Акт налогового обследования рк

Опубликовано: 04.05.2024

Налоговые проверки осуществляются исключительно органами налоговой службы. Гл. 89 Налогового кодекса РК (далее — НК РК) устанавливает порядок и сроки проведения налоговых проверок, определение объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, косвенным методом. Гл. 2—3 НК РК установлены перечень прав (ст. 13 НК РК) и обязанностей (ст. 14 НК РК) налогоплательщиков, прав (ст. 19 НК РК) и обязанностей (ст. 20 НК РК) налоговых органов.

Виды налоговых проверок:

  • документальная проверка (тематическая, комплексная, встречная);
  • хронометражное обследование.

Типы налоговых проверок (ст. 627 НК РК):

  • выборочные;
  • внеплановые.

В отношениях с органами налоговой службы во время налоговой проверки налогоплательщик вправе:

  • требовать предъявления служебного удостоверения налогового инспектора (ст. 633 НК РК) и предписания на проведение налоговой проверки (ст. 632 НК РК);
  • отказать в доступе в помещение в случае непредставления налоговым инспектором предписания на проверку (п. 5 ст. 636 НК РК);
  • представлять проверяющим налоговым инспекторам налоговую отчетность на бумажном носителе либо в электронной форме (ст. 68 НК РК);
  • представлять свои интересы во время проверки лично либо через своего представителя (адвоката) или с участием налогового консультанта (п/п. 2 п. 1 ст. 13 НК РК);
  • требовать соблюдения налоговой тайны (п/п 11 п. 1 ст. 13 НК РК);
  • представлять органам налоговой службы пояснения по исчислению и уплате налогов и других платежей в бюджет по результатам налогового контроля (п/п. 6 п. 1 ст. 13 НК РК);
  • письменно фиксировать вопросы, возникающие у должностного лица органов налоговой службы в ходе проведения налоговой проверки, и согласовывать с ним документ, отражающий эти вопросы (п/п 13 п. 1 ст. 13 НК РК);
  • не предоставлять информацию и документы, не относящиеся к объектам налогообложения и (или) объектам, связанным с налогообложением (п/п 14 п. 1 ст. 13 НК РК);

После проведения налоговой проверки налогоплательщик вправе обжаловать:

  • в суд либо вышестоящий налоговый орган уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление (гл. 93—94 НК РК);
  • в вышестоящий налоговый орган или суд действия (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы (гл. 95 НК РК).

Налоговые органы не менее чем за 30 календарных дней до начала проведения выборочной комплексной и (или) выборочной тематической проверки направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику (п. 1 ст. 631 НК РК).

Извещение направляется или вручается налогоплательщику по месту нахождения. В случае отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, проведение плановой комплексной и (или) плановой тематической проверки производится без извещения.

Основанием для проведения налоговой проверки является предписание, содержащее следующие реквизиты (ст. 632 НК РК):

  • дату и номер регистрации предписания в налоговом органе;
  • наименование налогового органа, вынесшего предписание;
  • фамилию, имя, отчество (при его наличии) либо полное наименование налогоплательщика;
  • идентификационный номер;
  • вид проверки;
  • должности, фамилии, имена, отчества (при их наличии) проверяющих лиц, а также специалистов, привлекаемых к проведению проверки;
  • срок проведения проверки;
  • проверяемый период (при документальных проверках).

Предписание должно быть подписано первым руководителем органа налоговой службы или лицом, его замещающим, заверено гербовой печатью и зарегистрировано в специальном журнале.

Предписание на проведение встречных проверок, а также хронометражного обследования может быть подписано заместителем первого руководителя органа налоговой службы.

Согласно п. 5 ст. 632 НК РК в случае продления сроков проведения проверки, изменения количества, замены лиц, проводящих проверку, изменения проверяемого периода оформляется дополнительное предписание, где должны указываться номер и дата регистрации предыдущего предписания, фамилии, имена и отчества (при их наличии) лиц, привлекаемых к проведению проверки.

Обратите внимание! На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка, за исключением тематических проверок.

Началом проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику предписания или дата составления акта об отказе налогоплательщика в подписи на предписании.

Налоговый инспектор, проводящий налоговую проверку (за исключением тематической проверки), обязан предъявить налогоплательщику свое служебное удостоверение, вручить налогоплательщику подлинник предписания.

В копии предписания ставится подпись налогоплательщика об ознакомлении и получении предписания, дата и время получения предписания.

При проведении тематических проверок налогоплательщику или его работнику, осуществляющему реализацию товаров и оказывающему услуги, предъявляется для ознакомления подлинник предписания и вручается его копия. В подлиннике ставится подпись налогоплательщика или его работника, осуществляющего реализацию товаров и оказывающего услуги, об ознакомлении с предписанием и получении копии, дата и время получения копии предписания.

При отказе налогоплательщика в подписи на предписании налоговым инспектором составляется акт об отказе в подписи с привлечением понятых (не менее двух).

Обратите внимание! Отказ налогоплательщика от получения предписания не отменяет налоговую проверку.

Отказ налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания означает недопуск должностных лиц налоговых органов к налоговой проверке.

При воспрепятствовании доступу налоговому инспектору на территорию местонахождения налогоплательщика и (или) в помещения (кроме жилых помещений) составляется акт о недопуске должностных лиц органов налоговой службы для проведения налоговой проверки. Акт подписывается налоговым инспектором, проводящим налоговую проверку, и налогоплательщиком. При отказе от подписания указанного акта налогоплательщик обязан дать письменные объяснения о причине отказа.

Налогоплательщик имеет право не допускать на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки налоговых инспекторов в случаях, если (п. 5 ст. 636 НК РК):

  • предписание не оформлено в установленном порядке;
  • сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;
  • данные лица не указаны в предписании;
  • должностные лица органа налоговой службы не имеют при себе специальные допуски.

Налогоплательщик, не представивший по требованию налогового инспектора документы, связанные с объектами налогообложения, обязан письменно объяснить причины непредставления указанных документов. Налоговым законодательством установлен 30-дневный срок для исполнения требования налогового органа по предоставлению документов к налоговой проверке.

Согласно ст. 629 НК РК срок проведения налоговой проверки, указываемый в предписании, не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания, если иное не установлено настоящей статьей. При этом, как указано в пп 2, 3 данной статьи, срок проведения налоговой проверки может быть продлен, например, для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, до 180 рабочих дней, для налогоплательщиков со структурными подразделениями — до 60 рабочих дней и др.

Течение срока проведения налоговой проверки может быть приостановлено на время направления запроса органа налоговой службы в иностранные государства, в другие территориальные налоговые органы, государственные органы, банки и организации, осуществляющие отдельные виды и получения ответа от них (п. 4, 5 ст. 629 НК РК).

По завершении налоговой проверки налоговым инспектором составляется акт налоговой проверки. Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки. При получении акта налоговой проверки налогоплательщик обязан поставить подпись о его получении на экземпляре акта налоговой проверки органов налоговой службы (п. 2 ст. 637 НК РК).

Акт налоговой проверки составляется в количестве не менее 2 экземпляров и подписывается должностными лицами органа налоговой службы, проводившими налоговую проверку. Один экземпляр акта налоговой проверки вручается налогоплательщику (налоговому агенту).

В случае когда налоговая проверка проводится в рамках досудебного расследования налоговой проверки, уведомление о результатах налоговой проверки налогоплательщика, в отношении которого ведется досудебное расследование, выносится по завершении рассмотрения уголовного дела (п. 4 ст. 638 НК РК). При этом в срок исковой давности в части начисления или пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет не включается период времени с даты завершения налоговой проверки до завершения производства по уголовному делу.

Обратите внимание! Налогоплательщик, получивший уведомление о результатах налоговой проверки, обязан уплатить доначисленные налоги и другие обязательные платежи в бюджет в сроки, установленные в уведомлении, если не обжаловал результаты налоговой проверки.

В случае согласия налогоплательщика с начисленными суммами налогов, других платежей, пеней, указанными в уведомлении о результатах налоговой проверки, сроки исполнения налогового обязательства по уплате налогов, других обязательных платежей, пеней могут быть продлены на 60 рабочих дней по заявлению налогоплательщика с приложением графика уплаты.

Актуальность информации: июль 2016 г.

Налоговым законодательством Республики Казахстан установлены различные формы налогового контроля, осуществляемые органами налоговой службы, целью которых является предупреждение, выявление и пресечение нарушений норм налогового законодательства Республики Казахстан.

Одной из форм налогового контроля, в соответствии со статьей 556 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)", является налоговое обследование.

Для чего проводится налоговое обследование?

Согласно определению, закрепленному в пункте 1 статьи 558 Налогового кодекса, под налоговым обследованием понимаются мероприятия проводимые органами налоговой службы, целью которых могут являться:

  • подтверждение фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному им в регистрационных данных;
  • вручение налогоплательщику акта налоговой проверки, при невозможности вручение по месту его составления;
  • вручение налогоплательщику уведомления о результатах налоговой проверки либо уведомления о начисленных суммах налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений за период со дня представления ликвидационной налоговой отчетности до даты завершения ликвидационной налоговой проверки;
  • вручение налогоплательщику решения об ограничении в распоряжении имуществом и(или) акта описи ограниченного в распоряжении имущества в случае непогашения налоговой задолженности по истечении 15 рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности либо обжалования налогоплательщиком уведомления о результатах налоговой проверки и (или) решения вышестоящего налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на уведомление.

Каковы основания для налогового обследования?

Основанием для проведения налогового обследования, согласно пункта 2 статьи 558 Налогового кодекса, является:

  • невозможность вручения налогоплательщику (налоговому агенту) извещения о проведении налоговой проверки, предписания, заключения по результатам камерального контроля, акта налоговой проверки, решения об ограничении в распоряжении имуществом и (или) акта описи ограниченного в распоряжении имущества;
  • возврат почтовой или иной организацией связи уведомления о результатах налоговой проверки либо уведомления о начисленных суммах налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений за период со дня представления ликвидационной налоговой отчетности до даты завершения ликвидационной налоговой проверки, направленного органом налоговой службы по почте заказным письмом с уведомлением, по причине отсутствия налогоплательщика (налогового агента) по месту нахождения;
  • необходимость в подтверждении фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, по месту нахождения, указанному в регистрационных данных.

Таким образом, налоговым законодательством Республики Казахстан четко определены исчерпывающие цели и основания проведения органами налоговой службы налогового обследования налогоплательщика (налогового агента), которые закреплены в статье 558 Налогового кодекса.

В случае проведения органами налоговой службы налогового обследования в иных случаях, отличных от указанных в статье 558, такие действия являются незаконными, и могут быть оспорены налогоплательщиком в судебном порядке.

В каком месте, и в какое время проводится налоговое обследование?

Пунктом 1 статьи 588 Налогового кодекса установлено, что налоговое обследование налогоплательщика производится органами налоговой службы исключительно в рабочее время и по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика.

Таким образом, закон допускает проведение налогового обследования только лишь в рабочее время, и только лишь по месту нахождения налогоплательщика, с целью исключения возможных неблагоприятных последствий для него.

Акт налогового обследования

По результатам налогового обследования органами налоговой службы должен быть обязательно составлен акт налогового обследования, который должен содержать обязательные реквизиты, а именно:

  • место, дата и время составления;
  • должность, фамилию, имя и отчество (при его наличии) должностного лица органа налоговой службы, составившего акт;
  • наименование органа налоговой службы;
  • фамилию, имя и отчество (при его наличии), наименование и номер документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства привлеченного понятого;
  • фамилию, имя и отчество (при его наличии) и (или) наименование налогоплательщика, его идентификационный номер;
  • информацию о результатах налогового обследования.

Каковы последствия отсутствия налогоплательщика по месту регистрации?

Налоговый кодекс устанавливает определенные правовые и налоговые последствия для налогоплательщика при выявлении в ходе налогового обследования факта отсутствия такого налогоплательщика по месту его нахождения.

Так, выявив факт отсутствия налогоплательщика по месту его нахождения, орган налоговой службы направляет такому налогоплательщику уведомление о необходимости подтверждения места нахождения (отсутствия) налогоплательщика.

Согласно пункту 5 статьи 558 Налогового кодекса, по истечению 20 рабочих дней, с момента направления такого уведомления и неявки налогоплательщика в налоговый орган для дачи письменных объяснений о причинах отсутствия в момент налогового обследования, налоговый орган:

  • приостанавливает расходные операции по банковским счетам такого налогоплательщика;
  • по истечению 5 рабочих дней, с момента приостановления расходных операций по банковским счетам, и повторной неявки налогоплательщика в налоговый орган для дачи письменных объяснений о причинах отсутствия в момент налогового обследования, налоговый орган производит снятие такого налогоплательщика с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость, при этом указанное действие производится без какого-либо уведомления такого налогоплательщика.

Какими документами подтверждается место нахождения налогоплательщика?

Согласно пункту 7 Инструкции по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств, утвержденной Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 12.04.2007 № 112, документами, подтверждающими место нахождения юридического лица могут быть:

  • договор аренды;
  • договор купли-продажи;
  • иной документ, подтверждающий право на недвижимое имущество с проставленным штампом о произведенной регистрации прав на недвижимое имущество или иной документ, предусмотренный гражданским законодательством.

Таким образом, для подтверждения места нахождения юридического лица, достаточно представить один из вышеуказанных документов. При этом ни договор аренды, ни договор купли-продажи, в соответствии с действующим законодательством РК, не подлежат обязательному нотариальному удостоверению.

Однако в случае, если собственником помещения является физическое лицо, то от него должно быть получено нотариально засвидетельствованное согласие о предоставлении помещения в качестве места нахождения юридического лица.

Следовательно, при проведении налогового обследования места нахождения юридического лица, собственником которого является физическое лицо, органами налоговой службы от юридического лица может быть затребовано лишь нотариально засвидетельствованное согласие данного собственника помещения, о предоставлении помещения в качестве места нахождения такого юридического лица, но не как не нотариально засвидетельствованный договор аренды, купли-продажи или иной договор, о предоставлении помещения в качестве места нахождения юридического лица.

Налоговое обследование проводится в рабочее время по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика (налогового агента).

Для участия в проведении налогового обследования привлекаются понятые в порядке, определенном статьей 71 Налогового кодекса.

Основанием для проведения налогового обследования являются:

1) невозможность вручения налогоплательщику (налоговому агенту) извещения о проведении выборочной налоговой проверки, предписания, заключения по результатам камерального контроля, предварительного акта налоговой проверки, акта налоговой проверки, решения об ограничении в распоряжении имуществом и (или) акта описи ограниченного в распоряжении имущества;

2) возврат почтовой или иной организацией связи уведомления, предусмотренного подпунктами 2), 3) и 7) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса, направленного налоговым органом по почте заказным письмом с уведомлением, по причине отсутствия налогоплательщика (налогового агента) по месту нахождения.

При этом налоговое обследование проводится после дня возврата такого письма почтовой или иной организацией связи;

3) необходимость в подтверждении фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, по месту нахождения, указанному в регистрационных данных.

Основание для проведения налогового обследования, предусмотренное настоящим подпунктом, не применяется в отношении налогоплательщиков, приостановивших представление налоговой отчетности, а также налогоплательщиков, в отношении которых применена процедура банкротства;

4) необходимость в подтверждении фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика, не исполнившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, а также налогоплательщика, признанного бездействующим.

По результатам налогового обследования составляется акт налогового обследования.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления акта налогового обследования, которым установлено отсутствие налогоплательщика по месту нахождения, указанному в его регистрационных данных, размещает на интернет-ресурсе уполномоченного органа информацию о таком налогоплательщике с указанием его идентификационного номера, наименования или фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), даты проведения акта налогового обследования.

В случае установления в результате налогового обследования, проведенного в подтверждении фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, фактического отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, налоговый орган направляет такому налогоплательщику уведомление о подтверждении места нахождения (отсутствия) налогоплательщика.

В течение двадцати рабочих дней с даты направления налоговым органом уведомления, налогоплательщик обязан в явочном порядке представить в налоговый орган письменное пояснение о причинах отсутствия в момент налогового обследования с приложением нотариально засвидетельствованных копий документов, подтверждающих место нахождения налогоплательщика.

Документом, подтверждающим место нахождения налогоплательщика, является один из следующих документов:

подтверждающий право собственности на недвижимое имущество (пользования им);

письменное согласие физического лица, на праве собственности которого находится недвижимое имущество, заявленное в качестве места нахождения.

Срок между датами нотариального засвидетельствования копии документа, подтверждающего место нахождения налогоплательщика, и его представления в налоговый орган не должен превышать десять рабочих дней.

В случае неисполнения налогоплательщиком требования, указанного в части первой настоящего пункта, налоговый орган осуществляет одно из следующих действий:

1) приостанавливает расходные операции по банковским счетам такого налогоплательщика.

2) производит снятие с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость, в случае отсутствия у такого налогоплательщика открытых банковских счетов на последнюю дату срока, установленного настоящим пунктом для представления письменного пояснения.

В случае приостановления расходных операций по банковским счетам налогоплательщика, налогоплательщик в течение пяти рабочих дней со дня приостановления расходных операций по его банковским счетам обязан в явочном порядке представить в налоговый орган письменное пояснение о причинах отсутствия по месту нахождения в момент налогового обследования. В случае неисполнения налогоплательщиком требования, налоговый орган производит снятие такого налогоплательщика с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость.

Налоговая проверка - проверка, осуществляемая органами налоговой службы, исполнения налогового законодательства РК. Участниками налоговых проверок являются должностные лица органов налоговой службы, указанные в предписании, иные лица, привлекаемые к проведению проверки в соответствии с Налоговым Кодексом, и налогоплательщик.

Налоговые проверки осуществляются исключительно налоговыми органами.

Согласно ст. 158 Налогового Кодекса РК по завершении налоговой проверки, налоговый орган совершает следующие действия:

1. Составляет акт налоговой проверки с указанием:

1) места и даты составления акта проверки;

2) вида и формы проверки;

3) должностей, фамилий, имен, отчеств (если они указаны в документах, удостоверяющих личности) должностных лиц налогового органа, проводивших налоговую проверку;

4) наименования налогового органа;

5) фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полного наименования налогоплательщика (налогового агента);

6) места нахождения, банковских реквизитов проверяемого лица, а также его идентификационного номера;

7) фамилий, имен, отчеств (если они указаны в документах, удостоверяющих личности) руководителя и должностных лиц налогоплательщика (налогового агента), ответственных за ведение налоговой и бухгалтерской отчетности и уплату налогов и платежей в бюджет;

8) сведений о предыдущей проверке и принятых мерах по устранению ранее выявленных нарушений (при проведении комплексных или тематических проверок);

9) проверяемого периода и общих сведений о документах, представленных налогоплательщиком (налоговым агентом) для проведения проверки;

10) подробного описания выявленных нарушений с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены;

11) результатов проверки

2. Акт налоговой проверки составляется в количестве не менее двух экземпляров, подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими проверку.

3. Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику (налоговому агенту) акта налоговой проверки.

При получении акта налоговой проверки налогоплательщик (налоговый агент) обязан поставить подпись и дату его получения на экземпляре акта налоговой проверки налоговых органов.

При невозможности вручения акта налоговой проверки налогоплательщику (налоговому агенту) в связи с его отсутствием по месту нахождения проводится налоговое обследование с привлечением понятых в порядке, определенном настоящим Кодексом. При этом датой вручения акта налоговой проверки является дата составления акта налогового обследования.

4. В случае, если по завершении налоговой проверки не установлены нарушения налогового законодательства Республики Казахстан, а также иного законодательства Республики Казахстан, контроль за которым возложен на налоговые органы, об этом в акте налоговой проверки делается соответствующая запись.

5. В случаях отсутствия налогоплательщика (налогового агента) на дату завершения налоговой проверки по месту нахождения налогоплательщика (налогового агента) и (или) по месту проведения налоговой проверки производится соответствующая запись в акте налоговой проверки должностным лицом налогового органа, проводящим налоговую проверку.

6. К акту налоговой проверки прилагаются необходимые копии документов, расчеты, произведенные должностным лицом налогового органа, и другие материалы, полученные в ходе налоговой проверки, за исключением сведений, являющихся налоговой тайной в соответствии со статьей 30 настоящего Кодекса.

7. В случае, если за период с даты получения ликвидационной налоговой отчетности до даты завершения ликвидационной налоговой проверки возникают обязательства по исчислению и уплате налогов, платежей в бюджет и социальных платежей, такие обязательства указываются в приложении к акту налоговой проверки без начисления пени и применения штрафных санкций.

После завершения налоговой проверки, согласно ст. 159 Налогового Кодекса РК налоговый орган совершает следующие действия:

1. В случае выявления нарушений, приводящих к начислению сумм налогов и платежей в бюджет, уменьшению убытков, неподтверждению к возврату сумм превышения налога на добавленную стоимость и (или) корпоративного (индивидуального) подоходного налога, удержанного у источника выплаты с доходов нерезидентов, налоговым органом выносится уведомление о результатах проверки, которое направляется (вручается) налогоплательщику (налоговому агенту) в порядке и сроки, которые установлены в соответствии со статьями 114 и 115 настоящего Кодекса.

3. В уведомлении о результатах проверки должны содержаться следующие реквизиты и сведения:

1) дата и номер регистрации уведомления и акта налоговой проверки;

2) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование налогоплательщика (налогового агента);

3) идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента);

4) сумма начисленных налогов и платежей в бюджет, социальных платежей и пени;

5) суммы уменьшенных убытков;

6) сумма превышения налога на добавленную стоимость, не подтвержденная к возврату;

7) сумма корпоративного (индивидуального) подоходного налога, удержанного у источника выплаты с доходов нерезидентов, не подтвержденная к возврату;

8) требование об уплате и сроки уплаты;

9) реквизиты соответствующих налогов и платежей в бюджет и пени;

10) сроки и место обжалования.

4. В случае проводимой в рамках досудебного расследования налоговой проверки уведомление о результатах проверки налогоплательщика, в отношении которого ведется досудебное расследование, выносится после завершения рассмотрения уголовного дела.

При этом уведомление о результатах проверки выносится и вручается налогоплательщику не позднее пяти рабочих дней со дня получения официального документа, подтверждающего завершение уголовного дела.

5. Уведомление о результатах проверки должно быть вручено налогоплательщику (налоговому агенту) лично и удостоверено его подписью или направлено по почте заказным письмом с уведомлением. Уведомление о результатах проверки, направленное по почте заказным письмом с уведомлением, считается врученным налогоплательщику (налоговому агенту) с даты отметки о получении налогоплательщиком (налоговым агентом) в уведомлении почтовой связи или иной организации связи, если иное не установлено настоящей статьей.

6. В случае возврата почтовой или иной организацией связи уведомлений по результатам проверки, направленных налоговыми органами налогоплательщику (налоговому агенту) по почте заказным письмом с уведомлением, датой вручения таких уведомлений является дата:

1) проведения налогового обследования с привлечением понятых по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом;

2) возврата такого письма почтовой или иной организацией связи - в случае, если акт налоговой проверки вручен на основании акта налогового обследования в соответствии с пунктом 3 статьи 158 настоящего Кодекса.

7. Налогоплательщик (налоговый агент), получивший уведомление о результатах проверки обязан исполнить его в сроки, установленные в уведомлении, если не обжаловал результаты проверки.

8. В случае согласия налогоплательщика (налогового агента) с начисленными суммами налогов, платежей в бюджет и (или) пени, указанными в уведомлении о результатах проверки, сроки исполнения налогового обязательства по уплате налогов, платежей в бюджет, а также обязательства по уплате пени могут быть продлены на шестьдесят рабочих дней по заявлению налогоплательщика (налогового агента) с приложением графика уплаты, если иное не установлено статьей 51 настоящего Кодекса.

При этом указанная сумма подлежит уплате в бюджет с начислением пени за каждый день продления срока уплаты и уплачивается равными долями через каждые пятнадцать рабочих дней указанного периода.

Не подлежит продлению срок исполнения налогового обязательства в порядке, определенном настоящим пунктом:

по уплате начисленных по результатам проверки сумм акциза и налогов, удерживаемых у источника выплаты;

по уплате начисленных сумм налогов, платежей в бюджет и пени по результатам проверки после обжалования результатов проверки.

9. Сумма обязательств, указанных в пункте 7 статьи 158 настоящего Кодекса, отражается в уведомлении о начисленных суммах налогов, платежей в бюджет и социальных платежей за период с даты представления ликвидационной налоговой отчетности до даты завершения ликвидационной налоговой проверки, направленном налогоплательщику в порядке, определенном статьей 115 настоящего Кодекса.

10. Если при проведении внеплановой налоговой проверки, кроме тематических проверок, указанных в подпунктах 8) и 11) пункта 1 статьи 142 настоящего Кодекса, за один и тот же налоговый период по одному и тому же вопросу налоговым органом выявлен факт совершения налогоплательщиком (налоговым агентом) нарушения налогового законодательства Республики Казахстан, которое не было выявлено при проведении любой из предыдущих налоговых проверок, в отношении налогоплательщика за такое нарушение производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Положение настоящего пункта не распространяется на нарушения налогового законодательства Республики Казахстан, выявленные:

1) в части уменьшения налогоплательщиком (налоговым агентом) подлежащей уплате суммы налога или платежа в бюджет путем представления дополнительной налоговой отчетности за ранее проверенный налоговый период по данному виду налога или платежа;

2) по результатам ответа на запрос налогового органа, направленный при проведении любой из предыдущих налоговых проверок одного и того же налогового периода, если указанный ответ получен после завершения такой проверки;

3) по результатам рассмотрения документов, влияющих на подлежащую уплате сумму налога или платежа в бюджет и не представленных налогоплательщиком (налоговым агентом) на письменный запрос налогового органа в ходе проведения любой из предыдущих налоговых проверок одного и того же налогового периода по данному виду налога или платежа;

4) в части действия (действий) по выписке счета-фактуры, совершенного (совершенных) с субъектом частного предпринимательства без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров, после вступления в законную силу приговора или постановления суда, если налоговым органом сведения о таком (таких) действии (действиях) впервые получены после завершения любой из предыдущих налоговых проверок налогового периода, в котором совершено (совершены) такое (такие) действие (действия).


Налоговое обследование для подтверждения местонахождения налогоплательщика

Налоговым обследованием является иная форма государственного контроля, осуществляемая налоговыми органами с целью подтверждения фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика (налогового агента).

Налоговое обследование проводится в рабочее время по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика (налогового агента).

Для участия в проведении налогового обследования привлекаются понятые в порядке, определенном статьей 71 Налогового кодекса.

Основанием для проведения налогового обследования являются:

1) невозможность вручения налогоплательщику (налоговому агенту) извещения о проведении налоговой проверки, предписания, заключения по результатам камерального контроля, предварительного акта налоговой проверки, акта налоговой проверки, решения об ограничении в распоряжении имуществом и (или) акта описи ограниченного в распоряжении имущества;

2) возврат почтовой или иной организацией связи уведомления, предусмотренного подпунктами 2), 3) и 7) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса, направленного налоговым органом по почте заказным письмом с уведомлением, по причине отсутствия налогоплательщика (налогового агента) по месту нахождения.

При этом налоговое обследование по основанию, предусмотренному настоящим подпунктом, в отношении налогоплательщика (налогового агента) проводится после дня возврата такого письма почтовой или иной организацией связи.

Положения настоящего подпункта не применяются в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 115 Налогового кодекса;

3) необходимость в подтверждении фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, по месту нахождения, указанному в регистрационных данных.

Основание для проведения налогового обследования, предусмотренное настоящим подпунктом, не применяется в отношении налогоплательщиков, приостановивших представление налоговой отчетности в порядке, определенном статьями 213 и 214 Налогового кодекса, а также налогоплательщиков, в отношении которых применена процедура банкротства;

4) необходимость в подтверждении фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика, не исполнившего уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса, а также налогоплательщика, признанного бездействующим в соответствии со статьей 91 Налогового кодекса.

По результатам налогового обследования составляется акт налогового обследования, в котором указываются:

место, дата и время составления;

должность, фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностного лица налогового органа, составившего акт;

наименование налогового органа;

фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), наименование и номер документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства привлеченного понятого;

фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и (или) наименование налогоплательщика, его идентификационный номер;

информация о результатах налогового обследования.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления акта налогового обследования, которым установлено отсутствие налогоплательщика по месту нахождения, указанному в его регистрационных данных, размещает на интернет-ресурсе уполномоченного органа информацию о таком налогоплательщике с указанием его идентификационного номера, наименования или фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), даты проведения акта налогового обследования.

В случае установления в результате налогового обследования, проведенного по основанию, указанному в подпункте 3) пункта 2 настоящей статьи, фактического отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, налоговый орган направляет такому налогоплательщику уведомление о подтверждении места нахождения (отсутствия) налогоплательщика.

В течение двадцати рабочих дней с даты направления налоговым органом уведомления, указанного в пункте 4 настоящей статьи, налогоплательщик обязан в явочном порядке представить в налоговый орган письменное пояснение о причинах отсутствия в момент налогового обследования с приложением нотариально засвидетельствованных копий документов, подтверждающих место нахождения налогоплательщика.

Документом, подтверждающим место нахождения налогоплательщика, является один из следующих документов:

подтверждающий право собственности на недвижимое имущество (пользования им);

письменное согласие физического лица, на праве собственности которого находится недвижимое имущество, заявленное в качестве места нахождения.

Срок между датами нотариального засвидетельствования копии документа, подтверждающего место нахождения налогоплательщика, и его представления в налоговый орган не должен превышать десять рабочих дней.

В случае неисполнения налогоплательщиком требования, указанного в части первой настоящего пункта, налоговый орган осуществляет одно из следующих действий:

1) приостанавливает расходные операции по банковским счетам такого налогоплательщика в соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 118 Налогового кодекса;

2) производит снятие с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость в порядке, определенном пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса, в случае отсутствия у такого налогоплательщика открытых банковских счетов на последнюю дату срока, установленного настоящим пунктом для представления письменного пояснения.

В случае, указанном в подпункте 1) части четвертой пункта 5 настоящей статьи, налогоплательщик в течение пяти рабочих дней со дня приостановления расходных операций по его банковским счетам обязан в явочном порядке представить в налоговый орган письменное пояснение о причинах отсутствия по месту нахождения в момент налогового обследования.

В случае неисполнения налогоплательщиком требования, установленного частью первой настоящего пункта, налоговый орган производит снятие такого налогоплательщика с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость в порядке, определенном пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса.

Читайте также: