Налоговый бенчмаркинг с м джаарбеков

Опубликовано: 25.04.2024

  • 208
  • 0
  • 0
  • fb2
  • rtf
  • txt
  • epub
  • pdf

Аннотация

В книге описана методика налогового бенчмаркинга, позволяющая анализировать основные финансовые показатели налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налогов, сравнивать их со среднеотраслевыми значениями, другими налогоплательщиками. Налоговый бенчмаркинг включает и ключевые показатели деятельности налогоплательщика, которые анализирует налоговая служба и использует при проведении налоговых проверок. Применение налогового бенчмаркинга позволяет выявить пути налоговой оптимизации, налоговые риски и значимые ошибки. Книга «Налоговый бенчмаркинг» входит в серию книг «Налоговая оптимизация» известного эксперта по налогообложению Джаарбекова Станислава.

Отзывы

Популярные книги

Китайское исследование. Результаты самого масштабного исследования связи питания и здоровья

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 35874
  • 4
  • 0

Колин Кэмпбелл, Томас Кэмпбелл Китайское исследование. Результаты самого масштабного исследования.

Китайское исследование. Результаты самого масштабного исследования связи питания и здоровья

Мятная сказка

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 92174
  • 54
  • 10

События книги разворачиваются вокруг мальчика, которого отдали в приют. Он быстро понимает, что с.

Мятная сказка

Дорогие друзья по чтению. Книга "Налоговый бенчмаркинг" Маратович Джаарбеков произведет достойное впечатление на любителя данного жанра. Очевидно, что проблемы, здесь затронутые, не потеряют своей актуальности ни во времени, ни в пространстве. Кажется невероятным, но совершенно отчетливо и в высшей степени успешно передано словами неуловимое, волшебное, редчайшее и крайне доброе настроение. В процессе чтения появляются отдельные домыслы и догадки, но связать все воедино невозможно, и лишь в конце все становится и на свои места. Диалоги героев интересны и содержательны благодаря их разным взглядам на мир и отличием характеров. С первых строк понимаешь, что ответ на загадку кроется в деталях, но лишь на последних страницах завеса поднимается и все становится на свои места. Существенную роль в успешном, красочном и динамичном окружающем мире сыграли умело подобранные зрительные образы. Произведение, благодаря мастерскому перу автора, наполнено тонкими и живыми психологическими портретами. В романе успешно осуществлена попытка связать события внешние с событиями внутренними, которые происходят внутри героев. В тексте находим много комизмов случающихся с персонажами, но эти насмешки веселые и безобидные, близки к умилению, а не злорадству. Гармоничное взаимодоплонение конфликтных эпизодов с внешней окружающей реальностью, лишний раз подтверждают талант и мастерство литературного гения. "Налоговый бенчмаркинг" Маратович Джаарбеков читать бесплатно онлайн можно неограниченное количество раз, здесь есть и философия, и история, и психология, и трагедия, и юмор…

Читать Налоговый бенчмаркинг

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0
  • 208
  • 0
  • 0

Новинки

После конца

  • 1
  • 0
  • 0

Думала, что на поверхности все окутано пылью и смогом, но буйство красок одичавшей природы с первых .

Здесь есть возможность читать онлайн «Джаарбеков Маратович: Налоговый бенчмаркинг» — ознакомительный отрывок электронной книги, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: samizdat / accounting / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Налоговый бенчмаркинг: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Налоговый бенчмаркинг»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Джаарбеков Маратович: другие книги автора

Кто написал Налоговый бенчмаркинг? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Налоговый бенчмаркинг — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Налоговый бенчмаркинг», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Налоговый бенчмаркинг

Бенчмаркином называют сравнение показателей ключевых бизнес-процессов компании, с аналогичными показателями конкурентов. Как правило, для сравнения выбирают лучшие компании отрасли.

Этот подход может быть применен и к налоговым вопросам компании. Так, сравнение своих основных налоговых и финансовых показателей с аналогичными показателями конкурентов, среднеотраслевыми значениями чрезвычайно полезно. Это позволяет выявить недостатки и внутренние резервы налогового учета, понять, что и как делают конкуренты.

Налоговые органы применяют риск-ориентированный подход и также анализируют основные показатели компании и если они существенно отличаются от среднеотраслевых значений, то налоговики могут провести выездную налоговую проверку такой компании.

В этой книге мы рассмотрим показатели, которые можно использовать для налогового бенчмаркинга, источники информации, содержащие, в том числе, и среднеотраслевые значения таких показателей, а также практические вопросы организации такой работы в компании.

Налоговый бенчмаркинг может быть организован как регулярно повторяемая серия шагов (процедур). На мой взгляд, проводить налоговый бенчмаркинг следует в среднем один раз в год.

По результатам налогового бенчмаркинга появляются идеи, связанные с налоговым планированием, снижению выявленных налоговых рисков. Эти идеи реализуются в течение года, а затем процедура повторяется.

Такой подход позволяет организовать регулярное измерение ключевых показателей компании, связанных с налогообложением, выявлять налоговые резервы и налоговые риски, с минимальными затратами и на регулярной основе.

Методика налогового бенчмаркинга

Налоговый бенчмаркинг состоит из серии шагов. Результат каждого шага анализируется. По результатам всех процедур составляется отчет, в котором указываются проведенные процедуры, выявленные результаты, рекомендации по улучшению налоговых бизнес-процессов, рекомендуемые мероприятия налогового планирования, предложения по снижению налоговых рисков.

Одна из целей налогового бенчмаркинга – снизить налоговые риски, в том числе и риски внеплановых выездных налоговых проверок. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (приложение 1). Этим документом определены Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (п. 4 Приложения 1). ФНС РФ определила 12 таких критериев:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Описание книги "Налоговый бенчмаркинг"

Описание и краткое содержание "Налоговый бенчмаркинг" читать бесплатно онлайн.

В книге описана методика налогового бенчмаркинга, позволяющая анализировать основные финансовые показатели налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налогов, сравнивать их со среднеотраслевыми значениями, другими налогоплательщиками. Налоговый бенчмаркинг включает и ключевые показатели деятельности налогоплательщика, которые анализирует налоговая служба и использует при проведении налоговых проверок. Применение налогового бенчмаркинга позволяет выявить пути налоговой оптимизации, налоговые риски и значимые ошибки. Книга «Налоговый бенчмаркинг» входит в серию книг «Налоговая оптимизация» известного эксперта по налогообложению Джаарбекова Станислава.

Налоговый бенчмаркинг

Бенчмаркином называют сравнение показателей ключевых бизнес-процессов компании, с аналогичными показателями конкурентов. Как правило, для сравнения выбирают лучшие компании отрасли.

Этот подход может быть применен и к налоговым вопросам компании. Так, сравнение своих основных налоговых и финансовых показателей с аналогичными показателями конкурентов, среднеотраслевыми значениями чрезвычайно полезно. Это позволяет выявить недостатки и внутренние резервы налогового учета, понять, что и как делают конкуренты.

Налоговые органы применяют риск-ориентированный подход и также анализируют основные показатели компании и если они существенно отличаются от среднеотраслевых значений, то налоговики могут провести выездную налоговую проверку такой компании.

В этой книге мы рассмотрим показатели, которые можно использовать для налогового бенчмаркинга, источники информации, содержащие, в том числе, и среднеотраслевые значения таких показателей, а также практические вопросы организации такой работы в компании.

Налоговый бенчмаркинг может быть организован как регулярно повторяемая серия шагов (процедур). На мой взгляд, проводить налоговый бенчмаркинг следует в среднем один раз в год.

По результатам налогового бенчмаркинга появляются идеи, связанные с налоговым планированием, снижению выявленных налоговых рисков. Эти идеи реализуются в течение года, а затем процедура повторяется.

Такой подход позволяет организовать регулярное измерение ключевых показателей компании, связанных с налогообложением, выявлять налоговые резервы и налоговые риски, с минимальными затратами и на регулярной основе.

Методика налогового бенчмаркинга

Налоговый бенчмаркинг состоит из серии шагов. Результат каждого шага анализируется. По результатам всех процедур составляется отчет, в котором указываются проведенные процедуры, выявленные результаты, рекомендации по улучшению налоговых бизнес-процессов, рекомендуемые мероприятия налогового планирования, предложения по снижению налоговых рисков.

Одна из целей налогового бенчмаркинга – снизить налоговые риски, в том числе и риски внеплановых выездных налоговых проверок. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (приложение 1). Этим документом определены Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (п. 4 Приложения 1). ФНС РФ определила 12 таких критериев:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Среди указанных критериев ФНС РФ использует налоговую нагрузку (критерий 1), рентабельность (критерий 11). Эти показатели ФНС РФ ежегодно определяет по отраслям и доводит до всеобщего сведения в срок до 5 мая (п. 6 Приказа ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]).

Эти данные могут использоваться для проведения бенчмаркинга.

В приложении 2 вышеуказанные 12 критериев описаны более подробно.

Ознакомиться с текстом документа можно перейдя по ссылке на сайт ФНС РФ:

[битая ссылка] https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/

Шаг 1. Налоговая нагрузка

Прежде всего, нужно оценить уровень налоговой нагрузки налогоплательщика. Такая оценка позволит определить, много, мало или оптимально налогоплательщик уплачивает налогов (в сравнении с аналогичными налогоплательщиками).

Этот показатель анализирует налоговая служба и сравнивает его со среднеотраслевыми значениями. Если выяснится, что Ваша налоговая нагрузка существенно ниже среднеотраслевой, то налоговый орган может для начала запросить у Вас пояснения или же провести выездную налоговую проверку.

Поэтому настоятельно рекомендую ежегодно рассчитывать и анализировать этот показатель.

Федеральная налоговая служба России на основании налоговых деклараций и бухгалтерских отчетов рассчитывает и публикует Налоговую нагрузку по видам экономической деятельности (Приложение 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок").

Налоговую нагрузку ФНС РФ рассчитывает как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Налоговая нагрузка (НН) определяется по формуле:

НН – Налоговая нагрузка (в %)

Н – сумма налогов, начисленных за период расчета.

Д – Доходы по данным бухгалтерского учета без НДС и акцизов. Включаются все доходы (доходы от реализации и прочие доходы).

Пример

Доходы организации составили за год 100 млн. рублей. Совокупные налоговые платежи за год составили – 10 млн. рублей.

Налоговая нагрузка 10% (10 млн. : 100 млн.).

Особенности налоговой нагрузки

1) Налоговая нагрузка рассчитывается без учета сумм налогов, удержанных организацией как налоговым агентом (так как налогоплательщиком этих налогов является другое лицо).

Пример

Организация арендует помещение у органа власти и, как налоговый агент, уплачивает с стоимости аренды НДС. Сумма такого НДС не включается в расчет налоговой нагрузки (указывается в Приложении 2 к Налоговой декларации по НДС).

Но НДФЛ, который уплачивается налогоплательщиком, как налоговым агентом, включается в расчет налоговой нагрузки (например, НДФЛ, уплачиваемый при выплате заработной платы работнику). Это связано с тем, что ФНС РФ включает такой НДФЛ в свой расчет налоговой нагрузки (см. далее).

2) Налоговая нагрузка рассчитывается с НДФЛ (налогом на доходы физических лиц)

НДФЛ с заработной платы сотрудников и подрядчиков уплачивается налогоплательщиками как налоговыми агентами и по логике этот налог в расчет включаться не должен.

Но, ФНС РФ включает НДФЛ в расчет налоговой нагрузки. В примечании к Приложению № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/[email protected], под знаком * указано – "Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц."

3) В расчете налоговой нагрузки не участвуют суммы страховых взносов.

Страховые взносы не учитываются, так как приведенные в Приложении 3 данные налоговой нагрузки по отраслям приводятся без учета этих взносов (об этом указано в примечании к документу).

С 2017 года страховые взносы включены в НК РФ и их администрирует ФНС РФ. Возможно, что из-за этого страховые взносы включат в расчет налоговой нагрузки. Но для этого должны быть изменения в Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]

К примеру, до 2007 года, когда был аналогичный страховым взносам налог Единый социальный налог (ЕСН), сумма ЕСН включалась в расчет налоговой нагрузки. Но в связи с выделением страховых взносов из НК РФ (в период с 2007 по 2016 гг.) страховые взносы исключили из расчета налоговой нагрузки.

В то же время, для управленческих целей, страховые взносы можно включать в расчет налоговой нагрузки, рассчитывая налоговую нагрузку со страховыми взносами и без (налоговая нагрузка со страховыми взносами может быть полезна для мониторинга сумм налоговых выплат с оплаты труда).

Описание

Описана методика налогового бенчмаркинга, позволяющего анализировать основные финансовые показатели налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налогов, сравнивать их со среднеотраслевыми значениями, другими налогоплательщиками. Применение налогового бенчмаркинга позволяет выявить пути налоговой оптимизации, налоговые риски и значимые ошибки. Книга входит в серию «Налоговая оптимизация» известного эксперта по налогообложению Джаарбекова Станислава Маратовича. Читателям предлагается второе издание книги «Налоговый бенчмаркинг». Первое издание вышло в 2017 году.

Об авторе

Похожие авторы

Связанные категории

Предварительный просмотр книги

Налоговый бенчмаркинг - Джаарбеков Станислав Маратович

https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/

1.1. Шаг 1. Налоговая нагрузка

Прежде всего, нужно оценить уровень налоговой нагрузки налогоплательщика. Такая оценка позволит определить, много, мало или оптимально налогоплательщик уплачивает налогов (в сравнении с аналогичными налогоплательщиками).

Этот показатель анализирует налоговая служба и сравнивает его со среднеотраслевыми значениями. Если выяснится, что Ваша налоговая нагрузка существенно ниже среднеотраслевой, то налоговый орган может для начала запросить у Вас пояснения или же провести выездную налоговую проверку.

Поэтому настоятельно рекомендую ежегодно рассчитывать и анализировать этот показатель.

Федеральная налоговая служба России на основании налоговых деклараций и бухгалтерских отчетов рассчитывает и публикует Налоговую нагрузку по видам экономической деятельности (Приложение 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок ).

Налоговую нагрузку ФНС РФ рассчитывает как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Налоговая нагрузка (НН) определяется по формуле:

НН – Налоговая нагрузка (в %)

Н – сумма налогов, начисленных за период расчета.

Д – Доходы в виде выручки от реализации по данным бухгалтерского учета без НДС и акцизов.

Выручка от реализации организации составила за год 100 млн. рублей.

За год начислено налогов на сумму 10 млн. рублей, в том числе:

НДС – 6 млн. рублей;

Налог на прибыль – 2 млн. рублей

Транспортный налог – 500 тыс. рублей

НДФЛ – 1 500 тыс. рублей

Налоговая нагрузка составит 10% (10 млн. : 100 млн.) * 100%.

Особенности налоговой нагрузки

1) Налоговая нагрузка рассчитывается без учета сумм налогов, удержанных организацией как налоговым агентом (так как налогоплательщиком этих налогов является другое лицо).

Прямо это нигде не указано. В то же время, если организация, к примеру, выплачивает дивиденды, то она, как налоговый агент, налог уплачивает, а доходов у нее нет. Включение такого налога в расчет, по моему мнению, искажает реальную налоговую нагрузку.

Организация арендует помещение у органа власти и, как налоговый агент, уплачивает с стоимости аренды НДС. Сумма такого НДС не включается в расчет налоговой нагрузки (указывается в Приложении 2 к Налоговой декларации по НДС).

В то же время НДФЛ, который уплачивается налогоплательщиком, как налоговым агентом, включается в расчет налоговой нагрузки (например, НДФЛ, уплачиваемый при выплате заработной платы работнику). Это связано с тем, что ФНС РФ включает такой НДФЛ в свой расчет налоговой нагрузки (см. далее).

2) Налоговая нагрузка рассчитывается с НДФЛ (налогом на доходы физических лиц)

НДФЛ с заработной платы сотрудников и подрядчиков – физических лиц уплачивается налогоплательщиками как налоговыми агентами и по логике этот налог в расчет включаться не должен.

Но, ФНС РФ включает НДФЛ в расчет налоговой нагрузки. В примечании к Приложению № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@, под знаком * указано – Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц.

3) В расчете налоговой нагрузки не участвуют суммы страховых взносов.

Страховые взносы не учитываются, так как приведенные в Приложении 3 данные налоговой нагрузки по отраслям приводятся без учета этих взносов (об этом указано в примечании к документу).

С 2017 года страховые взносы включены в НК РФ и их администрирует ФНС РФ. Возможно, что из-за этого страховые взносы включат в расчет налоговой нагрузки. Но для этого должны быть изменения в Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

К примеру, до 2007 года, когда был аналогичный страховым взносам Единый социальный налог (ЕСН), сумма ЕСН включалась в расчет налоговой нагрузки. Но в связи с выделением страховых взносов из НК РФ (в период с 2007 по 2016 гг.) страховые взносы исключили из расчета налоговой нагрузки.

В то же время, для управленческих целей, страховые взносы можно включать в расчет налоговой нагрузки, рассчитывая налоговую нагрузку со страховыми взносами и без (налоговая нагрузка со страховыми взносами может быть полезна для мониторинга сумм налоговых выплат с оплаты труда).

4) Сумма доходов определяется по данным бухгалтерской отчетности как Выручка без НДС и акцизов.

НДС и акцизы не учитываются в доходах, так как в бухгалтерской отчетности суммы доходов указываются без косвенных налогов (НДС и акцизы).

Для определения суммы доходов удобнее всего использовать Отчет о финансовых результатах (Форма 2).

ФНС в качестве доходов включает в расчет только Выручку от реализации, которая указывается в строке 2110 Отчета о финансовых результатах (п. 1 Приложения 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). Иные доходы ФНС в расчет доходов не учитывает (например, в Форме 2 указываются Доходы от участия в других организациях (стр. 2310), Проценты к получению (стр. 2320), Прочие доходы (стр. 2340)).

По моему мнению, было бы логично в составе доходов, для расчета налоговой нагрузки, учитывать все доходы (а не только выручку), так как

1.1. Шаг 1. Налоговая нагрузка

Прежде всего, нужно оценить уровень налоговой нагрузки налогоплательщика. Такая оценка позволит определить, много, мало или оптимально налогоплательщик уплачивает налогов (в сравнении с аналогичными налогоплательщиками).

Этот показатель анализирует налоговая служба и сравнивает его со среднеотраслевыми значениями. Если выяснится, что Ваша налоговая нагрузка существенно ниже среднеотраслевой, то налоговый орган может для начала запросить у Вас пояснения или же провести выездную налоговую проверку.

Поэтому настоятельно рекомендую ежегодно рассчитывать и анализировать этот показатель.

Федеральная налоговая служба России на основании налоговых деклараций и бухгалтерских отчетов рассчитывает и публикует Налоговую нагрузку по видам экономической деятельности (Приложение 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок").

Налоговую нагрузку ФНС РФ рассчитывает как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Налоговая нагрузка (НН) определяется по формуле:

НН – Налоговая нагрузка (в %)

Н – сумма налогов, начисленных за период расчета.

Д – Доходы в виде выручки от реализации по данным бухгалтерского учета без НДС и акцизов.

Выручка от реализации организации составила за год 100 млн. рублей.

За год начислено налогов на сумму 10 млн. рублей, в том числе:

НДС – 6 млн. рублей;

Налог на прибыль – 2 млн. рублей

Транспортный налог – 500 тыс. рублей

НДФЛ – 1 500 тыс. рублей

Налоговая нагрузка составит 10% (10 млн. : 100 млн.) * 100%.

Особенности налоговой нагрузки

1) Налоговая нагрузка рассчитывается без учета сумм налогов, удержанных организацией как налоговым агентом (так как налогоплательщиком этих налогов является другое лицо).

Прямо это нигде не указано. В то же время, если организация, к примеру, выплачивает дивиденды, то она, как налоговый агент, налог уплачивает, а доходов у нее нет. Включение такого налога в расчет, по моему мнению, искажает реальную налоговую нагрузку.

Организация арендует помещение у органа власти и, как налоговый агент, уплачивает с стоимости аренды НДС. Сумма такого НДС не включается в расчет налоговой нагрузки (указывается в Приложении 2 к Налоговой декларации по НДС).

В то же время НДФЛ, который уплачивается налогоплательщиком, как налоговым агентом, включается в расчет налоговой нагрузки (например, НДФЛ, уплачиваемый при выплате заработной платы работнику). Это связано с тем, что ФНС РФ включает такой НДФЛ в свой расчет налоговой нагрузки (см. далее).

2) Налоговая нагрузка рассчитывается с НДФЛ (налогом на доходы физических лиц)

НДФЛ с заработной платы сотрудников и подрядчиков – физических лиц уплачивается налогоплательщиками как налоговыми агентами и по логике этот налог в расчет включаться не должен.

Но, ФНС РФ включает НДФЛ в расчет налоговой нагрузки. В примечании к Приложению № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@, под знаком * указано – "Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц."

3) В расчете налоговой нагрузки не участвуют суммы страховых взносов.

Страховые взносы не учитываются, так как приведенные в Приложении 3 данные налоговой нагрузки по отраслям приводятся без учета этих взносов (об этом указано в примечании к документу).

С 2017 года страховые взносы включены в НК РФ и их администрирует ФНС РФ. Возможно, что из-за этого страховые взносы включат в расчет налоговой нагрузки. Но для этого должны быть изменения в Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

К примеру, до 2007 года, когда был аналогичный страховым взносам Единый социальный налог (ЕСН), сумма ЕСН включалась в расчет налоговой нагрузки. Но в связи с выделением страховых взносов из НК РФ (в период с 2007 по 2016 гг.) страховые взносы исключили из расчета налоговой нагрузки.

В то же время, для управленческих целей, страховые взносы можно включать в расчет налоговой нагрузки, рассчитывая налоговую нагрузку со страховыми взносами и без (налоговая нагрузка со страховыми взносами может быть полезна для мониторинга сумм налоговых выплат с оплаты труда).

4) Сумма доходов определяется по данным бухгалтерской отчетности как Выручка без НДС и акцизов.

НДС и акцизы не учитываются в доходах, так как в бухгалтерской отчетности суммы доходов указываются без косвенных налогов (НДС и акцизы).

Для определения суммы доходов удобнее всего использовать Отчет о финансовых результатах (Форма 2).

ФНС в качестве доходов включает в расчет только Выручку от реализации, которая указывается в строке 2110 Отчета о финансовых результатах (п. 1 Приложения 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). Иные доходы ФНС в расчет доходов не учитывает (например, в Форме 2 указываются Доходы от участия в других организациях (стр. 2310), Проценты к получению (стр. 2320), Прочие доходы (стр. 2340)).

По моему мнению, было бы логично в составе доходов, для расчета налоговой нагрузки, учитывать все доходы (а не только выручку), так как они могут формировать налоговую базу. Например, полученные проценты по займам облагаются налогом на прибыль. Но включение доходов, иных, чем выручка, в расчет налоговой нагрузки, приведет к несопоставимым данным с ФНС.

5) Суммы налогов определяем за налоговый период по налоговым декларациям.

При этом в расчет включаем сумму налога, исчисленную к уплате.

То есть, в расчет включаем начисленные за налоговый период суммы налога (а не уплаченные в налоговом периоде). Если для расчета принимать суммы налога, которые были фактически уплачены в налоговом периоде, то налоговая нагрузка будет искажена за счет налоговых платежей за другой налоговый период. Так, к примеру, в текущем году уплачивается налог на прибыль за прошлый год.

Если читать буквально п. 1 Приложения 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, то в расчет нужно включать «суммы уплаченных налогов» (а не начисленных налогов). В связи с этим, есть мнение, что для расчета налоговой нагрузки следует учитывать все налоги, которые были уплачены в календарном году (даже если уплачены за предыдущий год). Например, такая позиция высказана в п. 9.2.1.2. Путеводителя по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам (Консультант плюс).

По моему мнению, учет в налоговой нагрузке доходов по начислению, а налогов по оплате, приведет к несопоставимости данных и искажению результатов. Соответственно, правильно учитывать налоги, которые были начислены за календарный год. Такого мнения придерживаются и некоторые эксперты (например, Типовая ситуация: Что такое налоговая нагрузка и как ее рассчитать (Издательство "Главная книга", 2018)).

Читайте также: