Резервный фонд ооо создание и налогообложение

Опубликовано: 16.05.2024

Любая финансовая деятельность сопровождается возможностью потери денежных средств, причем 100% страховки от подобных рисков не существует. Учитывая этот факт, каждая банковская организация должна иметь определенный резервный фонд, и данный аспект отражен в законодательстве РФ. Какой должна быть сумма резерва для российского коммерческого банка? Каким образом происходит расчет резервной величины? Попробуем разобраться с этими и другими вопросами.

Что значит резервы банков?

Резерв, в общепринятом смысле, это запас финансовых средств, материалов, продуктов и так далее, на какой-то конкретный случай. У банков также есть свои финансовые запасы – резервы.

Что они обеспечивают? Надежность конкретной финансовой структуры. Причем создается не один резерв, а несколько, ведь убытки также могут быть разного рода . В каком порядке формировать тот или иной запас финансов и как его использовать, прописано в законодательной базе РФ. Минимальный размер каждого резерва определяет Центральный Банк России.

Основные виды резервов коммерческих банков

Все резервы имеют одно предназначение – покрывать потери банковской организации. Их используют при возникновении острой необходимости. Для каждого вида финансовых потерь предусмотрен свой фонд.

В коммерческих кредитных структурах основными видами «запасов» являются:

  • Обязательные резервные фонды

Они представляют собой инструмент, регулирующий ликвидность всей кредитной структуры страны. Такой инструмент использует Банк России. Это своеобразный контроль над финансами, сосредоточенными в банках коммерческого типа. Какую роль он играет? Ограничивает кредитную способность банков, а кроме того, денежная масса, находящаяся в обращении, поддерживается на определенном уровне.

Хранятся подобные резервы в Центробанке и служат гарантией, обеспечивающей клиентам банка спокойствие. Они могут быть уверены, что банковская организация выполнит все обязательства в любом случае.

Резервный фонд

По факту фонд обязательного вида не затрагивает интересы конкретной банковской структуры. Такой механизм нужен государству для проведения финансово-кредитных мероприятий с высоколиквидными активами. Например, в банке происходит отток денег, тогда используются резервные финансы, относящиеся к обязательному виду.

  • Банковский резерв

Это собственный капитал конкретной банковской организации, точнее его часть, образующаяся за счет ежегодных отчислений определенного процента от полученной прибыли. Если организация не получила прибыль за год, то ей просто не из чего пополнять фонд. Возникает вопрос о функциональном назначении подобного резервного фонда. Он состоит в покрытии убытков, возникающих в процессе деятельности банка, а также для увеличения уставного фонда. Норму отчислений устанавливают акционеры.

  • Банковский резерв, предусматривающий возможность невозвращения кредитов

Банки, выдающие кредиты, всегда рискуют не получить обратно свои средства в полном объеме. Формируя данный резерв, организация исключает возможные колебания цифр, отражающих величину прибыли – потери от невозвращенных ссуд списываются, что воздействует на размер величины капитала.

Как формируются обязательные резервы или требования коммерческих банков?

Резервы банков из категории обязательных хранятся в Центробанке. Это вклады или ценные бумаги, обеспечивающие выполнение банковских обязательств перед вкладчиками в виде возврата депозитов либо проведение расчетов с иными банковскими структурами. Обязательным резервам присущи нормы, выраженные в процентах по отношению к различным активам и пассивам банка.

Что может повлиять на норму:

  • Период срока деятельности – как долго банк работает.
  • Размер актива или пассива банковской организации.
  • Размер и вид привлеченных депозитов.
  • Особенности региона, где осуществляется банковская деятельность.

Обязательные резервы формируются за счет денежных перечислений в национальной валюте РФ . Банк открывает корреспондентский счет в ЦБ РФ и на него ежемесячно переводит средства для резервного фонда.

Обязательные резервы

Резервные требования выполняются банком с того момента, как он получил лицензию на ведение банковской деятельности. Более того, выполнение требований является необходимым условием для осуществления кредитной организацией любых операций.

Формирование резервного фонда коммерческого банка – расчет и норма

Если существует возможность потерь, значит нужно оценить уровень риска. Для этого используется профессиональное суждение, а также применяется специальная классификация уровня риска.

Она насчитывает пять категорий качества финансового состояния контрагента:

  1. Если отсутствует реальная или потенциальная угроза невыполнения контрагентом обязательств, расчетный резерв составит 0% (в качестве базы берется расчетная база элемента).
  2. При существовании угрозы потерь умеренно-потенциального типа – 1-20%.
  3. Если потенциальна угроза потерь имеет серьезную аргументациюлибо в действительности присутствует умеренная аргументация для потерь (у контрагента ухудшилось финансовое положение) – 21-50%.
  4. Одновременное присутствие как потенциальных, так и умеренно-реальных рисков – 51-100%.
  5. Есть все факты, указывающие на потерю стоимости конкретного элемента, то есть контрагент не выполнит обязательства по договору – 100%.

При этом созданный резерв, вернее его общий показатель, по факту должен находиться в соответствии с показателем предполагаемых убытков.

Резервы коммерческих банков на возможные потери по ссудам

В формировании фонда участвуют отчисления, которые относят к банковским расходам. Такой метод применяется к каждому выданному кредиту. Используется резерв лишь в одном случае, чтобы покрыть основную кредитную задолженность клиента . Списать потери можно только при отсутствии какой-либо возможности взыскать ссуду.

Задолженность по кредиту (ссуде), признанная безнадежной, подлежит списанию с баланса банка. Если резервных средств в данном фонде недостаточно, сумма проводится, как убытки банка за отчетный год. Таким образом, уменьшается налогооблагаемая база. В формировании этого резерва не принимают участие ценные банковские ресурсы.

Другие резервы коммерческих банков

Финансово-кредитные организации владеют ценными бумагами. Данному финансовому инструменту также присуще обесценивание. Вот почему ежемесячно делается их переоценка – проверяется стоимость каждой бумаги на рынке. Иными словами, выясняется средняя стоимость каждого вида ценных бумаг на бирже за отчетный месяц.

Если цена на рынке будет меньше той, что указана в балансе, кредитная организация или банк в обязательном порядке создает резерв, предусматривающий обесценивание подобных вложений. Размер резерва равен тому размеру, на который снизилась стоимость бумаги по отношению к цене, отраженной в балансе, но не выше 50% (за основу берется цифра, указанная в балансе).

Ценные бумаги банков

К другим банковские запасам можно отнести отдельную группу резервных фондов банка, в которой предусмотрены другие виды возможных убытков.

В нее входят:

  • Резервный ресурс, защищающий активы, находящиеся на балансе.
  • Резервный фонд, защищающий срочные сделки и резервы от прочих потерь.

1. Общие положения.

Резервный фонд , (далее ФОНД) создан (Протокол ОСС 1 от 15.05.2015)

В связи с тем, что при образовании Фонда, на Общем собрании не были определены источники формирования Фонда и управление ими, средства в Фонд не направлялись.

В соответствии с п.п 1п.1 ст 8 ГК РФ основанием для образования и действия Резервного фонда является решение общего собрания. В соответствии с определением КС РФ от 26.01. 2017 г № 163 наличие и платежи в резервный фонд законны и обязательны. , тк он работает в интересах всех собственников МКД.

Данное Положение направлено на определение порядка взносов, использования и расходования накопленных средств, правила управления Фондом, контроля за расходами и отчетность .

Настоящее Положение разработано в соответствии с ЖК РФ, нормативно-правовыми актами Правительства Москвы . Действует в интересах собственников и направлено на обеспечение благоприятных условий проживания в МКД ЖСК «Гиредемет-3»

Общее собрание принимает решение о полномочиях Правления ЖСК «Гиредмет-3» в определении целей расходования средств в зависимости от сложившейся ситуации в части взаиморасчетов с ресурсниками и ситуаций, которые невозможно предусмотреть заранее . При необходимости рассматривает и утверждает Дополнительное соглашение к Положению по представлению Правления ЖСК.

Резервный фонд многолетний и непрерывный. Не является юридическим лицом. Средства Фонда являются собственностью ЖСК «Гиредмет-3», аккумулируются на основном расчетном счете ЖСК «Гиредмет-3», являются целевыми и не подлежат налогообложению.

2 Цель создания Резервного фонда.

Целью создания Резервного фонда является обеспечение стабильности в финансово-хозяйственной деятельности ЖСК с помощью формирования финансовых резервов для покрытия внеплановых расходов на содержание дома.

3. Источники формирования Резервного фонда.

Средства Фонда формируются за счет следующих источников:

3.1 Разовых взносов при вступлении в члены кооператива ЖСК «Гиредемет-3»

3.2 Пеней за просрочку коммунальных платежей и просрочку взносов на спецсчет капитального ремонта МКД.

3.3 Дополнительных взносов по решению общего собрания собственников дома в размере 2руб/м2 квартиры , но не более 100 руб, а также средствами от положительной разницы в конце календарного года между начислением собственникам и фактически потребленными коммунальными услугами .

3.4 Фонд пополняется в соответствии с решениями общего собрания членов ЖСК, собственниками жилых помещений.

3.5 Фонд управляется Правлением ЖСК по решению общего собрания членов ЖСК, собственниками жилых помещений.

3.6 Расходы из Фонда контролируются общим собранием по представлению отчета Правления ЖСК и ревизионной комиссии в части финансово-хозяйственной деятельности Правления ЖСК за каждый отчетный период.

4. Целевое расходование средств Резервного фонда

Средства Фонда могут расходоваться, как на конкретные цели , так и по направлениям сметы (финансового плана или по незапланированным расходам)) ЖСК , практически не обеспеченным платежами собственников помещений.

4.1 Устранение аварийных ситуаций и их последствий

4.2 Финансирование мероприятий по безопасности проживания

4.3 Повышение энергоэффективности дома и проведение необходимых экспертиз для этой цели.

4.4 Страхование общего имущества дома

4.5 Реконструкцию щитовой комнаты для определения временного рабочего места для Правления для приема населения в том числе.

4.6 Покрытие иных непредвиденных или не обеспеченных финансами расходов по управлению, содержанию или текущему ремонту общего имущества дома с целью улучшения технического состояния общего имущества дома.

4.7 Финансирование других работ и услуг.( благоустройство придомовой территории..)

5. Порядок управления Резервным фондом.

5.1 Управление Фондом осуществляет Правление ЖСК во главе с председателем правления, на которых возлагается ответственность за целевое расходование средств и их перечисление.

5.2 Порядок сбора и расходов средств утверждается общим собранием по представлению председателя.

5.3 Учет собранных средств и их движение , оформление финансирования расходов средств Фонда осуществляется главным бухгалтером.

5.4 Средства Фонда аккумулируются на едином основном расчетном счете ЖСК «Гиредемет-3» (субсчет резервного счета, отражен в учетной политике финансовой деятельности Правления ЖСК,) и осуществляются по безналичному расчету. Налогообложению не подлежат.

5.5 Свободные остатки средств в Фонде переносятся на следующий отчетный период и изъятию не подлежат.

6. Отчетность и контроль за средствами Резервного фонда

6.1 Отчетный период по Фонду устанавливается с 01 января по 31 декабря отчетного календарного года.

6.2 Правление рассматривает годовой отчет по затратам на работы , произведенными за счет средств Фонда, и поступлениям в Фонда за отчетный период не позднее 30 марта года, следующего за отчетным.

6.3 Отчет по состоянию Фонда и отчет по финансово-хозяйственной деятельности ЖСК правление представляет общему собранию одновременно в срок не позднее 30 марта года, следующего за отчетным.

6.4 Годовой отчет состоит из:

- отчета правления по работам , проведенным в счет резервногофонда;

- отчета главного бухгалтера по поступлениям и затратам по Фонду,

- заключение ревизора по результатам проверки бухгалтерского учета о состоянии средств в Фонде.

6.5 Утверждается на отчетном собрании собственников жилых помещений , членов ЖСК .

Москва, 2020 г. Март, 28

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. [1]

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. [2]

1) путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путем размещения средств Фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Резервного фонда в соответствии с первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации, следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда. В целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации [4]

Предельные доли, установленные Правительством Российской Федерации [5]

Нормативные доли, утвержденные Минфином России [6]

долговые обязательства иностранных государств

долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков

долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами

депозиты в иностранных банках и кредитных организациях

Правительство Российской Федерации установило следующие требования к указанным финансовым активам: [7]

1. средства Резервного фонда могут размещаться в долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков следующих стран [8] :

  • Австрия;
  • Бельгия;
  • Великобритания;
  • Германия;
  • Дания;
  • Канада;
  • Люксембург;
  • Нидерланды;
  • США;
  • Финляндия;
  • Франция;
  • Швеция.

2. долговые обязательства должны соответствовать следующим требованиям:

- сроки погашения выпусков долговых обязательств являются фиксированными, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

- нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

- ставка купонного дохода, выплачиваемого по купонным долговым обязательствам, а также номиналы долговых обязательств являются фиксированными;

- номинал долговых обязательств выражается в долларах США, евро и фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала;

- объем выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро - для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов - для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;

- выпуски долговых обязательств не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.

3. к международным финансовым организациям , в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда, относятся:

- Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ABD);

- Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ);

- Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD);

- Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB);

- Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB);

- Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC);

- Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD);

- Международный валютный фонд (International Monetary Fund, IMF);

- Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB).

К долговым обязательствам МВФ относятся денежные средства в специальных правах заимствования (СДР), учитываемые им в связи с формированием и корректировкой резервной позиции Российской федерации. Совокупная сумма денежных средств, перечисленных в рамках указанных операций, не должна быть меньше суммы, предусмотренной МВФ в качестве минимальной для начисления процентов за пользование этими средствами. Требования, указанные в п. 2, на долговые обязательства МВФ не распространяются. [9]

Законодательством Российской Федерации и соглашением между Минфином России и Банком России предусмотрено, что функции Минфина России по формированию резервной позиции Российской Федерации в МВФ переданы Банку России. [10]

4. при размещении средств Резервного фонда на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях должны выполняться следующие требования:

- нормативы минимального и максимального сроков размещения средств Резервного фонда на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

- суммарный объем средств Резервного фонда, размещенных на депозитах в одном иностранном банке или кредитной организации, не должен превышать 25 % общего объема средств Резервного фонда, размещенных на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях.

5. Министерство финансов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к долговым обязательствам и депозитам в иностранных банках и кредитных организациях в пределах требований, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с предоставленными Правительством Российской Федерации полномочиями Министерство финансов Российской Федерации утвердило:

1. нормативную валютную структуру средств Резервного фонда в следующем составе [11]

фунт стерлингов - 10 %.

2. текущие сроки до погашения выпусков долговых обязательств иностранных государств, долговых обязательств, разрешенных для размещения средств Резервного фонда: [12]

- для долговых обязательств, номинированных в долларах США и евро:

минимальный срок до погашения - 3 месяца

максимальный срок до погашения - 3 года

- для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов:

минимальный срок до погашения - 3 месяца

максимальный срок до погашения - 5 лет.

Сроки, указанные выше, действуют на момент приобретения за счет средств Резервного фонда долговых обязательств либо на момент формирования из долговых обязательств индексов, используемых для расчета сумм процентов, начисляемых на остатки денежных средств на счетах по учету средств Резервного фонда в разрешенных иностранных валютах, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

3. перечень иностранных государственных агентств , в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда (по согласованию с Центральным банком Российской Федерации): [13]

- Австрийский экспортно-импортный банк (Oesterreichische Kontrollbank Aktiengesellschaft, OKB);

- Агентство государственного кредитования, Испания (Instituto de Credito Oficial, ICO);

- Агентство финансирования автомагистралей и автострад, Австрия (Autobahnen- und Schnellstrassen- Finanzierungs- Aktiengesellschaft, ASFINAG);

- Группа банков реконструкции и развития, Германия (Kreditanstalt fur Wiederaufbau Bankengruppe);

- Канадское агентство развития экспорта (Export Development Canada, EDC);

- Коммунальный банк Нидерландов (Bank Nederlandse Gemeenten, BNG);

- Общество среднесрочного финансирования сети железных дорог, Великобритания (Network Rail MTN Finance CLG (Plc));

- Сельскохозяйственный рентный банк, Германия (Landwirtschaftliche Rentenbank);

- Федеральная корпорация по ипотечному кредитованию жилищного строительства, США (Federal Home Loan Mortgage Corporation, Freddie Mac);

- Федеральная национальная ипотечная ассоциация, США (Federal National Mortgage Assosiation, Fannie Mae);

- Федеральные банки кредитования жилищного строительства, США (Federal Home Loan Banks, FHLBanks);

- Федеральные банки фермерского кредита, США (Federal Farm Credit Banks, FFCB);

- Фонд муниципального кредитования, Франция (Dexia Group);

- Фонд обслуживания долгов системы социального обеспечения, Франция (Caisse d’Amortissement de la Dette Sociale, CADES);

- Французский фонд ипотечного кредитования (Credit Foncier de France, CFF);

4. максимальный номинальный объем приобретенных долговых обязательств одного выпуска: [14]

для долговых обязательств иностранных государств - 25 % номинального объема выпуска;

для долговых обязательств иностранных государственных агентств, центральных банков и международных финансовых организаций - 10 % номинального объема выпуска.

[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 2.

[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 1.

[3] Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда», п.1.

[4] Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 3.

[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда», п. 2.

[6] Приказ Минфина России от 16 января 2008 г. № 3 (в редакции приказа Минфина России от 1 июня 2011 г. № 204).

[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда».

[8] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда, приказ Минфина России от 26 октября 2010 г. № 507.

[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2008 г. № 805.

[10] Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. № 291-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[11] Приказ Минфина России от 16 января 2008 г. № 4.

[12] Приказ Минфина России от 17 января 2008 г. № 12.

[13] Приказ Минфина России от 16 января 2008 г. № 5.

[14] Приказ Минфина России от 17 апреля 2013 г. № 111.

Резервный капитал формируется организацией путем образования резервов в соответствии с законодательством и учредительными документами (п. 69 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, п. 20 ПБУ 4/99).

Составляющие резервного капитала

Составляющими резервного капитала в организации в зависимости от ее организационно-правовой формы могут быть:

  • резервный фонд;
  • специальный фонд акционирования сотрудников (п. 2 ст. 35 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ);
  • специальные фонды для выплаты дивидендов по привилегированным акциям (п. 2 ст. 42 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ) и т. д.

Создание резервного фонда

На практике в организациях основную часть резервного капитала составляет резервный фонд. Резервный фонд может создаваться как в обязательном, так и в добровольном порядке.

Обязательный порядок создания фонда устанавливается законом, регулирующим деятельность организации той или иной организационно-правовой формы. При этом, как правило, законом определяется также общий порядок формирования и использования фонда: минимальный размер фонда и отчислений в него, источники, за счет которых фонд создается, цели, на которые он расходуется. Конкретные правила (не противоречащие требованиям законодательства) организация должна установить в учредительных документах (уставе) организации.

Создавать резервный фонд обязаны, в частности, акционерные общества. Делать это они могут только за счет чистой прибыли организации. Это следует из пункта 1 статьи 35 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.

Добровольный порядок предполагает право организации создавать или не создавать резервный фонд. При этом порядок его формирования организация устанавливает самостоятельно в учредительных документах (уставе) организации.

В добровольном порядке резервный фонд формируют, например, ООО (п. 1 ст. 30 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Подробнее о порядке формирования резервного фонда в организациях различных организационно-правовых форм см. таблицу .

Если в законе, регулирующем деятельность организации, не упоминается о возможности создания резервного фонда ни в обязательном, ни в добровольном порядке, это не лишает организацию права закрепить соответствующее положение в ее учредительных документах.

Источниками формирования резервного фонда могут быть:

  • отчисления из чистой прибыли организации;
  • взносы членов (пайщиков) и т. д.

Пополняйте резервный фонд до момента, когда фонд будет сформирован полностью (т. е. в размере, установленном в учредительных документах организации). После этого отчисления (вклады, взносы и т. д.) в резервный фонд могут временно не производиться.

При расходовании средств резервного фонда его размер становится меньше установленной величины. В этом случае возобновите пополнение резервного фонда до тех пор, пока его размер не будет соответствовать требованиям закона и (или) учредительных документов.

Ситуация: можно ли изменить размер резервного фонда, первоначально зафиксированный в уставе организации?

Порядок формирования (в т. ч. размер) резервного фонда утверждается компетентным органом организации и закрепляется в ее учредительных документах (уставе) (см., например, п. 1 ст. 35 и п. 3 ст. 11 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, п. 1 ст. 30 и п. 2 ст. 12 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Например, в акционерном обществе такими полномочиями обладает общее собрание акционеров. В ООО – общее собрание участников.

Поэтому, чтобы изменить размер резервного фонда, первоначально зафиксированный в уставе, такой компетентный орган должен принять решение о его увеличении (уменьшении) и на основании этого решения внести соответствующие изменения в учредительные документы (см., например, п. 1 ст. 12 и подп. 1 п. 1 ст. 48 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, п. 4 ст. 12, подп. 2 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Однако при этом нужно учитывать, что в организациях, формирующих фонд в обязательном порядке, как правило, законодательно установлен минимальный размер резервного фонда. Например, в акционерных обществах резервный фонд не может быть менее 5 процентов от размера уставного капитала (п. 1 ст. 35 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

В бухучете формирование резервного фонда отражайте по кредиту счета 82 «Резервный капитал». Корреспондирующий счет, а также документы, на основании которых делается бухгалтерская запись, зависят от источника формирования фонда.

В бухгалтерской отчетности информацию о резервном фонде отразите:

  • в Бухгалтерском балансе. Подробнее об этом см. таблицу;
  • в Отчете об изменениях капитала. Подробнее об этом см. таблицу.

Это следует из пунктов 5, 20, 30 ПБУ 4/99.

Формирование резервного фонда за счет чистой прибыли

Если резервный фонд формируется за счет чистой прибыли организации (например, такой источник формирования фонда обязателен для акционерных обществ), то его создание (пополнение) отразите в бухучете проводкой:

Дебет 84 Кредит 82

– произведены отчисления в резервный фонд за счет нераспределенной прибыли.

Это следует из Инструкции к плану счетов (счета 82, 84).

Проводку делайте на основании бухгалтерской справки, в которой приведите расчет отчислений в резервный фонд (ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Дополнительного решения общего собрания участников (акционеров) организации о направлении чистой прибыли в резервный фонд не требуется. Так как если организация создает его (в силу закона или в добровольном порядке), то обязанность и порядок формирования фонда закрепляются учредительными документами (уставом) организации. Поэтому регулярно подтверждать ранее принятое решение собственники не обязаны. Такой вывод следует, например, из пункта 1 статьи 35 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (для акционерных обществ), пункта 1 статьи 30 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (для ООО).

Поскольку дополнительного решения общего собрания участников (акционеров) о направлении чистой прибыли в резервный фонд не требуется, бухгалтерские записи делайте в том году, в котором прибыль была получена.

Пример отражения в бухучете акционерного общества ежегодных отчислений в резервный фонд за счет чистой прибыли организации

Уставный капитал ЗАО «Альфа» составляет 100 000 руб. В соответствии с уставом общества резервный фонд должен составлять 10 процентов от уставного капитала, то есть 10 000 руб. (100 000 руб. × 10%). Ежегодные отчисления на формирование резервного фонда – 6 процентов от чистой прибыли. По состоянию на 1 января размер резервного фонда – 8000 руб.

В текущем году чистая прибыль «Альфы» составила 50 000 руб. Таким образом, сумма ежегодных отчислений в резервный фонд в текущем году должна составить 3000 руб. (50 000 руб. × 6%). Однако, поскольку до достижения величины резервного фонда, предусмотренной уставом общества, не достает только 2000 руб. (10 000 руб. – 8000 руб.), отчисления в резервный фонд составят именно эту величину (2000 руб.).

Расчет отчислений в резервный фонд бухгалтер отразил в бухгалтерской справке.

В декабре в учете «Альфы» бухгалтер сделал запись:

Дебет 84 Кредит 82
– 2000 руб. – произведены отчисления в резервный фонд в размере, необходимом для завершения его формирования.

Независимо от выбранной системы налогообложения формирование резервного фонда за счет чистой прибыли организации на расчет налогов не влияет. Так как при этом не образуется расходов, которые можно учесть при налогообложении (см., например, ст. 252 НК РФ, определение ВАС РФ от 12 августа 2008 г. № 9690/08, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 7 апреля 2008 г. № Ф04-2259/2008(3199-А27-15)).

Формирование резервного фонда за счет взносов

Большинство некоммерческих организаций (в т. ч. кредитные, сельскохозяйственные, потребительские и жилищные накопительные кооперативы) обязаны создавать резервный фонд, в том числе за счет взносов их членов (пайщиков) (п. 16 ч. 3 ст. 1, п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ, п. 6–7 ст. 34 Закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ, ч. 1 ст. 53 Закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ).

Полученные взносы членов (пайщиков) изначально признаются целевыми и учитываются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование». Для контроля за задолженностью членов (пайщиков) можно использовать счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В бухучете сделайте такие проводки:

Дебет 76 Кредит 86

– отражена задолженность членов (пайщиков) по внесению взносов в резервный фонд;

Дебет 55 (50, 51) Кредит 76

– поступили взносы членов (пайщиков) в резервный фонд;

Дебет 86 Кредит 82

– направлены взносы членов (пайщиков) в резервный фонд.

Это следует из Инструкции к плану счетов (счета 82 и 86).

Проводки делайте на основании документов, подтверждающих задолженность членов (пайщиков) по взносам в резервный фонд, и документов, подтверждающих перечисление данных взносов (ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Если организация применяет общую систему налогообложения (упрощенку), то полученные членские (паевые) взносы в состав налогооблагаемых доходов не включайте. Такие суммы признаются целевыми поступлениями на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности и при расчете налога на прибыль (единого налога) не учитываются. Это следует из подпункта 1 пункта 2 статьи 251 и подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.

1. В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.

2. В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов.

3. Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.

4. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

5. Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, используются по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

6. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

7. Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации прилагается к годовому отчету об исполнении федерального бюджета, отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций прилагается к годовому отчету об исполнении соответствующего бюджета.

Комментарий к статье 81 БК РФ

1 - 3. Комментируемая статья регламентирует порядок создания и использования резервных фондов исполнительных ОГВ - Правительства РФ, исполнительных ОГВ субъектов РФ и местных администраций. Резервному фонду Президента РФ посвящена ст. 82 Кодекса. Создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов в силу прямого указания в п. 2 комментируемой статьи запрещено.

Создание резервных фондов исполнительных ОГВ, местных администраций предусматривается в расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов ГВБФ) соответственно уровню власти. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи устанавливаемый размер резервных фондов не может превышать 3% утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.

Следует отметить, что Законом о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. в рамках утвержденного распределения бюджетных ассигнований на 2008 г. по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета (приложение 10) и утвержденной ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2008 г. (приложение 28) предусмотрено создание резервных фондов Правительства РФ в размере 4812,0 млн. руб. (1000,0 млн. руб. - непосредственно резервный фонд Правительства РФ и 3312,0 млн. руб. - резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий), что составляет 0,066% общего объема расходов федерального бюджета на 2008 г. На 2009 и 2010 гг. запланировано (приложения 12 и 31 к Закону о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг.) создание резервных фондов Правительства РФ в размерах 4833,84 и 4855,54 млн. руб. соответственно (в том числе 1000,0 млн. руб. - непосредственно резервный фонд Правительства РФ ежегодно, 3333,84 и 3355,54 млн. руб. - резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий).

4. Создание резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций предусмотрено в ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" . Там же установлено, что указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также ОМСУ. Создание и использование резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предусмотрено в п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 .

5 - 6. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 838 утверждено Положение о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации , согласно п. 1 которого резервный фонд Правительства РФ создается для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, не предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В соответствии с п. 3 названного Положения средства резервного фонда Правительства РФ расходуются на финансирование:

государственной поддержки общественных организаций и объединений;

проведения юбилейных мероприятий общегосударственного значения;

изготовления государственных наград, юбилейных медалей;

проведения встреч, симпозиумов, выставок и семинаров на высшем уровне по проблемам общегосударственного значения;

выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед государством;

издания сборников нормативных актов и законодательства РФ;

проведения ремонтных и восстановительных работ по заявкам ОГВ РФ;

других мероприятий, проводимых по решениям Президента РФ и Правительства РФ.

Решения Правительства РФ о выделении средств из резервного фонда Правительства РФ принимаются в тех случаях, когда средств, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих эти мероприятия, недостаточно.

Бюджетные ассигнования резервного фонда высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ, предусмотренные в составе бюджета субъекта РФ, используются по решению данного органа. Он же устанавливает и порядок использования бюджетных ассигнований такого резервного фонда.

Использование бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе местного бюджета, осуществляется по решению местной администрации. Она же устанавливает и порядок использования бюджетных ассигнований такого резервного фонда.

7. В пункте 7 комментируемой статьи установлено, что отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов исполнительных ОГВ (местных администраций) должен прилагаться как к ежеквартальному, так и к годовому отчетам об исполнении соответствующего бюджета (об отчетах об исполнении бюджета см. комментарий к ст. 264.2 Кодекса). Представление одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу отчетов об использовании ассигнований резервных фондов предусмотрено в подп. 6 п. 2 ст. 264.10 Кодекса.

Другой комментарий к статье 81 Бюджетного Кодекса РФ

Под резервным фондом бюджета следует понимать совокупность бюджетных средств, предназначенных для покрытия государственных (муниципальных) нужд, носящих случайный характер. При составлении, рассмотрении и утверждении соответствующего бюджета нельзя предвидеть, возникнут соответствующие потребности или нет, с другой стороны, допускается возможность их наступления. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Резервные фонды, за исключением соответствующих фондов законодательных (представительных) органов и их депутатов, могут предусматриваться расходной частью бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (кроме внебюджетных фондов). Запрет на создание законодательными (представительными) органами своих резервных фондов был закреплен также в п. 2 ст. 153 Кодекса.

Пункт 3 ст. 81 БК РФ устанавливает максимальный размер резервных фондов в федеральном бюджете, который не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета. Размеры же резервных фондов в бюджетах субъектов РФ и в местных бюджетах устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления при утверждении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на очередной финансовый год.

Порядок расходования средств резервных фондов, предусмотренных расходной частью федерального бюджета, устанавливается постановлениями Правительства РФ, резервных фондов, предусмотренных бюджетами субъектов РФ, - нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ, а резервных фондов, предусмотренных расходной частью местного бюджета, - нормативными актами органов местного самоуправления. Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления ежеквартально и ежегодно информируют орган законодательной (представительной) власти, представительный орган местного самоуправления о расходовании средств резервного фонда.

Создание и использование резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предусмотрено в п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794. Приложением 8 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2007 год" установлено образование резервных фондов в рамках федерального бюджета в размере 4 800 000 рублей.

Комментарии и консультации юристов по ст 81 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 81 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Читайте также: