Модернизация налоговых органов и автоматизированных информационных систем

Опубликовано: 04.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 23 апреля 2021 г. N ЕД-7-6/413@ "О вводе в опытно-промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего функции учета иностранных организаций в качестве крупнейших налогоплательщиков в соответствии с положениями приказа ФНС России от 27.09.2019 N ММВ-7-22/487@ "О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ и приказ ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@"

В целях обеспечения проверки полноты и качества реализации прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего функции учета иностранных организаций в качестве крупнейших налогоплательщиков в соответствии с положениями приказа ФНС России от 27.09.2019 N ММВ-7-22/487@ "О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ и приказ ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06-308@" (технологический процесс 103.01.02.00.0210. "Учет иностранной организации в качестве крупнейшего налогоплательщика"), в соответствии с Положением об организации выполнения работ по развитию (модернизации) и оказания услуг по сопровождению автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3"), утвержденным приказом ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-6/135@, с учетом решения подкомиссии ФНС России по приемке работ, выполненных в соответствии с пунктом 2.32 Государственного контракта от 20.08.2020 N 5-6-02/118 (протокол работы подкомиссии от 19.11.2020 N 2.32-Р118/4-2020), приказываю:

1. Провести опытно-промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего функции учета иностранных организаций в качестве крупнейших налогоплательщиков в соответствии с положениями приказа ФНС России от 27.09.2019 N ММВ-7-22/487@ "О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ и приказ ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@" (далее - программное обеспечение), в составе компонентов АИС "Налог-3" согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить План мероприятий по проведению опытно-промышленной эксплуатации прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего функции учета иностранных организаций в качестве крупнейших налогоплательщиков в соответствии с положениями приказа ФНС России от 27.09.2019 N ММВ-7-22/487@ "О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ и приказ ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@" (далее - План мероприятий), согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Возложить функции координации работ по проведению опытно-промышленной эксплуатации программного обеспечения на Управление регистрации и учёта налогоплательщиков (Д.Е. Кузьмичев) и Управление информационных технологий (В.П. Кулешов).

4. Назначить ответственным за проведение опытно-промышленной эксплуатации программного обеспечения, а также за обеспечение методологического сопровождения в период проведения опытно-промышленной эксплуатации Управление регистрации и учёта налогоплательщиков (Д.Е. Кузьмичев).

5. Управлению регистрации и учёта налогоплательщиков (Д.Е. Кузьмичев), Управлению информационных технологий (В.П. Кулешов), Управлению модернизации налоговых органов (П.Ф. Лабазнов), Управлению информационной безопасности (А.Н. Соловьев), Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (В.А. Суховецкий), ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (г. Москва) (Р.В. Филимошин), МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (Л.А. Волкова), МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (А.А. Прядкина), ИФНС России по г. Москве N 47 (Г.Г. Мостова), УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (О.А. Литова) обеспечить проведение опытно-промышленной эксплуатации программного обеспечения и выполнение Плана мероприятий.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по созданию, развитию, сопровождению и эксплуатации автоматизированных информационных систем Федеральной налоговой службы, включая информационно-вычислительную и телекоммуникационную инфраструктуру, средства информационной безопасности, - в части пункта 1 и заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы государственной регистрации и учета юридических и физических лиц, а также иностранных организаций и граждан, - в части пунктов 2, 3, 4, 5 настоящего приказа.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
Д.В. Егоров

Приложение N 1
к приказу ФНС России
от 23 апреля 2021 г. N ЕД-7-6/413@

Состав компонентов АИС "Налог-3"

N
п/п
Технологический процесс Компонент АИС "Налог-3"
1. 103.01.02.00.0210 "Учет иностранной организации в качестве крупнейшего налогоплательщика" Прикладная подсистема "Централизованный учет налогоплательщиков" (ПП ЦУН)
Подсистема централизованного ведения нормативно-справочной информации (ПП СЦВ НСИ)

УТВЕРЖДЕН
приказом ФНС России
от 23 апреля 2021 г. N ЕД-7-6/413@

План мероприятий по проведению опытно-промышленной эксплуатации прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего функции учета иностранных организаций в качестве крупнейших налогоплательщиков в соответствии с положениями приказа ФНС России от 27.09.2019 N ММВ-7-22/487@ "О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ и приказ ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06-308@" (технологический процесс 103.01.02.00.0210. "Учет иностранной организации в качестве крупнейшего налогоплательщика")

N
п/п
Мероприятие Ответственный исполнитель Срок исполнения
1. Направление в УИТ, УРУН, ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России информации (ФИО, должность, контактный телефон) об ответственных за проведение ОПЭ Участники ОПЭ 2 рабочих дня с даты утверждения настоящего Плана
2. Установка ПО на КПЭ АИС "Налог-3", направление информации о готовности ПО для проведения ОПЭ в УРУН, Участникам ОПЭ ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, Исполнитель ГК, УИТ ближайшая дата установки ПО в соответствии с графиком установки версий 26.04.2021
3. Подготовка сайтов технической поддержки для размещения заявок об ошибках, возникающих в ходе проведения ОПЭ (раздел "Вопросы, возникающие при ОЭ/Учет иностранной организации в качестве крупнейшего налогоплательщика" АИС "Налог-3", ТП 103.01.02.00.0210" и обеспечение доступа к сайтам технической поддержки УРУН, Участникам ОПЭ, УИТ, УМНО ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, Исполнитель ГК 2 рабочих дня с даты с даты утверждения настоящего Плана
4. Разработка сценария проведения ОПЭ, программы проведения ОПЭ (далее - Программа ОПЭ) и направление их участникам ОПЭ, Исполнителю ГК, ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, МИ ФНС России по ЦОД, УИТ, УМНО УРУН Исполнитель ГК 2 рабочих дня с даты утверждения настоящего Плана
5. Установка и настройка ПО на рабочих местах сотрудников, участвующих в проведении ОПЭ, в соответствии с РА ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России 1 рабочий день с даты исполнения пункта 4 настоящего Плана
6. Установка на КПЭ АИС "Налог-3" пользовательским ролям категорий пользователя согласно Программе ОПЭ и направление информации об этом УРУН, УИБ, ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, Участникам ОПЭ МИ ФНС России по ЦОД 5 дней с даты утверждения настоящего Плана
7. Организация предоставления доступа к ПО на КПЭ АИС "Налог-3" УРУН, Участникам ОПЭ УИБ, Исполнитель ГК, Участники ОПЭ 5 дней с даты утверждения настоящего Плана
8. Проверка на КПЭ АИС "Налог-3" работоспособности ПО в соответствии со сценарием и Программой ОПЭ, размещение на сайте технической поддержки ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России заявок по выявленным ошибкам Участники ОПЭ с даты исполнения пункта 6 настоящего Плана, но не позднее даты, указанной в пункте 15 настоящего плана
9. Направление промежуточных отчетов о работоспособности ПО в УРУН, УИТ и Исполнителю ГК Участники ОПЭ 06.05.2021
10. Устранение критичных замечаний, выявленных в ходе ОПЭ и отраженных в промежуточных отчетах о проведении ОПЭ, установка на (КПЭ АИС "Налог-3") доработанного ПО Исполнитель ГК 5 дней с даты поступления промежуточного отчета в рамках пункта 9 настоящего плана
11. Разработка - шаблонов доступа (при необходимости); - реестра рабочих мест пользователей ПО и направление вышеуказанных документов в УРУН (копия в УМНО, УИТ, МИ ФНС России по ЦОД N 2); - инструкций на рабочие места пользователей ПО, и их размещением в Глоссарии ФНС России (http://wiki.tax.nalog.ru) в соответствии с регламентом, утвержденным приказом ФНС России от 13.01.2021 N ЕД-7-12/8@); Участники ОПЭ 15 дней с даты исполнения пункта 2 настоящего Плана
12. Доработка и согласование шаблонов доступа (при необходимости). Направление в МИ ФНС по ЦОД и УИБ заявок на создание шаблонов доступа (при необходимости). Направление поручения об апробации разработанных инструкций на рабочие места Участникам ОЭ. Организация доработки и согласования разработанных инструкций на рабочие места в соответствии с пунктами 3.1.6-3.1.11 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 13.01.2021 N ЕД-7-12/8@ УРУН 1 рабочий день с даты исполнения пункта 11 настоящего Плана
13. Создание шаблонов доступа и направление информации об их создании в УРУН и Участникам ОПЭ (при необходимости) МИ ФНС России по ЦОД, УИБ 1 рабочий день с даты исполнения пункта 12 настоящего Плана
14. Апробация с доступом к ПО на основе шаблонов доступа на КПЭ АИС "Налог-3" разработанных инструкций на рабочие места, доработка инструкций на рабочие места в Глоссарии ФНС России (http:wiki.tax.nalog.ru) в соответствии с пунктами 3.1.6-3.1.11 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 13.01.2021 N ЕД-7-12/8@ Участники ОПЭ В соответствии со сроками, предусмотренными пунктами 3.1.6-3.1.11 регламента
15. Направление: - акта о завершении ОПЭ с перечнем всех выявленных в ходе ОПЭ замечаний к ПО в УРУН, УИТ Участники ОПЭ 20.05.2021
16. Обобщение, анализ и согласование результатов ОПЭ на основе актов о завершении ОПЭ. Подготовка и доведение до Исполнителя ГК и УИТ перечня критичных замечаний, подлежащих устранению в рамках ОПЭ, перечня отранжированных замечаний/ограничений и предложений по доработке ПО УРУН 1 рабочий день с даты исполнения пункта 15 настоящего Плана
17. Устранение замечаний, выявленных в ходе ОПЭ, установка на КПЭ АИС "Налог-3" доработанного ПО и направление в УРУН и УИТ отчета о выполненных доработках ПО в рамках ОПЭ с заключением об устранении всех критичных замечаний, подлежащих устранению в рамках ОПЭ Исполнитель ГК, ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России 1 рабочий день с даты исполнения пункта 16 настоящего Плана
18. Проверка устранения критичных замечаний и представление в УИТ и УРУН заключения об устранении всех критичных замечаний Участники ОПЭ 1 рабочий день с даты исполнения пункта 17 настоящего Плана
19. Направление утвержденного заместителем руководителя ФНС России, курирующим УРУН, акта об итогах ОПЭ (с подтверждением устранения всех критичных замечаний) в УИТ и УМНО УРУН 1 рабочий день с даты исполнения пункта 18 настоящего Плана
20. Утверждение доработанной по итогам ОПЭ проектной документации (при необходимости) УРУН, УИТ 5 рабочих дней с даты исполнения пункта 19 настоящего Плана
21. Подготовка и утверждение приказа о вводе ПО в ПЭ УИТ, УРУН, УМНО 5 рабочих дней с даты исполнения пункта 19 настоящего Плана

АИС "Налог-3" - Единая информационная система ФНС России, обеспечивающая автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506;

ГК - государственный контракт на развитие прикладного программного обеспечения ФНС России (АИС "Налог-3") (третья очередь) от 20.08.2020 N 5-6-02/118;

КПЭ АИС "Налог-3" - контур промышленной эксплуатации АИС "Налог-3";

МИ ФНС России по ЦОД - Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных;

ОПЭ - опытно-промышленная эксплуатация ПО;

ПО - прикладное программное обеспечение АИС "Налог-3", реализующего функции учета новой категории иностранных граждан, получающих доход в РФ, в соответствии с положениями Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации";

ПЭ - промышленная эксплуатация;

РА - руководство администратора;

УИБ - Управление информационной безопасности;

УИТ - Управление информационных технологий;

УМНО - Управление модернизации налоговых органов;

УРУН - Управление регистрации и учёта налогоплательщиков;

Участники ОПЭ - МИ ФНС России по КН N 1, МРИ ФНС России по КН N 2, ИФНС России по г. Москве N 47, УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре;

ФИО - фамилия, имя, отчество;

ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России - Федеральное казенное учреждение "Налог-Сервис" Федеральной налоговой службы.

Обзор документа

Запущена опытно-промышленная эксплуатация прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего функции учета иностранных организаций в качестве крупнейших налогоплательщиков.

На повестке дня 40-страничный документ, который называется «План деятельности ФНС России на 2021 год». Этот План был утвержден Министерством финансов только 19 февраля 2021 года, и совсем недавно он появился в открытом доступе. Я внимательнейшим образом все 40 страниц проштудировал, и некоторые вещи вам из этого Плана процитирую. Советую дочитать статью до конца, потому что самое интересное припасено напоследок.

План деятельности ФНС России на 2021 год

Этот План деятельности ФНС России касается любых более-менее взрослых физических лиц, у которых есть какая-нибудь банковская карта. Также этот План касается всех бизнесменов. То есть этот План охватывает всех нас.

На что направлен План?

План направлен на развитие системы налогового администрирования, на развитие налоговой и таможенной системы и регулирование производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров.

При этом первый раздел Плана посвящен, конечно же, налоговому контролю.

«Организация и проведение налогового контроля налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов с применением аналитических инструментов, выявление сокрытой налоговой базы и недостоверной информации при расчете налогов, сборов и страховых взносов».

Все эти системы направлены на то, чтобы аналитическим путем выявлять сокрытую налоговую базу и взыскивать соответствующие недоимки, пени и штрафы.

Будет сделана «Актуализация и совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе разработка предложений по внесению изменений в соглашения Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти, правоохранительными органами и др. по вопросу противодействия от уклонения уплаты налогов».

Есть соглашение между ФНС и правоохранительными органами, согласно которому они должны информацией друг с другом делиться. Например, налоговики должны немедленно передавать информацию, если у вас сумма недоимки тянет на уголовное преступление. А полиция должны делиться своей информацией. Эта работа будет продолжена и усовершенствована.

И аналогично будет проведена совместная работа по выявлению объектов налогообложения с ФТС. Чтобы в результате этой аналитической работы от налоговиков не ушла ни одна копейка.

«Реализация отраслевых проектов по пресечению незаконных схем уклонения от уплаты налогов в сельскохозяйственной отрасли, а также в сфере осуществления автомобильных грузоперевозок и транспортно-экспедиционного обслуживания».

Вспоминаю, когда 2 - 3 года назад они взялись за клининговые компании. И у меня тогда спрашивали: «Кто будет следующим?» Я тогда назвал эти 3 отрасли, также еще называл строительный бизнес. Почему-то строительный бизнес упущен. Должны были заняться и строительным бизнесом тоже.

Дальше усовершенствуют налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Здесь будет мониторинг и соответствующие разъяснение Минфина. Также нас ждет проведение проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Про АИС «Налог-3»

«Внедрение в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения АИС «Налог-3» в части реализации дашборда по управленческой отчетности и прикладной подсистемы «Экспедитор данных».

Что из себя представляет система АИС «Налог-3», а также что такое дашборд и подсистема «Экспедитор данных»? В АИС «Налог-3» можно найти абсолютно всю информацию о физических лицах, юридических лицах, ИП-шниках, по оборотам, доходам, расходам, налоговым платежам, вся история взаимосвязей и т. д.

А дашборд – это панель управления. И эта панель управления будет усовершенствована так, чтобы министерства и ведомства с помощью подсистемы «Экспедитор данных» могли более эффективно за вами наблюдать. И это будет запущено в промышленную эксплуатацию в 2021 году.

Следующее, что будет запущено в промышленную эксплуатацию, касается бухгалтерской отчетности в АИС «Налог-3».

«Развитие прикладного программного обеспечения АИС “Налог-3”, реализующего функции государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ресурс БФО) путем дополнения в ресурс БФО бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год».

Это будет введено, чтобы все министерства и ведомства видели всех как на ладони.

Давайте посмотрим, что у нас дальше.

«Разработка “Аналитического портала ФНС России” на официальном сайте ФНС России для отражения индикаторов эффективности работы ФНС России и налоговых индикаторов развития экономики на основании официальных данных, полученных в процессе администрирования».

И все то, что я перечислил, делается, чтобы вам, бизнесменам, стало легче. Давайте теперь взглянем на следующий раздел.

«Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля»

То есть нас всех будут подвергать риск-анализу и дистанционному автоматическому контролю. Для этого, внимание, запланировано кое-что интересное.

«Повышение качества налогового администрирования в части проведения дистанционного автоматизированного контроля. Обеспечение полноты учета выручки в целях правильного формирования налогооблагаемой базы».

Это будет введено приказом ФНС России. Также эта система будет введена в промышленную эксплуатацию в рамках АИС «Налог-3».

«Ввод в промышленную эксплуатацию программного обеспечения АИС “Налог-3”, реализующего автоматизацию функции контроля за применением контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Полный автоматический контроль! А к этому будет подстыкована система, которая тоже в этом году вступит в промышленную эксплуатацию.

«Реализация мероприятий по созданию национальной системы прослеживаемости товаров».

И все, доходы контролируются в автоматическом режиме. Выручка торговых и розничных сетей контролируется, прослеживаемость контролируется. Все это стыкуется. Ну, кайф!

Дальше налоговики усовершенствуют план работы с ФССП по повышению эффективности взыскания задолженности по обязательным платежам.

Также будет создан единый государственный реестр арбитражных управляющих. И арбитражные управляющие подпадут под контроль налоговиков, чтобы никто не договорился с теми, кого они банкротят. Чтобы арбитражные управляющие качественно, в рамках субсидиарной ответственности, искали имущество. Система контроля арбитражных управляющих будет пристыкована к АИС «Налог-3» как подсистема.

Налоговики стыкуют разные модули, как космический корабль, наращивают объемы.

Аналогично будет введено в промышленную эксплуатацию программное обеспечение «Налоговые споры». Все тоже под козырьком теперь, налоговые споры будут под козырьком аналитиков из ФНС России, чтобы никто ни в коем случае там не мог договориться.

Дальше, коллеги. Также в промышленную эксплуатацию будет введена еще одна платформа.

«Автоматизация процесса досудебного обжалования на проведенные контрольно-надзорные мероприятия».

«Развитие платформы Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), расширение прозрачности процесса рассмотрения материалов жалобы на всех этапах ее «жизненного цикла», требование Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

«Разработка автоматизированных методов контроля за исполнением организациями финансового рынка положений главы 20.1 НК РФ «Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)».

Как я уже говорил, банки потихоньку начнут обмениваться информацией с налоговиками. И начнут с этого. Дальше поговорим о том, что автоматический обмен банковской информацией с налоговиками к концу года будет запущен. Я об этом сто раз уже говорил. Может быть, кто-то думал, что я шучу. Нет, я не шутил. Я об этом знал еще в прошлом году.

Пока что это были цветочки. Ягодки будут дальше. Я же обещал ответить на вопрос: «Зачем все это делается?» Все, что я читал, это, конечно же, приведет к более качественному обслуживанию налогоплательщиков, и в разделе «Организация работы с налогоплательщиками» запланировано многое.

«Обеспечение функционирования мониторинга, контроля качества и оценки результатов предоставления государственных услуг с сохранением уровня удовлетворенности не менее 90 процентов в 2020 году».

То есть налогоплательщики, будет удовлетворены качеством работы, услуг, предоставляемых ФНС России благодаря всем этим системам, не меньше чем на 90 %. Или еще одно хорошее дело от налоговиков:

«Проведение Дня открытых дверей по информированию граждан о законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, порядке и сроках уплаты налога на доходы физических лиц (в случае улучшения ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции)».

Это же здорово, что налоговики будут информировать, как платить налоги.

С 1 июля 2021 года будет утвержден формат электронной доверенности. Если декларация подписана не директором, то у подписавшего должна быть электронная доверенность, иначе у вас не примут декларацию.

Или, например, налоговики, придумали еще одну подсистему:

«Внедрение прикладной подсистемы “УСН-онлайн”, реализующей возможность аналитического учета доходов в оперативном режиме и исключения обязанности предоставления налоговой декларации субъектами МСП».

Все, за нас посчитают все налоги. Кнопку нажал, все списали.

Добрались наконец до конца документа. Эту информацию прочитайте внимательно. Это коснется всех вас. И в 2021 году это будет введено, внимание, в промышленную эксплуатацию.

«Создание цифровой платформы для обмена сведениями о налогоплательщике при оказании финансовых и иных услуг».

А кто оказывает нам финансовые и иные услуги? Банки. Но речь тут идет не только о них. Тут еще и иные услуги указаны. Какие? Не сказано. Может быть, услуги ломбардов и лизинговых компаний. Я не знаю, что они имеют в виду. Но с банками точно с 2021 года заработает цифровая платформа для обмена сведениями о налогоплательщике.

И естественно, налоговики, с помощью этой цифровой платформы начнут получать всю нужную им информацию о налогоплательщиках (физических и юридических лицах). Если, например, будут вопросы о происхождении денег на вашей карте, робот выставит требование дать пояснения. И если ваши требования не удовлетворят налоговиков, то вас ждут санкции и штрафы.

Аналогично будет контролироваться крипта и электронные деньги. Эти системы будут запущены и введены в промышленную эксплуатацию в этом году.

«Создание цифровой аналитической платформы и передачи данных в органы государственной власти».

Отлично! То есть будет запущена цифровая платформа по сбору данных, как минимум, от организаций, оказывающих финансовые услуги, то есть от банков. А затем вся эта информация будет доступна органам государственной власти.

Для меня тут вообще ничего нового. Но для вас, возможно, есть новинки. Еще одна система будет запущена в опытную эксплуатацию.

«Развитие электронного документооборота в хозяйственной деятельности, в том числе перевод в электронную форму выставляемых хозяйствующими субъектами счетов-фактур».

Я вам больше скажу, планируется в ближайшие пару лет стандартизировать вообще все документы во всех организациях. И после этой стандартизации, когда система будет запущена, налоговики получат доступ к вашим «внутренностям».

И как нам уже было объявлено (первый раз это было еще в апреле 2018 года) господином Мишустиным: «Мы сможем взимать налоги самостоятельно, без участия налогоплательщиков буквально с каждой транзакции». Я не цитирую Мишустина, но идею воспроизвел точно.

Ну, что вам еще сказать? Ну, конечно же, в эксплуатацию будет запущена «Автоматизация процессов налогообложения физических лиц с доходов в виде процентов по банковским вкладам». Ну, здоров же! Чик – денежку забрали. Кайф!

«Создание программного обеспечения и ИТ-инфраструктуры Ведомственного центра ФНС России».

Супер, у нас будет создан целый ведомственный центр.

«Развитие обеспечивающей подсистемы “Большой мониторинг” (ОП БМ) АИС «Налог-3».

Честно, не знаю, что имеется в виду под системой «Большой мониторинг». Не знаю. Вот это для меня новое. Честно вам скажу.

Будет создана АИС «Налог-4». Тоже не знаю, что в ней будет.

«Разработка концепции автоматизированной информационной системы ФНС России четвертого поколения в условиях динамического внешнего окружения с учетом применения технологий импортозамещения».

Ну, наверное, хватит. Я коротко ознакомил вас с Планом деятельности ФНС России на 2021 год, утвержденным Министерством финансов.

И мы с вами видим, что все цели направлены на автоматический электронный цифровой налоговый контроль. Я не хочу за вас делать выводы. Мне, наоборот, интересно ваше мнение. Почитайте и напишите свое мнение в комментарии. Мы с вами прекрасно понимаем, к чему все эти системы контроля введут.

Добавьте сюда все новые законы о контроле НДС, о стыковке счетов-фактур и деклараций по НДС с прослеживаемостью товаров. Добавьте сюда маркировку всего и вся. И все это будет встроено вот в эти подсистемы, системы.

Федеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала план деятельности на 2021 год, утвержденный министром финансов Антоном Силуановым (.pdf). План содержит порядка 100 мероприятий, среди них совершенствование платформы по взаимодействию с банками, разработка новой версии автоматизированной информационной системы «Налог-4», создание системы передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы.

В частности, ФНС планирует ввести в эксплуатацию цифровую платформу оценки налогоплательщиков на основании налоговых данных при оказании им финансовых (в том числе банковских) услуг. Сервис поможет банкам и их клиентам — в том числе потенциально ускорит и удешевит предоставление кредитных продуктов, утверждают опрошенные РБК представители банков. Однако есть и риски — например, утечки персональных данных, предупредили эксперты.

Досье банковских клиентов

Цифровая платформа ФНС для взаимодействия с банками уже функционирует, уточнили РБК в пресс-службе ФНС. Она построена на технологии распределенного реестра (блокчейн), когда каждый участник процесса работает с данными своего узла в соответствии с присвоенной ему ролью. В 2020 году платформа использовалась для поддержки граждан и экономики страны от последствий COVID-19, говорят в ФНС, в частности позволяла ускорить выдачу льготных кредитов бизнесу. Банки обходились без дополнительных подтверждающих документов, за короткое время получая верифицированные данные о статусе заемщика из государственных реестров, администрируемых налоговой службой.

Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Как заявляет ФНС, ведущие банки предложили службе далее развивать платформу. Среди «наиболее востребованных» ФНС выделяет такие направления, как применение блокчейн-платформы для новых госпрограмм поддержки бизнеса, безбумажное предоставление услуг клиентам банков в рамках расчетно-кассового обслуживания и кредитования, а также «формирование досье клиента и профилирование его рисков».

ФНС обладает значительным массивом данных, которые позволят улучшить оценку рисков по розничным и корпоративным заемщикам, а также сократить бумажный документооборот с клиентами, пояснил РБК директор департамента розничных рисков банка «Зенит» Александр Шорников (по его словам, банк участвовал в обсуждении вопроса создания досье на заемщика на платформе ФНС). Если сервис ФНС будет бесплатным для банков, то возможно снижение стоимости и сроков оценки рисков — это, в свою очередь, ускорит и снизит стоимость кредитных продуктов для клиентов, считает Шорников.

Сервис позволит разгрузить банки и сократить бумажную волокиту — заемщикам не придется подавать документы в разные организации, поскольку их кредитный профиль будет доступен в рамках единой платформы, говорит старший юрист Deloitte Legal в СНГ Павел Баранов. У банков появится возможность (с согласия заемщика) оперативно получать данные из государственных информационных систем, быстрее проводить скоринг (оценку кредитоспособности клиентов. — РБК) и выносить кредитное решение, а клиентам, давшим согласие на проверку данных, не придется собирать документы для подтверждения доходов, указала пресс-служба Промсвязьбанка.

Фото:АГН «Москва»

Пресс-служба ВТБ сообщила РБК, что банк готов участвовать в проработке вопросов, связанных с обменом данными с ФНС, поскольку это поможет усовершенствовать риск-политику игроков банковского сектора. Банки уже получают сведения о кредитных историях клиентов «в рамках хорошо отлаженных процессов взаимодействия с бюро кредитных историй», добавили в ВТБ.

Весь массив информации, собранный налоговой службой о налогоплательщике, в том числе в результате мероприятий налогового контроля, может оказаться в распоряжении банков, говорит адвокат, старший юрист BGP Litigation Денис Савин. И это повышает вероятность утечки персональных данных налогоплательщиков, предупреждает партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова.

Не только ФНС начнет предоставлять свои данные о налогоплательщиках банкам — налоговики недавно получили право на доступ к информации, которую в банк предоставляет клиент (ранее она защищалась банковской тайной). В феврале 2021 года президент России подписал закон, который обязывает кредитные организации по мотивированному запросу предоставлять налоговикам копии паспортов клиентов, копии доверенностей на распоряжение денежными средствам, копии договора на открытие счета и т.д.

Корректировка мер поддержки бизнеса

В конце 2020 года у ФНС появился новый реестр — получателей господдержки среди субъектов малого и среднего предпринимательства. По данным службы, в 2020 году малому и среднему бизнесу была оказана финансовая поддержка на 377 млрд руб. Также в реестре есть сведения о консультационной, имущественной (например, льготы по арендным платежам) и информационной поддержке.

В 2021 году ФНС планирует внедрить «новую функциональность» при ведении этого реестра. «Новый аналитический сервис позволит на регулярной основе корректировать меры поддержки с учетом оценки их эффективности», — сообщила РБК пресс-служба ведомства. Сервис разрабатывается совместно с Минэкономразвития, пресс-служба которого это подтвердила. Это «часть работы по перестройке инструментов поддержки бизнеса», добавили в Минэкономразвития.

Фото:АГН «Москва»

Налоговая служба не уточнила, как новый сервис поможет оценивать эффективность мер господдержки малого бизнеса и в зависимости от этого корректировать их. В пандемическом 2020 году меры господдержки МСП приобрели особую значимость, и наделение ФНС новыми компетенциями выглядит логично, поскольку она во многих случаях является фактическим распределителем госпомощи, считает Павел Баранов.

ФНС как оператор больших данных в России

Налоговая служба планирует создать цифровую платформу для передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы, следует из ее плана деятельности в 2021 году. К административным данным, например, относятся данные онлайн-касс о продажах продуктов, собираемые ФНС. РБК уже сообщал, что Росстат планирует в 2021 году внедрение нового метода расчета инфляции — на основе первичных данных транзакций, передаваемых налоговиками.

Аналитическая платформа для электронного обмена данными с другими органами власти и иными потребителями данных находится на этапе проектирования, уточнили в ФНС. Служба будет поставлять сведения, содержащиеся в налоговых декларациях, о задолженностях, данные контрольно-кассовой техники, приводят примеры в пресс-службе ФНС. «Поставка данных будет осуществляться в автоматизированном режиме с учетом ограничений, предусмотренных нормативно-правовыми актами», — указали в ФНС. Помимо Росстата к работе над платформой уже подключился ряд региональных органов исполнительной власти, добавили там.

«В последнее время мы наблюдаем поступательное движение в сторону формирования в руках ФНС самого большого массива данных о физических и юридических лицах страны. Предоставление доступа к такой информации заинтересованным третьим лицам выгодно для последних, позволяя видеть всю картину при принятии ими государственных или коммерческих решений. Однако очевидно, что сами налогоплательщики такой вектор развития воспринимают негативно», — сказал РБК Денис Савин.

Новая система контроля за уплатой налогов

ФНС планирует в 2021 году разработать концепцию автоматизированной информационной системы (АИС) четвертого поколения «Налог-4» «с учетом применения технологий импортозамещения», говорится в плане. При этом только в 2019 году служба завершила внедрение автоматизированной системы налогового администрирования «Налог-3». Реализация АИС, которую сама ФНС называет «одной из крупнейших баз данных в мире», в прошлом коррелировала с ростом собираемости налога на добавленную стоимость (НДС) — система позволяет в автоматическом режиме проверять все цепочки уплаты НДС контрагентами.

Разработка концепции АИС «Налог-4», вероятно, будет в значительной степени ориентирована на внешнеэкономические сделки, особенно внутригрупповые, считает партнер налоговой практики МЭФ PKF Геннадий Тимоничев. «У ФНС появляется все больше информации по таким сделкам, чтобы можно было оценить соответствие формы операций их экономической сути», — говорит он.

Каждая следующая программа этой «линейки» создает все больше сложностей у компаний, утверждает Болдинова. Часто налогоплательщики получают запросы, требования и предложения доплатить в бюджет налоги в связи с деятельностью их контрагентов пятой, шестой очередей, так как это становится видно АИС, констатирует она.

Функционал новой АИС может значительно сократить число споров по поводу прочтения ст. 54.1 Налогового кодекса, определяющей критерии необоснованной налоговой выгоды, надеется Тимоничев. Бизнес считает, что эта статья часто используется налоговиками для чрезмерных «карательных» доначислений.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 5 марта 2021 г. N ЕД-7-1/173@

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ФНС РОССИИ

НА 2021 - 2023 ГОДЫ

В целях обеспечения актуализации Стратегической карты ФНС России на 2020 - 2024 гг., утвержденной приказом ФНС России от 13.12.2019 N ММВ-7-1/629@, на предстоящий 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, а также системного внедрения подходов стратегического планирования на основе программно-целевого метода приказываю:

1. Утвердить Стратегическую карту ФНС России на 2021 - 2023 годы (далее - Стратегическая карта) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Структурным подразделениям центрального аппарата ФНС России обеспечить ежегодное планирование деятельности по реализации мероприятий и контрольных событий Стратегической карты при подготовке предложений в проекты планов деятельности Федеральной налоговой службы.

3. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) и начальникам (исполняющим обязанности начальника) территориальных органов Федеральной налоговой службы довести настоящий приказ до сотрудников и обеспечить руководство им при осуществлении возложенных полномочий и планировании деятельности.

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ФНС РОССИИ НА 2021 - 2023 ГОДЫ

Миссия - высокое качество услуг и комфортные условия

для уплаты налогов при эффективном противодействии схемам

незаконного уклонения от уплаты налогов для обеспечения

справедливых и равных для всех условий ведения бизнеса

Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством

Задача 1.1. Развитие сервисов для налогоплательщиков

Задача 1.2. Сохранение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг не менее 90%

Задача 1.3. Развитие ФГИС "ЕГР ЗАГС"

Снижение издержек государственного управления

Задача 2.1. Обеспечение эффективного управления процессами ФНС России.

Задача 2.2. Контроль исполнения параметров бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов

Задача 2.3. Внедрение сервиса электронного взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Задача 2.4. Создание Единого реестра населения.

Задача 2.5. Внедрение института единого налогового счета (ЕНС).

Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации

Задача 3.1. Развитие администрирования имущественных налогов.

Задача 3.2. Создание аналитической подсистемы "Налоговые расходы".

Задача 3.3. Реализация системы налогового администрирования "под ключ" (техническая помощь и обмен опытом в области цифровизации налогового администрирования в рамках международного сотрудничества).

Задача 3.4. Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля.

Задача 3.5. Создание системы электронного документооборота.

Задача 3.6. Совершенствование системы контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства РФ.

Задача 3.7. Создание системы управления рисками

Задача 3.8. Реализация Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года N 93-р

Задача 3.9. Совершенствование налогового администрирования, совершенствование инструментов, используемых в целях повышения качества налогового контроля и выполнения надзорных функций

Задача 3.10. Обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами при реализации своих полномочий

Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры

Задача 4.1. Обеспечение автоматизированного выполнения процессов управления информационной безопасностью

Обеспечение равных для всех условий ведения бизнеса

Задача 5.1. Обеспечение достижения результатов национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" по вопросам, входящим в компетенцию ФНС России

Задача 5.2. Создание условий для развития блокчейн-технологий и криптоэкономики

Задача 5.3. Создание типовой технологии удостоверяющего центра

Укрепление и совершенствование кадрового потенциала

Задача 6.1. Повышение профессиональных и коммуникативных компетенций сотрудников налоговых органов

Задача 6.2. Развитие внутрикорпоративной культуры

приказом ФНС России

от "__" ________ 2021 года

Стратегическая карта ФНС России на 2021 - 2023 годы

ФНС рассказала CNews об общих принципах импортозамещения в ее информсистемах, а также о положении дел в АИС «Налог-3», указав при этом, когда можно ждать отказа от общесистемного ПО зарубежных вендоров, и с какими сложностями будет сопряжен этот процесс.

Импортозамещение системного ПО в ФНС

Как рассказали CNews в Федеральной налоговой службе (ФНС), переход ведомства на использование российского и открытого общесистемного ПО (ОС, СУБД и пр.) взамен зарубежного проприетарного софта, по его оценкам, возможен в перспективе 10 лет — при условии требуемого ресурсного обеспечения.

Столь существенные сроки в ФНС объясняют крайней сложностью подобного перехода — учитывая «масштабы службы, достигнутый на сегодняшний день высокий уровень автоматизации, а также необходимость непрерывного обеспечения эффективной контрольно-надзорной деятельности и высокого качества предоставления услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства».

В ФНС указывают, что уже сейчас при реализации новых проектов, к которым относится создание федеральной ГИС ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС; запущена в октябре 2018 г.) и Федеральной информационной адресной системы, а также при расширении функциональных возможностей АИС «Налог-3» применяются отечественные продукты, в том числе средства обеспечения информационной безопасности (более 98% российского или открытого ПО).

fns600.jpg

В частности процесс импортозамещения происходит с использованием открытой СУБД PostgreSQL и софта из Реестра отечественного ПО при Минкомсвязи: СУБД Postgres Pro Enterprise компании Postgres Professional, ОС «Альт Линукс СПТ 7.0 сервер» и «Альт Линукс СПТ 7.0 рабочая станция» для виртуальных машин компании «Базальт СПО», аналитической платформы компании «Полиматика», а также серверный софт компаний «Росплатформа» и «Тионикс» и др.

В ФНС отмечают, что ее стратегия по импортозамещению наряду с целями и задачами определяет ряд принципов ИТ-развития ведомства. Среди них — исключение ухудшения основных параметров и целевых показателей деятельности ФНС и рисков снижения уровня безопасности продуктов, сохранение (или повышение) уровня удобства использования ПО, функциональных характеристик ИТ-продуктов, уровня обеспечения нефункциональных требований (производительность, надежность), а также экономическая целесообразность и использование взвешенного риск-ориентированного подхода при выборе товаров и услуг.

Что используется сейчас

Вышеприведенные данные представители ФНС рассказали CNews в контексте запуска ведомством 30 марта 2020 г. очередного тендера на развитие АИС «Налог-3» (первая очередь 2020 г.) с начальной ценой контракта в 965,9 млн руб.

Напомним, АИС «Налог-3» представляет собой систему, обеспечивающую автоматизацию всей деятельности ФНС. С ее помощью осуществляется прием, обработка, предоставление данных и анализ информации, формирование информресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений для принятия управленческих решений, а также предоставление информации внешним потребителям.

В документации к вышеупомянутому тендеру ФНС помимо прочего ссылается на свой приказ от 18 января 2018 г. № ММВ-7-6/24@ «Об утверждении стратегии ФНС по импортозамещению ИТ-инфраструктуры и программного обеспечения, применяемых в АИС ФНС, с учетом перехода на преимущественное использование продуктов и решений отечественных производителей».

В принципе слово «импортозамещение» часто встречается в ТЗ и этого, и других аналогичных тендеров, касающихся развития «Налог-3» последних двух с лишним лет: «использовать импортозамещающие технологии в приоритетном порядке (при их наличии)», указано в отношении многих подсистем.

В то же время, сравнивая ТЗ вышеупомянутого тендера и аналогичного тендера трехлетней давности, запущенного ФНС 28 апреля 2017 г., обращает на себя фактически идентичный список системного ПО. Все те же (иногда новых версий) проприетарные зарубежные серверы баз данных Oracle Database и Microsoft SQL Server, операционные системы Solaris (Oracle), AIX (IBM) и Microsoft Windows, серверы приложений Apache Tomcat, ОС облачных вычислений VMware vSphere, платформы Cisco и Teradata и т. д.


Единственным заметным исключением стало упоминание в 2020 г. того факта, что теперь для формирования выходных документов на серверах приложений и рабочих станциях объектов автоматизации федерального, регионального и местного уровней установлены офисные приложения типа не только Microsoft, но и пакет «Мой офис» российской компании «Новые облачные технологии». Однако в отношении офисного ПО с конца 2019 г. закупки для госорганов централизованно осуществляются Минкомсвязи.

Импортозамещение в прикладных системах «Налог-3»

«Следует отметить, что все прикладное ПО (ППО) информационных систем ФНС, и в первую очередь ППО АИС «Налог-3», исторически является на 100% отечественными разработками (все права принадлежат Российской Федерации) », — заверили CNews в ведомстве. В качестве примера создания такого софта было приведено разрабатываемое ФНС прикладное программное обеспечение для Системы управления и мониторинга и Системы управления документами «Электронного архива».

«Службой также начаты работы по импортозамещению платформенных решений, использующихся ФНС (Система управления и мониторинга, Единый системный каталог), и переносу исходного кода приложений на открытый язык .NetCore, — добавляют в ФНС. — Эти работы рассчитаны на среднесрочный период в 3-5 лет».

Российское офисное ПО в ФНС

На тематике использования отечтвенного офисного ПО в ФНС собеседники CNews остановились отдельно. По их словам, в рамках подготовки к использованию вышеупомянутого «Моего офиса» были выполнены определенные доработки АИС «Налог-3».

«В соответствии с поручением Правительства от 1 сентября 2017 г. №АД-П10-5811, а также по итогам участия ФНС в 2017 г. в пилотном проекте Минкомсвязи по переходу на использование отечественного офисного ПО службой были представлены в министерство предложения о необходимости дообработки правообладателями их программных продуктов, — указывают в ведомстве. — ФНС совместно с российскими разработчиками ПО проводит на постоянной основе работы по тестированию программного обеспечения с предоставлением отчетов о его совместимости с АИС, включая такие программные продукты как ПО “Мой офис” и “Р7-офис”, ОС Red OS release MUROM (7,2 (x86-64))», ОС «Альт Линукс 8 СП”, ОС специального назначения AstraLinux Special Edition и др.».

Текущее состояние «Налог-3»

Как отмечается в техзадании последнего из тендеров в отношении АИС «Налог-3», к настоящему моменту ФНС уже были проведены мероприятия по созданию централизованной ИТ-инфраструктуры системы, выполнены работы по разработке и внедрению в промышленную эксплуатацию прикладного ПО функционального блока № 1 (регистрация и учет налогоплательщиков) и функционального блока № 2 (имущественные налоги физических лиц). Были выполнены работы по внедрению прикладного ПО функционального блока № 3 (функции налогового администрирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Также были осуществлены работы по миграции централизованных компонент и баз данных транзакционного и аналитического сегментов АИС «Налог-3» в систему ЦОДов.

На текущий момент основной площадкой для функционирования централизованных компонентов АИС «Налог-3» является федеральный ЦОД (ФЦОД) в подмосковной Дубне, резервной площадкой — ЦОД (РЦОД) в Городце Нижегородской области.

Читайте также: