Решение совета о налоге на имущество физических лиц

Опубликовано: 04.05.2024

Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ Налоговый кодекс РФ дополнен новой главой 32 «Налог на имущество физических лиц» с началом действия с 01.01.2015 г. Одновременно утрачивает силу Закон РСФСР от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

- жилой дом, в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;

- жилое помещение (квартира, комната);

- единый недвижимый комплекс;

- объект незавершенного строительства;

- иные здание, строение, сооружение, помещение.

При этом имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, объектом налогообложения не признается.

Налогоплательщики, налоговый период

Налогоплательщиками налога являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год.

Налоговая база

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется в следующем порядке:

1) в общем случае – исходя из кадастровой стоимости объекта, указанной в государственном кадастре недвижимости:

- по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом;

- по объектам, образованным в течение налогового периода, - на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет;

2) до установления в субъекте РФ единой даты начала применения кадастровой стоимости для исчисления налоговой базы – исходя из инвентаризационной стоимости объекта, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Примечание. Согласно п. 3 ст. 5 закона № 284-ФЗ, начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости не производится;

3) по объектам недвижимости, включенным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на основании принятого в субъекте РФ закона в перечень объектов, размещаемых на официальной сайте в порядке, установленном п. 7 ст. 378.2 НК РФ, - исходя из кадастровой стоимости. К таким объектам относятся административно-деловые и торговые центры (комплексы), помещения в них, а также с 01.01.2015 г. – жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Примечание. В настоящее время в Красноярском крае такой закон не принят.

Налоговые вычеты

Налоговые вычеты применяются в случаях, когда налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости. Для целей налогообложения кадастровая стоимость каждого объекта налогообложения уменьшается на:

- величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади квартиры;

- величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади комнаты;

- величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади жилого дома;

- на один миллион рублей в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом).

Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры налоговых вычетов.

При отрицательном значении налоговой базы (после применения вычетов) налоговая база принимается равной нулю.

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы, но не выше предельных значений, установленных ст. 406 НКРФ (см. таблицу 1).

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

- кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);

- вида объекта налогообложения;

- места нахождения объекта налогообложения;

- видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

Предельные размеры налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц

1. При определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта

(в процентах от налоговой базы)

Жилые дома, жилые помещения

Объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом

Единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом)

Гаражи и машино-места

Хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

* Примечание. Указанные налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Объекты налогообложения, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. руб.

Объекты, включенные уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в перечень в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ

2. При определении налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

(в процентах от налоговой базы)

До 300 000 руб. включительно

до 0,1 процента включительно

Свыше 300 000 до 500 000 руб. включительно

с выше 0,1 до 0,3 процента включительно

Свыше 500 000 руб.

свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

Налоговые льготы

Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого им в предпринимательской деятельности:

- квартиры или комнаты;

- гаража или машино-места.

Перечень лиц, которым предоставляются льготы по уплате налога на имущество, приведен в п. 1 ст. 407 НК РФ. В частности, к таким лицам относятся пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством.

Льготы также предоставляются:

- физическим лицам - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

- физическим лицам, осуществляющим профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования.

При этом налоговая льгота не предоставляется в отношении:

- объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

- административно-деловых и торговых центров и помещений в них, включенных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в перечень в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ.

Лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору. При этом лица, которым по состоянию на 31.12.2014 была предоставлена льгота в рамках Закона РФ № 2003-1, вправе не предоставлять в налоговый орган повторно заявление и документы (п. 4 ст. 3 закона № 284-ФЗ).

Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.

Определение суммы налога

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

По объектам, находящимся в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. По объектам, находящимся в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях.

Порядок и сроки уплаты налога

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. При этом направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.


15 февраля Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 10-П/2019 по делу о проверке конституционности ст. 402 НК РФ, которая, по мнению заявительницы, нарушает права налогоплательщика посредством закрепления возможности исчисления налога на имущество физических лиц исходя из его инвентаризационной стоимости.

Как ранее писала «АГ», в 2013 г. мать троих малолетних детей Ольга Низамова купила на окраине г. Барнаула дом для ведения личного подсобного хозяйства. Через три года налог на это имущество составил 47,5 тыс. руб. – эта сумма была рассчитана исходя из инвентаризационной стоимости дома с применением высокого диапазона налоговых ставок.

Гражданке не удалось добиться перерасчета налога в судебном порядке: суд первой инстанции и апелляция не нашли для этого оснований, поскольку в Алтайском крае не было принято решение об определении налоговой базы на основе кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В этой связи Ольга Низамова обратилась с жалобой в Конституционный Суд. Согласно оспариваемой норме до 1 января 2020 г. все субъекты РФ должны установить дату начала применения на своей территории расчета налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Если такое решение не принято, налог рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости.

Заявительница указала, что спорная норма противоречит ч. 2 ст. 6 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин на территории страны, обладая всеми правами и свободами, несет равные обязанности. Ольга Низамова полагает, что при равных обязанностях налоговая нагрузка на равноценное имущество не может многократно различаться лишь в зависимости от региона нахождения имущества.

Изучив обстоятельства дела, Конституционный Суд отметил, что гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» была введена в НК РФ в 2014 г., начала свое действие с 1 января 2015 г., а целью внесения изменений являлось «приближение оценки недвижимости для целей налогообложения к рыночной стоимости объектов недвижимости с применением методов массовой оценки на основе анализа рыночных цен» – до этого налог рассчитывался исходя из инвентаризационной стоимости имущества гражданина.

Спорная ст. 402 НК предусматривает поэтапный переход всех регионов России на расчет налога на основе кадастровой стоимости объекта налогообложения. По замыслу законодателя полный переход на такой расчет планируется завершить до 1 января 2020 г. Переходный период по общему правилу позволяет рассчитывать налог исходя из инвентаризационной стоимости имущества, если субъектом РФ не принят иной закон.

Конституционный Суд пояснил, что указанный переходный период не должен приводить к тому, чтобы граждане, обладая сопоставимым по рыночной стоимости жильем, платили совершенно разные налоги. Текущее законодательство не предполагает оспаривания (пересмотра) инвентаризационной стоимости объекта недвижимости с целью установления ее в размере, приближенном к рыночной стоимости. Это приводит к различиям в правовых возможностях налогоплательщиков добиваться корректировки налоговой базы по налогу на имущество физлиц путем ее определения исходя из рыночной стоимости в зависимости от того, находится налогооблагаемый объект недвижимости в субъекте РФ, перешедшем к определению налога исходя из его кадастровой стоимости, или нет. Во избежание нарушения прав налогоплательщиков необходимо сравнивать не только отдельные элементы налога, но и сопоставлять размеры налоговой обязанности в целом. Это делается путем учета всей налоговой базы, ставок и льгот.

Со ссылкой на собственную правовую позицию КС напомнил, что налогооблагаемая база по налогам на строения физлиц определяется как инвентаризационная стоимость, которая гораздо ниже рыночной, а налоговые ставки имеют свои максимальные и минимальные пределы, образуя прогрессивную шкалу. Если инвентаризационная стоимость недвижимости существенно не отличается от кадастровой или рыночной, а налоговые ставки значительно выше пороговых значений, применимых к кадастровой стоимости объекта, то размер налогового бремени конкретных налогоплательщиков может многократно превышать размер, исчисленный из кадастровой стоимости такого объекта недвижимости при условии его применения в конкретном регионе.

В связи с этим, указал Суд, если по конкретному объекту уже установлена кадастровая стоимость, хотя она еще официально не используется в субъекте РФ для целей налогообложения, целесообразно ее применение (при ее достоверности) с учетом соответствующего размера налоговой ставки. В ее отсутствие по решению инспекции или суда допустимо применение рыночной стоимости объекта недвижимости. Иное означало бы недопустимое отступление от принципов равенства и справедливости в сфере налогообложения.

С учетом изложенного КС признал оспариваемую норму не противоречащей Конституции, поскольку при разрешении налогового спора налогоплательщик вправе требовать использования кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующей налоговой ставки для расчета налога на имущество физлиц. Указанное право возникает, если налог, исчисленный исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно выше показателя, рассчитанного исходя из его кадастровой стоимости. В этой связи Конституционный Суд распорядился пересмотреть судебные решения по делу заявительницы, принятые на основе оспариваемой нормы, истолкованной вразрез с ее конституционно-правовым смыслом.

Комментируя постановление, адвокат, руководитель практики налоговых споров адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Алексей Пауль отметил, что позиция КС направлена на обеспечение реализации принципа справедливости в налоговой сфере (хотя он прямо не закреплен в НК РФ) и, в частности, соразмерности налогообложения.

«Постановление способно защитить налогоплательщиков в тех случаях, когда инвентаризационная стоимость недвижимого имущества оказалась существенно выше кадастровой (рыночной). Фактически КС закрепил дополнительные правовые возможности для таких налогоплательщиков, которые прямо не следуют из норм налогового законодательства», – пояснил эксперт.

В то же время, по мнению Алексея Пауля, сложно сказать, насколько указанный механизм будет востребован на практике. «С одной стороны, не так много случаев, когда инвентаризационная стоимость выше кадастровой (рыночной), на что прямо указывается в постановлении КС РФ. С другой стороны, сама процедура доказывания может вызвать сложности, так как применение кадастровой (рыночной) стоимости возможно лишь при разрешении налогового спора и если сумма налога, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой (рыночной) стоимости», – считает Алексей Пауль.

Юрист практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры» Константин Клошко также положительно оценил постановление: «Это очередной пример устранения пробелов законодательного регулирования и правоприменительной практики путем толкования правовых норм высшей судебной инстанцией. Безусловным и единственно верным видится применение в налогообложении принципов равенства, справедливости и экономической обоснованности, ограничивающих допускаемое законом усмотрение и сдерживающих неоправданные фискальные притязания государства, а также позволяющих устранить различия в правовых возможностях налогоплательщиков и не допустить необоснованного увеличения размера налоговых обязательств».

По мнению эксперта, выявленный судом конституционно-правовой смысл норм ст. 402 НК РФ, позволяющий в качестве способа защиты права в индивидуальном порядке требовать установления стоимости объекта недвижимости в размере, приближенном к его рыночной стоимости, унифицирует правоприменительную практику по соответствующим спорам. «Более того, представляется, что данный подход должен применяться в отношении имущества любого хозяйствующего субъекта. При этом вызывает настороженность упомянутый судом элемент существенности разницы сумм налога при оценке применимости того или иного вида стоимости объекта, поскольку на практике такой элемент вполне может превратиться в обязательный критерий», – отметил Константин Клошко.

Алина Сокол

Картинка на тему Налог на имущество физ. лиц

Налог на имущество физических лиц являет собой финансовое обременение, установленное и используемое на территории определенного субъекта (МО). Носителем налоговых обязательств выступают физлица, которые наделены правом собственности в отношении налогооблагаемого объекта.

Обратите внимание: обязательства по уплате пошлины касаются всех собственников, несмотря на их возрастную категорию. За владельцев, не достигших 18-ти лет, осуществлять внесение платежей полагается их законным представителям (родители, опекуны, пр.).

Ранее размер налога зависел от инвентаризационной стоимости объекта (ИС). Однако с начала 2015 г. Кодекс (гл. 32) определяет иной способ исчисления, в котором не последнюю роль играет кадастровая стоимость имущества (КС). Всем МО предписано начать использовать данную систему до 2020 г.

Объекты налогообложения

Согласно положениям ст. 401 НК РФ, налог на имущество физических лиц в 2018 году должны уплачивать владельцы нижеуказанных объектов:

  1. Жилая недвижимость (квартира, дом, комната).
  2. Гараж, парковочное место.
  3. Коммерческий комплекс.
  4. Строящийся объект.
  5. Иное.

В данный перечень не входят помещения общего пользования в многоэтажном жилье.

Важный нюанс: если постройка находится на территории, регламентированной как земля под ИЖС, подсобное хозяйство и пр., она также считается жилой недвижимостью.

Ставки налога на имущество

Определением ставки налогообложения занимаются местные власти в каждом отдельно взятом МО. Тем не менее, они должны оставаться в рамках тех значений, которые регламентированы на федеральном уровне.

В текущем году имущественный налог определен такой ставкой:

  • 0,1% - актуально для жилого помещения, либо для постройки небольшой площади (в пределах 50 кв. м.).
  • 2 % - применимо, если кадастровая ценность имущества не выходит за рамки 300 млн. руб.
  • 0,5 % - для иных объектов, находящихся на территории РФ.

Если на местном уровне ставки налога не обозначены, значит, в отношении владельцев имущества в данном МО действуют указанные выше показатели.

Использование ИС объекта устанавливает следующие ставки для расчета размера налога:

  • Менее 0,1 % для имущества дешевле 300 тыс. руб.
  • 0,1 – 0,3 %, если цена варьируется в рамках 300 – 500 тыс. руб.
  • 0,3 – 2,0 %, если объект дороже 500 тыс. руб.

Важное уточнение: при указанном способе расчета во внимание принимается исключительно материальная ценность недвижимости, но не разновидность или целевое назначение объекта.

Как рассчитывается имущественный налог?

Исчисление размера обязательной пошлины осуществляет налоговая инспекция. Она же направляет физлицу соответствующее уведомление.

В разных субъектах страны налог на имущество физических лиц в 2018 году вычисляется с учетом либо инвентаризационной, либо кадастровой стоимости объекта.

Последняя должна быть подтверждена до 01.12 текущего года соответствующим опубликованным нормативным документом. Если проигнорировать данное правило, в рамках конкретного МО расчет за 2018 г. будет осуществляться, исходя из ИС недвижимости.

Пример расчета налога на имущество по кадастровой стоимости

Если имеет место использование КС в качестве основания для определения пошлины, в отношении разных по типу объектов недвижимости предусмотрены некоторые тонкости формирования налоговой базы.

На основании типа объекта собственнику полагается налоговый вычет на КС:

  • Комната – 10 кв. м.
  • Квартира – 20 кв. м.
  • Жилой дом – 50 кв. м.

Имущественная пошлина определяется по такой схеме:

КС – кадастровая стоимость (ознакомиться с информацией можно в Федеральной службе регистрации и кадастра);

ИВ – имущественный вычет;

РД – размер доли (применимо для исчисления пошлины индивидуально по каждому долевому собственнику с учетом его доли);

СН – используемая ставка.

Если объект оформлен в совместную собственность, пошлина одинакова для каждого владельца.

Расчёт налога на имущество по инвентаризационной стоимости

Если до начала действующего года в качестве оснований для исчисления не была выбрана кадастровая ценность, налог на имущество физических лиц за 2018 год будет сформирован по формуле:

Если носитель налоговых обязательств располагает несколькими объектами в пределах одного МО, в котором регламентирована единая ставка, пошлина будет рассчитываться с общей ИС всей недвижимости.

Если на территории одного МО действуют разные ставки в зависимости от типа объекта (жилой, не жилой и пр.) или иных параметров, расчет пошлины производится с общей ИС каждого типа недвижимости.

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество

Расчет налога можно осуществлять, ориентируясь на инвентаризационную или кадастровую стоимость объектов налогообложения. Если законодательно в конкретном субъекте выбран второй вариант, то учитываться будет ценность имущества на 1 января 2018 г.

Важно: если данный порядок применяется с начала текущего года, имущественный налог в 2018 году должен рассчитываться с учетом «переходного этапа». Последнее означает, что в ходе первых 3-х налоговых периодов для вычисления суммы пошлины актуальна нижеуказанная формула:

Н – итоговый размер пошлины, которую необходимо оплатить;

Н1 - пошлина, рассчитанная на основании КС;

Н2 - сумма налога на объект, рассчитанная на основании инвентаризационной стоимости (учитывается последний налоговый период), либо размер пошлины, начисленный за 2014 год по тому же объекту (если расчет с учетом кадастровой ценности начал применяться с 1.01.2015 г.);

К – варьируемый коэффициент, значение которого представлено ниже:

  • 0,2 - актуально в 1-й налоговый период, когда порядок расчета налога в конкретном МО или городе федеральной значимости учитывает КС объекта.
  • 0,4 – актуально для 2-го периода времени.
  • 0,6 – актуально для 3-го периода.

В остальные периоды исчисление осуществляется в общем порядке.

Если рассчитанная сумма пошлины (ориентированная на кадастровую стоимость объекта) больше относительно предыдущего налогового периода в совокупности с коэффициентом 1,1, собственнику предписано уплачивать сумму налога, меньшую из двух обозначенных. Данное правило действует, начиная с 3-го налогового периода.

Когда основанием для расчета выступает инвентаризационная ценность, при исчислении размера налога применимы последние сведения о ней, полученные инспекцией до 1.03.2013 г.

Налог, начисленный за действующий год, предписано оплатить в срок до 1.12.2019 г, вне зависимости от территориального расположения. В противном случае неплательщику за каждый просроченный день грозит штраф, сумма которого равна 1/300 от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Обратите внимание: инспекция вправе уведомить трудовую организацию должника и взыскать с последнего задолженность в счет зарплаты.

Льготы для физических лиц

Имущественный налог, который предписано платить физлицам, не взимается с некоторых категорий граждан. Вот они:

  • Герои СССР, Герои России, получатели ордена Славы всех степеней.
  • Нетрудоспособные граждане (1-я, 2-я группа).
  • Лица с врожденной нетрудоспособностью.
  • Участники военных операций.
  • Служащие ВМФ, Советской Армии, ОВД и пр. по добровольному найму, которые являлись штатными сотрудниками организаций, причисленных к составу действующей армии во времена ВОВ.
  • Лица, в ходе военных действий пребывавшие на территории, оборону которой причисляют в выслугу лет для назначения пенсионных выплат на льготных основаниях.
  • Семьи, кормилец которых погиб во время несения воинской службы.
  • Семьи, чьи родные погибли в ходе исполнения служебного долга.
  • Лица, не менее 20-ти лет посвящавшие себя службе в армии, отправленные на пенсию ввиду достижения соответствующего возраста.
  • Граждане, которые вправе рассчитывать на социальную поддержку (согласно Закону РФ № 1244-1, ФЗ № 175, ФЗ № 2).
  • Лица, напрямую участвующие в тестировании ядерного оружия и устранении последствий технологических катастроф на стратегически важных точках.
  • Лица, пострадавшие в результате работ, напрямую или косвенно связанных с космической техникой и ядерными установками.
  • Лица преклонных лет (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), которым законодательно полагается ежемесячная финансовая поддержка.
  • Лица, трудовая деятельность которых имеет непосредственное отношению к творчеству и выполняется в специализированном месте (студия, галерея, концертный зал и пр.).
  • Владельцы помещений площадью менее 50 кв. м. Последние должны быть построены на территориях, предназначенных под садоводство и подсобное хозяйство для личного использования.

Важно: чтобы воспользоваться правом на льготу, гражданину предписано подать в налоговую инстанцию соответствующее заявление. Бумагу требуется подкрепить сопроводительными документами. В автоматическом режиме снятие налоговых обязательств не осуществляется.

Подача прошения ранее 1.11 этого года позволит получить льготу за действующий налоговый период. Обратившийся должен заранее выбрать объект недвижимости, в отношении которого будет использована льгота (если их несколько). Если выбор не сделан, за основу будет взята недвижимость с наибольшей ставкой.

C 1 января 2015 года вступила в силу новая глава 32 Налогового кодекса РФ «Налог на имущество физических лиц». Советом городского округа город Уфа в соответствии с главой 32 принято решение от 26.11.2014 № 37/4 (в ред. от 03.11.2015) «О налоге на имущество физических лиц».

О налоге на имущество физических лиц

C 1 января 2015 года вступила в силу новая глава 32 Налогового кодекса РФ «Налог на имущество физических лиц» (далее – НК РФ). Советом городского округа город Уфа в соответствии с главой 32 принято решение от 26.11.2014 № 37/4 (в ред. от 03.11.2015) «О налоге на имущество физических лиц».

За 2015 год и далее налог на имущество физических лиц будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Ранее - исходя из инвентаризационной стоимости имущества.

Объектами налогообложения, как и прежде, являются жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, иные здания, строения, помещения, принадлежащие физическому лицу на праве собственности, а также новые объекты налогообложения: машино-место, объект незавершенного строительства и единый недвижимый комплекс.

При исчислении налога по кадастровой стоимости в расчет берется кадастровая стоимость объекта, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Она уменьшается на следующие налоговые вычеты :

- по квартире – на стоимость 20 кв. м ее общей площади;

- по комнате – на стоимость 10 кв. м ее общей площади;

- по жилому дому – на стоимость 50 кв. м его общей площади;

- по единому недвижимому комплексу, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом) - на 1 млн. рублей.

Например, если гражданин является владельцем квартиры площадью 80 кв.м, вычет по квартире составляет 20 кв.м, заплатить налог придется с площади 60 кв.м. По жилому дому площадью 120 кв.м, налог будет исчисляться с 70 кв.м дома.

Обращаем внимание, что в течение первых четырех лет с момента введения налога предусмотрено постепенное повышение налоговой нагрузки путем применения понижающих коэффициентов:

- за 2015 год - 0,2;

- за 2016 год - 0,4;

- за 2017 год - 0,6;

- за 2018 год - 0,8 (п. 8 ст. 408 гл. 32 НК РФ).

Для расчета налога от кадастровой стоимости применяется следующая формула:

Н - сумма налога, подлежащая уплате;

Н1- сумма налога, исходя из кадастровой стоимости;

Н2 - сумма налога, исходя из инвентаризационной стоимости;

К – понижающий коэффициент для соответствующего года.

С 2019 года налог от кадастровой стоимости будет уплачиваться в полном объеме.

Все действующие сейчас льготы сохраняются, в том числе для пенсионеров. Но порядок применения льгот изменился. Сейчас льготники вообще не платят налог. С 2016 года они могут не платить налог вне зависимости от количества оснований только в отношении 1 объекта каждого вида:

1. квартиры или комнаты;

3. гаража или машино – места;

4. помещений, указанных в подп. 14. п. 1 ст. 407 НК РФ (творческие мастерские, студии и т.д.);

5. хозяйственных строений или сооружений, площадью не более 50 кв. м., указанных в подп. 15. п. 1 ст. 407 НК РФ.

Например, пенсионер – инвалид второй группы (льготник по двум основаниям – инвалид и пенсионер) является собственником квартиры, комнаты, дачи, гаража и машино-места. Допустим, пенсионер решил применить льготу к гаражу, квартире и даче. Так, гараж и машино – место относятся к одному виду объектов налогообложения, квартира и комната – тоже один вид. Заплатить налог он должен будет за комнату и машино – место.

Решением Совета городского округа город Уфа, наряду со льготными категориями граждан, установленными Налоговым кодексом, освобождены от уплаты налога в отношении жилых помещений следующие граждане:

- родители (усыновители, опекуны, попечители), имеющие детей-инвалидов;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- родители (усыновители, опекуны, попечители) и дети в возрасте до 18 лет в многодетных семьях, имеющих трех и более детей.

Налог на имущество физических лиц за 2015 год, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря 2016 года.

Налоговые уведомления на уплату имущественных налогов будут направлены гражданам до середины октября 2016 года, то есть не позднее 30 рабочих дней до наступления срока уплаты.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости можно получить на официальном сайте филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан в разделе «Онлайн сервисы», в ссылке «Сведения об ОКС».

Узнать об особенностях нового порядка налогообложения имущества физических лиц, налоговых ставках, а также как получить сведения о размере кадастровой стоимости объекта недвижимости можно в разделе сайта ФНС России (www.nalog.ru) «Налог на имущество физических лиц 2016».

Со ставками налога на имущество физических лиц и льготами можно ознакомиться на сайте ФНС России в интернет - сервисе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

29 от 19.03.2020

Российская Федерация

Новгородская область Новгородский район

Совет депутатов Тёсово-Нетыльского сельского поселения

РЕШЕНИЕ

от 19.03.2020 № 29

пос.Тёсово-Нетыльский

О налоге на имущество физических лиц

В соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", областным законом от 23.10.2014 № 636-ОЗ «О дате начала применения на территории Новгородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости», руководствуясь Уставом Тёсово-Нетыльского сельского поселения

Совет депутатов Тёсово-Нетыльского сельского поселения

1.Установить и ввести в действие с 1 января 2020 года на территории Тёсово-Нетыльского сельского поселения Новгородского муниципального района Новгородской области налог на имущество физических лиц.

2.Установить, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

3.Установить налоговые ставки в следующих размерах:

ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ

Ставка налога (процентов)

Жилые дома, части жилых домов, квартир, части квартир, комнаты;

- объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

- единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы один жилой дом.

Хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

Гаражи и машино-места

Объекты, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ

В отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300,0млн.руб.

Прочие объекты налогообложения

4. Признать утратившим силу решение Совета депутатов Тёсово-Нетыльского сельского поселения от 17.10.2018 №210 "О налоге на имущество физических лиц на территории Тёсово-Нетыльского сельского поселения ".

5. Опубликовать настоящее решение в газете «Тёсово-Нетыльский официальный вестник» и разместить на официальном сайте Администрации Тёсово-Нетыльского сельского поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.new.tnadm.ru.

Председатель Совета депутатов А.А.Фадеев

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Читайте также: