Акт сверки расчетов с налогоплательщиками по налогам сборам и взносам по форме 23

Опубликовано: 13.05.2024

Михаил Кобрин

Зачем проводить сверку с налоговой

Все налогоплательщики обязаны своевременно и в полном размере уплачивать налоги. За неуплату грозят санкции — от заморозки счета до приостановления деятельности компании. Даже если бухгалтер платит все вовремя, одна ошибка в платежке может привести к тому, что налоговая не засчитает вам уплату, так как не увидит деньги вовремя.

Сверка — лучший способ убедиться, что компания ничего не должна налоговой, и не бояться внезапной блокировки счета.

Кто проводит сверку

Проведение сверок регулируется разделом 3 Приказа ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444. Начать сверку может налоговая или плательщик. Обычно сверку делают добровольно, но есть ситуации, когда она обязательна:

  • сверку проводят ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками, для этого составляют специальный график сверок;
  • сверка нужна при снятии компании с учета в ИФНС, когда фирма переходит в другую инспекцию;
  • при ликвидации предприятия.

Налоговая может самостоятельно запросить сверку, если у плательщика есть переплата по налогам и взносам.

Плательщик может запросить сверку в любой момент. Обычно бухгалтерия делает это перед закрытием периода или при подаче заявки на кредит, так как банки часто запрашивают справку о состоянии расчетов с бюджетом.

Как запросить сверку с налоговой

У налогоплательщика есть несколько вариантов для запроса акта сверки с ФНС.

1. Личное обращение

Для этого нужно подготовить заявление на акт сверки с налоговой. Пишите его в свободной форме на бланке организации, обязательно укажите:

Сверка с налоговой

  • наименование компании или ФИО предпринимателя;
  • ИНН, КПП, ОГРН;
  • контактные телефоны и e-mail;
  • список налогов и сборов, по которым требуете сверку;
  • период, за который требуется сверка;
  • способ получения документа сверки: лично или по почте;
  • ФИО и должность работника, подавшего заявление, обычно это главбух или гендиректор.

Заявление может подать сотрудник ИП или ООО, если на него оформлена доверенность.

Срок изготовления бумажного акта — 5 рабочих дней. Вы можете забрать акт лично в течение 3 рабочих дней, иначе его отправят почтой.

2. Электронный запрос через личный кабинет налогоплательщика

Получить сверку можно через Личный кабинет налогоплательщика — юридического лица. Достаточно заполнить все необходимые поля.

Срок составления акта сверки — 5 рабочих дней. Потом в течение 3 дней инспекция направит акты налогоплательщику почтой на адрес, указанный в заявлении. Если адрес для корреспонденции не указали, то ждите акт по юридическому адресу.

3. Электронный запрос через систему сдачи отчетности

Как подписать акт сверки с налоговой

В результате запроса вы получите акт сверки с налоговой по форме КНД 1160070, который утвержден Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@. В первую очередь нас интересует табличная часть раздела 1.


В случае расхождений нужно заполнить графу 4 раздела 1 акта, где вы укажете данные по своему налоговому учету. Потом в разделе 1 нужно поставить свою подпись и указать “Согласовано с разногласиями”. Один экземпляр передайте в ИФНС.

После получения акта разногласий налоговая начнет проверку. От вас попросят предоставить документы, подтверждающие достоверность внесенных вами исправлений, например, копии платежек.

Далее возможно два сценария. Первый — ошиблась налоговая. При выявлении ошибки инспектор в тот же день пишет служебную записку в отдел, который совершил ошибку. Срок исправления — 5 рабочих дней (п. 3.1.5 раздела 3 Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444). После этого налогоплательщику отправят отрывную часть служебной записки.


Второй вариант — ошибся налогоплательщик. В таком случае ИФНС известит вас об ошибке по специальной форме (приложение 2 Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444). Если ошибка была по вашей вине, ее нужно быстро устранить, например, подать уточненную налоговую декларацию.


После проверки и устранения нарушений ФНС отправит вам новый акт сверки (п. 3.1.6 и п. 3.1.7 раздела 3 Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444). Тут опять же может быть два сценария: “Согласовано с расхождениями” или “Согласовано без расхождений”. При наличии расхождений вам нужно подписать и заполнить раздел 2.


По закону на сверку есть 15 дней, но при необходимости срок продлевается, что чаще всего и происходит в случае разногласий.

В соответствии с Письмом ФНС от 16.04.2020 № АБ-4-19/6371@ сверка прекращается в следующих случаях:

  • акт подписан без разногласий;
  • налогоплательщик не вернул раздел 1 акта в течение 10 рабочих дней;
  • налогоплательщик не вернул раздел 2 акта в течение 15 рабочих дней.

Количество экземпляров акта сверки

Обычно составляют и подписывают два акта сверки. Один для налогоплательщика, второй — для налоговой.

Три экземпляра акта составляют, когда налогоплательщик переходит в другую инспекцию. Один экземпляр — компании, один — прошлой налоговой и один — новой.

Справка о состоянии расчетов с налоговой

У ФНС можно запросить справку о состоянии расчетов с бюджетом. В отличие от акта сверки, этот документ вам согласовывать не нужно. В справке указаны налоги, штрафы и пени по ним. Если вы видите значение со знаком “+”, значит у вас переплата, “-” — вы должны доплатить в бюджет.

Чаще всего такую справку просят банки и контрагенты, чтобы убедиться в платежеспособности компании.

Отказать в выдаче справки могут только в двух случаях:

  • налогоплательщик обратился не в свою инспекцию, указал неверные реквизиты, забыл приложить доверенность и допустил другие технические ошибки;
  • неисполнение обязательств по сдаче деклараций: без отчетности налоговая не может информировать вас о ваших платежах в бюджет.

Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нашей программе можно не только вести бухгалтерский и налоговый учет, но и запрашивать сверку с налоговой за пару кликов мышкой.

Дата публикации 16.08.2017

Акт сверки расчетов с ИФНС необходим для сопоставления данных по налоговым платежам (пеням, штрафам), которыми располагает налоговая инспекция с данными налогоплательщика. Такая сверка с налоговым органом позволяет выявить переплату или задолженность по платежам в бюджет.

Форма Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам утверждена Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@.

Инициатором сверки может быть как организация (ИП), так и налоговая инспекция (п. 1 ст. 21, п. 7 ст. 45 НК РФ).

Порядок запроса акта сверки и ответа от налогового органа регламентируется Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (утв. Приказом ФНС России от 13.06.2013 № ММВ-7-6/196@).

Акт сверки, который налогоплательщик запросил по ТКС подразумевает информационный характер. Если вы обнаружили расхождения, то для их оформления необходимо запросить акт сверки в бумажном виде.

Запрос акта сверки

Для запроса сверки (рис. 1):

  1. Откройте окно 1С-Отчетности.
  2. Перейдите в раздел "Сверки".
  3. Щелкните по кнопке "Запросить сверку".
  4. Выберите команду "Акт сверки расчетов".


При этом открывается форма "Запрос на сверку: Акт сверки расчетов" (рис. 2). Разберемся как правильно ее заполнить.


В поле "От кого" по умолчанию подставляется ваша организация.

Возле надписи "Формат ответа" есть гиперссылка "Текст в формате RTF (.rtf)" - это формат по умолчанию. Образец акта сверки в формате RTF см. на рисунке 16.

Если вы хотите запросить акт сверки в другом формате, то щелкните по этой гиперссылке. При этом появится окно выбора форматов (рис. 3), в котором можно установить необходимый флажок и нажать кнопку "Выбрать".


В поле "Кому" (рис. 2) выберите налоговый орган, у которого вы запрашиваете сверку. При этом появится форма выбора налогового органа (рис. 4).

Если у вашей организации указан только один налоговый орган, то он подставляется в форму запроса по умолчанию.


В поле "Взаиморасчеты по состоянию на" выберите дату, по состоянию на которую проводится сверка (рис. 5), а в поле "За год" укажите год - период сверки.

При этом необходимо обратить внимание на следующее:

  1. Год - всегда запрашивается с 1 января по дату, указанную в поле "Взаиморасчеты по состоянию на".
  2. Дата, указанная в поле "Взаиморасчеты по состоянию на", должна находиться в периоде года сверки.

  • Год - 2016, Взаиморасчеты по состоянию на - 31.12.2016;
  • Год - 2017, Взаиморасчеты по состоянию на - 01.02.2017.

  • Год - 2016, Взаиморасчеты по состоянию на - 01.02.2017.

В случае некорректного указания даты "Взаиморасчеты по состоянию на" ответ на запрос акта сверки будет содержать:

  • текущую дату (дату отправки) - если запрашивается сверка за текущий год;
  • 31 декабря - если сверка запрашивается за прошлый год (годы).


По умолчанию сверка запрашивается по всем налогам (рис. 6). Но в запросе акта сверки есть возможность сделать выборочную сверку по налогам (КБК).


Чтобы сформировать выборочную сверку по налогам (КБК) щелкните по гиперссылке "Всем налогам". При этом появляется форма, в которой можно выбрать необходимую опцию (рис. 7).


Если необходимо запросить сверку по одному налогу, выберите опцию "Один налог" и нажмите "Выбрать". При этом в форме запроса на сверку появится поле "Налог", в котором нужно выбрать налог для сверки (рис. 8).


При выборе налога в форме подбора "Налоги" в запрос акта сверки автоматически вставляются соответствующие КБК по налогу. Форма подбора с наименованиями налогов создана специально для удобства ввода КБК по налогам.

Если нужно свериться по нескольким налогам, выберите опцию "Несколько налогов или КБК" (см. на рис. 7) и нажмите кнопку "Выбрать". При этом в форме запроса сверки появится табличная часть (рис. 9).


Чтобы подобрать налоги с помощью окна подбора, нажмите кнопку "Подобрать" и выберите необходимые налоги из списка (рис. 10).


В списке подбора есть два переключателя "Только налоги" и "Налоги и КБК". По умолчанию установлен переключатель "Только налоги" (как показано на рис. 10). Если требуется просмотреть КБК налогов, нажмите переключатель "Налоги и КБК" (рис. 11).


Выберите все необходимые налоги с помощью формы подбора и их наименования появятся в табличной части формы запроса на сверку (рис. 12).

Кроме того, для каждого налога можно указать необходимые "ОКАТО или ОКТМО" в соответствующем поле. Данный реквизит заполняется по умолчанию из элемента справочника "Организации" и является обязательным для заполнения.


Если в форме подбора вы не нашли необходимый КБК, то можно ввести его вручную. Для этого нажмите кнопку "Добавить" и введите КБК вручную (рис. 13).



Ответ от налогового органа: Акт совместной сверки расчетов

Когда от налогового органа поступит ответ, то в столбце "Состояние" появится статус "Готово" (рис. 15).


По гиперссылке "Открыть" можно открыть Акт совместной сверки расчетов (примерный образец представлен на рис. 16).


Если в запросе на сверку были указаны КБК (налоги), по которым у налогоплательщика нет движений - ответ от налогового органа придет в виде Уведомления об отказе (примерный образец см. на рис. 17).


По гиперссылке "Готово" можно открыть форму "Этапы отправки" (рис. 18), в которой можно посмотреть все стадии прохождения документа.

ФНС России в целях актуализации и оптимизации процедуры проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам направляет для применения в работе Временный порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам.

Одновременно ФНС России сообщает о признании утратившим силу письма ФНС России от 16.04.2020 № АБ-4-19/6371@ "О направлении Временного порядка проведения совместной сверки расчетов".

Настоящее письмо довести до подведомственных налоговых органов и обеспечить его применение.

Временный порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам

1. Временный порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (далее - сверка расчетов, Временный порядок) устанавливает последовательность действий налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, налогового агента), состоящего на учете в налоговом органе, либо его представителя, полномочия которого подтверждены в соответствии со статьей 29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - налогоплательщик) и налогового органа при проведении сверки расчетов.

2. Сверка расчетов проводится налоговым органом в обязательном порядке в следующих случаях:

по инициативе налогоплательщика при представлении заявления о предоставлении акта сверки расчетов (далее - заявление);

в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

Представление акта сверки расчетов по ТКС осуществляется в соответствии с приказом ФНС России от 13.06.2013 № ММВ-7-6/196@ "Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи".

4. Полученные в бумажной форме заявления регистрируются в информационном ресурсе налогового органа не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления, должностным лицом структурного подразделения, ответственного за сверку расчетов.

5. Максимальный период проведения сверки расчетов составляет три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения сверки расчетов.

6. Должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, вправе отказать в приеме заявления в бумажной форме в следующих случаях:

при обращении налогоплательщика не по месту учета;

при отсутствии в заявлении наименования организации (ФИО индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем), ИНН (КПП организации), подписи руководителя организации (индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем);

в случае представления заявления представителем налогоплательщика без приложения документа, подтверждающего полномочия представителя (копии документа, заверенной в установленном порядке), в соответствии со статьей 29 Налогового кодекса Российской Федерации.

7. При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 6 настоящего Временного порядка, должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов по заявлению, представленному по почте или через МФЦ, в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления в налоговый орган, направляет налогоплательщику уведомление об отказе в приеме заявления с указанием причины отказа (приложение 1 к настоящему Порядку).

При личном обращении налогоплательщика, должностное лицо, ответственное за прием заявления, проверяет представленное заявление на наличие оснований для отказа, указанных в пункте 6 настоящего Временного порядка. При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 6 настоящего Временного порядка, должностное лицо структурного подразделения, ответственного за прием заявления, вправе не принять заявление, вернуть его налогоплательщику, проинформировав о причинах отказа в приеме, и предложить устранить выявленные причины.

8. В случае указания в заявлении даты окончания периода проведения сверки расчетов, превышающей дату представления заявления в налоговый орган, датой окончания периода проведения сверки расчетов считается дата представления заявления в налоговый орган.

9. В случае отсутствия в заявлении периода проведения сверки расчетов, сверка расчетов проводится за период с 1 января текущего года, по состоянию на дату регистрации заявления.

10. В случае отсутствия в заявлении указанного кода бюджетной классификации (далее - КБК), сверка расчетов проводится по всем КБК, по которым у налогоплательщика имеется обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов в налоговом органе, указанном в заявлении.

11. В случае отсутствия у налогоплательщика обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по всем указанным в запросе КБК за запрашиваемый период, формируется уведомление об отказе в проведении сверки расчетов по причине отсутствия обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (приложение 2 к настоящему Порядку).

12. При получении ответа налогоплательщика по разделу 1 акта сверки расчетов о согласовании с разногласиями должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, осуществляет сверку расчетов по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения разногласий. Для выявления и фиксирования разногласий оформляется раздел 2 акта сверки расчетов. Должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, при необходимости направляет служебную записку в заинтересованное структурное подразделение для устранения разногласий.

13. При получении акта сверки расчетов лично налогоплательщик проставляет на втором экземпляре этого акта сверки расчетов отметку в получении оригинала акта сверки расчетов и подпись, указывает свои фамилию и инициалы, дату получения. Также на акте сверки расчетов проставляется подпись должностного лица структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов.

14. При получении от налогоплательщика раздела 1 акта сверки расчетов с разногласиями после завершения процедуры сверки (позднее 10 рабочих дней после регистрации заявления) должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, рассматривает акт сверки расчетов с разногласиями и приложенные к нему документы (при наличии) с привлечением соответствующих структурных подразделений инспекции и направляет налогоплательщику ответ о результатах рассмотрения разногласий в течение 30 календарных дней с даты регистрации возвращенного акта сверки расчетов с разногласиями.

Проведение сверки расчетов по инициативе налогоплательщика на основании заявления, представленного на бумажном носителе

15. Должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, с помощью программного обеспечения налогового органа формирует акт сверки расчетов не позднее 5 рабочих дней с даты регистрации заявления. Сформированный акт сверки расчетов подписывается должностным лицом структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов.

16. Акт сверки расчетов может быть получен налогоплательщиком непосредственно при предъявлении должностному лицу структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, документа, удостоверяющего личность (подтверждающего полномочие уполномоченного представителя налогоплательщика на получение акта сверки расчетов).

В случае, если налогоплательщиком не предъявлен документ, удостоверяющий личность (подтверждающий полномочие уполномоченного представителя налогоплательщика на получение акта сверки расчетов), должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчётов, сообщает, что указанный акт сверки расчетов направляется по почте по имеющемуся у налогового органа адресу налогоплательщика.

17. В случае, если акт сверки расчетов направляется налогоплательщику по почте (через МФЦ), должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, передает акт сверки расчетов в структурное подразделение, ответственное за делопроизводство, для направления его налогоплательщику по почте (через МФЦ).

18. В случае, если налогоплательщик, указавший в письменном запросе о представлении акта сверки расчетов о его получении лично, не обратился за получением этого акта сверки расчетов в течение 5 рабочих дней со дня истечения установленного срока для его представления, должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, не позднее следующего рабочего дня передает акт сверки расчетов в структурное подразделение, ответственное за делопроизводство, для направления его налогоплательщику по почте.

19. Должностное лицо структурного подразделения, ответственного за делопроизводство, не позднее следующего рабочего дня за днем получения акта сверки расчетов направляет его налогоплательщику по почте заказным письмом.

Проведение сверки расчетов по инициативе налогоплательщика на основании заявления в электронной форме, представленного по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика

20. Передача акта сверки расчетов в электронной форме по ТКС осуществляется в соответствии с порядком направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утвержденным в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации.

Должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, после регистрации заявления формирует акт сверки расчетов с помощью программного обеспечения налогового органа не позднее трех рабочих дней с момента получения заявления, подписывает акт сверки расчетов усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа и направляет налогоплательщику в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Проведение сверки расчетов по инициативе налогового органа

21. В случае, если налогоплательщик взаимодействует с налоговым органом в электронной форме, должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, формирует акт сверки расчетов, подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет его налогоплательщику в электронной форме по ТКС.

22. В случае, если налогоплательщик не является участником электронного документооборота, должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, формирует и передает акт сверки расчетов в структурное подразделение, ответственное за делопроизводство, для направления по почте.

23. Должностное лицо структурного подразделения, ответственного за делопроизводство, не позднее следующего рабочего дня за днем получения акта сверки расчетов, направляет его налогоплательщику по почте заказным письмом.

Приложение 1
к Временному порядку проведения
сверки расчетов по налогам,
сборам, страховым взносам,
пеням, штрафам, процентам

(полное наименование организации,

ИНН/КПП; Ф.И.О. индивидуального

предпринимателя, ИНН; Ф.И.О.

физического лица, ИНН (при

наличии); адрес места нахождения

организации; адрес места жительства

об отказе в приеме заявления на проведение сверки расчетов с бюджетом

(наименование налогового органа)

уведомляет Вас об отказе в приеме заявления на проведение сверки

расчетов с бюджетом по заявлению №_________ от ____________ по причине:

(номер) (дата) (причина отказа)

Руководитель (заместитель руководителя)

(наименование налогового органа)

___________________ ____________ _______________

(классный чин) (подпись) (Ф.И.О.)

Приложение 2
к Временному порядку проведения
сверки расчетов по налогам,
сборам, страховым взносам,
пеням, штрафам, процентам

(полное наименование организации,

ИНН/КПП; Ф.И.О. индивидуального

предпринимателя, ИНН; Ф.И.О.

физического лица, ИНН (при

наличии); адрес места нахождения

организации; адрес места жительства

об отказе в проведении сверки расчетов с бюджетом

(наименование налогового органа)

уведомляет Вас об отказе в проведении сверки по заявлению

№_________ от ____________

"отсутствуют открытые налоговые обязательства по всем КБК, указанным в

Руководитель (заместитель руководителя)

(наименование налогового органа)

___________________ ____________ _______________

(классный чин) (подпись) (Ф.И.О.)

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Согласно п/п. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право «на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта». Кроме этого законодатель (в следующем абзаце) поручил ФНС России разработать и утвердить Порядок проведения сверки и форму Акта сверки.

Так как до настоящего времени регламент данной процедуры официально не введён в действие, есть возможность пофантазировать в стиле газетной рубрики «Если бы директором был Я».

Согласно буквальному значению процитированных правовых норм налоговый орган обязан организовать сличение своих учетных данных с данными налогоплательщика по его налоговым обязательствам и выдать налогоплательщику оформленный Акт совместной сверки расчетов.

Сверка данных в любой сфере организуется по принципу «от простого к сложному»: сначала сравнивают итоговое «сальдо»; если не сходится, стороны совместно проверяют исходные данные и устанавливают источник ошибки.

Исходя из закреплённых в НК РФ взаимных прав и обязанностей (в том числе «принуждение» сторон к конструктивному сотрудничеству), в Порядок сверки расчётов должен быть заложен примерно такой алгоритм.

  • Первый этап (подготовительный): перед началом сверки должен быть согласован «объект» — причём не только сам конкретных налог, но и все параметры исследуемого налогового обязательства применительно к п. 1 ст. 17 НК РФ (главное: сверяемый налоговый период). В противном случае стороны представят друг другу не сопоставимые данные.
  • Второй этап: Налоговый орган выдаёт налогоплательщику проект Акта сверки со своими учётными данными. Налогоплательщик сличает их со своими, в случае полной идентичности — подписывает Акт. И сверка на этом завершена.
    Если же есть расхождения, то процесс сверки продолжается.
  • Третий этап: Налогоплательщик предъявляет в налоговый орган первичные документы и расчёты, опровергающие (по его субъективному мнению) учётные данные налогового органа. Каждая сторона проверяет правильность своего учета; выявляются и исправляются ошибки в учетных регистрах — после чего стороны оформляют Акт сверки (в котором также полный «консенсус»).
    Если же и после этого стороны не смогли прийти к «единому знаменателю», то —
  • Четвертый этап: оформляется Акт сверки, в который каждая сторона вносит свой вариант сальдированных остатков за налоговый период.
    Исходя из специфики налоговых правоотношений (подотрасль административного права), именно налоговый орган уполномочен найти выход из такого «клинча»:

1) или налоговый орган по результату выездной налоговой проверки (правомерность инициации других мероприятий налогового контроля сомнительна; в тоже время проверяемые вопросы могут быть существенно сужены) устанавливает факты нарушений законодательства о налогах и сборов (в том числе неправильный учет) и, в конечном итоге по результату налоговой проверки (после вступления в силу соответствующего решения) обязывает налогоплательщика привести свои учетные данные к надлежащим показателям (налогоплательщик по ходу этой процедуры вправе обжаловать действия налогового органа в установленном порядке);

2) или налоговый орган по результату внутреннего служебного расследования устанавливает факты нарушений учета (а также виновного сотрудника) и исправляет допущенные ошибки.

К сожалению, реальное положение в комментируемой сфере отнюдь не радужное.

Поручение законодателя (абз. 2 п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) на текущий момент исполнено только частично:
Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ утверждена форма Акта сверки расчётов.

Так выглядит Раздел 2 (более менее "адекватная" часть)

Порядок же проведения совместной сверки расчётов существует пока только как Проект, размещённый в открытом доступе для обсуждения. Не утверждённый и, соответственно, «неофициальный».
При этом территориальные налоговые органы, хотя и негласно, строго руководствуются им при проведении сверки расчётов с налогоплательщиками.

Несправедливо не упомянуть об одном малозначительном (во всяком случае для предпринимателей и организаций) исключении.

Порядок проведения сверки в отношении имущественных налогов физических лиц утверждён Приказом ФНС России от 18.11.2016 N ММВ-7-12/629@.
Отметим, что сверка расчетов с физическими лицами по имущественным налогам весьма простая (с точки зрения технологии) процедура, так как налоговый орган, во-первых, имеет полную объективную информацию об объектах налогообложения (которая поступает из государственных информационных ресурсов в режиме реального времени), во-вторых, самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая об обязанности налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежей.

Если не углубляться в детали, то можно отметить три глобальных недостатка Проекта, делающие практически невозможной совместную сверку расчетов (особо интересующиеся могут лично ознакомиться с Проектом и досконально его исследовать).

Самое главное: полностью проигнорирована кардинальная объективная разница в учетной политике сторон .

Как было отмечено выше, для проведения совместной сверки расчетов по налогам стороны должны иметь в момент сверки сопоставимые данные.

Налогоплательщик во исполнение п. 1 ст. 45 НК РФ самостоятельно ведёт учет своих налоговых обязанностей (налоговые начисления) и их исполнение (платежи в бюджет). Поэтому в любой момент времени (даже ИП, ведущий свой налоговый учет буквально «на коленке») обладает полной информацией о состоянии своих налоговых обязательств (начисления и их исполнение). Соответственно его данные всегда актуальны. Это относится, кстати, и к текущему (не оконченному) налоговому периоду.

В учете налогового органа картина прямо противоположная.
Поступившие в бюджет платежи налогоплательщиков (во исполнение налоговых обязанностей) отражаются в интерактивных информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй — третий день после банковской операции налогоплательщика. Соответственно во «внутреннем» учёте налогового органа (далее — карточка «Расчеты с бюджетом», КРСБ) эти суммы постоянно формируют положительное сальдо в пользу налогоплательщика. А вот налоговая обязанность (начисленный налог) будет отражена в КРСБ и, соответственно, «обнулит» сальдо, только по окончании «декларационной кампании» — то есть спустя полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ отражается заведомо недостоверная (по объективной причине) информация. Усугубляя положение, налоговые органы полностью безосновательно квалифицируют такое положительное сальдо как «переплату».

Об этой проблеме известно ФНС России и Минфину России, однако положение вещей воспринимается как вполне нормальное. Например, Минфин России в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 констатирует:

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата .

Таким образом, налоговый орган сможет представить объективные данные по состоянию расчетов с налогоплательщиком, во-первых, только после окончания камеральной налоговой проверки полученной от этого налогоплательщика декларации. Во-вторых, только в отношении истекших (и уже проверенных) налоговых периодов. Однако комментируемый Проект данную специфику напрочь игнорирует.

Проектом вообще не предусмотрена сверка в разрезе налоговых периодов .

В Проекте прямо предписано налоговому органу представлять для сверки данные в разрезе календарных лет («налоговый период» по тексту ни разу не упоминается), и даже предусмотрена возможность провести сверку расчётов по состоянию на текущую дату.

Проектом как таковая «сверка» вообще не предусмотрена (в понимании квалифицированных специалистов).

Согласно Проекту сверка расчётов считается завершенной сразу же после того, как налоговый орган в срок 5 дней «отреагирует» на заявление налогоплательщика (о сверке) и выдаст налогоплательщику (направит по почте или по электронным каналам коммуникации) автоматически сформированный на основании данных КРСБ (заметим — заведомо недостоверных) Акт сверки. То есть, вообще проигнорирована элементарная логика нормальной процедуры взаимной сверки расчётов сторон.

Нельзя не отметить, что некоторые положительные «сигналы» от центрального аппарата ФНС России всё-таки «исходят»: проблема явно известна.

Во-первых, критикуемый Проект так и не утверждён до настоящего времени (хотя прошло уже более 2-х лет).

Во-вторых, ФНС России в ответе на запрос о порядке проведения взаимной сверки расчётов ( Письмо ФНС России от 25.12.2018 № ГД-03-19/10036 ) указало следующее:

Начисленные налоговые платежи (в том числе авансовые) с привязкой к конкретным датам, как и произведенные налогоплательщиком налоговые платежи с привязкой к конкретному налогового/отчетному периоду — отражаются в акте сверки .

Отметим, что в одном абзаце коротко и ёмко изложен оптимальный механизм сверки расчётов (сравнение данных, зарегистрированных в учётных регистрах сторон).

Однако далеко не факт, что такое прогрессивное «мнение» ФНС России подвигнет сотрудников территориальных налоговых органов «нарушить» общепринятый Порядок. Тем более, что в официально утверждённую форму Акта сверки такой алгоритм сличения данных никак не «втиснешь».

Законный «интерес» налогоплательщика заключается в проведении реальной сверки расчётов с налоговым органом в разрезе конкретного налогового периода с сопоставлением данных по всем начислениям и платежам. Сверка по такой методике позволяет выявлять не только сами несоответствия, но их источник. Коими, например, не редко являются неправомерные действия налоговых органов по «зачету переплат» в счёт «задавненных» (и невозможных к взысканию в рамках установленных НК РФ процедур) налоговых долгов.

К сожалению, действующая (по факту) в настоящее время процедура взаимной сверки расчётов «системно» нарушает закреплённое в НК РФ право налогоплательщиков на реализацию данной процедуры.

Пока методисты-правоведы ФНС России «думают», советую поступать примерно так (при проведении сверки расчётов).

В заявление указать конкретный налоговый период, по которому будет проводиться сверка расчётов. Здесь следует иметь ввиду, что форма Заявления — чисто «рекомендуемая». То есть налогоплательщик вправе подать заявление в «свободной» форме, или внести дополнительную информацию в предложенный к заполнению бланк.

При получении Акта с явно некорректными данными, письменно предложить провести детализированную сверку расчётов, приложив к возражениям свой расчет (с перечнем начислений и их оплаты) и платежные документы. Ссылаясь при этом на указанное выше письмо ФНС России (прикреплено к статье).

Справочная / Всё про налоги

Как расшифровать выписку по расчётам с налоговой

Для сверки с налоговой понадобятся два документа:

  • Справка о состоянии расчётов показывает только долг или переплату по налогам и взносам на конкретную дату. Но чтобы разобраться, откуда они появились, понадобится другой документ — выписка операций по расчётам с бюджетом.
  • Выписка операций по расчётам с бюджетом показывает историю платежей и начисленные налоги и взносы за выбранный период. По выписке вы поймёте, когда возникли долг или переплата, и выясните причину расхождений.

Вы можете заказать их через Эльбу — ходить в налоговую не нужно.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба рассчитает налог и подготовит отчётность для бизнеса на УСН и патенте. А ещё поможет cформировать счета, акты и накладные.

Справка о состоянии расчётов

По справке о состоянии расчётов вы проверите, есть ли вообще долг или переплата.


В первом столбце указано название налога, по которому вы сверяетесь. Информация о долгах и переплатах содержится в столбцах 4 — по налогу, 6 —по пеням, 8 — по штрафам:

  • 0 — никто никому не должен, можно вздохнуть спокойно.
  • Положительная сумма — у вас переплата.
  • Сумма с минусом — вы должны налоговой.

Почему в справке возникает переплата?

  1. Вы действительно переплатили и теперь можете вернуть эти деньги из налоговой или зачесть как будущие платежи.
  2. Вы заказали справку до подачи годового отчёта по УСН. В этот момент налоговая ещё не знает, сколько вы должны заплатить. Она поймёт это из декларации за год. До сдачи декларации ежеквартальные авансы по УСН числятся как переплата, а потом налоговая начисляет налог и переплата пропадает. Поэтому переплата в размере авансов по УСН в течение года — ещё не повод бежать в налоговую за возвратом денег.

Если вы увидели в справке непонятные долги или переплаты, понадобится выписка операций по расчётам с бюджетом, чтобы выяснить причину их возникновения.

Выписка операций по расчётам с бюджетом

В отличие от справки выписка показывает не ситуацию на конкретную дату, а историю ваших отношений с налоговой за период. Например, с начала года до сегодняшнего дня.


Как увеличивались или уменьшались долги/переплаты видно в 13 столбце. Положительное число — это переплата, отрицательное — задолженность.

В 13 столбце вы видите долг или переплату по конкретному платежу — только налогу, пене или штрафу. В 14 — общий итог по всем платежам. Ориентироваться лучше именно на 13.

Теперь разберёмся, как эти переплаты и долги формируются.


Данные в 10 столбце идут вам «в минус» — это начисления налоговой. А в 11 наоборот «в плюс» — это ваши оплаты. Строчка за строчкой они формируют итоговую сумму в 13 столбце.

! Если у вас есть долг, первым делом, проверьте, все ли ваши платежи содержатся в выписке. Обнаружили, что платежей не хватает, хотя всё платили вовремя, — берите платёжки об уплате налога и несите в налоговую, чтобы разобраться.

Пример выписки по налогу УСН


Это выписка по налогу УСН. На начало года у предпринимателя была переплата, потом:

  • В апреле он платит 6 996₽, итого переплата — 71 805₽.
  • 3 мая подаёт декларацию и в выписке появляются начисления, которые уменьшают переплату: 71 805 – 4 017 – 28 062 – 8 190 = 31 536₽.
  • Появляется операция с описанием «уменьшено по декларации». Это значит, что основные расходы предприниматель понёс в конце года, поэтому в течение года ему начислили слишком много налога. Теперь его нужно уменьшить, поэтому в выписке появляется «обратное» начисление на 10 995₽. Тот нечастый случай, когда декларация не добавляет обязательств, а наоборот.
  • В июле он платит авансовый платёж за полугодие 2018 года и переплата на момент запроса выписки у него — 52 603₽.

Пример выписки по страховым взносам за сотрудников


Это выписка по страховым взносам за сотрудников на обязательное пенсионное страхование. На начало года у предпринимателя переплата на 3 497,14 ₽. Это взносы, которые он заплатил в 2017 году с зарплаты октября и ноября. Сумма стоит и в 11, и в 13 колонках. Потом:

  • 9 января он платит 1 697,15 ₽ с декабрьской зарплаты, переплата увеличивается до 5 194,29 ₽ (3 497,14 + 1 697,15). Эту цифру мы видим в 13 столбце.
  • 10 января он подаёт расчёт по страховым взносам (РСВ) и в выписке появляются начисления, которые уменьшают переплату до нуля: 5 194, 29 — 1 800 — 1 697,14 — 1 697,15 = 0. В 13 столбце вы тоже увидите ноль.
  • Предприниматель заплатил за 4 квартал 2017 года ровно столько, сколько отразил в декларации. На 15 января у него нет ни долгов, ни переплат. В идеале так и должно быть.

Читайте также: