Благотворительность и налогообложение в 2020 году юридическими лицами

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 27 июля 2020 г. N 03-03-07/65327 О налоговых льготах по налогу на прибыль и НДС для юридических лиц, осуществляющих благотворительную деятельность

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу о налоговых льготах по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость для юридических лиц, осуществляющих благотворительную деятельность, и сообщает следующее.

В части налога на прибыль организаций.

Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ), которыми устанавливается, в частности, возможность для организаций учитывать в составе внереализационных расходов расходы в виде стоимости имущества, безвозмездно переданного организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые являются получателями соответствующих мер государственной поддержки, в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а также религиозным организациям (подпункт 19.6 пункта 1 статьи 265 НК РФ).

Учитывая, что в силу норм Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" социально ориентированными некоммерческими организациями признаются, в том числе и организации, созданные в форме фонда, преследующие благотворительные цели, положения подпункта 19.6 пункта 1 статьи 265 НК РФ распространяются и на случаи осуществления юридическими лицами благотворительной деятельности, при соблюдении условий, определенных указанной нормы НК РФ.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 286.1 НК РФ законами субъектов Российской Федерации может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов Российской Федерации, на инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены статьей 286.1 НК РФ.

При этом подпунктом 3 пункта 2 статьи 286.1 НК РФ предусмотрено включение в состав инвестиционного налогового вычета не более 100 процентов суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений.

В части налога на добавленную стоимость.

Согласно абзацу первому подпункта 12 пункта 3 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождена передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), за исключением подакцизных товаров.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Таким образом, передача в благотворительных целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 135-ФЗ, товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнение работ, оказание услуг на безвозмездной основе не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Одновременно отмечаем, что в случае, если получателем товаров (работ, услуг), указанных в абзаце первом подпункта 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ, является организация, то документами, подтверждающими право на освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, являются:

договор или контракт о безвозмездной передаче налогоплательщиком товаров (работ, услуг);

акт приема-передачи товаров (работ, услуг) или иной документ, подтверждающий передачу налогоплательщиком товаров (выполнение работ, оказание услуг).

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Организации вправе учитывать при налогообложении прибыли расходы в виде стоимости имущества, безвозмездно переданного:

- СОНКО - получателям мер господдержки;

- НКО, в наибольшей степени пострадавшим от коронавируса;

СОНКО признаются в том числе организации, созданные в форме фонда, преследующие благотворительные цели. Соответственно, возможность учета этих расходов распространяется на случаи осуществления юрлицами благотворительной деятельности.

В состав инвестиционного налогового вычета включаются пожертвования учреждениям культуры, а также фондам на формирование целевого капитала.

Передача в благотворительных целях товаров (за исключением подакцизных), выполнение работ, оказание услуг на безвозмездной основе не облагается НДС.

Как следует из пояснительной записки к Закону № 172-ФЗ, суть его принятия заключается в снижении налоговых издержек компаний и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих безвозмездную передачу имущества, используемого для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения коронавируса.

Налоговые поблажки благотворителям на борьбу с коронавирусом

Что дает принятый Закон № 172-ФЗ компаниям и предпринимателям?

В первую очередь, возможность признавать в налоговых расходах затраты на приобретение имущества, используемого (предназначенного для использования):

  • для предупреждения и предотвращения распространения коронавируса;
  • для диагностики и лечения коронавируса.

Имущество должно быть безвозмездно передано медицинским организациям, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Это означает, что на стоимость безвозмездно переданных на борьбу с коронавирусом (лечение, диагностика, предотвращение распространения) имущества или перечисленных (переданных) денежных средств, компании или ИП смогут уменьшить налоговые расходы и не платить налог на прибыль по ставке 20% (либо единый налог при УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»).

Во-вторых, теперь не нужно восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по таким операциям. Такая мера позволит благотворителям, оказывающим помощь по борьбе с пандемией, сэкономить еще 20% на НДС.

При этом получателями денежных средств или имущества должны быть:

  • некоммерческие медицинские компании;
  • органы государственной власти и (или) местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные учреждения;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В противном случае (например, передача имущества или денежных средств частному медицинскому центру) — учесть расходы не получится.

Указанные расходы (при соблюдении условий о получателе благотворительной помощи) подлежат учету либо:

  • в составе внереализационных расходов на основании пп.19.5 п.1 ст.265 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ);
  • в составе расходов при УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») на основании пп.23.1 п.1 ст.346.16 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ);
  • в составе расходов при ЕСХН на основании пп.24.1 п.2 ст.346.5 НК РФ (данный подпункт введен Законом № 172-ФЗ).

Внесенные поправки действуют «задним» числом — с 1 января 2020 г.

До принятия поправок благотворители платили 20% налога на прибыль (либо единый налог при УСН или ЕСХН) с таких расходов и восстанавливали 20% НДС.

Помощь некоммерческим организациям, включенным в специальный реестр

Законом № 172-ФЗ установлена возможность учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, пожертвования в виде имущества, переданного организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые являются получателями соответствующих субсидий и грантов.

Речь идет о безвозмездно переданному имуществу (включая денежные средства) следующим категориям НКО (пп.19.6 п.1 ст.265 НК РФ):

— социально ориентированным, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества);

  • получателям субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти;
  • получателям субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;
  • централизованным религиозным организациям;
  • религиозным организациям, входящим в структуру централизованных религиозных организаций;
  • социально ориентированным НКО, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций;
  • иным НКО, включенным в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавируса.

На практике это означает, что перечисление благотворительной помощи только тем НКО, которые числятся в реестре, позволит благотворителям воспользоваться правом на вычет. Но не все, даже известные благотворительные фонды, подпадают под эти критерии.

Например, известный благотворительный фонд «Подари жизнь», который собирает деньги для лечения детей, не получает субсидии и гранты и не включен в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.

Кроме того, данные налоговые послабления не коснутся компаний, применяющих «упрощенку» (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») и ЕСХН. То есть при расчете единого налога при УСН, ЕСХН они не вправе воспользоваться вычетом.

Налоговые расходы признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации товаров (работ, услуг) благотворителя (которая, в свою очередь, определяется в общем порядке в соответствии со ст.249 НК РФ).

Внесенные поправки также действуют «задним» числом — с 1 января 2020 г.

При этом под имуществом подразумеваются как непродовольственные, так и продовольственные товары (письмо Минфина РФ от 28.05.2020 г. № 03-03-06/3/45318).

Для каких целей и в какой момент будет использоваться получателем имущество, не скажется на налоговой льготе благотворителей.

Критерии для включения НКО в указанный реестр, а также порядок его ведения и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на его ведение, устанавливаются Правительством РФ. Поэтому установленное ограничение в 1% (видимо для предотвращения попыток злоупотребления операций по обналичиванию денег через благотворительные фонды) кажется излишним, ведь числящиеся в реестре НКО являются законопослушными.

На сегодняшний день ведением такого реестра занимается Минэкономразвития РФ.

Так, в реестре (информация Минэкономразвития РФ от 05.06.2020 г.). по состоянию на 29.06.2020 г. число социально-ориентированных НКО составило 22 895.

Однако не все так гладко. В части НДС при передаче имущества НКО льгот у благотворителей нет. Если перечислены деньги, то объекта налогообложения НДС не возникает в любом случае (ст.146 НК РФ).

Как мы уже отмечали, в отношении помощи по борьбе с коронавирусом, обязанность восстанавливать НДС у благотворителя не возникает (пп.51 п.2 ст.146 НК РФи абз.1 пп.2 п.3ст.170 НК РФ). Иная ситуация возникает в случае безвозмездной передаче имущества НКО. Если компания передает имущество благотворительному фонду (например, продуктовые ритейлеры зачастую жертвуют продукты питания), то НДС со стоимости переданного имущества придется восстановить. Возможно в ближайшее время будет устранена законодательная недоработка в части НДС, чтобы стимулировать благотворителей оказывать помощь.

Аудиторы компании «РосКо» смогут грамотно и профессионально оказать помощь по налоговому законодательству. Заполните форму, и мы оперативно проконсультируем вас по вопросам применения налоговых льгот:

Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ внес изменения в НК РФ и закрепил ряд норм, позволяющих налогоплательщикам учесть расходы и не потерять НДС при осуществлении благотворительной помощи, в т.ч. направленной на борьбу Covid-19. Кто и при каких условиях получил возможность применить новые положения рассмотрим в настоящей статье.

Безвозмездная передача имущества в целях борьбы с Covid-19

Законодатель предоставил организациям и индивидуальным предпринимателям право учета в целях налогообложения расходов на благотворительную помощь для борьбы с коронавирусной инфекцией при соблюдении определенных условий.

В целях налога на прибыль, при применении УСН с объектом «Доходы-расходы» и ЕСХН можно учесть расходы на передачу имущества (в т.ч. денежных средств) на предупреждение и предотвращение распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции (пп. 19.5 п. 1 ст. 265, пп. 23.1 п.1 ст. 346.16, пп. 24.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

Правда только в случаях, если такое имущество передается:

  • органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления,
  • государственным и муниципальным учреждениям,
  • государственным и муниципальным унитарным предприятиям,
  • медицинским организациям, являющимся некоммерческими организациями.

Расходы на «коронавирусную благотворительность» уменьшают налогооблагаемую прибыль в составе внереализационных расходов на дату передачи имущества (пп. 13 п. 7 ст. 272 НК РФ).

К сведению!

У получателей имущества (указанных выше субъектов) облагаемого дохода не возникает (пп. 11.3 п. 1 ст. 251 НК РФ). Правда для этого необходимо будет подтвердить целевой характер поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ).

При передаче имущества во всех вышеприведенных случаях у налогоплательщиков не возникает объекта обложения НДС (пп. 3 п. 3 ст. 39, пп. 1 и пп. 5.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). При этом входной НДС, относящийся к переданному имуществу, можно принять к вычету (п. 2.3 ст. 171 НК РФ). Причем при осуществлении таких операций, восстанавливать НДС не придется (абз 1 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Такие изменения были внесены в НК РФ с 08.06.2020 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2020 г. Иными словами, если организация передала безвозмездно имущество в целях борьбы с Covid-19 одной из указанных в перечне организаций до момента принятия Федерального закона № 172-ФЗ, но после 01.01.2020, при определении налоговых последствий по налогу на прибыль и НДС она руководствуется указанными выше нормами.

Безвозмездная передача имущества НКО и религиозным организациям

Второе важное нововведение касается установления права юридических лиц признавать расходы в виде стоимости имущества (в том числе денежных средств), безвозмездно переданного некоммерческим и религиозным организациям. Отметим, что ранее нормы налогового законодательства не допускали возможности уменьшения налогооблагаемой прибыли на помощь НКО.

В текущей редакции НК РФ выделены три категории некоммерческих и религиозных организаций, которым можно безвозмездно передавать имущество, признавая затраты по налогу на прибыль. При этом важно, что расходы признаются в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст.249 НК РФ (пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ).

К указанным выше категориям относятся:

    Социально ориентированные некоммерческие организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации, а также иных мер государственной и муниципальной поддержки. Перечень таких организаций на настоящий момент можно посмотреть на сайте Минэкономразвития.

Централизованным религиозным организациям, религиозным организациям, входящим в структуру централизованных религиозных организаций, а также социально ориентированным некоммерческим организациям, учредителями которых являются указанные выше религиозные организации.

Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2020 г. № 850 обязанность ведения такого реестра возложена на Министерство юстиции РФ. При этом публикация сведений реестра не предполагается.

Иные некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Перечень таких организаций на настоящий момент можно посмотреть на сайте Минэконом развития.

Отметим также, что все указанные выше правила также распространяются на отношения, возникшие с 01.01.2020 г.

В отношении обложения НДС безвозмездной передачи имущества указанным выше организациям каких-либо особенных правил НК РФ не установлено.

Согласно общей норме не является объектом обложения НДС передача некоммерческим организациям (к которым относятся также религиозные организации) имущества на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью (пп. 1 п. 2 ст. 146, подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ). Но в отличие от «коронавирусной помощи», о которой мы говорили выше, при передаче имущества некоммерческим организациям входной НДС, относящийся к такой операции к вычету принять нельзя, его сумма включается в стоимость имущества и соответственно может быть учтена в расходах (п. 2 ст. 170 НК РФ). А если суммы НДС, уже были приняты к вычету при приобретении передаваемого имущества, то их нужно восстановить в общем порядке (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Напомним, что все расходы, учитываемые в целях налогообложения должны быть документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Соответственно при передаче имущества на благотворительность необходимо составить первичные документы (акт приема-передачи или иной документ, подтверждающий передачу имущества) и подтвердить статус получателя (ГУП, МУП, некоммерческая организация, религиозная и т.п.).

Фото: Shutterstock

Какие есть условия для компаний

О том, как бизнесу получить налоговый вычет за пожертвования, рассказала директор по правовым вопросам группы компаний Philin Philgood Наталья Дроздовская на конференции «Добро 2020».

Получить преференцию для бизнеса на удивление просто — не надо подавать специальных заявлений или вступать в какие-либо реестры. Применяется она при расчете налога на прибыль, начиная с 1 января 2020 года. Теперь пожертвования в благотворительные и другие некоммерческие организации бизнес может учитывать как расходы, а значит, уменьшать на эту сумму базу при расчете налога на прибыль. Единственные условия для компании — пользоваться общей системой налогообложения и, собственно, сделать благотворительное пожертвование.

«Любое пожертвование — деньги, имущество, ценные бумаги — может быть безвозмездно передано юрлицом, и потом будет учитываться как внереализационный расход. В конечном итоге налоговая база может быть уменьшена на величину переданных пожертвований. Но такое уменьшение не может составлять более 1% от выручки. Это условие распространяется на все пожертвования, которые были сделаны с 1 января текущего года», — объясняет Дроздовская.

Кому можно жертвовать

Важный нюанс — организация, которой вы решили пожертвовать, должна находиться в одном из следующих реестров. В июне 2020 года вышли два новых постановления правительства — № 906 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» и № 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

Вот кто в них вошел:

  • НКО, включенные в реестр социально-ориентированных НКО (СОНКО), которые с 2017 года являются получателями грантов и субсидий (например, президентского гранта, субсидий Минобра, Минтруда), а также исполнителями общественно-полезных услуг, поставщиками социальных услуг;
  • иные организации, которые наиболее пострадали из-за ситуации с коронавирусом, входящие в специальный реестр. Это могут быть, к примеру, частные образовательные организации, работающие по лицензии, благотворительные организации, которые подали две формы отчета в Минюст, и НКО, включенные в перечень организаций, которые оказывают поддержку науке, искусствам, культуре.

Оба реестра ведет Минэкономразвития, они публичны и обновляются:

Кроме того, для получения вычета можно жертвовать централизованным религиозным организациям, религиозным организациям, входящим в их структуру, а также социально-ориентированным НКО, учредителями которых являются такие организации.

Что же касается корпоративных жертвователей, Дроздовская подчеркивает, что главное условие для них — быть на общей системе налогообложения:

«Чтобы получить льготу по налогу на прибыль, очевидно, что этот налог нужно платить. То есть организация-жертвователь должна быть на общей системе налогообложения, а не на «упрощенке» или одном из специальных режимов. А пожертвование должно быть в адрес НКО, входящих в один из реестров».

Как правильно оформить пожертвование

У компании должны быть документы, подтверждающие факт пожертвования, — договоры пожертвования, платежные поручения, акты приема-передачи (для случая передачи имущества). Налоговый кодекс России не устанавливает конкретный перечень документов, а значит, не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов (см. письмо Минфина России 03-03-06/2/82006 от 18 сентября 2020 года).

Фото: Shutterstock

Если у компании нет документов о пожертвовании — их потеряли или не оформили вовремя, — следует обратиться в некоммерческую организацию, которой помогали, и попросить продублировать их или подписать повторно. Главное, чтобы это было сделано в разумные сроки, и контрагент оставался действующим.

Когда вы жертвуете имущество, желательно указать в договоре пожертвования его балансовую и/или оценочную стоимость, и зафиксировать это в акте приема-передачи. Иногда потребуется помощь профессионального оценщика, например, если вы жертвуете крупный объект недвижимости.

Как получить сам вычет

Пожертвование можно учесть в составе внереализационных расходов в налоговом учете в момент его осуществления, а затем включить в декларацию по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде. (квартал, полугодие, девять месяцев, год). Налогооблагаемая база по налогу на прибыль уменьшится на данную сумму — это и будет вашим налоговым вычетом. Но важно следить, чтобы сумма декларируемого пожертвования не превышала 1% от общей выручки.

Эта норма Налогового кодекса не носит заявительного характера. Никаких документов прикреплять к декларации не нужно. Но ФНС может запросить их при проведении камеральной проверки налога на прибыль.

Похожие правила действовали до 2005 года, но были отменены из-за вероятности коррупционных злоупотреблений. В нынешний непростой год к ним решено было вернуться.

Самарская область - один из немногих регионов, предоставляющих льготы организациям - благотворителям (по налогу на прибыль организаций, а также по налогу на имущество организаций). Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области подготовило специальную справку об этих льготах, с текстом которой мы и предлагаем вам ознакомиться.

Налогоплательщикам - участникам благотворительной деятельности в Самарской области предоставляются льготы по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в областной бюджет, в соответствии с Законом Самарской области от 07.11.2005 №187-ГД «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет» (далее – Закон №187-ГД).

Благотворительным организациям, имеющим статус «Благотворительная организация в Самарской области», предоставляются льготы по налогу на имущество организаций в соответствии с Законом Самарской области от 25.11. 2003 № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области».

В частности Законом №187-ГД установлена пониженная ставка налога, подлежащего зачислению в областной бюджет:

  • в размере 13,5% для благотворительных организаций, имеющих статус «благотворительная организация в Самарской области», и для благотворителей - юридических лиц, расположенных на территории Самарской области и направивших в текущем налоговом (отчетном) периоде семь включительно и более процентов облагаемой налогом прибыли на социально значимые цели, указанные в ст. 4Закона Самарской области от 24.05.1999 №18-ГД «О благотворительной деятельности в Самарской области» (далее – Закон №18-ГД);
  • в диапазоне от 14,5 до 16,5% для организаций, направивших в текущем налоговом (отчетном) периоде от одного процента включительно до шести процентов включительно облагаемой налогом прибыли на социально значимые цели, указанные в ст. 4 Закона №18-ГД.

Учитывая изложенное, размер пониженной ставки по налогу на прибыль организаций зависит от размера доли прибыли, направленной налогоплательщиком, получающим льготу, на благотворительную деятельность.

Для целей налогообложения благотворительная помощь должна быть оказана на цели, перечисленные в ст. 4 Закона №18-ГД физическим лицам либо некоммерческим организациям.

Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям благотворительной деятельностью не являются (ст. 6 Закона №18-ГД).

В соответствии с п. 7 ст. 274 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Таким образом, для определения процента прибыли, направленной на благотворительность, в целях определения размера пониженной ставки следует сопоставлять сумму оказанной благотворительной помощи с суммой налогооблагаемой прибыли, которые определяются нарастающим итогом.

При изменении доли прибыли, направленной на благотворительные цели, по итогам отчетного (налогового) периодов налогоплательщиком к налогооблагаемой прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода, должна применяться пониженная ставка в соответствии со сложившейся в данном отчетном (налоговом) периоде долей. Если доля благотворительных пожертвований по итогам налогового периода составит меньше 1%, то должна применяться общеустановленная ставка налога в бюджет субъекта – 17%.

Закон «О благотворительной деятельности в Самарской области» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением гражданами и (или) юридическими лицами благотворительной деятельности на территории Самарской области (ст. 1 Закона №18-ГД).

Таким образом, для получения льготы благотворитель и благополучатель должны осуществлять деятельность на территории Самарской области, состоять на учете в налоговых органах Самарской области, в том числе через обособленные подразделения.

Применять пониженную ставку налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет Самарской области, имеют право налогоплательщики, состоящие на учете в налоговых органах Самарской области, и направившие средства на социально значимые цели благотворительной деятельности благополучателям, также состоящим на учете в налоговых органах Самарской области в качестве налогоплательщиков.

Однако, в случае, если благополучателем, не состоящим на учете в Самарской области, получившим средства от налогоплательщика, состоящего на учете в Самарской области, перенаправлены благотворительные пожертвования организации, расположенной на территории Самарской области, льгота предоставляется. При этом условием предоставления льготы будет документальное подтверждение благотворителем факта получения средств конечным получателем благотворительных пожертвований. Обоснованность применения пониженной ставки по налогу на прибыль исследуется налоговыми органами в рамках налоговых проверок деклараций по налогу на прибыль организаций.

Для получения льготы в виде пониженной ставки по налогу на прибыль организаций налогоплательщику необходимо предоставить по месту своего нахождения или месту нахождения обособленного подразделения на территории Самарской области, в сроки, установленные ст. 289 НК РФ, декларацию по налогу на прибыль с указанием пониженной ставки.

Нормами гл. 25 НК РФ и положениями Закона №187-ГД перечень документов, подтверждающих правомерность применения пониженной ставки, не предусмотрен. В то же время при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика-организации представления необходимых пояснений об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, в отношении налогоплательщиков, указавших в декларации по налогу на прибыль пониженную ставку в целях получения льготы в результате осуществления благотворительной деятельности, в рамках камеральной налоговой проверки декларации проводятся мероприятия налогового контроля.

Обоснованность применения пониженной ставки подтверждается при условии документального подтверждения благотворителем расходов на благотворительную деятельность.

Благотворительное пожертвование - имущество, работы, услуги, имущественные и неимущественные права, предоставляемые гражданами и юридическими лицами на благотворительные цели (ст.3 Закона №18-ГД).

Документами, подтверждающими осуществление расходов в текущем отчетном (налоговом) периоде, могут быть:

  • договор об оказании благотворительных пожертвований;
  • первичные документы, подтверждающие факт осуществления благотворителем расходов в адрес благополучателя (платежные документы и выписки банка о движении денежных средств, акты передачи имущества, акты выполненных работ, оказанных услуг, товарные накладные о передаче материалов и т.п.).

В качестве документального подтверждения целей, на которые направляются благотворительные пожертвования, могут быть представлены:

  • уставные документы организации – благополучателя (например, благотворительного фонда);
  • Благотворительная программа фонда;
  • письма с просьбами об оказании благотворительной помощи;
  • иные документы.

Перечень документов, подтверждающих целевое назначение пожертвований и факт осуществления расходов благотворителями - юридическими лицами, зависит от вида расходов на благотворительность и может быть уточнен исходя из конкретной ситуации. При этом, налоговые органы не ограничивают право налогоплательщиков в представлении наиболее полного пакета документов.

Одновременно налогоплательщики, получившие благотворительные пожертвования (благополучатели), по окончании налогового периода обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль или по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (п. 15.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль, утвержденного приказом ФНС России от 19.10.2016 №ММВ-7-3/572@), п. 9.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, утвержденного приказом ФНС от 26.02.2016 №ММВ-7-3/99@).

При проведении мероприятий налогового контроля в случае возникновения необходимости налоговым органом в соответствии со ст. 93.1 НК РФ могут быть истребованы соответствующие документы и информация у благополучателя.

Доходы благополучателя в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), признаются в целях налогообложения прибыли внереализационными доходами налогоплательщика (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Читайте также: