса.

Кто и как теперь проверяют вопросы соблюдения плательщиками налогового законодательства?

Как и ранее, проверки вопросов налогового законодательства, проводят налоговые органы и органы комитета государственного контроля (п.п. 1 и 13 Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности). Проверки вопросов соблюдения налогового законодательства могут быть как выборочные, так и внеплановые.

Выборочные проверки проводятся в отношении субъектов, включенных в план выборочных проверок с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки (части 1 и 2 пункта 9 Указа №510).

Внеплановые проверки проводятся по поручению лиц и в соответствии с основаниями, перечисленными в пункте 12 Указа №510. Например, одним из таких оснований является наличие у контролирующего (надзорного) органа информации, в том числе полученной от правоохранительного, иного государственного органа, иностранного государства, другой организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства.

Основным различием между проверками выборочными и внеплановыми является фактор неожиданности внеплановой проверки. В соответствии с требованиями пункта 15 Положения о порядке организации и проведения проверок Планы выборочных проверок формируются органами Комитета государственного контроля на полугодие. План выборочных проверок размещается на официальном сайте КГК либо его органов в глобальной компьютерной сети Интернет соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки (п. 21 Положения). Таким образом, проверяемый субъект заранее знает в каком месяце текущего года его деятельность будет подвергнута проверке, кем и по каким вопросам. С внеплановыми проверками все обстоит иначе. Проверяемый субъект узнает о том, что его проверяют в момент, когда ему фактически вручают предписание о проведении проверки.

Указом №376 были изменены подходы к проверяемому периоду при проверке вопросов соблюдения налогового законодательства. Так, в настоящее время в соответствии с пунктом 16 Указа № 510 проверка соблюдения налогового законодательства - за период, не превышающий пяти календарных лет, если иное не установлено законодательными актами. А законодательными актами иное установлено. Выше мы уже обратили внимание, что с 1 января 2019 года вступила в силу новая редакция НК, которая содержит основание для проведения проверки соблюдения налогового законодательства за период более чем пять лет, когда плательщик представляет уточненные налоговые декларации:

  • по налогу на прибыль, согласно которым увеличивается (возникает) сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией;
  • или по НДС, согласно которым увеличиваются налоговые вычеты по сравнению с ранее представленной декларацией по НДС (п. 4 статьи 74 НК). Таким образом, в соответствии с отсылочной нормой пункта 16 Указа № 510 и по основаниям п. 4 статьи 74 НК проверка как выборочная, так и внеплановая, соблюдения налогового законодательства может проводиться более чем за пять лет.

Кроме этой нормы, НК содержит положения, позволяющие корректировать налоговую базу или суммы подлежащих уплате налогов по результатам проверки (п. 4 ст. 33 НК).

В связи с принятием Указа № 151 внесены изменения в п. 10 Указа № 87 и ДФР наделен правом составления заключений об установлении оснований, указанных в п. 4 статьи 33 НК. Претерпел изменения и пункт 8 Указа №510. КГК и его органы, Таможенный комитет и таможни, МНС и его территориальные органы, в отношении субъектов, по которым ДФР составлены заключения по основаниям п. 4 статьи 33 НК, при наличии сведений о совершении сделок (операций) с субъектами, в отношении которых составлены заключения могут назначать и проводить проверки, не взирая на положения пункта 7 Указа № 510. Напомним, пунктом 7 Указа № 510 установлен мораторий на проверки субъектов с даты госрегистрации, которых не прошло двух лет.

Процедура проведения выборочной и внеплановой проверки одинакова:

  • обязательное предъявление служебного удостоверения и наличие предписания на проведение проверки;
  • внесение записи в книгу проверок, проверяемого субъекта;
  • проверяющие вправе требовать и получать от проверяемого субъекта, необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества;
  • проверяющие вправе истребовать от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям;
  • при необходимости могут проводиться встречные проверки;
  • документы и носители информации могут изыматься при проверке;
  • по результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения составляются акт проверки и выносится решение.

Вместе с тем, в результате комплексного изменения законодательных актов, регламентирующих вопросы государственного контроля в целом и вопросов соблюдения налогового законодательства в частности, проверки вопросов налогового законодательства соблюдения могут проводиться не боле чем за пять лет, а в определенных случаях более чем за 5 лет.

К таким случаям, согласно п. 16 Указа № 510 относятся:

  • проверки по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;
  • проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
  • проверки по основаниям п. 4 статьи 74 НК (уточненные декларации);

Обращает внимание тот факт, что для субъектов, в отношении которых составлены заключения по п. 4 ст. 33 НК, а также проверки контрагентов, совершавших операции с такими субъектами не предусмотрена самостоятельная возможность проведения проверки более чем за пять лет. Вместе с тем, целесообразно предположить, что такие проверки могут проводиться за более чем пятилетний период по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей.

Резюмируя отметим следующее.

Вопросы, связанные проведением проверок налогового законодательства, имеют ряд особенностей, а именно:

  • максимальный период за который эти вопросы могут быть проверены составляет 5 лет, если не имеется рассмотренных выше оснований провести проверку более чем за 5 лет;
  • при выявлении факта наличия заключения в отношении вашего контрагента по п. 4 ст. 33 НК может быть проведена проверка как субъекта с даты регистрации которого не прошло 2 года, так и за период превышающий 5 лет.

Вместе с тем, в соответствии с п.п. 10.8 пункта 10 Указа № 87 в редакции Указа № 151 назначения и проведения проверки по Указу № 510 можно избежать, если субъект решит воспользоваться предложением ДФР и самостоятельно осуществит корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога по операциям с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение по п. 4 ст. 33 НК.

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

  • «Отдел кадров»
  • «Планово-экономический отдел»
  • «Экология на предприятии»


Другие
наши издания

Рубрики в номере

  • Правовая информация и комментарии
  • Расчеты и начисления
  • Гарантии и компенсации
  • Бухгалтерский учет и налогообложение
  • Прямая линия
  • К вам пришла проверка
  • Документарий
Все рубрики

Рубрика «К вам пришла проверка»

МАКСИМ КОРШЕКЕВИЧ, юрист

С 1 июля 2006 г. вступили в силу изменения, внесенные Указом Президента Республики Беларусь от 15 марта 2006 г. № 151 в Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций (утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673). В этой связи корректировке подверглись и нормы Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. № 124. Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20 апреля 2006 г. № 51 она изложена в новой редакции. Произошли существенные изменения в правилах организации, назначения, проведения налоговыми органами проверок юридических лиц, а также применения экономических санкций.

КТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОРГАНИЗАЦИЮ

Применительно к проверке организации в первую очередь встает вопрос: с кем из должностных лиц и иных работников организации должны иметь дело проверяющие из налогового органа? Прежде всего обязанным лицом перед налоговым органом является сама организация (именно ей адресуются требования законодательства и действующего в соответствии с ним налогового органа). При взаимодействии с налоговым органом и его должностными лицами организация действует через своих представителей.

Лицо может представлять организацию:

o в силу законодательства (руководитель);

o в силу полномочий, вытекающих из учредительных документов (устава, учредительного договора) или доверенности на представление организации в налоговых отношениях (по любым или по отдельным, непосредственно обозначенным в ней вопросам). Например, в уставе организации представлять ее в отношениях с контролирующими органами может быть поручено заместителям руководителя по соответственно курируемым ими направлениям деятельности.

В интересах организации определить лиц, которые будут ее представлять одним из указанных способов: или в учредительных документах, или путем выдачи доверенности, заверенной руководителем и печатью организации (нотариальное удостоверение не требуется). Это должны быть компетентные лица, знающие различные стороны деятельности организации (прежде всего — документооборот), способные организовать работу различных подразделений по выполнению требований налогового органа. Кончено, возможно и взаимодействие с налоговым органом исключительно через руководителя. В любом случае этот вопрос не следует пускать на самотек: отсутствие и (или) бездействие представителя организации — бездействие самой организации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Но в отдельных случаях работник организации является лицом, непосредственно обязанным к совершению определенных действий или имеющим определенные права. Так, главный бухгалтер или иное лицо, выполняющее его функции, обязаны подписать акты и справки, составленные по результатам проверки. Еще один пример. Работники организации, располагающие необходимыми сведениями о совершенных хозяйственных операциях (как выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции — руководители структурных подразделений, материально ответственные лица и другие, так и не наделенные такими полномочиями (водители, подсобные рабочие и др.)), обязаны по требованию сообщить эти сведения проверяющим.

Представители организации и другие ее работники должны знать свои права и грамотно пользоваться ими (право участвовать при совершении проверяющими контрольных действий, знакомиться с содержанием документов, оформляющих эти действия, получать экземпляры этих документов, обжаловать действия или бездействие проверяющих и т.д.).

Важно также знать права и обязанности налогового органа и его сотрудников. С одной стороны, реагируя замечаниями по поводу совершаемых контрольных действий, можно исключить неоправданное вмешательство в деятельность организации. С другой стороны, своевременно и правильно выполняя законные требования налогового органа, можно избежать неблагоприятных последствий их невыполнения или ненадлежащего выполнения.

ВИДЫ ПРОВЕРОК

В отношении организации может быть проведена либо камеральная, либо выездная проверка.

Камеральная проверка. Проводится непосредственно в налоговом органе. Предписание на ее проведение не требуется.

В ходе проверки изучаются как налоговые декларации и другие документы, представленные самой организацией, так и документы и сведения о ее деятельности, имеющиеся у налогового органа (информация представляется банками, нотариусами, лицами, при посредстве которых осуществляются различные финансовые операции, другими организациями и гражданами).

Перечень вопросов, которые можно проверить камерально, неограничен: правильность исчисления налогов; обоснованность применения льгот; полнота и своевременность удержания налоговым агентом сумм налогов и сборов и перечисления удержанных сумм в бюджет. При проведении такой проверки налоговый орган может побеспокоить организацию, истребовав у нее дополнительные сведения, запросив объяснения и документы. Запрашиваемые сведения и документы должны иметь непосредственное отношение к предмету проверки.

Выездная проверка. Как правило, проводится по месту нахождения организации. В случае несовпадения режима ее работы с режимом работы налогового органа либо отсутствия помещений или условий для размещения проверяющих, а также по усмотрению проверяющих проверка может проходить в помещении налогового органа. В этом случае прием и возврат документов, представляемых для проверки, осуществляется только в систематизированном виде в папках, пронумерованных по листам.

Возврат документов проводится только после проверки представителем организации сохранности документов и письменного подтверждения в акте приема-возврата документов наличия (отсутствия) претензий. Акт скрепляется подписями представителя организации и проверяющего. Акт не составляется, если представленные в налоговый орган документы проверяются в присутствии представителя организации в течение одного рабочего дня.

Выездная проверка может быть комплексной или тематической. В ходе комплексной проверки проверяются вопросы уплаты (удержания и перечисления в бюджет) всех налогов за период:

o с даты государственной регистрации организации (если она не проверялась налоговым органом с этого момента);

o с даты, установленной для представления налоговых деклараций, следующей за периодом, охваченным предыдущей проверкой, и до даты, установленной для сдачи деклараций перед датой начала текущей проверки.

Тематические проверки проводятся редко. В ходе проведения тематической выездной налоговой проверки изучаются вопросы уплаты отдельных налогов, обязанность уплаты которых возложена в соответствии с законодательством на проверяемое лицо, а также другие вопросы, отнесенные законодательством к компетенции налоговых органов. Поскольку такая проверка в любом случае считается внеплановой, для ее проведения требуется поручение высших должностных лиц Республики Беларусь, Министра по налогам и сборам и его заместителей, руководителей инспекций Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску и их заместителей (в отношении нижестоящих налоговых органов), уполномоченных должностных лиц правоохранительных и судебных органов.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 8 (8), август 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Читайте также: